Главная » Ядовитые грибы » Старуха изергиль какие проблемы затрагивает автор. «Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы

Старуха изергиль какие проблемы затрагивает автор. «Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы

(362 слова)

И.А. Обломов в своем произведении создал масштабную картину общественных настроений своей эпохи, изобразил героя, которого осуждаешь, но все равно сочувствуешь. Также огромна заслуга этого писателя в мастерски нарисованных женских образах: не обобщенных и бледных, а ярких и живых. Часто именно женщины в его романах обладают подлинной силой характера и духа.

Несмотря на то, что Обломов всю жизнь провел на диване, он не был обделен женским вниманием. Друг Штольц познакомил главного героя с Ольгой Ильинской. Эта 20-летняя девушка полна изящества и гармонии. Она лишена кокетства, желания нравиться противоположному полу. Героиня талантлива: прекрасно поет. Все в ее облике говорит о том, что она постоянно мыслит, у нее кипучая жажда жить, действовать. Она самолюбивая, напористая, но при этом добрая и сострадательная. С такими качествами спустя 50 лет шли сестрами милосердия на войну. Миссионерская деятельность Ольги выразилась в том, что она хотела «исправить» Обломова, перекроить его на свой, деятельный лад во имя его собственного блага. Но главный герой не хочет гореть вместе с девушкой, потому, несмотря на их взаимную привязанность, расстается с ней. Ольга для Обломова – божество, идеал, до которого никогда не получится дотянуться. Героиня, хоть и не идеальная, вызывает симпатию, ее настойчивое желание перекроить возлюбленного связано с ее неопытностью и юношеским максимализмом: ради благих целей можно все переделать по-своему, не считаясь с жизненной правдой других.

Обломов переезжает на Выборгскую сторону, где зарождаются его отношения с хозяйкой дома, 30-летней Агафьей Пшеницыной. Она для героя – олицетворение родной Обломовки. И внешне: полная, здоровая, приятная. И внутренне: такая же спокойная, простодушная (даже туповатая в вопросах, не касающихся хозяйства), стыдливая, ласковая, домовитая. Агафья видит в хозяйстве главное свое назначение, поэтому отдается ему со страстью и всегда что-то делает, а об отвлеченных материях даже не задумывается. Героиня полюбила Обломова таким, какой он есть, не хотела его изменить, вот почему их отношения привели к счастливому концу. Он для нее божество и идеал, а также первая любовь (несмотря на покойного мужа). Илья Ильич полюбил ее за то, что Агафья земная и понятная, за ней не надо тянуться, ее не надо разгадывать.

В романе «Обломов» нарисованы два противоположных типа женщин, причем не двумя-тремя мазками, а глубоко и рельефно. Эти образы запоминаются и ничуть не уступают мужским. В этом новаторство автора и его огромная творческая удача.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

МОУ «Яйская СОШ№2»

Женские образы в жизни героя романа И.А.Гончаров «Обломов»

Работа на XIII Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Научное творчество молодёжи»

Выполнила работу:

Некрасова А.Г.

10 Б класс.

Руководитель:

Черкашина Г. Г.,

учитель литературы и русского языка

МОУ «СОШ №2» в п.г.т.Яя.

I.ВВЕДЕНИЕ.

2. Задача.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Первая встреча.

2. Сходства и отличия двух героинь романа.

3.Признание Ольги Ильинской

4. Признание Агафьи Пшеницыной

5.Образы в произведении

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение.

Поразительное свойство классической литературы в том, что каждый раз, перечитывая её заново, открываешь что-то новое и удивляешься: «Как я не увидела? Почему не отозвалось?»

Вот и с Обломовым так же. Прочитав его раз, лишь потому что проходят в школе, мало понимаешь тонкий смысл, спрятанный между строк, заботливым автором. Лишь прочитав его ещё раз во второй, в третий начинаешь вникать и понимать подтекстную суть произведения.

Безусловно: в истории «добряка-ленивца Обломова отразилась русская жизнь, в ней предстаёт живой современный русский тип». Выделив это определение, я имею в виду не XIX век, а наше настоящее, нашу эпоху.

Да, Обломов современен, потому что он, по-моему, выражение одной из национальных черт русского характера . В нас до сих пор живёт вера в сказки о том, какая прекрасная жизнь ждёт нас в будущем. Но стоит столкнуться с действительностью, наступает социальная апатия, страх перемен, то есть обломовское лежание, как способ ухода от реальности.

Обломов помогает нам понять себя. Поэтому чувство, охватывающее нас, когда прочитана последняя страница,- жалость. И это нам не Обломова жалко, а себя. Об этом рассуждает и автор книги об «Обломове»: « Гончаров посягнул вложить в своего Илью Ильича слабости и недуги всякого человека, каждого из нас, слабости извиняемые, молоизвиняемые или неизвиняемые. В целокупном образе органично сочетались с ними и многие благие задатки, милые и симпатичные свойства, также присущие всякому человеку. И потому Обломов трогает, беспокоит и тревожит всякого человека.»

Более всего в жизни этого героя мне стало интересно его детство и эпизоды из личной жизни. Ничто не раскрывает человека так, как испытание любовью. Очень интересны в этом случае его поступки, действия, слова, ощущения переживания, да и многое другое, что сопутствует герою в этом нелёгком испытании. Именно поэтому я взяла эту тему для исследования.

Цель моей работы сопоставление образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной и их роли в жизни Обломова.

Задачи:

Проанализировать 1 главу 4 части и 6 главу 2 части романа Гончарова И. А. «Обломов»;

Сопоставить образы героинь Гончарова Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной;

Сделать выводы о роли героинь и их участие в судьбе Ильи Обломова.

В своей работе я руководствовалась сравнительно-сопоставительным методом.

Основная часть(сопоставление).

Общеизвестно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе он говорил о том, что «любовь силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может измениться внутренне, обрести цель в жизни, в любви он черпает энергию. Без любви жизнь теряет смысл, любовь наполняет её поэзией6. Значимость этой темы в произведение и определили выбор двух последующих эпизодов: объяснения с Ольгой Ильинской и объяснение с Агафьей Пшеницыной. Анализ эпизодов помогает осмыслить художественные особенности, символику романа, понять героя и оценить его натуру.

Итак, начнём, прежде всего, с момента встречи Обломова и двух героинь . Сначала Обломов встречается с Ольгой Ильинской- натурой деятельной и динамичной.Его друг детства- Штольц, уезжая, поручает ей следить за другом, чтобы он не лежал целый день напролёт. Ольга воодушевилась этим и уже предвкушала свою победу над леностью Ильи. Она видела несомненные перемены героя, когда он был с ней рядом: апатия сменилась активностью, и она, возможно, понимала, что такая перемена исходит из влюблённости Обломова к ней. Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «… Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами»4. Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина»4 .

Что касается Агафьи Пшеницыной, то с ней Обломов знакомится тоже по средством другого человека и это уже теперь кум Агафьи- Тарантьев, человек бесцеремонный и неопрятный, который за плату обещает Обломову сменить квартиру. Агафья видит в герое приятного барина и старается всеми возможными способами улучшить его жизнь. Она видела, что Обломов во всём противоположен её покойному мужу - коллежскому секретарю Пшеницыну; глядит на всех «смело и свободно, как будто требует покорности к себе»; лицо у него белое и нежное; руки белые и небольшие; Манеры его покойны и красивы; разговор умён и прекрасен; бельё он носит тонкое, меняет его каждый день; моется душистым мылом, ногти чистит. В представлении героини: «Он барин! Он сияет и блещет! Притом, он так добр: как мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки - как бархат…..<…> И глядит он, и говорит так же мягко, с такой добротой…».

Сходства и отличия

Таким герой представляется героиням, а какими же они представляются читателю и герою? Для начала выделим сходства героинь, так как их меньше чем отличий. Сходственным в этих женщинах будет то, что они обе были влюблены в Обломова и были им любимы, обе по самой своей сущности не случайны в его жизни и сыграли в ней значимые роли. В остальном же, прослеживаются их явные отличия друг от друга. Они

антиподы, если Ольга сильная, деятельная натура, её облик удивительно гармоничен: она похожа на античную статую, воплощение грации ума, с полной гармонией души и тела, то Агафья полная, круглая с мягким характером женщина, прикреплённая к очагу.

Для Обломова Ольга совершенная женщина, наделённая талантами мужчины. Она небесное создание, прекрасный цветок, нечто недосягаемое для него. Агафья же, более земная, обыкновенная, всегда находящаяся рядом, готовая угодить. Между тем называя нам Ольгу Ильинскую, автор указывает прямую её причастность к Обломову. Она, во-первых, носит фамилию, образованную от его имени, во –вторых, имя её означает «факел»6, «святая»7, нечто излучающее свет и сияние. Имя Илья указывает на то, что герою родственна огненная стихия. По ветхозаветным мотивам, Илья связан с небесным огнём.4 В народных представлениях Илья-пророк, громовик, бог-громовержец- «могучий, седой старик», который разъезжает на огненной колеснице и сыплет огненными стрелами.5 Планета, которой принадлежит Ольга Луна8, источник света, одно из обожествляемых славянами небесных светил9. Ольга является постоянным двигателем для героя, тем самым Пигмалионом, который наставлял Галатею. Все поступки Ильи были напрямую связаны с Ольгой- от того, что делала она зависело то, что делал он.

На Выборгской же стороне мечта и жизнь совпали. В доме Агафьи Матвеевны, которая для героя является «доброй» «Божьим даром» (именно так прочитывается её имя), горит очаг, и сама она его хранит. Служение огню и служение Обломову сливаются воедино. За опрятность любит и ценит Обломов Агафью Матвеевну, называет её: «Сама опрятность!» В её доме жизнь движется по кругу, и она счастлива этой жизнью. Живущие в солнечном круге герои сами тяготеют к округлости: полн и кругл Обломов, пополнела и покруглела Агафья, даже предметы на кухне и то круглые: пузатые и миниатюрные чайники, кастрюльки, чашки, банки, судки.

Ещё известен тот факт, что Илья-пророк осмыслен славянами и как Бог, творящий урожай. « С Ильи начинали жатву и заканчивали уборку. «Петр с колоском, Илья с пирогом»,- говорит народ». 24 А потому важным в контексте является то, что Агафья печёт пироги, ватрушки, пирожные. Она носит «хлебную» фамилию Пшеницына. Она почитает героя и теплица в его лучах.

Узнав героинь, их сходства и принципиальные отличия можно перейти, непосредственно к сопоставлению их признаний с Обломовым.

Признание Ольги

И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба они нарисованы автором с большой симпатией. Гончаров показывает Обломова, способным глубоко переживать и поэтизировать события жизни. Душе героя с детства была подвластна поэзии: его захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый….момент жизни, расцветания сил,… желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слёз. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности».4

И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов остаётся юношей, Штольц называет его «поэтом». Во время пения Ольги герой «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было ему душить радостный, готовый вырваться из души крик. Давно он не чувствовал такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг»4. Но автор знает о мимолётности этого явления и иронически замечает: «Он в эту минуту даже уехал бы за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать».4

Ольга поёт «Casta diva» и в Обломове под влиянием песни пробуждается глубокое, духовное чувство любви. Герой любуется Ольгой и ищет в ней прекрасную душу: «… Он смотрел на неё как будто не глазами, а мыслью, всей волей…., но смотрел невольно, не имея силы не смотреть «Боже мой какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!- думал он, глядя на неё почти испуганными глазами»4. Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично.

Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными и думами и чувствами, устанавливается понятное, только им двоим, душевное общение, воспетое в творчестве Жуковского В. А., других поэтов-романтиков: «Да, я что-то добываю из неё, думал он,- из неё что-то переходит в меня!» Она: « Не смотрите же, так на меня …. мне неловко! Как будто что-то добываете из моей души!» Любовь Ольги и Ильи – огонь, который горит в их душах, сближающий их: «Оба она, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом, в глазах стояли слёзы, вызванные одинаковым настроением»4. Активная, динамичная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости души.

Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «Её взгляд встретился с его взглядом, устремлённым на неё: взгляд этот был неподвижным, почти безумным; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что слово у него вырвалось, что он не властен в нём и что оно- истина»4 .

Герои по-разному понимают любовь. Обломов - весь чувство. В каждом шаге он предельно искренен. Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живёт разум. Но после нечаянного признания Ильи они оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама должна быть сдержана и в рамках приличия. Обломов знает, что нужен будет решительный поступок: либо подтвердить признание, либо опровергнуть,- но он не готов, ни к тому, ни к другому. Идя в парк, он так и не решил, что сделать, хотя точно знал, что встретит Ольгу.

Гончаров великий мастер-психолог- самое начало сцены объяснения героев в конце 6-й главы 2-й части романа строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «Вдруг кто-то идёт, слышит она. «Идёт кто-то…»-подумал Обломов. И сошлись лицом к лицу.

Ольга Сергеевна! - сказал он, трясясь, как осиновый лист.

Илья Ильич!- отвечала она робко, и оба остановились.

Здравствуйте, - сказал он.

Здравствуйте, - говорила она.»

Также доказательством того, что Илья живёт только чувством, а Ольга ещё и разумом служит то, что при объяснении Илья активно использует восторженные и огорчённые восклицания, реплики наполненные раздумьем «Ужо… нет, завтра…как сберусь». « Поверьте мне, это было невольно… я не мог удержаться…». В репликах и небольших по объёмам внутренних монологах Обломова часты многоточия, срывающие переполнявшие героя чувства, но в то же время нерешительность, неясность, новизну для него самого испытываемых им чувств. Перед Ольгой он не уверен, он не знает, подарит ли она ему нежный взгляд или отпустит колкость, что заставит его воскликнуть «про себя»: «О, злая!»

При описании Ольги автор использует метод внешней характеристики, который описывает жесты, интонации, взгляд. И это само по себе даёт понять, что Ольга- само движение и действие. Те реплики, которые она произносит «про себя» полны краткости, энергии, движения и действий. Она либо побуждает к чему-либо, либо спрашивает: «Что он пишет?»; «Что ж вы?»; «Понюхайте, как хорошо пахнет!». В речи героини проявляется стремительность её натуры, внутренний огонь пятнами горит на щеках. Ольге приходиться намеренно скрывать движения души.

Гончаров строит сцену подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку. Завязкой её являются слова Обломова о том, что его признание в любви было случайным, «только от музыки». Ольгу это извинение глубоко огорчает, она выпрямляется и роняет цветы, глаза тускнеют, на щеках пропадают два розовых пятна, она «с силой рванула мимоходом ветку с дерева… тотчас же бросила… на дорожку», «у ней в горле стояли слёзы». Она стремительно направилась к дому. Обломов пытается удержать Ольгу, он удивлён тем, что его признание так расстроило Ольгу. Теперь для него важно не извинение за нечаянное признание, а прощение за то, что огорчил её своим извинением, тем более что в нем была неправда. Удерживаю героиню, он искренен и не стыдиться открыть своё сердце: «… ради Бога, не уходите так, а то у меня на душе останется камень».

Почувствовав в Обломове любящую душу, Ольга начинает добиваться нового признания. Она добывает его своими неотступными вопросами «Отчего?»; «Что в нём?». Она нетерпеливо ждёт, медленно, будто с трудом, поднимаясь по ступеням. И Обломов вновь говорит о любви. На энергичное требование Ольги, он отвечает неопределённо, медлительно: «Я и сам не знаю… <…> Стыд у меня прошёл теперь: мне не стыдно от моего слова… Мне кажется в нём..»; «….То же…волнение… то же чув… простите, простите-ей- богу, не могу сладить с собой..». Эти его слова являются кульминацией признания. Развязка её- призыв героини: «….вперёд! Только вперёд!» В этой, в последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою «вперёд» быть более осторожным в своих речах. И всё же думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выраженная жизненная позиция героини, её динамика, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают и жесты: она «мгновенно впорхнуло в стеклянную дверь, а он остался стоять, как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги.

В сцене объяснения, как и вообще в отношениях с Ильёй Ольга берёт на себя роль мужчины. В романе есть мифологический подтекст: Ольга думала о Обломове, как о какой-то Галатее, «с которой ей самой приходилось быть бы Пигмалионом».3 Действительно, на какой-то момент ей удалось «вдохнуть душу» в Обломова: она увлекает его любящим взглядом, улыбкой, шёпотом, «говорила, и пела для него, чтоб он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб всё говорило и пело в нём». А когда он останется на Выборгской стороне, Ольга тайком встретиться с ним в Летнем саду, на Неве, приедет к нему на квартиру. Обломов и сам понимал, что только рядом с Ольгой он живёт. Не будет её, он- мертвый человек. Об этом он предупреждает её ещё тогда, когда Ольга не думала о разлуке. Но чувство Ольги самолюбиво и разумно… Любовь к Обломову постепенно превращается в обременительную обязанность. Она поймёт, что ему не достать до её, и срабатывает чувство самосохранения и она его бросает. В сцене их последнего объяснения она скажет: «Камень ожил бы от того, что я сделала…». Полюбив Штольца она будет стыдиться героя своего первого романа, назовет его словом Сонечки и Тарантьева - мешок. Роль Пигмалиона оказалась не под силу героине.

Любовные отношения Ольги и Обломова развиваются на фоне природы, сердца их открыты к ней. Момент наивысшего духовного взлёта, расцвета чувств- встрача и объяснение героев- сомкнут с наиболее поэтическим моментом жизни природы-с весной и началом лета, порой цветения трав и деревьев. Свидания происходят в прекрасном благоуханном саду. В объяснении героев участвует сама природа, которая помогает раскрыться их душам. Впоследствии любовь Ольги и Обломова из душевного общения перерастает в страсть. Но вот Обломов сделал предложение, и любовь превращается в тяжкий долг. Он сравнивает её с «оспой», которую им с Ольгой привил Штольц. В душе Ольги тоже растет неудовлетворение по отношению к Обломову: «…Она впадала в тягостную задумчивость: что-то холодное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло её мечты, и тёплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день, когда все предметы кажутся в сером цвете». Происходит это тогда, когда «лето подвигаясь, уходило. Утра и вечера становились темны и сыры». Расстанутся они, когда Нева покроется льдом. Вернувшись на Выборгскую сторону после разрыва с Ольгой, Обломов увидит снег: « Снег, снег, снег! <….>Всё засыпал!»

Признание Агафьи

В чём проявляется любовь Обломова к Агафье? Чувство героя к вдове Пшеницыной Гончаров не хочет называть любовью, говорит о нём с неизменным юмором. Чувство это нечем не похоже на то, которое питал Обломов к Ольге. То- романтическое, духовное чувство- будило сознание, самолюбивые желания и тревоги, стремления на подвиги, мучительные терзания о том, «что время уходит, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни добра, ни зла, что празден он, и не живёт, а прозябает». Но та любовь была подобна оспе, кори, горячке, едва не погубившей героя. Обломов «содрогался, когда вспоминал о ней». После пережитой горячки «Илья Ильич был мрачен, по целым часам подвергался в болезненную задумчивость…<…>хозяйка…. заставала его в слезах. Потом, мало-помалу, место живого горя заступило немое равнодушие». Обломов постепенно приобретает неподвижность, каменеет. Даже во время любовного объяснения с Агафьей, «глаза его не блистали».

Чувство к вдове Пшеницыной несёт ему долгожданный покой. Это доказывают его слова, передающие его переживания и действия: «охотно оставался»; «останавливал глаза»; «потихоньку ногой отворял дверь»; «шутил с хозяйкой», «всё это делалось покойно»;«не волновался тревогой»; ему хотелось «сесть на диван и не спускать глаз с её локтей»; «как будто какая то невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя и ухаживает за ним, лелеет». Гончаров характеризует лишь внешние проявления чувств: душу, сердце, ум Обломова с утратой любви Ольги замолчали.

Любит ли Агафья Илью? В её жизни до встречи с ним не происходило ничего подобного. Гончаров иронически сравнивает зарождение любви в душе героини, как образование осадка не дне морском, с осыпанием гор, с простудой. Чувства Агафьи он передаёт с юмором, как бы не веря самому себе, позволяет себе лишь догадываться о них. О чувстве своём героиня не спрашивала себя, оно не имеет для неё имени, и нашло как бы само по себе. И тут же она стала сама не своя: она «перешла под это сладостное иго, безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры музыки и нерв». Внешний облик Агафьи, её поведение зависят теперь, непосредственно, от Обломова. После разрыва с Ольгой он болен, мрачен, едва говорит с ней,- она худеет, становится точно каменная, в хозяйстве заметны изъяны; Обломов оживает, у него появляется радостная улыбка, он «стал смотреть на неё по-прежнему ласково, заглядывать к ней в дверь, шутить- она опять пополнела, опять хозяйство её пошло живо, бодро, весело….». При этом «она не в силах была только пококетничать с Обломовым, показать ему каким-нибудь признаком, что в ней происходит, но она …никогда не осознавала и не понимала этого…».

Любовь Агафьи Матвеевны проявлялась, как любовь русской крестьянки, в преданности до гроба. Она добровольно надела на себя этот хомут, заботы везти этот воз с радостями. Смыслом её жизни стали забота и покой Ильи Ильича. Вся её любовь проявляется в действии: «сделает замечание», если подгорит жаркое или переварится уха; не спит, «ворочается с боку на бок, креститься, вздыхает», если Ильи Ильича нет долго вечером; «вскочит с пастели, отворит форточку, накинет юбку, бежит в кухню», расталкивает Захара, Анисью и посылает отворить ворота, если он приедет поздно; «в три прыжка является на кухню», чтобы проследить, хорошо ли сварен кофе для Ильи Ильича. Бескорыстная преданность её выражается в том, что при болезни Обломова, она просиживала ночи напролёт с ним, забыв про детей, бежала в церковь молиться за его здоровье. Она «бросалась на колени и долго лежала на полу…». Тайно от всего дома она продала последнее- жемчуг, меха, одежду- только бы накормить Илью Ильича, когда братец обобрал их обоих. После удара, который случился с Обломовым, стараниями Агафьи Матвеевны герой был возвращён к жизни.

Сцену объяснения Гончаров во всём противопоставляет объяснению с Ольгой. Любовные признания Ольги и Обломова случились весной, в цветущем парке, объяснение вторых же, случается на кухне, где времена года не важны: жизнь на Выборгской стороне течёт также ровно, как в Обломовке, одинаково зимой или летом- это жизнь в циклическом времени. Календарное время здесь заменено бытовым. В руках у героини не ветка сирени, а пестик со ступкою. Герои одинаково говорят о корице, халате, перспективе будущей жизни, о поцелуе и любви.

Первое признание заканчивалось энергичным признанием Ольги, второе призывом Обломова: «Поедемте в деревню!». Обломов зовёт Агафью в Обломовку, в свой идеальный мир. В ответ же она говорит: « Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо.» В этих словах и выразилась вся жизненная философия Пшеницыной. Она не знает иной и, поэтому призыв её во всём противоположен ольгиному. И герой согласен с героиней, т.к. они оба герои идиллии, в которой обязательна привязанность к месту.

Если в отношениях с Ольгой «мужскую» роль на себя взяла именно она, то в отношениях с Агафьей Обломов являлся «силой». Он чувствует превосходство над героиней, поведение которой всегда предсказуемо. В сцене объяснения он уверен в себе, его слова кратки и энергичны: «А если я вам помешаю?»; «А если я вас поцелую?»; «Ну целуйте же меня!». В речи героя отсутствуют те частые многоточия, олицетворяющие невысказанное, противоречивое чувство. Ольга вся порыв и чувство, Агафья же спокойна. Единственное выражение её- это усмешка, она усмехается даже тогда, когда Обломов целует её. Казалось бы, никогда не оживить «каменную Галатею», но это не так. После смерти Обломова она понимает, что потеряла важное ценное в своей жизни.

Чувства Ольги чисты, она для Обломова божественна и неприкосновенна, образ её соотнесён в его мечте с образом идеальной женщины, жены. Агафья- тоже из мечты. Это та «краснощёкая прислужница, с загорелыми локтями, робко опущенными глазами, но лукавыми глазами».Обломов сам заводит разговор, берёт её под руки, мешая толочь корицу. А она лишь позволяет оказывать знаки внимания, при этом чуть-чуть обороняясь от барской ласки: «Вот смотрите просыплю корицу, вам же нечего будет в пироги класть!» Вся эта сцена представляется классической барской любовью. Вот поэтому автор с таким юмором говорит о их чувствах: «Он подвигался к ней как к тёплому очагу», а «она принимала поцелуй неподвижно, как лошадь, на которую одевают хомут.»

Образы

В сценах любовных свиданий Ольги и Обломова присутствуют повторяющиеся образы: ветка сирени, огонь как символы жизни. Им будут противостоять и другие образы: холод, тьма, снег- символы смерти.

Один из символических образов, проходящий через весь роман-образ огня. Образ огня, присутствующий в сцене объяснения, -это огонь любви. Он горит в душах героев и определяет их внешнее и внутреннее преображение. «В славянских обрядах и заговорах нашло отражение уподобление огня любовному пожару»10. Любовь Обломова и Ольги- это горение сердец: жизнь жжёт, кипение сердца. «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём…». Палящие лучи любви для Обломова и желанны, и губительна. Огонь соотносится с поэтическим образом «сердечного пыла», можно сгореть в огне страстей.11 Уже при первых встречах с Ольгой Илья Ильич жалуется: «Мне отчего-то больно, неловко, жжёт меня», но в тоже время и просит: «Ах, если б этот же огонь жег меня, такой теперь жжёт,- завтра и всегда! А то нет тебя -я гасну, падаю!» Ольга для него- желанный источник этого огня: «Мне всё противно, всё скучно; я машина: хожу, делаю и не замечаю, что делаю. Ты огонь и сила этой машины….» Но под палящими лучами страсти выгорело сердце Обломова: он устал от неестественной для себя роли и просит у Ольги отдыха: «…Весь организм мой потрясён: он немеет, требует хоть временного успокоения…» За разрывом с Ольгой последовала болезнь героя, горячка. Огненные стрелы Ильи, бога- громовика, достигли цели: Ольга тоже полюбила Илью Ильича. В сцене любовного объяснения с Обломовым, когда она чувствует себя любимой, на её щеках горят два розовых пятна. Когда же Обломов говорит о том, что его слова были неправдой, а только от музыки, «она изменилась в лице: пропали два розовых пятна и глаза потускнели». Герой повторяет своё признание и пятна вновь появляются, как два свидетеля внутреннего огня. Влияние чувства любви к Обломову плодотворно для героини. Как под лучами горячего солнца созревает каждый плод, так и Ольга, по наблюдению Штольца «созрела», «развилась». Но и Ольга, как и Обломов, испытала губительность огня-страсти, он опалил и героиню, как опалил героя. Штольц едва узнал Ольгу в Париже: «Черты её, но она бледна, глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности». Во второй сцене также присутствует этот образ. Однако в этом случае это не огонь страсти, а пламя семейного очага. По народным преданиям, бог-громовержец послал молнию на землю и разжег им пламя очага. Обломов воспитывался как раз в условиях домашнего тепла, в его мечтах живёт его образ, вокруг которого строилась бы вся его жизнь, жизнь друзей, родных.

Гончаров использует в произведении символику цветов. Обломов предлагает Ольге ландыш. В книге Н. Ф. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» об этом цветке говориться как о символе душевных излияний, любви и счастья.16 Ольга же сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос.

–Понюхайте, как хорошо пахнет!- сказала она и закрыла нос и ему.

Ветка сирени появится в романе ещё не раз. Ольга с большой любовью будет вышивать сирень в знак памяти о первом свидании. Расстанутся герои когда зима сменит лето и «сирени отошли, пропали». Н. Ф. Золотницкий пишет об этом цветке: «На востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюблённый вручает её обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда».16 Избирая сирень как эмблему любви, герои заранее обрекают себя на вечное расставание. Обломов говорит: «Ни роз, ни резеды не люблю,»-и не предполагает, что отказывается от тех цветов, которые являются символами любви и любовного влечения.18

Во второй сцене объяснения также существует ещё один образ-халат. Он для героя становится судьбой: Обломов надел его 12 лет назад, когда бросил службу, закрылся в собственной квартире и лёг на диван. Он восторгается собственным халатом, видит в нём только лучшие качества: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; послушный раб своего хозяина. Кутаясь в халат, Обломов пытается укрыться от неурядиц в жизни. Халат исчезает из его жизни, когда он встречает Ольгу (Тарантьев увозит его с другими вещами на Выборгскую сторону). С Ольгой жизнь Обломова вырывается на свет. Но как только Илья начинает прирастать к Выборгской стороне, Агафья напомнит ему о халате: починит и почистит его. Халат станет неизменным атрибутом семейных отношений: «Что у вас на халате пятно?»-заботливо восклицает она в сцене любовного объяснения.- Скиньте да дайте скорее, я замою его» Героиня, может быть и говорит о халате с такой любовью и заботой, что он является для неё своеобразной гарантией того, что Обломов принадлежит ей и только ей: Ольга оставила претензии на него; облаченный в халат, он ей не нужен.

Вывод: Сопоставление данных эпизодов привело к определённым выводам. Безусловно, героини отличаются и представляются Обломову в разном свете.

Автор заведомо погружает, в случае с Ольгой, героя в необъятную, всепоглощающую, сжигающую его изнутри, любовь. В случае с Агафьей, напротив, делает любовь тихой гаванью, пристанищем, в котором замечательно, тепло и очень уютно. И мы нехотя задумываемся: «А что лучше?». И действительно, с первого раза и не разберёшь, что приятнее: любить, но для этого отдавать всего себя, стремиться к идеалам, постоянно находиться в движении, «гореть» в любви, или быть любимым и при этом ничего не делать, лежать вместо того, чтобы жить, полнеть и круглеть, в итоге чего быть заласканным и совсем облениться. Но на этот случай заботливый автор даёт урок: надо жить, двигаться и непременно любить. И конечно же быть любимым, но не так, что вскоре устанешь вставать с кровати. И в этом, я считаю, его великая заслуга.

Ещё лично для читателя, это произведение служит универсальным пособием поступков в жизни. Да-да именно поступков. Автор чётко говорит, а точнее прописывает нам, что можно делать, а чем не стоит злоупотреблять. Наш герой, по сути своей, ведёт себя как ребёнок: не может решиться на поступок, признание, а если его делает, то случайно. Постоянно пребывает в грёзах. Потому что Обломов - типичный мечтатель, путающий реальность и мечту. И он эти понятия смешивает в единую массу, а нужно чётко и правильно их разграничивать. Мечтать, конечно, никому не запрещено, но не стоит с головой уходить в параллельный мир грёз и утопий.

Также, немаловажна тема воспитания детей в этом произведении. О ней говориться не так много, но Гончаров резко высказывается по этому поводу словами своего героя Штольца: «Всё это обломовщина!», тем самым давая понять читателю откуда идёт это восприятие мира Обломовым, кто его научил так жить. И все пути, конечно же, ведут в семью, к родительскому очагу, тому самому, что так яростно почитал Обломов и его домочадцы. «Залелеяли, залюбили» Обломова, превратили его в лентяя, хотя в самом раннем детстве он был весёлым и подвижным ребёнком, и как пишет сам автор: «спешил убежать от няньки», но вскоре «…все проявления внешней силы обращались внутрь, и никли, увядая». И сейчас таких Обломовых много. Родители не имеют больше одного ребёнка, и поэтому вся забота уходит ему одному. Это неплохо, но всё должно быть в меру и не доходить до того, что избалованный ребёнок, в порыве каприза, подает на пол и начинает быть ногами. Хотя, в принципе, этот ребёнок и не виноват, что родители исполняют каждую его блажь, также как и Обломов не был виноват в том, что его воспитывали только няньки. И в целом в произведении автор представляет нам героя хрустально чистым человеком, с прозрачной душой и способностью любить, как любят дети- бескорыстно, просто так. Вот этому и следует поучиться, вот поэтому я брала как основу не Онегина, не Печорина, а Обломова- последнего и, на мой взгляд, более чистого лишнего человека.

Существует и другая, тоже важная функция романа - автор посредством него рассказывает нашему поколению о сложившейся ситуации в 50-60 е годы XIX столетия, о лености и невозможности противостояния возникшим проблемам тогдашнего поколения страны. Через образы посетителей Обломова и его самого, Гончаров создаёт нам представление о жизни и её перспективах на то время.

Я считаю, что классическая литература должна представляться нам ни мукой, ни вынужденной для прочтения, а особым наслаждением. Из неё молодое поколение должно извлекать массу вещей, заложенных автором, о которых читатель и не подозревает, но обязательно научится их находить. Ведь подумать только- множество ошибок в жизни можно и не совершить, если внимательно вчитываться в строки и учиться на ошибках героев. Вот такое волшебное свойство литературы, вот такая гениальность рядом. Ведь не только Гончаров отобразил великолепные и мудрые выходы из жизненных ситуаций, не только он преподал нам урок, но и все классики этим занимались. Потому я считаю, что это направление в изучение литературы может и должно продолжаться.

Поэтому я считаю Гончарова великим мастером-психологом, настоящим инженером человеческих душ. Он замечательно сумел описать такие нестареющие ситуации. Именно поэтому Гончаров- классик, именно поэтому Обломов - каждый из нас.

Литература.

1.Лощиц Ю. Феномен Гончарова//Огонёк.-1982.

3.Подробнее о стиле Гончарова см.: Бельчиков Ю. А. «Я увлекаюсь больше всего …своей способностью рисовать….»// Русский язык в школе.-1991.-№4.-С.48-56.

4.Гончаров И.А. Обломов.-М.-1996.

5. Цит. по: Шевцова Л.О критике А.В. Дружинина// Литература в школе.-2005.-№1.-С.10.

6. См.: Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров и русская философия любви// Русская литература.-1993.-№1.-С.-48-60.

7. См.: Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров-романист и художник.-М.,1992.-С.97.

8.См.: Славянская мифология.-М.,1995.-С.205

9.Максимов С.В. Литературные путешествия.-М.,1986.-С.347.

10.СуперанскаяА.В. Словарь русских личных имён.-2003.- С.421

11.Жития святых.-М.,1999.-с.690.

12.См.: Имени тайная власть.-М.,1998.-С.240

13.См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.-М.,1994.-Т.2.-С.72.

14.Славянская мифология.-С.284.

15.Бидерман Г. Энциклопедия символов.-М.,1996.-С.185.

16.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях.-Киев,1994.-С.62-69.

17.Там же.-С.252.

18.См.: Грачёва И.В. «Каждый цвет- уже намёк»// Литература в школе.-1997.-№3.-С.50-51.

19.Отрадин М. «Сон Обломова» как художественное целое: Некоторые предварительные замечания// Русская литература.-1993.-№1.-С.5

20. См.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу.-М.,1994.-С.75,70.

21.Афанасьев А. Н. Религиозно-языческое значение избы славянина// Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература.-М.,1986.-С.66

22. Жития святых.-М.,1999.-с.689.

23.. См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.-М.,1994.-Т.2.-С.13.

24.Славянская мифология.-С.206.

24. Основной материал из: Ермолаева Н. Л. Объяснение в любви в романе И.А.Гончарова Обломов, Голышева Г.Э. О Пользе перечитывания классики// Литература в школе.-2006.-№8.-С.19-23,28-31.

25. Добролюбов Н. А. Указ. соч. -С. 483

Этот выдающийся роман был создан в средине XIX века и сразу же его признали классикой. Имя главного героя стало нарицательным. Книга была написана ко времени. На повестке политической жизни России стояла Пушкин и Лермонтов уже создали Онегина и Печорина - лишних людей в российском обществе, людей, не оставляющих за собой в Истории никакого следа. Иван Александрович Гончаров, руководствуясь своим творческим умением, создает образ еще более бесполезного человека - Ильи Ильича Обломова. Он доводит лень в характере этого помещика до ужасающих размеров. Как важно это было прочитать дворянам, воспитывающимся в XIX веке в традиционном стиле - в пренебрежении ко всякому труду! В их понимании, работа была мужицким занятием! Гончаров же и сам же в молодости получил аналогичное воспитание, поэтому знал о чем и как следовало писать…

О теме статьи

Предметом нашей статьи станет не главный герой - Илья Ильич Обломов. Нас привлекает другое: мастерски созданная писателем в романе система образов. «Обломов» Гончарова, благодаря удачно выбранному типажу своих героев, прогрессивная мысль России в лице Николая Добролюбова нарекла «знамением времени». Как мы уже упоминали, книга писалась в период пробуждения национального самосознания, накануне освободительной Крепостное право, этот давно отживший феномен, вот-вот должно было быть ликвидировано. И роман Гончарова, который являлся настольной книгой Императора Александра II, прозванного Освободителем, действительно поспособствовал его отмене.

О персонажах романа

В книге Ивана Александровича немного героев. Это позволяет автору представить по ходу романа развернутую характеристику каждому из них. Причем Гончаров талантливо использует выстроенную им самим систему образов-антиподов: Штольц - Обломов, Ильинская - Пшеницына.

Женские образы в романе "Обломов" - сюжетообразующие. Вначале это была мать, затем предмет влюбленности главного героя - Ольга Ильинская и, наконец, женщина, ставшая ему супругой и народившая ему сына Андрюшу - Агафья Матвеевна Пшеницына. Сам же Илья Ильич Обломов - человек крайне безынициативный и инертный, лелеющий свою лень и постоянно пребывающий в пассивном размышлении. Он по своей натуре - ведомый. Поэтому вся его жизнь как бы проистекает в русле, обозначенном другими людьми. Точнее сказать - близкими ему женщинами.

Образы женщин. Мать Обломова

Какие же знаковые для русской литературы XIX века создает Гончаров И. А. («Обломов») женские образы? Расскажем подробней о них.

Наиболее разрушительно на взрослеющего Обломова повлияла его собственная мать. То воспитание, которое он получил от нее, сформировало социально-пассивную, индифферентную к окружающей жизни личность, погруженную в мир своих грез. Будучи помещицей в деревне Обломовка, мать Ильи Ильича лично способствовала утверждению там культа безделья. Это по ее распоряжению за живым и смышленым ребенком Ильюшей бегали няни, бдительно следя, чтобы паренек не брался ни за какую работу.

Женские образы в романе "Обломов" характерны, они активно участвуют в формировании его как человека. В результате, например, влияния матери из мальчишки вырос разоряющийся поместный дворянин, не имеющий деловой хватки, обманываемый мошенниками, список которых следовало начинать с управляющего имением.

Ольга Ильинская

Другой женский образ - Ольга Ильинская. Она покорила сердце Ильи Обломова своей красотой, неприемлемостью всякого кокетства, непохожестью на других девушек. Этот персонаж наиболее полно раскрыт писателем Гончаровым. Женские образы в романе "Обломов" обрели в нем наиболее яркую составляющую.

В Ольге органично уживались ум, интеллигентность, простота и свободный нрав. Ее личность - многогранна. Девушку привлекают литература, музыка. Она воспринимает красоту природы. Именно знакомство с ней сделало, казалось бы, невозможное: заставило Илью Ильича оторваться от дивана, начать общаться с людьми и даже попытаться наладить свою жизнь.

Вдова Пшеницына

Сюжет романа автору не удалось бы раскрыть без наличия еще одного персонажа - Агафьи Матвеевны Пшеницыной, органично дополнившей женские образы в романе. Обломова она действительно любила. Агафья Матвеевна - настоящая хозяйка домашнего очага: добрая, любящая, заботливая. Более того, она готова на жертвенность ради этой любви. Эта женщина происхождением - не из дворянского сословия, как Ильинская, она - из мещан. Как и большинство населения в то время, она неграмотна.

Идея создания образа Ольги

Ильинская - дворянского происхождения, она внешне очень гармонична: несколько высока, с правильными чертами лица и формами тела. Ее познакомил с Ильей Ильичем их общий друг Штольц. Ольге нравится богатство ума однако претит его стиль жизни: лень и пустые рассуждения. Она ставит для себя сверхзадачу - вернуть Илью Ильича к нормальной жизни, перевоспитав его.

Девушка представляет собой идеал жены-подруги, жены-соратницы. Ильинская, в противовес матери Обломова и Пшеницыной, представляет новые, современные, активные женские образы в романе. Обломова же смущает ее напор.

Ольга всецело увлечена своим замыслом - перевоспитать Илью Ильича. Она усматривает в этом свою миссию. В ее понимании и жизнь, и любовь являются, по крупному счету, исполнением долга. Поэтому свое рассудочное стремление - изменить Обломова - она принимает за любовь, не дополняя его душевным теплом. При этом Ольга сама признает, что ранее к своим близким людям она никогда не предъявляла настолько серьезные критерии. Обломова смущают новые аспекты в их отношениях.

Литературный критик Писарев назвал типаж Ольги - «женщиной будущего». Ведь ей присущи, с одной стороны - естественность, а с другой - органичное соединение размышления и действия.

Рассудочность любви Ольги

Рассуждая столь абстрактно, Ольга переступает границу дозволенного в отношении главного героя. Она пытается манипулировать Ильей Обломовым, используя убеждение, сарказм. Древние греки когда-то называли такую рассудочную любовь коротким словом "прагма". Таким образом, прагматичная любовь Ольги, как мы видим, не смогла преодолеть недостатки Обломова. Не дано подобному чувству исцелять!

Роль женских образов в романе Гончарова «Обломов» велика. Согласитесь, не будь в ней интриги, внесенной Ольгой Ильинской, то сюжет книги потерял бы свою красную нить.

В результате Обломов, дотоле признавшийся в любви к Ольге, идет на попятную. При этом возвращаясь к обычному своему образу жизни. Он расстается с ней, написав прощальное письмо. Илья Ильич понимает, что публичный образ жизни, к которому его склоняет Ольга - не подходит ему.

Образ Ольги... Только ли образование вызвало у нее стремление к дальнейшему развитию? Вряд ли. Этот типаж женщины - революционный для русской литературы.

Рассмотрим это на сравнительном примере. Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» чем-то напоминает пушкинскую Татьяну Ларину. То же дворянское происхождение, образованность, сходная внешность, изящество. Однако на этом подобие заканчивается. Если Татьяну можно назвать «нежной мечтательницей», то Ольга - самодостаточная личность, деятельная и энергичная. Это - характер, это сущность женщины-воина. Таким образом, женские образы в романе И. А. Гончарова, созданные через четверть века после пушкинских, эволюционизировали, стали другими, соответствуя динамике развития российского общества.

То, что она расстанется с Обломовым - неминуемо. Ольга Ильинская, наконец, признает свою несовместимость с избранником и оставляет Обломова со словами, что любила его будущего. Девушка осознает: совместная жизнь с Ильей Ильичем будет для нее в перспективе означать обоюдное неприятие каждым супругом жизненных ценностей другого. Поэтому она строит свою жизнь по-другому: выходит замуж за такого же деятельного, как и она, Штольца. Впрочем, Ильинская обладает еще большей жизненной энергией, чем ее муж.

Интересную точку зрения на это чувство Ольги высказал литературный критик Николай Добролюбов. Он считает, что Ильинской свойственно выбирать партнеров исходя из собственного интереса, т. е. личных выгод. Поэтому, по его мнению, если Штольц перестанет устраивать ее меркантильный интерес, Ольга оставит и его.

Простая и душевная Пшеницына Агафья

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова «Обломов» начинается с момента его размолвки с Ольгой и переездом на Выборгскую сторону на постой к вдове Пшеницыной.

Ранее эта вдова потеряла мужа-чиновника и осталась с двумя детьми. Это взрослая женщина, искренне желающая тихого семейного счастья. Ей на момент знакомства с Ильей Обломовым примерно лет тридцать. Агафье не присуща аристократическая утонченность внешности, которой отличается образ Ольги Ильинской. Внешне она полна и белолица. У нее крупные руки и округлые локти. Ее серые глаза - зеркало души - простодушны и наивны.

Действительно, Агафью Матвеевну не интересует все, что не касается домашнего хозяйства. Сама молчаливая, она даже и не пытается слушать не интересующие ее разговоры. Впрочем, как хозяйка, эта женщина - всеведущая и всеумеющая. Если обсуждается интересующая ее тема, вдова Пшеницына, словно по мановению волшебной палочки, становится деловитой и сообразительной.

Эта женщина понравилась Илье Ильичу сразу же, когда он по совету Тарантьева приехал к ней - пожить на Выборгской стороне. Ее образ, несомненно, ближе для души Обломова, чем образ Ольги Ильинской. Именно такую женщину он представлял себе в детстве, когда читал о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне. Дело в том, что главный герой романа, инфантильный по своей природе, подсознательно желал для себя жену-мать, ухаживающую за ним.

По своей природе Агафья Матвеевна добра. Она услужлива по отношению к своим близким людям. Ее не привлекают развлечения: посещения театров либо прогулки. Заботы: накормить, одеть, помочь - стали смыслом ее жизни. Поэтому, когда в ее доме появился Илья Ильич, он стал для нее объектом ухода.

Два основных женских образа в романе Гончарова «Обломов» - это два человека, испытывающие, казалось бы, одно и то же чувство. Но, в отличие от рассудочной любви Ольги Ильинской, любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной к Илье Ильичу совершенно другого свойства. Эта сердечная, не предполагающая оговорок разума. Автор с теплой иронией говорит о любви Пшеницыной к Обломову. Она влюбилась, не задумываясь, как будто «попав под тучу», простудилась и заболела лихорадкой.

Верность Агафьи Пшеницыной

Неслучайно наивысшей степени духовности достигает характер в женских образах романа И. А. Гончарова «Обломов», причем именно в образе неграмотной, несовременной Агафьи Матвеевны.

Вдова Пшеницына, незаконная жена Обломова, привлекает читателя своей цельностью, искренностью. Для нее в семейной жизни главное - не материальный аспект, а душевность отношений. Такая женщина действительно будет рядом с любимым человеком в горе и в радости, в богатстве и нищете. Для обеспечения надлежащего ухода за болеющим Обломовым она продает свои ценные вещи. А когда узнает о том, что ее братец и кум низко обманывают и разоряют Илью Ильича, то разрывает с ними всякие отношения.

После смерти Обломова она теряет всякий интерес к жизни. «Будто душу вынули», - говорит она о себе. Разве это не высокое чувство?

Какая она - любовь Агафьи?

Агафья Пшеницына интуитивно воспринимает любовь, как нечто естественное, не связанное с рассудком. Она полюбила Илью Ильича бескорыстно, не за присущие ему добродетели. Ее чувство вспыхнуло также не из-за жертвенности, т. е. не вопреки тому, что Обломов несовершенен.

Агафья полюбила его именно как человека, который изначально сам по себе прекрасен. Такая любовь на Руси называлась христианской (ранее это чувство не оценивали с позиций рассудочности или сердечности). Суть же любви христианской в том, чтобы просто любить, потому что человеку свойственно такое чувство, а не потому что другой человек - объект любви - заслуживает чем-то этого. Агафья Пшеницына бескорыстно любит Обломова. Очевидно поэтому, чтобы подчеркнуть истинность их любви, Иван Александрович ввел в сюжет романа эпизод, когда пришедшая к Обломову во сне покойная матушка благословила его на отношения с Агафьей.

Взгляды на любовь Агафьи и Ольги

Роль женских образов в романе Гончарова "Обломов", таким образом, также сводится и к оригинальному авторскому философскому толкованию любви. Если Ольга желает видеть в Илье Ильиче настоящего мужчину и пытается соответствующим образом его перевоспитать, то Агафье Матвеевне всего этого не нужно. Любовь Ильинской - это восхождение к идеалу. Любовь Пшеницыной - обожание. Впрочем, и та и другая, будучи влюбленными в Обломова, сами испытывают духовное пробуждение. Женские образы в романе Гончарова «Обломов» - высокохудожественны и неповторимы. Еще зоркий Белинский тонко подметил эту особенность Ивана Александровича Гончарова - «тонкой кистью» выписывать Ни одна из героинь гончаровских книг не повторяет ни в коей мере другую. Все они индивидуальны, штучны, особенны.

Вывод

И. А. Гончаров мастерски изобразил в романе «Обломов» два действительно прекрасных женских образа. В этом проявились его талант, наблюдательность, знание жизни. Женщина, активно обустраивающая жизнь, и женщина - хранительница домашнего очага. Женские образы в романе "Обломов" актуальны и для нашего времени. Илья Александрович, как настоящий волшебник слова, тонко раскрывает черты каждого из этих персонажей. В результате и Ольга Ильинская, и Агафья Пшеницына - персонажи, показанные своим создателем мастерски, с огромной художественной силой и убедительностью.

Характерно, что и Ольга, и Агафья, по ходу сюжета книги, очно не встречаются. Каждая из них живет и действует в своем окружении. Одна - деятельная, активная, поддерживающая и помогающая; другая - уютная, домашняя, самоотверженная, любящая до конца. Какой из них вам больше нравится? Решайте сами.

Коллекция сочинений: Женские образы в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Вершина творчества И. А. Гончарова – "Обломов», работа над которым была завершена в 1859 году. В центре произведения – трагическая Ильи Ильича Обломова, безвременно ушедшего из жизни. Это был человек умный, добрый, но безвольный, апатичный, настоящий русский барин, не приспособленный к труду. В системе художественных образов важное место занимают женские характеры. В любви к Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной раскрываются качества личности главного героя.

Не случайны совпадения в имени и фамилии персонажей: Илья Ильич – Ильинская. Это подчеркивает то, что они предназначены друг для друга. Обломова поразило и другое совпадение: Пшеницына была вдовой коллежского секретаря, а именно такой чин выслужил сам Илья Ильич. К тому же дом Агафьи Матвеевны напоминал ему Обломовку. Идеал женщины главного героя не прост, в нем есть два начала, причем одно из них заключено в Ольге, другое – в Пшеницыной.

Героини различаются по возрасту, происхождению, воспитанию, образованию. Ольга – молодая барышня, дворянка. Ей 20 лет, она рано лишилась родителей, росла в доме своей тетки – светской дамы. Однако девушка не стремится к пустым светским развлечениям, не желает жить по правилам "высшего общества». Жизнь Ольги наполнена музыкой, книгами. Агафья Матвеевна – мещанка, вдова. Ей "лет 30», у нее есть двое детей. Агафья Матвеевна с трудом может прочесть только заглавие книги. Круг ее интересов замыкается на хозяйстве. Она никуда не ездит, нигде не бывает.

Ольга "в строгом смысле не была красавица», но она является воплощением благородства, грации, гармонии. У Ольги удивительный голос, мягкий, "с нервной дрожью чувства». Автор называет ее глаза "умными», "ласковыми». Взгляд Ольги – "зоркий, бодрый, ничего не пропускающий…» В Агафье Матвеевне Пшеницыной в первую же встречу Обломов обращает внимание не на глаза, не на улыбку, а на ее тело – горло, локти, грудь. О ней он говорит совсем другие слова: "Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка!»

Объединяют Ольгу и Агафью Матвеевну такие черты, как простота и естественность. Ольга в отличие от других светских женщин идет "простым, природным путем жизни». В девушке нет жеманства, кокетства, лжи, расчета. Она естественна в проявлении мыслей и чувств. В свете Ольга одинока. Ее замечательные качества не ценят "умные и бойкие кавалеры», а "небойкие» считают ее слишком мудреной и немного боятся. Агафья Матвеевна тоже проста и естественна, бескорыстна, не расчетлива. Простота Ольги согрета высокой духовностью, а в "хозяйке дома» на Выборгской стороне нет поэзии мысли, стремлений познать суть человека и мира.

Обе женщины трудолюбивы. Только в Ольге идет постоянный труд души, а Агафья Матвеевна работает для насыщения плоти. "Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет».

Обломов в любви к Ольге проявляет лучшие черты личности – нежность, поэтичность, желание духовно развиваться. На Агафью Матвеевну он глядел "…с легким волнением, но глаза не блистали у него, не наполнялись слезами, не рвался дух на высоту, на подвиги. Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей». Когда Обломов видит сон, то в его воображении возникает идеальная картина семейного счастья: "Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй». Но тут же звучит ее приглашение: "Чай готов!» Все это уравнивается: "Какой поцелуй! Какой чай!» Ольга условно для Обломова – "поцелуй», а Пшеницына – "чай». Ильинская вызывает яркую страсть, "горячку», а Агафья Матвеевна – спокойное течение чувства.

Ольга - целеустремленная, волевая девушка. В отношениях с Обломовым она лидер. Девушка требует от Ильи Ильича деятельности. Она желает, чтобы Обломов устроил свои дела и не прятался от проблем. Ее не устраивает "голубиное ». Она сама стремится приносить пользу людям, обществу. Агафья Матвеевна не предъявляла Обломову никаких требований. Она нашла наслаждение и в служении новому барину. Пшеницына сравнивается с лошадью, на которую надели хомут. Агафья Матвеевна холит, лелеет Обломова, преданно ему служит. В ее отношении к Илье Ильичу сквозит рабская покорность. Но это подчинение желаниям мужа не тяготит ее.

Ольга постоянно не удовлетворена собой, жизнью. Она стремится к своему "чему-то». Наконец она находит его в Штольце, соединяется с ним, счастлива; но и тут не останавливается, не замирает. Какие-то туманные вопросы и сомнения тревожат ее, она чего-то допытывается. Это творческая личность. И, может, она еще добьется новых проявлений своей богато одаренной натуры. Агафья Матвеевна в своей жизни с Обломовым, наоборот, обрела полный душевный покой: "…лицо ее постоянно высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний».

Как является двойником Обломова, так и у Агафьи Матвеевны есть своеобразное отражение – Анисья. Жена Захара - "живая, проворная баба… с заботливой улыбкой, с… крепкой шеей и грудью и красными цепкими, никогда не устающими руками». С Пшеницыной их объединяет хозяйская хватка: "…взаимное влечение Анисьи и хозяйки превратилось в неразрывную связь, в одно существование». Обе женщины берут на попечение своих мужей. Захар без Анисьи ни с чем не управляется, а Обломов без Агафьи Матвеевны беспомощен, как ребенок.

У Пшеницыной была такая же, как Захар, неловкая и неумелая кухарка Акулина. Этот женский образ служит для того, чтобы оттенить хозяйственность Пшеницыной, показать, что она любое, даже не приспособленное к жизни растение выходит. И после смерти Обломова Агафья Матвеевна "…по-прежнему была живым маятником в доме: она смотрела за кухней и столом, поила весь дом чаем и кофе, обшивала всех, смотрела за бельем, за детьми, за Акулиной и за дворником».

Ограниченная Пшеницына преданно и самоотверженно любила своего мужа. Но она же и погубила его своей приземленностью, своим бесконечным уходом за его чревом. В жизни у нее остался другой "барчонок» - сын от Обломова Андрей. Но она его отдала на воспитание Штольцу, подальше от собственной "черноты». Ольгу с Пшеницыной теперь связывала о "чистой, как хрусталь, душе покойника» - Обломова.

Центральные женские характеры в романе – это два полюса. Ольга – женщина будущего, свободная и активная, желающая достичь определенных духовных высот, задающая "мятежные» вопросы о смысле жизни. Пшеницына оправдывает свою фамилию. Ее удел – хозяйство.

Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность. Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее. Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого. В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек - все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира? ” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь. Романтическим антиподом Ларры является Данко - смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет. Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”. Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “"Что сделаю я для людей? " - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко - это символ жертвенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... ” Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Сейчас смотрят:

Минувшим летом мне посчастливилось отдохнуть у Каспийского моря. Наши знакомые ехали в Дагестан на своей машине и предложили мне поехать с ними. Путь был неблизок. Мы пересекли украинско-российскую границу и двигались к Дагестану, где нам предстояло отдохнуть у моря. Миновали Ростовскую область, Ставрополье. Июльский зной даже сусликов выгонял из нор, и они столбиками стояли в степи, будто наблюдали за движением нашей машины.Вот и Дагес

Я прочитал повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Она мне очень понравилась, хотя, если честно сказать, я ожидал совершенно другой развязки событий, я даже очень хотел, чтобы все закончилось по-другому. И, это, возможно, то, что делает произведение интересным и увлекательным. В самом начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настен

О, весна без конца и без краю - Без конца и без крат мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! А. Блок В целом поэзия Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его эпоху общественно-историческими противоречиями. Связующим началом этой поэзии, точкой притяжения ее различных

Писательская биография Николая Васильевича Гоголя продолжалась двадцать три года. Практически каждое свое произведение автор посвящал России. Если бы не Гоголь, нам трудно было бы так ярко и целостно представить жизнь русского народа первой половины 19 века. В творчестве этого великого писателя перед нами вереницей проходят уездные города N, всевозможные поместья, деревни, между ними проглядывает блистательный и ужасный Петербург. Можно

Зима мое любимое время года. Зимой я играю со своими друзьями в снежки. Зима очень красивое время года. Зимой мне нравится играть с друзьями, кататься на коньках и много другое! Зимой самые веселые праздники. Например Новый Год. Все наряжают елку, дарят друг-другу подарки, едят салаты, пускают салюты. Зимой очень красиво. Мне нравится гулять со семьей в лесу. Мне очень весело зимой. Еще зимой бывают зимние каникулы. В эти каникулы я

Певец труда и борьбы, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Н. А. Некрасов всегда призывал людей строить свою жизнь в духе революционно-демократических идеалов. Анализируя взгляды и стремления поэта, можно сказать, что это был смелый поэт-трибун, настоящий поэт-гражданин. Идти к «униженным» и «обиженным» - вот основная задача поэта и поэзии. Это убеждение Некрасов пронес через всю жизнь. Свою творческую и жизненную позицию поэт наи

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после пр

Каждый эпизод, каждая деталь в романе «Герой нашего времени» неслучайны. Все они служат одной цели - как можно полнее показать и раскрыть перед читателем образ главного героя. Известно, что поначалу критика осудила Печорина и противопоставила ему соответствующий ее идеалам образ Максима Максимыча. Этот герой своей покорностью очень понравился Николаю I – Максим Максимыч спокойно тянет лямку военной службы на Кавказе, не протестует п

Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма Мцыри плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем старшим монахом. В поэме Исповедь (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечен

Картина М.А. Врубеля, написана на основе сценического образа героини оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Солтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Всем известная Царевна Лебедь предстает перед нами образом красавицы вынужденной носить обличье лебедя из-за того, что ее околдовал злой колдун. Это хрупкая и невинная девушка с длинной косой увенчанной месяцем, на челе которой сияет звезда. Картина пропитана нежностью. Св



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта