Главная » Заготовка и хранение » Племенные старейшины у монголов. Разработка урока по истории на тему "татаро-монголы"

Племенные старейшины у монголов. Разработка урока по истории на тему "татаро-монголы"

Страница 12

В первую очередь это были вожди - ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредоточивались тысячи голов скота и которые либо путем купли, либо путем захвата приобретали себе лучшие, наиболее удобные пастбища. Основная часть скотоводов - аратов все чаще попадала в зависимость от богатой верхушки.

Раньше монголы кочевали общинами-“куренями^ или “кольцами”, которые насчитывали до тысячи кибиток. ,В центре такого кочевья находилась кибитка вождя. Теперь стали появляться кочевья семьями.

Однако в период военных противоборств старая куренная система организации войска еще сохранялась. Ханы, нойоны получили возможность за счет накопленных богатств нанимать к себе на службу дружинников - нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из нукеров. И в этом смысле монгольское общество напоминало раннеевропейское.

С самого начала развития государственности у монголов она носила военизированный характер. Это объяснялось закономерностями складывания хозяйства, развития монгольского общества. С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью.

Один из путешественников писал о них: “Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте”. Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Монголы вырастали крепкими, ловкими, смелыми. Появляющиеся всесильные и богатые ханы в полной мере использовали особенности монголов - их военную сноровку, неприхотливость, способность к быстрым и стремительным передвижениям в седле, их кибиточный транспорт, дававший возможность покрывать огромные расстояния.

Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась межплеменная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Те, кто побеждал, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту пору захватил монгольское общество. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой.

Чингисхан.

В конце 50-х-начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугэю из племени тайчиутов удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В его семье родился старший сын Тэмучэн, будущий Чингисхан. Однако Есугэй недолго был наверху. Враждовавшие с ним татары сумели отравить его. После этого объединение Есугэя распалось.

Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по монгольским степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать новую дружину. К 1190 г., когда ему не было и тридцати лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон “Хамаг монгол улуса”, т. е. трон всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства.

Уже в то время Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя. Комплексом таких же качеств обладали и другие вожди - объединители племенных конфедераций и создатели единых раннефеодальных государств на необозримых просторах Евразии: от франкского короля Хлодвига, убившего всех своих родственников, и чешского короля Болеслава III, искалечившего одного своего брата и удушившего в бане другого, до Владимира Святославича, по приказу которого был заколот Ярополк, и Святополка, пытавшегося уничтожить всех своих братьев.

Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел" ряд реформ: ввел десятичную систему организации общества и армии-все взрослое население делилось на “тьмы” (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Тэмучэн создал личную гвардию, которую разделил на “ночную” и “дневную”, окружил себя прочной охраной, ввел управление своим личным имуществом, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких налогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племена, не вошедшие в его государство. Одним из последних было подчинено племя татар.

На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204- 1205 гг. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом, т.е. “великим ханом”. Тем самым ему удалось объединить монголов в единое государство. На курултае задачей монголов было провозглашено завоевание мирового господства.

Завоевания монголов.

Государственно-военная машина монголов заработала на полные обороты в 1211 г., когда Чингисхан обрушился на Северный Китай. В течение нескольких лет монголы завоевали Китай и в 1213 г. захватили столицу империи Пекин.

Захват Китая Чингисхан использовал для того, чтобы поставить себе на службу огромный научный и культурный потенциал империи. Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Римская империя для западных “варварских” государств, образовавшихся на ее развалинах, как Византия для Руси, Болгарии, других близлежащих стран. Чингисхан ввел в своем государстве уйгурскую письменность, использовал в управлении опыт китайских чиновников, привлек к себе на службу китайских ученых, военных специалистов. Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть.

Чингисхан располагал превосходной разведкой. Прежде чем отправиться в военный поход, монголы через купцов, путешественников, через своих тайных агентов тщательно собирали сведения о своих будущих противниках, о состоянии политического положения в их землях, об их союзниках и врагах, об оборонительных сооружениях. Нередко роли разведчиков играли посольства, засылаемые в ту или иную страну перед ее завоеванием. В армии Чингисхана была строгая дисциплина. За бегство с поля боя смертью наказывался весь десяток, вся семья, в которой служил этот воин. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками” Непокорные города они уничтожали - жгли, разрушали их, а жителей либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли.

После похода на Китай монголы повернули на Запад острие своей мощной, хорошо организованной военной машины, способной к масштабным и долговременным войнам.

В 1219-1220 гг. монголы захватили Среднюю Азию. Затем монгольское войско продвинулось в Северный Иран, вышло через Южный Прикаспий в Азербайджан, захватило город Шемаху и появилось на Северном Кавказе. Там оно сломило сопротивление алан (осетин), которые тщетно обращались за помощью к половцам. Преследуя алан, монголы появились и в землях половцев, в Приазовье, Крыму и овладели старинным византийским городом Сурожем (Судаком). Теперь перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи.

Трагедия на Калке.

В половецких степях и на границах Руси появились два ударных корпуса Чингисхана - молодого талантливого полководца Джэбэ и умудренного опытом старого Субэдэ. Половецкий хан Котян, в пределы которого вступили монголы, обратился к русским князьям за помощью. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который в это время княжил в Галиче, придя туда по просьбе своевольных бояр: “Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут”. Однако в русских княжествах с сомнением встретили просьбу половцев о помощи. Во-первых, князья не доверяли своим старинным противникам, во-вторых, появление на русских границах новой, невиданной доселе монгольской армии было воспринято как выход из степи очередной орды кочевников. Были печенеги, потом торки, потом половцы. Теперь появились какие-то татары. Пусть они и сильны, но русские рати громили всех степняков. Была уверенность, что русские дружины одолеют и новых пришельцев. Такие настроения отразил и съезд князей в Киеве, который собрался по инициативе Мстислава Удалого. Галицкий князь призывал к единству сил с половцами, к выступлению против неведомого и страшного врага. На его призыв откликнулись не все. Дали согласие участвовать в походе против татар киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославич Черниговский, Даниил Романович, княживший в это время во Владимире-Волынском (зять Мстислава Удалого), а также князья помельче. В помощи по существу отказал могущественный русский князь, сын Всеволода Большое Гнездо - Юрий Всеволодович Владимиро-Суздальский. Он, правда, послал ростовский полк, но тот не успел явиться.

Так как монголы издавна испытывали сильнейшее тюркское культурное влияние и долгое время жили под властью тюрков, то их язык, общественное устройство и правовые взгляды также оказались под воздействием тюркского языка и тюркского права.

Родо-племенной строй монголов практически ничем не отличается от такового у тюрков.

В то же время у монголов существовали некоторые специфические черты, которые не были присущи тюркскому родо- племенному устройству.

Как было показано выше, общественный строй древних тюрков был демократичным, базировался на народных принципах. За исключением рабов, все тюрки были свободными людьми. Не было групп, пользовавшихся особенными привилегиями. А вот монгольский родо-племенной строй уже с самых древних времен характеризовался тем, что у монголов наряду со свободными родами существовали роды, подчиненные другим родам, т.е. роды, состоявшие из рабов.

Древнетюркское право признавало свободу и равенство народа, у монголов же господствовал принцип подчинения одних другим, право осуждения одних другими.

Другими словами, основная тенденция древнетюркского права - демократичность, в то время как монгольское право пропитано духом аристократизма, избранности (938).

Выше мы рассказывали о родовом устройстве якутов и киргиз-кай- саков (казах-кыргызов). Укажем на черты сходства между монгольской и тюркской родо-племенными системами.

Основной ячейкой общества у древних монголов был род («обог»). Родовой строй монголов также основывался на принципе главенства отца семьи. Монгольская семья имела патриархальный характер, родство определялось по отцовской линии. Главой семьи был отец. Род также формировался на принципах патриархата, его главой считался самый старший в роду мужчина. Род состоял из людей, ведших происхождение от общего предка (эбюге) (939).

Когда число членов рода сильно увеличивалось, от него «отпочковывались» новые роды. Всех их объединяло происхождение от общего предка. Вообще, род как единица общества играл важную роль у монголов.

Браки между членами одного рода запрещались. Браки не допускались даже между членами разных родов, но имевших единого предка.

В монгольских семьях ребенку с малых лет говорили, к какому роду и племени он принадлежит. Не было монголов, которые бы не знали названия своего рода и племени (940). Принесение животных в жертву происходило только в присутствии членов одного и того же рода (941).

У монголов существовал закон кровной мести (942). Самый старший по возрасту в роду обладал целым рядом прав и привилегий. У каждого рода были только ему присущие религиозные обряды, и старейшина руководил ими (943).

Для обсуждения общих вопросов жизни рода устраивались родовые собрания (944).

У монголов существовал обычай многоженства. Одна из жен получала название «старшей» (945). Также для монголов был характерен обычай, при котором братья обязательно женились на женах умерших братьев (левират) (946).

При первом представлении снохи свекру и свекрови она вручала им подарки. При этом устраивалась определенная церемония (обряд). Все это - свидетельство того, что монгольская семья была патриархальной (947).

Зять обязан был выплатить родственникам жены калым, в то же вре- мя невестка приходила в дом мужа с приданым (948).

Согласно древним монгольским законам, дети, родившиеся от всех жен, считались в равной степени законными.

Собственность и наследство.

Монголы обладали правом собственности на движимое имущество (949). Земля находилась в родовой собственности, т.е. у каждого рода были свои земли. У монголов они назывались «нутук» (950).

Отцовское и материнское наследство делилось между сыновьями. Младший сын (отчигин) наследовал отцовский дом и его имущество. Братья делили между собой стадо (951).

Племена. Роды (обог) объединялись в племена, которые у монголов назывались «ирген». В большинстве случаев племена формировались во время войн. С прекращением военных действий племена распадались. Таким образом, «ирген» - это военно-политическая единица, созданная для нападения или защиты.

Подобно родовым, созывались и племенные собрания (курултаи). Они символизировали единство племени, общую волю родов, его составляющих. Главными членами курултая были главы родов. Наряду с ними, в собраниях могли принимать участие другие авторитетные представители всех родов, входивших в племя. У монголов (952) курултай не был постоянным органом, а собирался от случая к случаю по разным поводам. На курултае обсуждались наиболее актуальные проблемы жизни племени (953).

Присутствие на курултае было не обязательным, а добровольным (954).

На курултаях выбирались воинские начальники, которые продолжительное время занимали свои посты. Иногда они даже именовались ханами. В то же время политическое влияние этих выборных начальников было сравнительно ограниченным. Считалось, что полнота политической власти принадлежит родам, входящим в племя. Как объединение родов (ирген) не было государством, так и предводитель племени не был правителем, государем.

В некоторых случаях глава племени (военачальник) занимал этот пост в течение всей жизни, и власть его могла переходить по наследству.

В результате межплеменной борьбы нередко одно родовое объединение (ирген) подчиняло себе другое. Таким образом образовывались более крупные военно-политические объединения, союзы племен (955).

Феномен появления таких военно-политических фигур, как Чингиз

объясняется именно этим процессом.

Институт «унаган-боголов». Большинство рассмотренных выше явлений общественной жизни монголов, их правовые представления (956) идентичны социальным феноменам и явлениям, присущим многим тюркским народам. Однако у монголов были некоторые общественные институты, не характерные для тюрков. Одним из них был институт «унаган-боголов».

«Унаган богол» это человек либо род, который из поколения в поколение был подданным, подвластным тому или иному роду.

У монголов отдельный человек или целый род мог быть в рабстве у другого рода. Однако «унаган-богол» не был рабом в полном смысле этого слова. Его положение более напоминало статус серва (полураба) средневековой Европы. Впрочем, и здесь существуют различия. Если серв был подвластен отдельному лицу, сеньору, то анаган-богол находился под властью рода.

Мы уже говорили о том, что унаган-богол не был рабом в настоящем смысле слова. Он мог жениться, обзавестись семьей, иметь частную собственность. Унаган-боголу причиталась часть произведенного им продукта. Он обладал известной долей личной свободы (957).

В некоторых случаях в положение унаган-богола попадали целые роды.

Унаган-богол, будь то отдельный человек или род, обязан был работать и в мирное, и в военное время на род, которому он подчинялся. Если род перекочевывал, унаган-богол кочевал вместе с ним. Основными обязанностями унаган-богола была пастьба скота, принадлежащего роду, гон диких животных во время облавных охот.

Иногда между родом-властителем и подчиненным родом завязывались родственные отношения, т.е. заключались межродовые браки.

Помощники, ближайшие соратники монгольских военачальников набирались обычно из унаган-боголов (958). Русский ученый Владимирцев приравнивает отношения между уна- ган-боголами и властвующим родом отношениям сеньора с вассалом в средневековой Европе (959). По нашему мнению, это неверно. Дело в том, что в Европе подчинение имело личный характер (вассал подчинялся сеньору) (960) и определялось соответствующим договором. Между тем унаган-богол подвластен целому роду, и подчинение это не опирается на договор, а является принудительным по существу. Институт «унаган-богол» был вызван к жизни хозяйственной необходимостью и более напоминал систему «колоната» в Древнем Риме периода его упадка, нежели вассальные отношения в Европе средних веков (961).

Институт «обиндже». Для правовых отношений древней Монголии был характерен также институт «обиндже». «Обиндже» - это подневольный человек, которого родители, принадлежавшие к свободному роду, передавали в качестве «приданого» дочери, выдававшейся замуж. В дальнейшем он считался членом рода мужа. «Обиндже» также не были в полном смысле этого слова рабами. Их положение приближалось к статусу унаган-богола. Главное различие между ними в том, что унаган- богол был рабом рода (962), в то время как «обиндже» - человеком, служившим отдельной семье.

Кроме этих двух групп подневольных людей, в монгольском обществе существовали и собственно рабы. Их называли «джалу» или «оте- ле-богол» (963).

Нукеры. Институт нукерства является отличительной чертой древ- немонгольского общества. Само слово «нукер» переводится как «друг».

Институт нукеров в известной степени напоминает «comitatus» древних германцев (964).

Нукеры были ближайшим окружением военачальников и находились в его непосредственном распоряжении. Однако служба нукеров тому или иному военачальнику определялась их личным желанием. Они являлись его верными сподвижниками. Нукер - это не унаган-богол, не раб и даже не наемный солдат. Нукер - свободный воин (965). В то же время уна- ган-боголы могли переходить в разряд нукеров.

Нукер - своего рода адъютант и одновременно ординарец воинского начальника у монголов. Он постоянно находится возле своего командира. Также как «comitatus» у древних германцев, нукерство было ступенью к продвижению по лестнице воинских рангов, т.е. это был институт по подготовке военачальников. В военное время они назначались командирами воинских отрядов, формировавшихся из населения.

Таким образом, нукерство было своего рода школой подготовки командного состава. В мирное время военачальники возлагали на своих нукеров также и почетные гражданские обязанности.

Так как отношения нукерства оформлялись добровольным соглашением, то на обе стороны накладывались определенные обязательства. Так, например, военачальник должен был: 1) оказывать всестороннее покровительство нукеру; 2) снабжать его продовольствием; 3) обеспечивать одеждой и оружием.

Хотя нукер был связан со своим военачальником клятвой, при определенных условиях он мог покинуть его и перейти к другому. И это не считалось предательством (966).

Исследователями был выдвинут тезис о том, что институт нукеров появился в период разложения родового строя (967), однако он ничем не подтвержден. Например, у древних германцев даже в период расцвета родовой организации (sippe) общества институт «comitatus» уже существовал (968).

Даянхан. После победы ойротов над Ёльджей-Тимуром дом Хубилая был почти уничтожен кровавой междоусобице. Мандагол, 27-й преемник Чингисхана, погиб в бою против своего племянника и наследника. Когда три года спустя и последний был убит, единственным оставшимся в живых членом когда-то многочисленной семьи остался его семилетний сын, Бату-Мёнгкэ из племени чахаров. Брошенный даже матерью, он был взят под защиту молодой вдовой Мандагола, Мандугай, которая добилась его провозглашения ханом Восточных Монголии. Все его молодые годы она выступала регентшей и женила его в 18 лет.

В период долгого правления Даянхана (1470–1543), под этим именем он вошел в историю, ойротов оттеснили на запад, и восточные монголы объединились в единое государство. Соблюдая традиции Чингисхана, Даян разделил племена на «левое крыло», т.е. восточное, непосредственно подчинявшееся хану, и «правое крыло», т.е. западное, подчинявшееся одному из родственников хана. Большинство этих племен сохранилось до настоящего дня. Из племен восточного крыла халхи составляют большинство населения Монголии, а чахары живут в Китае, в восточной части Внутренней Монголии. Из западного крыла ордосы занимают область большой излучины Хуанхе в Китае, носящую их имя, тумуты населяют район к северу от излучины во Внутренней Монголии, харчины живут к северу от Пекина.

Обращение в ламаизм. Эта новая монгольская империя ненадолго пережила ее основателя. Распад ее был, возможно, связан с постепенным обращением восточных монголов в пацифистский ламаистский буддизм тибетской секты Желтой шапки.

Первыми обращенными стали ордосы, племя правого крыла. Один из их вождей обратил в ламаизм своего могущественного двоюродного дядю Алтанхана, правителя туметов. Великий лама Желтой шапки был приглашен в 1576 на собрание монгольских правителей, учредил монгольскую церковь и получил от Алтанхана титул далай-ламы (Далай – монгольский перевод тибетских слов, имеющих значение «широкий, как океан», что нужно понимать как «всеобъемлющий»). С тех пор преемники Великого ламы носят этот титул. Следующим был обращен сам Великий хан чахаров, и халхи тоже начали с 1588 принимать новую веру. В 1602 в Монголии был объявлен Живой Будда, предположительно, его считали реинкарнацией самого Будды. Последний Живой Будда умер в 1924.

Обращение монголов в буддизм объясняется быстрым подчинением их новой волне завоевателей, маньчжурам. Перед нападением на Китай маньчжуры уже господствовали в области, позднее названной Внутренней Монголией. Чахарский хан Лингдан (годы правления 1604–1634), носивший титул Великого Хана, последний независимый преемник Чингисхана, старался закрепить свою власть над туметами и ордами. Эти племена стали вассалами маньчжуров, Лингдан бежал в Тибет, и чахары подчинились маньчжурам. Халхи держались дольше, но в 1691 маньчжурский император Канг-Ци, противник джунгарского завоевателя Галдана, созвал халхинские кланы на встречу, где они признали себя его вассалами.

Китайское правление и независимость. До конца 1800-х годов маньчжуры сопротивлялись китайской колонизации Монголии. Боязнь русской экспансии заставила их изменить свою политику, что вызвало недовольство монголов. Когда в 1911 произошло крушение Маньчжурской империи, Внешняя Монголия откололась от Китая и провозгласила свою независимость.

Найти "МОНГОЛЫ " на

Разделы: История и обществознание

Тип урока: усвоение нового материала.

Метод обучения: проблемное изложение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа.

Программа: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России. М. «Просвещение» 2006 г.

Учебник: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. М. «Просвещение» 2007.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • способствовать усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через разминку-схему и тесты;
    • организовать действие по формированию представления о походах Батыя на Русь и обоснований последствий установления для Руси режима ига на её территории через самостоятельное решение исторических задач;
    • содействовать раскрытию причины завоевания Руси монголами через исследовательскую работу с историческими источниками.
  • Развивающие :
    • содействовать развитию логического мышления, умению осуществлять рефлексию деятельности через индивидуальную и групповую формы работы.
  • Воспитательные :
    • способствовать воспитанию у учащихся патриотизма и уважения к историческому прошлому нашего народа, чувства сострадания к горю наших предков, переживших ужас «Батыева разорения»;
    • используя исследовательский метод, помочь овладеть элементами научного познания для формирования ценностных ориентаций и убеждений.

В ходе урока обеспечивалась комплексность и взаимосвязь вышеперечисленных задач.

Средства обучения: наглядные (историческая карта, мультимедийная презентация); печатно-словесные (учебник, документ, карточки, рейтинговые листы).

Оборудование урока:

  • Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2007.
  • Настенная карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII в.”
  • Тетрадь.
  • Меловые записи на доске.
  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Структура урока:

1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала состоит из двух этапов: а) проводится разминка «Разгадай схему»; б) тест.
3. Актуализация знаний учащихся. Организация целеполагания по теме урока, обоснование личной заинтересованности учащихся.
4. Планирование деятельности учащихся.
5. Изучение нового материала: а) организация групповой работы по решению исторических задач; б) самостоятельная работа с учебником по вариантам с целью выявления политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды; в) организация групповой работы с историческими источниками.
6. Первичное закрепление изученного материала: а) в форме фронтальной беседы и самостоятельной работы учащихся о последствиях татаро-монгольского ига; б) самостоятельная работа: письменное рассуждение с обоснованием собственной точки зрения по проблеме о роли ига в русской истории.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Готовимся к уроку. Дежурные, сообщите, пожалуйста, кто отсутствует. Спасибо. Скажите название темы, которую мы изучили на предыдущем уроке.

Учащиеся озвучивают название темы: «Начало монголо-татарского вторжения».

2. Повторение изученного материала

Мы продолжаем изучение темы о монголо-татарском вторжении на Русь. В начале нашего урока я предлагаю провести своеобразную разминку в виде схемы (Приложение 1 , слайд 1), в которой нужно найти три взаимосвязанные клетки по горизонтали, вертикали или диагонали. А затем, постарайтесь объяснить, в чём состоит эта взаимосвязь. В данной схеме два варианта правильных ответов.

Ответы:

1. По диагонали от верхнего левого угла вниз – монгольский вождь Есугэй, его старший сын Тэмучэн (будущий Чингисхан), старший сын Чингисхана Джучи.
2. Средний столбик по вертикали – 1190 г. – Тэмучэн занял трон «Хамаг монгол улуса», т. е. всех монголов; Тэмучэн – это имя Чингисхана; 1204 – 1205 гг. – провозглашение Тэмучэна Чингисханом.

Наша разминка прошла успешно и вы справились с заданием. Чтобы работа на уроке не вызывала затруднений, я предлагаю для повторения и закрепления материала прошлого урока ответить на вопросы теста. Карточки №1 с тестами перед вами.

1 вариант

1. Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов:

а) тумен
б) орда
в) тамга
г) тархан

2. Когда Чингисхан захватил Среднюю Азию?

а) 1212 – 1213 гг.
б) 1216 – 1217 гг.
в) 1219 – 1220 гг.
г) 1222 – 1223 гг.

3. Галицкого князя звали:

а) Мстислав Удалой
б) Мстислав Романович
в) Даниил Романович
г) Мстислав Святославич

4. Битва на реке Калке произошла в:

а) 1220 г.
б) 1221 г.
в) 1222 г.
г) 1223 г.

5. Племенные старейшины у монголов назывались:

а) араты
б) ханы
в) нукеры
г) нойоны

2 вариант

1. Курултай – это:

а) территория
б) съезд вождей
в) город
г) военная единица

2. В 1211 г. Чингисхан обрушился на:

а) Северный Иран
б) Азербайджан
в) Северный Китай
г) Северный Кавказ

3. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом в:

а) 1204 – 1205 гг.
б) 1205 – 1206 гг.
в) 1206 – 1207 гг.
г) 1207 – 1208 гг.

4. Монг. ханы приняли решение о походе «к последнему морю» в:

а) 1221 г.
б) 1227 г.
в) 1231 г.
г) 1235 г.

5. В 1227 г. во главе Западного улуса Монгольской империи встал:

а) Джучи
б) Батый
в) Джэбэ
г) Субэдэ

Приступаем к проверке (2-й слайд)

3. Актуализация знаний учащихся

Продолжаем работу. Обратите внимание на экран (Приложение 1 , слайд 3). Такие же самые тексты на карточках №2 лежат перед вами на столах. В исторической науке, существуют три точки зрения на роль ига в русской истории. Давайте с ними познакомимся. Найдите в каждом высказывании ключевые слова, характеризующие отношение вышеназванных учёных к данным событиям.
У нас получились три противоположные точки зрения, которые можно изобразить в виде схемы (Приложение 1 , слайд 4)
Сегодня на уроке я ставлю перед вами проблему, и предлагаю подумать: какую роль сыграло иго в истории русского государства? С какой точкой зрения вы согласны и почему ? В конце урока в течение пяти минут вам нужно будет написать ответ. Подумайте, что необходимо знать, чтобы решить данную проблему?
О каком государстве идёт речь в данных высказываниях? Сформулируем тему нашего урока: «Монголо-татарское нашествие на Русь».Исходя из ранее известных вам сведений по этой теме, попытаемся сформулировать цели урока:(Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока).

В русской истории немало переломных моментов. Один из важных рубежей – это монголо-татарское нашествие. Оно разделило Русь на домонгольскую и послемонгольскую. Монголо-татарское нашествие и ордынское иго заставили наших предков пережить страшный по своей силе стресс. В последствии Русь отомстила Орде на поле Куликовом, а потом и вовсе сбросила иго, но оно не прошло бесследно.. Разрушенные человеческие судьбы, уничтоженные города и столетия страха и унижений заставили русского человека задуматься, и, наконец, понять, что его сила и мощь в единстве и сплочённости.
– Исходя из вышесказанного, я предлагаю такой план урока:

4. Планирование деятельности учащихся

1. Нашествие Батыя на Русь.
2. Борьба русских городов с захватчиками.
3. Ордынское владычество на Руси.
4. Работа с историческими источниками.

5. Изучение нового материала

Задание учащимся: Знакомясь с новым материалом по теме «Монголо-татарское нашествие на Русь» мы будем работать в группах. Какое опережающее задание вы получили к этому уроку? (Звучит ответ учащихся: «1 и 3 §2»). Спасибо, это поможет вам выполнить следующее задание. Работая с учебником, решите исторические задачи по предложенным вам карточкам. Они выданы каждой группе. Задачи составлены с учётом возможностей каждой группы. Лидеры групп оценивают ответ каждого члена своей группы. После выслушивания всех выставляют оценки в рейтинговые листы и озвучивают заключительные выводы. Приступаем к работе.

Задача 3 группы: «Объясните, почему завоеватели поддерживали русскую церковь. Какую роль играла церковь в то жестокое время?»

Задача 2Б группы: «Покажите на примерах взаимоотношений русских князей с монголо-татарами, что междоусобицы сказывались и в этот грозный для страны час».

Задача 2А группы: «Монголо-татарское иго задержало развитие Руси, но не могло его остановить совсем. Почему?»

Задача 1 группы: «Чем можно объяснить победы и высокий уровень военного искусства монголо-татар при условии, что по характеру общественного строя они стояли ниже многих завоёванных ими стран».

Заканчиваем обсуждение. Озвучьте, пожалуйста, задачи, над которой работала каждая группа. Слушаем ваши выводы. (Выслушиваются лидеры всех 4-х групп). Спасибо. Я считаю, что с решением задач все группы справились. А какое ваше мнение ребята? (Учащиеся высказывают своё мнение по работе своих товарищей ).
Обратимся ещё раз к материалу параграфа. Мы выяснили, что Русь попала в зависимость от монголо-татар. Какие два вида зависимости мы можем проследить? Исходя из материала параграфа, скажите, в чем заключалась политическая зависимость Руси, а в чем – экономическая? Первому варианту я предлагаю доказать политическую зависимость, а второму – экономическую. Оформите свои выводы в виде такой схемы: (Приложение 1 , слайд 5).
(Ученики работают с материалом параграфа) . А теперь давайте сравним ваше мнение с тем, что у нас есть на следующем слайде (Приложение 1 , слайд 6).1-й и 2-й варианты проведите взаимопроверку. Оценки сообщите лидерам групп, для выставления в рейтинговые листы. Поднимите руку те учащиеся, кто получил «4» или «5». Молодцы, ребята.
Следующим этапом нашего урока будет работа с историческими источниками. На столе у каждой группы лежат карточки №4 с историческими источниками. Вам необходимо провести небольшое историческое исследование по предложенным вам летописным отрывкам. Задание к каждой работе есть на карточках.
Каждый участник группы вносит посильный вклад в работу над данным документом. По завершению работы руководители ставят каждому оценку в рейтинговый лист.

1 группа работает с историческим источником из учебника на стр. 161 «Нашествие Батыя на Русь» и отвечает на вопросы в конце документа используя при ответе карту (Приложение 1 , слайд 7).

6. Первичное закрепление изученного материала

– Как вы думаете, каковы последствия монголо-татарского ига?

(Фронтальная беседа о последствиях татаро-монгольского ига).

Ребята, запишите высказанные вами варианты ответов в своих тетрадях в виде коротких тезисов.

В течение 3 минут учащиеся записывают свои варианты ответов .

А сейчас сравните ваши тезисы с теми, которые вы видите на экране (Приложение 1 , слайд 8) и сделайте самооценку своей деятельности.
1. Уничтожено множество русских людей.
2. Разорено множество сел и городов.
3. Ремесло пришло в упадок. Многие ремёсла забыты.
4. Регулярно страна выплачивала «ордынский выход».
5. Усилилась разобщенность русских земель.
6. Уничтожены культурные ценности.

Критерии оценок: 5-6 совпадений мнений – оценка «5»; 4 совпадения мнений – оценка «4»; 3 совпадения мнений – оценка «3»; менее 3-х совпадений – работа не оценивается.

Исходя из полученных на уроке новых знаний, постарайтесь решить проблему, поставленную перед вами в начале урока: какую роль сыграло иго в истории русского государства? В отечественной историографии есть три точки зрения на роль ига в русской истории. Напишите, с какой точкой зрения вы согласны и почему (вернуться к 3-му слайду).

7. Подведение итогов урока

Выставление оценок за работу на уроке. Ребята – лидеры групп, оцените, пожалуйста, работу ваших товарищей. Руководитель 3-й группы, слушаем вас. Лидер, не называя фамилий, говорит, сколько членов группы получили оценку «5», сколько человек работали на «4». Затем выслушиваются ответы остальных лидеров. Я согласна с оценками руководителей, т.к. класс работал с интересом, активно. Каждый внёс свой посильный вклад в решении поставленных перед классом задач.

8. Информация о домашнем задании (Приложение 1 , слайд 9)

Задание 3 группе : прочитать §20 п.1, 3 и подготовиться отвечать на вопросы 1, 2, 3, 6, 7 в конце параграфа.
Задание 2 группе : прочитать §20 п.1, 3 и составить по прочитанному материалу тесты (не менее семи вопросов).
Задание 1 группе : прочитать §20 п.1, 3 и провести небольшую исследовательскую работу.
Найти в библиотеках посёлка материалы Лаврентьевской и Ипатьевской летописей по событиям периода монголо-татарского нашествия и на примерах захватов городов Рязани, Владимира, Суздаля, Козельска, Киева провести собственное исследование положения русских людей под ордынским игом.

– Урок окончен. Всем спасибо.

Вариант 1
А1. В чем была причина победы монгольского войска в битве на реке Калке?
1) в несогласованности действий русских войск 2) в наличии у монголов огнестрельного оружия
3) в снижении уровня воды в реке из-за засушливого лета 4) в отказе русских князей прийти на помощь половцам

Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.

A3. Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?
1) Козельск 2) Новгород Великий З) Рязань 4) Владимир
А4. Что произошло в результате похода Батыя на Русь?
1) русские земли вновь объединились под властью киевских князей 2) границы Монгольской державы достигли берегов Адриатического моря 3) русские земли были разорены 4) на Руси начался период феодальной раздробленности
А.5 Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов: а) тумен в) тамга б) орда г) тархан
А.6. Галицкого князя звали: а) Мстислав Удалой б) Мстислав Романович в) Даниил Романович г) Мстислав СвятославичА.7. Битва на реке Калке произошла в:
а) 1220г в) 1222г
б) 1221г г) 1223г
А.8 Племенные старейшины у монголов назывались: а) араты б) ханы в) нукеры г) нойоны
А.9Ростово-Суздальское княжество:
1) феодальная республика;
2) раннефеодальная монархия;
3) абсолютная монархия;
4) сословно-представительная монархия.
А.10. Из логического ряда выпадает имя …
1) Мстислава Великого;
2) Юрия Долгорукого;
3) Андрея Боголюбского;
4) Всеволода Большое Гнездо
А.11. К последствиям татаро-монгольскогонашествия нельзя отнести …
1) гибель значительной части населения
страны;
2) замедление темпов развития ремесла и
торговли;
3) окончательное перемещение
политического центра русских земель изКиева во Владимир;
4) прекращение княжеских междоусобиц.
В1. Основатель Монгольского государства _______________________________
В.2 О каком внешнеполитическом событии XIII века рассказывается в приведенном ниже отрывке Ипатьевской летописи? (укажите дату) «Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом город Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных»
В.3 Укажите, какие даты относятся к:
Периоду борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских рыцарей.
Периоду монголо-татарского завоевания.
а) 7 февраля 1238 г. б) 31 мая 1223 г.
в) 5 апреля 1242 г. г) 1206 г.
д) 4 марта 1238 г. е) 1237-1241 гг.
ж) 1202 г. з) 1240 г.
в.4. Дайте определение понятиям
Баскак, улус, тысяцкий, посадник «ордынский выход»
Вариант 2
А1. Где произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?
1) на реке Калке 2) на реке Волге 3) на реке Сити 4) на берегах озера Ильмень
А2. Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?
Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Игоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Игоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел.
1) в 1223 г. 2) в 1237 г. 3) в 1240 г. 4) в 1242 г.
A3. Что послужило причиной поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами? 1) плохие погодные условия 2) отсутствие у русских князей конницы 3) феодальная раздробленность на Руси 4) военная помощь, которую половцы оказали монголам
А.4. Курултай –это:
а) территория в) город
б) съезд вождей г) военная единица
А.5 Тэмучэн был провозглашен Чингисханом в:
а) 1204 – 1205гг в) 1206 – 1207гг б) 1205 – 1206гг г) 1207 – 1208гг
А.6. Монг. ханы приняли решение о походе «к последнему морю» в:
а) 1221г в) 1231г б) 1227г г) 1235г
А.7. В 1227г во главе Западного улуса Монгольской империи встал: а) Джучи в) Джэбэ б) Батый г) СубэдэА.8. К причинам феодальной раздробленности Руси не относится:
1) появление вотчинного землевладения;2) рост городов;
3) натуральный характер хозяйства;4) половецкие набеги.
А.9 При нём Галицкое княжество достигло
своего наивысшего расцвета:
1) Юрий Долгорукий
2) Роман Мстиславич;
3) Даниил Романович;
4) Ярослав ОсмомыслА10. Александр Невский имел титул …
1) новгородского посадника;
2) великого князя Владимирского;
3) царя;
4) хана.
В1. Город, который Батый назвал «злым», -
В2. . О каком событии повествует летописец?
«И пошел «князь Александр» с братом своим Андреем и с новгородцами и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря «унизим словенский язык». Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и,
приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись
оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов от мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не
видно было льда, потому что он покрылся кровью … И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху … били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и
пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна …»
В.3Укажите, какие причины вызвали:
Завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Западную Европу.
Быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.
а) Жесткая дисциплина монголо-татар;
б) Стремление расширить свои владения за счет соседей;
в) Отсутствие единства русских княжеств;
г) Необходимость расширения пастбищ;
д) Возможность обогащения в результате военных походов;
е) Княжеские усобицы.
В.4 Дать определение понятиям
Вотчина, фреска, старшая дружина, улус, ярлык,



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта