Главная » Ядовитые грибы » Виктор петрович астафьев затеси. Пример сочинения по тексту В.Астафьева о Домском соборе Произведение в астафьева домский собор

Виктор петрович астафьев затеси. Пример сочинения по тексту В.Астафьева о Домском соборе Произведение в астафьева домский собор

Терских Людмила Юрьевна
Должность:
Учебное заведение: МБОУ "Сорская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Сорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Размышляя над рассказом В.П.Астафьева "Домский собор"
Дата публикации: 28.12.2018
Раздел: среднее образование

Размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Домский собор»

Статья. Литература.

Терских Людмила Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

«Сорская СОШ №3 с углубленным

изучением отдельных предметов». Республика Хакасия, город Сорск.

Миниатюра «Домский собор» принадлежит перу В.П.Астафьева, нашего земляка,

талантливейших

писателей

Произведение

на этой бренной земле. Где искать приюта человеческой душе? Где искать покоя, мира,

Двадцатый век. Век, в которых насилие и зло стали повседневностью. Естественно,

окаменели,

зачерствели,

ожесточились.

противостоять этому миру зла? Что может спасти, согреть эту метущуюся душу?

Как много доброго, теплого, светлого и великого слилось в этом слове для автора.

Чувствуется

восторженность,

торжественность

Астафьева,

делится своими впечатлениями с нами, читателями. Да ведь по-другому и нельзя! Ведь

забываются

страсти»,

«будничные

заботы», «душевная смута». Здесь душа человека словно освобождается от бремени,

становится на время светлой и свободной.

Астафьев не использует пышных сравнений, нагромождение эпитетов, но, несмотря

на это, ему удается с большой точностью и яркостью рассказать нам о необыкновенных

которыми

наполнены

мгновение

оказываешься там и восторженно слушаешь божественную музыку, которая как будто с

неба льется журчащим потоком вниз.

Астафьев, описывая звуки музыки, прибегает к контрасту: музыка то грозная,

похожая на тревожные раскаты грома, то нежная, тихая, как «голос влюбленных». Автор

настолько проникается

ею, что она заполняет все его существо, всю душу: «Звуки

повсюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир». Автору кажется, что весь суетный,

бегущий куда-то мир, «грозный и клокочущий», замирает, затаив дыхание.

Благодаря атмосфере спокойствия и доброты, в храме на человека перестают давить

невзгоды, заботы, мрачные мысли. Люди приходят в храм, чтобы духовно приблизиться ко

всему прекрасному, отдохнуть всей душой, насладиться божественным покоем. Начинает

казаться, что все сомнения и тревоги остались в другой жизни. Автор задает себе и всему

миру вопрос: «Может, все, что до этого было, - сон? Война, кровь, братоубийство,

сверхчеловеки,

играющие

людскими

судьбами

утвердить

миром». Да, хорошо, если бы все это было сном, но мир не совершенен.

Астафьев не перестает мучиться наболевшим вопросом: «Зачем так напряженно и

трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?» Этот вопрос отнюдь не риторичен.

чтобы взошло солнце мира и озарило всех людей своим светом. Но прежде чем мир

наступит на земле, нужно, чтобы он наступил в душе каждого человека. Отсутствие мира

в самом человеке – не в этом ли наша основная беда? В человеке всегда борются два

начала – добро и зло. Жизнь человека – это компромисс между двумя этими началами.

Виктор Петрович Астафьев считает, что люди должны потрудиться, чтобы

исцелить свои души, «припасть иссохшим ртом к святому роднику добра..» Тогда, может

быть, и жить станет намного легче.

Астафьев, наверное, видит Бога, как великого уравнителя. Действительно, в

собираются

несмотря

душевные

качества,

национальность, они все становятся равны в этом святом месте, все они ищут защиты у

великую..

ракетами».

опустошенная,

окаменевшая

человека,

поднявшего

Писатель

восклицает: «Не может быть! Не должно быть!» Он считает, что человек должен унести в

своем сердце не «звериный рев убийцы», а «музыку гения».

Музыка для Астафьева является чем-то необыкновенным, она словно имеет свою

душу. По его мнению, она может «дрожать», «леденить кровь», «стучаться в больные

сердца». Возможности соборной музыки не ограничены.

Что ж, остается верить и надеяться вместе с автором в то, что заледеневшие души

усталых людей все-таки немного оттают при звуках целительной, воскрешающей веру в

жизнь музыки. А мы снова уверимся в правоте Льва Толстого: «…Вся эта цивилизация,

пускай она пропадет к чертовой матери, только.. музыку жалко!..»

Некоторые из нас верят в то, что красота спасет мир. Другие утверждают, что

духовная культура сможет сделать нас чище и светлее. Астафьев придерживается второй

точки зрения. А мне все равно, что спасет мир, красота или вера в Бога, лишь бы он был

Задание 25.(1)Дом... Дом... Дом...

(2)Домский собор, с петушком на шпиле. (3)Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.

(4)Звуки качаются, как ладанный дым. (5)Они густы, осязаемы. (6)Они всюду, и всё наполнено ими: душа, земля, мир.

(7)Всё замерло, остановилось.

(8)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы – всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

(9)Может, всё, что до этого было, – сон? (10)Война, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

(11)Зачем так напряжённо и трудно живём мы на земле нашей? (12)Зачем? (13)Почему?

(14)Дом. Дом. Дом.

(15)Благовест. (16)Музыка. (17)Мрак исчез. (18)Взошло солнце. (19)Всё преображается вокруг.

(20)Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными.

(21)И никого нет в зале!

(22)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(23)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(24)Домский собор! (25)Домский собор! (26)Музыка! (27)Что ты сделала со мною? (28)Ты ещё дрожишь под сводами, ещё омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом всё вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в чёрном и кланяется сверху. (29)Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. (30)Волшебник и песнопевец, ничтожество и бог, которому подвластно всё: и жизнь, и смерть.

(31)Домский собор. (32)Домский собор.

(33)Здесь не рукоплещут. (34)Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. (35)Плачет каждый о своём. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытьё и нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моём содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а всё, за всё благодарю!

Показать текст целиком

В жизни каждого человека особое место занимает музыка. Удивительно, как ноты, инструмент и талант музыканта способны благотворно влиять на душу человека, заставлять переосмыслить то, что, казалось бы, мы почитаем за непреложные истины. Это особый вид искусства, силу воздействия которого вряд ли можно было бы с чем-либо сравнить. Так какова же роль музыки в жизни человека? Именно эту проблему и поднимает Виктор Петрович Астафьев в предложенном отрывке.

Автор находится в рижском Домской церкви, он очарован музыкой, которая, «как ладанный дым», витает в воздухе. Виктор Петрович отмечает, что в это время для него не существует того, что тревожит нас в обыденной жизни. Все это там, за стенами церкви, там, где нет этих волшебных мотивов. Риторические вопросы переполняют его , заставляя задуматься о жестокости человека, напрасности войн, крови и братоубийства. Зал полон и пуст. Антитеза помогает абстрагироваться от человеческого обличия, ибо сейчас в церкви есть только «присмирелая, бесплотная душа» и музыка. Мир, а вместе с ним и Виктор Петрович готовы «пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра». Автор использует развернутую метафору для того, показать, как музыка воздействует на грешного человека.

Слайд 2

Алгоритм работы с частью «С»

Слайд 3

Слайд 4

Домский собор – это старинный собор, который, к сожалению, полностью не сохранился до наших дней. Находится он в столице Латвии – Риге. Здание строилось из красного кирпича и увенчано черным колокольным куполом, который выполнен в стиле барокко. Внутри Домского собора расположен орган, обладающий неимоверной акустической силой. Он имеет 4 набора клавиш для рук. Орган реконструировался трижды. Произведения для великого органа писали многие выдающиеся композиторы и давали свои концерты прямо в соборе. Орган высотой 25 метров, звучит он идеально.

Слайд 5

(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом.. (5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья... (7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир. (10)Все замерло, остановилось. (11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то. «(12)Может, все, что было до этого, - сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»

Слайд 6

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом... (20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг. (25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного. (27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими. (28)И никого нет в зале! (29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга. (30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

Слайд 7

(31)Домский собор. (32)Домский собор. (33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности. (35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки. (37)Домский собор. (38)Домский собор. (39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю! (По В. Астафьеву)

Слайд 8

О чем же прочитанный текст? (О музыке). Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает? (О том, как под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние героя). О чём хочет автор сказать нам через этот текст? (Об огромной силе музыки, о ее способности влиять на душу человека, исцелять людские сердца). Первоначальное восприятие текста

Слайд 9

Определите стиль и тип текста Публицистический стиль Тип текста – описание и рассуждение Составьте план к тексту Домский собор Здесь всё наполнено музыкой Воздействие музыки на человека Очищение души под воздействием музыки Благодарность Домскому собору и музыке за воскрешение к жизни О чем этот текст? Автор текста В. Астафьев размышляет о силе воздействия музыки на человека Что волнует автора? Музыка объединяет людей. Что спасёт человеческую душу? Только музыка.

Слайд 10

Найдите в тексте предложения, в которых автор говорит о поставленных проблемах Звуки музыки всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир. Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом мире… Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки… 3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? 3десь люди плачут от ошеломившей их нежности. Сформулируйте проблему словами В предложенном для анализа тексте автор размышляет о роли музыки в жизни человека. Используйте эти предложения для комментирования проблемы

Слайд 11

Формулируем проблему

Назывное предложение, в котором формулируем тему текста (например, Музыка… Волшебные звуки…) Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самому себе (Что значит музыка в жизни каждого из нас? Или: Почему человек в минуты печали или радости поёт, слушает музыку? Чем она помогает?) Общая фраза, подводящая к формулировке проблемы именно этого текста(например, Очень многие размышляли над этой проблемой, не оставили они равнодушными и NN, который рассматривает вопрос о роли музыки в...) ЕСЛИ ТОБОЙ ВЕРНО РЕШЕНО ЗАДАНИЕ А28, ТЫ СМОЖЕШЬ ВЫЯВИТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ. Задав к ней вопрос, сформулируешь проблему.

Слайд 12

проблема назначения искусства; роль музыки в жизни человека. сформулирована проблема; затронута проблема; поднята проблема; освещена проблема; обсуждается проблема; проблема, рассматриваемая автором и др. Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста Опорные фразы для формулировки проблемы текста

Слайд 13

Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере… Комментируя эту проблему, хочется отметить… Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на… В литературе нет единого мнения по высказанной проблеме… Проблема (какая? чего?) по – разному решается исследователями, но… Это одна из самых актуальных проблем… Рассмотрим эту проблему подробнее. Переходный момент от проблемы к комментарию.

Слайд 14

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

В комментарии не должно быть пересказа исходного текста или любой его части; рассуждений по поводу всех проблем текста; комментариев о действиях героев текста; общих рассуждений о тексте, ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!

Слайд 15

Как прокомментировать проблему? Помните, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чём заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Слайд 16

Рассуждая о роли музыки в жизни человека, писатель В. Астафьев говорит о знаменитом Домском соборе, о возвышенном, божественном звучании органа, который заставляет человека забыть о плохом, злом и разделяющем людей. Музыка объединяет всех собравшихся в зале, просветляет души («Она очищается, душа-то…», «весь мир затаил дыхание»). Текст построен на противопоставлениях: «войны, кровь, братоубийство…» – «благовест», «музыка», «солнце». Автор восхищается музыкой, её силой и красотой (активно использует сравнения: звуки, «как ладанный дым», метафоры (предложения 6, 29, 30); вопросительные и восклицательные предложения. Астафьев обращается к Домскому собору как к живому со словами благодарности за это душевное очищение и просветление. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Слайд 17

В каких предложениях выражена авторская позиция? Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом мире… Она очищается, душа-то, и… этот… грозный наш мир…готов…пасть на колени,…припасть иссохшим ртом к святому роднику добра... Все преображается вокруг. благодарю за счастье, за восторг и веру в разум людской,… благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. Сформулируйте авторскую позицию словами Автор считает, что музыка обладает огромной силой, она способна будоражить человеческую душу, менять отношение к окружающему миру. «Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы – все-все это осталось в другом месте, в другом свете…» и др. Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.

Слайд 18

Как выявить позицию автора? Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос. Для того, чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?» Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения в художественном тексте. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к проблеме.

Слайд 19

Отражение позиции автора исходного текста

четко, прямо, непосредственно в названии текста; в отдельных предложениях текста; через ряд аргументов; через модальный план текста риторические вопросы; риторические восклицания; порядок слов; лексические повторы; оценочную лексику. Авторская позиция может быть выражена

Слайд 20

Формулируем позицию автора. Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте!!! Не путать автора текста и героя рассказа!!! Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Чему учит текст? Автор может относиться к изображаемому: Положительно Отрицательно Неоднозначно Двойственно Скептически Иронически… «С мнением автора нельзя не согласиться» – не формулировка мнения автора.

Слайд 21

Согласны ли вы с точкой зрения автора? я согласен (согласна)с мнением автора в том, что… автор прав в том, что… я согласен с позицией автора и считаю, что… и далее вновь повторяем позицию автора только другими словами. Каждый аргумент желательно писать с красной строки, одним из самых удачных приемов включения аргументов в текст сочинения считают использование вводных слов: во-первых, во-вторых. Но можно аргументировать и без вводных слов. Не советуют приводить аргументы, используя конструкцию с союзом потому что. МОЖНО НАПИСАТЬ: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)». Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например, так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение)».

Слайд 22

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию Автор, по - моему, не совсем прав, утверждая, что… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что… По – моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что… Утверждение, высказанное автором,не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения:… Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…

Слайд 23

Переход к аргументации. Приведем пример Сошлемся на пример Возьмем в качестве примера Сопоставим С одной стороны Никто из нас не будет возражать Ярчайшими примерами тому могут служить… В этой части вы не выводите ничего нового, а только подтверждаете сказанное!!! Цель – объяснить и конкретизировать вышеизложенные положения. Смысл аргументации заключается в том, чтобы показать актуальность, важность проблемы, незыблемость доказываемой аксиомы.

Слайд 24

Составляем и заполняем таблицу Эта часть работы не может повторять комментарий!!! Аргументацией может быть: Реальные факты из жизни (печатные источники) Примеры их фильмов, передач, периодической печати Пословицы, поговорки, афоризмы (народная мудрость) Примеры из художественной литературы Примеры из исторической и научно – популярной литературы.

Слайд 25

Что может быть аргументом

Примеры из собственного жизненного опыта Примеры из книг, кинофильмов, радио- и телепередач Цитаты (если помните их дословно) Предположительный пример Обращение к здравому смыслу аудитории Выводы науки

Слайд 26

Читательский опыт Художественная литература Историческая литература Научно-популярная литература Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок. Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

Слайд 27

Слепому герою рассказа К. Паустовского «Старый повар» музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. Петрусь в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. Своим пением Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстого) способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. Можно вспомнить о концертах симфонического оркестра под руководством Валерия Гергиева в разрушенном Цхинвале. Возможные аргументы

Слайд 28

Заголовок (желательно, но необязательно). I. Вступление. II. Формулировка основной проблемы исходного текста. III. Комментарий к основной проблеме текста. IV. Определение авторской позиции. V. Изложение собственной позиции: 1й аргумент в защиту собственной позиции; 2й аргумент; вывод. VI. Заключение. Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет примерно 9 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения. План сочинения-рассуждения по заданному тексту.

Слайд 29

Лирического размышления. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме). Диалога с воображаемым собеседником. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки. Может начинаться с ключевого слова текста и др. Вступление к сочинению по тексту В.Астафьева должно быть… О чем? (о музыке). Вступление может быть написано в форме:

Слайд 30

Вступление может быть таким: Французский писатель Стендаль сказал: «Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть, что она дает, несомненно самое яркое счастье, какое только возможно не земле». Один (французский) писатель сказал, что музыка дает человеку самое яркое счастье, какое только возможно не земле, а влияет на человеческую душу так же сильно, как любовь». Возможно и такое начало, если ты не помнишь автора высказывания или цитату дословно:

Слайд 31

Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны. Заключение

Посмотреть все слайды

Прочитайте текст
Определите стиль
и тип текста
Составьте к тексту
план
О чем этот текст?
Какие вопросы
выносит автор на
обсуждение?
Что волнует
автора?
Назовите основные
проблемы текста
Выпишите эти
предложения
Сформулируйте
проблему своими
словами
В каких предложениях
выражена авторская
позиция?
Что хотел
сказать
автор?
Чему учит
текст?
Ради чего
написан
текст?
Сформулируйте авторскую
позицию словами
Приведите аргументы к этой мысли из
текста
Согласны ли вы с точкой
зрения автора?
Сформулируйте
свое мнение
словами
Какие два
аргумента вы
можете привести?

Проблема
Комментарий
Позиция автора
Своя позиция
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод

Домский собор – это старинный собор, который, к
сожалению, полностью не сохранился до наших
дней. Находится он в столице Латвии – Риге.
Здание строилось из красного кирпича и увенчано
черным
колокольным
куполом,
который
выполнен в стиле барокко. Внутри Домского
собора
расположен
орган,
обладающий
неимоверной акустической силой. Он имеет 4
набора клавиш для рук. Орган реконструировался
трижды. Произведения для великого органа
писали многие выдающиеся композиторы и
давали свои концерты прямо в соборе. Орган
высотой 25 метров, звучит он идеально.

(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом..
(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху
плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов
весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор
перекатного ручья...
(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы,
осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(10)Все замерло, остановилось.
(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие
страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом
месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни,
там, там где-то.
«(12)Может, все, что было до этого, - сон? (13)Войны,
кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими
судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром...
(14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей?
(15)3ачем? (16)Почему?»

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...
(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце.
(24)Все преображается вокруг.
(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой,
со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую
жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый
преклонить колени перед величием прекрасного.
(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и
нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и
восторженными, всякими.
(28)И никого нет в зале!
(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она
сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил
дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый
вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим

(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от
ошеломившей их нежности.
(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о
том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно
волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову
перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за
восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое
этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в
жизнь. (41)3а все, за все благодарю!
(По В. Астафьеву)

О чем же прочитанный текст?
(О музыке).
Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает?
(О том, как под влиянием музыки меняется восприятие
окружающего мира, меняется душевное состояние
героя).
О чём хочет автор сказать нам через этот текст?
(Об огромной силе музыки, о ее способности влиять на
душу человека, исцелять людские сердца).

Автор текста В. Астафьев размышляет
о силе воздействия музыки на человека
Музыка объединяет людей.
Что спасёт человеческую душу?
Только музыка.

Звуки музыки всюду, и все наполнено ими: душа,
земля, мир.
Душевная смута, вздорность суетной жизни,
мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это
осталось в другом мире…
Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки…
3ачем так напряженно и трудно живем мы на
земле нашей?
3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.
В предложенном для анализа
тексте автор размышляет о
роли музыки в жизни
человека.

План сочинения-рассуждения по
заданному тексту.
I. Вступление.
II. Формулировка основной проблемы исходного
текста.
III. Комментарий к основной проблеме текста.
IV. Определение авторской позиции.
V. Изложение собственной позиции:
1й аргумент в защиту собственной позиции;
2й аргумент;
VI. Заключение.
Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет
примерно 9 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с
красной строки. Последовательность частей также менять не
нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения.

Вступление может быть написано в форме:
Лирического размышления.
Ряда риторических вопросов, созвучных теме
(идее, проблеме).
Ряда назывных предложений, создающих
образную картину, возникающую по ассоциациям в
связи с проблематикой текста.
Может начинаться с цитаты, пословицы,
поговорки.
Может начинаться с ключевого слова текста и др.
Вступление
к
сочинению
по
тексту
В.Астафьева должно быть… О чем? (о музыке).

Вступление может быть таким:
Французский писатель Стендаль сказал: «Музыка, когда
она совершенна, приводит сердце в точно такое же
состояние,
какое
испытываешь,
наслаждаясь
присутствием любимого существа, то есть, что она дает,
несомненно самое яркое счастье, какое только возможно
не земле».
Возможно и такое начало, если ты не помнишь автора
высказывания или цитату дословно:
Один (французский) писатель сказал, что музыка дает
человеку самое яркое счастье, какое только возможно не
земле, а влияет на человеческую душу так же сильно, как
любовь».

Формулируем проблему

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ
Назывное предложение, в котором формулируем
тему
текста (например, Музыка… Волшебные звуки…)
Риторический вопрос, обращенный ко всем или
к самому
себе (Что значит музыка в жизни каждого из нас?
Или:
Почему человек в минуты печали или радости поёт,
слушает
музыку? Чем она помогает?)

проблема назначения искусства;
роли музыки в жизни человека.
сформулирована проблема;
затронута проблема;
поднята проблема;
освещена проблема;
обсуждается проблема;
проблема, рассматриваемая автором и др.

Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере…
Комментируя эту проблему, хочется отметить…
Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание
читателя на…
В литературе нет единого мнения по высказанной
проблеме…
Проблема (какая? чего?) по – разному решается
исследователями, но…
Это одна из самых актуальных проблем…
Рассмотрим эту проблему подробнее.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

КОММЕНТАРИЙ К
СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
ИСХОДНОГО ТЕКСТА
В комментарии не должно быть
пересказа исходного текста или любой его
части;
рассуждений по поводу всех проблем
текста;
комментариев о действиях героев текста;
общих рассуждений о тексте, ведь вам
нужно прокомментировать одну из
проблем!

КАК ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
Помните, что комментарий должен осуществляться с опорой на
прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария
можно с помощью следующих вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чём заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское
отношение к проблеме?
Комментарий представляет собой логический переход от
формулировки проблемы к изложению авторской позиции.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить
следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а
комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста
Рассуждая о роли музыки в жизни человека, писатель В.
Астафьев говорит о знаменитом Домском соборе, о
возвышенном, божественном звучании органа, который
заставляет человека забыть о плохом, злом и разделяющем
людей. Музыка объединяет всех собравшихся в зале, просветляет
души («Она очищается, душа-то…», «весь мир затаил
дыхание»). Текст построен на противопоставлениях: «войны,
кровь, братоубийство…» – «благовест», «музыка», «солнце».
Автор восхищается музыкой, её силой и красотой (активно
использует сравнения: звуки, «как ладанный дым», метафоры;
вопросительные и восклицательные предложения. Астафьев
обращается к Домскому собору как к живому со словами
благодарности за это душевное очищение и просветление.

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие
страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в
другом мире…
Она очищается, душа-то, и… этот… грозный наш
мир…готов…пасть на колени,…припасть иссохшим
ртом к святому роднику добра...
Все преображается вокруг.
благодарю за счастье, за восторг и веру в разум
людской,… благодарю тебя за чудо воскрешения веры в
жизнь.
Автор считает, что музыка обладает огромной
силой, она способна будоражить человеческую
душу, менять отношение к окружающему миру.
«Душевная смута, вздорность суетной жизни,
мелкие страсти, будничные заботы – все-все это
осталось в другом месте, в другом свете…» и др.
Рассказчик убежден, что только музыка
спасет мир и каждого из нас от
внутреннего распада, поможет лучше
понять себя.

КАК ВЫЯВИТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА?
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция
автора – это ответ на вопрос. Для того, чтобы выявить позицию
автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что
хотел сказать автор, создавая текст?», «Как автор оценивает
описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
Позиция автора публицистического текста обычно выявляется
довольно просто. Значительно труднее определить авторскую
точку зрения в художественном тексте. И тут на помощь придёт
хорошее знание изобразительно-выразительных средств, так
как именно через их анализ мы можем определить отношение
автора к своим героям, к проблеме.

Отражение позиции автора исходного текста

ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ
АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА
Авторская позиция может быть выражена
четко, прямо,
непосредственно
в названии текста;
в отдельных
предложениях
текста;
через ряд
аргументов;
через модальный
план текста
риторические
вопросы;
риторические
восклицания;
порядок слов;
лексические
повторы;
оценочную лексику.

Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте!!!
Не путать автора текста и героя рассказа!!!
Что хотел сказать автор?
Какова была цель его высказывания?
Ради чего он это написал?
Как он сам относится к поставленной проблеме?
Чему учит текст?
Положительно
Отрицательно
Неоднозначно
Двойственно
Скептически
Иронически…
«С мнением автора нельзя не согласиться» – не формулировка
мнения автора.

я согласен (согласна) с мнением
автора в том, что…
автор прав в том, что…
я согласен с позицией автора и
считаю, что…
МОЖНО НАПИСАТЬ:
«Невозможно не согласиться с
точкой зрения автора на
(указываем проблему)».
Если ты не согласен с авторской
позицией, выражай своё несогласие
очень корректно. Например, так:
«При всём моём уважении к
авторской точке зрения (или к
мыслям NN о …), я всё-таки
позволю себе высказать
собственное видение этой
проблемы (или я попытаюсь
опровергнуть его мнение)».
и далее вновь повторяем позицию
автора только другими словами.
Каждый аргумент желательно
писать с красной строки, одним из
самых удачных приемов включения
аргументов в текст сочинения
считают использование вводных
слов: во-первых, во-вторых. Но
можно аргументировать и без
вводных
слов.
Не советуют
приводить аргументы, используя
конструкцию с союзом потому
что.

Приведем пример
Сошлемся на пример
Возьмем в качестве примера
Сопоставим
С одной стороны
Никто из нас не будет возражать
Ярчайшими примерами тому могут служить…
В этой части вы не выводите ничего нового, а только
подтверждаете сказанное!!!
Цель – объяснить и конкретизировать вышеизложенные
положения.
Смысл аргументации заключается в том, чтобы показать
актуальность, важность проблемы, незыблемость доказываемой
аксиомы.

Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.

К. Паустовский «Старый повар»

Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.

В. Короленко «Слепой музыкант»

Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»

Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.

Л.Н.Толстой «Альберт»

Главный герой рассказа - гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.

Роли художественной литературы в становлении личности

М. Горький «Мои университеты»

Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком…

Роли чтения в жизни человека

Р. Брэдбери ««451 по Фаренгейту».

Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.

Р. Брэдбери «Воспоминания»

«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки... Я получил образование в библиотеке, не в колледже».

Нравственной ценности художественной литературы



Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»

В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг - ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.

Ю. Бондарев «Редкий дар»

В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости.

В. Шукшин

«Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит.»

Роли живописи в жизни человека

Б. Екимов «Музыка старого дома»

Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.

Роли искусства в жизни человека человека

В. Тендряков «Свидание с Нефертити»

Сохранения культуры

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

Р. Брэдбери «Улыбка»

Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

Взаимоотношений власти и личности, власти и художника

Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.

А.И. Герцен «Сорока- воровка»

Главная героиня повести Анета - талантливая крепостная актриса богатого князя Сталинского. Один из фаворитов князя

Я. Голованов «Этюды об ученых»

Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателям возникала стена равнодушия.

ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ

Личности и власти

М.Замятин «Мы»

Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей.

Господства зла в мире (справедливого возмездия)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что эти люди ведут себя по – человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта