Главная » Заготовка и хранение » Как основать поселение. Как создать экопоселение или

Как основать поселение. Как создать экопоселение или

Кто мы?

Люди разных возрастов, от студентов до пенсионеров, и самых разнообразных профессий и специальностей: рабочие и экономисты, офицеры и преподаватели, музыканты и учёные, предприниматели и программисты. У большинства есть семьи и дети, все имели нормальные жилищные условия в городе, но решили оставить насиженные места и перебраться в "чистое поле", начав жизнь практически с нуля.

Почему?

В двух словах объяснить это непросто. Наверное, в современной городской цивилизации мы перестали видеть перспективу для своей собственной жизни и для будущего своих детей. Удобная и комфортная городская жизнь чем дальше, тем больше лишает человека простых и естественных ценностей - свежего воздуха, чистой питьевой воды, живой природы вокруг, элементарной тишины, уверенности в завтрашнем дне.

Особенно страдают наши дети, зажатые стенами квартир и тесных двориков, запуганные вездесущими машинами, бандитизмом и прочими атрибутами современного города. И, не находя себе место в этой жизни, они чаше уходят в ирреальный мир компьютерных игр, телевидения и наркотиков.

Взять на себя ответственность за свою жизнь, вернуть традицию крепких семей и добрососедских отношений, обрести уверенность в завтрашнем дне, резко снизить негативное воздействие на природу, создать благоприятную среду для своих детей, восстановить утраченную культуру, охватывающую все стороны жизни человека и общества, вновь обрести чувство радости и созидания - наша задача.

По сути экопоселение - это эксперимент, живой и творческий поиск нового образа жизни, соединяющего консервативный уклад простой и здоровой сельской жизни и современные знания и технологии, используемые разумно и бережно. О том, как мы движемся по этому пути, об успехах и проблемах можно увидеть, изучая материалы нашего сайта.

Наши мысли и опыт

Родовое Экологическое поселение Ковчег
Отношение к Земле

Что такое экопоселение? Чем оно отличается от сельского населенного пункта? Как эти отличия могут быть сформулированы и закреплены юридически? Этими вопросами мы постоянно задаемся с момента организации "Ковчега". Когда зимой 2001 года собралась первоначальная группа, и начался поиск земли под поселение, никто себе толком не представлял, как может быть оформлен юридически тот образ поселения, который у нас был. Впрочем, сформулировать его на бумаге тоже оказалось не так просто, и прошло не одно собрание, прежде чем были выделены те несколько правил, которые позже были внесены в устав. Понятно, что эти правила не могут охватить все стороны жизни поселения, да и не в этом их назначение, а скорее в том, чтобы дать почувствовать любому человеку направление наших мыслей. Понятие о родовом поместье плюс эти правила да плюс набор этических норм, не сформулированных на бумаге, но ощущаемых любым "ковчеговцем", создают образ поселения, которое мы строим.

Центральное понятие в нашем поселении - понятие родового поместья. Наша задача в том, чтобы закрепить за каждой семьей гектар земли таким образом, чтобы ее права на эту землю ни у кого не вызывали сомнений, чтобы никто не имел права вторгаться на нее, чтобы хозяева поместья могли завещать его тому, кому посчитают нужным. При этом участок, отведенный под родовое поместье, должен всегда сохранять этот статус, и он должен быть закреплен юридически. Другая задача - создать здоровый устойчивый социум, в котором (а не только на гектаре!) будут расти и формироваться наши дети, который поможет каждому в повседневной жизни и в духовном росте, и который, объединив общие устремления, сможет решать задачи, отдельному человеку непосильные. Как этого достичь?

Если рассмотреть общечеловеческую категорию, то земля - это объект совершенно особого свойства. Человек может сделать табуретку, собрать компьютер или написать к нему программу, и это будет его собственность как произведение его рук. То есть этого предмета не было, человек приложил усилия, и он появился. Здесь все понятно. Земля была миллиарды лет до нас, и после нас останется. Она сотворена непостижимым пока для нас Высшим Разумом как идеальное место обитания бесчисленного числа существ, от инфузории до человека. Продал ли нам Создатель эту землю? Или, может, сдал в аренду, или потребовал подписания договора? (по мне, так уж лучше бы потребовал, но и этого нет). Эта прекрасная, совершенная Земля выдана нам просто так, для того, чтобы мы жили на ней. А еще - Солнце, воздух, вода и почва - все нам дано.

То есть живет человек на своем участке, одаривает его своим теплом, обхаживает, любит и уважает все живое, соседствующее с ним, будь то насекомые или птицы, кормится с этой земли, не портя ее - и замечательно, оставил после себя наследника, делающего то же самое - еще лучше! Но если он уехал в другое место, оставив участок пустовать, то пусть на нем селится другой - разве это не закон Вселенной? Но современный человек создал свои законы, объявив себя хозяином этой земли, созданной не нами задолго до нас. Мы продаем (вдумайтесь в это слово!) и покупаем землю, которую наши предки называли земля-матушка, берем аренду и ждем, когда она поднимется в цене. Купля-продажа земли - самое постыдное изобретение современного человечества!

А поскольку основанная на ней система противна природе, для ее поддержания создали армию, полицию, суды и тюрьмы, а все для того, чтобы какой-то человек мог бы сказать - это МОЕ! Для того чтобы он, живя, к примеру, в Москве, мог владеть землями в Калужской области, землями, которые он никогда в жизни не видел, и чтобы ни один человек без его ведома на них не ступил!

Есть и другая сторона этого вопроса - морально-этическая. Само понятие собственности подразумевает полную свободу в распоряжении предметом, который у тебя в собственности находится. Мой стул - хочу перекрашу в другой цвет, или ножку отпилю лишнюю, или в печке сожгу. Такое же отношение переносится и на землю. Хочу - засыплю весь участок гербицидом, хочу - истреблю на нем все муравейники (не нравятся мне они!), хочу - весь закатаю асфальтом. Ведь участок-то МОЙ! Я его КУПИЛ, за свои деньги! А ведь у древних, диких, как мы говорим, народов, такое отношение к земле посчиталось бы ужасным кощунством. Землю уважали и любили, боялись обидеть ее неосторожным словом или действием, у деревьев, перед тем, как срубить, просили дозволения и, без крайней необходимости, не обижали и не губили никакую тварь, соседствующую на этой земле с человеком.

То ужасное состояние, в которое приведена земля повсеместно, есть прямое следствие нашего отношения к ней. Можно ли изменить ситуацию на нашей планете, ведущую к скорой гибели человечества, не изменив в корне этого отношения? Можно ли нам с вами построить новый социум, опираясь на те представления, которые завели в тупик старый? Вряд ли.

Как эти рассуждения применимы к нам? Идеальной формой оформления родового поместья, с общечеловеческой и юридической точки зрения, было бы бессрочное пользование с правом наследования. Поскольку сейчас в законодательстве такой формы нет (убрали совсем недавно!), мы ищем максимально приближающуюся к ней по смыслу. В соответствии с этой формой каждому человеку выделяется участок земли площадью в один гектар для организации родового поместья в бессрочное пользование с правом наследования, причем наследником может быть любой человек, названный хозяином участка. В договоре записываются основные принципы, определяющие участок как родовое поместье, в том числе постоянное проживание на нем. При использовании участка по назначению вопросов не возникает, в противном случае (асфальт или гербициды, к примеру) договор расторгается и участку подыскивается новый хозяин. При этом постройки, находящиеся на участке, являясь собственностью предыдущего хозяина, могут быть проданы новому. Эта форма оформления, полностью устраивая тех, кто хочет жить в экопоселении, преграждает путь в него тем, кто вкладывает деньги в землю с целью спекуляции, тем, кто берет землю про запас, "чтоб было" и тем, кто живет по принципу: что хочу, то и ворочу, и соседи по поселению мне не указ. (Для последних существует хуторская, или фермерская форма жизни - вокруг никого, живи как хочешь). Но еще остается вопрос: кому все-таки принадлежит земля, то есть с кем заключает человек этот самый договор бессрочного пользования?

Представим себе совсем уж абстрактную ситуацию, то есть такую, которую в современном мире уже и не встретишь. Идет по Земле группа людей, ищет себе место для жизни. Находит большое поле, и лес вокруг, и нет в округе никого. Селятся рядом друг с дружкой, каждый на своем участочке, и живут себе мирно, и никто в этом поселении не пьет водку, не курит, не матерится. Проходит время, и появляется на горизонте путник. Подходит, и говорит: хочу мол, жить здесь, рядом с вами. Ну водкой от него, как полагается, за версту, и мат через слово. Народ ему и отвечает: пить водку да курить у нас, знаешь, не принято, поэтому либо бросай это дело да селись, либо ищи себе другое поселение.

То есть понятие поселения возникает неизбежно, ведь даже если люди (а сейчас это возможно) изначально получили участки независимо друг от друга, хозяева соседних поместий неизбежно начинают взаимодействовать друг с другом, создавая социум, или, по старому, общину (не путать с коммуной!). Соседей по поселению связывает между собой масса ниточек, люди притираются друг к другу, возникают определенные традиции и устои. Причем эти устои (по самому звучанию слова!) бывают весьма устойчивы, поскольку поддерживаются не одним человеком, а целым коллективом. Захочется ли людям, привыкшим к определенному укладу жизни, пускать себе в соседи того, кто заведомо будет его нарушать? Не думаю. А это значит, что права на землю должны принадлежать именно общине (социуму), и община должна поддерживать мир и лад, решать спорные вопросы и организовывать общие дела, неизбежно возникающие в поселении. Община же должна выделять участки под поместья, причем получающий участок должен в эту общину вступить, тем самым выражая согласие с ее традициями и устоями. Община же распоряжается и прочими сельскохозяйственными и лесными угодьями, ей принадлежащими.

Можно ли реализовать эту схему в рамках современного законодательства? Можно! В нашем случае община оформлена как некоммерческое партнерство, состоящее из хозяев родовых поместий. Главная уставная цель партнерства - организация поселения и решение всех вопросов, связанных с его существованием и развитием. Земля оформляется именно на партнерство, что существенно упрощает для каждого процедуру получения и оформления поместья, причем партнерство имеет возможность придать участку именно тот статус, который нам нужен. То есть мы, коллектив единомышленников, оформленный как некоммерческое партнерство, имеем право заниматься законотворчеством на территории поселения, то есть направлять жизнь в нужную нам сторону. Мы можем ввести понятие Родового поместья, которого сейчас нет в законодательстве, и придать ему юридическую силу. С нашей точки зрения именно такая форма организации наиболее перспективна и жизнеспособна, хотя и тяжело приемлема для современного человека, отвыкшего от жизни общинной, и привыкшего к городскому, "квартирному" праву. Но это - отдельная тема.

Так давайте этим и займемся - созданием своего будущего! Оставим зависть, чувство самости, мелочную корысть и обиды, сковывающие нашу мысль и нашу энергию! Давайте относиться к Земле бережно и с уважением, как и ко всему живому, населяющему ее! Давайте отвернем наши мысли от своих мелочных интересов и создадим мысль коллективную, способную решать задачи, достойные Человека!

Октября 2005

С чего начать создавать экопоселение

В письмах, на форумах и встречах единомышденники часто задают вопрос: а что же нужно для того, чтобы в администрации отнеслись с пониманием и пошли им навстречу. Мы обобщили и наш небольшой опыт переговоров с администрацией. Ниже приводим то, что, на наш взгляд, имеет большое значение как при разговоре с администрацией, так и для вас - желающих создать поселение.

Что нужно для того, чтобы начать реализацию вашего проекта.

  1. Желание, которое выражается не просто словом "хочу", а осознанием происходящего. Готовностью изменить свой образ жизни, сделать переоценку ценностей и двигаться к цели. Важно иметь коллектив (хотя бы 3-4 человека) с единым взглядом на жизнь и общим стремлением к её изменению.
  2. Собраться наиболее активным участникам, сесть в машину и поехать в администрацию, предварительно выработав общую позицию. Настраивайтесь на доброжелательный конструктивный разговор с человеком, который не знаком с вашей идеей.
  3. Придя в администрацию, точно сформулировать, что Вы хотите. Без ссылки на кого-либо и какие-либо источники изложить суть так, как Вы её понимаете. Чем точнее будет формулировка, тем легче будет дальше.
  4. Приготовьтесь к вопросам, которые вам зададут. Какой бы администратор не был - его волнует вопрос: с чем Вы приехали, что привнесёте в район, чем от Вас району будет лучше? А учитывая то, что в деревнях ситуация, мягко говоря, грустная - народ или спивается или бежит в города, - возникает вполне естественные вопросы. А именно: Чем Вы будете заниматься и как зарабатывать? Поэтому хорошо бы будущим участникам реально оценить ситуацию и обсудить экономическую программу, которая имеет большие шансы на то, чтобы быть реализованной. Это нужно в первую очередь вам (появится ещё что-то, кроме идеи). А в администрации к вам отнесутся намного серьёзнее.
  5. После того, как найдёте общий язык в администрации и получите "добро" на создание поселения, договоритесь о форме, в которой земля будет предоставлена. Уточните, какие необходимы документы, и в какой последовательности их нужно оформлять. В нашем случае это: постановление о выделении участка, акт выбора участка и разрешение на проведение проектно-изыскательских работ. Хорошо, если у Вас есть возможность воспользоваться помощью юриста.
  6. Может так случиться, что Вам дадут возможность выбора участка. Хорошо, если в этом случае с Вами будет специалист, который сможет по внешним признакам дать характеристику места и оценить, насколько оно пригодно для поселения.

Если эти пункты у вас пройдены - впереди много более конкретной и интересной работы. И пусть у вас всё получится!

Федор Лазутин, Н.П. "Ковчег".

Как мы оформляем землю

Для организации и успешного развития экопоселения очень важен выбор правильной юридической формы земельных отношений. Что значит правильный? Это значит максимально соответствующий духу и смыслу того образа, который мы стремимся воплотить. Эти две вещи - образ поселения и юридическая форма оформления земли тесно между собой связаны, и пренебрегать этой связью недопустимо и даже опасно, в чем уже убедились многие организаторы поселений, в том числе и мы.

Участники "Ковчега" осознали важность правильно выстроенных юридических отношений совсем недавно, по прошествии трех лет с момента его основания. И не то чтобы этим вопросом мы совсем не занимались - это, конечно, не так, просто были увлечены более "земными" делами - стройкой, освоением участков и т.д. И вот, в результате того, что некоторые вопросы не были четко оговорены с самого начала, этим летом у нас приключился весьма жесткий кризис, из которого только недавно удалось выйти, и то не полностью.

Суть его заключалась в том, что в начале этого лета на очередном Общем собрании мы решили, до выхода закона о Родовых поместьях, не передавать участки каждому человеку в собственность, но оставить всю землю на Партнерстве. Часть людей так и не согласились с этим решением внутренне, и ныне пребывают во взвешенном состоянии - уходить не хочется - очень уж здесь хорошо, но и брать на себя какие-либо обязательства тоже нет желания. Тот есть человеку хочется, чтобы все соседи соблюдали определенные правила, соответствующие его представлениям о поселении, но не имели права требовать от него того же. Возможно ли это?

Совсем избежать кризисов, как этапов формирования социума, вряд ли удастся, по крайней мере в наше время. Однако изначальная юридическая четкость внутренних отношений может смягчить их, не допустив в поселение тех, кому здесь в данный момент просто не место, кто еще не созрел для обустройства поместья или чьи представления, как может выясниться позже, совершенно не совпадают с представлениями той группы, которая составляет "костяк" поселения. Это упростит жизнь и сбережет силы для действительно созидательной деятельности.

Итак, наша задача - подобрать юридическую форму, полностью соответствующую тому образу поселения, которое мы создаем. Дело затрудняется тем, что в нынешнем законодательстве отсутствуют понятия, близкие к понятиям Экопоселения и Родового поместья, но облегчается наличием возможностей для законотворчества.

Поэтому эти два понятия мы вводим САМИ!

Родовое поместье

Родовое поместье должно быть неделимо;
Родовое поместье не может быть объектом купли - продажи;
Родовое поместье не может менять статус или категорию земель;
Родовое поместье не может быть заброшено или использоваться как дача, то есть хозяева на нем должны жить;
Продукция Родового поместья не должна облагаться налогами;
Родовое поместье наследуется тем человеком, которого назовут сами его создатели;
На территории Родового поместья, по самому его определению, должны соблюдаться определенные правила: высадка леса, отказ от пестицидов, недопустимость выращивания животных на мясо и организация вредных производств;
Родовое поместье должно соседствовать с другими поместьями.

Требования серьезные, и их много, но мы должны добиться их соблюдения, поскольку нарушение хотя бы одного из них практически уничтожает идею.

В книгах Владимира Мегре во многих местах обозначена оптимальная формулировка - пожизненное пользование с правом наследования . Эта формулировка исключает все вопросы - человек не продает и не покупает землю, она не его . Участком он пользуется, создавая на нем поместье, и живет, и передает по наследству тому, кому считает нужным. Забросить участок, продать или использовать его в других целях он просто не может - это заведомо исключено.

Но такой формы земельных отношений пока в законодательстве нет.

Как мы выходим из положения? До принятия закона о Родовых поместьях земля оформляется на Некоммерческое Партнерство, состоящее из хозяев поместий. В уставе Партнерства формируется образ поселения и определяется статус Родового поместья со всеми перечисленными выше требованиями. Устав утверждается Общим собранием и становится документом, обязательным для каждого жителя поселения. Далее каждому участнику Н.П. выделяется гектар земли в субаренду (похоже, сейчас это единственная доступная форма) для создания на нем Родового поместья.

Практика показывает, что тех, кто пришел в "Ковчег" с целью создания Родового поместья, эта форма устраивает полностью. Если человек начинает темнить, говоря, что, мол, все правильно, но вот мне хочется, чтоб была собственность, так спокойней и все такое прочее, значит что-то не так. Значит, он сам не уверен в своих целях или что-то скрывает.

Для того чтобы получить возможность строиться и прописываться на своем гектаре, необходимо перевести земли поселения в разряд населенных пунктов. Причем это должен быть именно сельский населенный пункт с участками под ЛПХ (личное подсобное хозяйство) в его пределах. Эта форма минимизирует налоги, и дает официальное право не платить налоги с выращенной сельхозпродукции, то есть соответствует нашей идее.

Перевод земель - процедура долгая, у нас она может закончиться года через два, вряд ли раньше, хотя мы уже почти три года как собрали все зависящие от нас бумаги. Однако, став правообладателем сельхозземель, Партнерство вправе сразу же передать участки в субаренду своим участникам, и можно начинать обустраиваться. Я, к примеру, как и многие у нас в поселении, уже построил дом и живу в нем с женой и ребенком, а когда представители власти интересуются, почему строюсь без разрешения (такое было, и не раз), отвечаю, что я бы и рад, да вопрос тормозится не по нашей вине, самим государством. Вы требуете у меня разрешения? Так выдайте его, и дело с концом!

Итак, каков результат нашей схемы?

Если человек берет участок с намерением построить Родовое поместье, он не имеет никаких препятствий. Со временем он сможет прописаться, реализовывать продукцию без налогов и завещать участок тому, кому посчитает нужным;
- Все жители поселения уверены, что соседние с ними участки будут использоваться с теми же целями;
- Мы знаем, что участки не будут пустовать. Если человек два года не приступает к освоению участка, значит он еще не готов к этому. Взнос возвращается, участок находит другого хозяина;
- Если человек решил выйти из поселения, но на участке уже есть строения, вместе с заявлением о выходе он предоставляет в Партнерство бумагу, в которой оценивается его недвижимое имущество. Далее участку подыскивается новый хозяин, согласный эту недвижимость приобрести;
- В поселение приходят только те, кто уже "созрел" для обустройства своего поместья в окружении единомышленников; - Наше поселение получило мощный импульс к развитию, очень быстро набрав критическую массу постоянно живущих в нем людей . Сейчас зимует (четвертая зима) 12 домов, а это уже устойчивый коллектив;
- Мы видим перспективу достаточно быстрого освоения всех участков как Родовых поместий;
- Некоммерческое Партнерство позволяет реализовать идею общины в настоящем понимании этого слова как оптимальной формы общественного устройства. Почему это так важно?

Экопоселение

Земля для нас является мощным объединяющим фактором. При том, что каждое отдельное поместье имеет статус полной неприкосновенности, все мы ощущаем территорию поселения как "свою", а всех его жителей как большую единую семью. Мы собираемся на общие собрания (аналог вече), где сообща решаем касающиеся всех вопросы, устраиваем праздники, кооперируемся в труде, помогаем друг другу. Общинный уклад помогает формировать социум, без которого жизнь в поселении просто немыслима.

Многим людям, знакомым с "Ковчегом", наши условия кажутся слишком жесткими. Хочется иметь полную независимость от всех, бумагу, гарантирующую собственность на гектар на веки вечные, однако такого не бывает. Собственность - это иллюзия, ловушка. Есть сколько угодно случаев, когда государство отбирало оформленную землю, облагало ее немыслимыми налогами, заставляло без конца переделывать документы. Одному человеку гораздо труднее противостоять системе, чем большой группе.

Далее. Частная собственность на землю в ее нынешнем виде противоречит ВСЕМ требованиям к Родовому поместью. Комментировать, думаю, не стоит. Достаточно задать пару вопросов: хотите ли вы, чтобы ваш сосед, увидев, что у него не складывается создавать поместье, продал землю человеку, который будет держать поросят или, к примеру, распашет гектар под картошку? Чтобы рядом с вами были заброшенные участки, хозяев которых уже не сыскать? В курсе ли вы, что после смерти собственника (не дай Бог, конечно), вступает в силу закон о наследовании, и судьба участка может быть какой угодно?

Мне иногда говорят: зачем создавать негативный образ? Если этого не делать, то все сложится так, как нужно. Нет, ребята. Образ собственника земли уже СУЩЕСТВУЕТ, а мы его просто включаем со всеми вытекающими отсюда последствиями. Наша задача - формировать альтернативный образ человека, любящего и уважающего Землю вместе со всеми существами, на ней живущими, уважающего ее законы и чувствующего великую ответственность за то сокровище, которое ему дано.

Многим "Ковчеговцам" уже давно стало понятно, что окружение, социум гораздо важнее просто наличия участка для Родового поместья. Приобрести участок сейчас вообще не проблема, а создать из этих участков гармоничное, устойчивое, живое поселение еще никому в полной мере не удалось. Почему? Это вопрос совместного серьезного исследования.

Но перспектива есть, а сомнений - НЕТ!

Федор Лазутин , экопоселение "Ковчег"

Декабря 2005 года

Есть ли в России земля?

Автор статьи много лет подряд на общественных началах (то есть не получая за это материального вознаграждения) занимался оформлением земельного участка, на котором расположено экопоселение Ковчег, и приданием этому участку соответствующего юридического статуса - сельского населённого пункта. По ходу этой работы пришлось не только пообщаться с большим количеством чиновников и представителей власти, изучить необходимые законы и документы, но и вникнуть во многие стороны экономической и политической жизни района, области и страны.

Неожиданно для себя мы столкнулись с тем, что наш мизерный по масштабам области проект (сравните 200 человек и миллион с лишним жителей Калужской области) затронул и озадачил высшие эшелоны областной власти. Оказалось, что наше поселение стало чуть ли не единственным примером растущего сельского населённого пункта на фоне повсеместной деградации сельской местности, а также первой за последние десятилетия попыткой образования новой сельской административной единицы. И это после того, как сотни деревень были стёрты с карты Калужской области по причине отсутствия жителей.

Осознав эти факты, мы решили, что наше начинание должно вызвать если не поддержку со стороны власти, то, по крайней мере, интерес, как успешный опыт привлечения новых жителей в вымирающую сельскую местность. Но реальность оказалась прямо противоположной - неоднократно нам было открытым текстом сказано, что никакие новые поселения и деревни району и области не нужны. Этот факт вместе со многими другими привёл нас к необходимости нового осмысления нашего положения, взаимоотношений с властью и земельного вопроса не в мелком прикладном значении, а в глобальном историческом процессе.

Эта статья не претендует на полноту картины, но представляет небольшой частный взгляд на упомянутые темы. Автор будет рад, если она хоть немного поможет тем людям, которые ищут свою землю, чтобы жить на ней в гармонии с собой и со всем сущим. Успехов Вам в этом!

Земли в России нет!

Эту фразу в применении к Калужской области три раза повторил заместитель главы областного законодательного собрания в беседе с представителями экопоселения Ковчег, которая состоялась в декабре 2008 года.

В первый раз мы не поняли - как это нет земли? Да вот же она, вокруг! Стоят огромные поля, на которых вот уже лет десять-пятнадцать точно никто ничего не делает. Зарастают берёзками, и если бы не весенние поджоги травы, был бы уже на месте этих полей густой молодой лесок. И таких полей сколько угодно, и не только рядом с нашим поселением, но и повсеместно. Так как же так?

"Земли в Калужской области нет!"
- повторяет заместитель главы областных депутатов. Почему нет? А где она, эта земля? Тут мы уже начинаем задумываться и постепенно что-то начинает проясняться. Из дальнейшей беседы следует, что в Калужской области многие местные жители и люди из других регионов хотят взять землю - под строительство дома, под личное подсобное хозяйство, под фермерское хозяйство или просто под покос для своей коровы - но государство отвечает отказом. Почему? Ответ всё тот же - земли нет!

Но не по факту, конечно, а у государства! В этом-то и кроется разгадка удивительного заявления представителя законодательной власти. Земли нет у государства. Той свободной земли, которую оно могло и должно было бы давать людям под разные нужные и полезные цели. Давать по имеющемуся в российском законодательстве закону из состава неиспользуемых земель, которые находятся в фонде перераспределения. А информацию о фонде перераспределения свободно обнародовать, чтобы каждый мог знать, где имеются свободные земли. А что это такое - свободные земли? Очевидно, это те земли, которые никем в данный момент не используются и от которых предыдущие пользователи в силу самых разных причин отказались. А если не отказались?

Так именно на этот случай существует власть и существует закон. Причём наш, российский закон, гласит, что любая земля, которая больше трёх лет не используется, изымается у правообладателя (арендатора или собственника) и переводится в фонд перераспределения, а обязанность власти состоит в том, чтобы этот закон приводить в действие. После чего любой желающий из этого фонда её получает и пользуется, под контролем государства, разумеется. Вроде теоретически всё понятно, но реальность несколько отличается от теории.

Начнём с того, что информацию о землях, имеющихся в фонде перераспределения, вам никто не даст. Такова уж традиция - работники земельных комитетов и сельских поселений эту информацию тщательно скрывают, что проверено опытом многих людей. А вот почему скрывают - это вопрос, и мы им обязательно займёмся чуть позже.

Но даже если ответ в земельном комитете и будет получен, то скорее всего он будет неутешительным, поскольку в составе земель фонда перераспределения в наиболее обжитых районах нашей страны находятся лишь самые крайние неудобицы, типа болот и оврагов. Но отнюдь не поля, расположенные рядом с дорогами и зарастающие березняком. Почему? Это вопрос номер два.

Земля сельхозназначения 100 га на берегу водоема, зеркало 30 га. С другой стороны березовая роща. Возможно использование под садовое товарищество. На участке ГАЗ низкого давления, электричество на границе. Киевское шоссе, 170 км от Москвы.
ЦЕНА: 400 тыс. $.

Как вам? Это вопрос номер три.

То есть картина, как говорится, маслом. Земля пустует и зарастает лесом, причём в огромных, невообразимых количествах. Это видели все, кто хоть немного путешествовал по средней полосе России. Однако получить её ни под какое дело невозможно, пусть даже оно трижды полезное и приоритетное для страны и правительства. И тут же маленькие кусочки этих необъятных земель продаются по совершенно астрономическим ценам. Осмысление этого обстоятельства выводит нас на очень интересные философско-политические просторы. Если вы к этому готовы, то двигаемся дальше.

А для начала попробуем понять, что же такое земля? На этот, казалось бы очевидный вопрос, имеется множество ответов. Приведём лишь несколько.

Для рыночного спекулянта земля - это средство получения прибыли. Для фермера или владельца агрофирмы - орудие производства, для юриста или чиновника - объект права, для крестьянина - мать-кормилица. Для почвоведа земля это объект изучения, сложнейшая субстанция, в которой протекают интересные и загадочные процессы, для биолога - место обитания несчётного числа живых существ. И так далее.

Многие люди, в том числе и современные цивилизованные, считают землю существом одушевлённым, имеющим Разум, Душу и Волю, многие её обожествляет и многие ей поклоняется. И все без исключения знают, что без земли жизнь человека невозможна. От неё он получает практически всё, что ему необходимо - продукты питания, полезные ископаемые, лес и прочие материалы для строительства и производства, воду для питья и даже воздух. Земля перерабатывает человеческие отходы и утилизирует вредоносные вещества, которые человечество в изобилии производит, снова и снова очищая ему место под солнцем. Земля дарит человеку красоту и гармонию, радость и вдохновение...

О земле можно говорить сколько угодно, и всё равно будет мало. Поэтому мы не станем углубляться в эту тему, достойную отдельного большого исследования, а вернёмся, так сказать, на землю.

В современном мире земельный вопрос волнует людей не так сильно, как в те времена, когда в сельской местности проживало 90-95 процентов населения большинства стран. Современный горожанин, получая всё, что ему нужно для жизни в сети магазинов и супермаркетов, вряд ли ощущает свою зависимость от земли так, как современный же фермер или тем более крестьянин старого времени. Но от этого его зависимость не становится меньше, а даже ещё и увеличивается, поскольку получает он эти блага не напрямую, а через длинную и сложную цепочку производителей, работников транспорта, складов, магазинов и многих других структур, о которых зачастую даже и не подозревает.

Поэтому и ему - горожанину - стоит задуматься о Земле ещё раз, взглянуть на неё свежим взглядом, понять, почувствовать, какое чудо лежит прямо под его ногами! Ведь даже бесчувственные экономисты, глядя на землю как на орудие производства, выделяют её из ряда прочих, поскольку только земля может давать бесконечную прибыль при практически нулевых затратах. Посудите сами: много ли финансовых вложений нужно, чтобы бросить вишнёвую косточку в землю? А каков результат! После этого простого действия можно много лет подряд получать десятки, сотни тысяч ягод! Безо всякого труда, кроме как протянуть руку и сорвать.

В этом и заключается одно из божественных и удивительных предназначений Земли - при содействии Солнца свободно снабжать все живые существа планеты продуктами питания. А им остаётся лишь пользоваться её плодами, забирая с благодарностью ровно столько, сколько нужно, и не нарушая гармонии этого тонкого и совершенного механизма. И все живые твари, за исключением одного лишь вида, это делают. О каком виде идёт речь, догадаться не трудно...

Но постараемся не утомлять читателя слишком длинными лирическими отступлениями. Основная мысль, к которой я старался вас подвести, заключается в том, что человек, имеющий в своём свободном распоряжении участок земли, может быть ни от кого не зависим. Вдумайтесь в это!

А сколько для этого земли нужно? Не так уж много. По различным независимым расчётам это около гектара на семью под усадьбу, включающую все постройки, сельхозземли, живые изгороди и ветрозащитные полосы, и около двух гектаров леса (для наших широт). Плюс ещё немного на покос и выпас скотины, если таковая имеется. На сельхозземлях выращиваем продукты питания и технические культуры, такие, как лён, а из леса берём грибы-ягоды, дрова, стройматериалы и много всего прочего.

Много ли нужно трудиться, чтобы себя и свою семью обеспечить всем необходимым для жизни? Да не так уж много, дней сто в году, не больше. Эту цифру подтверждают многие современные исследования, а также здравый смысл и личный опыт. Лето - для сельского труда и строительства, зима для ремёсел. И всё это совсем без напряжения, в удовольствие и на пользу здоровью.

Да простит меня читатель за столь краткую картинку, но в этой статье я не планировал обосновывать её и детализировать. Сделать это не трудно, но давайте оставим эту тему до следующей нашей встречи и двинемся дальше.

Кому выгоден человек, крепко стоящий на своей земле, сильный и здоровый, вольный и независимый, свободно распоряжающийся своим временем? Никому, кроме самого себя, своей семьи, родственников, друзей и соседей - таких же вольных людей. Хотя постойте. Ещё он выгоден окружающей природе, поскольку её не портит, своей стране и своему народу. Да и другим народам, живущим также.

В общем, выгоден он почти всем, за исключением… Кого? Вот мы наконец-то начали подбираться к сути, и здесь хорошо бы вам оторваться от статьи, которую вы с таким увлечением читаете (шутка), и немного поразмышлять.

Пауза на размышления).

Но и с жителями, торговыми маршрутами и торговлей как таковой. Итак, приступим!

Расставьте приоритеты

При строительстве и развитии базы не стоит хвататься за все подряд. В самом начале от вашего поселения потребуется иметь кровати, еду и воду - этого хватит, чтобы привлечь первых поселенцев. Затем вы можете заняться защитой и охраной, а также торговлей. Кстати о защите - она должна быть на высоком уровне и вам стоит ее периодически улучшать. Жесткость атак рейдеров и мутантов будет зависеть от того, насколько сильна ваша база и как долго в осаде она может продержаться, так что еды и воды всегда должно быть вдоволь.

Наиболее разумная тактика - полностью прокачать одно поселение, чтобы разблокировать возможности, связанные со строительством мощной защиты и максимально продуктивных зданий в других областях, например, больших торговых рядов, которые станут приносить намного больший доход, чем одна торговая лавка. После того, как вы все откроете, имеет смысл заняться постройкой второго поселения и установлением торговых маршрутов между ними, чтобы они могли делиться ресурсами друг с другом. Вы можете полностью «раскачать» второе поселение, а затем уже приступать к третьему.

Как и где можно строить поселение в Fallout 4 и где добывать ресурсы?

Поселение в Fallout 4 можно строить только в тех местах, где есть мастерская. Именно с ее помощью вы можете построить любое здание, ну а полный комплекс зданий есть только в одном месте - на стоянке грузовиков «Красная ракета». В других местах вам придется, хотя это совершенно не обязательно, строить станки для модификации оружия, брони и прочего, а это может отнять место.

Что до добычи ресурсов, то вы можете набирать их в пустошах, а также вокруг поселения. Прочитайте наш гайд, и вы узнаете, как легко и быстро превращать собранные материалы и хлам в полезные предметы, и помните, что все хранилища в мастерских соединены между собой, так что когда вы в «Красной ракете» складываете хлам, вы можете выдвинуться в другое место и использовать его для стройки.

Строительство же поселения очень простое - достаточно начать взаимодействовать с мастерской, и там уже выбрать то здание, что предстоит построить.

Как построить ферму или плантацию в Fallout 4?

Это довольно просто - вам нужно иметь семена пшеницы, арбузов, бритвозлака или других. На одну плантацию уходит одно семечко, поэтому собирайте семена везде, где только можете.

Вы вполне можете взять семена в других поселениях или купить их, а затем уже пользоваться своими.

Как дать поселенцу в Fallout 4 работу

Вам придется вручную задавать каждому поселенцу в Fallout 4 вид работы, если этого не делать, они сами никогда не додумаются начать работать.

Для этого необходимо зайти в меню «Мастерской», выбрать поселенца и сразу же после этого выдать ему задание, например, сбор урожая или защита, направляя мышкой в нужную область. Как только вы выберете поселенца, у вас должна появиться возможность назначить его.

После этого, не забудьте дать команду «приступить к работе», потом его можно будет остановить, не снимая с работы.

Как в Fallout 4 защитить поселение?

По началу, вам не нужно тратить много ресурсов на оборону, если вы будете начеку, поскольку, когда на поселение нападут враги, вам придет сообщение (в верхнем левом углу экрана). Вы можете быстро выдвинуться в нужное место и уничтожить врагов вручную.

Уровень защиты высчитывается исходя из суммы производимой воды и еды - помните это при закладке и развитии поселения.

Однако на более поздних этапах игры постоянная беготня между поселениями может очень надоесть, так что стоит вложиться в сторожевые посты, башни, ловушки, турели, поставить больше людей на охрану. Если вы вступили в Минитмены и являетесь их генералом, то можете поставить минометы и артиллерию.

В Fallout 4 имеется возможность даже вооружить поселенцев, так что, выдав им хорошее оружие и боеприпасы, вы сделаете каждого поселенца защитником. Мы бы не рекомендовали вооружать их гранатами, минами и другой взрывчаткой, поскольку они вполне могут подорвать не только себя, но и своих друзей, да и все поселение заодно.

Как привлечь новых поселенцев?

Основой для появления новых поселенцев является избыток пищи и воды. Выше уже упоминалось, но мы еще раз повторим, недостаточно построить две-три фермы для производства пищи, вам придется поставить на каждую плантацию работников, которые эту пищу будут производить. Учитывайте, что каждая плантация производит 0,5 единиц продовольствия, а потребление одного человека составляет 1 единицу, так что вам придется занять значительную часть поселения именно фермами, если вы хотите получить большое население.

С водой все проще - один человек потребляет 1 единицу произведенной воды, так что вам просто нужно поддерживать положительный баланс, имея про запас 3-4 единицы воды, дабы вновь появившиеся поселенцы не создали дефицита.

Однако поселенцы не начнут приходить к вам, если вы не построите им дома и кровати. Расклад здесь такой же, как и с водой - 1 поселенцу нужна 1 кровать и не на открытом воздухе, а в помещении. Будет хорошо иметь дополнительные кровати, чтобы новые люди могли присоединиться, в то время как вы отправились на поиски приключениий.

Чтобы привлечь поселенцев к своей базе, вам также надо построить вербовочный радиомаяк. Он будет работать в автоматическом режиме и вам не нужно его контролировать, однако выключите его, как только решите, что в поселении достаточно жителей.

Разумеется, все это требует электроэнергии и мы бы рекомендовали вам строить сразу максимально возможные генераторы, дабы не загромождать пространство и иметь как можно больше энергии. Дабы все ваши постройки работали, их придется соединить при помощи соединительных кабелей, ЛЭП и электромонтажных коробов.

Как разблокировать артиллерию и минометы в Fallout 4, и научить поселенцев использовать их?

Действительно, в Fallout 4 есть возможность использовать артиллерийские орудия, которые подойдут не только для защиты населения в поселениях, но и для ударов по любой точке в Содружестве (вы можете вызвать его, если окажетесь в трудной ситуации). Артиллерию можно ставить в населенных пунктах. Однако такая возможность может быть полностью пропущена, если вы не сделаете правильные действия в своем прохождении.

Во-первых, вам нужно быть генералом у Минитменов. Это случиться достаточно рано, после того, как вы сделаете несколько миссий для чернокожего персонажа Престона, с которым познакомитесь в Конкорде. Вы можете испортить с ним отношения, если будете подкармливать Маму Мерфи веществами, так что учитывайте это. Продолжайте делать миссии для Престона, пока он не попросит вас вернуть локацию «Замок» (The Castle) в миссии «Возвращение независимости» (Taking Independence).

Для ее успешного выполнения лучше использовать силовую броню, поскольку на вашем пути встретятся все типы врагов - мутанты, рейдеры, синтетики, канониры, мирелюрки, молератсы, вурадалки и другие, а в конце вас ждет битва с боссом. После победы, вы должны будете подключить радиомачту с двумя генераторами, вырабатывающими 5 единиц энергии, и миссии будет завершена.

После этого, спустя еще 2-3 часа, когда вы выполните пару миссий для Минитменов, вам будет выдано задание «Старые пушки» (Old Guns). Надо будет вернуться в Замок, взять задание у Престона и помочь персонажу по имени Ронни с парой вещей, скажите ей, что поможете без всяких условий. В таком случае она проведет вас к оружейной, расположенной в Замке. Используйте игровое меню «Мастерской», чтобы удалить строительный щебень и разблокировать дорогу. Вам придется пройти через несколько шахт с врагами и мощным сторожевым ботом в конце, так что будьте наготове.

Если все будет успешно, вы захватите арсенал и получите возможность взять схемы для артиллерийского орудия и сигнальные дымовые гранаты. Вернитесь в поселение и сконструируйте свое первое орудие. А для чего нужны гранаты? Они сигнализируют о вашем местоположении и кинув всего одну, вы получите поддержку артиллерии.

Орудия имеют хоть и большой, но все же ограниченный радиус действия, так что придется построить их в нескольких населенных пунктах. Вы можете увеличить свой запас гранат при помощи оружейного верстака.

Как повысить уровень счастья среди населения поселения в Fallout 4?

Это довольно просто - украшайте поселение строениями из «декоративного» раздела, поставьте по телевизору или хотя бы по радиоприемнику в каждый дом, стройте разнообразные торговые точки - пусть одна лавка торгует вещами, другая медицинскими препаратами, третья будет рестораном.

Кроме того, проводите побольше времени с людьми - неважно, являетесь ли вы мэром этого участка Пустоши, генералом минитменов или членом Братства Стали - вы всегда можете рассказать пару-тройку интересных историй, которые с удовольствием выслушают жители.

Как начать зарабатывать на поселении?

Для этого вам потребуется навык «Местный лидер», имея который вы можете построить несколько торговых точек в своем поселении. Они приносят небольшой пассивный доход, но чем больше людей в вашем поселении - тем больший доход от торговли вы получите.

Как проложить торговые маршруты в Fallout 4 между поселениями?

Для этого потребуется сочетание следующих факторов - наличие двух или более поселений (вы не можете торговать с другими территориями), 6 очков вложенные в «Харизму» и перк «Местный лидер» первого уровня. Кроме того, в поселении должен быть один свободный человек, который займется торговлей. Вы не можете отправить уже занятого персонажа, так как он бросит свою работу.

Откройте меню в «Мастерской», выберете свободного человека и, если у вас два и больше поселения, появится функция «отправить». Нажав по соответствующей кнопке, вы сможете выбрать из открывшегося списка, куда отправить человека. Эту операцию можно провести для нескольких свободных поселенцев, отправив их в одно или в другие поселения. Аналогично можно сделать и с другими поселениями, не важно, приходят к ним маршруты из других мест или нет.

При помощи торговых маршрутов вы сможете развить потенциал каждой базы Fallout 4 до максимума, а также сбалансировать излишки и недостачу продовольствия или воды.

Где найти медь для поселения?

Развитие поселения напрямую связано с тем, есть ли у вас медь, поскольку она используется в генераторах электричества, радиостанциях, защитных системах. Медь - очень дефицитный ресурс в Fallout 4 и ее не так-то легко найти.

Для начала, мы бы рекомендовали очистить всю территорию поселения от хлама - вполне возможно, что вы найдете там достаточно меди для производства хотя бы пары генераторов. Также собирайте хлам в Пустоши, например, лампочки, вентиляторы, магниты, кастрюли, вакуумные трубки, телефоны, включая сломанные и не сломанные, поскольку вне зависимости от состояния, в них содержится медь.

Медь также можно купить в Даймонд Сити, у Артуро, а также у женщины-продавца из Драмлин-Диннер, однако медь будет стоить достаточно дорого, а откат составляет 48 часов реального времени.

У кого можно купить материалы для строительства поселения в Fallout 4?

Сбор хлама в мире Fallout 4 является трудным и нудным процессом, да и он не безграничен и когда-нибудь закончится. Так что если у вас есть немного лишних крышек из под колы, вы можете купить необходимые материалы для строительства поселения у следующих продавцов:
  • Конни Абернати - ее можно найти на Ферме Абернати (Abernathy Farm), строго на юго-запад от «Красной ракеты». Она продает бетон, ткани, удобрения, кожу и древесину. Если вы выполните для нее квест по возвращению медальона, она даст вам некоторую скидку.
  • Карла Трашкан появляется в тех поселениях, чье население равно или превышает 10 человек. Ее можно встретить там, если использовать быстрое перемещение или же если лечь спать на 12 часов. Она продает асбест, военные электронные схемы, кристаллы, масло, и болты, однако ее расценки заметно выше, чем у других продавцов.
  • Робот Перси из Даймонд Сити пригодится тем, кто ищет клей, керамику, удобрения, пластмассы, пружины и сталь. Однако он там появляется только ночью. Удобрения у него дороже, чем у Конни Абернати.
  • Артуро также находится в Даймонд Сити, но в течение дня. Он продает алюминий, медь, шестеренки и болты. Алюминий может пригодиться для улучшения силовой брони, так что не пренебрегайте покупкой, когда будете у него.
  • Мо Кронин - еще один продавец из Даймонд Сити, которого можно встретить в течение дня. Он продает пробковое дерево и лесоматериалы. Поскольку вы можете бесплатно получить большое количество древесины из деревьев вокруг поселения, пользоваться его услугами нерационально.
  • Доктор Сунь продает в Даймонд Сити антисептик, стекло и резину, в течение дня.
  • В районе «Добрососедство» (Goodneighbor) есть два магазина. В первом девушка Дейзи продает клей, электронные схемы, стекло и серебро. Клео продает оптоволокно, медь, свинец и нефть.
  • Магазины района «Банкер Хилл» (Bunker Hill) порадуют вас кристаллами, стекловолокном, золотом, свинцом и серебром, кислотой и стеклом.

На радость всех любителей стратегий мы публикуем ещё один ТОП, на сей раз посвящённый такой достаточно узкой теме, как градостроительные симуляторы или стратегии про строительство городов!

10. Banished

Десятое место занял вышедший сравнительно недавно симулятор стройки. В каком-то смысле игру можно назвать самым маленьким градостроительным симулятором в нашем ТОПе. Ведь мы имеем дело не с городом, а скорее с деревушкой.

Вы управляете группой изгнанных переселенцев, начинающих новую жизнь в живописной таёжной глуши. В игре 18 различных ремёсел, начиная с фермерства и охоты, заканчивая кузнечным делом, обучением и целительством.

В игре нет универсальной стратегии, количество и соотношение ресурсов на картах генерируется случайно. Переживать холодные зимы - это одна из главных и сложнейших задач для игрока. Чтобы поселенцам не замёрзнуть, вашим портным придётся шить много одежды, а строителям строить дома и заготавливать дрова.

Ещё в голове приходится постоянно держать множество мелких деталей и нюансов, от которых зависит - выживет ли ваше поселение или погибнет.

Хоть игра и занимает последнее место, она является отличным примером довольно сложного симулятора, особенно учитывая тот факт, что его сделал один-единственный человек - программист Люк Ходорович. Хотя геймплей Банишд со временем начинает приедаться, удовольствие от очередной пережитой зимы вы точно испытаете.

9. Emperior – Rise of the Middle-Kingdom

Один из представителей так называемой сити-билдинг серии, которая началась в далёком 1993 году. С тех пор вышло десять игр, включая дополнения.

«Император: Рассвет Поднебесной» - является единственным представителем серии, охватывающем территорию древнего Китая, что уже интересно.

Впрочем, в остальном разница между «Императором» и остальными стратегиями серии не так велика - следим за тем, чтобы жители были сыты и трудоустроены, а боги - довольны подаяниями.

Так же вам придётся заниматься производством ресурсов и торговлей, а так же руководить обороной в случае нападения захватчиков.

8. City Life

Игра, которую довольно часто сравнивают с небезызвестным Сим-Сити 4 , и не просто сравнивают, а даже обзывают обидным словом «клон». Однако это не совсем так.

Разработка французской компании Монте Кристо хотя и повторяет концепцию других игр жанра градостроительных симуляторов, но является абсолютно самостоятельным проектом.

Кроме наличия разветвлённой социальной системы социально-культурных групп и взаимоотношений между ними, Сити Лайф может предложить игрокам стандартный набор производственных инфраструктурных задач. Как обычно, нам придётся удовлетворять прихоти и потребности граждан и приэтом стараться не опустошить казну города раньше времени.

В общем, это ещё одно развлечение не на один вечер для любителей строительства и управления.

7. CivCity – Rome

Представьте себе, что может получиться, если авторы культовой Civilization и не менее культовой Stronghold объединятся, чтобы создать этакий кроссовер между Стронгхолдом и Цивилизацией .

Так вот, от Стронгхолда игре достался антураж, масштаб карт и выбор военных или мирных миссий. В наследство от Цивилизации CivCity чудеса света и целую палитру фишек, среди которых 75 уникальных юнитов, 115 строений и 70 технологий, доступных для исследований.

И хотя игра твёрдых оценок не сыскала, но многим всё же идея такого микса пришлась по вкусу.

6. Caesar

Ещё одна серия игр в стиле сити-билдинг. Третий Цезарь - это отличный пример того, как игровая серия, выжав максимум из концепции, довольствуется лишь косметическими изменениями. При этом нельзя сказать, что игра вышла посредственной - напротив, несмотря на множество недостатков, ощущение от управления древнеримским городом - невероятное.

Из минусов игры можно выделить маленький размер карты - с определённого момента строить становится просто негде, остаётся только наблюдать за стагнацией города и улучшать привлекательность и без того привлекательных районов. Второй минус - военная составляющая, хотя на некоторых картах именно угроза вторжения заставляет полностью пересмотреть ход развития поселения. Наконец, торговля не всегда была адекватной.

В остальном игра просто шикарная. Тут вам и религия с благословением, и проклятья могущественных богов, множества ресурсов, товаров и зданий. В конце концов, где ещё нам доверят управление римскими колониями, возлагая миссию сделать из безлюдной равнины город, достойный Цезаря.

Четвёртая часть игры вышла более впечатляющей в плане графики, но особенности остались прежними.

5. Tropica

Согласно сюжету, игрок берёт под своё управление небольшое островное государство где-то в латинской Америке. Всё происходит во времена разгара холодной войны.

В игре имеется экономическая, политическая и градостроительная оставляющие, а так же интересные компании и мультиплеер.

Добавление таких нововведений, как случайные события, влияющие на ход происходящего, и дополнительные сектора индустрии, дало возможность вдохнуть серии новую жизнь.

Ваша стройка начинается с пустой равнины и почти нулевого сюжета. Денег сначала хватит только на самые необходимые вещи для страны, и даже народу какое-то время придётся пожить в самодельных лачугах.

Заработать деньги можно, распродавая направо и налево ценные природные ресурсы и получая подачки от СССР или США в зависимости от того, какую из стран вы политически поддерживаете. Со временем можно будет заняться туризмом и инфраструктурой.

Недавно вышла Тропико 5 , предлагающая множество нововведений и современный графический движок.

4. Cim City

Представитель, пожалуй, самой известной серии жанра градостроительных симуляторов, что и определило её высокое место в данном ТОПе. Именно Сим Сити, выпущенная компанией Максис в 1989 году, сформировала классический вид градостроительных симуляторов и целый ряд механик, ставших впоследствии стандартом.

Истинный успех игре принесла четвёртая часть. Игра получилась довольно сложной и детализированной стратегией с весьма схематичной, но приятной графикой.

На выбор у вас три режима, включая режим бога, который позволяет трансформировать выбранный участок региона, где потом будет построен город. Этот режим так же позволяет игрокам создавать стихийные бедствия, такие, как извержение вулкана и ряд других. Ещё в первых играх серии игроков забавляла возможность наслать на неугодный город гадзиллу или землетрясение и наблюдать за тем, как всё рушится и погибает.

В режиме мэра ведётся планирование, строительство и ведение хозяйства города. На ваши плечи ляжет возведение дорог, улиц, линий метро, автобусных остановок, железнодорожных станций. Ещё придётся заниматься обменом ресурсами с соседними городами, вывозом мусора, медициной и так далее.

Однако пятая часть игры вышла сыроватой и во многом не оправдала надежд поклонников.

3. ANNO

Первая игра серии под названием Anno 1602 вышла в далёком 1998 году/ Серия включает в себя так же Анно 1503, Анно 1701, Анно 1004, Анно 2070 .

Действие первой игры серии происходит в новое время. Под ваше управление отдаётся строительство колоний и управление ресурсами на архипелаге небольших островов нового света.

Присутствует возможность проведения исследований, торговли, дипломатии, однако в большей степени игра сосредоточена на экономической составляющей, и много воевать там не придётся. Зато придётся постоянно увеличивать доход и вести экспансию на соседние острова. А вы чего ожидали? Враги не дремлют, и чем быстрее ваша колония достигнет определённого уровня населения, тем больше возможностей и уникальных заданий вам откроется.

Эти и другие особенности сделали игру запоминающейся и непохожей на других представителей жанра, что и позволило Анно обзавестись армией преданных фанатов и проложить дорогу игре в популярный ныне онлайн.

Последняя часть игры, перешедшая в онлайн и ставшая совершенно бесплатной, использует концепцию классической первой части. Но благодаря интернету, возможности игры возросли - теперь игроки могут вести торговые войны между собой, соревноваться в уровне развития своих колоний и многое другое.

Игра теперь совершенно бесплатна, играть в неё можно прямо в браузере. Подробнее об игре Анно Онлайн читайте в моём обзоре .

2. Settlers

Во второй части популярнейшей серии градостроительных симуляторов авторы отполировали геймплей и многократно улучшили графику по сравнению с дебютным проектом, вышедшим намного лет раньше.

Игра произвела фурор, благодаря нескольким инновационным элементам геймплея. Юнитам не нужно указывать, что им нужно делать. Вместо этого задачей игрока является обеспечение необходимым количеством построек и ресурсов.

Что и говорить, экономическая модель в Сетлерс в разы подробней и глубже, чем у остальных представителей жанра, предоставив многоуровневые производственные цепочки, выполненные с немецкой педантичностью. Игра Сетлерс даже положила начало так называемой экономической стратегии немецкой школы. В неё так же входят «Анно» и «Патрициан» .

Всё это, а так же многопользовательские бои, делают эту медитативную стратегию достойной вашего внимания и гарантируют ей место в зале героев славы.

Подробнее об игре Сетлерс Онлайн читайте в моём обзоре .

1. Stronghold

Кроме очевидной военной составляющей, важной частью в играх серии Стронгхолд является экономика и баланс множества факторов. Так весьма важной в игре является популярность. Чем выше доверие поселенцев к вам, тем быстрее увеличивается количество крестьян. При падении популярности ниже половины, ваши жители начинают сбегать, и работать на полях становится некому. Популярность можно увеличить, уменьшив налоги, расширив рацион питания, возведя храмы и таверны.

Практически все эти действия имеют в то же время и негативный эффект - опустошение казны, амбаров и даже пьянство, снижающее производительность труда. Конечно, всегда можно построить виселицу и другие наглядные строения для мотивации населения работать лучше и быстрее. Но тогда и популярность будет падать, вот и возникает дилемма, которую можно решать различными способами.

Но всё же игра не об этом, а о саде и обороне. Войскам можно занимать позиции на башнях и передвигаться по стенам, обстреливая находящегося внизу противника.

Игрок так же может организовать пожар или эпидемию в стране противника. Таким образом, в нашем распоряжении оказывается широчайший арсенал тактических и стратегических возможностей. То, как достичь победы, зависит только от вас!

Не так давно, следуя современным тенденциям, Stronghold переместилась в онлайн, став условно бесплатной. Подробнее об этой игре читайте в моём обзоре .

Встретил на «Lenta.ru» интересную статью, рассказывающую о том, как два жителя Вологодской области вот уже несколько лет пытаются официально зарегистрировать населенный пункт, в котором они живут. Как вы, наверно, уже догадались, это несколько сложнее, чем добавить деревню на «Родную Вятку». И пусть события происходят в соседнем регионе, думаю, что посетителям нашего портала этот материал может быть интересен, поэтому публикую его здесь как есть.

Деревня, которая будет

Как двое пенсионеров уже пять лет регистрируют населенный пункт в Вологодской области

Деревня Демидово - это край цивилизации в вологодской глубинке. Здесь живут два пенсионера, и они уже более пяти лет пытаются добиться юридического признания своего населенного пункта. «Лента.ру» отправилась в гости к семье Нечаевых, чтобы понять, зачем пенсионерам собственная деревня и сколько усилий нужно приложить, чтобы попасть на карту России.

До ближайшего крупного населенного пункта, поселка Кадуй, около 30 километров пути. Поселок, обслуживающий знаменитую череповецкую ГРЭС, разделен на две части. В новой - панельные пятиэтажки, пара сетевых магазинов и клуб «Жигули» (бывший «Поручик Голицын»), где по вечерам в выходные собираются обеспеченные люди «постарше». В старой части - пиццерия «Марио» с борщом и картофельным пюре, краеведческий музей в столетнем деревянном доме и сауна. Она же - единственная в поселке гостиница, где можно снять номер категории люкс (с удобствами в номере).

Чтобы добраться отсюда до Демидово, нужно трястись в старом ПАЗике около часа (курсирует три раза в день). Либо взять такси и тоже трястись по убитой дороге. Ставка фиксированная - 450 рублей.

Местные по привычке называют Демидово Андогской больницей. Она работала до конца 80-х и обслуживала жителей всех окрестных сельсоветов. После закрытия от больницы осталось несколько зданий, в одном из которых- еще крепком помещичьем доме - и поселилась семья Нечаевых.

Этап первый: купить дом

Дом этот Римма Петровна и Александр Александрович приобрели 20 лет назад. Кроме него на участке баня, гараж, несколько хозяйственных построек. Негромко лает крупный пес, во дворе виднеется трактор.

Меня на работу сюда направили еще в 1966-м, - рассказывает 75-летняя пенсионерка. - Была здесь больница большая (Римма Петровна разводит руками и, кажется, пытается объять все пространство) - родильное отделение, хирургическое, стоматологическое, терапевтическое, инфекционное.

Молодая семья Нечаевых приехала работать в Андогскую больницу по распределению из Вологды. Римму Петровну направили стоматологом, Сан Саныч устроился в соседней деревне культоргом в Доме культуры.

А потом все заросло, - говорит Сан Саныч. - Районная больница решила продать здание, мы и купили. Держали хозяйство, две коровы было, а теперь уже силы кончились - только куры и остались.

А в каком году больница закрылась?

Так при Горбачеве, - Сан Саныч морщится. - Мы в Кадуе жили, из Демидово уехали еще в 80-х, когда сын родился. Тут куда его было деть? Я работал, жена тоже, в доме холодно. А в районе нам дали квартиру, мы и уехали. Жена там продолжила работать стоматологом, а я с культурой завязал, переквалифицировался на бульдозериста.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Мы сюда вернулись вспомнить нашу молодость… - улыбается Римма Петровна.

Потолок здесь провалился прямо в комнату, печное отопление не действовало. Но перекрытия восстановили, печки переложили, - Сан Саныч ведет нас в дом.

В одной из дальних комнат на табуретке стоит двадцатилитровая бутыль с брагой.

Это из смородины вино - без дрожжей, без всего. Правда, малина туда добавлена.

Две дальние комнаты дома раньше занимал хирург, Нечаевы жили в помещениях нынешней кухни и спальни. Сегодня в комнатах хирурга, по словам хозяев, что-то вроде склада, где хранятся отжившие свой век вещи.

Мы тут круглый год. Пасека у нас, собираем мед. - Римма Петровна демонстрирует вазочку с медом.

А если плохо вдруг станет? Скорая к вам приезжает?

Ну-у-у-у, - Римма Петровна тянет, словно обдумывая, как лучше ответить, - приедет она, конечно. Но я сына вызываю, он из Кадуя быстрее добирается и везет меня, если что, в больницу.

А продукты?

В магазин ходим - шесть километров отсюда.

Не, пешком-то не бывали, то на попутных машинах, то на автобусе.

Этап второй: обозначить границы

Несмотря на то, что люди жили в этих местах еще два века назад, а в советские времена здесь была крупная больница, официально деревни Демидово до сих пор не существует. После того как в 1992 году Нечаевы оформили в собственность участок с домом, их активность по легализации населенного пункта временно прекратилась. Доказать, что они все же живут в деревне, а не в чистом поле, пенсионеры решили уже в двухтысячных.

Замглавы местной администрации Ольга Ростиславовна Кознева рассказывает, что пять лет назад к ней пришли Римма Петровна и Александр Александрович. С тех пор накопилась внушительная кипа документов. Первый из них - протокол публичных слушаний, на которых местные жители (Римма Петровна и Александр Александрович) утвердили название будущей деревни, ее границы и проект планировки.

Собственно границы деревни - это участок Нечаевых. Площадь - полтора гектара. По бокам от участка лес, спереди дорога, сзади - поле, за ним снова лес. Где конкретно полтора гектара собственности начинаются и где заканчиваются, неясно, да тут это никому и не важно - соседей нет, а медведи на землю пока не претендуют.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Правда, участком кормиться нынче в деревне тяжело. И дорого. Не всегда выращенные овощи окупают потраченные на них усилия и деньги. Машина навоза стоит 1800 рублей. Без учета доставки.

На столе у Нечаевых скромно, но не бедно. Хлеб, колбаса с сыром, масло - все магазинное. Мед с собственной пасеки. На запах из соседней комнаты приходит кошка Алиса. Всего кошек в доме три.

Служи, ну, служи, - Римма Петровна держит в руках кусочек колбасы.

Кошка слова хозяйки сначала игнорирует, но потом все же встает на задние лапы и замирает.

Был еще кот, - Сан Саныч, уже минут десять стоит у двери, подперев плечом печку, - но пал смертью храбрых. Он по всем окрестным деревням ходил, где-то попало ему. Потом смотрю - лиса его ест.

Где смотрите?

Да здесь, на участке. К нам тут и медведи приходят, и зайцы, и олени, и кабанчики.

Этап третий: получить разрешение

После проведения публичных слушаний пришло время получить согласие на регистрацию деревни у властей. Самое первое письмо с просьбой организовать деревню Нечаевы направили в районную администрацию. Ответ - «в компетенции областных властей». В другом документе, уже из областной администрации, чиновники пишут, что в целом только «за», однако название деревни Демидовское нужно согласовать в Росреестре - федеральной службе, отвечающей за «нейминг» всех географических объектов.

Проблемы с названиями у местных жителей возникают не в первый раз. В начале двухтысячных Великосельское муниципальное образование вошло в состав Никольского. В результате в последнем появились две деревни с одинаковыми названиями - Старина. Местных это не сильно беспокоило, но власти, чтобы избежать путаницы, стали называть одну из них Старина-Великосельская.

Чтобы добраться до Старины (та, которая обычная), нужно проехать еще несколько километров по дороге, построенной явно не в последнем десятилетии. Хотя все большие ямы аккуратно залатаны. Зимой, говорят, снег здесь расчищают в трехдневный срок, так что проблем с поездками в райцентр не возникает.

Дорогой местным жителям приходится пользоваться часто. Все социальные объекты муниципального образования Никольское (а это 78 деревень) сосредоточены в его центральной усадьбе - одноименном селе. Четыре магазина, все частные, хотя по привычке местные именуют один из них «Райпо», отделение «Почты России», единственный на всю округу медпункт. Врача, правда, не хватает - его в район забрали. По словам местных, у них всегда все хорошее забирают в район.

В Никольском работает и единственная на все 78 деревень школа. Еще есть школьный интернат и центр реабилитации для несовершеннолетних - единственные на весь район.

Там же как - мама запила, по-русски говоря, а его, значит, туда, - рассказывает замглавы Никольского. - Ребенок может там до полугода жить. Или мама одна ребенка воспитывает, а надо ехать в командировку, куда ребенка деть? Пожалуйста, центр и его возьмет.

«Сбербанк» в селе закрыли на ремонт. Чтобы не оставлять местных жителей без доступа к финансам, в село регулярно приезжает мобильный офис банка. Регулярно - это дважды в неделю.

Всего в муниципальном образовании живет 1200 человек, 450 из них - в Никольском. Большие магазины - только в райцентре.

Нумерация домов в самом Никольском появилась только в 2000 году. До этого в паспортах писали просто - Кадуйский район, село Никольское. Где кто жил в Никольском, неизвестно. У местных в обиходе была своя нумерация. Дом номер 8 - это восьмой по счету от магазина. Или от почты.

В дальние деревни продукты привозит автолавка, обычно раз-два в неделю. В теплое время года ездит еще и цистерна с молоком.

Демидово, кстати, не единственный малонаселенный пункт в районе. В соседних Калинниково и Милехино живут и вовсе по одному человеку.

Этап четвертый: согласовать название

Чтобы окончательно зарегистрировать деревню, Нечаевым осталось пройти последний этап - получить согласие Росреестра. Федеральная служба должна согласовать название населенного пункта. В документе, который семья направила в ведомство, на двух страницах подробно описывается, почему деревня будет носить название Демидово.

Если коротко - во второй половине XIX века на месте нынешнего поселения стараниями купца Демидова были возведены несколько жилых строений, церковный дом и торговая лавка. Были у Демидова магазины не только здесь, но и в Череповце и Вологде.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Директор Кадуйского краеведческого музея Геннадий Васильевич Загребин рассказывает, что, по легенде, местные крестьяне собрали денег, чтобы выкупить земли Андогских сел (именуемых так по названию самой большой местной реки) у помещика. Оформлять их отправили молодого крестьянина Демидова. Тот был не против. Правда, в итоге оформил все земли на себя, а крестьяне так и остались ни с чем.

Решение Росреестра - последнее, что требуется для того, чтобы деревня появилась на картах. После этого на повороте к Демидово можно будет установить аншлаг - дорожный знак с наименованием населенного пункта. Пока же на ближайшей к деревне остановке красуется повесивший голову цветок и надпись «Андогская больница».

На больших банках на полке в доме в Демидово стоят банки с надписями «Зверобой» и «Таволга». Римма Петровна и Сан Саныч лечатся, как и многие в деревнях, в том числе и народными средствами. Травы собирают сами. Как и грибы, которые во влажных вологодских лесах растут лучше, чем борщевик на заброшенных полях.

Мы по осени часто ходим в сельники за волнухами, - говорит Ольга Ростиславовна.

Куда и за чем?

Ну, сельники, это как ельники, только там не только ели. А волнухи… - Ольга Ростиславовна не находит слов, - ну, волнухи... Волнушками их называют еще, но у нас так не говорят.

Из окна кухни видно раскидистую, но приземистую яблоню. Раньше на этом месте был стоматологический кабинет. Попивая по утрам чай, Сан Саныч наблюдал в окно за тем, как работает его жена.

Римма Петровна просит мужа принести гармонь. В молодости она не только лечила зубы, но и была главным гармонистом больницы, ездила на фестивали. На ее инструменте до сих красуется наклейка «Смотр художественной молодежи РСФСР в Вологде».

Умелыми движениями пенсионерка растягивает меха, заводит плясовую. Ольга Ростиславовна начинает притопывать и прихлопывать. Через несколько минут хозяйка кладет инструмент на стол и комната на некоторое время наполняется тишиной.

Так и развлекаемся здесь, - говорит хозяйка, - еще в гости ходим. То в Кадуй приглашают, то в Череповец, а так в соседние деревни ходим, все здесь общаемся. Мы здесь все как родня.

Вот соседка звонила, - трясет мобильным телефоном Сан Саныч, - она в 400 метрах от нас живет, но это соседняя уже деревня. С другой стороны сосед - 500 метров, с третьей - 700.

Я тут по радио слышал, - Сан Саныч хитро улыбается, - что 7 октябрясобираются учредить праздник Вежливых людей. Как по мне, так надо каждый день в году таким праздником сделать. Вежливости нам всем очень не хватает.

Мы допиваем чай и вежливо прощаемся.

Этап последний: уехать

Когда деревня будет зарегистрирована, Нечаевы наконец смогут оформить дом. Чтобы продать. Они, в общем-то, и задумали всю историю с регистрацией деревни для того, чтобы вернуться в собственную квартиру в Кадуе, которую им выдали при советской власти. За двадцать лет жизни вдали от цивилизации пенсионеры устали от плохого транспортного сообщения, отсутствия магазинов и привычных для городского жителя коммунальных удобств. Вместе с домом пенсионеры готовы отдать потенциальному покупателю и трактор.

Кто приедет жить в новую деревню после них - непонятно. Возможно, дом приобретут дачники, которые, по словам местных жителей, скупили половину района. Возможно, новая деревня станет для этих людей домом. Хотя, скорее всего, сезонным.

Не для кого не является секретом, что, величайшей в своем роде, Fallout 4 , благодаря своим уникальным и непревзойденным возможностям по крафту и строительству оставил позади Minecraft. Так, как вся интересующая вас информация по строительству была опубликована ранее, то сегодня хочу рассказать вам, дорогие игроки о более важных вещах.

Легкое строительство в Fallout 4

Уверен, что каждый из вас, хоть раз, чувствовал на себе проблему, где можно отыскать подходящее местечко, что бы можно было осуществить в реальность свои строительные фантазии? Помехами, в сложившихся обстоятельствах, были различные построения, мусорные баки, расположенные в неподходящем месте, рельеф, не такой как надо. Данные факторы негативно сказывались на вашей мечте, которая состоит в том, чтобы построить шикарную базу. Задача, как оказалось позже, решается на раз два. Разработчики, заранее подумав об этом, изобрели для подобных построек целый остров, отдельный от всего прочего. Заветный уголок расположен на юго-востоке побережья карты - Спектакль Айленд.

Но, ни в коем случае, не торопитесь отправляться туда, если ваш персонаж не достиг высокого уровня, ведь делать таким там нечего. Перед тем, как заняться строительством, территорию следует почистить от противников.

Защита Замка в Fallout 4

Также, в дальнейшем, у вас будет прекрасная возможность поучаствовать в одном из Минитменов, проявив себя в роли защитника. Для этого в ваше распоряжении поступит целый замок, в котором есть один большой минус: несмотря на то, что там огромное количество места для постройки, стены здания настолько старые и разрушены, что сводят на ноль всю свою защиту. Ваша задача-исправить данную ошибку любым возможным способом. А таких существует немного, всего один: нужно построить на пустыре стену, которая закроет брешь, и соединить ее с забором (чтобы взять в руки забор, нажмите (Е) и перетяните его в назначенное место).

Поселения в Fallout 4

В нашей игре можно выбрать одно из тридцати свободных мест для того, чтобы основать свое собственное поселение. Разница между ними состоит в том, что одни можно открыть сразу после того, как персонаж зачистить выбранную территорию от монстров, другие же станут доступными только после выполнения необходимого квеста. Для того, чтобы уважаемым игрокам было проще найти выбранную локацию, предоставляю специальную карту, которая поможет вам в этом. После того, как окончите квест или поубиваете всех врагов, быстрее посетите мастерскую, где указанны все указания для постройки нового поселения.

Торговые пути в Fallout 4

В случае, если у вас в наличии есть несколько собственных поселений, советую, как можно скорее, соединить их между собой торговыми путями. Такой шаг предоставит прекрасную возможность иметь общий доступ ко всему инвентарю между поселениями, независимо от того, в каком из них он находится.

Читайте также: Как быстро стать богатым в Fallout 4?

Соответственно, для вас открыты абсолютно любые ресурсы, которые позволят развиваться еще стремительней. Итак, наводим пример на любом сырье(пусть это будет медь). После соединения, вы можете строить генератор в поселении А, а брать медь для этого из поселения Б. Короче говоря, чем больше у вас будет ресурсов, тем выгоднее станет соединение, тогда вы уж точно почувствуете весь смысл такого действия.

Если вас заинтересовала такая перспектива, смело преступайте до объединения поселений. Для этого нужно иметь:

  1. Перка, под названием «Местный Лидер», его можете заполучить вместе с Харизмой 6;
  2. Поселенца, который ничем не занимается(свободен от работы), с помощью него вы будете перемещать нужные ресурсы, превратив его в ваш личный Корован;
  3. Также, пролаживать путь можно и с помощью напарников, что прекрасно справятся со своей ролью. Но в данную категорию не входят Псина и Кодсворт .

После того, как вы все обдумаете и сделаете свой выбор, заходите в режим Мастерской и подходите к избранному будущему корованщику, далее, укажите с каким именно поселением желаете установить торговое объединение (советую выбирать те поселения, которые находятся ближе всего от вас так, как в будущем их все нужно соединить самым кратким из всех маршрутом). Затем, после выполнения всех указаний, сможете наблюдать за тем, как ваш инвентарь соединяется со всеми поселениями, которые, благодаря вам, теперь имеют торговые пути.

Развитие поселений в Fallout 4

Ознакомившись с элементарными вещами по строительству и крафту, научившись азам соединения поселений и объединив несколько из них между собой, приступайте к следующему этапу, который позволит их развивать. В данном деле наш Fallout 4 почти идентичен (абсолютно бесплатная мобильная стратегия, предназначена для android и iOS ). В современном, огромном мире Fallout ваши задания будут, в основном, зависеть от меры убывания приоритетности и будут приблизительно в таком порядке:

  1. Удовлетворение различных потребностей всех, без исключения, поселенцев;
  2. Всевозможное развитие и строительство нужных зданий;
  3. Хорошая защита, приносящая уверенность, от частых нападений рейдеров и других жестких врагов;
  4. Управление разными ресурсами и сбор информации об всевозможных процессах.

Почти уверен, что ваше начальное поселение образуется возле уже знакомого нам под номером 111 (прямо у подножья холма). В придачу, получите под свое управление нескольких обитателей, которым очень важна ваша помощь. Ни в коем случае, не отказывайте, ведь с их помощью вам удастся, в разы быстрее, ознакомиться и понять какими являются их самые важные потребности, которые, с этого момента, будут находиться в вашей власти.

Ваша задача-контролировать число жителей вашего поселения и, вместе с тем, их потребности. Для этого нужно найти меню Мастерской и открыть его. В самом верху интерфейса можете увидеть нужную информацию: точную цифру жителей и, также, все типы ресурсов, они(выделены определенными цветами для того, чтобы игрок мог сразу, взглянув на параметры, определить статус поселения. Самым решающим показателем и мерилом развития является Счастья.

Читайте также: Кадры Fallout 4 в трейлере обновления Fallout Shelter 1.2

Перед тем, как приступать до строительства объектов, составьте планировку, которая будет детально описывать где и почему будет размещаться постройка.

Кровати

Так уж заведено, что одному жителю, в обязательном порядке, нужно выделить одну кровать, которая будет принадлежать только ему. Если данное правило проигнорировать — пеняйте на себя, ведь поселенцы станут очень раздражительными и злыми. Для благой цели, можете взять любое помещение, или же построить личный барак, где можно было бы разместить всех нуждающихся. При этом, советую, всегда иметь запасные койки. Когда поселенцы почувствуют, что время сна приближается, они сами выберут себе места и займут их.

Еда

Еда является самым базовым ресурсом, без которого жители не то что развиваться, а жить не смогут. Если желаете, чтобы ваши поселенцы всегда были сыти и не нуждались в пище, просто посадите кукурузу или же мут-фуд на этой территории. Для таких действий достаточно выбрать удачный, на ваш взгляд, участок земли, чтобы на нем смогли, безо всяких проблем, прорости нужные растения, после чего заглянуть в интерфейс Мастерской и в разделе, под названием Ресурсы, отыскать Еду. Затем, нажимайте на посадку нужной вам культуры и устанавливайте ее на выбранном ранее месте.

Сборка урожая будет куда проще, вам достаточно будет просто выбрать одного из жителей и назначить его рабочим. Для этого необходимо подойти к нему с открытым окном Мастерской и нажать на команду. Далее, отправляйтесь на ферму и указывайте ему на фронт работы, который тот должен выполнить. Если посмотрите, то показатели, указующие на ваш уровень еды значительно повысились. Следует отметить и то, что по такому же принципу нужно поступать и со всеми остальными объектами, которые требуют вмешательства физической силы.

Вода

С проблемой недостатка воды вы можете справиться в два счета, для ее решения необходимо просто соорудить на территории поселения водокачку. Для этого, соответственно, заходите в Мастерскую и открывайте секцию ресурсов, Вода. Далее, нажимайте на водокачку и устанавливайте ее в выбранном вами заранее месте. Советую разместить данный атрибут возле водоема, так как при таком исходе производительность вырастет в разы. Также, не стоит думать об экономии при выборе помпы, отдавайте предпочтение промышленной версии, безо всяких сомнений. Не забывайте и о том, что водокачка нуждается в электричестве, значит обязательно присоедините ее к генератору, который обеспечит им вполне.

Энергия

Как вам уже известно, почти все постройки требуют массы электричества не только для начальной работы, но и для их первоначального создания. Для этого следует двигаться по следующему маршруту: заходите, опять же, в меню Мастерской, открывайте вкладку Энергия, определитесь с выбором, нажав на генератор, и поставьте его в специально отведенном для него месте. Желательно, конечно же, разместить оборудование неподалеку от жилого дома, в котором обитают поселенцы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта