Главная » Заготовка и хранение » Культурные реформы петра 1 итоги. Грамота для граждан

Культурные реформы петра 1 итоги. Грамота для граждан


Ведение…………………………………………………………………………….3

    Новая организация просвещения. Развитие науки………………………4

    Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства…9

    Зарождение новой архитектуры…………………………………………12

    Ломка старых устоев в быту……………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………18

Литература……………………………………………………………………….22

Введение.

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния. Целью реферата и является анализ процесса ломки старых традиций, анализ небывало бурного развития новых культурных учреждений, науки, изменений в быту.

Чтобы решить поставленные задачи, необходимо:

    Кратко проанализировать состояние экономической и духовной жизни России накануне царствования Петра I

    Изучить, как идеологически обосновывали необходимость реформ выдающиеся мыслители и ученые петровского времени.

    Конкретно показать, что сделано для конкретных преобразований культуры, быта, т.е. показать развитие просвещения, науки, искусства, перемены в укладе жизни различных слоев общества.

    Проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Моя работа охватывает хронологически 1684-1725 годы.

1. Новая организация просвещения. Развитие науки.

Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования.

Развитие просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами развития экономики, создания армии и преобразованием государственного аппарата. В петровское время обучение переходит от церкви к государству, богословие уступает место прикладным наукам. Величайшим достижением Петра является то, что он заставил российских дворян учиться, хотя и преимущественно насильственными методами.

Реформы в сфере образования являлись логическим продолжением процессов, которые проходили в Московии еще до царствования Петра I. Однако школ было крайне мало и некоторые из них влачили жалкое существование. Уже начальный этап преобразования выявил трудности с подготовкой специалистов и вообще грамотных людей. Нельзя было находиться в постоянной зависимости от иноземцев при комплектовании армии, флотских экипажей, в удовлетворении колоссальных потребностей в мастерах кораблестроения, горного дела и т.д. Практически не было специалистов-артиллеристов, фортификаторов, медиков, рудознатцев, астрономов, геодезистов и др. Петр I вынужден был обращаться к иностранным специалистам. Но это имело серьезные отрицательные последствия. Иностранным специалистам приходилось платить жалование в три-четыре раза больше чем отечественным. Зачастую на русскую службу приезжали не лучшие, недостаточно квалифицированные люди. Некоторые офицеры готовы были служить любому, кто больше заплатит, они были лишены чувства долга, патриотизма и не выдерживали первых же серьезных испытаний.

Практические меры по созданию отечественных учебных заведений ведут свое начало ко времени пребывания Петра в Англии, где он нанял трех преподавателей. Эти преподаватели были предназначены для школы навигационных наук.

Однако до открытия навигационной школы приходилось использовать другой способ обучения - посылать русских учеников за границу. При этом им вменялось в обязанность не столько усвоение теоретических знаний, сколько приобретение практических навыков в кораблестроении, в управлении кораблем во время боя, кораблевождении. Учащиеся постигали науки не столько за партой, сколько с топором в руках на верфи и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что отправка русских людей за границу для обучения производила крутой переворот в сознании современников. В допетровские времена общение с иностранцами не поощрялось. Разрешение на выезд за рубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся в составе посольств и купцы (гости). Для купцов это была существенная привилегия: среди промышленно-торгового населения страны только гости имели право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских заграницу не только не запрещалась, но и поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке. В "Истории Шведской войны" автор повествует, что в 1699 году "государь дал позволение всем своим подданным ездить в иностранные европейские государства для обучения, которое раньше было запрещено под казнию; и не только позволял, но еще к тому и понуждал."

Это новшество многим было совершенно враждебно. Интересно привести в пример первого ученика обученного в Европе. Это был сподвижник Петра I Петр Васильевич постников. После обучения в славянско-греческо-латинской академии его отправили в Италию обучаться медицине. В Падуанском университете он получил две ученые степени - доктор медицины и философии.

Его эрудиция и знание европейских языков пригодились царю во время его первого путешествия за границу, он сопровождал Петра в Амстердаме и Лондоне, консультировал царя по поводу приобретения коллекций и медикаментов. Позже он был использован на дипломатической службе.

Регулярная практика отправки недорослей на учебу за границу начинается с конца 1696 года, когда был опубликован указ об отправке в разные государства учиться всяким наукам для 61 человека. Из них 39 человек ехали в Италию, 22 в Голландию и Англию. В числе отправленных 23 человека были княжеского рода.

Петр лично составил для этих учеников инструкцию, в которой изложил программу обучения. В число наук, которые надлежало одолеть царь включил навигацию и кораблестроение. О результатах обучения выдавались свидетельства иностранных учителей, это были специальные дипломы. Кроме учебы стольник, - посыльный за границу обязан был обучить обладеваемой специальности прикрепленного солдата или сержанта, а также нанять на русскую службу по два искусных мастера-кораблестроителя. Таким образом, общее число отправившихся за границу на обучение составляло 122 человека.

В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему. Однако это был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения.

В первой четверти ХVIII была создана целая сеть школ начального обучения. Открыты цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих и подьяческих детей 10-15 лет. Скоро было уже 42 таких школы главным образом в провинциальных городах.

Наиболее важными в системе петровского просвещения являются технические учебные заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия в Навигационной и Артиллерийской школах, а позднее вместо навигационной школы была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712г. в Москве открылась инженерная школа. Медицинский персонал готовился в Медицинском училище при Московском госпитале. Создание системы подготовки кадров позволило освобождаться от иностранцев наемников, и прежде всего в офицерском корпусе. Уже после Прутского похода Петр уволил в отставку свыше 200 генералов и офицеров-иностранцев. К 20 годам ХVIII века офицерский корпус на 90% состоял из русских.

Первые учебники. Введение гражданского шрифта.

Для открывшихся школ выпускалась разнообразная учебная литература - буквари, пособия по математике, механике и др. Преподаватель навигационной школы Л. Магницкий издал знаменитую "Арифметику". С января 1703 года в Москве стала выходить первая печатная газета "Ведомости о военных и иных делах достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах".

Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710 году нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению с начертанием старых церковно-славянских букв.

Развитие науки. Учреждение академии наук.

Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в картографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласов провел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная группа Курильских островов.

Большие достижения характерны для этого времени в практической механике. Собирались коллекции по минералогии и металлургии, ботанике, биологии и т.п. была организована обсерватория. Для развития и распространения научных знаний в Петербурге была учреждена Академия наук.

Начало музейного дела.

В 1714 году в России был организован первый естественнонаучный музей - Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой в стране публичной библиотекой, располагавшейся в том же здании.

Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам приобретал их за границей, либо по его приказам их доставляли из различных уголков России. Поэтому Петр считался лучшим гидом, он любил показывать экспонаты музея и рассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам.

Первые экспонаты для музея Петр приобрел во время первого заграничного путешествия в 1697 –1698 гг. Сбор редкостей внутри страны также связан с инициативой Петра I. Он давал поручения должностным лицам в провинции. Издавал указы с призывом к населению приносить все что "зело старо и необыкновенно": - кости вымерших животных, птиц, предметы старины, древние грамоты, рукописи и печатные книги, а так же уродов. За экспонаты полагалось вознаграждение, а если чиновник не сделает этого должным образом, ему царь грозил потерей чина. Экспедициям, отправлявшимся на обследование дальних земель, вменялось в обязанность собирать и доставлять образцы руд, растений, предметы быта и всякие редкости. В итоге уже к концу жизни Петра собрание Кунсткамеры приобрело славу чуть ли не самого богатейшего в Европе.

Уважаемые коллеги!

Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.

Я хочу представить вам одну из интерактивных методик - «Кейс технология». Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаю, что метод кейс - стади может помочь эти навыки сформировать и закрепить.

Этот метод соответствует современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно- ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода

    Опыт основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова, А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова С.Е.Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования

    Методические основы кейс- технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г.

Название технологии произошло от латинского casus - запутанный необычный случай; а также от английского case - портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Кейс метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них. В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. У нас в России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Структура процесса обучения по КТ

    Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

Он должен быть проблемным

Имеющий прецеденты,

Должен допускать альтернативные варианты решения

Кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т. д.“

    ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации)- ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности),

    выявляется ПОЗИЦИЯ школьника по сути ситуации (формируется альтернативное мышление.

Коллективное обсуждение вариантов решения(сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности

Используя кейс- технологию, я преследую следующие цели

    «погружение в историю, в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)

    способствую тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор

    развитие компетентностей учащихся

Зуев Евгений Владимирович

Содержимое разработки

Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды , а кроме того носить платье немецкое и французское . Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга.

К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей , явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. По воспоминаниям современников (камер-юнкера Ф. В. Берхгольца), поначалу присутствовавшие чувствовали себя достаточно неуютно и скованно, но постепенно и ассамблеи и новое европейское платье вошли в обиход дворянства и уже ко II четверти XVIII в. стали восприниматься вполне естественно. Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению» .

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук , разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа , а в 1712 г. – Инженерная . В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия . Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы . Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ .

С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст: «а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был».

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим» , а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого , которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него «вратами учености».

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук . Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.

В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским . Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости» , пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев. Иван Никитьевич Никитин (1690–1742) родился в семье московского священника. С ранней юности он проявил способности к рисованию. Петр, узнав о его способностях, велел брать уроки живописи и рисунка, а для завершения образования отправил его на стажировку в Италию. Вернувшись, И. Н. Никитин был пожалован званием «гофмалера» (придворного художника). Работ, принадлежавших кисти Никитина, сохранилось немного. Наиболее известная из них – портрет канцлера графа Г. И. Головкина , замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля.

Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739) учился в Амстердаме и антверпенской Академии художеств. Крупные работы Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала Двенадцати коллегий и др.) не сохранились. Из нескольких известных теперь портретов наиболее выразителен автопортрет с женой , в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу. Лирическая одухотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов . В I половине XVIII в. в России работало много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наибольшей известностью пользуются И. Г. Таннауэр , Л. Каравакк .

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы , Алексей Ростовцев . Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли (1675 – 1744) – выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи – бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. - Б. Леблон , П. М. Еропкин . Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 – 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор , здание Двенадцати коллегий . Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. - М. Фонтана и Г. Шедель ).

Содержимое разработки

Василий Ключевский о жизни и деятельности Петра I

Василий Осипович Ключевский (1841–1911) - знаменитый российский историк, профессор русской истории Московского университета и Московской духовной академии, автор «Курса русской истории» - курса лекций, пользовавшихся неимоверной популярностью в начале XX века.

Петр прожил свой век в постоянной и напряженной физической деятельности, вечно вращаясь в потоке внешних впечатлений, и потом развил в себе внешнюю восприимчивость, удивительную наблюдательность и практическую сноровку. Но он не был охотник до досужих общих соображений; во всяком деле ему легче давались подробности работы, чем ее общий план; он лучше соображал средства и цели, чем следствия; во всем он был больше делец, мастер, чем мыслитель. Такой склад его ума отразился и на его политическом и нравственном характере. Петр вырос в среде, совсем неблагоприятной для политического развития. То были семейство и придворное общество царя Алексея, полные вражды, мелких интересов и ничтожных людей. Придворные интриги и перевороты были первоначальной политической школой Петра. Злоба сестры выбросила его из царской обстановки и оторвала от сросшихся с ней политических понятий. Этот разрыв сам по себе не был большой потерей для Петра: политическое сознание кремлевских умов XVII в. представляло беспорядочный хлам, составившийся частью из унаследованных от прежней династии церемониальных ветошей и вотчинных привычек, частью из политических вымыслов и двусмыслиц, мешавших первым царям новой династии понять свое положение в государстве. Несчастье Петра было в том, что он остался без всякого политического сознания, с одним смутным и бессодержательным ощущением, что у его власти нет границ, а есть только опасности. Эта безграничная пустота сознания долго ничем не наполнялась. Мастеровой характер усвоенных с детства занятий, ручная черная работа мешала размышлению, отвлекала мысль от предметов, составляющих необходимый материал политического воспитания, и в Петре вырастал правитель без правил, одухотворяющих и оправдывающих власть, без элементарных политических понятий и общественных сдержек. Недостаток суждения и нравственная неустойчивость при гениальных способностях и обширных технических познаниях резко бросались в глаза и заграничным наблюдателям 25-летнего Петра, и им казалось, что природа готовила в нем скорее хорошего плотника, чем великого государя. С детства плохо направленный нравственно и рано испорченный физически, невероятно грубый по воспитанию и образу жизни и бесчеловечный по ужасным обстоятельствам молодости, он при этом был полон энергии, чуток и наблюдателен по природе. Этими природными качествами несколько сдерживались недостатки и пороки, навязанные ему средой и жизнью. Уже в 1698 г. английский епископ Бернет заметил, что Петр с большими усилиями старается победить в себе страсть к вину. Как ни мало был Петр внимателен к политическим порядкам и общественным нравам Запада, он при своей чуткости не мог не заметить, что тамошние народы воспитываются и крепнут не кнутом и застенком, а жестокие уроки, данные ему под первым Азовом, под Нарвой и на Пруте, постепенно указывали ему на его политическую неподготовленность, и по мере этого начиналось и усиливалось его политическое самообразование: он стал понимать крупные пробелы своего воспитания и вдумываться в понятия, вовремя им не продуманные, о государстве, народе, о праве и долге, о государе и его обязанностях. Он умел свое чувство царственного долга развить до самоотверженного служения, но не мог уже отрешиться от своих привычек, и если несчастья молодости помогли ему оторваться от кремлевского политического жеманства, то он не сумел очистить свою кровь от единственного крепкого направителя московской политики, от инстинкта произвола. До конца он не мог понять ни исторической логики, ни физиологии народной жизни. Впрочем, нельзя слишком винить его за это: с трудом понимал это и мудрый политик и советник Петра Лейбниц, думавший и, кажется, уверявший Петра, что в России тем лучше можно насадить науки, чем меньше она к тому подготовлена. Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения: он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с ее исторического русла и вогнать в новые берега. Потому, радея о народе, он до крайности напрягал его труд, тратил людские средства и жизни безрасчетно, без всякой бережливости. Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык обращаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их. Эти особенности его характера печально отразились на его семейных отношениях. Великий знаток и устроитель своего государства, Петр плохо знал один уголок его, свой собственный дом, свою семью, где он бывал гостем. Он не ужился с первой женой, имел причины жаловаться на вторую и совсем не поладил с сыном; не уберег его от враждебных влияний, что привело к гибели царевича и подвергло опасности самое существование династии. Так Петр вышел непохож на своих предшественников, хотя между ними и можно заметить некоторую генетическую связь, историческую преемственность ролей и типов. Петр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева-сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел подвижной хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.

Источник: Ключевский В. О. О русской истории. М. : Мысль, 1993. С. 440–442.

Содержимое разработки

СЛОВО НА ПОГРЕБЕНИЕ ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШАГО ДЕРЖАВНЕЙШАГО ПЕТРА ВЕЛИКАГО, императора и самодержца всероссийскаго, отца отечества, проповеданое в царствующем Санктъпетербурге, в церкви Святых Первоверховных апостол Петра и Павла, святейшаго правительствующаго Синода вицепрезидентом, преосвященнейшим Феофаном, архиепископом псковским и нарвским, 1725, марта 8

Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великаго погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? Ох, как истинная печаль! Ох, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучий наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу, или паче, рождший и воспитавший прямый сый отечествия своего отец, которому по его достоинству добрии российстии сынове безсмертну быть желали, по летам же и состава крепости многолетно еще жить имущаго вси надеялися, - противно и желанию и чаянию скончал жизнь и - о, лютой нам язвы! - тогда жизнь скончал, когда по трудах, безпокойствах, печалех, бедствиях, по многих и многообразных смертех жить нечто начинал. Довольно же видим, коль прогневали мы тебе, о Боже наш! И коль раздражили долготерпение твое! О недостойных и бедных нас! О грехов наших безмерия! Не видяй сего, слеп есть, видяй же и не исповедуяй, в жестокосердии своем окаменей есть. Но что нам умножать жалости и сердоболия, которыя утолять елико возможно подобает. Как же то и возможно! Понеже есть ли великия его таланты, действия и дела воспомянем, еще вящше утратою толикаго добра нашего уязвимся и возрыдаем. Сей воистину толь печальной траты разве бы летаргом некиим, некиим смертообразным сном забыть нам возможно. Кого бо мы, и какового, и коликаго лишилися? Се оный твой, Россие, Сампсон, каковый да бы в тебе могл явитися, никто в мире не надеялся, а о явлшемся весь мир удивился. Застал он в тебе силу слабую и сделал по имени своему каменную, адамантову; застал воинство в дому вредное, в поле не крепкое, от супостат ругаемое, и ввел отечеству полезное, врагом страшное, всюду громкое и славное. Когда отечество свое защищал, купно и возвращением отъятых земель дополнил и новых провинций приобретением умножил. Когда же востающая на нас разрушал, купно и зломыслящих нам сломил и сокрушил духи и заградив уста зависти, славная проповедати о себе всему миру повелел. 531 Се твой первый, о Россие, Иафет, неслыханное в тебе от века дело совершивший, строение и плавание корабельное, новый в свете флот, но и старым не уступающий, как над чаяние, так выше удивления всея селенныя, и отверзе тебе путь во вся концы земли и простре силу и славу твою до последних окиана, до предел пользы твоея, до предел, правдою полагаемых, власть же твоея державы, прежде и на земли зыблющуюся, ныне и на мори крепкую и постоянную сотворил. Се Моисеи твой, о Россие! Не суть ли законы его, яко крепкая забрала правды и яко нерешимая оковы злодеяния! Не суть ли уставы его ясныя, свет стезям твоим, высокоправительствующий сигклит и под ним главныя и частныя правительства, от него учрежденныя! Не светила ли суть тебе к поисканию пользы и ко отражению вреда, к безопастию миролюбных и ко обличению свирепых! Воистинну оставил нам сумнение о себе, в чем он лучший и паче достохвальный, или яко от добрых и простосердечных любим и лобызаем, или яко от нераскаянных лестцов и злодеев ненавидим был. Се твой, Россие, Соломон, приемший от Господа смысл и мудрость многу зело. И не довольно ли о сем свидетельствуют многообразная философская искусства и его действием показанная и многим подданным влиянная и заведенная различная, прежде нам и неслыханная учения, хитрости и мастерства; еще же и чины, и степени, и порядки гражданския, и честныя образы житейскаго обхождения, и благоприятных обычаев и нравов правила, но и внешний вид и наличие краснопретвореное, яко же отечество наше, и отвнутрь и отвне, несравненно от прежних лет лучшее и весьма иное видим и удивляемся. Се же твой, о и церкве российская, и Давид, и Константин. Его дело - правительство синодальное, его попечение - пишемая и глаголемая наставления. О, коликая произвносило сердце сие воздыхания о невежестве пути спасеннаго! Коликия ревности на суеверия, и лестническия притворы, и раскол, гнездящийся в нас безумный, враждебный и пагубный! Коликое же в нем и желание было и искание вящщаго в чине пастырском искусства, прямейшаго в народе богомудрия и изряднейшаго во всем исправления! Но о многоименитаго мужа! Кратким ли словом объимем безчисленныя его славы, а простирать речи не допускает настоящая печаль и жалость, слезить токмо и стенать понуждающая. Негли со временем ничто притупится терн сей, сердца наша бодущий, и тогда пространнее о делах и добродетелех его побеседуем. Хотя и никогда довольно и по достоинству его возглаголати не можем; а ныне, кратко воспоминающе и аки бы токмо воскрилий риз его касающеся, видим, слышателие, видим, беднии мы и нещастливии, кто нас оставил и кого мы лишилися. Не весьма же, россияне, изнемогаим от печали и жалости, не весьма бо и оставил нас сей великий монарх и отец наш. Оставил нас, но не нищих и убогих: безмерное богатство силы и славы его, которые вышеименованными его делами означилося, при нас есть. Какову он Россию свою зделал, такова и будет: зделал добрым любимою, любима и будет; зделал врагом страшную, страшная и будет; зделал на весь мир славную, славная и быть не престанет. Оставил нам духовная, гражданская и воинская исправления. Убо оставляя нас разрушением тела своего, дух свой оставил нам. Наипаче же в своем в вечная отшествии не оставил нас сирых. Како бо весьма осиротелых нас наречем, когда державное его наследие видим, прямаго по нем помощника в жизни его и подобонравнаго владетеля по смерти его, тебе, милостивейшая и самодержавнейшая государыня наша, великая героина, и монархиня, и матерь всероссийская! Мир весь свидетель есть, что женская плоть не мешает тебе быть подобной Петру Великому. Владетельское благоразумие и матернее благоутробие, и природою тебе от Бога данное, кому неизвестно! А когда обое то утвердилося в тебе и совершилося, не просто сожитием толикаго монарха, но и сообществом мудрости, и трудов, и разноличных бедствий его, в которых чрез многая лета, аки злато в горниле искушенную, за малое судил он иметь ложа своего сообщницу, но и короны, и державы, и престола своего наследницу сотворил. Как нам не надеятся, что зделанная от него утвердит, недоделанная совершит и все в добром состоянии удержиш. Токмо, о душе мужественная, потщися одолеть нестерпимую сию болезнь твою, аще и усугубилася она в тебе отъятием любезнейшей дщери и, аки жестокая рана, новым уязвлением без меры разъярилася. И якова ты от всех видима была в присутствии подвизающагося Петра, во всех его трудех и бедствиях неотступная бывши сообщница, понудися такова же быти и в прегорком сем лишении. Вы же, благороднейшее сословие, всякаго чина и сана сынове российстии, верностию и повиновением утешайте государыню и матерь вашу, утешайте и самих себе, несумненным познанием петрова духа в монархине вашей видяще, яко не весь Петр отошел от нас. Прочее припадем вси Господеви нашему, тако посетившему нас, да яко Бог щедрот и отец всякия утехи ея величеству самодержавнейшей государыни нашей и ея дражайшей крови - дщерям, внукам, племянницам и всей высокой фамилии отрет сия неутолимыя слезы и усладит сердечную горесть благостынным своим призрением и всех нас милостивне да утешит. Но, о Россие, видя кто и каковый тебе оставил, виждь и какову оставил тебе. Аминь.

Содержимое разработки

Кейс по истории

Тема: Изменения культуры и быта в России при Петре 1

Выбор темы для кейса был для меня однозначным, кейс должен затрагивать материалы по истории культуры России. Почему?

Главны­ми чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насажде­ние западноевропейских образцов.

Культура Петровского времени носила переход­ный характер.

Учащиеся, при выборе различных социальных ролей опираясь, на исторические и документальные источники попытаются выбрать самые острые проблемы в их социальных институтах, обосновать их. И я, надеюсь, что они смогут сделать объективную оценку (в их понимании) данному историческому событию, что позволит лучше понять эту войну.

Данный кейс можно использовать на семинарских занятиях в 11 классе, на элективных и факультативных занятиях в 9-11классах, в проектной деятельности и подготовке презентаций.

Кейс № 1

Задания к кейсу:

    соратники, советники Петра 1 .

Кейс № 2

«Преобразования в области культуры и быта при Петре 1 – прогресс или …».

Задания к кейсу:

    «Взять» на себя предложенную «роль»: представители дворян .

    Обозначить точку зрения своей «роли» по проблемам культуры и быта России при Петре 1.

    Какие проблемы (вопросы) по данной теме вы хотели бы обсудить?

    Изучить предложенные материалы, обозначить пути решения выделенных проблем.

    Выбрать форму презентации полученных результатов.

    Предоставить проект на обсуждение.

Кейс № 3

«Преобразования в области культуры и быта при Петре 1 – прогресс или …».

Задания к кейсу:

    «Взять» на себя предложенную «роль»: представители крестьян .

    Обозначить точку зрения своей «роли» по проблемам культуры и быта России при Петре 1.

    Какие проблемы (вопросы) по данной теме вы хотели бы обсудить?

    Изучить предложенные материалы, обозначить пути решения выделенных проблем.

    Выбрать форму презентации полученных результатов.

    Предоставить проект на обсуждение.

Кейс № 4

«Преобразования в области культуры и быта при Петре 1 – прогресс или …».

Задания к кейсу:

    «Взять» на себя предложенную «роль»: ученые-историки .

    Обозначить точку зрения своей «роли» по проблемам культуры и быта России при Петре 1.

    Какие проблемы (вопросы) по данной теме вы хотели бы обсудить?

    Изучить предложенные материалы, обозначить пути решения выделенных проблем.

    Выбрать форму презентации полученных результатов.

    Предоставить проект на обсуждение.

Кейс № 5

«Преобразования в области культуры и быта при Петре 1 – прогресс или …».

Задания к кейсу:

    «Взять» на себя предложенную «роль»: ученые специалисты по культуре .

    Обозначить точку зрения своей «роли» по проблемам культуры и быта России при Петре 1.

    Какие проблемы (вопросы) по данной теме вы хотели бы обсудить?

    Изучить предложенные материалы, обозначить пути решения выделенных проблем.

    Выбрать форму презентации полученных результатов.

    Предоставить проект на обсуждение.

Содержимое разработки

Роль реформ Петра I в истории России

Реформы Петра I положили начало процессу европеизации России. В предложенных отрывках исторических сочинений представлены различные точки зрения исследователей на причины и ход реформ, их цели и методы реализации, роль личности в процессе подготовки и осуществления реформ, результаты и последствия реформаторской политики.

1. Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; поворот, который должен был необходимо вести к страшному перевороту, болезненному перелому в жизни народной, в существе народа, ибо здесь было сближение с народами цивилизованными, у которых надобно было учиться, которым надобно было подражать. В России один человек, одаренный небывалою силою, взял в свои руки направление революционного движения, и этот человек был прирожденный глава государства. Что не было сделано исподволь, постепенно и потому легко и спокойно, то приходится делать потом вдруг, с болезненными напряжениями, которые мы называем революциями. Если таков общий закон, если наша революция в начале XVIII века была необходимым следствием всей предшествовавшей нашей истории, то из этого вполне уясняется значение главного деятеля в перевороте, Петра Великого: он является вождем в деле, а не создателем дела, которое потому есть народное, а не личное, принадлежащее одному Петру. Великий человек есть всегда и везде представитель своего народа, удовлетворяющий своею деятельностью известным потребностям народа в известное время. Формы деятельности великого человека условленны историей, бытом народа, среди которого он действует. Деятельность великого человека есть всегда результат всей предшествующей истории народа; великий человек не насилует свой народ, не создает того, что непотребно и невозможно для народа. Петр был представителем, вождем своего народа в деле народном.

Источник: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1989. Кн. VII. Т. 13. С. 108–109, 130–131, 173–174.

Содержимое разработки

Правила хорошего тона по руководству «Юности честное зерцало»

22. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив, также имеет оной встретившего на три шага не дошед, и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван...

27. Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли, и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать: ибо каждый купец, товар свой похваляя, продает как может...

55. Также когда в беседе, или в компании случится в кругу стоять: или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в кругу плевать, но на сторону. А ежели в каморе, где много людей, то приими харкотины в платок, а так не вежливым образом в каморе или в церкви не мечи на пол, чтоб другим от того не згадить, или отъиди для того к стороне, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно...

59. Еще же зело не пристойно, когда кто платком или перстом |в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.

Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:

В первых, обрежь свои ногти... Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо, и не хватай первый блюдо, не жри как свиния, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи. Первой не пии, будь воздержён, и бегай пиянства, пии и яждь сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому, и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пии пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов, и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубы ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба приложа к грудям не режь, ешь что пред тобою лежит, а не хватай. Ежели пред кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли. Над едою не чавкай, как свиния, и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. Когда яси яйцо, отрежь на предь хлеба, и смотри чтоб притом не вытекло, яждь скоро, яишной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пии между тем, не замарай скатерти, и не облизывай перстов. У своей тарелки не делай забора из костей корок, хлеба и прочего. Когда перестанешь ясти, возблагодари бота, умой руки и лицо, и выполощи рот…»

Цит. по: Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов. М., 1965. С. 52.

Содержимое разработки

Фамилия, имя

Помогает участникам группы

Фамилия, имя

Участвует в распределении обязанностей и выполняет свои обязанности

Активно участвует в обсуждении

Помогает участникам группы

Совместно работает над поставленным учебным заданием

Фамилия, имя

Участвует в распределении обязанностей и выполняет свои обязанности

Активно участвует в обсуждении

Помогает участникам группы

Совместно работает над поставленным учебным заданием

Фамилия, имя

Участвует в распределении обязанностей и выполняет свои обязанности

Активно участвует в обсуждении

Помогает участникам группы

Совместно работает над поставленным учебным заданием

Фамилия, имя

Участвует в распределении обязанностей и выполняет свои обязанности

Активно участвует в обсуждении

Помогает участникам группы

Совместно работает над поставленным учебным заданием

Изменения в культуре и быте в эпоху Петра I


Дворянский быт

Реформы Петра коснулись всех областей жизни, но самыми впечатляющими, пожалуй, были преобразования в быту и культуре. Внешний вид современников Петра разительно изменился.

Сам надев европейское платье, он требовал этого и от других.


Мужская одежда

  • До Петра I При Петре I
  • До Петра I При Петре I

Преобразования в моде. Петр отринул старомосковские традиции в одежде и быту. Случалось, он собственноручно обрезал боярам полы кафтанов.


  • До Петра I При Петре I


  • Курить табак
  • Пить кофе
  • Есть картофель

Новые обычаи

Введены ассамблеи

Ассамблеи-дворянский увеселительный бал, вечер.


Новые обычаи

В книге «Юности честное зерцало» говорилось о том, как должны себя вести молодые дворяне

  • Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши
  • Не проглотив куска, не говори, ибо так делают крестьяне.
  • Наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать Новые обычаи

  • Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России

  • 1701г. - Навигацкая и Артиллерийская школы
  • 1712г. - Инженерная школа
  • 1707г.- Медицинское училище
  • Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы цифирные школы(училища низшей ступени). Дети мастеровых учились в горных школах, солдатские - в гарнизонных.
  • По указу 20 января 1714г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы цифирной школы. Главная цель реформирования образования-подготовка специалистов.

  • Дети крестьян Дети дворян


Живопись

  • Начало XVIII века- время утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. В отличие от парсун XVII в. портреты нач.XVIIIв. окончательно освободились от канона.
  • Умение передавать внутренний мир героев, духовную индивидуальность позволило русскому портрету первой половины XVIII в. занять место в ряду выдающихся достижений мирового искусства.

Придворный художник И.Н.Никитин

Портрет Г.И.Головкина


  • В результате реформ Петра I культурная жизнь страны кардинально изменилась. Коренным образом изменилось отношение к Европе- в России перешли к масштабным заимствованиям опыта европейских государств.
  • Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.


-60%

петр реформа военный налог

Петр I видел, что низкий культурный уровень господствующего дворянского класса мешает делу успешного осуществления реформ по укреплению централизованного дворянского государства.

Ломая старые традиции, Петр приступил к созданию грамотного корпуса офицеров и чиновников из дворян.

Дворянин должен был с детства учиться, чтобы быть подготовленным выполнить «государеву службу». С десяти до пятнадцати лет он обязан был учиться на дому, в военных или гражданских «цифирных» школах. «Государеву службу» дворяне начинали с пятнадцати лет и служили до полной утраты работоспособности. Когда дворянский «недоросль» являлся на службу, ему устраивался экзамен, если он не кончал школу, после чего, в зависимости от обнаруженных знаний, дворянин определялся на ту или иную должность. Часто проверку знаний «недорослей» производил сам Петр. Известный минимум грамотности стал обязательным для дворянина, без него он не мог рассчитывать на продвижение по службе. Более того, дворянину, желающему жениться, необходимо было предъявлять справку о полученном образовании,

Для обучения дворян Петр создал целую сеть учебных заведений, в первую очередь военных. Разночинцы допускались к обучению в школах, но они могли и не учиться. Обязательной учеба была только для дворян.

В 1701 г. в Москве была основана «навигацкая» школа, где обучали морскому делу. Впоследствии «навигацкая» школа была переведена в С.-Петербург и преобразована в Морскую академию.

В том же 1701 году была открыта артиллерийская школа. В ней до открытия специальной школы готовили также и офицеров инженерной службы. В 1712 г. в Москве начала работать специальная инженерная школа. В 1707 г. при госпитале в Москве была основана первая медицинская школа.

В 1714 г. во всех губерниях организуются «цифирные» школы.

Для детей духовенства Петр I приказал открыть в каждой епархий епархиальные школы В 1725 г. было уже 46 епархиальных школ.

Петр провел всю подготовительную работу для основания в России Академии наук с гимназией и университетом при ней. Академия наук была открыта в С.-Петербурге после смерти Петра I в 1726 г.

Одновременно с организацией школ составлялись необходимые учебники, развивалось книгоиздательство. Вышли букварь и грамматика Поликарпова, учебник арифметики Копиевского и Магницкого, греческого, латинского, славянского языков, «таблицы логарифмов и синусов» Магницкого и Фарварсона. При непосредственном участии самого Петра I секретарь Макаров составил «1 историю Свейской войны». Иван Посошков написал свой замечательный труд «О скудности и богатство.-. Появилось в печати много оригинальных и переводных трудов. 2 января 1703 г. в Москве вышел первый номер газеты «Ведомости» -- первенец русской периодической печати.

Рост различных учебных заведений и резко возросшая потребность в печатных изданиях потребовали реформы печатного и письменного шрифта. Громоздкий и сложный славянский шрифт был неудобен и трудночитаем. В 1708 г. он был заменен новым «гражданским» русским шрифтом, который составил сам Петр I.

Нет ни одной отрасли культуры, где не оставила бы след бурная деятельность царя-преобразователя.

С 1700 г. вводится новое, европейское летосчисление; новый год устанавливается с 1 января, а не с 1 сентября, как было ранее в России.

Петр 1 создавал музеи, библиотеки, театры.

Он придавал большое значение вопросу изучения своей страны, ее географии и природных богатств. При нем было произведено картографическое описание Каспийского моря и составлена его первая карта. Петр посылал экспедиции по обследованию Великого Северного пути и по отысканию дороги в Индию через Среднюю Азию, организовал экспедицию Беринга.

Петр I не ограничивался подготовкой дворян в основанных им школах, он посылал их учиться и за границу.

Следует отметить, что дворяне, побывавшие за границей, часто слепо подражали западноевропейским обычаям, нравам, коверкали русский язык, пренебрегали всем русским, восхищаясь иностранным.

Круто и решительно насаждал Петр кульгуру, новый быт и обычаи. Он боролся с консерватизмом и косностью, «не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства».

В годы правления Петра I культурный уровень страны значительно вырос. Развилась светская наука, господствовавшее ранее в науке богословие отошло на второй план. Условия для дальнейшего развития науки и культуры/ освобожденных от мертвящего влияния церкви, значительно улучшились.

«Реформа Петра, взволновавши давнишний застой Руси, разорвавши узы, которыми связывали всех остатки местничества и другие боярские предрассудки и обычаи, давши больше простора всем классам, значительно ускорили ход самой образованности».

Преобразования Петра I в области культуры

По мнению С. Ф. Платонова, разделяемому большинством историков, Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Этим фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей.Этой душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды , а кроме того носить платье немецкое и французское . Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей , явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению» .

Стараниями Петра были освоены новые культуры растений: помимо хрестоматийно известного картофеля, царь активно содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались более совершенные сорта технических культур: льна, конопли. Заводился голландский скот.

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук , разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа , а в 1712 г. – Инженерная . В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия . Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе,нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы . Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст.

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим» , а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого .

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук . Академия стала крупным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые.. При академии были открыты гимназия и академический университет.

В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским . Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости» , пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван иАлексей Зубовы , Алексей Ростовцев .

В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры.

Особенность культурной политики при Петре I: государь поощрял сферы, необходимые для государства: создание новой системы просвещения, развитие науки, светского искусства, изменения в быту.

Просвещение и наука. Реформы требовали большого количества образованных людей. Молодых дворян отправляли на учёбу за границу. В 1701 г. открыты Навигацкая школа (позднее – Морская академия), Артиллерийская школа , в 1707 г. – Медицинское училище , в 1712 г. – Инженерная школа . Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 «цифирные школы». Появились новые учебники: «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703 г.). Поскольку многие дворяне учились неохотно, Пётр запретил им жениться до окончания обучения. Появились школы для детей рабочих и солдат. Образование стало светским. Богословские предметы отошли на второй план, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело и т.д. В 1708 г. страна перешла с церковнославянского шрифта на более простой граждан­ский шрифт.

В 1700 г. Пётр ввёл летоисчисление по европейскому образцу – не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Началом года стало 1 января. С 1703 г. стала выходить печатная газета «Ведомости » (с 1728 г. – «Санкт-Петербург­ские ведомости»), от­крылся первый музей в Петербурге – «Кунсткамера ». В 1714 г. в Петербурге создана первая в России государственная публичная библиотека.

В 1724 г. Пётр издал указ об учреждении Академии наук (открыта в 1725 г. после смерти царя). А. И. Манкиев написал «Ядро российской истории». При участии Петра I написана история Север­ной войны («Гистория Свейской войны »). Пётр организовал регулярное почтовое со­общение. Царь намеревался проложить торговый путь в Индию. Он направил экспедиции в Среднюю Азию. Были составлены карты Каспийского, Аральского и Азовского морей. Русские земле­проходцы достигли Курильских островов.

Общественная мысль. Центральной проблемой общественно-политической мысли являлся вопрос идеологии абсолютизма. Принципы абсолютизма были разработаны Ф. Прокоповичем («Правда воли монаршей», «Духовный регламент»). Экономист И. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» ратовал за дальнейшее развитие экономики. Поэт А. Кантемир вы­смеивавал в стихах противников реформ.

Во главе противников реформ Петра стоял его сын царевич Алексей. Реформы Петра обличались в произведениях старообрядцев, в «прелестных письмах» донского казака Никиты Голого .

Архитектура. В 1703 г. на­чалось строительство Петербурга. Были приглашены иностранные архитекторы: Ж. Леблон, Д. Тре­зи́ни, Б. Растрелли и др. Петербург XVIII в. строился как типичный западноевропейский город. Пётр решил: «Петербург будет второй Амстердам». Это был пер­вый город России, застройка кото­рого велась по заранее разрабо­тан­ному плану. Утверждается архитектур­ный стиль русское барокко. Барокко – направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи), которому свойственны контраст­ность, динамичность, стремление к пышности и величию. Заимст­вуются элементы западноевропейской архитектуры (готи­ческий шпиль). Петербург строился на болотистых берегах Невы в кратчайшие сроки в условиях сурового климата. От голода и непосильной работы погибло множество людей. По словам Н. М. Карамзина, «Петербург основан на слезах и трупах». Известны стихи польского поэта А. Мицкевича:



Рим создан человеческой рукою,

Венеция богами создана,

Но каждый согласился бы со мной,

Что Петербург построил Сатана...

Важнейшие архитектурные памятники Петербурга того времени:

Лет­ний дворец Петра I, Петропавловский собор (Д. Трезини );

Здание Две­надцати коллегий (Д. Трезини, М.Г. Земцов );

Меншиков дворец (Дж.-М. Фонтáна и Г. Шéдель )

Строятся загородные дворцовые ансамбли под Петер­бургом – Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Цар­ское Село (Пушкин). Петергоф должен был, по замыслу царя, пре­взойти Версальский дворец французских королей.

В Москве возводятся: Арсенал в Кремле (Д. Иванов, X. Конрад, М. Чоглоков ), Лефортовский дворец (Д. Аксамитов ), Меншикова башня (И. Зарудный ).

Живопись . Ведущее место зани­мают картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Портреты делятся на камерные , в которых художник стремится проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные , подчерки­вающие социальный статус изображаемого человека. Наиболее известные художники:

-И. Н. Никитин («Пётр Первый на смертном ложе», «Портрет канцлера Г. И. Головкина», «Напольный гетман»);

-А. М. Матвеев обучался в Голландии («Автопортрет с женой»).

-А. Ф. Зубов создавал гравюры – панорамы Петербурга, батальные сцены из истории Северной войны и др.

Скульптура. Первые скульптуры для Летнего сада были привезены из Италии. К. Растрелли изготовил скульптуры для Петергофа.

Театр. Появляется общедоступный русский театр. В 1702 г. в «Комедийной хоромине» на Красной площади Москвы немецкие актёры разыгрывали пьесы иноземных авторов.

Быт. При­чиной отсталости России царь-реформатор считал пат­риархальный быт. Отвергая ненавистную старину, Пётр возвёл «брадобритие» в ранг государственной политики. За ношение бороды приходилось платить пошлину: дворянам – по 60 руб., купцам – по 100 руб., прочим горожанам – по 30 руб. в год. Уплативший получал медный знак, который носил на шее в доказательство того, что борода оплачена. Крестьяне пла­тили за бороду по одной копейке при въезде в город. Освобождались от уплаты лишь духовные лица.

С целью обратить рос­сиян в европейцев Пётр издал указ о ношении иноземной одежды немецкого или венгерского покроя. Декольтиро­ванные платья надели дворянские жёны и дочери. Пётр предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак. Царь ввёл новые формы досуга – ассамблеи . На них следовало являться с жёнами и до­черьми. Это означало конец теремнóго затворни­чества русских жен­щин. Ассамблеи требовали изучения иностранных языков, галантных манер («политéса »), умения танцевать. Воспитание молодых дворян прохо­дило по учебнику хороших манер, привезённому из Пруссии – «Юно­сти честное зерцáло , или Показание к житейскому обхождению » (1717 г.).

Преобразования в области культуры позволи­ли России вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран. Зачастую заимствования из Европы носили характер слепого подражания. Среди русской знати за­родилось низкопоклонство перед западной культу­рой, пренебрежение к русским традициям, обычаям, языку. Преобразования фактически не коснулись крестьянства.

Таким образом , реформы Петра I трудно оценить однозначно.

С од­ной стороны, реформы были непонятны и не­навистны народу, они проводились бессистемно, жестоко, на крепостнической основе. Реформы усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада. В ре­зультате много­численных войн население страны сократи­лось.

С другой стороны, ре­формы нарушили неторопливый ход развития России. Пётр способствовал ускорению экономичес­кого развития, создал промышленность, флот, вывел Россию в число великих держав мира, сблизил с Западом («про­рубил окно в Европу»).

Отношение Петра I к Европе было противо­речивым. Он говорил: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом».

В России шёл процесс оформления абсолютной монархии – системы вла­сти, при которой вся её полнота принадлежит одному человеку, стоя­щему во главе государства – царю (императору).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта