Главная » Заготовка и хранение » Что такое структура в экологии. Предмет, структура и задачи экологии

Что такое структура в экологии. Предмет, структура и задачи экологии

Основные разделы современной экологии:

Общая экология,

Биоэкология,

Геоэкология,

Экология человека,

Социальная экология,

Прикладная экология.

Каждый раздел имеет свои подразделения и связи с другими частями экологии и смежными науками (рис. 1 ).



Рис. 1. Подразделения современной экологии (Акимова)

Общая экология посвящена объединению разнообразных эко­логических знаний на едином научном фундаменте. Ее ядром яв­ляется теоретическая экология, которая устанавливает общие зако­номерности функционирования экологических систем. Экспериментальная экология дополняет натурные наблюденияи обеспечивает методи­ческим инструментарием различные разделы науки. Но воз­можности эксперимента в экологии ограничены. Поэтому ши­роко применяется моделирование, в частности, математическое моделирование. Вместе с обработкой информации и количест­венным анализом фактического материала оно входит в раздел теоретической экологии, который называют математической экологией.

Биоэкология – праматерь всей экологии. Главная ее часть – системная экология, экология естественных биологических сис­тем: особей, видов (аутоэкология); популяций (популяционная экология, или демэкология); многовидовых сообществ, биоцено­зов (синэкология); экологических систем (биогеоценология, учение об экосистемах).

Другая часть биоэкологии – экология систематических групп организмов –царств бактерий, грибов, растений, животных, а также более мелких систематических единиц: типов, классов, отрядов и т. п.

Еще одно подразделение составляет эволюционная экология учение о роли экологических факторов в эволюции.

Именно в биоэкологии на основе изучения роли потоков веществ, энергии и информации в жизнедеятельности организ­мов формируется представление об экологии как об экономике природы.

Геоэкология изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности. В нее входят: экология сред воздушной, наземной (суши), почвен­ной, пресноводной, морской, преобразованной человеком; эколо­гия природно-климатических зон тундры, тайги, степи, пустыни, гор, других зон и их более мелких подразделений ландшафтов (экология речных долин, морских берегов, болот, островов, корал­ловых рифов и т. п.). К геоэкологии относится также экологическое описание различных географических областей, регионов, стран, кон­тинентов.

Совместной областью биоэкологии и геоэкологии является учение о биосфере биосферология главное содержание глобаль­ной экологии.

Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей его природ­ной и социальной средой. Важной особенностью экологии человека является социобиологический подход пра­вильное уравновешивание биологических и социальных аспек­тов.

Социальная экология как часть экологии человека это объединение научных отраслей, изучающих связь обществен­ных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природной и социальной средой их окружения. К это­му объединению относятся: экология человеческих популяций, экология народонаселения экологическая демография, эко­логия этносов и этногенеза образования рас и наций. К со­циальной экологии относится и экология культуры (цивилизации) как главной отличительной черты человеческого сообщества. Вершиной этой ветви знания является эволюционная (исто­рическая) экология человечества, также входящая в глобальную экологию.

Прикладная экология – большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями человеческой деятельности и взаимоотношений между человеческим обществом и природой. Она формирует экологические критерии экономики, исследует механизмы антропогенных воздействий на природу и окружаю­щую человека среду, следит за ее качеством, обосновывает норма­тивы неистощительного использования природных ресурсов, осу­ществляет экологическую регламентацию хозяйственной деятель­ности, контролирует экологическое соответствие различных пла­нов и проектов, разрабатывает технические средства охраны окружающей среды и восстановления нарушенных человеком природ­ных систем.

Выделяются следующие прикладные разделы экологии:

Инженерная экология – изучение и разработка инженерных норм и средств, отвечающих экологическим требованиям׃

Контроль и регламентация материально-энергетических потоков производства и техногенных эмиссий (т. е. испускания, выброса побочных продуктов) от различных инженерных объектов;

Экологическая безопасность производственной и внепроиз-водственной среды, производственных процессов, сооруже­ний, машин и изделий;

Контроль состояния производственной среды и окружающей человека среды в зонах воздействия хозяйственных объектов;

Оптимизация отраслевой структуры промышленных комплексов и размещения мощностей строительства и эксплуа­тации гражданских и хозяйственных объектов.

Сельскохозяйственная экология в своей значительной части сли­вается с биологическими основами земледелия (агроэкология) и животноводства (экология сельскохозяйственных животных). Экосистемный подход обогащает агробиологию принципами и средст­вами рациональной эксплуатации земельных ресурсов, повышения продуктивности и получения экологически чистой продукции.

Биоресурсная и промысловая экология изучает условия, при кото­рых эксплуатация биологических ресурсов природных экосистем (лесов, континентальных водоемов, морей, океана) не приводит к их истощению и нарушению, утрате видов, уменьшению биологи­ческого разнообразия. В задачи этой дисциплины входит также разработка методов восстановления и обогащения биоресурсов, научное обоснование создания заповедников.

Коммунальная экология– раздел приклад­ной экологии, посвященный особенностям и влияниям различных факторов искусственно преобразованной среды обитания людей в жилищах, населенных пунктах, в городах (урбоэкология).

Медицинская экология– область изучения экологических ус­ловий возникновения, распространения и развития болезней человека, в том числе острых и хронических заболеваний, обу­словленных природными факторами и неблагоприятными тех­ногенными воздействиями среды. Медицинская экология включает в качестве раздела рекреаци­онную экологию, т. е. экологию отдыха и оздоровления людей.

Из этого перечня видно, что экологизации подверглись многие науки и сферы практической деятельности. В их погра­ничных зонах возникают новые дисциплины.

Геоэкологиятесно взаимодействует с биогеографией наукой о географическом распределении живых организмов; многие разде­лы этих дисциплин накладываются друг на друга. Это же можно сказать и об экологии человека, с одной стороны, и социологии, ан­тропологии, с другой.

Пожалуй, еще теснее переплетаются с родственными дисци­плинами ветви прикладной экологии. Ее экономические аспекты изучаются быстро развивающейся экономикой природопользова­ния. Экология города имеет много общего с ком­мунальной гигиеной. Большинство тре­бований промышленной экологии совпадает с нормами эффектив­ности, безопасности и культуры производства, с гигиеной труда и эргономикой.

Всё это отнюдь не свидетельствует о «размывании» предмета экологии или о «замене вывесок» в угоду моде. В пограничных об­ластях происходит взаимное обогащение наук. По выражению Н. Ф. Реймерса (1994 г.), экология «выросла из коротких штанишек, надетых на нее Э. Геккелем», но еще не удостоилась «нового кос­тюма» научного признания, соответствующего ее общественной значимости. А размах экологизации лишь указывает на то, что экология занимает все более лидирующее положение в современной науке и способствует синтезу фундаментальных знаний о природе и обществе.

1.4 Экологическое сознание и экологическое образование

Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров связано с проблемой изменения сознания человека: как широких масс населения, так и политиков, ученых, руководителей, представителей средств массовой информации (СМИ). Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Наибольшую остроту проблема экологического сознания приобрела к середине ХХ в. Это связано со многими причинами. Большую роль в этом сыграл научно-технический прогресс, приведший к невиданному ранее вмешательству человека в окружающий мир, к нарушению сложившихся экологических связей. Появились признаки глобальных изменений в природе, что способствовало объединению ученых, деятелей культуры, и других прогрессивных членов общества.

Цель формирования экологического сознания – переориентация человеческого мировоззрения. Экологическое сознание – форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно – реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество-природа».

Формирование экологического сознания тесно связано с экологическим образованием. Развитие системы экологического образования в России требует воспитания у студентов активной жизненной позиции в решении экологических проблем. Для их решения необходимо создание действующего природоохранного законодательства, воспитания у молодежи бережного отношения к природе, для чего необходимо обеспечить экологическую грамотность кадров, создав систему непрерывного экологического образования.

Экологическое образование является не только интегральной частью образовательных программ, но и всех форм общественного влияния на развитие общественного сознания и человеческого поведения. И что образование «по окружающей среде» должно изучаться в школах всех степеней от начального до высшего образования, входить в учебные программы по всем предметам и тем самым способствовать пониманию единства окружающей среды и воздействия человека на природу.

Таким образом, задачи экологического образования следующие: формирование у личности системы адекватных экологических представлений, формирование субъективного отношения к природе, формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами.

Экологическое поведение является следствием, реализацией содержания экологического сознания и во многом определяется особенностями личности.

В основе выбора личностью тех или иных стратегий взаимодействия с природными объектами лежат существующие у нее экологические представления и субъективное отношение к данным природным объектам. Но те или иные стратегии могут считаться сформированными только в том случае, когда они обеспечены владением соответствующими технологиями.

Как отмечалось в материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, культура технократического общества, сформировавшая его нравственные нормы и ценности, связанные с количественным ростом показателей потребления, исчерпала свои возможности. Новая культура человечества – экологическая – определяет ценностные ориентации, мотивирующие экологически обоснованные поведение и деятельность. Экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой, ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и ее грамотное осуществление.

Выводы

Термин «экология» происходит от греческого слова «oikos» «дом», «logos» «учение» и дословно означает учение о доме, об условиях обитания населяющих этот дом. Термин "экология" ввел немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 году.

Человечество занимается экологией издавна. В ее развитии можно выделить несколько самостоятельных этапов:

1-й этап изучение среды обитания отдельных видов (1870–1887 гг.);

2-й этап изучение экосистемы (этот термин впервые употребил А.Тенсли в 1935 г.);

3-й этап изучение взаимоотношений экосистем (1950 г.);

4-й этап изучение биосферы (это учение было разработано Вернадским В. И. на рубеже XIX и XX вв.);

5-й этап изучение места человека в биосфере (современный этап).

Экология это наука, которая учит человека жить в ладу с природой.

В современной экологии сталкиваются две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы:антропоцентрический, или технологический, подход, и биоцентрический, или экоцентрический, подход.

Основные разделы современной экологии: общая экология, биоэкология, геоэкология, экология человека, социальная экология, прикладная экология.

Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров связано с проблемой изменения сознания человека.

[6 , с. 5–15; 8 , с. 6, 17–23; 11 , с. 4–7; 12 , с. 7–15; 13 , с. 15–30, 38–39, 44–48; 14 , с. 28–31; 15 , с. 6–12, 403–412; 16 , с. 6–10; 18 , с. 5–10].

Введение в экологию.

Предмет, цель и содержание курса.

Термин «экология» (от греческого oikos – жилище, местообитание) введен в литературу в 1866 г. немецким исследователем Э. Геккелем, им дано и общее определение экологии. Э. Геккель писал: «… Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношениях организма к окружающей среде, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова». Н. Ф. Реймерс в словаре-справочнике «Природопользование» (1990) указывает, что «экология – это: 1) часть биологии (биоэкология), изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т. д.) между собой и окружающей средой; 2) дисциплина, изучающая общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня». Тот же автор в другой работе отмечает, что для экологии характерен широкий, системный межотраслевой взгляд… Экология – это совокупность отраслей знания, исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и окружающей средой. Экология определяется и как «наука, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой, а также организацию и функционирование над организменных систем различного уровня: популяций, сообществ и экосистем, природных комплексов и биосферы». При всем многообразии существующих определений экологии основными понятиями в ней, на которых она базируется, являются: живые системы (организмы и их сообщества), взаимодействия и окружающая среда (среда обитания).

Таким образом, экология – комплексная дисциплина. Из содержания экологии вытекают ее задачи, которые, прежде всего, заключаются в познании взаимосвязей между растениями, животными, грибами, микроорганизмами и средой их обитания, многообразия организации жизни на Земле, изучении функционирования над организменных систем различных уровней. В задачи экологии входит прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека, научное обеспечение восстановления нарушенных природных систем. Конечная цель экологических исследований состоит в сохранении среды обитания человека.

История экологии.

Экология - это новая область науки, появившаяся во второй половине XX века. Точнее, считается, что в качестве отдельной дисциплины экология зародилась на рубеже XX века, и что она получила общественную известность в 1960-е годы, в связи с широко распространённым беспокойством за состоянием окружающей среды . Тем не менее, идеи экологии в какой-то степени известны уже давно, и принципы экологии разрабатывались постепенно, тесно переплетаясь с развитием других биологических дисциплин. Таким образом, возможно, одним из первых экологов был Аристотель. В «Истории животных» он дал экологическую классификацию животных, писал о среде обитания, типе движения, местообитании, сезонной активности, общественной жизни, наличии убежищ, использовании голоса. Его последователь, Теофраст, в основном исследовал растения и считается античным основоположником геоботаники. Плиний Старший в своей работе «Естественная история» представил экономическую подоплёку зооэкологических представлений. В индийских трактатах «Рамаяна» и «Махабхарата» (VI-I века до н. э.) можно обнаружить описания образа жизни зверей (более 50 видов), местообитания, питания, размножения, суточной активности, поведения при изменениях природной обстановки



Структура современной экологии.

Современная экология рассматривает и изучает не только взаимоотношения живых организмов и их среды обитания, но и результаты антропогенного влияния на природную среду и использование ее ресурсов. Она включает в себя:

динамическую экологию , которая изучает перенос вещества, энергии и информации между системами, элементы которых взаимосвязаны;

аналитическую экологию – методическая основа современной экологии, включающая в себя сочетания системного подхода, натурных наблюдений, эксперимента и моделирования,

общую экологию , которая объединяет разнообразие экологических знаний на едином научном уровне,

геоэкологию , изучающую взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности, т.е. экологию суши, пресных вод, морей и высокогорий, а также исследует антропогенное воздействие на окружающую среду,

прикладную экологию – большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями деятельности и взаимоотношений между обществом и природой,

социальную экологию , которая исследует связи общественных структур с природой и социальной средой их окружения;

экологию человека – комплекс дисциплин, посвященный изучению взаимодействия человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей природой и социальной средой.

В свою очередь, общая экология включает в себя:

аутэкологию , изучающую взаимоотношения отдельных организмов или особей со средой обитания;

демэкологию , которая исследует взаимоотношения между организмами одного вида и средой обитания;

синэкологию – рассматривающую взаимоотношения различных сообществ организмов и средой обитания;

биогеоценологию – научную дисциплину, которая изучает закономерность формирования, функционирования и развития биогеоценозов;

глобальную экологию – учение о биосфере, а также экологию растений, животных, микроорганизмов и водных организмов.

Прикладная экология включает в себя промышленную, сельскохозяйственную, медицинскую и химическую.

Социальная экология состоит из экологии города и экологии народонаселения. Урбаэкология включает в себя экологию личности, экологию человечества и экологию культуры.

Современная экология стала крупнейшей междисципли­нарной областью знаний, охватывающей естественные, технические и общественные явления. Но она имеет и свою специфику. Как удачно подметил Н.Ф. Реймерс: «Она всег­да ставит в центр изучаемых явлений ЖИВОЕ, смотрит на мир его глазами, будь то отдельная особь, популяция орга­низмов, биоценоз или человек, все человечество; а если не живое, то созданное живым - биогеохимический цикл, например, круговорот углекислоты или кислорода в биосфе­ре, промышленное предприятие или сельскохозяйственное поле».

Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе всех сов­ременных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии (или «классической экологии»).

Биоэкология подразделяется по изучению уровней био­логических систем на:

Аутэкологию (экологию особей и организмов);

Демэкологию (популяционную экологию);

Эйдэкологию (экологию видов);

Синэкологию (экологию сообществ);

Биогеоценологию (или учение об экосистемах);

Глобальную экологию (экологию биосферы).

В соответствии с крупнейшими систематическими катего­риями органического мира биоэкологию подразделяют на:

Экологию микроорганизмов;

Экологию грибов;

Экологию растений;

Экологию животных.

Внутри этих систематических категорий существует бо­лее детальное расчленение - по изучению определенных таксономических групп, например: экология птиц, эколо­гия насекомых, экология крестоцветных, экология отдель­ных видов и т.д.

Применение экологического метода к любому таксону зоологического, ботанического или микробиологического материала дополняет и развивает общую экологию. Напри­мер, изучение экологии одного вида устрицы на песчаных банках Северного моря позволило немецкому гидробиологу К. Мебиусу ввести важное общеэкологическое понятие «био­ценоз».

На основе общей экологии появились такие новые дис­циплины, как: экологическая морфология, экологическая физиология, экологическая систематика, экологическая генетика, а также эволюционная экология, биохимическая экология, палеоэкология и другие.

Подобные науки возникают на стыке экологии в той или иной биологической дисциплины, что характерно для каждой интенсивно развивающейся фундаменталь­ной науки.

В 90-е годы формируется новое направление в экологии - геоэкология. Геоэкология зародилась из географии и биоло­гии как самостоятельное научное направление, тесно связан­ное со многими областями естествознания, обществознания и технознания.

Геоэкология (от греч. geo - земля) - наука о взаимо­действии систем - географических (природно-террито-риальных комплексов, геосистем), биологических (биоце­нозов, биогеоценозов, экосистем) и социально-производ­ственных (природно-хозяйственных комплексов, неотех-систем).


Первыми учеными, употребившими слово «геоэколо­гия», были немецкий географ Карл Тролль, а в России, на­писавший об этом в 1970 году, - В.Б. Сочава. Последний связывал появление этого термина с необходимостью от­ражения экологической направленности ландшафтоведе-ния.

Термин «геоэкология» появился в научной литературе как синоним термина «ландшафтная экология» или «эко­логия ландшафтов». Ландшафт - это определенный учас­ток земной поверхности, в пределах которого различные компоненты природы (горные породы, рельеф, климат, во­да, почва, растения, животные), взаимосвязанные и взаи­мообусловленные, составляют одно целое и образуют опре­деленный вид местности.

Интересы геоэкологии сосредоточены на анализе струк­туры и функционирования ландшафтов, взаимоотношения их компонентов и воздействия человека на природные сос­тавляющие.

Геоэкология подразделяется по средам жизни, экологи­ческим компонентам и регионам на: экологию суши, эколо­гию океана (моря), экологию континентальных вод, эколо­гию гор, островов, морских побережий, лиманов, эстуари­ев, экологию тундр, арктических пустынь, леса, степей, пустынь и так далее.

Важнейшими направлениями современной экологичес­кой науки являются экология человека и социальная эко­логия.

Экология человека (антропоэкология) изучает взаимо­действия человека как биосоциального существа со слож­ным многокомпонентным окружающим миром, с посте­пенно усложняющейся динамической средой обитания. Экология человека - комплексная, интегральная наука, исследующая общие законы взаимодействия и взаимовлия­ния биосферы и антропосистемы. Антропосистему образу­ют все структурные уровни человечества, все группы людей и индивидуумы.

Термин «экология человека» в науку ввели американс­кие ученые Р. Парк и Э. Бюргере в 1921 году. В России пла­номерные исследования по экологии человека начинаются в 70-е годы. Перечень задач, решаемых экологией челове­ка, чрезвычайно широк. В их совокупности различаются два направления. Одно связано с влиянием природной (гео­графической) среды и ее компонентов на антропосистему, другое вытекает из необходимости изучать последствия антропогенной деятельности.

Экология человека рассматривает биосферу как экологи­ческую нишу человечества, изучая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания че­ловека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспро­изводство.

От экологии человека отделяются новые направления: экология города, экология народонаселения, историческая экология и другие.

Социальная экология (социоэкология) - наука, изучаю­щая взаимоотношения в системе общество - природа, влияние окружающей среды на общество.

Главной целью социальной экологии является оптими­зация существования человека и окружающей среды на системной основе. Человек выступает в этом случае в каче­стве социума, поэтому предмет социальной экологии - это крупные контингенты людей, распадающиеся на отдель­ные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста.

Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окру­жающую среду и деятельность человека в единую систему «природа - общество». Она раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы рационализации взаимоотношений человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные спосо­бы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

Социальная экология разрабатывает также научные ос­новы рационального природопользования, направленные на охрану природы.

Рассматривая социальную экологию как важнейшее направление экологии, необходимо отметить, что она не только относительно самостоятельная, но и комплексная наука, философские, социально-экономические, этические и другие аспекты которой разрабатываются новыми науч­ными направлениями. Например, такими, как: историчес­кая экология, экология культуры, экология и экономика, экология и политика, экология и мораль, экология и право, экологическая информатика и т.п.

Большое место в социальной экологии принадлежит сфе­ре экологического образования, воспитания и просвеще­ния.

Одним из направлений, связанных с социальной эколо­гией, является прикладная экология, разрабатывающая нормы использования природных ресурсов и среды жизни, устанавливающая допустимые нагрузки на них и определя­ющая формы управления экосистемами. К прикладной экологии относятся:

Промышленная (инженерная) экология,

Технологическая экология,

Сельскохозяйственная экология,

Промысловая экология,

Химическая экология,

Рекреационная экология,

Медицинская экология,

Природопользование и охрана природы.

До настоящего времени ни одна наука не пыталась вы­явить законы, отражающие единство общества и приро-

ды. Впервые социальная экология претендует на уста­новление таких социоприродных законов. Закон - это необходимое, повторяющееся отношение между явлени­ями в природе и в обществе. Социальная экология приз­вана формулировать качественно новые типы законов, отражающих взаимосвязь общества, техники и природы в рамках единой системы. Законы социальной экологии должны отражать степень согласованности, синхронно­сти естественно-энергетических информационных пото­ков, вызванных преобразующей деятельностью человека и природным круговоротом веществ. Опираясь на такие законы, общество сможет решать вопросы взаимосвязан­ного экологического и социально-экономического разви­тия.

В 1974 году американский биолог Барри Коммонер, обобщив положения биоэкологии и социальной экологии, сформулировал четыре основных закона экологии, называ­емых иногда «экологическими поговорками» и широко ис­пользуемых в настоящее время в популярной и учебной экологической литературе:

1. Все взаимосвязано со всем,.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Природа знает лучше.

4. Ничто не дается даром.

Эти законы должны учитываться при рациональном природопользовании и вообще при любой деятельности че­ловека на Земле и в Космосе.

Известный английский философ Герберт Спенсер (1820-1903) писал: «Никакие законы человеческие не мо­гут иметь действительного значения, если они противны законам природы». Потому именно синтез природного и общественного, если людям удается его реализовать, ста­нет характерной чертой цивилизации наступающего XXI века.

Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия, но к становлению основных понятий и принципов современной экологии вел долгий путь. Исто­рию развития экологии можно представить в виде календа­ря экологических событий {таблица 1.3).

Таблица 1.3

Календарь экологических событий (по Г.С. Розенбергу, с изменениями и дополнениями)

Термин «экология» (от греческого oikos дом, жилище, место обитания и logos — наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные ее элементы содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Биолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, и, первоначально, экология развивалась как биологическая наука. Однако постоянно возрастающий антропогенный фактор, резкое обострение отношений природы и человеческого общества, возникновение необходимости охраны окружающей среды неизмеримо расширили рамки предмета экологии.

В настоящий момент экологию необходимо рассматривать как комплексное научное направление, которое обобщает, синтезирует данные естественных и социальных наук о природной среде и взаимодействии ее с человеком и человеческим обществом. Она действительно стала наукой о «доме», где «дом» (oikos) — вся наша планета Земля.

Экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, что привело к возникновению целого ряда направлений экологической науки. Эти направления классифицируются по предмету изучения, основным объектам, средам и т.п. Экологический цикл знаний включает около 70 крупных научных дисциплин, а экологический лексикон насчитывает примерно 14 тыс. понятий и терминов. Наиболее важные в реставрации экологические термины и понятия представлены в Приложении А.

К сожалению, единой общепринятой классификации направлений экологии не существует. Один из вариантов структуры современной экологии показан на рис. 1.1.


Рис. 1.1. Структура современной экологии (по А.Д. Потапову, 2000 год, с изменениями)

Все структурные блоки, представленные на рис. 1.1. , взаимосвязаны друг с другом и представляют фундамент знаний «Экологии реставрации». Блок «Охрана окружающей среды» (по отраслям деятельности) далее будет специально рассмотрен с учетом экологических проблем совместно с блоками «Социальная экология» и «Ноосферология».

В экологии, отдавая дань ее возникновению как естественной науки, выделяют динамическую и аналитическую ветви. Динамическая экология (эволюционно-динамическая) изучает динамику и эволюцию отношений организмов и их групп со средой обитания. Аналитическая экология — раздел экологии, исследующий основные закономерности взаимоотношения организмов и их популяций с природной средой.

Общая экология (биоэкология) исследует основные принципы организации и функционирования различных надорганизменных систем. Содержание разделов общей экологии приведено в табл. 1.1.

Таблица 1.1
Структура общей (биологической) экологии

Разделы экологии

факториальная экология

Учение о факторах среды и закономерностях их действия на организмы

Экология организмов, или аутэкология

Взаимодействия между отдельными организмами и факторами среды или средами жизни

Популяционная экология, или демэкология

Взаимоотношения между организмами одного вида (в пределах популяций) и средой обитания. Экологические закономерности существования популяций

Учение об экосистемах (биогеоценозах), или синэкология

Взаимоотношения организмов разных видов (в пределах биоценозов) и среды их обитания как единого целого. Экологические закономерности функционирования экосистем

Учение о биосфере (глобальная экосистема)

Роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки (атмосферы, гидросферы, литосферы), ее функционировании


Сфера частной экологии ограничена изучением конкретных групп определенного ранга — экология растений, экология животных, экология микроорганизмов. Существует и более дробное деление разделов частной экологии: экология позвоночных, экология млекопитающих и т.д.

Экология может быть разделена на теоретическую и прикладную по сферам деятельности человека. Прикладная экология включает промышленную (инженерную) экологию, технологическую, сельскохозяйственную, химическую, медицинскую, промысловую, геохимическую, рекреационную экологию и др. Прикладные аспекты экологической науки служат основой для развития технической инженерной дисциплины — охраны окружающей среды.

К прикладным экологическим наукам относится и строительная экология. Предметом ее изучения является воздействие строительства на окружающую среду, а факторов окружающей среды — на функционирование зданий и сооружений в оптимальном для человека режиме с обеспечением высокого качества среды его обитания. Структура строительной экологии приведена на рис. 1.2.


Рис. 1.2. Структура строительной экологии (по А.Н. Тетиору)

Задачи строительной экологии, сформулированные А.Н. Тетиором, следующие:

Оптимизация архитектурно-градостроительных, конструкторских, технологических разработок с учетом исключения негативных воздействий на окружающую среду;

Прогнозирование и оценка возможных негативных последствий строительства, эксплуатации новых и реконструируемых зданий и сооружений для окружающей среды;

Применение отходов производства при изготовлении строительных материалов и изделий с целью исключения поступления отходов в окружающую среду;

Использование биопозитивных, помогающих развитию природы, градостроительных, архитектурных, конструктивных, технологических решений;

Своевременное выявление объектов, наносящих ущерб окружающей среде, при помощи экологического мониторинга и принятия соответствующих решений. Значительные масштабы и темпы современной урбанизации обусловили появление в рамках строительной экологии урбоэкологии (от лат. урбанус — городской) — эколого-градостроительного направления деятельности, занимающегося изучением способов наилучшего расселения людей в городах и других населенных пунктах с учетом интересов населения и сохранения природной среды.

В рамках задач урбоэкологии важное место занимает вопрос формирования жилища, отвечающего экологическим требованиям. Экологичное жилище — это жилище вместе с прилегающими участками, в котором формируется благоприятная среда обитания (микроклимат, защищенность от шума и загрязнений, обеспечение социально здоровых условий жизни, применение безвредных материалов в строительстве и т.п.) и которое не оказывает негативных воздействий на городскую и природную среду, отвечает требованиям энергосбережения, использует возобновляемые источники энергии и обеспечивает жителям контакты с природой.

Происходит постоянное расширение сферы исследований экологии. Появились математическая, географическая, глобальная, космическая экология, палеоэкология, радиоэкология, экологическая минералогия, экотоксикология и др.

Среди экологических наук особое место занимает социальная экология, рассматривающая взаимоотношения в глобальной системе «человеческое общество—окружающая среда» и изучающая взаимодействия человеческого общества с природной и созданной им техногенной средой. Социальная экология разрабатывает научные основы природопользования, предполагающие повышение качества жизни человека в среде его обитания с одновременным обеспечением сохранения природы.

Экология человека включает экологию города, экологию народонаселения, экологию человеческой личности, экологию человеческих популяций (учение об этносах) и т.д.

На стыке экологии человека и строительной экологии сформировалась архитектурная экология, которая изучает методы создания для людей комфортной, долговечной и выразительной окружающей среды. Экологически недопустимо разрушение архитектурной среды города, часто возникающее при отсутствии композиционно-художественной связи новых и старых объектов и проч., поскольку архитектурная дисгармония вызывает снижение работоспособности и ухудшение здоровья человека.

К архитектурной экологии непосредственно примыкает новое научное направление — видеоэкология, изучающая взаимодействие человека с видимой средой. Видеоэкологи считают опасными для человека на физиологическом уровне так называемые гомогенные и агрессивные визуальные поля. Первые — это голые стены, стеклянные витрины, глухие заборы, плоские крыши зданий и др., вторые — всевозможные поверхности, испещренные одинаковыми, равномерно расположенными элементами, от которых рябит в глазах (плоские фасады домов с одинаковыми окнами, большие поверхности, облицованные прямоугольными плитками, и т.д.).

Среди перечисленных наук особенно актуально сегодня в общей и прикладной экологии сопряжение знаний о направлениях формирования и охраны окружающей среды обитания человека. В этой сфере знаний («средологии») особенно важным становится сохранение культурной среды обитания человека.

В настоящее время происходит формирование новой ветви экологической науки — реставрационной экологии. Эта сфера включает знание законов и механизмов системных взаимодействий среды и памятника, их места в экосистемах, изучение влияния экологических факторов и, в частности, микробиогенных, на повреждение материала памятника. Эти знания сегодня практически необходимы и являются основой формирования экологического мировоззрения в реставрационной деятельности, экологических принципов сохранения культурного наследия. Составной частью знаний в этой области должно стать изучение опыта (информационного ресурса) древних зодчих. Они хорошо знали законы природы и строили качественно и на века. Сегодня новые, агрессивные условия эксплуатации памятников архитектуры требуют новых экологически обоснованных технологий реставрации, учитывающих изменения этих условий.

Ноосферология (ноосфера — «сфера разума») изучает возможности формирования высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, когда разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития. Понятие ноосферы ввел французский математик и философ Е. ле Руа, а теоретически разработал и развил в своих работах В.И. Вернадский.

Развивается новое направление в экологии — глубокая экология, основными положениями которой являются:

Признание самостоятельной ценности всех форм жизни, независимо от их полезности для человека;

Осознание богатства и разнообразия форм жизни, имеющих собственную ценность и способствующих расцвету человечества;

Человек не имеет права уменьшать богатство и разнообразие форм жизни (исключая случаи удовлетворения его насущных потребностей);

Расцвет человечества и его культуры может происходить в условиях сокращения его численности;

Современное вмешательство человека в другие формы жизни носит избыточный характер, и ситуация быстро ухудшается, что вызывает необходимость изменения технологий, экономики и идеологических структур взаимоотношения человека с другими формами жизни;

Основное идеологическое изменение — признание качества жизни человека важнейшим показателем.

С идеями глубокой экологии во многом смыкается концепция инвайронментализма (environment — окружающая среда), основные направления которого — радикальное преобразование системы ценностей общества, отрицание антропоцентризма и ограничение экономического роста и экологически неоправданного поведения.

Структура современной экологии — В 1866 году термин «экология» впервые предложил использовать немецкий ученый естествоиспытатель и философ Эрнст Геккель. Изначально этот термин употреблялся при изучении взаимосвязей между растениями и животными, которые входят в состав стойких и организованных систем, сложившихся в процессе эволюции в определенной среде. С развитием общества влияние человека на природу планеты становилось более заметным, а последнее время просто катастрофическим.

Современная экология

Поэтому экология как наука, прошла период трансформации и получила ряд направлений, в связи с деятельностью «человека разумного». Отрасли экологии разделяют по направлениям исследований. Экология растений исследует связи организмов растений с окружающей средой.

Экология животных занимается вопросами динамики и организации животного мира. Общая экология глубоко изучает все типы экосистем. В 1910 году в Брюсселе состоялся III ботанический конгресс, на котором было принято решение выделить отдельные направления в изучении экологии растений – аутэкологию и синэкологию. Это деление коснулось также экологии животных и общей экологии.

Позднее было выделено экологию популяций (демэкологию). Аутэкология обращает свое внимание на взаимосвязь представителей вида и окружающей среды. Она в основном исследует границы стойкости вида и отношение к экологическим факторам: теплу, свету, влаге, урожайности и т.д., а также действие среды на поведение организма, его физиологию и морфологию, раскрывает общие закономерности влияния факторов среды на организмы.

Структура современной экологии и ее место в системе наук

Структура современной экологии и ее место в системе наук:

Синэкология уделяет особое внимание отношению между сообществами, которые принадлежат к разным видам определенных группировок организмов. Также рассматривается взаимодействие между этими группировками и факторами окружающей среды.

Демэкология уделяет особое внимание структуре вида: биологической, возрастной, половой, этологической, описывает колебание количества различных видов и их причины. Ученые выделяют экологию человека, животных, растений и экологию микроорганизмов.

Социальная экология акцентирует на взаимодействии общества и окружающей среды, а также методах ее охраны.

Современная экология – наука, которая рассматривает основные законы функционирования экосистем принадлежащих к разным уровням развития. Это наука комплексная, которая изучает место проживания живых организмов, в том числе и человека.

По предметам исследований экология делится на экологию растений, животных, человека, грибов, микроорганизмов, а так же на прикладную, общую, сельскохозяйственную, инженерную. Она есть теоретическая и обобщающая дисциплина.

По среде обитания и компонентам выделяют экологию суши, пресных вод, морскую, высокогорную, химическую. По подходам к предмету изучения экологию делят на аналитическую и динамическую.

Реалии современной жизни заставляют внедрять разные направления экологических исследований для обеспечения специалистов экологической информацией, необходимой для принятия решений во всех сферах человеческой деятельности.

Сформировано более ста направлений исследований в экологии, объединенных по принципам отраслевой структуры, взаимосвязей, взаимозависимости, практического и теоретического значения.

Прикладная экология базируется на различных отраслях биологии, а также на естественных науках – физике, химии, геологии, географии, математике, изучает механизмы и последствия разрушения биосферы человеком, разрабатывает рекомендации для предотвращения этих процессов и принципы умелого использования природных ресурсов без ущерба для жизненной среды.

Из прикладной экологии по научным направлениям возникают промышленная экология, экология энергетики, сельскохозяйственная, канцерогенная и т.д. Современная неблагоприятная ситуация требует экологизации всех форм человеческой деятельности, учитывая все законы и потребности экологии, В этой науке тесно связаны экономика, право и мораль.

Только в сочетании с ними можно изменить к лучшему настоящее состояние окружающего мира и отношение к нему человечества.

Смотрим видео лекцию на серьезную тему современной экологии:

Структура современной экологии и ее место в системе наук Структура современной экологии и ее место в системе наук Структура современной экологии и ее место в системе наук Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта