Говорят, есть шкала психотипов.
Как узнать, каким растет собственный ребенок,
чтобы помогать ему бороться со своими
отрицательными чертами?
Зинаида К., Гомель.
Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.
ПАРАНОИК
Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.
Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.
Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.
Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.
«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.
Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.
Отношение к учебе и работе.
Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.
ЭПИЛЕПТОИД
С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.
Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.
Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.
: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.
«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.
Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.
Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).
ГИПЕРТИМ
Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.
Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.
Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.
Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.
«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.
Особенности общения и дружбы.
Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.
Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.
Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.
Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.
ИСТЕРОИД
Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.
Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.
: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).
Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.
«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.
Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.
Отношение к учебе и работе
. Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.
ШИЗОИД
Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.
Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.
Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.
Отталкивающее черты характера:
замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.
«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.
Особенности общения и дружбы.
Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.
Отношение к учебе и работе.
Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.
ПСИХАСТЕНОИД
Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.
Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.
Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.
Отталкивающие черты характера
: нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.
«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.
Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.
Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.
Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.
СЕНЗИТИВ
С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).
Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.
Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.
Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.
«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.
Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.
Отношение к учебе и работе.
Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.
ГИПОТИМ
Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.
Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.
Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.
Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.
«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.
Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.
Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.
Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.
Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.
КОНФОРМНЫЙ ТИП
Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.
Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.
Привлекательные черты характера:
дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.
Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.
«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.
Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.
Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.
НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП
С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.
Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.
Привлекательные черты характера:
общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.
Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.
«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.
Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.
Отношение к учебе и работе.
Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.
АСТЕНИК
С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.
Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.
Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.
Отталкивающие черты характера:
капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.
«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.
Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.
Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП
Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.
Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.
Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.
Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.
«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.
Особенности общения и дружбы.
Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.
Отношение к учебе и работе.
Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.
ЦИКЛОИД
Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.
Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).
Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.
Отталкивающие черты характера:
непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.
«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.
Особенности общения и дружбы
. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.
Отношение к учебе и работе.
Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.
По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.
Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.
№1. ИСТЕРОИДНЫЙ ПСИХОТИП
ИСТЕРОИДНЫЙ - это выскочка, для которого важно быть в центре внимания. Данный тип получает энергию для жизнедеятельности извне, путем получения эмоций от окружающих. В лучшем случае эмоции восхищения, но если с этим туго, то любые эмоции ему подойдут. В случае игнорирования добивается своего «допинга» истерикой, отсюда и такое определение данного типа.
Данное качество многие другие психотипы встраивают и воспитывают в себе, потому что истероидная модель поведения привлекает к индивиду больше внимания, поклонников, социальной значимости.
Внешний вид истероида
Мимика и пантомимика истероида
Мышление и речь истероида
Общение и поведение истероида
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ИСТЕРОИДА:
3. Деятель шоубизнеса
5. Продавец. Очень важно разнообразие и внимание со стороны окружающих.
Девиз: «Я ОСОБЕННЫЙ, СМОТРИТЕ НА МЕНЯ!»
№2. ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ПСИХОТИП
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ - склонный к припадкам, к состоянию аффекта, раздражительный. Нацелен на сохранение информации, собственного благополучия. Достигает этого путем наведения порядка везде и контролирования.
Для него очень важен распорядок, сон, еда, секс по расписанию. Тот, кто вносит в его жизнь разлад - враг. Данный психотип можно сравнить с шариком, который постоянно надувается, и вот-вот лопнет. Ему важно постоянно сдуваться во избежание взрыва.
Индивид этой категории падок на представителей противоположного пола для удовлетворения естественных физиологических потребностей, любит еду, потому что это помогает поддерживать жизнедеятельность и здоровье, в делах любит порядок, потому что все должно быть по полочкам и это правильно. Часто он учит других жизни.
Он не любит проявлений эмоций. Все государственные органы построены по их шаблону, то есть все по инструкциям. Из них получаются хорошие бухгалтера и администраторы.
В нем постоянно работает сканер. Он подсознательно определяет сильных людей, определяет слабости в человеке и умеет эту информацию использовать себе во благо.
Очень исполнительный типаж, контролирующий, дисциплинированный. Добьётся успеха там, где нужно глубоко копать. Хороший специалист узкого профиля.
Внешний вид эпилептоида:
Мимика и пантомимика эпилептоида:
Мышление и речь эпилептоида:
Общение и поведение эпилептоида:
Эмоции, чувства эпилептоида:
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ЭПИЛЕПТОИДА
1. Монотонные дела (бухгалтерия, налоговый учет, администрирование)
2. Власные структуры (армия, полиция)
3. Чиновники местного уровня
4. Охранники
Девиз: «ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРАВИЛЬНО»
№3. ПАРАНОЯЛЬНЫЙ ПСИХОТИП
ПАРАНОЯЛЬНЫЙ - призван произвести глобальную реформу, преобразовать мир. Способен управлять человеческим ресурсом во имя достижения великой цели. Без жалости, без совести пройдет по костям для выполнения задачи.
В отличие от предыдущего типа, знает цель, но не знает, КАК идти к ней. Но выбрав направление, достигнет цели, чего бы ему это не стоило. Он воодушевляет и мотивирует окружающих на выполнение собственных программ.
Склонен к спартанскому образу жизни, мало думает о здоровье. Часто «летит» желудок, благодаря напряженному труду, самоотдаче во имя идеи.
У него опасно получать помощь. Когда ему понадобится, он получит долг в том объеме, который ему будет нужен. У него нет незаменимых людей. Как только один человек (винтик) износился, он заменит его на другой.
Он спокойно может украсть идею, это трудоголик, жестокий и без правил.
Внешний вид паранояльного:
Мимика и пантомимика паранояльного:
Мышление и речь паранояльного:
Эмоциональная и чувственная сфера паранояльного:
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ПАРАНОЯЛА:
1. Адвокат
2. Важен карьерный рост. Продавец с возможностью стать директором
3. Политик
4. Чиновник высокого уровня
Девиз: «Цель оправдывает средства»
№4 (5). ЭМОТИВНЫЙ (ИЛИ СЕНСИТИВНЫЙ) ПСИХОТИП
ЭМОТИВНЫЙ - человек - божий одуванчик. Он по-доброму относится ко всему, что его окружает. Он хочет гармонизировать, гуманизировать все вокруг.
Это гениальный актер, потому что он не одевает роль, а проживает жизнь героя, которого играет. У них необыкновенная эмпатия к людям, они очень чутки на любые проявления лжи. Но никогда не обидят партнера подозрением.
Человек не умеет отказывать людям, и окружающие этим пользуются. Часто эмотивный обещает больше, чем может сделать, благодаря неумению говорить НЕТ. Из этого вытекает его необязательность, некоторые дела ему просто не под силу выполнить.
Это самый верный психотип. Он никогда не изменит своему партнеру, он будет ждать его всю жизнь, если судьба их разлучит. Часто они любят безответно, в то время как вторая сторона живет с другим партнером.
Если эмотивный вспылил, он потом очень переживает, мучается чувством вины и т.д.
Внешний вид эмотивного:
Мимика и пантомимика эмотивного:
Мышление и речь эмотивных:
Общение и поведение эмотивных:
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ЭМОТИВА
1. Педагог, воспитатель
2. Няня, сиделка, врач
3. Психолог
4. Дизайнер
5. Актер, поэт, художник
Девиз: «Ребята, давайте жить дружно»
№6. ПСИХОТИП ГИПЕРТИМ
ГИПЕРТИМ - вечный ребенок. Живет для получения новых эмоций, посредством высокой социальной активности.
Он быстро живет, моментально вступает в коммуникации. Это эмоциональный наркоман, он питается новыми впечатлениями, адреналином. Любит приключения.
Редко работает на одном месте, над одним проектом. Ему важна свобода.
Это идеальный продавец, пока есть ощущение новизны
Мышление и речь гипертима:
Обращение и поведение гипертима:
Внешний вид гипертима:
Мимика и пантомимика гипертима:
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ГИПЕРТИМА:
1. Экскурсовод
2. Педагог, вожатый
3. Аниматор, тамада на свадьбе
Девиз: «Эх, горе не беда!»
№7. ШИЗОИДНЫЙ ПСИХОТИП
ШИЗОИДНЫЙ - странный, «не от мира сего». Живут в своем мире, кажутся не совсем адекватными с точки зрения других людей. Яркий пример - доктор Браун из фильма «Назад в будущее».
Постоянно ищет что-то новое. Не обязательно это новое будет практичным и нужным, но он всецело вовлечен в процесс.
Общество не принимает его, он является объектом насмешек. Поэтому часто шизоидный замыкается в себе, уходит в виртуальный мир интернета. Его никто не понимает, поэтому он радуется и открывается тому, кто его поймет. Именно по этому каналу к нему легко втереться в доверие.
Он не понимает жизни. Начав одно дело, может в итоге прийти к противоположному. Человек творческий, пытается все познать, глубокий внутренний мир. Времени он не чувствует. Порядок для него необязателен.
Мышление и речь шизоидного:
Общение, поведение шизоидного
Внешний вид шизоидного:
Мимика и пантомимика шизоидного
ПРОФЕССИИ ДЛЯ ШИЗОИДНОГО:
1. Программист
2. Изобретатель, если есть способности
3. Минимальное общение с людьми
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПСИХОТИПЫ
№8. ПСИХАСТЕНОИДНЫЙ ПСИХОТИП
ПСИХАСТЕНОИД - необыкновенно робкий и нерешительный человек. Он будет часами рассуждать о пустых, неинтересных вещах ради того, чтобы не делать решительных действий. Принимать решения он боится сильнее атомной войны. Жутко мнителен, застенчив, всегда боится за своих близких, чем способен довести их до бешенства. Идеальный исполнитель, на работе безотказен. Чем пользуются все, кому не лень.
Внешний вид психастеноида
Мимика и пантомимика психастеноида
Мышление и речь психастеноида
Общение и поведение психастеноида
№9. ГИПОТИМ
ГИПОТИМ - ужасно негативный пессимистично настроенный тип. К тому же с заниженной самооценкой. Депрессия - его вечное состояние. Вечное самокопание доводит его до сумасшествия.
Внешний вид гипотима
Мимика и пантомимика гипотима
Мышление и речь гипотима
Общение и поведение гипотима
Девиз гипотима «Не все так плохо, как кажется. Все гораздо хуже».
№10. КОНФОРМНЫЙ
КОНФОРМНЫЙ - представитель серой массы приспособленцев. Быстро перестраивает свое мнение, как только попадает под влияние нового лидера. Всегда поддерживает того, в ком видит авторитетную личность.
Внешний вид конформного
Мимика и пантомимика конформного
Мышление и речь конформного
Общение и поведение конформного
Девиз «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех».
№11. НЕУСТОЙЧИВЫЙ
НЕУСТОЙЧИВЫЙ - крайне подвижный, неспособный к концентрации внимания. Абсолютно не имеющий собственного мнения, и легко подпадающий под влияние любого человека.
№12. АСТЕНИК
АСТЕНИК - крайне утомляемый, болезненный, мнительный. Необыкновенно капризен, оранжерейный цветок.
№13. ЛАБИЛЬНЫЙ
ЛАБИЛЬНЫЙ - человек с сильными перепадами настроения от незначительных событий. Любая мелочь способна его вывести из себя, в то же самое время такая же мелочь приводит его в состояние радостного экстаза
№14. ЦИКЛОИД
ЦИКЛОИД - человек с цикличными резкими перепадами настроения. Абсолютно непредсказуем и неуравновешен. Настроение меняется без видимых причин. В жизни очень сложен в общении.
ИЗУЧАЙТЕ ФИЗИОГНОМИКУ и ПРОФАЙЛИНГ,
это лучший инструмент для жизни!
ЧЕМ ЛИЧНО ВАМ БУДЕТ ПОЛЕЗНО ЗНАНИЕ ФИЗИОГНОМИКИ И ПРОФАЙЛИНГА?
6 причин изучить физиогномику и профайлинг прямо сейчас:
1. Вы будете знать ВСЕ СЕКРЕТЫ людей, ведь лицо всегда на виду. Для этого Вам не понадобится никаких данных о человеке - ни фамилии, ни имени, ни отчества, ни даты, ни времени, ни места рождения, ни паспортных данных, ни данных его расчетного счета - НИЧЕГО!
3. Вы увеличите свой доход в среднем на 40%
4. Вы построите крепкую семью, без потери времени на ошибки
6. Вам не понадобится детектор лжи
Одним из главных аспектов существования человека является его самореализация в различных сферах деятельности, среди которых ведущее значение имеет успешная адаптация и продуктивное взаимодействие с другими людьми. С незапамятных времен философы, а потом и психологи пытались установить определенные закономерности в поведении и мироощущении человека, чтобы сделать взаимоотношения между людьми более понятными и зрелыми.
Таким образом, еще на заре психологии австрийским психиатром З. Фрейдом была сформулирована теория о структуре психики, а швейцарский психиатр К.Г. Юнг, опираясь на эти знания и собственный многолетний опыт работы, создал первую концепцию про психологические типы личности. Это учение в наши дни стало основой для многих грамотных социально-психологических теорий и даже целых направлений современной психотерапии.
Одной из таких современных теорий является соционика как учение о взаимодействии человека и внешнего мира, в зависимости от личностных характеристик конкретного человека, которые относят его к одному из 16 соционических типов личности.
Соционика как наука была создана в семидесятых годах прошлого века литовским ученым Аушрой Аугустинавичюте на основе информатики, социологии и психологии. В научном сообществе соционика скорее является не наукой, а одной из знаменитых типологий личности, которая служит диагностическим методом в психологическом консультировании.
В XIX веке К.Г. Юнг создал свою знаменитую теорию про типы личности, определение которой базируется на представлениях об установках и основных функциях психики. Он выделил две основные личностные установки: интроверсию, когда интерес человека устремлен в глубины собственного внутреннего мира, и экстраверсию, когда человек направлен на внешний мир. При этом существует понятие о склонности личности к конкретной установке, но не о ее полном преобладании.
К основным функциям психики Юнг отнес мышление, ощущение, интуицию и чувство. Ощущение означает взаимодействие с миром на основе органов чувств, мышление и чувство помогают осознать эти ощущения на уровне осмысления и эмоционального переживания, а интуиция отвечает на вопрос происхождении этих феноменов на уровне подсознания.
У каждого человека одна из этих функций является доминантной, а остальные ее дополняют.
Эти функции были разделены на две группы:
В этом случае рациональность подразумевает ориентацию на объективные нормы общества. Основываясь на этих аспектах, Юнгом была создана классификация, состоящая из 8 основных типов личности, которая в соционике расширилась до 16 психотипов.
Чтобы создать новую полноценную типологию и выделить более конкретные типы личности, А. Аугустинавичюте соединила концепцию Юнга с теорией информационного метаболизма польского психиатра А. Кемпинского. В основе этой теории лежит понятие об обмене информацией между человеком и внешним миром в сравнении с обменом веществ в организме, когда информация является пищей для человеческой психики, поэтому психическое здоровье напрямую связано с качеством поступающей информации. Таким образом, типы личности соционика называет типами информационного метаболизма. Не стоит путать наличие доминирующих признаков с .
Соционические типы личности не являются постоянной, «застывшей» характеристикой личности, их определение отображает лишь путь обмена информацией, не задевая индивидуальных особенностей человека (образование, культуру, опыт и характер), которые изучает индивидуальная психология. Акцентуация является заостренной чертой характера человека, на которую следует обратить внимание как граничащую с патологией, но при этом акцентуация не является целью исследования в соционике.
Как же соционике конкретные типы личности получили свое название? Название типа исходит из доминирующей установки (экстраверсия
или интроверсия
), и двух наиболее сильных функций из четырех, при этом названия функций претерпели некоторых изменений: мышление и чувство стали соответственно логикой и этикой, а ощущение нарекли сенсорикой.
Рациональность и иррациональность определяется расположением функций в названии психотипов. Если говорить про рациональные типы личности, то в названии первым словом будет логика или этика, а у иррациональных – сенсорика либо интуиция.
Названия 16 типов со временем были дополнены разными учеными для более ясной доступной характеристики человека. Наиболее популярными названиями этих типов являются: формульные названия на основе теории Юнга, псевдонимы известных исторических личностей – носителей обозначенных признаков, псевдонимы-характеристики профессиональной предрасположенности человека.
Юнгу принадлежит классификация из 8 основных психотипов, на основе которых соционика предложила более подробную классификацию, состоящую из 16 психотипов.
В наше время развитые технологии дают возможность всем без исключения пройти тестирование и узнать свои соционические типы, но не стоит забывать, что личность человека очень многогранна и неоднозначна, поэтому качественно составить и описать социально-психологический портрет личности может только профессиональный психолог в ходе многоуровневой психологической диагностики, где соционика выступает одним из методов.
Инструкция
Шизоидный тип людей отличает повышенная ответственность и постоянство. Они живут в мире своих иллюзий, питают несбыточные надежды изменить свою жизнь в . В общении они слегка суховаты и формальны, предпочитают держать дистанцию и неохотно о себе. Они не следят за модой – предпочитают практичную, удобную одежду. Шизоида можно узнать по угловатым движениям, монотонному и отрывистой речи. Обычно, мимика у него почти отсутствует. Круг друзей у него невелик, но они надежны.
Гипертима отличает выносливость . Он предприимчив и склонен совершать рискованные поступки, ему нравится одновременно выполнять множество дел и они у него получаются. Обладает выразительным голосом и живой, образной речью. Разговаривая, . Обычно обладает развитым чувством юмора и бывает любой компании, он нуждается в постоянном окружении. Имеет множество самых разнообразных увлечений, одевается модно, но неброско, обладает вкусом.
Астеник – дотошен и скрупулезен, но не любит проявлять инициативу. Он легко управляем и не склонен к амбициозности, добросовестный и аккуратный исполнитель, скромный, порядочный, усидчивый. Его увлечения, как правило, спокойные занятия – кроссворды, шахматы, чтение. Его одежда скромна и неброска. Обладает тихим голосом, нечеткой дикцией.
Связанная статья
Источники:
Двух одинаковых людей в природе не существует. У каждого имеются свои психологические особенности. Именно они обуславливают черты характера человека, его поведение, степень внушаемости. Тем не менее, выделяют несколько основных психологических типов, к которым относится большая часть людей.
Инструкция
Последите за своим поведением. Если вы совершаете поступки, быстро принимаете решения, активно проводите свободное время, то, скорее всего, вы или . И те, и другие имеют активную жизненную позицию, многого добиваются своим упорством (в первом случае) и обаянием (во втором). Если вы не видите ничего привлекательного в активной деятельности, и стабильность для вас стоит на первом месте, то вы можете отнести себя к астеникам или шизоидам.
Подумайте, какой вид деятельности приносит вам большее удовольствие. Например, если вы любите общаться с людьми, всегда быть в центре внимания и не можете представить свою жизнь без публики, то вы гипертим. Если при этом вы очень сильно собой и считаете, что лучше вас данную работу выполнить никто не может, то это признак истероида. Именно этот характеризуется эгоистичностью, самолюбием и чувством превосходства над остальными. Тихая и спокойная работа на одном месте привлекает астеников и шизоидов.
Личность - уникальное определение человека. Каждый имеет свои особенности характера и поведения, частично наследуемые, а отчасти приобретенные в обществе. Часто человек знает свой тип личности, но некоторые особенности могут быть скрыты или еще не осознанны. Люди со схожей типологией проще находят общий язык. Зная свой тип, можно выбрать и настроиться на определенную профессию. Для его определения используют специальные тесты, а затем расшифровывают результат.
Типология личности - один из самых важных аспектов в социологии. Уже более века назад немецкий философ Эдуард Шпрангер разработал собственную классификацию систем личности, выделив 6 основных "идеальных" типов на основе их мотивационной направленности:
Уточняется, что на практике еще никогда не встречался человек с одним из этих типов в чистом виде, в каждом выделяется господствующий тип и отголоски остальных.
Известными психологами и философами были определены множество других классификаций на основе определенных признаков и характеристик: Эрнст Кречмер соотносил тип личности в соответствии с конституцией тела, Юнг разделил всех людей на экстравертов и интровертов.
Темперамент - это индивидуальное свойство человека, проявляющееся совокупностью душевных и психических свойств и отражающее его отношение к окружающей действительности.
Согласно учению Гиппократа тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков: кровь - сангвиник веселый и активный, флегма - флегматик спокойный и медлительный, желчь - холерик более импульсивный, черная желчь - меланхолик, часто грустный и опасливый.
При определении психологической характеристики выделяются главные критерии темперамента:
Характеристика основных типов темперамента:
Критерии темперамента | Сангвиник | Флегматик | Холерик | Меланхолик |
Сензитивность | Живо откликается на все, что привлекает его внимание | Настроение практически не зависит от происходящего вокруг | Нетерпелив, вспыльчив | Слишком обидчив, чувствителен |
Реактивность | Повышена | Малая | Высокая | Малая |
Активность | Повышена | Высокая | Высокая | Низкая |
Соотношение реактивности к активности | Уравновешенно | Активность преобладает над реактивностью | Уравновешенно | Уравновешенно |
Пластичность или ригидность | Высокая пластичность | Скорее ригидность | Скорее ригидность | Ригидность |
Темп реакции | Очень быстрый | Спокойный, медленный | Средний | Низкий |
Экстра- или интроверсия | Экстраверт | Скорее интраверт | Скорее экстраверт | Интраверт |
Темперамент определяется типом нервной системы, то есть присущ от рождения. Нельзя его полностью изменить, но можно по-другому смотреть на ситуации и корректировать поведение.
В психологии выделяют и другую типологию в соответствии с преобладанием в человеке определенных аспектов личности: разума, энергии, сущности или характера, тактичности и индивидуальности. На основании этого выделяют 4 группы личностей, каждая из которых включает еще 4 подтипа - итого 16 типов или персоналий.
К данной группе относятся:
К группе дипломатов относят:
Включает в себя:
К данной группе относятся: