Главная » Заготовка и хранение » Лондон окутанный туманом. Лондонский туман-убийца

Лондон окутанный туманом. Лондонский туман-убийца

О природе лондонских туманов хорошо известно еще из школьных учебников географии. Особенно досаждали они жителям английской столицы в 1950-е годы, когда в стране повсеместно существовало печное отопление. Дымили трубы фабрик, заводов, жилых домов. И в осеннее время теплый влажный воздух Темзы, смешиваясь с бензиновыми выхлопами от автомобилей, с дымом фабричных труб и угарным газом от топившихся домашних печей, превращался в невообразимо плотную серую и вонючую смесь, которая опускалась тяжелым покрывалом на улицы. Бичом Лондона (как и ряда других городов Америки, Европы и Азии) стал так называемый смог - ядовитая смесь дыма и газовых отходов химических предприятий с туманом. Люди кашляли, подносили ко рту платки, проклинали туман. Тогда еще мало кто предполагал, какую опасность для здоровья жителей таил в себе этот смог. Первые катастрофические случаи отравления людей смогом были отмечены в Бельгии. В результате чрезмерного отравления воздуха льежскими заводами в долине Мааса в декабре 1930 года умерло шестьдесят человек и пострадало более тысячи. В конце декабря 1948 года в Доноре (Пенсильвания, США) от смога пострадало более двух тысяч человек.

Легкая дымка тумана, окрашивающая все в блеклые тона, порой придает даже своеобразное очарование. Но беда, когда осенью или зимой туман сгущается. Поздняя осень, переходящая в зиму, для жителей столицы Великобритании была сущим кошмаром. На город опускается густая пелена, тяжелый мглистый воздух затрудняет видимость на улицах, вползает в помещения общественных зданий - кинотеатры, театры, рестораны, магазины, клубы, наполняя их вонючим смрадом. Он проникает в дома, одежда отдает его едким запахом, даже еда приобретает привкус смога. Именно в осенние дни, когда вся эта серая масса опускалась на город, начинались проблемы: снижалась скорость автомобилей, на перекрестках образовывались автомобильные "пробки", с которыми было не совладать и целой армии полицейских регулировщиков. Пешеходы пробираются вдоль стен зданий к ближайшим станциям метро, а автолюбителям не остается ничего другого, как прикорнуть за рулем в ожидании, когда туман рассеется. Но очень часто даже сигналящие автомобили наезжали друг на друга, в условиях плохой видимости сталкивались красные двухэтажные автобусы, шарахались в разные стороны пешеходы. Сутолока, неразбериха доходили до паники, и появлялись первые жертвы дорожного движения.

Не лучше обстояло дело и с поездами, прибывавшими в Лондон. Они пробирались буквально на ощупь. Включались прожектора, снижалась скорость. А на бегущих параллельно шоссе машинах также горели автомобильные фары, гудели сирены, звучали сотни автомобильных сигналов. Та же ситуация была и в порту, куда прибывали десятки судов.

Но хуже всего в таких условиях приходилось астматикам и всем тем, кто страдал в разной форме легочными заболеваниями. Да и здоровые в это время тоже испытывали недостаток кислорода. Наиболее слабые становились первыми жертвами лондонской коптильни. С сиреной осторожно ехали по городу кареты "скорой помощи", привозившие в больницы кашлявших и задыхавшихся людей.

Что такое туман? В чем его опасность для человека? Туман образуется в результате конденсации или сублимации водяного пара на аэрозольных жидких или твердых частицах, содержащихся в воздухе. Обычно он образуется при температуре более 20 градусов. Но может появляться и при более низких температурах. Видимость при этом значительно ухудшается и плотность тумана зависит от размеров частиц, его образующих. Чаще всего туманы образуются в населенных пунктах, особенно в тех, в которых наличествует повышенное выделение гигроскопических ядер конденсации, в частности, продуктов сгорания.

Теперь несколько слов о Лондоне. Этот город расположен на равнине, на высоте всего пять метров над уровнем моря. Его окружают меловые куэстовые гряды. Климат преобладает морской, с мягкой зимой и нежарким летом Средняя температура самого холодного месяца (января) составляет 5,3°С, самого теплого (июля) - 18,9 С, в год выпадает 645 мм осадков. Именно в таких природных и климатических условиях чаще всего образуются туманы.

Самым смертоносным для жителей Лондона стал туман в декабре 1952 года, в который помещалась кислая угольная копоть из шахт. Воздух сделался серым, ухудшилась видимость. И неожиданно разом были отравлены сотни людей. Все больницы оказались переполнены, а жертвы тумана все еще продолжали поступать. Причем врачи оказались практически бессильны чем-либо помочь пациентам. Как защититься от загрязненного воздуха, от которого страдал и сам медицинский персонал? Нужны были кислородные подушки - их не хватало. Нужен был солнечный свет и ветер - их не было. Астматики задыхались. Возникали проблемы с лекарствами. И смертельный урожай не заставил себя ждать. За первые месяцы 1953 года было зафиксировано четыре тысячи смертей. А всего в течение года скончалось двенадцать тысяч человек.

Лондон, как и другие города Европы, был потрясен этими цифрами. Собственно, эти жуткие последствия смога и вынудили правительство принять срочные меры для создания принципиально новой системы отопления, и прежде всего отказаться от угля, перейти на более чистые мазут, нефть и газ.

Однако эта катастрофа не была последней. Спустя ровно десять лет ситуация несчастным образом повторилась. В декабре 1962 года над Лондоном и всей центральной Англией опустилось плотное облако тумана. Именно в эти декабрьские дни многие жители столицы Великобритании впервые одели противогазы - дышать выхлопными автомобильными газами, смешанными с тяжелым влажным воздухом было опасно. Число погибших достигло 106 человек. К тому же повышенная влажность воздуха из-за возникшей электропроводимости стала причиной возгорания многих электроприборов. С того времени туман (или смог) стали называть киллер-смог, или туман-убийца.

Туманный Альбион - именно так называют Великобританию, ведь такая погода для англичан совсем не редкость. Казалось бы, что может быть опасного в тумане кроме ограничения видимости и как следствие увеличения вероятности дорожно-транспортных происшествий? Но вот туман, спустившийся на Лондон 5 декабря 1952, года имел поистине роковые последствия и унес жизни 12 000 человек

Зима 1952 года в Британии началась довольно рано для этой страны. В ноябре установились сильные морозы, котрые сопровождались снегопадами, а к декабрю зимняя погода окончательно поглотила территорию королевства.

Помимо этого воздух Лондона активно загрязнялся дымом труб фабрик и заводов, поскольку промышленность страны активно восстанавливалась после военной разрухи.

Свой вклад в загрязнение окружающей среды вносили многочисленные автомобили и общественный транспорт. Как раз в это время в Лондоне трамваи заменяли на автобусы с дизельными двигателями.

Сильные морозы заставили на всю катушку работать электростанции, основным топливом для которых являлся уголь. Но, помимо этого, в Лондоне были сотни тысяч, если не миллионы каминов, также отапливавшихся углем. В декабрьские дни 1952 года жители Лондона, чтобы хоть как-то согреться, не жалели угля, не догадываясь, чем это вскоре обернется.

Англия добывала уголь на своей территории, но в условиях послевоенного кризиса, качественный уголь шел на экспорт, а для «домашнего пользования» оставался более дешевый уголь с примесями серы, использование которого приводило к образованию особенно едкого и вредного дыма.

И вот 4 декабря 1952 года Лондон попал в зону действия антициклона, что привело к так называемой температурной инверсии: застоявшийся холодный воздух оказался накрыт теплым воздухом. В результате на столицу Англии опустился холодный туман, который не имел никакой возможности рассеяться. А внутри этого тумана скапливались не имеющие выхода выхлопные газы, заводские выбросы, частицы сажи из сотен тысяч каминов.

Разумеется, лондонцев, было не напугать туманом, но такого странного явления им еще не приходилось видеть. Туман из-за скопления вредных веществ имел желто-черный цвет, за что получил название гороховый суп.

Из-за абсолютного безветрия туман, или, точнее сказать, смог, провисел над британской столицей с 5 по 9 декабря 1952 года. С каждым днем, из-за того, что концентрация вредных примесей в воздухе увеличивалась, ситуация стремительно ухудшалась.

Видимость понизилась настолько, что пришлось остановить движение общественного транспорта, за исключением метрополитена. Наиболее отчаянные водители автобусов пытались вспомнить зарю автомобилизма, отправляя перед автобусом человека с фонариком, однако ситуацию это не спасало.

Люди не видели даже своих ног, а сообщения о задохнувшихся животных приходили с городских окраин все чаще и чаще.

Остановили даже работу скорой помощи: возможности забрать больных попросту не было.

Надо отдать должное лондонцам, которые перенесли выпавшее на их долю испытание с чисто английским спокойствием, даже несмотря на то, что в городе в эти дни сотрудники ритуальных служб буквально сбивались с ног от количества заказов, а на кладбищах Лондона выстроились натуральные очереди из траурных процессий.

Но когда дым рассеялся в прямом и переносном смысле, встал вопрос: а что это вообще было?

Расследование Великого лондонского смога вышло на уровень парламента, где были озвучены ужасающие цифры. По данным министерства здравоохранения, жертвами смога стали около 4000 человек. Главная причина смертей - проблемы дыхательных органов. Даже взрослые и здоровые люди жаловались на недостаток воздуха, а для престарелых, хронических больных и младенцев Великий смог стал роковым.

По мнению экспертов, главный источник зла оказался в ядовитом сернистом газе, выходившим из печных труб Лондона.

Дальнейшие исследования показали, что различные болезни дыхательных путей, связанные с последствиями Великого смога 1952 года, были обнаружены у 100 000 человек. В течение первых месяцев после него общее число жертв увеличилось до 12 000 человек.

Великий лондонский смог 1952 года для всего мира стал наглядной демонстрацией того, чем опасно загрязнение окружающей среды. В Великобритании были приняты меры на ужесточение законодательства с целью недопущения повторения экологической катастрофы таких масштабов.

Старая добрая Британия, немыслимая без каминов наподобие того, у которого коротали вечера Шерлок Холмс и доктор Ватсон, вынуждена была меняться, чтобы выжить.

Смог который накрыл Лондон в пятницу, 5 декабря 1952 года, был не совсем обычный. Цвет тумана был не белым, а жёлтым и очень густым что люди не могли ничего рассмотреть на расстоянии метра. Лондонские газетчики в шутку прозвали его «гороховым супом» . Только «супчик» этот оказался ядовитым - он унёс жизни нескольких тысяч человек. Реакция жителей города была спокойной потому что туманы в Лондоне совсем не редкость. В конце концов 12000 человек умрет .

(9 фотографий)

Это была холодная ночь с пятницы 5 декабря 1952 года , когда смог прокатился по городу . Застоявшийся холодный воздух оказался под слоем тёплого . В результате из тумана, смешанного с каминным дымом, пылью, выхлопными газами транспортных средств и другими загрязняющими веществами, такими как диоксид серы, образовался стойкий смог, на следующий день окутавший столицу. Частицы сажи придавали ему жёлто-чёрный цвет, откуда пошло название «г ороховый суп» («Peasouper» ).

Четыре дня продолжался туман с пятницы 5 по вторник 9 декабря 1952 года . Ядовитый смог парализовал Лондон . Лондонское метро работало (т.к. находится под землей), общественный транспорт, автомобили жителей, скорой помощи перестали передвигаться по городу . Концерты , кино и спортивные мероприятия были остановлены . С видетели тех ужасных дней говорят что это было плотное одеяло из дыма и видимость была практически нулевой.

Большинство жертв были детьми или стариками или людьми, страдавшими респираторными заболеваниями.

Большинство смертей было вызвано инфекциями дыхательной системы человека. Основные лёгочные инфекции, бронхопневмония и острый гнойный бронхит на фоне хронического бронхита.

В современных исследованиях число жертв Лондонского тумана около 12 000 человек.

Огромное число погибших заставило людей переосмыслить отношение к окружающей среде и загрязнению воздуха поняв что это может представлять угрозу человеческой жизни.

Первая информация о том, что один из крупнейших промышленных холдингов Северо-Запада «Технология металлов» меняет собственника, появилась у «Псковской губернии» в декабре 2016 года. В холдинге информацию комментировать отказались, дружно скрываются от журналистов и представители властей. Однако, несмотря на попытки максимально скрыть информацию о произошедшем, что же всё-таки происходит в холдинге можно говорить довольно определённо. «ПГ» об одной из крупнейших сделок в истории области.

Автором первого официального подтверждения информации о продаже «Технологии металлов» (далее «ТМ») стал глава города Иван Цецерский . Глава Пскова подтвердил «Псковской губернии» продажу на традиционной встрече с главными редакторами псковских СМИ в середине января 2017 года. Он даже обмолвился, что едет в Москву на встречу с новыми владельцами. Однако увидеть руководство холдинга ему, по информации «Псковской губернии», так и не довелось. Комментировать изданию ситуацию вокруг холдинга Цецерский тоже не стал, об интересантах сделки «Псковская губерния» узнала из открытых источников.

И нефть, и газ

Сделку по «ТМ» начали готовить задолго до января 2017 года. 5 октября 2016 года на экономической карте России появилось ООО «Нефтегаз групп». Уже в январе компания вложила в «ТМ» немалую сумму денег. Дата это слишком уж близка к сделке с «ТМ», поэтому можно с большой долей уверенности утверждать, что создана была фирма специально под эту сделку. Из открытых источников известно, что юридически фирма прописана в Москве, на 22-м километре Киевского шоссе.

Учредили фирму сразу два человека: 95% «Нефтегаз групп» принадлежит Алексею Роговицкому , ещё 5% - Татьяне Давыдовой . Уставной капитал компании - миллион рублей. Однако, несмотря на столь значимую сделку, эти люди поразительно неизвестны. Ранее они не участвовали ни в каких хоть сколько-нибудь значимых сделках. И хоть и не хочется называть их «фиктивными владельцами», но вряд ли они действительные бенефициары «ТМ».

Борис Федюк начал передавать заводы «Технологии металлов» новому владельцу ещё осенью 2016 года / Фото: ПАИ

10 января 2017 года на сайте АО «Псковкабель» появилось сообщение для акционеров. Завод собирал своих владельцев, чтобы обсудить вопросы дальнейшего развития предприятия. В середине повестки дня спрятался и «Нефтегаз групп». 31 января акционеры завода приняли несколько судьбоносных решений. Во-первых, «Псковкабель» решился занять у ООО «Нефтегаз групп» 300 млн рублей на 8 лет по ставке не более 9% годовых. Сразу же после этого акционеры решили заключить договор новации. Такой договор обычно заключают, когда фирма не вернула кредитору долг: тогда его можно перевести в векселя и передать их кредитору. «Псковкабель» сразу же перевёл всю сумму в процентные векселя и передал их «Нефтегаз групп». Срок их погашения - не ранее 1 января 2025 года.

На официальном сайте «Псковкабеля» эта операция была названа «стратегическим партнёрским соглашением, которое предусматривает крупные инвестиционные вливания в холдинг». При этом речь идёт именно о холдинге, а не об одном «Псковкабеле», поэтому мы можем предположить, что общая сумма сделки должна составлять более миллиарда рублей.

Причём стратегическое соглашение с ООО «Нефтегаз групп» в «ТМ» заключили ещё в декабре, то есть «Псковкабель» вскочил на подножку поезда последним. Именно эту «вексельную сделку» мы вместе с Иваном Цецерским и будем в дальнейшем называть продажей «ТМ»: хотя официально этой продажи нет. Поэтому и встречи Цецерского с новыми владельцами так и не произошло: пока есть не владельцы, а стратегические партнёры из «Нефтегаз групп». Холдинг же в то время, как заключались партнёрские контракты, переходил новому владельцу по частям: эту часть соглашений никто не афиширует.

Зря связались с «Роснефтью»

Причиной сделки стали долги холдинга, которые тянутся за «ТМ» с конца 2014 года. Холдинг обязался поставить нефтегазовым компаниям, в том числе «Роснефти» и «Газпромнефти», оборудование. Для того чтобы выполнить обязательства, «ТМ» взяла кредиты на большую сумму в «ВТБ» и Сбербанке, но пока не вернула. В ситуации экономического кризиса «ТМ» не выполнила обязательства перед банками, на рубеже 2014-2015 годов на «Псковкабеле» произошли сокращения.

Не лучше дела и у «Псковэлектросвара»: сокращений на заводе в последний год не было, но уже в конце осени 2016 года предприятие, по информации «Псковской губернии», перешло на четырёхдневную рабочую неделю, заказы, которые сейчас есть у завода, не позволяют даже в полном объёме выплатить зарплаты сотрудникам предприятия. Однако руководство находит средства: долгов по зарплатам предприятие не имеет.

С 2009 года «Технология металлов» регулярно получала налоговые льготы от администрации Псковской области / Фото: pskov.ru

31 января собрание руководства предприятия состоялось не только на «Псковкабеле», но и на «Псковэлектросваре». О предыдущем владельце «ТМ» Борисе Федюке на нём и речи не шло, хотя официальной смены владельца, напомним, нет. Бал правил новый директор - Иван Крючек . Одним из первых решений новых владельцев завода стала смена директора «Псковэлектросвара»: Дмитрия Гудкина на этой должности сменил директор «Псковкабеля» Вячеслав Стрелин . Гудкин в свою очередь стал директором «Технокабель М». Как новое руководство успело за месяц решить, что Гудкин им не по нраву, а лучше пусть будет Стрелин? Не логично ли было назначить на должность нового человека, либо оставить на время старого?

Нелогично, если руководство это не такое и новое.

Федюки уходят на второй план

3 февраля 2017 года в Пскове появилось новое предприятие с говорящим названием - ООО «Технология металлов». Его директором значится всё тот же Иван Крючек. И если по учредителям «Нефтегаз групп» вычислить новых владельцев «ТМ» невозможно, то вот учредитель ООО «Технология металлов» - человек чуть более известный. Зовут его Андрей Пачаджи .

Пачаджи аффилирован с двумя предприятиями - ООО «Техэлектрокаскад» и ООО «Столица». Оба предприятия в открытых документах названы среди акционеров «Псковкабеля». Учредитель у предприятий один - Залим Маршенкулов . Ещё Маршенкулов учредитель «Гисприбор-М», которое также входит в «ТМ». В сентябре 2016 года «Гисприбор-М» из закрытого акционерного общества стал обществом с ограниченной ответственностью. При этом ЗАО «Гисприбор-М» ещё в 2001 году учредило АО «ИАФ Технология металлов», учредителем которого в свою очередь были Борис, Владимир, Вера и Марина Федюки . А вот ООО «Гисприбор-М» уже принадлежит Залиму Маршенкулову. Ещё один штрих: АО «ИАФ Технология металлов» находится в стадии реорганизации, что ещё раз говорит о том, что Федюки больше не владельцы «ТМ».

Продолжаем: учредителями «Псковэлектросвара» значатся два предприятия: ООО «Геофизтехгрупп» и ООО «Техэлектрокаскад». Директор и учредитель первой - всё тот же Андрей Пачаджи, аффилированный с Маршенкуловым. Директор второго предприятия - тоже Пачаджи, а учредитель с 29 декабря 2016 года - Маршенкулов.

Кто вы, мистер Маршенкулов?

Мистер Залим Замутдинович Маршенкулов родился в ноябре 1981 года, сейчас ему 35 лет. Свою первую фирму он организовал в Великобритании в 2004 году, тогда ему было только 23 года. Компания называлась Ruthenia Ltd. Единственный человек с постсоветского пространства, с которым Маршенкулов работал - это украинец Евгений Касевин (Yevgeny Kasevin), и хотя общий бизнес у них был давно, затем пути бизнесменов не разошлись: скорее всего, их связывает как минимум дружба.

По данным на 19 июля 2016 года Маршенкулов был действующим руководителем трёх компаний, 16 его фирм были уже не активны. Сейчас он значится директором компаний Ridgenc Limited, Symbolic Asset Ventures Limited, Avintell Investments Limited. Согласно открытым источникам британских компаний, все фирмы зарегистрированы в Лондоне, их учредил единолично Маршенкулов. Он связан лишь с одним британцем - Джоном Уильямсом Инглом (John William Ingle) через Ridgenc Limited, в которой Ингл работает на руководящей должности. В последних отчётных документах компаний, Залим Маршенкулов называет себя подданным королевы Виктории, ранее он указывал российское гражданство.

Также Маршенкулов упоминается в интернете как основатель «Клуба друзей Северного Кавказа» в Лондоне. Клуб был создан в марте 2014 года, а 25 июля того же года провёл в столице Великобритании вечер памяти Владимира Высоцкого. Представителем организаторов в СМИ назывался всё тот же Евгений Касевин.

Отметим, Залим Маршенкулов уже был в Пскове, на заводе его называют одним из новых владельцев.

С фунтов стерлингов на рубли

Организатору «Клуба друзей Северного Кавказа» в Пскове придётся поработать серьёзно. Его британские компании, судя по отчётностям на английских сайтах, последние годы работали с прибылью, правда прибыль эта не превышала полумиллиона рублей в переводе на российскую валюту. Впрочем, одна компания Маршенкулова показала 600-процентный рост. При этом ни один из заводов «ТМ» не входил в 250 крупнейших предприятий Северо-Запада России по версии журнала «Эксперт» ни в 2014, ни в 2015 годах,. И это притом, что в рейтинге немало компаний из Новгородской области, Карелии, и несколько компаний из Псковской области.

По данным регионального комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике, планы стратегического развития производства сейчас продолжают составляться, и будут известны не ранее второго квартала 2017 года. Отметим, руководитель комитета Андрей Михеев сообщил «ПГ», что не располагает данными о смене собственника в «ТМ». Тумана вокруг продажи холдинга не меньше, чем в Лондоне.

Однако появление в феврале ООО «Технология металлов» ясно говорит о том, что изменения в структуре собственников компании продолжаются прямо сейчас. «Псковская губерния» продолжит следить за ситуацией в холдинге.

СПРАВКА: за период с 2009 по 2016 годы ГК «Технология металлов» были предоставлены налоговые льготы из средств бюджета Псковской области на сумму 37,3 млн рублей.

* фото на иллюстрации: «Псковская правда»



Сегодня я хочу развенчать устойчивый миф о знаменитых лондонских туманах, а заодно и о старом добром времени правления ее величества королевы Виктории, когда экологию еще не успели «убить» автомобильные выхлопы, атомные электростанции, парниковый эффект и прочие неисчислимые язвы научно-технического прогресса.


Как известно, топливом промышленного скачка XIX века был уголь. Его сжигали в топках паровых двигателей кораблей и паровозов, в доменных печах металлургических заводов да и в силовых и тепловых установках практически всех предприятий. Не менее широким было его применение и в быту, особенно в английских городах. Между тем уголь отнюдь не может похвастать своей безвредностью для экологии.
Во второй половине XIX века (да и в первой половине XX, к слову, тоже) городской воздух был буквально переполнен угольным смогом. Солнечный свет не мог пробиться сквозь него даже летом, поскольку в каждой кухне, кроме очень бедных домов, растапливались печь для приготовления пищи и камины для обогрева. Английские (да и прочие крупные европейские) города находились под постоянным дымовым облаком, не пропускавшим лучи солнца. Ну а Лондон, являвшийся мощным транспортным центром и одним из крупнейших городов мира, тем более был под полной властью дыма. И именно этот дым порождал частые густые туманы, ставшие благодаря литературе конца позапрошлого столетия буквально атрибутами британской столицы. Дело в том, что любые взвешенные частицы в воздухе становятся центрами конденсации влаги, таким образом пыль создает благоприятные условия для образования тумана.


Исследуя старые метеорологические записи, можно узнать, что в семидесятых годах XIX века в Лондоне был 51 туманный день в году, в восьмидесятых — 58, а в девяностых — уже 75. Впрочем, этот город прозвали «Большим дымом» еще до наступления настоящей промышленной революции - в XVIII столетии.
Однако с началом стремительного развития промышленности и транспорта и резким увеличением численности населения проблема загрязнения воздуха стала куда острее. Во второй половине XIX века, проходя днем по Лондону, считалось вполне обычным видеть не более чем на несколько шагов. Сам же дым, в зависимости от происхождения, мог различаться по цвету: бывал он синим, темно-серым или коричневым. Леди, отправлявшиеся в оперу или театр и надевавшие белые накидки, возвращались домой уже в серых. Ставшая классической на все времена черная окраска зонтов берет свое начало именно в викторианской Англии, когда она более всего отвечала состоянию атмосферы.


Согласно воспоминаниям, приводимым в уже неоднократно упоминавшейся мною книге Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии», даже днем в Лондоне люди нередко носили фонари. Из-за плохой видимости можно было не просто сбиться с дороги, но и угодить под карету или омнибус , свалиться в дренажную канаву или Темзу. Во время туманов в домах, хозяева которых могли себе это позволить, жгли свечи или газ.
Предвидеть туманы было невозможно, особенно для метеорологов того времени. Они заставали путников где угодно, накрывая землю неожиданно и плотно. Понятно, что такое состояние атмосферы чрезвычайно вредно для здоровья. Неслучайно после каждого сильного тумана в церквях учащались заупокойные службы. Согласно статистике, за неделю от респираторных заболеваний в Лондоне умирали более тысячи человек и ухудшалось состояние людей с больным сердцем и легкими.
Страдали от туманов не только люди. В частности, в 1873 году в Ислингтоне — северной части Лондона - состоялась выставка крупного рогатого скота, на которой гордые фермеры, демонстрируя своих породистых коров, намеревались продать их подороже. Однако неожиданно на поле опустился густой туман, и множество животных задохнулись.


Кстати, упомянутые выше газовые светильники стоят отдельного упоминания - они вносили свою лепту в усугубление воздействий туманов на здоровье. Стоит особо отметить, что светильный газ, использовавшийся в викторианском Лондоне, как, впрочем, и во всем цивилизованном мире того времени, - отнюдь не похож на современный бытовой газ, являющийся семью легких ископаемых углеводородов. Светильный газ XIX столетия являлся продуктом газификации низкосортных видов угля (на этом принципе построены газогенераторы, использовавшиеся в годы Второй мировой войны на многих гражданских автомобилях из-за дефицита бензина, впрочем, к примеру, в КНДР таких машин хватает и сейчас). Это в свою очередь означало, что, в отличие от свечного и керосинового освещения, употребление газа приводило лишь к увеличению количества сжигаемого угля, который и без того был основным виновником лондонского смога. Сам по себе газ, впрочем, портил и без того грязный воздух. Очень наглядны рекомендации той эпохи вешать картины в помещениях с газовым освещением на веревке, а не на проволоке. Дело в том, что продукты сгорания газа быстро разъедали металлическую нить. Более того, в магазинах, с 1850-х активно использовавших яркое по тем временам газовое освещение для пущей привлекательности в глазах покупателей, через некоторое время стали перемещать газовые лампы из внутренних помещений на улицу, под витрину, чтобы не пострадали товары: ткани буквально за несколько месяцев выцветали и теряли прочность. Что же в этом случае происходило с человеческими легкими?
Дело тут в том, что в угле британских месторождений было много серы, и при газификации угля она давала сернистый газ. Последний, реагируя с парами давал капельки серной кислоты, которые и порождали массу описанных негативных эффектов. Тут же стоит особо выделить, что светильный газ, производившийся в других странах, этого недостатка был лишен.
Также не добавляла людям здоровья пыль, копившаяся в традиционных (конечно, для богатых домов) массивных викторианских портьерах. Они собирали на себе и частицы угольных туманов, и продукты сгорания газа, и обычную бытовую пыль…
Впрочем, тему многочисленных угроз для здоровья, исходивших от обоев, верхней одежды и даже белья, не говоря уже о питьевой воде, я лучше освещу как-нибудь в другой раз.


Здесь же лучше замечу, что за последние полвека экологическая ситуация в британской столице (как и в целом в Европе) значительно улучшилась. Благодаря очистным сооружениям, переходу на менее вредные виды топлива и электрификации (хотя в первое время электрификация не здорово помогала, так как многочисленные теплоэлектростанции и в XX веке сжигали еще большее количество угля), атмосфера в городах стала куда более безопасной. И как бы не ворчали сейчас «зеленые», а «старое доброе» время Шерлока Холмса им лучше даже не вспоминать. Знаменитые лондонские туманы канули в Лету где-то в 1970-х годах (еще в 60-х лондонцы считали респираторы обычным аксессуаром). Мои знакомые за несколько лет жизни в этом городе не встречали упомянутое явление ни разу. Должен разделить их радость по этому поводу: настоящий природный туман куда приятнее душного дымного облака.


Однако нам, с расстояния более столетия, было бы довольно странно и даже жалко представить себе викторианский Лондон без туманов. Ведь сколько души вкладывали в их описание мастера пера! Вот, к примеру, что писал Р.Л. Стивенсон: «Всепроникающий, шоколадного цвета покров опустился сюда из рая, он был темным, как поздний вечер, как будто огненно-коричневый свет зарева далекого пожара; и здесь на какое-то время туман разорвался, и изможденный луч света проглянул сквозь клубящиеся кольца...»

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта