Главная » Заготовка и хранение » Дмитрий николаевич садовников краткая биография. Смотреть что такое "Садовников, Дмитрий Николаевич" в других словарях

Дмитрий николаевич садовников краткая биография. Смотреть что такое "Садовников, Дмитрий Николаевич" в других словарях

Малов Федор

Необычайным разнообразием языков, культуры и традиций поражает всякого, кто побывал в районе Симбирского (Ульяновского) Поволжья. Именно здесь рождались великие поэты и писатели нашего Ульяновского края, которые воспевали красоту родного края, жизнь людей, широкие разливы Волги.

Н.М.Карамзин, Д.В.Давыдов, Н.М.Языков, Д.П.Ознобишин, П.В.Анненков, А.Н.Радищев, И.И.Дмитриев, Д.Д.Минаев, Н.Н.Благов и Д.Н.Садовников. Д.Н.Садовников был одним из этих поэтов, который воспевал в своих произведениях красоту приволжской земли и жизнь народа, проживающего на этой земле. В его поэзии все русское, самобытное и при чтении ее невольно вспоминаются пушкинские строки: «Здесь русский дух, здесь, Русью пахнет!»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Павловская основная общеобразовательная школа № 2

Всероссийский конкурс

Детского и юношеского литературно-

Художественного творчества, посвященного

1150-летию славянской письменности.

Номинация: «Литературное краеведение»

Певец Волги

(Д.Н. Садовников)

Выполнил:

Малов Федор Владиславович,

Ученик 8 класса,

МОУ Павловской основной

Общеобразовательной школы №2

Руководитель:

Шабакаева Э.И., учительница

Русского языка и литературы.

2013г.

Дмитрий Николаевич Садовников

Широка и привольна земля, на которой мы живем. Необычайным разнообразием языков, культуры и традиций поражает она всякого, кто побывал в районе Симбирского (Ульяновского) Поволжья. Именно здесь рождались великие поэты и писатели нашего Ульяновского края, которые воспевали красоту родного края, жизнь людей, широкие разливы Волги.

Н.М.Карамзин, Д.В.Давыдов, Н.М.Языков, Д.П.Ознобишин, П.В.Анненков, А.Н.Радищев, И.И.Дмитриев, Д.Д.Минаев, Н.Н.Благов и Д.Н.Садовников. Д.Н.Садовников был одним из этих поэтов, который воспевал в своих произведениях красоту приволжской земли и жизнь народа, проживающего на этой земле. В его поэзии все русское, самобытное и при чтении ее невольно вспоминаются пушкинские строки: «Здесь русский дух, здесь, Русью пахнет!»

Именно о Садовникове Дмитрии Николаевиче, как о замечательном поэте Симбирского (Ульяновского) края, я хочу рассказать.

Дмитрий Николаевич Садовников родился 25 апреля 1847 года в Симбирске, в небольшой дворянской семье. Его отец, Николай Александрович, сам занимался воспитанием сына, сумел привить ему любовь к литературе, языкам. Мальчик обладал незаурядными способностями. В 5 лет он уже свободно читал, в 8 – сочинял стихи, в 10 лет уже увлекался научными занятиями. Мать Садовникова, Татьяна Ивановна, была «очень развитая женщина, много читавшая и даже писавшая довольно неплохие стихи». К сожалению, недолго довелось ей нянчить своего единственного и любимого сына: она умерла, когда ему исполнилось три года.

Первые годы детства Дмитрий Николаевич провел у своей родной тетки Юлии Ивановны Полянской. Он рос тихим, болезненным ребенком, обнаруживая необычайно раннее развитие, заставившее задуматься родных: на десятом году настолько пристрастился к научным занятиям, что написал даже целую тетрадь о «Космосе». Влияние отца было самым благотворным для не по летам развитого мальчика. Занимаясь с сыном, Николай Александрович готовил его к поступлению в университет и намеревался сам слушать лекции, чтобы иметь возможность облегчить работу юноши своими объяснениями. Однако жизнь распорядилась иначе. Когда Дмитрию шел тринадцатый год, внезапно умер отец. Мальчик остается круглым сиротой. Заботу о воспитании берет на себя родная тетка Полянская. Чтобы продолжить образование Дмитрий поступает в Симбирскую гимназию сразу в четвертый класс. Учился в гимназии прекрасно, только одна математика так никогда и не давалась ему. Среди товарищей – сверстников он явно выделялся своей развитостью, образованностью.

В 1870 году Садовников благополучно сдает экзамены на звание домашнего учителя. Некоторое время живет в Москве, где знакомится с купцом Ломакиным, который предложил ему совершить путешествие в далекую и таинственную Персию. Садовников прекрасно знал английский язык. Но путешественники так и не добрались до желаемой цели. В Константинополе Ломакина срочно вызвали в Россию, а Садовников направился в Крым. Три месяца провел он там, а потом возвратился в Симбирск. В родном городе Дмитрий Николаевич поступил домашним учителем в семью сестры одного из товарищей по гимназии – Варвары Ивановны Лазаревой. Встреча с этой девушкой стала для поэта встречей со своей судьбой. Они горячо и искренне полюбили друг друга. В 1871 году он женился на ней и переехал в Москву.

Казалось, что жизнь постепенно налаживалась. В Москве 20марта 1872 года у него родилась дочь Ольга, а 18 апреля 1873 года – сын Владимир. Но эта счастливая и светлая полоса его жизни длилась недолго. Через шесть лет после свадьбы умирает Варвара Ивановна, и Дмитрий Николаевич остается малолетними детьми. Со всей остротой перед ним встала проблема добывания средств к существованию. И, поручив детей попечению своей воспитательницы, он уехал в Петербург, где раньше жил только временно и наездами. В Петербурге Садовников входит в литературные круги, публикуется во многих газетах и журналах. В 1880 году, когда в Москве был открыт памятник А.С.Пушкину, и на всю Россию прозвучала Пушкинская речь великого русского писателя Ф.М. Достоевского, Садовников выступил инициатором создания Пушкинского кружка. А.С.Пушкину Садовников посвятил одну из лучших своих стихотворений «На открытие памятника Пушкину»

…Простишь ты нам, что речь, тебе родная,

Вплела шипы в лавровый твой венец…

Теперь мы все сошлись на праздник Мая-

Твой первый день приветствовать, певец.

И в честь тебя, поэта-чародея,

Певца святой любви и красоты,

Весна, как встарь, кидает, не жалея,

К твоим ногам душистые цветы!

В 18882 году Садовников попадает в архив замечательного русского поэта, нашего земляка, друга А.С.Пушкина, Николая Михайловича Языкова. Среди бумаг поэта Садовников обнаруживает письма А.С.Пушкина к Н.М.Языкову. Он изучает их и публикует, подготовив соответствующие комментарии. Начал Садовников работу и над биографией самого Николая Михайловича, но смерть не дала завершить этот труд.

Каждый год Д.Н.Садовников приезжал в Симбирск, к детям. Он попытался поступить на службу – на должность секретаря губернского статистического комитета. В августе 1883 года он даже ездил в Казань, пытаясь получить желаемое место. Но из этого ничего не вышло. Возможно, репутация поэта-народника, певца Степана Разина сыграла свою роль.

Литературный путь Д.Н.Садовникова начался еще в гимназии, он опубликовал в одной из петербургских газет две заметки за подписью Ю.Подгорич. Было ему тогда всего 17 лет. Но «по-настоящему» он заявил о себе позднее, когда в «Иллюстрированной газете» было напечатано его первое стихотворение «Первый снег». Поэтический мир Садовникова, его самобытность ярко проявились в стихотворении «К Волге».

К тебе несу стихи, река моя родная,-

Они – навеяны и созданы тобой –

…Я вырос близ тебя, среди твоей природы;

На берегах твоих я речь свою ковал

В затишье вечеров и в шуме непогоды,

Когда, сердитая, ты разгоняла вал…

Сам Д.Н.Садовников признавался: «…Волга была, если хотите, моей первой любовью; первое представление о прекрасном неразрывно связано с ней».

Но подлинную славу поэту принесли его баллады и поэмы на историческую тему и прежде всего посвященные Степану Разину. Почти вся история Степана Разина отразилась в его стихах: вот пятнадцатилетний Стенька одерживает победу над атаманом Ураковым и становится во главе «добрых молодцев» («Атаман и есаул»). В следующем стихотворении рассказывается, как он гуляет со своими вольными казаками в Астрахани, «прощение» получив от царя и послужив «святой Руси». Сам воевода не смеет ворчать на Стенькин загул, ибо, как пишет Садовников:

…За Степаном только свистни-

Колыхнется весь народ…

«Стенькина шуба», «Суд», «Из волжских песен»… Но из всех стихов, связанных с именем донского бунтаря, в памяти народной и до сего дня хранится одно, ставшее любимой песней миллионов русских – «Из-за острова на стрежень…». Во время историко- этнографических путешествий по Поволжью Дмитрий Николаевич слышал различные варианты сказаний о Стеньке Разине и пленной красавице. Он дал собственную интерпретацию старинного предания, вложив в него всю мощь своего таланта, создал такую песню о могучем атамане волжской вольницы, которую с небольшими изменениями поют от Москвы до самых дальних окраин нашего Отечества. Этому триумфу способствовал писатель-бард Степан Скиталец, исполнивший стихи Садовникова в начале века в Москве на литературном вечере, аккомпанируя себе на гуслях. Со временем, как это нередко бывает с популярными песнями, появились народные переделки, и в некоторых сборниках (например, «Волга, слава тебе!» - Саратов, 1978) «Из-за острова на стрежень» уже включается в раздел «Народные песни» без упоминания фамилии автора. К сожалению, неизвестен автор, написавший к ней знаменитую музыку.

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
На переднем Стенька Разин
С молодой сидит княжной -
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
Правы те литературоведы, которые полагают, что если бы Дмитрий Николаевич не написал ничего другого и остался бы автором единственной песни «Из-за островастрежень», то уже одним этим снискал бы широкую известность.

Поэзия Д.Н.Садовникова – это яркая и интересная страница истории русской литературы 19 века, история культуры нашего края. В опоре на устное народное творчество, на его поэтические принципы и состоит ведущая особенность поэзии Д.Н.Садовникова. И это не случайно, ведь он был прекрасным знатоком русского фольклора. Всю свою недолгую жизнь он собирал и издавал фольклор. Самыми главными трудами его стали книги: «Загадки русского народа» и «Сказки и предания Самарского края». Творческое наследие Д.Н.Садовникова поражает своей необыкновенной цельностью. Вся его литературная деятельность связана с народом, с народным творчеством. В этом – своеобразие и сила Садовникова – поэта.

Приложение

Д.Н.Садовников

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
На переднем Стенька Разин
С молодой сидит княжной -
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А она, закрывши очи,
Не жива и не мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял!
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал».
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукой
Обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися -
Надвигается гроза.
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.
«Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам, -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.
«Волга, волга, мать родная,
Волга - русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, волга, мать родная,
На, красавицу возьми!»
Мощным взмахом подымает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну...
«Что вы, черти, приуныли?
Эй ты, филька, черт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души...»

Волга

Кадр из фильма «Стенька Разин»

ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.

А она, закрывши очи,
Ни жива, и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

Позади их слышен ропот:
- Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам на утро бабой стал.

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.

Брови черные сошлися -
Надвигается гроза,
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.

Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам, -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.

Волга-Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу-княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну.

Что ж вы, братцы, приуныли?
Грянем песню удалую
На помин ее души!

Из песенника середины 1990-х

Напев. Русские народные песни. (Сост. А. Г. Новиков.) Политическое управление РККА. Сборник 2. М.; Л., 1936, с. 72. Приводится по изд.: 100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984.

Народная песня на основе стихотворения Дмитрия Садовникова "Из-за острова на стрежень..." (1883). Песня стала популярной уже в 1890-х гг. Садовников, фольклорист, этнограф и поэт, создал два цикла стихов о Степане Разине - "Из волжских преданий о Стеньке Разине" и "Песни о Стеньке Разине". Популярными народными песнями стали "Из-за острова на стрежень" и "По посаду городскому" . Песня входила в репертуар Федора Шаляпина и Надежды Плевицкой. Она легла в основу сюжета первого русского художественного фильма "Понизовая вольница" (режиссер Владимир Ромашков, 1908).

Песня

Дмитрий Садовников

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выбегают расписные,
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись с своей княжной,
Свадьбу новую справляет,
И веселый и хмельной.

А княжна, склонивши очи,
Ни жива, и ни мертва,
Робко слушает хмельные
Неразумные слова.

«Ничего не пожалею!
Буйну голову отдам!» -
Раздается по окрестным
Берегам и островам.

«Ишь ты, братцы, атаман-то
Нас на бабу променял!
Ночку с нею повозился -
Сам наутро бабой стал...»

Ошалел… Насмешки, шепот
Слышит пьяный атаман -
Персиянки полоненной
Крепче обнял полный стан.

Гневно кровью налилися
Атамановы глаза,
Брови черные нависли,
Собирается гроза…

«Эх, кормилица родная,
Волга-матушка река!
Не видала ты подарков
От донского казака!..

Чтобы не было зазорно
Перед вольными людьми,
Перед вольною рекою, -
На, кормилица… возьми!»

Мощным взмахом поднимает
Полоненную княжну
И, не глядя, прочь кидает
В набежавшую волну…

«Что затихли, удалые?..
Эй ты, Филька, черт, пляши!..
Грянь, ребята, хоровую
За помин ее души!..»

"Волжский вестник", 1883 г., № 12

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка).

Дмитрий Николаевич Садовников (25 апреля (7 мая) 1847, Симбирск - 19 (31) декабря 1883, Санкт-Петербург)

УТОПЛЕНИЕ КНЯЖНЫ

Утопление княжны якобы произошло в Астрахани осенью 1669 года, когда Разин вернулся из похода в Персию "за зипунами", во время которого якобы была пленена прекрасная персидская княжна. Менее чем через год Разин поднимет на Дону восстание и летом 1670 года опять окажется в Астрахани - захватив город силой.

Впервые сцена описана голландским ремесленником и путешественником Яном Янсеном Стрейсом (или Стрюйсом, Struys, 1630-1694) в его книге «Три путешествия», изданной в 1676 г. в Амстердаме и впоследствии переведенной на многие языки (на русском вышла в Москве в 1935 г.). Стрейс с 1668 года работал парусным мастером в России и находился в Астрахани во время разинского бунта. В 1824 в журнале «Северный Архив» в статье А. Корниловича о путешествии Стрейса был воспроизведен фрагмент книги:

«…Мы видели его [С. Разина] на шлюпке, раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь одного персидского хана, которую он с братом похитил из родительского дома во время своих набегов на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг вскрикнул: «Волга славная! Ты доставила мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву!» С сим словом схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны. Впрочем, Стенька приходил в подобные исступления только после пиров, когда вино затемняло в нем рассудок и воспламеняло страсти. Вообще он соблюдал порядок в своей шайке и строго наказывал прелюбодеяние». (см.: Виктор и Григорий Смолицкие. История одного песенного сюжета // «Народное творчество», №6, 2003).

Однако никакими документами и никакими персидскими источниками не подтверждается ни утопление, ни вообще похищение Разиным знатной персидской девушки в ходе набега, то есть рассказ Стрейса основан на фольклорном материале, и реальный Разин княжны не топил.

Эпизод, опубликованный Корниловичем, был использован Пушкиным в одной из его "Песен о Стеньке Разине" - "Как по Волге-реке, по широкой..." (1826, опубликована в 1881); но распространения она не получила. Популярные ныне песни о Разине были сложены позднее, поэтами эпохи народничества, в 1860-е-1880-е гг. Большую роль в этом сыграла монография Н. И. Костомарова "Бунт Стеньки Разина", написанная в 1858 году (см., например, песню Навроцкого "Есть на Волге утес" , <1870>). Возможно, что публикация в 1881 году разинских песен Пушкина также оказала влияние на Садовникова.

ПЕСНЯ У ТУРИСТОВ

Известен туристический вариант исполнения, появившийся в последние десятилетия XX века. При этом после каждого куплета кто-то один спрашивает: «Девушки, где вы?». Остальные хором отвечают: «Тута, тута». Первый: «А моей Марфуты нету тута?». Все хором: «А твоя Марфута сигает с парашютом». И после этого все хором затягивают солдатскую:

Соловей, соловей, пташечка –
Канареечка жалобно поет.
Раз-поет, два-поет, три-поет,
Канареечка жалобно поет.
(Вариант: Помирает – петь не перестает)

Далее – следующий куплет («На переднем Стенька Разин…»). Предполагается петь ее до конца с веселыми припевами после каждого четверостишия. Но практически – все кончается на двух-трех первых куплетах, и до бедной княжны так и не доходит. (см.: Виктор и Григорий Смолицкие, там же).

ОДНО ИЗ ДЕШЕВЫХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫ ИЗДАНИЙ







Любовь Стеньки Разина (Княжна). Казнь Стеньки Разина. Перел. А. Зорина. Пг.: Эвтерпа, б.г. . (Универсальная библиотека нот под ред. А.Н. Чернявского. №№52, 53). [Из собрания нот a-pesni].

ВАРИАНТЫ (5)

1. Из-за острова на стрежень…

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Стеньки Разина челны.

На переднем Стенька Разин,
С молодой сидит княжной, -
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.

А она, закрывши очи,
Ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял!
Только ночь с ней провозжался,
Сам наутро бабой стал».

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.

Брови черные сошлися –
Надвигается гроза.
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.

«Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам», -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.

«Волга, Волга, мать родная,
Волга - русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу возьми!»

Мощным взмахом подымает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…

«Что вы, черти, приуныли?
Эй ты, Филька, чорт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души…»

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952.

2. Стенька Разин
(Русская былина в записи Д. Садовникова)

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись с своей княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.

А княжна, склонивши очи,
Ни жива и ни мертва,
Робко слушает хмельные
Неразумные слова.

«Ничего не пожалею!
Буйну голову отдам!» -
Раздается по окрестным
Берегам и островам.

«Ишь ты, братцы, атаман-то
Нас на бабу променял!
Ночку с нею повозился -
Сам наутро бабой стал...»

Ошалел… Насмешки, шепот
Слышит пьяный атаман -
Персиянки полоненной
Крепче обнял тонкий стан.

Гневно кровью налилися
Атамановы глаза,
Брови черные нависли,
Собирается гроза…

«Эх, кормилица родная,
Волга матушка-река!
Не видала ты подарков
От донского казака!..

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга-Волга, мать родная,
На, кормилица, возьми!»

Мощным взмахом поднимает
Полоненную княжну
И, не глядя, прочь кидает
В набежавшую волну…

«Что затихли, удалые?..
Эй ты, Фролка, черт, пляши!..
Грянь, ребята, хоровую
За помин ее души!..»

Из репертуара Надежды Плевицкой (1884-1941). Записи на пластинку: фирма "Пате", Москва, 1908 г., 26724 (Стенька Разин. Волжская песня); фирма "Граммофон", Москва, 1911 г., 023074 (Стенька Разин и княжна); фирмы "Одеон" и "Парлофон", после 1920 г., RU 608, (Стенька Разин. Волжская песня).

Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

3. Из-за острова на стрежень

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.

На переднем Стенька Разин
С молодой сидит княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной!

Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провозился -
Сам наутро бабой стал».

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан:

«Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»

Одним взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…

«Что ж вы, черти, приуныли,
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души…»

Шедевры русского романса / Ред.-сост. Н. В. Абельмас. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. (Песни для души).

4. Из-за острова на стрежень

Из-за острова на стрежень,
На речной простор волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
На переднем - Стенька Разин,
Обнявшись с княжной, сидит.
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А позади слышен ропот:
«Нас на бабу променял.
Он всю ночь с ней провозился
И наутро бабой стал».
Чтобы не было раздору
Между вольными людьми,
Одним взмахом поднимает
Он красавицу жену
И за борт ее кидает
В набежавшую волну.
«Что ж вы, черти, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, плыши!
Грянем песню удалую
На помин ее души».

Записана от Толоконникова А. В., 1886 г. р., г. Каскелен, в 1977 г. Местный фольклоризированный вариант песни Садовникова Д. Н. См.: "Фольклор семиреченских казаков", ч. 1., № 17.

Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 260.

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.

Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней повожжался,
Сам наутро бабой стал».

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан.

Алой кровью налилися
Атамановы глаза,
Брови черные сошлися -
Надвигается гроза.

«Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам! -
Раздается голос властный
По окрестным берегам. -

Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу-княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…

«Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин ее души!»

Две последние строки куплетов повторяются

Сиреневый туман: Песенник: Любимые песни и романсы для голоса и гитары. - СПб.: Композитор, 2006.

Поэт, этнограф. Учился в Симбирской гим-назии. Печататься начал в «Северной пчеле» в 1864 г. С Достоевским Садовников встречался на литературно-музыкальных вечерах в 1879 г. и на «пятницах» у поэта , хотя и относился к нему явно предвзято из-за любви к И.С. Тургеневу. Садовников вспоминает о выс-туплении Достоевского на вечере в Благородном собрании в Петербурге 9 марта 1879 г.: «После небольшого антракта вышел маленький Досто-евский и начал читать одну из глав "Братьев Ка-рамазовых". Начал он вяло и скучно: речь шла о такой чертовщине в полном смысле слова, что я невольно подумал: "вот человек, точно лорд Редсток какой-то апокалипсис объясняет". Но когда дело дошло до признания Дмитрия Карама-зова, все разом переменилось. Публика замерла. Болезненная глубина чувства этого сладостраст-ника была так художественно-правдива передана автором, что я ничего подобного не слыхивал. Манера читать прозу, стихи, делать вставочные обращения к брату, трепет голосового органа, где это требуется, ускоренный темп в сцене само-убийства, какая-то характерная торопливость на самом драматическом месте — неподражаемы. Его вызвали, если не ошибаюсь, пять раз». Садовников вспомина-ет также о встрече с Достоевским на «пятницах» у Я.П. Полонского 16 марта 1879 г.: «Вдобавок скоро явился мизерный по наружности Достоев-ский <...>. Он похудел, нос как-то заострился, то же трусливое выражение нецветного лица, как и тогда. Он вошел и сделал как-то недоуме-вающе общий поклон, точно боясь, что никто или многие на него не ответят. Вообще он, дол-жно быть, страшно подозрителен. На пятницу пригласила его Жозефина Антоновна [Полонс-кая]. Он согласился, а Яков Петрович мимохо-дом шепнул жене, зачем она пригласила, зная, что Тургенев будет и произойдет неприятная сце-на. Достоевскому сейчас кинулось в голову, что Полонский не желает быть знакомым, сделал жене замечание по поводу его и пр., рассердил-ся и начал везде распространяться о том, что его нога больше не будет у Полонских. Яков Петро-вич был вынужден ехать и лично объяснить дело начистоту. Только тогда Достоевский поверил и приехал. Я заметил в голосе Достоевского до странности болезненные, нервные ноты. Весь организм его явно расшатан до невозможности, и довести автора "Преступления и наказания" до слез — ничего, я думаю, не стоит». Наконец, Садовников вспоминает о встрече с Достоевским на «пятницах» Я.П. Полонского 22 февраля 1880 г.: «22-го февраля. Из гостей, более или менее достойных наблюдения, были двое: Достоевский и Тургенев. Первый явился с академиком Сухомлиновым, и в передней слыш-но было лобызание с Яковом Петровичем. До-стоевский, видимо, был в духе, видя, во-первых, такое внимание, да, может, еще под впечатлени-ем чего-либо предшествовавшего. Я не люблю его и остался в кабинете.

— M-r Садовников! — слышу голос Я<кова> П<етровича>. — Что вам угодно? — отвечаю и иду. — Вы знакомы? — спрашивает Я<ков> П<етрович>. Я нарочно отвечаю: — Нет, не зна-ком. Происходит рекомендация и рукопожатие. Длинный Сухомлинов отрапортовывает про себя сам. Я кланяюсь. Разговор заходит о Млодецком, который казнен сегодня утром. Достоев-ский был на казни.

— Правда ли, — говорю я, обращаясь к До-стоевскому, — что сегодня на Семеновском пла-цу было второе покушение на Меликова? Расска-зывали так, что будто кто-то выстрелил, затем хотел застрелить себя и не успел. После чего взя-ли еще шесть человек с револьверами, по пока-занию мальчика.

— Нет-с, это все городские слухи. Если бы проследить весь рост этих слухов с утра и вплоть до вечера, это представило бы интерес. Я был свидетелем казни. Народу собралось до 50 000 чел.

Вообще мне не понравилось какое-то совер-шенно холодное отношение автора "Мертвого дома" к казни живых людей, и самое появление его на месте казни объясняю, как желание из-влечь нечто для своих патологических сочине-ний последнего времени, в которых один Венге-ров находит что-то даже гениальное.

За вечерним чаем я не слушал рассуждений Достоевского, потому что сам увлекся одним спо-ром <...>. Отрывок из разговора с той стороны помню один: Достоевский порицал женщин, ко-торые говорят, что не могут смотреть на казнь, жалуясь на нервы, и пр. Вскоре после чая он ушел...».

Садовников работал педагогом, известен как собиратель, опубликовал в «Симбирских губер-нских ведомостях» (1874) часть своего большо-го собрания заговоров и произведений детского фольклора. Садовников составил «Загадки рус-ского народа» (1876, переизд. 1901, 1959). В сб. «Сказки и предания Самарского края» (1884) Садовников опубликовал фольклор, записанный в Поволжье. Лучшие из стих. Садовникова «Из-за острова на стрежень», «По саду городскому» стали народными песнями. Садовников выпус-тил также книги для народных школ: «Наши землепроходцы» (1874), «Языческие сны русско-го народа» (1882).

Род. 25 апреля 1847 г. в довольно образованной, но никогда не отличавшейся зажиточностью дворянской семье. Отец его, Николай Александрович, получивший очень хорошее по своему времени образование в Петербурге в Педагогическом институте, был долгое время домашним учителем у многих помещиков Симбирского края. Женат он был на симбирской же дворянке Татьяне Ивановне Полянской, в доме которой, в гор. Симбирске, родился и провел первые годы своего детства молодой С., находясь до 6-летнего возраста при тетке и бабушке. По-русски читать он выучился рано, по шестому году, и очень скоро; читал все, что ни попадалось под руку. У отца его имелась довольно хорошая библиотека и сын скоро перечел в ней все, что нашлось. С годами эта любовь к чтению перешла у него в какую-то ненасытную страсть, к удовлетворению которой он постоянно стремился. Вместе с этим явилась потребность делиться с кем-либо мыслями по поводу прочитанного, и вот вследствие такой потребности Д. Н., будучи еще только 9 лет от роду и живя в Репьевке у Бестужевых, задумал составить сборник всего им прочитанного по естественным наукам (что составило толстую тетрадь в несколько сот листов), озаглавленного им: "Жаркие страны". До 14-летнего возраста молодой С. находился безотлучно при отце и рос под его сильным влиянием. Отец его был человек серьезный и сына держал в большой строгости, отчего последний вышел тихим и скромным и остался таким на всю жизнь. Сделав еще одну попытку составления сборника из прочитанных материалов, озаглавленного им "Космос для детей", он скоро перешел к стихотворным подражаниям русским поэтам. Это было при жизни отца, которого он лишился в 1861 г. Стараниями своей тетки С. был определен вскоре после смерти отца в Симбирскую гимназию. Будучи до этого времени одиноким домоседом, он вдруг очутился среди шумной толпы товарищей. Впрочем, его радовал, как и всех детей, гимназический мундир с блестящими пуговицами и новые знакомства. Через год он уже сделался менее застенчивым мальчиком, нежели был при отце: товарищи оказали на него свое влияние, хотя особенной бойкости в нем никогда не проявлялось. В гимназии С. удалось основательно изучить английский язык и познакомиться в подлиннике со многими выдающимися произведениями английской литературы. Но зато эти занятия отвлекли его от изучения математики, которая давалась ему с трудом и которую он недолюбливал за сухость и, как он сам выражался, "за бессердечность". Печататься С. стал тогда еще, как находился в 5 классе гимназии. Первые печатные строки его - две корреспонденции из Симбирска - помещены в "Северной Пчеле" за 1864 г. за подписью: "Ю. Подгорин". В 1866 г. им был окончен поэтический перевод поэмы Лонгфелло "Песнь о Гайавате", но выбор предмета для перевода оказался неудачным, в том смысле, что поэма была уже переведена до него г. Михайловским и напечатана в Современнике. В следующем 1867 г. С. вышел из 7 класса гимназии и уехал на деньги, скопленные от давания уроков в бытность в гимназии в Симбирске. В Москве он долго не мог найти себе подходящих занятий и заработка. Тут он проводил все время в постоянном чтении, успел познакомиться с французскою литературою 18-го столетия и много переводил. Между прочим, два его стихотворения, посланные В. Р. Зотову, одно - переводное из Лонгфелло "Стрела и песня", другое - оригинальное "Первый снег" - были напечатаны в № 47 Иллюстрированной Газеты за 1868 г. за подписью: С-ъ. Лишь по прошествии многих месяцев по приезде в Москву С. удалось пристроиться к одному богатому купцу в качестве учителя английского языка и с ним отправиться за границу. Относительно этой поездки в одном из некрологов С. находим следующие сведения: "Южная Россия, где он успел побывать, благодаря любознательности и подвижности своей натуры, произвела на него сильное впечатление. Он прожил два месяца в Одессе, был в Константинополе и в Крыму. Последний особенно ему понравился своим голубым небом, живописными долинами и роскошною растительностью. К морю он как-то даже привык, так что потом несколько скучал о нем". Вернувшись из Крыма, С. проехал опять в Москву, где и прожил около трех месяцев. Из Москвы он переселился в свой родной Симбирск и поступил там на место домашнего учителя в одно помещичье семейство. К этому времени относится его женитьба на Варваре Ивановне, дочери симбирского помещика И. Д. Лазарева. После 6-летней супружеской жизни С. овдовел, оставшись после смерти жены с тремя малолетними детьми. Поручив их попечению своих родных, С. все это время проживал то в Москве, то в Петербурге, печатал в разных изданиях свои стихотворения и те многочисленные и ценные труды в прозе, которые доставили ему известность далеко за пределами литературных кружков. Это статьи, имеющие отношение к истории и особенно к этнографии Поволжья. В издававшемся в Москве Н. И. Алябьевым журнале для народного чтения и школ "Грамотее" за 1872 г. С. напечатаны: два перевода из Лонгфелло: "На рассвете" (кн. V, май, стр. 25) и "Сон невольника" (кн. VI, июнь, стр. 29-30), и побасенка "Лень перекатная" (кн. X, октябрь, стр. 22-24). В московском ученом, литературном и политическом журнале "Беседа", выходившем под редакциею С. А. Юрьева за 1872 г., в XI и XII кн., в отделе Внутреннего обозрения - Русская Земля, С. поместил первый свой собственно этнографический труд: "Жегули и Усолье на Волге. (Наброски путем-дорогой.) I-II". В предисловии к этой статье указывает он на важность этнографических задач: "предлагаемый мною очерк заключает в себе и собственные путевые наблюдения, и свод того, что известно о Жегулях и Самарской луке, и преимущественно с исторической стороны. История этого небольшого клочка земли, игравшего свою роль в жизни русского народа, не должна, по-моему, обходиться молчанием и не может иметь интерес лишь местный". К следующему 1873 г. относится новый и ценный труд С., имеющий целью проследить историю заселения Сибири выходцами из России, в целом ряде хотя и популярных рассказов, напечатанных в "Грамотее" под общим заглавием: "Подвиги простых русских людей (Покорение Сибири)", но написанных после изучения многочисленных исторических материалов. В начале І-ой главы автор замечает: "впереди мы будем вести речь о тех людях, которые в несколько лет прошли от Уральских гор до далекой оконечности Сибири, терпя всевозможные лишения: и голод, и холод, и непогоду. Люди эти (он их называет "землепроходцами") совершали великую путину..., покоряли дорогой разные племена, прибавляли к нашей земле новые края и населяли их". В заключении автор сказал о своем труде: "Наши рассказы, которые можно назвать историческими, потому что в них описывались правдивые события из истории жизни целого народа, были также и жизнеописательными. Мы старались в них на сколько можно ближе познакомиться с теми землепроходцами, которые, благодаря силе своего характера, твердо направленной воле, сделали больше всех, вели вперед других. Припомните Ермака, Дежнева, Пояркова, Хабарова. Они были образчиками того сорта людей, который мог выйти в то время из русского народа... Наши землепроходцы не встретили сильного отпора. Бессилие и полное невежество уступили дорогу силе и знанию". В 1874 г. эти статьи вышли и отдельным изданием в Москве под заглавием: "Наши землепроходцы. Рассказы о заселении Сибири. 1581-1812" в 8° и были сочувственно встречены отзывами в журналах: "Народная школа" (1876 г. № 3) и "Дело", хотя тогда же были указаны и некоторые промахи и недостатки. В 1873 же году С. напечатал в журнале "Семья и Школа" (№ 9) стихотворение: "Усолка. Народное предание", с которого началось появление в печати ряда поэтических переложений в стихах исторических сказаний и преданий Поволжского края. "С ранних лет", говорит г. Ап. Коринфский в своей биографической заметке о С., "он почувствовал непреодолимое тяготение к народу; как истый волжанин, он полюбил Волгу и родное Поволжье, объездил и даже обошел его вдоль и поперек, узнавая народ и его жизнь путем личного, непосредственного общения с ним. Благодаря этому, он и обогатил отечественную этнографию ценным вкладом собранных и на месте записанных преданий и образцов простонародного творчества; при этом сам, невольно поддавшись неотразимому обаянию этого творчества, он и в своих оригинальных поэтических произведениях придерживался народного колорита и миросозерцания". В 1874 г. печатается в "Симбирск. Губернских Ведомостях" № 34 и 40 ряд собранных им памятников народного творчества, известных под названием заговоров (8 №№), в №№ 46, 47 и 51 - Детские песни, а в журнале "Нива" без подписи статьи по этнографии, географии и истории. В следующем 1875 г. появился в "Ниве" новый ряд его статей, также не подписанных, и перевод сочин. Эмиля Золя в "Пчеле". Отдельной книжкой вышли без имени переводчика: "Норвежские сказки", очень одобрительно принятые отзывами в "Голосе" и "Педагогическом Листке". В 1876 г., кроме целого ряда статей и стихотворений без подписи в "Ниве", - в "Вестнике Европы" появилась одна из лучших поэм Садовникова "Попутный ветер. Народная сказка" 1-7. Канвой автору послужил слышанный им в селе Озерки Ставропольского уезда Самарской губернии вариант напечатанной А. Н. Афанасьевым сказки "О драчливой жене и смирном мужике". В том же журнале помещен им и перевод из Байронова "Манфреда". Особенно же следует здесь указать на появление в печати обширного труда С.: "Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач"; свыше 2504 №№. Сочувственные отзывы об этом труде можно найти в "Русском Филологическом Вестнике" проф. М. Колосова, 1879 г., № 1, стр. 134, и в "Гражданине", № 2 за 1876 г. Трудом этим автор составил себе имя в этнографической науке. Немало труда положено было С. на собрание такой массы загадок из бесчисленного множества печатных книг, газет, редких изданий и из рукописей Архива Имп. Русского Географического Общества. Достаточно сказать, что до сих в издании С. мы имеем единственное полное собрание этого рода памятников народного творчества, ничем другим еще не замененное, несмотря на 20 лет, отделяющие нас от времени появления его в печати. В том же (1876 г.) в "Русской Старине" напечатаны С.: 1) Народные рассказы про старину, Иван Грозный, т. XV, № 2, 2) Народные рассказы. Разин в Симбирске. - Пугачев в Симбирске т., XV, № 4, и 3) Расправа с Пугачевцами. Народный рассказ, т. ХVII, № 9. В 1877 г., кроме нескольких статей без подписи в "Ниве" и "Кругозоре" - в "Вестнике Европы" напечатаны лучшие его стихотворения: "Небесной равниной, послушны дыханью...", "Я не рожден для злобы дня..." (исповедь поэта), "Ребенку. (Посвящается Ольге С.)" и "В Степи". В стихотворении "Ребенку" поэт обращается к своей дочери; тон этого обращения говорит о мягкой, почти женственной натуре поэта. К 1878 г. относится стихотворение "Над Экклезиастом", напечатанное в "Свете". В 1879 г. С. напечатаны: стихотворения в Огоньке: "Из веселых песен". Из Бушора, Сюлли, Терье. Из современного Фауста; рассказ: "Как он ездил в Персию" (подписанный: "Жанрист") и "Аннабель Ли" (стихотворение из Э. По); в "Живописном Обозрении" переводное стихотворение: Аист (из Петефи). В "Еженедельном Новом Времени" - стихотворение из Свиньерна и рассказ: "Шут". В "Стрекозе" ряд фельетонов "На полях книг" (за подписью: "Неон 2-й") В "Будильнике" стихотв. "Странствующие комедианты" (из Бушора), "Ах, надо мной мои друзья" (перев. оттуда же), перевод из Гонгоры и др. 1880 г. в поэтической деятельности С. особенно богат оригинальными стихотворениями; так в "Огоньке" им были помещены стихотворения: "Сон" (№ 4), "Тоска" (№ 5), "Песня колосистой ржи" (там же), "На старой Волге: Полонянка. (Жегулевское преданье)" (№ 11). В выноске автор указал, что "под этим общим заглавием он намерен, время от времени, помещать те устные предания, которые тесно связаны с поэтическим прошлым Волги". По случаю открытия в Москве А. С. Пушкину памятника, С. послал из Симбирска стихотворение: "26 мая 1880 г. (1799-1880). "В отрадный миг желанного рожденья...", прочитанное в Москве на празднике Пушкина в зале Дворянского Собрания, 7 июня, В этом же журнале и два переводных стихотворения из А. Терье "Малиновка" (№ 16, с. 313) и "Ласточки" (№ 17, стр. 326). В "Слове" стихотворение: "Надейся и нового дня подожди" и др. В "Живописном Обозрении" рассказ: "Сила Ерофеич" и перевод из Бушора. В "Будильнике" стихотворение "Тройка" и др. В 1881 г. напечатано большое переводное произведение в "Огоньке" (№№ 12, 13, 14, 15 и 16, с гравюрой и 3 виньетками): "Король Фьялар. Поэма И. Л. Рунеберга, в пяти песнях. Посвящается Я. П. Полонскому"; (№ 35) стихотворение: "Перепелка" пер. из А. Терье; а также: в "Слове": Песни о Стеньке Разине: I. Астраханский загул, II. Стенькина шуба. В "Иллюстрированном Мире": "Из песен об умершей"; в "Осколках": "На распутье"; в "Живописном Обозрении": "Певец"; во "Всемирной Иллюстрации": "Названец", "Дорогой", "Путеводные звезды"; в "Русской Мысли": "Настасьина могила. Волжское предание. (Посвящается В. М. Максимову)"; в "Модном Свете": Ночная греза, Летняя сказка, Я искал тебя, я ждал; в "Новом Русском Базаре": из Сюлли: "Из старых песен" и др. В 1882 г. в "Русской Мысли" помещены: "Вальтер фон дер Фогельвейде (Легенда)", "Зазноба. (Из волжских песен)"; в "Волжско-Камском Слове" - "Письма из Петербурга", за подписью: С-ъ. В 1883 г. в "Русской Мысли" напечатан перевод из Лонгфелло: "Эмма и Эгингард". (Посвящается М. В. Бородиной); в "Волжском Вестнике": "Атаман и есаул" и "Из волжских песен" (три стихотворения). После смерти С. изданы: 1) в 1884 г. в "Записках Имп. Русского Геогр. Общ." по отдел. этнографии, т. ХII: "Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым". В предисловии к этому наиболее важному его труду Л. Н. Майков, под редакцией которого был выпущен этот объемистый и ценный сборник, указывает на значение этнографических трудов автора, 2) в "Историческом Вестнике", т. ХLVII, январь, напечатано, с сопровождением портрета Д. Н. Садовникова и вводной заметки г-на Аполл. Коринфского, одно неизданное произведение С. в стихах: "Кума. Поэма из волжских преданий", I-X. В своей заметке г-н Коринфский отмечает: "Кроме "Кумы", у родных Дм. Н-ча остались ненапечатанными еще несколько мелких, отрывочно записанных лирических и эпических стихотворений, из которых иные могли бы, без всякой дополнительной отделки, быть напечатаны даже самим взыскательно строгим к себе покойным автором, с такою любовью работавшим над каждой своей вещицей...". С., никогда не обладавшему достаточными материальными средствами, а в последние годы почти, можно сказать, бедствовавшему, и под конец его жизни судьба не улыбнулась. Долгое время подыскивал он случая поступить на казенную службу, чтобы иметь что-либо, более или менее определенное; особенно его привлекала, отвечавшая его наклонностям, служба в Статистическом Губернском Комитете, но ни в Симбирске, ни в Казани ему не удалось занять этого места, хотя по своим трудам он имел право на занятие его. Эта и другие неудачи в том же роде сломили окончательно его и без того некрепкое здоровье. Он умер в Петербурге, в клинике проф. Боткина, после тяжкой болезни 19 декабря 1883 г.

Н. Агафонов, "Заволжская вивлиофика. Сборник археологических, исторических, этнографических и биобиблиографических материалов. Вып. І. Казань. 1887". - Аполл. Коринфский, предисловие к поэме С. "Кума" в "Историческом Вестнике", 1892 г., январь. - В. Чуйко, "Современная русская поэзия в ее представителях", СПб., 1885.

Пав. Симони.

{Половцов}

(1846-1883) - поэт и этнограф. Сочинения его: "Русская земля, Жегули и Усолье на Волге", набросок путем-дорогою ("Беседа", 1872, №№ 11 и 12), "Подвиги русских людей" ("Грамотей", 1873, №№ 1, 2, 3, 8, 11 и 12), "Наши землепроходцы", рассказы о заселении Сибири (М., 1874, 2 изд., 1897), "Загадки русского народа" (СПб., 1875), "Из летней поездки по Волге" ("Век", 1883, кн. I), "Сказки и предания Самарского края" ("Записки Имп. Русск. геогр. общ.", 1884, т. XII) и множество мелких статей, этнографических рассказов и стихотворных переводов. Стихом С. владел хорошо. Обыкновенные его псевдонимы - "Д. Волжанин" и "Жанрист". См. "Рус. ведомости" (1883, № 353), "Исторический вестн." (1884, 2) и Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей".

{Брокгауз}

Садовников, Дмитрий Николаевич

  • - , военачальник и политработник, один из руководителей обороны Петрограда 1919. Член Коммунистической партии с 1918. Окончил школу прапорщиков. Участник первой мировой войны; штабс-капитан...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - географ, антрополог, этнограф, археолог, зоолог, краевед, историк науки, библиограф, проф. Моск. ун-та, акад., почетный чл. РАН. Основатель геогр. школы в Моск. ун-те, создатель антропол. и геогр...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - род. 25 апреля 1847 г. в довольно образованной, но никогда не отличавшейся зажиточностью дворянской семье...
  • - Абашев, Дмитрий Николаевич, химик, 1829 - 1880. По окончании в 1851 году естественного факультета Санкт-Петербургского университета, сделался в 1858 году адъюнктом по кафедре химии в Киевском университете...

    Биографический словарь

  • - сын известного деятеля по агрономии Н. А. Абашева, род. в 1829, умер в 1880 г. Образование получил в С.-Петербургском университете, где окончил курс, в 1851 г., со степенью кандидата естественных наук. С 1854 по 1857...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго и третьего созывов, член фракции КПРФ, член Комитета по образованию и науке; родился 24 апреля 1947 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Доцент кафедры отечественной истории и культуры Московского университета геодезии и картографии; родился 11 февраля 1971 г. в г. Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Художник, родился 18 октября 1963 г. Окончил факультет прикладного искусства Текстильного института. Художник-постановщик спектаклей "Женитьба" и "Хлестаков" . Работал над фильмами: "Мать Иисуса", 1990; "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - профессор, современный ученый и антрополог...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - химик; род. в 1829 г. умер 11 января 1880 г. По окончании в 1851 г. естественного факультета Петербургского университета в 54-м был назначен учителем 4 московской гимназии...
  • - химик; род. в 1829 г. † 11 января 1880 г. По окончании в 1851 г. естественного факультета Петербургского университета в 54-м был назначен учителем 4 московской гимназии. В 58-м сделался адъюнктом по кафедре химии в Киевск...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - проф., современный ученый и антрополог...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский военный деятель, активный участник Гражданской войны. Член КПСС с 1918. Родился в селе Липовка Симбирской губернии в семье сельского учителя...
  • - советский антрополог, географ, этнограф и археолог, профессоор Московского университета, академик, почётный член АН. В 1867 окончил Московский университет, где с 1890 читал курс антропологии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский фольклорист, этнограф, поэт. Составил самый полный и лучший в научном отношении сборник «Загадки русского народа» ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский антрополог, географ, этнограф и археолог, один из основоположников антропологии в России, академик и почетный член Петербургской АН. Президент Общества любителей естествознания, антропологии и...

    Большой энциклопедический словарь

"Садовников, Дмитрий Николаевич" в книгах

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ. Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из последнего

УШАКОВ Дмитрий Николаевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

УШАКОВ Дмитрий Николаевич 12(24).1.1873 – 17.4.1942Филолог-лингвист, автор трудов по диалектологии, орфографии, орфоэпии и общему языкознанию. Редактор и составитель «Толкового словаря русского языка» (т. 1–4, М., 1935–1940).«Дмитрий Николаевич был самым очаровательным человеком,

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СЕНЯВИН

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СЕНЯВИН Д.Н. Сенявин происходил из семьи, славной военными и морскими традициями со времен Петра Великого. Однако его слава, полученная в боевых действиях на Черном и Средиземном морях, оказалась еще выше.Дмитрий Сенявин родился 6 августа 1763 года в селе

Ащаулов Дмитрий Николаевич

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Ащаулов Дмитрий Николаевич Родился в 1915 г. в древнем городе Глухове Черниговской губернии. В 1936 г. окончил Качинскую военную авиационную школу.С 1942 г. участвовал в ВОВ. Суд Военного трибунала в 1943 г. осудил его на 10 лет, «предоставив возможность искупить свою вину на

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Сенявин Дмитрий Николаевич Сенявин (Дмитрий Николаевич, 1763-1831) – адмирал. Участвовал в устройстве Ахтиарского порта (Севастополь); во вторую турецкую войну при Екатерине II отличился в сражении близ Варны; в 1798 г., после упорной осады, взял занятую французами крепость на

Вердеревский Дмитрий Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Кардовский Дмитрий Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Блудов Дмитрий Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Гусев Дмитрий Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Садовников Дмитрий Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Курсанов Дмитрий Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

САДОВНИКОВ, Дмитрий Николаевич

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

САДОВНИКОВ, Дмитрий Николаевич (1847–1883), фольклорист, поэт 7 Из-за острова на стрежень, На простор речной волны Выбегают расписные, Острогрудые челны. «Песня» («Из-за острова на стрежень…») (1883) ? Песни рус. поэтов, 2:249 В песенниках – с нач. ХХ в. 8 Нас на бабу променял! «Песня»

Род. 25 апреля 1847 г. в довольно образованной, но никогда не отличавшейся зажиточностью дворянской семье. Отец его, Николай Александрович, получивший очень хорошее по своему времени образование в Петербурге в Педагогическом институте, был долгое время домашним учителем у многих помещиков Симбирского края. Женат он был на симбирской же дворянке Татьяне Ивановне Полянской, в доме которой, в гор. Симбирске, родился и провел первые годы своего детства молодой С., находясь до 6-летнего возраста при тетке и бабушке.

С годами эта любовь к чтению перешла у него в какую-то ненасытную страсть, к удовлетворению которой он постоянно стремился.

Вместе с этим явилась потребность делиться с кем-либо мыслями по поводу прочитанного, и вот вследствие такой потребности Д. Н., будучи еще только 9 лет от роду и живя в Репьевке у Бестужевых, задумал составить сборник всего им прочитанного по естественным наукам (что составило толстую тетрадь в несколько сот листов), озаглавленного им: "Жаркие страны". До 14-летнего возраста молодой С. находился безотлучно при отце и рос под его сильным влиянием.

Отец его был человек серьезный и сына держал в большой строгости, отчего последний вышел тихим и скромным и остался таким на всю жизнь. Сделав еще одну попытку составления сборника из прочитанных материалов, озаглавленного им "Космос для детей", он скоро перешел к стихотворным подражаниям русским поэтам.

Это было при жизни отца, которого он лишился в 1861 г. Стараниями своей тетки С. был определен вскоре после смерти отца в Симбирскую гимназию.

Будучи до этого времени одиноким домоседом, он вдруг очутился среди шумной толпы товарищей.

Впрочем, его радовал, как и всех детей, гимназический мундир с блестящими пуговицами и новые знакомства.

Через год он уже сделался менее застенчивым мальчиком, нежели был при отце: товарищи оказали на него свое влияние, хотя особенной бойкости в нем никогда не проявлялось.

В гимназии С. удалось основательно изучить английский язык и познакомиться в подлиннике со многими выдающимися произведениями английской литературы.

Но зато эти занятия отвлекли его от изучения математики, которая давалась ему с трудом и которую он недолюбливал за сухость и, как он сам выражался, "за бессердечность". Печататься С. стал тогда еще, как находился в 5 классе гимназии.

Первые печатные строки его - две корреспонденции из Симбирска - помещены в "Северной Пчеле" за 1864 г. за подписью: "Ю. Подгорин". В 1866 г. им был окончен поэтический перевод поэмы Лонгфелло "Песнь о Гайавате", но выбор предмета для перевода оказался неудачным, в том смысле, что поэма была уже переведена до него г. Михайловским и напечатана в Современнике.

В следующем 1867 г. С. вышел из 7 класса гимназии и уехал на деньги, скопленные от давания уроков в бытность в гимназии в Симбирске.

В Москве он долго не мог найти себе подходящих занятий и заработка.

Тут он проводил все время в постоянном чтении, успел познакомиться с французскою литературою 18-го столетия и много переводил.

Между прочим, два его стихотворения, посланные В. Р. Зотову, одно - переводное из Лонгфелло "Стрела и песня", другое - оригинальное "Первый снег" - были напечатаны в № 47 Иллюстрированной Газеты за 1868 г. за подписью: С-ъ. Лишь по прошествии многих месяцев по приезде в Москву С. удалось пристроиться к одному богатому купцу в качестве учителя английского языка и с ним отправиться за границу.

Относительно этой поездки в одном из некрологов С. находим следующие сведения: "Южная Россия, где он успел побывать, благодаря любознательности и подвижности своей натуры, произвела на него сильное впечатление.

Он прожил два месяца в Одессе, был в Константинополе и в Крыму. Последний особенно ему понравился своим голубым небом, живописными долинами и роскошною растительностью.

К морю он как-то даже привык, так что потом несколько скучал о нем". Вернувшись из Крыма, С. проехал опять в Москву, где и прожил около трех месяцев.

Из Москвы он переселился в свой родной Симбирск и поступил там на место домашнего учителя в одно помещичье семейство.

К этому времени относится его женитьба на Варваре Ивановне, дочери симбирского помещика И. Д. Лазарева.

После 6-летней супружеской жизни С. овдовел, оставшись после смерти жены с тремя малолетними детьми.

Поручив их попечению своих родных, С. все это время проживал то в Москве, то в Петербурге, печатал в разных изданиях свои стихотворения и те многочисленные и ценные труды в прозе, которые доставили ему известность далеко за пределами литературных кружков.

Это статьи, имеющие отношение к истории и особенно к этнографии Поволжья.

В издававшемся в Москве Н. И. Алябьевым журнале для народного чтения и школ "Грамотее" за 1872 г. С. напечатаны: два перевода из Лонгфелло: "На рассвете" (кн. V, май, стр. 25) и "Сон невольника" (кн. VI, июнь, стр. 29-30), и побасенка "Лень перекатная" (кн. X, октябрь, стр. 22-24). В московском ученом, литературном и политическом журнале "Беседа", выходившем под редакциею С. А. Юрьева за 1872 г., в XI и XII кн., в отделе Внутреннего обозрения - Русская Земля, С. поместил первый свой собственно этнографический труд: "Жегули и Усолье на Волге. (Наброски путем-дорогой.) I-II". В предисловии к этой статье указывает он на важность этнографических задач: "предлагаемый мною очерк заключает в себе и собственные путевые наблюдения, и свод того, что известно о Жегулях и Самарской луке, и преимущественно с исторической стороны.

История этого небольшого клочка земли, игравшего свою роль в жизни русского народа, не должна, по-моему, обходиться молчанием и не может иметь интерес лишь местный". К следующему 1873 г. относится новый и ценный труд С., имеющий целью проследить историю заселения Сибири выходцами из России, в целом ряде хотя и популярных рассказов, напечатанных в "Грамотее" под общим заглавием: "Подвиги простых русских людей (Покорение Сибири)", но написанных после изучения многочисленных исторических материалов.

Люди эти (он их называет "землепроходцами") совершали великую путину..., покоряли дорогой разные племена, прибавляли к нашей земле новые края и населяли их". В заключении автор сказал о своем труде: "Наши рассказы, которые можно назвать историческими, потому что в них описывались правдивые события из истории жизни целого народа, были также и жизнеописательными.

Мы старались в них на сколько можно ближе познакомиться с теми землепроходцами, которые, благодаря силе своего характера, твердо направленной воле, сделали больше всех, вели вперед других.

Припомните Ермака, Дежнева, Пояркова, Хабарова.

Они были образчиками того сорта людей, который мог выйти в то время из русского народа... Наши землепроходцы не встретили сильного отпора.

Бессилие и полное невежество уступили дорогу силе и знанию". В 1874 г. эти статьи вышли и отдельным изданием в Москве под заглавием: "Наши землепроходцы.

Рассказы о заселении Сибири. 1581-1812" в 8° и были сочувственно встречены отзывами в журналах: "Народная школа" (1876 г. № 3) и "Дело", хотя тогда же были указаны и некоторые промахи и недостатки.

В 1873 же году С. напечатал в журнале "Семья и Школа" (№ 9) стихотворение: "Усолка.

Народное предание", с которого началось появление в печати ряда поэтических переложений в стихах исторических сказаний и преданий Поволжского края. "С ранних лет", говорит г. Ап. Коринфский в своей биографической заметке о С., "он почувствовал непреодолимое тяготение к народу; как истый волжанин, он полюбил Волгу и родное Поволжье, объездил и даже обошел его вдоль и поперек, узнавая народ и его жизнь путем личного, непосредственного общения с ним. Благодаря этому, он и обогатил отечественную этнографию ценным вкладом собранных и на месте записанных преданий и образцов простонародного творчества; при этом сам, невольно поддавшись неотразимому обаянию этого творчества, он и в своих оригинальных поэтических произведениях придерживался народного колорита и миросозерцания". В 1874 г. печатается в "Симбирск.

Губернских Ведомостях" № 34 и 40 ряд собранных им памятников народного творчества, известных под названием заговоров (8 №№), в №№ 46, 47 и 51 - Детские песни, а в журнале "Нива" без подписи статьи по этнографии, географии и истории.

В следующем 1875 г. появился в "Ниве" новый ряд его статей, также не подписанных, и перевод сочин. Эмиля Золя в "Пчеле". Отдельной книжкой вышли без имени переводчика: "Норвежские сказки", очень одобрительно принятые отзывами в "Голосе" и "Педагогическом Листке". В 1876 г., кроме целого ряда статей и стихотворений без подписи в "Ниве", - в "Вестнике Европы" появилась одна из лучших поэм Садовникова "Попутный ветер. Народная сказка" 1-7. Канвой автору послужил слышанный им в селе Озерки Ставропольского уезда Самарской губернии вариант напечатанной А. Н. Афанасьевым сказки "О драчливой жене и смирном мужике". В том же журнале помещен им и перевод из Байронова "Манфреда". Особенно же следует здесь указать на появление в печати обширного труда С.: "Загадки русского народа.

Сборник загадок, вопросов, притч и задач"; свыше 2504 №№. Сочувственные отзывы об этом труде можно найти в "Русском Филологическом Вестнике" проф. М. Колосова, 1879 г., № 1, стр. 134, и в "Гражданине", № 2 за 1876 г. Трудом этим автор составил себе имя в этнографической науке. Немало труда положено было С. на собрание такой массы загадок из бесчисленного множества печатных книг, газет, редких изданий и из рукописей Архива Имп. Русского Географического Общества.

Достаточно сказать, что до сих в издании С. мы имеем единственное полное собрание этого рода памятников народного творчества, ничем другим еще не замененное, несмотря на 20 лет, отделяющие нас от времени появления его в печати.

В том же (1876 г.) в "Русской Старине" напечатаны С.: 1) Народные рассказы про старину, Иван Грозный, т. XV, № 2, 2) Народные рассказы.

Разин в Симбирске. - Пугачев в Симбирске т., XV, № 4, и 3) Расправа с Пугачевцами.

Народный рассказ, т. ХVII, № 9. В 1877 г., кроме нескольких статей без подписи в "Ниве" и "Кругозоре" - в "Вестнике Европы" напечатаны лучшие его стихотворения: "Небесной равниной, послушны дыханью...", "Я не рожден для злобы дня..." (исповедь поэта), "Ребенку. (Посвящается Ольге С.)" и "В Степи". В стихотворении "Ребенку" поэт обращается к своей дочери; тон этого обращения говорит о мягкой, почти женственной натуре поэта. К 1878 г. относится стихотворение "Над Экклезиастом", напечатанное в "Свете". В 1879 г. С. напечатаны: стихотворения в Огоньке: "Из веселых песен". Из Бушора, Сюлли, Терье. Из современного Фауста; рассказ: "Как он ездил в Персию" (подписанный: "Жанрист") и "Аннабель Ли" (стихотворение из Э. По); в "Живописном Обозрении" переводное стихотворение: Аист (из Петефи).

В "Еженедельном Новом Времени" - стихотворение из Свиньерна и рассказ: "Шут". В "Стрекозе" ряд фельетонов "На полях книг" (за подписью: "Неон 2-й") В "Будильнике" стихотв. "Странствующие комедианты" (из Бушора), "Ах, надо мной мои друзья" (перев. оттуда же), перевод из Гонгоры и др. 1880 г. в поэтической деятельности С. особенно богат оригинальными стихотворениями; так в "Огоньке" им были помещены стихотворения: "Сон" (№ 4), "Тоска" (№ 5), "Песня колосистой ржи" (там же), "На старой Волге: Полонянка. (Жегулевское преданье)" (№ 11). В выноске автор указал, что "под этим общим заглавием он намерен, время от времени, помещать те устные предания, которые тесно связаны с поэтическим прошлым Волги". По случаю открытия в Москве А. С. Пушкину памятника, С. послал из Симбирска стихотворение: "26 мая 1880 г. (1799-1880). "В отрадный миг желанного рожденья...", прочитанное в Москве на празднике Пушкина в зале Дворянского Собрания, 7 июня, В этом же журнале и два переводных стихотворения из А. Терье "Малиновка" (№ 16, с. 313) и "Ласточки" (№ 17, стр. 326). В "Слове" стихотворение: "Надейся и нового дня подожди" и др. В "Живописном Обозрении" рассказ: "Сила Ерофеич" и перевод из Бушора.

В "Будильнике" стихотворение "Тройка" и др. В 1881 г. напечатано большое переводное произведение в "Огоньке" (№№ 12, 13, 14, 15 и 16, с гравюрой и 3 виньетками): "Король Фьялар.

Поэма И. Л. Рунеберга, в пяти песнях.

Посвящается Я. П. Полонскому"; (№ 35) стихотворение: "Перепелка" пер. из А. Терье; а также: в "Слове": Песни о Стеньке Разине: I. Астраханский загул, II. Стенькина шуба. В "Иллюстрированном Мире": "Из песен об умершей"; в "Осколках": "На распутье"; в "Живописном Обозрении": "Певец"; во "Всемирной Иллюстрации": "Названец", "Дорогой", "Путеводные звезды"; в "Русской Мысли": "Настасьина могила.

Волжское предание. (Посвящается В. М. Максимову)"; в "Модном Свете": Ночная греза, Летняя сказка, Я искал тебя, я ждал; в "Новом Русском Базаре": из Сюлли: "Из старых песен" и др. В 1882 г. в "Русской Мысли" помещены: "Вальтер фон дер Фогельвейде (Легенда)", "Зазноба. (Из волжских песен)"; в "Волжско-Камском Слове" - "Письма из Петербурга", за подписью: С-ъ. В 1883 г. в "Русской Мысли" напечатан перевод из Лонгфелло: "Эмма и Эгингард". (Посвящается М. В. Бородиной); в "Волжском Вестнике": "Атаман и есаул" и "Из волжских песен" (три стихотворения).

После смерти С. изданы: 1) в 1884 г. в "Записках Имп. Русского Геогр. Общ." по отдел. этнографии, т. ХII: "Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым". В предисловии к этому наиболее важному его труду Л. Н. Майков, под редакцией которого был выпущен этот объемистый и ценный сборник, указывает на значение этнографических трудов автора, 2) в "Историческом Вестнике", т. ХLVII, январь, напечатано, с сопровождением портрета Д. Н. Садовникова и вводной заметки г-на Аполл. Коринфского, одно неизданное произведение С. в стихах: "Кума. Поэма из волжских преданий", I-X. В своей заметке г-н Коринфский отмечает: "Кроме "Кумы", у родных Дм. Н-ча остались ненапечатанными еще несколько мелких, отрывочно записанных лирических и эпических стихотворений, из которых иные могли бы, без всякой дополнительной отделки, быть напечатаны даже самим взыскательно строгим к себе покойным автором, с такою любовью работавшим над каждой своей вещицей...". С., никогда не обладавшему достаточными материальными средствами, а в последние годы почти, можно сказать, бедствовавшему, и под конец его жизни судьба не улыбнулась.

Долгое время подыскивал он случая поступить на казенную службу, чтобы иметь что-либо, более или менее определенное; особенно его привлекала, отвечавшая его наклонностям, служба в Статистическом Губернском Комитете, но ни в Симбирске, ни в Казани ему не удалось занять этого места, хотя по своим трудам он имел право на занятие его. Эта и другие неудачи в том же роде сломили окончательно его и без того некрепкое здоровье.

Он умер в Петербурге, в клинике проф. Боткина, после тяжкой болезни 19 декабря 1883 г. Н. Агафонов, "Заволжская вивлиофика.

Сборник археологических, исторических, этнографических и биобиблиографических материалов.

Вып. І. Казань. 1887". - Аполл. Коринфский, предисловие к поэме С. "Кума" в "Историческом Вестнике", 1892 г., январь. - В. Чуйко, "Современная русская поэзия в ее представителях", СПб., 1885. Пав. Симони. {Половцов} Садовников, Дмитрий Николаевич (1846-1883) - поэт и этнограф.

Сочинения его: "Русская земля, Жегули и Усолье на Волге", набросок путем-дорогою ("Беседа", 1872, №№ 11 и 12), "Подвиги русских людей" ("Грамотей", 1873, №№ 1, 2, 3, 8, 11 и 12), "Наши землепроходцы", рассказы о заселении Сибири (М., 1874, 2 изд., 1897), "Загадки русского народа" (СПб., 1875), "Из летней поездки по Волге" ("Век", 1883, кн. I), "Сказки и предания Самарского края" ("Записки Имп. Русск. геогр. общ.", 1884, т. XII) и множество мелких статей, этнографических рассказов и стихотворных переводов.

Стихом С. владел хорошо.

Обыкновенные его псевдонимы - "Д. Волжанин" и "Жанрист". См. "Рус. ведомости" (1883, № 353), "Исторический вестн." (1884, 2) и Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей". {Брокгауз} Садовников, Дмитрий Николаевич литератор, пис. с 1871 г. под псевдонимом "Жанрист"; род. 1846 г., † 19 дек. 1883 г. {Половцов}



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта