Главная » Ядовитые грибы » Терский городок был основан в период правления. Терские казаки от ивана грозного - терский казак

Терский городок был основан в период правления. Терские казаки от ивана грозного - терский казак

1567 год - 440 лет назад основана первая русская крепость "Терки" на левом берегу Терека у слияния с Сунжей. Её построили по указу царя Ивана Грозного для "бережения" владений царского шурина, кабардинского князя Мамстрюка. Первыми защитниками крепости стали казаки

1577 год - 430 лет назад было основано Терское казачье войско

В отличие от Кубанской или Семиреченской казачьих областей, на Терек и Сунжу не переселяли казаков по указам. Они проживали здесь ещё задолго до вхождения края в состав России. В XII-XIII веках часть кабардинцев (на Руси их называли "черкасы") кочевала на Днепре (на месте их стоянки основан город Черкассы) и в пределах Рязанской земли. На Руси они крестились, стали православными. После Батыева нашествия черкасы вместе со многими русскими уходят к своему народу на Северный Кавказ, в Пятигорье. После отхода полчищ Тимура с Терско-Сунженских равнин, где было истреблено всё тюркское и аланское население, сюда переселяются пятигорские кабардинцы. На месте бывшего золотоордынского улуса возникают кабардинские княжества. О пятигорских черкасах (кабардинцах) царь Иван Грозный напишет своему послу Вакшерину: "они были холопами наших рязанских предков… и бьют нам челом". Кабарда добровольно вступает в подданство Русского государства. В самом конце XV века на Сунжу переселяются жители удалой станицы Червлёный Яр с Рязанской Украины (на границе с Диким Полем), сбежавшие так далеко от притеснений и податей московских воевод. После взятия Казани и Астрахани - прибывают донские и волжские казаки. Переняв от единоверных в те времена кабардинцев их внешний вид (одежду) и некоторые обычаи, казаки сохраняли в чистоте русский язык и старую веру. А малочисленные вайнахи (чеченцы и ингуши) веками наблюдали из своих неприступных горных районов за кровавыми боями на равнинах между полчищами кочевников, золотоордынцев, отрядами дагестанцев, кабардинцев, крымских татар, ногайцев, калмыков и гребенских казаков. Вайнахи ждали своего часа. В середине XVII века гребенские казаки объединяются в одно войско с терскими и начинают переселяться ближе к Тереку. В 1712 году по указу Петра I гребенцы окончательно переселяются на левый берег Терека, где сооружается оборонительная линия для защиты южных границ России. А земли казаков на Сунже занимают чеченцы. Русские воеводы помогают им освободиться от данничества кабардинским князьям, которые после принятия ислама стали союзниками турок. Но до 1783 года чеченцев не допускали к правому берегу Терека. Лишь поверив их клятвам "вечно и верно служить России на передовых постах Терской Линии", - им разрешают жить осёдло на правобережье Терека. Но скоро участились случаи захвата людей и грабежей на левом берегу! Не в интересах чеченцев было предупреждать казаков о нападениях абреков. Горцы не только укрывали разбойников, но и служили у них проводниками. И только через 30 лет новый наместник Императора, проконсул Кавказа, генерал Алексей Петрович Ермолов исправляет эту ошибку. Казаки опять поселяются на Сунже, строят новые станицы вблизи заросших валов и насыпей, остатков разорённых городков своих предков - гребенских казаков. От поголовного выселения сунженцев спасает то, что новые хозяева бывших казачьих станиц - чеченцы и ингуши не могли так умело, как казаки, сеять и убирать хлеб, ухаживать за землёй. Они три года "не пахали и не сеяли", а лишь пасли свои стада на бывших казачьих полях. В 1918-1920 годы часть сунженских казаков депортируют.

Обратимся к новейшей истории. 50 лет назад в очередной раз дала о себе знать советская традиция решать национальные и экономические проблемы за счёт русского населения. В 1957 году восстановленной Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) передают земли трёх ставропольских степных районов на левом берегу Терека: Наурского, Шелковского и Каргалинского - 5,2 тыс. кв. км, 80 % населения - русские. О жителях этого края писал Лев Толстой в повести "Казаки": "Красивое и богатое русское население, называемое гребенскими казаками". Ныне русских в этих районах 7-10 %, остальные - чеченцы, которые до 1957 года здесь вообще не проживали. Равнины правобережья Терека, и берега Сунжи - древняя земля казаков. Это нетрудно доказать, ведь своих умерших родственников переселенцы-чеченцы перевозили на погребение за Терек или в горы - к могилам предков. Об этом следует напомнить, учитывая искажения фактической истории Чечни в самой Чеченской Республике!

В 1957 году уступку левобережных районов объяснили так: "они экономически тяготели к промышленному городу Грозный". - Знакомое утверждение предателей интересов русского народа. Крымская область РСФСР также "тяготела" к близкой промышленности Украины. В итоге - русский Крым потерян Россией! В 1927 году и чеченские аулы начали "тяготеть" к ранее презираемому горцами городу Грозный. Происходит "братское слияние Чечни, Грозного и Сунжи", после активной деятельности ОГПУ и лживо-успокоительных речей "всероссийского старосты" Михаила Ивановича Калинина на его встречах в станицах. Отдельные, русский по населению Грозненский, и казачий Сунженский округа, войдут в состав Чеченской АО, её территория удвоится, а её центром станет город Грозный. И сразу начнётся отток населения станиц за Терек, в Ставрополье. Но и там их "достанут", и через 30 лет, в 1957 году, вновь "сольют" в Чечню. При очередном увеличении численности русского населения в Чечено-Ингушетии, после присоединения к ней русских районов, в Кремле надеялись, что это усилит влияние центра на общественную жизнь автономии. В 1957 году ЧИАССР "компенсируют" её территориальные потери, ведь ранее часть Пригородного района (0,98 тыс. кв. км) отдали Северной Осетии, руководство которой наотрез отказалось вернуть эти земли, населённые до 1944 года ингушами. В Москве решили не рисковать, - знали нравы и обычаи вековых соседей: осетин и ингушей. Их совместное сосуществование могло привести к обоюдным погромам даже в советское время. В том же 57-м в Дагестане не восстановят Ауховский автономный район, где до депортации 1944 года проживали чеченцы-аккинцы. Вернувшихся на родину аккинцев расселили в других дагестанских районах, в том числе Кизлярском, переданном из Ставрополья - исторической земли терских (низовых) казаков. Другое дело - миролюбивое и терпеливое русское население. Оно поможет решить проблему. Помогло! ЧИАССР получает территорию, в пять раз превышающую утраченную (5,2 тыс. кв. км вместо 0,98 тыс. кв. км). Сейчас об этом "подарке" не вспоминают в Чечне, отделившейся от Ингушетии, и забывают борцы за права народов!

В Ичкерии переписали историю республики. При Дудаеве расправились с историками из Грозненского университета во главе с профессором Виталием Борисовичем Виноградовым. Их обвинили в том, что они "удревнили историю гребенского казачества, а границу поселений казаков передвинули к самой подошве Кавказских гор". Чеченцев - учеников профессора Виноградова - объявили предателями - "оседлали казацкую лошадь". Научных контраргументов у гонителей не было, кроме пещерной ненависти. Историки покинули Чечню. Но историю переписать невозможно. Чеченский историк и этнограф XIX века Умалат Лаудаев отмечает, что "когда чеченцы еще жили глубоко в горах, в Ичкерии, то русский уже был отцом ("хозяином") равнины". Он же уточняет: аул Урус-Мартан возник на месте казачьего города Мартыново. А в Северной Осетии можно прочитать в местных учебниках истории такую информацию. "На V съезде народов Терека (май 1918 года) глава осетинской делегации, большевик Симон Такаев отметит, что только под охраной русских осетины, чеченцы и ингуши смогли в свое время спуститься на плоскогорье".

Больно наблюдать, как зарубежные и российские сострадатели, бедствиям исключительно чеченского народа, а не горестям и лишениям всех наций и народностей Чечню населяющих, не замечают масштабов трагического исхода из региона русского и русскоязычного населения. Уехало около 400 тыс. человек! Ныне в этих субъектах Российской Федерации русских осталось около 15 тыс. чел. Федеральной программы помощи русским беженцам нет, Москва поручает это Грозному! Не планируются и отдельные мероприятия по возвращению изгнанных с родины терчан. Хотя бы в левобережные районы Терека. Ведь часть населения этого края готова вернуться под гарантии их защиты со стороны комендантских рот, составленных из контрактников - казаков. Но сегодня эти роты отправляют за Терек или в Ичкерию, на их место прибывает спецназ МВД Чечни, где много амнистированных бандитов.

Когда же закончится трагедия русского населения в Чечне и Ингушетии? Синдром чеченского терроризма очень напугал российскую власть. А вопли правозащитников подсказывают выход: все русские должны уехать из Чечни - это не их земля. Старый лозунг "Нет народа - нет проблемы".

Поскольку исход русского и казачьего населения из Чечни, Ингушетии и Дагестана превысил порог обратимости, то сегодня вернуть их к родным очагам возможно только при наличии федеральной программы! Она должна способствовать безусловной защите жизни, здоровья и гражданских прав русского населения. А тем, кто восторженно рукоплещет исполнителям песни "Как на быстрый Терек, на широкий берег вывели казака сорок тысяч лошадей…" напоминаем, что в Ставрополье остался лишь небольшой участок Терского берега - 40 км (протяжённость р. Терек - 623 км). Лишь в Ставрополье и Северной Осетии в праздники казаки выводят своих лошадей на Терский берег! А в Дагестане и Кабардино-Балкарии не всегда!

Необходимость представленного краткого материала обусловлена тем фактом, что сегодня на различных северокавказских порталах и сайтах предпринимаются попытки представить различные «вольные» толкования истории Терского казачества. «Шедевром» здесь является материал Сайта «Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений» (г. Москва) под названием «История терского казачества», в котором имеется масса различных сведений. Нет там только одного - истории Терского казачества.
Следует отметить, что казаки Терека свою историю знают и никому не позволят эту историю переписывать.

«500 лет Терскому казачеству»
(краткий обзор первоисточников)

На голландской «Карте России», изданной в 1613 году Гесселем Герритсом, на юге страны обозначены реки Терек, Сунжа, Аксай, а также указаны населенные пункты под названиями: «Андрей», «Тюменский», «Койсу», «Сунжа». При этом, городок «Сунжа» обозначен на левом берегу реки Сунжа, как раз на том месте, где через двести лет расположился город Грозный.
О чем же здесь идет речь?
1395 год. Тамерлан разбил войска хана Тохтамыша на берегу Терека.
Придворный дипломат Тамерлана Иоганн де Галони-Фонтибус перечислил христианские народы Северного Кавказа: «В этой стране много христиан, а именно: греки, армяне, …… русские, черкесы, …..».
Польский историк Меховский (примерно 1500 год) так описывает Северный Кавказ: «В давние века у реки Танаис (Дон) …. народы были совершенно уничтожены …. Дальше к югу есть еще кое-какие остатки черкесов. Это весьма дикий и воинственный народ, по происхождению и языку - русские».
Вот как раскрывает понятие «черкес» современник Петра Первого Дмитрий Кантемир: «Все украинские казаки по-русски называются черкасами…».
Не случайно первой столицей донского казачества был Черкасск, а позже Новочеркасск. Фамилия «Черкасов, Черкашин» среди казаков весьма распространенная.
Таким образом, на голландской карте обозначено расселение русских или казаков, которых тогда называли «черкасами».
Историк и этнограф Умалат Лаудаев в своей книге «Чеченское племя» (издана в 1872 г.) утверждает следующее:
«В преданиях чеченцев говорится, что на плоскости Чечни господствовали разновременно ногайцы, русские и калмыки. Надо полагать, что с основанием Золотой Орды татары завладели плоскостью Чечни.
Орда ослабела... Нет сомнения, что русские …. зашли и в Чечню, вытеснили из нее ослабевших татар и поселились в ней.
И теперь... свежи чеченские предания, в которых говорится, что в то время русский сделался отцом страны и что телега русских взошла на горы».
Далее, Лаудаев пишет: «В прошедшие времена … матушка … русская ….. ходила одна по черным и лысым горам».
Кто помнит «Физическую карту Чечено-Ингушской АССР», там «Черные горы» были обозначены. Это предгорья отрогов Главного Кавказского хребта, поросшие густыми темными лесами, там, где заканчивается равнина. «Черные горы» начинаются к востоку от сегодняшней Назрани, располагаются южнее Бамута, Урус-Мартана, в районе Улус-Керта и Красного Ведено.
А «лысые горы» - это так называемые «гребни» - Терский хребет, где нет леса.
Лаудаев делает вывод: «Из этого видно, что русские были тогда не временными посетителями Чечни, …… но жили оседло, …... Названия реки и аула Урус-Мартана (Орсай Мартан, то есть россиянин Мартын) и другие подтверждают этот факт». Конец цитаты
Граждане современной Чеченской Республики подтвердят, что с незапамятных времен рядом с их предками жили казаки. Не случайно всех русских они называют «хаски», что собственно и есть немного измененное слово «казаки». Всем русским чеченцы говорят «Здорово!» вместо «Добрый день», потому что хорошо знают традиционное казачье приветствие «Здорово ли дневал, казак?».
Город Грозный в речи и в титрах местного телевидения так и называется: «Сунжа-город», то есть также, как на голландской карте России времен Ивана Грозного.
Вот что писали терские (гребенские) казачьи старшины, когда через много лет переселились уже на левый, северный берег Терека: «О службе дедов и отцов наших и о начале заведения нашего войска в давних годах, еще по ту сторону Терека, на реке Сунже, на горах по гребням, от чего мы и название свое получили, за неимением тогда у нас письмоводства подробно справиться нам не по чему..».
В царских дипломатических архивах казаки Сунжи и Терека упоминаются как местные жители с 16 века (в 1567, 1577, и так далее).
Если к перечисленным годам гребенские казаки уже давно жили «на Сунже» и даже успели забыть, как их предки там оказались, значит, они появились там за много поколений до этого.
Об этническом типе гребенских казаков можно говорить отдельно. В разные периоды к ним присоединялись и кавказцы, и монголы (калмыки) и тюрки (ногайцы). Ясно одно: родной язык их был русский, вера православная, обычаи и быт имели самые что ни на есть русские и даже более северорусские, чем южнорусские.
В усадьбе станичного казака обязательно была сакля. Но, отдельный дом для приема гостей выглядел типично по-северорусски, имел высокую острую крышу, резной конек, резные ставни, делался из имитации бревен кругляком наружу и назывался - «изба». Объяснить это нельзя ничем иным как тем, что это - глубокая народная традиция, которая нигде более на Кавказе не встречалась.
По мнению профессора Виталия Борисовича Виноградова, большое переселение русскоязычного населения на Северный Кавказ произошло в период 1480-1490 годы. Откуда было переселение - это отдельная тема.
Таким образом, гребенская казачья община на Тереке и Сунже, на гребнях и Черных горах развивалась в течение многих поколений, примерно с 1500 года.
При этом, на протяжении нескольких сот лет каких-либо серьезных территориальных конфликтов с другими окружающими народами не было отмечено.
Далее, 1552 год. Иван Грозный взял Казань.
В том же году «пятигорские черкасы», жители «Пятигорья» направили в Москву депутацию, прося помощи против общего врага - Крымского хана. Делегация вернулась, сопровождаемая царским послом Щепотевым. С этого года налажено постоянное дипломатическое сообщение на Северный Кавказ.
Через 2 года занята Астрахань, Россия вышла на Каспий. С 1560 года на Северном Кавказе Москва построила и непрерывно владела городом и крепостью Тюмень (или Тюменский острог) на протоке под названием Тюменка в устье Терека (это современный Дагестан).
Примерно в 1557 году атаман Андрей Шадра основал Андрееву деревню (это часть кумыкского села Эндери в Дагестане). Первоначальное название сохранилось до нашего времени.
В 1557 году в Кремль прибыло посольство от кабардинских князей Кемиргоко и Темрюка. Кроме того, они заявили что: «если царь пожалует их, то и вся земля Грузинская будет также бить челом государю». Вскоре дочь Темрюка вышла замуж за Ивана Грозного.
Следует отметить, что в описываемые времена на Западном Кавказе традиционной религией было христианство.
Из-за осложнений политической ситуации, князь Темрюк попросил своего зятя Ивана поставить на Тереке крепость, для защиты всего региона Малой Кабарды до самого Дагестана.
В 1567 году Царь направил для этого дела князя Бабичева и Петра Протасьева, как сказано: «со многими людьми, да и пушки и пищали». Так был построен новый город на берегу реки Терек, вблизи устья Сунжи. Так его и назвали: «Терский городок» или «Терки». Сейчас вблизи этого места находятся станицы Старощедринская и недалеко Червленная. Как раз тогда упоминаются впервые гребенские казаки.
Через 10 лет, в 1577 году воевода города Терки Новосильцев докладывал Царю о пропуске через государственную границу России большого крымского войска, шедшего в помощь туркам в Персию. Воевода пишет, что крымский царевич Алды-Гирей «прислал ко мне, государеву воеводе в Терку прошати у меня дороги и казаков бы мне государевых уняти, чтобы Сунчу реку от Терских казаков перелезти здорово».
Здесь вольные русские поселенцы впервые официально упоминаются «терскими казаками», да еще состоящими на «государевой» службе.
Именно после этого упоминания, с 1577 года считается старшинство Терского казачьего войска как института государственного.
В 1583 году сильный турецкий отряд Османа-паши шел из Дербента в Крым. В лесу на левом берегу Сунжи, во время переправы на турок напали казаки, преследовали три дня до самой горы Бештау.
Осман-паша долго помнил эти события. Через 2 года, в 1585 году он потребовал от посла Бориса Благова, что бы государь московский велел свести с Терека всех казаков до единого.
Если казаки нанесли такой урон отряду Османа, то численность казачьего русскоязычного населения представляется весьма значительной. Во всяком случае, не меньше, чем численность других соседних кавказских народов.
В свою очередь, Крымский хан говорил Благову «Султан жалуется, что ….. завоевал Дербент, а ныне из Азова к нему турским людям проходу нет. Казаки, которые живут на Тереке, на перевозах и в топких местах на них нападают». Таким образом, все броды на Сунже охранялись сильными казачьими отрядами.
Так, с легкой руки инициатора установления Терской крепости кабардинского князя Темрюка Идарова, обширное и издавна существовавшее казачье общество на Северном Кавказе получило свой государственный статус и даже международную известность.
Народ же русский заявил о себе в числе других древних кавказских народов как равный среди равных.
В 1586 году в Грузию прибыли послы Биркин и Пивов, которые приняли клятву царя Александра в подданстве России. У Царя Федора в титуле прибавилось «Государь Иверской земли и грузинских царей», а у России возникли обязанности перед грузинским народом, выполнить которые удалось много лет позже, уже после Кавказской войны, ценою многого труда и жизней.
Распоряжением Царя из Терской украйны было создано самостоятельное воеводство. Место для столицы административного образования было определено в устье Терека. В 1588 году невдалеке от прежнего Тюменского острога был поставлен новый город и крепость, именовался который также «Терский» или «Терки».
Саксонский дипломат Адам Эльшлегер (Олеарий) сделал подробное описание Терки. В крепости имелся собор, госучреждения, караван-сараи и даже редкая по тем временам роскошь - городские часы-куранты с колокольным боем. Гарнизон имел артиллерию, насчитывал до 2-х тысяч стрельцов, плюс местные казаки. Через мост находился Благовещенский монастырь - оплот православной веры, золоченые купола которого виднелись на многие версты.
Старый Терский городок против устья Сунжи (к северу от современного Грозного), во избежание путаницы назывался уже «Сунженский городок».
Через несколько лет на бродах при устье современной реки Сулак вблизи берега Каспийского моря был построен русский пограничный острог Кой-су.
Таким образом, через российские владения кабардинских князей было налажено регулярное дипломатическое сообщение России с Грузией.
Во время правления Ивана Грозного и его преемников народы Кавказа были в целом дружественными России.
Например, послы Биркин и Пивов шли в Грузию следующим путем: Сунженский городок (современная ст. Старощедринская) - Кумыки (Гудермесский район) - Индили (Андреева деревня) - Окухи (Новолакский район Дагестана) - Минкизы (Ножай-Юртовский район). Далее Веденский район - Шибуты (Шатойский район) -Итум-Калинский район - далее селение Шатили, Сонские земли (Сванетия) - Грузия. Путь по горным районам современной Чечни занял почти месяц. При этом, местные владельцы предоставляли проводников, закупались лошади и все необходимое. При послах были значительные материальные ценности, однако, все прошло без каких-либо происшествий. Путь по горным перевалам оказался быстрее и безопаснее, чем по будущей «Военно-грузинской дороге» и Дарьяльскому ущелью.
Борис Годунов также неоднократно направлял посольства в Грузию. Когда Лжедмитрий с поляками вступил в Москву, до 4-х тысяч терских казаков примкнули к самозванцу.
В эти годы терский воевода Головин вместе с кабардинским князем Сунчалеем применили как бы принцип временной автономии, не вмешиваясь в междоусобицы Центра, создалась своего рода «Терская Республика». Все решения принимались воеводой и князем коллегиально, переговоря «с головою стрелецким, с детьми боярскими, с казаками, с сотниками и пятидесятниками, и со всем миром Терскаго города».
Впрочем, времена на южной украйне государства были спокойные. Вследствие установленного жесткого пропускного режима, сын тарковского Шамхала Гирей-Мурза просил ввести для него своеобразный «безвизовый режим» «чтобы его пожаловали перевозом на Сунше, …. для того, что которые его, Гиреевы, уздени и черные люди на тот перевоз станут ездить из Кумыков в Кабарду и из Кабарды в Кумыки с печатью, то государевым бы ратным людям и вольным казакам тех людей его не громити…».
Советские историки любили описывать «ужасы царского крепостничества». На Тереке тоже не было анархии. Был порядок, где каждый имел свои права и обязанности, исходя из воспитания (происхождения), а также деловых и личных качеств. Воеводы подчинялись Царю, государевы ратные люди и вольные казаки - воеводам. Так в России работала вертикаль власти.
Сегодня мы постоянно убеждаемся, как эта вертикаль необходима. В Чеченской Республике порядок был наведен тогда, когда появилась эта вертикаль.
Между тем, «смутное время» закончилось. В 1613 году всероссийский Земский собор избрал новым самодержцем Михаила Федоровича Романова.
Молодым Царем были присланы в Кабарду специалисты-минерологи Фрич и Герольд. Кроме полезных ископаемых, они описали быт гребенских казаков на Терском хребте (то есть, в районе между Тереком и Сунжей). Казаки занимались хлебопашеством, сеяли просо и кукурузу, насаждали тутовник (шелковицу), разводили виноградную лозу, а жены их «ткали сукна и галуны». Таким образом, гребенские (терские) казаки не стыдились сельского труда, как иногда утверждают. Женщины-казачки освоили квалифицированное ремесло, изготовляли плотные шерстяные и даже декоративные ткани.
Присланные на южную российскую границу ратные люди не возвращались к своим боярам, а заводили хозяйство, находили жен и становились казаками. Они не были «беглыми», как любят иногда говорить, они переходили в другое сословие.
В 1651 году на Сунже, в месте указанном натуралистами Фричем и Герольдом был поставлен новый пограничный острог со стеной, рвом и башнями, возле которого тотчас же образовались слободки, населенные кабардинцами, кумыками и выходцами с иных мест. В гарнизоне были стрельцы, казаки и горцы-слободчане, в том числе, чеченцы.
Этот факт вызвал крайнее неудовольствие персидского Шаха. Его наместник Хосрев-хан, писал астраханским воеводам: «Гребенские казаки поставили городок …. на Сунже реке, служилых людей в городке устроили и черкасскую дорогу закрепили».
Воеводы ответили в том смысле, что земля сунженская российская и населена подданными Государя: «что Гребенские казаки здесь не причем, что это дело государево, что не только та земля, где Терек и Сунженский город, но и та земля, где Тарки, издавна принадлежит царям Российским, и города им здесь всегда ставить было вольно».
После этого иранцы и правитель Махачкалы Шамхал Тарковский осадили Сунженский острог. Интервенты разорили казачьи городки по гребням (Сунженскому и Терскому хребтам), потери были столь велики, что в казачью историю это вошло как «кизильбашское разорение» 1653 года.
Несмотря на это, уже в 1669 году сунженское население занималось инженерными работами под руководством шотландского инженера Бехиля, который проводил геодезическую съемку, фортификацию, а также обследовал здешние теплые минеральные источники - «серные воды».
Определенная ситуация сложилась в духовной жизни гребенских казаков. Они не были раскольниками, но по своей географической уединенности придерживались старых православных обрядов, священников назначали по своему выбору. Это вызывало законное беспокойство владыки астраханского и ставропольского.
Однако, Петр Первый, последовательный гонитель всякого раскола и измены, в этом случае высказался следующим образом: «Если гребенское войско покорствует церкви и служит мне, Государю, верно и без измены, то все остальное - и двуперстное сложение, и хождение по солнцу, и борода, и платье - дело маломочное, и не в этом заключается сила раскола. Скорее надо удивляться, как это малолюдное войско сумело удержать у себя православие среди сильнейших его магометанских народов». Отсюда идет предание, что «Царь Петр Алексеевич жаловал казаков крестом и бородою».
Среди многих горских народов христианство было распространено даже ранее, чем например, на Руси. В горах Ингушетии, рядом с родовыми башнями «Вовнушки», сохранился древнейший на территории России христианский храм «Тхаба-Ерды». Всего в Ассиновском ущелье Ингушетии три таких храма.
Когда же на Кавказе распространился ислам, отношение к казакам изменилось.
Умалат Лаудаев пишет (цитирую): «До принятия ислама чеченцы были миролюбивее своих соседей…» «По принятии магометанства все изменилось у чеченцев…… До того дружественные, русские и чеченцы начинают неприязненные друг против друга действия». «Русские оставляли Чечню разновременно: сначала ушли они из Малой Чечни, а потом уже стали по частям уходить и из Большой.. Постепенно удаляясь от черных гор, русские селились в сердце плоскости; таким образом, они несколько времени жили в Качкалыке и Надсунженском хребте (гребень — отсюда гребенские казаки), где еще долго оставались после ухода своих собратий» (Конец цитаты).
Качкалык - это район современного Гудермеса. Надсунженский хребет - это Терский хребет.
Немецкий топограф и геолог Штедер в 1781 году совершал поход от р. Гехи на восток и так описал в своем дневнике увиденное им: «Русский Фортан. Эта река получила свое название от русских беженцев и староверов, которые некогда поселились здесь. … К числу доказательств этого можно отнести множество греческих крестов, которые стоят в этой местности на могилах. Эта местность сейчас ими оставлена ….. ». Штедер ведет речь о реке Русский Мартан (сейчас - Мартан).
9 февраля 2013 года было проведено обследование местности в районе, описанном Штедером и подготовлен отчет. Установлено, что Штедер шел по маршруту: с. Гехи - г. Урус-Мартан - с. Гойты. В районе на нескольких действующих кладбищах имеются отдельные участки, которые местные жители называют «русскими кладбищами». Однако, надмогильных сооружений там не сохранилось, либо они сохранились частично.
После 1680 года вынужденные переселенцы осели в треугольнике, образованном Сунжей и Тереком (примерно в районе современных сел Брагуны, Дарбанхи, Виноградное, станиц Ильинская, Петропавловская, Горячеисточненская, села Толстой-Юрт и на левобережной части современного города Грозного.
В те времена, под влиянием реформ патриарха Никона, на Кавказ переселялись старообрядцы, где занимались мирным трудом.
Однако, в 1689 году бывший священник Лев Маныцкий с товарищами перешел во владения Шамхала Тарковского (правителя Махачкалы) и занялся пиратством на Каспии. Через три года разбев, отряд Маныцкого в 500 сабель двинулся из Дагестана на Кубань, где на переправе через Сунжу был разбит кабардинскими ополченцами и казаками.
Остатки раскольников во главе с атаманом Ивановым вскоре не только забыли веру отцов, за которую так ратовали, но и стали участвовать в набегах. В 1701 году кумыкский князь Муртазали вместе с Ивановым штурмовали станицу Щедринскую. Таких набегов становилось все более. Наследный князь Малой Кабарды Адиль-Гирей Каспулатович в 1706 году писал Царю: «горцы, подступая к Тереку, бьют казаков боем».
Примерно в 1711 году, по инициативе казанского и астраханского губернатора Апраксина и по приказанию царя Петра Первого все гребенское войско переведено было с правого берега Терека, на левый (северный) берег.
Так началась следующая страница истории терского казачества.
Это был первый, но не последний в истории случай, когда политические и территориальные вопросы Центральная власть решала за счет казаков. Потом было еще много депортаций и переселений как казачества, так других народов Кавказа и России.
Однако, переменой мест казака не испугаешь, вся жизнь его - это поход. Как говорит старая казачья пословица «Нас не было - звезды горели, нас не будет - не погаснут». И еще: «Казачьему роду нет переводу».

Слава Богу, мы Казаки!

С.Ю. Матвеев, г. Грозный, 2013 г.

Матвеев Сергей Юрьевич, казак Ставропольского городского казачьего общества.
Материал впервые был представлен на секцию «Проблемы российской государственности на Северном Кавказе: прошлое, настоящее, будущее» в рамках проведения Ставропольского форума Всемирного русского народного собора 12 декабря 2012 года в г. Ставрополь.
Также данный материал доведен до широкой аудитории в ходе выступления С.Ю. Матвеева на III-й миротворческой конференции «Православное христианство, как религия нравственного созидания» 21 ноября 2013 года, г. Грозный.

ЛИТЕРАТУРА:

1. В.А. Потто «Два века терского казачества (1577—1801)» (Владикавказ, 1912 г., репринтное издание).
2. В.Аталиков «Кавказ: Европейские дневники 13-18 веков» (Нальчик, 2010 г.).
3. Умалат Лаудаев «Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах». (Тифлис, 1872 г.)
4. В.Б.Виноградов «Ранние гребенцы - первые евразийцы Южнорусского поля» (конспект современных воззрений). История и культура народов Северного Кавказа. Сборник научных трудов. Вып. 7. (Пятигорск, 2007 г., С.11-17).
5. Н.Н. Великая. Казаки восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв., 2001 г.

«КАРТА РОССИИ» Гесселя Герритса, Голландия, 1613 г. (фрагмент)

«КАРТА РОССИИ» Гесселя Герритса, Голландия, 1613 г.

(Терки) - бывший город, в нынешней Терской обл., на левой стороне реки Старого Терека, к СВ от г. Кизляра (на 10-вер. карте Кавказского края значится под именем "быв. креп. Трехвальный городок Терской"). Основан в 1573 г. волжскими казаками, поселившимися здесь и получившими название терских казаков. Впоследствии Т. сделался важным опорным пунктом русских и в 1646 г. был сильно укреплен; при Петре Великом большая часть гарнизона и жителей переведена в другие вновь воздвигнутые русские крепости, а самый город обращен в небольшой редут на 200 человек и вскоре потом совершенно оставлен. Валы существовали до конца XVIII в.

  • - горный хребет в Чечне; тянется с запада на восток, вдоль правобережья р.Терек, образуя так называемую Алханчуртскую долину. Другое название хребта – Чергазийн раг – «Черкесский хребет» ...

    Топонимический словарь Кавказа

  • - тайн. сов., при Ек. II, ген.-рекетмейстер, р. 28 июля 1732 г., † 1815 г. 2 авг. в Москве. Дополнение: Терской, Аркадий Иванович, генерал-рекетмейстер, тайн. сов.; род. 1732 г. 21 июля; 1815 г. 2 августа. ...
  • - летчик-испытатель. Работал в ОКБ О. К. Антонова. Испытывал самолеты Ан-22, Ан-28, Ан-72, Ан-124...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. "Мыслей над прахом друга" и "Беседы русского отца с сыном"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - из однодворцев; род. 1726 г.; в 1737 взят в академию...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Русская энциклопедия

  • - сев.-западное побережье Кольского полуострова на Белом море, Архангельской губ., Александровского у., от мыса Св. Носа до начала Кандалашской губы или до устья р. Варзуги, откуда уже начинается берег...
  • - бывший город, в нынешней Терской обл., на левой стороне реки Старого Терека, к СВ от г. Кизляра...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - название юго-восточного берега Кольского полуострова от мыса Святой Нос до р. Варзуги. В северной части - высокий, скалистый, покрыт тундровой растительностью...
  • - горная гряда Предкавказья, главным образом в Чечено-Ингушской АССР. Длина 165 км. Высота до 664 м. Сложен песчано-глинистыми отложениями, перекрытыми лёссовидными суглинками...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Предкавказье, на правобережье р. Терек...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Те́рский I: Те́рский бе́рег – название южн. побережья Кольск. полуострова. Из др.-русск. *Тьрьскъ от *Тьрѣ, часто в новгор. грам. ХIV в., также 1264–1265 гг.; см. Шахматов, Новгор. грам. 151, 237...
  • - те́рский II, прилаг. от Те́рек: те́рские казаки́ = гребенски́е казаки́ ...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - ТЕ́РСКИЙ, терская, терское. прил. к Терек. Терские казаки...

    Толковый словарь Ушакова

  • - т"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

"Терский, город" в книгах

Города «китайския» и «белыя» Китай-город, Белый город и Бульварное кольцо

Из книги Москва: мистика времени автора Коровина Елена Анатольевна

Города «китайския» и «белыя» Китай-город, Белый город и Бульварное кольцо Новые стены воздвигли в «новом» районе расселения жителей – в Китай-городе. На самом деле ни к какому Китаю название отношения не имеет. «Кита» – это плотная связка жердей, из которых и поставили

Наталия Корсакова. Михаил Петрович Колотилин - терский казак и композитор. К вопросу об авторстве музыки кубанского гимна

Из книги Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки автора Захарченко Виктор Гаврилович

Наталия Корсакова. Михаил Петрович Колотилин - терский казак и композитор. К вопросу об авторстве музыки кубанского гимна Это имя на Кубани известно только исследователям казачьей народной песни. Разбирая привезенные из США осенью 2001 г. документы архива кубанского

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ СССР ТЕРСКИЙ В.И. О СОЗДАНИИ САМОЛЕТА Ан-22

Из книги Летный риск автора Ткаченко Владимир Андреевич

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ СССР ТЕРСКИЙ В.И. О СОЗДАНИИ САМОЛЕТА Ан-22 Его создание ознаменовало новую эру тяжелых широкофюзеляжных самолетов. И только спустя довольно длительное время, появились на свет такие исполины, как С-5А, DС-10, Боинг-747 – а это революция в

4. 2. 5. «Китайский» город Баласагун и старый русский город Балахна

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. 2. 5. «Китайский» город Баласагун и старый русский город Балахна Наряду с «рекой Имиль», «китайские» летописи называют город Баласагун. Где он находился? Нам не удалось найти в современном «Малом Атласе Мира» (М., 1979) города Баласагун где-нибудь на Востоке, в Китае или

IX. ТЕРСКИЙ БЕРЕГ БЕЛОГО МОРЯ

Из книги Год на севере автора Максимов Сергей Васильевич

IX. ТЕРСКИЙ БЕРЕГ БЕЛОГО МОРЯ Физический вид на всем далеком протяжении его. - Лопари: их быт и нравы с исторической и этнографической сторон. - Лов семги: село Кузомень, село Варзуга. - Заборы для рыбы и другие рыболовные снасти, употребляемые на Терском берегу и в других

16. Город Альба на реке Тибр и город Ярославль на Волге Белая свинья и тридцать сосущих её белых поросят

Из книги автора

16. Город Альба на реке Тибр и город Ярославль на Волге Белая свинья и тридцать сосущих её белых поросят В самом начале странствий Энея ему было дано «пророчество», фрагмент которого мы уже цитировали. Было предсказано, что Энею предстоит ДОЛГИЙ путь в Италию-Латинию

9.6. Китайский город Баласагун и старый русский город Балахна

Из книги автора

9.6. Китайский город Баласагун и старый русский город Балахна Наряду с рекой Имилем китайские летописи упоминают также и город Баласагун. Где он находился? В современном атласе мира нам не удалось найти города Баласагуна где-нибудь на Востоке, в Китае или Монголии. Конечно,

8.5.6. Город Хулна, столица Царства Пресвитера Иоанна - это город Ярославль, он же Великий Новгород или Хольмград

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

8.5.6. Город Хулна, столица Царства Пресвитера Иоанна - это город Ярославль, он же Великий Новгород или Хольмград «СТРАННОЕ СОБЫТИЕ, - удивляется Дж. К. Райт, - имевшее место в Риме в 1122 году, усилило веру в существование в Азии многочисленного ХРИСТИАНСКОГО населения.

8.5.7. Город Сузы, еще одна столица Царства Пресвитера Иоанна - это город Суздаль

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

8.5.7. Город Сузы, еще одна столица Царства Пресвитера Иоанна - это город Суздаль Выше мы рассмотрели одно из Писем Пресвитера Иоанна. Но это письмо - не единственное. Писем Пресвитера Иоанна известно несколько. В других своих письмах к иностранным государям, например к

ИСтория 12 «Возрождать как русский город. Город русской славы!»

Из книги Русский царь Иосиф Сталин, или Да здравствует Грузия! автора Грейгъ Ольга Ивановна

ИСтория 12 «Возрождать как русский город. Город русской

4. Небольшой германский город Трир и «Великий город Трев» старых летописей

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

4. Небольшой германский город Трир и «Великий город Трев» старых летописей В Германии, на реке Мозель, есть известный город Трир. Небольшой город имеет древнюю историю. Сегодня он называется ТРИР (TRIER), но ранее его именовали TREBETA, TREVES, AUGUSTA TREVERORUM , с. 4. В скалигеровской

Терский борщ

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Терский борщ Для приготовления борща потребуется приготовить бульон.Морковь и свеклу натереть на терке, лук мелко порезать. Потушить на растительном масле до готовности.Картофель нарезать тонкими брусочками, кинуть в кипящий бульон, посолить-поперчить и варить до

Терский берег

БСЭ

Терский хребет

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Глава 10 Севастополь. «Возрождать как русский город. Город русской славы!»

Из книги автора

Глава 10 Севастополь. «Возрождать как русский город. Город русской

(Терки) - бывший город, в нынешней Терской обл., на левой стороне реки Старого Терека, к СВ от г. Кизляра (на 10-вер. карте Кавказского края значится под именем "быв. креп. Трехвальный городок Терской"). Основан в 1573 г. волжскими казаками, поселившимися здесь и получившими название терских казаков. Впоследствии Т. сделался важным опорным пунктом русских и в 1646 г. был сильно укреплен; при Петре Великом большая часть гарнизона и жителей переведена в другие вновь воздвигнутые русские крепости, а самый город обращен в небольшой редут на 200 человек и вскоре потом совершенно оставлен. Валы существовали до конца XVIII в.

  • - горный хребет в Чечне; тянется с запада на восток, вдоль правобережья р.Терек, образуя так называемую Алханчуртскую долину. Другое название хребта – Чергазийн раг – «Черкесский хребет» ...

    Топонимический словарь Кавказа

  • - тайн. сов., при Ек. II, ген.-рекетмейстер, р. 28 июля 1732 г., † 1815 г. 2 авг. в Москве. Дополнение: Терской, Аркадий Иванович, генерал-рекетмейстер, тайн. сов.; род. 1732 г. 21 июля; 1815 г. 2 августа. ...
  • - летчик-испытатель. Работал в ОКБ О. К. Антонова. Испытывал самолеты Ан-22, Ан-28, Ан-72, Ан-124...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. "Мыслей над прахом друга" и "Беседы русского отца с сыном"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - из однодворцев; род. 1726 г.; в 1737 взят в академию...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Русская энциклопедия

  • - сев.-западное побережье Кольского полуострова на Белом море, Архангельской губ., Александровского у., от мыса Св. Носа до начала Кандалашской губы или до устья р. Варзуги, откуда уже начинается берег...
  • - бывший город, в нынешней Терской обл., на левой стороне реки Старого Терека, к СВ от г. Кизляра...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - название юго-восточного берега Кольского полуострова от мыса Святой Нос до р. Варзуги. В северной части - высокий, скалистый, покрыт тундровой растительностью...
  • - горная гряда Предкавказья, главным образом в Чечено-Ингушской АССР. Длина 165 км. Высота до 664 м. Сложен песчано-глинистыми отложениями, перекрытыми лёссовидными суглинками...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Предкавказье, на правобережье р. Терек...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Те́рский I: Те́рский бе́рег – название южн. побережья Кольск. полуострова. Из др.-русск. *Тьрьскъ от *Тьрѣ, часто в новгор. грам. ХIV в., также 1264–1265 гг.; см. Шахматов, Новгор. грам. 151, 237...
  • - те́рский II, прилаг. от Те́рек: те́рские казаки́ = гребенски́е казаки́ ...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - ТЕ́РСКИЙ, терская, терское. прил. к Терек. Терские казаки...

    Толковый словарь Ушакова

  • - т"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

"Терский город" в книгах

Города «китайския» и «белыя» Китай-город, Белый город и Бульварное кольцо

Из книги Москва: мистика времени автора Коровина Елена Анатольевна

Города «китайския» и «белыя» Китай-город, Белый город и Бульварное кольцо Новые стены воздвигли в «новом» районе расселения жителей – в Китай-городе. На самом деле ни к какому Китаю название отношения не имеет. «Кита» – это плотная связка жердей, из которых и поставили

Наталия Корсакова. Михаил Петрович Колотилин - терский казак и композитор. К вопросу об авторстве музыки кубанского гимна

Из книги Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки автора Захарченко Виктор Гаврилович

Наталия Корсакова. Михаил Петрович Колотилин - терский казак и композитор. К вопросу об авторстве музыки кубанского гимна Это имя на Кубани известно только исследователям казачьей народной песни. Разбирая привезенные из США осенью 2001 г. документы архива кубанского

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ СССР ТЕРСКИЙ В.И. О СОЗДАНИИ САМОЛЕТА Ан-22

Из книги Летный риск автора Ткаченко Владимир Андреевич

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ СССР ТЕРСКИЙ В.И. О СОЗДАНИИ САМОЛЕТА Ан-22 Его создание ознаменовало новую эру тяжелых широкофюзеляжных самолетов. И только спустя довольно длительное время, появились на свет такие исполины, как С-5А, DС-10, Боинг-747 – а это революция в

4. 2. 5. «Китайский» город Баласагун и старый русский город Балахна

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. 2. 5. «Китайский» город Баласагун и старый русский город Балахна Наряду с «рекой Имиль», «китайские» летописи называют город Баласагун. Где он находился? Нам не удалось найти в современном «Малом Атласе Мира» (М., 1979) города Баласагун где-нибудь на Востоке, в Китае или

IX. ТЕРСКИЙ БЕРЕГ БЕЛОГО МОРЯ

Из книги Год на севере автора Максимов Сергей Васильевич

IX. ТЕРСКИЙ БЕРЕГ БЕЛОГО МОРЯ Физический вид на всем далеком протяжении его. - Лопари: их быт и нравы с исторической и этнографической сторон. - Лов семги: село Кузомень, село Варзуга. - Заборы для рыбы и другие рыболовные снасти, употребляемые на Терском берегу и в других

16. Город Альба на реке Тибр и город Ярославль на Волге Белая свинья и тридцать сосущих её белых поросят

Из книги автора

16. Город Альба на реке Тибр и город Ярославль на Волге Белая свинья и тридцать сосущих её белых поросят В самом начале странствий Энея ему было дано «пророчество», фрагмент которого мы уже цитировали. Было предсказано, что Энею предстоит ДОЛГИЙ путь в Италию-Латинию

9.6. Китайский город Баласагун и старый русский город Балахна

Из книги автора

9.6. Китайский город Баласагун и старый русский город Балахна Наряду с рекой Имилем китайские летописи упоминают также и город Баласагун. Где он находился? В современном атласе мира нам не удалось найти города Баласагуна где-нибудь на Востоке, в Китае или Монголии. Конечно,

8.5.6. Город Хулна, столица Царства Пресвитера Иоанна - это город Ярославль, он же Великий Новгород или Хольмград

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

8.5.6. Город Хулна, столица Царства Пресвитера Иоанна - это город Ярославль, он же Великий Новгород или Хольмград «СТРАННОЕ СОБЫТИЕ, - удивляется Дж. К. Райт, - имевшее место в Риме в 1122 году, усилило веру в существование в Азии многочисленного ХРИСТИАНСКОГО населения.

8.5.7. Город Сузы, еще одна столица Царства Пресвитера Иоанна - это город Суздаль

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

8.5.7. Город Сузы, еще одна столица Царства Пресвитера Иоанна - это город Суздаль Выше мы рассмотрели одно из Писем Пресвитера Иоанна. Но это письмо - не единственное. Писем Пресвитера Иоанна известно несколько. В других своих письмах к иностранным государям, например к

ИСтория 12 «Возрождать как русский город. Город русской славы!»

Из книги Русский царь Иосиф Сталин, или Да здравствует Грузия! автора Грейгъ Ольга Ивановна

ИСтория 12 «Возрождать как русский город. Город русской

4. Небольшой германский город Трир и «Великий город Трев» старых летописей

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

4. Небольшой германский город Трир и «Великий город Трев» старых летописей В Германии, на реке Мозель, есть известный город Трир. Небольшой город имеет древнюю историю. Сегодня он называется ТРИР (TRIER), но ранее его именовали TREBETA, TREVES, AUGUSTA TREVERORUM , с. 4. В скалигеровской

Терский борщ

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Терский борщ Для приготовления борща потребуется приготовить бульон.Морковь и свеклу натереть на терке, лук мелко порезать. Потушить на растительном масле до готовности.Картофель нарезать тонкими брусочками, кинуть в кипящий бульон, посолить-поперчить и варить до

Терский берег

БСЭ

Терский хребет

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Глава 10 Севастополь. «Возрождать как русский город. Город русской славы!»

Из книги автора

Глава 10 Севастополь. «Возрождать как русский город. Город русской

Терский город (Терки) - бывший город, в нынешней Терской обл., на левой стороне реки Старого Терека, к СВ от г. Кизляра (на 10-вер. карте Кавказского края значится под именем "быв. креп. Трехвальный городок Терской"). Основан в 1573 г. волжскими казаками, поселившимися здесь и получившими название терских казаков. Впоследствии Т. сделался важным опорным пунктом русских и в 1646 г. был сильно укреплен; при Петре Великом большая часть гарнизона и жителей переведена в другие вновь воздвигнутые русские крепости, а самый город обращен в небольшой редут на 200 человек и вскоре потом совершенно оставлен. Валы существовали до конца XVIII в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Терский город" в других словарях:

    - (Терки) бывший город, в нынешней Терской обл., на левой стороне реки Старого Терека, к СВ от г. Кизляра (на 10 вер. карте Кавказского края значится под именем быв. креп. Трехвальный городок Терской). Основан в 1573 г. волжскими казаками,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Терский район Страна … Википедия

    Терский район Страна Россия Статус Муниципальный район … Википедия

    Страна СССР … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Терский район. Терский район кабард. черк. Тэрч къедзыгъуэ карач. балк. Терк район Страна … Википедия

    - (20. 04. 1851, Рязанская губ. 03. 08. 1905, Карлсбад) В 1874 окончил МУЖВЗ, в 1875 ИАХ со званием клас. худ. арх. 3 й ст. В 1875 76 состоял на службе в Моск. дворцовой конторе, с 1882 чиновник для особых поручений при генерал губернаторе. С 1885… … Большая биографическая энциклопедия



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта