Главная » Заготовка и хранение » Амундсен и нансен. Руаль Амундсен — Покорение Северо-Западного прохода

Амундсен и нансен. Руаль Амундсен — Покорение Северо-Западного прохода

Амундсен (Amundsen), Руаль – норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в Борге 16 июля 1872 г., с июня 1928 г. пропал без вести. Был величайшим открывателем новейшего времени. В течение почти 30 лет Амундсен достиг всех целей, к которым стремились полярные исследователи на протяжении более 300 лет.

В 1897-99 гг. Амундсен участвовал в качестве штурмана в антарктической экспедиции А. Жерлаша на судне «Бельжика». Экспедиция исследовала Землю Грейама.

Чтобы подготовить собственную экспедицию для определения точного местоположения Северного магнитного полюса, он совершенствовал свои знания в немецкой обсерватории.

После пробного плавания в Северном Ледовитом океане Амундсен в середине июня 1903 г. отправился в путь на судне «Йоа» водоизмещением 47 т с шестью спутниками-норвежцами и прошел в направлении канадско-арктических островов через проливы Ланкастер и Пил к юго-восточному побережью острова Кинг-Вильям. Там он провел две полярные зимовки и сделал ценные геомагнитные наблюдения. В 1904 г. он обследовал Северный магнитный полюс на западном побережье полуострова Бутия-Феликс и предпринял смелые поездки на лодках и санях через покрытые льдом морские проливы между Землями Кинг-Вильям и Виктории. При этом им и его спутниками были положены на карту свыше 100 островов. 13 августа 1905 г. «Йоа» наконец продолжила свое путешествие и через проливы между островами Кинг-Вильям, Виктории и канадской материковой сушей достигла моря Бофорта, а затем после вторичной зимовки во льдах вблизи устья Макензи 31 августа 1906 г. – Берингова пролива. Таким образом, впервые удалось пройти Северо-Западным проходом на одном корабле, но не теми проливами, которые исследовали экспедиции, искавшие Франклина.

Другим великим достижением Амундсена было открытие Южного полюса, которое ему удалось совершить с первой же попытки. В 1909 г. Амундсен готовился к длительному дрейфу во льдах Полярного бассейна и исследованию района Северного полюса на судне «Фрам», принадлежащем ранее Нансену, но, узнав об открытии Северного полюса американцем Робертом Пири, изменил свой план и поставил целью достижение Южного полюса. 13 января 1911 г. он высадился с «Фрама» в Китовой бухте в восточной части Ледяного барьера Росса, откуда следующим летом 20 октября выступил в сопровождении четырех человек на санях, запряженных собаками. После успешной поездки по ледяному плато, утомительного подъема через горные ледники на высоте около 3 тыс. м (Чертов Глетчер, ледник Аксель-Хейберг) и дальнейшего успешного продвижения по льду внутреннего плато Антарктиды Амундсен 15 декабря 1911 г. первым достиг Южного полюса, на четыре недели раньше менее удачной экспедиции Р. Ф. Скотта, пробивавшуюся к полюсу западнее пути Амундсена. На обратном пути, который начался 17 декабря, Амундсен открыл горы Королевы Мод высотой до 4500 м и 25 января 1912 г. после 99-дневного отсутствия снова вернулся к месту высадки.

По возвращении из Антарктики Амундсен пытался повторить дрейф через Северный Ледовитый океан, но гораздо севернее, возможно через Северный полюс, предварительно пройдя по северо-восточному проходу – вдоль северных берегов Евразии (но следующие его северные экспедиции были задержаны первой мировой войной). Для этой экспедиции было построено новое судно «Мод». Летом 1918 г. экспедиция вышла из Норвегии, но не смогла пройти вокруг Таймырского п-ова и зазимовала у мыса Челюскин. В навигацию 1919 г. Амундсену удалось пройти на восток до о. Айон, где судно «Мод» встало на вторую зимовку. В 1920 г. экспедиция вышла в Берингов пролив. В дальнейшем экспедиция производила работы в Северном Ледовитом океане, сам же Амундсен в течение ряда лет занимался сбором средств и подготовкой полетов к Северному полюсу.

Вторая попытка была предпринята на «Мод» в 1922 г. от мыса Хоп (Аляска), однако сам Амундсен не принимал участия в плавании своего корабля. После двухлетнего ледового дрейфа «Мод» дошла только до Новосибирских островов, исходного пункта «Фрама» в 1893 г. Так как дальнейшее направление дрейфа благодаря «Фраму» уже было известно, «Мод» освободилась от льдов и возвратилась на Аляску.

Между тем Амундсен пытался проложить путь к Северному полюсу на самолете, но при первом же испытательном полете в мае 1923 г. из Уэнрайта (Аляска) его машина испортилась. 21 мая 1925 г. он вместе с пятью спутниками, в т.ч. Элсуэртом стартовал на двух самолетах от Шпицбергена. И опять он не достиг цели. На 87 0 43 / с. ш. и 10 0 20 / з. д., в 250 км от полюса, ему пришлось сделать вынужденную посадку. Здесь участники экспедиции провели свыше 3 недель, готовя аэродром для взлета; в июне им удалось на одном самолете вернуться на Шпицберген.

В следующие годы Амундсену наконец удалось вместе с Элсуэртом и Нобиле на полужестком дирижабле «Норге» («Норвегия») пересечь все полярные области от Шпицбергена до Аляски, а также совершить перелет через Северный полюс. Дирижабль 11 мая стартовал со Шпицбергена, 12 мая был на Северном полюсе, а 14 мая 1926 г. достиг Аляски, где и снизился. Однако непосредственно перед этим, 9 мая, впервые перелетел через полюс и таким образом опередил Амундсена, так же как последний когда-то опередил Скотта на Южном полюсе. В июне 1928 г.

Амундсен погиб во время попытки разыскать и оказать помощь итальянской экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия», потерпевшей катастрофу во льдах Полярного бассейна; 18 июня 1928 г. Амундсен вылетел на север из Тромсё на гидроплане «Латам» и бесследно исчез со всем экипажем. Впоследствии находка поплавка и бака показала, что самолет погиб в Баренцевом море.

В упорном, целенаправленном труде, побуждаемый большим честолюбием, не отступающий при неудачах, Амундсен оказал величайшие услуги науке. Он написал ряд работ о своих путешествиях. В рус. пер. «Собрание сочинений», т. 1–5, Л, 1936-1939; «Моя жизнь», М., 1959, и ряд других изданий.

Амундсен на южном полюсе.

Список литературы

  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. – Москва: Гос. научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 1958. – 548 с.
  2. 300 путешественников и исследователей. Биографический словарь. – Москва: Мысль, 1966. – 271 с.

Капитан Руаль Амундсен (1872-1928). Фото 1920 г.

Прежде чем приступить к осуществлению мечты детства — исследовать Северный полюс, Руаль Амундсен несколько лет был простым матросом, ходил на парусно-моторных судах в Мексику, Британию, Испанию, Африку, два года потратил на экспедицию к Южному полюсу. Но его мечтой оставался другой край Земли — Арктика, куда не ступала еще нога человека. В историю северных научных экспедиций он вошел как человек, который первым побывал на обоих полюсах Земли.

В столицу Норвегии Христианию (так называлось Осло в XIX веке) Руаль прибыл 14-летним юношей. После смерти отца он хотел учиться на морехода, но мать настояла, чтобы сын избрал медицину. Ему пришлось покориться и стать студентом медицинского факультета в университете. Но через 2 года, когда внезапно умерла его мать, он стал хозяином своей судьбы и, бросив университет, ушел в море.

Руаль был героической личностью, искал приключений, и приключения нашли его. С самых ранних лет он приучал себя к мысли, что станет путешественником, закалял себя физически, ходил на лыжах, обливался ледяной водой. И вырос крепким, волевым, не боявшимся трудностей.

Пять лет он плавал матросом на разных судах, сдал экзамены и получил диплом штурмана. И в таком качестве в 1897 году отправился наконец в Арктику с исследовательскими целями на судне «Бельжика», которое принадлежало бельгийской арктической экспедиции. Это было тяжелейшее испытание. Судно оказалось зажато во льдах, начался голод, болезни, люди сходили с ума. Здоровыми остались единицы, среди них был Амундсен,- он охотился на тюленей, не боялся есть их мясо и тем спасся.

В 1903 году на скопленные средства Амундсен купил подержанную47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа», построенную как раз в год его рождения. У шхуны был дизель всего в 13 лошадиных сил. Вместе с 7 членами команды он вышел в открытое море. Ему удалось пройти вдоль берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый северо-западный проход. Эта экспедиция была не менее суровой, чем первая, пришлось пережить зимовку во льдах, океанские штормы, встречи с опасными айсбергами. Но Амундсен продолжал вести научные наблюдения, и ему удалось определить местоположение магнитного полюса Земли. На собачьей упряжке он добрался до «жилой» Аляски. Он сильно постарел, в 33 года выглядел на 70.Трудности не испугали опытного полярника, закаленного морехода и страстного путешественника. В 1910 году он стал готовить новую экспедицию к Северному полюсу.

Ему предложили знаменитый корабль «Фрам» (что значит «Вперед»), специально сооруженный для северных экспедиций и для дрейфа во льдах. На нем плавал и дрейфовал другой знаменитый норвежский полярный исследователь, Фритьоф Нансен, и судно показало свою надежность. Амундсен хотел повторить путь Нансена.

Перед самым выходом в море пришло сообщение, что Северный полюс покорился американцу Роберту Пири. Самолюбивый Амундсен тотчас поменял цель: решил идти к Южному полюсу. 16 тысяч миль преодолели за несколько недель и подошли к самому ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Там пришлось высадиться на берег и на собачьих упряжках двигаться дальше. Путь преграждали обледеневшие скалы, пропасти; лыжи едва скользили. Но несмотря на все трудности, Амундсен 14 декабря 1911 года достиг Южного полюса. Вместе с соратниками он прошел во льдах 1500 километров и первым водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Но от покорения Арктики он не мог отказаться и в 1918 году на специально построенном судне «Мод» отправился в плавание по Северному Морскому пути. Он был готов к дрейфу, к суровой полярной непогоде. Но все оказалось гораздо тяжелее. У мыса Челюскин им пришлось перезимовать. Некоторые члены экспедиции заболели, некоторые сошли с ума. Амундсен сам почувствовал боли в сердце. После нападения белого медведя у него было сломано предплечье.

Двухцилиндровый дизельный двигатель 180 л. с. Запас керосина в 90 т обеспечивал 95 дней беспрерывной работы двигателя. Помещения вмещали 20 человек, запасы продовольствия на 2 года, 100 ездовых собак. Водоизмещение -1100 т.

Летом 1920 года едва живой Амундсен прибыл в поселок Ном на Аляске и остался там. Однако выздоровев, он снова был готов штурмовать Северный полюс. В дальнейшем он летал на Северный полюс на гидросамолетах, приземлялся на острове Шпицберген, садился во льдах. Судьба благоволила к нему, и он со славой возвращался в Осло.

В 1926 году на огромном дирижабле «Норвегия» (длиной 106 метров и с тремя двигателями) вместе с экспедицией итальянца Умберто Нобиле и американским миллионером Лннкольном-Эллсвортом Амундсен осуществил свою мечту: пролетел над Северным полюсом и приземлился на Аляске. Но вся слава досталась Умберто Нобиле. Глава фашистского государства Бенито Муссолини прославил одного Нобиле, произвел его в генералы, об Амундсене даже не вспомнили.

В 1928 году Нобиле решил повторить свой рекорд. На дирижабле «Италия», такой же конструкции, что и прежний дирижабль, он совершил еще один полет на Северный полюс. В Италии с нетерпением ждали его возвращения, национальному герою готовили триумфальную встречу. Северный полюс будет итальянским… Но на обратном пути из-за обледенения дирижабль «Италия» потерял управление. Части экипажа вместе с Нобиле удалось высадиться на льдине. Другая часть улетела вместе с дирижаблем. Радиосвязь с потерпевшими крушение прервалась. Тогда вспомнили об Амундсене, который к тому времени уже отошел от активных исследований и жил в своем доме под Осло. Военный министр Норвегии лично попросил его присоединиться к экспедиции, отправлявшейся на поиски Нобиле.

Амундсен согласился, ведь речь шла о жизни людей. 18 июня 1928 года вместе с французским экипажем он вылетел на гидросамолете «Латам-47» в направлении острова Шпицберген. Это был последний полет Амундсена. Вскоре радиосвязь с самолетом, находившимся над Баренцевым морем, прервалась. Точные обстоятельства гибели самолета и экспедиции остались неизвестны.

Генералу Нобиле удалось спастись. Оставшиеся в живых на льдине поставили палатку и покрасили ее в красный цвет. Так их нашел летчик шведской военной авиации, но он забрал только Нобиле: такой у него был приказ. Остальных членов экипажа, дрейфовавших на льдине, спас советский ледокол I «Красин». Судьба членов экипажа, унесенных ветром вместе с дирижаблем «Италия», осталась неизвестной.

В 1928 году Амундсен был награжден (посмертно) высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.

Руал Амундсен (Roald Amundsen) (1872-1928) - норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в провинции Эстфолл (в Борге) в семье потомственных мореплавателей. После гимназии поступил на медицинский факультет университета в Христиании, но через два года ушел из университета и нанялся матросом на парусную шхуну, отправлявшуюся на промысел тюленей в Гренландское море. Проплавав два года, сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. В 1897-1899 годах в качестве штурмана участвовал в бельгийской антарктической экспедиции на судне "Бельжика". По возвращении снова держал экзамен и получил диплом капитана дальнего плавания.

И предусмотрительность, и осторожность одинаково важны: предусмотрительность - чтобы вовремя заметить трудности, а осторожность - чтобы наиболее тщательно подготовиться к встрече.

Амундсен Руаль

В 1900 году Амундсен приобрел большую парусную шхуну "Йоа". С экипажем из семи человек впервые в истории мореплавания прошел на ней в 1903-1906 годах от Гренландии до Аляски по морям и проливам Канадского Арктического архипелага, открыв Северо-западный проход с востока на запад, из Атлантики в Тихий океан. Во время экспедиции провел ценные геомагнитные наблюдения в области Канадского Арктического архипелага, нанес на карту более 100 островов.

В 1910-1912 годах возглавил экспедицию в Антарктиду с целью открытия Южного полюса на корабле "Фрам", принадлежавшем Ф. Нансену, который был в то время послом Норвегии в Великобритании. Единственным ненорвежцем в экипаже "Фрама" был русский моряк и океанограф Александр Степанович Кучин. В январе Амундсен со спутниками высадился в Китовой бухте на ледник Росса, основал базу и стал готовиться к походу на Южный полюс. В октябре того же года группа, в которую кроме Амундсена вошли О. Вистинг, С. Хассел, Х. Хансен и У. Бьеланн, стартовала на четырех собачьих упряжках и 17 декабря 1911 года достигла Южного полюса на месяц опередив экспедицию англичанина Р. Скотта. В Антарктиде Амундсен открыл горы Королевы Мод.

Победа ожидает того, у кого все в порядке, и это называется удачей.

Амундсен Руаль

В 1918-1921 годах построил на собственные деньги судно "Мод" и проплыл на нем с запада на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на "Фраме". С двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива, в который вошел в 1920 году.

В 1923-1925 годах несколько раз пытался достичь Северного полюса. В мае 1926 года возглавил первый трансатлантический перелет через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". Два года спустя Амундсен на французском двухмоторном гидроплане "Латам-47" вылетел из Тромсё на поиски экспедиции генерала У. Нобиле. Этот полет стал последним в жизни норвежского исследователя: во время перелета из Норвегии на Шпицберген он потерпел аварию и погиб в Баренцевом море. Единственное, что удалось обнаружить, был поплавок с надписью "Латам-47", выловленный рыбаками неподалеку от острова Медвежий.

Предусмотрительность и осторожность одинаково важны: предусмотрительность - чтобы вовремя заметить трудности, а осторожность - чтобы самым тщательным образом подготовиться к их встрече.

Амундсен Руаль

Именем Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская полярная станция Амундсен-Скотт. На русский язык переведены его работы "Перелет через Ледовитый океан", "На корабле "Мод", "Экспедиция вдоль северного побережья Азии", "Южный полюс" и пятитомное собрание сочинений.

"Он навеки займет особое место в истории географических исследований... В нем жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг сразу погасла, а мы не можем отвести глаз от опустевшего места на небосводе". Ф. Нансен.

  • В - учился на медицинском факультете в университете г. .
  • С по плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.
  • Впервые прошёл ( -) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от к .
  • На судне «Фрам» отправился в ; высадился в Китовой бухте и на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию .
  • Летом экспедиция вышла из на судне «Мод» и в достигла .
  • В возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: - - .
  • В во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У. Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший на гидросамолёте «Латам», погиб в .

Юность и первые экспедиции

Амундсен родился в 1872 году в местечке Борге, недалеко от города Сарпсборг, на юго-востоке в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему исполнилось 14 лет, отец умер и семья переехала в столицу Норвегии Христианию (с 1924 года - ). Старшие братья связали свою судьбу с морем, а младший, Руаль, по просьбе матери поступил учиться на медицинский факультет университета. Но всегда мечтал о путешествиях, и его любимым чтением были книги английского мореплавателя Джона Франклина про исследования . В возрасте 21 года, после смерти матери, Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни» .

Амундсен целиком посвящает себя изучению морского дела. Он нанимается на грузовые и рыболовецкие суда, которые бороздят . Подобно , Руаль уделяет много времени тренировкам и развитию своего тела.

Северо-западный морской путь

Вернувшись из Антарктики, молодой норвежский капитан задумал покорить Северо-Западный проход, то есть проплыть кратчайшим путём из в вокруг арктических побережий . Моряки и географы четыре столетия безрезультатно бились над этой проблемой.

Он купил изрядно подержанную 47-тонную парусно-моторную «Йоа» («Gjøa»), тщательно её отремонтировал, испытал в нескольких пробных плаваниях и г. Амундсен с шестью спутниками отправился из Норвегии на борту «Йоа» в свою первую арктическую экспедицию. Шхуна пересекла Северную Атлантику, вошла в Баффинов залив, затем преодолела проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября была поставлена на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Амундсен завязал дружбу с , которые до этого ни разу не видели белых людей, купил у них куртки на оленьем меху и медвежьи рукавицы, научился строить иглу, заготавливать (пищу из высушенного и истолчённого тюленьего мяса), а также обращаться с ездовыми лайками-хаски.

Зимовка прошла благополучно, но бухта, в которой стояла шхуна, летом г. не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку, в это время весь мир считал его пропавшим без вести. Только г. корабль смог вырваться из ледяного плена, и норвежцы отправились дальше на запад. Через три месяца напряжения и томительного ожидания экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из - Северо-Западный путь был пройден. Но вскоре после этого судно вмёрзло в лёд, где оставалось всю зиму.

Стремясь сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с капитаном американского коробля, в октябре отправляется в 500- путешествие в Игл-Сити на , где находилось ближайшее соединение с внешним миром. Этот нелёгкий путь он проделал на собачьих упряжках, и, перевалив через горы почти 3-километровой высоты, добрался до города, откуда возвестил миру о своём подвиге. Позднее Амундсен вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33» .

Привезённые им научные материалы много лет обрабатывали , и , а научные общества разных стран приняли его в свои почётные члены.

Покорение Южного полюса

Амундсену 40 лет, он читает доклады в и по всей , его путевые заметки стали бестселлером. Но в его голове зреет новый дерзкий полярный проект - покорение . План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в . Необходимое для этого судно уже было построено. Амундсен завязал отношения с и попросил его предоставить для мероприятия «Фрам» («Fram», «вперёд»), на котором Нансен с командой провели 3 года - , дрейфуя со льдом к Северному полюсу.

Но планы Амундсена были разрушены, когда приходит известие о том, что два американца - Фредерик Кук в апреле и Роберт Пири в апреле - покорили Северный полюс. Амундсен меняет цель своей экспедиции. Приготовления продолжаются, но место назначения меняется на . В то время всем было известно, что англичанин также готовился к своей второй попытке достигнуть Южного полюса. Амундсен, ведомый своими амбициями быть первым, решил попасть туда раньше его. Однако цель предстоящей экспедиции норвежский полярник тщательно скрывал. Об этом не было известно даже норвежскому правительству, так как Амундсен опасался, что ему будет запрещено отправиться к Южному полюсу. Такие условия были продиктованы тем, что была сильно зависима от экономически, а главное - политически.

«Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!»

Останки Скотта и его спутников были найдены только следующим летом. Они погибли всего в 20 километрах от ближайшего лагеря с продовольствием.

Эта трагедия взволновала весь мир и сильно омрачила успех Амундсена, в феврале он распространил заявление, где были следующие слова:

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».

Северо-восточный морской путь

По возвращении из Антарктики Амундсен приступил к организации давно задуманной экспедиции в Северный Ледовитый океан, однако начавшаяся помешала ему. Всё-таки к лету г. экспедиция была снаряжена и в июле покинула берега Норвегии на новом, специально построенном судне «Мод» («Maud»). Амундсен предполагал пройти вдоль берегов Сибири , который на западе принято называть Северо-Восточным проходом, а затем вморозить корабль в лёд и превратить его в дрейфующую научную станцию. Экспедиция была загруженным инструментами для исследований, изучения земного магнетизма и являлась на тот момент наиболее оснащённой из всех, которые когда-либо отправлялись в полярные исследования.

Ледовые условия летом 1918 г. были очень тяжёлыми, судно продвигалось медленно, то и дело застревая во льдах. За , который обогнули , льды окончательно остановили судно, и пришлось готовиться к зимовке. Только через год, г., «Мод» смогла продолжить путь на восток, но это плавание длилось всего 11 дней. Вторая зимовка у острова Айон заняла десять месяцев. Летом г. Амундсен привёл судно в посёлок на Аляске.

Трансарктические полёты

Будучи полярным исследователем, Амундсен проявлял должный интерес к . Когда в г. был установлен мировой рекорд продолжительности полёта (машина конструкции Юнкерса) в 27 часов, у Амундсена появилась идея авиа-перелёта через Арктику. При финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных , способных взлетать с воды и со льда.

Последние годы и гибель

Вернувшись в свой дом в Бунне- , под Осло, великий путешественник зажил угрюмым отшельником, все больше и больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и не имел длительной связи ни с одной женщиной. Сначала хозяйство вела его старая няня, а после её смерти он стал заботиться о себе сам. Это не требовало больших усилий: он жил по-спартански, словно до сих пор находился на борту «Йоа», «Фрама» или «Мод».

Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почётные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. в году писал одному из своих друзей

«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Сочинения

Норвежский путешественник, рекордсмен, исследователь и великий человек Руаль Амундсен известен во всем мире, как

  • первый человек, покоривший оба полюса нашей планеты;
  • первый человек, побывавший на Южном полюсе;
  • первый человек, совершивший кругосветное путешествие с его замыканием на Северном полюс;
  • один из пионеров применения авиации - гидросамолётов и дирижаблей - в арктических путешествиях.

Краткая биография Руаля Амундсена

Руаль Амундсен (полное имя — Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен ) родился 16 июля 1872 года в Борге, Норвегия. Его отец – Йенс Амундсен , потомственный морской торговец. Его мать – Ханна Салквист , дочь чиновника из таможенной службы.

Учеба в школе

В школе Руаль был всегда худшим учеником , но выделялся упрямством и обостренным чувством справедливости. Директор школы даже отказал ему в сдаче выпускного экзамена из опасения опозорить заведение неуспевающим учеником.

Амундсену пришлось записываться на выпускные экзамены отдельно, как экстерну, и в июле 1890 года он с большим трудом получил аттестат зрелости.

Дальнейшая учеба

После смерти отца в 1886 году Руаль Амундсен хотел учиться на морехода , но мать настояла, чтобы сын избрал медицину после получения аттестата зрелости.

Ему пришлось покориться и стать студентом медицинского факультета в университете. Но в сентябре 1893, когда внезапно умерла его мать, он стал хозяином своей судьбы и, бросив университет, ушел в море .

Морская специальность и путешествие в Арктику

В течение 5 лет Руаль плавал матросом на разных судах, а затем сдал экзамены и получил диплом штурмана . И в таком качестве в 1897 году отправился, наконец, в Арктику с исследовательскими целями на судне «Бельжика» , которое принадлежало бельгийской арктической экспедиции.

Это было тяжелейшее испытание. Судно оказалось зажато во льдах, начался голод, болезни, люди сходили с ума. Здоровыми остались единицы, среди них был Амундсен,- он охотился на тюленей, не боялся есть их мясо и тем спасся.

Северо-западный проход

В 1903 году на скопленные средства Амундсен купил подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» , построенную как раз в год его рождения. У шхуны был дизель всего в 13 лошадиных сил.

Вместе с 7 членами команды он вышел в открытое море. Ему удалось пройти вдоль берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый северо-западный проход .

Эта экспедиция была не менее суровой, чем первая. Пришлось пережить зимовку во льдах , океанские штормы, встречи с опасными айсбергами. Но Амундсен продолжал вести научные наблюдения, и ему удалось определить местоположение магнитного полюса Земли.

На собачьей упряжке он добрался до «жилой» Аляски. Он сильно постарел, в 33 года выглядел на 70.Трудности не испугали опытного полярника, закаленного морехода и страстного путешественника .

Покорение Южного полюса

В 1910 году он стал готовить новую экспедицию к Северному полюсу. Перед самым выходом в море пришло сообщение, что Северный полюс покорился американцу Роберту Пири .

Самолюбивый Амундсен тотчас поменял цель: решил идти к Южному полюсу.

Путешественники преодолели 16 тысяч миль за несколько недель, и подошли к самому ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Там пришлось высадиться на берег и на собачьих упряжках двигаться дальше. Путь преграждали обледеневшие скалы, пропасти; лыжи едва скользили.

Но несмотря на все трудности, Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года достиг Южного полюса. Вместе с соратниками он прошел во льдах 1500 километров и первым водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Полярная авиация

Руаль Амундсен летал на Северный полюс на гидросамолетах, приземлялся на острове Шпицберген, садился во льдах. В 1926 году на огромном дирижабле «Норвегия» (длиной 106 метров и с тремя двигателями) вместе с экспедицией итальянца Умберто Нобиле и американским миллионером Линкольном-Эллсвортом Амундсен осуществил свою мечту:

пролетел над Северным полюсом и приземлился на Аляске.

Но вся слава досталась Умберто Нобиле. Глава фашистского государства Бенито Муссолини прославил одного Нобиле, произвел его в генералы, об Амундсене даже не вспомнили.

Трагическая гибель

В 1928 году Нобиле решил повторить свой рекорд. На дирижабле «Италия» , такой же конструкции, что и прежний дирижабль, он совершил еще один полет на Северный полюс. В Италии с нетерпением ждали его возвращения, национальному герою готовили триумфальную встречу. Северный полюс будет итальянским…

Но на обратном пути из-за обледенения дирижабль «Италия» потерял управление. Части экипажа вместе с Нобиле удалось высадиться на льдине . Другая часть улетела вместе с дирижаблем. Радиосвязь с потерпевшими крушение прервалась.

Амундсен согласился стать участником одной из спасательных экспедиций команды Нобиле. 18 июня 1928 года вместе с французским экипажем он вылетел на гидросамолете «Латам-47» в направлении острова Шпицберген.

Это был последний полет Амундсена. Вскоре радиосвязь с самолетом, находившимся над Баренцевым морем, прервалась. Точные обстоятельства гибели самолета и экспедиции остались неизвестны.

В 1928 году Амундсен был награжден (посмертно) высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта