Главная » Ядовитые грибы » Петровский а и др психология. Введение в психологию - Петровский А.В

Петровский а и др психология. Введение в психологию - Петровский А.В

Петровский А.В. Общая психология. -М., 1976.

От редактора 3

Часть первая. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1. Предмет психологии

I. 1. 1. Понятие о психологии 5

I. 1. 2. Мозг и психика 20

I. 1. 3. Понятие о сознании 29

Глава 2. Состояние, структура и методы современной психологии

I. 2. 1. Марксистско-ленинская философия - методологическая основа научной психологии 33

I. 2. 2. Современная психология и ее место в системе наук 41

I. 2. 3. Принципы и структура современной психологии 46

I. 2. 4. Принципы и методы исследования современной психологии 56

Глава 3. Развитие психики и сознания

I. 3. 1. Развитие психики в филогенезе 66

I. 3. 2. Зависимость психических функций от среды и строения органов 86

I. 3. 3. Возникновение сознания в процессе трудовой деятельности и его общественно-историческая природа 89

Часть вторая. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 4. Психологическая характеристика личности

II. 4. 1. Понятие о личности в психологии 97

II. 4. 2. Активность личности человека 102

II 4. 3. Мотивация как проявление потребностей личности 110

II. 4. 4. Формирование личности 129

Глава 5. Психология межличностных отношений

II. 5. 1. Общее понятие о группах и коллективах 136

II. 5. 2. Групповая дифференциация 140

Глава 6. Общая характеристика деятельности личности

II. 6. 1. Определение понятия деятельности 157

II. 6. 2. Структура деятельности 160

II. 6. 3. Освоение деятельности. Навыки 166

II. 6. 4. Основные виды деятельности и их развитие у человека 176

Глава 7. Внимание

II. 7. 1. Общая характеристика внимания 187

II. 7. 2. Физиологические механизмы внимания 189

II. 7. 3.. Виды внимания и их характеристика 193

II. 7. 4. Характерные особенности внимания 199

II. 7. 5. Развитие внимания у детей и пути его формирования 206

Глава 8. Речь и общение

II. 8. 1. Язык, общение, речевая деятельность 210

II. 8. 2. Физиологические механизмы речевой деятельности 214

II. 8. 3. Виды речевой деятельности 218

II. 8. 4. Развитие, речи в процессе обучения 223

Часть третья. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ

Глава 9. Ощущение

III. 9. 1. Понятие об ощущении 229

III. 9. 2. Общие закономерности ощущений 237

Глава 10. Восприятие

III. 10. 1. Понятие о восприятии и характеристика основных его особенностей 249

III. 10. 2. Восприятие как действие 257

III. 10. 3. Восприятие пространства 268

III. 10. 4. Восприятие времени и движения 278

Глава 11. Память

III. 11. 1. Общее понятие о памяти 283

III. 11. 2. Виды памяти 291

III. 11. 3. Общая характеристика процессов памяти 296

III. 11. 4. Запоминание 297

III. 11. 5. Воспроизведение 306

III. 11. 6. Забывание и сохранение 309

III. 11. 7. Индивидуальные различия памяти 312

Глава 12. Мышление

III. 12. 1. Общая характеристика мышления 315

III. 12. 2. Мышление и решение задач 328

III. 12. 3. Виды мышления 337

Глава 13. Воображение

III. 13. 1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах 342

III. 13. 2. Физиологические основы процессов воображения 349

III. 13. 3. Роль фантазии в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности взрослого 354

Часть четвертая. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СТОРОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Глава 14. Чувства

IV. 14. 1. Понятие о чувствах 361

IV. 14. 2. Физиологические основы эмоциональных состояний 366

IV. 14. 3. Эмоции у животных и человеческие эмоции 370

IV. 14. 4. Выражение эмоциональных состояний 371

IV 14. 5. Формы переживания чувств 374

IV. 14. 6. Высшие чувства 379

IV. 14. 7. Личность и чувства 384

Глава 15. Воля

IV. 15. 1. Понятие о воле 389

IV. 15. 2. Волевой акт и его структура 394

IV. 15. 3. Волевые качества личности и их формирование 400

Часть пятая. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Глава 16. Темперамент

V. 16. 1 Общая характеристика темперамента 405

V. 16. 2 Физиологические основы темперамента 408

V. 16. 3 Типология темпераментов 412

V. 16. 4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека 417

Глава 17. Характер

V. 17. 1. Понятие о характере 422

V. 17. 2. Физиологические основы характера 425

V. 17. 3. Структура характера и симптомокомплексы его свойств 428

V. 17. 4. Формирование характера 433

Глава 18. Способности

V. 18. 1. Понятие о способностях 441

V. 18. 2. Качественная и количественная характеристика способностей 443

V. 18. 3. Структура способностей 449

V. 18. 4. Талант, его происхождение и структура 452

V. 18. 5. Природные предпосылки способностей и талантов 456

V. 18. 6. Формирование способностей 462

Краткий терминологический словарь 467

ОТ РЕДАКТОРА

Курсом общей психологии начинается изучение цикла психологических дисциплин в педагогических институтах - курс предваряет изучение возрастной и педагогической психологии, различные виды психолого-педагогической практики, спецкурсы, посвященные отдельным проблемам психологии обучения и воспитания, социальной психологии коллектива и др. На знания общей психологии должны опираться преподаватели при изложении основ педагогики, частных методик и других дисциплин, готовящих будущего учителя к его профессиональной деятельности. Общая психология в этой связи, с одной стороны, становится своего рода введением в психологическую науку, а с другой - берет на себя решение конкретных задач теоретической подготовки студента к его профессиональной работе, сообщая ему необходимые знания о природе и закономерностях основных психических процессов и психологических особенностей личности, без ориентировки в которых оказывается невозможным дальнейшее формирование педагога-профессионала.

Настоящее второе, переработанное и дополненное издание "Общей психологии" учитывает вводный характер курса общей психологии и принимает во внимание совокупность уже имеющихся учебных пособий, которыми будут пользоваться студенты, осваивающие психологию на протяжении всего времени пребывания в педагогическом институте. Мы имеем в виду учебный пособия "Возрастная и педагогическая психология" (М., "Просвещение", 1973), "Практические занятия по психологии" (М., "Просвещение", 1972), "Сборник задач по общей психологии" (М., "Просвещение", 1974), а также другие готовящиеся к печати пособия для студентов. В связи с этим авторы и редактор стремились избежать дублирования и в то же время выдержать единство содержания всех учебных пособий по психологии в педвузе.

При подготовке второго издания "Общей психологии" был учтен накопившийся за последние годы опыт преподавания

психологии в педагогических институтах, отзывы и замечания кафедр психологии, наиболее существенные результаты научных исследований советских и зарубежных психологов. В книге усилено внимание к методологическим основам психологии.

Все это определило направление работы над новым изданием. Наиболее существенной переработке подверглись во втором издании главы 2, 4, 5, 7, 14, 15, 16. В другие главы внесены изменения преимущественно редакционного характера.

главы 1 - академик АПН СССР, доктор психологических наук, профессор А. В. Петровский и доктор психологических наук, профессор М. Г. Ярошевский; глав 2, 4, 13 и 18 - профессор А. В. Петровский; главы 3 - доктор психологических наук, профессор В. С. Мухина; главы 5 - профессор А. В. Петровский и заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских и психологических наук, профессор К. К. Платонов; главы 6 - доктор психологических наук, профессор Л. Б. Ительсон; главы 7 - доктор психологических наук, профессор Н. Ф. Добрынин и кандидат психологических наук Е. Б. Пирогова; главы 8 - доктор филологических наук, профессор А. А. Леонтьев; главы 9 - кандидат психологических наук Т. П. Зинченко; главы 10 - член-корреспондент АПН СССР, доктор психологических наук, профессор В. П. Зинченко и кандидат психологических наук Т П. Зинченко; главы 11 - доктор психологических наук, профессор П. И. Зинченко и кандидат психологических наук Г. К. Середа; главы 12 - кандидат философских наук А. В. Брушлинский; главы 14 - кандидат психологических наук Г. А. Фортунатов и доктор психологических наук П. М. Якобсон; главы 15 - доктор психологических наук П. М. Якобсон; главы 16 - доктор психологических наук, профессор В. С. Мерлин и кандидат психологических наук Б. А. Вяткин; главы 17 - профессор В. С. Мерлин.

Название: Введение в психологию.

В основу книги положен учебник «Общая психология», многократно переиздававшийся с 1970 по 1986 г. и переведенный на немецкий, финский, датский, китайский, испанский и многие другие языки. Учебник радикально переработан, дополнен новыми материалами, отвечающими современному уровню развития психологической науки.
При всей содержательности и полноте учебник сохраняет черты пропедевтики по отношению к последующим базовым и практико-ориентированным учебным дисциплинам. Фактически каждая глава этой книги является основой соответствующего учебного пособия не конкретной психологической дисциплине. Так, например, главы «Общение» и «Личность» являются своего рода преамбулой для курса (программы и учебника) «Социальная психология». Главы, посвященные познавательным процессам: «Память», «Восприятие», «Мышление», «Воображение», вводят в курс «Педагогическая психология» или «Психология обучения».



СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Исторический путь развития психологии (М.Г, Ярошевский)

1. Античная психология


Глава 2. Современная психология. Ее предмет и место в системе наук (А.В. Петровский)
1. Предмет психологии

4. Психология и педагогика,

Глава 3. Методы психологии (ЛА. Карпенко}
1. Субъективный метод
2. Объективный метод
4. Метод эксперимента
5. Измерения в психологии
6. Метод опроса
7. Проективные методы


Глава 4. Ощущения (Т.П. Зинченко)

1. Понятие об ощущении
Глава 5. Восприятие (В.Л. Зинченко, Т.П. Зинченка)
2. Восприятие как действие
3. Восприятие пространства
Глава 6. Память (Г.К. Середа)
1. Общее понятие о памяти
2. Виды памяти
4. Запоминание
5. Воспроизведение
6. Забывание и сохранение
Глава 7. Мышление (А.В. Брушлинский)
2. Мышление и решение задач
3. Виды мышления
Глава 8. Воображение (А.В. Петровский)

Глава 9. Чувства (АЛ Петровский)
2. Формы переживания чувств
3. Чувства и личность

Глава 10. Активность (Л.И. Петровский, В.Л. Петровский)


3. Болевые действия
Глава 11. Общение (Л.В. Петровский)
1. Понятие об общении

Глава 12. Группы (Л.В. Петровский)
1. Группы и их классификация


Глава 13. Сознание (B.C. Мухина, Л.В. ПстроискиП)
2. Возникновение сознания
Глава 14. Личность (Л.В. Петровский)
2. Структура личности
4. Направленность личности
5. Самосознание личности
6. Развитие личности

Глава 15. Темперамент (Н.С. Лейтес)


Глава 16. Характер {А.В. Петровский)
1. Понятие о характере
2. Структура характера
Глава 17. Способности (А.В. Петровский
1. Понятие о способностях
2. Структура способностей

5. Формирование способностей
Приложение. Словарь терминов
Рекомендуемая литература

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Введение в психологию - Петровский А.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Letitbit

Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевро пейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов. Постепенно слово «психолог» вошло в оборот повседневной жизни. В пушкинской «Сцене из "Фауста" Мефи стофель говорит: «Я психолог... о, вот наука!»
Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страс тей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Для естест венных наук это очевидно. Опора на изученные ими законы позволяет предвосхищать грядущие события - от нерукотворных солнечных затмений до эффектов контролируемых людьми ядер ных взрывов.
Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни куда как далеко, например, до физики. Ее явления неизмеримо превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем - это детская игра сравнительно с загадками детской игры.

СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Глава 1. Исторический путь развития психологии (М.Г, Ярошевский)
1. Античная психология
2. Психологическая мысль Нового времени
3. Зарождение психологии как науки
4. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии
5. Основные психологические школы
6. Эволюция школ и направлений
Глава 2. Современная психология. Ее предмет и место в системе наук (А.В. Петровский)
1. Предмет психологии
2. Психология и естествознание
3. Психология и научно-технический прогресс
4. Психология и педагогика,
5. Место психологии в системе наук
6. Структура современной психологии
7. Понятие об общей психологии
Глава 3. Методы психологии (ЛА. Карпенко}
1. Субъективный метод
2. Объективный метод
3. Объективные методы исследования
4. Метод эксперимента
5. Измерения в психологии
6. Метод опроса
7. Проективные методы
8. Метод отраженной субъектности
9. Организация конкретного психологического исследования
Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ
Глава 4. Ощущения (Т.П. Зинченко)
1. Понятие об ощущении
2. Общие закономерности ощущений
Глава 5. Восприятие (В.Л. Зинченко, Т.П. Зинченка)
1. Характеристика восприятия и его особенностей
2. Восприятие как действие
3. Восприятие пространства
4. Восприятие времени и движения
Глава 6. Память (Г.К. Середа)
1. Общее понятие о памяти
2. Виды памяти
3. Общая характеристика процессов памяти
4. Запоминание
5. Воспроизведение
6. Забывание и сохранение
7. Индивидуальные различия памяти
Глава 7. Мышление (А.В. Брушлинский)
1. Общая характеристика мышления
2. Мышление и решение задач
3. Виды мышления
Глава 8. Воображение (А.В. Петровский)
1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах
2. Физиологические основы процессов воображения
3. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых
Глава 9. Чувства (АЛ Петровский)
1. Определение чувств и их физиологические основы
2. Формы переживания чувств
3. Чувства и личность
Часть III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ
Глава 10. Активность (Л.И. Петровский, В.Л. Петровский)
1. Внутренняя организация активности человека
2. Внешняя организация активности
3. Болевые действия
Глава 11. Общение (Л.В. Петровский)
1. Понятие об общении
2. Общение как обмен информацией
3. Общение как межличностное взаимодействие
4. Общение как понимание людьми друг друга
Глава 12. Группы (Л.В. Петровский)
1. Группы и их классификация
2. Высшая форма развития группы
3. Дифференциация п группах разного уровня развития
4. Интеграция л группах разного уровня развития
5. Ученические группы: психологические особенности работы педагога (МАО. Кондратий)
6. Структура взаимоотношении в семье
Глава 13. Сознание (B.C. Мухина, Л.В. ПстроискиП)
1. Развитие психики в филогенезе
2. Возникновение сознания
3. Структура сознания и бессознательное в психике человека
Глава 14. Личность (Л.В. Петровский)
1. Понятие о личности в психологии
2. Структура личности
3. Основные теории личности в зарубежной психологии
4. Направленность личности
5. Самосознание личности
6. Развитие личности
Часть IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Глава 15. Темперамент (Н.С. Лейтес)
1. Общее понятие о темпераменте
2. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности
3. Темперамент и проблемы воспитания
Глава 16. Характер {А.В. Петровский)
1. Понятие о характере
2. Структура характера
3. Природа и проявления характера
Глава 17. Способности (А.В. Петровский
1. Понятие о способностях
2. Структура способностей
3. Талант, его происхождение и структура
4. Природные предпосылки способностей и таланта
5. Формирование способностей
Приложение. Словарь терминов
Рекомендуемая литература

  • Ученое звание: Профессор
  • Доктор психологических наук: специальность 19.00.00 «Психологические науки», тема диссертации: Феномен субъектности в психологии личности
  • Кандидат наук: специальность 19.00.00 «Психологические науки», тема диссертации: Активность субъекта в условиях риска
  • Специалитет: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, специальность «Психология»

  • Член-корреспондент РАО

Профессиональные интересы

Автор концепции надситуативной активности субъекта, теории персонализации, которая рассматривается как процесс идеального "представливания" личности в других людях ("отраженная субъектность"), мультисубъектной теории личности

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

  • (Магистратура; где читается: ; программа "Консультативная психология. Персонология"; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Консультативная психология. Персонология"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • (Бакалавриат; где читается: ; программа "Психология"; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Консультативная психология. Персонология"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Консультативная психология. Персонология"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Консультативная психология. Персонология"; 2-й курс, 1 модуль)Рус

Публикации 35

    Глава книги Петровский В. А. // В кн.: Поколения ВШЭ. Учителя об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 99-101.

    Глава книги Петровский В. А. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 2. С. 305-362.

  • Глава книги Петровский В. А. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 200-215.

Исследовательские гранты

  • 2011-2012 гг. Коллективный грант «Учитель-Ученики» по конкурсу Программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» 2011-2012 гг. (№ 11-04-0034) на выполнение исследовательского проекта «Сценарные модели мира: рефлексия и динамика мировосприятия» (руководитель) Техническое задание Промежуточные итоги: тексты ...", .
  • 2008. Индивидуальный исследовательский грант Научного фонда ГУ-ВШЭ (№ 08-01-0143) на выполнение исследования по теме "Идеи и методы мультисубъектной персонологии", 2008 г.

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук

  • Сизикова М. В. Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности , 2018
  • Шмелев И. М. Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций , 2017
  • Чернышкова Е. Ю. Рефлексия как условие динамики фрустрационного реагирования , 2012
  • Белорусец А. С. «Ландшафтная аналитика»: методологический анализ психотерапевтической практики (aспирантура: 1-й год обучения)
  • Коваленко Е. Ю. Модель рефлексии испытуемым результатов имплицитного исследования личности (aспирантура: 1-й год обучения)
  • Чукарин Б. А. Динамика ценностных переживаний личности в зависимости от способов их репрезентации (aспирантура: 2-й год обучения)
  • Хохлачёва А. В. Динамика эмоциональной близости в романтических отношениях (aспирантура: 2-й год обучения)
  • Акопян К. Г. Предикторы нетранзитивности в ситуации выбора (aспирантура: 2-й год обучения)
  • Андреева А. И. Тривиальность-нетривиальность как характеристика психологических знаний (aспирантура: 3-й год обучения)

Опыт работы

ПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович (р. 1950) - российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, психологического консультирования, математического моделирования личности. Автор идеи персонологии - "науки личности" и мультисубъектной теории личности. Д-р психологических наук (1994), чл.-кор. РАО (1995), профессор (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (2001). Окончил физико-математическую школу при мехмате МГУ им. Ломоносова (1967) и фак-т психологии МГУ (1972). Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973). В 1974 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР (1974-1976), защитив в 1977 г. канд. дис. "Активность субъекта в условиях риска". Научную деятельность продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с., 1975-1979). С 1979 по 1980 г. - ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР.

С 1980 по 1984 г. продолжил научную работу в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания (1984-1992). В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК "Школа", где руководил разработкой "Концепции дошкольного воспитания", которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с "природой", "культурой", "другими людьми", "самим собой". С 1992 по 1996 г. П. зав. лабораторией "Личностно-ориентированной дидактики" Института педагогических инноваций РАО.

С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией "Персонологии развития" Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых ("Воспитателю о личностном общении", М., 1992, в соавт.; "Построение развивающей среды в дошкольном учреждении", М., 1993, в соавт.; "Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада", М., 1993, в соавт. и др.). Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов) ("Одаренные дети: экология творчества", Челябинск - Москва, 1993, в соавт.). Другая линия научных исследований П. связана с психологией личности ("Психология неадаптивной активности", М., 1992; "Личность: феномен субъектности", Ростов-на-Дону, 1993).

В 1994 г. он защищает докт. дис.: "Феномен субъектности в психологии личности", основные положения которой были представлены в учебном пособии "Личность в психологии: парадигма субъектности" (Ростов-на-Дону, 1996). Результатом экспериментальных исследований всех этих лет было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное "Я"; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное "Я"; 3)персонализации, трактующей отраженное "Я"; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное "Я". В данной теории впервые выделен и критически проанализирован "постулат сообразности" (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также - идея неустранимости противоречия в системе "Я в себе и для себя" и "Я в другом и для другого" как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия "активная неадаптивность", "бескорыстный риск", "избыточные возможности как источник активности, "самотрансценденция", "отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)", "Я как причина себя", "кольцо самоподражания", "действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)", "Мое Я" и "Мое Ты" и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи "инобытия" индивида как формы существования его личности совместно с А.В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных П. методов "виртуальной", "отраженной" и "возвращенной субъектности", представленных многочисленными экспериментальными методиками ("Экспериментальные методы исследования личности в коллективе" / под ред. А.В. Петровского и В.А. Петровского., М., 1985). Третье направление исследований П. - теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского "Теоретическая психология", М., 2001). В этом русле П. предложена идея персонологии - "науки личности", объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология - это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей. В последние годы П. разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности ("К построению алгебры когито", 1998; "Трансактная модель рефлексивного выбора", 2001; "Импульсная модель экзистенциального выбора", 2002). П. также автор монографий: "Личностно-развивающее взаимодействие", в соавт., Ростов-на-Дону, 1993; "Воспитатели и дети: источники роста" (отв. ред. и автор), М., 1994; "Психология воспитания" (отв. ред. и автор), М., 1994 и др.

Л.А. Карпенко

Студенты магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» (трек «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование») получили международный сертификат «Coach in Transactional Analysis» в International Coaches Union (ICU). Тем самым они стали первыми специалистами в области транзактно-аналитического коучинга в России, выполнившими серьезные сертификационные требования ICU. Поздравляем!

Издательство: Просвещение

Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.

От редактора 3

Часть первая. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1. Предмет психологии

I. 1. 1. Понятие о психологии 5

I. 1. 2. Мозг и психика 20

I. 1. 3. Понятие о сознании 29

Глава 2. Состояние, структура и методы современной психологии

I. 2. 1. Марксистско-ленинская философия - методологическая основа научной психологии 33

I. 2. 2. Современная психология и ее место в системе наук 41

I. 2. 3. Принципы и структура современной психологии 46

I. 2. 4. Принципы и методы исследования современной психологии 56

Глава 3. Развитие психики и сознания

I. 3. 1. Развитие психики в филогенезе 66

I. 3. 2. Зависимость психических функций от среды и строения органов 86

I. 3. 3. Возникновение сознания в процессе трудовой деятельности и его общественно-историческая природа 89

Часть вторая. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 4. Психологическая характеристика личности

II. 4. 1. Понятие о личности в психологии 97

II. 4. 2. Активность личности человека 102

II 4. 3. Мотивация как проявление потребностей личности 110

II. 4. 4. Формирование личности 129

Глава 5. Психология межличностных отношений

II. 5. 1. Общее понятие о группах и коллективах 136

II. 5. 2. Групповая дифференциация 140

Глава 6. Общая характеристика деятельности личности

II. 6. 1. Определение понятия деятельности 157

II. 6. 2. Структура деятельности 160

II. 6. 3. Освоение деятельности. Навыки 166

II. 6. 4. Основные виды деятельности и их развитие у человека 176

Глава 7. Внимание

II. 7. 1. Общая характеристика внимания 187

II. 7. 2. Физиологические механизмы внимания 189

II. 7. 3.. Виды внимания и их характеристика 193

II. 7. 4. Характерные особенности внимания 199

II. 7. 5. Развитие внимания у детей и пути его формирования 206

Глава 8. Речь и общение

II. 8. 1. Язык, общение, речевая деятельность 210

II. 8. 2. Физиологические механизмы речевой деятельности 214

II. 8. 3. Виды речевой деятельности 218

II. 8. 4. Развитие, речи в процессе обучения 223

Часть третья. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ

Глава 9. Ощущение

III. 9. 1. Понятие об ощущении 229

III. 9. 2. Общие закономерности ощущений 237

Глава 10. Восприятие

III. 10. 1. Понятие о восприятии и характеристика основных его особенностей 249

III. 10. 2. Восприятие как действие 257

III. 10. 3. Восприятие пространства 268

III. 10. 4. Восприятие времени и движения 278

Глава 11. Память

III. 11. 1. Общее понятие о памяти 283

III. 11. 2. Виды памяти 291

III. 11. 3. Общая характеристика процессов памяти 296

III. 11. 4. Запоминание 297

III. 11. 5. Воспроизведение 306

III. 11. 6. Забывание и сохранение 309

III. 11. 7. Индивидуальные различия памяти 312

Глава 12. Мышление

III. 12. 1. Общая характеристика мышления 315

III. 12. 2. Мышление и решение задач 328

III. 12. 3. Виды мышления 337

Глава 13. Воображение

III. 13. 1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах 342

III. 13. 2. Физиологические основы процессов воображения 349

III. 13. 3. Роль фантазии в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности взрослого 354

Часть четвертая. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СТОРОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Глава 14. Чувства

IV. 14. 1. Понятие о чувствах 361

IV. 14. 2. Физиологические основы эмоциональных состояний 366

IV. 14. 3. Эмоции у животных и человеческие эмоции 370

IV. 14. 4. Выражение эмоциональных состояний 371

IV 14. 5. Формы переживания чувств 374

IV. 14. 6. Высшие чувства 379

IV. 14. 7. Личность и чувства 384

Глава 15. Воля

IV. 15. 1. Понятие о воле 389

IV. 15. 2. Волевой акт и его структура 394

IV. 15. 3. Волевые качества личности и их формирование 400

Часть пятая. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Глава 16. Темперамент

V. 16. 1 Общая характеристика темперамента 405

V. 16. 2 Физиологические основы темперамента 408

V. 16. 3 Типология темпераментов 412

V. 16. 4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека 417

Глава 17. Характер

V. 17. 1. Понятие о характере 422

V. 17. 2. Физиологические основы характера 425

V. 17. 3. Структура характера и симптомокомплексы его свойств 428

V. 17. 4. Формирование характера 433

Глава 18. Способности

V. 18. 1. Понятие о способностях 441

V. 18. 2. Качественная и количественная характеристика способностей 443

V. 18. 3. Структура способностей 449

V. 18. 4. Талант, его происхождение и структура 452

V. 18. 5. Природные предпосылки способностей и талантов 456

V. 18. 6. Формирование способностей 462

Краткий терминологический словарь 467

ОТ РЕДАКТОРА

Курсом общей психологии начинается изучение цикла психологических дисциплин в педагогических институтах - курс предваряет изучение возрастной и педагогической психологии, различные виды психолого-педагогической практики, спецкурсы, посвященные отдельным проблемам психологии обучения и воспитания, социальной психологии коллектива и др. На знания общей психологии должны опираться преподаватели при изложении основ педагогики, частных методик и других дисциплин, готовящих будущего учителя к его профессиональной деятельности. Общая психология в этой связи, с одной стороны, становится своего рода введением в психологическую науку, а с другой - берет на себя решение конкретных задач теоретической подготовки студента к его профессиональной работе, сообщая ему необходимые знания о природе и закономерностях основных психических процессов и психологических особенностей личности, без ориентировки в которых оказывается невозможным дальнейшее формирование педагога-профессионала.

Настоящее второе, переработанное и дополненное издание "Общей психологии" учитывает вводный характер курса общей психологии и принимает во внимание совокупность уже имеющихся учебных пособий, которыми будут пользоваться студенты, осваивающие психологию на протяжении всего времени пребывания в педагогическом институте. Мы имеем в виду учебный пособия "Возрастная и педагогическая психология" (М., "Просвещение", 1973), "Практические занятия по психологии" (М., "Просвещение", 1972), "Сборник задач по общей психологии" (М., "Просвещение", 1974), а также другие готовящиеся к печати пособия для студентов. В связи с этим авторы и редактор стремились избежать дублирования и в то же время выдержать единство содержания всех учебных пособий по психологии в педвузе.

При подготовке второго издания "Общей психологии" был учтен накопившийся за последние годы опыт преподавания

психологии в педагогических институтах, отзывы и замечания кафедр психологии, наиболее существенные результаты научных исследований советских и зарубежных психологов. В книге усилено внимание к методологическим основам психологии.

Все это определило направление работы над новым изданием. Наиболее существенной переработке подверглись во втором издании главы 2, 4, 5, 7, 14, 15, 16. В другие главы внесены изменения преимущественно редакционного характера.

главы 1 - академик АПН СССР, доктор психологических наук, профессор А. В. Петровский и доктор психологических наук, профессор М. Г. Ярошевский; глав 2, 4, 13 и 18 - профессор А. В. Петровский; главы 3 - доктор психологических наук, профессор В. С. Мухина; главы 5 - профессор А. В. Петровский и заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских и психологических наук, профессор К. К. Платонов; главы 6 - доктор психологических наук, профессор Л. Б. Ительсон; главы 7 - доктор психологических наук, профессор Н. Ф. Добрынин и кандидат психологических наук Е. Б. Пирогова; главы 8 - доктор филологических наук, профессор А. А. Леонтьев; главы 9 - кандидат психологических наук Т. П. Зинченко; главы 10 - член-корреспондент АПН СССР, доктор психологических наук, профессор В. П. Зинченко и кандидат психологических наук Т П. Зинченко; главы 11 - доктор психологических наук, профессор П. И. Зинченко и кандидат психологических наук Г. К. Середа; главы 12 - кандидат философских наук А. В. Брушлинский; главы 14 - кандидат психологических наук Г. А. Фортунатов и доктор психологических наук П. М. Якобсон; главы 15 - доктор психологических наук П. М. Якобсон; главы 16 - доктор психологических наук, профессор В. С. Мерлин и кандидат психологических наук Б. А. Вяткин; главы 17 - профессор В. С. Мерлин.

Методический аппарат подготовлен научным сотрудником НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР В. В. Абраменковой.

Время: 2 часа

Цель: Сформировать представление о деятельности, как внутренней и внешней организации активности человека; показать исторический путь развития теории деятельности в отечественной психологии.


    Изучение деятельности в психологии;

  1. Мотивационная основа активности;

  2. Потребности;

  3. Целевая основа активности;

  4. Инструментальная основа активности.
Литература:

  1. Введение в психологию под ред. А.В. Петровского.,  М., 1995.,

  2. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии  М., 86 г.;

  3. Я.Л. Коломинский Человек: психология  М., 86;

  4. Общая психология., под ред. С.Л. Рубинштейна., С-П  98г.

  5. Общая психология., сост. Е.И. Рогов.  М.:1995.

  6. Психологія., під ред. Ю.Л. Трофімова. Київ.:1999.

  7. Л.А. Венгер, В.С. Мухина Психология., М.: 1988.,

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.  С.Пб: 1999. С. 435, 465

  9. Психология, под. Ред Л.А. Крылова., М.: 1999

  10. Общая психология., под. Ред. А.В. Петровского., М.: 1986.

  11. Е.П. Ильин Мотивация и мотивы. С-Пб, 1999г

  12. Психология. Под ред. Р.С. Немова 1т. С. 129.
Самостоятельная работа : 1. Законспектировать статью А.Н. Леонтьева «Общее понятие о деятельности» (Хрестоматия по психологии. Сост. В.В.Мироненко., М.: Просвещение, 1987. – 447 с.): - выделить значение категории деятельности для понимания детерминации психики и сознания человека; - дать характеристику компонентам деятельности. 2. Составить конспект основных психологических понятий по теме.

Основные понятия. Активность, деятельность, потребность, мотив, цель, действия, операции, опредмечивание потребностей, интериоризация, экстериоризация, игра, труд, обучение.
Пионером выделения деятельности в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию выступил Михаил Яковлевич Басов (1892-1931).

Басов предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей. Деятельность является субъективной. За всеми ее актами стоит субъект, говоря словами Басова, «человек как деятель в среде». Басов говорил, что психический образ того, к чему стремятся люди, а не внешние стимулы, влияющие на них в данный момент подчиняет себе отдельные действия и переживания этих людей. Дальнейшее развития принцип деятельности получил в трудах С .Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960). Основной тематикой исследований Рубинштейна были проблемы методологии науки. Опираясь на труды К. Маркса, он обосновал принцип единства сознания и деятельности, который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром. Он смог сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив каким образом оно формируется в этом процессе  таков был подход к предмету психологии.

Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.

Основу связей субъекта с объективным миром составляет деятельность человека, который, изменяя мир, изменяется и сам. Исходя из этого положения, Рубинштейн разработал принцип единства воздействия и изучения, согласно которому психология раскрывает свои тайны в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий.

Согласно взглядам Рубинштейна и его последователей, самосознание следует рассматривать как сложное, интегративное, прижизненно формирующееся свойство психической деятельности личности, осознание человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание формируется и развивается в деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми, через внутренние условия субъекта (мотивы, характер, темперамент, способности и пр.).

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) строение деятельности. Высоко оценив идеи Басова о «морфологии» (строении) деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека«Проблемы развития психики» (1959).

Леонтьев подчеркивал, что деятельность  особая деятельность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различия между деятельностью и действием он пояснял на примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективно охоты в качестве загонщика вспугивает дичь , чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие  той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива. Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. М  сдача экзамена, а действие  усвоение содержание книги. Но возможно и сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи). Тем самым появиться новый мотив.

Традицию структурирования деятельности относят еще к Гегелю, который при описании деятельности мышления использовал понятия цели, средства и результата, рассматривая саму деятельность как момент движения, приводящего условия в предмет

С.Л. Рубинштейн выделяет в строении деятельности: Мотив-цель-средства-социальная ситуация-результат-оценка. У А.Н. Леонтьева в качестве основных детерминант деятельности выступают: мотив-цель-условие, взаимодействие которых определяет соответствующие уровни: собственно деятельности, действия и операции.

П.С. Граве анализирует функциональную структуру деятельности с позиции управления ею, предлагая следующую блок-схему: програмно-мотивационная схема  целеобразование  разработка средств достижения цели  принятие решения  контроль. В.В. Давыдов (на примере учебной деятельности) описывает структуру с помощью следующего набора компонентов: потребность-мотив-задача-способ действия.

Н.Н. Непомнящая включает в структуру деятельности : задачу (требование)-объект (материал, преобразование которого приводит к получению требуемого продукта)-операции-продукт (результат).

Всеобщей характеристикой жизни является активность деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире . Активность как деятельное состояние субъекта детерминировано изнутри, со стороны его отношений к миру, и реализуется во вне  в процессах поведения. Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают, возможность ответа на следующие основные вопросы: Если кто-то проявляет активность, то в чьих интересах и ради чего?, Активность  в каком направлении?, Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуется активность? Первый вопрос о мотивационной  о мотивационной основе активности. Второй  о ее целевой основе. Третий  об инструментальной основе активности.

Мотивационная основа активности

Живое существо, будучи активным, воспроизводит свои жизненные отношения с миром. Это в свою очередь, означает, что оно заключает в себе внутренний образ этих отношений, а они, весьма многообразны: откликаться на нужды других людей, веруя чувствовать присутствие Бога, ощущать себя частью природы и т.д.. Все это многообразные формы субъективности человека, как говорят, разные «грани» его «Я». Вполне правоверно считать «Я» человека множественным.

Во-первых, субъект активности представляет «индивидуальное Я» человека. То, что человек совершает, коренится, как полагает он сам, в его собственных интересах и нуждах: «Я поступаю так, потому, что именно Я этого хочу, «Я делаю это для себя самого» и т.п.

(Пример. Абитуриент поступающий в ВУЗ объясняет, что его выбор сугубо самостоятелен и не зависит от каких-либо сторонних влияний. Проходит время  наступает разочарование. Он вынужден признаться, что выбор профессии был продиктован друзьями и родителями. За этим признанием  критическая работа сознания, направленная на отделение «голоса» других людей от своего собственного.

Во-вторых, субъект активности это «Я другого во мне», когда «присутствие» может переживаться как своего рода вторжение в свой внутренний мир.

В третьих, субъект активности таков, что он не отождествляет себя ни с кем из людей конкретно надиндивидуален. Но в то же время он имеет отношение к каждому, выражая собой то, что должно быть свойственно всем людям  «человеческое в человеке»: совесть, разум, добро, честь, красоту, свободу. Когда активность человека продиктована этими ценностями, говорят, что ее субъектом является «всеобще Я » в человеке. «Индивидуальное Я» здесь слито «Я другого».

В четвертых, субъект активности безличен и отождествляется с природным телом индивида («Не Я») :он погружается в стихию природного. В психоаналитических концепциях это активное начало обозначают термином «Оно» и рассматривают как средоточие сил любви (Эрос) и смерти (Танатос). «Не Я», однако при таком взгляде не исчерпывается сугубо биологическими побуждениями: творчество, альтруизм и даже религиозные устремления иногда рассматривают как проявление чисто природного начала.

Понимание мотивационных основ активности не исчерпывается, однако, лишь обращенностью к различным интерпретациям субъективности человека как деятеля в четырех ипостасях: «индивидуального Я», «Я другого во мне», «всеобщее Я», «Не Я». Необходим анализ потребностей, которые удовлетворяет субъект.

Потребности.

Переходя от вопроса в чьих интересах разворачивается активность человека, к вопросу  ради чего она выполняется,  обращаются к категории потребность.

Потребность  это состояние живого существа, выражающее зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности.

К человеческим потребностям относятся его витальные нужды и устремления (vita-жизнь): пища, вода, сон, телесные контакты, чувства безопасности, продолжение рода;

социальные интересы: необходимость принадлежать группе людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться и т.п.;

экзистенциональные побуждения: творить, чувствовать самоидентичность, подлинность своего бытия и т.п.


  1. физиологические потребности (в пище, питье, кислороде и т. д.)

  2. потребности в привязанности, в любви, причастности к группе;

  3. потребности в уважении (одобрении, благодарности, признании, компетентности);

  4. потребность в порядке, справедливости, красоте;

  5. когнитивные и эмоциональные потребности;

  6. самореализация;
Целевая основа активности

Процесс удовлетворения потребностей субъекта предполагает достижение тех или иных целей. В русском языке цель фигурирует в двух основных значениях: 1 мишень; 2. То, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно быть осуществлено. Именно во втором значении слово цель употребляется в психологии.

Цель деятельности есть предвосхищение ее результата, образ возможного как прообраз действительного. Важно различать цели и мотивы активности человека. В мотивах, так же как и в целях, предвосхищено возможное будущее. Но оно соотноситься с самим субъектом; в мотивах как бы записано, чем является активность для субъекта, что должно произойти с ним самим. Цели активности ориентированы вовне, в них предвосхищен результат, который должен существовать объективно  будь то художественное полотно, выточенная деталь, доказанная теорема, организационное решение или что-то подобное. В отличие от мотивов цели всегда сознаваемы. Цель есть предвосхищаемый в сознании результат , доступный пониманию других людей. Мотивы же это достояние самого субъекта, они могут быть представлены уникальными и глубинными его переживаниями, далеко не всегда находящими отклик и понимание у кого-либо еще.

Следует различать конечную цель и промежуточную цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели , намечаемые человеком в качестве условия достижения цели конечной (например художник делая эскизы будущей картины преследует промежуточную цель; парашютист, тщательно укладывает парашют, в ходе чего достигает ряд промежуточных целей, в то время как его конечная цель это сам прыжок и т.п.

Рассматривая сложные виды деятельности, можно заметить, что достижение конечной цели опосредуется многими промежуточными, причем в первую очередь выдвигаются конечные цели, а в последнюю очередь  те, которые должны быть достигнуты в первую очередь.

Процесс постановки цели обозначается как целеобразование. Но ни мотивация деятельности, ни ее цели не могли бы быть воплощены в ее результате , если бы человек не использовал определенные инструменты преобразования ситуации, в которой протекает деятельность.

Инструментальная основа активности.

Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий. Циркуль, кисть, компьютер, слово, сказанное врачом пациенту или учителем ученику, все это примеры в широком смысле инструментов активности.

При использовании тех или иных инструментов человек продуманно или автоматически опирается на имеющиеся у него представления о том, как действовать с ними, как применять их. Каждое из таких представлений может рассматриваться как внутренняя образующая действий, совершаемых во внешнем плане. Совокупность таких внутренних образующих характеризует то, что может быть названо инструментальной основой деятельности. Другим именем для обозначения инструментальной основы деятельности является слово «компетентность»; а это понятие, в свою очередь в большинстве работ педагогической ориентации раскрывается как «знания», «умения», «навыки».

«Знания» не просто сводятся к сведениям о мире, они выступают как предназначенные для чего-то, служащие чему-то. (способность людей ориентироваться в системе социальных отношений, действовать согласно обстоятельствам во всевозможных жизненных ситуациях. Знания как часть инструментальной основы активности тесно взаимосвязаны с навыками.

Навыки  это освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности,  внешних орудий или органов собственного тела как проводников активности. Навыки проявляясь в действии, характеризуют его как бы изнутри, в виде последовательно извлеченных из памяти индивида определенных «команд» , указывающих, что и в каком порядке должно быть сделано для того, чтобы цель действия была достигнута. Чередование этих управляющих воздействий-«команд» протекает вне поля активного внимания; человек действует, как говорят машинально». Такие автоматизированные элементы действования встречаются в любой сфере деятельности, ставшей для человека привычной. Но автоматизации подвергается при этом не вся деятельность, а лишь отдельные ее элементы, некоторые способы употребления средств деятельности (автоматизируется соблюдение орфографических правил, способы написания и соединения букв в слове, но сам процесс письма остается целенаправленным, преднамеренным действием).

На основе знаний и навыков складывается фонд умений человека. К умениям относится освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. «Знать» что-либо еще не значит «уметь»: необходимо владеть способами превращения информации о каком-либо предмете в управляющие воздействия-«команды». В отличие от навыков , каждый из которых образован серией автоматически следующих друг за другом «команд», обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использовании человеком определенных «команд». В отличие от навыков, которые проявляются в уже знакомых человеку ситуациях, умениям соответствует более широкий класс ситуаций. Например человек может проявлять свои умения в новых обстоятельствах деятельности.

Все внутренние образующие активности  ее мотивационная, целевая, инструментальная основы активности  представляют собой более или менее связное целое. В сочетании с внешними проявлениями активности и ответными воздействиями среды они образуют систему. Так процессы целеобразования определяются мотивами, а также инструментальными условиями осуществления деятельности. Но верно и обратное. Мотивация зависит от целей и средств из достижения.

Тема 6.2.Деятельность. Внешняя организация активности

Время: 2 часа.


    Целостный смысловой акт поведения.

  1. Действия и операции;

  2. Феномен опредмечивания потребностей;

  3. Самодвижение активности;

  4. Волевые действия;

  5. Ведущий вид деятельности;
Мы уже говорили, что деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности. Последнее обычно называют поведением.

Поведение можно сравнить с пантомимой, смысл которой требует расшифровки. Понять поведение это значит мысленно восстановить картину внутренней динамики (помыслов, чувств, побуждений). Поведение человека неоднородно. В соответствии с внутренней организацией активности в поведении (ее внешней организации) можно выделить три основных «слоя». Один из них связан с мотивом активности, другой с ее целями, третий с инструментальной основой активности.

Целостный смысловой акт поведения

Суть данного аспекта поведения может быть выражена посредством таких слов, как «дело», «действование», «действо», «деятельность». Особенности деятельности человека определяются не только ее мотивами, но также и окружением индивида. Так, стремление человека превосходить общепринятые образцы в разных обстоятельствах и «временах» его жизни обнаруживает себя по разному: это может быть успех в учебе, стремление занять почетное место в кругу сверстников, добиться определенных достижений в науке, материального благополучия и т.п. Смысл деятельности  изменение отношений, существующих между субъектом и возможностями удовлетворения его потребности, представляемых ситуацией. Подлинный ответ на вопрос: «В чем смысл данной деятельности для субъекта?», можно получить лишь в рамках анализа «драмы» его отношений с миром, проблем, разрешаемых человеком в ходе всей его жизни.

Деятельность наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, целостный мотивированный акт поведения. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение между субъектом потребности и ее объектом.

Деятельность, совершаемая человеком, становится объектом переживаний других людей, получает этическую оценку: оценивается как бескорыстная или своекорыстная, добросовестная или недобросовестная, оправданная или неоправданная, выступает в ранге поступков. Деятельность человека выражается в действиях.

Действие. Этим термином описываются процессы поведения, соответствующие целям, которые ставит субъект. Действия осознанны, ибо осознана их цель. Осознан и объект, на который направлено действие. Итак, действие есть целевой акт поведения в поле значений субъекта. Результатом действия является преобразование или познание жизненной ситуации. В этой связи говорят о предметно-преобразовательных и предметно-познавательных актах. В первом случае, человек изменяет ситуацию согласно имеющимся у него представлениям о том, какой она должна быть. Во втором случае предметная ситуация должна оставаться как бы нетронутой, активность познающего субъекта имеет характер уподобления предмету.

Говоря о том, что объектом действия является вещь как носитель значений, подчеркивают возможность единого понимания людьми эффектов производимого действия. В случае затруднения такого «прочтения» действие производит впечатление абсурдного, т.е. в глазах других окружающих перестает быть собственно действием.

Например, известный этолог однажды водил «на прогулку» выводок утят, замещая собой их мать. Для этого ему приходилось передвигаться на корточках и, мало того, непрерывно крякать. «Когда я вдруг взглянул вверх,  пишет К. Лоренц,  то увидел над оградой сада ряд мертвенно-белых лиц. Группа туристов стояла за забором и со страхом таращила глаза в мою сторону. И не удивительно! Они могли видеть толстого человека с бородой, который тащился, скрючившись в виде восьмерки, вдоль луга, то и дело оглядывался через плечо и крякал, а утята, которые могли хоть как-то объяснить подобное поведение, были скрыты от глаз изумленной толпы высокой весенней травой»

Реакция недоумения на лицах зрителей может быть понята как свидетельство невозможности установить значение действия; невозможность придать или установить общепонятное в действии ведет к тому, что в глазах людей оно утрачивает признаки действия, предстает в виде случайной, бессмысленной комбинации движений и их материальных следов.

Действие в составе активности является более дробной единицей анализа, чем деятельность; однако и оно может быть представлено в виде сочетания более мелких фрагментов поведения  операций.

Операции. Когда поведение рассматривается в его взаимосвязи с инструментальной основой деятельности, оно выступает как последовательность операций. Построение взаимодействий между средствами, отвечающими цели субъекта, относится к области операций. Одно и то же действие может осуществляться с помощью совершенно непохожих друг на друга операций (художник, музыкальное произведение, исполняемое разными инструментами). Операции могут быть «автоматизированы». (устранение волевого контроля над протеканием действия и передача этих процедур компьютеру. Операции осознаваемы, но находятся на периферии сознания, вне поля внимания.

Итак, деятельность, действия, операции, проявляя вовне мотивационные, целевые, инструментальные отношения индивида, образуют гибкую динамичную систему, соотносимую с различными областями действительности: деятельность выступает как преобразование отношений между потребностями субъекта и возможностями их удовлетворения; действия  как воссоздание и созидание новых предметов человеческой культуры; операции  использование средств материального и духовного освоения мира.

Феномен опредмечивания потребностей

Потребностные состояния не только людей, но и животных могут быть конкретизированы в широком диапазоне объектов. Так, пищевая потребность животных может быть зафиксирована на определенном виде пищи настолько жестко, что замена вида питания ведет к отказу от еды, истощению организма и гибели (К. Лоренц птенцы сорокопуты). Имея в виду человека, следует признать, что не только способы потребления, но и сами предметы потребности производятся обществом. «До появления шоколада, отмечал А.Н. Леонтьев, не было никакой «шоколадной» потребности. Имея в виду акт «встречи» субъекта с потенциальным объектом его потребности, говорят об опредмечивании потребности. Фиксация потребности на объекте может быть как источником роста, так и причиной болезненных отклонений (нет врожденной алкогольной, табачной, наркотической зависимости). Примеры опредмечивания потребностей могут быть взяты из сферы межличностных отношений (предмет потребности может выступать как источником роста личности или невротических отклонений  невротическая фиксация на объекте).

Феномен опробования цели действием

Часто считают цель предшественницей действия. Менее очевидна противоположная зависимость. Но ее легко проделать представив мысленный эксперимент. Положим, человек впервые совершает прыжок в условиях силы тяжести  «прыжок на Луне». Требуется заранее знать место указать место, где он окажется после прыжка. Но «поставленная» таким образом «цель», очевидно, нереалистична, такова лишь «ориентировочная» цель действия; подлинная цель может быть поставлена лишь тогда, когда человек приобрел определенный опыт действования. Необходимо опробование цели действием (А.Н. Леонтьев).

Феномен функциональной зависимости

При исследовании мышления людей было показано, что многократное использование какого-либо объекта как инструмента решения тех или иных проблем ведет к психологическому закреплению за ним соответствующей функции«функциональной фиксированности».В так называемых задачах «на сообразительность» условия содержат ловушку: предметы ассоциируются с типичными способами их использования, а для решения требуется найти их новое функциональное решение, новую роль (барометр-хронометр или нож)

Самодвижение активности

Собственная динамика активности человека проявляется в двух основных формах. Одной из низ являются взаимопереходы между такими образующими активности, как деятельность, действия и операции. Примером может служить превращение мотивов деятельности в ее цели (книга купленная для подготовки к экзаменам, может пробудить интерес сама по себе, происходит «сдвиг мотива на цель»).

Встречаются и противоположные превращения («было дружбой  стало службой),  писала М. Цветаева.

(прим. В комнате две девочки  шк. и дошк. Старшей девочке предлагают справиться с задачей: достать предмет, лежащий посреди стола, но рукой дотянуться нельзя, хотя рядом палочка. Младшая пытается помочь достать предмет с помощью палочки, но старшая девочка отбирает у нее «орудие», объясняя, что «так» всякий сможет).

Поиск неординарного решения в этом примере выступает как проявление надситуативной активности  действовать над порогом требований ситуации. Среди проявлений надситуативной активности особое место занимает феномен неадаптивности человека . Обстоятельства жизни таковы, что только в редких случаях можно гарантировать точное соответствие между целями, которые человек преследует, и достигаемыми результатами. В. Вундт в качестве общего закона психической жизни сформулировал закон «гетерогонии целей», согласно которому человек всегда достигает чего-то иного, чем то, что входило в его первоначальные намерения. Отсюда и принцип недеяния, принятый в ряде восточных учений. Иной подход заключается в том, что человек вполне сознательно («ответственно и свободно») ставит перед собой цели с непредрешенным исходом; более того постановка такой цели мотивированна самой возможностью промаха. В этом случае, как ни парадоксально, человек ощущает себя подлинным субъектом происходящего, хотя успех достижения цели не гарантирован. Примером последней может служить феномен «бескорыстного риска».

(пример с попаданием в цель-некоторые испытуемые, хотя их никто и ничто к этому не побуждает стремятся работать в непосредственной близости к опасной зоне, рискуя неблагоприятными последствиями любого случайного промаха. Другие же не позволяют себе подобного риска, выбирая цели, значительно удаленные от зоны опасности).

В последующих экспериментах было установлено, что люди, способные к «риску ради риска», гораздо чаще встречаются среди монтажников-высотников, спортсменов-мотоциклистов, монтеров высоковольтных линий и др. по сравнению с представителями других профессий.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта