Основные разделы современной экологии:
Общая экология,
Биоэкология,
Геоэкология,
Экология человека,
Социальная экология,
Прикладная экология.
Каждый раздел имеет свои подразделения и связи с другими частями экологии и смежными науками (рис. 1 ).
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
Рис. 1. Подразделения современной экологии (Акимова)
Общая экология посвящена объединению разнообразных экологических знаний на едином научном фундаменте. Ее ядром является теоретическая экология, которая устанавливает общие закономерности функционирования экологических систем. Экспериментальная экология дополняет натурные наблюденияи обеспечивает методическим инструментарием различные разделы науки. Но возможности эксперимента в экологии ограничены. Поэтому широко применяется моделирование, в частности, математическое моделирование. Вместе с обработкой информации и количественным анализом фактического материала оно входит в раздел теоретической экологии, который называют математической экологией.
Биоэкология – праматерь всей экологии. Главная ее часть – системная экология, экология естественных биологических систем: особей, видов (аутоэкология); популяций (популяционная экология, или демэкология); многовидовых сообществ, биоценозов (синэкология); экологических систем (биогеоценология, учение об экосистемах).
Другая часть биоэкологии – экология систематических групп организмов –царств бактерий, грибов, растений, животных, а также более мелких систематических единиц: типов, классов, отрядов и т. п.
Еще одно подразделение составляет эволюционная экология – учение о роли экологических факторов в эволюции.
Именно в биоэкологии на основе изучения роли потоков веществ, энергии и информации в жизнедеятельности организмов формируется представление об экологии как об экономике природы.
Геоэкология изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности. В нее входят: экология сред – воздушной, наземной (суши), почвенной, пресноводной, морской, преобразованной человеком; экология природно-климатических зон – тундры, тайги, степи, пустыни, гор, других зон и их более мелких подразделений – ландшафтов (экология речных долин, морских берегов, болот, островов, коралловых рифов и т. п.). К геоэкологии относится также экологическое описание различных географических областей, регионов, стран, континентов.
Совместной областью биоэкологии и геоэкологии является учение о биосфере – биосферология – главное содержание глобальной экологии.
Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей его природной и социальной средой. Важной особенностью экологии человека является социобиологический подход – правильное уравновешивание биологических и социальных аспектов.
Социальная экология как часть экологии человека – это объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природной и социальной средой их окружения. К этому объединению относятся: экология человеческих популяций, экология народонаселения – экологическая демография, экология этносов и этногенеза – образования рас и наций. К социальной экологии относится и экология культуры (цивилизации) как главной отличительной черты человеческого сообщества. Вершиной этой ветви знания является эволюционная (историческая) экология человечества, также входящая в глобальную экологию.
Прикладная экология – большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями человеческой деятельности и взаимоотношений между человеческим обществом и природой. Она формирует экологические критерии экономики, исследует механизмы антропогенных воздействий на природу и окружающую человека среду, следит за ее качеством, обосновывает нормативы неистощительного использования природных ресурсов, осуществляет экологическую регламентацию хозяйственной деятельности, контролирует экологическое соответствие различных планов и проектов, разрабатывает технические средства охраны окружающей среды и восстановления нарушенных человеком природных систем.
Выделяются следующие прикладные разделы экологии:
Инженерная экология – изучение и разработка инженерных норм и средств, отвечающих экологическим требованиям׃
Контроль и регламентация материально-энергетических потоков производства и техногенных эмиссий (т. е. испускания, выброса побочных продуктов) от различных инженерных объектов;
Экологическая безопасность производственной и внепроиз-водственной среды, производственных процессов, сооружений, машин и изделий;
Контроль состояния производственной среды и окружающей человека среды в зонах воздействия хозяйственных объектов;
Оптимизация отраслевой структуры промышленных комплексов и размещения мощностей строительства и эксплуатации гражданских и хозяйственных объектов.
Сельскохозяйственная экология в своей значительной части сливается с биологическими основами земледелия (агроэкология) и животноводства (экология сельскохозяйственных животных). Экосистемный подход обогащает агробиологию принципами и средствами рациональной эксплуатации земельных ресурсов, повышения продуктивности и получения экологически чистой продукции.
Биоресурсная и промысловая экология изучает условия, при которых эксплуатация биологических ресурсов природных экосистем (лесов, континентальных водоемов, морей, океана) не приводит к их истощению и нарушению, утрате видов, уменьшению биологического разнообразия. В задачи этой дисциплины входит также разработка методов восстановления и обогащения биоресурсов, научное обоснование создания заповедников.
Коммунальная экология– раздел прикладной экологии, посвященный особенностям и влияниям различных факторов искусственно преобразованной среды обитания людей в жилищах, населенных пунктах, в городах (урбоэкология).
Медицинская экология– область изучения экологических условий возникновения, распространения и развития болезней человека, в том числе острых и хронических заболеваний, обусловленных природными факторами и неблагоприятными техногенными воздействиями среды. Медицинская экология включает в качестве раздела рекреационную экологию, т. е. экологию отдыха и оздоровления людей.
Из этого перечня видно, что экологизации подверглись многие науки и сферы практической деятельности. В их пограничных зонах возникают новые дисциплины.
Геоэкологиятесно взаимодействует с биогеографией – наукой о географическом распределении живых организмов; многие разделы этих дисциплин накладываются друг на друга. Это же можно сказать и об экологии человека, с одной стороны, и социологии, антропологии, с другой.
Пожалуй, еще теснее переплетаются с родственными дисциплинами ветви прикладной экологии. Ее экономические аспекты изучаются быстро развивающейся экономикой природопользования. Экология города имеет много общего с коммунальной гигиеной. Большинство требований промышленной экологии совпадает с нормами эффективности, безопасности и культуры производства, с гигиеной труда и эргономикой.
Всё это отнюдь не свидетельствует о «размывании» предмета экологии или о «замене вывесок» в угоду моде. В пограничных областях происходит взаимное обогащение наук. По выражению Н. Ф. Реймерса (1994 г.), экология «выросла из коротких штанишек, надетых на нее Э. Геккелем», но еще не удостоилась «нового костюма» – научного признания, соответствующего ее общественной значимости. А размах экологизации лишь указывает на то, что экология занимает все более лидирующее положение в современной науке и способствует синтезу фундаментальных знаний о природе и обществе.
1.4 Экологическое сознание и экологическое образование
Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров связано с проблемой изменения сознания человека: как широких масс населения, так и политиков, ученых, руководителей, представителей средств массовой информации (СМИ). Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Наибольшую остроту проблема экологического сознания приобрела к середине ХХ в. Это связано со многими причинами. Большую роль в этом сыграл научно-технический прогресс, приведший к невиданному ранее вмешательству человека в окружающий мир, к нарушению сложившихся экологических связей. Появились признаки глобальных изменений в природе, что способствовало объединению ученых, деятелей культуры, и других прогрессивных членов общества.
Цель формирования экологического сознания – переориентация человеческого мировоззрения. Экологическое сознание – форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно – реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество-природа».
Формирование экологического сознания тесно связано с экологическим образованием. Развитие системы экологического образования в России требует воспитания у студентов активной жизненной позиции в решении экологических проблем. Для их решения необходимо создание действующего природоохранного законодательства, воспитания у молодежи бережного отношения к природе, для чего необходимо обеспечить экологическую грамотность кадров, создав систему непрерывного экологического образования.
Экологическое образование является не только интегральной частью образовательных программ, но и всех форм общественного влияния на развитие общественного сознания и человеческого поведения. И что образование «по окружающей среде» должно изучаться в школах всех степеней от начального до высшего образования, входить в учебные программы по всем предметам и тем самым способствовать пониманию единства окружающей среды и воздействия человека на природу.
Таким образом, задачи экологического образования следующие: формирование у личности системы адекватных экологических представлений, формирование субъективного отношения к природе, формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами.
Экологическое поведение является следствием, реализацией содержания экологического сознания и во многом определяется особенностями личности.
В основе выбора личностью тех или иных стратегий взаимодействия с природными объектами лежат существующие у нее экологические представления и субъективное отношение к данным природным объектам. Но те или иные стратегии могут считаться сформированными только в том случае, когда они обеспечены владением соответствующими технологиями.
Как отмечалось в материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, культура технократического общества, сформировавшая его нравственные нормы и ценности, связанные с количественным ростом показателей потребления, исчерпала свои возможности. Новая культура человечества – экологическая – определяет ценностные ориентации, мотивирующие экологически обоснованные поведение и деятельность. Экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой, ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и ее грамотное осуществление.
Выводы
Термин «экология» происходит от греческого слова «oikos» – «дом», «logos» – «учение» и дословно означает учение о доме, об условиях обитания населяющих этот дом. Термин "экология" ввел немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 году.
Человечество занимается экологией издавна. В ее развитии можно выделить несколько самостоятельных этапов:
1-й этап – изучение среды обитания отдельных видов (1870–1887 гг.);
2-й этап – изучение экосистемы (этот термин впервые употребил А.Тенсли в 1935 г.);
3-й этап – изучение взаимоотношений экосистем (1950 г.);
4-й этап – изучение биосферы (это учение было разработано Вернадским В. И. на рубеже XIX и XX вв.);
5-й этап – изучение места человека в биосфере (современный этап).
Экология – это наука, которая учит человека жить в ладу с природой.
В современной экологии сталкиваются две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы:антропоцентрический, или технологический, подход, и биоцентрический, или экоцентрический, подход.
Основные разделы современной экологии: общая экология, биоэкология, геоэкология, экология человека, социальная экология, прикладная экология.
Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров связано с проблемой изменения сознания человека.
[6 , с. 5–15; 8 , с. 6, 17–23; 11 , с. 4–7; 12 , с. 7–15; 13 , с. 15–30, 38–39, 44–48; 14 , с. 28–31; 15 , с. 6–12, 403–412; 16 , с. 6–10; 18 , с. 5–10].
Введение в экологию.
Предмет, цель и содержание курса.
Термин «экология» (от греческого oikos – жилище, местообитание) введен в литературу в 1866 г. немецким исследователем Э. Геккелем, им дано и общее определение экологии. Э. Геккель писал: «… Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношениях организма к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова». Н. Ф. Реймерс в словаре-справочнике «Природопользование» (1990) указывает, что «экология – это: 1) часть биологии (биоэкология), изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т. д.) между собой и окружающей средой; 2) дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня». Тот же автор в другой работе отмечает, что для экологии характерен широкий, системный межотраслевой взгляд… Экология – это совокупность отраслей знания, исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и окружающей средой. Экология определяется и как «наука, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой, а также организацию и функционирование над организменных систем различного уровня: популяций, сообществ и экосистем, природных комплексов и биосферы». При всем многообразии существующих определений экологии основными понятиями в ней, на которых она базируется, являются: живые системы (организмы и их сообщества), взаимодействия и окружающая среда (среда обитания).
Таким образом, экология – комплексная дисциплина. Из содержания экологии вытекают ее задачи, которые, прежде всего, заключаются в познании взаимосвязей между растениями, животными, грибами, микроорганизмами и средой их обитания, многообразия организации жизни на Земле, изучении функционирования над организменных систем различных уровней. В задачи экологии входит прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека, научное обеспечение восстановления нарушенных природных систем. Конечная цель экологических исследований состоит в сохранении среды обитания человека.
История экологии.
Экология - это новая область науки, появившаяся во второй половине XX века. Точнее, считается, что в качестве отдельной дисциплины экология зародилась на рубеже XX века, и что она получила общественную известность в 1960-е годы, в связи с широко распространённым беспокойством за состоянием окружающей среды . Тем не менее, идеи экологии в какой-то степени известны уже давно, и принципы экологии разрабатывались постепенно, тесно переплетаясь с развитием других биологических дисциплин. Таким образом, возможно, одним из первых экологов был Аристотель. В «Истории животных» он дал экологическую классификацию животных, писал о среде обитания, типе движения, местообитании, сезонной активности, общественной жизни, наличии убежищ, использовании голоса. Его последователь, Теофраст, в основном исследовал растения и считается античным основоположником геоботаники. Плиний Старший в своей работе «Естественная история» представил экономическую подоплёку зооэкологических представлений. В индийских трактатах «Рамаяна» и «Махабхарата» (VI-I века до н. э.) можно обнаружить описания образа жизни зверей (более 50 видов), местообитания, питания, размножения, суточной активности, поведения при изменениях природной обстановки
Структура современной экологии.
Современная экология рассматривает и изучает не только взаимоотношения живых организмов и их среды обитания, но и результаты антропогенного влияния на природную среду и использование ее ресурсов. Она включает в себя:
динамическую экологию , которая изучает перенос вещества, энергии и информации между системами, элементы которых взаимосвязаны;
аналитическую экологию – методическая основа современной экологии, включающая в себя сочетания системного подхода, натурных наблюдений, эксперимента и моделирования,
общую экологию , которая объединяет разнообразие экологических знаний на едином научном уровне,
геоэкологию , изучающую взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности, т.е. экологию суши, пресных вод, морей и высокогорий, а также исследует антропогенное воздействие на окружающую среду,
прикладную экологию – большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями деятельности и взаимоотношений между обществом и природой,
социальную экологию , которая исследует связи общественных структур с природой и социальной средой их окружения;
экологию человека – комплекс дисциплин, посвященный изучению взаимодействия человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей природой и социальной средой.
В свою очередь, общая экология включает в себя:
аутэкологию , изучающую взаимоотношения отдельных организмов или особей со средой обитания;
демэкологию , которая исследует взаимоотношения между организмами одного вида и средой обитания;
синэкологию – рассматривающую взаимоотношения различных сообществ организмов и средой обитания;
биогеоценологию – научную дисциплину, которая изучает закономерность формирования, функционирования и развития биогеоценозов;
глобальную экологию – учение о биосфере, а также экологию растений, животных, микроорганизмов и водных организмов.
Прикладная экология включает в себя промышленную, сельскохозяйственную, медицинскую и химическую.
Социальная экология состоит из экологии города и экологии народонаселения. Урбаэкология включает в себя экологию личности, экологию человечества и экологию культуры.
Современная экология стала крупнейшей междисциплинарной областью знаний, охватывающей естественные, технические и общественные явления. Но она имеет и свою специфику. Как удачно подметил Н.Ф. Реймерс: «Она всегда ставит в центр изучаемых явлений ЖИВОЕ, смотрит на мир его глазами, будь то отдельная особь, популяция организмов, биоценоз или человек, все человечество; а если не живое, то созданное живым - биогеохимический цикл, например, круговорот углекислоты или кислорода в биосфере, промышленное предприятие или сельскохозяйственное поле».
Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии (или «классической экологии»).
Биоэкология подразделяется по изучению уровней биологических систем на:
Аутэкологию (экологию особей и организмов);
Демэкологию (популяционную экологию);
Эйдэкологию (экологию видов);
Синэкологию (экологию сообществ);
Биогеоценологию (или учение об экосистемах);
Глобальную экологию (экологию биосферы).
В соответствии с крупнейшими систематическими категориями органического мира биоэкологию подразделяют на:
Экологию микроорганизмов;
Экологию грибов;
Экологию растений;
Экологию животных.
Внутри этих систематических категорий существует более детальное расчленение - по изучению определенных таксономических групп, например: экология птиц, экология насекомых, экология крестоцветных, экология отдельных видов и т.д.
Применение экологического метода к любому таксону зоологического, ботанического или микробиологического материала дополняет и развивает общую экологию. Например, изучение экологии одного вида устрицы на песчаных банках Северного моря позволило немецкому гидробиологу К. Мебиусу ввести важное общеэкологическое понятие «биоценоз».
На основе общей экологии появились такие новые дисциплины, как: экологическая морфология, экологическая физиология, экологическая систематика, экологическая генетика, а также эволюционная экология, биохимическая экология, палеоэкология и другие.
Подобные науки возникают на стыке экологии в той или иной биологической дисциплины, что характерно для каждой интенсивно развивающейся фундаментальной науки.
В 90-е годы формируется новое направление в экологии - геоэкология. Геоэкология зародилась из географии и биологии как самостоятельное научное направление, тесно связанное со многими областями естествознания, обществознания и технознания.
Геоэкология (от греч. geo - земля) - наука о взаимодействии систем - географических (природно-террито-риальных комплексов, геосистем), биологических (биоценозов, биогеоценозов, экосистем) и социально-производственных (природно-хозяйственных комплексов, неотех-систем).
Первыми учеными, употребившими слово «геоэкология», были немецкий географ Карл Тролль, а в России, написавший об этом в 1970 году, - В.Б. Сочава. Последний связывал появление этого термина с необходимостью отражения экологической направленности ландшафтоведе-ния.
Термин «геоэкология» появился в научной литературе как синоним термина «ландшафтная экология» или «экология ландшафтов». Ландшафт - это определенный участок земной поверхности, в пределах которого различные компоненты природы (горные породы, рельеф, климат, вода, почва, растения, животные), взаимосвязанные и взаимообусловленные, составляют одно целое и образуют определенный вид местности.
Интересы геоэкологии сосредоточены на анализе структуры и функционирования ландшафтов, взаимоотношения их компонентов и воздействия человека на природные составляющие.
Геоэкология подразделяется по средам жизни, экологическим компонентам и регионам на: экологию суши, экологию океана (моря), экологию континентальных вод, экологию гор, островов, морских побережий, лиманов, эстуариев, экологию тундр, арктических пустынь, леса, степей, пустынь и так далее.
Важнейшими направлениями современной экологической науки являются экология человека и социальная экология.
Экология человека (антропоэкология) изучает взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постепенно усложняющейся динамической средой обитания. Экология человека - комплексная, интегральная наука, исследующая общие законы взаимодействия и взаимовлияния биосферы и антропосистемы. Антропосистему образуют все структурные уровни человечества, все группы людей и индивидуумы.
Термин «экология человека» в науку ввели американские ученые Р. Парк и Э. Бюргере в 1921 году. В России планомерные исследования по экологии человека начинаются в 70-е годы. Перечень задач, решаемых экологией человека, чрезвычайно широк. В их совокупности различаются два направления. Одно связано с влиянием природной (географической) среды и ее компонентов на антропосистему, другое вытекает из необходимости изучать последствия антропогенной деятельности.
Экология человека рассматривает биосферу как экологическую нишу человечества, изучая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроизводство.
От экологии человека отделяются новые направления: экология города, экология народонаселения, историческая экология и другие.
Социальная экология (социоэкология) - наука, изучающая взаимоотношения в системе общество - природа, влияние окружающей среды на общество.
Главной целью социальной экологии является оптимизация существования человека и окружающей среды на системной основе. Человек выступает в этом случае в качестве социума, поэтому предмет социальной экологии - это крупные контингенты людей, распадающиеся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста.
Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа - общество». Она раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы рационализации взаимоотношений человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.
Социальная экология разрабатывает также научные основы рационального природопользования, направленные на охрану природы.
Рассматривая социальную экологию как важнейшее направление экологии, необходимо отметить, что она не только относительно самостоятельная, но и комплексная наука, философские, социально-экономические, этические и другие аспекты которой разрабатываются новыми научными направлениями. Например, такими, как: историческая экология, экология культуры, экология и экономика, экология и политика, экология и мораль, экология и право, экологическая информатика и т.п.
Большое место в социальной экологии принадлежит сфере экологического образования, воспитания и просвещения.
Одним из направлений, связанных с социальной экологией, является прикладная экология, разрабатывающая нормы использования природных ресурсов и среды жизни, устанавливающая допустимые нагрузки на них и определяющая формы управления экосистемами. К прикладной экологии относятся:
Промышленная (инженерная) экология,
Технологическая экология,
Сельскохозяйственная экология,
Промысловая экология,
Химическая экология,
Рекреационная экология,
Медицинская экология,
Природопользование и охрана природы.
До настоящего времени ни одна наука не пыталась выявить законы, отражающие единство общества и приро-
ды. Впервые социальная экология претендует на установление таких социоприродных законов. Закон - это необходимое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе. Социальная экология призвана формулировать качественно новые типы законов, отражающих взаимосвязь общества, техники и природы в рамках единой системы. Законы социальной экологии должны отражать степень согласованности, синхронности естественно-энергетических информационных потоков, вызванных преобразующей деятельностью человека и природным круговоротом веществ. Опираясь на такие законы, общество сможет решать вопросы взаимосвязанного экологического и социально-экономического развития.
В 1974 году американский биолог Барри Коммонер, обобщив положения биоэкологии и социальной экологии, сформулировал четыре основных закона экологии, называемых иногда «экологическими поговорками» и широко используемых в настоящее время в популярной и учебной экологической литературе:
1. Все взаимосвязано со всем,.
2. Все должно куда-то деваться.
3. Природа знает лучше.
4. Ничто не дается даром.
Эти законы должны учитываться при рациональном природопользовании и вообще при любой деятельности человека на Земле и в Космосе.
Известный английский философ Герберт Спенсер (1820-1903) писал: «Никакие законы человеческие не могут иметь действительного значения, если они противны законам природы». Потому именно синтез природного и общественного, если людям удается его реализовать, станет характерной чертой цивилизации наступающего XXI века.
Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия, но к становлению основных понятий и принципов современной экологии вел долгий путь. Историю развития экологии можно представить в виде календаря экологических событий {таблица 1.3).
Таблица 1.3
Календарь экологических событий (по Г.С. Розенбергу, с изменениями и дополнениями)
Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место обитания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные ее элементы содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Биолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, и, первоначально, экология развивалась как биологическая наука. Однако постоянно возрастающий антропогенный фактор, резкое обострение отношений природы и человеческого общества, возникновение необходимости охраны окружающей среды неизмеримо расширили рамки предмета экологии.
В настоящий момент экологию необходимо рассматривать как комплексное научное направление, которое обобщает, синтезирует данные естественных и социальных наук о природной среде и взаимодействии ее с человеком и человеческим обществом. Она действительно стала наукой о «доме», где «дом» (oikos) — вся наша планета Земля.
Экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, что привело к возникновению целого ряда направлений экологической науки. Эти направления классифицируются по предмету изучения, основным объектам, средам и т.п. Экологический цикл знаний включает около 70 крупных научных дисциплин, а экологический лексикон насчитывает примерно 14 тыс. понятий и терминов. Наиболее важные в реставрации экологические термины и понятия представлены в Приложении А.
К сожалению, единой общепринятой классификации направлений экологии не существует. Один из вариантов структуры современной экологии показан на рис. 1.1.
Все структурные блоки, представленные на рис. 1.1. , взаимосвязаны друг с другом и представляют фундамент знаний «Экологии реставрации». Блок «Охрана окружающей среды» (по отраслям деятельности) далее будет специально рассмотрен с учетом экологических проблем совместно с блоками «Социальная экология» и «Ноосферология».
В экологии, отдавая дань ее возникновению как естественной науки, выделяют динамическую и аналитическую ветви. Динамическая экология (эволюционно-динамическая) изучает динамику и эволюцию отношений организмов и их групп со средой обитания. Аналитическая экология — раздел экологии, исследующий основные закономерности взаимоотношения организмов и их популяций с природной средой.
Общая экология (биоэкология) исследует основные принципы организации и функционирования различных надорганизменных систем. Содержание разделов общей экологии приведено в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Разделы экологии |
|
факториальная экология |
Учение о факторах среды и закономерностях их действия на организмы |
Экология организмов, или аутэкология |
Взаимодействия между отдельными организмами и факторами среды или средами жизни |
Популяционная экология, или демэкология |
Взаимоотношения между организмами одного вида (в пределах популяций) и средой обитания. Экологические закономерности существования популяций |
Учение об экосистемах (биогеоценозах), или синэкология |
Взаимоотношения организмов разных видов (в пределах биоценозов) и среды их обитания как единого целого. Экологические закономерности функционирования экосистем |
Учение о биосфере (глобальная экосистема) |
Роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки (атмосферы, гидросферы, литосферы), ее функционировании |
Сфера частной экологии ограничена изучением конкретных групп определенного ранга — экология растений, экология животных, экология микроорганизмов. Существует и более дробное деление разделов частной экологии: экология позвоночных, экология млекопитающих и т.д.
Экология может быть разделена на теоретическую и прикладную по сферам деятельности человека. Прикладная экология включает промышленную (инженерную) экологию, технологическую, сельскохозяйственную, химическую, медицинскую, промысловую, геохимическую, рекреационную экологию и др. Прикладные аспекты экологической науки служат основой для развития технической инженерной дисциплины — охраны окружающей среды.
К прикладным экологическим наукам относится и строительная экология. Предметом ее изучения является воздействие строительства на окружающую среду, а факторов окружающей среды — на функционирование зданий и сооружений в оптимальном для человека режиме с обеспечением высокого качества среды его обитания. Структура строительной экологии приведена на рис. 1.2.
Задачи строительной экологии, сформулированные А.Н. Тетиором, следующие:
Оптимизация архитектурно-градостроительных, конструкторских, технологических разработок с учетом исключения негативных воздействий на окружающую среду;
Прогнозирование и оценка возможных негативных последствий строительства, эксплуатации новых и реконструируемых зданий и сооружений для окружающей среды;
Применение отходов производства при изготовлении строительных материалов и изделий с целью исключения поступления отходов в окружающую среду;
Использование биопозитивных, помогающих развитию природы, градостроительных, архитектурных, конструктивных, технологических решений;
Своевременное выявление объектов, наносящих ущерб окружающей среде, при помощи экологического мониторинга и принятия соответствующих решений. Значительные масштабы и темпы современной урбанизации обусловили появление в рамках строительной экологии урбоэкологии (от лат. урбанус — городской) — эколого-градостроительного направления деятельности, занимающегося изучением способов наилучшего расселения людей в городах и других населенных пунктах с учетом интересов населения и сохранения природной среды.
В рамках задач урбоэкологии важное место занимает вопрос формирования жилища, отвечающего экологическим требованиям. Экологичное жилище — это жилище вместе с прилегающими участками, в котором формируется благоприятная среда обитания (микроклимат, защищенность от шума и загрязнений, обеспечение социально здоровых условий жизни, применение безвредных материалов в строительстве и т.п.) и которое не оказывает негативных воздействий на городскую и природную среду, отвечает требованиям энергосбережения, использует возобновляемые источники энергии и обеспечивает жителям контакты с природой.
Происходит постоянное расширение сферы исследований экологии. Появились математическая, географическая, глобальная, космическая экология, палеоэкология, радиоэкология, экологическая минералогия, экотоксикология и др.
Среди экологических наук особое место занимает социальная экология, рассматривающая взаимоотношения в глобальной системе «человеческое общество—окружающая среда» и изучающая взаимодействия человеческого общества с природной и созданной им техногенной средой. Социальная экология разрабатывает научные основы природопользования, предполагающие повышение качества жизни человека в среде его обитания с одновременным обеспечением сохранения природы.
Экология человека включает экологию города, экологию народонаселения, экологию человеческой личности, экологию человеческих популяций (учение об этносах) и т.д.
На стыке экологии человека и строительной экологии сформировалась архитектурная экология, которая изучает методы создания для людей комфортной, долговечной и выразительной окружающей среды. Экологически недопустимо разрушение архитектурной среды города, часто возникающее при отсутствии композиционно-художественной связи новых и старых объектов и проч., поскольку архитектурная дисгармония вызывает снижение работоспособности и ухудшение здоровья человека.
К архитектурной экологии непосредственно примыкает новое научное направление — видеоэкология, изучающая взаимодействие человека с видимой средой. Видеоэкологи считают опасными для человека на физиологическом уровне так называемые гомогенные и агрессивные визуальные поля. Первые — это голые стены, стеклянные витрины, глухие заборы, плоские крыши зданий и др., вторые — всевозможные поверхности, испещренные одинаковыми, равномерно расположенными элементами, от которых рябит в глазах (плоские фасады домов с одинаковыми окнами, большие поверхности, облицованные прямоугольными плитками, и т.д.).
Среди перечисленных наук особенно актуально сегодня в общей и прикладной экологии сопряжение знаний о направлениях формирования и охраны окружающей среды обитания человека. В этой сфере знаний («средологии») особенно важным становится сохранение культурной среды обитания человека.
В настоящее время происходит формирование новой ветви экологической науки — реставрационной экологии. Эта сфера включает знание законов и механизмов системных взаимодействий среды и памятника, их места в экосистемах, изучение влияния экологических факторов и, в частности, микробиогенных, на повреждение материала памятника. Эти знания сегодня практически необходимы и являются основой формирования экологического мировоззрения в реставрационной деятельности, экологических принципов сохранения культурного наследия. Составной частью знаний в этой области должно стать изучение опыта (информационного ресурса) древних зодчих. Они хорошо знали законы природы и строили качественно и на века. Сегодня новые, агрессивные условия эксплуатации памятников архитектуры требуют новых экологически обоснованных технологий реставрации, учитывающих изменения этих условий.
Ноосферология (ноосфера — «сфера разума») изучает возможности формирования высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, когда разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития. Понятие ноосферы ввел французский математик и философ Е. ле Руа, а теоретически разработал и развил в своих работах В.И. Вернадский.
Развивается новое направление в экологии — глубокая экология, основными положениями которой являются:
Признание самостоятельной ценности всех форм жизни, независимо от их полезности для человека;
Осознание богатства и разнообразия форм жизни, имеющих собственную ценность и способствующих расцвету человечества;
Человек не имеет права уменьшать богатство и разнообразие форм жизни (исключая случаи удовлетворения его насущных потребностей);
Расцвет человечества и его культуры может происходить в условиях сокращения его численности;
Современное вмешательство человека в другие формы жизни носит избыточный характер, и ситуация быстро ухудшается, что вызывает необходимость изменения технологий, экономики и идеологических структур взаимоотношения человека с другими формами жизни;
Основное идеологическое изменение — признание качества жизни человека важнейшим показателем.
С идеями глубокой экологии во многом смыкается концепция инвайронментализма (environment — окружающая среда), основные направления которого — радикальное преобразование системы ценностей общества, отрицание антропоцентризма и ограничение экономического роста и экологически неоправданного поведения.
Структура современной экологии — В 1866 году термин «экология» впервые предложил использовать немецкий ученый естествоиспытатель и философ Эрнст Геккель. Изначально этот термин употреблялся при изучении взаимосвязей между растениями и животными, которые входят в состав стойких и организованных систем, сложившихся в процессе эволюции в определенной среде. С развитием общества влияние человека на природу планеты становилось более заметным, а последнее время просто катастрофическим.
Современная экология
Поэтому экология как наука, прошла период трансформации и получила ряд направлений, в связи с деятельностью «человека разумного». Отрасли экологии разделяют по направлениям исследований. Экология растений исследует связи организмов растений с окружающей средой.
Экология животных занимается вопросами динамики и организации животного мира. Общая экология глубоко изучает все типы экосистем. В 1910 году в Брюсселе состоялся III ботанический конгресс, на котором было принято решение выделить отдельные направления в изучении экологии растений – аутэкологию и синэкологию. Это деление коснулось также экологии животных и общей экологии.
Позднее было выделено экологию популяций (демэкологию). Аутэкология обращает свое внимание на взаимосвязь представителей вида и окружающей среды. Она в основном исследует границы стойкости вида и отношение к экологическим факторам: теплу, свету, влаге, урожайности и т.д., а также действие среды на поведение организма, его физиологию и морфологию, раскрывает общие закономерности влияния факторов среды на организмы.
Структура современной экологии и ее место в системе наук
Синэкология уделяет особое внимание отношению между сообществами, которые принадлежат к разным видам определенных группировок организмов. Также рассматривается взаимодействие между этими группировками и факторами окружающей среды.
Демэкология уделяет особое внимание структуре вида: биологической, возрастной, половой, этологической, описывает колебание количества различных видов и их причины. Ученые выделяют экологию человека, животных, растений и экологию микроорганизмов.
Социальная экология акцентирует на взаимодействии общества и окружающей среды, а также методах ее охраны.
Современная экология – наука, которая рассматривает основные законы функционирования экосистем принадлежащих к разным уровням развития. Это наука комплексная, которая изучает место проживания живых организмов, в том числе и человека.
По предметам исследований экология делится на экологию растений, животных, человека, грибов, микроорганизмов, а так же на прикладную, общую, сельскохозяйственную, инженерную. Она есть теоретическая и обобщающая дисциплина.
По среде обитания и компонентам выделяют экологию суши, пресных вод, морскую, высокогорную, химическую. По подходам к предмету изучения экологию делят на аналитическую и динамическую.
Реалии современной жизни заставляют внедрять разные направления экологических исследований для обеспечения специалистов экологической информацией, необходимой для принятия решений во всех сферах человеческой деятельности.
Сформировано более ста направлений исследований в экологии, объединенных по принципам отраслевой структуры, взаимосвязей, взаимозависимости, практического и теоретического значения.
Прикладная экология базируется на различных отраслях биологии, а также на естественных науках – физике, химии, геологии, географии, математике, изучает механизмы и последствия разрушения биосферы человеком, разрабатывает рекомендации для предотвращения этих процессов и принципы умелого использования природных ресурсов без ущерба для жизненной среды.
Из прикладной экологии по научным направлениям возникают промышленная экология, экология энергетики, сельскохозяйственная, канцерогенная и т.д. Современная неблагоприятная ситуация требует экологизации всех форм человеческой деятельности, учитывая все законы и потребности экологии, В этой науке тесно связаны экономика, право и мораль.
Только в сочетании с ними можно изменить к лучшему настоящее состояние окружающего мира и отношение к нему человечества.
Смотрим видео лекцию на серьезную тему современной экологии:
Структура современной экологии и ее место в системе наук Структура современной экологии и ее место в системе наук Структура современной экологии и ее место в системе наук Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: