Главная » Заготовка и хранение » Армения в серии портретов сергея козлова. Учебное пособие «Сборник заданий для практических занятий по дисциплине «Русский язык

Армения в серии портретов сергея козлова. Учебное пособие «Сборник заданий для практических занятий по дисциплине «Русский язык

Первая информация о ДТП появилась во вторник, 15 мая, на сайте Главного управления МЧС России по Пензенской области. В сводке указано, что в этот же день в 22.20 на пульт дежурного спасателя МЧС Городищенского района поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии.

Чтобы узнать подробности я в этот же день позвонила Анне ШУПИЛОВОЙ, начальник группы информационного обеспечения деятельности ГУ МЧС России по Пензенской области.

– В Городищенском районе произошло столкновение двух транспортных средств, – рассказала она. – В результате дорожно-транспортного происшествия, к сожалению, имеются пострадавшие. Для ликвидации последствий ДТП от ГУ МЧС России по Пензенской области привлекалось 4 человека, одна единица техники.

На следующий день, 16 мая в сводках ГИБДД было указано следующее: «По предварительным данным на 699-м километре автомобильной дороги «Урал» произошла авария с участием автомобиля «ГАЗ-278858» и большегруза «Скания» с полуприцепом «Бонг». Для уточнения информации я связалась с Юлией КУЛИГИНОЙ, инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД.

– Предварительно установлено, что водитель автомобиля «ГАЗ-278858», мужчина, 1985 года рождения, допустил наезд на автомобиль «Скания» с полуприцепом «Бонг», под управлением водителя, мужчины, 1961 года рождения. В результате происшествия водитель автомобиля «ГАЗ-278858» от полученных травм скончался на месте, – пояснила 16 мая собеседница. – На данный момент устанавливаются все обстоятельства происшествия, по факту случившегося проводится проверка.

Это происшествие активно обсуждалось в Интернете. Так, например, в одном из публичных страниц социальной сети «Вконтакте» очевидец аварии опубликовал фото с места происшествия. В ходе личной переписки, он рассказал о том, что видел и предоставил фото с места трагедии.

– ГАЗель врезалась в стоящую «Сканию», – рассказал 16 мая Игорь Федоров (по просьбе собеседника имя изменено. Прим. авт) . – Не знаю, как это прилучилось, но шансов у водителя ГАЗели не было.

Кроме очевидцев аварии нашлись и те, кто знал погибшего мужчину лично. Так, например 17 мая я связалась с Людмилой Лавровой, знакомой матери погибшего.

– Он был отличным парнем, заботливым сыном и любящим мужем, – рассказала о водителе ГАЗели женщина. – Мы до сих пор не можем поверить в случившееся. Буквально за день до трагедии я его видела, говорила с ним. И тут такое несчастье. Для его мамы эта новость стала настоящим ударом.

Так же мне удалось пообщаться с другом погибшего, тоже водителем.

– Погибшего звали Евгением, – рассказал мне Виталий Рыбин (по просьбе собеседника имя изменено. Прим. авт) в ходе личной переписки. – Совсем молодой еще, 33 года. Хороший отзывчивый человек, отличный друг, аккуратный водитель. Никто не ожидал, что с ним такое случится. Я знаком с ним 4 года, тоже водитель. Сам Евгений из Пензы, за рулем более 10 лет, работал на себя. Выехал в рейс из дома и живым оттуда не вернулся. Ему был всего 31 год. На свою ГАЗель сам заработал, своим трудом. У него остались жена, дочь. Когда будут похороны, мы пока не знаем. Все до сих пор в шоке от случившегося.

Тема: Союз как часть речи. Правописание союзов.

Цели:

Повторение и обобщение знаний обучающихся о служебных частях речи, о союзах,
- формирование умений правильного употребления союзов в речи,

Воспитание любви к слову, стремления к повышению лингвистической культуры как важного качества будущего специалиста.

Должен знать:
- основные характеристики служебных частей речи (союзов),
- основные правила правописания союзов.

Должен уметь:



  1. Союз как часть речи.

  2. Разряды союзов.

  3. Правописание союзов.

  1. Задания:
Задание 1. Составить таблицу «Разряды союзов по структуре, значениям и грамматическим функциям», используя материалы учебника Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 239 – 241.

Задание 2. Перепишите предложения, определите значение и структуру союзов. Что соединяют союзы (однородные члены предложения или части сложного предложения)?

1.К утру дождь прошёл, но небо было в тяжёлых серых тучах, летевших с юга на север. Никита взглянул на небо и ахнул. (А. Н. Толстой) 2. Только под ногами шуршали сухие листья, да тяжело вздыхали под порывами ветра побитые артиллерией деревья. (С. Баруздин) 3. Много труда ему предстоит, но зато зимой он отдохнёт. (М. Е. Салтыков – Щедрин) 4. То дождь, то град, то снег, как белый пух, то солнце… (И. А. Бунин) 5. И если мне в жизни будет особенно тяжело, то это простодушное сердце никогда не откажет мне в помощи и утешении. (К. Паустовский) 6. Перед тем как рубить и пилить спелый сосновый бор, лесорубы на высоте своего роста вырубают на каждом дереве канавки. (М. Пришвин) 7. Верить хотелось, ибо книги внушали мне веру в человека. (М. Горький) 8. Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке. (К. Паустовский) 9. Летнее утро свежо, хотя уже начинает чувствоваться наливающийся зной. (Д. Н. Мамин – Сибиряк) 10. Кругом было тихо – тихо, так что слышался малейший шорох. (К. Паустовский) 11. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч. (В. Гаршин) 12. Утром ранним, утром дымным разглядел я вдалеке, как куски дороги зимней уплывали по реке. (А. Твардовский)

Задание 3. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите значение и структуру союзов.


          1. Как ветер, песнь его свободна, за(то), как ветер, и бе..плодна. (А. С. Пушкин) 2. Он выехал из дома с тем, что(бы) не возвращаться до поздней ночи. (Л. Н. Толстой) 3. Трудно было представить, что(бы) со мной случилось, если(бы) пароход опоздал. (А. Грин) 4. Она поочередно осуждала каждого из низ (за)одно и то(же), что они не умели подняться над мелочами жизни (А. Ананьев) 5. Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел. (Пословица) 6. Так(же), как и Арсений, Карнаухов был худощав. (А. Ананьев) 7. Берись за(то), к чему ты сроен, коль хочешь, что(б) в делах успешный был исход. (И. А. Крылов) 8. Один только месяц всё так(же) блистательно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так(же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. (Н. В. Гоголь) 9. В то(же) время из чащи раздался злобный лай лисицы. (В. Бианки) 10. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался. (В. Бианки) 11. Вода была тепла, но не испорчена, и (при)том её было много. (В. Гаршин) 12. Ты жил, я так(же) мог бы жить. (М. Ю. Лермонтов) 13. Что(бы) ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. (Л. Н. Толстой) 14. Ладно! Будем страховаться (от)того и (от)сего. (Р. Рождественский 15. И (от)того что это невозможно, он приходил в отчаянье. (А. П. Чехов) 16. Нельзя гнать человека только (по)тому, что вы подозреваете его в чём – то. (А. П. Чехов) 17. Вы не должны судить меня только (по)тому, что я делаю. (И. С. Тургенев)
Задание 4. Прочитайте, спишите данные предложения, раскрывая скобки. Определите часть речи выделенных слов.

1.Каждый писатель хочет, что(бы) его книги читали. – Что(бы) стало с зимой, если бы на смену ей не пришла весна? 2. Все с увлечением читали новый роман, я то(же) решил прочитать его. – Это был суровый человек, и в то(же) время в нём чувствовалась какая – то трогательная беззащитность. 3. Горизонт над морем, (не)смотря на ночь, был светел. – (Не)смотря на то что поднялся ветер, тучи были неподвижны. – Друзья быстро шагали по тропинке, (не)смотря по сторонам.

Задание 5. Перепишите, раскрывая скобки.

1.Софья Николаевна не имела ещё ни одного жениха, (то)есть не получила ни одного формального предложения. (Акс.) 2. Смерть Сени не была трагической, не могла быть такой, по(тому) что трагической была его жизнь. (Залыг.) 3. Пришествие было нарисовано в одном из притворов прямо на деревянной стене. А от(того) что с влажного дерева капало, страшный суд представлялся ещё страшнее: на нём плакали и праведники, и грешники. (Стельм.) 4. Селькин шёл, (как)будто никого в коридоре и не было (Од.) 5. В деревне весну ждут не (по)тому только, что она приносит тепло и солнце. (Проск.) 6. Лучше уж дождаться, когда откроется навигация. И (как)только после майских, негромких в этом году празднеств прошла Ока, Алексей с первым же пароходом поехал в Мурзиху. (Ильин)


            1. Требования к отчету:

            2. Контрольные вопросы:

  1. Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

  2. Какие служебные части речи вы знаете?

  3. Что такое союз?

  4. Какова их роль в предложении?





Практическое занятие № 15 . Количество часов – 2 часа.

Тема: Частица как часть речи. Правописание частицы НЕ и НИ с разными частями речи.

Цели:

Систематизация знаний обучающихся о частице как о служебной части речи,

Формирование умений правильного употребления частиц в речи,

Развитие навыков самостоятельной работы с учебной и справочной литературой,

Воспитание любви к слову, стремления к повышению лингвистической культуры как важного качества будущего специалиста,

Требования к уровню подготовки специалиста :

Должен знать:
- основные характеристики служебных частей речи (частиц),
- правила правописания частиц.

Должен уметь:
- употреблять на письме служебные части речи в соответствии с морфологическими и орфографическими нормами

Оборудование: учебная литература, тексты, задания.


              1. Общие теоретические сведения:

  1. Частица как служебная часть речи.

  2. Разряды частиц: словообразовательные, формообразовательные, смысловые.

  3. Правила разграничения частиц НЕ и НИ.

  4. Слитное и раздельное написание частицы НЕ.

              1. Задания:
Задание 1. Прочитайте материал в учебнике Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 245 – 247.
Составьте таблицу «Разряды частиц по структуре и значению».

Задание 2. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц. Какие смысловые оттенки носят частицы?

1. Пыль (таки) точно была. (Н. С. Лесков) 2. «Тэк(с)», - пробормотал со вздохом офицер. (А. П. Чехов 3. Старик(таки) добился своего. (И. С. Тургенев) 4. Как(же) я (не)обращал внимание на такие слова, - на то, что она(таки) некоторых случаев (не)исключала. (И. А. Бунин) 5. А отчего(ж) это у тебя сердце(то) испортилось? (А. Платонов) 6. А если спросит кто(нибудь)…ну, кто(бы) (н..)спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был. (М. Ю. Лермонтов) 7. Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай(ка), дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!» (И. А. Крылов) 8. Дай(ка) лучше в караулке на крылечке прикорну. 9. А ты(то) тут при чём? 10. Тёркин будто(бы) растерян. (А. Т. Твардовский)

Задание 3. Объясните написание НЕ в словосочетаниях.

Разбил (не)чаяно вазу, сказал (не)впопад, (не)истребимый, (не)редко плакал, поступил (не)хорошо, (не)красивый берет, злой (не)друг, (не)кого встречать, (не)чего делать, (не)кто постучал, (не)что принёс, (не)раскрытый портфель, (не)сваренный борщ, (не)говорящий попугай, (не)видимый глазу пейзаж, (не)хороший гриб, далеко (не)хороший гриб, плакала вовсе (не)редко, (не)кого спросить, (не)(у)кого спросить, (не)чего ожидать, (не)(от)чего отказываться, (не)кому сказать, (не)(к)кому пойти, узнал (не)что хорошее, (не)раскрытый зонтик, зонтик (не)раскрыт, зонтик я (не)раскрыл, (не)раскрытый мною зонтик, ещё (не)говорящий попугай, (не)видимый, (ни)кем (не)видимый мир.

Задание 4. Объясните правописание НЕ и НИ в приведённых словах и словосочетаниях.


  1. (Н..)чего делать, (н..)чего (н..)делает, н..(к)чему стремиться, н..(к)чему (н..)стремится, (н..)кто пришёл, (н..)кто (н..)пришёл. 2. Где он только (н..)бывал! 3. Всюду, где он только (н..) бывал, о нём оставались хорошие воспоминания. 4. Как (н..)хитри, а жизнь (н..)перехитришь. 5. (Н..)могу (н..)признаться в своих ошибках. 6. Чего (н..)поищешь, того и (н..)найдёшь. 7. Во что бы то (н..)стало, ему всё (н..)почём, остаться н..(с) чем, (н..)то (н..)сё, (н..)рыба (н..)мясо.
Задание 5. Спишите предложения, раскрывая скобки. Вспомните правила правописания НЕ и Ни с разными частями речи.

  1. Парень(то), кажется, гол, с него взять (не)чего. 2. В деревне скучно, грязь, (не, ни)настье, осенний ветер, мелкий снег. 3. Слова Томского были (не, ни)что иное, как болтовня. 4. Как вдруг, откуда (не, ни)возьмись, в окно влетает змий крылатый. 5. Верьте, где(б) я (не, ни)был, душа моя, какова (не, ни)есть, принадлежит Вам и тем, которых умел я любить.
    (А. С. Пушкин)
Задание 6. Спишите, раскрывая скобки, объясняя написание НЕ и НИ с разными частями речи.

(Н..)взлюбить, (н..)вмочь, (н..)здоровится, (н..)здоровается, (н..)взгоды, (н..)прикасат?ся, (н..)уважение, (н..)крашен?ый, (н..)выкрашен?ый, (н..)крашен, (н..)крашен?ый в этом году, (н..)кем (н..)узнан?ый, (н..)узнан, (н..)узнав, (н..)былица, (н..)удача, (н..)лепица, (н..)гоже, (н..)ужели, (н..)когда, (н..)узнаешь, (н..)сколько (н..)жалко, (н..)много (н..)мало, (н..)кем (н..)признан?ый, (н..)нароком, (н..)прихотливое, (н..)льзя, (н..)договориться, (н..)переходный глагол, (н..)насытный, совершенно (н..)зачем, (н..)приятный на вкус, (н..)дотянут?ся до небес, (н..)за что на свете, (н..)двигаясь с места, (н..)взглянув на товарища, (н..)мало пройдено дорог, (н..)раскрытая книга, (н..)правильно решён?ая задача.

Задание 7. Спишите,вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните написание.

Когда(бы) ты (н..)вошёл (в)лес в глаза бр..сают?ся белые стволы. Удивительн..е дерево берёза! Нет (н..)одоного человека у нас (н..)знающе..о берёзы. Скромное (н..)броское дерево но (н..)кто (н..)пройдёт мимо (н..)заметив его. Кто (н..)знает берёзового сока! В (н..)большой надрез на к..ре вставиш? соломинку подождёшь десять – п..тнадцать минут и пьёшь из наполнивш..йся кружечки. (Н..)торопливо делаешь глотки а (с)верху поглядывают (н..)утомимые грачи (н..)успевающие ешё закончить гнездо. Но (н..)забудь во что(бы) то (н..)стало замазать рану глиной или смолой. (Кое)кто как н..(в)чём (н..)бывало разрежет кору возьмёт (н..)много сока и уйдёт (н..)замазав надрез. И течёт сок (н..)ему (н..)людям совсем (н..)нужный…

(По Ф. Борисову)


              1. Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

              2. Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение частицы как служебной части речи.

  2. Расскажите, как разряды частиц вам известны.

  3. Каковы правила разграничения частиц НЕ и НИ?

  4. Каковы основные закономерности слитного и раздельного написания частицы НЕ?

              1. Список рекомендуемой литературы:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред.проф.образования / Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  3. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 14 – е изд. –М.: Просвещение, 2011 г.

  4. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 368 с.

Практическое занятие № 16 . Количество часов – 2 часа.

Тема: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Цели:
- актуализировать знания обучающихся о сложноподчинённом предложении, о структурных особенностях сложноподчинённого предложения,
- рассмотреть виды придаточных предложений,

Развивать речемыслительную деятельность обучающихся,
- развивать навыки правильной постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений,

Формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности как важного качества будущего специалиста,
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Требования к уровню подготовки специалиста :

Должен знать:
- предмет изучения синтаксиса и пунктуации,
- структурные особенности сложноподчинённых предложений;
- виды придаточных предложений;

Особенности постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.

Должен уметь:
- определять сложноподчинённые предложения в тексте;
- определять вид придаточного предложения;

Правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях,

Строить собственные высказывания с учётом норм современного русского литературного языка и требований стилистики.

Оборудование: учебная литература, тексты, задания.


                1. Общие теоретические сведения:

  1. Характеристика сложноподчинённого предложения. Структурные особенности сложноподчинённого предложения (СПП).

  2. Виды придаточных предложений.

  3. Постановка знаков препинания в сложноподчинённом предложении.

                1. Задания:
Задание 1. Прочитайте материал в учебнике Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 331 – 335, 336 – 340, 341 - 343.

Задание 2. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения.

От этого становится так хорошо так весело что хочется убежать куда – то вдаль туда где стволы молодых берёзок так и сверкают ослепительной белизной.

Задание 3. Спишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания, сначала СПП с придаточными определительными, затем с изъяснительными и с обстоятельственными придаточными. Укажите вид придаточных с обстоятельственным значением.


              1. Бабушка расскажи мне сказку которую любила мама. 2. Он не знал что брат привезёт ему подарок. 3. Постарайся полюбить того кого ты не любил кто обидел тебя. 4. И если тебе удастся это сделать то сейчас же у тебя на душе станет хорошо и радостно. 5. Небольшой домик куда приехал Лаврецкий и где два года тому назад скончалась Глафира Петровна был выстроен в прошлом столетии из прочного соснового стекла. 6. Хотя он мог остаться у друзей Пётр вернулся домой. 7. Тут увидишь столько золота сколько ни тебе ни мне и не снилось. 8. Мне удалось поговорить с человеком которого я искал. 9. Утром он ассистировал Харламову и думал о том как и когда сработает проклятая бомба замедленного действия. 10. Как ни старался он убедить нас ему никто не поверил. 11. Вот что может сделать один человек когда у него в руках техника. 12. Бывает же так что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. 13. Это было то чувство которого он так жаждал в Москве только светлое почти совсем очищенное от себялюбия. 14. Один из романов задуман уже так давно что некоторые из действующих лиц уже устарели не успев быть написаны.
Задание 4. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Укажите средства связи (виды союзов по структуре) и типы придаточных предложений.

Мы л..тели в выш..не и видели как под нами др..жали огни города. И всё(таки) это было (не)похоже на полёт сам..лёта потому что мы парили как птицы с надёжн..ми редкими крыльями. Я ощущал и своё тело и воздух омывавший меня словно вода.

Мф л..тели к звёздам которые становились всё крупнее и ярче. Ураганный ветер бил мне в лицо лоб мой застыл ноздри расширились. Потом ураган стих хотя воздух сделался почти пронизывающе х..лодным. Мы снова парили в вышине которую казалось испытывали на прочность.

Я ощущал как её рука постепенно остыва..т в моей как дрожат её пальцы. Мы не приземлились а опустились на неё точно птицы. Я не мог разглядеть как следует её лица но мне казалось что она сильно побл..днела. Когда наконец я нащупав её холодную как лёд руку схватился за Доротею мы пошли по земле и я вёл её за собой.

(П. Вежинов)

Задание 5. Спишите предложения. Охарактеризуйте придаточную часть, определите средство связи придаточной части с главной. Расставьте пропущенные знаки препинания. Сделайте схемы 3, 8, 11 – го предложений.


  1. Братья положили ложки облокотились на минуту задумались будто повеяло на каждого издалека печалью. (А. Н. Толстой) 2. …И жаль мне если птицы стряхнут красу ветвей. (А. А. Фет) 3. Поверхность реки изрыта и взбудоражена точно по ней прошёлся великан – пахарь и тронул её своим громадным плугом. (А. П. Чехов) 4. Мы с нетерпением ждали когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы. (А. И. Куприн) 5. Я тебе расскажу что я за птица. (А. П. Чехов) 6. Князь Василий говорил всегда лениво как актёр говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой) 7. Вид имел он озабоченный и сосредоточенный словно телефон выдумывал. (А. П. Чехов) 8. В палатке куда мы уже забрались на ночь табачным дымом синел и желтел лунный свет. (Н. Грибачёв) 9. Я в этот мир пришёл чтоб видеть Солнце и синий кругозор. (К. Бальмонт) 10. Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу я увидел умилительную картину. (А. П. Чехов) 11. Пока приезжий господин осматривал свою комнату внесены были его пожитки. (Н. В. Гоголь) 12. Он вступил в тёмные, широкие сени от которых подуло холодом как из погреба. (Н. В. Гоголь) 13. Я поместил в этой книге только то что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. (М. Ю. Лермонтов) 14. Чуть утро осветило пушки французы тут как тут. (М. Ю. Лермонтов) 15. Как ни жалко было Левину мять траву он въехал на луг. (Л. Н. Толстой)
Задание 6. Спишите предложения, объясняя наличие или отсутствие запятой при сочетании союзов. Определите виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях, способы их связи с главной частью (последовательное, однородное, неоднородное подчинение).

  1. Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздём не вышибешь. (А. С. Пушкиин) 2. Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься сквозь спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды, почувствуешь себя в обособленном, отрешённом от остального земного пространстве. (В. Солоухин) 3. Медведь так полюбил Николку, что, когда он уходил куда – нибудь, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Горький) 4. Мне кажется, что, если бы чулан был версты за две и рама весила бы вдвое больше, я был бы очень доволен. (Л. Н. Толстой) 5. Не порывай нить дружбы, ибо если придётся опять её связать, то останется узел. (К. Ушинский) 6. Хаджи – Мурат сел и сказал, что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско, то он ручается, что поднимет весь Дагестан. (Л. Н. Толстой)
Задание 7. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Определите тип каждого сложноподчинённого предложения. Покажите средства связи, обозначающие отношения между главной и придаточной частями.

Мы жили в деревне где перед окном у нас был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Все говори что это красиво что луг – золотой. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил что луг стал не золотой а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой луг опять стал весь золотой. Я стал наблюдать и заметил что к вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл отыскал одуванчик и оказалось что он сжал свои лепестки как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые а сжав их в кулак мы закрыли бы жёлтое. Утром когда солнце взошло я увидел как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.

(По М. Пришвину)

Сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения. Определите стиль и тип речи текста.


  1. Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

  2. Контрольные вопросы:

  1. Дайте характеристику сложноподчинённому предложению.

  2. Каковы структурные особенности сложноподчинённых предложений?

  3. Охарактеризуйте известные вам виды придаточных предложений.

  4. Расскажите о правилах постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.

  1. Список рекомендуемой литературы:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред.проф.образования / Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  3. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 368 с.

Практическое занятие № 17 . Количество часов – 2 часа.

22 ... Ведь его страсть - балы, и он ни одного придворного бала не пропускает. Отправился он на большой бал в новой каске. Ты видел новые каски? Очень хороши, легче. Только стоит он... Нет, ты слушай. - Да я слушаю, - растираясь мохнатым полотенцем, отвечал Вронский. - Проходит великая княгиня с каким-то послом, на его беду зашел у них разговор о новых касках. Великая княгиня и хотела показать новую кас- ку... Видят, наш голубчик стоит. (Петрицкий представил, как он стоит с каской.) Великая княгиня попросила подать себе каску, - он не дает. Что такое? Только ему мигают, кивают, хмурятся. Подай. Не дает. Замер. Мо- жешь себе представить... Только этот... как его... хочет уже взять у не- го каску... не дает!.. Он вырвал, подает великой княгине. "Вот это но- вая", - говорит великая княгиня. Повернула каску, и можешь себе предста- вить, оттуда бух! груша, конфеты, два фунта конфет!.. Он это набрал, го- лубчик! Вронский покатился со смеху. И долго потом, говоря уже о другом, зака- тывался он своим здоровым смехом, выставляя свои крепкие сплошные зубы, когда вспоминал о каске. Узнав все новости, Вронский с помощью лакея оделся в мундир и поехал являться. Явившись, он намерен был съездить к брату, к Бетси и сделать несколько визитов с тем, чтоб начать ездить в тот свет, где бы он мог встречать Каренину. Как и всегда в Петербурге, он выехал из дома с тем, чтобы не возвращаться до поздней ночи. ЧАСТЬ ВТОРАЯ I В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум, долженствовавший решить, в каком положении находится здоровье Кити и что нужно предпри- нять для восстановления ее ослабевающих сил. Она была больна, и с приб- лижением весны здоровье ее становилось хуже. Домашний доктор давал ей рыбий жир, потом железо, потом лапис, но так как ни то, ни другое, ни третье не помогало и так как он советовал от весны уехать за границу, то приглашен был знаменитый доктор. Знаменитый доктор, не старый еще, весьма красивый мужчина, потребовал осмотра больной. Он с особенным удо- вольствием, казалось, настаивал на том, что девичья стыдливость есть только остаток варварства и что нет ничего естественнее, как то, чтоб еще не старый мужчина ощупывал молодую обнаженную девушку. Он находил это естественным, потому что делал это каждый день и при этом ничего не чувствовал и не думал, как ему казалось, дурного, и поэтому стыдливость в девушке он считал не только остатком варварства, но и оскорблением се- бе. Надо было покориться, так как, несмотря на то, что все доктора учились в одной школе, по одним и тем же книгам, знали одну науку, и несмотря на то, что некоторые говорили, что этот знаменитый доктор был дурной док- тор, в доме княгини и в ее кругу было признано почему-то, что этот зна- менитый доктор один знает что-то особенное и один может спасти Кити. После внимательного осмотра и постукиванья растерянной и ошеломленной от стыда больной знаменитый доктор, старательно вымыв свои руки, стоял в гостиной и говорил с князем Князь хмурился, покашливая, слушая доктора. Он, как поживший, не глупый и не больной человек, не верил в медицину и в душе злился на всю эту комедию, тем более что едва ли не он один впол- не понимал причину болезни Кити. "То-то пустобрех", - думал он, применяя в мыслях это название из охотничьего словаря к знаменитому доктору и слушая его болтовню о признаках болезни дочери. Доктор между тем с тру- дом удерживал выражение презрения к этому старому баричу и с трудом спускался до низменности его понимания. Он понимал, что с стариком гово- рить нечего и что глава в этом доме - мать. Пред нею-то он намеревался рассыпать свой бисер. В это время княгиня вошла в гостиную с домашним доктором. Князь отошел, стараясь не дать заметить, как ему смешна была вся эта комедия. Княгиня была растеряна и не знала, что делать. Она чувствовал себя виноватою пред Кити. - Ну, доктор, решайте нашу судьбу, - сказала княгиня. - Говорите мне вс°. - "Есть ли надежда?" - хотела она сказать, но губы ее задрожали, и она не могла выговорить этот вопрос. - Ну что, доктор?.. - Сейчас, княгиня, переговорю с коллегой и тогда буду иметь честь до- ложить вам свое мнение. - Так нам вас оставить? - Как вам будет угодно. Княгиня, вздохнув, вышла. Когда доктора остались одни, домашний врач робко стал излагать свое мнение, состоящее в том, что есть начало туберкулезного процесса, но... и т. д. Знаменитый доктор слушал его и в середине его речи посмотрел на свои крупные золотые часы. - Так, - сказал он. - Но... Домашний врач замолк почтительно на середине речи - Определить, как вы знаете, начало туберкулезного процесса мы не мо- жем; до появления каверн нет ничего определенного. Но подозревать мы мо- жем. И указание есть: дурное питание, нервное возбуждение и прочее. Воп- рос стоит так: при подозрении туберкулезного процесса что нужно сделать, чтобы поддержать питание? - Но, ведь вы знаете, тут всегда скрываются нравственные, духовные причины, - с тонкою улыбкой позволил себе вставить домашний доктор. - Да, это само собой разумеется, - отвечал знаменитый доктор, опять взглянув на часы. - Виноват; что, поставлен ли Яузский мост, или надо все еще кругом объезжать? - спросил он. - А! поставлен. Да, ну так я в двадцать минут могу быть. Так мы говорили, что вопрос так поставлен: поддержать питание и исправить нервы. Одно в связи с другим, надо действовать на обе стороны круга. - Но поездка за границу? - спросил домашний доктор. - Я враг поездок за границу. И изволите видеть: если есть начало ту- беркулезного процесса, чего мы знать не можем, то поездка за границу не поможет. Необходимо такое средство, которое бы поддерживало питание и не вредило. И знаменитый доктор изложил свой план лечения водами Соденскими, при назначении которых главная цель, очевидно, состояла в том, что они пов- редить не могут. Домашний доктор внимательно и почтительно выслушал. - Но в пользу поездки за границу я бы выставил перемену привычек, уда- ление от условий, вызывающих воспоминания. И потом матери хочется, - сказал он. - А! Ну, в этом случае, что ж, пускай едут; только повредят эти немец- кие шарлатаны... Надо, чтобы слушались... Ну, так пускай едут. Он опять взглянул на часы. - О! уже пора, - и пошел к двери. Знаменитый доктор объявил княгине (чувство приличия подсказало это), что ему нужно видеть еще раз больную. - Как! еще раз осматривать!- с ужасом воскликнула мать. - О нет, мне некоторые подробности, княгиня. - Милости просим. И мать, сопутствуемая доктором, вошла в гостиную к Кити. Исхудавшая и румяная, с особенным блеском в глазах вследствие перенесенного стыда, Кити стояла посреди комнаты. Когда доктор вошел, она вспыхнула, и глаза ее наполнились слезами. Вся ее болезнь и леченье представлялись ей такою глупою, даже смешною вещью! Лечение ее представлялось ей столь же смеш- ным, как составление кусков разбитой вазы. Сердце ее было разбито. Что же они хотят лечить ее пилюлями и порошками? Но нельзя было оскорблять мать, тем более что мать считала себя виноватою. - Потрудитесь присесть, княжна, - сказал знаменитый доктор. Он с улыбкой сел против нее, взял пульс и опять стал делать скучные вопросы. Она отвечала ему и вдруг, рассердившись, встала. - Извините меня, доктор, но это, право, ни к чему не поведет. Вы у ме- ня по три раза то же самое спрашиваете. Знаменитый доктор не обиделся. - Болезненное раздражение, - сказал он княгине когда Кити вышла. - Впрочем, я кончил... И доктор пред княгиней, как пред исключительно умною женщиной, научно определил положение княжны и заключил наставлением о том, как пить те воды, которые были не нужны. На вопрос, ехать ли за границу, доктор уг- лубился в размышления, как бы разрешая трудный вопрос. Решение, наконец, было изложено: ехать и не верить шарлатанам, а во всем обращаться к не- му. Как будто что-то веселое случилось после отъезда доктора. Мать повесе- лела, вернувшись к дочери, и Кити притворилась, что она повеселела. Ей часто, почти всегда, приходилось теперь притворяться. - Право, я здорова, maman. Но если вы хотите ехать, поедемте!- сказала она и, стараясь показать, что интересуется предстоящей поездкой, стала говорить о приготовлениях к отъезду. II Вслед за доктором приехала Долли. Она знала, что в этот день должен быть консилиум, и, несмотря на то, что недавно поднялась от родов (она родила девочку в конце зимы), несмотря на то, что у ней было много свое- го горя и забот, она, оставив грудного ребенка и заболевшую девочку, за- ехала узнать об участи Кити, которая решалась нынче. - Ну, что?- сказала она; входя в гостиную и не снимая шляпы. - Вы все веселые. Верно, хорошо? Ей попробовали рассказывать, что говорил доктор, но оказалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал. Интересно было только то, что решено ехать за гра- ницу. Долли невольно вздохнула. Лучший друг ее, сестра, уезжала. А жизнь ее была не весела. Отношения к Степану Аркадьичу после примирения сделались унизительны. Спайка, сделанная Анной, оказалась непрочна, и семейное согласие надломилось опять в том же месте. Определенного ничего не было, но Степана Аркадьича никогда почти не было дома, денег тоже никогда поч- ти не было, и подозрения неверностей постоянно мучали Долли, и она уже отгоняла их от себя, боясь испытанного страдания ревности. Первый взрыв ревности, раз пережитый, уже не мог возвратиться, и даже открытие невер- ности не могло бы уже так подействовать на нее, как в первый раз. Такое открытие теперь только лишило бы ее семейных привычек, и она позволяла себя обманывать, презирая его и больше всего себя за эту слабость. Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучали ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей. - Что, как твои? - спросила мать. - Ах, maman, у вас своего горя много. Лили заболела, и я боюсь, что скарлатина. Я вот теперь выехала, чтоб узнать, а то засяду уже безвыезд- но, если, избави бог, скарлатина. Старый князь после отъезда доктора тоже вышел из своего кабинета и, подставив свою щеку Долли и поговорив с ней, обратился к жене: - Как же решили, едете? Ну, а со мной что хотите делать? - Я думаю, тебе остаться, Александр, - сказала жена. - Как хотите. - Maman, отчего же папа не поехать с нами? - сказала Кити. - И ему ве- селее и нам. Старый князь встал и погладил рукой волосы Кити. Она подняла лицо и, насильно улыбаясь, смотрела на него. Ей всегда казалось, что он лучше всех в семье понимает ее, хотя он мало говорил с ней. Она была, как меньшая, любимица отца, и ей казалось, что любовь его к ней делала его проницательным. Когда ее взгляд встретился теперь с его голубыми, добры- ми глазами, пристально смотревшими на нее, ей казалось, что он насквозь видит ее и понимает все то нехорошее, что в ней делается. Она, краснея, потянулась к нему, ожидая поцелуя, но он только потрепал ее по волосам и проговорил: - Эти глупые шиньоны! До настоящей дочери и не доберешься, а ласкаешь волосы дохлых баб. Ну что, Долинька, - обратился он к старшей дочери, - твой козырь что поделывает? - Ничего, папа, - отвечала Долли, понимая, что речь идет о муже. - Все ездит, я его почти не вижу, - не могла она не прибавить с насмешливою улыбкой. - Что ж, он не уехал еще в деревню лес продавать?, - Нет, все собирается. - Вот как!- проговорил князь. - Так и мне собираться? Слушаю-с, - об- ратился он к жене, садясь. - А ты вот что, Катя, - прибавил он к меньшой

Смерть в виде фуры «Скания» настигла 33-летнего водители «Газели» на 699-м километре федеральной трассы М-5 «Урал».

Первая информация о ДТП появилась во вторник, 15 мая, на сайте Главного управления МЧС России по Пензенской области. В сводке указано, что в этот же день в 22:20 на пульт дежурного спасателя МЧС Городищенского района поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии.

Чтобы узнать подробности, я в этот же день позвонила Анне Шупиловой, начальнику группы информационного обеспечения деятельности ГУ МЧС России по Пензенской области.

«В Городищенском районе произошло столкновение двух транспортных средств, - рассказала она. - В результате дорожно-транспортного происшествия, к сожалению, имеются пострадавшие. Для ликвидации последствий ДТП от ГУ МЧС России по Пензенской области привлекалось четыре человека, одна единица техники».

На следующий день, 16 мая, в сводках ГИБДД была указана уже более подробная информация: «По предварительным данным, на 699-м километре автомобильной дороги «Урал» произошла авария с участием автомобиля ГАЗ-278858 и большегруза «Скания» с полуприцепом «Бонг». Для уточнения этих сведений я связалась с Юлией Кулигиной, инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД.

Она рассказала, что, по предварительным данным, водитель ГАЗа, мужчина, 1985 года рождения, наехал на «Сканию». Фурой управлял человек постарше, рожденный в 1961 году. Травмы, которые получил водитель автофургона, оказались фатальными. Он скончался на месте. Проводится проверка.

Это происшествие активно обсуждалось в Интернете. Так, например, на одной из публичных страниц социальной сети «Вконтакте» очевидец аварии опубликовал фото с места происшествия. В ходе личной переписки он рассказал о том, что видел, и предоставил фото с места трагедии.

«Газель» врезалась в стоящую «Сканию», - рассказал 16 мая Игорь Федоров (по просьбе собеседника имя изменено. - Прим. авт). - Не знаю, как это получилось, но шансов у водителя «Газели» не было».

Кроме очевидцев аварии, нашлись и те, кто знал погибшего мужчину лично. Так, например, 17 мая я связалась с Людмилой Лавровой, знакомой матери погибшего.

«Он был отличным парнем, заботливым сыном и любящим мужем, - рассказала о водителе «Газели» женщина. - Мы до сих пор не можем поверить в случившееся. Буквально за день до трагедии я его видела, говорила с ним. И тут такое несчастье. Для его мамы эта новость стала настоящим ударом».

Также мне удалось пообщаться с другом погибшего, тоже водителем.

«Погибшего звали Евгением, - рассказал мне Виталий Рыбин (по просьбе собеседника имя изменено. - Прим. авт.) в ходе личной переписки. - Совсем молодой еще, 33 года. Хороший отзывчивый человек, отличный друг, аккуратный водитель. Никто не ожидал, что с ним такое случится. Я знаком с ним четыре года, тоже водитель. Сам Евгений из Пензы , за рулем более 10 лет, работал на себя. Выехал в рейс из дома и живым оттуда не вернулся. Ему было всего 33 года. На свою «Газель» сам заработал, своим трудом. У него остались жена, дочь. Когда будут похороны, мы пока не знаем. Все до сих пор в шоке от случившегося».

Варвара Устинова

Уезжая из Петербурга, Вронский оставил свою большую квартиру на Морской приятелю и любимому товарищу Петрицкому. Петрицкий был молодой поручик, не особенно знатный и не только не богатый, но кругом в долгах, к вечеру всегда пьяный и часто за разные и смешные и грязные истории попадавший на гауптвахту, но любимый и товарищами и начальством. Подъезжая в двенадцатом часу с железной дороги к своей квартире, Вронский увидел у подъезда знакомую ему извозчичью карету. Из-за двери еще на свой звонок он услыхал хохот мужчин и французский лепет женского голоса и крик Петрицкого: «Если кто из злодеев, то не пускать!» Вронский не велел денщику говорить о себе и потихоньку вошел в первую комнату. Баронесса Шильтон, приятельница Петрицкого, блестя лиловым атласом платья и румяным белокурым личиком и, как канарейка, наполняя всю комнату своим парижским говором, сидела пред круглым столом, варя кофе. Петрицкий в пальто и ротмистр Камеровский в полной форме, вероятно со службы, сидели вокруг нее. — Браво! Вронский! — закричал Петрицкий, вскакивая и гремя стулом. — Сам хозяин! Баронесса, кофею ему из нового кофейника. Вот не ждали! Надеюсь, ты доволен украшением твоего кабинета, — сказал он, указывая на баронессу. — Вы ведь знакомы? — Еще бы! — сказал Вронский, весело улыбаясь и пожимая маленькую ручку баронессы. — Как же! старый друг. — Вы домой с дороги, — сказала баронесса, — так я бегу. Ах, я уеду сию минуту, если я мешаю. — Вы дома там, где вы, баронесса, — сказал Вронский. — Здравствуй, Камеровский, — прибавил он, холодно пожимая руку Камеровского. — Вот вы никогда не умеете говорить такие хорошенькие вещи, — обратилась баронесса к Петрицкому. — Нет, отчего же? После обеда и я скажу не хуже. — Да после обеда нет заслуги! Ну, так я вам дам кофею, идите мойтесь и убирайтесь, — сказала баронесса, опять садясь и заботливо поворачивая винтик в новом кофейнике. — Пьер, дайте кофе, — обратилась она к Петрицкому, которого она называла Пьер, по его фамилии Петрицкий, не скрывая своих отношений с ним. — Я прибавлю. — Испортите. — Нет, не испорчу! Ну, а ваша жена? — сказала вдруг баронесса, перебивая разговор Вронского с товарищем. — Вы не привезли вашу жену? Мы здесь женили вас. — Нет, баронесса. Я рожден цыганом и умру цыганом. — Тем лучше, тем лучше. Давайте руку. И баронесса, не отпуская Вронского, стала ему рассказывать, пересыпая шутками, свои последние планы жизни и спрашивать его совета. — Он все не хочет давать мне развода! Ну что же мне делать? (Он был муж ее.) Я теперь хочу процесс начинать. Как вы мне посоветуете? Камеровский, смотрите за кофеем — ушел; вы видите, я занята делами! Я хочу процесс, потому что состояние мне нужно мое. Вы понимаете ли эту глупость, что я ему будто бы неверна, — с презрением сказала она, — и от этого он хочет пользоваться моим имением. Вронский слушал с удовольствием этот веселый лепет хорошенькой женщины, поддакивая ей, давал полушутливые советы и вообще тотчас же принял свой привычный тон обращения с этого рода женщинами. В его петербургском мире все люди разделялись на два совершенно противоположные сорта. Один низший сорт: пошлые, глупые и, главное, смешные люди, которые веруют в то, что одному мужу надо жить с одною женой, с которою он обвенчан, что девушке надо быть невинною, женщине стыдливою, мужчине мужественным, воздержным и твердым, что надо воспитывать детей, зарабатывать свой хлеб, платить долги, — и разные тому подобные глупости. Это был сорт людей старомодных и смешных. Но был другой сорт людей, настоящих, к которому они все принадлежали, в котором надо быть, главное, элегантным, красивым, великодушным, смелым, веселым, отдаваться всякой страсти не краснея и над всем остальным смеяться. Вронский только в первую минуту был ошеломлен после впечатлений совсем другого мира, привезенных им из Москвы; но тотчас же, как будто всунул ноги в старые туфли, он вошел в свой прежний веселый и приятный мир. Кофе так и не сварился, а обрызгал всех и ушел и произвел именно то самое, что было нужно, то есть подал повод к шуму и смеху и залил дорогой ковер и платье баронессы. — Ну, теперь прощайте, а то вы никогда не умоетесь, и на моей совести будет главное преступление порядочного человека, нечистоплотность. Так вы советуете нож к горлу? — Непременно, и так, чтобы ваша ручка была поближе от его губ. Он поцелует вашу ручку, и все кончится благополучно, — отвечал Вронский. — Так нынче во Французском! — И, зашумев платьем, она исчезла. Камеровский поднялся тоже, а Вронский, не дожидаясь его ухода, подал ему руку и отправился в уборную. Пока он умывался, Петрицкий описал ему в кратких чертах свое положение, насколько оно изменилось после отъезда Вронского. Денег нет ничего. Отец сказал, что не даст и не заплатит долгов. Портной хочет посадить, и другой тоже непременно грозит посадить. Полковой командир объявил, что если эти скандалы не прекратятся, то надо выходить. Баронесса надоела, как горькая редька, особенно тем, что все хочет давать деньги; а есть одна, он ее покажет Вронскому, чудо, прелесть, в восточном строгом стиле, «genre рабыни Ребекки, понимаешь». С Беркошевым тоже вчера разбранился, и он хотел прислать секундантов, но, разумеется, ничего не выйдет. Вообще же все превосходно и чрезвычайно весело. И, не давая товарищу углубляться в подробности своего положения, Петрицкий пустился рассказывать ему все интересные новости. Слушая столь знакомые рассказы Петрицкого в столь знакомой обстановке своей трехлетней квартиры, Вронский испытывал приятное чувство возвращения к привычной и беззаботной петербургской жизни. — Не может быть! — закричал он, отпустив педаль умывальника, которым он обливал свою красную здоровую шею. — Не может быть! — закричал он при известии о том, что Лора сошлась с Милеевым и бросила Фертингофа. — И он все так же глуп и доволен? Ну, а Бузулуков что? — Ах, с Бузулуковым была история — прелесть! — закричал Петрицкий. — Ведь его страсть — балы, и он ни одного придворного бала не пропускает. Отправился он на большой бал в новой каске. Ты видел новые каски? Очень хороши, легче. Только стоит он... Нет, ты слушай. — Да я слушаю, — растираясь мохнатым полотенцем, отвечал Вронский. — Проходит великая княгиня с каким-то послом, и на его беду зашел у них разговор о новых касках. Великая княгиня и хотела показать новую каску... Видят, наш голубчик стоит. (Петрицкий представил, как он стоит с каской.) Великая княгиня попросила себе подать каску, — он не дает. Что такое? Только ему мигают, кивают, хмурятся. Подай. Не дает. Замер. Можешь себе представить!.. Только этот... как его... хочет уже взять у него каску... не дает!.. Он вырвал, подает великой княгине. «Вот эта новая», — говорит великая княгиня. Повернула каску, и, можешь себе представить, оттуда бух! груша, конфеты, два фунта конфет!.. Он это набрал, голубчик! Вронский покатился со смеху. И долго потом, говоря уже о другом, закатывался своим здоровым смехом, выставляя свои крепкие сплошные зубы, когда вспоминал о каске. Узнав все новости, Вронский с помощью лакея оделся в мундир и поехал являться. Явившись, он намерен был съездить к брату, к Бетси и сделать несколько визитов с тем, чтоб начать ездить в тот свет, где бы он мог встречать Каренину. Как и всегда в Петербурге, он выехал из дома с тем, чтобы не возвращаться до поздней ночи.

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта