Главная » Ядовитые грибы » Программа окружающий мир плешаков («мир вокруг нас») Данная линия учебников имеет грифы «Рекомендовано» и«Допущено» Пояснительная записка. Знакомство с окружающим миром в интересной форме

Программа окружающий мир плешаков («мир вокруг нас») Данная линия учебников имеет грифы «Рекомендовано» и«Допущено» Пояснительная записка. Знакомство с окружающим миром в интересной форме

Предмет: окружающий мир

Возраст детей: 2 класс

Место проведения: класс
Цели урока:

1. Обучающая: Узнать, что составляет водные богатства нашей планеты, формировать знания о видах водоёмов, познакомить с водоёмами родного края, формировать навык работы с книгой.

2. Развивающая: Развивать мышление, память, внимание, устную речь, интерес к предмету.

3. Воспитывающая: Воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Универсальные учебные действия:

Оборудование:

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М.,Просвещение, 2011 г.

2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М.,Просвещение, 2011 г.

3. Глобус.

4. Мультимедийный проектор, РС.
Ход урока


  1. Орг.момент
Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

– Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. (слайд 1- солнышко )


  1. Актуализация знаний
Повторение

Проверка дом.задания

Вопросы-загадки:

Большое пространство ровной поверхности (равнина)

Самая низкая часть холма (подошва)

Возвышение высотой более 200 метров над окружающей местностью (гора)

Самое высокое место горы (вершина)

Русский поэт, погибший на Кавказе (Лермонтов). Молодцы!
3.Мотивация учебной деятельности

Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? Оттенков какого цвета больше всего? (синего)

Почему? (синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша - только 30%)

Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему? (на земле мало чистой воды)

Можно назвать богатством Земли водоёмы? (да, они содержат запасы воды)

Какие водоёмы существуют на Земле? (моря, океаны, реки, озёра…)

Какие водоёмы есть в Бурятии? (Селенга, Уда, Байкал, озеро Щучье и много других рек и речек)

Посмотрите на доску, как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (слайд 2 море, озеро, речка )

Да, мы будем говорить о водных богатствах нашей страны. (слайд 3 -водные богатства)

Вспомните, что вы уже знаете о реках и морях? (ответы детей)

Откуда и куда текут реки? Почему вода в реке всё время течёт? Сегодня мы об этом поговорим.

Послушайте стихотворение и попробуйте сказать: как образуются реки?
В день весенний и погожий

Два шумливых ручейка

Лезут под ноги прохожим:

« Где река? Где река?

Мы бежим издалека».

Вдруг пред ними водоём,

Отразилось солнце в нём.

Подбегают к водоёму

Два весёлых ручейка,

Говорит один другому:

« Это вовсе не река.

Попадёшь сюда на горе,

Не увидишь сине море-

Здесь стоячая вода,

Мне не хочется сюда».

Оба в сторону метнулись

И…нечаянно столкнулись,

И слились в один ручей.

Стал он больше и бойчей.

И опять бегут вперёд.

Вправо, влево, поворот…

Вдруг навстречу выбегает

Ручеёк из-под ворот.

« Сами ищем, сами ищем,

Не нашли ещё пока.

Слейся с нами- так втроём

Мы её быстрей найдём».

Вместе наши ручейки

Мчатся к берегу реки,

Трое- все в одном потоке,

Словно давние дружки.

« Разыскали, пострелята»,-

Улыбается река.

И нырнули вглубь куда-то

Три весёлых ручейка.

И другие мчатся с кручи,

Чтобы стать рекой могучей.
-Как же образуется река? (текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую реку.)

РАБОТА ПО СХЕМЕ_ЧАСТИ РЕКИ (слайд 4 -части реки )

Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли.

Место, где река заканчивается, называется устье. Это место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. Покажите на схеме части реки (дети у доски)
У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. (слайд 5 – правый, левый берег) Покажите правый, левый берег (дети у доски)

Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она притекает к большой, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, называется главной. После такого объединения полноводная река оставляет за собой название главной реки. Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более могучую и длинную реку.

Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода? (ответы детей) Это ручейки, ручьи, весной вода бежит в реку, когда тает снег, идут дожди. Как вы думаете, почему текут реки? (Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.)
Каждая река имеет своё название. Какие реки вы знаете? (ответы детей) У нас есть такие крупные реки- Волга, Ока, Енисей, Обь, Лена и другие.
(рассказ о Селенге) ЗАЙЦЕВА ЛЕНА

Существуют различные версии происхождения названия реки:

от бурятского корня «сэл», который в переводе означает «разлив, озеро»;

от эвенкийского «сэлэ», что переводится как «железо», а сэлэнга - «железный».
Селенга протекает по территории Монголии и Бурятии. Берет свое начало в Монголии, впадает в озеро Байкал. Селенга является самым крупным притоком Байкала. Её длина 1024 км. Крупные притоки: Джида, Хилок, Уда. Расположены города: Сухэ-Батор (Монголия), Улан-Удэ (Бурятия). В реке водится: омуль, таймень, сиг, хариус, щука, язь, сорожка, окунь и др. рыба. Питание реки дождевое и снеговое. (слайд 6 виды ) (Слайд 7 рыба )

И хотя внешне река, особенно вблизи Байкала, выглядит красиво, купаться в Селенге, а тем более использовать воду для питья и приготовления пищи, следует с большой осторожностью.

Что запомнили?

Итак, назовите части реки. (на примере Селенги: исток в Монголии, устье - где впадает в Байкал)

Мы говорили, что река впадает в озеро, а что такое озеро? (ответы детей)

На прошлом уроке мы выяснили, что земная поверхность у нас неровная, в некоторых местах на земле образуются углубления, которые заполняются водой. Поэтому можно сказать, что озеро – большое природное углубление на поверхности земли, заполненное водой. Как вы думаете, у озера есть исток и устье (начало и конец)? У озера нет истока и устья, вода в нём никуда не течёт. Есть озёра, из которых вытекают реки, а есть такие, из которых не вытекают. Есть озёра – Байкал, Балхаш, озеро Щучье, Гусиное озеро.
Байкал.(рассказ о Байкале) АЛЕКСЕЕВ ДИМА (слайд 8 - Байкал виды )

Длина озера 636 км, ширина 80 км. Байкал - самое глубокое в мире пресное озеро, его наполняют 336 рек и ручьев, причем половину воды приносит Селенга. Вытекает же из озера одна единственная река – Ангара. Кроме того, Байкал - самое древнее озеро на нашей планете, его возраст составляет 20-30 миллионов лет.

В Байкале хранится 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды.

По его берегам находится большое количество минеральных источников, имеющих целебные свойства. Вода в озере холодная и прозрачная, замерзает Байкал очень поздно, в декабре, когда стоят сильные морозы. (я дополняю)
Удивителен и разнообразен животный и растительный мир Байкала, что делает его уникальным в этом отношении среди других пресных озер. Кто не слышал о знаменитом байкальском омуле? Кроме него в озере водится осётр, хариус, щука, сиг, ленок, таймень и другая рыба. (слайд 9 рыба Байкала, нерпа )

Нельзя не упомянуть о байкальской нерпе, которая является единственным представителем млекопитающих в озере. (слайд 10 обитатели Байкала)

Осенью на каменистых берегах можно увидеть многочисленные залежки этих байкальских тюленей. Нерпа – не единственный обитатель побережий, множество чаек, крохалей, гоголей, турпанов, огарей, орланов-белохвостов, скопов и прочих птиц гнездится по берегам и на островах. (слайд 11 птицы Байкала )

Флора и фауна Байкала эндемична. 848 видов животных (15%) и 133 вида растений (15%) не встречаются ни в одном водоеме Земли.
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Народ об этом сочинил легенду.
Легенда об Ангаре.(слайд 12 - Ангара )

Родилось у Байкала 336 дочерей, он был старый, злой, могучий. Дочки слушались отца и все как одна приносили ему свои воды. И была у него старшая дочка красавица Ангара, она была гордая и смелая. Чайки сказали ей, что далеко на севере есть прекрасный Енисей, и передали ей от него привет. И с тех пор потеряла покой Ангара, она мечтала о прекрасном Енисее.

Однажды старик Байкал поведал Ангаре свою волю: быть ей замужем за Иркутом (река).Иркут был самый богатый из богатырей-рек, полюбился старому Байкалу. Жил он далеко за горами, и вот стал он собираться в путь за невестой. Ехал долго, в последний раз заночевал, немного не доехав до Байкала.

Была тёмная ночь, Ангара металась в темнице, плакала и свала на помощь Енисея, но никто не слышал её. Билась Ангара о каменные утёсы, разрушила грозные скалы и ринулась прочь от Байкала. Богатырь Иркут сквозь сон услышал шум её побега, проснулся, кинулся наперез, стал крушить в спешке горы. Он настиг прекрасную Ангару в том месте, где сейчас город Иркутск, но было уже поздно - Ангара прорвалась на север.

И с тех пор 336 покорных речек впадают в Байкал, она непокорная Ангара вытекает из него.

ФИЗМИНУТКА (вышли уточки на луг)

Куда ещё может впадать река? (в море, в океан) (слайд 13 Море, океан)

Рассмотрите фотографии, на которых изображено море, океан. Обратите внимание на то, какие красивы виды. Что же такое море, океан? Это тоже углубление на земной поверхности, заполненное водой, но гораздо больше, глубже. Есть моря: Чёрное, Азовское, море Лаптевых, Японское. Океаны: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

Мы с вами говорили о реке, озере, море. Это естественные водоёмы. Они созданы чем? (природой). А есть ещё искусственные водоёмы. Кем они созданы?(человеком) Как вы думаете, для чего люди это делают?(ответы детей)

По телевизору вы, наверное видели, как по рекам и морям идут морские суда и перевозят грузы. Перевозки по реке обходятся гораздо дешевле, чем на поезде или самолёте. Бывает так, что реки текут близко друг от друга, но попасть из одной в другую нельзя. Тогда человек должен перегрузить всё в поезд или самолёт и перевезти на другую реку. Это сложно и дорого, люди нашли выход. Между реками стали прорывать каналы и наполнять их водой. Получились искусственные реки, по которым можно попасть из одной реки в другую.

Какие ещё водоёмы сделаны руками человека? Это пруды, водохранилища. Люди выкапывают большие ямы и заполняют их водой. Для чего? (купаться, отдыхать; для накопления и хранения воды, разведения рыбы и водоплавающей птицы, для санитарных и спортивных потребностей, для пожарной службы).
ФИЗМИНУТКА

Итак, какие водоёмы вы знаете?

Какие искусственные водоёмы вы знаете?(слайд 14 искус вод )

Какие естественные водоёмы вы знаете?(слайд 15 естеств водоёмы )

Работа с учебником (с.82) Прочитайте описания и определите, названия каких водоёмов пропущены (работа в паре) Помощь учителя, чтение вслух

Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранении этих богатств.(слайд16 обращение Путина )

Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно.

Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы.

Свой вклад должен внести каждый, от Президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать участие в экологических мероприятиях.
Что можем для этого делать мы? (не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу)

А сейчас давайте проверим, как вы запомнили, что мы говорили на уроке

Рабочая тетрадь (с.34, №2,) При проверке рядом со словами ставим плюс. Посчитай плюсы

ТЕСТ. Текст из учебника « Красота моря», с.84

О каких водоёмах мы говорили на уроке? На какие две группы можно их разделить? Что относится к естественным водоёмам? К искусственным? Что вы не будете делать, когда приедете на водоём?

–научился…

–было интересно…

–больше всего понравилось…

–понял, что…

–приобрел…

–мне захотелось…

Оценки Д/З у.с 82-85, т.с 52,№5 (слайд 18)

слайд 19 - молодцы

слайд 20 -солнышко

Рабочая тетрадь по Природоведению Мир вокруг нас, рабочая тетрадь. Плешаков 1 класс

Знакомство с окружающим миром в интересной форме

Рабочие тетради завоевали симпатии среди учителей и родителей благодаря повышению эффективности процесса познания в связи с их использованием в работе. Они содержат индивидуальные задания, привлекающие разнообразием и творческим подходом в решении задач различного характера, будь то кроссворд или зарисовка комнатного растения. Рабочая тетрадь по Природоведению «Мир вокруг нас» для первоклассников Плешакова предназначена для проведения интерактивных занятий с ребёнком. Она соответствует по содержанию общеобразовательному стандарту, утверждённому Министерством образования РФ.

Своеобразный тренажёр для закрепления знаний об окружающем мире помогает первоклассникам и их учителю в проведении совместных занятий в школе. Учебное пособие содержит необходимый методический материал, который обогащает процесс познания новыми интересными идеями и играми. Благодаря Рабочей тетради «Мир вокруг нас» школьники получили возможность в необычной форме знакомиться с окружающим миром. Автор пособия – А.А. Плешаков рассредоточил задания в соответствии с тематическим планированием учебной программы.

Выбор информации в соответствии с возрастом

Школьники смогут пополнить свои знания и умения:

У первоклассников формируется представление о цвете, звуках природы, о способах познания мира. Рабочая тетрадь А.А. Плешакова поможет сориентироваться детям и их родителям в большом потоке информации, выбрать то, что необходимо знать ребёнку в соответствии с его возрастными особенностями. Задания разного уровня подготовки способствуют развитию мышления и речи, ведь интерактивное обучение обеспечивает высокую эффективность процесса познания.

Учебный курс "Мир вокруг нас" автора А.А. Плешакова составляет основу разработанной для начальной школы системы учебных курсов с экологической направленностью, получившей название «Зеленый дом». Программа "Мир вокруг нас" и ее методическое обеспечение являются результатом многолетней работы, направленной на то, чтобы создать единый, целостный курс, обеспечивающий полную реализацию Обязательного минимума содержания по образовательному компоненту "Окружающий мир".

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
1. Идея многообразия мира.
2. Идея экологической целостности мира.
3. Идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира — важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Остановимся на особенностях содержания курса по классам.
В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.
Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.
Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.
В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
В качестве другой содержательной линии курса выделим знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.
Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми — детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей — в семье, гостях, школе, общественных местах.
Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.
Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».
В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса. В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, — как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. В программе указано также минимальное количество экскурсий и практических работ, которое может быть увеличено учителем по его усмотрению.

Программа обеспечена развернутым учебно-методическим комплек-том, основу которого составляют выпускаемые издательством "Просвещение" учебники:
"Мир вокруг нас. 1 класс"; "Мир вокруг нас. 2 класс"; "Мир вокруг нас. 3 класс" автора А.А. Плешакова; "Мир вокруг нас. 4 класс" авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой.

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании младших школьников обеспечивается следующими методическими особенностями:
— для всех учебников характерно цикличное повторение и углубление материала стержневых содержательных линий, идей социальной солидарности и уважительного отношения граждан друг к другу с учетом этнокультурного и конфессионального многообразия, задач социальной и экологической ответственности, что обеспечивает становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
— методический аппарат учебников 1—4 классов — рубрики «Вспомним», «Узнай подробнее», «Обсудим», «Подумаем», «Поиграем», «Проверим себя», «Сделаем вывод», наличие Приложения, символическое наглядное оформление названия темы вверху на левой полосе, условные знаки навигации (самостоятельная работа, работа в паре, в группе, со взрослыми) — способствует формированию основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
— принципиальная установка на последовательное сопоставление содержания курса с проверенными временем образцами, идеалами, нормами, характерными для культуры народов России и мира, составляет фундамент духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающего принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
— предусмотренное УМК курса «Окружающий мир» широкое использование современных методов и технологий организации учебно-воспитательной работы, позволяет осуществлять краткосрочную и долгосрочную проектную деятельность, готовить мультимедийные презентации, проводить заочные экскурсии по родной стране и зарубежным странам и т.п. как в урочное, так и во внеурочное время. Рубрика «За страницами учебника» в конце каждого раздела позволяет системно планировать и последовательно осуществлять внеурочную деятельность, обеспечивающую реальную связь с практикой в современной жизни нашей страны.
При обучении по учебникам Плешакова А.А и Новицкой М.Ю., у детей формируется уважительное отношение к семье, своей «малой родине», России, ее истории, природе и культуре, современной жизни. Учащиеся осознают ценности, целостность и многообразие окружающего мира, свое место в нем, правила безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в опасных ситуациях.
Учебники содержат материалы естественных и социально-гуманитарных наук, что предоставляет возможность для освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся.

Рабочая тетрадь содержит дополнительный материал, развивающие задания, дидактические игры, что позволяет сделать процесс обучения интересным.

Плешаковым написаны популярные книги о живой природе «Зеленые страницы» для школьников начальных классов и Атлас-определитель «От земли до неба», где малышам популярно рассказывают о разнообразии растительного мира. О том, как надо бережно относиться к природе, и всему живому рассказывает книга «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики». Также Плешаков, автор методических книг для взрослых: «Экология для младших школьников», «Планета загадок». По этим книгам занимаются с детьми не только учителя в начальных классах, но и родители дошкольников.

Тема: Почему их так назвали?

Цель: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями, расширить знания об окружающем мире.

Задачи:

  • познакомить с растениями, грибами и животными, в названиях которых скрыты их особенности;
  • расширить знания детей об этих растениях, грибах и животных;
  • воспитывать интерес и любовь к окружающей природе;
  • развивать умение пользоваться энциклопедической литературой.

Оборудование:

  • учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 2007 г.;
  • рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 2007 г.;
  • книга для учащихся А.А.Плешакова «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики»;
  • атлас-определитель А.А.Плешакова «От земли до неба»;
  • энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (электронная версия);
  • мультимедийный проектор, экран, компьютер.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент, сообщение целей

– Ребята, Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха приглашают нас с вами на прогулку. Угадайте, куда мы пойдем?

Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянут холод злой –
Скинет с плеч ее долой? (Лес)

– Правильно, сегодня мы все вместе отправимся в лес (Приложение . Слайд 2). Чтобы нам во время прогулки не было скучно, Муравьишка с Черепахой приготовили нам задания.

2. Тайны растений

– «Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки?» (Н.Сладков) А вот и первая загадка. Помогите Муравьишке Вопросику отыскать растение (Приложение . Cлайды 3–7)

  • Листья этого растения похожи на след лошадиного копыта. (Копытень)
  • У этого растения цветки похожи на звездочки. (Звездчатка)
  • Старинная легенда гласит, что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки – брат, желтые цветки – сестра. (Иван-да-Марья)
  • В цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчелы делают мед. (Медуница)
  • Если дотронуться до этого растения, он резко скручивается и выстреливает семена. (Недотрога)

– А теперь сами попробуйте угадать, почему так назвали эти растения? (Приложение . Cлайды 8–10) (Подорожник, одуванчик, колокольчик)
Звучат рассказы заранее подготовленных детей.

Подорожник

Америка до прихода белых людей не знала подорожника. Его семена завезли из Европы. Наблюдательные индейцы сразу же заметили – это растение появляется там, где прошел белый человек. А так как завоеватели несли туземному населению смерть и горе, индейцы стали его проклинать.

– Ребята, а что вы знаете о подорожнике? (ответы о целебных свойствах этого растения)

Одуванчик

Встало однажды Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: и леса, и луга – все в зеленом наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки – одуванчики! А сердитая Зима неподалеку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы – одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

– Ребята, а что вы знаете об одуванчике? (О кулинарном применении этого растения этого растения)

Колокольчик

Колокольчик служит гостиницей для насекомых. Спрячется солнышко за тучи – наклонит цветок свою головку, прикроет ее чуточку лепестками, чтобы капли дождя или росы туда не попали, нежную пыльцу не намочили, и становиться похожий на маленький шалашик. Заберутся туда мелкие насекомые – тепло им там, сухо и уютно. А выглянет солнышко – колокольчик опять свою головку поднимет, выпустит мошек на волю.

3. Живые «цветы»

Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но теплой весной я вновь оживаю
И как птичка порхаю. (Бабочка)

– Ребята, с помощью атласа – определителя постарайтесь определить какие бабочки у меня на слайде и почему их так назвали. (Лимонница, капустница, павлиний глаз, голубянка) (Приложение . Cлайд 11) Прочтите статьи об этих бабочках на странице139 атласа определителя.

4. Физкультминутка (Приложение . Cлайд 12)

5. В гости к насекомым

– Ребята, послушайте загадку Мудрой Черепахи и вы узнаете к кому мы сейчас пойдем в гости:

Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «Ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я твержу весной и летом. (Жук)

– Посмотрите в учебнике – каких зверей вам напоминают эти насекомые? Соедини линиями насекомого, его название и животного на которое оно похоже. Проверь себя, посмотрев на слайд 13. (Жук-олень, жук-носорог, жук-слон)
– А какой жук носит имя – название того месяца, в котором появляются? (Майский жук)
– Прочтите, что о нем говорит Мудрая Черепаха: «Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез, еще опаснее его личинки».

6. По грибки…

– Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Посмотрите, что нашел Муравьишка!

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)

– Откройте тетради на странице 39 и выполните задание №1 и №2: узнай грибы на полянке и объясни их название. Соедини загадки и отгадки линиями.
– Какие правила сбора грибов вы знаете? Давайте составим памятку:

  • Не знаешь гриб – не бери его!
  • Никогда не пробуй гриб на вкус!
  • Не собирай грибы у дорог и предприятий!
  • Не собирай старые, перезрелые грибы!
  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной оболочкой. Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу. (Приложение . Слайд 14)

– Пока мы вспоминали правила, Муравьишка Вопросик насобирал полное лукошко грибов. Чтобы узнать какие грибы собрал Муравьишка надо разгадать кроссворд. (Приложение . Слайд 15)

1. Какой гриб служит лекарством для животных, а для людей ядовитый? (Мухомор)
2.У этого гриба шапочка будто маслом намазана… (Масленок)
3. Эта семейка грибов любит селится на старых пнях. (Опята)
4. Они любят сырые места, сухости не переносят. Сырыми их не едят. (Сыроежки)
5. Растет под березой. (Подберезовик)

7. Физминутка (Приложение . Cлайд 16)

8. Страничка пернатых друзей
Много мы дел переделали давайте сядем и отдохнем. А лесные музыканты развлекут нас песнями. Догадались о ком речь? Конечно же, это наши пернатые друзья. (Пение птиц слушаем по DVD энциклопедии «Кирилл и Мефодий»)

  • Вот и первый певец – зарянка.Веселая зарянка прилетает ранней весной – на заре года, когда снег еще не везде сошел. Песня зарянки мелодична, сложна и разнообразна, с многочисленными свистящими, скрипучими, журчащими коленами. Наиболее интенсивно птицы поют на утренней и вечерней зорях (отсюда название), но могут петь и всю ночь. (Приложение . Слайд 17)
  • Следующий артист – поползень. Мелкие птицы размером с воробья Поползень весь день по стволам деревьев бегает, насекомых разыскивает. То вверх по стволу побежит, то вниз головой спускается. Из всех птиц спускаться так только поползни могут. (Приложение . Слайд 18)
  • А вот птичка – лакомка. Имя ее – нектарница. Ярко и обычно пестроокрашенные небольшие птички с длинным, изогнутым вниз клювом. Самые маленькие нектарницы имеют длину тела около 8 см. Язык длинный, узкий, с продольным желобком и кисточкой на конце. Они едят нектар и мелких насекомых, иногда кормятся на лету. (Приложение . Слайд 19)
  • А вот птичка – огонечек. Зовут ее горихвостка. Горихвостка – резвая птичка. Везде торопится побывать – где муху, где паучка склюнет. Только хвостик огоньком мелькает! (Приложение . Слайд 20)

9. Итог занятия

– Ну, вот и закончилось наше путешествие по лесу. Мы отгадали много загадок. Названия каких растений или животных вы запомнили? (Ответы детей)

Список используемой литературы.

  1. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» к учебному комлекту Плешакова А.А. – М.:»ВАКО», 2003.
  2. Чаплина В.В. Птицы в нашем лесу. – М,: «Малыш», 1984г.

Для оформления слайдов использованы фотографии с сайтов:

  1. Бабочки – www.espot.ru
  2. Грибы – www.qpig.ru
  3. Анимационные картинки – www.destroer.ru
  4. Птицы – энциклопедия «Кирилл и Мефодий» (DVD)
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Прималкинского»

Прохладненского района КБР

«УТВЕРЖДЕНА»

Директор МОУ «СОШ

С.Прималкинского»

Грудзинская В.В.

«ПРИНЯТА на заседании ШМО учителей начальных классов»

Руководитель ШМО МОУ «СОШ

с.Прималкинского»

Пономарева М.А.

«СОГЛАСОВАНА»

Зам.директора по УВР

с.Прималкинского»

Пономарева М.А.

Программа ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Плешаков («МИР ВОКРУГ НАС»)

Пояснительная записка

Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1-4 классах четырехлетней начальной школы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся:

Воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

1. Идея многообразия мира.

2. Идея экологической целостности мира.

3. Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Остановимся на особенностях содержания курса по классам.

В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Мир неживой природы,

Растения и животные,

Мир людей и созданных ими предметов,

Наше здоровье и безопасность,

Экология.

Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий.

Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.

В качестве другой содержательной линии курса выделим знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми - детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей - в семье, гостях, школе, общественных местах.

Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем:

«Природа»,

«Жизнь города и села»,

«Здоровье и безопасность»,

«Общение»,

«Путешествия».

В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая - «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край - часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующая тема программы - «Страницы всемирной истории» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. В программе указано также минимальное количество экскурсий и практических работ, которое может быть увеличено учителем по его усмотрению.

В учебно-методический комплект по курсу «Мир вокруг нас» входят:

А) учебники, рабочие тетради, тетради «Проверим себя», методические пособия для каждого года обучения;

Б) книги для учащихся, используемые на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе;

В) учебные наглядные пособия.

В настоящее время курс обеспечен следующими учебными изданиями.

1. Мир вокруг нас: Учебник для 1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3. Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авторы А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, 3. Д. Назарова, издательство «Просвещение»).

4. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

5. Мир вокруг нас: Методическое пособие: 1 класс (авт. А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова, издательство «Просвещение»).

1. Мир вокруг нас: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 2 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 2 класса (авт. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, издательство «Дрофа»).

4. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

5. Поурочные разработки к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

1. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 3 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся3 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

4. Поурочные разработки к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

1. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас для 4 класса»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

3. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).

4. Поурочные разработки к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).

Для всех классов

1. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

2. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).

3. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (авт.А.А.Плешаков, А.А.Румянцев, издательство «Просвещение»).

4.Окружающий мир: Комплект учебных таблиц и методические рекомендации к нему (авт. А. А. Плешаков, Е. О. Яременко, издательство «Дрофа»).

ПРОГРАММА

1 КЛАСС - 66 ч (33 ч)

Введение 9 ч (3 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.

Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? 18 ч (10 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы:

Знакомство с разнообразием камней;

Знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя;

Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам);

Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним;

Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? 12 ч (6 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы:

Сборка простейшей электрической цепи;

Изучение свойств снега и льда;

Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями;

Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? 9 ч (5 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры - удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? 17 ч (8 ч)

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

Заключение (1 ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

ПРОГРАММА

II КЛАСС - 68 ч (34 ч)

Где мы живем 2 ч (1 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа 21 ч (10 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы:

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;

Знакомство с горными породами и минералами;

Распознавание деревьев, кустарников и трав;

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;

Отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Жизнь города и села 12 ч (6 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.

Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

Здоровье и безопасность 10 ч (6 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение 5 ч (3 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.

Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия 17 ч (7 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

Неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

Строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

Имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

Основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

Названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

Различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в оТематическое планирование

уроков окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова в 1 классе

Литература:

Учебник для 1 класса «Мир вокруг нас»;

Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса « Мир вокруг нас»;

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса.

Новые понятия: части растений; разнообразный мир животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; электричество; звёзды; созвездия; спутник; экология.

Задачи:

Обучение задавать вопросы, приведение знаний детей в систему;

Формирование представлений об окружающем мире (объектах), о его разнообразии, свойствах;

Проведение наблюдений за происходящими процессами в окружающем мире, связанными с деятельностью человека, за сезонными изменениями в природе;

Формирование умений действовать в природе, веси себя;

Обогащение детского нравственного опыта.

Дети должны знать:

Различия между травой, кустарником, деревом;

Различия между дикими и домашними животными;

Основные признаки времён года;

Правила бережного отношения к богатствам природы.

Дети получат сведения: о своём городе, о видах транспорта, наиболее распространённых профессиях, о правилах личной гигиены, о правилах поведения на улицах и в быту.

Общеучебные умения и



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта