Амазонки
Впервые сведения о женщинах-воительницах, названных впоследствии амазонками, появились у древнегреческих (эллинских) историков. Многие века легенды о женщинах-амазонках волнуют людей образованных, как мужчин, так и женщин. С течением времени легенды эти наполнились всякими вымыслами, были сильно приукрашены, а амазонки стали героинями многих художественных и литературных произведений, в том числе – фантастических. Для женщин это символ – символ женской независимости, образец для подражания, иногда в буквальном смысле, а для мужчин – образец красоты и привлекательности. Поэтому любопытно узнать, что было и было ли на самом деле.
В частности, после Троянской войны отряд амазонок появился на территории скифов. В ходе этой войны, по свидетельству Геродота, часть амазонок попала в плен, и греки отправили их к себе на трех кораблях. Но не тут-то было! Амазонки восстали, перебили греческих воинов и команды кораблей и, уносимые течением и ветрами, приплыли к берегу, высадившись на скифских землях у места под названием Кремны, затерявшегося в веках. Там они угнали у скифов лошадей и, вооружившись оружием убитых греков, стали грабить страну скифов.
Посовещавшись, скифы решили послать к амазонкам группу своих молодых мужчин, по количеству равную числу амазонок, но не вступать с ними в бой, а стать лагерем поблизости. Убедившись, что от пришельцев им нет опасности, амазонки не стали на них нападать. Долго ли коротко ли, но амазонки стали вступать в связь с молодыми скифами и даже освоили их язык. Молодые скифы звали амазонок присоединиться к своему племени, но амазонки не согласились и стали жить сами по себе. Так на территории скифов появился новый народ – савроматы, говоривший на искажённом скифском языке. Эта легенда сравнительно недавно нашла реальное подтверждение при раскопках скифских курганов на смежных территориях России и Казахстана, где нашли, в числе прочего, захоронения женщин с доспехами и боевым оружием. Такие же захоронения находили на Кавказе и в северном Причерноморье, где женщины были похоронены с оружием и даже с конской сбруей.
История появления амазонок под стенами Афин связана с именем древнегреческого героя Тезея (Тесея). Историю эту рассказал Плутарх. В одном из своих путешествий по Понту Авксинскому (Черному морю) Тезей приплыл к берегу страны амазонок и высадился там, где был встречен весьма гостеприимно. За это гостеприимство он отплатил черной неблагодарностью, влюбившись в царицу амазонок Антиопу и увезя её на своем корабле в Афины. Для освобождения своей царицы амазонки по суше отправились в Афины и осадили город. Осада длилась 4 месяца и закончилась битвой у стен Акрополя, впрочем, безрезультатной для обеих сторон. Поэтому было заключено перемирие, и амазонки ушли к себе. Антиопу они не освободили, поскольку она сражалась на стороне греков и пала в бою. Вот такие дела творились в древности: за что бились – непонятно.
В Украине есть могилы, где находятся скелеты женщин, похороненных с оружием. Они жили все времена, когда греки еще пересказывали многовековые предания о народе женщин-воительниц, но уже считали их вымыслом. Из-за этих находок у археологов опять возник вопрос об амазонках. Быть может, они все же существовали когда-то? На юго-востоке современной Украины, по Великой степи Евразии, тысячи лет бродили орды кочевников, люди разных этнических групп и культур. Но суровая природа диктовала им единый образ жизни.
Выносливые люди на выносливых лошадях всю жизнь перегоняли свой скот, питались его мясом, пили молоко кобылиц. Теперь лишь насыпные холмы в степи являются немыми свидетелями их прошлого. Это - могильники древнего народа, сарматов, которые постоянную обитель обретали только со смертью. В этих захоронениях, именуемых курганами, мало кто предполагал найти подтверждение древних греческих мифов. Сарматы, кочевавшие здесь в I тысячелетии до н. э., не оставили ни письменных источников, ни строений. Все, что мы знаем о них - добыто в могилах или вычитано у древнегреческого историка Геродота, но его сведения всегда рассматривались как легенды.
Амазонки, лютые враги древних греков, изображались ими везде как племя женщин диких настолько, что с мужчинами знались только для продолжения рода и даже посмели однажды напасть на Афины. Но в более поздние времена все сочли это за небылицы. "Кто поверит , - насмешливо заметил греческий географ Страбон, - что когда-то могла существовать армия женщин, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов Рассказать такое, все-равно что заявить, будто в те времена мужья играли роль жен, а жены - мужей" . Многие сведения об амазонках в науку не вошли, зато дали богатую пищу творчеству драматургов во всех жанрах - от комедий до трагедий. К XX веку амазонки появились на эстраде и в фантастике. Но каждый раз, когда в степи находят захоронения женщин с оружием, невольно вспоминается миф о них. И, уже из могил амазонки как бы воюют снова - за свое место в истории мира. Интересно, что Страбон и прочие скептики сказали бы об этих могилах?
Отечественные археологи давно знают о женских могильниках в степях Украины и России, где находили не только украшения из золота и серебра, но еще и боевое снаряжение. Но они не связывали эти захоронения с амазонками до тех пор, пока сюда не пришла многонациональная группа археологов из Западной Европы и США. В мире, где воевали мужчины, образ воительницы казался нелепым. Кое кто даже счел оружие ритуальным, для боев в мире ином, а не в этом. Но скелеты женщин свидетельствуют о другом - есть черепа со следами рубящих и колющих ударов, есть плечевые кости с торчащими з них наконечниками стрел...
Пытаясь представить диких кочевников, скачущих стремительно по степи, невольно вспоминаешь о Чингирхане и ордах монголоидов, но сарматы были европеози. Греки, привыкшие биться пешими в плотном строю, сочли всаднице луками трусливыми, но те заставили признать, что их атаки смертоносны. Почти каждая легенда о битве с амазонками кончается гибелью или посрамлением красивой, но свирепой воительницы, посмелившей меряться силами с греческим героем. Но у Геродота, напротив, амазонки чаще побеждали. Бывших противников они брали себе в мужья и те делили с ними тяготы кочевой жизни и войн. Эти женщины очень важны для нас, потому что они представляют общественную формацию, которая еще никогда не регистрировалась документально.
В украинских степях много захоронений, в том числе в виде курганов. Археологи за несколько сезонов раскопали уже порядка сотни из них, поровну мужских и женских. Здесь есть могилы разных племен, которые приходили сюда друг за другом. В какой-то период времени здесь появились племена, воинами которых были женщины, весьма похожие на тех, которые, по словам Геродота, обитали в степях к северу от Черного моря. Если в женских могилах обилие всяких предметов, то в мужских их почти нет. В одной мужской могиле найден только горшок, в нескольких других мужчины захоронены с ребенком на руках...
Бедность мужских могил еще больше наводит на мысли о матриархате. Результаты раскопок просто поразительны. Благодаря им легенды обрели реальную основу, а записки Геродота о амазонках нашли подтверждение. Согласно Геродоту, амазонки жили в VI веке до н. э., а эти последние могилы относились к периоду от IV до II века до н. э. Таким образом, от амазонок Геродота до погребенных в последних открытых могилах прошло более двух веков, и в племенах, о которых рассказывалось в мифах Древней Греции, уже царил патриархат. За три столетия женщины степей утратили власть и она перешла к их сыновьям и внукам.
Возможно, виновниками этой перемены были пленники-мужчины, которые не хотели мириться с новой для них ролью и которым амазонки доверили воспитание своих детей. Теперь, после открытия археологов, ясно, что амазонки существовали, что жили на земле такие женщины и мифы о них стали еще привлекательнее. Впервые удалось найти в полевых условиях материальные доказательства того, что в обществе существовала формация типа племени амазонок. Она была у кочевых народов, обитавших в этих степях. Здесь правили женщины, пасли скот, охраняли стада и, при необходимости, с оружием в руках бились за свои земли. Благодаря этим открытиям восстановлена добрая репутация Геродота, ведь его называли не только отцом истории, но и отцом вымыслов за рассказы о всякой экзотике типа амазонок. За десяток лет раскопок археологи доказали, что Геродот был прав.
В XII в. до н.э. после битвы элинов с амазонками в Троянской войне элины захватили их в плен и везли на трех кораблях. Но амазонки перебили всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они, носимые волнами и ветром, прибыли к берегам Меотийского озера и высадились на земле свободных скифов у каких-то Кремн. Похитив у скифов табун лошадей, амазонки начали грабить из страну.
"Скифы же не могли понять, - писал Геродот, - в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины. Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки станут их преследовать, то не вступать в сражение, и уклоняться; когда же те остановятся, они должны приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети. Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли безо всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ жизни, занимаясь охотой и грабежом. Амазонки в полуденный час делали следующее. Они расходились по одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от друга.
Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступить с ней в связь. И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую. Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место и другого привел и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок. А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея жену ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин. А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: "У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу; нашими женами будете вы, и никакие другие женщины"
. Они же на это сказали следующее:
"Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи.
Мы стреляем из лука и мечем дротики и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но оставаясь на повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда. Так вот мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите чтобы мы были вашими женами и чтобы вы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе".
Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Некоторые из них, не способные исполнить обычай, умирают в преклонном возрасте, прежде чем выйти замуж".
А Вы задавались когда-нибудь вопросом «Кто такие амазонки: женщины — миф или правда?»
Единого мнения у историков нет. Неизвестно что способствовало зарождению женщин – воительниц.
Самодостаточных, бесстрашных, сильных и независимых. Может быть, чрезмерное угнетение мужчинами вызвало ненависть к ним? Желание воевать и убивать?
Эти женщины оставили в истории человечества заметный след, полный тайн, мифов и загадок.
О месте их обитания существуют разные версии.
По одной, это кочевое племя. По другой версии они владели царством на берегах морей Черного, Каспийского и Средиземного. Но одно известно достоверно: это племя состояло только из представительниц женского пола.
Жили обособленно. Мужчины использовались только для продолжения рода, для зачатия. Рожденных девочек оставляли, мальчиков в редких случаях отдавали отцу, а чаще убивали.
Они были великолепными всадницами, превосходно владели мечом, луком, копьем и коротким боевым топором (лабрисом).
Девочек учили с детства
Этому девочек учили с детства: — воевать и безжалостно убивать. Война была смыслом их жизни.
Любой полководец считал за честь, участвовать в боевых действиях в союзе с ними. Такой чести удостаивались не многие. На совместные действия амазонки соглашались только, если опасность грозила их племени.
Они славились своей воинственностью и непоколебимостью, воевали наравне с мужчинами.
Александр Македонский писал:
«…что ростом они превосходят обычных женщин. Отличаются красотой, здоровьем и сообразительностью…»
Легенды об амазонках
Сказания о женщинах – воинах были и у индейских племен южной Америки.
они жили на берегу реки и обладали несметными богатствами. Это вызвало интерес у жадных испанских конкистадоров. И в 1544 году они отправились на поиски этого таинственного племени. Возглавлял путешествие Франсиско де Ореллана. Впоследствии он описывал военные столкновения с амазонками. Это белокожие, высокие, статные женщины.
Несмотря на наличие огнестрельного оружия, испанцам не удалось пленить ни одну из них. Это подтверждает, что они обладали несокрушимой отвагой и великолепной боевой подготовкой.
Первые упоминания о них встречаются в древнеримской и древнегреческой литературе IV до н.э. Их существование подтверждается археологическими раскопками на всех континентах. Находят женские останки со следами колющих и рубящих ударов, с торчащими в костях наконечниками стрел и похороненных, как воины, вместе с оружием.
Всего мира хранятся древние мозаики, барельефы, сосуды и античные вазы с изображением битв с участием женщин.
Современные амазонки живут вместе с мужчинами. Не ведут с ними войн (оружейных)! Однако в мужских профессиях все больше появляется умных, самодостаточных, независимых женщин, которые с легкостью справляются с мужскими делами. Особенно четко это прослеживается в европейском обществе. И наблюдается даже в мусульманских странах.
Сейчас создаются женские воинские подразделения.
Наукой доказано, что представительницы «слабого пола» по сравнению с «сильным полом»
Неукротимый дух амазонок живет почти в каждой. Хорошо это или плохо? Может быть будущее за прекрасным полом?
Оранг буниан – параллельный мир или реальность Про сон человека и не только или почему людям надо спать Почему Венесуэла бедная, когда такая богатая или кто съел кроликов Загадка ящика Пандоры – легенда древней Греции
Уверенность, что вы – «закоренелый холостяк» может прийти не сразу. Можно несколько раз упорно выходить замуж, расписываясь в ЗАГСе – как подтверждение того, что вы стремитесь к созданию прочной социальной ячейки. Иногда с приходом в жизнь ребенка все наконец-то становится на свои места: любовь и семья – это дети, а секс и прочие физические радости – это мужчины.
Почему женщины хотят замуж?
Вероятность, что появится уникальный персонаж, практически полубог, который отлично поладит с ребенком, договорится с сантехником и строителями на даче, оплатит Интернет, накупит вкусной еды и сухого вина, самостоятельно приготовит ужин, а также порадует сексуально, не создавая своим присутствием коммунальных проблем, конечно, остается.Кстати, вы обратили внимание на то, что нет такого понятия как «закоренелая холостячка»? «Одинокая женщина», «старая дева», «разведенка», «незамужняя» – как угодно, только не «холостячка». И знаете почему? Потому что принято считать: любая дама априори мечтает выйти замуж. А вот сильные мира сего жениться не спешат.
Проведя мини-опрос среди незамужних подруг в возрасте 30–40 лет, вы можете выяснить, что многие из них вообще не заинтересованы в регистрации отношений с мужчиной. Наверняка каждая мечтает о принце на белом коне , но когда начинается «разбор полетов», звучит мысль, что лучше иметь любовника, нежели связывать себя обязательствами. К тому же, есть ощущение, что жить с мужчиной долгие годы – каторжный труд. Уборка, готовка и мечты остаться одной и хоть чуть-чуть пожить для себя. Но как это сделать, чтобы не страдал ребенок? И как делить жилплощадь и прочее добро?
Поискав в блогосфере мнения о том, хорошо ли живется свободной женщине, можно обнаружить множество доводов «за» и ни одного «против». Звучат и такие признания: «Женщина-холостяк всегда отлично выглядит и все потому, что высыпается – ей не нужно слушать ужасный громоподобный храп по ночам…»
Похоже, единственным негативным мнением является цитата из фильма: «Одинокая женщина – это неприлично!» И то она уже – чистый анахронизм.
Если мужчина нужен только для секса, возникают сомнения в том, что нужен брак. Всегда найдется какая-либо причина или претензия к претенденту. Если вы не готовы проявлять терпение и такт, у вас все есть и вы всем довольны, поиск мужа – это дань традиции.
Психологи говорят, что между свободным мужчиной и свободной женщиной огромная разница в мотивации их жизненных ориентиров. У «старого холостяка» есть некоторые тщательно скрываемые проблемы. Это могут быть прежние неудачные отношения с супругой, либо проблемы со здоровьем, либо сложности в бизнесе… Женитьбы для него – последний выход из надвигающегося тупика.Надежда Матвеева
психолог
А «старая холостячка» – это женщина без проблем. Она ухожена, самодостаточна, финансово независима, обеспечена жильем, зачастую имеющая взрослых, устроенных по жизни детей. Такая женщина мечтает о любви… до встречи с реальным претендентом. Как только она близко присматривается к жениху, ее независимый ум начинает просчитывать баланс между трудностями и выгодой от новых отношений … И, конечно, пунктиков против новой связи оказывается намного больше.
Фото из открытых источников
Легенды об амазонках существуют во всем мире, правда, в разных местах этих отважных воительниц именуют по-разному. До нас дошли письменные свидетельства о жизни женщин амазонок - как отголосок древнейших времен, когда женщины правили миром. (сайт)
Принято считать, что местом пребывания европейских амазонок был север Европы, в том числе прибалтийские земли. Первым автором, который сообщил о них в своих путевых заметках (965г.), был Ибрахим ибн Якуб, арабский путешественник еврейского происхождения. Он пишет: по соседству с руссами есть город женщин, владеющих рабами и землями. Эти женщины зачинают детей от собственных рабов, и если рожают сыновей, то убивают их. Они отличаются храбростью, скачут верхом на лошадях и ведут войны.
Фото из открытых источников
Знаменитый арабский путешественник и географ Мухаммад аль-Идриси (первая половина ХII века) рассказывал о двух «островах амазонок» в Северном океане, а Адам Бременский, северогерманский историк, географ и хронист, описывая в ХI веке европейский север, говорит: на восточном берегу Балтийского моря живут амазонки, отчего эта земля называется «землей женщин». Амазонки избегают общаться с мужчинами, а если те появляются, то храбро прогоняют их…
В старинной норвежской хронике также повествуется о «земле девушек», находящейся на диком, туманном побережье Белого моря. Хронике вторит старинная русская книга Азбуквин, где говорится об амазонках из Мурских стран. Ученые считают, что под «мурскими странами» следует подразумевать мурманские земли, находящиеся на Кольском полуострове.
У славян, живших по соседству с карелами, тоже есть сказания об амазонках. В них эти женщины-воины именуются поляницами. По умению сражаться и своей удали поляницы не уступали мужчинам-богатырям, а иногда и превосходили их, отчего те предпочитали не связываться со столь воинственными дамами. Впрочем, хорошо известный нам Добрыня Никитич сумел-таки жениться на полянице Настасье Микулишне, которая приходилась дочерью богатырю-пахарю Микуле Селяниновичу.
Фото из открытых источников
В русских летописях также сообщается о храбрых воительницах, которые помогали мужчинам оборонять города от татаро-монголов, крестоносцев, литовцев и поляков. При этом они не только подносили воинам стрелы либо поливали врагов горячей смолой и кипятком, но и сражались с оружием в руках.
Также известно, что в 1641г., во время обороны от турок Азова донскими, запорожскими казаками, в сражениях принимали участие казачки-наездницы. Прекрасно стрелявшие из луков, они наносили врагам значительный, даже по скромным оценкам, урон. Впрочем, казачкам не привыкать было воевать всерьез…
О доблести славянских женщин свидетельствуют и византийские рукописи. Летописцы повествуют, что во время войны с греками князя Святослава, после жестокой битвы, греки принялись раздевать убитых врагов и нашли много женских трупов…
Что удивительного для нас в легендах о бесстрашных амазонках? Конечно, то, что мужские поступки. Но еще удивительнее, что современники не считали такое поведение чем-то особенным. Мужественность была общей чертой в ту далекую эпоху славных дел, силы и отваги.
Фото из открытых источников
В одной из своих книг известный русский историк Иван Забелин пишет: в те времена мудрость и мужество являли собой не только положительные свойства ума и характера, но также вещую силу, которая приближала людей к богам. Согласно языческому идеалу, женская личность - это мифическое существо, обладающее даром пророчества, чарований и гаданий. Ей подвластны тайны естества, не случайно в руках ее хранится колдовство, врачевание, заклинания и заговоры. Она близка мифическим силам и может пользоваться добром и злом этих сил…
…В наше время исторические свидетельства об амазонках привлекают особое внимание специалистов. Разумеется, изучение этой темы значительно обогатит наши представления о прошлом, в том числе об истории народов, которые проживали некогда на территории нынешней России…