Главная » Заготовка и хранение » Мало михайловский дворец. Дворец вел

Мало михайловский дворец. Дворец вел

Дворцы Великих князей Михайла Михайловича и Николая Николаевича в Петербурге

Дворец Михаила Михайловича (также известный как Малый Михайловский или Мало-Михайловский) — дворец в центре Санкт-Петербурга, памятник архитектуры. Построен по проекту Максимилиана Месмахера. Называется дворцом, хотя использован по назначению так и не был, поскольку великий князь Михаил Михайлович был выслан из России после женитьбы на Софии Меренберг

В настоящее время ведутся интенсивные восстановительные работы. Имеются сведения, что во дворце планируется создать пятизвёздочный отель. В феврале 2011 года дворец был продан государством по стартовой цене в 520 млн руб. структурам, связанным с текущим арендатором здания (компанией «Ромтрейд»). Но достигнув 20 лет и получив право распоряжаться своими средствами Михаил Михайлович решил построить собственный дом не смотря ни на что. "У нас должен быть отличный дом" - сказал он архитектору. При этом под словом "нас" Михаил имел ввиду себя и ещё не выбранную им супругу.

Архитектором Мало-Михайловского дворца стал Максимилиан Егорович Месмахер . Возведение великокняжеской резиденции было завершено в 1888 году, после чего началась отделка помещений.

Фасад Мало-Михайловского дворца выполнен в духе любимого Месмахером итальянского ренессанса. Он облицован блоками из висбаденского песчаника. Высокий цокольный первый этаж отделан финляндским гранитом.

Мало-Михайловский дворец был оборудован по последнему слову техники. Здесь имелись газ, электричество, телефон, водопровод и канализация. Тротуар перед зданием был заасфальтирован.

Кроме самого дворца Месмахером на другой стороне Черноморского переулка был построен служебный корпус.

М. Е. Месмахер работал над внутренним убранством дворца до 1891 года, когда в России узнали о самовольной женитьбе Михаила Михайловича. К этому времени он уехал из страны, женился на внучке великого русского поэта А. С. Пушкина графине Софье Николаевне Меренберг. После этого он потерял регулярные денежные субсидии из Департамента уделов и не мог платить за строительстве дворца. Да и в Россию вернуться он уже не мог. В своём петербургском доме Михаилу Михайловичу жить не пришлось.

Мало-Михайловский дворец состоял из двух половин - хозяина и хозяйки. Каждая половина имела свой вход со стороны Азовского переулка. Со стороны Адмиралтейской набережной в Мало-Михайловском дворце были созданы Вестибюль и Парадная лестница. Позже Вестибюль был расширен за счёт соседней Большой приёмной. Слева от Вестибюля располагались Большая и Малая Приёмные. В северо-восточном углу здания был оборудован Кабинет.

Кабинет разделён на две части деревянной перегородкой. В одной из этих частей великий князь должен был принимать гостей, в другой отдыхать. Кабинет украшен камином из песчаника. Израсцы для него изготовили студенты Центрального училища технического рисования барона Штиглица, где преподавал Месмахер. Шатровую часть камина завершал герб великого князя, уничтоженный после 1917 года. От него остались щит со львиными головами, орден Андрея Первозванного и обрамление щита. В настоящее время герб воссоздан из гипса. В рабочую часть кабинета вели три двери: из большой и малой приёмных и из собственной лестницы. Позднее большая приёмная стала частью вестибюля и дверь в неё была заделана. Над входом в личную часть Кабинета находится копия картины Тициана "Любовь земная и небесная".

Ведущая на половину хозяина дворца лестница называлась Собственной. Через неё можно было попасть в Библиотеку, далее на половину хозяйки и в личные комнаты хозяина: Гардеробную, Ванную и Спальню.

На втором этаже Мало-Михайловского дворца находились Малая столовая, Сервировочная. Стены Малой столовой на две трети закрывают резные дубовые панели со встроенными буфетами и шкафами. Так же как в Кабинете, большая шатровая печь выложена израсцами.

За работу над Мало-Михайловским дворцом архитектор М. Е. Месмахер был награждён орденом Анны 2-й степени.

Приставка "Мало" была присвоена этому зданию чтобы отличать его от других Михайловского и Ново-Михайловского дворцов.

Живя за пределами страны великий князь решил продать Мало-Михайловский дворец. Покупателя долго не находилось, поэтому помещения сдавались в наём. В 1893 году здание сдаётся на 10 лет в аренду Управлению юго-западных железных дорог. В 1904 году по просьбе великого князя Александра Михайловича Мало-Михайловский дворец был передан Главному управлению торгового мореплавания и портов. После ликвидации этого учреждения в здании до сентября 1910 года работало Министерство промышленности и торговли. Особняк хотело приобрести Германское посольство, но из-за близости к морскому ведомству немцам было отказано.

В марте 1911 года Мало-Михайловский дворец приобрело страховое акционерное общество "Русский Ллойд". Большинство его акций принадлежало купеческой семье Еливеевых. Председателем общества в то время был Степан Петрович Елисеев. По проекту П. К. Бергштрессера для новых владельцев помещения были в значительной степени перестроены. В доме №8 по Адмиралтейской набережной разместилась Главная контора общества. В пристройках имелись квартиры для высших чиновников.

В феврале 1918 года Мало-Михайловский дворец передали в ведение комиссариата городского хозяйства. В 1919-1920 годах здесь работала Единая Петроградская потребительская коммуна (Петрокоммуна) во главе с А. Е. Бадаевым. Позже во дворце размещались Городской отдел торговли и Ленинградский областной совет потребительских обществ, Госбанк, Главное управление торговли Ленгорисполкома.

В начале 1992 года Мало-Михайловский дворец арендовал банк "Санкт-Петербург". Многие помещения были отреставрированы. В 1998 году из-за резкого повышения арендной платы банк переехал. Мало-Михайловски дворец долгое время искал нового арендатора. В начале 2010-х годов велись споры между его потенциальными собственниками. Из-за нерешённого вопроса о собственности дворец до сих пор закрыт для широкой публики.

Дворец Великого князя Алексея Александровича (Алексеевский дворец) возведён в 1882-1885 годах по проекту архитектора М.Е. Месмахера и включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527). Решением Правительства РФ в 2005 году здание передано Санкт-Петербургскому Дому музыки.
В 1882 году академик архитектуры М.Е.Месмахер получил заказ на возведение дворца для Великого князя Алексея Александровича. Зодчий получил в свое распоряжение уже существовавшие строения и использовал их разумно, тактично, экономя время и средства. Его основная работа состояла в капитальной перестройке и перепланировке.

Через три года перед жителями Санкт-Петербурга предстал настоящий шедевр архитектуры, воплотивший в себе элементы разных эпох и стилей. Архитектурное решение Алексеевского дворца отражало не только творческий почерк проектировавшего его архитектора Месмахера, но и в значительной степени - личный вкус и склонность великого князя Алексея Александровича к удобной и приятной жизни. Великий князь пожелал жить в особняке, напоминающем старинные романтические замки средневековой Франции в долине реки Луары, но со всем возможным комфортом, присущим концу XIX века. На территории последней усадьбы, возведённой в Петербурге, возле дворца находились: собственная электростанция, прачечный и кухонный корпуса, конюшня, дом для свиты, оранжереи, собственный усадебный сад.

Интерьеры дворца

Переплетение стилей Алексеевского дворца как бы заменяло путешествие по странам и эпохам. Переходя из зала в зал, гости попадали в атмосферу средневековья Английского (рыцарского) зала, беззаботной светскости Танцевального зала, восточной экзотики Китайской гостиной. Столовая погружает в эпоху барокко, Ванная-купальня решена в помпейском стиле, Дубовый кабинет с его резьбой по дереву и тисненой серебром "кордобской" кожей на стенах возвращает в эпоху европейского Возрождения, а нижняя столовая - в расписные терема старой Москвы.
Парадная столовая вызывала особое восхищение гостей. Специально для её уникального интерьера академик живописи Эрнст Липгарт выполнил настенные панно –10 жанровых сцен на манер «малых голландцев» XVII в. и декоративные десюдепорты - живописные наддверные композиции, изображающие амуров с плодами и цветами. Считается, что для некоторых полотен художнику позировала жена, а на одном из них можно увидеть автопортрет Липгарта.

Все эти залы и гостиные донесли до нас вкусы последнего генерал-адмирала Российской империи.

Архитектор Максимилиан Месмахер

Проект Алексеевского дворца, по общему композиционному замыслу, по чувству стиля, прорисовке и исполнению декоративных деталей фасада и интерьеров, – один из лучших в творчестве Месмахера, блестящего рисовальщика, выдающегося мастера архитектуры середины XIX века. Максимилиан Егорович Месмахер (1842 - 1906) родился в Петербурге, здесь же и учился в Академии художеств как вольнослушатель у К.А.Тона, А.И.Резанова, Д.И.Гримма. В 1866 году получил большую золотую медаль за проект «Загородного дома для богатого вельможи» и звание классного художника 1-й степени. Это дало ему возможность получить четырехлетнюю пенсионерскую командировку для изучения памятников архитектуры. В 1867-1872 годах он посещает Германию, Бельгию, Францию, Италию. В 1872 году получил звание академика за работы выполненные во время пенсионерской поездки. С 1890 года имел звание профессора, а с 1877 по 1896 годы - директор Центрального училища технического рисования барона Штиглица (в советское время - художественное училище им. Веры Мухиной). За двадцать лет своего директорства Месмахер создал для студентов музей декоративно-прикладного искусства с богатейшими коллекциями, ставшими украшением крупнейших музеев.

Месмахер сочетал в себе черты художника, декоратора и архитектора, что позволило ему одновременно проектировать городские особняки, великокняжеские дворцы, отделку интерьеров. Его постройки хорошо известны . Это музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица (музей при училище Мухиной), архив Государственного совета на улице ул. Миллионной, 36 (Центральный государственный архив Военно-Морского Флота), Дворец князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной, д.8. Особенным мастерством отличаются интерьеры, созданные по проектам Месмахера: в особняке Гагариной (Дом композиторов), особняке Половцева (Дом архитектора), дворце Великого князя Владимира Александровича (Дом ученых), императорского Аничкова дворца.

Супруга и ученица архитектора Варвара Андре была художником по керамике, её работы можно видеть в Алексеевском дворце: майоликовое обрамление камина в и настенные изразцы Парадной столовой.

Великий князь Алексей Романов


Что собой представлял великий князь как человек и государственный деятель, пожалуй, яснее всего дают представление мемуары его двоюродного брата, великого князя Александра Михайлович а: «Алексей Александрович… пользовался репутацией самого красивого члена Императорской Семьи, хотя его колоссальный вес послужил бы значительным препятствием к успеху у современных женщин. Светский человек с головы до ног… которого баловали женщины, Алексей Александрович много путешествовал. Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал должность не более не менее, как Адмирала Российского Императорского флота. Трудно было себе представить более скромные познания, которые были по морским делам у этого Адмирала могущественной державы. Одно только упоминание о современных преобразованиях в военном флоте вызывало болезненную гримасу на его красивом лице. Не интересуясь решительно ничем, что бы не относилось к женщинам, еде или же напиткам, он изобрел чрезвычайно удобный способ для устройства заседаний Адмиралтейств-совета. Он приглашал его членов к себе во дворец на обед и, после того, как наполеоновский коньяк попадал в желудок его гостей, радушный хозяин открывал заседание Адмиралтейств-совета… Его повар был настоящим артистом». Многолетний роман великого князя Алексея Александровича с графиней З. Д. Богарне, имевшей на него большое влияние, давал постоянную пищу для великосветской скандальной хроники. Ходили упорные слухи, что за назначение управляющим Морским министерством Зинаида Дмитриевна или Зинок, как фамильярно именовали графиню в придворных кругах, взяла с адмирала Н. М. Чихачева миллион рублей…

А 1 ноября 1908 года весьма осведомленная супруга генерала от инфантерии А. В. Богданович записала в своем дневнике: «Сегодня в 6 часов утра скончался в Париже от воспаления легких великий князь Алексей Александрович. Как генерал-адмирал Алексей Александрович никуда не годился, - при нем начались все неурядицы в морском ведомстве. Хищения при нем процветали».

Фотогалерея



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта