Вариант 1
Прочитай текст.
Подснежник
Подснежник и Одуванчик были соседями. Ещё с лета они забрались под большой пень, да там и зазимовали. Зима длилась долго. Но однажды Солнце проснулось и решило поиграть в лето. Мороз куда-то ушёл, и Солнце выбралось из-под облаков и засветило так ярко и тепло, что на земле появились проталины. Когда снег начал таять, Подснежник проснулся и стал будить соседа.
Пора цвести! Солнце уже пробилось через небесные сугробы!
Что ты! - Одуванчик поплотнее укутался снегом. - Ещё рано, холодно, замёрзнем!
Но Подснежник вылез наружу и, увидев Солнце, расцвёл небольшим, цвета зимнего неба, цветком. Мороз, когда вернулся, даже растерялся.
Что здесь происходит?
Мы играем в лето, - улыбнулось Солнце.
Рано ещё играть! Да и с кем?
С цветком. Видишь, возле старого пня. Он мне поверил и распустился!
Оба вы тут распустились без меня! Это надо же придумать, в марте - лето!
Мороз укрыл. Солнце облаком; но оно вертелось, высовывалось из-под него, но скоро незаметно для себя всё же уснуло.
Ишь чего выдумали! - ворчал Мороз, засылая проталины.
Дедушка, а где Солнце? - услышал он тихий голосок из-за пня. Это был тот самый цветок - друг Солнца.
Солнце спит, оно теперь не проснётся до самого апреля! И ты засыпай! Давай я тебя укрою. Одна ласточка весны не делает!
Нет, я спать не буду, я буду ждать Солнышко, оно обязательно выглянет!
В апреле Солнце проснулось и стало искать своего друга. Оно исследовало всю землю, растопило снег, но Подснежник как сквозь землю провалился. Множество цветов распустилось на земле. Среди них и Одуванчик. Он был очень похож на Солнце, жёлтый, с длинными лучиками-лепестками, Солнце весело играло с ним. Только иногда на Солнце находила тень - оно вспоминало про Подснежник.
Потом наступило настоящее лето; У Одуванчика появились дети, и он рассказывал им о Подснежнике. Я услышал его рассказ. Оказывается, Подснежник не замёрз. Он ждал Солнца до самого апреля. Но когда он увидел множество ярких больших цветов, то застеснялся, спрятался под пень и уснул. И теперь Подснежник будет спать до следующего марта. Он мечтает снова первым проснуться и поиграть в лето один на один с Солнцем.
(По М. Шварцу)
Прочитай сказку «Подснежник
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанной сказки.
ð Подснежник замёрз, когда Солнце уснуло.
ð В марте расцвели Подснежник и Одуванчик.
ð Солнце иногда вспоминало о Подснежнике.
ð Подснежник никогда не видел Мороза.
Солнце выбралось из-под облаков и засветило так __________________________
Что на земле появились ______________________.
3. Кому Одуванчик рассказывал о Подснежнике?
4. Подснежник, как он и сказал Морозу, не уснул сразу, а ждал целый месяц, когда проснётся Солнце. Выпиши из текста предложение, которое это подтверждает.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Почему Подснежник не показался Солнышку, когда оно проснулось второй раз?
ð потому что он замёрз потому что он смущался
ð потому что он обиделся потому что он заснул
Мороз, когда вернулся, _____________________________________.
7. Боится ли Солнце Мороза?
ð Да Нет
Приведи два доказательства своего ответа;
________________________________________________________________________
8. Что значит встретившееся в тексте выражение: «как сквозь землю провалился»?
ð спрятался под землёй нигде не было
ð было стыдно укрылся землёй
9. Мороз говорит Подснежнику: «Одна ласточка весны не делает!» Чем похожи ласточка и Подснежник?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10. Докажи, что Подснежник можно назвать другом Солнца, а Солнце - другом Подснежника.
______________________________________________________________________
11. ПочёмуОдуванчик можно назвать разумным, а не трусливым?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.
ð Подснежник спросил у Мороза, где Солнце.
ð Солнце и Подснежник играли в лето.
1. Подснежник и Одуванчик спали под большим пнём.
ð Множество цветов распустилось на земле.
ð Подснежник почувствовал тепло и проснулся.
13. В этой сказке много сравнений. Приведи два
1)______________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________
14. Из рассказа становится ясно, какой характер у Подснежника. Напиши две черты его характера и для каждой черты приведи пример поступка, который доказывает твой ответ.
1. Подснежник__________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Подснежник__________________________________________________________
15. Что имел в виду Мороз, когда сказал: «Оба вы тут распустились без меня!»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Как ты думаешь, если всё можно было бы вернуть назад, Подснежник расцвёл бы опять в марте?
Обязательно объясни, почему ты так думаешь, приведи два объяснения.
1)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Итоговая работа по литературному чтению.
Часть 2. Работа с научно-популярным текстом.
Вариант 1
Прочитай текст.
Раки-отшельники
Раки-отшельники 1 обитают на мелководье и на берегах морей. У этих раков нет панциря, и чтобы защитить своё нежное тело, они забираются в пустые раковины. Из раковины наружу торчат только три пары ходовых ног, первая пара ног заканчивается клешнями. Четвертая и пятая пара ног всегда находится внутри раковины. В случае нападения рак прячется в раковину, закрывая вход в неё клешнёй. Рак постоянно растёт, со временем раковина становится для него тесной, и он подыскивает себе более вместительный дом.
История про двух раков
На морском дне лежала брошенная кем-то пластмассовая трубка. Как-то раз около этой трубочки появился рак-отшельник. Ему, видно, стала тесной раковина, в которой он до сих пор жил, и он пошёл на поиски нового домика.
Трубка ему понравилась. Рак обошёл вокруг неё, сунул в трубку усы, потом одну клешню, вторую... Развернулся и, пятясь, начал не спеша вползать брюшком в трубку. Края трубки царапали мягкое, незащищённое бронёй тело - рак ёжился, вертелся.
Тут с другой стороны трубки появился второй рак. Этот был тоже без домика, и трубка ему тоже приглянулась. Первый отшельник ещё только забирался в пластмассовый дом, а второй уже сидел в нём.
Через какое-то время оба рака решили, что пора в путь. Оба уперлись спинками в трубочку и, цепляясь ножками за дно, пошли.
Трубка задёргалась из стороны в сторону. Раки ничего не понимали. Им, наверно, казалось, что кто-то держит трубку и хочет её утащить.
На беду, раки оказались одной силы. Они долго таскали друг друга, выбились из сил и одновременно пришли к решению - бросить затею. Оба вылезли - каждый из своего конца трубки - и, не оглядываясь, отправились восвояси.
По С. Сахарнову
__________________________________
Отшельник 1 - тот, кто живёт в уединении, в одиночку.
Ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать текст.
1. О чем рассказывается в текстах?
ð о красоте подводного мира о жизни раков-отшельников
ð о находках на морском дне о редких морских раковинах
2. Где обитают раки-отшельники?
________________________________________________________________________
3. Что обычно служит защитой раку-отшельнику?
ð панцирь на брюшке пустая раковина
ð пластмассовая трубка броня на теле
4. Почему раку-отшельнику обязательно нужен домик? Напиши, что об этом сказано в тексте.
________________________________________________________________________
5. Сколько ног у рака-отшельника?
________________________________________________________________________
6. Где у рака-отшельника расположены клешни?
________________________________________________________________________
7. По какой причине в истории про раков первый рак искал себе новый домик?
________________________________________________________________________
8. Отметь, кто из двух раков-отшельников был более осторожным и медлительным.
ð Первый рак Второй рак
Приведи два примера из текста, доказывающие твой ответ.
1)_______________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________
9. Заползая в трубку, первый рак вертелся, потому что_______________________
_________________________________________________________________________
10. Как ты понимаешь встретившееся в тексте выражение «отправились восвояси»?
_________________________________________________________________________
11. Укажи, в каком порядке происходили данные события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.
ð Рак сунул в трубку усы и клешни.
1. Первый рак заметил трубку.
ð Рак обошел вокруг трубки.
ð Рак развернулся.
ð Рак начал влезать в трубку.
12. Раки бросили трубку, потому что
ð они ничего не понимали края трубки царапали их
ð трубку не получилось утащить трубка им разонравилась
13. Напиши, почему раков, о которых написаны тексты, называют «отшельниками».
_________________________________________________________________________
14. В тексте сказано, что раки оказались одной силы. Что доказывает это? Приведи два примера.
1)______________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________
15. Видели ли раки друг друга?
ð Да Нет
Докажи свой ответ.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
16. Какое из названий больше всего подходит к истории о двух раках?
ð Вот так раки-забияки!
ð Где раки зимуют
ð В поисках нового дома
Докажи свой ответ.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Итоговая работа по литературному чтению.
Часть 1. Работа с художественным текстом.
Вариант 2
Прочитай текст.
Большой одуванчик
Как-то раз Медвежонок пришёл к Слонёнку в гости.
Здравствуй, - улыбнулся Медвежонок. - Не правда ли, какой прекрасный вечер?
И Слонёнок показал, как надо топать по лужам. Конечно, Медвежонок и сам любил топать по лужам, но в этот раз он не согласился. Вечер действительно был прекрасный! В небе далёкими свечечками горели звёзды, а ночные бабочки опускались прямо на медвежьи уши. Они думали, что это мохнатые лепестки. Медвежонок повёл Слонёнка в сад.
Смотри, неужели ты не видишь, как прекрасны эти звёзды, эти деревья?
А упрямый Слонёнок сказал:
Мой друг, меня очень трудно удивить.
Медвежонок обхватил голову лапами, сел на пенёк и стал думать, как удивить Слонёнка. Он хотел сделать это во что бы то ни стало. А что, если надуть большой шарик и прилететь на нём к Слонёнку в гости? А если показать ему первый ландыш? Ведь это настоящее чудо! Но Слонёнок может сказать: «Друг мой, их скоро будет тысячи». Медвежонок совсем уже отчаялся. Но вдруг вспомнил, что Слонёнок любит облака и одуванчики... Облака - потому, что они похожи на больших белых слонов. А одуванчики - они ведь похожи на маленькие облачка на зелёных ножках. И тогда Медвежонок пошёл в сад и сказал большому тополю:
Пожалуйста, усыпь меня белыми пуховыми серёжками. Я хочу удивить Слонёнка.
Пожалуйста, - сказал тополь.
Он встряхнул ветвями, и с них полетел тополиный пух. Казалось, что на Медвежонка обрушился снегопад. В мгновение ока пух укрыл его так, что Медвежонка не стало видно. Медвежонок закрыл глаза и уснул в том душистом стогу. Утром взошло солнышко. И на крылечко вышел Слонёнок. Он огляделся вокруг... и ахнул: в глубине сада рос невиданно большой одуванчик.
Неужели, - удивился Слонёнок, - могут быть такие одуванчики? Это прекрасно!
От восхищения Слонёнок даже закрыл глаза! А когда он вновь их открыл, перед ним стоял Медвежонок, а на его ушах, на хвостике был белый пух. Слонёнок смотрел на него во все глаза, а потом отвернулся и уже опять хотел сказать что-то скучное.
Но Медвежонок улыбнулся:
Не надо притворяться. Я же сам слышал: ты сказал - это прекрасно.
Да, да, - кивнул Слонёнок. - А вообще, Медвежонок, я часто любуюсь прекрасным, только смущаюсь говорить об этом.
(По Г. Цыферову)
Прочитай сказку «Большой одуванчик ». Ответь на вопросы. Ты можешь постоянно возвращаться к тексту сказки.
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанной сказки.
ð Медвежонок прилетел к Слонёнку на шарике.
ð Медвежонку удалось удивить Слонёнка утром.
ð Медвежонок не любил ходить по лужам.
ð Медвежонок не знал, что Слонёнок любит облака.
2. Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.
Смотри, неужели ты __________________________, как прекрасны ______________
___________________________________.
3. К кому обратился за помощью Медвежонок?
________________________________________________________________________
4. Медвежонку было очень трудно придумать, чем удивить Слонёнка. Выпиши из текста предложение, которое это подтверждает.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Почему Слонёнок сначала не хотел признаваться Медвежонку, что он удивился?
ð потому что он отвернулся, и не хотел разговаривать
ð потому что он понял, что это был не одуванчик
ð потому что он стеснялся признаться
ð потому что он хотел сказать что-то скучное
6. Найди в тексте предложение. Допиши его.
Казалось, что на Медвежонка_______________________________________________
7. Умеет ли Медвежонок любоваться красотой?
ð Да Нет
Приведи два доказательства своего ответа.
1)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
8. Что значит встретившееся в тексте выражение: «во что бы то ни стало»?
ð очень быстро ничего не стало обязательно из последних сил
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
10. Докажи, что Медвежонка можно назвать другом Слонёнка, а Слонёнка - другом Медвежонка.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
11. Почему Слонёнка можно назвать застенчивым, а не упрямым?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
12. Укажи, каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.
ð Медвежонок придумывал, как удивить Слонёнка.
ð Слонёнок признался, что он любит любоваться прекрасным.
1. Медвежонок пришёл в гости к Слонёнку.
ð Слонёнок понял, что это был Медвежонок.
ð Медвежонок весь покрылся тополиным пухом.
13. В сказке много сравнений. Приведи два примера того, что с чем сравнивается.
1)______________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________
14. Из рассказа становится ясно, какой характер у Медвежонка. Напиши две черты его характера и для каждой черты приведи пример поступка, который доказывает твой ответ.
1. Медвежонок_________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Медвежонок_________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Медвежонок тоже любил топать по лужам, почему же он в начале сказки не согласился со Слонёнком?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Как ты думаешь, если в следующий раз Слонёнок увидит что-нибудь очень красивое, он постесняется показать своё удивление?
ð Да Нет
Обязательно объясни, почему ты так думаешь, приведи два объяснения.
1)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Всё кувырком
Жила – была на свете ворона Алиса. Ленивей вороны свет не видел. Иногда она засыпала прямо на лету, и ей снились самые диковинные сны.
Однажды она так крепко заснула, что полетела кувырком. И пока летела, ей приснился сон – сон кувырком…
Кошка Мурр любила ловить мышей. Она увидела в корзине с бельём двух мышек и потихоньку подкралась к ним.
Смотри-ка, вон кошка! – сказала одна мышка другой. – Сейчас мы её поймаем!
Мурр удивилась.“Какие глупости! Разве мыши охотятся за кошками?” – подумала она.
Но когда мыши погнались за ней, она от удивления побежала прочь без оглядки.
“Ну и жизнь, всё идёт кувырком!” – подумала Мурр.
Тут на встречу ей попался большущий пёс Гав. Гав сердито зарычал на Мурр.
Мурр готова была уже удрать и спрятаться на дереве, но вдруг подумала: “Если всё в этом мире идёт кувырком, гав сам убежит от меня”.
И Мурр бросилась на Гава. А Гав, само собой, бросился наутёк.
“Чудеса творятся в этом мире! – подумала Мурр. – Кошки охотятся на собак, мыши – на кошек. В жизни не встречала ничего подобного!”
Тут она взглянула на дорогу и увидела молочника, тележку и лошадь.
Тележку тянул молочник, а лошадь сидела на тележке и погоняла его: ”Но-оо!” Молочнику приходилось поторапливаться.
Потом Мурр встретила двух детей с родителями. Дети отчитывали своих родителей:
Уже стемнело, но вместо луны и звёзд на небе светило солнце.
“Сейчас ведь ночь, - подумала Мурр. – А ночью светят звёзды и луна, при чём же тут солнце?”
Тут она случайно подняла голову и увидела Алису, летевшую кувырком вверх ногами.
Эй, Алиса! Проснись! – крикнула она.
Алиса проснулась, перевернулась и полетела дальше, как ни в чём не бывало. И тут же солнце зашло, засветила луна и звёзды, лошадь молочника сама потянула тележку, Гав погнался за Мурр, а Мурр – за мышами, пока они не спрятались опять в корзину с бельём. Мурр сильно проголодалась и поспешила на кухню полакомиться рыбкой и молоком.
Дональд Биссет(перевод Н.В.Шерешевской)
I вариант
Выполни задания (ответь на вопросы, ответы запиши в тетрадь)
1.Какие сны – ДИК О ВЕННЫЕ? Выбери и запиши правильный ответ.
а) дикие б)странные, с чудесами в)длинные г)страшные
2. Напиши, как ты думаешь, почему кошку звали Мурр, а собаку – Гав?
3.МОЛ О ЧНИК в сказке – это кто (что)? Выбери правильный ответ и запиши.
а) посуда для молока б) продавец молока в) ложка для молока
г) молодой человек
4. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4,5,6. Запиши в верном порядке в тетрадь.
Дети ругают родителей.
2 Ленивая ворона Алиса заснула.
Лошадь прогоняет молочника.
Кошка Мурр побежала от мышей.
Ворона Алиса проснулась.
Пёс Гав убегает от кошки.
5. Напиши в тетрадь, почему ворона Алиса засыпала прямо не лету?
6. Почему солнцу захотелось светить ночью? Выбери один правильный ответ и запиши в тетрадь.
а) чтобы днём спать б) чтобы светить вместе с луной
В) чтобы днём поиграть г) чтобы встретиться со звёздами
Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом - воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипят на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут всё живое. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды - пять дней, а без воздуха самое большое пять минут.
Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. А ветер? Ведь это движение воздуха! Без ветра облака всегда стояли бы над морем или рекой. Значит, дождь без ветра мог бы идти только над водой.
(«Что такое? Кто такой?», т.1)
Текст 2
Как-то утром наше окно распахнул весёлый ветерок. Он потрепал занавески, лизнул меня в лицо, полистал книжку и хотел задуть лампу- ночник. Разозлился, что не получилось, и разлохматил шерсть у кошки, и стянул скатерть, и раскачал абажур.
Я закрыл окно и почти его поймал, но он ускользнул через щель под дверью.
Я не пропускал ни одного ветра - делал вертушки, пускал бумажных голубей... Но чаще всего запускал змея.
(Л. Сергеев)
Задания:
Найди верное утверждение.
□ а) Оба текста объясняют, почему дует ветер.
□ б) В обоих текстах рассказывается о ветре, но по-разному.
□ в) В обоих текстах описывается ветер.
Вставь в утверждения номера текстов так, чтобы утверждения оказались верными.
□ а) В тексте можно почувствовать отношение героя к ветру.
□ б) В тексте автор рассказывает о воздухе.
□ в) Текст научный, а текст художественный.
В художественном тексте подчеркни слова, которые рассказывают, что делал ветер-проказник.
2. Прочитай стихотворение. Ответь на вопрос и выполни задания.
Порванная тропинка
Моет туча синюю тайгу,
Сбросив с плеч цветное коромысло.
От дождя промокла и раскисла,
Порвалась тропинка на лугу.
В лужицах-разрывах облака,
Светит солнце, и летают птицы,
Золотые усики пшеницы
Тенькают о чашечку цветка...
Тёплый ветер дует-подувает,
Не спеша тропинку зашивает.
Т. Белозёров
Вопрос и задания:
Какое это стихотворение по настроению?
□ а) грустное, печальное
□ 6) лирическое, душевное
□ в) радостное, торжественное
2) Перечитай внимательно стихотворение и попробуй объяснить следующие выражения.
□ а) «Тенькает о чашечку цветка». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б) «Порвалась тропинка на лугу». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) В первом четверостишии соедини дугой рифмующиеся слова.
…………………Класс
…………………………….Фамилия
……………………………..Имя
Вариант 1
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, тёплую кроватку
«Ангел-хранитель над тобой!»...
3 . Стрелками соедини фамилии авторов с их именами и отчествами.
1. Михалков а) Николай Николаевич
2. Носов 6) Иван Алексеевич
3. Барто в) Сергей Владимирович
4.Бунин г) Агния Львовна
4.
1) «И в день моего рожденья а) Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»
Тот самолёт прилетит,
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит»
2) «Весне и горя мало:
Умылася в снегу .. 6) А. Плещеев «Сельская песенка»
И лишь румяней стала
Наперекор врагу».
3) «Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких в) Э. Мошковская «Я маму мою обидел...»
Принесла с собой...»
…………………Класс
…………………………….Фамилия
……………………………..Имя
Контрольная работа 2.
Повторение пройденного за I полугодие.
Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений
Вариант 2
Прочитай. Соедини дугой рифмующиеся слова.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
Наша Таня громко плачет –
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.
3. Стрелками соедини фамилии авторов с их именами и отчествами.
1. Крылов а) Фёдор Иванович
2. Чуковский б) Самуил Яковлевич
3. Тютчев в) Иван Андреевич
4. Маршак г) Корней Иванович
4. Прочитай строфы из стихотворений. Кто их автор и как они называются? Соедини стрелками.
1) «Чиста небесная лазурь, а) С. Маршак «Снег уже теперь не тот...»
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...»
«Облака бегут быстрей, б) А. Плещеев «Весна»
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше».
«И колючей веткой в) А. Плещеев «В бурю»
Ель в стекло стучала,
Как стучит порою
Путник запоздалый».
…………………Класс
…………………………….Фамилия
……………………………..Имя
Контрольная работа 3.
Вариант 1
1. Прочитай произведение, ответь на вопросы, выполни задания.
Хобот
Слонёнок опустил хобот в озеро по самую "голову... и испугался: где мой хобот? Пропал. Наверное, утонул.
Вдруг видит - мимо плывёт удав. Слонёнок спросил его:
Извините, пожалуйста, вы случайно не мой хобот?
Нет, - ответил удав, - я не твой хобот.
«Ну вот, - подумал слонёнок, - ещё один слон потерял свой хобот. Эти хоботы так и норовят сбежать и поплавать».
(Г. Остер)
Вопросы и задания:
Быстро, медленно, громко, тихо, весело, грустно
□ а) да □ б) нет
3) Попробуй доказать, что этот слонёнок маленький и глупый.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитай произведение, ответь на вопросы, выполни задание.
Дети в роще
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо тенистой рощи.
Знаешь ли что, - сказал брат сестре. - В школу мы ещё успеем, а в роще должно быть очень весело!
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуку в траву и скрылись под кудрявыми берёзками.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
Поиграй же с нами.
У меня нет времени, - ответил жук. Детям стало стыдно; они пошли в школу
и хотя пришли поздно, но учились прилежно.
(По К. Ушинскому)
Вопросы и задание:
1) Что это за текст?
□
□ 6) сказка □ г) басня
Как называется текст?
________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4) В каком классе учатся дети? Как это можно узнать?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.
□ а) Кого уважают, того и слушают.
□ 6) Добрый пример лучше ста слов.
□ в) Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
3. Прочитай текст, ответь на вопрос, выполни задания.
Клюква
Мох не мох - в лесу перинка.
На перинке не малинка:
И пригожа, и красна,
Это клюква-лежебока
Накопила столько сока!
Целый день лежит в постели,
Чтобы щёчки не худели.
Тоньше нитки стебелёк –
Чуть подрос и сразу лёг.
По Е. Трутневой
Вопрос и задания:
1) Соедини дугой рифмующиеся слова.
□ а) задумчиво и печально □ в) удивлённо-восторженно
3) Определи жанр текста.
□ рассказ □ стихотворение □ сказка □ басня
…………………Класс
…………………………….Фамилия
……………………………..Имя
Контрольная работа 3.
Повторение пройденного за II полугодие
Вариант 2
1. Отметь имя героя произведения Э. Успенского.
□ 1) Винни-Пух □ 2) Гулливер □ 3) Чебурашка
Запиши фамилии известных зарубежных сказочников ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши фамилии известных тебе авторов, которые писали стихи о детях.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 . Стрелками соедини начало и конец пословицы.
1) Какова голова - ... а) ...будешь с пирожком.
2) Не ленись за плужком - ... б) ...наберёшь кузовок.
3) Собирай по ягодке... в) ...такова и речь.
5 . Отметь скороговорку.
□ 1) Клим из Клина ехал в Крым. Ким из Крыма ехал в Клин.
Л. Ульяницкая
□ 2) Бедность учит, а богатство портит.
□ 3) Гречневая каша - матушка наша, А хлебец ржаной - отец родной.
6 . Допиши предложение.
С. Михалков - русский поэт, а Ш. Перро –
_______________________________________________________________________
□ 1) М. Пришвин □ 3) Н. Носов
□ 2) В. Драгунский □ 4) Г. Скребицкий
Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.
□ 1) Э. Успенский □ 3) В. Драгунский
□ 2) В. Осеева □ 4) Н. Носов
Прочитай текст, выполни задания.
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса,
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло...
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздавшей
Вереницею гусей.
По И. Бунину
Задания:
1) Укажи, какой это текст.
□ а) повествование □ 6) описание □ в) рассуждение
2) Определи, что это за текст.
□ а) рассказ □ в) стихотворение
□ 6) сказка □ г) басня
________________________________________________________________________
4) Напиши название этого произведения.
________________________________________________________________________
…………………Класс
…………………………….Фамилия
……………………………..Им
Контрольная работа 4.
Повторение пройденного за II полугодие.
Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Пустые страхи
Шёл Мишка по лесу ночью. Кто-то схватил его сзади.
Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся. Сова закричала.
Это сова меня держит! - Было дело, сунул лапу в дупло - дом совы сломал.
Думает Мишка, как прощенья просить, волк завыл.
Волк меня держит!
Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил.
«Что волку-то сказать?» - думает Мишка и чует - по спине что-то бегает, по лапам по животу.
Пауки! - ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, - ужас!
Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала.
Мишка-то как подскочит, как рванётся и свободен. За сучок шёрсткой зацепился.
(В. Бахревский)
Вопросы и задания:
1. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
□ 1) утром □ 2) днем □ 3) вечером □ 4) ночью
2 . Что мерещилось Мишке в ночном лесу? Запиши. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как ты думаешь, почему он так боялся совы, волка, пауков? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 . Кто «спас» медвежонка и помог ему выбраться?
_______________________________________________________________________
5 . Восстанови последовательность страхов Мишки, расставив цифры.
□ Пауки □ волк □ сова
6. Объясни значение словосочетания пустые страхи.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Кто на самом деле держал Мишку?
________________________________________________________________________ 8. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.
□ 1) Коли хочешь себе добра, то никому не делай зла.
□ 2) Лесом шел, а дров не видел.
□ 3) Глаза страшат, а руки делают.
Ответы к контрольным работам
Контрольная работа 1. Повторение пройденного за I полугодие
1 . 1) 6;
2) а - 2; б - 1; в - 1, 2;
3) распахнул, потрепал, лизнул, полистал, разозлился, разлохматил, стянул, раскачал, ускользнул.
1) б;
2) а - звенят о чашечку цветка;
б - тропика от дождя промокла и раскисла;
в - радугу;
3) тайгу - лугу, коромысло - раскисла.
Контрольная работа 2. Повторение пройденного за I полугодие. Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений
Вариант 1
1 . Лампадку - кроватку, твой - тобой.
2. Хармс.
3. 1) в; 2) а; 3) г; 4) б.
4 . 1) в; 2) а; 3) б.
Вариант 2
Свою - продаю, никому - самому.
Барто.
1) в; 2) г; 3) а; 4) 6.
1) б; 2) а; 3) в.
Контрольная работа 3. Повторение пройденного за II полугодие
Вариант 1
1. 1) медленно, грустно; 2) а.
2. 1) а; 4) в 1 классе. У них была азбука; 5) 6.
3. 1) перинка - малинка, лежебока - сока, постели - худели, стебелёк - лёг;
2) в; 3) 2.
Вариант 2
1. 3.
1) в; 2) а; 3) б.
Французский сказочник.
2, 3.
9. 1) б; 2) в; 3) И. Бунин; 4) «Первый снег».
Контрольная работа 4. Повторение пройденного за II полугодие. Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений
Мишке казалось, что его схватили сова, волк и пауки.
Потому что чувствовал свою вину перед ними.
Мышка.
3, 2, 1.
Пустые страхи - безосновательные страхи, которые человек сам себе придумывает.
Сучок.