Главная » Заготовка и хранение » Индивидуальное поведение. Поведение индивида

Индивидуальное поведение. Поведение индивида

Индивид – это отдельная особь, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств. С позиции социологии индивид является характеристикой человека, как отдельного репрезентанта биологического вида людей. Индивид представляет собой единичную особь представителей Homo sapiens. То есть это отдельное человеческое существо, которое объединяет в себе социальное и биологическое и определяется уникальным набором генетически запрограммированных качеств и индивидуального социально приобретенного комплекса черт, характеристик, свойств.

Понятие индивид

Индивид – носитель биологической составляющей в человеке. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Отсюда следует, что в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Таким образом, каждый человек рождается индивидом. Однако после рождения, ребенок приобретает новый социальный параметр – он становится личностью.

В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид. Дословно под этим понятием можно понимать неделимую частицу единого целого. Человек как индивид изучается не только с точки зрения единичного представителя рода людей, но и в качестве члена определенной социальной группы. Такая характеристика человека является самой простой и абстрактной, говорящей только лишь о том, что отделен он от других. Эта отдаленность не является его существенной характеристикой, так как отгорожены друг от друга и в таком понимании “индивиды” все живые существа во Вселенной.

Итак, индивид является единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных характеристик и психофизических черт человечества. Общие характеристики индивида заключаются в следующем:

— в целостности психофизической организации организма;

— в устойчивости относительно окружающей реальности;

— в активности.

По другому определить это понятие можно словосочетанием «конкретный человек». Человек как индивид существует от его рождения и до самой смерти. Индивид это начальное (исходное) состояние человека в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании.

Индивид в качестве продукта филогенетического формирования и онтогенетического развития в конкретных внешних обстоятельствах, однако, совершенно не является простой копией таких обстоятельств. Он представляет собой именно продукт формирования жизни, взаимодействия с окружающими условиями, а не условиями, взятыми сами по себе.

В психологии такое понятие как «индивид» употребляется в довольно широком значении, которое приводит к различению характеристик человека как индивида и его черт как личности. Именно их четкое различение, следовательно, и лежит в его основании отграничения таких понятий, как индивид и личность, и является необходимой предпосылкой к психологическому анализу личности.

Социальный индивид

В отличие от детенышей животных, индивид практически лишен врожденных адаптационных инстинктов. Поэтому для выживания и дальнейшего развития он нуждается в общении с себе подобными. Ведь только в социуме ребенок сможет воплотить в действительность свой врожденный потенциал, стать личностью. В независимости от того, в каком социуме индивид рождается, он не сможет обойтись без опеки взрослых и научения с их стороны. Для полноценного развития ребенку необходимо длительное время, чтобы он смог вобрать в себя все элементы, детали, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни в качестве взрослого члена социума. Поэтому ребенку с самых первых дней жизни необходимо иметь возможность коммуникаций со взрослыми.

Индивид и общество неразделимы. Без общества индивид никогда не станет личностью, без индивидов общество просто не будет существовать. В начальном периоде жизни взаимодействие с социумом заключается в первичных мимических реакциях, языке жестов, при помощи которых малыш сообщает взрослым о своих надобностях и проявляет свое удовлетворение или неудовлетворение. Ответные реакции взрослых членов социальной группы становятся ему понятными также из мимики, различных жестов и интонаций.

По мере взросления ребенка и его обучения разговорной речи, язык жестов и мимики понемногу отходит на второстепенный план, однако никогда в течение всей взрослой жизни индивида не теряет своей значимости полностью, трансформируясь в важнейший инструмент невербальных коммуникаций, который выражает чувства порой не меньше, а иногда и больше, чем привычные слова. Это связано с тем, что жесты, мимика и позы в меньшей степени контролируются сознанием, чем речь, а потому обладают, в некоторых случаях даже большей информативностью, говоря социуму то, что индивид желал скрыть.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что социальные качества (например, коммуникация) должны формироваться только в процессе взаимодействия с социумом в целом и общения с другими людьми в частности. Любое общение, вербального или невербального характера, является необходимым составляющим условием того, чтобы человек стал социализированным. Социальные качества индивида являются его способностями к социальной деятельности и процессу социализации. Чем раньше начинается процесс социализации, тем проще он будет происходить.

Существуют различные формы научения, посредством которых происходит социализация индивида, однако они всегда должны использоваться в комплексе. Одним из методов, которые взрослые сознательно используют для приучения ребенка к социально правильному и одобряемому поведению является научение закреплением. Закрепление реализуется при помощи направленного использования метода поощрений и наказаний для того, чтобы продемонстрировать ребенку, какое его поведение будет желаемым и одобряемым, а какое порицательным. Таким способом ребенка учат соблюдать элементарные, действующие в обществе требования гигиены, этикета и др.

Некоторые элементы повседневного поведения индивида довольно сильно могут входить в привычку, что приводит к образованию прочных ассоциативных связей – так называемых условных рефлексов. Одним из каналов социализации является образование условных рефлексов. Таким рефлексом, например, может быть мытье рук перед едой. Следующим методом социализации является научение посредством наблюдения.

Индивид учится тому, как вести себя в социуме, наблюдая за поведением взрослых и пытаясь им подражать. Многие детские игры основаны на подражании поведению взрослых. Ролевое социальное взаимодействие индивидов также является научением. Приверженец данной концепции Дж. Мид полагает, что овладение социальными нормами и правилами поведения происходит в ходе взаимодействий с другими людьми и при помощи различных игр, особенно ролевых (например, игры в дочки–матери). Т.е. происходит научение через взаимодействие. Участвуя в ролевых играх, ребенок воплощает в жизнь результаты своих собственных наблюдений и своего начального опыта социального взаимодействия (посещение врача и пр.).

Социализация индивида происходит при помощи воздействия различных агентов социализации. Самым важным и первым таким агентом в процессе социального становления индивида является семья. Ведь она является первым и самым близким «социальным окружением» индивида. В функции семьи относительно ребенка входит забота о его здоровье, защита. Семья также удовлетворяет все насущные потребности индивида. Именно семья изначально знакомит индивида с правилами поведения в социуме, учит коммуникациям с другими людьми. В семье он впервые знакомится со стереотипами половых ролей и проходит половую идентификацию. Именно семья вырабатывает первичные ценности индивида. Однако, в то же время, семья является институтом, который может принести наибольший вред процессу социализации индивида. Так, например, низкий социальный статус родителей, их алкоголизм, конфликты в семье, социальное отчуждение или неполнота семьи, различные девиации в поведении взрослых – все это может привести к неисправимым последствиям, наложить неизгладимый отпечаток на мировоззрение ребенка, его характер и социальное поведение.

Школа является следующим после семьи агентом социализации. Она является эмоционально нейтральной средой, чем принципиально разнится от семьи. В школе к малышу относятся как к одному из многих и в соответствии с его реальными характеристиками. В школах дети познают практически, что такое успех или неудача. Они учатся преодолевать сложности или привыкают сдаваться перед ними. Именно школа формирует у индивида самооценку, которая, чаще всего, остается с ним на всю взрослую жизнь.

Еще одним немаловажным агентом социализации является окружение сверстников. В подростковом возрасте ослабевает влияние родителей и учителей на детей, наряду с этим растет влияние сверстников. Все неуспехи в учебе, отсутствие внимания родителей компенсирует уважение сверстников. Именно в среде своих сверстников ребенок учится решать конфликтные вопросы, общению на равных. А в школе и семье все общение построено на иерархии. Отношения в группе сверстников позволяют индивиду лучше понять самого себя, свои достоинства и недостатки.

Потребности индивида также лучше понимаются через групповое взаимодействие. Социальная среда сверстников вносит свои коррективы в ценностные представления, привитые в семье. Также взаимодействие со сверстниками позволяет ребенку отождествлять себя с другими и, вместе с тем, выделяться среди них.

Так как в социальной среде взаимодействуют различные по принадлежности коллективы: семья, школа, сверстники – индивид сталкивается с некоторыми противоречиями. Так, например, семья индивида ценит взаимопомощь, а в школе доминирует дух соперничества. Поэтому индивиду приходится ощущать на себе воздействие разных людей. Он пытается вписаться в разное окружение. По мере того, как индивид взрослеет и интеллектуально развивается, он учится видеть такие противоречия и анализировать их. Вследствие чего ребенок создает свой собственный набор ценностей. Сформированные ценности индивида позволяют более точно определить собственную личность, обозначить план жизни и стать инициативным членом социума. Процесс формирования таких ценностей может являться источником значимых социальных перемен.

Также среди агентов социализации нужно выделить средства массовой информации. В процессе своего развития индивид и общество беспрерывно взаимодействуют, что обуславливает успешную социализацию личности.

Поведение индивида

Поведение является особой формой активности человеческого организма, который осваивает среду. В этом аспекте поведение рассматривалось И. Павловым. Именно он ввел данный термин. При помощи этого термина стало возможным отображать сферу взаимоотношений отдельного взаимодействующего индивида со средой, в которой он существует и взаимодействует.

Поведение индивида – это реакция индивида на какие-либо изменения внешних или внутренних условий. Оно бывает осознанным и неосознанным. Человеческое поведение развивается и реализуется в социуме. Оно связано с и речевой регуляцией. Поведение индивида всегда отражает процесс его интеграции в социум (социализации).

Любое поведение имеет свои причины. Оно определяется событиями, предшествующими ему и вызывающими определенную форму проявления. Поведение всегда целенаправленно.

Цели индивида базируются на его неудовлетворенных потребностях. Т.е. любое поведение характеризуется целью, которую он стремится достигнуть. Цели выполняют мотивирующую, контролирующую и организационную функции и являются важнейшим механизмом управления. Для их достижения совершается ряд определенных действий. Поведение также всегда мотивировано. Какое бы ни было поведение, вызывающее или отстраненное, в нем обязательно присутствует мотив, который определяет именно сиюминутную форму его проявления.

В процессе технического прогресса в современной науке появился еще один термин – виртуальное поведение. Такой вид поведения объединяет в себе театральность и естественность. Театральность обусловлена иллюзией естественного поведения.

Поведение индивида обладает следующими признаками:

— уровнем активности (инициативность и энергичность);

— эмоциональной выразительностью ( и интенсивность проявляемых аффектов);

— темпом или динамичностью;

— стабильностью, заключающейся в постоянстве проявлений в различных ситуациях и в разное время;

— осознанностью, основанной на понимании своего поведения;

— произвольностью (самоконтроль);

— гибкостью, т.е. изменением поведенческих реакций в ответ на трансформации среды.

Индивид личность индивидуальность

Индивид является живым существом, которое принадлежит к человеческому виду. Личность является социальным существом, которое включено в общественные взаимодействия, участвующим в социальном развитии и выполняющим конкретную социальную роль. Термин индивидуальность предназначен для акцентирования неповторимого образа человека. Это то, чем образ человека отличается от других. Однако, при всей разносторонности понятия индивидуальность, оно все же, в большей степени, обозначает духовные качества личности.

Индивид и личность не являются тождественными понятиями, в свою очередь, личность и индивидуальность образуют целостность, но не идентичность. В понятиях «индивидуальность» и «личность» заключаются разные измерения духовного естества человека. Личность чаще описывается, как сильная, независимая, тем самым выделяя ее деятельностную сущность в глазах других. А индивидуальность, как – яркая, творческая.

Термин «личность» отграничивают от терминов «индивид» и «индивидуальность». Это связано с тем, что личность развивается под воздействием социальных взаимоотношений, культуры, окружения. Ее формирование также обусловлено биологическими факторами. Личность в качестве социально-психологического феномена предполагает конкретную иерархическую структуру.

Личность является объектом и продуктом общественных взаимоотношений, ощущает социальные влияния, и преломляет их, трансформируя. Она выступает в качестве совокупности внутренних условий, посредством которых видоизменяются внешние воздействия социума. Такие внутренние условия являются соединением наследственно-биологических качеств и социально-обусловленных факторов. Поэтому личность является продуктом и объектом социального взаимодействия, и активным субъектом деятельности, коммуникаций, самопознания и сознания. Формирование личности имеет зависимость от деятельности, от степени ее активности. Поэтому она проявляется в деятельности.

Роль биологических факторов в становлении личности довольно велика, однако нельзя пренебрегать влиянием социальных факторов. Есть определенные качества личности, на которые особенное влияние оказывают социальные факторы. Ведь личностью нельзя родиться, личностью можно только стать.

Индивид и группа

Группа – это относительно изолированная совокупность индивидов, которые находятся в довольно устойчивом взаимодействии, а также осуществляют совместные деяния на протяжении долгого промежутка времени. Группа – это также совокупность индивидов, которые разделяют социальные определенные характеристики. Совместное взаимодействие в группе основано на определенном общем интересе или связано с достижением конкретной общей цели. Она характеризуется групповым потенциалом, который ей позволяет вступать во взаимодействие с окружающей средой и приспосабливаться к трансформациям, которые происходят в окружении.

Характерные особенности группы заключаются в идентификации каждым ее членом себя, а также своих действий с коллективом в целом. Следовательно, во внешних обстоятельствах каждый выступает от имени группы. Еще одной особенностью является взаимодействие внутри группы, которое имеет характер прямых контактов, наблюдения действий друг друга и др. В любой группе вместе с формальным разделением ролей, обязательно будет складываться неформальное разделение ролей, которое обычно признается группой.

Выделяют два вида групп: неформальные и формальные. Вне зависимости от вида группы, она будет оказывать существенное воздействие на всех членов.

Взаимодействие индивида и группы будет всегда носить двойственный характер. С одной стороны, индивид своими действиями помогает решению групповых задач. С другой – группа оказывает огромное влияние на личность, помогая ей удовлетворять свои определенные потребности, например, потребность в безопасности, уважении и т.п.

Психологами было замечено, что в коллективах с позитивным климатом и активной внутригрупповой жизнью, индивиды имеют хорошее здоровье и моральные ценности, они лучше предохранены от внешних влияний, работают активнее и действеннее, чем индивиды, которые находятся в обособленном состоянии, или же в группах с негативным климатом, которые поражены неразрешимыми конфликтными ситуациями и нестабильностью. Группа служит для защиты, поддержки, для обучения и умения решать задачи, и требуемым нормам поведения в группе.

Развитие индивида

Развитие бывает личностным, биологическим и психическим. Биологическим развитием называется формирование анатомо-физиологических структур. Психическим – закономерные трансформации процессов психики. Психическое развитие выражается в качественных и количественных переустройствах. Личностным – образование личности в процессах социализации и воспитания.

Развитие индивида ведет к видоизменениям свойств личности, к зарождению новых качеств, которые психологи именуют новообразованиями. Трансформации личности от одного возраста к другому протекают в таких направлениях: психическое, физиологическое и социальное развитие. Развитие физиологическое заключается в формировании скелетно-мышечной массы и других систем организма. Психическое развитие заключается в становлении когнитивных процессов, таких как мышление, восприятие. Социальное развитие заключается в формировании нравственности, моральных ценностей, усвоении социальных ролей и др.

Развитие происходит в целостности социального и биологического в человеке. Также посредством перехода количественных трансформаций в качественные переустройства психических, физических и духовных качеств личности. Развитие характеризуется неравномерностью – каждый орган и система органов развиваются в своем темпе. Оно происходит более интенсивно в детстве и пубертатном периоде, во взрослом возрасте замедляется.

Развитие обусловлено внутренними и внешними факторами. Влияние среды и семейное воспитание – это внешние факторы развития. Склонности и влечения, совокупность чувств, волнений индивида, возникающих под воздействием внешних условий – это внутренние факторы. Развитие и становление индивида считается результатом взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Поведение – это действия кого-либо или чего-либо. Термин «поведение» может относиться как к конкретному индивиду, так и к организации в целом. И в данном случае также речь может идти об «индивидуальном поведении организации». Понятие «поведение» включает в себя любую деятельность. И зависит поведение от целого ряда факторов.

В частности, оно зависит от особенностей индивида и от особенностей внешней среды, с которой индивид контактирует. Термин «индивидуальное поведение» подразумевает наличие определенных различий, которыми обладает каждый конкретный человек. В частности, такими различиями являются образовательный уровень, способности, умения, черты характера и многое другое.

Соответственно, при изучении индивидуального поведения возникает вопрос: возможно ли изменить его, воздействовав при этом на конкретного человека как обладателя определенных особенностей? Разумеется, определенная корректировка возможна. Но в то же время становится ясно, что такая задача может оказаться непосильной без внимания к индивидуальным психологическим характеристикам определенного индивида.

В понятие «индивидуальное поведение» включаются такие важнейшие характеристики, как уровень образования и способность к дальнейшему обучению.

Поведение каждого индивида в целом влияет на групповое поведение, которое, в свою очередь, приводит к определенным результатам. Успешными результатами будут являться повышение производительности и качества труда. Наоборот, нежелательными становятся снижение качества и производительности труда. Индивидуальное поведение человека – это очень сложное явление, состоящее из различных компонентов.

При изучении индивидуального поведения основное внимание уделяется трем основным характеристикам, т. е. восприятию, жизненной позиции личности, особенностям индивида.

Именно эти характеристики влияют на мотивацию индивида, на групповое поведение.

Управление может быть максимально эффективным только в том случае, если будут признаваться личностные особенности каждого конкретного индивида. Понятие «индивидуальные различия» тесно связано с индивидуальным поведением.

Именно индивидуальные различия в целом влияют на результативность работы. Если исходить из того, что каждый человек неповторим и уникален, то становится ясно, что поведение каждого человека также уникально. Но, тем не менее, можно сформулировать основные процессы, которые влияют на поведение людей. Ведущие исследователи, занимающиеся теорией поведения, выделяют несколько основных положений:

1. Поведение имеет определенные мотивы, которые действуют на него.

2. Поведение направлено на какую-либо цель.

3. Явные характеристики поведения поддаются измерению.

4. Неявные, скрытые характеристики поведения также влияют на конечную цель действия.

5. На поведение действуют определенные мотивации.

Оптимальным результатом поведения конкретного индивида является работа, выполненная на высоком уровне. В противном случае менеджеру необходимо задуматься над вопросами, напрямую касающимися индивидуального поведения сотрудника. К таким вопросам можно отнести несколько основных:

1. Имеет ли человек достаточно высокую подготовку для успешного выполнения работы?

2. Обладает ли сотрудник требуемыми ресурсами, которые ему нужны в процессе работы?

3. Является ли для сотрудника очевидной необходимость выполнения работы?

4. Реагируют ли окружающие на возникновение проблем в результате работы сотрудника?

Что конкретно может сделать менеджер для изменения ситуации в работе сотрудника?

Внимание к подобным вопросам обусловлено необходимостью обеспечить высокий уровень выполняемой работы. Когда менеджер сможет дать исчерпывающие ответы на вопросы, то решить проблему становится намного быстрее и проще.

Говоря об индивидуальном поведении, нельзя не рассмотреть подробно индивидуальные переменные, которые прямым образом влияют на индивидуальные различия в поведении людей. В частности, для высокой результативности в работе человеку недостаточно одной лишь мотивации. Основное значение в индивидуальном поведении, которое в данном случае рассматривается в связи с профессиональной деятельностью, приобретают способности и умения конкретного индивида.

Способность – это врожденное или приобретенное свойство, которое позволяет индивиду выполнять определенные действия. Умения и навыки – это уровень профессиональной подготовки, соответствующей какой-либо конкретной работе.

В каждом конкретном случае менеджеру важно проявить заинтересованность в высокой результативности работы того или иного сотрудника. Процесс внимательного изучения качества выполнения обязанностей определенными сотрудниками называется анализом работы. В понятие «анализ работы» включается исследование индивидуального поведения специалистов, а также уровня их образования, квалификации, которые непосредственно влияют на процесс труда. Анализ тесно связан с различиями в индивидуальном поведении штатных работников, потому что именно внимание к личностным особенностям разных людей помогает сделать наиболее точные выводы.

На индивидуальное поведение, а значит, и на результативность влияют самые разные личностные характеристики человека, в том числе и те, которые принято называть «демографическими». К таким характеристикам относятся пол, расу, национальность.

Кроме того, на индивидуальное поведение человека самым значительным образом влияют индивидуальные психологические переменные, под которыми подразумеваются восприятие, личностная позиция.

Восприятие – это процесс, влияющий на усвоение индивидом информации из окружающей среды. Разные люди могут воспринимать одинаковые явления по-разному, это связано с особенностями конкретного индивида.

Позиция того или иного служащего зависит от множества разных факторов. Например, от его убеждений, мировосприятия его семьи и круга знакомых, социального статуса, образа жизни. Прямым образом она зависит и от культурной ситуации, в которой воспитывался индивид. Изменение позиции влияет на индивидуальное поведение человека.


Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в россии и. П. Павловым.
и. П. Павлов ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего организма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей
Достаточно условно можно привести формулу поведения:
П = f (I, E),
где П - поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; I - особенности индивида, его природные свойства и характеристики; E - среда, окружающая индивида, те организации, где происходит процесс его социализации
Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправленность, мотивированность Поведение имеет причины, т е любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправленно - любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение мотивированно - в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы, - можно измерить отдельные составляющие поведения, например насколько быстро мы говорим, выполняем определенного вида работу, присутствием или отсутствуем на рабочем месте
КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Поведение сотрудников является определяющим в деятельности организации и входит составной частью в такой обобщающий показатель деятельности, как компетенция персонала. Понятие «компетенция» используется в современном менеджменте для обозначения характеристик персонала, необходимых для успешной реализации выбранной стратегии организации. Компетенция представляет собой совокупность следующих факторов: знаний (результатов образования личности), навыков (результатов опыта работы и обучения), навыков поведения и общения (умения вести себя в организации, общаться с людьми и работать в группе) персонала Компетенция приобретает практический смысл лишь по отношению к действию, относится к конкретной ситуации, комбинирует и соединяет динамичным образом составляющие ее элементы для адаптации к требованиям должности.

Для определения содержания компетенции необходимо: проводить детальный анализ всех видов деятельности, осуществляемых на данной должности, и выявлять различные составляющие требуемых знаний, навыков; построить иерархию компетенции с учетом развития всех ее составляющих; выявлять составляющие компетенции, общие для различных направлений деятельности
Поддержание компетенции на требуемом уровне определяет необходимость управления ею. Управление компетенциями представляет собой процесс развития и поддержания компетенций на уровне, необходимом организации для реализации ее основных задач в соответствии со стратегией развития. Если не вносить управляющих воздействий, компетенция из стадии эффективного использования перейдет в стадию угасания, и специалист может стать не конкурентоспособным, а организация начнет нести убытки (рис. 8.6) . В этой связи необходимо: постоянное развитие компетенции (повышение квалификации, поддержание трудовых навыков, навыков общения); расширение (смена) вида деятельности, переход на новый вид деятельности и приобретение дополнительных компетенций.
Управление поведением персонала - система мер по формированию моделей компетенций сотрудников организации, которая позволяет организации достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами
Реализация целей деятельности организации предполагает разработку определенной системы воздействия на сотрудников, т е управление их поведением Другим фактором, во многом определяющим поведение индивида в социуме, является понятие «Восприятие» .

Рис. 8.6. Жизненный цикл компетенции сотрудника

ВОСПРИЯТИЕ И УСТАНОВКИ
Восприятие - процесс, посредством которого индивид придает значение элементам и явлениям внешней среды. Восприятие происходит на основе ощущения. Восприятие включает следующие этапы (рис. 8.7):
отражение или регистрацию в сознании человека предметов или явлений (информации); интерпретацию - формирование картинки действительности в сознании личности, которая может существенно отличаться от действительности. установление обратной связи, формирование собственно поведения или установки личности

Рис. 8.7. Этапы восприятия индивида

Восприятие используется индивидом для выбора, хранения и интерпретации информации в значимую и логически построенную картину мира. Одна и та же информация воспринимается каждым индивидом по-разному в зависимости от особенностей восприятия, а ее интерпретация определят дальнейшее поведение индивида. Важно не что происходит, а как воспринимается (см. рис. 8.7) .
Еще одним фактором, определяющим поведение, является внутреннее представление личности о себе, ее «Я-образ», ее самовосприятие. Суть данной концепции состоит в осознании каждым человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего «я», того, каким индивид видит себя в прошлом, настоящем и будущем.
Я-концепция была предложена американским психологом К. Р. Роджерсом (1902-1987 гг.) . Она формируется в процессе взаимодействия личности с окружающей средой и является интегральным механизмом саморегуляции поведения Я-концепция определяет относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную, переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о себе, на основании которой индивид строит свои взаимоотношения с остальными людьми (рис. 8.8) .
Стабильность «Я-образа» является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. Индивид стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характеризующих, как он думает, его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку другим людям В ряде случаев люди могут игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их представлениям, и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, если они соответствуют сложившемуся «Я-образу»
В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего реального «Я», они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического «комфорта» личности Вместе с тем, эти же

механизмы могут затруднить восприятие, например, критических замечаний, так как нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе.
Составляющее «Я-образа»

Рис. 8.8. Составляющие Я-концепции

На основании восприятия индивид формирует свои установки. Установка - постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к какому-то предмету, личности, ситуации. Не всегда сотрудники приходят в организацию с теми установками, которые соответствуют ее целям и задачам: опаздывают, не достаточно эффективно выполняют порученные задания, занимаются в рабочее время личными делами и т. д. Возникает необходимость разработки способов воздействия на сотрудников для изменения их установок. Существует ряд способов по влиянию на установки работников: предоставление новой информации, воздействие страхом (среднего уровня), приведение в соответствие установок и поведения (устранение диссонанса), привлечение к сотрудничеству, влияние коллег, компенсации и др. Результативность этих способов бывает различной и зависит от значимости интересов у работников, на которых оно основано

Еще по теме § 8.1.2. ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДА ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДА В ОРГАНИЗАЦИИ:

  1. Глава 2. Социально-правовая защита индивида и семьи - определяющий фактор решения демографических проблем
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Поведение индивида
Рубрика (тематическая категория) Культура

Классификация организаций

Неформальные организации официально не зарегистрированы, имеют совокупность личностных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников на базе взаимных симпатий и сотрудничества. К примеру, музыкальная группа. При этом как только такая группа зарегистрируется в официальном порядке, то она станет официальной организацией.

Учитывая зависимость отформы собственности выделяют: государственные, частные, муниципальные организации.

Государственные организации. Основным собственником данных организаций является государство. К примеру, Государственный университет управления (ГУУ).

Частные организации. Основными собственниками выступают физические или юридические лица. К примеру, частный лицей, магазин, аптека.

Муниципальные организации. Собственность принадлежит местным органам государственной власти и органам местного самоуправления. К примеру, библиотека, детский сад, музыкальная школа.

Учитывая зависимость ототношения к прибыли принято выделять коммерческие и некоммерческие организации. Основной целью деятельности коммерческой организации, в соответствии с гражданским кодексом РФ, является получение прибыли. Некоммерческие организации не стремятся извлекать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это совпадает с достижением их целœей. К примеру, ГУУ, не являясь коммерческой организацией, не ставит перед собой цели получать прибыль от обучения студентов, но проводит платное обучение для получения дополнительных доходов для развития учебного процесса в университете.

Учитывая зависимость отхарактера потребностей клиентов выделяют: индивидуальное, серийное, крупносœерийное производство.

Индивидуальное, мелкосœерийное производство существует для удовлетворения индивидуальной потребности отдельного клиента (личности или организации), для выпуска продукции ограниченного потребления. К примеру, прокатный стан, спутник, индивидуальный пошив одежды, организация эксклюзивных туров для охоты на белых медведей, сборка автомобилей по индивидуальным заказам. Отличительными особенностями такого производства являются: большое разнообразие выпускаемой продукции по отдельным заказам; технологическая специализация рабочих мест; применение универсального оборудования; высокая квалификация работающих; относительно большая длительность производственного цикла децентрализованное оперативное управление.

Серийное производство осуществляется для учета требований конкретных клиентов, но выпуск продукции или оказание услуг осуществляется небольшими сериями. Отработанные технологии производства позволяют тиражировать продукцию, но осуществлять это небольшими сериями. В последнее время данный вид производства, с учетом развития технологической и информационной базы, становится превалирующим. К особенностям данного вида производства следует отнести: постоянную номенклатуру продукции, выпускаемой в значительных количествах (партиях), использование работников средней квалификации относительно небольшой производственный цикл изготовления изделий, специализацию рабочих мест на выполнении нескольких постоянно закрепленных за ними операций. К примеру, выпуск автомобилей определœенной марки, готовых швейных изделий небольшой серии, кондитерских изделий (тортов).

Крупносœерийное, или массовое, производство создается для удовлетворения обезличенной потребности клиентов. Характерными чертами этого вида производства являются: ограниченная номенклатура выпускаемых изделий, специализация рабочих мест на выполнении, как правило, одной-двух постоянно закрепленных операций; применение труда рабочих, специализированных на ограниченном круге работ; существенное сокращение производственного цикла изготовления изделий; использование стандартных технологических и управленческих процедур.
Размещено на реф.рф
К примеру, ВАЗ выпускает автомобили модели ВАЗ-2105 много лет достаточно большими сериями.

Учитывая зависимость отформирования отношений внутри организации выделяют: корпоративные, индивидуалистские, эдхократические, пар-тисипативние организации.

Корпоративные организации представляют из себяобъединœение людей по социальным и профессиональным критериям для осуществления совместной деятельности. Стоит сказать, что для них характерны: устойчивый характер производства, четкое разделœение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными. К примеру, ʼʼЛукойлʼʼ, ʼʼМакдоналдсʼʼ. В таких организациях, как правило, существует корпоративная этика поведения, стандарты поведения сотрудников, фирменная символика и атрибутика и пр.

Индивидуалистские организации – добровольное объединœение индивидов. Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности таких организаций, интересы производства определяются задачами воспроизводства личности. Для этих организаций характерно следующее: изолированность труда исполнителœей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителœей, смена специализации работников. К примеру, страховые организации, организации сетевого маркетинга.

Эдхократические организации – основаны на знании, компетенции исполнителœей. Их применение характерно для области высоких технологий при сложных инновационных процессах. Формальности в построении структуры сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. К примеру, консультационные центры, медицинские центры, научные школы при ведущих университетах страны – их еще называют эдхократиями нашего общества.

Партисипативные организации – основаны на участии работников в управлении. Возможно участие: в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения. Отдельные элементы партисипативного управления применяются достаточно успешно во многих организациях (ученые советы создаются в вузах, при научно-исследовательских институтах Российской Академии наук).

Учитывая зависимость отхарактера существования можно также выделить реально существующие организации и виртуальные. Реальные организации существуют в реальном физическом смысле, виртуальные осуществляют свою деятельность с применением современных электронных средств телœекоммуникаций в виртуальном пространстве. Это не означает, что они не выпускают реальной продукции. Это лишь вариант организации управления. Особенность виртуальной организации состоит в том, что реальное общение сведено к минимуму и заменено на виртуальное. Такое положение имеет множество преимуществ, но и не лишено недостатков: требуется другая квалификация персонала, крайне важно оснащение организации современными средствами коммуникации (электронной почтой, устройствами для проведения телœеконференций), крайне важно осуществление учета специфики менталитета работников, организация частых командировок руководителœей по местам дислокации производств (другим странам). Единого мнения на понятие виртуальной организации пока не сложилось. Существует такая точка зрения, что виртуальная организация – это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности. В случае если бюрократия имеет внутреннюю направленность целœей, органические организации больше говорят о своем предназначении, миссии и цели направлены вовне, то виртуальная организация не имеет цели, она сама есть цель. Она появляется в нужное время в нужном месте для реализации возможностей и исчезает после. Такая ʼʼсверхбыстротаʼʼ уже возможна технологически, вопрос за организацией, за людьми, задачами, способами и приемами управления, а здесь на первое место выходят доверие, дисциплина и взаимопонимание, на чем строятся отношения между людьми.

Новизна виртуальной организации проявляется на четырех уровнях: стратегическом, структурном, организационном и технологическом.

Стратегический уровень – виртуальная организация более фрагментарная и изменчивая, ориентированная на появляющиеся идеи и формируется вокруг возможностей. Основным стратегическим ресурсом будет время, что приведет к ускорению делового цикла ʼʼнашелʼʼ, ʼʼреализовалʼʼ, ʼʼзабылʼʼ. Потребности клиента будут формировать сами виртуальные организации, предлагая новые возможности, поскольку сама философия е-бизнеса - ϶ᴛᴏ не решение проблем, что означало бы вложение сил и времени в свои слабости, а поиск возможностей и развитие сильных сторон.

Структурный уровень – связи и элементы виртуальной организации представляют равноправное сотрудничество ʼʼсвободных художниковʼʼ, рабочих групп, отделов и целых организаций на базе аутсорсинга, причем отношения каждый раз выстраиваются по-новому и только на этапе реализации конкретного проекта.

Организационный уровень – построение отношений основывается на идеях, компетентности и партнерстве людей, участвующих в виртуальной организации. От работника будет требоваться не выполнение работы и даже не улучшение продукта или процесса ее выполнения, а умение сделать выбор, т. е. какую работу делать дальше, а от какой отказаться. А сам виртуальный характер работы помимо командной работы и внутренней мотивации потребует постоянного взаимодействия работников с работниками других организаций для выполнения работы в рамках виртуальной организации.

Технологический уровень – бизнес-процессы, как основа технологии и процесса создания продукта или услуги, будут доведены до замкнутого цикла, включающего динамическое моделирование и постоянное совершенствование в режиме реального времени .

В качестве примера виртуальной организации можно привести организацию ʼʼМиликомʼʼ.

В конце главы рассмотрен реальный опыт российского бизнеса, деятельность компании ʼʼВимм-Билль-Даннʼʼ (ВБД). Эта компания относится к формальным организациям (она официально зарегистрирована), является частной (принадлежит нескольким частным лицам – акционерам), коммерческой, с серийным и крупносœерийным производством (в зависимости от выпускаемой продукции), корпоративной и реальной организацией.

Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Он ввел термин ʼʼповедениеʼʼ, с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего организма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. В США в 1929 ᴦ. на 1Х Международном психологическом конгрессе была устроена бурная овация после выступления И. П. Павлова с докладом.

Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целœей.

Интересный опыт

ʼʼМиликомʼʼ является международной телœекоммуникационной компанией. Компания занимается сотовой связью, Интернетом, телœефонией. Сегодня ʼʼМиликомʼʼ имеет 15 предприятий, которые принадлежат ему либо полностью, либо частично. В структуре компании существует несколько уровней управления: региональные представительства, администрация второго уровня (пять человек), мировой уровень, который включает еще пять человек (президент, вице-президент по финансам, вице-президент по человеческим ресурсам и еще четыре сотрудника, которые занимаются другими вопросами). Так, в представительстве в Москве работает 25 человек, руководитель расположен в Люксембурге, он отвечает за Африку, Ближний Восток, страны бывшего Советского Союза. Его заместитель занимается маркетингом, другой – финансами. В ʼʼМиликомеʼʼ руководители реально разбросаны по всœему миру: человек, который руководит операциями, находится в Буэнос-Айресе, вице-президент по финансам – в Лондоне, вице-президент по человеческим ресурсам – в Сингапуре, а основной их персонал разбросан по всœему миру. Все управленческие контакты реализуются по Интернету. Аналогичные по объёмам реализации реальные организации могут насчитывать значительную численность сотрудников. В штаб-квартире компании ʼʼОтисʼʼ работает более 300 человек .

Достаточно условно можно привести формулу (1) поведения:

П = f (I, E),

где: П – поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; I – особенности индивида, его природные свойства и характеристики; E- среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации.

Поведение имеет свои особенности: причинность, целœенаправленность, мотивированность.

Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целœенаправлено – любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определœенного вида действия. Поведение мотивировано – в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Вместе с тем, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы – возможно измерить отдельные составляющие поведения, к примеру, насколько быстро мы говорим, выполняем определœенного вида работу.

С появлением Интернета возникло и такое новое понятие, как виртуальное поведение (ВП). ВП должна быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и театрального поведения . В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. В ВП используется возможность театрального поведения для достижения цели естественного поведения через создание иллюзии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ВП – проекция из виртуальной реальности на реальность, что определяет его двойственную природу. Внутренний слой ВП – естественное поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ скрыто, а внешний слой – театральное поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в качестве такового также скрыто, являясь иллюзией естественного поведения, крайне важно й для достижения цели скрытого естественного поведения. Иными словами, ВП – поведение в виртуальной реальности.

ВП расположено на пересечении естественного и театрального поведения и существует благодаря возможности ошибки принять театральное поведение за естественное.

В ВП и естественном поведении есть внешняя цель, соединяющая поведение с реальностью, что отличает их от театрального поведения.

ВП является особым видом коммуникации и всœегда рассчитано на зрителя. Именно этому зрителю (контрагенту) и предназначена иллюзия. Контрагент должна быть как отдельной личностью, так и различного вида сообществом. Встреча контрагентов между собой реализуется при помощи каналов трансляции виртуального поведения.

Условиями существования ВП является представление контрагента о существовании ʼʼподлинногоʼʼ поведения.

ВП должна быть рассмотрено и как способ управления реальным поведением. Цель ВП – добиться от контрагента определœенного естественного поведения, достижения реальной цели.

ВП основывается на определœенной информации о правилах естественного поведения контрагента и о его типичных реакциях на поведение других людей.

Особенности ВП:

‣‣‣ иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели;

‣‣‣ ВП существует в зазоре между подлинным и неподлинным;

‣‣‣ закон ВП – закон иллюзий;

‣‣‣ ВП – способ управления реальным поведением;

‣‣‣ природа ВП имеет двойственный характер.

Еще более сложным выступает понятие ʼʼвиртуальное поведение в виртуальной организацииʼʼ: происходит объединœение особенностей поведения с ограничениями, которые налагает такая организация на поведение личности, группы.

Поведение индивида - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Поведение индивида" 2017, 2018.

Каждого человека называют индивидом. Данное понятие вмещает в себя не только само слово, определяющее, о ком идет речь, но и некоторую характеристику в виде индивидуальных особенностей и качеств. Каждый развивается в своем направлении по мере жизни. Каждый обладает своим набором социальных и личностных черт. Это все отражается на том поведении, которое присуще конкретно человеку.

Вся психология направлена на изучение индивида. Хоть все люди разные, однако основы закладываются с рождения одинаковые. Вот почему в чем-то люди являются похожими. Однако по их характеру, поведению и образу жизни можно сказать, что все разные.

Все проблемы, рассматриваемые на сайте психологической помощи сайт, посвящены индивидам. Несмотря на все различия между людьми, можно выделить тезисы, на которых каждый человек развивается.

Кто такой индивид?

Понятие «индивид» носит в себе социальное значение, которое говорит об отдельной особи, представителе homo sapiens. Кто такой индивид? Это отдельный человек, который вмещает в себе уникальные генетические особенности, индивидуальные качества, которые он в себе развивает по мере жизни, набор социальных и биологических черт.

Каждый человек индивидуален. Это делает его индивидом. Приспособление к социальным условиям еще больше отличает его от животного мира. С одной стороны, он по биологическим признакам и социальным навыкам похож на других людей, что не делает его уникальным. Его строение тела такое же, как и у других людей. Отличаются лишь формы, размеры, цвета и пр. Он нарабатывает такие же навыки, которые есть у других людей, что позволяет ему стать социальной личностью.

С другой стороны, человек генетически склонен к развитию индивидуальных качеств и черт. Его набор уникален, не похожий на остальных. Это делает его отдельной особью, которая выделяется на фоне толпы.

Как понятие, индивид означает отдельную особь, которая обладает определенными биологическими особенностями, считается целостной и единой структурой, а также принадлежит конкретному виду живых существ. Животных не называют индивидами. Только человек получает звание индивида по тому, каким он родился.

Все люди рождаются индивидами. Однако по мере воспитания и развития каждый индивид становится личностью. Именно она обладает своим уникальным набором качеств, умений и навыков, которые отображаются в поведении и повадках.

Понятие индивид подразумевает, что человек является полноценной и отдельной особью от остальных. У него есть все инструменты для самостоятельного развития и жизни. Он отделен от людей.

Индивид – это единица человеческого рода, которая:

  • Обладает психофизиологическими чертами.
  • Активна.
  • Устойчива относительно окружения.
  • Целостна в структуре организма.
  • Носит социальные характеристики.

В психологии рассматриваемое понятие используется широко. Оно обозначает не только отдельного человека, но и его качества характера, которые определяют его как личность.

Кто такой социальный индивид?

Если человек рождается индивидом, тогда он сразу же приобретает статус социальной личности. Кто такой социальный индивид? Это человек, который с самого рождения нуждается в контакте с другими индивидами для собственного выживания и развития.

В отличие от животных детенышей, человеческий ребенок не может о себе позаботиться с рождения. Он с первых дней нуждается в уходе и заботе о себе. Причем наработка навыков и необходимых социальных качеств осуществляется длительное время. Если на обучение детенышей животных уходит от нескольких месяцев до года, то на становление индивида как самостоятельной и независимой личности тратится от 18 до 25 лет.

Индивид нуждается в социуме, которое будет о нем заботиться и в котором он сможет становиться личностью. Само общество также нуждается в индивиде, поскольку без него оно просто не сможет существовать.

Человек рождается индивидом. Личностью он становится по мере воспитания и роста. Вначале человек мимикой и жестами говорит о своих желаниях и потребностях. Однако в процессе обучения речи, которое является главным критерием социализации, на первый план выходят вербальные знаки. Человек продолжает пользоваться невербальными жестами и мимикой для дополнения своей вербальной речи и полноты проявления своих чувств.

Чем раньше начнется процесс социализации, то есть приспособления к законам, правилам и жизни всего социума, тем быстрее произойдет развитие личности и ее адаптация. Происходит научение ребенка следующими способами:

  • Закрепление. Путем наказания или поощрения родители показывают ребенку, какое его поведение считается хорошим, а какое – плохим.
  • Выработка условных рефлексов. Каждый человек подвергается «дрессировке», когда за его поведение он получает поощрение (условный рефлекс закрепляется) или наказание. Так формируются привычки.
  • Наблюдение и повторение. Другими словами, ребенок наблюдает за поведением взрослых и копирует, перенимает, подражает им. Здесь часто используются различные ролевые игры, где ребенок репетирует, закрепляет либо изменяет то поведение, которое он наблюдал за взрослыми. Таким образом закрепляются полезные и эффективные, по мнению ребенка, навыки.

Каждый индивид с самого рождения пребывает в определенных средах, которые также влияют на формирование его личности:

  1. Первым институтом становится семья. Здесь ребенок получает защиту, любовь, поддержку. Также удовлетворяются его жизненные потребности. Помимо этого, именно семья дает первые навыки социализации: как нужно общаться, себя вести? Здесь ребенок приписывает себя к определенному полу, изучает половые роли. Семья формирует стереотипы, комплексы, страхи, ценности и пр.
  2. Вторым институтом становится детский садик или школа. Именно здесь к индивиду относятся как к одному из. Здесь нет лучших и худших. Оценивается индивид по его способностям и навыкам. Он сталкивается с неудачами и успехами. Именно школа формирует самооценку у ребенка.
  3. Третьим институтом становятся сверстники. В подростковый период они вытесняют семью и школу. Если в семье и школе все построено на иерархии, то среди сверстников общение происходит на равных. Здесь репетируются и закрепляются социальные навыки. Ребенок начинает приспосабливаться к социуму. Он начинает решать конфликтные ситуации, познает о своих достоинствах и недостатках. Среди сверстников ребенок может менять свои ценности и взгляды на жизнь. Он становится членом общества, где выделяется своими уникальными качествами.
  4. СМИ являются последним институтом. Он также влияет на каждого индивида своими взглядами и ценностями, которые тот может перенимать либо нет.

По мере становления личности институты могут противоречить своими ценностями, взглядами, способами решения ситуации. Ребенок становится перед необходимостью отказываться от чего-то одного ради сохранения другого. При появлении противоречий он начинает переосмысливать свои взгляды и ценности, формируя свой набор.

Реакция человека на изменения во внешней среде или внутри его организма является поведением индивида. Оно может быть осознанным и неосознанным. Всегда развивается и проявляется вовне (во внешнюю среду). Оно включает активные действия физическим телом и речевую регуляцию. Оно обязательно является целенаправленным, то есть в голове человека сначала идет ответ на вопрос «чего я хочу?», а затем выбор действия «как мне этого достичь?».

В основе всех поступков лежат:

  1. Цели. Человек всегда стремится удовлетворить свои потребности, особенно если они длительное время не были реализованными.
  2. Мотивы. Нет поведения, которое бы ни было мотивированным. Человек может просто иногда этого не осознавать.

Отдельно рассматривается театральное поведение, которое осуществляется в процессе общения между людьми в виртуальном мире. С появлением сети Интернет, оно начало занимать лидирующие позиции. Под театральностью поведения понимается иллюзия естественных поступков.

Характеристиками поведения индивида являются:

  • Самоконтроль (произвольность).
  • Темп или динамичность.
  • Эмоциональная выразительность.
  • Гибкость (изменение поведения в зависимости от обстоятельств окружающей среды).
  • Уровень активности.
  • Осознанность (понимание человеком своих поступков).

Что такое индивидуальность?

Если под индивидом понимается принадлежность особи к человеческому роду, а под личностью – наличие социальных навыков, социализация и приспособление к обществу, то что подразумевается под индивидуальностью? Данное понятие указывает на набор уникальных качеств и умений у отдельной особи. Здесь перечисляются как психические черты, так и физиологические особенности. Хотя нередко речь идет о духовном развитии человека.

Нетождественными понятиями являются индивид и личность. Однако именно индивидуальность может стать частью личности, ее формирования. Личность определяется тем, какими качествами она выделяется по мере своего действования, функционирования, что видно окружающим людям, которые могут это оценить. Индивидуальность скорее говорит о качествах характера, духовных проявлениях.

Личность является социальным продуктом, в то время как индивид — биологическим, а индивидуальность – формированием качеств и умений. Личность развивается под влиянием социального давления, правил и законов, которые каждый человек должен усвоить и применять.

Группой является отдельная ячейка, которая вмещает в себя несколько индивидов. Все они являются индивидуальными, однако они собираются в группу ради общей цели или под влиянием общих интересов. Она обладает некоторыми социальными характеристиками, которым должны подчиняться все члены.

  1. Человек может выступать от имени группы, что в некоторой степени избавляет его от ответственности.
  2. Человек может взаимодействовать с другими людьми внутри группы, корректировать свое поведение, получать поддержку.
  3. Человек занимает определенный статус. Часто в группе формируется иерархия, где каждый выполняет определенную, четкую роль.

С одной стороны, человек своими действиями помогает группе, решает ее вопросы, развивает и сохраняет. С другой стороны, группа регулирует поведение человека, заставляет развивать определенные черты и навыки, влияет на него. Соответственно, человек должен осознанно подходить к выбору группы, поскольку она может поспособствовать его развитию или послужить поводом для деградации.

Развитие индивида

Индивид развивается биологически, психологически и личностно:

  1. Биологическое развитие предполагает рост организма человека.
  2. Психологическое развитие предполагает развитие качеств и индивидуальных особенностей психики.
  3. Личностное развитие происходит по мере воспитания и социализации.

Человек с каждым годом меняется и трансформируется. Здесь он физиологически крепнет и растет. Его психика начинает получать новые знания, формировать связи для образования умений. Также формируется личность, которая отрабатывает социальные умения.

Человек постоянно в процессе своего развития подвергается различному влиянию, которое бывает:

  • Внешним – это родители, воспитатели, СМИ, социум.
  • Внутренним – это волнения, влечения, чувства, склонности.

Итог

Индивид в прямом смысле слова означает «человек разумный». С самого рождения особь определяют к человеческому роду, которое будет подвергаться воспитанию, влиянию со стороны. Человек должен социализироваться, чтобы общество его принимало и позволяло жить так, как это приемлемо. Итогом станут все те манипуляции, которые будут направлены на человека в течение всей его жизни.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта