Главная » Ядовитые грибы » Showforum тема родины в творчестве блока. Тема родины в творчестве Блока А.А

Showforum тема родины в творчестве блока. Тема родины в творчестве Блока А.А

Тема Родины в творчестве Александра Блока

К вопросу о родной земле, так или иначе, подходило большинство поэтов, и всякий по-своему постигал известную для старого и малого Родину - Россию. Среди них и Александр Александрович Блок.

Одной из центральных тем в его поэзии является тема родины. Блок не тотчас отыскал для себя эту тему, предшествовали продолжительные годы этического становления. Поэт пережил многое и испытал, «напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну», прежде, чем начать писать о России. Обращение к теме родины явилось неповторимым результатом творчества Александра Блока.

Тема России захватила поэта всего. Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении «Русь» перед нами предстает образ сказочной и таинственной страны:

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание… Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью чувств душа поэта.

Путь Блока не прост и не гладок, но в судьбе и творчестве его чувствуется строгая логика образа России.

Сам поэт писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель».

Почти все, совершенное Блоком, было сделано во имя русской земли, во славу русского народа. Читаем ли мы его «Русь», «Россию» или другое какое-нибудь юношеское стихотворение, исполненное сыновней любви к родному краю, перед нами возникает образ страны со своей особой, неповторимой и возвышенной судьбой - историей.

В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее источникам. Сопоставлению прошлого и будущего родной земли посвящен цикл «На поле Куликовом». Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы - ночной и зарубежной», скрывающей ее путь.

Пять стихотворений из цикла «На поле Куликовом», созданных в годы первой русской революции, говорили о том, что Блок умел чувствовать милую его сердцу Русь чутко и трепетно:

Я вижу над Русью далеко

Широкий и тихий пожар…

Всего десять лет спустя новый пожар тысяча девятьсот семнадцатого года перевернул судьбу России.

Однако не прошли бесследно для душевного равновесия поэта дни, когда лилась невинная кровь, а вокруг лежали разоренные разбоем земля и культура. Да и с Шахматовым, любимым местом всей семьи, было покончено: разграблена усадьба, сожжена бесценная библиотека. А в довершение всего Блок был арестован. Луначарский в письме ЦК к Ленину писал: «Поэт Александр Блок, в течение этих четырех лет державшийся вполне лояльно к Советской власти и написавший ряд сочинений, учтенных за границей как явно симпатизирующих октябрьской революции, в настоящее время заболел нервным расстройством». Нервным расстройством… И ни слова о смертельной болезни сердца, цинге, истощении, опухоли суставов. Ни слова о бескорыстной работе поэта в Наркомпросе.

Характер чувства к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Эта любовь спасала его в страшные годы, когда, иссякая от внутреннего мрака и отчаяния, все же оставалась «путеводительным маяком», освещая дорогу и побуждая выполнять свой долг. И поэтому в стихотворении «Последнее напутствие» поэт говорит о том единственном, что выводит из «постылого „круга бытия“. Это „единственное“ - Россия.

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

Подобный образ России можно встретить у многих предшественников Блока. Он же отличался от них тем, что к образу родной земли, к ее судьбе подходил не „как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт - с чувством жгучей, интимной любви“. Для Александра Блока характерно кровное единение с Россией. „В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим“, - писал он.

Блок, рассуждая о своей любви к Родине, правильно отметил, что „душа хочет любить только прекрасное“, поэтому сначала нужно почувствовать сострадание к родной земле, а „сострадание есть уже начало любви“.

Его необыкновенное чувство к России придало поэту уверенность в том, что у многострадальной родины есть будущее, что она преодолеет все тяготы и препятствия на ее пути. Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: „Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика…“

Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути. Его стихи наделены „отчетливой исторической памятью“. Написаны они от лица сына „страшных лет России“. В них прослеживается обостренное предчувствие будущего. Таким образом, стараясь охарактеризовать огромное значение поэзии Александра Блока, можно сказать так: „Она, как мост, пролегла между двумя эпохами и двумя культурами. Всем своим движением она устремлена в будущее…“ Остается только пожелать всем нам научиться у Блока терпению и любви к родине, а так же позаимствовать неисчерпаемую веру в светлое будущее нашей страны.

Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери. Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию „прекрасными чертами“, он любит ее, как раньше любил Прекрасную Даму. Родина представляется Блоку молодой красавицей, тоскующей невестой, женой.

Необъятность далей, песни ветровые, дороги далекие, тройки разудалые, расхлябанные колеи, дали туманные, „неба осветленный край средь дымных пятен“ - это прекрасная, неповторимая и самобытная блоковская Русь, горячо и беззаветно любимая им. Именно ее он всю свою жизнь любил, именно для нее ждал перемен, верил, что с приходом тысяча девятьсот семнадцатого года „свет одолеет тьму“.

Лирическая поэзия Александра Александровича Блока - стихотворный дневник жизни русского человека на грани двух эпох.

Чувство патриотизма далеко не каждому человеку присуще, оно формируется годами. Каждый поэт на протяжении всей своей жизни пытался осмыслить образ Родины в своих произведениях. Немало русских поэтов, таких как Пушкин , Лермонтов , Некрасов , которые славили, возвеличивали великую Россию.

  • сказочность — не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность — Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм — край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание — не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа — Родина – это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность — в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Блок утверждал, что тема Родины для него центральная, и ей он «сознательно и бесповоротно» посвящает свою жизнь. Но в разные периоды творчества образ Родины менялся. Эволюцию темы можно проследить на стихотворениях «Русь» и «Россия»

В стихотворении «Русь» Блока предстаёт образ Руси поверий и легенд, преданий старины. Это сказочная, колдовская, таинственная страна. Она пропитана образами народной поэтики, наполнена своей мифологией, причём мифологией демонической: ведунами, ворожеями, ведьмами, чертями.

Рождаются ассоциации с сюжетами народных песен: «Где буйно заметает вьюга до крыши — утлое жильё, и девушка на злого друга под снегом точит лезвиё». При этом образ Руси статичен. Не случайно состояние сна: « … И за дремотой тайна, и в тайне почивает Русь». Ощущение тайны придаёт определённую условность образу.

Стихотворение напоминает песню, мелодичность возникает от ассонансного звучания. О реальной России напоминает лишь один мазок — нищета родимой страны и лоскуты её лохмотий. От образа веет первозданной силой и чистотой.

Затем проанализируем стихотворение «Россия». В стихотворении дан образ нищей России, образ, тяготеющий к реальному изображению. Отсюда предметный ряд: «расхлябанные колеи», «избы серые», лес, поле. Вместе с тем поэт не отказывается от символов, но они в большей степени работают на создание русского колорита. Например, «три
стёртых треплются шлеи» — образ-символ русской тройки.

Образ Родины соотносится с женским началом: «твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей», «мгновенный взор из-под платка». В отличие от Руси Россия дана в движении, поэтому ей сопутствует образ дороги: тройка, колея, песня ямщика. Поэт любит Россию: «Твои мне песни ветровые — как слёзы первые любви!» В чувстве поэта к Родине
отсутствует жалость. Крест, который несёт лирический герой, один надвоих. Россия и лирический герой движутся по одному пути.

Так тема Родины вплетается в тему пути. Этот путь страны, движение ярко отражены в цикле «На поле Куликовом». Для
поэта Куликовская битва была символическим событием русской истории. Анализируется стихотворение «Река раскинулась, течёт, грустит лениво и моет берега … ».

Какое впечатление производит это стихотворение? Какие образы возникают в нём, почему их использует автор? Как конкретизируется облик Руси в стихотворении? Проследите за темпом стихотворения. Что с ним происходит, почему?
Почему возникает образ вражеского мира? Какой образ становится центральным? Зачем автор уделяет такое внимание движению?

С самого начала стихотворения автор рисует пространственную картину России. Это образ раскинувшейся реки, её берегов, жёлтого обрыва и степи. Пространственные образы готовят читателя к движению, хотя в первой строке это движение замедленно, а в третьей строка укорачивается по сравнению с первой (пятистопный ямб вместо шестистопного).

Возникает образ Руси, заполняющий степное пространство. Русь дана в облике любимой женщины — жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Появляется мотив пути: «До боли нам ясен долгий путь». Слова «наш путь стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь» уточняют, что речь идёт об историческом пути России. Начинается неотвратимое движение.

Автор во второй строфе паузами и восклицательными знаками дробит длинные строки. Возникают образы вражеского мира, битвы: «В степном дыму блеснёт святое знамя и ханской сабли сталь». Рождается тревожное предчувствие от костров, озаривших степную даль. Есть ощущение судьбоносности сражения.

ТЕМА РОДИНЫ

В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА

В годы политической и общественной реакции после поражения первой русской революции, когда буржуазная литература переживала время застоя и упадка, когда подавляющее большинство буржуазных писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за свободу и изменило благородным традициям передовой общественной мысли и литературы, - в это тяжёлое время Александр Блок занимал особую и в высшей степени достойную позицию.

Разочаровавшись в своих прежних исканиях, он настойчиво ищет новые пути.

Из мира бесплотной мечты фантазии он окончательно переходит в мир действительности, который одновременно и влечет, и страшит его.

Блок очень тяжело переживал поражение революции, но не утратил чувство будущего: временное торжество реакции он правильно оценил как «случайную победу» палачей народа и предупредил наступление ещё более грозных и величественных событий. Главной темой Блока – и в художественном творчестве, и в публицистике - становится Россия. Внимание его сосредоточено на судьбе народа, на волновавшем его вопросе о взаимоотношениях интеллигенции и народа. Он утверждал, что только с народом «все пути», что народ является единственным источником всякой «жизненной силы», в том числе и творческой силы художника, поэта.

В лирическом предисловии к сборнику «Земля в снегу» Блок прочерчивает восходящий путь своей поэзии, неумолимую логику выпущенных своих трёх книг: «Стихи о Прекрасной Даме» - ранняя утренняя заря… «Печальная радость» - первые жгучие и горестные восторги, первые страницы книги бытия … И вот «Земля в снегу», плод горестных восторгов, чаша «горького вина, когда безумец потеряет дорогу, - уж не вы ли укажете ему путь? Не принимаю – идите своими путями. Я сам знаю страны света, звуки сердца, лесные тропинки, глухие овраги, огни в избах моей родины, очи моей спутницы. Но не победит и Судьба, ибо в конце пути, исполненного падений, противоречий, горестных восторгов и ненужной тоски, расстилается одна вечная и бескрайняя равнина - изначальная родина, может быть, сама Россия…»

Так в лирических образах блоковской прозы возникает тема его стихов – «тема о России».

Блок находится в центре перелома, общеевропейского кризиса, в конечном счете, приведшего к первой мировой войне и межреволюционной реакции в России. Россия, «вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой…»

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы-

Кровавый отсвет в лицах есть.

Тема родины, России захватывает Блока всецело. Ощущение отчизны как живого существа сливается со сверх чувством жгучей любви. Личная трагедия одиночества поднимается до уровня трагедии народа. «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим»,- говорит поэт.

От своих предшественников Блок отличается тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель, не отвлечённой идеей, а как поэт – с интимной любовью. Написаны они в угарное время увлечений, но несут на себе печать объективизма, кризисного спокойствия и эстетизм правды. Пропитаны они и современными ужасами, но остались в сфере и атмосфере идейного равновесия и умного такта.

Утончённое мастерство совпадает в стихах о России со всем богатством творческого опыта и достигает истинной классичности. Любовь, муки, мудрость, вся сложность чувств современного мира соединены в них с величественной, в веках теряющейся духовной генеалогией. Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери. Блок связывает его с образом молодой красавицы, невесты, жены, тем самым придавая ему глубоко интимный характер «Твои мне слёзы ветровые -как слёзы первые любви», и в то же время – с вечной и нетленной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души, мировой гармонии. В блоковском образе родины - полной сил и страсти женщин, надёлённой «разбойной красотой»,- интимно личное неотделимо от вселенского, чувственное – от духовного, национальное – от общечеловеческого, природное – от культурных традиций, высокое – от будничного. В свете романтического идеала родина предстаёт не только поэтический, одухотворённой, прекрасной, нетленной, но и нищей - с серыми избами, расхлябанными дорогами, острожной тоской, глухой песней ямщика. Чувство живой нетленной красоты помогает Блоку верить в её будущее, в то, что она преодолеет все тяготы и препятствия на своём трудном пути. Он надеется, что тяжёлый путь во мгле, «в тоске безбрежной», бесстрашно будет пройден: «Домчимся. Озарим кострами степную даль». Разум и духовность сразятся со всем, что делает жизнь грязной, пошлой, беспросветной. «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!» Только в неуспокоенности и движении к добру видит автор смысл существования: «Не может сердце жить покоем…» Блок часто подчёркивает, что дела победы – кровь. Кровь сопутствует свету. «Закат в крови» Звучит призыв к действию.

И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль…

У Гоголя Россия – тройка, несущаяся вдаль, у Блока она «c тепная кобылица» и та же тройка. В записях к стихотворению «Я пригвождён к трактирной стойке…» Блок пишет об этом образе: «Слышите ли Вы задыхающийся гон тройки? Это Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть… Видите ли Вы её звездные очи – с мольбой, обращённой к ним: «Полюби меня, полюби красоту мою!….» Кто же проберётся навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика….»

Стихотворение «Россия» (1908 г.) звучит как признание в любви нищей, но прекрасной Родине, Чистота и неподдельность народной силы питают надеждой:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легла….

Все стихи зрелого Блока написаны от лица сына « страшных лет России», обладающего отчётливой исторической памятью и обострённым предчувствием будущего.

Из низких нищих деревень

Не счесть, не смерить оком,

И светит в потемневший день

Костёр в лугу далёком.

Стихи наполнены верой в высокую миссию поэта, сознанием сложной противоречивости жизни и др.

Имя Блока воспринималось читателями как символ современности. Его поэтическая искренность, отразившаяся и в личности, и в творчестве, воплотила представление целого поколения о Родине, о предреволюционном десятилетии и о себе.

Рассохиной Насти, 11 А.

[email protected]

Образ Родины в творчестве Александра Блока.

«У меня все стихи о Родине»

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались писатели и поэты во все времена. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России".

Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей" делало любовь А.Блока к России противоречивой и обостренной.

Раннюю поэзию Блока пронизывают образы русской культуры, нередко в романтическом облике. Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.

К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира в цикле стихов "Пляски смерти". Наиболее известное стихотворение этого цикла - "Ночь, улица, фонарь, аптека...", в котором подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.

Однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта, а еще, на мой взгляд, это и мир в нем самом. Так, в стихотворении "Незнакомка" - лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но мы так же видим, что он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира "испытанных остряков", бездушной и мертвой природы, где и луна на небе превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.

Страшный мир, созданный А. Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.

В 1906 году А. Блок пишет стихотворение «Русь», где страна предстает перед нами как заповедная, сказочная:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена

С болотами и журавлями

И смутным взором колдуна...

Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.

Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов "Родина", который создавался с 1907 по 1916 год. Здесь мы видим и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.

Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" - "Опять, как в годы золотые...". Все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.

Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях написанных в 1908 году и объединенных темой "На поле Куликовом". Я считаю, что этому стихотворению принадлежит особая роль в творчестве поэта. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". На мой взгляд, Этот цикл наиболее ярко и точно показывает чувства Блока к России. Первое стихотворение этого цикла «Река раскинулась…»:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво,

И моет берега.

Над скудной глиной же того обрыва

В степи грустят стога.

Оно посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!"). В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России "О, Русь моя! Жена моя!", и, на мой взгляд, именно оно показывает высшую степень единения лирического героя с Россией.

Стихотворения А.Блока, прозвучавшие в те годы, когда судьба России неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и дают нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный поэтический образ России.Ее необъятные просторы,песни ветровые,дороги дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет тьму. Но от той реальности, которую он увидел после революции 1917 года, так не похожей на его мечту,он задохнулся.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта