Главная » Заготовка и хранение » Братья Глинки: гении воздушного боя. Братья Глинка — Дмитрий и Борис Братья глинка дмитрий и борис

Братья Глинки: гении воздушного боя. Братья Глинка — Дмитрий и Борис Братья глинка дмитрий и борис

Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии
Связи

Борис Борисович Глинка ( -) - полковник Советской Армии , участник Великой Отечественной войны , Герой Советского Союза ().

Биография

Всего за время войны Глинка сбил 30 самолётов лично и 1 - в группе. В одном из боёв в конце войны получил ранение. После окончания войны Глинка продолжил службу в Советской Армии. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию, после чего служил в Борисоглебском военном авиационном училище , затем в Центре подготовки космонавтов . Проживал в посёлке Чкаловский (ныне - в черте Щёлково) Московской области . Скончался 11 мая 1967 года , похоронен на Гребенском кладбище Щёлково .

Напишите отзыв о статье "Глинка, Борис Борисович"

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1987. - Т. 1 /Абаев - Любичев/. - 911 с. - 100 000 экз. - ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Андреев С. А. Совершённое ими бессмертно. Книга 2. М.: Высшая школа, 1986.
  • Воробьёв В. П., Ефимов Н. В. Герои Советского Союза. Справочник - СПб., 2010.
  • Герои огненных лет. - Книга 1. - М.: Московский рабочий, 1975.
  • Голубев Г. Г. Друзья мои лётчики. - М.: ДОСААФ, 1986.
  • Голубев Г. Г. На вертикалях. - Харьков: Прапор, 1989.
  • И генерал, и рядовой. - Днепропетровск: Промiнь, 1983.
  • Крылья Родины. - М.: ДОСААФ, 1983.
  • Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945.Кр.спр.-М.:Республика,1995.
  • На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Лимб», 1993.
  • Огненные годы. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 1971.
  • Степаненко В. И. Люди из легенды. - М.: Знание, 1975.

Отрывок, характеризующий Глинка, Борис Борисович

Прямо от губернатора Николай взял перекладную и, посадив с собою вахмистра, поскакал за двадцать верст на завод к помещику. Все в это первое время пребывания его в Воронеже было для Николая весело и легко, и все, как это бывает, когда человек сам хорошо расположен, все ладилось и спорилось.
Помещик, к которому приехал Николай, был старый кавалерист холостяк, лошадиный знаток, охотник, владетель коверной, столетней запеканки, старого венгерского и чудных лошадей.
Николай в два слова купил за шесть тысяч семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. Пообедав и выпив немножко лишнего венгерского, Ростов, расцеловавшись с помещиком, с которым он уже сошелся на «ты», по отвратительной дороге, в самом веселом расположении духа, поскакал назад, беспрестанно погоняя ямщика, с тем чтобы поспеть на вечер к губернатору.
Переодевшись, надушившись и облив голову холодной подои, Николай хотя несколько поздно, но с готовой фразой: vaut mieux tard que jamais, [лучше поздно, чем никогда,] явился к губернатору.
Это был не бал, и не сказано было, что будут танцевать; но все знали, что Катерина Петровна будет играть на клавикордах вальсы и экосезы и что будут танцевать, и все, рассчитывая на это, съехались по бальному.
Губернская жизнь в 1812 году была точно такая же, как и всегда, только с тою разницею, что в городе было оживленнее по случаю прибытия многих богатых семей из Москвы и что, как и во всем, что происходило в то время в России, была заметна какая то особенная размашистость – море по колено, трын трава в жизни, да еще в том, что тот пошлый разговор, который необходим между людьми и который прежде велся о погоде и об общих знакомых, теперь велся о Москве, о войске и Наполеоне.
Общество, собранное у губернатора, было лучшее общество Воронежа.
Дам было очень много, было несколько московских знакомых Николая; но мужчин не было никого, кто бы сколько нибудь мог соперничать с георгиевским кавалером, ремонтером гусаром и вместе с тем добродушным и благовоспитанным графом Ростовым. В числе мужчин был один пленный итальянец – офицер французской армии, и Николай чувствовал, что присутствие этого пленного еще более возвышало значение его – русского героя. Это был как будто трофей. Николай чувствовал это, и ему казалось, что все так же смотрели на итальянца, и Николай обласкал этого офицера с достоинством и воздержностью.
Как только вошел Николай в своей гусарской форме, распространяя вокруг себя запах духов и вина, и сам сказал и слышал несколько раз сказанные ему слова: vaut mieux tard que jamais, его обступили; все взгляды обратились на него, и он сразу почувствовал, что вступил в подобающее ему в губернии и всегда приятное, но теперь, после долгого лишения, опьянившее его удовольствием положение всеобщего любимца. Не только на станциях, постоялых дворах и в коверной помещика были льстившиеся его вниманием служанки; но здесь, на вечере губернатора, было (как показалось Николаю) неисчерпаемое количество молоденьких дам и хорошеньких девиц, которые с нетерпением только ждали того, чтобы Николай обратил на них внимание. Дамы и девицы кокетничали с ним, и старушки с первого дня уже захлопотали о том, как бы женить и остепенить этого молодца повесу гусара. В числе этих последних была сама жена губернатора, которая приняла Ростова, как близкого родственника, и называла его «Nicolas» и «ты».
Катерина Петровна действительно стала играть вальсы и экосезы, и начались танцы, в которых Николай еще более пленил своей ловкостью все губернское общество. Он удивил даже всех своей особенной, развязной манерой в танцах. Николай сам был несколько удивлен своей манерой танцевать в этот вечер. Он никогда так не танцевал в Москве и счел бы даже неприличным и mauvais genre [дурным тоном] такую слишком развязную манеру танца; но здесь он чувствовал потребность удивить их всех чем нибудь необыкновенным, чем нибудь таким, что они должны были принять за обыкновенное в столицах, но неизвестное еще им в провинции.
Во весь вечер Николай обращал больше всего внимания на голубоглазую, полную и миловидную блондинку, жену одного из губернских чиновников. С тем наивным убеждением развеселившихся молодых людей, что чужие жены сотворены для них, Ростов не отходил от этой дамы и дружески, несколько заговорщически, обращался с ее мужем, как будто они хотя и не говорили этого, но знали, как славно они сойдутся – то есть Николай с женой этого мужа. Муж, однако, казалось, не разделял этого убеждения и старался мрачно обращаться с Ростовым. Но добродушная наивность Николая была так безгранична, что иногда муж невольно поддавался веселому настроению духа Николая. К концу вечера, однако, по мере того как лицо жены становилось все румянее и оживленнее, лицо ее мужа становилось все грустнее и бледнее, как будто доля оживления была одна на обоих, и по мере того как она увеличивалась в жене, она уменьшалась в муже.

Глинка Дмитрий Борисович – начальник воздушно-стрелковой службы 45-го истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), старший лейтенант;
помощник командира по воздушно-стрелковой службе 100-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии капитан.

Родился 10 (23) декабря 1917 года в селе Александров Дар Криворогской волости Херсонского уезда Херсонской губернии (ныне посёлок Рахмановка в черте города Кривой Рог Днепропетровской области, Украина). С 1931 года жил в городе Кривой Рог. В 1932 году окончил 6 классов школы. Работал в Кривом Роге электриком: на руднике имени МОПРа (1932-1936), на кирпичном заводе треста «Кривстрой» (1936-1937) и на железнорудной шахте имени В.А.Валявко (июнь-декабрь 1937). В 1937 году окончил Криворожский аэроклуб.

В армии с декабря 1937 года. В феврале 1939 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Закавказском военном округе; город Баку, Азербайджан). В августе 1941 года в должности лётчика 45-го истребительного авиационного полка на истребителе Як-1 участвовал во вводе советских войск в Иран.

Участник Великой Отечественной войны: в январе 1942 – мае 1945 – лётчик, командир звена, адъютант авиаэскадрильи, начальник воздушно-стрелковой службы полка и помощник командира по воздушно-стрелковой службе 45-го (с июня 1943 – 100-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Крымском (январь-май 1942), Северо-Кавказском (май-июль 1942 и февраль-август 1943) и Южном (июль 1942 и август-октябрь 1943) фронтах, в составе Северной группы войск Закавказского фронта (июль-сентябрь 1942), на 4-м (октябрь 1943 – январь 1944), 2-м (май-июль 1944) и 1-м (июль 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в обороне Крыма и Кавказа, воздушном сражении на Кубани, Донбасской, Мелитопольской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.

9 мая 1942 года в районе села Ленинское (ныне райцентр Республики Крым) его самолёт Як-1 был сбит в воздушном бою. При приземлении на парашюте получил сильное сотрясение мозга и некоторое время находился на излечении в госпитале. 16 сентября 1943 года при бомбёжке аэродрома был ранен осколком вражеской бомбы в ногу. 18 июля 1944 года при аварии самолёта Ли-2, на котором он летел пассажиром, получил тяжёлую травму головы и 2 месяца находился в госпитале.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 года старшему лейтенанту Глинке Дмитрию Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии капитан Глинка Дмитрий Борисович награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Всего за время войны совершил 282 боевых вылета на истребителях Як-1, «Киттихаук» и Р-39 «Аэрокобра», провёл 94 воздушных боя, в которых лично сбил 50 самолётов противника.

В июне 1945 – феврале 1946 – заместитель командира 100-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Центральной группе войск; Австрия).

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). С мая 1951 – командир 351-го истребительного авиационного полка, в августе 1951 – январе 1954 – командир 530-го истребительного авиационного полка (в Приморском военном округе; Ляодунский полуостров, Китай).

В январе 1954 – январе 1958 – заместитель командира 149-й истребительной авиационной дивизии (в Приморском военном округе, Ляодунский полуостров, Китай; с мая 1955 – в Северной группе войск, Польша). С января 1958 – заместитель командира по лётной подготовке, а в июне 1958 – августе 1959 – 1-й заместитель командира 119-й истребительной авиационной дивизии (в Одесском военном округе; город Тирасполь, Молдавия). В августе 1959 – апреле 1960 – 1-й заместитель командира 283-й истребительной авиационной дивизии (в Закавказском военном округе; город Миха Цхакая, ныне Сенаки, Грузия). С июля 1960 года полковник Д.Б.Глинка – в запасе.

Работал пилотом в международной авиагруппе Московского управления транспортной авиации ГВФ и в 200-м авиаотряде (аэропорт Внуково). С 1965 – инструктор, а в 1970-1978 – инструктор тренажёра 18-го учебно-тренировочного отряда Управления международных воздушных линий (аэропорт Шереметьево).

Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (в 1946-1950 годах).

Полковник (1951), военный лётчик 1-го класса (1953). Награждён орденом Ленина (21.04.1943), 5 орденами Красного Знамени (9.09.1942; 3.10.1942; 22.04.1943; 3.11.1944; 4.06.1955), орденами Александра Невского (13.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (24.12.1943), 2 орденами Красной Звезды (22.02.1955; 30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (24.06.1948) и другими медалями, китайской медалью.

Бронзовый бюст Д.Б.Глинки установлен в посёлке Рахмановка (в черте города Кривой Рог Днепропетровской области, Украина), где его именем названа улица. Его имя носит пассажирский самолёт Superjet-100 авиакомпании «Аэрофлот».

Примечания:
1) Награждён за выполнение 146 боевых вылетов и участие в 41 воздушном бою, в которых лично сбил 15 самолётов противника (на апрель 1943 года);
2) Награждён за выполнение 183 боевых вылетов и участие в 62 воздушных боях, в которых лично сбил 29 самолётов противника (на август 1943 года).

Глинка Борис Борисович

Однажды, в конце 1942 г., когда 45-й иап был выведен с фронта для пополнения, Дмитрий Глинка, к тому времени уже комэск и орденоносец, встретил на улице добродушного здоровяка в застиранной летной форме. Здоровяк был его старшим братом Борисом, отрабатывавшим инструкторский хлеб в одном из запасных полков. Хлеб этот с моральной точки зрения был тогда отнюдь не сладок, и сменить вторую кабину на боевой истребитель мечтали многие инструкторы. Командир полка, мудрый Дзусов, помог осуществиться мечте приглянувшегося ему летчика, и, переучившись на четвертый и пятый в своей судьбе истребители - на «Киттихаук» и «Аэрокобру», - Борис Глинка прибыл в составе полка на Кубань. Битва над «голубой линией», отличавшаяся невиданным упорством и напряженностью, приближалась к своей решающей фазе, когда на узком в 10-30 километров участке фронта друг против друга действовало до 2500 самолетов.

Борис Глинка сразу заявил о себе как о зрелом воздушном бойце, в первом же бою уничтожив Ю-88, а позднее, в тот же день, открыл счет «сто девятым»… 22 марта ему довелось участвовать в исключительном по накалу бою, когда восьмерка «кобр» 45-го полка вступила в бой с большой группой немецких истребителей. Борис Глинка сумел сбить тогда 2 Ме-109, но и сам был ранен в плечо, а его самолет подвергся настойчивым атакам истребителей противника. Когда одному из них удалось зайти в хвост его «кобре» и приблизиться на дистанцию эффективного огня, ведомый Глинки сержант Н. Кудряшов на горящем самолете таранил преследователя, и обе машины поглотило облако взрыва. Через полминуты старший лейтенант Иван Шматко совершил лобовой таран. Противник, несмотря на сохранявшееся численное преимущество, был деморализован и поспешил покинуть зону боя. Соотношение потерь в этой схватке составило 11:3. В бою погибли Н. Кудряшов, И. Шматко, А. Поддубский, кроме них, в этом яростном поединке участвовали ведущий группы М. Петров, братья Глинки, И. Бабак, И. Кудря.

Превозмогая боль от полученного ранения, Б. Глинка уже на следующий день вновь участвовал в боях. 15 апреля ему удалось одержать три победы, а к середине июня его счет достиг 15 сбитых. В этих боях он сражался на «Аэрокобре» П-39Д-2, заводской номер 138431. Незаурядный воздушный боец, он был доброжелательным и терпеливым наставником, отличавшимся педагогическим тактом и выдумкой. Его ученик Герой Советского Союза Г. Дольников позднее вспоминал: «Иронией он заменял окрики и внушения, и действовала она лучше всяких выговоров».

Б. Глинка родился в Кривом Роге 27 сентября 1914 г. 15-летним подростком работал на шахте им. МОПРа, в 1934 г. окончил горный техникум, аэроклуб. В 1936 г. он поступил в Херсонскую школу летчиков ГВФ, работал там инструктором. После окончания Одесской военной авиационной школы вновь назначен инструктором. Именно ему, прирожденному летному педагогу, дано было привести в авиацию младшего брата - Дмитрия, занявшего достойное место в первой десятке советских асов. Летная и тактическая грамотность, дисциплина и разумная боевая дерзость отличали Бориса Глинку. К концу своего первого фронтового года он вошел в число лучших летчиков не только 100-го гиап (45 иап), но и всей великолепной 9-й гиад, выделявшейся незаурядным летным составом. Позывные братьев Глинок - ББ и ДБ, как синоним боевой мощи, были известны всему фронту.

…В мае 1944 г., когда Покрышкин стал командиром дивизии, Б. Глинка был назначен командиром 16-го гиап - полка, известного не только высоким боевым духом, но и характером, - это был подлинный полк асов. Авторитет Глинки был высок, и, по словам того же Покрышкина, «он быстро навел порядок».

Однако должность командира 16-го гиап была фатальной: 16 июля 1944 г. «кобра» Б. Глинки с дальней дистанции, «навскидку», была сбита очередью с Ме-109. Покидая машину, он сломал ногу и ключицу о стабилизатор: «бэллочка» неохотно «отпускала» летчиков. Вернуться в боевой строй ему уже не довелось. За полтора года боевых действий он провел около 200 боевых вылетов, лично сбил 31 самолет противника.

В 1952 г. он окончил ВВА и был направлен на преподавательскую работу в Борисоглебское военное летное училище. В 1960 г. полковник Б. Глинка был переведен в Центр подготовки космонавтов, где передавал свой летный опыт первопроходцам Космоса.

Герой Советского Союза (24.5.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

Из книги 100 великих россиян автора

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

ГЛИНКА (1804–1857) Родился Михаил Глинка под утро 20 мая. Возле окон спальни, где лежала его мать, в кустах заливались соловьи. Не следует, конечно, придавать большое значение знамениям: песне соловья и восходу солнца. В тот момент, да и во многие последующие годы никто бы и

Из книги Герои 1812 года автора Ковалев Константин

Федор Николаевич Глинка Среди столетних смоленских еловых лесов, вдали от больших дорог, в глуши, расположено село Сутоки. В конце позапрошлого века относилось оно к Духовицкому уезду Смоленской губернии и принадлежало отставному капитану Николаю Ильичу Глинке. Предки

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Неистовый Борис (Борис Андреев) Популярный киноактер Борис Андреев стал известен широкому зрителю с конца 30-х годов. И практически сразу он стал героем ряда громких скандалов, которые были широко известны в народе не благодаря СМИ (те в советские годы подобные события

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Поэзия декабристов. П.А. Катенин. Ф.Н. Глинка П.А. Катенин дебютировал в 1810 г. Высоким образцом, источником героических тем и образов была для Катенина литература классицизма, особенно французского. В традициях классицистической литературы, с использованием

Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

Борис Борисович Голицын (1862–1916)

Из книги Воспоминания автора Трубецкой Евгений Николаевич

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Глинка Дмитрий Борисович «…Высокого роста, волевой взгляд из-под коротких бровей придавал лицу строгое, даже суровое выражение, и мы, молодые, откровенно побаивались этого взгляда. Мастер воздушного боя, Дмитрий очень метко стрелял с коротких дистанций, пилотировал с

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

«Жизнь за царя» и Невский проспект, 1836 год Михаил Глинка, Николай Гоголь Год 1836 потряс театральный Петербург: две премьеры – и какие! В Александринском театре поставили комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», которая за год выдержала 272 представления, а в Большом театре состоялась

Из книги Сокровища женщин Истории любви и творений автора Киле Петр

Михаил Глинка и Екатерина Керн. История любви. Работа Глинки над оперой "Руслан и Людмила" затянулась на годы, без видимых причин, как у Брюллова лишь множилось число неоконченных работ. Это было странно тем более, что и композитор, и живописец, одаренные всем для их

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник Глинка Д. Б. Кубанская «этажерка»Весной 1943 г на Кубани немцы предприняли наступление с Таманского полуострова. За так называемой «Голубой линией» противник сосредоточил массу своих войск, а на аэродромах Таманского

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Полынов Борис Борисович Полынов Б. Б. (1877–1952), русский почвовед, землевед («географ»), академик. Окончив Лесной институт, отправляется в научную поездку в Мюнхенский (Германия) и Венский (Австрия) университеты.1914–1918 годы. Первая мировая война. Б. Б. Полынов в качестве

Из книги Двенадцать поэтов 1812 года автора Шеваров Дмитрий Геннадьевич

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ ПЕРВЫЙ РАТНИК ГЛИНКА (Сергей Николаевич Глинка.

Из книги Тверской край - музыка - Санкт-Петербург автора Шишкова Мария Павловна

Федор Николаевич Глинка (1786–1880) Ф.Н.Глинка - поэт, прозаик, драматург, журналист посетил Тверь впервые в 1811 году при генерал- губернаторе принце Г.П.Ольденбургском. Ф.Глинка - боевой офицер, участник сражения при Аустерлице, в 1812 году был адъютантом генерала Милорадовича,



Родился 14 (27) сентября 1914 года в селе Александров Дар (ныне город Кривой Рог Днепропетровской области Украины). Окончил 7 классов школы в 1928 году. С 1929 года работал проходчиком на шахте в Кривом Роге. В 1934 году окончил Криворожский горный техникум. Работал на той же шахте сменным техником, горным техником, заведующим участком. В 1936 году окончил Криворожский аэроклуб. В том же году окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в городе Херсоне и оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 31 декабря 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. Служил в Конотопском военном авиационном училище: лётчик-инструктор, с мая 1941 года - командир звена.

С июня 1941 года лейтенант Б. Б. Глинка на фронтах Великой Отечественной войны, по август 1941 года участвовал в ПВО Конотопского железнодорожного узла и города. Затем, вместе с училищем, эвакуирован на Северный Кавказ. С 20 февраля 1943 года сражался в составе 45-го ИАП (17 июня 1943 года преобразован в 100-й Гвардейский ИАП): командир звена, с мая 1943 - адъютант эскадрильи. Летал на "Аэрокобре".

К маю 1943 года адьютант эскадрильи 45-го истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) лейтенант Б. Б. Глинка совершил 33 боевых вылета, сбил лично 10 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В августе 1943 года старший лейтенант Б. Б. Глинка назначен заместителем командира эскадрильи. 1 сентября 1943 года сбил в воздушном бою, ранен и произвёл вынужденную посадку на повреждённом самолёте, при которой получил тяжелые травмы. Вернулся в строй через несколько месяцев. С января 1944 года капитан Б. Б. Глинка - заместитель командира полка.

С июня 1944 года - командир 16-го Гвардейского ИАП (9-я Гвардейская ИАД), где продолжал летать на "Аэрокобре". 14 июля 1944 года Гвардии майор Б. Б. Глинка сбит в воздушном бою, выбросился на парашюте, но ударился о стабилизатор и получил тяжёлые травмы (переломом правой ноги и правой руки), долго лечился и больше не летал. Всего выполнил около 200 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 27 и в составе пары 2 самолёта противника. Сражался на Северо-Кавказском, Южном, 4-м, 2-м Украинскои и 1-м Украинском фронтах.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1946 года - старший инспектор-лётчик по технике пилотирования и теории полёта 6-го Гвардейского ИАК (2-я Воздушная армия, Центральная группа войск), затем - на такой же должности в 303-й ИАД (1-я Воздушная армия, Белорусский военный округ). В 1947 году убыл на учёбу. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1952 года Гвардии полковник Б. Б. Глинка - заместитель начальника Фрунзенского военного авиационного училища лётчиков по лётной подготовке. С февраля 1953 года - заместитель командира 13-й Гвардейской ИАД (73-я Воздушная армия). С августа 1957 года - заместитель начальника Борисоглебского Краснознамённого военного авиационного училища лётчиком по лётной подготовке. С февраля 1961 года служил в Центре подготовки космонавтов - начальник командного пункта Управления космическими полётами, помощник начальника Отдела лётно-космической подготовки по лётной подготовке, помощник начальника 3-го отдела ЦПК по лётной подготовке. Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Умер 11 мая 1967 года. Похоронен в городе Щёлково на Гребенском кладбище. На Аллее Славы в Херсоне его имя среди Героев Херсонщины.

Награждён орденами: Ленина (24.05.1943), Красного Знамени (05.04.1943, 24.04.1943, 06.11.1943), Отечественной войны 1-й степени (31.05.1946), Красной Звезды (30.12.1956); медалями.


* * *

Список известных воздушных побед Б. Б. Глинки:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
10.03.1943 1 Ю-88 юго-восточная окраина Абинская "Аэрокобра"
1 Ме-109 севернее Абинская
19.03.1943 1 Ме-109 южнее Петровская
22.03.1943 1 Ме-109 восточнее хутор Губернаторский
1 Ме-109 северо-западнее Славянская
11.04.1943 1 Ме-109 Абинская
12.04.1943 1 Ю-88 Львовская
15.04.1943 1 Ю-88 северо-восточнее Крымская
1 Ме-109 северо-западнее Гладковский
1 Ме-109 Киевское
26.05.1943 1 Ме-109 юго-западнее Киевское
27.05.1943 1 Ме-109 севернее Гладковский
1 Ме-109 Киевское
1 ФВ-189 западнее Черноерковская
18.08.1943 1 Ме-109 Красный Лиман
23.08.1943 1 ФВ-189 (в паре) северо-западнее Петровская
26.08.1943 1 ФВ-189 (в паре) Ивановка
1 Ме-109 юго-западнее Донецко-Амвросиевка
28.08.1943 1 Ю-88 Федоровка
29.08.1943 1 ФВ-190 северо-восточнее Федоровка
30.08.1943 2 Ю-87 юго-восточнее Щербаков
31.08.1943 1 Ме-109 Ванюшкин
2 Ме-109 Федоровка
1 Ме-109 западнее Федоровка
01.09.1943 1 Ю-87 Федотовка
04.06.1944 1 ФВ-190 западнее Захорна
14.07.1944 1 Ме-109 Свинюхи - Горохув

Всего сбитых самолётов - 27 + 2; боевых вылетов - около 200.

Из фотоматериалов военных лет:





Из материалов прессы военных лет:

Дмитрий Борисович Глинка родился в в семье шахтера. По национальности украинец. Член КПСС с 1942 года. В Советской Армии с 1937 года. В 1939 году окончил военную авиационную школу.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в боях против немецко-фашистских оккупантов на Крымском, Южном, Северо-Кавказском, 3-м и 1-м Украинских фронтах. Всего за годы войны совершил около 300 боевых вылетов. В боях лично сбил 50 вражеских самолетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 года Дмитрию Борисовичу Глинке присвоено звание Героя Советского Союза. 24 августа 1943 года за новые подвиги он удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден также многими орденами и медалями.

После войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. До 1960 года служил в рядах Советской Армии. В настоящее время полковник в отставке Д. Б. Глинка живет в Москве, работает в гражданской авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР второго созыва.

Бои гремели на Кубани - на земле, изодранной в клочья разрывами мин и снарядов, и в заоблачных высотах, где, казалось, сам воздух сжался под непрерывным жестоким огнем и тесными стали голубые просторы. С той военной весны 1943 года в личном деле гвардии подполковника Дмитрия Борисовича Глинки сохранился документ, в котором говорится: «Преданность партии и социалистической Родине доказал в воздушных боях с фашистскими захватчиками. В данный момент находится в строю».

Да, с первых дней Великой Отечественной войны до победоносного ее завершения находился в строю Дмитрий Глинка.

В самом облике широкоплечего летчика, в красивом, волевом лице его что-то орлиное, а в характере бесценным сплавом сочетались замечательные качества воздушного бойца: дерзость риска и точный расчет, стремительная ярость удара и железное самообладание. Чем труднее складывалась ситуация в бою, тем полнее проявлялось изумительное ратное искусство Дмитрия Глинки, его безукоризненное владение самолетом, который, точно живое существо, послушно повиновался малейшему движению сильных, умелых рук летчика.

А бои были крайне напряженными. Фашистское командование, стремясь во что бы то ни стало удержать Кубань, сосредоточило на этом участке фронта крупные авиационные силы. Но героизм советских летчиков, таких, как Дмитрий Глинка и его боевые друзья, обеспечивал наше превосходство в воздухе.

Боевые вылеты следовали один за другим. С рассвета и дотемна. Только вернутся истребители на аэродром, пройдет каких-нибудь полчаса, пока техники и механики заправят машины горючим, пополнят боекомплект, и снова в воздух. Снова в бой.

Лучшие дня

В один из таких дней, когда солнце уже скрылось за горизонтом, Дмитрий Глинка, вернувшись с задания, едва добрел до землянки. Лег на нары и сразу же забылся тревожным сном. Даже во сне чудилось ему дымное небо войны, простреленное зенитными снарядами, исполосованное пулеметными трассами. А с запада, ревя моторами и закрывая собой солнце, как тучи саранчи, наседали машины с паучьей свастикой. Преграждая им путь, Дмитрий и его боевые товарищи яростно бросались в атаку. Вокруг скрещивались зловещие трассы, и казалось, нечем уже дышать в полыхающем небе...

И тут откуда-то издалека раздался знакомый голос: «Водички, командир?» Это обращался к своему летчику техник самолета. Дмитрий не узнал его. Не открывая глаз, взял кружку, отпил глоток. И снова уснул. Не слышал он, и когда в землянку заходил командир полка Ибрагим Дзусов.

Спит? - негромко спросил командир техника.

Да, уже восемнадцать часов подряд.

Не будить! - коротко распорядился Дзусов и заспешил на самолетную стоянку.

Летчик спал еще десять часов. Накануне он совершил девять боевых вылетов, и в каждом - воздушный бой.

Предельного напряжения сил требовала боевая работа. Нередко к концу дня усталость валила людей с ног. Но ничто не могло сломить их боевого духа. Что же касается труда, то цену ему братья Глинки познали еще сызмальства. Родились и выросли они в шахтерском крае, в горняцкой семье. В тринадцать лет вслед за старшим братом, Борисом, пошел на шахту и Дмитрий. Работали и учились. Борис окончил Криворожский городской техникум. Дмитрий стал электромонтером. Потом поступили в аэроклуб. Вместе осваивали летное дело. Первым ушел в Одесскую авиашколу пилотов Борис. В девятнадцать лет стал курсантом знаменитой «Качи» - училища военных летчиков - Дмитрий. Война застала его в боевом авиаполку. Уже с фронта он с группой летчиков-однополчан приехал в тыловой город получать новые самолеты.

И вот неожиданная встреча со старшим братом, который работал инструктором в авиаучилище. 80 летчиков подготовил для фронта Борис Глинка. И сам рвался в действующую армию. Сколько рапортов подавал, но всякий раз просьбу отклоняли.

И наверное, так и не разрешили бы, если бы не Ибрагим Дзусов. Он тоже прибыл с летчиками за новыми самолетами. Ходатайствуя за Бориса, не раз побывал у начальника школы. Уговорил-таки...

Здесь, на Кубани, Дмитрий и Борис служили в одном авиационном полку. Часто крыло к крылу поднимались братья на своих истребителях в небо навстречу врагу.

В короткие часы передышки Дмитрий и Борис вспоминали шахту, где начиналась их трудовая жизнь, мать, не знавшую устали в хлопотах и заботах о своих соколиках, отца, который напутствовал их, когда они кончали Криворожский аэроклуб:

А вы, сынки, уважайте землю, почитайте труд: это он поднял вас в небо!

Братья помнили отцовский завет. Грудью своей, могучими крыльями, которые дала им партия, народ, прикрывали они родную советскую землю.

На счету Дмитрия ко времени боев на Кубани уже числилось 146 боевых вылетов и 15 сбитых самолетов противника. Его подвиги были отмечены двумя орденами Красного Знамени. Он самоотверженно выполнял любое задание командования: летал в разведку, бесстрашно проникая в глубокий вражеский тыл, громил неприятельские аэродромы, штурмовал скопления войск и техники противника, прикрывал от фашистских бомбардировщиков наши наземные части, вел и группой и в одиночку воздушные бои с врагом.

Особенно по душе ему был свободный полет «охотника», тактику которого Дмитрий Глинка довел до виртуозности. Успешно решал он и задачи группового боя. Враг шаблона, Глинка изучал приемы фашистов, чтобы противопоставить им свое, ошеломляющее новизной решение, более выгодный боевой порядок, новый воздушный маневр, обеспечивающий победу. Опыт Дмитрия Глинки становился общим достоянием, обогащал тактику нашей боевой авиации.

Да, наука побеждать врага давалась не просто. Вспоминалась ненастная осень сорок второго, дни обороны Терека. Тяжкие шли бои. Возвращаясь с задания, летчики горячо спорили: «Почему воздушный противник всегда находится выше нас? Почему не мы бьем его сверху?» На счету Дмитрия Глинки к тому моменту уже было семь бомбардировщиков и два истребителя врага, уничтоженных в воздушных схватках. Но теперь, слушая своих товарищей, он тоже старался найти ответ на волновавший всех вопрос. Высказал свое мнение. Летчиков заинтересовал новый тактический прием. Хорошо бы испробовать его на практике.

Командир полка, выслушав Дмитрия Глинку, одобрил его предложение. А вскоре боевой приказ: выделить группу истребителей для сопровождения бомбардировщиков, которым предстояло нанести удар по танковой колонне, прорвавшейся к Моздоку. В полете пара Дмитрия Глинки шла намного выше боевого порядка.

В районе цели на бомбардировщиков устремились шесть МЕ-109. Они обрушились сверху, намереваясь, как прежде, атаковать внезапно. Но на сей раз гитлеровцы просчитались. Воспользовавшись преимуществом в высоте, пара Глинки свалилась на врага как снег на голову. С первой атаки Дмитрий сбил одного фашиста. Остальные шарахнулись вверх. Но пара Глинки, используя запас скорости, вновь оказалась выше. Тут же от меткой пулеметной очереди ведомого рухнул вниз еще один вражеский самолет. Так новый тактический прием, предложенный Дмитрием Глинкой, выдержал проверку боем.

Враг нес потери. И гитлеровцы применили новый маневр. Они начали выделять большие группы истребителей, чтобы очистить небо перед приходом своих бомбардировщиков. Дмитрий Глинка отвечает на это эшелонированным по высоте патрулированием. А когда требовала обстановка, вызывали но радио истребителей, находившихся на аэродроме в готовности к вылету. Наращивание сил в бою позволяло с большей результативностью громить ненавистного врага.

Однажды, это было на «Миус-фронте», Дмитрий Глинка во главе восьмерки истребителей прикрывал свои войска над полем боя. Пару самолетов ведущий направил за линию фронта для разведки и оповещения в случае появления противника. Предусмотрительность оказалась не лишней. О том, как развивались дальнейшие события, Дмитрий рассказывал:

Патрулируем. С нашей радиостанции наведения, величая меня инициалами имени и отчества, сообщают: «ДБ, ни черта не видно - пыль и дым. Смотри сам». Но я не беспокоился. Ведь за линией фронта пара наших истребителей. Свою задачу ребята знают, предупредят, если что. Буквально через минуту последовал доклад ведущего пары: «ДБ, идет большая группа бомбардировщиков». Я повел свою группу на сближение с противником. Бомбардировщиков мы атаковали задолго до подхода их к цели, километрах в двадцати от линии фронта. Сбили пять вражеских машин. У нас потерь не было.

Неутомимый в поисках, Дмитрий Глинка из практики кубанских боев сделал вывод: патруль, преграждающий путь гитлеровским бомбардировщикам, должен состоять из двух групп: одна - для борьбы с истребителями, другая - для борьбы с бомбардировщиками. Эта идея тут же была проверена.

К линии фронта приближаются вражеские самолеты. Наши истребители поднимаются в воздух. Дмитрий Глинка - в составе второй, нижней группы. Он рассказывал потом:

Слышу наземную радиостанцию: «Истребители противника на высоте три тысячи метров». В другое время я пошел бы вверх. Но сейчас этого делать не нужно. Я только передал верхней группе полученное сообщение. И вот она уже ведет бой с вражескими истребителями. Через две минуты появились бомбардировщики, которых я ждал. Мы тоже вступаем в бой. Один за другим самолеты противника, окутанные дымом, падают на землю. Строй вражеских машин нарушен, ни один бомбардировщик не достиг цели.

В другой раз Глинка ведет три пары истребителей, чтобы прикрыть наш передний край в районе станции Крымская. Сам он летит в среднем ярусе. Вдруг под ним появились два «мессершмитта». Их атаковала группа первого яруса и сразу же сбила один самолет. Второй полез вверх и угодил в прицел Глинки. Фашист камнем свалился на землю. Самая верхняя пара передает по радио, что ведет бой с четверкой «мессершмиттов». Глинка мгновенно набирает высоту, и еще один самолет противника, оставляя дымный шлейф, рухнул вниз. Два вражеских истребителя пикируют на самолет Дмитрия. Одного сбивает ведомый, другого перехватывает в пике пара нижнего яруса. Бой выигран.

«Чем больше врага, тем легче бить его» - эта фраза в устах замечательного летчика не была пустой бравадой. В летопись кубанских боев вошел такой эпизод. Одна из наших наступавших частей еще находилась в движении, когда над ней появилась туча вражеских бомбардировщиков. Сколько их? Наблюдатели насчитали 60 самолетов и сбились: в небе вдруг бешено закрутилась гигантская карусель. Ее затеял Дмитрий Глинка. Шестерка истребителей под его командованием бесстрашно ринулась на врага. Одни завязали схватку с «мессершмиттами», а командир врезался в строй «юнкерсов». Экономя боеприпасы, он бьет на выбор - по ведущим первого, второго, третьего звеньев. Все трое сбиты. Не долетев до цели, бомбардировщики сбрасывают свой груз куда попало. Разъяренные от неудачи, фашистские летчики группами атакуют самолет командира. На базу он не вернулся.

Печальная весть взбудоражила весь полк. С утроенной силой, стремясь отомстить за боевого товарища, сражались летчики в этот день и сбили 20 вражеских самолетов.

Но Дмитрий Глинка вернулся. А было так. Когда врагам удалось поджечь его машину, раненый летчик выбросился с парашютом. Опустившись возле горного селения, он, обессиленный от потери крови, лишился сознания. Местные жители бережно уложили его на белый шелк парашюта и понесли на руках через горы в расположение наших войск. Не пробыв в госпитале положенного срока, вопреки настояниям врачей Дмитрий Глинка возвратился в родной полк.

Весной 1943 года Родина увенчала отважного воина высоким званием Героя Советского Союза.

Продолжалась война, продолжалась и боевая биография летчика, чье имя стало известно всей стране. В жесточайших схватках с врагом Дмитрий Борисович Глинка совершенствовал свое воинское мастерство, он неустанно учился сам и личным примером воспитывал молодых воздушных бойцов. День ото дня рос счет сбитым неприятельским самолетам, уничтоженным фашистским танкам, автомашинам, батареям. Теперь наземные радиостанции противника с тревогой оповещали свои самолеты: «В воздухе Дмитрий Глинка!»

Еще несколько месяцев - и Дмитрий Борисович Глинка награждается второй «Золотой Звездой». Звание Героя Советского Союза присвоено и Борису Борисовичу. Народ славит пламенных патриотов, торжественно звучат стихотворные строки:

Из шахты родимой на поле войны - На грозные мчатся высоты Крылатые Глинки Бориса сыны, Отважные наши пилоты.

После Крыма, Кубани, Миуса - Харьков, Сандомирский плацдарм, Яссы... Растет число сбитых Дмитрием Глинкой «юнкерсов» и «мессершмиттов», «хейнкелей» и «фокке-вульфов». Воздушный патруль в небе... Скоростные машины то стрелой вонзаются в облака, то выходят из них, серебрясь в солнечных лучах, то падают в головокружительном пике, то круто, свечой взмывают вверх. Может быть, это летчики затеяли веселый спор, соревнуясь в искусстве полета? Нет. Группу ведет Дмитрий Глинка. Маневр выполняется так, чтобы ни один уголок неба не остался без надзора.

Черной стаей летят фашистские бомбардировщики, сопровождаемые истребителями с крестом на фюзеляже. У противника четырехкратное превосходство. Но Глинка бросает свою группу в атаку! Вот падают вниз две фашистские машины. Колонна врата расстроена, бомбардировщики уходят восвояси. Группа наших истребителей продолжает полет. Дмитрий Глинка надежно охраняет небо. Он чувствовал себя полновластным хозяином воздушной стихии, и это ощущение испытывали все сражавшиеся рядом с ним. «Чувству неба» учил Дмитрий Борисович своих менее опытных товарищей.

Слабый летчик, - говорил он, - вертится в машине, как флюгер, напряженно следит за приборами, за горизонтом. Нет у него легкости в полете, нет той слитности, когда ты и машина - одно целое. А этого нужно добиваться.

Сколько летчиков мечтало летать так, как Дмитрий Глинка! А он неутомимо искал новую методику боя, чтобы превзойти хитрого, самоуверенного врага, привыкшего к легким победам в небе над Европой. Искусный маневр, разработанный героем, был применен нашими «охотниками» в воздушных боях, сопутствовавших Ясской операции. Часть, в которой служил Дмитрий Борисович, сбила тогда 50 самолетов противника, наши же потери были сведены на нет.

Советские войска в своем победоносном наступлении продвигались на запад. 46 самолетов сбил Дмитрий Глинка. Вот он сражается уже в небе над фашистской Германией. Не знает усталости этот человек. Наши войска прорывают гитлеровскую оборону по реке Шпрее, и в этот день Дмитрий Глинка сбивает еще три вражеских самолета. А вскоре в районе Дрездена на землю рухнул пятидесятый подбитый героем самолет фашистского аса.

В послевоенную пору Дмитрий Борисович Глинка ведет большую общественную работу, выступает в печати, рассказывая об опыте нашей авиации, накопленном в боях за Родину, воспитывает молодых летчиков.

Время легким инеем посеребрило голову, наложило едва приметные морщинки на высокий лоб командира, но по-прежнему зорки его орлиные глаза. Дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка, как всегда, в строю!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта