Главная » Заготовка и хранение » Логопедические упражнения для детей, которые научат выговаривать буквы. Как научить ребенка выговаривать буквы

Логопедические упражнения для детей, которые научат выговаривать буквы. Как научить ребенка выговаривать буквы

Когда ребенок начинает говорить, то родителям приходится приложить немало усилий, чтобы малыш произносил звуки правильно. Одним из самых сложных по праву считается звук Р. Иногда он поддается крохе с трудом. Задача родителей в это время - не смеяться над картавым чадом, а помочь ему. Как научить ребенка говорить букву Р? Сейчас расскажем.

Общие правила

Обычно родители до поры до времени не обращают особого внимания на «французское» произношение чада. Тревогу начинают бить ближе к школе. А между тем, чем раньше они займутся ребенком, тем проще и быстрее коварная буква войдет в лексикон.

Некоторые источники требуют, чтобы первым делом малышу объяснили разницу между звуками и буквами. Дескать, в первом классе малышу потом будет проще.

Давайте смотреть правде в глаза: сейчас не каждый взрослый знает различие. Поэтому не забивайте ребенку голову. Кстати, в первом классе учитель и без вас объяснит чаду все про буквы и звуки. А значит оставьте малышу немного детства, учеба еще успеет ему надоесть. В общем, занимайтесь буквой Р, и ничем кроме.

Что делать, если ребенку никак не дается буква Р? Обратитесь к логопеду. Нет, совсем не обязательно ходить на занятия регулярно. Можно сэкономить немалую часть семейного бюджета, если вы сами готовы заниматься с малышом. Но хотя бы один раз посетить специалиста стоит. Он определит проблему и подскажет, в каком направлении двигаться.

Совет. Сходить к логопеду нужно обязательно. Зачастую родители в погоне за буквой Р не замечают, что отпрыск коверкает другие буквы.

Сразу разворачивайтесь и уходите, если специалист начинает вас стращать. Якобы от картавости развиваются дисплазии, патологии и ужасные болезни головного мозга. Такой «логопед» просто хочет вытянуть из вас побольше денег. Запомните, от ротацизма (официальное название картавости) еще никто не умирал. Вон, жители Франции и Германии все поголовно картавят. И что? Прямо все штабелями падают и умирают от патологий? А сколько человек говорят на английском языке? Ведь там нет четкой буквы Р. Так, жалкое подобие. Скажете тоже абсолютно все страдают от заболеваний мозга? Глупости.

Ищите хорошего специалиста, который будет давать вам ценные рекомендации как научить ребенка говорить букву Р, а не рассказывать сказки.

Кстати, картавость может быть от недоразвития уздечки. И, если раньше приходилось ее подрезать хирургическим путем, то сейчас можно избежать таких кардинальных мер. Есть много упражнений, позволяющих растянуть и разработать уздечку безболезненно.

А вы знали? Оказывается, что наиболее тяжелая форма ротацизма - это гортанный вариант (или горловой). В таком случае родителям бывает очень сложно научить ребенка говорить букву Р правильно. Здесь однозначно не обойтись без помощи логопеда. Потому что это уже не коррекция речи, а переучивание.

Не заставляйте отпрыска насильно выполнять логопедические упражнения. Выбирайте время, когда малыш:

  • выспался
  • накормлен
  • здоров
  • отдохнул
  • в хорошем настроении

Обязательно используйте элементы игры, чтобы заинтересовать ребенка. Сухой официальный язык оставьте себе. С чадом можно и подурачиться, но только на основе рекомендованных занятий. И не перенапрягайте ребенка. Пары раз в день по 20-25 минут более чем достаточно, чтобы у малыша не развилось отвращение к учебе.

И еще. Кроме специальных упражнений для буквы Р, не сбрасывайте со счетов другие уроки по тренировке всего речевого аппарата. Ведь только комплексный подход поможет вам одолеть сложную букву.

Упражнения для буквы Р

Большинство из них предназначены для того, чтобы разработать кончик языка ребенка. Именно он отвечает за правильное произношение буквы Р. Одновременно с этим следует заниматься и другими участниками речи: губы, поверхность языка, щеки.

Вот наиболее распространенные и эффективные упражнения:

  1. Барабанщик. Рот открываем широко, кончик языка прислонен к основанию верхних резцов. Быстро и часто произносим букву Д. При этом вибрирует кончик языка и получается почти буква Р.
  2. Извозчик. Рот широко открываем, кончик языка поднимаем к верхнему небу. С силой резко выдыхаем воздух через кончик языка. Должно получиться что-то вроде глухого ТРРР.
  3. Художник. Рот открываем широко, кончик языка опять поднимаем к верхнему небу. С силой начинаем рисовать языком на небе разные каракули. Лучше всего будет водить взад-вперед и влево-вправо.
  4. Лошадка. Самое обыкновенное цоканье. Или щелканье языком. Вспомните, как делали это в детстве, и покажите малышу.

Обязательно следите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью во время тренировок. Это наиболее распространенная ошибка. Поначалу у малыша может не получаться выполнять тренировку. Не отчаивайтесь, спустя некоторое время все выйдет идеально. А там не за горами и злополучная буква Р.

Совет. Непременно показывайте чаду на собственном примере, как надо ставить язык и губы, как выдувать воздух. На словах иногда бывает не очень понятно, что нужно сделать. И не забывайте об игровой составляющей занятий.

Упражнения для выдоха

Такие занятия - непременный атрибут артикуляционной гимнастики. Потому что без сильного выдоха звук Р произнести не получится (нужна вибрация кончика языка). Кстати, вместо тренировок можно надувать мыльные пузыри. Или катать по столу легкий шарик от пинг-понга. Или даже пробовать удержать воздушный шарик в воздухе одним дыханием без рук. Устройте соревнования - кто дальше задует бумажку по столу. Словом, развивайте фантазию и силу выдоха у своего чада.

Вот некоторые упражнения для этого:

  1. Непослушный. Язык высовываем, несколько раз быстро прихватываем его губами. Одновременно с этим делаем глубокий выдох.
  2. Маятник. Улыбаемся, немного приоткрываем рот. Высовываем кончик языка и водим им от одного уголка губ к другому. Одновременно выдыхаем.
  3. Комарик. Слегка приоткрываем рот, кончик языка высовываем. Произносим букву З, сильно выдыхая воздух. Теперь прячем язычок внутрь. Снова говорим долгую букву З, и опять выдыхаем.

Логопеды рекомендуют родителям приобрести специальный шпатель для занятий. Использовать его очень просто. Надо во время занятий аккуратно подсунуть инструмент под язык ребенка и подвигать им влево-вправо. Таким способом создается дополнительная вибрация на кончике языка. А иногда становится отчетливо слышна буква Р.

Совет. Покупайте логопедические шпатели, предназначенные для детей, а не для подростков или взрослых. У них более аккуратная форма. А еще они вкусно пахнут фруктами, конфетами или шоколадкой.

Иногда случается такое: родители спохватываются и начинают приставать к ребенку без всякой подготовки и гимнастики речевого аппарата. Требуют произнести целые стишки или даже скороговорки. Чадо пугается, замыкается в себе.

Чего можно добиться такими упражнениями, кроме обиды малыша? Ничего. Для начала перед тренировкой разогрейте речевые мышцы дополнительными занятиями. И только потом пробуйте осилить сложную букву.

Кстати, логопеды советуют сначала научиться правильно произносить звук Р отдельно. Потом нужно научиться подолгу рычать. И только после этого можно переходить к целым словам, предложениям. Ну, а если чадо раньше времени начало уверенно говорить букву Р в обыденной речи, то не стоит его останавливать. Ведь ваш малыш оказался смышленей, чем вы думали. Пусть нарычится вдоволь.

Некоторые бабушки и дедушки прекрасно помнят, как травили своих сверстников с дефектами речи. Они могут начать запугивать внука, обещая все кары небесные и бойкот от других детей. Пресекайте такие беседы на корню, чтобы и думать забыли говорить ерунду. Не понимают по-хорошему? Объясните в более грубой форме. Сейчас столько детей с неправильным произношением, что большинство сверстников просто не обращают внимания на дефекты речи. И никто уже давно не смеется над картавым или шепелявым одноклассником.

Внимательно следите за произношением ребенка. Иногда случается, что малыш с успехом одолевает мягкую букву Р, а вот твердая ну никак не дается. На собственном примере показывайте отпрыску правильное звучание. Пусть он заглядывает к вам в рот, пусть посмотрит, как держать кончик языка и губы. Ведь всем известно, что дети очень любят повторять за взрослыми. Используйте это во благо.

Очень удобно это делать перед зеркалом. Например, скажите ребенку, что сегодня вы - мартышки. Поэтому должны кривляться. Но не просто так. Как именно - подскажет логопед. В интернете тоже можно найти множество упражнений.

Не надоедайте ребенку занятиями. Устал или надоело? Прекратите, вернетесь к тренировкам чуть позже. Чередуйте упражнения, чтобы малышу не стало скучно. Придумывайте истории и рассказы, предложите ему самому создать свою сказку.

Занимайтесь с ребенком каждый день. В любое удобное время. Можно даже готовить еду на кухне, но не вылупливаться в телевизор, а поиграть с малышом словами. Почаще употребляйте в своей речи слова с буквой Р. И не только во время упражнений. Можно даже представить себя с ребенком львиным семейством, порычать на воображаемого врага, или друг на друга. Да мало ли возможностей у любящих и заботливых родителей?

Не забывайте хвалить малыша за любую, даже самую маленькую победу над коварной буквой Р. Никогда не сравнивайте чадо с другими детьми. Он у вас - такой единственный и самый любимый.

Как научить ребенка говорить букву Р? Запомните - это дело не одного дня. Проявите настойчивость и терпение. Занимайтесь с чадом регулярно, но не навязчиво. Следуйте рекомендациям логопедов. И все у вас получится. Вскоре отпрыск начнет рычать не хуже тигренка.

Видео: как научиться произносить звук Р

Родившийся малыш, подрастая, взрослея и развиваясь, ежедневно радует и умиляет родителей своими успехами, достижениями, новыми звуками, а потом и словами.

Поначалу кроха гулит и лепечет, смешно путает буквы или выговаривает звуки неправильно. Все это может быть достаточно забавно, однако если время идет, а у ребенка так и не получается освоить речевые навыки в полной мере, тогда это уже становится проблемой, а не поводом для веселья.

Одним из наиболее частых нарушений является дефект речи под названием картавость, то есть, когда малыш не выговаривает вовсе или плохо выговаривает звук Р. Почему так случается и что предпринимать для предотвращения или устранения этой проблемы - вот какими вопросами задаются многие родители.

Непреодолимая буква Р: основные случаи появления дефекта речи, его причины и последствия

Будучи совсем маленьким, ребенок сначала осваивает гласные звуки - они слышны в его крике, плаче, гулении. Потом постепенно приходит время знакомства с другими звуками, в результате чего речь малыша пополняется не только гласными, но и согласными звуками, а это делает ее разнообразнее и богаче.

Родители должны понимать, что формирование речи не происходит стихийно - этот процесс подчиняется определенному графику, поэтому вы не сможете научить малыша выговаривать сложные звуки, если он еще не освоил простые.

Как утверждает статистика, Р является наиболее сложным звуком для произношения, поэтому он и идет замыкающим в цепочке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ребенок начинает уверенно «рычать» только в более-менее осознанном возрасте.

Когда следует беспокоиться?

Обычно самостоятельно прорезаться звук может в пять-шесть лет. Такая возрастная граница установлена для звуков Р и Л. Остальные здоровый и нормально развивающийся малыш осваивает к четырем-четырем с половиной годам.

До наступления этого возраста рано паниковать - не нужно требовать чего-либо от ребенка или водить его к специалистам.

Однако не забывайте заниматься развитием крохи, ведь упражнения на артикуляцию и фонетические комплексы, помогающие быстрее освоить произношение, способствуют правильному формированию и совершенствованию речевого аппарата, придают языку гибкость и подвижность, тренируют дыхание и мышцы артикуляционного блока.

Если дефект речи не проходит и в дошкольном возрасте, тогда стоит уделить проблеме больше внимания, а прежде всего, разобраться, почему и как именно ребенок не выговаривает звук Р.

Как проявляется дефект у ребенка и почему так происходит?

Логопедическая практика знает немало примеров искажения детьми звука Р:

  • малыш произносит звук, но только в некоторых словах - чаще всего это возможно в серединке слов или в начале, зато на окончаниях Р проглатывается или же просто звучит невнятно;
  • Р может пропадать и в середине слова, если стоит между двух гласных, к примеру, в словах «мороз» - произносится «ма_оз» или гараж - звучит, как «га_аж»;
  • при произношении происходит замена на другой звук - как правило, на Л - знаменитая «лыба» вместо «рыба» или «лозы» вместо «розы», также на Ы или Й, а иногда и на картавый Г - такое явление носит название «параротацизм»;
  • вместо Р у ребенка получается гортанный или горловой звук - произношение с помощью гортани, по мнению логопедов, может быть поводом для беспокойства и дальнейшего обследования ребенка, так как чаще всего это свидетельствует о некоторых нарушениях здоровья;
  • у билингвальных деток звук Р может получаться нетипично для нашего слуха и речи, к примеру, ребенок будет грассировать на французский манер или произносить его с сильной вибрацией, как в английском языке.

Раньше считалось, что причиной затруднений со звуком Р в речи детей является врожденное укорочение уздечки языка или слишком короткая подъязычная связка, которая не дает языку двигаться нормально и полноценно, а также мешает ему высоко подняться для правильного произношения звука.

Действительно, эту логопедическую проблему можно назвать наиболее распространенной, однако есть и другие нарушения, в результате которых тоже возможны неприятности с речью.

Возможные проблемы и последствия

Давайте вспомним, как по всем правилам должен произноситься звук Р. Во-первых, язык необходимо приподнять к альвеолам, а во-вторых, нужно добиться, чтобы проходящая воздушная струя заставила задрожать его кончик.

Если разбирать проблему картавости или, как ее называют врачи, ротацизма, то можно обнаружить, что основная загвоздка именно в отсутствии этой самой вибрации.

Вернее сказать, вибрация есть, но вибрирует совсем не кончик языка. К примеру:

  • при щечном ротацизме будут задействованы щеки;
  • при боковом произношении - края языка, то есть, воздух, выдыхаемый ребенком при произношении звука, идет вбок, а не вперед, как нужно;
  • если диагностируют кучерский звук, то это значит, что в вибрации задействованы губы;
  • при носовом звуке, когда Р произносится так, словно у малыша постоянный насморк, воздух уходит в неправильном направлении из-за того, что проход в носовую полость не закрывается мягким небом;
  • при горловом произношении идет вибрация мягкого неба или маленького язычка на нем;
  • если ребенок говорит Р на английский манер, это значит, что тоже нет вибрации кончика языка, а он лишь ударяется один раз о твердое небо, поэтому такой звук логопеды еще называют одноударным.

Также возможны такие патологии, как слишком большой язык (макроглоссия) или слишком маленький (микроглоссия).

Если появления ротацизма связано с физиологическими особенностями строения речевого аппарата ребенка, то их придется исправлять с помощью врачей, к примеру, уздечку рекомендуют подрезать у стоматолога.

Помимо этого, нарушения речи случаются по следующим причинам:

  • слабость мышц языка - обычно так бывает, если ребенок слишком долго сосал соску;
  • проблемы с фонематическим слухом;
  • малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • проблемы с речевым дыханием.

Что касается последнего пункта, то на него следует обратить особое внимание и отметить его важность, так как именно речевое дыхание является своеобразной основой для правильного звукообразования. А нарушать его и создавать различные «неполадки» могут многие проблемы со здоровьем, к примеру, хронический насморк или болезни сердечно-сосудистой системы, или увеличенные аденоиды, а также иммунные заболевания.

Нужно ли обращаться к логопеду?

Иногда родители предпочитают справляться с трудностями самостоятельно, без привлечения помощи специалистов и врачей. Однако посетить логопеда все же стоит, особенно при затяжной и вызывающей опасения проблеме.

Во-первых, он сможет определить, почему у малыша возникли трудности с произношением. Во-вторых, логопед подберет подходящий комплекс упражнений для решения речевой проблемы у вашего ребенка, покажет, как именно их выполнять, так что потом вы сможете заниматься с крохой и самостоятельно.

Но самое главное - визит к специалисту и обследование позволит обнаружить серьезные отклонения на начальной стадии и избежать риска их дальнейшего прогрессирования и развития. Среди таких опасных нарушений врачи выделяют дизартрию - патологию, затрагивающую головной мозг, дислалию или косноязычие.

Подобные серьезные причины потребуют дополнительного обследования, консультации и лечения у других докторов. Если же развитию речи мешают не заболевания или патологии, а просто у ребенка слабый артикуляционный аппарат либо мышцы языка, то логопед посоветует вам выполнять с малышом общую гимнастику, подберет упражнения для постановки звука Р и поможет довести его до автоматизации.

Комплекс правильных упражнений для самостоятельных занятий

Если артикуляционный аппарат ребенка отличается малоподвижностью, то на занятиях вам пригодится речевая гимнастика в форме игры. Также это актуально для маленьких деток для общего развития и профилактики нарушений речи.

К примеру, с малышами до четырех лет вы можете заниматься, используя смешные стишки и скороговорки со звуком Р:

  • знаменитый Грека, который ехал через реку;
  • про траву во дворе и дрова на ней;
  • про Клару и Карла;
  • про поросят и карасят;
  • веселую песенку друзей - «тра-та-та, мы везем с собой кота…» и многие другие.

Проговаривайте с ребенком простые слова, которые он знает и ежедневно употребляет: рука, река, мотор, двор, игра, карман, рак, роза, рыба, сарай, гараж и т. д.

Помогают также чистоговорки, то есть, рифмованные строчки, к примеру, «РО-РО-РО - у вороны черное перо» или «РА-РА-РА - интересная игра». Звук можно петь в разных сочетаниях: сначала в обычной позиции - «РИ-РЕ-РА-РО-РУ», а потом в интервокальной - «ИРИ-ЭРЭ-АРА-ОРО-УРУ».

Деткам очень нравятся игры с использованием звука Р: можно рычать, как большие тигры или львы, стрелять из пистолета по мишеням («тра-та-та»), ездить на стуле-тракторе («дыр-дрр»). Основная ваша задача - идти от простого к сложному.

  • Вы учите ребенка произносить звук уверенно сам по себе, то есть изолированно.
  • Вы помогаете малышу освоить его в слогах, а потом и в коротких словах.
  • Вы пробуете тренировать его в речи, используя предложения, стихи, скороговорки и песенки.

В противном случае ребенок не сможет повторить за вами сложную скороговорку или стишок, испугается или замкнется еще больше от того, что у него ничего не получается. В результате вы получите отказ от дальнейших занятий. Поэтому стоит запастись терпением и стараться вместе с малышом.

В видео представлен пример, как можно проводить занятия с ребенком по постановке произношения буквы Р.

Упражнения для развития и тренировки артикуляционного аппарата, помогающие научить говорить букву Р

Все упражнения лучше выполнять сидя перед зеркалом, также малыш может держать в руках маленькое зеркальце. Выделите для занятий какое-то определенное время - лучше всего заниматься утром или в первой половине дня, когда ребенок еще не устал.

Сначала каждое упражнение можно повторять по пять раз, а потом количество повторений стоит постепенно увеличивать до восьми или десяти. В общей сложности занятие не должно длиться более двадцати минут.

Проделывайте упражнения вместе с ребенком - это и поможет ему побыстрее усвоить, что именно от него хотят, и придаст уверенности в правильности выполнения.

Сначала необходимо разминать и разогревать артикуляционный аппарат. Перед упражнениями стоит хорошенько вымыть руки.

  • «Трубочка или хоботок».

Вытягиваем губы в трубочку и держим их так около десяти секунд. Потом представляем, что мы слонята и пытаемся всосать воздух через эту трубочку.

  • «От улыбки».

Разводим губы в широкой улыбке и держим их в напряжении десять-пятнадцать секунд.

  • «Открываем окошко».

Широко раскрываем рот и удерживаем его так, считая сначала от одного до десяти, а потом увеличивая счет.

  • «Маляр с кисточкой».

Вы улыбаетесь и открываете рот, но нешироко. Языком нужно пройтись по верхнему небу, словно кисточкой, в сторону горла от верхних зубов.

  • «Часики с маятником».

Снова улыбаемся и приоткрываем рот. Высовываем язык вперед, а потом качаем им от правого угла рта к левому, то есть, со стороны в сторону.

  • «Поднимаем парус».

Кончик языка нужно поднять за верхние передние зубы на бугорок нёба. Его спинка должна быть немного прогнутой вперед, а края - прижаты к верхним коренным зубам.

  • «Чистка зубов».

Исходное положение будет таким же, как и в предыдущих упражнениях. Кончиком языка нужно пройтись по всей внутренней поверхности верхнего зубного ряда, будто чистя или подметая их, а потом упереться языком в каждый верхний зуб по очереди. Челюсть в этом упражнении шевелиться не должна.

  • «Прилетел комарик».

Открываем рот, а кончик языка выдвигаем за передние зубы. Пробуем так произнести звук «З-з», потом вернуть язык обратно, упереться в верхнее небо прямо у основания зубов и снова сказать «З-з».

  • «Иголочка».

Высовываем узкий язык вперед. Держим его так не менее десяти секунд.

  • «Маленькая чашечка».

Открыв рот, необходимо дотянуться языком до верхних зубов, но не касаться их. Язык при этом выгибается и по форме напоминает чашечку.

  • «Заводим моторчик».

Большой палец руки нужно уложить под язык и передвигать им вправо и влево, будто заводя мотор машины, произнося звук «д-д-д», который со временем должен перейти в «др-р-р».

  • «Кошка пьет молоко».

Пробуем полакать воображаемое молоко, словно котенок, загибая язык.

  • «Кто дальше».
  • «Минутка хулиганства».

Высовываем язык и болтаем им, будто дразнимся.

  • «Кусачая змейка».

Вытягиваем вперед язык и слегка покусываем его кончик.

  • «Бежит-бежит лошадка».

Широко открываем рот. Сначала язык необходимо прилепить к небу, а потом сильно им щелкнуть. Проследите, чтобы челюсть при этом не двигалась, а двигался весь язык. Цокая, словно скачущая лошадка, ребенок будет растягивать подъязычную связку и тренировать ее. Останавливаем лошадку звуком «тпрр», но следите, чтобы этот звук получался у ребенка глухим, а губы не вибрировали, а просто дрожали.

  • «Удары в барабан или стук дятла».

Ударяем с силой кончиком языка по верхнему небу, прямо по бугоркам передних зубов, быстро произнося при этом звук «Д-д».

  • «Играй, гармоника».

Поднимаем язык и «присасываем» его к небу. Пробуем открывать и закрывать рот, не отрывая языка.

  • «Холодно - замерзаю!».

Произносим «бррр», но не напрягаем губы.

  • «Давай с тобой попрыгаем».

Попеременно дотрагиваемся языком до бугорков, которые расположены над верхними зубами, словно совершая прыжки. Придумайте с малышом сказку о том, как веселый язычок умеет высоко прыгать, чтобы ему было интереснее выполнять упражнение.

  • «Важный индюк».

Приоткрываем рот и ставим язык широким передним краем на верхнюю губу. Медленно водим им вниз и вверх, не отрывая при этом его от губы. Следите, чтобы не было движения влево и вправо. Понемногу пробуйте увеличить скорость движения и добавить индюшиный звук «бл-бл». Потом можно будет усложнить упражнение, резко выбрасывая язык между губами и пряча его обратно.

  • «Дует ветер».

Сильно дуем на перышко, листочек, ватку, широко улыбаясь и прижимая кончик языка к бугоркам за передними верхними зубами. Язык должен задрожать так, чтобы появился глухой звук «тррр». Придумайте для ребенка игру в воздушные гонки, кто сильнее дунет, у кого дальше улетит листик и т. д.

  • «Печем блинчики».

Положите расслабленный широкий язык на нижнюю губу. Похлопайте губами, чтобы сплющить язык и сделать его ровным со звуком «пя-пя».

  • «Играем в прятки или любопытный язычок».

Улыбаемся и делаем язык сначала широким. Потом медленно прячем его в домик (рот), прижимая к бугоркам за передними верхними зубами. Можно вызывать язычок словами «ку-ку, покажись нам» или чем-то любопытным, чтобы он снова плавно выглянул и прикоснулся к верхней губе. Повторяем движения туда и обратно в игровой форме.

  • «Трещим, как сороки».

Ставим широкий язык на бугорки и выдуваем воздух, произнося «тр-р-р». Начинаем с шепота и постепенно переходим на громкий звук.

  • «Мой любимый барабан».

Губы раздвинуты в улыбке, нижняя челюсть не двигается. Барабаним кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося звук «д-д-д».

Когда ребенок уверенно освоит твердый звук Р, можно будет переходить и к тренировке мягкого Рь. Научив малыша произносить эти звуки по отдельности на автоматизме, переходите к этапу проговаривания их в словах в разном положении, а также тренируйте сочетания с другими звуками, закрепляйте произношение в слогах.

Авторо видео делится советами, как научить ребенка выговаривать букву Р и исправить ошибки в произношении.

Заключение

Неправильное произношение - это, конечно, не трагедия, однако зачем пускать дело на самотек, если вы можете помочь ребенку справиться с этой проблемой. Возможно, в будущем он захочет стать телеведущим или актером, хотя грамотная и красивая речь украсит человека любой профессии.

Интересные занятия и упражнения в форме игры, ваше старание, позитивное настроение и хорошие эмоции обязательно приведут к отличному результату, так что в один прекрасный день вы вместе с малышом порадуетесь его отчетливому рычанию и победе над этим капризным звуком Р.

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с , чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения” . Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки” . Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик” . Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок” . Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка” . Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка” . Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка” . Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье” . Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели” . Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

  • Как котенок

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– У коровы рога.

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Посередине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Называется “пескарь”.

На дворе горка,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.

Одной из самых частых причин обращения к логопеду становится «трудная» буква Р. На самом деле довольно много детей с раннем возрасте не справляются с произношением.

Если сначала неправильно произносимые малышом слова вызывают у родителей умиление, то через некоторое время эта ситуация чаще всего начинает их беспокоить.

Так, как научить ребенка говорить букву Р, если он никак не может справиться с ее произношением? В каких случаях картавость можно списать на возраст малыша, а в каких случаях ему срочно требуется помощь логопеда?

Для того, чтобы решить проблему важно понимать, почему она возникла.

Почему ребенок не выговаривает букву Р?

Если ребенок не выговаривает какие-то буквы, в том числе букву Р, на языке логопедов это называется дислалия. Дислалию отличает отсутствие в речи ребенка какого-либо звуки при полной сохранности слуха и нормальной работе самого речевого аппарата.

Почему такое может происходить?

  1. Ребенок может иметь неправильный образец для подражания. Например, кто-то в близком его окружении неправильно говорит буку Р.
  2. Когда в семье говорят сразу на двух языках, ребенок может элементарно путаться, что и усложняет отработку произношения звуков.
  3. Это может быть случайный выбор ребенком неверной артикуляции.
  4. В семье просто не обращают внимание на отсутствие звука Р в речи ребенка, его не поправляют.
  5. Ребенок может быть ослаблен в результате частых физиологических или неврологических заболеваний.
  6. Фонематический слух недоразвит, т. е. не четко определяет звук в речи других людей.

Договоримся, что все эти — вполне устранимые — причины возникают на фоне абсолютно корректной работы физиологической составляющей, то есть у ребенка нет нарушений слуха и работы артикуляционного аппарата.

Итак, сложности подстерегают малыша со всех сторон. Впрочем, есть дети, которые успешно минуют эту проблему и произносят букву Р четко и чисто. А что делать, если эта буква никак не дается?

До какого возраста картавость считается вариантом нормы?

Сами логопеды признают, что «бить тревогу» следует лишь по достижению ребенка 5-летнего возраста. До 5 лет он имеет полное законное право не произносить некоторые буквы.

Объясняется это тем, что речевой аппарат до этого возраста еще развивается и ему требуется время, чтобы справиться со всеми сложностями.

Однако это вовсе не означает, что родители должны сидеть сложа руки. В домашних условиях можно заниматься с ребенком укреплением мышц язычка, делая упражнения и подготавливая речевой аппарат к произнесению этой сложной буквы.

Как можно заниматься дома, чтобы научиться произносить букву Р?

Родителям необходимо себе уяснить, что коварная буква не произносится, потому что мышцы язычка еще слабые и не могут правильно себя вести. Однако, при этом ошибкой стало бы заставлять ребенка упорно повторять скороговорки и стишки на букву Р, пока они просто не в силах еще его произнести.

Занимаясь без логопеда, домашние занятия следует строить таким образом:

  1. Сначала подготовить язычок специальными упражнениями.
  2. Затем учиться говорить букву Р четко в слогах и саму по себе.
  3. И лишь затем закреплять ее, заучивая скороговорки.

Зарядка для языка: артикуляционные упражнения

Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.

То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.

Грибок

Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.

Чистим зубы изнутри

Кончик языка с силой проводит по зубам изнутри — от десен к верхушке зуба. Повторить 5-8 раз.

Маляр

В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок наверх и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз.

Гармошка

«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.

Футбол

Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».

Причесываем язычок

Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.

Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.

Освоив их, можно приступить к тренировке рычания. Для этого тоже есть специальные упражнения.

Заводим мотор

Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык наверх и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.

Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.

При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.

Волшебная палочка

Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.

Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.

Слушаем Р твердый

Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:

Р мягкий

Для того, чтобы услышать мягкий звук Р как в словах «рис», «ритм», ребенок должен говорить на выдохе «зззи». Ваша задача — опять же создавать вибрацию шпателем.

Освоившись с этими заданиями, можно просить ребенка повторять слоги и отдельные слова, в которых есть наша «важная» буква. Вы можете придумывать их сами или приобрести логопедические пособия.

И лишь когда звук Р уже стал появляться в речи, нужно переходить к разучиванию скороговорок. Эта ступень называется закрепление. Напомним, что все равно каждое занятие следует начинать с зарядки для язычка.

Скороговорки для закрепления произношения

Дети любят веселые скороговорки и потешки. Вы снова можете обратиться к пособиям, а можете сочинять их вместе. Помните, что только ваша поддержка и хорошее настроение помогут вашему ребенку справиться с такой сложной задачей.

Примеры скороговорок на произношение буквы Р:

  • «Трое трубачей трубят в трубы»;
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»;
  • «У Кондрата куртка коротковата».

Ну и классика — про траву на дворе и дрова на траве или история про Греку, который ехал через реку.

Более сложные скороговорки для выговаривания буквы Р представлены ниже (нажмите на картинку для увеличения):

Кстати, это скороговорки не всегда легко даются даже взрослым. Можно поиграть — кто быстрее и чище их произнесет.

Когда нужно обращаться за помощью к логопеду?

К сожалению, бывает и так, что вы прикладываете массу усилий, а результат недостижим. В таком случае правильным решением будет обратиться к специалисту.

Логопед проведет осмотр ребенка, побеседует с ним и с вами и выяснит, в чем причина проблем с произношением букв. Мы говорили выше, что важно исключить физиологические нарушения, не позволяющие ребенку правильно говорить.

Возможно, вас направят к другим специалистам — неврологу, ортодонту или стоматологу, которые помогут малышу победить картавость. А, может быть, крохе понадобится логопедический массаж.

Кроме того, логопед сможет показать, как делать упражнения и проконтролировать их выполнение.

Лучше не оставлять ситуацию неразрешенной, ведь в дальнейшем это может оказать влияние на успеваемость ребенка в школе. Однако не стоит впадать в панику. Покажите ребенку, что вы готовы ему помочь и научите его преодолевать сложности.

Ваша поддержка и приложенные усилия дадут ему впоследствии много больше, чем четкую дикцию. Уверенность в себе и способность учиться и трудиться — вот чему вы научите своего ребенка.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта