Главная » Заготовка и хранение » Как самокритично оценить свой труд. Польза самокритики и вред чрезмерной самокритичности

Как самокритично оценить свой труд. Польза самокритики и вред чрезмерной самокритичности

Борьба с сомнением – самое сложное, с чем приходится справляться каждый день успешному предпринимателю: принять или нет предложение, взять заказ или отказаться, вложить деньги в проект или нет. Иногда, подобного рода сомнения помогают сделать верный выбор и не потерять деньги, но что если это мешает вести бизнес? Разобраться в себе и найти ответ на вопрос «Что делать, когда не можешь принять решение?» помогут рекомендации психологов.

Столкнувшись с невозможностью выбрать между альтернативами, нужно понять первопричину, которая мешает принять решение. Понаблюдайте ситуацию со стороны, подумайте о других вариантах решения или просто отдохните: очень часто то, что вначале казалось сложной и трудновыполнимой задачей, с легкостью решается на «свежую» голову. Например, если вас волнует вопрос гже взять деньги, то хорошо подумав, вы найдете решение этой проблемы, в том числе взять деньги в займы - zajmy.kz .

Очень многие ошибки совершаются, потому что люди привыкли принимать решения, опираясь на голос разума, забывая о наличии «шестого» чувства. Когда человек действует по велению сердца, у него не бывает черных полос, а все его решения верны, и он никогда не будет о них жалеть.

Вы уже готовы сделать окончательный выбор, но нужно идти на компромисс с совестью? Откажитесь от такого решения и постарайтесь найти другой выход из положения, т.к. Вы все равно не получите морального удовлетворения от реализации своего плана. И помните: человеческий разум привык искать наиболее легкое решение. Но если приходится решать непростую, запутанную ситуацию, ответ не лежит на поверхности, и для того, чтобы найти верное решение, нужно прокрутить в голове сотни комбинаций и вариаций.

Именно сомнение становится камнем преткновения для реализации проектов, которые могли бы принести стабильно-высокий доход. Только представьте, что было бы, если Стив Джобс сомневался в целесообразности развития компьютерной техники или если бы Бил Гейтс по какой-то причине отказался от создания операционной системы Windows?

Умение понимать неизбежность выбора отличает успешного бизнесмена от наемных рабочих, потому что открытие бизнеса предполагает самостоятельное решение любых ситуаций: от мелких конфликтов между подчиненными до выбора стратегического развития компании. Именно поэтому многие решения приходится принимать под грифом «так надо».

Когда выбор сделан, остается не так уж много: реализовать задуманное. Но и на этом этапе Вас может «подстерегать» сомнение. Что же делать, чтобы избежать этого? Если задать данный вопрос психологам, они предложат 2 альтернативы:

1. Представьте, что вместо выбранного направления действий, Вы выбрали наихудший вариант развития событий. Что могло бы произойти в таком случае? Данная практика поможет Вам очередной раз убедиться в верности принятого решения.

2. Крутите в своем воображении, как слайд, положительные моменты, которые даст Вам реализация выбранного решения. Это поможет Вам ясно осознать конечную цель, ради которой трудится вся Ваша компания.

Вся наша жизнь соткана из множества решений, которые мы принимаем ежеминутно. Бывает, что и ежесекундно, и даже неосознанно. В какие-то моменты мы задумываемся над тем, как принять решение, в другие моменты принятие решения требуется только для выполнения каких-либо привычных нам действий. Но так или иначе, для того, что начать совершать что-либо, необходимо сначала принять решение.

Знаете ли вы, что есть огромное множество вещей, и даже судьбоносных, которых можно достичь, подумав об этом всего лишь одну минуту. Всего 60 секунд нашего времени.

1 минута — это много или мало?

Возможно, кто-то из вас сейчас улыбнется, и подумает про себя, что такого не бывает. И что серьезные и деловые люди должны взвесить все за и против… Да, я с этим согласна, хотя это уже идет после того, как вы приняли решение действовать в этом направлении.

Допустим, вы который месяц подумываете о смене работы. Так, иногда, после пересудов с коллегами или встречей с успешным одноклассником, который за то же время, что и вы, добился в своей жизни гораздо большего. Но затем, это неясное желание под натиском обыденной и ежедневной рутины напрочь пропадает из вашего поля зрения. И в очередной раз когда-нибудь появится несмело и так же странно исчезнет.

А всего лишь нужно отвлечься в такой момент от всех других дел, сконцентрироваться, задать себе несколько серьезных вопросов и решить сейчас и здесь: насколько сильно я хочу уйти с этой работы. Особо сомневающимся можно нарисовать на листке бумаге или в своем воображении известные «плюсики и минусики», (плюсы — это то, почему мне все это нравится и устраивает, минусы — это все то, из-за чего я не могу продолжать здесь работать), определяем, чего больше и быстро принимаем решение.

Да, знаю, знаю. Сейчас скажите, что поспешишь, людей насмешишь. Да, бывает и такое. Но вы должны четко понимать, что практически любое решение можно принять за минуту. Практически любое. Понятно, что не все. Здесь тоже ум надо включать.

Ну вот такое нетривиальное желание, как стать миллионером, согласитесь, можно принять за минуту? Нет, слышится мне в комментариях… Поспорю с вами, как раз об этом можете прочитать в очень увлекательной и интересной книге Марка Виктора Хансена и Роберта Аллена «Миллионер за минуту». Книга о бизнесе, думаю многим будет интересно ее прочитать. Авторы уверяют, что принять решение стать миллионером можно всего лишь за минуту. Все что следует дальше, к принятию решения уже не относится. Согласны?

И в нашем, достаточно распространенном примере о желании сменить работу, просто не нашлось той минуты времени, чтобы остановиться на минуту и принять правильное решение. Знаете, у меня тоже были такие жизненные ситуации, когда решение зрело долго, но я не решалась из-за большего количества плюсиков принять то решение, которое мне было необходимо. До того момента, когда минусов стало больше. Скорее всего, это нормально, а вполне возможно, что если бы я действовала быстрее, то не упустила бы столько возможностей.

Секрет успешных людей

Вы знаете секрет успешных людей, и почему они в своей жизни намного эффективнее многих из нас? Просто они успевают делать больше за то же время. И не просто успевают делать больше, а успевают делать больше ГЛАВНЫХ вещей. Вот такой простой секрет. Если с собой договориться, и каждый день делать на одну главную вещь больше, чем в предыдущий, уверяю, наша личная эффективность возрастет в разы за короткий срок.

Значит на следующий день нам придется потратить уже не одну минуту на принятие решения, а целых две, так как задач у нас тоже должно быть не одна, а две. Понятно, что до бесконечности доводить никто не заставляет, все же все наши дела прежде всего нужно доводить до логического результата. Но если разумно подойти к этому моменту, то главные вещи будут появляться независимо от нашего участия с завидной регулярностью.

Самое главное: как принимать решение

А здесь приведу еще несколько интересных соображений о том, как сделать выбор.

Орел или решка

Вы идете по берегу моря и замечаете наполовину торчащую из песка бутыль причудливой формы.
Вы поднимаете и открываете ее.
Из бутылки исходит легкий туман, который превращается в сказочного джинна.
В отличие от прочих джиннов, этот не предлагает исполнить три ваших желания.
Он дарует вам право выбора.
Вариант первый:
Вы получите пять дополнительных лет жизни при условии, что жизнь другого человека, выбранного наугад, сократится на пять лет.
Хотите ли вы продлить свою жизнь на таких условиях?
Вариант второй:
Вы можете получить двадцать тысяч долларов, если согласитесь нанести татуировку размером с долларовую купюру.
Возьмете ли вы эти деньги?
Если да, то на какое место вы нанесете татуировку и какой выберете рисунок?
Вариант третий:
Когда вы проснетесь завтра утром, вы сможете приобрести новое качество или умение.
Что вы выберете?

Неплохой тест. А сколько в нашей жизни появляется подобных альтернатив, когда не можешь определиться, как поступить в данной ситуации. Специалисты советуют выработать собственную систему оценки вариантов, которая основывается на многих факторах: логике, разуме, практическом опыте, эмоциях, чувствах.

От того, насколько мы активно участвуем в момент принятия решения, зависит уровень нашей интеллектуальной формы. Вот почему так важно научиться правильно выбирать. Не зря говорят: «Вы есть то, что вы выбираете». Кстати, это высказывание принадлежит консультанту по вопросам менеджмента Джону Арнольд. Меткое высказывание очень быстро стало афоризмом.

Что нужно сделать, чтобы принять решение?

Остановимся на минуту, и узнаем самое важное, что поможет нам научиться правильно принимать решение:

1. Это прописные истины, друзья мои. Я уверена, что вы это все знаете. На самом деле, вы все это знаете, только не применяете. Просто проблема в том, что нужно все-таки ДЕЛАТЬ. А если делать непривычные вещи, то это значит, что нужно выходить из своей зоны комфорта. А вот это уже некомфортно. Правда? Поэтому начинаем и выходим из зоны комфорта.

Если вы не знаете, куда идете, то неважно, какой вы выберете путь.
Братья Карамазовы, выдающиеся жонглеры

3. Определяем параметры , которым должны соответствовать наши цели. Это несложно. Задаем себе всего три важных вопроса.

Что я хочу получить?

Чего я хочу избежать?

4. Ищем альтернативное решение . Стараемся, чтобы наши требования, полученные при ответах на перечисленные вопросы сами сгенерировали альтернативные решения.

5. Оцениваем и проверяем выбранное решение. Здесь царица — математика. Придется сравнивать по критериям, параметрам, техническим характеристикам, степени риска, размеров ресурсов и т.д.

Быстро принятые решения не верны.
Софокл, поэт и драматург

Тот, кто слишком много думает, мало делает.
Иоганн Фридрих Шиллер, поэт и драматург

6. Представляем последствия принятого нами решения. Самый интересный пункт, на мой взгляд. Это уже зависит от силы нашего воображения. Ни в коем случае на этом этапе не нужно советоваться с родственниками, друзьями и соседями. Для них вы должны всегда оставаться такими, какие вы есть. Они вам насоветуют…

7. Обязательно чувствуем себя и собственную интуицию. Надо постараться выбрать правильный вариант и принять правильное решение, то есть то, что мы чувствуем правильным.

8. Принимаем решение и не боимся, что сделали неправильный выбор. Ошибки нам тоже нужны, правда не в большом количестве. Ошибки — это тот опыт, который впоследствии позволит нам быстрее оценивать принимаемое решение.

9. Как только приняли решение, нужно понимать, что придется действовать в соответствии с ним.

Слышу ваши возмущенные реплики: И все это можно успеть сделать за минуту? Ну сначала, может и не получиться успеть за минуту, но со временем действия нашего мыслительного процесса будут доведены до автоматизма, и принимать решения станет намного легче, чем сейчас. Ну и потом, вам никто не мешает разработать собственную методику принятия решений, надеюсь, что вы с нами обязательно ею поделитесь.

Примите решение за 1 минуту

За одну минуту можно очень много всего сделать. Можно просто помечтать или пожалеть. Можно сказать «Я увольняюсь», можно сказать что-то важное или дать произойти чему-то важному, благодаря своему молчанию. Можно решить, с кем ты хочешь жить, что ты хочешь делать, нравится ли тебе этим заниматься. За одну минуту можно определить свое самое главное желание, и понять, для чего стоит жить. За одну минуту можно прочитать эту статью и узнать, как принять решение.

Найдите те вещи, те дела, те задачи для начала, решение о которых вы сможете принять всего лишь за 60 секунд. Всего лишь за одну минуту нашего времени. Цените время и не делайте так, чтобы потом пожалеть об упущенных возможностях. Давайте действовать быстрее!

Присоединяйтесь к странице на Facebook

то делать, если вы руководитель и перед вами стоит сложный выбор? Помните, как в сказке: казнить нельзя помиловать, уволить нельзя оставить, и непонятно, где ставить запятую. В этой статье мы расскажем о нескольких способах принять правильное решение. Это поможет не только бизнесменам, но и обычным людям, попавшим в сложную ситуацию.

Если вы попали в западню

Обычно принятие трудного решения бывает необходимо в сложной жизненной ситуации. Стресс влияет на человека по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то тревожится и не спит ночами, кто-то истерит и срывается на близких. Неизменным остается одно: человек словно попадает в ловушку собственной психики, зачастую он не способен самостоятельно сделать выбор и действует под влиянием эмоций или близкого окружения. Время показывает, что импульсивные и непродуманные решения являются неэффективными и способны загубить ваш бизнес, карьеру, ваши отношения, в конце концов. Помните: все серьезные решения принимаются с холодной головой. Поэтому перед тем, как использовать на практике описанные ниже методы, сделайте вот что: выключите сердце и включите голову. Мы подскажем, как.

Есть несколько способов усмирить эмоции:

  • краткосрочный — правильно подышите. Сделайте 10 глубоких медленных вздохов — это поможет вам успокоиться;
  • среднесрочный — представьте, что в такую ситуацию попал ваш друг и спрашивает у вас совета. Что вы ему скажете? Наверняка отбросите все эмоции и постараетесь взглянуть на ситуацию отстраненно, объективно. Вот и попробуйте;
  • долгосрочный — возьмите тайм-аут. Просто отпустите ситуацию на время, займитесь другими делами, а спустя неделю или месяц вернитесь к ней. Так вы убьете двух зайцев: во-первых, отсечете импульсивные решения и не будете рубить сплеча. А во-вторых, нужное решение само созреет в вашей голове, как спелый плод — нужно только дать ему время.

Теперь, когда эмоции больше не влияют на ваш выбор, поговорим о восьми надежных методах принятия решения.

1. Метод плюсов и минусов

Воспользуйтесь старым добрым способом: возьмите лист бумаги и ручку, расчертите лист надвое. В левом столбце напишите все плюсы выбранного решения, в правом — соответственно, минусы. Не ограничивайтесь несколькими позициями: в списке должно быть по 15-20 пунктов. Затем подсчитайте, чего будет больше. Профит!

Суть метод а: даже если бесконечно прокручивать плюсы и минусы в голове, полной картины вы вряд ли увидите. Психологи советуют составлять письменные списки: это помогает упорядочить накопленную информацию, визуально увидеть соотношение плюсов и минусов и сделать вывод, основанный на чистой математике. Почему бы и нет?

2. Заводите себе привычки

Этот метод подходит, если вам сложно сделать выбор в бытовых вопросах. Например, повышать зарплату новому сотруднику или пока не стоит, ставить на сайт или другой компании. Что съесть на ужин, в конце концов, картошку фри или рыбу с овощами. Трудное решение, конечно, но все же не вопрос жизни и смерти. В этом случае полезно сознательно завести себе привычки и в дальнейшем следовать им. Например, введите железное правило: повышать зарплату работникам только по прошествии полугода работы в вашей компании. Покупать канцелярскую продукцию исключительно в фирме “Скрепка” — у них дешевле. Есть на ужин легкие и полезные блюда — сами вскоре спасибо скажете. Ну, с обратным звонком вы поняли, да.

Суть метода : следуя привычкам, вы будете принимать несложные решения на автомате, избавляя себя от ненужных раздумий, не тратя драгоценное время на ерунду. Зато потом, когда нужно сделать по-настоящему ответственный и важный выбор, вы будете во всеоружии.

3. Метод «Если - то»

Этот метод подходит для разруливания текущих проблем в бизнесе, коллективе, личной жизни. Например, ваш сотрудник невежливо разговаривает с клиентами и не реагирует на замечания. Вопрос: сразу уволить его или пытаться перевоспитать? Попробуйте воспользоваться приемом “если — то”. Скажите себе: если он еще раз позволит себе некорректное обращение с клиентом, вы лишите его премии. Если инцидент повторится — уволите.

Суть метода: как и в первом случае, это создание условных границ, в рамках которых вы и будете действовать. С души сразу свалится груз, и жить станет значительно легче. А самое главное — не придется тратить время на размышления и думы о судьбе нерадивого работника.

Его придумала известный американский журналист Сьюзи Уэлч. Правило таково: прежде чем принять трудное решение, остановитесь и ответьте на три вопроса:

  • что вы будете думать об этом спустя 10 минут;
  • как вы отнесетесь к своему выбору через 10 месяцев;
  • а что скажете через 10 лет?

Приведем пример. Возьмем молодого мужчину, который работает менеджером, работу не любит, но терпит, потому что деньги-то нужны. Мечтает уволиться, взять кредит и открыть свое дело — небольшой паб, но при этом отчаянно боится прогореть и потерять все, что имеет. В общем, классический случай, когда синицу в руках предпочитают журавлю в небе.

Нашему герою сложно сделать первый шаг — уволиться с ненавистной работы. Допустим, он делает это. Через десять минут он вряд ли успеет пожалеть о принятом решении. Через 10 месяцев он уже успеет взять в аренду помещение, оборудовать паб и принимать клиентов. А если не получится — уж работу менеджера он найдет в любом случае — так о чем жалеть? Ну а через 10 лет этот выбор вряд ли будет иметь вообще какое-то значение: или бизнес будет продолжаться, или наш герой будет работать на другом месте — одно из двух. Получается, если следовать правилу 10/10/10, принять решение уже не становится такой сложной задачей, ведь человек ясно представляет, что ждет его в дальнейшем.

Суть метода : при принятии трудного решения нас, как правило, обуревают эмоции: страх, тревога, или наоборот, радость и возбуждение. Человек чувствует это прямо здесь и сейчас, чувства заслоняют перед ним перспективы будущего. Помните, как у Есенина: “лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье”. Пока будущее представляется туманным и расплывчатым, выбор решения будет откладываться снова и снова. Составляя конкретные планы, представляя в деталях свои эмоции, человек рационализирует проблему и перестает пугаться неизвестного — ведь оно становится простым и понятным.

Читайте также: Три реальных истории.

5. Решайте в течение 15 минут

Как это ни парадоксально, но за 15 минут следует принимать самые важные, стратегические решения. Знакомая ситуация: в компании возникла серьезная проблема, которая требует немедленных действий, но суть в том, что правильного решения никто не знает. Например, конкуренты сделали гадость, и непонятно, что делать: ответить тем же или достойно выйти из ситуации. Или кризис ударил по вашей компании, и вы в замешательстве: переезжать в менее престижное место или сократить с десяток работников. Как тут сделать правильный выбор, да и есть ли он? И вы начинаете тянуть, не в силах принять решение, в надежде на то, что все само собой рассосется.

Если вы не знаете, какое решение верное — просто представьте, что правильного ответа в этой жизненной задачке нет. Дайте себе 15 минут и примите любое, вот абсолютно любое решение. Да, с первого взгляда это может показаться бредом. А как же планирование, а как же тестирование и проверка решений? Ок-ок, если вы можете быстро и с минимумом вложений проверить правильность решения — проверьте. Если для этого нужны месяцы времени и миллионы рублей — лучше откажитесь от этой идеи и сразу засекайте время.

Суть метода : стоит ли говорить, что если тянуть время, ничего не решается: кризисы не проходят, цена за аренду не снижаются, а конкуренты становятся еще зубастее. Одно непринятое решение тянет за собой другие, бизнес провисает и становится неэффективным. Как говорится, лучше сделать, чем пожалеть, чем не сделать и пожалеть.

6. Не ограничивайтесь узкими рамками

То самое, о чем мы писали в начале. Казнить или помиловать, покупать машину или нет, расширяться или подождать лучших времен. Одно из двух, пан или пропал, эх, была не была! Но кто сказал, что проблема имеет только два решения? Выбирайтесь из узких рамок, попробуйте взглянуть на ситуацию шире. Не обязательно организовывать масштабное расширение производства — достаточно запустить пару новых позиций. Вместо дорогого авто можно приобрести более скромный вариант, к проштрафившемуся сотруднику применить на первый раз меры дисциплинарного взыскания.

Суть метода : когда вариантов решения только два, больше шанс выбрать верное решение, и многие сознательно упрощают себе жизнь, деля ситуацию на да и нет, черное и белое. Но жизнь намного многообразнее: не бойтесь взглянуть ей в глаза и принять все возможные варианты. Решением может стать компромисс, отказ от обеих крайностей в пользу третьего, совершенно неожиданного решения или удачное совмещение двух вариантов. Так часто бывает, когда владелец небольшого бизнеса не может определиться, что ему делать: сидеть на телефоне, развозить заказы или заниматься только управленческой деятельностью. Начните совмещать — а потом увидите, что получается лучше всего. Это и будет оптимальным решением проблемы.

В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно принять трудное решение. Как правильно принять решение, если сомневаешься? Какое направление обучения выбрать? Партнёр, с которым я сейчас, не разочарует меня в будущем, любовь ли у меня с ним на всю жизнь? Стоит ли принимать предложение или я смогу найти более интересную работу? Это лишь некоторые дилеммы, с которыми сталкивается большинство из нас.

Выбор, что купить - яблоки или груши, кажется ничтожным по сравнению с решениями, последствия которых могут повлиять на всю жизнь. Как быть уверенным в том, что вы принимаете правильные решения? Как избежать внутреннего диссонанса, впечатления, что вариант, от которого вы отказались, может быть лучше выбранного? Как принимать трудные решения?

Методы принятия решений

Применяется в основном две стратегии принятия решений - эвристика и алгоритм. Думая алгоритмически, человек тщательно изучает и анализирует, сопоставляет за и против конкретного варианта. Эвристика экономит нам время, потому что апеллирует к эмоциям, интуиции, предпочтениям, внутренним убеждениям, обходясь без «калькуляции».

Кажется, что в случае трудного выбора разумнее всё тщательно продумать несколько раз, прежде чем принимать окончательное решение. Между тем, люди очень часто руководствуются, скорее, сердцем, чем разумом - даже в случае принятия решений, которые оказывают влияние на всю их жизнь (например, при выборе спутника жизни). Как понять, что в данной ситуации лучше для нас?

В зависимости от ранга проблемы человек обычно использует от 1 до 3 стратегий принятия решений. Какие методы используются при принятии жизненных выборов?

1. Получение информации от других

Когда вы не знаете, на что решиться, вы часто пользуетесь поддержкой близких, друзей, семьи. Вы консультируетесь, ищете дополнительную информацию. При необходимости принять сложное решение стоит посоветоваться с другими, спросить, что бы сделали в подобной ситуации они. Мозговой штурм, обмен мнениями с другими помогает взглянуть на проблему с новой точки зрения.

2. Откладывание решения во времени

Если никто и ничто не помогает, не торопитесь с выбором, дайте себе время. Вы можете временно не чувствовать себя достаточно сильными принимать решения, которые могут повлиять на всю вашу жизнь. Отложить решение на потом может оказаться удачной идеей, поскольку за это время могут обнаружиться новые факты, которые помогут сделать выбор. Но важно не откладывать его до бесконечности, в конце концов нужно определиться.

3. Исключение худших вариантов

Когда у вас есть несколько разных вариантов и вы не знаете, какому отдать предпочтение, сделайте выбор, исключая то, что кажется самым плохим и менее интересным. В конце подобного отсева останется лучшая альтернатива.

4. Выбор наименьшего зла

Не всегда выбор заключается между хорошо-лучше или хорошо-хуже: приходится выбирать между двумя не самыми привлекательными вариантами. Как выбрать одну из двух одинаково неприятных альтернатив?

Нужно выбирать то, что несёт меньше потенциально негативных последствий, и смириться с решением. Есть вещи, на которые мы повлиять просто не в состоянии. Поэтому иногда легче смириться с необходимостью принять решение с плохими последствиями, чем принять такой выбор.

5. Прежде чем выбрать, анализируйте

Это стратегия, относящаяся к алгоритмическому мышлению. Составьте для себя плюсы и минусы каждой из альтернатив и выберите ту, у которой положительных последствий больше. Иными словами, составляется баланс прибылей и потерь, связанных с выбором одного варианта и отказа от другого. Однако, подобный холодный расчёт возможен не всегда, потому что иногда эмоции берут верх над рассудком.

6. Действуйте под влиянием момента

Иногда нет ни времени, ни возможности долго рассматривать полученные предложения. Тогда нужно принять решение стихийно, сразу же, на горячую руку. В этом случае лучше довериться своему чутью, внутреннему голосу. Не всегда, руководствуясь эмоциями, мы поступаем опрометчиво. В ретроспективе оказывается, что это правильное решение, поэтому доверяйте себе и своей интуиции.

7. Квадрат Декарта

Один из самых эффективных и простых способов принять трудное решение. Вам предлагается проанализировать любую ситуацию или проблему с разных точек зрения. Чтобы принять правильное решение, ответьте на четыре вопроса, взглянув на рисунок ниже.

Будьте осторожны, давая ответ на четвёртый вопрос, поскольку ваш мозг попытается игнорировать двойное отрицание и попытается ответить, как в первом пункте. Не позволяйте этому произойти!

Почему этот метод настолько эффективен? Когда вы находитесь в ситуации, которая требует от вас принятия сложного решения, вы часто застреваете в первой точке - что случится, если это произойдёт? Однако, квадрат Декарта позволяет нам взглянуть на проблему многогранно и сделать тщательно продуманный и осознанный выбор.

8. Метод PMI

Как эффективно принимать трудные решения? Можно воспользоваться методом Эдварда де Боно - методом PMI. Эта аббревиатура является производной английских слов (plus, minus, interesting). Метод очень прост. Он основывается на том, что перед принятием решения оно всесторонне оценивается. На листе бумаги рисуется таблица с тремя столбцами (плюсы, минусы, интересно), и в каждой из колонок указываются аргументы за и против. В колонке «интересно» записывается всё, что не хорошо и не плохо, но при этом связано с принятием решения.

Ниже приведён пример. Решение: снимать ли квартиру на окраине вместе с подругой?

Когда оформляется данная таблица, производится балльная оценка каждого из аргументов в соответствии с направлением (аргументы за обозначаются плюсом, против - минусом). Например, для кого-то большее значение имеет большее пространство, чем приятное общество. В конце суммируется значение всех аргументов и определяется, будет ли баланс положительным или отрицательным.

Метод PMI нельзя назвать новаторским, он принципиально не отличается от того, как мы принимаем решения в повседневной жизни. Кажется, что он оценивает сильные и слабые стороны данного выбора. Нет ничего более далёкого от истины. Большинство из нас, принимая решение, на самом деле уже с самого начала принимают его для себя и затем подбирают аргументы, которые бы оправдали наш выбор. Даже если окажется, что принятое нами решение имеет на 3 минуса больше, мы всё равно его выберем. Люди на самом деле не слишком рациональны, руководствуются больше личными предпочтениями, вкусом и т.д. Плюсы и минусы на листе бумаги позволят провести точный анализ, по меньшей мере, при частичном отключении эмоций.

Люди очень часто боятся последствий своего выбора и не любят принимать решения. Они охотно переложили бы ответственность за свою жизнь на других людей. К сожалению, если мы хотим быть счастливыми, то должны научиться сами решать свои вопросы и нести бремя жизненных выборов. Нет никакой гарантии, что другие сделали бы это вместо нас лучше. Мы никогда не узнаем, лучше ли проигнорированные нами варианты тех, что мы выбрали, поэтому не стоит плакать над пролитым молоком и постоянно сожалеть о плюсах отклонённых альтернатив. Постоянно длящийся диссонанс убивает нас морально.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта