Главная » Ядовитые грибы » Задания для развития речи. Речь ребенка

Задания для развития речи. Речь ребенка

Задания, упражнения и игры для развития речи.

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Разучивание стихотворений

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Пересказ и рассказ

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

Если ребенку трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием - предложить разыграть в лицах прочитанный им рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.

Скороговорки

Скороговорки - эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

У пеньков опять пять опят.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Мокрая погода размокропогодилась.

Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

Около кола колокола колоколят.

Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.

От топота копыт пыль по полю летит.

Всех скороговорок

Не перескороговоришь

Да не перевыскороговоришь!

Сшит колпак не по-колпаковски. Слит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоковать.

Ехал грека через реку,

Видит грека: в реке - рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку грека - цап!

Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

Купи кипу пик (и так 3 раза).

Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.

По утрам у Айболита, до обеденной поры, лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой,

за речною косой

Травы косит косой.

У Кондрата куртка коротковата.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

Свинья тупорыла весь двор перерыла. Все бобры добры для своих бобрят.

По траве тропа протоптана.

Пароль «Орел».

Папа покупал покупки.

Макара укусил комар,

Прихлопнул комара Макар.

Шел Егорка по пригорку

И учил скороговорку.

Он учил скороговорку

Про Егорку и про горку.

А когда сбежал под горку,

Позабыл скороговорку.

И теперь в скороговорке

Нет ни горки, ни Егорки.

Игры «в слова». Игры «со словами»

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

«Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т.п.

«Кто больше сочинит»

Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

Огурец - молодец. Заяц - палец. Очки - значки. Цветок - платок . И т.д.

Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.

«Перевернутые слова»

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример: НЯНААВ - ВАННАЯ .

«Из слогов - слова»

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра . (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га .

Соединить половинки слов

Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Составить слова по конструкции

Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.

а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям:

б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.

За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например: ФОТОГРАФИЯ - риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ- домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

К числу более сложных игр относится составление палиндромов .

Палиндромы - это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.

Примеры заданий

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

1) Восстановление деформированного текста.

Из данных предложений составь рассказ, запиши его.

Она собрала тонкие веточки.

Настя шла из школы домой.

В школьном саду обрезали деревья.

Скоро заблестели зелёные листочки.

Дома девочка поставила их в воду.

2) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов: снегурочка сочинение писать

3) Сочинение на тему «Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме».

4) Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи.

5) Составление конспекта научно-популярной статьи.

6) Письмо по памяти

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

(А. Пушкин).

7) Редактирование текста

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Самая умная из моих собак - это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

8) Определение границ предложений.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

1. По реке плывёт лодка. И плот.

2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.

3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

2. Задания на сравнение

Цель выполнения таких заданий - научиться решать грамматические (орфографические и синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.

Задание 1. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.

Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води (-ться, - ца), что с таким води (-ться, - ца).

Прочитайте. Сравни слова как части речи и части слова.

Задание 2. Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение.

На одной строчке выпиши слова, которые обозначают части речи, на другой строчке - слова, которые обозначают части слова.

Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

3. Группировка

Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

Задание 1. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

В результате предложенные слова группируются:

* по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

* по родам (существительные общего рода, мужского и женского);

* по наличию орфограмм;

* по количеству слогов.

Задание 2. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.

Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:

а) по написанию (существительные с ь и без ь);

б) по родам (существительные мужского и женского рода);

в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).

Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.

4. Задания на обобщение

Цель таких упражнений состоит в осмыслении понятия «предмет» на грамматическом уровне, обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня аналитико-синтетического мышления.

Задание 1. Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.

Храбрость, свежесть, широта, кривизна, глушь - ? (признаки).

Ходьба, просьба, стирка, чтение, работа - ? (процесс).

Задание 2. Как бы вы сказали одним словом о человеке: необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (Замкнутый)

Задание 3. Замените одним словом: порицать, считать кого-либо неправым, несправедливым, виновным в чем-либо. (Осуждать.)

Упражнения такого характера обогащают словарный запас учащихся, конкретизируют абстрактное категориальное значение части речи, помогают ученикам осмыслить понятие «предмет» уже не на уровне бытовом, житейском, а на более высоком - грамматическом уровне.

5. Задания на исключение лишнего

Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

Задание 1. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.

Сосна, клен, ясень, тополь.

Варианты ответов учащихся:

* Сосна - хвойное дерево, остальные - лиственные.

* Клен - 1 слог.

* Ясень - начало - на гласную букву, у остальных - на согласную букву.

* Клен - слово без орфограммы, у остальных - орфограмма «Безударная гласная в корне».

* Сосна - существительное женского рода, остальные - мужского рода.

* Сосна - существительное 1-го склонения, остальные - 2-го склонения.

Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.

Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.

Варианты ответов учеников:

* Объединить - это глагол, остальные - существительные.

* Какао - несклоняемое существительное среди существительных, другие - склоняемые.

* Колонны - существительное мн. ч., остальные - ед. ч.

* Костюм - существительное мужского рода, остальные - женского.

* Рожь - существительное 3-го склонения, школа - существительное 1-го склонения.

Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.

6. Учебная лингвистическая задача

Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

Задание 1. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему смешно)?

Часовой! Который час

Первый ваше благородье!

Давно ли

Часа с полтора ваше благородье.

Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка №1.

Карточка №1

Часовой - имя существительное, потому что…

1)…; 2)…; 3)….

Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке №2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.

Карточка №2

Часовой - имя существительное, потому что:

1) обозначает предмет (кто?);

2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки;

3) является обращением.

Почему смешно? Чем вызван комический эффект?

Следует ответ учеников: «Такую же форму имеет имя прилагательное часовой (-ая, - ое), оно обозначает признак (какой?), изменяется по родам: часовой механизм, часовая фабрика, часовое устройство; в предложении выступает как определение». Имя существительное образовалось из имени прилагательного и обозначает человека, стоящего на часах (т.е. на посту). Вопрос «Давно ли?» можно понять двояко: как уточняющий время (первый час) и как относящийся к времени пребывания на посту часового. Спрашивающий имеет в виду первое, а отвечающий - второе. Этим (многозначностью) и вызван комический эффект.

Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников учение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для доказательства и самоконтроля. В основе этого задания - приемы сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию умения делать умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых явлениях.

7. Терминологический диктант

Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов. Так на уроке на тему : «Лексическое значение слов» могут быть предложены следующие задания

1. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна (жалюзи).

2. Начитанность, глубокие познания человека в какой-либо области науки (эрудиция).

3. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплета с самой книжкой (форзац).

4. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве (филология).

Интегрированный подход в ходе преподавания предметов гуманитарного и эстетического цикла рассматривается в настоящее время как одно из инновационных направлений педагогики. Объективными факторами, стимулирующими развитие данного процесса, являются тенденции целостного осмысления социальных и культурно-значимых явлений, поиск эффективных способов преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла. Особенное значение реализация идей и возможностей данного педагогического направления приобретает в настоящее время в условиях дефицита учебного времени и перегрузки учащихся. Одним из аспектов его реализации является возможность приобщения учащихся к культуре родного края.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

«Вместе играем - речь развиваем»

игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

«Вместе играем - речь развиваем». Игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Сборник игр и упражнений. /Сост. Е.А.Рябухина. - Ревда, 2016.

Данный сборник систематизированных игр и упражнений может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями воспитанников детских садов в совместной деятельности с детьми дома для развития связной речи, тренировки правильного изложения своих мыслей, что в дальнейшем является неотъемлемой частью для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

© ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»,2016

Пояснительная записка

Развивающие игры с картинками

Кто больше заметит небылиц

Где начало рассказа

Найди картинке место

Исправь ошибку

Какая картинка не нужна

    Отгадай-ка

    Нарисуй сказку

Фотограф

    Чего не бывает на свете

    Как ты узнал

«А я бы...»

Составь два рассказа

Поиск пропавших деталей

    Распространи предложение

    Пойми меня

    Нарисуй картинку словами

    Придумай сказку

    Волшебный мешочек

Развивающие упражнения

Что могу делать?

Слова наоборот

Слова-товарищи

Один – много

Потому что…

Объясни…

Кто кем был

Обобщающие понятия

Животные и их детеныши

Кто как разговаривает

Подскажи словечко

Кто где живет

Скажи ласково

Что происходит в природе

Кто как передвигается

Кто может совершать эти действия

Из чего это сделано

Лови, да бросай – цвета называй

Четвертый лишний

Что бывает круглым

Весёлый счет

Хорошо – плохо

Веселые рифмы

Всё расставим на места

Кто больше

Цепочка слов

Приложения

Пояснительная записка

На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Педагогическая и методическая литература предлагает огромное количество игр, в том числе и на развитие связной речи, но воспитателям и родителям сложно ориентироваться в многообразии литературы по выбору игр для проведения прогулок, совместных видов деятельности, досуговой деятельности. Поэтому, возникла необходимость в сборнике «игр и упражнений на развитие связной речи».

В предложенном сборнике собраны разнообразные игры и упражнение на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, которые сгруппированы по разделам: игры с картинками и простые речевые упражнения. К каждой игре даны методические рекомендации по проведению.

Игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения, помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.

«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Оборудование: стихотворение «Путаница», фишки.

Ход игры:

Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки.

Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница».

Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру.

В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Другие примеры небылиц:

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор.

А по нашей кошке

Пробежал забор.

Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек

Низенького роста.

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка.

«Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 1 )

Ход игры:

Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Найди картинке место»

Цель : научить соблюдать последовательность хода действия.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 2 )

Ход игры:

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 3 )

Ход игры:

Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Оборудование: серийные картинки. (Приложение № 4 )

Ход игры:

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Отгадай-ка»

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Оборудование: цветной камешек.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.

Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло»

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход игры:

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Оборудование: Приложение № 5 )

Ход игры:

Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Оборудование: картинки-нелепицы. (Приложение № 6 )

Ход игры:

Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Оборудование: предметы или картинки, фишки.

Ход игры:

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«А я бы…»

Цель : развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: текст сказки.

Ход игры:

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Оборудование: два набора серийных картинок. (Приложение № 7,1 )

Ход игры:

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины. (Приложение № 8 )

Ход игры:

«Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«Распространи предложение»

Цель : развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Оборудование: цветной камешек

Ход игры:

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.

«Пойми меня»

Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Оборудование: коробка с картинками предметов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете.

После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя.

Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

"Нарисуй картину словами"

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Оборудование: стихотворение о весне (лете, зиме и т.д).

Ход игры:

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.

"Придумай сказку"

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т.д).

Ход игры:

Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

«Волшебный мешочек»

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры:

Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Простые речевые упражнения для развития связной речи

Такие упражнения не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.

Какой?

Цель: обогащать речи ребенка именами прилагательными.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.

Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

Что могут делать…?

Цель : обогащать речь ребенка глаголами.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Слова наоборот

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры:

Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.

Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл - потерял.

Слова-товарищи

Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.

Ход игры :

Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Один – много

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры:

«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.

Пример:

стол – столы

кусок – куски

стул – стулья

день – дни

гора – горы

прыжок – прыжки

лист – листья

двор - дворы

дом – дома

перо - перья

носок – носки

крыло - крылья

глаз – глаза

сон – сны

гусёнок – гусята

пальто- пальто

лоб – лбы

тигрёнок – тигрята

нога - ноги

дыра - дыры

Потому что

Цель: учить включать в речь союзов и предлогов с целью сделать речь плавной, логичной, цельной.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку рассуждая, ответить полным ответом на вопрос.

Я мою руки потому, что.… Почему ты идёшь спать? и т. д .

Объясни

Цель: развивать речь детей, учить логично рассуждать.

Ход игры:

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос».

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна?

Кто кем был?

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры:

Взрослый называет предмет или животное, аребёнок, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Пример:

Цыплёнок – яйцом

Шкаф – доской

Лошадь – жеребёнком

Велосипед – железом

Корова – телёнком

Дуб – жёлудем

Дуб – жёлудем

Рубашка – тканью

Дом – кирпичом

Бабочка – гусеницей

Сильный – слабым

Взрослый – ребёнком

Рыба – икринкой

Ботинки – кожей

Хлеб – мукой

Яблоня – семечком

Обобщающие понятия

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Пример:

Взрослый

Дети

картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.

берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

Домашние животные

корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака

Перелётные птицы

стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль

Зимующие птицы

голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова

стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа

тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце

пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы

туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.

Дикие животные

тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.

яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

Инструменты

пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы

Транспорт

трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход

Вариант 2.

Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Животные и их детёныши

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1.

Группа 2.

Группа 3.

Кто как разговаривает?

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый, поочерёдно называя животных. Дети-как-то или иное животное подаёт голос.

Пример:

Корова - мычит

Утка - крякает

Волк - воет

Свинья - хрюкает

Тигр - рычит

Собака - лает

Змея - шипит

Комар – пищит

Вариант 2.

Взрослый спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Подскажи словечко

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый, спрашивает: -Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: - Сорока стрекочет.

Пример:

Сова летает, а кролик?

Лягушка квакает, а лошадь?

Корова ест сено, а лиса?

У коровы телёнок, а у овцы?

Крот роет норки, а сорока?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Петух кукарекает, а курица?

Собака живет в конуре, а мышка?

Кто где живёт?

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры:

Взрослый поочередно задает вопрос детям, а они отвечают. Необходимо следить за правильным употреблением предлогов.

Вариант 1.

Пример:

Взрослый

Дети

Кто живёт в дупле?

Кто живёт в скворечнике?

Кто живёт в гнезде?

Птицы: ласточки, кукушки, сойки

Кто живёт в будке?

Кто живёт в улье?

Кто живёт в норе?

Кто живёт в логове?

Кто живёт в берлоге?

Вариант 2.

Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге»

Скажи ласково

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Пример:

стол – столик

белка – белочка

ключ – ключик

ложка – ложечка

шапка – шапочка

картина – картинка

книга – книжечка

зеркало – зеркальце

голова – головка

свёкла – свёколка

мыло – мыльце

коса – косичка

кукла – куколка

жук – жучок

вода – водичка

дуб – дубок

вишня – вишенка

башня – башенка

платье – платьице

кресло – креслице

перо – пёрышко

стекло – стёклышко

часы – часики

трусы – трусики

Что происходит в природе?

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры:

Взрослый, задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Взрослый

Дети

Солнце – что делает?

Светит, греет

Ручьи – что делают?

Бегут, журчат

Снег – что делает?

Темнеет, тает

Птицы – что делают?

Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни

Капель – что делает?

Звенит, капает

Медведь – что делает?

Просыпается, вылезает из берлоги

Кто как передвигается?

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения.

Ход игры:

Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Пример:

Взрослый

Дети

стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит

мяукает, ласкается, царапается, лакает

шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает

ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает

Кто может совершать эти действия?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет глагол, а ребёнок называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Пример:

Взрослый

Дети

человек, животное, поезд, пароход, дождь…

ручей, время, животное, человек, дорога…

птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

рыба, кит, дельфин, лодка, облако, человек

Из чего сделано?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры:

Взрослый говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок отвечает: «Кожаные».
Пример:

Взрослый

Дети

Рукавички из меха

Таз из меди

Ваза из хрусталя

хрустальная

Носки из шерсти

шерстяные

Лови да бросай – цвета называй

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры:

Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Пример:

Взрослый

Дети

мак, огонь, флаг

Оранжевый

апельсин, морковь, заря

цыплёнок, солнце, репа

огурец, трава, лес

небо, лёд, незабудки

колокольчик, море, небо

Фиолетовый

слива, сирень, сумерки

Четвёртый лишний

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры:

Взрослый называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например:

голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Что бывает круглым?

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти.

Ход игры:

Взрослый задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить.

Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
-что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
-что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
-что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Весёлый счет

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход игры:

Взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнокв ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

Один стол – пять столов

Один цыплёнок – пять цыплят

Один слон – пять слонов

Один заяц – пять зайцев

Один журавль – пять журавлей

Одна шапка – пять шапок

Один лебедь – пять лебедей

Одна банка – пять банок

Одна гайка – пять гаек

Одна пуговица – пять пуговиц

Одна шишка – пять шишек

Одна пуговица – пять пуговиц

Один гусёнок – пять гусят

Одна шляпа – пять шляп

Одна книга – пять книг

Одна конфета – пять конфет

Хорошо – плохо

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход игры:

Взрослый задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,
полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Веселые рифмы

Цель: .

Ход игры:

Играющие подбирают к словам рифмы. Свечка -…,печка, трубы - …, губы, ракетка- … пипетка, сапоги- …пироги и т.д. С подобранными рифмами можно составлять небольшие стихи, например:

Я надела сапоги

Принесла вам пироги.

Все расставим по местам

Цель: развитие связной речи, внимания и памяти.

Ход игры:

Послушать перепутанную историю, а затем рассказать ее правильно.

Вам сейчас задачу дам

Все расставить по местам:

Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке,

Старичок же в это время

Громко лаял у соседки.

Я запутался опять,

Помогите разобрать.

Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке,

Воробей же в это время

Громко лаял у соседки.

Кто больше?

Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования

Ход игры:

Один из игроков загадывает любую букву – это можно сделать при помощи книги, указав на букву с закрытыми глазами, можно «зашифровать» букву – 3 страница, 5 строчка сверху, 3 буква справа.

Можно произносить звуки «про себя», пока кто-то из игроков не скажет «стоп» и назвать букву. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.

Цепочка слов

Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования

Ход игры:

Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т.д. Можно ограничить «поле» поиска слов и подбирать только съедобное или животных.

В результате может получиться: конфета - ананас – суп – пирог – груша - арбуз – слива и т.д.

Приложение № 1

«Где начало рассказа?»


Приложение № 2

«Найди картинке место»

Приложение № 3

«Исправь ошибку»


Приложение № 4

«Какая картинка не нужна?»


Приложение № 5

«Фотограф»


Приложение № 6

«Чего на свете не бывает»

Приложение № 7

«Составь два рассказа»

Приложение № 8

«Поиск пропавших деталей

Использованные источники

    Гербова В.В. Составление описательных рассказов [Текст]/ Гербова В.В. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9.

    Гербова В.В. Учусь говорить [Текст]/ Гербова В.В.// - М.: Просвещение, 2006.

    Козырева О.А. Лексико-грамматические игры [Текст]/ Козырева О.А. // Логопед.- 2012. -№6.

    Петрова Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа [Текст]: методическое пособие / Петрова Т.И. - М.: Школьная Пресса, 2008.

Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников . В 3 альбомах. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. — М.: ООО «Изда-тельство Астрель»: 000 «Издательство ACT», 2003. — 79, с: ил.

Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5—7 лет, способ-ствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарно-го запаса, развитию логического мышления и графических навыков. Иллюстрации к пособию сделаны художником А. В. Савельевым.

Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, логопедам, родителям.

ООО «Издательство Астрель», 2000

Уважаемые взрослые!

Предвидя ваше нетерпение и стремление как можно быстрее оку-нуться в мир красочных картинок, мы все же надеемся, что вы задер-жите свое внимание на этой странице.

Данное пособие содержит занимательные игровые задания для де-тей 5-7 лет, предназначенные для развития речи и в то же время ори-ентированные на всестороннее развитие ребенка. Выполняя с вашей помощью и под вашим руководством эти задания, ребенок будет раз-вивать свою речь, логическое мышление, внимание, память, вообра-жение, а также приобретать графические навыки, не догадываясь об этом.

Комплект состоит из четырех красочно иллюстрированных альбо-мов, каждый из которых предназначен для работы над определенной группой звуков:

I - звуки с, сь, з, зь, ц;

II - звуки hi, ж, ч, щ;

III - звуки р, рь, л, ль;

IV - звуки п, пь, б, бь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь, х и йоти-рованные звуки.

Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (и на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя, развивается фонема-тическое восприятие. Это достигается вовлечением ребенка в опреде-ленного рода игровые и речевые ситуации, где он - активный участ-ник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самосто-ятельные выводы. С одной стороны, мы предлагаем ребенку образец для подражания, с другой - предоставляем широкое поле для фанта-зии и творчества.

Каждые две страницы в альбоме - так называемый разворот - это рабочая игровая площадка для ребенка, имеющая часто единый сю-жет. Если левая страница, как правило, несет основную речевую и по-знавательную нагрузку, то правая - содержит упражнения, развива-ющие мелкую моторику. Использование заданий такого рода окажет большую помощь в подготовке руки к письму.

Игровые упражнения разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста. Тем не менее все упражнения долж-ны выполняться с помощью логопеда и родителей. Этап постановки, автоматизации изолированного звука и автоматизации звука на уров-не слога осуществляется логопедом. Работа с данным пособием начи-нается на этапе автоматизации звука в слове. Подбор заданий идет по выбору логопеда.

Давайте ребенку возможность внимательно всматриваться в изоб-раженные предметы и явления. Чтобы легче запоминались новые сло-ва, а вместе с тем интенсивнее шел процесс закрепления правильного звукопроизношения, надо чаще использовать их в разговоре с ребен-ком. При этом полезно ставить вопросы таким образом, чтобы при от-вете ребенку приходилось самому использовать эти слова.

Эффективность занятий во многом зависит и от того, станут ли они интересными для ребенка, а поэтому они не должны быть принудитель-ными и утомительными. Организуйте занятия чаще, но продолжитель-ность их не должна превышать 25 минут.

Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжела-тельной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий долж-но соответствовать его индивидуальным возможностям и рекоменда-циям логопеда.

Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, уп-рекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Важно не только чему-то научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение.

С самого начала объясните ребенку, что относиться к альбому надо бережно, а выполнять задания на его страницах - точно и аккуратно (раскрашивать только то, что указано, рисовать только то, что требу-ется и т.д.).

Если вы проявите терпение, будете внимательны к нашим рекомен-дациям, да к тому же сможете на основе своей фантазии дополнить наши сюжеты, то добьетесь хороших результатов.

Успехов вам и вашим детям!

Рассмотри и назови картинки. Скажи, какой звук встречается в названии всех этих предметов? В каждом ряду найди и назови лишний предмет. Объясни, почему он лишний.

Соедини дорожками разного цвета одинаковые предметы. Назови все, что ты видишь на рисунке, одним словом.

Каждая картинка — это слово. Возьми карандаш и соедини картинки таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова стал началом следующего. Какой это звук? Первые картинки цепочек обозначены красными точками.

Назови слова первой цепочки. Сколько их? Назови слова второй цепочки. Сколько в ней слов? Обозначь каждое слово полоской

Раскрась самолеты: те, которые повернуты вправо, - синим цветом, а те, которые повернуты влево, — красным.

Рассмотри и назови предметы, спрятанные художником. Обведи контуры предметов разными карандашами. Сколько предметов нарисовал художник? С какого звука начинаются все эти слова?

ИГРА «УЛИТКА»

У участников игры фишки разного цвета и кубик с разным количеством точек на гранях.

Описание игры: играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеточек, попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберется до ананаса.

Выбери и назови предметы со звуком «С» в начале слова. А теперь найди предметы, в которых звук «С» спрятался в конце слова.

Назови тех, кто спрятался под масками (слон, лиса и пес). Кто стоит слева от елки? Кто стоит справа от елки? Назови их одним словом. Какой звук встречается в названии этих животных? Определи место звука «С» в слове (начало слова, середина, конец слова).

Рассмотри елочные игрушки, назови игрушки со звуком «С» в начале слова, в середине, в конце слова. Подумай, какими игрушками украсят свои елки слон, лиса, пес с учетом места звука «С» в этих словах? Соедини игрушки с нужной елкой.

Назови игрушки, которые ты видишь на картинке. Скажи, что забыл нарисовать художник? (Ответь, чего не хватает у Буратино, самолета, коляски и часов.)

Расскажи, используя слова «слева», «справа», о паре предметов на каждой картинке. Сравни картинки: 1 и 3, 2 и 4, 1 и 4, 2 и 3.

Рассмотри картинки и скажи, какие из нарисованных предметов никогда не бывают красными? Остальные предметы раскрась красным карандашом. А теперь подумай, про какие из них можно сказать: красная (пример: красная сумка); красный (пример: красный сарафан); красное (пример: красное яблоко); красные (пример: красные, бусы).

Ежедневно страус выставляет в своем магазине одни и те же товары. Назови то, что продает страус. Можно ли назвать предметы одним словом?

Назови игрушки, которые находятся на верхних полках. Что стоит справа от слона и слева от стакана? Что стоит справа от маски и слева от самовара? Где висит сабля?

Назови игрушки на средних полках. Где стоят маленькие совы? Где стоят большие совы? Сколько сов на крайней справа полке? Сколько сов на крайней слева полке? Сколько всего сов?

Назови игрушки, которые находятся на нижних полках. Что стоит справа от парусника? Что стоит слева от парусника?

В среду в магазин страуса зашла собака, чтобы купить детям подарки. Как ты думаешь, что могла купить собака? В субботу в магазин зашел аист и купил сувениры для аистят. Что, по-твоему, купил аист?

Слава, Стае и Соня пошли в магазин. Покажи каждого из них, если Стае самый высокий. Помоги детям сделать покупки: соедини дорожками продукты с сумками детей. Запомни, что Стае должен купить напитки, Слава - мясо-молочные продукты, а Соня - хлебобулочные изделия.

Назови тех, кто пришел на прием к доктору Айболиту, и определи, что у каждого болит. Как ты думаешь, почему так зовут доктора? Посчитай, сколько у доктора градусников, и скажи, хватит ли их на всех больных. В нижней части картинки нарисованы «лекарства». Ориентируясь на цифры, скажи, чем лечит Айболит слона, страуса и остальных пациентов. Какое «лекарство» оказалось лишним, почему ты так думаешь?

Где живут животные, которые пришли лечиться?

Назови детенышей: слона, лисы, страуса.

Для чего носорогу рог, слону хобот, страусу ноги и клюв?

Что перепутал художник? Исправь его ошибки.

Совпадают ли отражения предметов на картинке?

Помоги хозяйке навести порядок на кухне: распредели предметы по местам:

а) в холодильник (как ты назовешь эти предметы?);

б) на полки и плиту (назови эти предметы одним словом);

в) на стену;

г) в мусорное ведро.

Помоги бабе Соне отыскать предметы, которые нужны, чтобы связать носки, сварить суп, сварить сок (соковарка, абрикосы), вскипятить чай, сделать мясные котлеты, быстро сварить мясо (скороварка), навести порядок в доме. Что еще из изображенного начинается на «С».

«Налей» (нарисуй) в стаканы нижнего ряда сливовый сок - полстакана и полный стакан. В стаканы среднего ряда «налей» абрикосовый сок: в левый стакан до второй черточки снизу, в правый - до первой черточки снизу. В стаканы верхнего ряда «налей» томатный сок: в левый стакан до первой черточки снизу, в правый - до первой черточки сверху.

Чего больше - стаканов или кексов? Сделай так, чтобы их стало поровну.

Сима и Сева любят фотографировать. Сима фотографирует животный мир, а Сева - растительный. Определи, где чьи фотографии, и назови, кто на фото у Симы, а что - у Севы. Внимательно рассмотри кадры и найди ошибки фотографов.

С какого звука начинаются имена детей. Укажи фотографии, на которых изображены предметы со звуком «С» в начале слова.

Рассмотри картинки. Назови цвета красок.

Соедини каждый предмет с нужной краской. Про какие предметы можно сказать: серая, синяя, сиреневая; серый, синий, сиреневый; сиреневое.

Боксер несет письма своим друзьям: лосю, гусю, рыси. Помоги отыскать боксеру домики друзей. Где чей след? (рысий и т.д.) Где чей домик? (гусиный и т.д.) Внимательно посмотри на домики и скажи, кто из друзей теннисист? велосипедист? боксер? Догадайся, кому какое письмо. О каких боксерах идет речь в предложениях:

1. По следу идет...

2. На ринге дерется...

Посмотри на картинку и скажи, кто это? Почему Снегурочку называют Снегурочкой? (Потому что она из снега.)

Назови картинки. Выбери те предметы, в названии которых слышится слово «снег», соедини их дорожками со Снегурочкой. Нарисуй на дорожке столько комочков снега, сколько слогов в каждом слове. Назови самое короткое слово и самое длинное.

Соня и Сеня играют в кубики. Соня собирает кубики, на которых нарисованы предметы с твердым звуком «С», а Сеня - с мягким звуком «СЬ». Соедини кубики с ребятами по образцу: Соня - сыр, Сеня - персик.

Зима, весна, лето, осень - что это? Покажи эти времена года на картинках. Как ты догадался? Рассмотри картинки и скажи, что к какому времени года относится? Соедини каждую картинку дорожкой с нужным временем года.

Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? Когда это бывает? Посмотри на картинку и скажи: с каких деревьев ветер сорвал листья? Лист осины называют осиновым. А как называют лист дуба? клена? рябины? Найди дерево с самым толстым стволом. У какого дерева такой ствол? Что собирают лисички? Как ты думаешь, почему грибы называют «лисички», «подосиновики», «опята», «мухоморы». Какие из них съедобные? Какие ядовитые? Сколько и каких грибов собрали лисички? О каких лисичках идет речь в следующих предложениях:

1. На поляне играют...

2. Под деревьями растут...

Посмотри на картинку и скажи, кто кого схватил? Как бывает, а как не бывает? Сравни: «собака» и «собака схватила лису». Где здесь слово, а где предложение? О чем сообщается в предложении? Сколько слов

В этом предложении? Проверь себя по схеме.

К каждой картинке нарисуй схему предложения.

Соедини картинки правильно (проведи линии). Назови одним словом пары картинок.

С помощью чего мы можем передвигаться по земле, под землей, по воздуху, по воде? Назови все, что ты перечислил, одним словом.

Автомобиль, велосипед, автобус - это наземный транспорт. А как назвать самолет и вертолет; метро; парусник, теплоход и лодку?

Про какой вид транспорта можно сказать: быстрый, самый быстрый,

стремительный?

Что передвигается по воде, по воздуху, по земле? Соедини по образцу.

Найди дом, в котором живет Человек Рассеянный. Почему этого человека так называют? Какие вещи он потерял?

«Отремонтируй» (найди нужную заплатку) Человеку Рассеянному свитер.

Подбери из носков пары. Соедини линиями каждую пару.

Посмотри на картинку и скажи, кого из детей как зовут, если Света светлее Сони, Саня самый высокий, Слава самый толстый, а Костя всегда веселый. У кого из них спаниель? такса? боксер? бассет? фокстерьер?

Скажи наоборот: темный - ...; низкий - ...; грустный — ...; худой — ....

Посмотри на картинку внизу и скажи, что снится собакам.

Придумай собакам клички со звуком «С». Нарисуй дорожки к пьедесталу и скажи, кто занял первое место, второе, третье.

Рассмотри внимательно картинку. Почему этот замок назвали замком звука «3». Назови слова со звуком «3» в начале слова. Назови слова со звуком «3» в середине слова.

Зайки делают зарядку. Где чья тень? Соедини дорожками каждого зайку со своей тенью.

Какой предмет встречается на каждой карточке? Какой предмет встречается дважды на одной карточке?

Отгадай загадки. Найди отгадки, которые спрятал художник, и обведи их контуры карандашами разных цветов. Назови слова, которые состоят из одного, двух, трех слогов.

Угадайте, что за шапка?

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

(Заяц)

С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

С хвостом, а не корова.

(Коза)

Из-под крыши крыша

Под дождик вышла.

(Зонт)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

(Замок)

Нужно срочно угадать,

Кто из них умеет бегать

Или ползать, или прыгать,

Или по небу летать!

Какой звук встречается в названиях всех этих картинок?

Проведи карандашом по пунктирным линиям и ты увидишь, как прыгает с пенька на пенек зайка, ползает змея, летает стрекоза.

Рассмотри рисунок. Ты узнаешь Лизу, Зою и Розу по цвету резиночек в их волосах. У Зои зеленая резиночка, у Розы - бирюзовая, а у Лизы -розовая. А затем, пройдя по дорожкам лабиринта, ты поможешь девочкам быстро отыскать их зонтики. Можно ли догадаться, где чей зонтик, сразу, не проходя длинного пути? Если можно, то как? Объясни.

Найди два одинаковых зонтика.

Сколько зайчат за забором? Как ты догадался? Объясни.

Сосчитай зонтики. Справа в квадрате запиши их количество.

Коза вышла на прогулку со своими детками.

Как их называют? Стали они играть в прятки. Посмотри внимательно на картинку и скажи, куда спрятались козлята? Откуда выглядывает каждый из них? От найденных тобой козлят проводи дорожки к маме-козе, пока не найдешь всех ее детенышей. Составь предложение по образцу: «Козленок спрятался за березу». Посмотри на схему этого предложения:

Сколько слов в предложении? Назови самое маленькое слово. Обрати внимание на его обозначение в схеме.

Послушай стихотворение:

Кочаны несет козел,

А коза - большой котел.

Значит, завтрак будет вкусный

Для козляток из капусты.

Ю. Раевский

Найди самый короткий путь к козлятам.

Одинаково ли звучат слова «замок» и «замок»? Выдели голосом ударный звук в каждом слове.

А теперь, дружок, послушай небольшую сказку. Когда тебе будут ее читать, называй пропущенные слова - «замок» или «замок». Только не ошибись в ударении. Так ты поможешь выручить из беды Незнайку. «Злодей заточил Незнайку в.... Незнайке очень хотелось выбраться из..., но он не знал, как справиться с.... К Незнайке на помощь поспешили его друзья. Они открыли... и освободили Незнайку из...».

Перескажи эту сказку кому-нибудь из членов семьи, а затем и друзьям.

Помоги Незнайке пройти по лабиринту в гости к Золушке, минуя замок Змея Горыныча.

Определи, какой из трех замков подходит к первому. Дорисуй этот замок и раскрась.

Послушай стихи Незнайки. Что он перепутал?

1. На бахче растут медузы.

В море плавают арбузы.

2. На лугу пасутся розы,

А растут на клумбе козы.

3. За рекою в роще розы.

В вазе на столе березы.

4. На столе букет мимозы,

А в ладошке три занозы.

Все многоугольники, в которых поставлена точка, раскрась голубым карандашом и ты узнаешь, какие узоры нарисовал Дед Мороз на окне для Незнайки и для Золушки.

Помоги Незнайке решить задачи. Какие из них он записал неправильно?

1. Сколько арбузов растет на двух березах?

2. Сколько фазанов гуляет по газону?

3. Сколько роз срезала Зоя?

4. У козы Зойки родились зайчата: три сереньких и один беленький. Сколько всего зайчат родилось у Зойки?

5. Сколько глаз у двух дикобразов?

Помоги зайчихе подобрать лоскутки для одеяла. Поставь соответствующие цифры в пустых квадратиках.

Соедини каждую звезду с нужной картинкой. Объясни, чем они отличаются?

О каких водолазах и козырьках идет речь? Покажи нужную картинку.

1. Надежные спасатели собаки... 3. У крыльца резной...

2. Под водой работают... 4. У кепки яркий...

Очень звонкую работу

Для него придумал кто-то.

Он звонит и там и тут:

Все звонком его зовут.

Рассмотри картинки. Какие бывают звонки, тебе подскажут ответы на загадки. Соедини каждый звонок с подходящей картинкой. Про какой звонок ты не нашел загадку?

Никому не даст проспать:

Прозвонит - пора вставать.

Сроду он не ест, не пьет -

Песни звонкие поет

Что за кнопочка? Нажал,

У порога подождал

И тебе открыли дверь:

Заходи, ты гость теперь.

Соедини разноцветными карандашами точки телефонных проводов и скажи, кто с кем разговаривает? Составь предложение по схеме

Сколько слов должно быть в предложении. Назови маленькое слово («с»).

Догадайся, кто пришел в комнату кривых зеркал? Нарисуй по точкам и увидишь их отражения.

Помоги зайцу и зебре сделать покупки в магазине. Наполни их корзины. Для зайки покупки со звуком «3», а для зебры со звуком «ЗЬ» Соедини по образцу.

Кузя, Лиза, Зина запускают змеев. Найди и покажи самого зубастого, самого языкастого, самого глазастого. Узнай детей, если у Зины зеленый бант. Скажи, какого змея держит каждый из детей.

Нарисуй воздушных змеев по точкам. Раскрась. Скажи, какие змеи у тебя получились.


Рассмотри внимательно картинки. Почему этот дворец называют дворцом звука «Ц». Назови предметы со звуком «Ц» в начале слова, в середине и в конце слова.

Соедини пары картинок по образцу и назови их.

Возьми карандаш и соедини картинки таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова стал началом следующего. Первые картинки цепочек обозначены красными точками. Какой звук повторяется во всех этих словах?

Помоги цыплятам собрать свои блюдца с учетом количества слогов в словах. Где чьи блюдца, тебе подскажут схемы рядом с цыплятами. Соедини блюдца с цыплятами. У кого сколько блюдец и осталось ли лишнее?

Соедини линией картинки, на которых предметы расположены одинаково.

Назови, кто изображен на картинке? Можно ли их назвать одним словом? Где чья тень?

Внимательно рассмотри картинки. Найди для каждой картинки, нарисованной слева, подходящие по рифме картинки, нарисованные справа. Соедини рифмующиеся пары цветными карандашами (пример: солнце - оконце). Где спрятался звук «Ц» в этих словах: в начале слова, в середине, в конце слова? А теперь закрой картинки правого столбика и вспомни рифмующиеся пары.

Назови картинки. «Перенеси» картинки из нижнего ряда в верхний, двигаясь по дорожкам. Определи место звука «Ц» в этих словах.

Нарисуй недостающую пуговицу.

Какой первый звук в слове «цапля»! Какой последний звук в слове «заяц»! Где спрятался звук «Ц» в слове «курица»! Помоги покупателям выбрать полотенца с учетом места звука «Ц» в словах. Соедини полотенца с покупателями.

Подбери к полотенцу подходящий лоскуток.

Что здесь лишнее? Назови числа по порядку. Какие пропали?

Раскрась только те цветы с примерами, ответ которых равен 11.

Помоги цыплятам найти свои домики-яйца, но имей в виду, что большие цыплята могут входить только через большие ворота, а маленькие - только через маленькие ворота; желтые цыплята могут ходить только по желтым дорожкам, а белые - только по белым дорожкам. Напиши такие же цифры рядом с домиками.

Кто какое яйцо снес?

Реши примеры на каждом цветке. Соедини их с правильными ответами на гусенице. Для какого примера не нашлось ответа? Запиши его на хвосте гусеницы.

Дорисуй последний цветок в каждом ряду, не нарушая закономерности.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, кто здесь нарисован? Назови всех одним словом. Кто где поселился? Нарисуй дорожки к домикам. Ответить на этот вопрос тебе поможет схема:

Назови слова в предложении по порядку и соотнеси их со схемой. Есть ли в этом предложении маленькое слово? Назови его («в») и покажи на схеме. Скажи правильно, откуда начинается и куда ведет каждая дорожка (от совиного дупла, ... к совиному дуплу и т.п.). Назови птиц, которые строят гнезда:

из крупных веток (аист);

из лишайника и мха (сова);

из глины и соломы (ласточка);

на воде(цапля);

из травы и пуха(синица).

Каким птицам помогает строить гнездо человек? (Скворцам).

Рассмотри внимательно картинку и найди того, кто напугал лягушонка.

Раскрась картинку.

Назови предметы, изображенные на странице. Объедини (проведи линии) предметы в пары. Скажи, что для чего предназначено.

Рассмотри картинки. Кем мечтает стать Коля, а кем Оля? Составь предложения таким образом, чтобы желания детей совпадали (пример: Коля мечтает стать певцом, а Оля - певицей).

Кем еще могут стать дети? Составь предложения по образцу: Коля хочет стать милиционером, а Оля - учительницей.

Эта игра на развитие речи детей дошкольного возраста, позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию речи , наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Вариант 1. «Подбор прилагательных»

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям - словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Вариант 2. «Что бывает?»

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» - помидор, ель, трава, дом и т. д.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

Задания по развитию речи

Вариант 3. «Узнавание»

Цель игры - узнать предмет, объект по группе прилагательных или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» - береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» - солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

Вариант 4. «Цепочка слов»

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и проводится в словесном варианте. Суть игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, характеризующих какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный - ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый - одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать - кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово - «кошка».

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная...

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор...

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым...

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд... и т. д.

Вариант 5. «Кто что делает»

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами). В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

А) Для игры необходим набор предметных карточек . Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?»

Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?»

Б) Со старшими дошкольниками и школьниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, «ветер» - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

В) Игру можно усложнить за счет жестов, мимики, пантомимики. Задача детей - назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки - это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее - это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

Г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки - кошка и собака. После того как дети познакомились с ними - рассмотрели, поиграли, - предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку.

Задания по развитию речи

Вариант 6. «Подбор объектов к действию»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» - человек, доска, собака, корабль; «греет?» - солнце, печь, грелка; «летает?» - самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Перед тем как вы начнете заниматься с ребенком развитием речи, советуем ознакомиться с рекомендациями по ведению занятий .

Всех занятий по развитию речи с описаниями и разбивкой по возрастам.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта