Главная » Ядовитые грибы » Типовые программы кружков в учреждении дополнительного образования. Кружковая работа

Типовые программы кружков в учреждении дополнительного образования. Кружковая работа

Лепка из глины, конструирование кораблей, углубленное изучение английского, - на сегодняшний день сложно представить детское развитие без различных кружков и секций. Некоторые родители стараются найти репетитора для ребенка, однако с этим может справиться дополнительное образование школьников. Оно проводится как на базе самих школ, так и в различных образовательных центрах.

Ни для кого не секрет, что шахматист Анатолий Каспаров, актер Сергей Никоненко, режиссер Ролан Быков и многие другие талантливые люди были выходцами учреждений дополнительного образования. В отличие от школьных уроков, которые каждый ученик вынужден посещать, независимо от собственных стремлений, желаний и способностей, курсы дополнительного образования ребенок может выбрать самостоятельно. Они помогут ему найти и развить свои таланты.

На сегодняшний день все больше элитных образовательных учреждений, будь то школы или ВУЗы, требуют внушительное портфолио, которое невозможно составить без прохождения курсов для школьников. Может быть, ваш ребенок имеет отличный музыкальный слух и неплохо поет? Или же он любит собирать модели самолетов? Или хочет стать экологом? Дополнительное образование поможет определить и развить таланты вашего ребенка, а также найти друзей по интересам.

Зачем нужно дополнительное образование школьникам?


В кружках и секциях
дети учатся общаться
и нередко находят себе
друзей по интересам

Умение красиво рисовать, выигрывать на шахматных турнирах, играть на скрипке, быстро бегать, - эти и многие другие способности ваш ребенок сможет получить в заведениях дополнительного образования школьников. К тому же различные кружки и секции также могут стать отличным подспорьем для изучения многих школьных дисциплин. Дополнительное образование может многое дать ребенку в вопросе воспитания, социализации и развития.

  • Выявление и развитие способностей. Ваша дочь проводит много времени за рисованием, а сын постоянно пропадает на футбольном поле? А может быть, школьник не знает, чем занять свое время? Кружки помогут вашему ребенку найти себя и развить собственный талант. , школы искусств, научные курсы, - благодаря широкому спектру предлагаемых сегодня учреждений дополнительного образования школьник сможет подобрать кружок практически любого направления.
  • Социализация. Что может быть веселей и интересней, чем делать что-то в компании единомышленников?! Кружки - это не только любимое занятие, но и общение с детьми, которые увлечены тем же самым. Обсуждать фильмы в клубе кинолюбителей, играть в баскетбол и болеть за свою команду, петь в хоре, - курсы дополнительного образования помогут ребенку завязать новые знакомства, завести друзей и взаимодействовать в обществе. Нередко именно в учреждениях дополнительного образования школьники находят себе друзей по интересам, с которыми дружат всю последующую жизнь.
  • Самодисциплина. В клубах, кружках и на курсах для школьников нет строгого контроля, ребенок выбирает их, ориентируясь на свои способности и стремления. Так школьник сам заинтересован в своих успехах и достижениях, поэтому дополнительное образование развивает самоконтроль, самодисциплину и саморазвитие, которые пригодятся ему и на обычных уроках в школе, и в других областях жизни.
  • Профориентация. Играет ли ваш ребенок в теннис или же любит мастерить из глины, любое хобби может перерасти в профессию. Занятия в школе, как правило, ограничены спектром определенных дисциплин, которые не дают всем и каждому раскрыть свои таланты в полной мере. Зато это позволяет школьникам дополнительное образование. Ваш ребенок всерьез увлекается скульптурой или игрой в шахматы? Возможно, это будущий скульптор или шахматист.
  • Углубление и расширение знаний по основным и факультативным дисциплинам. Курсы дополнительного образования помогают не только проявить себя и свои таланты, но и улучшить знания по тем предметам, которые значатся у учащихся в основной школьной программе. К примеру, занятия в кружке права и экономики помогут на уроках обществознания, а кружок робототехники станет отличным помощником в изучении физики. С этой же задачей справится репетитор для ребенка. Некоторые курсы занимаются .

Направления дополнительного образования

Направления и программы дополнительного образования бывают совершенно различными, и каждый ребенок сможет найти что-то по душе. По своей специфике все кружки и курсы дополнительного образования делятся на несколько групп:

  • Художественно-эстетическое направление (творческие студии, музыкальные и художественные школы, танцевальные, литературные, театральные кружки и т.д.);
  • Культурологическое направление (книжные клубы, музееведческие, искусствоведческие и библиотековедческие кружки, историко-культурологические центры и т.д.);
  • Научно-техническое направление (компьютерные курсы, станции юных техников, кружки робототехники, конструирования самолетов, кораблей и т.д.);
  • Естественнонаучное направление (географические , физические, химические кружки, курсы астрономии, медицины и т.д.);
  • Эколого-биологическое направление (станции юных натуралистов, курсы экологии и краеведения и т.д.);
  • Военно-патриотическое направление (военно -спортивные секции, историко-патриотические кружки, поисковые работы и т.д.);
  • Физкультурно-спортивное направление (спортивные секции, лечебная физкультура, кружки спортивного ориентирования и туризма, занятия в спортивных залах и т.д.);
  • Социально-педагогическое направление (кружки , посвященные здоровому образу жизни, благотворительные организации, социальные молодежные движения и т.д.);
  • Экономико-правовое направление (курсы экономики, политологии и права).


Кружки делают ребенка
самостоятельнее и прививают
дисциплину

Организации дополнительного образования и репетиторы

Курсы дополнительного образования могут проводиться в школе, где учится ребенок, так и в других образовательных организациях. При этом посещать курсы в школе после уроков будет значительно удобнее и самому ребенку. Но, к сожалению, в школах выбор кружков бывает ограничен, и в них может не оказаться нужного курса.

Удачным вариантом станет образовательный центр с различными кружками, которые имеют общую направленность. К примеру, ваш ребенок увлекается естественными науками. Разве не здорово, если кружок химии и биологии будет находиться в одном и том же месте?! Это же касается различных школ искусств, где ребенок сможет учиться играть на музыкальном инструменте, петь и танцевать.

Особую роль в дополнительном образовании школьников играет репетиторство. Особенно это актуально в старших классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Также репетиторство может помочь отстающим ученикам. При выборе репетитора, обратите внимание на послужной список педагога и его рекомендации. Нередко школьные учителя также занимаются репетиторством. Как найти хорошего читайте на нашем сайте.

Осторожно, время!


При выборе репетитора
необходимо обратить внимание
на его опыт работы
и манеру общения

Конечно, кружки и секции - это здорово: в них ребенок сможет заниматься интересным для него делом, развивать полезные навыки и находить новых друзей. Поэтому стремление многих родителей отправить своего ребенка в кружок вполне оправдано. Однако на сегодняшний день различные курсы для школьников превратились в модную тенденцию, а потому некоторые родители стараются направить свое чадо в как можно большее количество кружков.

При всех своих преимуществах множество кружков вовсе не пойдет ребенку на пользу, ведь у него совсем не останется свободного времени. Занятия в большинстве кружков проводится два раза в неделю, тогда как дети, серьезно занимающиеся спортом, тренируются почти каждый день. И не стоит забывать, что ребенку необходимо уделять время домашней работе, прогулкам и отдыху.

Если вы хотите отдать своего ребенка в кружок, обязательно обратите внимание на правильное распределение времени. У школьника не должна быть загружена вся неделя! Лучше ограничиться одним-двумя кружками или секциями. Если ваш ребенок очень активен, для всестороннего развития педагоги рекомендуют выбрать три разных курса: научный, творческий и спортивный. Большее количество кружков чревато переутомлением.

Также необходимо иметь в виду, что направление дополнительного образования ребенок должен выбрать самостоятельно, иначе он быстро забросит свое начинание.

Дополнительное образование школьников

Курсы дополнительного образования станут местом, где ваш ребенок обязательно встретит новых друзей и единомышленников. Такое обучение будет личностно значимым, повысит мотивацию и самоорганизацию школьника. Интересный кружок может стать не только местом труда, но и отдыха, ведь от любимых занятий устать невозможно.

Конструирование самолетов, игра на флейте или фигурное катание, - дополнительное образование школьников станет не только интересным времяпрепровождением, но и возможностью реализовать свои таланты и мечты. Возможно, ваш ребенок превратит детское увлечение фотографией или резьбой по дереву в профессию, в которой добьется больших успехов.



Показаны публикации 1-10 из 65 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира , полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная игра, т.е. в него играют все. Волейбол счастливо вобрал в себя все лучшие качества спортивной игры : и простоту и зрелищность, и доступность,...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»

Публикация «Программа кружка художественно-эстетической направленности для...» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до...


Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины по мотивам народного искусства используя технику рельефной лепки; 2. Продолжать учить детей пользоваться стекой, удаляя лишнюю глину;...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С.Я.Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело». В.Г.Белинский. Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась...

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей - Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»


Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной организации и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и...

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль 1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1.Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение ветки ели с шишками, прорисовывать контуры простым карандашом. Закрепить навык раскрашивания изображения полусухой жесткой кистью. Итог...

Программа кружка "Декоративное рукоделие"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность Программа «рукоделие» направлена на трудовое и эстетическое воспитание подростков, обучение различным видам рукоделия, учитывает интересы и возрастные особенности учащихся, способствует развитию творческого самовыражения через создание индивидуальных изделий. Развивать творческие способности учащихся, готовить их к современной взрослой жизни воспитывать трудолюбие, формировать эстетический вкус, чувство гармонии, способствует гарантии социализации личности в обществе, знакомит с народными традициями, обычаями.

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только красивыми, но и удобными для пользования. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, дерево, трава, салома.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления полезных, нужных и красивых вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду .

Занятия рукоделием имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические навыки и умения в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Это программа является реализацией педагогических идей формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и умения. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов :

    Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

    Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

    Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Занятия в кружке «рукоделие» позволяют существенно влиять на эстетическое и трудовое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся . Работа с пластилином, природным и бросовым материалом, тканью - это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы , а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, доводить начатое дело до конца, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда . Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности .

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоротивно-приклодного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность

Цели кружковой работы

- всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;

Создание условий для самореализации ученика в творчестве;

Формирование практических трудовых навыков;

- развитие индивидуальных творческих способностей.

- развитие образного мышления и воображения

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач

Обучающие:

Освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно- прикладного творчества;

Обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

Обучение приемам и технологии изготовления композиций;

Изучение свойств различных материалов;

Обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.

Развивающие:

Развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

Развитие образного воображения и мышления;

Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

Воспитательные:

Прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.

Воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;

Изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;

Развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

Уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции;

Развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;

Формирование аккуратности в работе и трудолюбия;

Развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.


В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложные декоративно-прикладные техники и участвовать в различных конкурсах и выставках.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различныеформы занятий :
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6-9 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора. Занятия проводятся 4 часа в неделю, что составляет 144 час а в год. Занятия проводятся в группе по 15 человек. Срок реализации программы 1 год.

Режим работы кружка – 2 занятия в неделю по 2 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

    оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

    называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

    самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

    в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

    проговаривать последовательность действий на занятии, учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов ;

    учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки наглядный материал;

    выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

    учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности все группы в целом на занятии.

Познавательные УУД:

    ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

Коммуникативные УУД:

    донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

1. Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок работ учащихся:

в группе,

в школе,

3. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

4 . Участие в городских конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.

4 . Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества .

Основные формы и методы организации учебного процесса

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.

Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

1. Познавательное занятие

Передача информации.

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке определенного умения.

Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.

упражнения

3. Самостоятельная деятельность детей

Поиск решения проблемы самостоятельно

Упражнения

4. Творческие упражнения

Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом

Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах

5. Игровая форма

Создание ситуации занимательности

Короткая игра, игра-оболочка

6. Конкурсы

Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности

Игра

7. Выставки

Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства

экспозиция

8. Занятие – соревнования

Закрепление умений, знаний, навыков

Игра

9. Занятие – деловая (ролевая) игра

Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность

Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д.

10. Занятие - лекция

Формирование мотивации, установка на активное восприятие

11. Занятие - зачет

Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда

Индивидуальное или групповое занятие, собеседование, экзамен

12. Интегрированное занятие

Развитие интереса учащихся к предмету

Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет

13. Модульное занятие

Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция

Самостоятельная деятельность

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

В результате обучения дети должны знать :

    Виды декоративно-прикладного творчества;

    Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

    Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

    Правила организации рабочего места;

    Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

    Правильно организовать свое рабочее место;

    Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

    Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

    Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;

    Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший успех ребенка поощряется. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее

Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

Коли-

чество

часов

Теорити-

ческих

Практи-

ческих

Вводное занятие

Работа с бумагой и картоном

Техника оригами

Работа с бросовым материалом

Работа с пластилином

Работа с яичной скорлупой

Работа с цветными нитками

Работа со скорлупк амии

Работа с соленым тестом

Работа с тканью и мехом

Итоговое занятие.

Итого

144

12

132

Содержание программы

1 год обучения

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основано на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Вводное занятие (1 час).

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с природным материалом (14 час).

Создание поделок из природного материала, работа с ракушками дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям. При работе с ракушками и природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Работа с бумагой и картоном (11 час).

Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Техника оригами (20 час).

Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус; оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.); развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.

Работа с бросовым материалом (12 час).

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали. Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки - фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга - прекрасный материал для изготовления всяких поделок - полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить.

Работа с пластилином (14 час).

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

Работа с яичной скорлупой (8 час).

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск. В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов. При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Работа с цветными нитками (16 час).

Знакомство с нитками (швейные, штопальные, для вышивания, толстые, тонкие) их применением. Обучение приемам плетения из ниток. Обращение внимания детей на рациональное и экономное расходование материалов, цветовое сочетание деталей, аккуратность. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток). Обучение приемам плетения из ниток. Познакомить с новым способом изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

Работа с соленым тестом (12 час).

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.

В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

Как приготовить соленое тесто

Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей).

Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст. ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Работа с тканью и мехом (26 час).

Работа с тканями в учебно-воспитательном процессе имеет
важное значение, так как способствует раннему выявлению творческих
наклонностей, способностей детей. Она интересна детям и доставляют им огромное наслаждение; является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики, что влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Знакомство с различными видами ткани. Шитье мягкой игрушки. Изготовление игрушек-сувениров.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

часы

Примечание

Вводное занятие

План работы кружка. Знакомство с техникой безопасности.

Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. Беседа «Рукоделие в вашей семье»

1

Работа с природным материалом

14

Экскурсия в лес для сбора природного материала. Показ различных видов сушки и хранения природного материала.

Розы из кленовых листьев.

Аппликация «Осенний букет»

Мишка косолапый и хитрая лиса из шишек и семян растений

Елка из шишек

Коллективная

работа

Панно «Парусник»

Лесное царство(коллективная работа)

Работа с бумагой и картоном

11

Знакомство с различными видами бумаги и картона и их обработки.

Мой щенок. Обрывная аппликация.

Парусник. Обрывная аппликация.

Аппликация «Петушок и курочка»

Техника Оригами.

20

Треугольный модуль оригами. Изготовление модулей.

Коллективная

работа

Бабочка. Оригами.

Сказочные образы в технике оригами. Снегурочка.

Коллективная

работа

Сказочные образы в технике оригами. Дед Мороз.

Работа с бросовым материалом

12

Изготовление игрушек к Новому году.

Сумка из фантиков.

Конструирование дома для сказочных героев.

Коллективная

работа

Фигурки из спичечных коробков

Работа с пластилином

14

Знакомство с материалом. Знакомство с различными техниками лепки.

Рельефное изображение знаков зодиака. Коллективная работа.

Панно «На даче»

Коллективная

работа

Пластилиновый ёжик.

Пластилиновая аппликация на стекле по замыслу учащихся.

Работа с ракушками, песком

8

Баночка «Морская »

Рамка для фотографии « Застывшее море »

Аппликация «Дел ьфины»

«Тортилла»

Работа с цветными нитками

16

Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические

Кукла из ниток.«Мартинички »

Кукла из ниток. «Ос ьминог»

Игрушка из помпонов «Цыплёнок»

Игрушка из помпонов «Колобок»

Аппликация из нитяной крошки .Панно «В деревне»

Коллективная

работа

Работа со скорлупками

6

«Божья коровка».Аппликация

«Цветочные узоры».Панно

Коллективная

работа

«Золотая рыбка».Аппликация.

Композиция по сказке П.Бажова «Серебряное копытце».

Коллективная

работа

Работа с соленым тестом

12

Знакомство с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

Игрушка-сувенир «Змеиная королева»

Игрушка-сувенир «Крокодил»

Игрушка-сувенир «Гиппопотам»

Работа по замыслу учеников.

Работа с тканью и мехом

26

Знакомство с тканями растительного происхождения (хлопчатобумажные, льняные), шелковыми и шерстяными тканями; нитками (Швейные, штопальные, для вышивания, толстые, тонкие) их применением.

Изготовление игрушек-сувениров.

Шитье мягкой игрушки. Мягкая игрушка «Медвежонок»

Шитье мягкой игрушки. Мягкая игрушка «Зайчонок »

Апплика ция «Цветы в вазе »

Аппликация «Морской пейзаж»

4

51

Беседа об истории лоскутной техники.

1

52

Шитьё коврика из лоскутков различной ткани.

4

Итоговое занятие.

2

53

Проведение итогового контроля. Выставка работ, защита проекта.

2

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила :

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов; детей.

    деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно;

    необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы :

    воспитывающего характера труда;

    научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);

    связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);

    систематичности и последовательности;

    доступности и посильности;

    сознательности и активности;

    наглядности;

    прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

    обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;

    получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;

    обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы , но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;

    обретение трудовых умений и навыков без принуждения ;

    занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.

Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения:– в ходе учебной игры, в ходе проведения выставок, в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству. Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для дет

СХЕМА ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

действия

операции

В процессе обучения тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии.

Знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.

Формы организации учебной деятельности:

    индивидуальная;

    индивидуально-групповая;

    групповая (или в парах);

    фронтальная;

    экскурсия;

    конкурс;

    выставка.

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения :

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    проблемный;

    частично поисковый или эвристический;

    исследовательский.

Педагогические приемы:

    Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

    Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):

    Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

    Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

    Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т. п.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготовлена самими педагогам

- индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.

- таблицы-памятки, классификационные схемы, технологические карты

- альбомы с образцами, фотографиями, сколками и схемами.

Критерии и формы оценки качества знаний:

В отделе декоративно – прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности:

I уровень- репродуктивный,

II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога,

III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога,

IV уровень – творческий.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся на III и IV уровни обученности, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Условия реализации образовательной программы

1. Методическая работа. Для обучающихся в кабинете оформлены:

Уголок воспитанника.

Стенды со схематическими рисунками.

Образцы практических работ.

Журналы и книги.

Ведется папка накопления материалов.

2. Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия. Кружок проводится в специальном кабинете. Кабинет хорошо оборудован. Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

2. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.

3. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000

4. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.

5. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.

6. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.

7. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.

8. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.

9. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990

10.В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

11.Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.

12. Д.Люцкевич. Роспись по стеклу. -М.: «Эксмо», 2008г.

13. Ю. Марьина. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.

14. Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ сост. А.Г. Лазарева –М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004

15. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.

16. Чувашское узорное ткачество: Книга-альбом / В.А. Минеева. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. - 182 с.

Детей - это система обучения и творческого развития, выходящая за пределы государственного стандарта. Она осуществляется на базе специализированных организаций. Учреждения дополнительного образования детей реализуют программы в зоне личного и творческого интереса учащихся, чем способствуют формированию не только основ профессионального становления личности, но и возможности раскрыть свои таланты и способности в качестве социально ориентированной деятельности, цель которой - приносить пользу обществу.

Кружковая деятельность - форма свободного творчества в том смысле, что ребенок ее выбирает добровольно. Она строго соответствует той системе обучения, которую представляет программа кружка дополнительного образования, определяющая объем, содержание и формы образовательной услуги для детей. Наличие программы является обязательным условием для организации работы кружка.

Структура программы кружка дополнительного образования

При всем разнообразии форм и методов существует неизменная основа, которая отвечает цели дополнительного образования. Она отражена в программе, по которой осуществляется деятельность педагогов в учреждениях. Кружок дополнительного образования в школедолжен достигать изложенной в ней цели. Содержание имеет следующие разделы:

  • Назначение . Отвечает на вопрос о том, с какой целью организованы занятия и на кого рассчитаны.
  • Цель и задачи программы. Определяют направленность и этапы реализации обучения.
  • Содержание . Краткое описание по циклам, в зависимости от темы, уровня сложности, продолжительности обучения и возраста детей.
  • Критерии оценки. Каким образом определяется уровень усвоения знаний.
  • Тематическое планирование. Перечень всех тем всех занятий, количество часов, необходимых для усвоения программы.

Любая система обучения содержит три главных аспекта, для чего она создается: цель, задачи, методика достижения результата. Программа дополнительного образования несет в себе очень важное социальное предназначение: она удовлетворяет запрос человека на личностное развитие и в зависимости от характера запроса имеет различную направленность.

Программы развития по направлениям деятельности

Интересы детей, способы познания ими мира и сферы самореализации очень различны. Поэтому и потребность в дополнительных услугах достаточно многогранны. Поскольку дополнительное образование отвечает на запросы детей и их родителей, цели развития и обучения должны быть отражены в программах разного уровня и сфер развития ребенка:

  • Художественного.
  • Технического.
  • Естественнонаучного.
  • Спортивного.
  • Музыкального.
  • Социально-педагогического.

При наличии дополнительных запросов и специфики местной социокультурной среды могут предоставляться и иные формы услуг, обеспечивающие потребности населения, которые удовлетворяет дополнительное образование детей.

Услуги по дополнительному обучению детей не только расширяют границы познания своих подопечных. На их базе осуществляются масштабные проекты по организации фестивалей, конкурсов, соревнований. Все это позволяет ученикам повысить самооценку, проявить себя на уровне городского, областного, международного масштаба.

Где реализуются программы дополнительного образования?

Творческое и дополнительное образование детей и подростков по программам развития осуществляется в специальных творческих объединениях. Кружок дополнительного образования дает возможность организовать детей по интересам. Именно возможность формирования тесной творческой среды, основанной на узкопредметной сфере либо на увлечении какой-либо областью знания, делает кружки незаменимой формой позитивной социализации детей.

Интерес детей к определенной области знаний или творческой деятельности является основанием для создания и реализации программы кружка. Разрабатывают и осуществляют ее педагоги дополнительного образования, которые создают предметную среду и реализуют задачи, поставленные в разработанных ими и утвержденных администрацией учреждения программах.

Назначение

Для того чтобы кружок в ДОУ или школе начал работу, важно предоставить программу деятельности, в вводной части которой описано ее назначение.

Для организации занятий в кружках программа должна содержать указание на:

  • область интересов, в которой она реализуется;
  • возраст детей;
  • обучающие циклы;
  • продолжительность обучения;
  • задачи, которые она решает.

Предоставление таких услуг происходит на базе учреждения дополнительного образования детей, в форме творческих объединений, секций для разных возрастов.

Назначение программы определяет содержание обучения. Вводная часть программы ограничивает объем, направленность, уровень предоставления дополнительных образовательных услуг. В ней раскрывается социальная направленность обучения. Указывается важность образовательного компонента для возрождения этнических, культурно-исторических традиций для местной социокультурной среды. Важно определить также и воспитательные цели, которые решаются в процессе реализации программы.

Цель и задачи программы

Программа - это последовательная совокупность мероприятий по достижению развивающей цели.

Цель. Соответствует запросу человека, направленному на то, что он хочет получить. Цель программы дополнительного образования - предоставить тот уровень знаний и навыков в интересующей человека сфере, чтобы удовлетворить его запрос.

Задачи. Любая программа дополнительного образования формирует три группы задач:

  • Знания о сфере предметного интереса.
  • Умения применить знания на практике.
  • Навыки использования знаний в предметной области.

Методика. Отвечает на вопрос о том, как достичь поставленной цели, и прямо подводит к плану ее достижения в почасовой разбивке на темы и занятия для поэтапного решения задач.

Краткое содержание программы дополнительного образования

Важность ее состоит в том, что она гарантирует обучающемуся объем и количество знаний, которые он запрашивает, или те, которые предложены в кружке для посещения детей. Программы обучения бывают одно- и многоуровневые, они обязательно должны учитывать психофизиологические возрастные особенности детей, на которых рассчитаны. Поэтому содержание разбивается на блоки либо циклы обучения, каждый этап которого должен привести к решению отдельной образовательной задачи и формированию определенных навыков у ребенка, освоившего этот блок знаний.

Блоки обучения должны быть взаимосвязаны, соответствовать задачам этапа и вести к достижению цели программы.

Программа кружка дополнительного образования включает перечень умений, знаний и навыков, которые формируются у ребенка, получившего комплекс знаний по выбранному им направлению. Добровольное посещение занятий - основополагающий принцип развития детей, что обеспечивает их личностно ориентированное развитие.

Критерии оценки усвоения программы

В соответствии с поставленными задачами в программе кружка должны быть указаны критерии, на основании которых можно оценить степень усвоения полученных ребенком знаний и способность реализовать их на практике.

В качестве критериев выступают:

1. Полученные ребенком знания по темам. Они могут быть оценены в форме конкурса на проявление знаний, участия в олимпиаде. Либо в иных формах зачета в увлекательной для обучающегося форме.

2. Приобретенные обучающимся навыки. Это умение применить знания на практике. Например, сшить мягкую игрушку, при этом демонстрируется не только знание техники исполнения, умение шить, но и практический результат - изготовление поделки.

Дополнительное образование детей в кружках - это социально значимая форма удовлетворения познавательной потребности детей и подростков, поскольку она обеспечивает личностную свободу выбора области познания, сферы самореализации. Форма критериев оценки полученных навыков также должна соответствовать их интересам (игры, конкурсы и соревнования, что соответствует возрастным особенностям детей, которые познают мир в игровых формах).

Тематическое планирование работы кружков

Дополнительное образование детей всегда выступает как система знаний и практики. Поэтому важным элементом является тематическое планирование занятий, которое составляет часть программы дополнительного образования.

В соответствии с обучающим циклом в ней представляется разбивка на почасовую сетку занятий. Комплекс занятий, в процессе реализации которых приобретаются знания и отрабатываются навыки, определяется количеством часов обучения.

Отработка необходимого для приобретения навыка, предусмотренного программой, количества часов приводит к определенному качеству знаний и решению очередной образовательной задачи программой. Таким образом завершается цикл обучения, по которому строится дополнительное образование детей.

Например, если обучение ребенка происходит в кружке рисования, то блок «Техника работы с карандашом» может предусматривать четыре часа практических занятий по изучению и применению этого способа рисования и должен иметь результат - умение ребенка правильно рисовать карандашом.

Дополнительное образование в школе. Кружки

Для творческого и познавательного развития детей, получения ими базовых знаний в узконаправленной области необходимо создать профессиональную среду. Кружок дополнительного образования в школе служит интересам обучающихся детей. Часто он выполняет функцию что важно для работающих родителей, поскольку ребенок в течение дня находится под социальным патронажем педагогов.

Назначение программ дополнительного образования в школах следующее:

  • Дают углубленные знания по отдельным предметам. Например, программа литературного кружка, помимо углубленного знания предмета, дает возможность создавать собственные произведения, публиковать их в школьных изданиях. В кружке юного химика целью программы становится подготовка для участия в олимпиадах и творческих конкурсах.
  • Предоставляют возможность творческого развития школьников. Для многих детей оно служит формой самореализации. Целью программ кружков творческой направленности также выступает предоставление детям возможности участия в фестивалях, спектаклях, концертах разного уровня для проявления своих талантов и получения профессиональных основ деятельности.
  • Предоставляют знания в сфере профессий и ремесел. Кружки прикладного значения в школах дают представления о профессиональных знаниях, умениях и навыках. Они определяются характера. Например, кружок авиамоделирования, конструирования, кройки и шитья, вязания. В этой сфере реализации возможностей детей им предлагается выполнить изделие собственными руками, продемонстрировать его на выставках. В процессе производства изделий обучающийся получает начальные знания, которые могут ему пригодиться в дальнейшем в качестве практического жизненного навыка либо в

Важную социальную функцию выполняет дополнительное образование в школе. Кружкигуманитарного и художественного циклов имеют большие ресурсы для раскрытия способностей одаренных учащихся.Они формируют состав предметов углубленного изучения, который создает устойчивый профессиональный интерес обучающегося. Это в дальнейшем может явиться основанием для выбора профессии.

Образовательное учреждение дополнительного образования, например музыкальная либо художественная школа, дает такой уровень профессиональной подготовки выпускникам, который гарантирует успешное прохождение творческих вступительных испытаний в высшее учебное заведение.

Программы в ДОУ

В детских садах программы кружков дополнительного образования создаются с учетом возрастной психологии. Они имеют структуру, отвечающую возрастным возможностям детей и с учетом игровой деятельности как ведущей формы познания для этого возраста.

Кружок дополнительного образования в детском саду организует обучение детей изобразительнойдеятельности, танцам, музыке, иным формам творческой деятельности. Дети при этом лучше усваивают знания об окружающем их мире, что и предусматривает программа.

  • Программа дополнительного образования Цель - знакомство с классическими и фольклором в игровой форме театрализованной постановки.
  • Программа кружка ИЗО-деятельности. Блоки обучения по изобразительной деятельности строятся с учетом сезона. Ребенок должен соотносить познания с явлениями окружающего мира. Программа кружка дополнительного образования по ИЗОв детском саду предусматривает овладение специальными техниками рисования - пальчиковой, тычковой, которая нравится детям этого возраста.
  • Программа кружка семейного творческого развития. Учить детей совместно с родителями - значит не упустить очень важный в педагогике этап, не помешать ребенку реализовать свою самобытность. В этом случае программа кружка дополнительного образования в детском саду предусматривает следующие социальные аспекты:
  • обучение родителей грамотному взаимодействию с детьми с учетом возрастных особенностей ребенка;
  • обучение родителей познаниям в области дошкольной педагогики.

Тем самым в процессе совместного обучения достигаются не только образовательные задачи. Решаются более масштабные проблемы: гармонизация семейных отношений и формирование культуры воспитания детей.

Образовательная программа Кружка «Цветочная мастерская»

Дополнительная образовательная программа
Кружка «ЦВЕТОЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Возраст 6 – 17 лет
Срок реализации программы 3 года

Пояснительная записка
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательности перехода из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающий кружковцев и руководителем кружка. За сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.
Для того, что досуг был не только приятным, но и полезным, к его организации следует подходить, с учетом современных требований общества к личности человека с учетом научных разработок законов, методов, принципов досуга, а также помня о том, что учебная деятельность школьников в обязательном порядке должна чередоваться с внеучебной, т.е. досуговой.
Названные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем – многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет учреждения дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, совершенствовать все стороны человеческого «я». Сегодня наше общество особенно нуждается в молодых людях, способных к целенаправленному саморазвитию и самореализации в труде, в компетентных специалистах, готовых к принятию ответственных решений Дополнительное образование будет как нельзя лучше способствовать реализации их планов на будущее. В основу должны быть положены идеи о самооценки человека, его собственной активности в образовательном процессе, развития духовности и богатого внутреннего мира.
Программу можно классифицировать, как значимую для данного детского объединения.
Актуальность разработанной программы состоит в том, что изготовление цветов из ткани относится к ручному труду, развивающему не только абстрактное, расширенное мышление, усидчивость и терпение, но и многое другое. Ручной труд очень кропотливый, требующему от желающих научиться этому мастерству, выдержки, терпению, умению добиваться своей цели, прилагая к этому максимум труда и желания. Программа позволяет научить детей правильно организовать работу своего ума. Выявить особые способности детей.
Данная программа вполне реальна и реализуема, у детей есть право выбора своей деятельности, для самовыражения и самореализации личности.
Цветы … без них не обходится не один праздник. Да и разве обязательно ждать торжественного дня? Цветы всегда поднимают настроение, заставляют удивляться тому неповторимому созданию природы.
Занятие в цветочной мастерской дают возможность познакомиться с изготовлением искусственных цветов из ткани. Они выглядят не чуть не хуже живых и иногда их просто не возможно различить. Ими очень легко пользоваться, меняя аранжировки в зависимости от настроения, времени года или смены интерьера. Их можно сочетать с живой зеленью. Это дает потрясающий эффект. Цветы придают изящество и украшают нашу жизнь, дополняют женский туалет, сочетаясь с формой и окраской.
Искусственные цветы – это изысканное, по истине женственное дополнение к одежде (платью, костюму, шляпе). Тщательно и со вкусом сделанные, они соперничают с дорогими ювелирными украшениями. Так, трудно представить наряд невесты без цветов. И даже скромное деловое платье небольшой букетик преобразит и сделает нарядным.
Такие цветы могут быть очень похожими на натуральные, но в них часто имеются элементы фантазии или стилизации (не существующие в природе форма, окраска, размер цветка и листьев). Например, листья одного тона с цветами, тычинки из бисера или пата, покрытого бронзовой краской, и т.д.
Научиться делать цветы может каждый. Это интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. И это может перейти в настоящее искусство. От простых в изготовлении цветов до цветов, имитирующих живые, – такова перспектива для начинающего.
Природа – лучший наш учитель и советчик. Научитесь видеть красоту живых цветов, они окажут вам не ценимую помощь. И тогда, приобретя основные навыки, изложенные в программе, не составит труда сделать цветы любого вида. А фантазия обязательно придет вместе с опытом, дополнив ваше мастерство.

Кружковая работа – одна из форм художественного – эстетического воспитания.

Цели:
Способствовать формированию адекватной самооценки и активной жизненной позиции;
Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности, её социальной адаптации в условиях современной жизни.
Научить выражать свои чувства и мысли через создание цветочных композиций из различных материалов.
Формирование сознательного отношения к природе, умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира;

Задачи:
1. Воспитательные
Совершенствовать навыки межличностного общения детей (дружбы, доброжелательности, справедливости);
Поддержка индивидуальных особенностей (активность, темперамент, темп);
Создать условия развития личности в ситуации выбора;
Умение сопереживать, брать ответственность за свои поступки;
Сплоченность коллектива, развитие партнерских отношений;
Получение положительных эмоций.

Факторы, способствующие процессу воспитания:
1. Благоприятная социальная среда (создание детского коллектива. Базовая потребность этого возраста – понимание. Поэтому очень важно прививать детям коммуникативные навыки, для успешной адаптации в обществе).
2. Деятельность, отношения, активность (Включение детей в активную досуговую деятельность, способствующую становлению личностных и ценностных отношений (посещение выставок, проводимых другими коллективами клуба).
3. Возраст (Учитывать возрастные особенности детей)
4. Учет индивидуальных особенностей (характер, темперамент, привычки).

При работе с детьми первого года обучения программа ставит своей целью заинтересовать детей руководителем. Дать представление о декоративно – прикладном искусстве, его многообразии.
Для детей первого года обучения просто необходимы навыки общения, для этого используются игры – знакомства, что помогает детям адаптироваться в новом коллективе.

2. Развивающие
Развитие творческих способностей, творческого воображения;
Развивать желание узнавать новое;
Развитие компонентов творческого мышления, памяти внимания;
Развитие сенсорных качеств рук;
Развитие волевых качеств, не отступать от цели;
Развивать точность выполнения задания;
Развивать усидчивость;
Развитие эмоционального отношения к жизни, окружающей природе.

3. Образовательные

1 год обучения от «простого к сложному»
Под девизом «Делай как я, делай вместе со мной» - смотри, повторяй, пробуй, учись делать правильно.

Освоение основных технологических приемов изготовления цветов из разных материалов;
Знакомство со свойствами бумаги, ткани и т.д.;
Знакомство с инструментами необходимыми в работе;
Обучения работе с ними, соблюдение техники безопасности.

2 год обучения совершенствовать навыки и приемы, приобретенные на первом году обучения при условии большей самостоятельности
Под девизом «Делай сам»- старайся делать самостоятельно, находи что-то новое.
Работать коллективно и микрогруппами;
Изготовление настенных панно в рамках;

3 год обучения закрепить и расширить практические и теоретические знания программного материала.
Под девизом «Делай сам, научи другого» - научился сам, подскажи другому, помоги тому, у кого это не получается.

Последовательное и рациональное выполнение всех операций без помощи педагога;
Умение рассказать о процессе выполнения изделий, помощь товарищам;
Правильно, аккуратно и со вкусом оформить свою работу,
Коллективная работа
Предполагаемые результаты в течении 3 – х лет обучения
Формирования позитивного отношения к жизни, окружающей природе;
Формирование ответственности, умение отвечать за свои поступки;
Создание сплоченного коллектива;
Стабильность посещения кружка
Формирование устойчивого интереса к выбранному виду деятельности;
Применение конкретных умений и навыков, которые могут применяться в дальнейшей жизни;
Добиться полного усвоения технологического процесса;
Добиваться самостоятельности при изготовлении цветов с учетом эстетического и художественного вкуса
Позитивное отношение к жизни.
Технология реализации
Занятия в цветочной мастерской относятся к ручному труду – это результативные занятия. Но это вовсе не означает, что результат должен достигаться за счет чрезмерных усилий и времени, как под час наблюдается на практике. Важно так продумать формы организации занятий, подобрать такие методы и приемы, чтобы ребенок захотел учиться достаточно сложному ремеслу изготовлению цветов из ткани.
Для достижения задач необходимо создать условия работы – технологическое оборудование для изготовления цветов из разных материалов (1 год обучения)
Для сохранения стабильности детского коллектива создать эмоционально – творческий климат.
Для этого применяются коммуникативные приемы и методы: дидактические и ролевые игры.
Для достижения качества работ и положительных результатов включаю в работу различные приемы:
Доступность исполнения работ;
Наглядность;
Занимательность изложения;
Рассуждение и размышление при работе в слух, тем самым побуждая детей тоже «Думать в слух»,
Работа с природным материалом.
При обучении 2 и 3 годов обучения использую те же приемы, добавляя групповые методы и формы работы:
Беседы;
Экскурсии;
Участие в коллективных делах.
Опыт работы убедительно доказывает, что самый верный тон общения с детьми – это тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребенка. Поэтому в своей работе положительных результатов добиваюсь разнообразием методических приемов при индивидуальной работе с детьми:
Задания;
Рассказа;
Упражнения;
Технологические карты;
Познавательные ситуации
Так же используют различные способы мотивации учебно– воспитательной деятельности. Например: в силу своих физиологических особенностей (дети первого года обучения) ребенок не может длительное время чего–то ждать, например своей очереди или окончания работы других – начинает отвлекаться и нервничать. Учитывая это, я предлагаю уму сделать что – нибудь по своему желанию:
Спеть песню,
Рассказать стихотворение,
И т. д. не запрещаю разговоры кружковцев во время занятия.
Планируется использование спокойной музыки. Спокойные не навязчивые мелодии являются хорошим фоном для практической деятельности, способствуют созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости.

Структура кружка 1 – го года обучения

Возраст детей от 6 до 9 лет.
Количество не более 8 - 10 человек

Тематический план работы

Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как художественное конструирование из бумаги. Одним из направлений является квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ в технике квиллинга. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для квиллинга. 2 – 2
Материал - бумага
2. Квиллинг история возникновения
Демонстрация изделий в технике квиллинга 1 1 2
Конструирование
Изготовление цветов в технике квиллинга.

3. Основные базовые формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «листик» и т.д. 1 39 40
4. Конструирование из основных форм «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «листик». -- 20 20
5. Изготовление открыток и сувениров -- 4 4
6. Изготовление несложных цветов. 2 18 20
7. Изготовление простых бахромчатых цветов 4 10 14
8. Изготовление панно «Маргаритки» 1 9 10
9. Изготовление панно «Подсолнухи» 1 9 10
10. Изготовление панно «Ромашки» 1 9 10
Подготовка к выставкам
11. Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам -- 12 12
Всего 13 131 144
Структура кружка 2 – го года обучения

Возраст детей от 9 до 12 лет.
Количество не более 7-10 человек, 2 группы
Общее количество часов 144 за учебный год

Тематический план

Второй год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как изготовление цветов из ткани, атласных лент и ниток. Знакомство с техникой изготовления цветов из ткани, атласных лент и ниток и выполнение простейших работ в этих техниках. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для изготовления цветов 2 - 2
Материал - ткань, нитки, атласные ленты
2. История возникновения разных техник
Демонстрация изделий 2 - 2
Изготовление цветов в технике цветы из ткани
3. Знакомство с основным назначением отделочных цветов 1 - 1
4. Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на ткань, вырезание из ткани заготовок 1 7 8
5. Пробулькивание заготовок 2 6 8
6. Подготовка стебельков 2 6 8
7. Сборка цветов 2 6 8
Цикл творческих индивидуальных работ
8. Изготовление несложных цветов 2 6 8
9. Изготовление панно «Лилии» 2 8 10
10. Изготовление панно «Ромашки» 2 8 10
Изготовление цветов в технике цветы из ниток
11. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из ниток 1 - 1
12. Изготовление цветка из ниток 2 8 10
Цикл творческих индивидуальных работ
13. Изготовление несложных цветов 2 8 10
14. Изготовление сложного цветка из ниток и атласных лент 2 6 8
15. Изготовление панно 2 6 8
Изготовление цветов в технике цветы из атласных лент
16. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из атласных лент 1 1 2
17. Изготовление цветка из атласных лент 1 3 4
Цикл творческих индивидуальных работ
18. Изготовление несложных цветов 2 6 8
19. Изготовление сложного цветка из атласных лент 2 6 8
20. Изготовление панно 2 6 8
Подготовка к выставкам
21. Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам - 10 10
Всего 144

Структура кружка 3 – го года обучения

Возраст детей от 12 до 16 лет.
Количество не более 7 человек
Общее количество часов 216 за учебный год, 6 часов в неделю (4 часа основные занятия, 2 часа индивидуальные занятия).
Тематический план

Третий год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как изготовление цветов из кожи, бисера и фетра. Знакомство с техникой изготовления цветов из кожи, бисера и фетра и выполнение простейших работ в этих техниках. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок 1.
Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для изготовления цветов 2 – 2
Материал - кожа, бисер и фетр
2.История возникновения разных техник
Демонстрация изделий 1 1 2
Изготовление цветов в технике цветы из кожи
3. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из кожи 1 -- 1
4. Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на кожу, вырезание из кожи заготовок 1 15 16
5.Обработка заготовок 2 16 18
6.Сборка цветов 2 16 18
Цикл творческих индивидуальных работ
7.Изготовление несложных цветов 3 17 20
8.Изготовление панно 1 9 10
Изготовление цветов в технике цветы из бисера
9.Знакомство с основным назначением отделочных цветов из бисера 1 -- 1
10.Изготовление цветка из бисера 1 19 20
Цикл творческих индивидуальных работ
11.Изготовление несложных цветов 2 14 16
12.Изготовление панно 1 9 10
Изготовление цветов в технике цветы из фетра
13.Знакомство с основным назначением отделочных цветов из фетра 1 -- 1
14.Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на фетр, вырезание из фетра заготовок 1 15 16
15.Обработка заготовок 2 10 12
16.Изготовление цветка из фетра 1 19 20
Цикл творческих индивидуальных работ
17.Изготовление несложных цветов из фетра 2 10 12
18.Изготовление панно 1 9 10
Подготовка к выставкам
19.Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам -- 11 11
Всего 26 190 216
В группах занимаются преимущественно одни девочки. Коллектив только складывается, отношения между детьми доброжелательные, с удовольствием принимают участие в коллективных делах кружка. Есть резервы для дальнейшего развития кружка. Стиль общения – партнерский. Это принципиальное кредо – сотрудничество и умение общаться между собой сближает, рождает новые открытия. Наш клуб единственное место в п. Приполярном, куда дети могут пойти и найти себе дело по душе.
Должна быть связь с семьей. Нести хорошее из семьи в клуб и наоборот, помощь старших младшим: умение брать ответственность за свои поступки; работу с другими коллективами.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь материально техническую базу:
Мебель:
столы,
стулья,
стол для педагога,
шкафы для хранения,
полки для выставочных работ.

Канцелярские принадлежности:
цветную бумагу,
миллиметровая бумага,
калька,
полоски бумаги для квиллинга,
гофрированный картон,
картон белый и цветной,
клей карандаш, ПВА, Момент, горячий клей,
двухсторонний скотч,
клейкие полоски,
зубочистки, и т.д.
Инструменты:
ножницы,
машинка для нарезания бахромы,
пинцеты,
шило,
инструмент для квиллинга,
подложка буковая,
булавки,
карандаши простые,
линейка прямая, с диаметровыми делениями,
кисточки для клея,
салфетки,
клеенка,
ткань разной фактуры,
фетр,
пряжа и т.д.
Для оформления работ:
рамки разных форматов,
заготовки для украшения,
заготовки открыток,
гели с блесками,
стразы,
бусины,
блески сыпучие разноцветные
и т.д.

Литература использованная при написании программы:

Нормативные документы
1.Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. от 07.12.2006 № 752).
2.Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 06¬1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Монографии, учебные пособия
1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 392 с.
2.Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.
3.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва. 1925. 240 с
4.Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников. М., 2001. 105 с.
5.Козинкина Е.А. Цветы из ткани. - М.: Легкопромбытиздат, 1990. - 184с. Иллюстрированное
6.Методические разработки «Характеристика структурных элементов образовательного пространства» ДДТ, 1997 - 1998 года.
7.Методические рекомендации Е.В. Чикулаева, 1997 год Критерий эффективности современного урока в учреждениях дополнительного образования.
8.«Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ». 1986 г. «Культура быта» Москва, «Просвящение».
9.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / Пед. Об-о России - М., 1999. - 219 с.
10.Череда Н.С. Цветы из ткани: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 136 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
11.Конструирование из бумаги. Издательство Узбекистан, Ташкент 1988г. Б.Г.Гагарин.
12.«Бумажная планета» Издательский центр «Терра» 1995г.А.В.Чудин. редактор А.В.Новиков.
13.Кожа в умелых руках. Сборник (Ред.-сост: О.Г.Жукова.-М.,1997.
14. Нестеренко О.Н. Краткая энциклопедия дизайна.-М., 1994.
15.Основы изобразительного искусства /Под ред. Н.М.Сокольниковой. В 4 ч.-Обнинск., 2001.

Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта