Главная » Заготовка и хранение » Определение термина эмотивно рациональная терапия. Рациональная психотерапия - виды и приемы

Определение термина эмотивно рациональная терапия. Рациональная психотерапия - виды и приемы

В свое время, более 15 лет назад, Б.Д. Карварсарский, бывший тогда главным психотерапевтом России, попросил меня написать статью о рациональной психотерапии для "Психотерапевтической энциклопедии". Мне показалось тогда интересным сопоставить рациональную терапию с рационально - эмотивной терапией Эллиса и когнитивной терапией Бека, проследив истоки последних. Вероятно, в силу особенностей моего мышления мне всегда импонировала рациональная терапия, а монографию Поля Дюбуа, считаю одной из лучших книг по психотерапии, поэтому я вспоминаю, что с большим удовольствием писал свою статью для "Психотерапевтической энциклопедии". Мне и сегодня кажется, что историю и основы рациональной терапии должен знать не только каждый психотерапевт или психиатр, но и врач любой специальности, поскольку действительно "слово лечит".

Основателем рациональной терапии является швейцарский невропатолог Поль Шарль Дюбуа. В своей книге «Психоневрозы и их лечение», переведенной на русский язык в 1912 простым врачом из глубинки России, он раскрыл суть и показал преимущество этого метода лечения по сравнению с гипнозом и внушением. Возникнув, как альтернатива внушению, рациональная терапия, прежде всего, опиралась на рассудок пациента (лат. ratio - разум, рассудок) и была направлена на воспитание его воли. Дюбуа писал; «во врачебном искусстве духовному влиянию принадлежит преобладающая роль. Всякий врач, даже если он с непоколебимой наивностью верит в целебные силы своих снадобий, ежедневно пускает в ход психотерапию». Рациональная терапия, разработанная врачом - практиком в период всеобщего интереса к диалектической логики, по сути дела впитала в себя достижения медицины и философии конца Х1Х века.

Особенностью первого периода развития рациональной терапии было описание нарушений мышления при различных психических заболеваниях. Дюбуа предполагал, что по мере развития того или иного заболевания формируются различные типы нарушений мышления, достаточно специфичные для той или иной патологии. В настоящее время рациональную терапию обычно практикуют отечественные "старые" врачи - психотерапевты, отстаивая ее независимость от когнитивно - бихевиоральной терапии.

Рациональная терапия основана на разъяснении и логической аргументации, доказательстве неправильности представлений и суждений пациента. Используя законы формальной и диалектической логики, она формирует у пациента адекватную оценку собственной личности и той проблемной ситуации, в которой он находится. В конечном счете, рациональная терапия подразумевает изменение убеждений пациента. Следует различать рациональную и разъяснительную терапию (Панков Д.В., 1985). Последняя была, в частности, предложена В.М. Бехтеревым для терапии алкоголизма (Бехтерев В.М., 1909).

Нарушения мышления при различных психических расстройствах, с точки зрения Дюбуа, являются ошибками формальной логики или «иллогизмами» («после этого, по причине этого» -смешение причины и следствия, недостаточное основание и т.д.), которые являются следствием пренебрежения категориями и законами диалектики и приводят к искажению «внутренней картины болезни». Основной целью рациональной терапии является формирование у пациента адекватных понятий и представлений о своем заболевании. Психотерапевт демонстрирует пациенту его логические ошибки, убеждая его в той врачебной концепции, которую с точки зрения врача необходимо отстаивать.

На мой взгляд, в современной рациональной терапии можно выделить следующие этапы:

1. Формирование лечебного альянса. На этом этапе психотерапевт устанавливает контакт с пациентом, нередко пользуясь своим авторитетом и профессиональными знаниями. Полное доверие к врачу является атрибутом рациональной терапии, поэтому окружающий медицинский персонал, атмосфера медицинского учреждения должны способствовать и подтверждать высокий врачебный профессионализм. Во время первой встрече с пациентом необходимо крайне внимательно отнестись к его жалобам, тщательно осмотреть больного, с пониманием подойти к его рассказу о предыдущем лечении и его неудачах, не делая скоропалительных выводов и не осуждая своих коллег.

2. Выявление «внутренней картины болезни». Данный этап рациональной терапии предполагает беседу с пациентом, направленную на выявление «внутренней картины болезни». Пациент излагает врачу свое представление о заболевании, высказывая суждения о потенциальных ее причинах, механизмов развития и признаков, с его точки зрения, болезненного состояния. На данном этапе терапии важным является борьба с теми, вторичными проявлениями болезни, которые сложились в результате предыдущих неудачных попыток лечения, неосторожных слов медицинского персонала, искаженных сведений о болезни, почерпнутых из научно - популярной или специальной литературы, неправильных представлений о побочном действии лекарств, взятых из различных аннотаций. Вследствие вышесказанного желателен максимальный уход от психологических и особенно, медицинских терминов, которые сами по себе пугают любого человека и заставляют его обращаться к разным специалистам за помощью.

3. Диагностическое обследование. На этом этапе рациональной терапии пациент проходит всестороннее диагностическое обследование, включающее в себя инструментальную и лабораторную диагностику, целью которой является исключение серьезного органического поражения внутренних органов, а также наглядное подтверждение пациенту отсутствия тяжелого заболевания. В процессе данного обследования необходимо соблюдать известное чувство меры, поскольку нельзя без конца подвергать пациента диагностическим процедурам и искать проявления болезни. Однако, также недопустим поверхностный клинический осмотр врача или ограниченная инструментальная и лабораторная диагностика. Они наглядно демонстрируют больному поверхностный подход к его страданию. Важно правильно интерпретировать полученные результаты, отделив функциональные и обратимые расстройства, от стойких изменений в различных системах организма. Во время диагностической беседы с пациентом необходимо распознать типичные логические ошибки в его рассуждениях, выявить неправильные суждения в отношении оценки своего состояния.

4. Информационный этап. Здесь врач предлагает пациенту оптимальную с точки зрения эффективности терапии концептуальную схему происхождения болезненного состояния, обосновывает формы оказания помощи, успокаивая и ободряя пациента, внушая ему веру в благополучный исход лечения. Необходимо, чтобы пациент признал свою проблему явлением, которое можно объяснить и понять и в дальнейшем контролировать, чтобы он получил рациональные основания для наблюдения за собственным поведением, своим эмоциональным состоянием, мог регистрировать данные этого наблюдения с целью облегчения анализа проблемы. На информационном этапе лечения происходит «насыщение» пациента необходимой информации, дается объяснение и разъяснение тех моментов, которые непонятны или тревожат его.

5. Коррекционный этап рациональной терапии предполагает логическое и аргументированное убеждение пациента, тщательную и последовательную коррекцию его ошибочных суждений, обучение его принципам и основным законам формальной и диалектической логики. Задачей последнего этапа терапии является переориентация отношения пациента к своему заболеванию, изменение его установок в отношении проявлений болезни.

С современной точки зрения в процессе рациональной терапии происходит воздействие на когнитивный, эмоциональный компоненты личности больного, а, следовательно, и на его поведение. Рациональная терапия ориентирована на лечение конкретной болезни, в этом плане она специфична, поскольку каждая болезнь, по мнению большинства врачей, имеет достаточно специфические искажения мышления. Кроме того, рациональная терапия стоит ближе к каузальной причинной терапии, учитывающей этиологию и патогенез заболевания.

Наиболее часто в рациональной терапии используются такие техники как: диалог Сократа, использование аналогий, последовательность принятия утверждений и экспликация.

Диалог Сократа (Dubois P., 1909) , направленный на формирование у пациента логических и обобщающих заключений, ставит конечной целью осознание пациентом причин и сущности его заболевания. Как правило, он строится на последовательной и заранее продуманной цепочке вопросов. Они задаются в таком ключе, чтобы пациент мог объективно идентифицировать свои высказывания, мысли, образы и предположения, определить суть проблемы, исследовать значение тех или иных событий и оценить последствия своего поведения.

Последовательность принятия утверждений построена на основе положений формальной логики и заключается в том, чтобы при перечислении ряда истинных утверждений, с которыми пациент не может не согласиться доказать истинность того суждения, которое является для пациента целебным. Обычно истинные утверждения связываются между собой соединительными союзами и заканчиваются тем утверждением, которое необходимо принять пациенту.

Использование аналогий и метафор основывается на убеждении пациента при помощи различных сравнений, как бы иллюстрирующих то или иное высказывание психотерапевта.

Экспликация представляет собой ясное, подробное и развернутое объяснение, подразумевающее изложение и объяснение вероятной причины заболевания, имеющих место психосоматических зависимостей и целенаправленную беседу об основных принципах психической гигиены.

В рациональной терапии используются дидактические приемы и риторические приемы, построенные на нравственных и моральных принципах. На практике рациональная терапия строится не только на логической аргументации, но также включает в себя элементы внушения, определенное эмоциональное воздействие, использование продуманной наглядных материалов (таблиц, рисунков, схем, графиков, слайдов, видеофильмов и т.д.) С целью иллюстрации и наглядности, проверки обоснованности суждений пациента в реальной жизни используется практика во внешней среде. Для психотерапевтов, работающих в рамках рациональной терапии характерно негативное отношение к суггестии и психоанализу, опора на достижения формальной и диалектической логики. Рациональная терапия в наибольшей степени показана пациентам склонным к логическому мышлению, ее с успехом применяют при ипохондрическом неврозе и неврозе навязчивых состояний, различных фобиях, психосоматических расстройствах. Эта терапия в основном опирается на разум, и мышление пациента, отсюда особенно актуальным становится изучение особенностей мышления при различных заболеваниях, хотя справедливо было бы предположить, что специфика мышления свойственна определенным типам личности или некоторым стандартным типам воспитания. Несомненно, что воспитание накладывает свой отпечаток на характер мышления больных независимо от патологии, которой они страдают. По Дюбуа, больному необходима своего рода «моральная ортопедия» - устранение последствий болезни правильным воспитанием и возвращение пациента к активной реальной жизни.

Обычно в процессе рациональной терапии психотерапевт убеждает пациента в справедливости своей точки зрения. Вследствие вышесказанного представляется обоснованным сказать несколько слов об убеждении и его особенностях. Убеждение представляет собой процесс, посредством которого взгляды пациента подвергаются аргументированному и настойчивому словесному воздействию психотерапевта. В процессе убеждения можно выделить собственно вербальную коммуникацию (причину или стимул) и связанное с ней изменение в отношении пациента к своим проблемам (эффект или отклик). В ходе убеждения пациент вначале обращает внимание на представленное сообщение психотерапевта, включая исходную посылку и подтверждающие ее доводы. Чтобы дальнейшее убеждение имело успех, необходимо, чтобы пациент принял или согласился с исходным положением психотерапевта и, за исключением случаев преходящего интереса, сохранял вновь обретенное мнение достаточно долго, выполняя при этом те действия, которые соответствуют данной точке зрения. Если процесс убеждения был успешен, поведение пациента приходит в соответствие с его вновь сложившимися взглядами. Реакция пациента на убеждение частично зависит от содержания последнего и в значительной мере от того, в каком состоянии и как оно воспринимается и интерпретируется. Процесс убеждения и постоянного уговаривания в психотерапии обозначается термином персуазия (Konecny R., Bouchal M., 1972). Врач, работающий в рамках рациональной терапии, должен обращать внимание не только на форму иррациональных суждений, но и классифицировать их так же, как классифицируются умозаключения в логике, отличать от оценочных суждений (не выводя заключения оценочных суждений от других иррациональных ошибок мышления).

Рациональная психотерапия внесла свой вклад в область медицины. К ее достижениям можно отнести такие диалектические психотерапевтические приемы, которые уточняют медицинские понятия (“функциональное” - обратимое, преходящее и “органическое” - стойкое, “динамика выздоровления” и т.д.). С точки зрения диалектической логики, в процессе рациональной терапии можно использовать основные принципы клинической семиотики, восходя в процессе терапии от симптома к синдрому, и от последнего, - к нозологической форме (индуктивный метод). В дальнейшем, выдвинув тот или иной тезис или гипотезу о наличии у пациента определенной патологии, диагностировать и устранять разнообразные расстройства в обратном порядке (дедуктивный метод). Наконец, отвергая те или иные расстройства и заболевания, выдвигая тезис об их отсутствии у данного пациента (выдвигая антитезис) можно выявить определенные психические расстройства внешне не заметные для психотерапевта. Нам представляется перспективными дальнейшие поиски специфических нарушений мышления при различных психических и психосоматических заболеваниях, разработка тех приемов и техник рациональной терапии, которые направлены на коррекцию мышления при каждом конкретном заболевании.

Аутогенная тренировка Михаил Михайлович Решетников

Рациональная психотерапия

Рациональная психотерапия

Разъясняющую, логически обоснованную терапию трудно выделить в самостоятельный метод. Скорее - это свод общих принципов взаимоотношений врача и больного. Трудно представить врача, который бы в процессе психотерапии не обращался к разуму больного, не разъяснял в той или иной степени сущности и возможных причин болезненного состояния, не указывал пути преодоления болезни. У нас в стране этот метод активно применяли и пропагандировали В. М. Бехтерев, Б. Н. Бирман, В. А. Гиляровский, Ю. В. Каннабих, С. И. Консторум, А. И. Яроцкий и мн. др.

Признанным основоположником рациональной психотерапии является швейцарский невропатолог P. Dubois, который считал, что неврозы возникают вследствие слабости интеллекта и ошибок суждения. Естественно, что в настоящее время эти теоретические построения не могут быть приняты безоговорочно. В то же время многие наблюдения, выводы и рекомендации Дюбуа, сделанные им в удивительно образной и понятной для больного форме, имеют несомненную практическую ценность. В качестве примера можно взять описание беседы Дюбуа с больным, страдающим бессонницей, которое А. М. Свядощ приводит в третьем издании своей монографии «Неврозы» (1982): «Не думайте о сне,- он улетает, как птица, когда за ним гонятся; уничтожайте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть». Интеллектуальная многоуровневая психокоррекционная работа врача, направленная на изменение неадекватных отношений больного к обстановке или ситуации, вызвавших заболевание, составляет сущность рациональной терапии. Чаще всего рациональная терапия осуществляется в форме диалога между врачом и пациентом.

Рассматривая вопрос об отношениях рациональной терапии и других психотерапевтических приемов, P. Dubois противопоставлял «внушение» и «убеждение», считая, что если последнее адресуется к критике, к рассудку больного, то первое действует в обход и даже вопреки им. В этом вопросе авторы склонны в известной степени согласиться с А. П. Слободяником (1978), считающим, что «в самом убеждении и разъяснении уже скрыто внушение» - прямое или косвенное. Однако это особенное, осознанное внушение, опирающееся на доказательство и апеллирующее к логике больного. Отличительные особенности самовнушения и самоубеждения представлены в табл. 2.

Основные принципы рациональной психотерапии, детально разработанные Дюбуа, вне сомнения, должны входить в структуру любого метода лечения. В то же время активная роль интеллектуального (рассудочного) воздействия может существенно изменяться в зависимости как от применяемых методов лечения, так и от курируемого заболевания. В любом случае с самого начала между врачом и пациентом должна установиться надежная связь, основанная на доверии и взаимной симпатии. Если по каким-либо причинам этой связи не возникает, лучше сразу найти деликатный повод для передачи пациента другому специалисту. Уже от результатов первой встречи с врачом в значительной степени зависит, будет ли больной стремиться к последующим встречам, поверит ли в выздоровление, станет ли сознательно и неукоснительно выполнять все назначения и рекомендации, превратится ли он в активного помощника врача в борьбе со своим недугом.

В процессе систематического общения с больным врач последовательно разъясняет сущность болезненных симптомов и состояний, тем самым формируя критическое отношение к ним. В этих объяснениях необходимо придерживаться простоты и ясности изложения, доступной для понимания больного аргументации, избегая эффектных оборотов и специальной терминологии, а тем более заявлений наподобие того, что имеющиеся отклонения - «лишь плод фантазии». Огромное значение при проведении рациональной психотерапии имеют личность врача, его авторитет или, как образно отмечает А. А. Портнов, «ореол, которым окружено его имя». С первого посещения больной должен почувствовать, что в нем видят не «интересный случай» [Слободяник А. П., 1978], а страдающего человека, нуждающегося в помощи. Особую роль Дюбуа придавал внушению больному уверенности в выздоровлении, систематическому подчеркиванию любого, самого малозначимого факта, свидетельствующего о положительной динамике заболевания. Жалобы больного, какими бы многочисленными они ни были, нужно выслушивать с величайшим терпением. «Дать больному высказаться» - это тоже очень существенный терапевтический прием. Ложные и часто ошибочные представления пациента о своем заболевании нужно критиковать крайне деликатно, параллельно отмечая и правильность его отдельных суждений, даже в том случае, если они далеки от этого. Очень важно подмечать сильные стороны личности и характера больного, которые, безусловно, можно найти в каждом человеке. Не менее важно сделать эти сильные стороны достоянием больного и активно использовать их в психотерапевтическом процессе.

Больные, как правило, склонны рассказывать близким, знакомым, а порой и мало знакомым людям о своем состоянии и переживаниях. Психологическое содержание такой «открытости» состоит в поисках сочувствия и обнадеживающего (но не пренебрежительного) ответа, что имеющееся заболевание неопасно. К сожалению, такое межличностное общение в клинике и вне ее не всегда дает положительные результаты, поэтому нужно разъяснять пациенту, что о своей болезни ему лучше всего беседовать только с лечащим врачом. Иногда целесообразно привлекать для этого ассистентов из числа медицинских психологов. Позитивный эффект оказывает и опосредованное рациональное воздействие через членов семьи и лиц из ближайшего окружения. В процессе терапии и выздоровления необходимо постепенно, ступенчато «отдалять» от себя больного, стимулируя в нем чувство независимости от врача и уверенности в своем будущем.

Терапевтическая эффективность изменения неадекватного отношения больного к окружающей его среде, положительное влияние стенической реакции на преодоление заболевания, его исход, целесообразность функциональной тренировки при разъясняющей и убеждающей роли врача неоднократно подчеркивались В. Н. Мясищевым, М. С. Лебединским, К. И. Платоновым, Н. В. Ивановым и другими видными советскими психотерапевтами. Известный специалист и энтузиаст аутогенной тренировки А. М. Свядощ (1982) отмечал: «Каким бы способом врач ни лечил больного неврозом, метод убеждения всегда будет иметь значение не только для устранения болезненного симптома, но и для профилактики рецидива заболевания». Терапия убеждением и разъяснением является составной частью современной системы аутогенной тренировки, играя в ней большую или меньшую роль в зависимости от применяемых модификаций. Вне зависимости от группового или индивидуального применения метода, ему всегда предшествует собеседование, направленное на изучение личности больного и ее отношений. В содержание этой беседы органически входит воздействие разъяснением и убеждением, основу которого составляет формирование критического отношения больного к себе и своим ощущениям без их переоценки.

Тщательное объективное неврологическое исследование больного, страдающего неврозом, служит фундаментом для авторитетного разъяснения, что не соматические (органические) нарушения лежат в основе патологических симптомов, а эмоциональное напряжение и перенапряжение, следовые воздействия ранее перенесенных психических травм и переживаний. Целесообразно в доступной форме объяснить больному отличия «органического» и «функционального», логически обосновывая связи понятий «нервное - функциональное - излечимое».

При объективном обследовании больного неврозом оценка состояния мышечного тонуса имеет не только диагностическое, но и психотерапевтическое значение. Важно уже при первой беседе обратить внимание пациента на нередкие при таких болезнях напряженность лицевой мускулатуры, стесненность дыхания и прерывистость речи, изменения общего мышечного тонуса, выражающиеся в оживлении или снижении рефлексов. На этом фоне объяснение взаимосвязи нервно-эмоционального состояния и тонуса скелетной мускулатуры находит конкретное (очевидное и для больного) подкрепление в проявлениях болезни у исследуемого лица. Осознание этого факта способствует лучшему пониманию пациентом терапевтической значимости тренировки расслабления мышц и упражнений в регуляции мышечного тонуса. Человеку, обладающему достаточной подготовкой, можно привести аналогии из известных в кибернетике механизмов прямой и обратной связи.

Доступное разъяснение причин невротических расстройств и лежащих в их основе психофизиологических процессов можно проводить и посредством совместного, в том числе группового, обсуждения популярных изданий, ранее рекомендованных врачом к прочтению. Определенная духовная зрелость и наличие необходимого минимума знаний, подготовленность больного к осмысленному восприятию методики аутогенной тренировки составляет залог успеха терапии, формируя у пациента активное отношение к лечению и делая его соучастником терапевтического процесса. В свою очередь, активная позиция больного открывает перспективы к самовоздействию, к перестройке собственной личности, к самоубеждению и оптимизации психических процессов.

Наш опыт показывает, что в отличие от чистых форм аутосуггестии в методике аутогенной тренировки главенствующую роль играет самоубеждение (ауто-дидактика) на основе целенаправленно развиваемой рефлексивной функции сознания. Это положение обосновывается тем, что «внешним» для сознания, т. е. тем, на что оно может активно и преобразующе воздействовать, является не только внешний мир, но и внутренняя среда организма в целом (К. К. Платонов). Основная же суть рефлексивной функции сознания состоит в возможности воздействия на самое себя. При полном сохранении инициативы и самоконтроля это самовоздействие делает аутогенную тренировку интеллектуальным и волевым, чрезвычайно специфическим в своей сути процессом, ведущим к рациональной перестройке личности.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

Из книги Кожные и венерические болезни автора Олег Леонидович Иванов

Из книги Справочник по уходу за больными автора Айшат Кизировна Джамбекова

Из книги Ежедневная гимнастика для людей умственного труда автора Н. В. Кораблев

ПСИХОТЕРАПИЯ Начало и обострения многих кожных болезней провоцируются различными психическими воздействиями, значительная часть дерматозов приводит к вторичным неврозам и даже психозам, а иногда к попыткам суицида. Поэтому психотерапия является необходимой

Из книги Похудеть? Не проблема! автора Лариса Ростиславовна Коробач

Психотерапия Осуществление психотерапевтического воздействия на больного Психотерапия – словесное воздействие на психику больного с лечебной целью. Роль медицинской сестры в психотерапевтическом воздействии на больного очень велика. Большую роль играет тактичное,

Из книги Варикозное расширение вен. Лечение и профилактика традиционными и нетрадиционными методами автора Светлана Филатова

2. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И РАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА ОРГАНИЗМА Здоровье человека - это гармоничное сочетание жизнедеятельности всех систем организма при их физиологической регуляции. Причем эта жизнедеятельность рассматривается на фоне взаимодействия человека

Из книги Как легко бросить курить и не поправиться. Уникальная авторская методика автора Владимир Иванович Миркин

ПСИХОТЕРАПИЯ Чем вам может помочь психотерапевт В некоторых случаях, если не удается побороть чувство страха перед голодом, можно обратиться к психотерапевту. Вам помогут настроиться на «нужную волну», чтобы можно было внутренне спокойно перенести различные

Из книги Болезни щитовидной железы. Лечение без ошибок автора Ирина Витальевна Милюкова

Психотерапия При варикозном расширении вен, как и при любом другом заболевании, человек обычно оказывается лицом к лицу с развивающимся недугом. Возникшее противостояние мобилизует все физические, физиологические и моральные силы организма. Больные по-разному ведут

Из книги Опасная медицина. Кризис традиционных методов лечения автора Арусяк Арутюновна Налян

Психотерапия За многовековую историю курения человечество настолько привыкло к этой вредной привычке, что до сих пор и в XXI веке относится к ней как к обыденному явлению. И в большинстве своем не осознает всю пагубность табакокурения. А ведь курение по сути своей не что

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

Психотерапия Что может сделать психотерапия для человека, страдающего каким-либо физическим, и подчас тяжелым, заболеванием?Уже довольно давно в нашу жизнь прочно вошло понятие «психосоматика». Не только психологи, но и врачи склонны считать, что такие разные, на первый

Из книги Как избавиться от боли в спине автора Ирина Анатольевна Котешева

Рациональная фармакотерапия Сегодня уже во многих статьях, руководствах, формулярах четко прослеживается мысль о том, что лекарственная терапия во всем мире осуществляется нерационально, то есть, попросту говоря, неправильно. Так, в российском издании формуляра

Из книги Тайная мудрость человеческого организма автора Александр Соломонович Залманов

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Стоит сказать, что логически обоснованную терапию достаточно тяжело выделить в какой-либо самостоятельный метод, поскольку в основе лежит совокупность тесно связанных между собой определенных принципов, которыми являются взаимоотношения

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. Вяткина

Психотерапия Мышление – высший продукт особым образом организованной материи – мозга, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Мышление является источником наших слов, поступков, привычек, поведения и действия, вообще всего,

Из книги автора

Рациональная терапия Недостаток всех патофизиологических опытов заключается в быстроте течения болезненных явлений, вызванных у подопытных лабораторных животных операционным или химическим шоком. В патологии человека обычное развитие болезненных расстройств

Сформулировал ряд положений, которые активно используются в практической коррекционной психологии. Одним из таких положений, часто цитируемых Эллисом, является высказывание: "Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят" (Эпиктет).

Основываясь на подчеркнуто-научных подходах в структуре индивидуального сознания, А. Эллис стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий.

А. Эллис считает, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, и этот потенциал имеет две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную и т.д. Согласно А. Эллису психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения - абсолютные мерила его жизненного успеха. К тому же человек - существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям на всех уровнях - от . Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному А. Эллис не склонен.

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.
Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий - их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких как сверхгенерализация, ложные выводы и жесткие установки).

Источник психологических нарушений - это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.

Важным в РЭТ является понятие "ловушка", т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.

Возникновение психологических проблем у клиента связано с функционированием системы иррациональных установок.

В концепции Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия приятно, человек должен чувствовать себя достаточно уязвимым и в такой атмосфере, и не чувствовать себя дискомфортно в отсутствии атмосферы любви и полного принятия.

А. Эллис предполагал, что положительные эмоции (такие как чувства любви или восторга) часто связаны или являются результатом внутреннего убеждения, выраженного в виде фразы: "Это для меня хорошо". Отрицательные эмоции (такие как гнев или депрессия) связаны с убеждением, выраженным фразой: "Это для меня плохо". Он считал, что эмоциональный отклик на ситуацию отражает "ярлык", который ей "приклеивают" (например, она опасна или приятна), даже в том случае, когда "этикетка" не соответствует действительности. Для достижения счастья необходимо рационально сформулировать цели и выбрать адекватные средства.

Эллис разработал своеобразный "кодекс невротика", т.е. комплекс ошибочных суждений, стремление к выполнению которого ведет к психологическим проблемам:
1. Существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении.
2. Каждый должен быть компетентным во всех областях знаний.
3. Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения.
4. Произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек.
5. Человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать.
6. Если существует опасность, то не следует ее преодолевать.
7. Легче избежать определенных жизненных трудностей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность.
8. В этом мире слабый всегда зависит от сильного.
9. Прошлая история человека должна влиять на его непосредственное поведение "сейчас".
10. Не следует беспокоиться о чужих проблемах.
11. Необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа.
12. Если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.

А. Эллис предложил свою структуру личности, названную им по первым буквам латинского алфавита "АВС-теория": А - активирующее событие; B мнение клиента о событии; С - эмоциональные или поведенческие последствия события; D - последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки; Е - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

Эта концептуальная схема нашла широкое применение в практической коррекционной психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ.
Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме "событие - восприятие события - реакция - обдумывание - вывод" обладает высокой продуктивностью и обучающим эффектом.

"ABC-схема" используется для того, чтобы помочь клиенту в проблемной ситуации перейти с иррациональных установок на рациональные. Работа строится в несколько этапов.

Первый этап - кларификация, прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции.
А = (А0 + Аc) => В,
где A0- объективное событие (описанное группой наблюдателей);
Аc - субъективно воспринятое событие (описанное клиентом);
В - система оценки клиента, определяющая, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы.

На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом цель коррекции - не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого - принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.
Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С). Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие (так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других ).

Осознание и вербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены у некоторых клиентов: у одних - из-за словарного дефицита, у других - из-за поведенческого дефицита (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций. Такие клиенты реагируют полярными эмоциями, или сильной любовью, или полным отвержением.

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.
А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:
1. Катастрофические установки.
2. Установки обязательного долженствования.
3. Установки обязательной реализации своих потребностей.
4. Глобальные оценочные установки.

Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько), показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации.
Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть отношения, которая может быть расширена в последующем.

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне , уровне поведения - прямого действия.

Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки.

При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых установок ему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тренировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией.

Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, парадоксальной интенции, техники моделирования.

Четвертый этап - закрепление с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий.

РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.
Цели коррекции. Главная цель - оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель - освобождение от идеи самообвинения.

Кроме того, А. Эллис сформулировал ряд желаемых качеств, достижение которых клиентом может выступить конкретной целью психокоррекционной работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, само-принятие, способность к риску, реализм.

Позиция психолога. Позиция психолога, работающего в русле данной концепции, безусловно, директивна. Он разъясняет, убеждает. Он авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.д. Он апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению Эллиса, не занимается отпущением грехов, после которого клиент может быть и чувствует себя легче, но неизвестно, легче ли ему на самом деле.

Требования и ожидания от клиента. Клиенту отводится роль ученика, и соответственно его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося.
Предполагается, что клиент проходит три уровня инсайта:
1. Поверхностный - осознание проблемы.
2. Углубленный - распознавание собственных интерпретаций.
3. Глубинный - на уровне мотивации к изменению.
В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие:
признание личной ответственности клиента за свои проблемы;
принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы
признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире;
обнаружение (осознавание) клиентом у себя этих представлений;
признание клиентом полезности серьезного обсуждения этих представлений;
согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
согласие клиента на использование РЭТ.

Техники
РЭТ характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений.

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов.
Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо "Я должен" - "Мне бы хотелось";
вместо "Будет ужасно, если..." - "Наверно, не совсем удобно будет, если..."; вместо "Я обязан выполнить эту работу" - "Я хотел бы выполнить эту работу на высоком уровне".
2. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по "ABC-модели" и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.
3. Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем предлагается изменить самоощущения в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.
4. Ролевая игра. Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничижение.
5. "Атака на страх". Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента. Например, клиенту, который испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом предлагают зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь.

В основе метода лежит правильная, доступная пониманию человека трактовка характера и причин возникновения травматического стресса путем логического переубеждения, обучения правильному мышлению. Основными методиками здесь являются: логическая аргументация, разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие авторитетом. Цель психотерапевтической работы – разъяснение пострадавшему характера, причин и механизмов возникновения негативных последствий психотравмирующего стресса с тем, чтобы убедить его, что такие состояния являются нормальной, естественной реакцией человека на ненормальные обстоятельства.

Рациональная психотерапия – метод, в котором используется способность человека проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность.

Данным методом психотерапевт воздействует на искаженные представления пациента, создающий дополнительный источник эмоциональных переживаний. Основными направлениями воздействия считаются: снятие неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациента, прежде всего касающихся болезни.

Изменение неправильных представлений больного достигается определенными методическими приемами (объяснение, разъяснение, убеждение, переориентация и др.), которые построены на логической аргументации, что является существенным качеством рациональной терапии. Значительную роль в эффективности аргументации психотерапевта, опровержении неправильных доводов больного, побуждении его к формулировке новых выводов может сыграть методика сократовского диалога. Сократовский диалог – метод рациональной терапии, имеющий целью коррекцию непоследовательных, противоречивых и бездоказательных суждений больного, производимую на основе убеждения посредством логической аргументации.

Во время беседы психотерапевт задает вопросы пациенту таким образом, чтобы тот давал лишь положительные ответы, на основе чего пациент подводится к принятию суждения, которое в начале беседы не принималось, было непонятным или неизвестным. Примерами бездоказательных суждений могут быть следующие: «Я боюсь высоты, потому что упал с крыши», «Я пью, потому что у меня стресс», и т.п. Психотерапевт, используя методику «сократовского диалога» аргументировано доказывает пациенту, что, например, причиной его раздражительности является не пребывание в зоне боевых действий, а его субъективное восприятие определенных ситуаций повседневной жизнедеятельности и заостренная реакция на них.

В рациональную терапию может включаться процесс терапевтического обучения пациента, который проводится на всем протяжении оказания психологической помощи и может использоваться как отдельный прием, так и совместно с методикой «сократовского диалога». В терапевтическое обучение лиц, перенесших психотравмирующий стресс, включаются следующие основные компоненты:

1. Коррекция наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовой реакции. Многие из них могут негативно влиять на психическое здоровье личности и отношение к процессу психотерапии. Поэтому для психотерапевта важно предупредить развитие таких представлений и оказать им противодействие на ранних этапах психологической коррекции психотравмирующего стресса. В табл. 1 собраны некоторые наиболее часто встречающиеся ошмбочные прдставления относительна стресса.

Таблица 1. Мифология стресса.

1. «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении»

Это широко распространенное убеждение, ложно, т.к. стресс влияет не только на психику, но и на сам организм. Психосоматическое заболевание, развивающееся в результате стресса, является «реальным» заболеванием, которое может представлять серьезную опасность для вашего здоровья, как, например, язвенная болезнь или повышенное артериальное давление.

2. «Только слабые люди страдают от стресса»

Истина заключается в том, что наиболее подвержены действию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди, с очень высоким уровнем притязаний, своего рода «наркоманы от работы». Хотя мы все являемся потенциальными мишенями для стресса.

3. «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни – стресс в наше время неизбежен – мы все его жертвы»

В действительности Вы ответственны за большую часть стрессов Вшей жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом на только того, что с Вами происходит, сколько того, как Вы на это реагируете. Такой стресс часто является вашим бессознательным выбором.

4. «Я всегда знаю, когда я испытываю стресс»

Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый Вами, тем Вы менее чувствительны к его симптомам – пока стресс не достигнет такой силы, при которой его симптомы нельзя игнорировать.

5. «Опознать источники чрезмерного стресса легко»

Это утверждение верно наполовину. Многие люди могут легко опознать причину стресса путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых индивидов признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях эти симптомы появляются в форме психического и физического истощения

6. «Все люди реагируют на стресс одинаково»

Это утверждение в высшей степени ошибочно. Все мы являемся индивидуальными существами. Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомам и заболеваниям, развивающимся в следствие чрезмерного стресса, а также по эффективным формам его лечения.

7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен делать – это сесть и расслабиться»

Хотя релаксация представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабиться. Такие методы, как медитация, хата-йога, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор и радио. Помните, что отпуск и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.

2. Второй главный компонент терапевтического обучения пациента состоит в предоставлении ему информации об общей природе стрессовой реакции. Пациенту должно быть дано общее представление о сущности субсиндромов стресса: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и каким образом стресс может играть позитивную (эустресс) и негативную (дистресс) роли.

3. Третий компонент терапевтического обучения фокусируется на роли чрезмерного стресса в развитии заболевания. Необходимо познакомить пациента с тем, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний.

4. Четвертый компонент состоит в том, чтобы заставить пациента развить сознание того, как у него проявляется стрессовая реакция, какие имеются характерные симптомы психотравмирующего стресса. В итоге пациент должен научиться отличать эустресс от дистресса.

5. Пятый компонент: пациент должен развить у себя способность самоанализа, для того чтобы идентифицировать характерные для него стрессоры. Как для больного, так и для психотерапевта важно помнить, что стрессоры у каждого человека носят присущий только ему характер. Если пациент может идентифицировать свои источники стресса, то становится возможным предпринять конструктивные шаги с целью предотвращения его воздействия на человека.

6. Психотерапевт, воздерживаясь от всяких суждений оценочного характера, сообщает пациенту о той активной роли, которую сам он играет в развитии и лечении психотравматического стресса.

Успех рациональной психотерапии зависит от учета индивидуальных установок больного и его возможностей, последовательной систематической работы с ним.

2.3 Методы психической саморегуляции (самовнушение)

На ранних этапах развития психотравмирующего стресса часть наблюдаются симптомы нарушения баланса вегетативной нервной системы (группа симптомов гиперактивации). Это такие симптомы как нарушения сна, тремор конечностей, головные боли, неприятные ощущения в желудке, общая мышечная скованность и т.п. Для снятия подобных нарушений наиболее адекватным и эффективным являются методы психической саморегуляции: нервно-мышечная релаксация (метод Джекобсона), аутогенная тренировка (метод Шульца), гипносуггестивная терапия с элементами саморегуляции по методу Куэ, медитативные техники.

Психотерапевт должен владеть методами погружения в измененные состояния сознания (гипнотическими техниками), с целью обучения методам саморегуляции пациента. Гипноз – временное состояние сознания, характеризующееся снижением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения. Внушение – процесс словесного воздействия на психическую сферу человека в условиях снижения его сознательности и критичности к воспринимаемому содержанию речи психотерапевта.

Чтобы эффективно использовать данные методы, человек должен иметь способность обладать определенной внушаемостью. Внушаемость – степень восприимчивости человека к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться или подчиниться внушаемому воздействию.

Существует много определений самовнушения. Так, А.М.Свядощ под самовнушением понимает «усиление влияния представлений на вегетативные или психические процессы, вызванные психической активностью лица, проводящего самовнушение». М.Е.Бурно считает, что самовнушение – методика внушения каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний самому себе. Самовнушение возможно в бодрствующем состоянии (метод Куэ) или в состоянии аутогипнотического транса (метод Шульца), сопровождающемся расслаблением определенной группы мышц (метод Джекобсона), путем воображения и концентрации на внешнем предмете (йога, медитация).


Похожая информация.


В начале XX в. французский психиатр П. Дюбуа (Р. Dubois) выдвинул идею о том, что психогенное заболевание является результатом неправильных решений больного, его логических ошибок, заблуждений при анализе психотравмирующей ситуации и поиске действий по преодолению этой ситуации. Следовательно, основная задача психотерапевта сводится к вскрытию таких заблуждений, к укреплению способности больного к логически обоснованным умозаключениям, чтобы сформировалась правильная внутренняя картина болезни. Пациент должен осознать, что причина его заболевания кроется в слабом и неверном использовании своих рациональных, умственных возможностей, поэтому иод руководством психотерапевта пациент исправляет свои логические неточности, создает верную внутреннюю картину болезни и находит перспективные пути освобождения от болезненных симптомов. Такую психотерапию Дюбуа назвал рациональной.

Как подчеркивали Ж. Дежерин (J. Dejerine) и Е. Гокклер (Е. Hokkler), в этом методе не может быть стереотипов, шаблонов. Каждый психотерапевт решает лечебную задачу исходя из личностных особенностей больного, сюжета его психической травмы и собственных интеллектуальных возможностей, действуя на больного убедительной диалектической логикой в анализе его проблемы. Важно найти аргументы, наиболее приемлемые для данного конкретного больного. Эти аргументы могут быть воспроизведенными психотерапевтом экспромтом на основании собственного жизненного опыта, а для религиозного человека - с использованием положений, канонизированных в данном религиозном направлении, либо возможно привлекать для обоснования новых необходимых аргументов идеи древних и современных философов, писателей, общественных деятелей и пр.

Главное в рациональной психотерапии заключается в том, чтобы строго логические рассуждения психотерапевта, как ключ к замку, подходили к особенностям психики пациента и воспринимались им продуктивно. Такая техника ведения психотерапевтического сеанса является своеобразным профессиональным искусством, индивидуально присущим каждому практикующему психотерапевту.

В рациональной психотерапии целесообразно придерживаться некоторых принципов работы. Важно, например, точно запоминать факты и их истолкование больным при изложении своей проблемы, своих переживаний и действий, так как этот материал будет использоваться в дальнейшем психотерапевтом, но в ином логическом оформлении.

По ходу психотерапевтического диалога необходимо подмечать и сразу же корректировать неточные, противоречивые и неопределенные высказывания больного, постоянно активизируя его способность к логически обоснованному анализу.

Психотерапия должна вестись неторопливо, последовательно и систематично. Важно, чтобы у больного сложилось четкое представление о том, что он сам во всем разобрался, все понял и нашел новое решение, ведущее к выздоровлению. В процессе психотерапевтических сессий специалисту желательно постепенно как бы отодвигать себя на второй план, тогда терапевтический эффект будет более результативным.

Рассуждения психотерапевта должны вестись в доступной для больного, четкой и убедительной для него форме. При проведении сеансов в стиле рациональной психотерапии больной постоянно должен чувствовать понимающее, доброжелательное отношение к себе психотерапевта.

Психотерапевтическая работа осуществляется в три этапа.

На первом этапе собирается информация об актуальных жалобах и проблемах пациента, об истории его жизни и заболевании. Причем то, что связано с болезненной проблематикой, необходимо уточнять до мельчайших подробностей, деталей с тем, чтобы больной как бы вновь эмоционально остро пережил обстоятельства психической травмы. Происходит некий «взрыв», эксплорация самых болезненных воспоминаний и переживаний до последующего эффекта отреагирования. Поэтому этот этап рациональной психотерапии иногда называется эксплоративным.

Второй этап работы заключается в лечебной психологической коррекции. Больной сломлен психической травмой. Ему свойственно невероятно расширять ее масштаб до уровня абсолютной катастрофы. Конгломерат эмоций в виде отчаяния, паники, тоски, ужаса, страха полностью овладевает полем сознания больного, блокирует его способность рассмотреть проблемы с разных сторон, найти перспективное решение, изменить свое отношение к происходящим событиям. Необходимо сузить, сфокусировать объем переживаний, отыскать новые точки опоры и цели действий, используя все интеллектуальные возможности пациента.

Когда у человека случается большое горе, то сначала эта ситуация кажется ему безвыходной, тупиковой. Он даже склонен отвергать предлагаемую ему помощь, считая ее бессмысленной. Так нередко ведут себя, например, внезапно ослепшие люди, находящиеся вследствие этого в состоянии депрессии. Они крайне недоверчиво могут относиться к психотерапевтической службе, полагая, что все безнадежно и помочь им никто не может.

В качестве примера приводим фрагмент вводной психотерапевтической беседы в реабилитационном центре для людей, потерявших зрение:

«Вы думаете, что нет тяжелее горя, чем потеря зрения? Вы действительно считаете, что незрячий человек лишен возможности быть счастливым? Всегда, везде и во всем? А разве зрячие люди всегда и везде счастливы? К одному и тому же явлению мы можем относиться но-разному. Идет дождь. Это хорошо или плохо? Это красиво или безобразно? Ни то, ни другое. Это просто дождь. А оценку ему мы даем в зависимости от того, что он для нас означает в данный момент, и в каком настроении мы находимся. Под впечатлением интересного, насыщенного яркими впечатлениями дня я могу говорить себе, стоя у окна: “Какой мощный ливень, какие бурные потоки воды, как неукротима и прекрасна природа!” А если у меня плохое настроение, то этот же дождь побуждает к иной оценке происходящего: “Какое хмурое небо, какой унылый, нескончаемый и безнадежный дождь, какой холод и мерзкая грязь кругом”. Мир не является ни хорошим, ни плохим. Он такой, какой есть. События в этом мире мы окрашиваем в те тона, которые наиболее созвучны с нашим душевным состоянием в данный момент времени... Вряд ли неудач и несчастий в жизни больше, чем радостей и наслаждений. Не следует лишь убегать от этих радостей, от восприятия всей полноты жизни, от того, чего мы можем добиться в жизни. У человека достаточно много для этого резервных возможностей... В. Дикуль в первое время после повреждения позвоночника впадал в отчаяние, но, будучи обездвиженным, нашел в себе резервы, развил их, доведя до совершенства свое тело, и радует других и себя неисчерпаемыми возможностями своего существования... Важно принять мысль, что пет вечного горя и вечной радости. Проходит и то, и другое. В Швеции люди с врожденной умственной отсталостью создали оркестр и выступают во многих странах мира иод восторженные аплодисменты зрителей...»

Религиозный человек в тяжелых обстоятельствах жизни обычно нуждается в поддержке высших сил. Недаром в США психиатр П. Майер продуктивно интегрирует в психотерапевтических центрах работу с клиентами психологов, психотерапевтов и священнослужителей.

На этом втором этапе рациональной психотерапии специалисты нередко используют тактику «Сократовского диалога», предложенную Э. Кречмером. Она заключается в выведении третьего умозаключения после анализа двух противоположных суждений.

Например, на прием к психотерапевту пришел мужчина К. В. 36 лет по поводу переживаний, связанных с крахом супружеских отношений из-за измены жены. Он начинает отчаянно ругать жену и всех женщин, утверждая, что никому из них нельзя верить, они коварные, расчетливые, вредоносные создания и т.д.

Психотерапевт поддерживает эту идею о ничтожестве женщин и гротескно и образно распространяет уничижительные характеристики на мать пациента, на его первую учительницу, на девушку его первой любви. Клиент начинает бурно возражать, заявляя, что эти женщины замечательны.

Тогда психотерапевт развивает противоположную мысль о красоте женщин, о тонкости и трепетности их чувств, об их жертвенности и способности к сопереживанию, к рождению детей и т.д. вплоть до гротеска об исключительном величии и непогрешимости женщин. Клиент опять возражает.

Тогда, наконец, в обсуждении вопроса формулируется третья позиция по принципу не «или то - или это», а «ни то - ни это» и выводится третья, разумная оценка его жены, их взаимоотношений на протяжении брака и обстоятельств разрыва отношений.

При тяжелых жизненных обстоятельствах у клиента и невозможности радикально исправить что-то существенное психотерапевт нередко прибегает к тактике «умышленного пренебрежения». Это в начале психотерапии может помочь пациенту понять, что не все так безнадежно и непоправимо, что у него есть ресурсы, которые можно использовать для работы с проблемой.

Например, пациентка В. А. 40 лет, образованная интеллигентная женщина, страдающая тяжелой формой детского церебрального паралича и сколиозом, обратилась за психотерапевтической помощью в связи с навязчивыми мыслями и депрессией, развившейся после того, как от нее ушел любимый сю человек. При беседе заявляет, что дальнейшая се жизнь бессмысленна и мучительна. Понятно, что ситуация объективно непростая. Значит, работу целесообразно начать с того, что реально можно улучшить.

Психотерапевт при беседе, как бы между прочим замечает, что цвет ее платья не подчеркивает красоту цвета ее глаз. При следующей встрече, так же мимоходом, они обсуждают прическу, которую можно изменить, чтобы скрыть некоторые недостатки ее лица. Постепенно у пациентки начинает расти самооценка, и дальнейшая психотерапевтическая работа становится более перспективной.

Психотерапевт, использующий рациональную психотерапию, при анализе проблем пациентов и их коррекции исходит из позиции здравого смысла. Существуют некоторые сюжеты в жизни пациентов, которые встречаются достаточно часто и являются для них проблемными.

Нередко люди, потерпев в чем-то неудачу, начинают с тревогой ожидать повторного краха в аналогичной ситуации, тем самым уже заранее вновь обрекая себя на неудачу. У пациентов формируется установка на неудачу, на проигрыш. Проработка такой установки может помочь пациенту преодолеть тревожную для него ситуацию. Аргументы, предлагаемые психотерапевтом, естественно, могут быть разными в зависимости от обстоятельств. Но главное заключается в том, что какой же резон браться за какое-то дело, полагая, что оно не получится. Если так, то не нужно за него браться, а если решаешься, то иди на победу. Разве целесообразно девушке, идущей на свидание, думать, что она не понравится молодому человеку и все бессмысленно. Если уж идешь на свидание, так проникнись желанием и уверенностью, что ты победишь, завоюешь его сердце, а иначе зачем же давать согласие на приглашение и идти на это свидание?

Нередко пациенты впадают в отчаяние от того, что предал друг, изменила женщина, которым беззаветно верил, и пр. Из анализа подобных ситуаций возникает вывод об опасности абсолютной веры во что-то и в кого-либо. Опасно попадать в полную зависимость от конкретных обстоятельств или конкретных людей. Имеет смысл помнить афоризм «Не сотвори себе кумира». Нельзя, образно говоря, делать ставку на одну лошадь, она может и упасть, всегда целесообразно заботиться об «островке безопасности» и быть готовым ответить па вопрос: «Что я буду делать, если это не получится?»

Пациент может приходить в отчаяние от того, как замечательно он жил раньше, как он любил и его любили, а теперь ничего этого нет. Он бесконечно предается воспоминаниям, живет прошлой жизнью, проклиная настоящее. Либо он игнорирует настоящее и живет во имя будущего. В процессе психотерапии пациенту важно осознать, что он живет в настоящий момент, сейчас, а прошлого уже нет и вернуть его невозможно. Человек может вернуться в места своего «розового», беззаботного, окутанного лаской родителей детства. Но у него не возникнет тех же ощущений и душевного состояния, как это было в детстве, так как многое изменилось в обстановке: и родителей нет в живых, и дом, который казался в детстве таким большим, оказался маленьким, и сам он уже не тот. Словом, скорее возникнет грусть и разочарование, но не погружение в прошлое. И так же бессмысленно жить будущим, которого еще нет, и никто не знает наверняка, что будет. Это будущее может оказаться совсем не таким, каким представляется в данный момент. Поэтому управлять ни прошлым, ни будущим невозможно. Есть настоящее как единственная реальность, в которой ты можешь стараться делать все, что ты можешь, умеешь и хочешь, не откладывая на потом, не проскакивая мимо.

Иногда одинокий человек считает, что он никому не нужен и не интересен. Допустим, потеряв какого-то очень близкого ему человека, он полагает, что жизнь утратила смысл, ибо одиночество невыносимо и неизбежно. Важно убедить пациента в том, что нет такого человека в мире, который никому не интересен. Обязательно находится тот, кому именно такой человек необходим, приятен, желанен и интересен.

На коррекционном этапе рациональной психотерапии пациенту необходимо рассмотреть свою психотравмирующую ситуацию с разных сторон и найти новые точки опоры в жизни, новые цели. Человек должен проникнуться уверенностью в том, что у него хватит сил и возможностей для достижения этих целей, исходя из реальности. При этом психотерапевт, обсуждая проблемы с пациентом, четко следует законам логики и выводит пациента на возможность самостоятельного принятия им решения с ответственностью за этот выбор. Это решение ни в коем случае не должно быть подсказано психотерапевтом. Только когда решение будет выстрадано и найдено самим пациентом, оно будет действенным и эффективным. Человек найдет возможность избавиться от психопатологических симптомов болезни и выйдет на путь выздоровления.

Третий этап рациональной психотерапии можно обозначить как поддерживающий. После того как пациент прекратит регулярно посещать лечебные сеансы и активно включится в жизнь, целесообразно некоторое время изредка (допустим, один раз в три-четыре недели) встречаться с ним для обсуждения того, как у него получается реализация всего того, что достигнуто в процессе психотерапии, как он справляется с конкретными обстоятельствами, и не возникает ли в новых проблемных ситуациях возобновления каких-либо прежних симптомов болезни. Таких встреч должно быть немного, чтобы избежать формирования зависимости пациента от психотерапевта. Важно, чтобы пациент был уверен в собственных силах и возможностях и самостоятельно преодолевал жизненные трудности.

Итак, рациональная психотерапия является одним из многих методов психотерапии. Работа специалиста с пациентом в этом направлении не означает, что по ходу лечебного процесса не понадобится использовать отдельные методики и варианты интерпретаций, заимствованные из других методов психотерапии. Только важно помнить, что применение таких фрагментов других методов должно быть не эклектичным, а основанным на патогенетическом и психогенетическом понимании механизма психопатологических проявлений заболевания, и не хаотично, а интегративно встраиваться в общую стратегическую задачу психотерапевтической работы с пациентом.

Поскольку при проведении рациональной психотерапии необходимо заниматься исправлением неверных суждений и умозаключений больных, то в этом отношении возможно использовать определенные техники, заимствованные из нейролингвистического программирования (НЛП), которое применяется в настоящее время в качестве психотерапевтического метода работы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта