Главная » Ядовитые грибы » Венчание ивана 4 и анастасии романовой. Нежная любовь тирана

Венчание ивана 4 и анастасии романовой. Нежная любовь тирана

Фигура Ивана Грозного - одна из самых ярких в истории России. Неумолимый и жестокий, своенравный и твердый – таким его знали современники и потомки, но суровый царь знал и другое чувство - чувство нежности и любви. Свою первую жену он любил так, как не любил потом ни одну женщину; только одна она умела успокоить и приласкать Грозного, после её смерти не нашлось никого, кто мог бы сдержать гнев и жестокость самодержца…

Анастасия

Она происходила из небогатого и молодого рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии названном родом Романовых. Брак Анастасии позволил её роду через много лет претендовать на российский престол, когда московская линия Рюриковичей оборвалась. Тогда же, в 1547 году, род Захарьиных-Юрьевых не был знатным и видным, потому бояре невзлюбили царевну, считая, что молодой царь оскорбил их своим браком с Анастасией.

Свадьба

Сразу после венчания на царство, 17-тилетний царь женится; он выбирает себе невесту по старому обычаю, как и его отец, Василий III. По заведенному тогда порядку, знатным боярам со всей Руси рассылался указ: представить наместнику девушку на выданье из своего рода. Наместники выбирали лучших и отправляли их в Москву, на смотрины к самому царю. Легенды и предания гласят, что тогда на смотрины прибыли 3000 красавиц со всех городов, и затем эта долгая вереница невест прошла перед царем. Сейчас нет подтвержденных данных о количестве невест, но факт остается фактом: из всех девушек царь выбрал Анастасию – красавицу с роскошной косой и мягкими, добрыми глазами. Вскоре состоялась свадьба, и сразу же поползли слухи и недовольства: царь обидел бояр….

13 лет семейного счастья

Царицу Анастасию очень любил простой люд: добрая, набожная и кроткая, она одна могла успокоить вспыльчивого Ивана. Добродушная и бесхитростная, она умела уговорить Ивана отменить казнь или отказаться от жестокой расправы над преступниками. Англичанин Дорсет пишет о ней так: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».

Анастасия родила царю шестерых детей, но только двое из них дожили до зрелых лет, все другие умерли во младенчестве. Она прославилась не только своей набожностью и добрым характером, но и как большая мастерица-вышивальщица. У нее была собственная мастерская, где она сама и её ученицы вышивали красивейшие полотна на религиозные темы; также в её работах нашли отражение события, связанные с укреплением российского государства. Многие произведения из мастерской царицы сохранились в музеях Средней России.

За все время их совместной жизни Русь не знала жестоких расправ и опричнины, до последнего дня жизни Анастасии Иван был верен ей.

Смерть царицы

Здоровье Анастасии было подорвано частыми родами и болезнями. Пожар 1560 года еще больше подточил её здоровье – так сильно она переживала смерть погибших в огне людей. Царь отвез жену в Коломенское, а сам занялся борьбой с пожаром: он, рискуя жизнью, наряду с простыми людьми тушил пламя, тем самым заставив горожан поверить в свои силы. Довершила беду смерть Анастасии…

Царь был безутешен. Вместе с ним кончину царицы оплакивала вся Москва. Нищие и юродивые, провожая её гроб, называли её матерью, и в этот печальный день не брали милостыню, потому что не хотели и не искали никакого утешения для себя. Очевидцы говорили, что никогда потом они не видели царя таким, как в тот день. Ничто не могло сломить Ивана Грозного так, как смерть жены: он кричал и плакал, не видя ничего вокруг себя…

Царская месть

С того дня, как Иван Васильевич похоронил жену, настало время пыток и казней. Царь не верил никому и был уверен в том, что бояре готовят заговор. Более того, царь был уверен в том, что его жену убили.

В 2000 году была проведена эксгумация останков царицы, и специалисты Бюро судебно-следственной экспертизы провели исследование, которое показало, что в сохранившихся тканях тела присутствует соединения свинца и ртути, способные отравить человеческий организм. Скорее всего, царь справедливо подозревал убийство.

Со смертью царицы ушло равновесие, которое позволяло Ивану не проявлять той дикой жестокости, которая пришла потом. Отношения с боярами еще до смерти жены были крайне напряженными, но теперь Грозный перешел в наступление. Казни, пытки и убийства обрушились не только на бояр, подходило время опричнины. Сам Иван Грозный впоследствии не раз женился, но ни одну жену он не любил так, как Анастасию, и каждую из них сравнивал с ней, тосковал и не находил сердца, которое так искренно и преданно любило его.

Царица Анастасия Романовна,урожд. Захарьина-Юрьева-первая жена царя Ивана Грозного.

Царица Анастасия Романовна, урождённая Захарьина-Юрьева (1530/1532—1560) — первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, мать царя Фёдора Иоанновича. Смерть царицы, которую считали отравленной, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

Семья

Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми. Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев, был окольничим при Василии III, из-за своей ранней смерти особо не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна.


Великий князь Василий III Иоаннович

Днем её рождения, по-видимому, было 2 октября; её святой покровительницей, возможно, могла быть святая Устина (в честь которой посвящена одна из церквей Храма Василия Блаженного).

Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 году близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович — внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты.


Призвание Михаила Федоровича на царство

Свадьба

Была младшей из двух дочерей. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. Царица Анастасия славилась своей красотой. Будучи очень невысокого роста, она обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и, предположительно, тёмными глазами.

Андрей Петрович Рябушкин. В тереме.

После своего венчания на царство (16 января 1547 года) 16-летний Иван решил жениться и в феврале того же года устроил смотр невест, выбрав Анастасию из большого количества претенденток, свезённых со всей Руси.

Относительно выбора невесты Иоанн повторил тот же способ, который был употреблен при первой женитьбе его отца Василия III и который существовал ещё у Византийских императоров. По городам разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц — девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Из толпы собранных красавиц Иван Васильевич выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву

Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства её, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты

— Карамзин Н. М. Глава III. Продолжение государствования Иоанна IV. Годы 1546—1552 //

История государства Российского. — СПб.: Тип. Н. Греча, 1816—1829. — Т. 8.

Упоминают, что таким образом свершилось пророчество преподобного Геннадия Любимского и Костромского, данное вдове-боярыне Иулиании: «…быть её дочери царицею на Москве» . (Позже св. Геннадий стал крестным дочери Анастасии — Анны).

Сохранился Чиновный свадебный список бракосочетания царя Ивана IV Васильевича. В него входит Опись шкатулы с драгоценностями царицы Анастасии Романовны:

«Шкатула писана красками желтою, а по ней полосы черны, по сторонам окована. А в той шкатуле 3 скриночки да на верху в похоронке чепи золотые плоские, кресты, зарукавье, 2 пера жемчюжные с каменьи и з жемчюги велики, серги розными образцы цветки с каменьи розными, поясы золотые и жемчюжные, жемчюги которые из дому, образцы золотые, чепи золотые и иное чего, не можно вспомнити, потому что списки тому там же в шкатуле. В той же шкотуле коруна с каменьи различными и з жемчюги. Волосник с окатным жемчюги и с резным каменьем…»

Женитьба на неровне была плохо воспринята боярами. Например, князь Семен Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?».

Кадры из фильма "Иван Грозный"

Жизнь в браке

По словам летописцев:

«предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели»

Англичанин Горсей пишет о ней аналогично: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом». Почти не вмешивалась в дела супруга, но заслужила от недоброжелателей сравнение с нечестивой императрицей Евдоксией, гонительницей Златоуста — по аналогии с её неприязнью к Сильвестру. В посланиях к Курбскому царь упрекал бояр в ненависти к Анастасии, которую они сравнивали с Евдоксией; Сильвестру и его друзьям она была «единого ради малого слова непотребна». Курбский, говоря о смерти царицы, упоминает о клевете на Сильвестра и Адашева, «аки бы счаровали её оные мужи».

Кадры из фильма "Иван Грозный"

Как и было принято в теремах, занималась рукоделием, вышивая пелены, покровцы, плащаницы, воздухи для церквей. Некоторые из них сохранились по сей день.

Родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве.

Кадры из фильма "Иван Грозный"

Мастерская Анастасии Романовны

Царица активно со своими женщинами занималась вышиванием, из её мастерской выходило множество произведений. «В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, которые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской Анастасии Романовой. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской».

Произведения, выходившие из царской светлицы отличает особая «историчность» — связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. «В них нашли отражение, как свидетельствуют даты и вкладные надписи, моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Эти произведения знаменуют собой целую эпоху в художественной жизни Москвы» .

Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров (ВСМЗ)


Плащаница, Старица

Пелена «Крест на Голгофе», Сергиев Посад

«Богоматерь Одигитрия» и «Никита», хоругвь двухсторонняя, Переяславль-Залесский

К созданию произведений привлекались знаменщики-иконописцы разных направлений: «исконно московские (покров „Святитель Иона, митрополит Московский“ , хоругвь „Великомученик Димитрий Солунский“ ), т. н. макарьевской школы (покров „Преподобный Никита, столпник Переяславский“) , псковичи (плащаница (ПИАМ)), южнослав. мастера (покров „Голгофа“ (СПГИАХМЗ)), что сыграло свою роль в процессе сложения общерусской культуры»

Смерть

Её здоровье было подорвано частыми родами и болезнями. В 1559 году она серьёзно заболела. Во время этой болезни у царя случилось столкновение с кем-то из советников, которых он и так подозревал в нерасположении к Захарьиным и которые, с своей стороны, считали Захарьиных главною причиною своего падения.

Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре скончалась.

Версию об отравлении Анастасии поддерживает исследование её останков, проведённое в 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся темно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец. По оценкам учёных такого количества ртути, которая была главным ядом той эпохи, не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики (для которой типично было высокое содержание соединений ядовитого металла). «Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве — 4,8 миллиграмма (в перерасчёте на 100 граммов навески), но и в обрывках погребальной одежды (0,5 миллиграмма) и в тлене (0,3 миллиграмма).» Поднимался вопрос о реконструкции портрета царицы по черепу, но он оказался в недостаточно хорошем для этого состоянии.

Была похоронена в кремлёвском Вознесенском монастыре. На её похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем» . На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца » едва держался на ногах".


Погребение Анастасии (миниатюра Лицевого летописного свода)

Всю жизнь он вспоминал об Анастасии с сожалением и сравнивал с ней последующих жен.

Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной. Анастасия ещё родила сына, Феодора, и дочь Евдокию; цвела юностию и здравием: но в июле 1560 года занемогла тяжкою болезнию, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 Августа, в пятом часу дня, преставилась… Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни Духовенству, ни Вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шёл за гробом: братья, Князья Юрий, Владимир Андреевич и юный Царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один Митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твёрдости Христианина… Но ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!

Анастасия Романова (Захарьина-Юрьева) - первая жена Ивана Грозного и мать последнего Рюриковича на русском престоле Федора Иоанновича. Основатель династии Романовых царь Михаил Федорович приходился Анастасии внучатым племянником.

В истории есть персонажи, которые не относятся к числу активных, но самим своим существованием рождают важные, иногда даже судьбоносные, события, касающиеся будущего всей страны. Такова фигура Анастасии Романовой - первой жены . Ее смерть стала одним из поводов к развязыванию опричнины, а пришедшие в начале XVII века на смену Рюриковичам, Годуновым и Шуйским цари из незнатного боярского рода Кошкиных-Захарьиных-Юрьевых апеллировали в своем праве на верховную власть к родству с этой царицей.

Происхождение и фамилия

Анастасия происходила из незнатного боярского рода. В XIV веке на русскую службу двинулось множество иноземцев. Это не было исторической случайностью. Московское государство набирало силу и великие князья нуждались в верных слугах. Именно так, в качестве служилых людей, прибыли на Русь Романовы. Откуда? Вопрос остается открытым. Чаще всего называется два источника их происхождения: Пруссия и . Сами Романовы впоследствии ссылались на свое западное происхождение, что зафиксировано в Бархатной книге конца XVII века, т.е. тогда, когда эта династия уже укоренилась у власти.

Первым достоверно установленным Романовым был боярин Андрей с неблагозвучным прозвищем Кобыла. Он жил в эпоху и ничем особенным современникам не запомнился. От Андрея Кобылы пошли не только Романовы, но и Шереметевы, Колычевы, Неплюевы, Боборыкины, Яковлевы и некоторые другие боярские роды. Сын Андрея Кобылы Федор Кошка - самый заметный представитель этого рода до его возвышения - стал воеводой и дипломатом. Именно его Московский оставил во главе обороны столицы, когда отправился на Куликово поле для битвы с Мамаем в сентябре 1380 года. У него был сын Иван, который и стал непосредственным предком будущей царицы Анастасии. Он приходился ей прапрадедом. Ни он, ни прадед Захарий Иванович Кошкин, ни дед Юрий Захарьевич, ни отец Роман Юрьевич, как и многие другие Романовы, ничем особенным среди других аналогичных родов не выделялись. Они исправно служили Рюриковичам-Калитичам, ходили в составе московского войска в военные походы, занимали более-менее высокие должности при дворе или в провинции, выполняли различные поручения, участвовали в приемах послов, но таких как они было много.

У будущих Романовых было несколько фамилий и прозвищ, что являлось широко распространенной практикой того времени. Часть из них была образована от прозвищ - Кошкины, часть - от имен предков: Захарьины, Юрьевы. Фамилия «Романовы» более-менее устойчиво закрепилась за представителями этого рода благодаря царице Анастасии, имевшей отчество Романовна.

Она родилась в семье Романа Юрьевича Кошкина-Захарьина-Юрьева, служившего окольничим у . Дата ее рождения приблизительна - либо 1530, либо 1532 год.

О детстве будущей царицы ничего не известно. Она рано лишилась отца. Роман Юрьевич умер в 1543 году и Анастасия осталась с матерью Ульяной Федоровной. О матери будущей царицы известно мало. Неясно, какого она происхождения и какую фамилию носила до замужества. После смерти мужа, скорее всего, вела жизнь традиционную, замкнутую, а в конце приняла постриг. Ульяна пережила мужа и всех детей, кроме Никиты. Похоронена в Вознесенском соборе у его северной непочетной стороны.

Вдовство матери вряд ли принципиально повлияло на воспитание будущей царицы. Детьми, а тем более девочками, тогда мало интересовались. Согласно «Домострою», памятнику немного более позднего времени, но отражающему уже сложившуюся традицию, молодая боярышня должна была воспитываться в тереме под строгим надзором женской части семьи. Ее готовили к роли хозяйки, жены и матери. С точки зрения средневекового сознания ни для чего другого женщина не была нужна. Выходить из этой колеи разрешалось только иностранкам: Софья Витовтовна, и непосредственная предшественница Анастасии Романовой пытались сломать эту традицию. Если первые две активно вмешивались в государственные дела, которыми правили их мужья и сыновья, то жена Василия III стала полноправной государыней, опекавшей малолетнего сына Ивана IV. Это был второй, после в Х веке, случай, когда женщина возглавила Русское государство.

Анастасия не была знакома со своей свекровью. Та умерла еще до ее замужества. Однако печальная судьба их оказалась одинаковой - обе были отравлены.

Царская невеста

Сохранилось предание о том, что Ульяна после смерти мужа пошла с дочерьми за благословением к старцу Геннадию Любимскому и Костромскому. Пожаловалась ему на свою горькую вдовью долю, а тот посоветовал ей не печалиться, поскольку ее дочь станет царицей.

Согласно обычаю, описанному И. Е. Забелиным, в существовала идущая из Византии, преемницей которой наша страна себя считала, традиция смотра невест. В случае намерения царя жениться объявлялся сбор всех княжон, боярышень и дворянок как столичных, так и провинциальных. Никто желания девушек не спрашивал и их предпочтения не учитывал. Женитьба рассматривалась семьями претенденток исключительно с политической точки зрения: семья царицы становилась приближенной к первому лицу государства, а это сулило высокие должности и хорошие доходы. Дядя Анастасии Михаил Юрьевич был близок ко двору, предположительно, входил в опекунский совет при малолетнем сироте Иване IV и, возможно, имел свои планы относительно брака племянницы. Тем более что частично реконструированная по черепу внешность Анастасии позволяет предположить, что она была красавицей с правильными мягкими чертами лица, темными глазами и роскошными темно-русыми волосами. Было отчего потерять голову неизбалованному женским вниманием юноше - царю.

Литература:

  • Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI-XVII вв. - М., 2014.
  • Панова Т. Д. Некрополи Московского Кремля. - М., 2003.


Царица Анастасия Романовна,урожд. Захарьина-Юрьева-первая жена царя Ивана Грозного.

Царица Анастасия Романовна, урождённая Захарьина-Юрьева (1530/1532—1560) — первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, мать царя Фёдора Иоанновича. Смерть царицы, которую считали отравленной, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

Семья

Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми. Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев, был окольничим при Василии III, из-за своей ранней смерти особо не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна.

Великий князь Василий III Иоаннович

Днем её рождения, по-видимому, было 2 октября; её святой покровительницей, возможно, могла быть святая Устина (в честь которой посвящена одна из церквей Храма Василия Блаженного).

Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 году близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович — внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты.

Призвание Михаила Федоровича на царство

Свадьба

Была младшей из двух дочерей. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. Царица Анастасия славилась своей красотой. Будучи очень невысокого роста, она обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и, предположительно, тёмными глазами.

Андрей Петрович Рябушкин. В тереме.

После своего венчания на царство (16 января 1547 года) 16-летний Иван решил жениться и в феврале того же года устроил смотр невест, выбрав Анастасию из большого количества претенденток, свезённых со всей Руси.

Относительно выбора невесты Иоанн повторил тот же способ, который был употреблен при первой женитьбе его отца Василия III и который существовал ещё у Византийских императоров. По городам разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц — девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Из толпы собранных красавиц Иван Васильевич выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву

Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства её, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты

— Карамзин Н. М. Глава III. Продолжение государствования Иоанна IV. Годы 1546—1552 //

История государства Российского. — СПб.: Тип. Н. Греча, 1816—1829. — Т. 8.

Упоминают, что таким образом свершилось пророчество преподобного Геннадия Любимского и Костромского, данное вдове-боярыне Иулиании: «…быть её дочери царицею на Москве» . (Позже св. Геннадий стал крестным дочери Анастасии — Анны).

Сохранился Чиновный свадебный список бракосочетания царя Ивана IV Васильевича. В него входит Опись шкатулы с драгоценностями царицы Анастасии Романовны:

«Шкатула писана красками желтою, а по ней полосы черны, по сторонам окована. А в той шкатуле 3 скриночки да на верху в похоронке чепи золотые плоские, кресты, зарукавье, 2 пера жемчюжные с каменьи и з жемчюги велики, серги розными образцы цветки с каменьи розными, поясы золотые и жемчюжные, жемчюги которые из дому, образцы золотые, чепи золотые и иное чего, не можно вспомнити, потому что списки тому там же в шкатуле. В той же шкотуле коруна с каменьи различными и з жемчюги. Волосник с окатным жемчюги и с резным каменьем…»

Женитьба на неровне была плохо воспринята боярами. Например, князь Семен Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?».

Кадры из фильма "Иван Грозный"

Жизнь в браке

По словам летописцев:

«предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели»

Англичанин Горсей пишет о ней аналогично: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом». Почти не вмешивалась в дела супруга, но заслужила от недоброжелателей сравнение с нечестивой императрицей Евдоксией, гонительницей Златоуста — по аналогии с её неприязнью к Сильвестру. В посланиях к Курбскому царь упрекал бояр в ненависти к Анастасии, которую они сравнивали с Евдоксией; Сильвестру и его друзьям она была «единого ради малого слова непотребна». Курбский, говоря о смерти царицы, упоминает о клевете на Сильвестра и Адашева, «аки бы счаровали её оные мужи».

Кадры из фильма "Иван Грозный"

Как и было принято в теремах, занималась рукоделием, вышивая пелены, покровцы, плащаницы, воздухи для церквей. Некоторые из них сохранились по сей день.

Родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве.

Кадры из фильма "Иван Грозный"

Мастерская Анастасии Романовны

Царица активно со своими женщинами занималась вышиванием, из её мастерской выходило множество произведений. «В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, которые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской Анастасии Романовой. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской».

Произведения, выходившие из царской светлицы отличает особая «историчность» — связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. «В них нашли отражение, как свидетельствуют даты и вкладные надписи, моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Эти произведения знаменуют собой целую эпоху в художественной жизни Москвы» .

Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров (ВСМЗ)

Плащаница, Старица

Пелена «Крест на Голгофе», Сергиев Посад

«Богоматерь Одигитрия» и «Никита», хоругвь двухсторонняя, Переяславль-Залесский

К созданию произведений привлекались знаменщики-иконописцы разных направлений: «исконно московские (покров „Святитель Иона, митрополит Московский“ , хоругвь „Великомученик Димитрий Солунский“ ), т. н. макарьевской школы (покров „Преподобный Никита, столпник Переяславский“) , псковичи (плащаница (ПИАМ)), южнослав. мастера (покров „Голгофа“ (СПГИАХМЗ)), что сыграло свою роль в процессе сложения общерусской культуры»

Смерть

Её здоровье было подорвано частыми родами и болезнями. В 1559 году она серьёзно заболела. Во время этой болезни у царя случилось столкновение с кем-то из советников, которых он и так подозревал в нерасположении к Захарьиным и которые, с своей стороны, считали Захарьиных главною причиною своего падения.

Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре скончалась.

Версию об отравлении Анастасии поддерживает исследование её останков, проведённое в 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся темно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец. По оценкам учёных такого количества ртути, которая была главным ядом той эпохи, не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики (для которой типично было высокое содержание соединений ядовитого металла). «Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве — 4,8 миллиграмма (в перерасчёте на 100 граммов навески), но и в обрывках погребальной одежды (0,5 миллиграмма) и в тлене (0,3 миллиграмма).» Поднимался вопрос о реконструкции портрета царицы по черепу, но он оказался в недостаточно хорошем для этого состоянии.

Была похоронена в кремлёвском Вознесенском монастыре. На её похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем» . На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца » едва держался на ногах".

Погребение Анастасии (миниатюра Лицевого летописного свода)

Всю жизнь он вспоминал об Анастасии с сожалением и сравнивал с ней последующих жен.

Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной. Анастасия ещё родила сына, Феодора, и дочь Евдокию; цвела юностию и здравием: но в июле 1560 года занемогла тяжкою болезнию, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 Августа, в пятом часу дня, преставилась… Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни Духовенству, ни Вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шёл за гробом: братья, Князья Юрий, Владимир Андреевич и юный Царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один Митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твёрдости Христианина… Но ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!

В 1547 году в Московском Кремле происходил своеобразный конкурс красоты. Со всей страны собрались самые привлекательные девушки от 14 лет. Наместники царя заранее отсеяли бОльшую часть претенденток на главный приз. Из полутора тысяч человек, ко двору были допущены только тридцать красавиц. Семнадцатилетний, только что венчанный на царство, государь Иван Четвертый уже успел прославиться крутым нравом. Он широкими шагами проследовал вдоль шеренги испуганных девиц. Ему с тринадцати лет водили женщин для увеселения, но сейчас все было по-другому – Иван выбирал жену.
- Ну-ка, скажи, - обращается он к крошечной девице в массивном кокошнике, - Хочешь ли стать царицей?
Та молчит, не жива, не мертва.
-Робка больно! – резюмирует юный царь, - Уведите!
И тут взгляд Ивана падает на статную девушку в шубке, расшитой бисером. Длинная коса спускается из-под шапочки. Иван вспоминает, что видел ее уже не раз на богослужении, и всегда она была красивее всех девиц в церкви.
Так Анастасия Захарьина была выбрана в жены Царю Ивану, будущему Ивану Грозному.

Царица Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (Анастасия Романова) (1530-1560)

Анастасия родилась в 1530 году в семье окольничьего Романа Юрьевича Захарьина-Кошки, не успевшего чем-либо прославиться из-за ранней смерти. Анастасию воспитывали мать и дедушка, руководивший при дворе царя внешней политикой. Иулиана, мать Анастасии, оставшись вдовой с двумя маленьки дочерьми, пошла к преподобному Геннадию Любимскому и Костромскому, пожаловаться на горькую судьбу.
Старец внимательно посмотрел на заплаканную женщину и сказал:
- Не печалься, ведь быть твоей дочери царицей в Москве!
Бабушка Ивана Грозного, Анна Якшич, прослышала о словах преподобного Геннадия, и, навела справки об Анастасии. Оказалось, что дядя Анастасии приглядывал за будущим царем Иваном Грозным, когда тот был ребенком. Убедившись в хорошем происхождении девушки, Анна Якшич лично привела ее на смотр невест. Николай Карамзин пишет:
Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты.
Так пророчество осуществилось, и род Захарьиных-Юрьевых возвысился.
Бояре из окружения царя не приняли его брак с Анастасией, считая ее недостаточно знатной. Но простые жители Москвы, по утверждению летописцев, сразу полюбили царицу. Она была хороша собой и очень добра со всеми. Из своих средств она всегда помогала бедным.
Не желая отойти от своих привычек, царь Иван Четвертый не отказался от целого гарема любовниц и, вдобавок, пугал жену кровавыми забавами с дикими зверями. Но Анастасия нашла способ утихомирить мужа, надавливая на его суеверные и религиозные страхи. Глядя на Анастасию, Иван Грозный постепенно усмиряет свой нрав. Она заводит дружбу с митрополитом Макарием, и он помогает ей в благотворном влиянии на царя. Вдвоем они уговаривают Ивана Грозного на паломническую поездку. После посещения монастырей, царь один за другим отменяет смертные приговоры, отпускает заключенных и больше не травит шутов голодными медведями.
«Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».
Так написал английский путешественник Дорсет, побывавший в гостях у московского царя.
Естественно, Анастасия не была допущена к решению политических вопросов.
Как пишет историк Валишевский, «влияние Анастасии на царя было преувеличено, как преувеличено все в этой легендарной стране».
Зато она организовала мастерскую, в которой под ее руководством ткали церковную утварь. В управлении мастерской ей помогала ее мать, Иулианна – большая мастерица по вышиванию жемчугом. Удивительным образом, образцы работ из мастерской Ананастасии сохранились до сих пор. На них сохранились даты и описания важнейших исторических событий.
В музеях России хранятся изображения Никиты столпника, плащеница с изображением несения к гробу тела Христа, оригинальная вышивка «Крест на Голгофе» и шитая золотом завеса царских врат.
Несколько произведений из мастерской царицы Анастасии украшают храмы Афона. Афонские старцы попросили их в дар в 1555 году.
У Анастасии родилось шесть детей, большинство из них умерли в младенчестве. В то время многие болезни лечили ртутью и прочими отравляющими веществами, что приводило к смерти пациента. Взрослого возраста достигли только сыновья Федор и Иоанн. Несмотря на плохое здоровье и некоторую умственную отсталость Федора, Иван Грозный возлагал на обоих сыновей большие надежды. В случае своей смерти, он велел организовать опекунский совет при несовершеннолетних царевичах. В этот совет входили большей частью родственники царицы Анастасии.
Здоровье самой царицы было подорвано частыми родами.
Существуют две версии смерти Анастасии Захарьиной.
По версии, полюбившейся литераторам и кинемотографистам, Анастасию украл из Кремля и увез в Можайск Андрей Курбский, родственник царицы по материнской линии. Он насильно сделал ее своей женой. Приближенный царскому двору, князь Курбский с детства был влюблен в Анастасию и всю жизнь страдал, что она вышла не за него. Когда у Анастасии родился царевич Дмитрий, Курбский подарил ей няньку Фатиму. Фатима уронила в воду и утопила новорожденного царевича. С того момента Анастасия ненавидела Курбского, но Иван Грозный ему благоволил по-прежнему. В 1560 году царь был в военном походе. Вернувшись, он забрал жену у Курбского и отравил ее.
Сохранились легендарные послания Ивана Грозного к Курбскому: «…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было».
По другой версии, Анастасия заболела во время великого московского пожара. Он оказал пагубное действие на ее самочувствие, поскольку предыдущий пожар спровоцировал восстание в Москве, и Анастасия была свидетельницей многочисленных убийств. Даже сам Иван Грозный боялся московских пожаров и считал их небесной карой.
Государь сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду – пишет Карамзин.
Анастасию отвезли на лечение в Коломенское, и там она вскоре умерла. Ей не было и тридцати лет. Иван Грозный не поверил, что царица погибла естественным образом. Он под пытками выбивал информацию, кто мог убить его жену. В результате были осуждены Сильвестр и Адашев, бывшие фавориты и советники царя. При жизни царица не скрывала неприязненного отношения к ним обоим.
В 2000 году раскопки захоронения царицы позволили ученым исследовать ее останки. В волосах и одежде царицы обнаружили яд. Заведующая археологическим отделом Кремля Татьяна Панова доказала, что содержание отравляющих веществ в останках гораздо выше, чем при использовании принятой в те годы ядовитой косметики.
Хоронили царицу всей Москвой.
"Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу."
«Бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем» - отметил летописец. В тот день даже нищие отказывались от милости, чтобы полностью отдаться печали.
Смерть царицы оказала на психику Ивана Грозного разрушительное влияние. На ее похоронах, по свидетельствам современников, он рыдал и еле держался на ногах.
«Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной, – пишет историк Карамзин, - Но еще не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!
Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели.»
«Он стал зело блудлив» – говорили в Москве. И не только блудлив, но и страшно жесток и подозрителен. Становление опричнины как раз совпадает с датой смерти Захарьиной-Юрьевой.
Она была погребена в Вознесенском монастыре Московского Кремля. В 1929 году большевики взорвали монастырь, но останки царицы были спасены от уничтожения. Их перенесли в Архангельский собор Кремля.
20 августа 2010 года Глава Российского императорского дома, великая княгиня Мария Владимировна Романова утвердила в честь царицы Анастасии орден для награждения верных дочерей отечества, отличившихся на полезных государству поприщах.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта