1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 5
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Юридическая риторика». 14
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 18
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 23
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 24
9. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины.. 25
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 28
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине «Юридическая риторика». 30
1. Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами
освоения образовательной программы
Целью освоения учебной дисциплины «Юридическая риторика» является формирование общекультурной компетенции, необходимой для практического владения русским языком в профессиональной и научной деятельности.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
формирование базовых теоретических знаний по юридической риторике;
развитие практических умений и навыков подготовки публичных выступлений профессиональной направленности;
дальнейшее расширение и углубление коммуникативных навыков и фоновых знаний обучающихся, как в области профессиональной деятельности, так и по широкому кругу смежных проблем; повышение уровня их общей культуры, культуры мышления, общения и речи.
В результате освоения ООП обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:
Коды компетенции | Результаты освоения ООП | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-4 | способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | Знать: особенности устной и письменной коммуникации в научной и деловой сфере общения; требования к культуре речи, основные виды документов, особенности их композиции, структуры и оформления. Уметь: осознанно подходить к использованию языковых единиц в процессе составления текста документа; правильно употреблять юридическую лексику в устной и письменной деловой речи; соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности. Владеть: нормами литературного языка в профессиональной сфере, навыками подготовки и произнесения публичной речи. |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Юридическая риторика» относится к дисциплине по выбору общенаучного цикла (М.1.В.ДВ.2.2.) и преподается в 1 семестре по очной и заочной формам обучения.
Дисциплина «Юридическая риторика» базируется на знаниях, полученных обучающимися по программе бакалавриата в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Входными умениями, необходимыми при освоении данной дисциплины, являются:
– классификация языковых фактов с целью обозначения различных видов речевой деятельности;
– оценка языковых фактов с точки зрения нормативности;
– использование основных приёмов информационной обработки текста;
– оценка письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– создание собственного речевого высказывания в соответствии
с поставленными задачами; осуществление речевого самоконтроля.
Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее
для дисциплин специализации, таких как «Юридическая техника», «Педагогика высшей школы», «Научно-исследовательская работа», в которых необходимо представлять результаты научных исследований и решать практические задачи в сфере делового профессионального общения юристов.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетные единицы (ЗЕ), 72 академических часа.
3.1. Объем дисциплины по видам учебных занятий (в часах)
3.2. Объем дисциплины по семестрам (в академических часах)
Форма обучения – очная
Форма обучения – заочная
4.1. Структура дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий
(в академических часах)
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Из них аудиторных | Самостоятельная работа | |||||
Всего часов | Лекций | Семинарских занятий | Практических занятий | Контроль | ||||
1. | - | |||||||
2. | - | |||||||
3. | - | |||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
Зачет | ||||||||
Итого: |
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекций | Семинарских занятий | Практических занятий | Контроль | ||||
Установочная сессия | ||||||||
1. | Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | - | - | - | ||||
2. | Особенности профессиональной коммуникации юриста | - | - | |||||
Итого за период установочной сессии | - | - | ||||||
1 семестр | ||||||||
3. | Речь как средство коммуникативного воздействия | - | - | |||||
4. | Отличительные черты монологической речи на суде | - | - | |||||
5. | Композиция выступления судебного оратора | - | - | - | - | |||
6. | Особенности устной коммуникации юриста | - | - | - | - | |||
Зачет | - | - | - | - | - | |||
Итого в 1 семестре | - | |||||||
Итого: | - |
Тема 1. Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами.
Аспекты юридической риторики. Становление юридической риторики в исторической перспективе.
Устная и письменная речь в деятельности юриста как показатели профессионализма.
Риторика и культура речи юриста. Общеепонятие о речи и ее культуре в профессиональной сфере. Культура устной и письменной речи юриста. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи юриста. Диалог и монолог в профессиональной сфере. Культура звучания речи юриста. Культура мысли и логика речи. Этос, логос, пафос в публичной речи.
Взаимосвязь речевой культуры юриста с культурой правотворчества и нормотворчества.
Тема 2. Особенности профессиональной коммуникации юриста.
Содержание коммуникативной составляющей в профессии юриста. Виды профессиональных коммуникаций юриста. Роль и значение коммуникации в профессиональном становлении юриста. Понятия «коммуникации», «профессиональные коммуникации», «межличностные коммуникации». Речевой имидж юриста и профессиональный успех. Профессиональная речь юриста, ее социальное значение.
Правовая коммуникация. Информационная сторона правовой коммуникации. Языковая форма, определяющая правила поведения субъектов, установленные нормами права. Интерактивная сторона правовой коммуникации. Организационные формы коммуникативного взаимодействия. Различие в позициях участников правового общения как основа диалога. Межличностная и групповая правовая коммуникация. Процессуальные и внепроцессуальные формы профессиональной коммуникации юриста.
Используемая литература: , , , , .
Логические основы речи юриста. Логика убеждения в соответствии с основными законами мышления (закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания). Убедительность как показатель высокого уровня ораторского мастерства юриста.
Логическая операция доказательства, включающая в себе три элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. Требования, предъявляемые к каждому из этих элементов. Прямое и косвенное доказательство. Индуктивный
и дедуктивный методы доказательства, метод аналогии. Логическая операция опровержения.
Языковые средства, выражающие логику юридического высказывания (вопросительные высказывания, периоды).
Речевые средства рационального воздействия (приём адресации, точность словоупотребления, термины оценочного характера).
Используемая литература: , , , , .
Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования.
Используемая литература: , , , , .
Очная форма обучения
№ темы | Название разделов тем | Содержание | Кол-во часов |
1. | 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. 3. Особенности профессионального общения. 4. Культура устной и письменной речи юриста. 5. Требования к речевой культуре юриста. | ||
2. | Особенности профессиональной коммуникации юриста | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | 1. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. 2. Этикет прений между процессуальными противниками. Культура спора и полемики в юридической сфере. 3. Правила ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения. 4. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 5. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания. |
Заочная форма обучения
не предусмотрено.
Очная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | 1. Требования к речевой культуре юриста. 2. Особенности профессионального общения. 3. Культура устной и письменной речи юриста. | ||
Особенности профессиональной коммуникации юриста | 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | |||
Отличительные черты монологической речи на суде | 1. Назначение судебной речи. 2. Обвинительная и защитительная речь. 3. Полемическая заостренность судебного монолога. 4. Выразительность и образность речи юриста. 5. Синтаксические средства выразительности. 6. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи. 7. Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата. | ||
5. | Композиция выступления судебного оратора | 1. Убедительность как показатель высокого уровня ораторского мастерства юриста. 2. Тезис, аргументы, демонстрация как элементы логичности речи. 3. Языковые средства, выражающие логику юридического выступления. 4. Речевые средства рационального воздействия. | |
6. | Особенности устной коммуникации юриста | 1. Подготовка и произнесение монологов, диалогов. 2. Риторические аспекты интервью, консультирования, ведения деловых переговоров. 3. Этический аспект юридической риторики и его проявление в диалоговом профессиональном общении. 4. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. |
Заочная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Особенности профессиональной коммуникации юриста | 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | 1. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 2. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания. 3. Правила речевого этикета и этики в деятельности юриста. 4. Практика ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения. | ||
Отличительные черты монологической речи на суде | 1. Назначение судебной речи. Полемическая заостренность судебного монолога. 2. Выразительность и образность речи юриста. 3. Синтаксические средства выразительности. 4. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи. 5. Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата. |
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Трудоемкость самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Юридическая риторика» составляет 42 ч. по очной форме обучения и 64 ч. по заочной форме обучения.
В целях организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине разработаны следующие учебно-методические материалы:
1. Методические материалы для проведения практических занятий, включающие перечень учебных вопросов, тематику докладов и сообщений, контрольные вопросы и задания, список рекомендуемой литературы и методические рекомендации для подготовки к занятию.
2. Методические указания для обучающихся заочной формы обучения, включающие учебные вопросы для подготовки к занятиям, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, контрольные вопросы и задания, список рекомендуемой литературы и указания по работе с ней.
3. Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся.
4. Перечень вопросов для подготовки к зачету и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков на зачете.
5.1. Вопросы для самостоятельного изучения
Очная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | Русский язык как государственный язык. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. Особенности профессионального общения. | ||
Особенности профессиональной коммуникации юриста | Основные понятия дисциплины. Литературный язык и нелитературные формы языка. Культура речи юриста. Нелитературные формы языка: жаргон, просторечие, диалекты, арго. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | Характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Научный стиль. Публицистический стиль. Язык художественной литературы. Разговорная речь. | ||
Отличительные черты монологической речи на суде | Особенности монологической речи на суде. Нормы устной и письменной речи. Орфографические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Орфоэпические нормы. | ||
5. | Композиция выступления судебного оратора | Анализ композиции судебных речей. Анализ происхождения и толкования юридических понятий и терминов. Лингвистические значение и юридическое толкование термина. Работа со словарями. | |
6. | Особенности устной коммуникации юриста | Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования. | |
Зачет | |||
Итого |
Заочная форма обучения
№ темы | Название тем | Содержание | Кол-во часов |
Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | Русский язык как государственный язык. Нормативные правовые документы. Особенности профессионального общения. Основные понятия дисциплины. Мастера судебной речи о русском языке. | ||
Особенности профессиональной коммуникации юриста | Культура речи юриста. Литературный язык и нелитературные формы языка. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи юриста. Основные качества речи юриста: чистота, ясность, понятность, доходчивость, точность, логичность, убедительность. Нелитературные формы языка: жаргон, просторечие, диалекты, арго в профессиональной деятельности юриста. Термины и разговорные слова в речи юриста. Диалог, спор, беседа в юридической профессиональной сфере. Консультирование, переговоры, судебная речь как виды профессиональной коммуникации юриста. | ||
Речь как средство коммуникативного воздействия | Характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Функциональные разновидности юридической речи. Речевой этикет и речевая этика как средства коммуникативного воздействия. Убедительность судебной речи. Тезисы, аргументы, демонстрация. Рассуждение: тезис, определение, перифраз, демонстрация. Убеждение: доказательства, аргументация, опровержение. | ||
Отличительные черты монологической речи на суде | Язык права, его особенности. Нормы в судебной речи. Основные качества судебной речи: убедительность, понятность, ясность, доходчивость, точность, логичность, уместность, чистота, лаконичность, выразительность. Композиция судебной речи. Доказывание, опровержение, убеждение в судебной речи. Средства связи в судебной речи. Вопросительные конструкции в судебной речи. Виды аргументов в судебных речах. Тактика аргументирования. Устранение противоречий. | ||
5. | Композиция выступления судебного оратора | Вступление, основная часть, заключение как составные части выступления, особенности их содержания и построения. Установление контакта, приемы привлечения внимания. Нормы речевого поведения оратора. Официальность речевой ситуации. Речевая этика и речевой этикет в выступлении судебного оратора. Искусство спора в профессиональной деятельности юриста. Происхождение и толкование терминов. Лингвистические значение и юридическое толкование термина. Заимствованные термины в выступлениях судебного оратора. | |
6. | Особенности устной коммуникации юриста | Подготовка и произнесение монологов, диалогов. Риторические аспекты интервью, консультирования, ведения деловых переговоров. Этический аспект юридической риторики и его проявление в диалоговом профессиональном общении. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования. | |
Зачет | |||
Итого |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций и этапы их формирования | Планируемые результаты и уровни освоения компетенций | Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков | |
Номера вопросов для подготовки к зачету | |||
ОК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | Тема 1. Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами | знать: особенности устной и письменной коммуникации в научной и деловой сфере общения; требования к культуре речи, основные термины юридической риторики, виды аргументов, особенности композиции судебной речи, способы убеждения, правила ведения спора, дискуссии и полемики; уметь: готовить публичные выступления, выдвигать тезисы, использовать аргументацию, вести дискуссию и полемику владеть: нормами русского литературного языка в профессиональной сфере, навыками подготовки публичных выступлений общеюридической тематики | 8-12 |
Тема 2. Особенности профессиональной коммуникации юриста | 13-16 | ||
Тема 3. Речь как средство коммуникативного воздействия | 17-20 | ||
Тема 4. Отличительные черты монологической речи на суде | 21-29 | ||
Тема 5. Композиция выступления судебного оратора | 21-22 | ||
Тема 6. Особенности письменной коммуникации юриста | 27-29 |
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций
на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Уровень и качество компетенций обучающихся определяется знаниями, навыками и умениями, которые приобретаются на различных этапах освоения учебной дисциплины и выступают главными показателями сформированности общекультурных компетенций. Оценивание степени и качества компетенций осуществляется в форме зачёта на основе уровневой шкалы (может использоваться при любой форме промежуточной аттестации) и шкалы оценивания компетенций.
Критерии оценивания компетенций в форме зачёта по дисциплине
Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он усвоил программный материал, последовательно, четко и логически стройно излагает его, справляется с заданиями, вопросами и другими видами применения знаний, а учебные достижения обучающегося в семестровый период имели положительную динамику.
Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если он не усвоил программный материал, не справляется с заданиями, вопросами и другими видами применения знаний, а учебные достижения обучающегося в семестровый период не имели положительной динамики.
При оценке теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся на зачете учитываются также текущая успеваемость по дисциплине, участие в работе на практических занятиях, уровень выполнения ими письменных работ, предусмотренных учебным планом. В случае необходимости экзаменатор может задавать обучающемуся дополнительные вопросы по разделам (темам) учебной дисциплины, по которым его знания вызывают сомнения (с учетом результатов текущей успеваемости и посещаемости занятий).
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Обучающиеся могут самостоятельно заниматься научно-исследовательской работой под руководством преподавателя. Содержание работы, которая состоит в форме подготовки реферата или презентации по дисциплине, заключается в анализе и изучении научной литературы по юридической риторике, подготовке устного выступления или презентации на русском языке, подготовке статей и тезисов.
Примерная тематика рефератов, презентаций
1. Виды делового общения в судебной практике: интервьюирование, переговоры, консультирование.
2. Изобразительно-выразительные средства языка в речи юриста.
4. Искусство речи на суде: историческая ретроспектива.
5. Искусство спора в профессиональной деятельности юриста.
6. Логические основы убедительности судебной речи.
7. Новое в профессиональной юридической терминологии.
8. Нормы русского литературного языка в сфере права.
9. Особенности судебной речи.
10. Полемическая направленность судебной речи.
11. Пути и способы преодоления коммуникативных барьеров в профессионально й сфере.
12. Речевая аргументация. Виды аргументов в судебных речах.
13. Речевая норма и культура речи в профессиональной деятельности юриста.
14. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах.
15. Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юриста.
16. Риторические стратегии юриста в конфликтной ситуации.
17. Спор, дискуссия, полемика в профессиональной деятельности юриста.
18. Судебный оратор и его аудитория.
19. Типы и виды вопросов в юридической практике.
20. Язык права. Функции языка права. Правовой статус языка.
Перечень вопросов к зачету
1. Дайте понятие юридической риторики.
2. Назовите коммуникативные качества воздействующей речи.
3. Охарактеризуйте развитие юридической риторики в античности.
4. Охарактеризуйте судебное красноречие в дореволюционной России.
5. Охарактеризуйте судоговорение в советский и постсоветский период.
6. Раскройте назначение судебной речи.
7. Раскройте отличительные черты судебной речи.
8. Дайте понятие о диалогизированном монологе.
9. Раскройте стилевые характеристики судебной речи.
10. Проанализируйте, в чем заключается убедительность судебной речи.
11. Проанализируйте логические ошибки в речи судебного оратора.
12. Охарактеризуйте языковые средства, создающие логичность речи.
13. Охарактеризуйте виды судебных речей.
14. Охарактеризуйте виды делового общения в судебной практике: интервьюирование, переговоры, консультирование.
15. Охарактеризуйте композицию судебной речи.
16. Раскройте понятия выразительности, экспрессивности и эмоциональности судебной речи.
17. Раскройте рациональные и эмоциональные виды аргументов в судебной речи.
18. Назовите средства эмоционального воздействия в судебной речи.
19. Проанализируйте использование интонационно-выразительных средств воздействия в судебной речи.
20. Раскройте понятия этика и речевой этикет судебного оратора.
21. Охарактеризуйте использование книжно-письменных и разговорных конструкции в судебной речи.
22. Проанализируйте специфику ведения спора, дискуссии, полемики в профессиональной деятельности юриста.
23. Охарактеризуйте невербальные средства общения, сопровождающие выступление.
24. Назовите общие и специфические черты частных риторик.
25. Раскройте понятия тропы и риторические фигуры, проанализируйте уместность их использования в речевом обиходе юриста.
26. Раскройте понятия тема и тезис судебной речи.
27. Раскройте понятия общие и частные топосы.
28. Раскройте понятие аргументация, проанализируйте ее виды в судебной речи.
Образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Образовательные технологии, лежащие в основе обучения дисциплине включают:
– личностно-ориентированные технологии: дифференцированные задания, тренинги, тесты, разработка индивидуальных маршрутов (сообщения, презентации, научные исследования, создание электронного портфолио);
– информационно-коммуникационные технологии: использование возможностей интерактивного мультимедийного класса «Диалог-Нибелунг», программ «Microsoft PowerPoint», «Microsoft OneNote», электронное тестирование на базе программ «My test», «УТК», элементы электронного обучения, работа в сети Интернет;
– управленческие технологии (создание рабочих групп, работа в малых группах, мозговой штурм, ролевые игры);
– проектные технологии (индивидуальные и групповы
На нашу жизнь влияют не только реальные факты и события, но и те слова, которыми мы их называем.
Психотерапевтическая истина
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за одним все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть -ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" - спрашивали они. На что последовал ответ: "Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и оттого, как сказать"» .
Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку, и она окажет различное воздействие на него. Формы и приемы трансформации содержания и контекста хорошо описаны в книге Р. Бендлера и Д. Гриндера «Рефреминг». Мы не будем останавливаться на смысловом содержании речи, а лишь рассмотрим ее частные характеристики.
8.1. КАЛИБРОВКА
ВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ
В русском языке несколько сотен тысяч слов. Считается, что человеку для изложения своих мыслей и чувств достаточно и 6000 слов. У каждого человека есть свой базовый (активный) словарный запас, то есть тот набор слов, которым он пользуется наиболее часто и при помощи которого его мозг и сознание отражают мир и обрабатывают поступающую извне информацию. При этом важно понимать, что, несмотря на общую схожесть, базовые словари различных людей - отличаются друг от друга.
Хотите лучше узнать человека? Послушайте, что и как он говорит.
В речи человека отражаются особенности его понимания окружающего мира. Язык человека, как система освоенных им вербальных знаков, - это Карта его Модели мира. Именно благодаря языку и речи одному человеку достаточно произнести слово «стул», и другой человек поймет, что тот имел в виду, найдя в своей Модели мира и представив соответствующий объект. Но каждый человек уникален. Помните? Каждый человек имеет свое индивидуальное представление об окружающем мире в совокупности всех объектов, явлений и событий, а также слов, которыми он их называет.
В некоторых случаях, соотнеся услышанное слово с соответствующим пониманием в вашей Модели мира, проверьте, это ли имел в виду человек. Соответствует ли ваше понимание данного слова тому смыслу, который вкладывает в него данный человек. Иначе может получиться так, что в группе вы будете работать не с реальными ситуациями и проблемами участников, а с вашими собственными галлюцинациями по этому поводу или с вашими возможными проблемами, которые могли бы возникнуть у ВАС, окажись ВЫ на месте данного человека.
Важным фактором, влияющим на восприятие вашей речи, является то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь выразительной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя.
Ваш голос - это средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до группы. Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие. Это отчасти связано с тем, что во время произношения он слышит себя, в том числе и через воздушные каналы, соединяющие рот и уши". Поэтому нередко человек, который впервые слышит свой голос, записанный на пленку, не сразу узнает его. Вы можете использовать ваш голос правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации. А можете использовать его как инструмент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха.
Можно метафорично сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой более важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы говорим. Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (то есть всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Подсознание человека порой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достоверно определять неискренность собеседника. При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:
□ частое покашливание может интерпретироваться как лживость, неуверенность в себе или обеспокоенность. (Хотя это может быть просто бронхит!);
□ несоответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, отсутствие контроля над ситуацией.
1 Ли Дэвид. Практика группового тренинга.
Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос, рассмотрим следующие характеристики,
ТЕМП РЕЧИ
Это понятие включает: быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз.
Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем больше напряжение, тем быстрее становится речь. Если времени для изложения всей информации мало и вы пытаетесь ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего вы добьетесь, -это уменьшение в два раза степени ее понимания участниками. Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что вы потеряете внимание и интерес группы. Кроме того, одной из опасностей, кроющихся в медленном темпе, является тенденция к появлению назидательных интонаций. Не позволяйте своим словам превращаться в поучения.
Ведущий должен владеть своей речью и уметь подстраивать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).
ПАУЗА В РЕЧИ
Пауза (молчание) - очень важный инструмент вашей речи, если его умело использовать. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя функцию разделительного буфера между ними. Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Тем самым его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной.
Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом - это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность.
Молчание в нужный момент воспринимается как признак ума!
Своевременное использование паузы подготавливает группу, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.
Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.
□ Перед тем, как начать говорить.
Пауза дает возможность группе подготовиться к восприятию, настраивает участников на внимательное слушание и дает вам возможность собраться с мыслями.
□ Для управления вниманием и усиления значения.
Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.
□ Вместо знаков препинания.
В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.
□ При смене содержания работы
(переход к новому упражне
нию, новой теме).
В данном случае пауза разделяет процедуры, не позволяет смешивать различные смыслы и содержание.
ГРОМКОСТЬ
У каждого человека есть способность изменять громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. В зашумленной аудитории человек старается говорить громче. А так как шум и гам нередко сопровождают выполнение некоторых процедур в тренинге, то и ведущему группы приходится порой говорить громче. Следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением
его тональности придает голосу силу, но в то же время может создавать ощущение агрессивности. Поэтому, пытаясь успокоить группу, не стоит чрезмерно повышать громкость голоса. На подобные случаи есть другие средства для привлечения внимания группы, например хлопок в ладоши. В некоторых случаях можно использовать свисток. И если после использования свистка вы будете говорить чуть громче, чем шепотом, то вы получите желаемый результат. Если ваш голос едва слышен, группе необходимо успокоиться, замолчать и слушать очень внимательно, чтобы узнать, что вы хотите сказать.
Высота голоса является важным элементом передачи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверенность. Соответственно повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, придайте более низкую высоту вашему голосу и замедлите темп, и вы почувствуете себя увереннее.
ИНТОНАЦИЯ
Интонации - это, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой вы произносите определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Речь становится более монотонной при подчеркивании формальной ситуации. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, не-
доумение, сомнение. Глубокие эмоции - грусть, жалость, нежные чувства - передаются плавной сменой интонаций в речи.
Вы можете упражняться в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный смысл. Например, потренируйтесь при помощи интонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.
8.8. СМЫСЛОВЫЕ УДАРЕНИЯ
Вы можете выделять некоторые участки своей речи, помечать важность отдельных ключевых слов, тем самым усиливая их воздействие. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:
□ более медленного произнесения ключевых слов;
□ изменения громкости в момент их произнесения;
□ повышения или понижения интонации в процессе произношения слова;
□ выделения паузой.
Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово. Если просто выделять каждое слово в своей речи, вы добьетесь этим не больше, чем если бы подчеркивали все слова, которые пишите.
Язык является основным инструментом ведущего тренинг. Ваш профессионализм прямопропорционален знанию этого инструмента и умению его использовать. Следует постоянно пополнять словарный запас, знать точное значение слов, которые вы используете, и отчетливо их произносить.
Неряшливое использование языка вызовет лишь пренебрежительное отношение людей, с которыми вы общаетесь.
Литература к главе 8: .
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Человек использует язык, чтобы сообщить о чем-либо, побудить адресата к каким-то действиям, выразить свои чувства, дать оценку. Изучением языка как инструмента воздействия занимается выделившееся сравнительно недавно направление лингвистики - лингвистическая прагматика.
Слово "прагматика" происходит от греческого "дело", и название науки демонстрирует, что ее предмет - это язык в живом функционировании. Прагматикой называют и отношение говорящего или пишущего человека к используемым им языковым знакам.
Лингвистическая прагматика - дисциплина, изучающая язык как инструмент, который человек использует в своей деятельности. К задачам прагматики относятся разработка моделей производства, понимания, запоминания речевых актов, а также модели коммуникативного взаимодействия, использования языка в конкретных социокультурных ситуациях.
Речевое воздействие - это влияние на собеседника в процессе общения с помощью различных приемов с целью изменить его взгляды и мнения или побудить к каким-либо действиям. Речевое воздействие можно понимать также как управление человеческим поведением, производимое с помощью речи и невербальных средств общения.
Всякое использование языка предполагает воздействующий эффект, а механизм речевого воздействия функционирует в процессе любого акта словесной коммуникации. Речевое общение - это совместная деятельность коммуникантов, в процессе которой они взаимно регулируют действия, управляют мыслительными процессами, корректируют представления, убеждения партнера по коммуникации.
В диалоге происходит взаимное влияние участников общения. Если же общение имеет форму монолога, то воздействие говорящего на слушателя имеет более явный характер, чем воздействие слушателя на оратора.
О. С. Иссерс так характеризует объект и субъект речевого воздействия: быть субъектом речевого воздействия - значит регулировать интеллектуальную и физическую деятельность своего собеседника при помощи речи; быть объектом речевого воздействия - значит испытывать влияние другого, осуществляющееся в словесной форме.
Фактически все акты коммуникации совершаются для осуществления определенного речевого воздействия па адресата. Любая, даже неформальная, беседа предполагает какое-либо "осуществление власти" над другим человеком. Более сильный собеседник (более умело пользующийся возможностями языка) оказывается ведущим в общении и с помощью речевых средств может проявлять свою власть. Однако и адресат может активно отстаивать свою позицию.
Для повышения эффективности речевого воздействия необходимо иметь в виду три основных принципа.
Речевое воздействие может быть прямым и косвенным. Если говорящий осознанно выбирает языковые единицы для достижения поставленной цели, а слушатель фиксирует выбор говорящего, то речь следует вести о прямом воздействии. Возможно оказание скрытого воздействия, при котором говорящим осуществляется коммуникативная маскировка целей и ситуации воздействия. При косвенном воздействии выбор языковых единиц может не осознаваться ни отправителем информации, ни се получателем.
Эффективность речевого воздействия зависит от многих языковых, психологических и социальных факторов, без учета которых невозможно достижение целей, поставленных коммуникантами. Она может снижаться из-за допущенных ошибок в общении, а также из-за так называемых коммуникативных помех, которые могут носить как лингвистический характер (например, использование слов, не понятных собеседнику), так и нелингвистический (например, посторонние звуки или какие-либо отвлекающие действия, сопутствующие общению).
Отсутствие речевого воздействия может быть связано и с коммуникативными неудачами, при которых высказывание говорящего не до конца понято или совсем не понято слушающим, т.е. коммуникативное намерение того, кто говорит, осуществляется не полностью. Причины таких коммуникативных неудач могут быть связаны с различиями в картинах мира и осмыслении действительности, с нарушением условий, требующих правильного выбора места и времени коммуникации, с плохим каналом связи, использованием многозначных языковых средств, неверными прагматическими установками. Подобные факторы ведут к недопониманию или непониманию, что приводит к неверной интерпретации высказывания слушающим.
Коммуникативные неудачи можно подразделить на несколько основных групп:
Разумеется, выше перечислены только наиболее распространенные разновидности коммуникативных неудач, существуют и другие. Кроме того, возможны коммуникативные неудачи, основанные на нескольких перечисленных факторах.
Выделяются два основных способа речевого воздействия на слушателя или аудиторию. Первый способ связан с сообщением адресату повой информации, что способствует изменению его поведения или отношения к окружающему, к каким-либо фактам и мнениям. Воспринятая информация не обязательно изменит мысли и поведение человека, это зависит и от способов подачи информации, и от того, кто эту информацию получил. Например, для подростка, не знавшего, что при сильном ветре кожа даже при плюсовой температуре теряет больше тепла, чем при безветренной морозной погоде, эта информация вряд ли послужит основой для изменения манеры одеваться в ветреную погоду, зато ребенок, выслушавший сказку о том, как принц заболел и не смог спасти принцессу, потому что простудился на холодном ветру, скорее всего, не будет возражать против более теплой одежды. Другой пример: если человек, ослепший и находящийся в полном отчаянии, получает из достаточно надежного источника информацию, что медиками в 2010 г. создана и опробована искусственная роговица, это может иметь последствия, связанные с его отношением к жизни в целом.
Второй способ воздействия заключается не в сообщении какой-либо повой информации, а в представлении нового способа осмысления старой, известной адресату. Например, слушатель, уже знакомый с данными Межправительственной группы экспертов ООП по изменению климата о том, что если объем выбросов парниковых газов не сократится, к 2050 г. средняя температура Земли поднимется на 2 градуса, может под влиянием эффективной речи оратора изменить свое отношение к этой информации и осмыслить ее не как неизбежность, не как событие, которое произойдет еще нескоро, а как руководство к действиям по сокращению вредных выбросов в атмосферу.
Оба этих способа могут использоваться как по отдельности, так и комплексно.
Однако в современной коммуникации все чаще используется третий способ речевого воздействия - манипуляция (см. п. 11.2, 11.3). Манипуляция - это психологическое воздействие, направленное на изменение активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается не замеченным им.
Введение
Задача
формирования речевых навыков стала
особенно актуальной для системы
образования в последние десятилетия.
Это связано с резким изменением
коммуникационной и языковой ситуации
в обществе, с развитием демократических
процессов в нашей стране.
Современному
человеку очень важно уметь строить
свое устное высказывание, понимать
и адекватно реагировать на
чужую речь, убедительно отстаивать
собственную позицию, соблюдая речевые
и этико-психологические правила
поведения.
В процессе
профессиональной деятельности представители
разных специальностей пользуются устной
речью для того, чтобы планировать
работу, согласовывать усилия, проверять
и оценивать результаты; для усвоения,
приобретения и передачи информации;
наконец, для воздействия и
влияния на взгляды и убеждения,
поступки других, чтобы изменить
отношение к определенным фактам
и явлениям действительности.
Это очень
важная тема, так как культура звучания
речи, ее звуковая выразительность, умение
оратора говорить правильно и
четко являются важным средством
воздействия.
Сочетание
сильного, звучного голоса, четкой дикции,
правильной и выразительной интонации
- все это называется техникой речи.
Для судебного оратора владеть
техникой речи - значит осмысленно управлять
своим речевым аппаратом, умело
и полно использовать голос, дикцию,
интонации, паузы.
Деловому
человеку необходима способность эффективно
слушать и точно воспринимать однократно
звучащую речь. Поэтому, подготовка высококвалифицированных
и компетентных специалистов невозможна
без обучения культуре устной вербальной
коммуникации.
В связи
с этим, целью нашего реферата является
рассмотрение техники речи и её значимости
в обществе.
Поставленная
цель требует исполнения следующих
задач:
1. Раскрыть
понятия ораторского искусства
и техники речи.
2. Выделить
основные качества ораторской
речи, отличающей её от других
видов речи.
3. Определить
необходимые составляющие техники
речи.
4. Раскрыть
необходимость обучения искусству
«звучащего слова».
Основная часть. Техника речи
Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».
Риторика - это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить, как эффективно воздействовать на аудиторию при помощи своей речи и как достичь успеха, выступая публично. Владение риторическими навыками позволяет научиться выступать публично, воздействуя при этом на чувства слушателей.
Согласно М.В.Ломоносову, риторика является наукой о всякой предложенной материи красно говорить и писать. (М. В. Ломоносов).М. В. Ломоносов Краткое руководство к красноречию
Представляется уместным отметить, что термин ораторское искусство имеет античное происхождение. Его синонимами являются термины риторика и красноречие. В Словаре русского языка риторика определяется следующим образом: теория красноречия, наука об ораторском искусстве; излишняя приподнятость изложения, напыщенность.
Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством. Согласно М.М.Сперанскому, под красноречием понимается дар потрясать души и сообщать им образ своих понятий, а под риторикой понимается как обучать, как пользоваться этим божественным даром; каким образом драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать от их коры, умножать отделкой их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск.
Специалистов разного профиля интересуют различные аспекты красноречия. Лингвисты разрабатывают теорию культуры речи, дают рекомендации, как говорить правильно. (К. Гаузенблас, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. О. Якобсон) (Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева -- М., 1999) Так, Л.К.Грудина и Е.Н.Ширяева в книге Культура русской речи отмечали, что культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения.(Б.Т.Гарднер и Р.А.Гарднер Ф.Г.Паттерсон, Ж.Пиаже Д.Уотсон, Н.Хомский)Так, согласно теории Н.Хомского, у большинства языков базовая структура сходна. Так, в каждом предложении имеются подлежащее, сказуемое и дополнения. Из этого следует, что каждый язык - это лишь один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей. Другой психолог, Ж.Пиаже отмечал, что развитие языка не отличается от развития восприятия или памяти, ни даже от развития мыслительных процессов. Согласно его же теории наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отражения, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Язык при этом не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.
В традициях отечественной психологии, основывающейся на трудах Л.С. Выготского, язык по своей сути - это социальный продукт, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным “организатором” его поведения и таких когнитивных процессов, как восприятие, память, решение задач или принятие решения.
С психолингвистических позиций развитие речи, а также красноречия рассматривается как становление все более совершенной структуры. Из этого следует, что развитие речи представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми (см. прил. 1).
На протяжении всей истории психологических исследований было выявлено, что речь и мышление непрерывно связаны между собой. Предполагались попытки разделения этих двух понятий и рассмотрения их как совершенно независимых элементов или же соединение этих двух элементов, вплоть до их абсолютного отождествления.
В настоящее время, благодаря исследованиям П.К.Анохина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии и других ученых, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные “центры”, а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.
Напомним, что речь - это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляций речевых органов.
Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление.
Cознанию свойственно искать во всем систему, порядок -- логику. Логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Логика как наука изучает законы мышления, пути и способы получения знаний о мире путем рассуждений.
Конечно, рассуждают все люди, даже не изучавшие логику. Но одни при этом более логичны, чем другие. Знание логики так же помогает правильно мыслить, как знание грамматики -- правильно говорить и писать. Оно необходимо и ученому, и оратору.
В своей книге Ораторское искусство и деловое общение О.А.Баева отмечает, что логика - наука, на которую опираются логика мышления и логика изложения, имеет две ветви. Диалектическая логика учит определенному подходу к явлениям и событиям: пониманию их объективного, закономерного характера, причинной обусловленности всех явлений, их связи с другими явлениями или событиями, поиску противоречий как источника развития процессов.
Представления о мире сознание отражает в конкретных формах, которые изучает формальная логика. Диалектическую логику часто называют диалектикой, а формальную логику -- просто логикой. Логика выделяет три формы мышления.
Понятие -- форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления. Они представляют собой содержание понятия. Понятие характеризуется и объемом -- совокупностью предметов или явлений, относящихся к данному понятию. Например, содержание понятия «автомобиль» -- транспортная самодвижущаяся безрельсовая машина, а объем этого понятия чрезвычайно велик: всевозможные марки легковых, грузовых, спортивных и прочих автомобилей.
Умозаключение -- цепочка суждений, последнее из которых -- заключение -- является новым знанием, выводимым из уже известных суждений, называемых посылками.
В процессе своего выступления оратор раскрывает содержание того понятия, которому посвящена тема, и использует множество других; он высказывает определенные суждения и приходит к заключениям, порой неожиданным для аудитории. Если при этом оратор говорит ясно, последовательно, обоснованно, аудитория будет пленена «железной» логикой, которая порой оказывает гипнотизирующее действие.
Цель выступления перед слушателями -- подвести их к определенным выводам. При этом оратор не копирует ход своих мыслей, не воспроизводит логику рассуждений, а стремится к тому, чтобы управлять мыслительным процессом слушателей.
Логика изложения -- это «логика для аудитории».
Представляет определенный интерес проследить, в чем проявляется связь риторики и науки. Известно, что риторика пользуется открытиями и достижениями всех наук, широко их пропагандирует и популяризирует. Не вызывает сомнений тот факт, что многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме в публичных речах. Риторика опирается на систему следующих наук: философия, логика, психология, педагогика, этика, эстетика, литературоведение, лингвистика.
Риторика как учебный предмет определяется следующим образом: это филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.