Главная » Заготовка и хранение » Хронология получения независимости.

Хронология получения независимости.

Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. Были предприняты шаги с целью преодоления чрезвычайно затратного характера помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе.

В этой связи, как в Африке, так и за ее пределами стали распространяться крайне пессимистические настроения в отношении не только отдаленных, но и ближайших перспектив региона, предлагаться сценарии развития обстановки, имевшие апокалиптическую тональность. В международный политический лексикон прочно вошло понятие «афропессимизм», которое подкреплялось и подкрепляется многими серьезными аргументами.

Источником «афропессимизма» стало прежде всего бедственное экономическое положение подавляющего большинства стран региона. Сегодня на долю континента, где проживает более 11% населения Земли (600 млн. человек), приходится лишь около 5% мирового производства. Из 53 африканских стран 33 относятся к группе наименее развитых стран мира (НРС).

Особое беспокойство вызывает то, что, хотя доля Африки в получении международной экономической помощи развивающимся странам составляла в начале 90-х годов 38% (17% в 1970 г.) и колеблется на современном этапе между 15 и 20 млрд. долл. в год, падение ВВП на душу населения на континенте за период 1980 - 1992гг. достигло 15%.

В конце 50-х годов за счет внешнего финансирования исполнялось 12% госбюджета в Сенегале, 23% в Нигере, 28% в Мавритании, 34% в Мали, а в Кабо Верде (РОЗМ) - 70%. В среднем в странах к югу от Сахары внешнее финансирование госбюджетов осуществлялось примерно в размере 11% их ВВП, в то время как в странах Северной Африки и Ближнего Востока этот показатель составлял только 1,2%, в странах Азии - 0,7%, в странах Латинской Америки-0,4%.

Таким образом, несмотря на массированную экономическую помощь, Африка отстала не только от развитых индустриальных государств, но и от большинства развивающихся стран, переживавших период бурного экономического подъема. Если в 40-е годы основные показатели экономического развития Ганы и Южной Кореи были одинаковыми, а доход на душу населения в Нигерии был выше, чем в Индонезии, то к концу 60-х годов любые сравнения стали бесполезны.

Несмотря на усилия мирового сообщества, не удается решить проблему голода. Периодически нехватка продовольствия приобретала драматический характер в Эфиопии, Сомали, Судане, Анголе, Руанде, Заире, Сьерра-Леоне. Чрезвычайные масштабы приняла и проблема беженцев. В Африке насчитывается почти 50% от общемирового количества беженцев (более 7 млн. человек) и 60% перемещенных лиц (20 млн. человек) Современные международные отношения. / Под. ред. А.В. Торкунова. -- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

Крайне неблагоприятные последствия для интересов международной безопасности имеют многочисленные внутренние и межгосударственные конфликты в различных районах Африки. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть из которых - гражданское население. Ослабление военно-политического вмешательства в дела Африки со стороны сверхдержав первоначально привело к снижению числа и интенсивности конфликтов в регионе, однако вскоре возобновились старые и вспыхнули новые распри, в которых борьба различных политических сил уже не маскировалась противостоянием Востока и Запада, а широко подпитывалась традиционными этническими, конфессиональными и клановыми противоречиями, социальными издержками реформ.

В 60-е годы военные действия велись на территории более чем полутора десятков африканских государств. Особенно большие разрушения войны и вооруженные этнические конфликты принесли в Анголе, Эфиопии, Либерии, Мозамбике, Сомали, Чаде, Мавритании, Сенегале, Западной Сахаре, Судане, Уганде, Мали, Бурунди и Руанде. Преодоление их последствий потребует нескольких десятилетий, причем вероятность рецидивов конфронтации пока остается высокой.

В этой связи «афропессимисты» полагают, что социально-экономические и политические характеристики Африканского континента обрекают подавляющее большинство стран региона на постоянную нестабильность, а высокая вероятность нового витка кризисного развития блокирует и международные усилия по преодолению этой ситуации. В общем, по их мнению, Африка была, есть и будет «источником повышенной опасности» в системе международных отношений.

Однако, несмотря на серьезность угроз регионального и глобального масштаба, отмечаемых на Африканском континенте, мировой порядок, складывающийся на рубеже третьего тысячелетия, будет определяться не только теми факторами, которые вполне очевидны сегодня, но и новыми перспективными тенденциями.

Позитивные изменения стали возможны прежде всего благодаря урегулированию крупных вооруженных конфликтов в Африке. Ликвидация режима апартеида в ЮАР благотворно сказалась на обстановке в южной части континента. Прекратилась затяжная политическая борьба в Намибии, Мозамбике и Анголе. Нормализовались отношения между Угандой, Кенией и Танзанией. С предоставлением независимости Эритрее завершилась многолетняя гражданская война в Эфиопии, но теперь столкновения между Эфиопией и Эритреей происходят уже на межгосударственном уровне.

Решение проблем, из-за которых долгое время существовали главные очаги напряженности на Африканском континенте и вокруг него, оказалось частичным, недостаточным для создания атмосферы региональной безопасности. К середине 90-х годов обстановка во многих районах, которые ранее рассматривались лишь как потенциальные зоны локальной конфронтации, резко обострилась.

Особенно драматично развивалась ситуация в районе Великих озер. Уходящие в глубь колониальной истории противоречия между хуту и тутси выплеснулись за пределы Руанды и Бурунди, где проживают эти народы. В конфликт оказались вовлечены в той или иной степени многие государства субрегиона.

Сохраняется напряженность в Сомали, где на фоне фактического распада государства противоборствующие группировки продолжают попытки достичь военно-политического превосходства. Посреднические усилия соседних государств в ряде случаев помогали снизить уровень конфронтации, однако неоднократно достигавшиеся мирные договоренности участниками конфликта не соблюдались.

Необходимо отметить, что сохранение военно-политической конфронтации тесно связано с гонкой вооружений на Африканском континенте, которая усиливает нестабильность во внутренней политике и межгосударственных отношениях. Среди развивающихся стран Африки наибольшей военной мощью к концу 70-х годов обладали Египет, Ливия, Алжир, Марокко, Эфиопия, Ангола и Нигерия. В армиях этих стран была сосредоточена основная часть бронетанковых сил континента, большая часть военной авиации и флота. Еще в девяти странах (Сомали, Кения, Судан, Тунис, Танзания, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и Заир) военный потенциал достигал субрегионального уровня, позволяющего вести активные боевые действия за пределами своих границ.

Картину высокой нестабильности военно-политической обстановки во многих районах Африки дополняют практически повсеместная неурегулированность положения национальных меньшинств, сепаратистские тенденции, проявления религиозной нетерпимости, межгосударственные разногласия, питаемые планами субрегиональной гегемонии некоторых африканских лидеров. Поэтому практически во всех частях континента существуют не только реальные, но и потенциальные «горячие точки», которые могут стать самым серьезным препятствием на пути экономического возрождения и преодоления отсталости африканских стран.

Однако положение в «горячих точках» Африканского континента в последние годы не оставалось неизменным. Благодаря действиям ООН, усилиям ОАЕ, отдельных государств в ряде случаев удалось добиться позитивных сдвигов.

Была успешно завершена масштабная операция по поддержанию мира в Мозамбике. Без существенных осложнений шел процесс национального примирения в ЮАР. Были найдены мирные решения территориального спора между Чадом и Ливией о полосе Аузу, вопроса о статусе Уолфиш-Бея. Удалось предотвратить разрастание внутренних конфликтов в Лесото, Свазиленде, Центрально-Африканской Республике, на Коморах, а также территориальных споров между Нигерией и Камеруном, Эритреей и Йеменом, Намибией и Ботсваной.

Приведенные примеры являются убедительным доказательством того, что урегулирование конфликтов в Африке является хотя и трудным, но вполне реальным даже в сравнительно сжатые сроки. Важно также, что процесс миротворчества, начавшийся в связи с конкретными конфликтами, гармонично сочетается с глобальными тенденциями преодоления конфронтации. Свидетельством заинтересованности африканских стран в укреплении международной и региональной безопасности является подписание договора о создании в Африке безъядерной зоны. Растет стремление усилить контроль за распространением оружия и добиться запрещения его наиболее смертоносных видов на континенте. В этой связи оценка ситуации в «горячих точках» Африки исключительно через призму «афропессимизма» была бы неправомерной Лебедев М.М. Африка в современном мире. - СПб.: Питер, 2003..

Характерной чертой наращивания усилий по установлению и поддержанию мира на Африканском континенте являлась широкая вовлеченность мирового сообщества, и особенно государств - членов Совета Безопасности ООН. Симптоматично, что в этот период 40% сил ООН по поддержанию мира действовали в Африке. Но сегодня все более активно проявляется и стремление самих африканских стран к участию в процессах урегулирования и миротворчества.

Важным явлением международных отношений в Африке стало начало формирования специального механизма ОАЕ, призванного обеспечивать предупреждение и урегулирование конфликтов. Согласно документам Каирского саммита ОАЕ в его основу положены принципы невмешательства во внутренние дела государств, уважения суверенитета и территориальной целостности, урегулирование конфликтов путем переговоров, посредничества и взаимных консультаций. Определен и примерный (1 млн. долл.) объем ежегодных отчислений ОАЕ на нужды специального миротворческого корпуса.

Но контуры региональной системы безопасности выглядят пока достаточно расплывчатыми. Ее договорная структура, критерии функционирования и взаимодействия с силами ООН по поддержанию мира носят еще аморфный характер. Камнем преткновения для африканского миротворчества является дефицит материальных средств, а главное, отсутствие взаимного доверия в отношениях многих соседних государств и амбиции их лидеров.

В этой связи актуальность приобретает оказание Африке международного содействия в деле создания межафриканских миротворческих сил. Однако оно тормозится наличием определенных расхождений между США и Францией - двумя крупнейшими западными партнерами африканских стран.

Различия американских и французских подходов к проблеме отчетливо проявились на проходившей в Дакаре международной конференции. Франция выступает за сохранение своего прямого военного присутствия в Западной Африке (5 военных баз) и подготовку при участии крупного французского контингента специального миротворческого корпуса (МАРС) из представителей семи франкоязычных стран субрегиона. Этот план отличается от американского проекта, предусматривающего создание миротворческого корпуса иной конфигурации (АСРК). В процессе формирования АСРК уже подготовлено по батальону от вооруженных сил Сенегала и Уганды. В ближайшем будущем к ним планируется подключить также батальоны из Ганы, Малави, Мали, Туниса и Эфиопии. Таким образом, принципиальным различием французских и американских представлений о возможностях участия африканских государств в операциях по поддержанию мира на континенте является ориентация, с одной стороны, на субрегиональные, а с другой - на трансконтинентальные масштабы.

Идеи создания африканских сил быстрого развертывания в целом вписываются в глобальную стратегию децентрализации миротворчества. Но при их реализации необходимо обеспечить сохранение за Советом Безопасности ООН роли главного инструмента по поддержанию мира, четко определяя в каждом конкретном случае порядок использования военных контингентов и подконтрольность их действий ООН.

Мир и нормализация обстановки служат предварительными условиями улучшения экономического и социального положения на Африканском континенте. Одновременно осторожный оптимизм в отношении преодоления военных конфликтов во многом связан с улучшением основных показателей экономического роста, характерным в последнее время для большинства африканских государств.

Государство, территория Бывшая метрополия (для стран, находившихся в колониальной зависимости) Год получения независимости (или год появления государства в современном статусе)
Япония 660 до н. э.
Сан-Марино 301
Франция 486
Венгрия 1001
Таиланд 1238
Андорра 1278
Швейцария 1291
Монако 1419
Швеция 1523
Нидерланды Испания 1579
Непал 1768
США Великобритания 1776
Гаити Франция 1804
Лихтенштейн (1) Священная Римская империя 1806
Мексика Испания 1810
Колумбия Испания 1810
Чили Испания 1810
Венесуэла Испания 1811
Парагвай Испания 1811
Аргентина Испания 1816
Гватемала Испания 1821
Гондурас Испания 1821
Коста-Рика Испания 1821
Никарагуа Испания 1821
Сальвадор Испания 1821
Доминиканская Республика (2) Испания, Франция, Испания 1821
Перу Испания 1821
Бразилия Португалия 1822
Эквадор (3) Испания 1822
Боливия Испания 1825
Уругвай Испания 1825
Бельгия 1830
Греция Оттоманская империя 1830
Люксембург (4) Нидерланды 1839
Либерия 1847
Дания 1849
Италия 1861
Канада Великобритания 1867
Румыния (5) Оттоманская империя 1877
Куба (6) Испания 1898
Австралийский Союз Великобритания 1901
Панама (7) Испания, провинция Колумбии 1903
Норвегия 1905
Новая Зеландия Великобритания 1907
Болгария 1908
ЮАР Великобритания 1910
Португалия 1910
Албания Оттоманская империя 1912
Оман (8) Великобритания 1913
Финляндия Российская империя 1917
Австрия 1918
Польша Российская империя 1918
Афганистан (9) 1919
Монголия Китай 1921
Великобритания (10) 1921
Ирландия (11) Великобритания 1921
Египет Великобритания 1922
Турция 1923
Ирак 1932
Саудовская Аравия 1932
Ливан Мандат Лиги наций - Франция 1943
Исландия (12) Дания 1944
Вьетнам Франция 1945
Индонезия (13) Нидерланды 1945
КНДР (14) Япония 1945
Республика Корея (14) Япония 1945
Иордания Мандат Лиги наций - Великобр. 1946
Сирия Мандат Лиги наций - Франция 1946
Филиппины Испания, США 1946
Гваделупа (Фр.) 1946
Гвиана (Фр.) Заморский департамент Франции 1946
Мартиника (Фр.) Заморский департамент Франции 1946
Новая Каледония (Фр.) 1946
Реюньон (Фр.) Заморский департамент Франции 1946
Индия (15) Великобритания 1947
Пакистан Великобритания 1947
Израиль Мандат Лиги наций - Великобр. 1948
Шри-Ланка (16) Португалия, Нидерл., Великобр. 1948
Мьянма Великобритания 1948
Бутан Великобритания 1949
Лаос Франция 1949
Китай 1949
Тайвань (17) Португалия, Нидерланды, Япония 1949
Гуам (США) Неприсоединенная территория США 1950
Ливия Италия 1951
Пуэрто-Рико (США) Испания, США 1952
Камбоджа Франция 1953
Антилы (Нидерландские) Часть королевства Нидерландов 1954
Марокко Франция 1956
Судан Великобритания и Египет 1956
Тунис Франция 1956
Гана Великобритания 1957
Малайзия Великобритания 1957
Гвинея Франция 1958
Полинезия (Фр.) Заморская территория Франции 1958
Бенин Франция 1960
Буркина-Фасо Франция 1960
Кот-д’Ивуар Франция 1960
Мавритания Франция 1960
Мали Франция 1960
Нигер Франция 1960
Нигерия Великобритания 1960
Сенегал (18) Франция 1960
Того Германия, опека Франции 1960
Мадагаскар Франция 1960
Сомали (19) Великобритания и Италия 1960
Габон Германия, опека Франции 1960
Камерун (20) Германия, опека Франции 1960
Конго Франция 1960
Демократическая Республика Конго Бельгия 1960
Центральноафриканская Республика Франция 1960
Чад Франция 1960
Кипр Великобритания 1960
Сьерра-Леоне Великобритания 1961
Танзания (21) Германия, опека Великобритании 1961
Кувейт Великобритания 1961
Алжир Франция 1962
Бурунди Германия, опека Бельгии 1962
Руанда Германия, опека Бельгии 1962
Уганда (22) Германия, Великобритания 1962
Тринидад и Тобаго Великобритания 1962
Ямайка Великобритания 1962
Самоа Великобритания, Германия, США, опека Н. Зеландии 1962
Кения Великобритания 1963
Замбия Великобритания 1964
Малави Великобритания 1964
Мальта Великобритания 1964
Гамбия (23) Великобритания 1965
Мальдивы Великобритания 1965
Сингапур (24) Великобритания 1965
Ботсвана Великобритания 1966
Лесото Великобритания 1966
Барбадос Великобритания 1966
Гайана Великобритания 1966
Маврикий Франция 1968
Экваториальная Гвинея Испания 1968
Свазиленд Великобритания 1968
Науру Опека Австралии, Новой Зеландии, Великобритании 1968
Тонга Великобритания 1970
Фиджи Великобритания 1970
Бахрейн Великобритания 1971
Катар Великобритания 1971
ОАЭ Великобритания 1971
Бангладеш (25) Великобритания 1971
Гвинея-Бисау (26) Португалия 1973
Багамские Острова Великобритания 1973
Гренада Великобритания 1974
Кабо-Верде Португалия 1975
Коморские Острова Франция 1975
Мозамбик Португалия 1975
Ангола Португалия 1975
Сан-Томе и Принсипи Португалия 1975
Суринам Нидерланды 1975
Испания (27) 1975
Папуа-Новая Гвинея Великобритания, Германия, опека Австралии 1975
Сейшельские Острова Великобритания 1976
Западная Сахара Испания 1976
Джибути Франция 1977
Доминика Великобритания 1978
Содружество Северных Марианских островов 1978
Соломоновы Острова Великобритания 1978
Тувалу Великобритания 1978
Сент-Винсент и Гренадины Великобритания 1979
Сент-Лусия Великобритания 1979
Иран (28) 1979
Кирибати Великобритания 1979
Зимбабве Великобритания 1980
Вануату Великобритания и Франция 1980
Белиз Великобритания 1981
Антигуа и Барбуда Великобритания 1981
Сент Китс и Невис Великобритания 1983
Бруней Великобритания 1984
Маршалловы Острова Германия, мандат Японии, опека США 1986
Федеративные Штаты Микронезии Германия, мандат Японии, опека США 1986
Намибия (29) Германия, опека ЮАР 1990
ФРГ (30) 1990
Йемен (31) 1990
Азербайджан 1991
Армения 1991
Казахстан 1991
Киргизия 1991
Таджикистан 1991
Туркмения 1991
Узбекистан 1991
Латвия 1991
Литва 1991
Эстония 1991
Белоруссия 1991
Молдавия 1991
Российская Федерация 1991
Украина 1991
Македония 1991
Словения 1991
Хорватия 1991
Сербия и Черногория (32) 1991
Босния и Герцеговина 1992
Эритрея (33) Италия 1993
Сектор Газа (Палестинская автономия) 1993
Западный берег р. Иордан (Палестинская автономия) Мандат Лиги наций - Великобритания, Израиль 1993
Словакия 1993
Чехия 1993
Палау Германия, мандат Японии, опека США 1994
Гонконг (34) Великобритания 1997
Эфиопия (35) 1998
Макао Португалия 1999
Восточный Тимор Португалия, Индонезия 2001
Черногория (36) Сербия 2006

Примечания к таблице

1. Лихтенштейн - в 1719 г. провозглашено княжество, в 1806 г. - независимость от Священной Римской империи.

2. Доминиканская Республика - независимость провозглашена в 1821 г., в 1822-1843 гг. была оккупирована Гаити. В 1844 г. в результате восстания образовалась Доминиканская Республика.

3. Эквадор - колониальная администрация была свергнута в результате восстания в 1809 г. (празднуется как День независимости), в 1822 г. - территория вошла в состав Великой Колумбии, с 1830 г. - провозглашено независимое государство Республика Эквадор.

4. Люксембург - графство (позднее герцогство Люксембург) возникло в 963 г.; в 1814-15 гг. по решению Венского конгресса Люксембург номинально стал независимым Великим герцогством в составе Германского Союза и в личной унии с Нидерландами. Современные границы установлены в 1839 г. Эта дата считается годом получения независимости.

5. Румыния - именуется Румынией с 1862 г. после объединения Валахии и Молдавии (часть Молдавии - Бессарабия с 1812 г. в составе России); независимость провозглашена в 1877 г. в результате русско-турецкой войны; королевство - с 1881 г., республика - с 1947 г.

6. Куба - независимость провозглашена в 1898 г., в 1898-1902 гг. - оккупирована США.

7. Панама - провинция Великой Колумбии, независимость от Испании получила в 1821 г.; в 1903 г., отделившись от Колумбии, стала независимым государством.

8. Оман - в современных границах объединяет бывший султанат Маскат и Имамат Оман; последний в 1913 г. объявил себя независимым от Маската; Сибский мирный договор закрепил автономию Омана. С 1970 г. страна стала называться Султанат Оман.

9. Афганистан - в ходе колониальных войн (XIX-нач. ХХ в.) Великобритания пыталась включить территорию современного Афганистана в состав своих азиатских владений, в 1919 г. провозглашена и признана независимость Афганистана.

10. Великобритания - к 1921 г. сложилась в современных границах, полное название - Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии - с 1927 г.

11. Ирландия - в течение почти 7 столетий - колония Великобритании; в 1921 г. большая часть Ирландии (северная часть территории осталась под властью Великобритании) получила статус доминиона, в 1949 г. провозглашена Ирландская Республика.

12. Исландия - с 1380 г. - владение Дании, независимость получена в 1918 г., но осталась в унии с Данией. В 1944 г. провозглашена независимой республикой.

13. Индонезия - в современных границах - с 1962 г.; независимость провозглашена в 1945 г., что официально признано Нидерландами в 1949 г.; в 1962 г. Нидерланды возвратили Индонезии западную часть о-ва Новая Гвинея (Западный Ириан).

14. КНДР, Республика Корея - нехависимость получена в 1945 г. (от Японии), провозглашены республиками в 1948 г.

15. Индия - независимость получила в 1947 г., до 1950 г. - статус доминиона, с 1950 г. - республика.

16. Шри-Ланка - бывшая колония Великобритании, независимость получила в 1948 г., оставаясь доминионом; в 1972 г. - провозглашена Республика Шри-Ланка.

17. Тайвань - республика (по мнению Тайбэя); провинция КНР (по мнению Китая).

18. Сенегал - в 1960 г. получил независимость (бывшая колония Франции); в современном статусе - после распада Федерации с Мали (в 1960 г.) и конфедерации Сенегамбия (1981-1989 гг.).

19. Сомали - в современных границах с 1960 г., образовано из 2-х частей: Итальянского Сомали (получило независимость после прекращения опеки ООН в июле 1960 г.) и Британского Сомали.

20. Камерун - в современных границах - с 1961 г. В 1960 г. получил независимость Камерун, управляемый Французской администрацией; территории, находившиеся под управлением Великобритании, стали независимыми в 1961 г.

21. Танзания - в современном статусе с 1964 г., после объединения Танганьики (независимость с 1961 г., опека ООН под управлением Великобритании) и Занзибара (независимость с 1963 г., бывшая Британская колония).

22. Уганда - Независимость получена в 1962 г., до 1963 г. - доминион, провозглашена республикой в 1967 г.

23. Гамбия - независимость от Великобритании получила в 1965 г., в 1981-1989 гг. - в составе конфедерации Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии).

24. Сингапур - независимость провозглашена в 1965 г. после выхода из состава Федерации Малайзии; территория Сингапура на протяжении более чем 150 лет - английская колония.

25. Бангладеш - до 1947 г. - в составе Британской Индии, в 1947-1971 гг. в составе Пакистана (Восточная Бенгалия, Восточный Пакистан), в 1971 г. территория отделилась от Пакистана и образовалось самостоятельное государство Бангладеш.

26. Гвинея-Бисау - независимость провозглашена в 1973 г., признана Португалией в 1974 г.

27. Испания образована в 1479 г. в результате объединения королевств Кастилии и Арагона; в 1939-1975 гг. - республика, после смерти Франко в 1975 г. - королевство.

28. Иран - одно из древнейших государств в Азии; в 1979 г. в результате антимонархической революции провозглашена Исламская Республика Иран.

29. Намибия (Юго-Западная Африка) - 1894 г. - Германский протекторат, с 1920 г. - подмандатная территория Лиги наций под управлением Южно-Африканского Союза (с 1961 г. - ЮАР). После II мировой войны фактически аннексирована ЮАР, в 1990 г. при посредничестве Международного сообщества провозглашена независимость.

30. ФРГ (в современных границах) в результате объединения ФРГ и ГДР в 1990 г. Разделение Германии на зоны оккупации войск союзников (СССР, Великобритании, США и Франции) произошло в 1945 г. после окончания Второй мировой войны. В 1949 г. на территории Советской зоны провозглашена ГДР, на остальной части - ФРГ.

31. Йемен - в современных границах образовался в 1990 г. в результате объединения Йеменской Арабской Демократической Республики (Северный Йемен) со столицей в г. Сана - независимость провозглашена в 1918 г. (после распада Османской империи) и Народно-Демократической Республики Йемен (Южный Йемен) со столицей в г. Аден - независимость провозглашена в 1967 г. (бывшая колония Великобритании).

32. Союзная Республика Югославия образована после распада СФРЮ в 1991 г., с марта 2002 г. называется Сербия и Черногория.

33. Эритрея - бывшая колония Италии, с 1950 г. в составе Эфиопии на правах автономного района, с 1993 г. - независимое государство.

35. Эфиопия - с 1998 г. федерация.

36. В 2006 г. по результатам референдума провозглашена независимость Черногории


По размерам территории (более 30 млн км2) Африка – самый крупный из главных географических регионов мира. И по числу стран она тоже намного опережает любой из них: в Африке ныне 54 суверенных государства. Они чрезвычайно различаются между собой по площади и численности жителей. Например, Судан – самая большая из стран региона – занимает 2,5 млн км2, ему немного уступает Алжир (около 2,4 млн км2), за ними следуют Мали, Мавритания, Нигер, Чад, Эфиопия, ЮАР (от 1 млн до 1,Змлнкм2), тогда как многие относящиеся к Африке островные государства (Коморские Острова, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Маврикий) – всего от 1000 до 4000 км2, а Сейшельские Острова – и того меньше. Таковы же различия между африканскими странами и по численности жителей: от Нигерии со 138 млн до Сан-Томе и Принсипи с 200 тыс. человек. А по географическому положению особую группу образуют 15 стран, не имеющих выхода к морю (табл. 6 в книге I).
Подобная ситуация на политической карте Африки сложилась уже после Второй мировой войны в результате процесса деколонизации. До этого Африку обычно именовали колониальным материком. И действительно, к началу XX в. она была, по выражению И. А. Витвера, буквально разорвана на части. Они входили в состав колониальных империй Великобритании, Франции, Португалии, Италии, Испании, Бельгии. Еще в конце 1940-х гг. к числу хотя бы формально независимых стран можно было отнести только Египет, Эфиопию, Либерию и Южно-Африканский Союз (доминион Великобритании).
В процессе деколонизации Африки различают три последовательных этапа (рис. 142).
На первом этапе, в 1950-е гг., добились независимости более развитые страны Северной Африки – Марокко и Тунис, бывшие до этого французскими владениями, а также итальянская колония Ливия. В результате антифеодальной и антикапиталистической революции от английского контроля окончательно освободился Египет. После этого независимым стал и Судан, формально считавшийся совладением (кондоминиум) Великобритании и Египта. Но деколонизация затронула и Черную Африку, где первыми добились независимости британская колония Золотой Берег, ставшая Ганой, и бывшая французская Гвинея.
Большинство этих стран пришло к независимости относительно мирным путем, без вооруженной борьбы. В условиях, когда Организация Объединенных Наций уже приняла общее решение о деколонизации, страны-метрополии не могли вести себя в Африке по-старому. Но тем не менее они всячески старались хотя бы как-то замедлить этот процесс. В качестве примера можно привести попытку Франции организовать так называемое Французское Сообщество, в которое на правах автономий вошли почти все бывшие колонии, а также подопечные территории (до Первой мировой войны они были колониями Германии, потом стали подмандатными территориями Лиги Наций, а после Второй мировой войны – подопечными территориями ООН). Но это Сообщество оказалось недолговечным.
Вторым этапом стал 1960 год, который в литературе получил название Года Африки. В течение одного только этого года стали независимыми 17 бывших колоний, преимущественно французских. Можно сказать, что с этого времени процесс деколонизации в Африке стал уже необратимым.
На третьем этапе, после 1960 г., этот процесс был фактически завершен. В 1960-е гг. после восьмилетней войны с Францией добился независимости Алжир. Получили ее и почти все британские колонии, последние колонии Бельгии и Испании. В 1970-е гг. главным событием стало крушение колониальной империи Португалии, которое произошло после демократической революции в этой стране в 1974 г. В результате стали независимыми Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и острова. Обрели независимость еще некоторые бывшие владения Великобритании и Франции. В 1980-х гг. к этому перечню добавились английская Южная Родезия (Зимбабве), а в 1990-х гг. – Юго-Западная Африка (Намибия) и Эритрея.


В результате на огромном Африканском материке теперь колоний уже нет. А что касается некоторых островов, еще остающихся в колониальной зависимости, то их доля в площади и населении Африки измеряется сотыми долями процента.
Однако все это не означает, что ход деколонизации на третьем этапе был только мирным и обоюдно согласованным. Достаточно сказать, что в Зимбабве национально-освободительная борьба местного населения против расистского режима, установленного здесь белым меньшинством, продолжалась в общей сложности 15 лет. В Намибии, которая после Второй мировой войны была фактически незаконно присоединена к ЮАР, национально-освободительная борьба, в том числе и вооруженная, продолжалась 20 лет и закончилась только в 1990 г. Еще один пример такого рода – Эритрея. Эта бывшая итальянская колония, после войны находившаяся под контролем Великобритании, затем была включена в состав Эфиопии. Народный фронт освобождения Эритреи боролся за ее независимость более 30 лет, и только в 1993 г. она была наконец провозглашена. Правда, спустя пять лет разгорелась еще одна эфиопо-эритрейская война.
В начале XXI в. в Африке остается, пожалуй, только одна страна, политический статус которой до сих пор окончательно не определен. Это Западная Сахара, которая до 1976 г. была владением Испании. После того как Испания вывела оттуда свои войска, территорию Западной Сахары оккупировали претендующие на нее соседние страны: на севере – Марокко, а на юге – Мавритания. В ответ на такие действия Народный фронт за освобождение этой страны провозгласил создание независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), которую признали уже десятки стран мира. Ныне он продолжает вооруженную борьбу с остающимися еще в стране марокканскими войсками. Конфликт вокруг САДР можно рассматривать как один из наиболее ярких примеров территориальных споров, которых так много в Африке.
Вполне закономерно, что в процессе деколонизации очень большие изменения произошли и в государственном строе африканских стран.
По форме правления подавляющее большинство независимых государств Африки (46) относятся к президентским республикам, тогда как парламентских республик на континенте очень мало. Монархий в Африке и раньше было сравнительно немного, но все-таки к ним относились Египет, Ливия, Эфиопия. Теперь же монархий осталось всего три – Марокко на севере Африки, Лесото и Свазиленд – на юге; все они являются королевствами. Но при этом нужно иметь в виду, что и за республиканской формой правления здесь нередко скрываются военные, причем часто сменяющиеся, или даже откровенно диктаторские, авторитарные режимы. В середине 1990-х гг. из 45 стран Тропической Африки такие режимы имели место в 38! Во многом это объясняется внутренними причинами – наследием феодализма и капитализма, крайней экономической отсталостью, низким культурным уровнем населения, трайбализмом. Но наряду с этим важной причиной возникновения авторитарных режимов стало и продолжавшееся многие десятилетия противоборство двух мировых систем. Одна из них стремилась закрепить в молодых освободившихся странах капиталистические порядки и западные ценности, а другая – социалистические. Нельзя забывать о том, что в 1960– 1980-е гг. довольно многие страны континента провозгласили курс на социалистическую ориентацию, отказ от которой произошел только в 1990-х гг.
Примером авторитарного может служить режим Муамара Каддафи в Ливии, хотя эта страна еще в 1977 г. была переименована им в Социалистическую Ливийскую Арабскую Джамахирию (от арабского аль-Джамахирия, т. е. «государство масс»). Другой пример – Заир во время длительного правления (1965–1997) основателя правящей партии маршала Мобуту, в итоге свергнутого со своего поста. Третий пример – Центральноафриканская Республика, которой в 1966–1980 гг. руководил президент Ж. Б. Бокасса, затем провозгласивший себя императором, а страну – Центральноафриканской империей; он также был свергнут. Нередко к числу стран со сменяющими друг друга военными режимами относят также Нигерию, Либерию и некоторые другие государства Африки.
Обратный пример – победы демократического строя – являет собой Южно-Африканская Республика. Сначала эта страна была британским доминионом, в 1961 г. стала республикой и вышла из Содружества, возглавляемого Великобританией. В стране господствовал расистский режим белого меньшинства. Но национально-освободительная борьба, которой руководил Африканский национальный конгресс, привела к победе этой организации на выборах в парламент страны в 1994 г. После этого ЮАР снова вернулась в мировое сообщество, а также в состав Содружества.
По форме административно-территориального устройства подавляющее большинство стран Африки относятся к унитарным государствам. Федеративных государств здесь всего четыре. Это ЮАР, состоящая из девяти провинций, Нигерия, включающая в себя 30 штатов, Коморские Острова, в состав которых входят четыре округа-острова, и ставшая федерацией только в 1994 г. Эфиопия (состоит из девяти штатов).
Однако при этом нужно учитывать, что африканские федерации существенно отличаются, скажем, от европейских. В. А. Колосов выделяет даже особый, нигерийский тип федераций, к которому в Африке относит Нигерию и Эфиопию, называя их молодыми высокоцентрализованными федерациями с неустойчивыми авторитарными режимами. Для них характерно слабое местное самоуправление и вмешательство центра «сверху» во многие дела регионов. Иногда в литературе можно также встретить утверждение, что ЮАР фактически является унитарной республикой с элементами федерализма.
Главной политической организацией Африки, объединяющей все независимые государства континента, была Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. с центром в Аддис-Абебе. В 2002 г. она была преобразована в Африканский союз (АС), образцом для которого, можно считать, послужил Евросоюз. В рамках АС уже созданы Ассамблея глав государств и правительств, Комиссия АС, Африканский парламент, намечается создание Суда и введение единой валюты (афро). Цели АС – поддержание мира и ускорение экономического развития.

Упорную борьбу против колонизаторов развернули страны Северной Африки. В 1951 г. добилась независимости бывшая итальянская колония Ливия. В июле 1952 г. в Египте произошла антиимпериалистическая и антифеодальная революция. Монархия была свергнута. К власти пришла группа офицерства во главе с Г. Насером. Его правительство начало борьбу за укрепление политической независимости Египта и за вывод английских войск с его территории. Оно оказывало поддержку национально-освободительному движению в других арабских странах.

Подъем освободительной борьбы арабских народов, независимая политика Египта, Сирии, некоторых других стран угрожали западным странам потерей важных экономических и политических позиций. 26 июля 1956 г. правительство Г. Насера объявило о национализации компании Суэцкого канала, в которой доминировал англо-французский капитал, обещая выплатить компенсацию и гарантировать свободный проход по каналу судов всех стран.

В ответ последовала бурная реакция Великобритании и Франции, решивших наказать Египет и любой ценой восстановить свои позиции в зоне канала. Причина была в том, что отныне доходы от канала предназначались на развитие самого Египта. Хозяева Компании и стоявшие за их спиной колониальные структуры Англии и Франции имели здесь колоссальные прибыли. Канал обеспечивал кратчайший путь морским перевозкам по маршруту Европа – Восток. По нему в 1955 г. было пропущено почти половина мирового экспорта нефти.

Советский Союз поддержал право Египта на национализацию канала и осудил попытки вмешательства в его внутренние дела. Египетское правительство отказалось отменить акт о национализации канала, и тогда Великобритания и Франция совместно с Израилем предприняли вооруженное нападение на Египет. В ночь на 30 октября 1956 г. 100-тысячная армия Израиля внезапно перешла границу Египта и устремилась через Газу и Синайский полуостров к Суэцкому каналу. 31 октября англо-французская авиация бомбардировала египетские города. 5 ноября англо-французские войска высадились в Порт-Саиде, в зоне канала, к которому уже подошли израильские войска. Египетская армия оказала упорное сопротивление, хотя силы были неравны.

Тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта вызвала протест во всем мире. Советский Союз сразу же осудил агрессию. Отказались поддержать военное вторжение в Египет и США, стремившиеся усилить собственные позиции на Ближнем Востоке. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН 2 ноября приняла резолюцию о прекращении огня в Египте. Поскольку агрессия продолжалась, советское правительство вечером 5 ноября потребовало немедленного прекращения боевых действий и очищения территории Египта, предупредив, что в противном случае СССР не останется безучастным и окажет помощь жертве агрессии, в том числе посылкой добровольцев и любым оружием. Это заставило агрессоров в ночь на 7 ноября прекратить военные действия. В декабре англо-французские войска были выведены из зоны канала, а в марте 1957 г. завершился вывод с египетской территории израильских войск.

Ослаблением позиций Великобритании и Франции на Ближнем Востоке воспользовались США. В январе 1957 г. президент США Д. Эйзенхауэр выдвинул доктрину, согласно которой после ухода Великобритании и Франции на Ближнем Востоке образовался «вакуум силы», который призваны заполнить США. Осенью 1957 г. США создали угрозу военного вторжения в Сирию, а тотчас после иракской революции с согласия президента Ливана К. Шамуна ввели свои войска в Ливан. Одновременно английские войска вошли в соседнюю с Ираком Иорданию под предлогом защиты ее королевского режима. В обоих случаях Советский Союз поддержал арабские народы и выразил протест против ввода иностранных войск. К концу 1958 г. войска США и Великобритании были выведены из Ливана и Иордании.

Все шире развертывалась борьба за независимость во французских протекторатах в Северной Африке - Марокко и Тунисе. В 1956 г. они добились независимости. В Алжире, также находившемся под властью французских колонизаторов, 1 ноября 1954 г. началось вооруженное восстание. Французские власти попытались подавить его силой, и в Алжире началась колониальная война, длившаяся почти 8 лет.

В середине 1950-х гг. многие африканские страны получили независимость: в 1956 г. – Судан, Марокко, Тунис. Весной 1957 г. добилась независимости Гана, народ которой долго вел упорную борьбу против иностранного ига. Организующей силой выступала партия Народный конвент под руководством видного деятеля национально-освободительного движения Кваме Нкрума. Осенью 1958 г. народ Гвинеи отверг новую конституцию Франции и тем самым создал суверенное государство.

В конце 50-х начале 60-х годов весь африканский континент был охвачен борьбой за независимость. В марте 1957 г. бывшая английская колония Золотой Берег стала первой независимой страной Тропической Африки. С целью удержать Золотой Берег в своем подчинении англичане долго лавировали, но, в конце концов, им пришлось согласиться с новым политическим устройством страны. Борьбу за независимость вели колонии, входившие во Французскую Западную Африку и Французскую Экваториальную Африку. Крушение колониальной системы в Экваториальной Африке привело к появлению новых независимых государств. В Гвинее, французское правительство попыталось демократическими инструментами удержать колонию, вынеся на референдум новую Конституцию. Однако население подавляющим большинством отвергло ее, что заставило Париж признать независимость Гвинеи. Вслед за ней, независимость получили Того и Камерун. На стороне национально-освободительных движений выступила ООН, которая поддерживала независимость новых африканских государств.

В 1960 г. (вошел в историю как «год Африки») независимость объявили 17 африканских стран. В 60-е годы от колониальной зависимости освободились также страны Восточной и Центральной Африки. В 1961 г. была провозглашена самостоятельность английских колоний Сьерра –Леоне и Танганьики, в 1962 г. – Руанды, Бурунди, Уганды, в 1963 г. – Кении, Занзибара; распались на независимые государства Родезия и Ньясаленд. К середине 1964 г. в Африке появилось уже 35 независимых государств, в 1975 г. – 47, к 1984 г. – более 50. Крупнейшим успехом прогрессивных сил Африки было провозглашение независимости Эфиопии и некоторых других стран.

Наиболее жестокая политика по отношению к местным африканским народам проводилась в колониях Португалии. Режим диктатора Салазара держался на штыках в метрополии, а в африканских ее владениях любые проявления инакомыслия просто свирепо подавлялись. Однако, с 1961 г. начинается вооруженное выступление свободолюбивых сил в Анголе, затем восстание охватило Гвинею-Бисау и в 1964 г. поднимается на борьбу и Мозамбик. Патриотам этих стран пришлось вести кровопролитные военные действия до середины 70-х гг. Как известно, Португалия была одной из первых европейских держав, создавших колониальную империю из захваченных территории в Азии, Африке, Латинской Америке. Ей же досталась позорная честь последней пасть под натиском объединенных сил народов колоний на африканском континенте. Правда, это произошло не без содействия демократической революции в самой Португалии, свергшей профашистский строй в апреле 1974 г.

Наряду с национально-освободительными восстаниями в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбике вооруженные действия против расистско-колониальных режимов развернулись в Южной Родезии, Намибии, ЮАР. Это были аръергардные столкновения европейских колонизаторов в заповедном поле позорного колониализма на африканском континенте. Система апартеида и расизма, в создании которой активно участвовала правящая элита Англии, оказалась, в конце концов, настолько отжившей, что ООН пошла на бойкот правительств расистов. На ЮАР и Южную Родезию были введены экономические санкции. Терпя поражение, правительство Яна Смита вынуждено было согласиться на проведение парламентских выборов в стране, которые завершились победой национальных партий ЗАПУ и ЗАНУ. В апреле 1980 г. была провозглашена Республика Зимбабве.

Ситуация в Юго-Западной Африке (Намибии) несколько отличалась от остальных колоний. Дело в том, что это бывшее германское владение в годы первой мировой войны было захвачено англичанами и передано под управление своего доминиона Южно-Африканского Союза (ЮАС). Уже после второй мировой войны она была аннексирована и считалась одной из провинций ЮАС. Намибийцы добивались самостоятельного независимого существования во главе возникшего в 1960 г. движения Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). Однако, правительство расистов ЮАС (с 1961 г. – Южно-Африканская Республика - ЮАР) игнорировало их волю. Тогда СВАПО призвала население к вооруженной борьбе (1966 г.). Ее лидер Сэм Нуйома пользовался большой поддержкой СССР, КНР, движения солидарности, Организации Африканского Единства (ОАЕ). ООН также была за самоопределение народа, отменив мандат ЮАР на управление Намибией. Уже в конце 80-х гг., когда многие районы страны находились под контролем партизанских отрядов СВАПО, власти Пре Бори дали согласие на проведение всеобщих выборов в парламент Намибии. Одержав победу, СВАПО 21 марта 1990 г. провозгласила независимость страны.

Наконец пал режим апартеида в ЮАР. До 1960 г. демократические силы выступали мирными методами за слом системы расизма и колониального угнетения африканцев. Во главе массовых движений находились Африканский Национальный Конгресс (АНК), компартия и другие организации. В марте 1960 г. власти расстреляли демонстрацию гражданского неповиновения в Шарпевиле. После этого молодое поколение решительно берется за оружие. Вооруженную борьбу начинает вести «Умконто ве сизве» («Копье нации») – военизированное крыло АНК. Кроме того, правительство ввязалось в гражданскую войну в Анголе на стороне реакционных групп. В 1989 г. президентом ЮАР избирается новый лидер НП ф. де Клерк, который приступил к демонтажу основ апартеида. В следующем году легализируется деятельность оппозиционных партий, профсоюзов, из тюрем освобождаются политзаключенные. Переходный период завершился в апреле 1994 г., когда состоялись всеобщие выборы на нерасовой основе. Они принесли полный успех АНК, лидер которой Н.Мандела через месяц был избран президентом ЮАР. Так закончилась черная полоса колониального правления в самой богатой и развитой стране Африки. Тем самым вся Африка от берегов Нила до мыса Кейптауна стала свободной.

После получения самостоятельности во многих странах Африки сохранялась неспокойная ситуация. Колониальные власти не хотели терять своего влияния, постоянно вмешиваясь в дела уже независимых государств. Многие из них обладали стратегически важными природными ресурсами, за контроль над которыми и велась ожесточенная борьба. Более того, молодые государства попали в орбиту интересов США и СССР, стремившихся обозначить сферу своих интересов, навязывая незрелым режимам тот или иной путь развития. Идеологический фактор, доминировавший в международных отношениях того периода, негативно повлиял на процесс становления новых независимых стран региона.

Обобщая историю деколонизации двух континентов можно выделить следующие ее этапы:

Первый с 1945 г. до середины 50-х гг., когда значительная часть Азии и некоторые районы Африки избавились от колониального господства.

На второй этап приходится середина 50-х гг. до 1960 г., в эти годы почти вся Азия и Северная Африка, а также два государства черной Африки – Гана и Гвинея вступили на путь самостоятельного развития.

Третий этап начинается с 1960 г. – года Африки и завершается в конце 80-х гг. – начале 90-х гг. освобождением последних осколков колониальных империй на юге Африки.

1. В течение многих веков страны Северной Африки находились под властью разных государств. После арабских завоеваний на этой территории утвердился ислам.

2. В начале XX в. вся территория Северной Африки была поделена между европейскими государствами.

Страны Северной Африки — Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет — это арабские страны, религия — ислам.

3. Европейские государства начали захватывать страны Северной Африки еще в первой половине XIX в.:

  • Алжир был захвачен Францией в 1830 p., стал ее колонией;
  • проникновение Франции и Испании в Марокко произошло во второй половине XIX в.

В 1912 Франция навязала Марокко договор о протекторате. В марте 19.12 г. Марокко перешло под протекторат Франции. По франко-испанскому договору (ноябрь 1912) небольшая его часть перешла под власть Испании. Город Танжер с прилегающей территорией был объявлен международной зоной. Марокко фактически превратилось в полуколонию;

Тунис оккупировали в 1881 французские войска.

С 1881 Тунис оказался под французским протекторатом;

Ливия на протяжении многих веков находилась под иностранным гнетом.

С XVI в. по 1912 Ливия входила в состав Османской империи; после итало-турецкой войны 1911-1912 pp. большая часть Ливии стала колонией Италии;

Египет после подавления национально-освободительного движения 1879-1882 pp. был оккупирован Великобританией, которая в 1914 установила над Египтом протекторат.

Вследствие подъема национально-освободительной борьбы в 1919-1921 pp. протекторат был упразднен и Египет формально провозглашено независимым государством (1922 г.) — независимым королевством. Но в стране оставались британские войска, экономика контролировалась Великобританией.

4. Страны Северной Африки — аграрные, с большими запасами полезных ископаемых. Они были превращены в аграрно-сырьевой придаток европейских государств. Экономика развивалась односторонне, преобладала аграрно-сырьевая специализация.

Страны Северной Африки выращивали арахис, пшеницу, хлопок, цитрусовые, маслины, табак, разводили крупный рогатый скот, овец, коз, верблюдов.

5. Иностранные государства способствовали развитию горнодобывающей промышленности (Тунис, Алжир, Марокко), добычи нефти (Тунис, Алжир, Египет), марганцевых руд (Марокко), свинца (Тунис, Марокко) и других полезных ископаемых (фосфоритов, меди, кобальта и т. д.) .

6. На севере Африки началось строительство дорог, железных дорог, быстрыми темпами развивалась торговля.

Национально-освободительное движение в Северной Африке

1. В период между двумя мировыми войнами активизировалось национально-освободительное движение.

2. На территории Марокко национально-освободительная борьба завершилась провозглашением Республики Риф в 1921 г., однако эта республика была уничтожена объединенными силами Франции и Испании в 1926

3. Алжир был единственной страной Африки, в которой французы были не колонизаторами, а рабочими или отбывали политическую ссылку. Это повлияло на характер борьбы с французскими колонизаторами. Здесь возникли политические организации, произошли политические манифестации, которые отражали европейские события. Выступления в Алжире были более политически зрелыми, чем в других странах Африки:

  • в 1920 была основана политическая партия «Молодой алжирец», которая возглавила борьбу за равноправие алжирцев и французов, уничтожение расовой дискриминации;
  • В 1926 г. была создана политическая организация «Северо-Африканская звезда», которая вела борьбу за независимость Алжира;
  • В 1927 г. была создана Федерация избранных мусульман, а также Союз алжирских улемов, которые боролись за развитие национальной культуры, традиций, обычаев, языка.

4. В Тунисе в 1920 была основана Коммунистическая партия как секция Французской коммунистической партии. Выступала за решительные действия против колониализма. В 1939 организация стала самостоятельной партией, но в этом же году была запрещена.

Страны и территории тропической и южной Африки. Положение народов тропической и южной Африки

1. Если в Африке к 1870 европейцами было захвачено 11% территории, то в начале XX в. — 90%, а накануне Первой мировой войны — 96,6%.

Крупнейшими колониальными государствами были:

  • Франция — владела 35% колониями;
  • Великобритания — 30%;
  • Германия — 8,5%.

Меньшие колониальные владения имели Бельгия, Португалия, Испания, Италия.

2. После Первой мировой войны колонии Германии согласно решению Лиги Наций стали подмандатными территориями:

Великобритании — Немецкая Восточная Африка;

Франции — Камерун;

Бельгии — Руанда, Бурунди и др.

3. Лишь две страны — Эфиопия и Либерия сохранили свою независимость. Все остальные (около 50 стран) были колониями или протекторами.

В 50-х гг. XIX в. в Эфиопии ряд отдельных княжеств объединились в централизованную монархию, которая смогла противостоять захватническим домогательствам Великобритании и Италии, только во время итало-эфиопской войны 1935-1936 гг. Эфиопию захватила фашистская Италия. В 1941 партизанская эфиопская армия и английские войска изгнали из Эфиопии итальянских захватчиков.

С 1821 на территории Либерии стали возникать поселения освобожденных негров — рабов из США. Они объединили вокруг себя многочисленные народности. Независимой республикой Либерия была провозглашена в 1847.

4. Страны поделили Африку на колонии, протекторы, не принимая во внимание местные условия, этнические и исторические традиции народов. Целые этнические однородные группы были произвольно разобщены, а потому существовали препятствия для формирования африканских народностей и наций.

5. В первой половине XX в. в Тропической и Южной Африке проживали различные племена: одни — на стадии первобытнообщинного строя, некоторые стали централизованными феодальными монархиями, а в Южно-Африканской Республике началось индустриальное развитие.

6. Колониальные страны способствовали монокультурному хозяйственному развитию африканских стран (позволяли выращивание и экспорт какой-то одной культуры, которую затем за бесценок скупали у крестьян). Из колоний Африки вывозили кофе, какао, бананы, каучук, рис, хлопок и другие культуры.

7. Иностранные инвестиции вкладывались в развитие горнодобывающей промышленности, которая была рассчитана на экспорт. Предпринимательство сосредоточено на, первичной обработке продуктов питания, поставках в Европу экзотических продуктов, добыче сырья.

8. На юге Африки высокого уровня достигла только одна страна — Южно-Африканский Союз (ЮАС), территорию которого сначала заселяли африканские народы — бушмены, банту, готтентоты. В 1652 голландская Ост-Индская компания основала здесь Капскую колонию, господствующее положение в которой заняли африканеры (буры). После захвата Капской области Великобританией (окончательно в 1806) большая часть африканцев оставила ее и на захваченных у африканцев территориях основала республики Наталь, Трансвал и Оранжевую. В 1843 Великобритания захватила Наталь, а вследствие англо-бурской войны (1899- 1902 гг.) — другие бурские республики.

В 1910 эти территории были объединены в английский доминион — Южно-Африканский Союз, который в период между двумя мировыми войнами добился высокого уровня развития, стал индустриально развитой страной. Однако пользовалось плодами прогресса только белое население. Коренное черное население выполняло малоквалифицированную низкооплачиваемую работу, не имело права проживать рядом с белыми (система апартеида).

Апартеид (раздельное проживание) — официальная государственная политика расовой дискриминации и серегации — лишение и ограничение политических, социально-экономических и гражданских прав, проводилась Юго-Африканским Союзом относительно населения неевропейского происхождения.

Серегация (от лат. — отделяю) — вид расовой дискриминации, заключается в отделении цветного населения от белого.

Национально-освободительная борьба народов тропической и южной Африки

1. Первая мировая война дала мощный толчок развитию национально-освободительного движения. Борьбу народов Африки часто возглавляли племенные вожди. Формами борьбы были:

  • вооруженная борьба;
  • сопротивление захвату земель;
  • сопротивление колониальной христианизации;
  • выступления против иностранных торговцев;
  • уничтожение иностранных товаров;
  • отказ от уплаты контрибуции;
  • отказ от выполнения трудовых повинностей.

2. Нарастали и пассивные формы борьбы:

  • бойкот иностранных товаров;
  • организация собственных независимых торговых общин;
  • создание национальных школ и тому подобное.

3. Массовые восстания многочисленных племен произошли в Кении и Уганде из-за массового захвата земель британцами и повышение налогов. Повстанцы убивали английских солдат и чиновников, разрушали железные дороги и телеграфные линии.

4. В 20-х pp. XX в. в Южно-Африканском Союзе борьбу вела индийская община, которая использовала тактику ненасильственных действий.

5. Происходило становление патриотических сил и организаций. Так, в 1923 г. возник Африканский национальный конгресс (АНК), который ненасильственными методами вел борьбу за расовое равенство. Впоследствии он все больше становился на путь решительных действий, при развертывании политической и вооруженной борьбы.

6. Однако все же в этот период сопротивление колонизаторам имело характер эпизодических вооруженных выступлений под руководством местных вождей и пока не был большой угрозой для колониальных государств.

7. Длительная и упорная борьба народов Африки ни была напрасной. Во второй половине XX в. страны Африки освободились от колониальной зависимости.

Теги: ,

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта