Павлов-Сильванский Николай Павлович (1.II.1869 - 17.IX.1908) - русский историк. Сын флотского врача. Окончил в 1892 году историко-филологический факультет Петербургского университета и был рекомендован "для приготовления к профессорскому званию". Одновременно поступил на службу в Архив МИДа. Случайный провал Павлова-Сильванского на магистерском испытании (1895) закрыл для него возможность профессорско-преподавательской деятельности в государственных университетах. С 1899 года Павлов-Сильванский работал в Государственном архиве МИДа. В 1905-1907 годы он преподавал курс русской истории в демократических учебных заведениях (в Высшей вольной школе П. Ф. Лесгафта и др.). С 1907 года Павлов-Сильванский - профессор кафедры истории русского права Высших женских курсов. В 1908 году скоропостижно умер от холеры. По политическим воззрениям Павлов-Сильванский был кадетом; однако в ходе революции 1905-1907 года отчетливо стали проявляться его демократические симпатии. На формирование его научных взглядов большое воздействие оказали работы С. М. Соловьева и западно-европейских позитивистов. В 90-х годах Павлов-Сильванский испытал влияние социологических идей "легального марксизма ". В своих сочинениях Павлов-Сильванский исследовал главным образом проблемы феодализма в Древней Руси, реформы Петра I и историю общественной мысли 18-19 веков.
Основная заслуга Павлова-Сильванского состоит в том, что он доказал наличие в истории русского общества особого феод. периода его развития, который однотипен с феодальным строем стран Западной Европы ("Феодализм в Древней Руси", СПБ, 1907; "Феодализм в удельной Руси", СПБ, 1910). Павлов-Сильванский понимал феодальный строй как сумму политико-юридических явлений. Его признаками он считал: 1) раздробление страны на домены-сеньории; 2) объединение этих владений договорными вассальными связями; 3) наличие условного землевладения. Последнее не являлось, по его мнению, абсолютно необходимым признаком феодальных отношений. Павлов-Сильванский также определил феодализм как догосударственный период, как время господства частного права. Он считал "боярщину-сеньорию" основной ячейкой "феодального организма" (это было косвенным отражением марксистских идей), но не сделал этот тезис отправным пунктом анализа феодальных отношений. Это привело его к резкому разграничению феодального режима от сеньориального, к пониманию первого только как определенных политических отношений. Феодальному строю в Древней Руси предшествовал, по мнению Павлова-Сильванского, общинный период (до 12 века), высшей формой которого были племенные порядки. Феодальный период продолжался с 12 века до 1565 года. В этот период крестьянская община была порабощена сеньорией. Павлов-Сильванский указал на живучесть в это время общины, оседлость основных групп населения во всех районах Северо-Восточной Руси, ограничение права перехода крестьян еще до Судебника 1497 года и независимое от пожалования князя происхождении иммунитета. Время 1565-1861 годов по Павлову-Сильванскому - период государственной истории России. Хотя он имел ту же социальную основу, что и феодальный, однако был противоположен ему. Государственный период прошел два этапа - господства московской сословной монархии (до Петра I) и развития абсолютной монархии. Обе эти формы государственной власти он считал надклассовыми, что было, по его мнению, характерно и для стран Западной Европы. На 1-м этапе сословия могли еще в известной мере ограничивать самодержавную власть, которая облагала тяглом посадских людей и требовала военной службы от дворян. Для 2-го этапа характерен перевес власти монарха, опиравшегося на регулярную армию, над "стеснявшею ее раньше силой сословий". С 1861 года начался переходный период от старого сословного строя к новому свободному гражданскому порядку. При исследовании феодализма в России Павлов-Сильванский широко применял сравнительно-исторический метод, который трактовался им как установление чисто внешнего сходства прежде всего государственных и политико-юридических институтов. Важны исследования Павлова-Сильванского о реформах Петра I и особенно по истории общественной мысли и освободительного движения в России. Павлов-Сильванский считал А. Н. Радищева первым русским революционером. К последующим проявлениям освободительной борьбы он относил деятельность декабристов, народовольцев, марксистов и социал-демократов, народников и эсеров. В истории декабристов его внимание привлекла деятельность Южного общества (рукопись этой его работы утеряна) и, в частности, П. И. Пестеля . Отдельные работы он посвятил И. Т. Посошкову , А. С. Пушкину , волнениям крестьян при Павле I и другим темам.
В. Д. Назаров. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.
Историки (биографический справочник).
Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897;
Государевы служилые люди, Соч., т. 1, СПБ, 1909;
Очерки по рус. истории XVIII-XIX вв., Соч., т. 2, СПБ, 1910.
Щеголев П. Е., Памяти Н. П. Павлова-Сильванского, "Минувшие годы", 1908, No 10;
Валк С. Н., Вступительная лекция Н. П. Павлова-Сильванского, в сб.; Вопросы историографии и источниковедения истории СССР, М.-Л., 1963;
Очерки истории историч. науки в СССР, т. 3, М., 1963.
Сильванский Н. И.
Николай Иосифович (р. 23 XII 1915 (5 I 1916), Харьков) - сов. композитор, пианист и педагог. В 1944 окончил Моск. консерваторию у Я. В. Флиера (фп.). Композиции обучался у В. А. Барабашова в Харькове. В 1944-54 солист Харьковской филармонии. С 1947 преподавал в Харьковской консерватории и муз. уч-ще, с 1954 - в Киевской консерватории (с 1963 доцент). Автор балетов "Необычайный день" (1963, Киев), "Мальчиш-Кибальчиш" (1977, там же), симфонии (1966), 7 концертов для фп. с оркестром (1956-80; 5-й - "Украинский", 6-й - "Октябрь"), концертов для трубы (1967), для баяна (1975) с оркестром, разл. камерно-инстр. ансамблей (в т.ч. струн. квартета "Пастели", 1981), произв. для фп. (3 сонаты, 24 прелюдии, циклы пьес), для голоса с фп. (вок. циклы на сл. С. А. Есенина, Р. Бёрнса).
Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .
- (Павлов Сильванский) протоиерей, писатель по пчеловодству; род. в 1806 г., ум. 4 июля 1879 г., сын протоиерея Гавриила Саввича, из дворян Слободской Украинской губернии; в 1827 г. окончил курс в Харьковском Коллегиуме; в 1831 г. служил… …
- (1915 1978) советский авиаконструктор. В 1938 1940 гг. возглавлял КБ на заводе № 153 в Новосибирске. Сконструировал небольшой истребитель И 220 (ИС) … Большая биографическая энциклопедия
Род. 5 янв. 1916 в Харькове, ум. 6 марта 1985 в Киеве. Композитор. В 1944 окончил Моск. конс. по кл. ф п. Я. В. Флиера. По композиции занимался в 1950 1953 у В. А. Барабашева в Харькове. В 1944 1953 солист Харьковской обл. филармонии,… … Большая биографическая энциклопедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Павлов. Николай Павлович Павлов Сильванский … Википедия
Николай Павлович , русский историк. После окончания историко филологического факультета Петербургского университета работал в МИДе (с 1892), с 1899 в Государственном архиве МИДа. В 1906… …
Русский историк. После окончания историко филологического факультета Петербургского университета работал в МИДе (с 1892), с 1899 в Государственном архиве МИДа. В 1906 08 читал курсы русской… … Большая советская энциклопедия
Николай Павлович (1869 1908), российский историк. Доказывал наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западноевропейским феодализмом (Феодализм в Древней Руси). Исследования по истории реформ Петра I, общественной мысли 18 19 … Современная энциклопедия
- (1869 1908) российский историк, профессор. Обосновал наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западно европейским феодализмом (Феодализм в Древней Руси). Исследования по истории реформ Петра I, общественной мысли 18 19 вв.,… … Большой Энциклопедический словарь
Биографический словарь
См. в статье Павловы Сильванские (Н.Г., Н.Н., Н.П., П.Н.) … Биографический словарь
Николай Павлович , русский историк. После окончания историко-филологического факультета Петербургского университета работал в МИДе (с 1892), с 1899 в Государственном архиве МИДа. В 1906-08 читал курсы русской истории и истории русского права в учебных заведениях Петербурга. С 1907 профессор истории русского права Высших женских курсов. Был член партии кадетов.
На формирование научных взглядов П.-С. оказали влияние работы С. М. Соловьева (См. Соловьёв) и западноевропейских позитивистов. В 90-е гг. испытал воздействие социологических идей «легального марксизма», в годы Революции 1905-07 изучал сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, но воспринял историческую теорию марксизма главным образом в духе экономического материализма. Основная заслуга П.-С. состоит в том, что он доказал методом сравнительно-исторического анализа наличие в России в 12-16 вв. Феодального общества, однотипного с феодальным строем в Западной Европе («Феодализм в Древней Руси», 1907; «Феодализм в удельной Руси», 1910), который он, однако, сводил к сумме социальных и политико-юридических отношений. Часть работ посвятил преобразованиям Петра I. Одним из первых начал изучать освободительное движение и общественную мысль России 18-19 вв. (А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.).
Соч.: Соч., т. 1-3, СПБ, 1909-10; Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897.
Лит.: Шапиро А. Л., Русская историография в период империализма, Л., 1962; Черепнин Л. В., К вопросу о сравнительно-историческом методе изучения русского и западноевропейского феодализма в отечественной историографии, в сборнике: Средние века, в. 32, М., 1969; Невелев Г. А., Н. П. Павлов-Сильванский - историк декабристов, в кн.: Освободительное движение в России, сб. 1, Саратов, 1971, с. 53-69; Муравьев В. А., Лекционные курсы Н. П. Павлова-Сильванского в Высших вольных учебных заведениях Петербурга, в сборнике: Археографический ежегодник за 1969, М., 1971.
Биографический словарь
Биографический словарь
Биографический словарь
Биографический словарь
Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
Психотерапевтическая энциклопедия
Новейший философский словарь
Современная энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Большая биографическая энциклопедия
Музыкальная энциклопедия
Большая Советская энциклопедия
Большой энциклопедический словарь
ПАВЛОВ Ефиму Ивановичу Смирнову дружески посвящаю свой труд. Он был до некоторой степени левшой. Только до некоторой степени. Взявшись левой рукой за скальпель или пинцет, он тут же отдергивал ее, чтобы уступить первенство правой. Проходило немного времени, и неизменно
И. П. Павлов В тоталитарных странах любят создавать авторитеты. Если из рабочей среды можно просто, ткнув наугад пальцем, выбрать Стаханова или Марию Демченко, то в науке желательно выбрать личность, всемирно известную. Выбор властей пал на И. П. Павлова, лауреата
М. Г. Павлов В одном из писем тетке Марии Акимовне Шан-Гирей Лермонтов упоминает инспектора Павлова. «Я продолжал подавать сочинения мои Дубенскому, – пишет Лермонтов-пансионер, – а Геркулеса и Прометея взял Инспектор, который хочет издавать журнал, Каллиопу
Павлов Иван Петрович Павлов (1849–1936) – русский физиолог, академик Петербургской Академии наук и АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904). Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным
ПАВЛОВ Иван Петрович Павлов (1849–1936) – русский физиолог, академик Петербургской Академии наук и АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904). Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и
Павлов, И. Ф. ПАВЛОВ, Иван Фед., портной. IV, 102.
Павлов, Н. А. ПАВЛОВ, Никол. Ал-др., дворянин и крупн. землевлад. Сарат. губ. Женат первым браком на Над. Ал-др. Ветчининой, по втор. браку Погуляевой, и вторым на гр. Елене Павл. Шуваловой, ур. Демидовой, дочери Павл. Павл. Д., кн. Сан-Донато, и его жены Елены Петр., ур. кн. Трубецкой.
ПАВЛОВ Одна из самых распространенных русских фамилий – на семнадцатом месте. Происходит от столь же распространенного имени Павел (в переводе с латинского – ‘маленький’). Производных, уменьшительных форм у этого имени множество, потому и «родственных» фамилий
Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.Павлов-Сильванский Николай Павлович Павлов-Сильванский – Николай Павлович, род. в 1869 г. По окончании курса в спб. унив., по историко-филологическому факультету, в 1892 г. был оставлен при университете и поступил на службу в министерство иностранных дел. Напечатал отдельно
ПАВЛОВ Иван Петрович Павлов (1849–1936) – русский физиолог, академик Петербургской Академии наук и АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904).* * * Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым,
ПАВЛОВ Почему-то никому из историков не пришло в голову побеседовать со свидетелем, а точнее, участником московских переговоров - переводчиком Молотова и Сталина Владимиром Николаевичем Павловым. Лишь писатель Владимир Карпов, известный своей страстью к жареным фактам
ЭТО - ПАВЛОВ! Владислав Шурыгин 26 августа 2002 0 35(458) Date: 27-08-2002 Author: Владислав Шурыгин ЭТО - ПАВЛОВ! Писать о генерал-полковнике Виталии Егоровиче Павлове трудно. Трудно потому, что масштаб его личности, его мощь требуют очень точных слов, слов, чуждых экзальтации,
И. П. Павлов Советский ученый, академик, создавший учение о высшей нервной системе и ее деятельности, оставался до конца своей жизни глубоко верующим в Бога человеком, посещал церковь и оказывал ей материальную поддержку. Один из учеников и последователей Павлова пишет.
Семинарское занятие:
1.Изучение общественного движения России Павловым-Сильванским. История России с позиций освободительного движения.
2. Вопрос о характере российского самодержавия в трудах Павлова-Сильванского.
3.Павлов-Сильванский - исследователь феодализма в древней Руси.
Источники:
Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. (Феодализм в Древней Руси. Феодализм в удельной Руси). М.,1988.
Литература:
Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма: историографические очерки. Л.: Наука, 1985.
Чирков С.В. Н.П. Павлов-Сильванский и его книги о феодализме //Павлов-Сильванский Феодализм в России. М.,1988.
Шмидт С.О. Сочинения Н.П. Павлова-Сильванского как памятник истории и культуры // Н.П. Павлов-Сильванский Феодализм в России. М.,1988.
1. Какие выводы делает Павлов-Сильванский в результате рассмотрения Истории России с позиций освободительного движения?
2. В чем смысл патриархального отношения русского народа к верховной власти по Павлову-Сильванскому?
3. Охарактеризуйте теоретико-методологический поиск Павлова-Сильванского?
4. Что нового внес Павлов-Сильванский в изучение истории древней Руси?
Николай Павлович Павлов-Сильванский (1869 - 1908)
Краткая биография. Родился в Кронштадте, где его отец служил в то время врачом во 2-м флотском экипаже. Учился в Омской гимназии, затем в гимназии при Историко-филологическом институте в Санкт-Петербурге, которую окончил с медалью. В гимназические годы увлекался художественной литературой, поэзией и историей, писал стихи. В 1888 – 1892 гг. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Будучи студентом, Павлов-Сильванский застал в Петербургском университете К. Н. Бестужева-Рюмина и В. И. Сергеевича, которых обычно и называют его учителями. Через лекции К. Н. Бестужева-Рюмина Павлов-Сильванский воспринял историзм С. М. Соловьёва и его стремление к раскрытию внутренней целостности и закономерности исторического процесса. Тесные отношения завязались у Павлова-Сильванского с молодым профессором С. Ф. Платоновым, находившегося под влиянием идей В. О. Ключевского. Через лекции представителя «юридической школы» В. И. Сергеевича Павлов-Сильванский усвоил метод юридического исследования русской древности. Большое влияние оказали на него труды классиков позитивистской философии (Т. Бокль, О. Конт, Г. Спенсер), в которых его привлекала идея исторической закономерности. К 90-м гг. относится увлечение историка изучением марксизма.
После окончания университета был оставлен при нём для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории. Однако, в 1895 г. не сдал магистерские экзамены и вынужден был поступить на службу в Министерство иностранных дел. Служил в архиве министерства. Написал ряд научных трудов. В качестве главного редактора и одного из авторов участвовал в подготовке юбилейного «Очерка по истории Министерства иностранных дел» (1902). Также по «официальному поручению» Министерства внутренних дел опубликовал труд «Государевы служилые люди. Происхождения русского дворянства» (1898).
Под влиянием нарастания общественного движения в стране в начале ХХ в. происходило присоединение Павлова-Сильванского к политической жизни. В начале Первой русской революции сотрудничал в лево-либеральной газете «Наша жизнь», участвовал в земском съезде в Москве, был членом партии кадетов. Во время выборов в I Государственную думу он организовывал митинги и выступал на них, его квартира была штабом, где писали бюллетени, раздавали агитационные листки. В дальнейшем происходит разочарование ученого в кадетской партии, он начинает симпатизировать левому крылу русской революции.
В 1907 г. Павлов-Сильванский был избран на кафедру истории русского права на Высших женских курсах и получил возможность систематически заниматься преподаванием русской истории. До этого его преподавательская деятельность носила эпизодический характер, будучи связанной то с учительскими курсами, то с Высшей вольной школой П. Ф. Лесгафта.
К этому времени происходит и постепенное признание идей Павлова-Сильванского. Особенно живой отклик они находили в среде молодых историков, среди которых были А. Е. Пресняков, М. Н. Покровский, Н. А. Рожков, Ф. В. Тарановский, С. А. Шумаков. В академических кругах они подвергались остракизму и неприятию, а с корифеями юридического направления – В. И. Сергиевичем, М. Ф. Владимирским-Будановым П.-С. вёл бескомпромиссную научную полемику.
Широко и плодотворно развернувшаяся научная и преподавательская работа Павлова-Сильванского оборвалась неожиданно трагически. 17 сентября 1908 г. историк скоропостижно скончался от холеры.
Основные труды .
«Проекты реформ в записках современников Петра Великого» (1897),
«Государевы служилые люди: происхождение русского дворянства» (1898),
«История и современность» (1906),
«Феодализм в Древней Руси» (1907),
«Схемы русской истории. Революция и русская историография» (1907),
«Феодализм в удельной Руси» (1910).
Историческая концепция.
Изучение истории общественных движений. Вопрос о русском самодержавии. Лекции Павлова-Сильванского «История и современность» и «Революция и русская историография» интересны с точки зрения изучения его взглядов на исторический процесс, а также выяснения связи между историей и общественно-политической мыслью.
Первая лекция, «История и современность», была написана под живым впечатлением событий происходивших в дни Первой российской революции. Начинал лекцию с констатации того, что революция 1905 – 1907 гг. способствовала росту интереса к исторической науке в кругах, далеко выходящих за рамки историков-специалистов. По его мнению, в данный период история стала наукой, в которой все стали искать ответы на практические вопросы.
Павлов-Сильванский пытался определить роль революционных событий в жизни и России, и других стран, всего человечества. Революцию 1905 – 1907 гг. он считал явлением всемирно исторического масштаба. Признавал важное значение революционных событий в истории, их разностороннее влияние, которое, в частности, пробуждает особый интерес к изучению прошлого, позволяет его лучше понять, а также ощутить самую «стихию истории». Павлов-Сильванский также отмечает, что уж если велик живой интерес к истории описательной, то «в еще большей степени современность пробуждает в нас интерес к истории нового типа, возникшей в недавнее время, к истории социологической».
Социологическая история занята поиском закономерностей исторического развития, установлением единообразных исторических законов. Это проявляется в сходстве событий Первой русской революции и Великой французской революции. Сопоставляя сходные черты Французской революции и революции 1905 -1907 гг. в России, ученый приходит к заключению: «История повторяется. Мы это знаем теперь из уроков жизни, знаем по ясному для нас сходству русской революции с Великой революцией французской. История повторяется, что бы ни говорили противники социологии, которые в двух картинах, написанных разными красками, не могут разглядеть одного и того же рисунка, которые за разнообразием исторических фактов не видят однообразия исторического процесса».
Революционные события 1905 – 1907 гг. побудили Павлова-Сильванского сопоставить их с тем, что происходило в дни Великой Французской революции, не только найти общее для этих революций, но и поставить вопрос о наличии общих закономерностей исторического развития, пересмотреть историю с позиций, как он говорил, «истории социологической».
Под влиянием революции 1905-1907 гг. ученый находит нужным по-новому взглянуть на историю России применительно к освещению ее с позиций освободительного движения. Намечает и периодизацию освободительного движения в России, во многом схожую с ленинской: «Радищев, декабристы, 40-е, 60-е годы, народовольцы, марксисты и социал-демократы, народники и их преемники социалисты-революционеры - таковы главные стадии нашего великого освободительного движения…».
В лекции Павлова-Сильванского есть и еще один существенный момент. В них освободительное движение поставлено в центр всех событий, происходивших в русской истории. Благодаря этому сама русская история, и в частности древняя русская история, рассматривается под новым углом зрения, в свете истории революционного движения. Историк утверждал, что источники русского освободительного движения «коренятся, в глубокой древности». Он решительно отвергает распространявшуюся официально-охранительным направлением версию об исконности верноподданнических чувств русского народа. «Патриархальный, верноподданнический характер нашей, древней истории, - писал Павлов-Сильванский, - не что иное, как недоразумение, если выразиться наиболее мягко». По его словам, «всевластие государства - явление у нас сравнительно новое», а «его основа - крепостное право - господствовало у нас не более 2 1/2 столетий».
Он возрождал традицию русской историографии XIX в., которая утверждала существование в древней Руси начал народовластия, ограничение власти, находившейся в руках князей. Эти основы народовластия он видел в народном суверенитете, характерным для средневековых республик Новгорода, Пскова, Вятки. Более того, он представляет русскую историю как историю непрерывной борьбы народа против государственной власти: «Вся наша древность, так же как наши дни, залита кровью мятежных народных движений».
Соглашаясь с тем, что в древней Руси была действительно некоторая патриархальность отношений к верховной власти, Павлов-Сильванский, однако, подчеркивал, что это была патриархальность особого рода. Смысл ее заключался в том, что народ нередко требовал от князя, чтобы тот, будучи «не люб», оставлял княжение, т. е. в праве народа, как говорилось в летописи, «показать путь князю». Проявление этого рода «патриархальности» он видел не только в таких событиях, как изгнание Всеволода из Новгорода в 1221 г., но и в низвержении Василия Шуйского, и в «московской революции 1648 года».
История Земского собора 1648 г., обстоятельства, связанные с составлением Уложения 1649 г., излагаются ученым как пример лавирования царского правительства, то идущего на уступки, то заключающего союз со средними классами, с тем чтобы, опираясь на них, подавить народное движение. Он отмечает, что на Соборе 1648 г. в рассмотренное им Уложение было внесено 80 новых узаконений, что почти все требования, заявленные в наказы выборным в форме челобитий, были удовлетворены, что в предисловии к уложенной книге «было ярко оттенено участие земли в деле государственного устроения». Составление и принятие Уложения трактуются Павловым-Сильванским как акты, направленные на уточнение и узаконение взаимоотношений между царем и его правительством, с одной стороны, народом, различными его сословиями и их выборными - с другой.
По мнению историка, хотя правительство и провозглашало основой Уложения равенство суда и расправы в широком смысле, справедливого устроения всех классов, на самом деле Уложение удовлетворяло только требования средних классов - среднего и мелкопоместного дворянства и городской буржуазии - посадских людей. Большинство выборных на Земском соборе было представителями этих двух, классов. Правительство нашло опору в этих средних классах, пожертвовав в их пользу интересы боярства и отчасти высшего духовенства, и низших - владельческих крестьян и мелких посадских людей, прикрепив их к тяглу. В силу этих причин низшие классы были недовольны Уложением 1649 г. Это недовольство писал Павлов-Сильванский, «выразилось через 21 год в сильном народном мятеже, так называемом бунте Степана Разина», однако, опираясь на средние классы, московское правительство скоро подавило это движение. Выдержанный в таких тонах общий очерк царствования Алексея Михайловича, взаимоотношений его правительства с обществом историк противопоставлял изображению этого времени «в виде золотого века московского допетровского государства».
Сопоставляя факты, касающиеся народных движений в царствование Алексея Михайловича, с событиями конца XVI -начала XVII в., Павлов-Сильванский приходил к заключению, что «с начала Смутного времени, с 1605 по 1620 год, между различными классами общества и между обществом и правительством идет в существе непрекращающаяся упорная борьба». Указывая на вопиющее противоречие между исторической действительностью и её интерпретацией в консервативной печати, представлявшей древность как «мирную процессию венчанного царя с верноподданным народом», он писал, что они «в этом воззвании к заветам русской истории... допускают крупную ошибку: они неосторожно вызывают свидетеля, который свидетельствует против них».
Объясняя, кого он имеет в виду в качестве вышеназванного свидетеля, ученый пишет: «Главным теоретиком и практиком неограниченного самодержавия был у нас Иван Грозный. Но при Иване Грозном самодержавие было чистой тиранией царя, несомненно, страдавшего помешательством, хотя форма этого помешательства не выяснена вполне историками». Иван Грозный «формулировал свою власть по чужеземным византийским теориям» и делал это «откровенно циничности», предлагая формулу, которая была проста и широка: «Государь повелевает хотение свое творить от бога повинным рабам». Смысл этой формулы в том, что «подданные - рабы и должны подчиняться всяким хотениям своего господина, как бы они ни были произвольны и болезненны. Основания этой власти - в наследственности ее и ее божественной предустановленности».
Поскольку эта тираническая теория самодержавия основывалась на извечности царского рода, а это основание ее рушилось после смерти сына Ивана Грозного Федора Ивановича, то, как доказывает Павлов-Сильванский, она была уничтожена в ее основаниях нашей историей через 14 лет после смерти ее творца. Созданная Иваном IV теория самодержавия, теория, рухнувшая одновременно со смертью ее создателя, была, по замечанию историка, к тому же «теорией не народной, а искусственной, книжной». Обращаясь к XVII веку, этому «золотому веку московского царства Романовых», он утверждал, что в нем нельзя было найти «понятия неограниченного самодержавия».
Павлов-Сильванский писал, что представления о самодержавии как о неограниченном самовластье впервые были сформулированы Петром I. Теория Петра I, по словам ученого, - «теория книжная европейская, как теория Грозного была книжкой византийской». Совсем иным было, народное историческое воззрение на царя-самодержца. Именно в силу иного взгляда на самодержавную власть «народ не признал самовластия Петра I и называл его за проявление его самовластия антитихристом и шведом».
Раскрывая смысл «народного воззрения» на самодержавие, Павлов-Сильванский отмечал, что оно заключалось не в неограниченной власти, а «неограниченной милости». Истоки этого взгляда историк объяснял следующим образом: «По воззрению московского времени, самовластие не допускалось само собою, потому что в это время громадное значение имел обычай, обычное народное право. Царь, как и всякий человек, должен был блюсти старые обычаи, должен был действовать при посредстве установленных властей, считаясь с миром, с мирской правдою. Эта подчиненность царя мирской правде подразумевалась сама собою. Блюстителем этой правды был мир, народ, земля. Правительственные дела назывались тогда „государевыми и земскими"». Таким образом, Павлов-Сильванский видит важнейшую особенность принятого в XVII в. понятия самодержавной власти в том, что оно предусматривает подчинение царя нормам обычного права. Соответственно отступление царя от этого правила влекло за собой протест со стороны народа, выливавшийся и в формы неподчинения царской власти. «Понятию неограниченности противополагалось в народном сознании понятие подчиненности царя мирской правде. И когда царь не подчинялся ей, когда он самовластно ломал старые уставы, народное сознание допускало неподчинение царской власти. Это ярко проявилось в резком противодействии самовластцу Петру раскольников, людей, сохранивших в эпоху реформы воззрения XVII века».
Историк писал о том, что при первых Романовых царь в народном сознании представлялся не как самовластец, а как «высший милостивый судья». Царская власть, таким образом, была далека от неограниченного абсолютизма. Переходя от рассмотрения теоретических понятий о самодержавии к практической деятельности царской власти в России XVII в., Павлов-Сильванский приходил к выводу, что «на практике же власть московского царя еще более приближается к власти конституционной». Подтверждение тому он видел, прежде всего, в том, что с царя Михаила Федоровича была взята ограничительная запись. Но существо ограничения состояло не в записи, а в том, что и без формального акта ограничения московские цари были ограничены, обычаем, обычной конституцией, которая в то время всевластья обычая имела громадную силу». Что же касается «обычной конституции», то по ней «власть царя была ограничена властью патриарха и освященного собора, властью боярской думы и властью Земского собора, выступавшего во все важные моменты жизни государства». На этом основании Павлов-Сильванский утверждал, что абсолютизм в России - явление новое, что ему нет еще и двух веков, что «сам принцип был формулирован в воинском уставе 1716 г.» Неограниченное самодержавие, по мысли ученого, утвердилось в XVIII и XIX вв. и просуществовало недолго (оно уже уничтожено Манифестом 17 октября).
Концепция русского феодализма. Изучение русского феодализма является одним из основных направлений деятельности историка. Ещё в последние годы XIX в. он задумал написать большую книгу о феодализме, которая должна была служить его магистерской диссертацией. Но написание работы затягивалось, и историк решил прежде опубликовать теоретическую часть исследования в виде небольшой книжки, получившей название «Феодализм в древней Руси».
Основной пафос этой книги заключался в утверждении существования на Руси не просто феодальных отношений, но феодализма как целого исторического периода. Павлов-Сильванский проводит последовательное сравнение правовых институтов Руси и феодального Запада, сопоставляет боярскую службу и вассалитет, княжую защиту и мундебур, бенефиций и жалованье, боярщину и иммунитет и др. В истории феодализма он выделяет прежде всего правовую сторону, феодальные институты, юридические нормы, а их сумма даёт основание говорить о тождестве системы правовых отношений. Само определение феодализма давалось им в духе концепции государственной теории как соединение землевладения с политическим господством, с создающейся на этой основе иерархией власти. Но в понимании значения юридической нормы в истории появилось расхождение ученого с господствовавшей тогда государственной теорией. Если в представлении государственников норма сама творит историю, создавая и организуя общественные отношения, то для Павлова.-Сильванского юридическая норма – лишь проявление общественных отношений, их закрепление. Не законы создают общественные отношения, а общественные отношения создают определяющие их нормы, обычай складывается раньше закона, общество стоит впереди государства.
Пытаясь раскрыть существо общественных отношений древней Руси, историк пришёл к изучению борьбы боярщины с общиной. Община в его понимании – основа первоначального, дофеодального строя. Она стоит в ряду таких явлений, как полицкая вервь у западных славян, марка у древних германцев. Основой и содержанием феодального строя является боярщина-синьория, отличительная черта которой – соединение крупного землевладения с властью и с мелким хозяйством. Решающий процесс становления феодализма – в насильственном захвате земли военно-служилой боярской верхушкой, в насильственной отчуждении общинных, волостных земель и закабалении сидящих на них свободных членов общины. Поэтому для Павлова-Сильванского феодализм – не привнесённое извне явление, а результат длительного процесса внутренней борьбы боярщины с общиной. Социальный антагонизм выступает движущей силой истории.
В общих чертах основные положения своей концепции истории России Павлов-Сильванский изложил в заключительной главе книги «Феодализм в древней Руси». Он делил русскую историю на три периода: первый - до XII в., характеризовавшийся господством общины, или мирского строя, второй - с XIII до половины XVI в., когда «центр тяжести отношений переходит от мира к боярщине», хотя «мирское самоуправление сохраняется в ослабленном значении», и последний, третий, - XVI - XVIII и частью XIX вв., когда «основным учреждением является сословное государство». Таким образом, согласно этой схеме, три эпохи определяются сменой трех учреждений: мира, боярщины, государства.
Изучение истории петровских реформ и русского освободительного движения XVIII - XIX вв. Наряду с изучением проблемы феодализма в России историк обращался и к другим темам русской истории, в частности к реформам начала XVIII в. в изучении эпохи Петра I историк выдвинул свою концепцию, отвергая то негативное отношение к значению Петра и его реформаторских усилий, какое было характерно для П. Н. Милюкова. Он доказывал необходимость, жизненность и прогрессивность петровских реформ. Павлов-Сильванский полагал, что нельзя отрицать «громадное значение личности Петра в процессе реформы». Противопоставляя Петра I окружавшим его людям, не верившим в дело преобразования, он изображал его реформатором - одиночкой. Говоря о существе реформы, ученый считал, что после петровских преобразований возникла абсолютная, ничем не ограниченная, монархия, однако основы соц.-политического строя – сословное государство, крепостное право – остались прежними. Абсолютизм с сословной монархией составляли один период, период государства.
С работой в архиве непосредственно связано и начало изучения Павловым-Сильванский истории русского общественного движения XVIII - XIX вв. Одним из первых он обратился к изучению биографии А. Н. Радищева, подготовив к печати обнаруженное в архиве «Путешествие из Петербурга в Москву». Движение декабристов привлекло к себе внимание историка, когда в силу своих служебных обязанностей, он разбирал фонд Чрезвычайной следственной комиссии и Верховного уголовного суда по делу декабристов. В 1901 г. он написал для «Русского биографического словаря» очерк, посвящённый жизни П. И. Пестеля, представлявший первый в исторической литературе опыт создания научной биографии Пестеля. Он также послужил исходной точкой для создания Павловым-Сильванским собственной концепции декабристского движения. Основой для зарождения движения декабристов, по его мнению, послужила эволюция политических идей, воспринятых будущими декабристами под влиянием заграничных походов и изучения истории западноевропейских стран. В изображении историка декабристское движение выглядело как борьба революционно настроенного Пестеля с политически незрелыми, постоянно колебавшимися членами тайных обществ. Сам Пестель представал у Павлова-Сильванского в виде «главного деятеля заговора декабристов».
Дальнейшие занятия ученого историей движения декабристов переплетаются с событиями революции 1905-1907 гг. Для историка это было возможностью показать свою мысль о том, что освободительное движение в России не было нечто случайным и чужим для России, а коренилось в древности и имело длительную традицию.
Тема 12. Е.Ф. Шмурло
1.История России Е.Ф. Шмурло: совмещения европоцентристской позиции с евразийскими идеями.
2. Е.Ф. Шмурло о реформах Петра I.
Источники:
Шмурло Е. История России. М.,2001.
Литература:
Горелова С.И. Шмурло Евгений Францович.//Историки России. Биографии. М.,2001.
Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. М.,1993.
Шаханов А.Н. Русская историческая наука второй половины XIX – начала ХХ вв. Московский и Петербургский университеты. М., 2003.
Контрольные задания, проблемные вопросы и упражнения:
1.В чем проявляется геополитический подход и совмещение европоцентристской концепции с идеями евразийцев в систематическом освещении русской истории Е. Шмурло?
2. Сравните оценки реформ Петра I данные Милюковым и Шмурло?
Евгений Федорович Шмурло (1853 - 1934)
Биография. Шмурло родился 29 декабря (по старому стилю) в Челябинске в семье дворянина литовского происхождения. В 1874 г. поступил на юридический, а затем перешел на историко-филологический факультет Петербургского университета. По окончании был оставлен для подготовки к профессорскому званию (по рекомендации К.Н. Бестужева-Рюмина), одновременно преподавал историю в гимназиях и на Высших женских курсах. Начиная с 1884 г. участвовал в кружке молодых историков Петербургского университета (туда вошли еще С. Ф. Платонов, А. С. Лаппо – Данилевский, В. Г. Дружинин и др.). В 1888 г. под руководством К.Н. Бестужева-Рюмина защитил магистерскую диссертацию «Митрополит Евгений как ученый…». В этой работе Шмурло творчески использовал бестужевский метод предварительного критического анализа источников. В том же году был утвержден приват-доцентом Петербургского университета. В 1889 г. стал одним из учредителей Исторического общества при Петербургском университете.
Огромное значение для формирования научных интересов ученого стала его поездка в Италию в 1890 г. (до этого он был там несколько раз). Шмурло работает в архиве Ватикана. В 1891 г. он подготовил к публикации рассказ Джованни Тедальди о России времен Ивана Грозного, найденный в этом архиве.
С июля 1891 г. в течение 12 лет Е. Ф. Шмурло – профессор кафедры русской истории Дерптского университета. Он вел курсы русской истории 16 – 18 вв. и курс историографии. В 1891- 1894 гг. Шмурло предпринял ряд командировок для работы в итальянских архивах и библиотеках с целью сбора материалов по русской истории. Проблемы русско-итальянских связей 17-18 вв. занимали особое место в творчестве ученого.
В 1898 – 1899 гг. историк принимал участие в ликвидации последствий голода в Уфе и Стерлитамакском уезде и в качестве специального корреспондента газеты «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовал ряд очерков (сборник «Голодный год…» 1898 -1900 гг.). В 1899 г., через год после смерти К.Н. Бестужева-Рюмина, Шмурло выпустил книгу о своем учителе, полную личных воспоминаний.
В 1903 г. Е. Ф. Шмурло выехал в Италию для работы в Ватиканском архиве как ученый корреспондент Академии наук. Он поставил перед собой задачу охватить «всю совокупность сношений России с итальянскими государствами и с папским престолом…». Параллельно он вел поиск документов по русской истории в архивах и библиотеках Италии, Испании, Франции и Голландии.
Плодами его труда явились сборники документов «Римская курия на русском православном Востоке в 1609 – 1654 гг.», «Россия и Италия: сборник исторических материалов и исследований, касающихся сношений России с Италией» и «Памятники культурных и дипломатических сношений России с Италией». Кроме публикаторской деятельности Евгений Франциевич продолжал заниматься проблемами историографии. В 1912 г. вышел «Петр Великий в оценке современников и потомства».
За годы работы в Риме Е. Ф. Шмурло собрал богатейшую библиотеку ученого корреспондента - около 2 тыс. наименований, более 6 тыс. книг. Туда вошли ценные, преимущественно исторические материалы.
В 1911 г. ученый был избран членом – корреспондентом АН по разряду историко-политических наук. Одновременно он являлся членом различных ученых обществ в России: Русского географического, Русского археологического, Исторического общества в Петербурге, членом ученых архивных комиссий Рязани, Воронежа, Витебска, Владимира, Симферополя. В 1916 г. Шмурло в последний раз побывал на Родине. Оказавшись после октября 1917 г. в положении эмигранта, ученый перестал получать жалованье от Академии Наук.
В течение первых послереволюционных лет Е. Ф. Шмурло налаживал связи с русским зарубежьем. В 1921 г. он организовал в Риме Русскую академическую группу в Италии, в конце 1924 г. переехал в Прагу. Несмотря на преклонный возраст, историк активно занимался научной, общественной и педагогической деятельностью. В этот период им были опубликованы наиболее значимые труды, такие как «Вольтер и его книга о Петре Великом» (1929), «История России 862 – 1917 гг.» (Мюнхен, 1922), «Введение в русскую историю» (1924), «Курс русской истории» (Прага, 1931-1935 гг.) и др. Е. Ф. Шмурло входил в Ученый совет и Ученую комиссию Русского заграничного исторического архива, был историком филологического отделения Русской Учебной коллегии, членом Русской Академической группы в Чехословакии, почетным членом Славянского института и председателем (до 1931 г.) Русского исторического общества в Праге.
9 января 1934 г. парижская газета «Последние новости» писала «7 апреля в 2 ч. 30 мин. Дня в городской больнице в Праге скончался старейший русский историк за границей Евгений Франциевич Шмурло. Покойному 11 января исполнилось 80 лет, в связи с чем состоялось в Праге и других центрах эмиграции его чествование». Похоронен он был на Ольшанском кладбище в Праге рядом со своими друзьями и коллегами – А. А. Кизеветтером и Б. А. Евреиновым.
О признании научных заслуг Е. Ф. Шмурло со стороны историков русского зарубежья свидетельствуют письма-поздравления к 75-летнему и 80-летнему юбилеям историка, полученные от Г. В. Вернадского, П. Н. Милюкова, П. Б. Струве, Е. П. Ковалевского, Н. Н. Бубнова и др. Особенно высоко оценивали они научные достоинства последнего труда Е. Ф. Шмурло - трехтомного «Курса русской истории». В январе 1934 г. П. Н. Милюков писал ему: «Вашей последней работой Вы облегчили путь нашим преемникам к серьезной, критической научной разработке исторических данных по наиболее тяжелому периоду нашей истории. Всем этим Вы сделали большой вклад в историю нашей науки, и труд Вашей жизни не будет ни забыт, ни обойден».
Исторические взгляды. Е. Ф. Шмурло одним из первых в русском историческом зарубежье предпринял систематическое освещение русской истории от образования Древнерусского государства до Октябрьского переворота . Вслед за Соловьевым и Ключевским он стоял на позициях органического развития исторического процесса, тесно увязывая историю России с историей других народов. Шагом вперед в этом направлении было то обстоятельство, что важное место в своей книге «История России» он отводил вопросам геополитики. Глубокий анализ источников и достижений отечественной и зарубежной мысли привел ученого к более широкой по сравнению с европоцентристской теорией трактовке хода исторических событий, что позволило ему внимательнее отнестись, в отличие, например от Кизеветтера и Милюкова, к схеме исторического процесса евразийцев.
Историю России ученый делит на 6 сменяющих друг друга эпох, каждая из которых подразделяется на несколько периодов:
зарождение русского государства. 862 – 1054
неустойчивость политического центра. 1054 – 1462.
Киевский период. 1054 – 1169
Суздальско-волынский период. 1169 – 1242.
Московско-литовский период. 1242 – 1462.
Московское государство. 1462 – 1613.
Образование Московского государства. 1462 – 1533.
Время первого царя. 1533 – 1584.
Смутное время. 1584 – 1613.
превращение в европейскую державу. 1613 – 1725.
образование абсолютной монархии. 1613 – 1682.
Эпоха реформ Петра Великого. 1682 – 1725.
Россия – европейская держава. 1725 – 1855.
Время дворцовых переворотов. 1725 – 1741.
Время просвещенного абсолютизма. 1741 – 1796.
Время политического преобладания в Европе. 1796 – 1855.
разрушение старого порядка. 1855 – 1917.
Эпоха великих реформ Александра 2. 1855 – 1881.
Противодействие реформам. 1881 – 1904.
Подготовка революции. 1904 – 1917.
Автор по-новому осветил положение Руси в системе европейских и азиатских народов, выявил массу конкретных фактов и частных закономерностей развития русских земель 13 – 15 вв. Ученый подчеркивал необходимость изучения всех государственных формирований, в которые вошли восточные славяне, чтобы понять, как складывалось национальное единство и самобытность России. В Новом времени для России ученый выделил приоритет государства над обществом, подчинение «интересов национальных интересам международным», особенно ярко это проявилось в характеристике правления Александра 1. Рассматривая проблемы социокультурного развития российского общества, историк прослеживал стереотипы поведения различных групп населения и их отношение к культурным ценностям на разных этапах русской истории. Отдельные персонажи российской истории выступают «перед судом историков» - историографический обзор оценки таких деятелей, как Иван Грозный, Петр Первый.
Увлекательное повествование сопровождается конспективным изложением фактов, перечнями памятником материальной и духовной культуры, историческими схемами, историографическими экскурсами и неожиданными сопоставлениями. Это значительно расширяет границы «исторического поля» исследования.
Главное внимание историк сосредотачивает на «составных элементах свершившегося факта или явления, силах, его породивших, процессе развития, причинной связи», предназначая свое повествование «для размышления и анализа» читателя. Автор предпочтительнее останавливался на явлениях духовной жизни, на фактах, позволяющих сближать и сопоставлять историю России с историей Западной Европы, а также на особенностях той обстановки, в которой сложилась жизнь нашей Родины.
О реформах Петра I: «Реформы Петра Великого. не есть результат предварительного, строго обдуманного плана; они обязаны не кабинетной теории…, выросли из самой жизни, чаще всего из неотложных потребностей данной минуты; не всё в них оказывалось устойчивым, а потому одно изменялось, другое пополнялось. …Поэтому в преобразованиях Петра есть и недоделанное, и противоречивое. …Реформы выросли прежде и более всего из потребностей военных».
«Дело, которое исполнил Петр, не было создано им; программу он получил уже готовой; сами пути ее исполнения были тоже указаны предшествующим поколением; но люди 17 в. еще не прониклись сознанием, что реформа настоятельно необходима, что откладывать ее невозможно; да и самую программу они скорее чувствовали, чем ясно сознавали… Люди еще стояли на распутье, в нерешительности, большинство еще сомневалось, действительно ли нужна реформа, … но явился Петр и взмахом меча разрубил гордиев узел».
Милюковым преобразования Петра рассматривались в связи с военными нуждами государства, тесно связанными с проблемой финансов. В этом Шмурло солидарен со своим коллегой. Также оба историка согласны в том, что реформы не имели строгого предварительного плана, их вызывали сиюминутные требования государственной жизни, особенно внешней политики. «Одним из важных выводов труда Милюкова был вывод об ограниченности влияние Петра I на выработку и проведение реформы. Вопросы государственного устройства интересовали царя настолько, насколько от нее зависело удовлетворение ближайшей, очередной нужды. Существенный недостаток реформы - отсутствие в ней необходимого элемента - мысли: лишенная мысли она разрушала старое только по необходимости, не решаясь ни на шаг ступить далее, чем требовала нужда текущей минуты». Милюков умаляет роль личности царя-преобразователя в реорганизации страны, выставляя на первый план объективные потребности времени, вызвавшие и этот процесс, и личную инициативу Петра. В отличие от Милюкова, Шмурло возвеличивает Петра, характеризуя его качества, весьма сильно повлиявшие на решительный поворот нашей истории.
Качества Петра:
жажда знания
пытливость ума
неустанный труженик
работоспособность
царь-гражданин – осознание нужд государства, своих обязанностей как государя, единение себя с народом, его нуждами.
сознание собственной человеческой ограниченности – умение признавать и исправлять свои ошибки.
широта взгляда, просвещение.
Шмурло характеризует Петра как развитую духовную личность, желающую приобщаться к высокой культуре, знаниям и двигающуюся вперед к своему идеалу – великой России - сильной державе и духовно свободной, быстро развивающейся стране. Последствия дела Петра для нашей страны были «громадны.…Уже ближайшее поколение дало России… Ломоносова… в следующем, 19, веке… великого Пушкина». «Русская личность стала выделяться из общей массы лишь с Петра Великого; лишь при нем она была поставлена в надлежащие условия для своего развития и самоопределения».
Похожая информация.
Среди представителей либеральной историографии в России периода империализма своими прогрессивными взглядами и самостоятельностью в решении вопросов отечественной истории выделяется Николай Павлович Павлов-Сильванский (1869-1908).
Он родился 1 февраля 1869 г. в Кронштадте, где отец его служил врачом 2-го флотского экипажа. С 1875 по 1884 гг. семья жила в Омске, где будущий историк начал учиться в подготовительном классе гимназии. С детства мальчик увлекался самостоятельным чтением и поэзией. Любовь к художественному слову Николай Павлович пронес через всю жизнь. До конца своих дней он писал стихи.
В 1884 г. семья Павлова-Сильванского окончательно переезжает в Петербург, где Николай Павлович переходит в VI класс гимназии при Петербургском историко-филологическом институте. Недостаточная подготовка в Омске привела к тому, что Павлов-Сильванский остался на второй год. Неудачи возбудили настойчивость, и Н. П. Павлов-Сильванский начинает усиленно заниматься, выдвигается в первые ряды и кончает курс с медалью.
В гимназические годы, а затем в студенческие он настойчиво занимается литературой, пишет рефераты, увлекается Достоевским, Чеховым, Тургеневым, знакомится с эволюционным учением Ч. Дарвина. Можно было думать, что Николай Павлович займется историей литературы, но взяли верх иные интересы: он стал историком, теоретиком феодализма.
В 1888 г. Н. П. Павлов-Сильванский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, который закончил в 1892 г. Здесь студент Павлов-Сильванский слушал лекции К. Н. Бестужева-Рюмина, С. Ф. Платонова, В. И. Сергеевича. В студенческие годы он увлекается социологией, изучает труды Г. Т. Бокля, О. Конта, Г. Спенсера и др. Философские взгляды Николая Павловича не были унаследованы от этих социологов. В своих рассуждениях о влиянии трудов Бокля на взгляды С. М. Соловьева Николай Павлович допускает элемент критики мировоззрение Бокля. Как видно из его философских выписок, Павлов-Сильванский был знаком с известной работой Г. В. Плеханова «О развитии монистического взгляда на историю» и оценивал ее положительно.
Интересно то обстоятельство, что, слушая лекции К. Н. Бестужева-Рюмина. Павлов-Сильванский не стал его последователем ни по выбору тематики, ни тем более по своим историческим воззрениям. Огромное влияние оказала на мировоззрение Павлова-Сильванского юридическая школа в лице В. И. Сергеевича. Но Николай Павлович не был подражателем, а взял только метод юридического исследования, который составляет сильную сторону его труда «Феодализм в Древней Руси».
Основой теоретических представлений историка стала идея, внутренней закономерности, связанной с социологическим направлением.
После окончания Петербургского университета Н. П. Павлов-Сильванский был оставлен на кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию. В это время он познакомился с А.. Е. Пресняковым (1870-1929), с которым будет дружить всю жизнь, потому что они были едины и во взглядах на русскую историю.
Николай Павлович стал готовиться к магистерским испытаниям и одновременно, испытывая материальные затруднения, поступил на службу в Министерство иностранных дел по Департаменту внешних сношений, а с 1899 г. по Государственному архиву, где в должности старшего делопроизводителя был помощником директора архива. Павлов-Сильванский был даже награжден 4 иностранными орденами, в том числе высшим французским и турецким. А вот за что - неизвестно.
В 1895 г. на первом же магистерском экзамене Н. П. Павлова-Сильванского провалили, причем по той проблеме, по которой он впоследствии станет крупнейшим специалистом - по истории русского феодализма. Есть предположение, что провал на экзамене был связан с расхождением в оценках с В. И. Сергеевичем - представителем государственно-юридической школы. Эта неудача отсрочила выступление Павлова-Сильванского в качестве преподавателя в высшем учебном заведении. Его научная деятельность замкнулась в архиве. Документы наталкивали на новые темы. По долгу службы Николай Павлович принял участие в составлении «Очерка истории министерства иностранных дел. 1802-1902 гг.» (1902), был главным редактором и автором очерка «Эпоха Нессельроде» (1902). Историк дал цельный очерк внешней политики России в первой половине XIX в. Лишь за год до смерти, в 1907 г., его избрали на кафедру истории русского права на высших курсах в Петербурге.
Умер Н. П. Павлов-Сильванский очень рано, трагически, от скоротечной холеры, находясь в расцвете творческих сил. Единственный сын историка погиб в 1943 г. в блокадном Ленинграде.
Общественно-политические и философские позиции историка проделали серьезную эволюцию. Являясь формально членом кадетской партии, он, под влиянием событий 1905 г., все более склоняется на сторону революционного демократизма. Несколько раз Н. П. Павлов-Сильванский ездил по делам службы в Вену, Рим, Париж, Лондон, сблизился с будущим советским дипломатом Е. В. Чичериным, с которым вел переписку. Много занимался философией, испытал влияние марксизма и даже задумал работу «Идеи исторического материализма у русских историков».
Н. П. Павлов-Сильванский являет собой вторую сторону развития буржуазной историографии в начале XX в., противоположную П. Н. Милюкову. Николай Павлович являлся передовым, прогрессивным ученым, давшим ряд оригинальных построений. На историческую концепцию Н. П. Павло-ва-Сильванского оказал влияние Еизо, особенно последние тома его «Истории английской революции», в которых дается обоснование необходимости во Франции блока буржуазии и дворянства. Николай Павлович испытал также воздействие историков-романистов, прежде всего Фюстель де Куланжа, историков-германистов (Е. Вайц, Е. Маурер). Многие институты феодально-удельной Руси характеризуются Павловым-Сильванским почти так же, как их освещают на материалах европейского феодализма названные ученые.
В изучении русской истории, в частности, в оценке петровских преобразований, Павлов-Сильванский находился под влиянием С. М. Соловьева, которому отводил решающую роль в развитии исторической науки в России. Но в трудах Соловьева Павлов-Сильванский берет не государственную теорию, которая нравилась В. О. Ключевскому, а затем П Н Милюкову, а глубокий историзм, стремление С. М. Соловьева к раскрытию внутренней закономерности исторического развития. Историк отделяет С. М. Соловьева от К. Д. Кавелина и глубоко воспринимает мысль Сергея Михайловича о единстве закономерности исторического процесса развития России и Запада, противопоставляет его теорию славянофильскому учению о самобытности истории страны.
Прогрессивность исторических построений Павлова-Сильванского позволила ему выявить противоречия в исследованиях В. О. Ключевского, так, он противопоставляет «Боярскую думу» «Курсу русской истории». Николай Павлович считал, что анализ фактического материала в «Боярской думе» раскрывал против воли автора основы феодального строя Древней Руси.
С этих же позиций историк критикует П. Н. Милюкова, выступая против его «теории контрастов».
В центре всех исследований Н. П. Павлова-Сильванского находилась проблема феодализма в России как единая закономерность с Западной Европой. Вторая тема - история реформ Петра I, она также сближала историю России с Западом. И, наконец, третья тема изысканий историка, которой он занимался в конце своей жизни, - история революционного освободительного движения и общественной мысли в России.
Главным делом своей жизни Павлов-Сильванский считал работу над социальным строем удельной Руси, над русским феодализмом. Ученый начал со статьи «Западничество - патронат», затем в журнале министерства народного просвещения появились его публикации «Иммунитет в удельной Руси», «Феодальные отношения в удельной Руси». Затем вышла книга «Феодализм в Древней Руси» (СПб., 1907). Эти изыскания внесли новую теорию в отечественную историографию.
Завершающим трудом по истории русского феодализма явился «Феодализм в удельной Руси», который был завершен другом Павлова-Сильванского А. Е. Пресняковым, разделяющим убеждения автора. Пресняков закончил исследование по рукописным материалам и наброскам и написал свое предисловие. Монография вышла в 1910 г. после смерти Николая Павловича. В ней автор рассматривает правовую сторону феодализма - феодальные институты, правовые нормы. Ученый определяет феодализм как соединение крупного землевладения с политическим господством, на базе чего создается иерархия власти.
Но сущность взглядов Павлова-Сильванского состоит не в этом. От этих внешних формальных элементов историк идет к раскрытию внутреннего содержания самих общественных отношений.
Во-первых, исследователь расходится с государственной школой в понимании юридической нормы. Как известно, представители государственно-юридической школы видели содержание исторического процесса в законе и в правовом институте, которые творят историю и организуют общественные отношения. Н. П. Павлов-Сильванский видел в правовой норме лишь проявление общественных отношений, их закрепление, для него правовая норма есть исторический источник для изучения общественных отношений. Он выдвигает задачу исследования права сравнительным методом. Историк сравнивает русское право с германским и приходит к выводу об их сходстве. Николай Павлович упрекает русских историков в том, что те редко пользовались сравнительным методом, поэтому и говорили о своеобразии русского исторического процесса и права, в частности. Ученый же придерживается другого мнения по этому вопросу: «Есть, однако, в нашей древности одна область, в которой русские порядки так разительно сходны с немецкими и другими, что наши историки, вопреки господствующему направлению нашей историографии, не могли не остановиться на сравнительном их изучении». Это область древнейшего русского уголовного, гражданского права и судопроизводства, где существовали общие для многих народов институты: а) в уголовном праве: кровная месть, вира, денежные пени за телесные повреждения; б) в судопроизводстве: испытание водой и железом, в поле: судебный поединок, свод, послухи - соприсяжники; в) в гражданском праве: покупка и умыкание жен, право родового выкупа земельной собственности, рабство неоплатного должника, право наследства и т. п.
На основе сравнительного метода Павлов-Сильванский пришел к следующим выводам. Во-первых, сходство славянского и, в частности, русского права с германским и др. объясняется не заимствованием, а общим происхождением, и сходное развитие их - результат одинаковых первобытных условий жизни. Во-вторых, восточнославянское право из всех других прав наиболее сходно с германским. Речь идет о том, что одинаковые условия общественной жизни людей вызывают одинаковые нормы права. В этом суть взглядов историка, стоящего на точке зрения закономерности исторического развития.
Н. П. Павлов-Сильванский находит сходство германского и русского народов даже в обычном праве и приходит к важному выводу о том, что не законы создают общественные отношения, а формируют определяющие их юридические нормы, - обычай складывается раньше закона, общество стоит раньше государства. Это утверждение было прямым выступлением против государственной школы.
Павлов-Сильванский критикует немецкого историка Вайца, по мнению которого иммунитет был создан волею верховной власти, причем общий законодательный акт заменен длинным рядом отдельных частных актов - иммунитетных дипломов.
В основе возникновения иммунитета историк видел крупное феодальное землевладение. Он говорит, что княжеские и боярские убийцы имели в своей основе борьбу за земельные владения. Далее Павлов-Сильванский развивает мысль о том, что иммунитет крупных землевладельцев явился основой для узурпации ими верховной власти. Но он подчеркивает это в отношении Западной Европы, делая оговорку о Русском государстве: «Этого последствия у нас иммунитет не имел». Окняжение земель у нас предотвратило узурпацию власти боярами. На Руси, как и на Западе, вследствие одинаковых причин земля неудержимо распадалась на мелкие самостоятельные княжества.
Вполне понятно, что Павлов-Сильванский не мог дойти до научного понимания причин феодальной раздробленности и образования государства. Он хотя и признавал приматом материальные условия, все же окончательно не мог отойти от юридической схемы построения своего исследования. Ученый поставил проблему феодализма как проблему борьбы общины и боярщины.
Община - основа первоначального, дофеодального строя, она - конкретная историческая форма общественного строя. Павлов-Сильванский отмежевывается от превращения общины в формально-юридическое понятие, в продукт государственного законодательства, как это было у Б. Н. Чичерина. В понимании историка община вступает как определенная стадия общественного развития. Общину автор ставит в один ряд с полицкой вервью у западных славян, с маркой - древних германцев. На это тождество указал еще Ф. Энгельс.
Община - это первый период русской истории до XII в., когда господствовал мирской строй. Второй период истории России - с XII до XVI в., когда центр тяжести отношений переходит от мира к боярщине. Мирское самоуправление сохраняется в ослабленном состоянии.
Боярщина - непосредственная основа и содержание феодального строя. Она выходит за рамки юридического понимания. Боярщина соединяет крупное землевладение с политической властью и с мелким крестьянским хозяйством и вводит в понимание феодально-зависимых отношений смерда, холопа и т.д. Источник этой зависимости историк видит в насильственном захвате земли военно-служилой боярской верхушкой и наследственном отчуждении общинных земель, закабалении свободных людей. Установление феодальных отношений происходит в результате насильственной борьбы боярщины с общиной. Н. П. Павлов-Сильванский близко подходит к теории внеэкономического происхождения феодальной зависимости, раскрытию сущности феодального строя.
Третий период русской истории - - XVI - первая половина XIX вв., когда основным учреждением является государство.
Мир, боярщина, государство - вот схема исторического развития России.
Историк не мог окончательно отойти от старой схемы. Например, он отождествляет феодализм с феодальной раздробленностью, с удельным периодом, в то время как боярщина имела место и в Киевской Руси.
Павлов-Сильванский внес и существенно новое. Так, торжество государства связывается им с опричниной, в результате которой упал «политический феодализм», но социальная основа его сохранилась без изменения. Историк отделяет политическое от социального.
В третьем периоде истории России (XVI - первая половина XIX в.) внимание Н. П. Павлова-Сильванского привлекли прежде всего реформы Петра I. Этому вопросу он посвятил ряд публикаций: «Граф П. А. Толстой», «Посошков», «Новое о Посошкове», «Мнения верховников о реформах Петра Великого», «Исторические письма», «Смутные время в начале столетий. 1605-1705-1805 гг.» и такой известный труд, как «Проекты реформ в записках современников Петра Великого» (1897). Здесь подробно рассмотрены проекты Федора Салтыкова, Алексея Курбатова, Конона Зотова и др. Опубликованы и тексты проектов.
Исследователь дал новую оценку эпохи Петра I в общем ходе русской истории, внося поправки в схему С. М. Соловьева. Принимая теорию «органического» развития отечественной истории, ученый делает из нее логический вывод: «Идя дальше по пути Соловьева, мы можем теперь на основании новых исследований о петровской реформе установить, что и европеизация, так же, как и норманны и монголы, не составляет основного явления нашего исторического развития». По мнению Павлова-Сильванского, петровская реформа не перестроила старое здание, а дала ему новый фасад, поэтому историю России никак нельзя делить на две эпохи: допетровскую и петровскую, как это делали прежде. Время Петра I есть только один из этапов развития государства нового времени, которое в основных своих устоях сложилось у нас в XVI в. и просуществовало до середины XIX в. Историк тесно связывает в один период XVII-XVIII вв. и часть XIX в.
Павлов-Сильванский анализирует реформы Петра I и реформы 1861 г. и считает, что нельзя их сравнивать. Преобразования Петра Великого не привели к радикальным изменениям в социальном строе России, напротив, способствовали усилению крепостничества, в то время как реформа 1861 г. знаменовала собой победу капитализма в стране.
Н. П. Павлов-Сильванский не согласен с П. Н. Милюковым в вопросе о петровских преобразованиях. В противовес Милюкову он делает следующие выводы: 1) реформы отвечали требованиям времени; 2) не признавая в реформах коренную ломку, следует видеть в них большое значение в общем развитии России, которая была возведена в ранг европейских государств; 3) необходимо выделить положительное значение и личности Петра I.
История русского освободительного движения также нашла отражение в трудах историка.
Заслугой Павлова-Сильванского является то, что он впервые подготовил и опубликовал полностью произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», следственные дела о декабристах. Именно Павлов-Сильванс-кий назвал А. Н. Радищева первым русским революционером. В основном ученый верно оценил историческое значение и направленность труда Радищева, который выражал протест против самодержавия и крепостничества, но все же умалил оригинальность работы заявлением, что «Путешествие...» было отражением идей французских просветителей.
Павловым-Сильванским написан ряд изысканий о декабристах, особенно историк интересовался историей Южного общества и его руководителем П. Пестелем, которому посвятил специальную публикацию «Политическая программа Пестеля». Оценка движения декабристов носит противоречивый характер. С одной стороны, Павлов-Сильванский, вслед за А. И. Герценом, называет декабристов революционерами, отмечает мужество и самоотверженность наиболее выдающихся деятелей, особенно П. Пестеля, в то же время историк преувеличивает влияние на декабристов французской просветительской литературы, недооценивает национальные основы движения декабристов.
Внимание ученого привлекла деятельность революционеров-демократов А. И. Герцена и В. Г. Белинского. В статье «Герцен - изгнанник» Павлов-Сильванский довольно объективно показывает воззрения революционера-демократа: вера в общину, в возможность миновать капитализм в России. Историк считает Герцена великим трибуном свободы. В незавершенной статье о В. Г. Белинском Павлов-Сильванский называет его «святым» в противовес консервативному публицисту Суворину.
Кроме разработки крупных исторических проблем, ученый опубликовал ряд публицистических статей, в которых дал оценку современных ему событий. Являясь свидетелем «кровавого воскресенья» 9 января 1905 г., он в статье «Что они делают, что они делают?» осуждает расстрел мирной демонстрации в Петербурге. В газете «Наша жизнь» Павлов-Сильванский сделал публикации по вопросам внешней политики России начала XX в.: «За кулисами внешней политики», «Оскорбленный патриотизм». В них автор оценивает русско-японскую войну 1904 г. как захватническую с обеих сторон, в отличие от других буржуазных историков и политиков. После событий 1905 г., когда происходит «полевение» взглядов Павлова-Сильванского, историк начинает интересоваться деятельностью левых партий в России. Сохранились черно статей о партиях социалистов-революционеров и социал-демократов.
4. «Легальный марксизм» в русской историографии (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский)
Особое ответвление буржуазной историографии - это работы «легальных марксистов» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков. П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др.). Это направление еще в 90-х годах XIX в. было определено как отражение марксизма в буржуазной литературе. В. И. Ленин не раз отмечал быстрый разрыв его вождей с марксизмом, стремительную эволюцию вправо к либерализму. Н. А. Бердяев стал сторонником «Христианского экзистенциализма», в его изысканиях царили пессимизм, выводы о «конце истории». С. Н. Булгаков, еще в 90-х годах признававший в письмах Г. В. Плеханову слабость и ограниченность нападок Э. Бернштеина на материалистическое понимание истории, уже через несколько лет сделался защитником идеализма.
«Легальные марксисты» брали от марксизма положение о неизбежности и прогрессивности капитализма в России. Но если для марксистов капитализм был этапом в историческом развитии, то для «легальных марксистов» он являлся конечной целью. Однако и в вопросе о развитии капитализма эти историки только прикрывались марксистскими фразами, а, в сущности, стояли на позициях экономического материализма и позитивизма, а не марксизма. Признавая принцип исторической обусловленности только в отношении экономического строя, «легальные марксисты» считали, что общественные и политические отношения развивались сами по себе, независимо от экономических отношений. Исключая вопрос о борьбе с настоящими противоречиями, «легальные марксисты» лишали марксизм действенного начала. Их политика строилась на соглашении с самодержавием на почве буржуазных реформ.
В исторической науке «легальные марксисты» выделяли две проблемы: 1) экономическое развитие (капитализм); 2) государственный строй. Однако обе проблемы были оторваны одна от другой. Главная цель, которая ставилась «легальными марксистами» - упрочение капиталистических порядков, а не преодоление их. П. Б. Струве призывал признать российскую некультурность и пойти на выучку к западному капитализму.
Из всех «легальных марксистов» крупнейшими исследователями истории России были П. Б. Струве и М. И. Туган-Барановский.
П. Б. Струве (1870-1944 ). Русский экономист, философ, историк, публицист. Теоретик «легального марксизма», один из лидеров кадетской партии. Он редактировал журнал «Освобождение», «Русскую мысль», был участником сборника «Вехи» (1909).
II. Б. Струве прошел путь от формальной принадлежности к социал-демократии (90-е годы) до самого крайнего национализма (1905 г.), до белой эмиграции после окончания гражданской войны.
П. Б. Струве брал «экономическое вне социального», считая определяющим в историческом развитии не производственные отношения, а обмен. Он снимал внутренний антагонизм капиталистического строя, отвергал его основные классовые противоречия. Историк игнорировал классовую борьбу и социальную характеристику общественного строя. В работах Струве разрывается связь между экономической структурой общества и государством, которое рассматривалось им как организация порядка. Все вопросы государства, по его мнению, необходимо решать не путем революции, а через мирные преобразования. Эти положения изложены в книге «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894), которая положила начало нападкам на марксизм.
В 1899 г. П. Б. Струве выступил с работой «К вопросу о рынках при капиталистическом производстве», в которой показал свои методологические позиции. Он выступил с принципом противопоставления «экономических» и «социологических» категорий, пытался подчинить марксизм неокантианству.
В 1913 г. П. Б. Струве опубликовал капитальный труд «Крепостное хозяйство. Исследования по экономической истории России XVIII и XIX вв.». Здесь он формулирует теорию врастания «крепостного хозяйства в капитализм». Автор выдвинул идею о феодальном хозяйстве как носителе торгового капитала и первоначального накопления. Крепостное хозяйство историк считал не тормозом, а двигателем экономического прогресса. Противоречие крепостной системы, по его убеждению, носит не классовый, а экономический характер, как противоречие между помещичьим и крестьянским хозяйством. При этом прогрессивная роль, по мнению Струве принадлежит не крестьянскому, а помещичьему хозяйству. Натуральное хозяйство автор видит только в крестьянстве, поэтому освобождение крестьян в 1861 г. считает преждевременным. По мнению Струве, крупное поместное хозяйство представляло более стройную систему, оно выступало в качестве регулятора сельскохозяйственного рынка. До тех пор пока не будет развит сельскохозяйственный рынок, отмена крепостного права поспешна. Если Россия и была спасена от «натуральной» реакции, то из-за железнодорожного строительства. Реформу 1861 г. П. Б. Струве рассматривает как акт государственной политики. Государство выступает у него в качестве творца истории. Исследователь тем самым все более смыкается с государственной школой.
В политической истории России Струве пытался представить А. И. Герцена и все освободительное движение в удобном для либерализма виде. Историк упрощенно понимал историю народовольчества, идеализировал в духе славянофильства историю земских соборов, чем вызвал возражения даже П. Н. Милюкова на страницах струвистского журнала «Освобождение».
Немало исторических сочинений принадлежит перу «легального марксиста» М. И. Туган-Барановского (1865 -1919). Его защита прогрессивности капитализма была подвергнута критике со стороны ссыльных марксистов в Сибири. В годы гражданской войны Туган-Барановский являлся министром финансов Центральной рады. Широкую известность получили книги историка о кризисах и развитии фабрики, особенно «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898). Он проводил ревизию марксизма в рамках экономической истории русского капитализма.
Как и все «легальные марксисты», М. И. Туган-Барановский шел по линии противопоставления экономических и социальных категорий. «Экономизм» исследователь брал в основу своих исторических построений. Марксову анализу последовательной смены мануфактуры фабрикой он противопоставлял доморощенное и ненаучное понимание стадий развития капитализма. Причины отсталости России автор «Русской фабрики» видел в русской некультурности, противоречия крепостной эпохи рассматривал как разногласия между верхушечными классами в борьбе за экономическое господство. Исторические труды М. И. Туган-Барановского изобилуют фактическими ошибками. Он создал противоречившую действительности теорию распада «фабрики» на кустарные избы в 40-х гг. XIX в., «победы» мелкого кустарного производства над фабрикой, мануфактуру XVIII в. смешивал с фабрикой, на ошибочность чего указывал В. И. Ленин в труде «Развитие капитализма в России».
М. И. Туган-Барановский осветил историю русской фабрики с периода правления Петра I. Историк считал, что уже при нем возникли капиталистические предприятия, поэтому главная цель борьбы рабочих - освобождение от крепостнической зависимости, от земли.
Кризисы при капитализме Туган-Барановский рассматривал не как продукт анархии капиталистического производства, а как результат экономического прогресса. Кризис заключался во временном превышении предложения над спросом, и каждый раз разрешался расширением рынка. Расширение же рынка совершается автоматически самим ростом капитализма. Таким образом, противоречия капитализма, по мнению Туган-Барановского, были экономическими, а не социальными, поэтому решение их следует искать не в классовой борьбе, а в экономическом развитии. Историк не понимал проблемы генезиса русского капитализма, не уяснил его предыстории и истории. К положительным сторонам его работы «Русская фабрика» следует отнести богатый фактический материал о развитии промышленности в России в XVIII-XIX вв.
Классовую борьбу всех времен М. И. Туган-Барановский называет «смутой», противопоставляя ей организующую роль государства. Он против революции как анархии. Автор одобряет реформу 1861 г. и манифест 17 октября 1905 г., которые ведут к победе капитализма.