Главная » Заготовка и хранение » Мадьярский концлагерь. Уничтожение венгерских евреев

Мадьярский концлагерь. Уничтожение венгерских евреев

Первые в мире концлагеря Талергоф и Терезин появились в сентябре 1914 г. Их узниками стали жители региона, который сегодня называют Западной Украиной.

Но тогда ни Украины, ни украинцев не было. Местные жители называли свои земли Галицкой и Подкарпатской Русью и Буковиной, а себя именовали русинами, а часто и просто русскими. И самое удивительное: большинство из них любили «москалей» и стремились с ними воссоединиться, создав русский мир «от Карпат до Сахалина» (за это их прозвали русо- или м­осквофилами). За эту любовь их и подвергли геноциду.

На Голгофе

Они были гражданами Австро-Венгрии, и с началом Первой мировой всех местных русофилов записали в предатели. Аресты были массовыми, тюрем не хватало, крепость-концлагерь Терезин в Чехии переполнилась моментально. И власти сделали для русинов концлагерь Талергоф - чисто поле под городом Грац оградили колючей проволокой.

«До зимы 1915 г. в Талергофе не было бараков, - писал знаменитый узник концлагеря историк и писатель Василий Ваврик. - Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз. Счастливы были те, кто имел над собою полотно, а под собою клок соломы».

Потом построили бараки, в каждом ютилось по 300 человек. Из-за голода, холода, скученности и грязи начались эпидемии, от которых умерло несколько тысяч человек. Лечения практически не было. Мёртвых хоронили в поле «под соснами». Когда в 1936 г. здесь строили аэропорт Грац-Талергоф, извлекли и перезахоронили в общей могиле останки 1767 человек. Но погибших было, конечно, больше. Лагерь закрыли в мае 1917 г., всего через него прошло от 20 до 30 тыс. узников, точного учёта не вели. Только в первые полтора года погибло более 3 тыс. человек. Над заключёнными жестоко и изощрённо издевались.

«За малейшую оплошность кололи насмерть. Ежедневно утром лежало под бараками по несколько окровавленных трупов», - вспоминал узник лагеря Александр Маковский.

Вторая мировая война 1939 - 1945 годов. В гетто города Терезина, превращенного нацистами в концентрационный лагерь, содержались граждане почти всех европейских стран

Особенно популярной была пытка подвешиванием.

«Для запугивания людей в доказательство своей силы тюремные власти по всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели в невыносимых мучениях и без того люто потрёпанные мученики, - рассказывал В. Ваврик. - Поводы для подвешивания на столбе были самые ничтожные - например, курение в бараке ночью».

Неслучайно геноцид русинов называют Галицкой голгофой. Всего перед Первой мировой и в войну было уничтожено около 60 тыс. русинов . Крестьян и священников часто расстреливали и вешали без суда и следствия.

Бей своих...

Ключевую роль в этом геноциде сыграли русины, придерживающиеся проукраинской ориентации. Вот что пишет об этом узник Талергофа М. Марко:

"Жутко и больно вспоминать о том тяжком периоде близкой ещё истории нашего народа, когда родной брат, вышедший из одних бытовых и этнографических условий, без содрогания души становился не только на стороне физических мучителей части своего народа, но даже больше - требовал этих мучений, настаивал на них».

И таких свидетельств много.

«Наши братья, отрёкшиеся от Руси, - пишет В. Ваврик, - стали не только её прислужниками, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа. Ослеплённые каким-то дурманом, они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких наёмников».

Общий вид концлагеря Талергоф в 1917 г. Альбом снимков из концентрационного лагеря для военно-арестованных русских галичан и буковинцев в Талергофе, в Штирии, 1914-1917 гг. Издание Талергофского комитета. Львов, 1923

«В самом начале войны, - вспоминал русский галичанин Илья Терех, - австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперёд заготовленным и преданным административным и военным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками».

Как немцам удалось натравить русинов на русинов? В 1890 г. Австро-Венгрия решила превратить русинов в украинцев, чтобы оторвать их от России. Идею подсказали поляки - они активно участвовали в украинизации Малороссии, вбивая клин между ней и Россией. Говоря современным языком, проводили люстрацию - настроенных прорусски учителей и священников заменяли украинофилами. Объявили войну всему русскому. Карьеру позволяли делать только тем, кто присягнул на верность у­краинству. И к началу Первой мировой русины оказались расколотым народом. Как образно говорили москвофилы, «учителя и попики сделали своё дело» : за 24 года существования новой системы образования представители части молодёжи стали украинофилами.

Примерно столько же понадобилось времени для насаждения бендеровской идеологии в наши дни - 23 года назад, в 1991 г., украинцы начали учить историю по-новому. И эта молодёжь до 30 - самые активные участники майдана и "АТО".

А в 1914 г. военный комендант Львова генерал-майор Фр. Римль подводил итоги 24-летней украинизации:

«Г­алицийские русские (австрийцы считали русскими всех русинов и даже тех, кто был ориентирован на украинство, украинцами не называли - ред.) разделяются на две группы: а) русофилов и б) украинофилов. Если вообще можно русских исправить, то это возможно единственно при применении средств беззащитного террора. Моё мнение, что все русофилы являются радикалами, и их следует беспощадно уничтожать».

Отцы нации

Видные украинофилы, ставшие отцами новой нации, активно участвовали в доносительстве. По их свидетельствам возбуждали процессы против русофилов-предателей, многих из которых казнили. Особенно активен в этом был Кость Левицкий - икона современного украинства и глава Западно-Украинской народной республики (ЗУНР), просуществовавшей несколько месяцев в 1918-1919 гг. Засветился в этом и его сподвижник Лонгин Цегельский - глава МВД ЗУНР и прадед Олега Тягнибока .

В этой истории много перекликается с современностью. Построение украинской нации всегда осуществлялось с помощью насилия и устрашения. И сегодня несогласных демонстративно уничтожают и тем самым запугивают остальных. Чтобы стать украинцами, они должны убить в себе русского.

Жертвы Талергофа

10:00 15.04.2008

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Несмотря на всю ее жестокость, Первая мировая война в представлении большинства европейцев считается последней страницей в истории рыцарского поведения воюющих сторон. До известной

Несмотря на всю ее жестокость, Первая мировая война в представлении большинства европейцев считается последней страницей в истории рыцарского поведения воюющих сторон. До известной степени это действительно так. Но только до известной степени. Рыцарское отношение к побежденному врагу и к врагу-победителю не было редкостью. Без относительно того, какие эмблемы несли они на своих крыльях, неизменно придерживались неписанного кодекса чести первые в истории человечества воздушные бойцы. Далеко не все немецкие подводники без предупреждения топили санитарные транспорты и пассажирские пароходы. В отличие от эпохи Адольфа Гитлера, даже русские пленные в весьма небогатой продовольствием Германии не обрекались на голодную смерть. Но есть в военной летописи Германской империи некая страница, содержание которой не подлежало огласке во время войны. В силу идеологических обстоятельств она не получила огласки по завершении боевых действий. Это история первых в истории человечества лагерей смерти – австрийских концентрационных лагерей Талергоф и Терезин.

Ширяев Михаил Николаевич, аналитик: Считается, что западная историческая наука, в отличие от ее советского аналога, творится в отсутствие тяжелого идеологического гнета. Но в эпоху далеко не шуточных идеологических войн не бывает сторон, свободных от идеологической нагрузки. Именно поэтому не только в Советском Союзе, но и в так называемом свободном мире некоторые эпизоды истории становятся известными. О них много говорят и пишут. Ученые посвящают им свои труды, режиссеры снимают о них фильмы, журналисты делают передачи. Но есть немало белых пятен, есть целые эпохи, о которых по тем или иным причинам стараются не вспоминать и не говорить.

Да, на слуху у нас события 1937 года, но мало кто слышал о геноциде русского народа, имевшем место в период гражданской войны и в 20-е годы 20-го века. Мы много знаем о ГУЛАГе и о немецких концлагерях. А вот о первых в истории человечества концентрационных лагерях Талергоф и Терезин, в которых власти Австро-Венгрии уничтожали русское население Буковины, Галиции и Угорской Руси, широким слоям общественности не известно ничего. Людей в этих лагерях уничтожали только за то, что они не желали писаться украинцами и переходить под опеку Ватикана.

Смирнов Николай Михайлович, военный эксперт: Во время Первой мировой войны, прямо перед ее началом, в Австро-Венгрии были уничтожены десятки тысяч русских людей. Это была этническая чистка, проведенная австрийскими властями при содействии местных польских администраций и при полном одобрении со стороны Германии. Тысячи людей были расстреляны, повешены, заколоты штыками и уморены голодом. Десятки тысяч перемещены в концлагеря Талергоф и Терезин. Сотни тысяч стали беженцами. Почему же произошла эта трагедия? Что стало ее причиной и от чего мы никогда не слышали об этих страшных событиях ни в школе, ни в институте, ни по телевидению?

Прикарпатские земли со времен Киевской Руси всегда были частью большого и единого русского мира. Еще при князе Владимире его западные княжества назывались Червонной Русью. После бури, пришедшей с востока, эти русские территории попали под власть поляков и венгров. Галицкая Русь стала провинцией Польского королевства. А Русь Угорская вошла в состав Венгерского государства. Положение русских людей под властью чужеземцев было непростым.

Симаков Николай Кузьмич, специалист по истории церкви, профессор Международной славянской академии наук: Есть очень страшный, мрачный период, который связан с заключением так называемой Брестской Унии. В самом конце 16-го века Речь Посполитая, католические власти польско-католического государства, которая тогда называлась Речь Посполитая, они при участии иезуитов и по благословению римского папы навязывают населению православной южной Руси так называемую Унию. Уния предполагала прежде всего отказ от православной веры, Православной церкви. Она предполагала сохранить внешнюю обрядовую сторону православия при полном подчинении римско-католической церкви. И подчинению Польше, т. е. ополячиванию населения и окаталичиванию населения. Она имела двойной гнет и двойную тяжесть. Все это в конечном итоге привело к страшной катастрофе, потому что на протяжении столетий православное, русское население не то что страдало, а просто находилось под страшным гонением. Храмы православные были закрыты, православное священство полностью изгонялось, епископов православных преследовали как государственных преступников. Все это считалось холопской верой. Вера, которая была фактически после Брестской Унии запрещена. Были гонения, напоминающие гонения в Римской империи ранних христиан. Достаточно сказать, что запрещались крещения, запрещалось православным, запрещалось их отпевать, запрещалось причащать даже тяжело больных. Этого делать было нельзя. Православных хоронили без отпевания, за городом, и, несмотря на многочисленные протесты, которые выражались и на польских сеймах, ничего не менялось. Православные считались людьми не то что второго сорта, а просто государственными преступниками, которых следовало бы уничтожать.

Последующая судьба Прикарпатской Руси в силу недальновидности дипломатии Екатерины II, оказалась связана с Австрией, которой отошла Галичина по первому разделу Польши 1772 года. Буковина перешла под управление Венского кабинета в 1774 году. Угорская Русь досталась Австрии еще раньше как составная часть Венгрии после разгрома Венгерского государства турками. После вхождения в состав Австро-Венгрии поначалу положение русских улучшилось, поскольку австрийские власти были вынуждены в силу многонационального состава империи строить свою политику на межэтнических противоречиях. Австрияки решили использовать русских против поляков. Были открыты Львовская семинария и Львовский университет с преподаванием на русском языке. Но период русского возрождения длился недолго. Из-за осложнения отношений между Веной и Петербургом русское население попало под подозрение. Власти Австро-Венгрии очень боялись, что русские люди, жившие на своей исконно русской земле Прикарпатья, воссоединятся с набирающей мощь Российской империей.

«Кто не испугается того, что русский генерал Тутолмин поясняет в своем универсале 1795 года по поводу занятия Холма, Белза и Луцка, что эти города были когда-то составной частью древнего русского государства. А что было бы, если бы русскому кабинету вздумалось утверждать, что Галиция есть собственно русская провинция?»

Из работы немецкого историка Энгеля

Болгарчук Лидия Андреевна, журналист: При этом следует отметить, что русские, жившие на своих родных землях под австро-венгро-польским владычеством, действительно никогда не оставляли надежды на воссоединение с Россией.

«Несмотря на долгие годы неволи, религиозной экспансии и национального угнетения русские Прикарпатской Руси старались сохранить свою этническую самоидентификацию, свою природную русскость».

В 19-м веке в Австро-Венгрии активизировалось Движение русского возрождения. Его лидеры боролись за право русского народа говорить и писать на русском языке. Австрийская администрация и поляки, напротив, старались навязать русским латинский алфавит и пресловутую кулешовку.

«Борьба велась вокруг русского литературного языка. Так называемая старорусская партия стремилась приблизить галицко-русские наречия к русскому литературному языку. А украинофильская хотела сблизить народный язык с польским».

Из статьи М.Смолина «Украинская «Русь подъяремная». «Русская Галиция и «мазепинство»

Симаков Николай Кузьмич, специалист по истории церкви, профессор Международной славянской академии наук: Австрийские власти изо всех сил пытались насаждать украинский сепаратизм. Русским людям вбивалась в голову мысль, что они не русские, а украинцы. И что Россия и русские им, украинцам, враги. Так что борьба шла не за язык, а за национальное самосознание.

«Анализ наследия деятелей русского движения говорит, что спор о языке был лишь маленькой вершиной огромного айсберга. Главным был вопрос – единая Русь «от Карпат до Камчатки» или Украина, враждебная «Московии».

Поляки и австрийцы, старавшиеся изо всех сил заставить русских людей считать себя украинцами, решили навязать вместо русского языка некий искусственный язык и искусственную письменность. Изобретателем этого фонетического правописания был Кулиш, но даже он возмутился действиям австрийских властей.

«Вам известно, что правописание, прозванное у вас в Галичине «кулешовкою», изобретено мною? С целью облегчить науку грамоты для людей, которым некогда долго учиться, я придумал упрощенное правописание, но из него теперь делают политическое знамя. Полякам приятно, что не все русские пишут одинаково. Видя это знамя в неприятельских руках, я первый на него ударю и отрекусь от своего правописания во имя русского единства».

Из письма П.Кулиша Я.Ф.Головацкому

Ширяев Михаил Николаевич, аналитик: В связи с активизацией русских в Австро-Венгрии в конце 19 века началась настоящая травля всего русского. Австрийские власти передали образование в русских школах в руки польских местных администраций. Была налажена система, когда лучшие места в Галиции можно было занять, только признав себя не русским, а украинцем. С 1878 года после Берлинского конгресса, когда Австрия и Германия заключили тайный союз против России, австрийские власти принялись искоренять в своих восточных областях русскую опасность.

«Из Вены во Львов, в помощь наместнику Голуховскому прислали немца Лебля с экзеционно-диктаторскими полномочиями. Вскоре арестованы были редакторы всех русских газет во Львове и тысячи крестьян и чиновников по всей Галиции. Митрополит Иосиф и многие русские деятели были изгнаны, другие лишены должностей. Митрополия, школы, монастыри оказались в руках иезуитов и украинофилов.»

Из газеты «Русская Воля», Тернополь, 1911 год

Настоящий антирусский террор начался в 1912 году. Осенью на Балканах началась кровопролитная война. Греки, сербы и болгары сражались против Турции. Обеспокоенные православным возрождением, австровенгерские власти начали повальные аресты среди русских галичан и буковинцев. Венским кабинетом было активизировано создание так называемого украинского движения и украинской нации. Украинский народ был сформирован поляками, венграми и австрийцами из русского населения путем навязывания православным людям католичества и нового искусственного языка. Точно такой же эксперимент удался с омусульманиванием сербов в Боснии. Ведь и сербы православные, и сербы-босняки, т. е. сербы, принявшие ислам, - это люди одной и той же крови и одного языка. Но приняв мусульманство, часть боснийских сербов стала враждебна православию и большой Сербии. Так же и украинцы-униаты. Это те же русские люди, что и живущие в Москве или Петербурге. Однако приняв унию и новую письменность, русские Прикарпатской Руси стали врагами России, русских и православия. Так, в 1912 году, с началом Балканской войны, один из лидеров украинского сепаратистского движения Смаль-Стоцкий, будучи депутатом австрийского рейхстага, говоря о русском движении в Галиции, сказал:

«Это движение является армией России на границах Австро-Венгрии, армией, уже мобилизованной».

Болгарчук Лидия Андреевна, журналист: С началом Первой мировой войны в Прикарпатской Руси начался геноцид православного русского народа. Геноцид этот был санкционирован Берлином и Веной при полном духовном одобрении со стороны Ватикана. Геноцид осуществлялся австрийскими властями и польской местной администрацией, а также венгерскими и украинскими националистами.

«Талергофская трагедия была трагедией всего русского движения и всего народа Галичины. Масштабы этой трагедии многих тысяч семей были бы несравненно более скромными, если бы не предательская роль украинофилов, которые были Пятой колонной Галицкого национального движения, помощниками австрийской администрации и военщины».

Н.М.Пашаева. «Очерки истории русского движения в Галичине 19-20 веков»

Началось все с повсеместного разгрома русских организаций, учреждений и обществ, вплоть до кооперативных предприятий, церквей и детских приютов. А потом пошли аресты и казни.

«Хватали всех сплошь, без разбора, кто лишь признавал себя русским и русское имя носил. У кого была найдена русская газета или книга, икона или открытка из России. Хватали кого попало: интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных. И в первую голову, конечно, ненавистных им русских попов, доблестных пастырей народа, соль Галицко-русской земли. Хватали, надругались, гнали. Таскали по этапам и тюрьмам, морили голодом и жаждой, томили в кандалах и веревках, избивали, мучили, терзали до потери чувств, до крови. И, наконец, казни и расстрелы, без счета, без края и конца. Тысячи безвинных жертв, море мученической крови и сиротских слез».

Ю.Яворский, из работы «Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 годов»

Смирнов Николай Михайлович, военный эксперт: Страшная волна военного и административного австро-мандьяро-польского террора, прошедшая над русским населением в Галиции и Буковины и Угорской Руси, была настолько свирепа, что многие свидетели тех жутких преступлений считали, что судьба узников концлагерей Талергофа и Терезина, куда сгоняли русских со всей Австро-Венгрии, была легче. Десятки тысяч людей были попросту зверски замучены.

Так боялись европейцы русских, так страшились в Берлине и в Вене, да и в Лондоне и в Нью-Йорке того, что если Россия победит в Первой мировой войне все Балканы, а также вся Прикарпатская Русь, да и, скорее всего, территории современных Венгрии, Словакии и Чехии, наряду с Константинополем и проливами стали бы русскими провинциями. И не прошел бы тогда никакой малоросский сепаратизм, называемый ныне украинством. Именно из-за страха перед тем, что Россия вернет себе исконно русские земли Киевской Руси, так зверствовали австрийцы, венгры и поляки.

«Меры против русофильской пропаганды всем господам старостам и директорам полиции во Львове и Кракове. Также против всяких русофильских выступлений и публичных манифестаций, или на собраниях, или в печати, или иным каким-либо образом следует беспощадно выступить, прибегая к самому широкому применению средств экзекуции, и с виновниками поступать без всякого снисхождения».

Подобные распоряжения властей выполнялись полицией, военными, а также польскими, венгерскими и украинскими националистами с большим рвением и безумной жестокостью.

«Отступая к Перемышлю австрийские войска арестовали по пути 48 местных русских жителей. В Перемышле несчастных встретили ехавшие верхом мадьяры. Началось уже настоящее, зверское избиение арестованных. Били мадьяры, пехотинцы и мазепинцы. Улица огласилась стонами и криками. «Не бить, а расстреливать!» - раздался резкий и пронзительный голос майора. Тогда девушка, дочь священника, пала на колени перед распятием, находившимся в нише дома, и, подняв к нему руки, воскликнула: «Мать Божия, спаси нас!» Тут к несчастной девушке подскочил солдат мадьяр и сильно ударил ее по голове ручкой револьвера, а затем выстрелил ей в лоб. Началась стрельба, стоны, крики, ружейные выстрелы. Все смешалось вместе в какой-то дикий, кошмарный хаос».

Из газеты «Прикарпатская Русь», 1916 год

Болгарчук Лидия Андреевна, журналист: Тех, кого не убивали на месте, сгоняли в концлагеря Талергоф и Терезин. Это были первые в истории человечества концентрационные лагеря, куда людей помещали по национальному и религиозному признаку. Здесь была опробована политика массовых убийств мирного населения. Людей убивали только за то, что они русские и православные, за то, что они жили на своей собственной земле, которая приглянулась австрийским и польским властям.

«После несколькодневной волокиты по галицким тюрьмам мы очутились в Талергофе. Караулили нас солдаты 27-го полка. Обращение их было куда жесточее обращения львовских тюремщиков. За малейшую оплошность кололи насмерть. Ежедневно утром лежало под бараками по несколько окровавленных трупов. Как пища подавалась мутная, теплая вода. Изголодавшиеся заключенные за неимением посуды получали ее кто в шапки, кто в шляпы. Помню, как однажды заколол солдат одного крестьянина во время раздачи обеда. Иной раз я был свидетелем подобного случая, разыгравшегося под бараком. Солдат нанес закутанному в цепи политическому 13 колотых ран».

Из воспоминаний талергофского узника Александра Маковского

«В Талергофе очутились мы 4 сентября. Караулившие арестованных солдаты 27-го грацкого полка срывали пуговицы и кокарды с чиновников, находившихся среди арестованных. Я отделался несколькими молниеносными ударами в лицо, полученными от тех же солдат. В тот же день закололи солдаты троих крестьян, не знавших немецкого языка, за неисполнение приказаний. И тут же зарыли их в общую яму».

Из воспоминаний талергофского узника И.С.Гашовского

Талергоф и Терезин были не только первыми концентрационными лагерями, в которых уничтожалось мирное население. Но именно в Талергофе так же впервые в мире австрийцы устроили отдельные детские и женские лагеря. Особенно жестоко издевались в концлагере над женщинами, всячески унижая их достоинство.

«Немного в стороне от нашего эшелона было назначено место для естественных потребностей. Женщины собирались туда по несколько человек вместе, чтобы таким образом хоть отчасти за отсутствием огражденного прикрытия удовлетворить чувство стыдливости. В таких случаях солдаты всячески изводили женщин, они умышленно сопровождали женщин и, окружив их со всех сторон, позволяли себе не поддающиеся печатанию выходки. Некому было пожаловаться, ибо начальник стражи, капитан немец, был хуже своих подчиненных».

Из воспоминаний Талергофского узника И.С.Гашовского

Болгарчук Лидия Андреевна, журналист: Одновременно с вышеозначенными зверствами в Вене были организованы судебные процессы над лидерами Русского движения. Процессы велись военным дивизионным судом. Лидера Русского возрождения Дмитрия Андреевича Маркова и его сподвижников суд Австро-Венгерской империи приговорил к смертной казни. Приговоренных спас государь император Николай II, который через испанского короля Альфонса Тринадцатого смог добиться замены смертной казни на тюремное заключение.

Следует сказать, что государь-император ставил одной из своих задач освобождение Прикарпатской Руси из рук австровенгерских оккупантов. Николай Второй хотел вернуть земли Киевской Руси в состав русского государства. Николай Второй, в отличие от Екатерины Великой, отдавшей русских людей под власть австрийских императоров, отлично понимал, что позиция, которой придерживались многие русские цари, такие как Александр I и Николай Павлович, позиция, заключавшаяся в том, что везде надо поддерживать монархический принцип, ошибочна. Ведь если в Турции и Австро-Венгрии угнетают православных братьев, то нельзя политический принцип ставить выше духовного. Государь-император готов был поставить задачу освобождения православных братьев выше политического принципа сохранения этой монархии.

Смирнов Николай Михайлович, военный эксперт: Если бы мы победили в Первой мировой войне, то мы не только бы освободили русских Прикарпатской Руси, но, по всей видимости, создали бы целую цепь независимых православных государств. Что окончательно бы оградило сербов, болгар и греков как от турецкой, так и от австрогерманской угрозы. Но это неизбежно привело бы к значительному усилению роли России в Европе и в мире. Именно эта позиция государя Николая Александровича так пугала Запад в целом и банковские круги с Уолл-стрит в частности. Именно поэтому и финансировал Шиф и компания русских революционеров всех мастей. Именно поэтому так радели они о разрушении великого русского государства. Фактически геноцид карпаторусского населения явился прологом к невиданному по своим масштабам геноциду русских, произошедшему после февраля и октября 1917 года.

Всего за период геноцида в Австро-Венгрии было уничтожено несколько сот тысяч человек. Сотни и тысячи стали беженцами. Только в Талергофе и Терезине было казнено свыше 10 тыс. человек, и при этом об этих страшных событиях ничего не говорится ни в России, ни на Западе. Уничтожение русских европейцами стыдливо замалчивается, как и геноцид русского народа в 20-е годы. Мы много слышим про немецкие концлагеря, Освенцим, Дахау и Треблинку. Но никто не говорит о Талергофе и Терезине. А ведь именно эти лагеря были первыми ласточками, предшественниками масштабного уничтожения мирного населения в период Второй мировой войны. Замалчивание данного факта говорит об антирусских настроениях западных историков и политиков. Точно так же и советские историки скрывали трагедию русских в Прикарпатской Руси в период Первой мировой войны.

Ширяев Михаил Николаевич, аналитик: На Западе боятся темы геноцида русских в Австро-Венгрии потому, что если бы поведать миру о трагедии русского коренного населения на территории империи Габсбургов, т. е. на территории современных Венгрии, Словакии и Западной Украины, то пришлось бы признать тот факт, что земли, с которых сгоняли русское население, являются исконно русскими. Также придется признать, что украинский вопрос и сама украинская нация специально созданы Западом, Ватиканом, Польшей и властями Австро-Венгрии с целью отколоть от России большую часть русского народа и русской земли. Для нас, для русских, важно понять, что мы все: украинцы, белорусы, русские – есть один разделенный недоброжелателями народ. Мы, как некогда немцы, разделенные на две страны, ГДР и ФРГ, должны стремиться к объединению. Нам не нужны конфликты, и не стоит обзывать друг друга хохлами и москалями на радость врагам России, стремящимся расколоть нас на части. По утверждению Льва Николаевича Гумилева, украинцы малороссы, белорусы, великороссы – это субэтносы, части единого целого русского этноса. Люди, живущие в Киеве, ничуть не меньше русские, чем люди, живущие в Москве и Владивостоке. Наша сила в единстве и в верности, вере наших предков, русичей Киевской Руси.


06 октября 2014 года
">

Исторически сложилось так, что к концу XIX века в Галичине и Буковине почти никто не считал себя украинцами — так называла себя лишь небольшая горстка людей, участвовавших в "украинском" политическом движении. Их идеология в общих чертах сводилась к тому, что русский народ Юго-Западной Руси — это совсем другой народ, чем тот русский народ, который живёт в Северо-Восточной Руси, и потому ему необходимо обрести другое имя и особое самосознание. С 1890-х гг. эти идеи активно поддерживались и даже открыто насаждались официальной Веной, так как позволяли преодолеть пророссийские настроения восточных славян империи в обстановке ухудшения отношений с Россией и ожидания большой войны.

">

От редакции "Россия навсегда": Трагедия народа Галицкой Руси, апофеозом которой стал концлагерь Талергоф, столетие основания которого состоялось в сентябре 1914-го — зримый урок Донбассу, какую участь ему готовят украинские янычары. Ведь по наущению небезызвестной американской аналитической структуры Rand для Донбасса строятся фильтрационные лагеря, а захоронения после диких расправ над непокорными обнаруживаются по всем местам стоянок украинских карателей. Даже плата за доносы на "сепаратистов" от олигарха Коломойского совершенно повторяет вознаграждения столетней давности за выявленных галицких русофилов. Об их судьбе и представленный ниже материал Олега Борисовича Неменского — историка, публициста, ведущего научного сотрудника РИСИ.

В сентябре 2014 года исполняется сто лет с начала работы первого европейского концентрационного лагеря и фактически первого в истории лагеря смерти — Талергофа. Для нас эта дата имеет особое значение, так как этот лагерь был создан именно для русских. Его главной целью был геноцид русского населения с целью проведения украинизации ряда областей Западной Руси, принадлежавших на то время Австро-Венгерской империи.

Украинство — особая идеология, лишь имеющая формы национального патриотизма, но на деле скорее противоположная любым другим идеологиям подобного рода, так как основана на отвержении родной традиции. И связано это в первую очередь с первичным отсутствием той этнической идентичности, на которую она могла бы опираться и на базе которой она могла бы строить нацию. Если в других странах национальная государственность создавалась на основе уже имевшейся исторической традиции этнического и государственного самосознания, то украинским националистам приходилось "начинать с нуля", то есть с привития местному населению нового, прежде не существовавшего самоназвания и самосознания.

Исторически сложилось так, что к концу XIX века в Галичине и Буковине почти никто не считал себя украинцами — так называла себя лишь небольшая горстка людей, участвовавших в "украинском" политическом движении. Их идеология в общих чертах сводилась к тому, что русский народ Юго-Западной Руси — это совсем другой народ, чем тот русский народ, который живёт в Северо-Восточной Руси, и потому ему необходимо обрести другое имя и особое самосознание. С 1890-х гг. эти идеи активно поддерживались и даже открыто насаждались официальной Веной, так как позволяли преодолеть пророссийские настроения восточных славян империи в обстановке ухудшения отношений с Россией и ожидания большой войны.

Таким образом украинское движение, не имея своей социальной базы, с первых своих шагов в политике было озабочено сменой традиционной этнической идентичности того населения, на которое претендовало. А единственный путь создания нового украинского народа — этноцид местного русского населения.

Украинство неотделимо от русоцида, так как способно утверждаться только на его основе. Более того, так как даже весьма жёстких этноцидных практик недостаточно для того, чтобы заставить миллионы людей отказаться от имени предков, то для утверждения украинского проекта время от времени оказывается необходим и прямой геноцид, то есть физическое уничтожение особо упорствующих. В наши дни мы видим, как власть, долгие годы насаждавшая украинскую идеологию по всей экс-УССР, перешла к откровенному истреблению проявивших сопротивление насильственной украинизации жителей Донбасса.

Важнейшей чертой гонений, свидетельствующей об их геноцидном характере, является то, что уничтожению подлежат не только активные политические и общественные деятели, а всё население — с детьми, женщинами, стариками. Поэтому не должны вызывать удивление многочисленные обстрелы жилых кварталов — уничтожение мирных жителей и их изгнание с Украины является важнейшей целью проводимых военных действий.

Годовщина Талергофа напоминает нашему обществу, что политика этноцида русских проводится уже очень давно. Первые масштабные акции такого характера произошли сто лет назад в Австро-Венгрии, а подготовка к ним шла несколько лет. Волна арестов началась в 1909 г.

Уже вскоре была приостановлена деятельность большинства русских организаций, русские депутаты были изгнаны из парламента, а все, кого заподазривали в пророссийских симпатиях, ставились на полицейский учёт.

После погрома. Вывеска газеты "Прикарпатская Русь", которую сорвали во время репрессий

Наименование себя русским и православное вероисповедание трактовалось как государственная измена. Нужно отметить, что далеко не всегда приверженность к древней идентичности и религии сочеталось с москвофильством, ведь оно исходило из верности местной традиции, а не из геополитической ориентации. Но для венских властей само по себе разделение общей с Россией традиции представлялось опасным и потому считалось преступной. Чаще всего в отношении "русофилов" выдвигалось обвинение в шпионаже в пользу России, хотя понятно, что шпионов не может быть тысячи. Другое типичное для этой кампании обвинение — в "пропаганде православия". Был проведен ряд громких политических процессов. С самого начала столетия по всем русским землям империи шёл массовый процесс возвращения униатов в православие, и Вена решилась сопротивляться этому самыми жёсткими методами. Эпоха западных религиозных войн, казалось, давно прошла, но в Австро-Венгерской империи гонения за "неправильную веру" были нормой и в ХХ веке.

Однако по-настоящему массовыми репрессии стали только с началом войны. На первых этапах они осуществлялись по заранее заготованным спискам, которые составлялись полицией на основе донесений о политически неблагонадёжных подданных. Такие донесения несколько лет перед этим старательно присылались польскими и украинствующими активистами. За первые дни войны в одном только Львове было арестовано около двух тысяч русофилов.

Вскоре в тюрьмах оказалась значительная часть русской интеллигенции. Тысячами арестовывались и крестьяне, хотя расправы в деревнях в основном осуществлялись прямо на месте.

Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 гг. (Талергофский альманах.Пропамятная книга австрийских жестокостей, изуверств и насилий над карпаторусским народом во время всемирной войны 1914-1917 гг. Выпуск первый).

Общий вид концлагеря Талергоф в 1917 г. Альбом снимков из концентрационного лагеря для военно-арестованных русских галичан и буковинцев в Талергофе, в Штирии, 1914-1917 гг. Издание Талергофского комитета. Львов, 1923

Опыт создания концентрационных лагерей был позаимствован у англичан, впервые применивших это новшество на переломе столетий в ходе англо-бурской войны. Однако Талергоф стал первым концлагерем в Европе. Примечательно, что, также как и в Африке, австрийские лагеря предназначались не столько для военнопленных или обвинённых в каких-либо преступлениях, сколько для изоляции и уничтожения того населения, которое лишь подозревалось в том, что может проявить симпатию к противнику.

Первая партия заключённых поступила в Талергоф 4 сентября 1914 г., на следующий день после занятия русскими войсками Львова.

Вскоре появился ещё один лагерь для русофилов — в городе Терезин в северной Богемии. Он размещался в относительно лучших условиях — в крепости. Многие заключённые Терезина потом направлялись в Талергоф, где до зимы 1915 г. даже не было бараков — заключённые спали на открытой земле.

В концлагеря помещались тысячи жителей Галиции, Буковины, Подкарпатской Руси и Лемковщины, заподозренные в пророссийских симпатиях. Случались аресты даже целых сёл. Среди заключённых было много женщин и детей. Всего через Талергоф с 4 сентября 1914 г. до 10 мая 1917 г. прошло по самым минимальным оценкам более 20 тысяч человек, при этом несколько тысяч в нём умерло. Заключённые постоянно подвергались избиениям и пыткам, регулярно производились казни. В лагере был изобретён и ряд новых видов казней (как, например, своеобразное подвешивание на столбах), которые потом нередко применялись в подобных учреждениях и в ходе следующей мировой войны.

В условиях жуткой антисанитарии люди массово погибали от болезней. Зимой 1914-1915 гг. случилась эпидемия сыпного тифа. Создание условий для гибели заключённых от инфекций уже вскоре оказалось характерно и для польских концлагерей для пленных красноармейцев, но опыт Талергофа был первым.

В конце мая 1915 немецкие войска отвоевали Восточную Галицию. После отхода русских войск репрессии ужесточились.

Казни 1915 г.

Множество галичан бежало в Россию.

Массовое бегство через границу было выгодно Вене, так как способствовало достижению главной цели — очистки Галиции от пророссийского элемента. Так как граница между "украинцами" и "русофилами" часто пролегала между братьями или поколениями в одних и тех же семьях, то репрессии так или иначе коснулись почти всего восточнославянского населения края. В целом за время Первой мировой войны в лагеря было сослано от 30 до 40 тыс. русофилов, а общее количество репрессированных по данным Талергофского альманаха превышает 120 тысяч человек.

Но в сельской местности же австро-венгерская армия нередко уничтожала и целые деревни, и эти жертвы не входят в подсчёт репрессированных.

Талергофский лагерь был закрыт 10 мая 1917 г. уже при новом императоре. Карл I написал в своём рескрипте, что содержавшиеся в нём не были виновны, но были арестованы именно для того, чтобы не стать виновными.

Талергоф в 1917 г. Место, где проводились лагерные экзекуции

Талергоф. Кладбище "под соснами" в 1917 г.

В результате всей этой геноцидной кампании доля восточных славян, проживавших в одном только Львове, сократилась в два раза, а украинское движение, разжигавшее ненависть ко всему русскому, превратилось из весьма немногочисленного в преобладающее.

В межвоенный период во Львове действовал Талергофский комитет, который составили бывшие узники австрийских концларегей. Его целью было документирование военных преступлений и укрепление памяти о геноциде. Комитет успел издать четыре выпуска "Талергофского альманаха", в котором публиковались свидетельства и воспоминания очевидцев произошедшей трагедии. В 1928 г. во Львове был основан Талергофский музей. В дни годовщин открытия лагеря во Львове русская общественность отмечала Талергофские дни памяти.

Позже, при советской власти такие мероприятия уже были невозможны. В межвоенной Польше, властям которой был выгоден раскол в среде восточных славян, людей, придерживающихся русского и украинского самосознания, в Галичине было примерно поровну, о чём свидетельствуют результаты переписи 1931 г.

А вот коммунистическая Москва нанесла по "старорусскому движению" окончательный и сокрушительный удар. Были закрыты все русофильские организации, большинство деятелей русофильского направления были либо репрессированы в уже советские лагеря, либо вынуждены бежать за границу. После переселения большинства поляков в границы ПНР, за пару десятков лет Коммунистическая партия и власти СССР смогли создать почти чисто украинскую Галичину — такую, о которой не решались даже мечтать радикальные украинские националисты предыдущих десятилетий.

Теперь на месте концлагеря расположен аэропорт Грац-Талергоф, и его поверхность столь же ровная, как и историческая память галичан.

Памятник жертвам Талергофской трагедии на Лычаковском кладбище во Львове

Ещё в 1934 г. на Лычаковском кладбище во Львове был установлен скромный памятник жертвам Талергофа, который можно видеть и сейчас. Однако к нему не ходят современные львовяне. Даже историки-выпускники местного истфака удивляются, когда что-то слышат о Талергофе. Он вычеркнут из памяти местных жителей. Тотальная украинизация, проведённая советской властью, не оставила места для этой памяти, ведь эта память сама по себе — мина под украинский национальный проект.

Грандиозный Талергофский съезд (15 000 участников) по случаю открытия памятника на Лычаковском кладбище во Львове в 1934 году

Впрочем, надо всё же отметить, что в начале октября 2004 г., накануне "Оранжевой революции", Верховная Рада Украины приняла постановление "Про 90-летие трагедии в концлагере Талергоф", в котором довольно честно о ней было сказано: "Тоді влада Австро-Угорщини скоїла репресії проти тих корінних громадян імперії, які вважали себе русинами як частиною єдиного руського народу". По этому документу предусматривалось проведение мероприятий для увековечивания памяти жертв террора. Дальнейшие события открыли новую страницу в истории современной Украины, когда ей стало уже совсем не до неудобных дат родной истории. 100-летие трагедии уже не вызвало на Украине никаких хотя бы просто формальных постановлений и официальных заявлений.

В России, к сожалению, память о первом европейском концлагере, предназначенном для перевоспитания пытками и умервщления людей, твёрдо придерживающихся русского самосознания и православной веры, также в наши дни актуальна лишь для очень небольшой части информированного общества. Старания немногочисленных активистов о просвещении россиян в истории этой трагедии и почитании её годовщин не достигли пока что чаемых результатов. Считается, что в целом погибших в ходе проведённого тогда террора было около 60 тысяч, хотя точных цифр назвать до сих пор невозможно. Но приходится признать, что этот геноцид оказался весьма успешным, что видно по его итогам.

Русофильству, православию и традиционной идентичности в Галичине и отчасти в соседних областях был нанесён сокрушительный удар. К сожалению, для современных деятелей украинского движения история того времени лишь свидетельствует об эффективности подобных мер.

События на Юго-Востоке показывают, что и в наши дни украинство может утверждаться на новых территориях именно через истребление "особо упорствующих". И в годовщину 100-летия Талергофа мы видим, как схожая по идеям и по методам кампания осуществляется в другом регионе Украины, уже на противоположном её конце. И если она окажется успешной, то спустя несколько десятилетий уже мало кто будет помнить, что прежде на Донбассе разговаривали по-русски.

Талергоф и Терезин - концлагеря для русинов November 5th, 2012

Как и вообще упоминания о геноциде в ХХ веке.
Однако о том, с чего все начиналось, почти никогда не вспоминают.
А начиналось, если не брать англо-бурские войны, с геноцида русских людей —
вернее, карпатских русин на территории Галиции,
входившей в состав Австро-Венгерской империи.

Надо иметь в виду, что геноцид осуществлялся по прямому указанию Ватикана.

Русины — прямые и наиболее чистые потомки древнейшей Руси.
На самом деле "русин" и "русский" — одно и то же.


"Русины" упоминаются в "Русской Правде".
Так называлось население Руси и Киевской, и Новгородской, в дальнейшем и
Московской, и Литовской.
В XVI-XVII вв. это по преимуществу самоназвание всего народа Западной Руси —
нынешней Украины.

Оно сохранялось в значительной степени и в следующие столетия.
В XVIII-XIX вв. значительная часть карпатских русин проживала в пределах
Австро-Венгерской империи.

Во второй половине XIX в. начинается русинское возрождение, которое воспринималось самими русинами как возврат к принадлежности к единому русскому народу
"от Карпат до Камчатки", а также от унии к Православию.

Слово "украинец" означало тогда "антирусское меньшинство"
(см. Н.М. Пашаева "Очерки истории Русского Движения в Галичине 19-20 веков").

Накануне Первой мировой войны австро-венгерские власти закрывают большинство русинских организаций в Галиции.
В 1913 г. в Угорской Руси начинается Мармарош-Сигетский процесс,
на котором 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 годам
заключения за переход в Православие.

Во Львове перед самой войной прошел нашумевший процесс против двух православных священников Игнатия Гудимы и Максима Сандовича, С.Ю. Бендасюка
и студента В.А. Колдры, которые два с половиной года просидели в тюрьме без предъявления обвинений и затем были оправданы.

В 1914 г. уже "хватали всех сплошь, без разбора.
Кто лишь признавал себя русским и русское имя носил.
У кого была найдена русская газета или книга, икона или открытка из России.
Хватали кого попало. Интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных.
И, в первую голову, конечно, ненавистных им русских "попов"…
Тысячи безвинных жертв, море мученической крови и сиротских слез".
(Ю. Яворский. из работы "Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 годов")

Начинается геноцид.
Расправы осуществлялись на месте, без суда и следствия.
Так 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили сорок четыре гражданских лица
в Перемышле.

В 1915 и 1916-1917 гг. в Вене прошло два политических процесса,
на которых обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка.

Большинство обвиняемых было приговорено к смертной казни, которую заменили на пожизненное заключение.
В одном Львове оказалось около 2000 узников.
Именно тогда создаются первые в Европе концентрационные лагеря:
Талергоф в Штирии, Терезин в Северной Чехии и др.
При этом Талергоф, по свидетельству узника Талергофа и Терезина Василия Ваврика ("Терезин и Талергоф". Львов, 1928),
"был лютейший застенок из всех австрийских тюрем".

Первую партию туда пригнали 4 сентября 1914 года.
Лагерь представлял собой участок невозделанного поля в виде длинного четырехугольника в пяти километрах от железной дороги.
На первых порах его отделили деревянными кольями и колючей проволокой.
Со временем лагерь расширился.
В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось,
что в Талергофе в то время находилось 5700 "русофилов".
До зимы 1915 г. не было бараков.
Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз.

В.Ваврик рассказывает: "Смерть в Талергофе редко бывала естественной:
там ее прививали ядом заразных болезней.
О каком-нибудь лечении погибавших речи не было…

Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади поставили столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрепанные мученики…

Талергофскими невольниками в жаркое лето и в морозную зиму,
избивая их прикладами, выправляли свои дороги, выравнивали ямы, пахали поле,
чистили отхожие места.
Ничего им за это не платили, а вдобавок ругали их русскими свиньями".

При этом, добавляет Ваврик, "все-таки пакости немцев не могут равняться
с издевательствами своих людей.
Бездушный немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами
в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем".

Всего через Талергоф с 4 сентября 1914 года до 10 мая 1917 года прошло не менее 20 тысяч русских людей, только в первые полтора года погибло около 3 тысяч заключенных.
Лагерь был закрыт в мае 1917 года по распоряжению последнего императора
Австро-Венгрии Карла I, который в своем рескрипте от 7 мая 1917 г. написал:

"Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ими".

Именно Русский народ был первой и главной жертвой геноцида ХХ века.
За Терезином и Талергофом последовали "красный террор",
"расказачивание",
коллективизация,
"рыночные реформы" 90-х…

Ну, а сегодня, стигматизируя "православное быдло", готовят "новую волну"…

А ничо так аппетиты, а?
Ну А РПЦ у нас на ту же функцию претендует, ага. Буддиста Шойгу исповедовать и на всех закрытых совещаниях присутствовать...

Лидер католической церкви, Папа Бенедикт XVI, призвал к созданию Мирового правительства и Нового Мирового Порядка.

В речи, произнесенной на Папском Совете Справедливости и Мира в понедельник, 3 декабря 2012, Папа призвал к «построению мирового сообщества, с соответствующими полномочиями", которое будет служить "общему благу человеческой семьи".

Как средство защиты всеобщего мира и справедливости, в видении Папы, новое Мировое правительство и Новый Мировой Порядок создается, мол, не для создания «сверхвласти», а нового «руководящего органа», который предложит тем (политикам), которые несут ответственность за решения, критерии оценки и практические рекомендации.

Папа был процитирован:

«Предлагаемый орган (Мировое правительство) не будет сверхвластью, сосредоточенной в руках немногих, которые будут доминировать над всеми народами, используя самые слабые».

Папа также рассказал о своем видении НМП (Нового Мирового Порядка), как "моральной силы" или морального авторитета, который имеет "возможность влиять в соответствии с разумом, то есть участие власти, будет ограничено законом и юрисдикцией органа".

В этих последних замечаниях Папы Римского и католической церкви, нет ничего удивительного, учитывая, что в 2010 году католическая церковь стремилась к созданию нового Мирового центрального банка, который был бы ответственным за регулирование мировой финансовой индустрии и международной денежной массы.

Сообщалось, что Ватикан стремился к созданию "наднационального органа", который будет иметь всемирный масштаб и "универсальную юрисдикцию", чтобы направлять и контролировать глобальную экономическую политику и принятие решений.

Китай прилагает новые усилия для более тесных отношений с Россией, в виду растущего вмешательства со стороны Организации Объединенных Наций в отношении контроля за Интернетом. И последние замечания, сделанные католической церковью, указывают на установление Нового Мирового Порядка, который станет «камнем» на пути мира. И сдвинуть его с дороги никто не будет в состоянии.

Термин «концентрационные лагеря» в массовом сознании вызывает ассоциации либо со Сталиным, либо с Гитлером. Как и вообще упоминания о геноциде в ХХ веке. Однако о том, с чего всё начиналось, почти никогда не вспоминают. А начиналось, если не брать , с геноцида русских людей – вернее, карпатских русин на территории Галиции, входившей в состав Австро-Венгерской империи. Надо иметь в виду, что геноцид осуществлялся по прямому указанию Ватикана .

Русины – прямые и наиболее чистые потомки древнейшей Руси . На самом деле «русин» и «русский» – одно и то же. «Русины» упоминаются в «Русской Правде». Так называлось население Руси и Киевской, и Новгородской, в дальнейшем и Московской, и Литовской. В XVI-XVII вв. это по преимуществу самоназвание всего народа Западной Руси – нынешней Украины. Оно сохранялось в значительной степени и в следующие столетия. В XVIII-XIX вв. значительная часть карпатских русин проживала в пределах Австро-Венгерской империи. Во второй половине XIX в. начинается русинское возрождение, которое воспринималось самими русинами, как возврат к принадлежности к единому русскому народу «от Карпат до Камчатки», а также от унии к Православию. Слово «украинец» означало тогда «антирусское меньшинство» (см. Н.М. Пашаева «Очерки истории Русского Движения в Галичине 19-20 веков»).

Накануне Первой мировой войны закрывают большинство русинских организаций в Галиции. В 1913 г. в Угорской Руси начинается Мармарош-Сигетский процесс, на котором 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 годам заключения за переход в Православие. Во Львове перед самой войной прошёл нашумевший процесс против двух православных священников Игнатия Гудимы и Максима Сандовича, С.Ю. Бендасюка и студента В.А. Колдры, которые два с половиной года просидели в тюрьме без предъявления обвинений и затем были оправданы.

В 1914 г. уже «хватали всех сплошь, без разбора . Кто лишь признавал себя русским и русское имя носил. У кого была найдена русская газета или книга, икона или открытка из России. Хватали кого попало. Интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных. И, в первую голову, конечно, ненавистных им русских «попов»… Тысячи безвинных жертв, море мученической крови и сиротских слёз…» (Ю. Яворский из работы «Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 годов»).

Начинается геноцид . Расправы осуществлялись на месте, без суда и следствия . Так 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили сорок четыре гражданских лица в Перемышле. В 1915 и 1916-1917 гг. в Вене прошло два политических процесса, на которых обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка. Большинство обвиняемых было приговорено к смертной казни, которую заменили на пожизненное заключение. В одном Львове оказалось около 2000 узников. Именно тогда создаются первые в Европе концентрационные лагеря: Талергоф в Штирии, Терезин в Северной Чехии и др. При этом , по свидетельству узника Талергофа и Терезина Василия Ваврика («Терезин и Талергоф». Львов, 1928), «был лютейший застенок из всех австрийских тюрем ».

Первую партию туда пригнали 4 сентября 1914 года. Лагерь представлял собой участок невозделанного поля в виде длинного четырёхугольника в пяти километрах от железной дороги. На первых порах его отделили деревянными кольями и колючей проволокой. Со временем лагерь расширился. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в то время находилось 5700 «русофилов». До зимы 1915 г. не было бараков. Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз.

В. Ваврик рассказывает: «Смерть в Талергофе редко бывала естественной: там её прививали ядом заразных . О каком-нибудь лечении погибавших речи не было… Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади поставили столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрёпанные мученики… Талергофскими невольниками в жаркое лето и в морозную зиму, избивая их прикладами, выправляли свои дороги, выравнивали ямы, пахали поле, чистили отхожие места. Ничего им за это не платили, а вдобавок ругали их русскими свиньями» . При этом, добавляет Ваврик, «всё-таки пакости немцев не могут равняться с издевательствами своих людей. Бездушный немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем» .

Всего через с 4 сентября 1914 года до 10 мая 1917 года прошло не менее 20 тысяч русских людей , только в первые полтора года погибло около 3 тысяч заключённых. Лагерь был закрыт в мае 1917 года по распоряжению последнего императора Австро-Венгрии Карла I, который в своём рескрипте от 7 мая 1917 г. написал: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ими» .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта