Главная » Ядовитые грибы » Он предметы оживляет, всех их в дело вовлекает, что им делать говорит. Тема: «Имена существительные, обозначающие живые существа и неживые предметы

Он предметы оживляет, всех их в дело вовлекает, что им делать говорит. Тема: «Имена существительные, обозначающие живые существа и неживые предметы

На просторах Интернета есть очень много обучающих загадок по русскому языку. Тематика у этих задач самая разная. Существуют загадки:

  1. про буквы и алфавит;
  2. про слоги и морфемы (приставка, корень, суффикс и др.);
  3. про лексические единицы (антонимы, синонимы, омонимы и т.д.);
  4. про части речи;
  5. про знаки препинания и т.д.

Такие задачи делают уроки более интересными, тем самым помогают школьникам лучше усвоить школьную программу.

Давайте приведем несколько таких загадок с ответами.

Загадки про буквы

  • Черные, кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд –

Вмиг заговорят.

(Буквы).

  • Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная -...

(Безударная).

  • Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки...

(Гласные).

  • Такие буквы нелегко произнести,

Преграда - зубы и язык на их пути.

Их в алфавите двадцать штук. Они все разные,

А называются они...

(Согласные).

Загадки про части речи

  • Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «нашел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется...

(Глагол).

  • Все, что есть на свете,

Оно обозначает.

На вопросы «Кто?» и «Что?»

Четко отвечает.

Всегда оно имеет

И число, и род,

Чтоб не обижался

На него народ.

Падежей различных –

Сразу целых шесть.

На любые случаи

У него уж есть.

(Имя существительное).

  • Художницу эту

Знает весь свет.

Раскрасит талантливо

Всякий предмет.

Ответит всегда

На вопросы такие:

«Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

(Имя прилагательное).

Загадки про знаки препинания

  • Знак простой – крючок и точка,

Я пишу его на строчке.

Если что-то вдруг спрошу,

То в конце его пишу.

(Знак вопроса).

  • Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

В конце третьего листочка

Я закончил. Ставлю...

(Точку).

  • Какая погода!

И день замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой -...

(Восклицательный).

Другие загадки про русский язык

  • Зовут его крылатым словом,

Его значение всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем...

(Фразеологизмом).

  • Слово делим мы на части.

Это же – большое счастье.

Сможет даже грамотей

Составить слово из частей.

(Слоги).

  • Любого языка он государь – наш всезнающий...

(Словарь).

  • А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно...

(Орфограммы).

"Загадки о русском языке"

1. Черные стоят все в ряд,

С нами мудро говорят. (Слова)

2. В текст слова чужие вставим,

И в кавычки их поставим.

Вы же знаете, ребята,

Что в кавычках, то …(цитата).

3. Слово делим мы на части.

Это ведь – большое счастье.

Сможет каждый грамотей

Сделать слово из частей. (Слоги)

4. Черные, кривые,

От рождения немые.

А встанут в ряд –

Вмиг заговорят. (Буквы)

5. Он предметы оживляет, и в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, и спрягаться сам умеет. Дети долго ходят в школы, чтобы выучить…(глаголы).

6. Мы зашли в лесную чащу. Бродит там медведь рычащий. Там – протоптанные тропки. Еж испуганный и робкий. Там – ползущий муравей, и поющий соловей. В строках этих, я замечу, есть особая часть речи. (Причастие)

7. Все, что существует, оно обозначает. На вопросы «Кто?» и «Что?» четко отвечает. Всегда оно имеет и число, и род, чтоб не обижался на него народ. Падежей различных – сразу целых шесть на любые случаи у него уж есть. (Имя существительное)

Тема : «Имена существительные, обозначающие живые существа и неживые предметы»

Цель : Развитие познавательных способностей учащихся, их умения наблюдать и мыслить.

Задачи :

Образовательная: Обобщить и систематизировать знания о частях речи; сформировать на уроке новые понятия «Имена существительные, обозначающие живые существа и неживые предметы».

Воспитательная: Воспитание мотивов учения, положительного отношенияк знаниям.

Развивающая: Развитие познавательных умений.

Оборудование :электронная презентация по теме урока, карточки с заданиями,рабочая тетрадь на печатной основе, словари орфографические,толковые.

Ход урока

1 .Организационный момент . Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем наше знакомство с жителями страны Лингвинии. Мы пойдем в гости к Имени существительному. Этот житель всегда встречает первым гостей. Почему? На этот вопрос мы постараемся ответить на нашем уроке. Вперед!

2. Актуализация знаний

Для того, чтобы познакомится с именем существительным, нам нужно выполнить несколько заданий

Отгадай загадки

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное.)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про...

(Глагол.)

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное.)

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное.)

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь.

Как его имя, скорее ответь!

(Наречие.)

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение.)

НА дороге пёс сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ДО дороги добегу,

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги - кот идёт,

У дороги - поворот.

НАД дорогой - облака.

Шёл К дороге пешеход

Полчаса издалека.

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь её не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Очень помогли...

(Предлоги.)

Картинная галерея

Посмотрите на доску. Вы видите репродукции картин известного русского художника. Запишите в тетради фамилию автора и названия картин.

Какие части речи преобладают в названиях? Почему?

Молодцы! Теперь мы можем войти во двор к первому хозяину.

3 .Изучение нового материала.(работа с тетрадью на печатной основе)

Рассмотрите картинку, что вы можете сказать?

Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы

КТО? ЧТО?

Найдите в тексте имена существительные, выпишите их.


У лукоморья дуб зелёный

А.С. Пушкин

Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит

Определите, что обозначают эти имена существительные предмет, явление или состояние (Задание 1).

Составьте с тремя из них предложения.(Задание 2)

Определите и обозначьте одним словом состояние души (ассоциации).

Назовите предметы и существа, которые вы видите на картинке.

7. Определите, на какой вопрос отвечают эти имена существительные. Заполните табличку.

8. « Да- нет»

Для того.чтобы лучше узнать Имя Существительное,ответьте на вопросы

Правда, что Имя существительное отвечает на вопросы что?где?

Указывает на признак предмета?

Обозначает предмет, явление?

Обозначает только живые существа?

Обозначает только неживые предметы?

Обозначает и то, и другое?

Живые существа отвечают на вопрос что?

На вопрос кто?

Неживые предметы называют Одушевленными именами

существительными?

Живые - неодушевленными?

Умнички! Вы замечательно справились. Хорошо поработали. Теперь нужно отдохнуть

9. Физминутка

10. Работа со словарем.

Во время нашей разминки я произнесла слова АБАЖУР и ЦЕЙТНОТ.

На столе у вас есть словарики. Пожалуйста, найдите лексическое значение данных слов и выпишите себе в тетрадочку.

11. Составьте с данными словами предложения.

12. « Снежная лавина»

На доске записаны слова. Вы должны сделать из них снежный ком.

13. «Мим»

А сейчас несколько человек получат карточки с именами существительными. Они должны будут показать эти слова, не произнося звуки, а класс должен отгадать слово.

Будильник, светофор, дерево

14. Составьте с этими словами предложения.

15. Составьте мини-сочинение на тему: «Осень в лесу», употребляя одушевленные и неодушевленные имена существительные.

4 . Подведение итогов урока

Рефлексия

« Цветная феерия»

На столах у вас лежат квадратики трех цветов (зеленый, жолтый и красный), которые означают соответственно: «я все понял», «мне не все понятно», «мне трудно понять».Подумайте, пожалуйста, о своей работе на уроке и дайте мне знать ваш ответ.

По ответам детей смотреть, что нужно повторить.

Незаконченные предложения.

Ребята, вам необходимо закончить предложение.

Я бы хотел узнать…..

Сегодня на уроке я узнал……

Больше всего мне понравилось упражнение…

5. Домашнее задание

Задание №1.

Расставить знаки препинания в упражнении 184

Задание №2.

Составить предложение.

Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в.

Задание №3.

Сочинение.

Зимнее утро.

1 предложение - морозы (И.п.)

2 предложение - берёза (П.п.)

3 предложение - грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.)

4 предложение - прилёт (Д.п.)

Здравствуйте, друзья мои.

Сегодня я хочу начать наш урок с загадки. Догадайтесь, что это?

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем глядит.

Догадались? Ну конечно, это глагол .

Сегодня мы поговорим о том:

* Что такое глагол?

* Как находить глаголы в речи?

* Как определять число глаголов?

Как интересно в загадке рассказывается о глаголе: «Он предметы оживляет,

всех их в дело вовлекает…».

Вы, наверное, подумали: «Как это, вовлекает в дело предметы? Глаголы , что, какие-то всемогущие волшебники? Если предметы неживые, неодушевлённые, разве они могут выполнять какое-либо действие ?».

Оказывается, действительно, глаголы заставляют действовать любые, даже неодушевлённые предметы.

Вот, например, камень. Лежит себе и лежит. Разве он что-либо делает? Да!

Ставим вопрос от имени существительного : камень что делает? лежит. Вот этим он день-деньской и занимается пока его кто-нибудь не сдвинет.

А дерево что делает? растёт.

Цветок что делает? пахнет.

Как вы думаете, вот эта собака что-нибудь делает? Ну конечно! Она выполняет сразу несколько действий.

Собака что делает? спит, дышит, а иногда даже ухом подёргивает.

Все эти действия, которые совершаются живыми и неживыми предметами, называют глаголы .

Ой, а что это Вирус Ошибкин так рассмеялся?

А-а, понятно! Он радуется чужим недочётам и ошибкам! Дело в том, что я не всё вам рассказал. Как вы думаете, слово «радуется» обозначает действие? Это не совсем так. Слова радоваться, грустить, тревожиться, болеть, и некоторые другие не совсем верно называть действиями. Точнее сказать, что они обозначают состояние .

Итак, глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.

А на какие вопросы может отвечать глагол?

Давайте прочитаем один маленький рассказ:

Заболели у медвежонка Мишки зубки. Мама-медведица говорит:

– Мишутка, я вызову доктора Айболита.

– Мамочка, не надо, я боюсь врачей! – отвечает медвежонок.

– Не надо бояться. Доктор посмотрит твои зубки и поможет тебе.

Пришёл доктор Айболит к Мишке, посмотрел его зубки, прописал лекарство. А потом говорит:

– Мишка, после того, как ты съешь мёд, обязательно прополощи рот водичкой. И тогда твои зубки больше не заболят.

Ну вот мы и прочитали рассказ. А теперь давайте находить в нём глаголы и ставить к ним вопросы.

Первое предложение.

Зубки что сделали? заболели. Глагол «заболели» отвечает на вопрос что сделали?

Во втором предложении мама что делает? говорит .

Следующее предложение. Какое действие собирается выполнить мама? Она говорит: «Я вызову». Слово «вызову » отвечает на вопрос что сделаю?.

Следующие предложения. Не надо что делать? – бояться .

Доктор что сделает? посмотрит и поможет .

Следующее предложение: доктор что сделал? пришёл, посмотрел, прописал .

Доктор что делает? говорит .

Ты что сделаешь? съешь .

что сделай? прополощи .

Зубки что сделают? не заболят .

Друзья мои, посмотрите, как много глаголов в этом маленьком рассказике! А всё потому, что без постоянного действия жизнь просто невозможна. И как много разнообразных вопросов к этим глаголам! И поверьте, что есть ещё и другие вопросы, на которые могут отвечать глаголы . Но все эти вопросы образованы от двух основных вопросов – что делать? и что сделать? Поэтому, чтобы не перечислять все возможные вопросы, на которые могут отвечать глаголы, мы, давая определение глаголу, часто просто говорим, что они могут отвечать на вопросы что делать? и что сделать?

Итак, глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие.

В каждом из этих предложений есть по два слова, которые пишутся и звучат одинаково, но обозначают разное. Как же определить, какой частью речи они являются?

Помните ли вы? Когда мы говорили об именах существительных , что мы назвали

самым важным отличительным их признаком ? Конечно, вопросы, на которые они отвечают. К именам существительным можно поставить вопросы кто? или что?

Точно так же и у глаголов . Они отвечают на вопросы что делать? что сделать? и другие.

А теперь прочитаем первое предложение.

Покрывало из разноцветных листьев покрывало аллею парка.

К первому слову ставим вопрос что? Что? – покрывало. Это имя существительное .

Ставим от него вопрос ко второму слову. Покрывало что делало? – покрывало. Это глагол .

Переходим ко второму предложению.

Странное существо взяло мыло и долго мыло свои лапы.

В нём два раза используется слово «мыло».

Существо взяло что? мыло. Здесь слово «мыло» – имя существительное .

Существо что делало? мыло лапы. Здесь слово «мыло» отвечает на вопрос что делало?, значит это глагол .

Вот так, ставя вопросы к словам, можно определить, какой частью речи они являются .

Я это знаю, теперь знаете и вы.

Друзья мои, вы обратили внимание на глагол, который я сейчас дважды произнёс?

«Знаю» и «знаете».

Первый глагол обозначает состояние одного человека – меня. А второй – состояние многих людей – вас. Дело в том, что глаголы могут изменяться по числам , то есть показывать действие или состояние одного человека или предмета, или нескольких – двух, трёх, многих.

Один человек читаЕт, два или несколько читаЮт.

Один камень лежал, несколько камней лежалИ.

Про глаголы, которые обозначают действие или состояние одного предмета говорят, что они стоят в единственном числе , а про глаголы, которые обозначают действие или состояние нескольких предметов, говорят, что они стоят во множественном числе .

Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я сегодня хотел рассказать.

Что же вам надо из всего сказанного запомнить?

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие.

Чтобы найти глагол в речи, надо поставить соответствующий вопрос .

Глаголы, обозначающие действие или состояние одного предмета, стоят в единственном числе .

Глаголы, которые обозначают действие или состояние нескольких предметов, стоят во множественном числе .

А я прощаюсь с вами, друзья мои. До новых встреч!

Цели мероприятия:

    проверка знаний учащихся в игровой форме; формирование языковой компетенции учащихся развитие логического мышления и интеллектуального уровня;

воспитание любви к родному языку.

Оборудование:

    материалы, необходимые для выполнения заданий. Ножницы, бумага, скрепки, стиплер, булавки.

Предварительная подготовка:

    формирование состава команд; подбор занимательного материала для КВНа.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка, который проходит в рамках школьной недели русского языка и литературы.

2. Представление жюри

3) КВН.

Мы начинаем КВН!

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!

1) Представление команд

1. Мы команда «Знатоки»,

Быть в хвосте нам не с руки.

Мы должны дружнее быть,

Чтоб в КВНе победить!

2. У «Лингвистов» нет проблем,

Пусть начнётся КВН,

И мы сможем доказать,

Что нас трудно обыграть!

3. Мы – «Академики»,

А значит – умны.

Не верите? Проверьте!

Первыми будем мы!

2) Фонетическая разминка

Команды готовы,

Жюри в ожидании,

Призы заготовлены-

Начинаем состязание!

Первым пунктом –

« Фонетическая разминка».

Думайте правильно

И отвечайте без запинки

(Причастие.)

6. Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это ,
И количество предметов
Заменяет часто это .
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него , как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)

4) «Лексический бой»

Задание: по лексическому значению определить слово.

1. Яркое освещение зданий и улиц по случаю праздника. (иллюминация)

2. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (майонез)

3. Лестное замечание в адрес кого-либо, позвала. (комплимент)

4. Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках (фейерверк)

5. Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо, о чём-либо (сувенир)

6. Полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек (сервиз)

7. Короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо (тост)

8. Годовщина деятельности лица или учреждения; празднование по этому случаю (юбилей)

9. Неожиданный подарок (сюрприз)

5) Конкурс актёрского мастерства

Каждая команда получает сказку, выбирают из неё отрывок и ставят по нему пантомиму) («Телефон», «Чудо-дерево», «Муха-Цокатуха»)

6) Шуточный вопрос

Трудно ребус разгадать,

Надо ум свой напрягать.

От неудач не вешайте нос,

Вот вам конкурс «Шуточный вопрос».

1) Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

2) Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами)

3) В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (Друг друга они ненавидели)

7) «Найди начало»

Продолжается схватка между вами.

Вам предстоит разобраться с котами.

Задание: подобрать слова, заканчивающиеся на –кот.

6. Человек одинакового возраста с кем-нибудь (ровесник).

7. Летнее открытое помещение в жилом доме в виде постройки с крышей на стол­бах (терраса).

8. Старый заслуженный работник (ветеран).

9. Преобразование, изменение, переустройство чего-либо (реформа).

10. Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей (караван).

11. Синоним к слову «багровый» (кровавый).

12. Темно-красный (бордовый).

13. Заявить о своем несогласии (возражать).

14. Газообразная оболочка, окружающая Землю и некоторые другие планеты (атмосфера).

15. Воспроизводить, оттискивая с типографского набора, размножать с помощью специальных аппаратов (печатать).

Ограда по краю лестницы (перила).

10) «10 фразеологизмов»

На ответ даётся 1 минута

1) яблоку негде упасть – очень тесно

2) вывести на чистую воду – разоблачить

3) делать из мухи слона – сильно преувеличивать

4) за тридевять земель – очень далеко

5) зарубить на носу – запомнить надолго, крепко

6) засучив рукава – старательно, усердно

7) иметь голову на плечах – здраво мыслить

8) в двух словах - коротко сказать

9) в двух шагах - очень близко

10) одного поля ягода - одинаковые

1) водить за нос - обманывать

2) бить баклуши - бездельничать

3) сломя голову – очень быстро

4) себе на уме – хитрый, скрытный

5) клевать носом – засыпать на ходу

6) как рыба в воде – хорошо

7) семь пятниц на неделе - часто менять планы

8) оказаться между двух огней – опасность с обеих сторон

9) в три ручья - обильно

10) стричь всех под одну гребенку - одинаково

1) убить двух зайцев - одновременно решить две проблемы

2) на всех парусах - очень быстро

3) садиться не в свои сани – браться не за своё дело

4) взять голыми руками - без оружия, без инструментов, без необходимых средств

5) раз, два и обчелся - очень быстр, без задержек

6) со всех ног - очень быстро

7) без году неделя - недавно

8) как свои пять пальцев - очень хорошо

9) скрепя сердце - очень тяжело, болезненно

10) ни свет ни заря - рано

Закончен КВН…

Пришла пора итоги подвести:

И лидеров назвать.

4. Подведение итогов и награждение команд

5. Заключительное слово учителя

Подведены итоги,

Награды вручены.

Наш КВН закончен,

Активны были вы.

От игр забавных к знаниям

Команды дружно шли,

Но главные победы,

Конечно, впереди!

Желаю вам, ребята,

Счастливого пути!

Игра со зрителями.

Дать значение фразеологизма

1) быть на седьмом небе – безгранично счастливый

2) ломать голову - задумываться

3) как снег на голову - неожиданно

4) как в воду канул – бесследно исчез

5) болеть душой - переживать

6) в два счета - очень быстро

7) задирать нос - зазнаваться

8) вставлять палки в колеса - мешать

9) два сапога - пара - одинаковые

10) сидеть сложа руки - бездействовать, бездельничать

11) повесить нос – опечалиться, загрустить

12) кривить душой – говорить неправду

13) спустя рукава - плохо

14) от корки до корки - от начала до конца

15) вызывать огонь на себя - принять удар

16) заблудиться в трех соснах - не разобраться в простых вещах

17) на все четыре стороны - куда угодно

18) гнаться за двумя зайцами – браться сразу за несколько дел

19) кусать себе локти – сожалеть об упущенном

20) брать себя в руки – контролировать себя

21) с три короба – очень много

22) не покладая рук - старательно, долго

23) рукой подать - близко

24) в час по чайной ложке - медленно

25) стреляный воробей - опытный

26) душа в душу – дружно

27) не давать спуску – быть требовательным

28) как на ладони - ясно, отчётливо видно

Загадки

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

На снежном склоне
Чёрные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы.)

ПРИставляемся всегда мы к началу слова

И меняем без труда

Смысл его на новый.

В речи очень много нас!

ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!

И другие тоже есть,

Всех нас трудно перечесть!

Твёрдо помните, друзья, -

В языке без нас нельзя!

(Приставки.)

Загадки про части речи

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает ,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про...
(Глагол.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ.

Мел КАКОВ? Он ХРУПОК, мел.

Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ.

И КРАСИВ кленовый лист.

КАКОВО моё оконце?

ШИРОКО, в нём видно солнце!

Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ,

Ночью мышкам не ВИДНЫ.

Все подобные слова -

Форма прилагательных.

Нам КАКОВ и КАКОВА -

Скажут обязательно!

(Краткие прилагательные.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)

НА дороге пёс сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ДО дороги добегу,

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги - кот идёт,

У дороги - поворот.

НАД дорогой - облака.

Шёл К дороге пешеход

Полчаса издалека.

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь её не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Очень помогли...

(Предлоги.)

Загадки про падежи

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">
КОГО же нет?
Я очень беспокоюсь.
ЧЕГО же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
Какой падеж, скорее подскажите!
(Родительный падеж)
КОМУ всё дать? К ЧЕМУ призвать? -
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
С предлогом «по» гулять хожу.
Запомни обязательно,
Дружок, падеж ты...
(Дательный.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">
Творите - КЕМ? Творите - ЧЕМ?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.
Коль ты сообразительный,
Узнай падеж...
(Творительный.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи.
(Доктор, лекарь, эскулап.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

Он – ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишнёвый,
И даже детским он бывает,
Кто это слово отгадает?
(Сад.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

Всезнайкой если хочешь стать,
Учись предметы обобщать.
Байдарка, баржа, ледокол .
Ты слово общее нашёл?
(Судно.)

https://pandia.ru/text/77/496/images/image001_276.gif" width="20" height="17 src=">

Вот малина, голубика,
Земляника, ежевика.

Как назвать нам дар тот леса?
Это очень интересно!
(Ягода.)

Быки, бараны и коровы
Назвать их сможешь общим словом?
(Скот.)

Жил-был учебник по русскому языку. Каждый день по нему учились дети. Вместе с учениками он решал орфографические задачки. В конце учебного года ученик забрал учебник домой и выбросил в мусорное ведро. Там учебник пролежал целые сутки. Он понял, что стал никому не нужен. Когда он об этом подумал, ему стало очень одиноко. После этого он обиделся на хозяина. На следующий день его сдали на переработку. Он превратился в бумагу, а из неё сделали учебник по математике. У него началась новая жизнь, иучебник опять стал счастливым.

Томашко Артем

Один шерстяной носок связала бабушка. Он был мягкий и тёплый. Носок любил, когда его надевали. Он знал, что человек с ним не замёрзнет, и от этого у него становилось хорошо на душе. Была у него и подружка, в которую он был влюблён. Это был тоже носок, его пара. Когда его не надевали, онбыл в отчаянии, но его утешало то, что он мог полюбоваться своей подружкой. А когда его кидали в стирку, он страдал, потому что сидеть час в воде и пене не очень-то приятно. Когда носок протёрся, бабушка распустила оба носка и смотала большой клубок. Возможно, очень скоро из этой шерсти получится новая пара носков.

Куликов Егор

Жил - был пакет. Один раз его взяли в магазин, и по дороге он потерялся. Пакет пытался докричаться до своего хозяина, но его никто не слышал. Тогда пакет пошёл, куда глаза глядят.И он попал на дорогу. Там один человек поднял его и принёс к себе в дом. Пакет попал на балкон кдругим пакетам. Там он подружился с белым пакетом, чёрным и жёлтым. На балконе им всем нравилось лежать и разговаривать друг с другом. Но один раз новый хозяин взял пакет в магазин, и по дороге пакет опять потеряли. Но тут же пакет поднял его бывший хозяин, который его давно потерял. А пакет просто не поверил этому чуду! И так пакет живёт там и сейчас, и его больше не теряют.

Милоянин Лаврентий.

Жил - был ластик. Он стоял в магазине, но никто его не покупал, потому что он стоял за коробкой с карандашами. Но однажды пришел мальчик, который хотел купить ластик. Мальчик спросил консультанта, но тот сказал, чтоластиков больше нет. Тогда мальчик сам решил поискать ластик. А в это время ластик очень волновался, потому что он хотел, чтобы мальчик нашел его. Мальчик искалдолго, но наконец-то нашел ластик за коробкой. В тот момент, когда мальчик взглянул на ластик, он всё ещё волновался: ведь он никогда не был в руках человека. Но когда мальчик взял его на руки, ластик успокоился. Ластик скорей хотел оказаться дома. Когда мальчик пришел домой, то про ластик забыл.Наступил следующий день,мальчик вскочил с кровати и начал одеваться в школу, а ластик не понимал: куда это он идет?А мальчик подбежал к ластику и взял его в руки.Ластик, оказавшись в руках мальчика без упаковки,испытывал что-то необыкновенное, и ему было очень хорошо. Когдамальчик прибежал в класс,он швырнул ластик на парту. Ластику было не больно, но он испугался. Ластикувидел, что такое школа. Ему там понравилось. Так он и работал в школе, ластик рос вместе с мальчиком. Для него школа была, как родной дом. Когда мальчик был в одиннадцатом классе, он взял ластик, чтобы стереть рисунок, ноластик плохо стирал. На самом деле он истёрся и состарился. И мальчикего выкинул.Ластик оказался на свалке. Он вспоминал свою молодую жизнь. Так он и осталсялежать на свалке.

Буш Соня.

Жилана свете змейка. Она появилась на свет на уроке труда. Змейкусделала девочкаАня из бумаги.Когда её сделали,её положили на стол и оставили там лежать. Змейке было очень грустно. Но скоро её переложили на орхидею на подоконнике. Змейке там очень понравилось, потому чтотам была другая змейка. Они подружились и стали лучшими друзьями. Они стали сочинять песни и стихи. Ноцветок залили водой. Измейку пересадили на другой цветок. Змейке тоже там понравилось. Она подружилась с тем цветком.

Мышакова Аня.

Жила-была книга. Её домом был книжный магазин. Один раз в этот магазин пришёл мальчик. Ему очень понравилась эта книга, и он купил её. Когда он принёс книгу домой, то сразу сел читать её. Книге это очень понравилось. На следующий день мальчик взял эту книгу в школу, а когда уходил домой, то забыл положить книгу в портфель. Книга осталась в школе на ночь. Она захотела прогуляться по школе.Когда она вышла во двор, на неё накинулась собака. Эта собака охраняла школу. Книга очень испугалась и побежала со всех ног от собаки, но собака всё равно догнала книгу и начала вырывать зубами страницы. Книге было очень больно. В это время прибежал охранник и вытащил книгу из зубов собаки. Охранник положил книгу в класс мальчика. На следующий день мальчик пришёл в школу и увидел, что книга разорвана. Он заклеил её скотчем. После школы мальчик принёс книгу домой и положил на стол. А пока он делал уроки, книга убежала из дома, потому что она боялась, что если мальчик возьмёт её в школу, то на неё опять набросится та собака. Наулице книгу нашла девочка и забрала её себе. С тех пор у книги появиласьновая хозяйка.

Мухаметдинов Тимур

Жила ¬- была тетрадь. Она родилась на фабрике, где изготовляют тетради.Потом её положили в коробку к другим тетрадям и отправили в магазин.На полке в магазине она спросила у своей соседки тетради, кто же она такая? Соседка сказалаей, что она тетрадь. Тетрадь устала и заснула, а проснулась она, когда кто-товзял её в руки.Это купил её ученик 3 « а» класса Петя.Онпринёс тетрадь в школу, и на уроке русского языка в неё поставили «2».Вечером тетрадь познакомилась склассным журналом. Журнал рассказал, что Петя плохо учится. Тетрадь расстроилась.Через неделю Петя её исписал и сдал в макулатуру.

Хышов Даня

В одном доме жил телевизор. Он считал себя очень важным и думал, что без него не обойдутся. Он стоял на шкафу и важничал. Но однажды хозяева посчитали, что телевизор уже стар, и они поставили его в угол. А на его место встал новый, большой и блестящий телевизор. Хозяевам он очень понравился. Но старый телевизор считал, что новый телевизор не так красив и хорош, как он и не имеет право занимать его место, поэтому каждый раз, когда включали новый телевизор, старый специально падал, чтобы помешать хозяевам, смотреть новый телевизор. Хозяевам это не понравилось, и они поставили старый телевизор в шкаф. Телевизор обиделся и стал биться в стенки шкафа, но его никто не слышал. Тогда он впал в отчаяние и упал на дверцу шкафа. Дверца открылась,телевизор выпал и разбился. От этого шкаф качнулся, и новый телевизор тоже упал и разбился.

Гриша Радаев



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта