Главная » Заготовка и хранение » К роджерс является основателем. Карл Роджерс: биография, книги, вклад в психологию

К роджерс является основателем. Карл Роджерс: биография, книги, вклад в психологию

Первоначально Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его книге Клиническая работа с проблемными детьми (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939).


РОДЖЕРС, КАРЛ (Rogers, Carl) (1902–1987), американский психолог и педагог. Родился в Оук-Парке (шт. Иллинойс) 8 января 1902. Учился в Висконсинском университете, готовился к карьере священника в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. В семинарии заинтересовался психологией и поступил в педагогический колледж Колумбийского университета. В 1928 получил магистерскую степень по психологии, а в 1931 – степень доктора.

Первоначально Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его книге Клиническая работа с проблемными детьми (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Позднее интересы ученого переместились на психотерапию и разработку подхода, известного как «недирективное консультирование» и описанного в вызвавшей полемику работе Консультирование и психотерапия (Counseling and Psychotherapy, 1942). Роджерс утверждал, что «клиент» (он использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения, не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника – «отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы.

Роджерс пришел к выводу, обсуждаемому в работе Центрированная на клиенте терапия (Client-Centered Therapy, 1952), что установки консультанта имеют большее значение, чем его техника. Условия, необходимые для «психотерапевтического изменения личности», создаются, если консультант способен продемонстрировать три существенных качества: «конгруэнтность», т.е. подлинность, реальность, свободу от фасада; «эмпатию», т.е. понимание мира, как его видит клиент, и возможность донести это понимание до клиента; и «безусловное позитивное отношение», т.е. признание личности клиента и уважение к нему, независимо от его проблем или степени антисоциальности.

Книги Роджерса Психотерапия и личностное изменение (Psychotherapy and Personality Change, 1954) и Терапевтические отношения с больными шизофренией (Therapeutic Relationship with Schizophrenics, 1967) представляют собой исследования терапевтического процесса. Хотя достижения Роджерса приветствовались коллегами, только после публикации его избранных эссе в книге Взгляд на психотерапию. Становление человека (On becoming a person, 1961; рус. перевод 1994) труды ученого привлекли внимание широкого круга читателей-неспециалистов.

В 1960-е годы Роджерс стал лидером движения, получившего название «групп встреч» (групповой психотерапии), заинтересовался движением молодежи конца 1960-х и начала 1970-х годов за альтернативные жизненные стили. Среди основных работ этого периода – Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование (Freedom to Learn: A View of What Education Might Become, 1969); O группах встреч (On Encounter Groups, 1970); и Стать партнерами: брак и его альтернативы (Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives, 1973).

person-centered psychotherapy ). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году .
Карл Рэнсом Роджерс
англ. Carl Ransom Rogers
Дата рождения 8 января (1902-01-08 )
Место рождения Ок-Парк (штат Иллинойс)
Дата смерти 4 февраля (1987-02-04 ) (85 лет)
Место смерти Сан-Диего (штат Калифорния)
Страна
Научная сфера психология , психотерапия
Место работы
  • Чикагский университет
Альма-матер
  • Висконсинский университет в Мадисоне
  • Тичерс-Колледж [d]
Награды и премии
Сайт nrogers.com/index.html
Карл Рэнсом Роджерс на Викискладе

Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов - как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. В частности, метод применим для разрешения конфликтов - как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых. Клиент-центрированная терапия Роджерса способна решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и т. д. В течение последних лет терапевты наблюдали за тем, как успешно проходит с отдельными клиентами, с всё «более и более глубокой продолжительностью, всё глубже затрагивая и преобразуя саму организацию личности». Возвращаясь к статистике, можно добавить приведённые автором данные: «если десять лет назад консультант, использующий недирективный подход, в среднем проводил с каждым клиентом 5-6 обследований (очень редко 15), то сегодня, благодаря клиентцентрированному подходу - 15-20 собеседований (изредка цифра доходит до 100)». Произошло это, по мнению Роджерса, благодаря возросшему мастерству консультанта.

Карл Роджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровом взаимодействии с проблемными детьми. В работе по данной области, согласно позиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а в некоторых случаях, мы наблюдаем даже полное её отсутствие. Самым же важным моментом здесь является групповая терапия (кстати она даёт хороший эффект не только при работе с проблемными детьми, но и со взрослыми). Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за наглядным близким примером.

Биография

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в Ок-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс, в 1902 году. Он был четвёртым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и подрядчиком, добившимся определённого финансового успеха, потому в ранние годы жизни Роджерса в экономическом отношении семья была благополучной. Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму на западе от Чикаго, и в этой сельской местности он провёл юношеские годы. Члены семьи были уверенными в себе, хотя неявно зависели друг от друга, но не производили впечатления действительно радостных и довольных собой и друг другом людей. Роджерс вспоминал, что его отрочество проходило в строгой и бескомпромиссной религиозной и нравственной атмосфере (Rogers, 1973). Он описывал своих родителей как людей чувствительных и любящих, но, тем не менее, искренне и догматично приверженных фундаменталистским религиозным взглядам.

Не имея близких друзей вне семьи, Роджерс проводил много времени в одиночестве, с удовольствием читая книги о приключениях. Фактически он читал всё, что попадётся под руку, включая словарь и энциклопедию. В школьные годы Роджерс тоже жил в социальной изоляции и одиночестве. Он посещал три разные школы, каждую не более двух лет, тратя много времени на дорогу, так что ему никогда не удавалось участвовать вместе с другими школьниками во внеклассной деятельности. Однако Роджерс учился отлично. Почти по всем предметам у него были высшие оценки, особенно он отличался в английском языке и в естественных науках. Летние каникулы он проводил на ферме, работая там до изнеможения.

В юношестве Роджерс проявил страстный интерес к природе и занял научную позицию в занятиях сельским хозяйством, делая подробные записи своих наблюдений за растениями и животными. Он собирал и выращивал определённый вид ночных бабочек и прочитал о них всё, что мог найти. Он также читал книги по сельскому хозяйству, которые приносил отец, и о применяемых в этой области научных методах.

После окончания школы Роджерс намеревался стать фермером. В 1919 году он поступил в Висконсинский университет, семейную alma mater, и в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие. Однако на втором курсе он активно занялся религиозной деятельностью и посещал студенческую религиозную конференцию, имевшую своим лозунгом: «Наставляйте в христианской вере мир нашего поколения». В результате он решил готовиться к пасторской деятельности. В следующем, 1922 году произошло событие, которое перевернуло его жизнь. В числе десяти американских студентов колледжа он был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Он провёл более шести месяцев за рубежом, где наблюдал религиозные и культурные отношения, совершенно отличные от тех, к которым он привык. Жизнь на Востоке не только сделала его взгляды на жизнь более либеральными, но и заставила усомниться в божественности Иисуса. Эта поездка также сделала Роджерса независимым от интеллектуальных и религиозных уз родителей. После путешествия на Восток Роджерс возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории в 1924 г. Он прошёл только один курс по психологии - заочно!

После окончания университета Роджерс женился на Хелен Элиот, соученице по Висконсину, с которой он был знаком с детства. Тем же летом новобрачные отправились в Нью-Йорк на автомобиле «Форд-Т» в либеральную Объединённую теологическую семинарию. Роджерс нашёл жизнь в Нью-Йорке возбуждающей и волнующей: «Я приобрёл друзей, нашёл новые идеи и совершенно влюбился в жизнь» (Rogers, 1967, р. 353). В Объединённой семинарии Роджерс впервые осознал, что пастыри и профессионалы в области психического здоровья имеют общую цель - помогать обездоленным людям. Однако постепенно он освободился от чар академического курса по религии - разочарование, подкреплённое растущим скептицизмом по поводу схоластических установок религиозной работы. В конце второго года учёбы он сменил семинарию на Учительский колледж Колумбийского университета, чтобы получить образование в области клинической и педагогической психологии. Роджерс получил степень магистра в 1928 году и степень доктора клинической психологии в 1931 году.

В 1931 году Роджерс занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк. В течение следующего десятилетия Роджерс активно занимался работой с делинквентными и неблагополучными детьми. Он также играл важную роль в создании Рочестерского центра направляющей помощи и был его директором, несмотря на уверенность, что организацию должен возглавлять психиатр. После опубликования очень успешной работы под названием «Клиническое лечение проблемного ребёнка» в 1939 году Роджерсу предложили работать на кафедре психологии Университета штата Огайо в качестве профессора. В 1940 году Роджерс вернулся в Колумбийский университет, чтобы начать новую карьеру. Переход в академическую среду принёс Роджерсу широкое признание в области зарождающейся клинической психологии. Он привлёк много талантливых аспирантов и начал публиковать многочисленные статьи, подробно излагая свои взгляды на психотерапию и её эмпирическое исследование. Эти идеи были выдвинуты в его книге «Консультирование и психотерапия», опубликованной в 1942 году.

В 1945 году Роджерс перешёл в Чикагский университет, где занял должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Это положение давало ему возможность основать консультативный центр для студентов старших курсов, где профессиональный персонал и аспиранты работали на равных. Самыми продуктивными и творческими были для него 1945-1957 годы, проведённые в Чикаго. В этот период он завершил свою главную работу «Центрированная на клиенте терапия: её современная практика, значение и теория» (1951) - книгу, разрабатывающую теорию, лежащую в основе его подхода к межличностным отношениям и изменению личности. Он также провёл несколько исследований процесса и результатов психотерапии. Это был период личных неудач. Консультируя очень тяжёлую пациентку, Роджерс был поглощён её патологией. Будучи почти на грани срыва, он буквально бежал из консультативного центра, взял трёхмесячный отпуск и вернулся для терапии, которую проводил с ним один из его бывших студентов. Позже он вспоминал: «Я часто был благодарен, что к тому времени, когда мне нужна была помощь, я подготовил психотерапевтов, которые вели свои собственные дела, не зависели от меня и даже были способны предложить мне помощь, в которой я нуждался» (Rogers, 1967, р. 367).

В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вёл работу в отделениях психологии и психиатрии. Впоследствии он начал интенсивную программу исследований, используя психотерапию для лечения больных шизофренией в Государственном психиатрическом госпитале. К сожалению, эта исследовательская программа столкнулась с некоторыми проблемами и оказалась не столь успешной, как ожидал Роджерс. Некоторые члены коллектива были против терапевтического подхода Роджерса, данные таинственным образом исчезали, и оказалось, что у больных шизофренией, которых лечили по этой программе, были лишь самые незначительные улучшения по сравнению с пациентами, которых лечили привычным образом.

В 1964 году Роджерс уволился из университета и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния - благотворительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. Четыре года спустя он оставил это место и занял пост в Центре по изучению человека, также расположенном в Ла-Джолле. Здесь он трудился до самой смерти, последовавшей от сердечного приступа во время операции на сломанном бедре (1987 год). В последние годы Роджерс ездил по всему миру с семинарами, на которых он демонстрировал психологам и другим работникам сферы психического здоровья, а также педагогам и политикам, как принципы клиент-центрированной терапии могут быть использованы для облегчения напряжения в мире и достижения мирного сосуществования. «Проблема предотвращения ядерной бойни - самая главная для моего ума, сердца и работы» (Rogers, 1984, р. 15).

Роджерс получил много наград за свой вклад в психологию и был активным членом многочисленных научных обществ. Его избирали президентом Американской психологической ассоциации в 1946-1947 годах, и в 1956 году он первым получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку. Он также получил награду Американской психологической ассоциации в 1972 году за выдающиеся профессиональные достижения. В обращении к съезду Американской психологической ассоциации в 1972 году он подытожил свой вклад в психологию, сказав: "Я выразил идею, для которой пришло время, как будто камень был брошен в воду и поднял рябь.

Ключевые понятия

  • Безусловное позитивное отношение (Unconditional positive regard). Забота о человеке, не требующая никаких личных наград, не являющаяся собственнической. Такое отношение создаёт условия для того, чтобы человек был тем, кем он является в действительности, независимо от его характера. Безусловное позитивное отношение отличается от позитивной оценки, сдерживающей поведение человека, когда он наказывается за одни действия и вознаграждается за другие.
  • Значение личности (Personal power). Широко распространённое название личностно-центрированного подхода. Оно включает фокус силы принятия решений и контроля.
  • Межличностное понимание (Interpersonal knowing). В роджерсианской психотерапии под этим понятием подразумевается практика эмпатического понимания. Цель его - понять опыт другого человека так, как он его сам переживает, соблюдение объективной корректности при этом не требуется.
  • Неконгруэнтность(Incongruence). Нежелание или неспособность к точной коммуникации, неспособность к адекватному восприятию или и то, и другое. Несоответствие имеет место при различиях между опытом, коммуникацией и пониманием.
  • Объективное понимание (Objective knowing). Понимание на социальном уровне. С его помощью в условиях объективной реальности проверяются гипотезы, спекуляции и предположения.
  • Поле опыта (Field of experience). Уникальная для каждого человека субъективная реальность, содержащая события его жизни и доступная пониманию. Поле опыта может соответствовать или не соответствовать объективной реальности. Это личный отдельный внутренний мир человека, он субъективен, избирателен и несовершенен.
  • Полноценно функционирующая личность (Fully functioning person). Человек, полностью осознающий своё реальное «я». Такой человек характеризуется следующими чертами: он открыт опыту, живёт настоящим, доверяет своим интуитивным суждениям и внутренним импульсам. Уверенность человека в способности принимать решения относится ко всей личности в целом, а не только к «интеллекту».
  • Группы встреч или Инкаунтер-группы (Process of encounter). В группах, которыми Роджерс руководил или где он выступал наблюдателем, применялась следующая последовательность действий. Группа начинает с топтания на месте, проявляет начальное сопротивление исследованию личности и выражению чувств. Люди обмениваются своими чувствами относительно прошлого. Сначала чаще всего выражаются негативные чувства. Если группе удаётся сохранить единство, становится явной личностно-значимая информация. Непосредственно выражаются как позитивные, так и негативные чувства. По мере того как люди проявляют всё больше эмоций и реагируют на них, в группе развивается исцеляющая способность. В результате обратной связи с группой и её одобрения люди принимают и одобряют самих себя.
  • Конгруэнтность(Congruence). Состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием. Если то, что человек выражает (коммуникация), то, что происходит (опыт), и то, на что человек обращает внимание (осознание), почти совпадают, следовательно, такой человек обладает высокой степенью соответствия.
  • Субъективное понимание (Subjective knowing). Понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт. Подобное понимание может быть усовершенствовано с помощью осознания своих внутренних физических ощущений. Это способность понимать происходящее в той мере, чтобы действовать, опираясь на намёки, следовать интуиции, не используя очевидных доказательств.
  • Тенденция к самоактуализации (Self-actualizing tendency). Часть процесса, характерного для всех живых существ. У человека она выражается в стремлении активизировать и использовать все способности организма. Самоактуализация - единственный мотив, постулированный в системе Роджерса.
  • Требование признания заслуг (Condition of worth). Тип поведения и аттитюдов, отрицающих какой-то аспект «я». Человек считает данное требование необходимым, чтобы завоевать любовь и приобрести ощущение собственной ценности. Такая ограниченность мешает свободному поведению человека, препятствует его зрелости и полноценному осознанию себя. Оно приводит к несоответствию и в конечном итоге к ригидности личности.
  • Эмпатическое понимание (Empathic understanding). Способность точно воспринимать чувства других людей. Необходимый элемент в цикле «я»-коррекции и «я»-развития, который помогает людям преодолеть внутренние барьеры и облегчить их психологический рост.
  • «Я»-идеальное (Ideal self). Оптимальная «я»-концепция человека. Как и само «я», она постоянно изменяется. Она может служить идеалом, к которому человек стремится, но в то же время может препятствовать развитию, если сильно отличается от актуальных ценностей и реального поведения.

Цитаты

  • «…Человек принадлежит к определённому виду и имеет видовые характеристики. Одна из них, я считаю, заключается в том, что он неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях».
  • «Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные».
  • «Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стёрты».
  • «Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями».
  • «С чего Вы взяли, что Вас кто-то должен любить? Где это написано?!»
  • «Ошибки могут быть и в теориях авторитетов».
  • «Мне мало симпатична довольно распространённая концепция о том, что человек в основе своей иррационален, а следовательно, если его импульсы не контролировать, они могут привести к разрушению его внутреннего Я и причинить вред окружающим. Поведение человека отличается абсолютной рациональностью: он двигается к целям, которых старается достичь, по хитроумной и упорядоченной системе. Трагедия для большинства из нас заключается в том, что защиты, которые мы сами себе выстраиваем, не дают нам осознать эту рациональность, из-за чего мы думаем, будто двигаемся в одну сторону, а на самом деле двигаемся в другую».
  • Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко , Б. Г. Мещерякова . - М. : Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты.

Карл Роджерс, четвертый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста (fundamentalist). Ребенок рос под влиянием убеждений родителей, их отношения к жизни и его собственного толкования их представлений:

«Я думаю, отношение к людям за пределами нашей большой семьи можно представить следующим образом: поведение других людей сомнительно и не одобряется членами нашей семьи. Многие из них играют в карты, ходят в кино, танцуют, пьют, курят, занимаются другими неприличными делами. Лучше всего просто их терпеть, ибо они не знают, что творят, держаться от них подальше и жить со своей семьей» (1973а, р. 3).

«Возможно, ласково подавляющая семейная атмосфера стала впоследствии причиной того, что у троих из шести детей на определенном этапе жизни развилась язва» (Rogers, 1967, р. 352).

Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей. «Все, что сегодня я мог бы назвать близкими межличностными отношениями, в тот период полностью отсутствовало» (1973а, р. 4). Чтобы оградить детей от «пагубного влияния города и окрестностей» (Kirschenbaum, 1980, р. 10), родители Роджерса переехали на ферму близ Глен Эллин, штат Иллинойс, когда он учился в средней школе. Карл делал блестящие академические успехи и серьезно интересовался наукой.

«Сейчас я понимаю, что был особенным, одиночкой с ничтожно малой возможностью найти свое место в мире людей. Практически я не умел себя вести в человеческом обществе. Мои фантазии в тот период были довольно причудливыми и, вероятно, могли показаться шизоидными, но, к счастью, с психологами я никогда не общался.» (1973а, р. 4).

Период его учебы в Университете Висконсина оказался весьма полезным и наполненным смыслом. «Впервые в жизни за пределами своей семьи я нашел настоящую человеческую близость» (1967, р. 349). Со второго курса он стал готовить себя к духовной карьере. В следующем, 1922 году, он поехал в Китай, чтобы присутствовать на конференции Всемирной Студенческой Христианской Федерации в Пекине, а затем с целью изучения языка отправился в путешествие по западному Китаю и другим странам Азии. Поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки и предоставила первую возможность обрести самостоятельность. «После этого путешествия сформировалась моя система ценностей, а мои цели и философия стали вполне определенными и отличными от взглядов, которых придерживались мои родители и которых ранее придерживался я» (1967, р. 351).

В 1924 году он женился на Хелен Эллиотт, которую знал еще со средней школы. Обе семьи возражали против возвращения Роджерса к учебе после женитьбы. Они надеялись, что вместо этого он будет искать работу. Но Роджерс твердо решил продолжить образование. Супруги переехали в Нью-Йорк, где Роджерс поступил в аспирантуру Теологической семинарии. Позднее он решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Сделать этот выбор ему отчасти помог студенческий семинар, где он получил возможность проверить свои усиливающиеся сомнения по поводу религиозных обязательств. Впоследствии, проходя курс психологии, он был приятно удивлен открытием, что человек, интересующийся вопросами консультирования, может получать деньги, работая с людьми, которым необходима помощь, и при этом не зависеть от церкви.

Начал он в Рочестере, штат Нью-Йорк, в центре детского воспитания. Роджерс работал с детьми, которые направлялись к нему разными социальными организациями. «Я не был связан ни с каким университетом, никто не стоял за моей спиной и не предъявлял претензий к моим методам работы... Организациям было все равно, как я работаю, они лишь надеялись, что хоть какая-то польза от меня будет» (1970, р. 514-515). Пока он находился в Рочестере, с 1928 по 1939 год, изменилось его понимание процесса психотерапии. В конечном счете, он поменял формальный прямой подход на то, что впоследствии назовет клиенто-центрированной терапией.

«Мне стало приходить в голову, что вместо демонстрации своей учености и эрудиции, нужно полагаться на пациента, дать ему возможность самому направлять процесс терапии» (Rogers, 1967, р. 359).

В Рочестере Роджерс написал книгу «Клинический уход за проблемным ребенком» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Книга была принята хорошо, и он стал профессором Университета в Огайо. По этому поводу Роджерс сказал, что, заняв высокую должность, он смог избежать давления, которому подвергаются ученые, стоящие на нижних ступенях академической лестницы, давления, которое душит новаторство и творчество.
Находясь в Огайо, Роджерс сделал первые магнитофонные записи терапевтических сеансов. Записывать терапевтические сеансы считалось немыслимым, но, поскольку Роджерс не принадлежал к терапевтическому обществу, он мог проводить свои исследования самостоятельно. Результаты этих исследований и его преподавательская деятельность навели Роджерса на мысль написать официальную работу о психотерапевтических отношениях «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942).

Несмотря на мгновенный и широкий успех книги, ее появление не было отмечено ни в одном из основных психиатрических и психологических изданий. Более того, в то время как его занятия пользовались огромной популярностью среди студентов, Роджерс был «изгоем на своем собственном факультете штата Огайо, имел самый маленький офис, вынужден был вести курсы только в свободные часы и практически не имел единомышленников» (Kirschenbaum, 1995, р. 19).

В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность организовать собственный психотерапевтический центр. Роджерс был его директором до 1957 года. Он уделял все больше внимания доверию (trust), что нашло отражение в демократической политике принятия решений центра. Если пациентам можно доверить решение вопросов, связанных с их собственным лечением, то уж персоналу тем более можно доверить принятие решений, касающихся обстановки, в которой он работает.

В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия» (Client-Centered Therapy), которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. В книге приводились некоторые исследования, подтверждавшие его выводы. Он предлагал считать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта. Этот новый взгляд на психотерапевтические отношения подвергся значительной критике, поскольку резко отличался от традиционного. Терапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под сомнение один из основных бесспорных постулатов, согласно которому психотерапевт знает все, а пациент — ничего. Значение такого подхода в других областях Роджерс подробно разъясняет в книге «Становление человека» (On Becoming a Person, 1961).

Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение. Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва. Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса с клиентами стали более свободными и непосредственными.

В 1957 году Роджерс перешел в Висконсинский университет, в Мэдисон, где занимался сразу и психиатрией, и психологией. Этот период был для него довольно сложным с профессиональной точки зрения, поскольку возник конфликт с кафедрой психологии. Роджерс чувствовал, что его свобода учить и свобода студентов учиться ограничиваются. «Я довольно терпимый человек, живу сам и позволяю жить другим людям, но когда они не дают жить моим студентам, это уже становится серьезной проблемой» (1970, р. 528).

«Я часто благодарил судьбу за то, что в период, когда я крайне нуждался в помощи, я обучал терапевтов, которых по праву можно назвать личностями, не зависящими от меня, тем не менее всегда готовыми предложить мне эту помощь» (Rogers, 1967, р. 367).

Свое растущее негодование Роджерс высказал в работе «Современные положения об обучении в аспирантуре: Страстное заявление» (Current Assumptions in Graduate Education: A Passionate Statement, 1969). Несмотря на то что работа была отклонена от публикации «Американским психологом» (The American Psychologist), она моментально распространилась среди аспирантов и получила у них огромный неформальный успех еще до того, как, в конце концов, вышла в свет.

«Темой моего заявления было следующее: при подготовке психологов мы проводим неинтеллигентную, неэффективную и пустую работу, нанося вред и нашей науке, и обществу» (1969, р. 170). Вот утверждения, которые критиковал Роджерс:

«1. Студенту нельзя доверять управление процессом своего научного и профессионального обучения.
2. Оценка — это обучение; обучение — это оценка.
3. Что преподносится на лекции, то и изучает студент.
4. Все истины психологии уже известны.
5. Выдающиеся ученые выросли из послушных учеников» (1969, р. 169-187).

Неудивительно, что вскоре, в 1963 году, Роджерс переехал в Ла Джолла, штат Калифорния, в недавно основанный Западный научный институт поведения. Через несколько лет он помог создать центр изучения личности — общество, куда входили психологи, психотерапевты, врачи, педагоги.

Влияние Роджерса на процессы обучения стало настолько явным, что он написал о них книгу, где дал подробную характеристику методов обучения, которые защищал и активно внедрял. Работы «Свобода учиться» (Freedom to Learn, 1969) и «Свобода учиться для 80-х» (Freedom to Learn for the 80"s, 1983) содержат его четкие положения, касающиеся природы человека.

Работа Роджерса с группами стала результатом лет, проведенных в Калифорнии, где он мог свободно экспериментировать, изобретать и проверять свои идеи без вмешательства различных социальных и академических институтов. Результаты исследований он собрал в работе «Карл Роджерс о группах встреч» (Carl Rogers on Encounter Groups, 1970).

«Что я подразумеваю под личностно-центрированным подходом? Он представляет собой основной предмет всей моей профессиональной жизни, который постепенно становился ясным благодаря опыту, взаимодействию с людьми и исследованиям. Я улыбаюсь, когда вспоминаю названия, которые я давал этому предмету в течение своей карьеры — недирективное консультирование (nondirective counseling), клиенто-центрированная терапия (client-centered therapy), студент-центрированное обучение (student-centered teaching), центрированное на группе руководство (group-centered leadership)» (1980a, р. 114).

Одним из направлений отхода Роджерса от психотерапии было исследование тенденций и ценностей в браках. Его работа «Вступление в партнерство: Брак и его альтернативы» (Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives, 1972) представляет собой исследование преимуществ и недостатков различных видов взаимоотношений.

Через несколько лет, вернувшись к психотерапии, Роджерс объединил свою работу в группах с попытками ввести новшества в образовательную систему. Вместе с членами центра изучения личности он вел группы для факультета и студентов учебного колледжа Иезуитов, Католической школьной системы (от начальных уровней до колледжа), одновременно проводя консультации для школьных систем Луизвилля и Кентукки (Rogers, 1974b, 1975a, 1975b).
Ободренный своими успехами, Роджерс отошел от клиенто-центрированной терапии, которая являлась главным фактором в его карьере, и сосредоточил внимание на личностно-центрированных ситуациях и на их значении для различных политических и социальных систем. Результаты проделанной работы он представил в книге «Карл Роджерс о могуществе личности» (Carl Rogers on Personal Power, 1978).

В статье, написанной в возрасте 85 лет, Роджерс поделился своей радостью в связи с растущим воздействием этой книги: «Два документа, поступившие вчера, могут служить простейшим примером. В одном говориться о публикации 165 статей по личностно-центрированному подходу в период с 1970 по 1986 год. Поразило то, что эти 165 статей были написаны и опубликованы в Японии! В другом сообщается о крупной конференции в Бразилии, посвященной клиенто-центрированному/личностно-центрированному подходу» (1987b, p. 150).

До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в Южной Африке, Австрии и бывшем Советском Союзе (Macy, 1987; Rogers, 1986b, 1987a, Swenson, 1987).

В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так называемым «внутренним пространством — сферой психологических сил и психических возможностей человека (1980b, p. 12). Также он стал более открытым и эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я говорю теперь не просто о психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути существования, одной из целей которого является рост — человека, группы, общества» (1980а, р. 9).

«Понятно, что наш опыт содержит нечто трансцендентное, духовное, неподдающееся описанию. Я вынужден признать: как и многие другие, я недооценивал важность этого таинственного, мистического измерения» (Rogers, 1984).

Роджерс обобщает свою собственную жизненную позицию цитатой из Лао-Цзы, китайского философа VI века до н. э., которого считают старшим современником Конфуция:

«Если я не вмешиваюсь в дела людей, они заботятся о себе сами;
Если я не командую людьми, они действуют сами;
Если я не читаю людям проповеди, они совершенствуются сами;
Если я не навязываю людям свои взгляды, они становятся самими собой.» (1973а, р. 13).

В день смерти Роджерса пришло письмо, извещающее о том, что он выдвинут на Нобелевскую премию — замечательный венец его долгой карьеры (Dreher, 1995).

«В процессе своей работы я ни разу не сталкивался с каким-либо особо выдающимся человеком... не было ни одного, кому я вынужден был бы пойти наперекор или кого хотел бы превзойти» (Rogers, 1970, р. 502).

Один из основоположников гуманистической психологии, Карл Роджерс (1902—1987), родился и вырос в Америке, в штате Иллинойс, в семье протестантов и фундаменталистов.

Пока он учился в Висконсинском университете, планировал стать священником, но в семинарии начал интересоваться психологией. Далее ученый окончил педагогический колледж в Колумбийском университете. В 1928 г. получил степень магистра психологии, а в 1931 г. – докторскую степень.

Психолог создал личностно-ориентированную психотерапию. Основным элементом структуры личности, по Роджерсу, является концепция о человеческом «Я», которое формируется в процессе взаимодействия личности и всего того, что ее окружает, и благодаря «Я» регулируется основная составляющая поведения человека.

Много практикуя, от классической психологии он перешел к экспериментальным методам. Свой подход он называл « ». Роджерс никогда не обращался к нуждающемуся в психологической помощи человеку «пациент». По отношению к нему он употреблял только слово «клиент». Клиент-центрированная психотерапия активно используется в наши дни.

В ходе консультаций с клиентами психолог возлагал на них принятие основных решений и умозаключений, касающихся их психологических недугов, а сам он только задавал им нужное направление и помогал разобраться. Ученый был уверен, что лучше всего исправить психологическую проблему и найти ее корни может только сам человек, а сеансы терапии лишь ускоряют этот процесс.

В начале своей профессиональной карьеры ученый посвятил много времени исследованию проблем детской психики. Результаты исследований и свои идеи на эту тему он изложил в одной из первых книг «Клинический уход за проблемным ребенком». Книга пользовалась популярностью в общественных кругах и нашла своих читателей.

Через некоторое время после издания книги о детях Роджерс получил должность профессора Огайского университета, что позволило ему стать более независимым в исследованиях и применении на практике своей психотерапевтической методики. Во время работы в университете. профессор опубликовал следующую книгу — «Клиент-центрированная терапия», в которой он изложил более детально свои основные терапевтические идеи и теорию личности.

В последние годы жизни ученый совмещал свои психологические теории с политической деятельностью. Умер Роджерс на 85-м году жизни, оставив заметный след в психологии.

Основные теории

как отдельное течение в психологической науке возникла в Америке, в середине 20 века, и была противоположна психоанализу. Основоположники этого течения — Ролло Мей, и, конечно, Карл Роджерс. Карл Роджерс — всем известный ученый, исследовавший становление личности человека.

Психология гуманизма объединила многих ученых, которые искали более положительные способы анализа и исследования природы психики и ее формирования у человека. Данное направление психологии не рассматривало личность как нечто нецелостное, состоящее из разных компонентов. Акцент был сделан именно на единство всех элементов психики, благодаря которым формируется личность, «Я».

Для К. Роджерса человек — это главная ценность. Ученый восхищался людьми, их бесконечными возможностями к самопознанию и осмыслению, поэтому в своей практике он раскрывал именно положительную сущность индивида, указывал клиенту на его лучшие стороны. Он полагал, что индивид постоянно эволюционирует и стремится к достижению высших целей. Но данную точку зрения критиковали очень многие психологи.

Основная теория личности Карла Роджерса непосредственно опирается на гуманистическую психологию. Человек с рождения склонен к самоутверждению, то есть к реализации своих потребностей и желаний. В исследовании теории личности ученый в основном использовал феноменологические и холистические техники.

Первый подход опирается на субъективный опыт индивида, который интерпретируется как психологическая действительность. С точки зрения второго подхода, человек состоит из совокупности личностных компонентов, благодаря которым он воспринимается целостно.

Главное определение в теории психолога – «Я-концепция», или «самость», под чем подразумевается осознавание себя и своих связей с окружающим миром. Единое «я» индивида также является ключевым понятием в системе идей ученого. Концепция «Я» подразумевает как реальную «самость» человека (ту, которая формируется и проявляется в действительности, в социуме), так и нереальную (которую человек хотел бы воплотить в жизнь: идеальное «я»).

В своих трудах Роджерс также писал о том, что для полноценного личностного роста и развития индивиду необходима положительная оценка его качеств или деятельности. Потребность в позитивной оценке можно удовлетворить лишь в том случае, если личность чувствует себя гармонично и комфортно в повседневной жизни, если ее поведение сопоставимо с внутренней «Я-концепцией».

Итоги исследований психолога

В биографии ученого можно найти описание многих его трудов и теорий, благодаря которым психология существенно обогатилась. Ученый уделял много внимания личности и ее взаимоотношениям с миром и другими людьми.

Он выявил непосредственное влияние межличностных отношений на развитие и изменение личности. Карл Роджерс подробно описал различные вариации отношений в книге «Психология супружеских отношений». В этой работе основной акцент делается на протекание и выстраивание отношений между мужем и женой, рассматриваемых на примере разных ситуаций. Поднимаются проблемы семейных ценностей и обсуждаются способы решения возникающих проблем.

Таким образом, Карл Роджерс:

  • Известен как автор нового эффективного метода в — клиент-центрированного подхода.
  • Одним из первых стал развивать и распространять техники интенсивной групповой терапии.
  • Является одним из главных представителей гуманистической психологии, которая на сегодняшний день активно практикуется многими психологами и используется во многих областях общественной жизни.

К концу жизни Роджерс начал исследовать измененные состояния человеческого сознания. Он их называл «пространством внутри»- то есть рассматривал как источник сил и возможностей сознания человека. Ученый стал еще более раскрепощённым и эмоциональным.

В 60-е гг. Роджерс создавал и пропагандировал «группы встреч», что на сегодняшний день известно как групповая терапия. Ученый также интересовался новыми молодежными движениями и такими людьми, как хиппи. Автор: Дарья Сергеева

Последнее обновление: 12/04/2015

«Самым высоким авторитетом для меня служит опыт. Пробный камень достоверности - мой собственный опыт. Ни мысли других, ни мои собственные мысли не важны так, как то, что я испытываю. Именно к опыту я должен снова и снова возвращаться, чтобы приблизиться к постижению истины, как это происходит и в моем собственном развитии».

Карл Роджерс, «Становление личности».

Карл Рэнсом Роджерс наиболее известен за разработку собственного, недирективного подхода к лечению, известного также как клиент-центрированная психотерапия; кроме того, известность ему принесли концепция тенденции актуализации и концепция полностью функционирующей личности.

Хронология жизни Роджерса

  • 1902 - родился в Оук-Парк, штат Иллинойс;
  • 1919 - поступил в университет штата Висконсин;
  • 1924 - окончил университет штата Висконсин и поступил в Объединенную теологическую семинарию;
  • 1926 - переведен в Колумбию;
  • 1931- получил докторскую степень;
  • 1940 - начал преподавать в университете штата Огайо;
  • 1946 - избран президентом Американской психологической ассоциации (APA);
  • 1951 - опубликовал «Клиент-центрированная терапии»;
  • 1961 - опубликовал «Становление личности»;
  • 1980 - опубликовал «Способ существования»;
  • 1987 - номинирован на Нобелевскую премию мира.

Ранние годы жизни

В 1919 году Карл Роджерс поступил в университет штата Висконсин и своей специализацией избрал сельское хозяйство, однако позже стал изучать религию. Конференция по вопросам христианства, которую он посетил в 1922 году, заставила Роджерса сомневаться в выбранной карьере. В 1924 году он окончил университет штата Висконсин со степенью бакалавра в области истории и поступил в Объединенную теологическую семинарию, а затем перевёлся в педагогический колледж при Колумбийском университете для того чтобы получить степень магистра. Докторскую степень он получил также в Колумбийском университете - в 1931 году.

Карьера

После получения степени доктора философии Роджерс несколько лет преподавал в университетах штатов Огайо, Чикаго и Висконсин. Именно в этот период он разработал свой подход к терапии, который он первоначально назвал «недирективной терапией». Его подход подразумевает, что терапевт выступает, скорее, в качестве посредника, а не «руководителя» терапевтического сеанса.

После серии конфликтов на факультете психологии в университете штата Висконсин Роджерс принял должность в Западном институте поведенческих исследований в Ла-Хойя (штат Калифорния). В конце концов, он и несколько его коллег оставили институт поведенческих исследований, чтобы сформировать Центр изучения личности (CSP). Карл Роджерс продолжал свою работу над клиент-центрированной терапией вплоть до своей смерти в 1987 году.

Вклад в развитие психологии

Обратив пристальное внимание на человеческий потенциал, Карл Роджерс оказал огромное влияние на развитие психологии и образования. Кроме того, он, по мнению многих, является одним из самых влиятельных психологов XX века.

Другие терапевты ссылаются на Роджерса как на учёного, оказавшего на них наибольшее влияние. Как писала Натали Роджерс, его дочь, он был «образцом сострадания и демократических идеалов в своей жизни и в своей работе - и как педагог, и как писатель, и как терапевт».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта