Главная » Заготовка и хранение » Постановка цели по смарт пример. Цели по SMART: подробный обзор

Постановка цели по смарт пример. Цели по SMART: подробный обзор

Каждая компания, независимо от размера, должна устанавливать бизнес-цели, чтобы увеличивать прибыль, развиваться и двигаться вперед. SMART постановка целей – конкретных, измеримых, достижимых, реалистичных и своевременных, признается передовой практикой управления. SMART философия в определении целей – это ясность и четкость задачи, основа для обсуждения и сотрудничества между подразделениями предприятия, мощный мотивационный инструмент.

Настройка задач по принципу SMART – один из наиболее эффективных и часто используемых в бизнесе инструментов.

«Трагедия в жизни не в том, что цель не достигнута. Трагедия – если нет цели для достижения», — Бенджамин Мейс .

Зачем нужно ставить SMART задачи

В книжке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье » есть замечательный диалог между Алисой и Чеширским Котом:

– Скажите, какой тропинкой я смогу выйти отсюда?
­– А куда ты идешь? – вопросом ответил Кот.
– Я не знаю, – ответила Алиса.
– Что ж, тогда ты придешь туда по любой тропинке.

«Пойти туда, не знаю куда » – бывает только в сказках. Вы должны знать куда идете и отчетливо видеть пути, ведущие к цели. Постановка задач по SMART указывает направление для менеджеров и работников; определяет тропинку, по которой нужно двигаться.

Установка целей имеет жизненно важное значение для эффективной работы бизнеса. Так, 50% малых предприятий терпят неудачу в течение первых пяти лет работы – многие владельцы крутятся как «белка в колесе », едва справляясь с текущими проблемами, и не уделяют внимания стратегии, планированию и целям предприятия.

Система постановки задач SMART структурирует информацию, помогает достичь финансовых целей, отследить прогресс и – выжить.

Что такое задачи SMART и как они работают

Термин SMART впервые появился в 1981 году в статье Джорджа Дорана There’s a SMART Way to Write Management’s Goals and Objectives («Это – умный способ написания управленческих целей и задач»). Слово «smart» в переводе на русский означает «умный », а в данном случае – это акроним английских слов. Расшифровка SMART:

  • S pecific
  • M easurable
  • A chievable
  • R elevant
  • T ime-bound

Поскольку ничто не стоит на месте, аббревиатура SMART на данный момент имеет несколько вариантов прочтения. Практическую разбивку классической постановки целей и задач по SMART мы свели в таблицу:

Правила постановки задач по SMART

SMART анализ обеспечивает простую и четкую структуру для определения целей и задач. Удобство использования – еще одна причина популярности системы. Она может быть использована кем угодно, где угодно, и не требует особых навыков постановки задач по SMART.

«Когда схемы продуманы заранее, это удивительно, как часто обстоятельства будут вписываться в них», Уильям Ослер .

Конкретная задача

Чего именно вы хотите достичь?

Чем точнее ваше описание, тем выше вероятность того, что вы получите желаемое. Вы могли бы сказать сотрудникам, что целью компании является «увеличение продаж», и только. Проблема в том, что такая формулировка – расплывчата и никого не подтолкнет к действию.

Чтобы поставить задачу SMART вы должны ответить на шесть вопросов «W »:

W вопросы для SMART целей
Who Кто Кто участвует?
What Что Чего именно я хочу достичь?
Where Где Определить местоположение
When Когда Установить временные рамки
Which Который Определение ограничений
Why Почему
  • Что вы получите, достигнув цель?
  • Это на пользу бизнесу?

Для практического понимания возьмем пример постановки задачи по SMART:

Эта цель достаточно конкретна и поможет вашей команде продаж двигаться в заданном направлении.

Измеримая цель

  • Представьте, что вы сели играть в преферанс с друзьями и решили не писать пулю. Вы не знаете ни кто выигрывает, ни сколько, ни когда это закончится. Нет никакой мотивации, зачем нужна такая игра?

Сформулировать задачу по SMART – значит дать себе и сотрудникам возможность оценить насколько успешно вы продвигаетесь к намеченной цели. Расплывчатая постановка вопроса оставляет место для неверного толкования и закончится только раздражением.

В примере выше указана цель увеличить продажи. Если менеджеры продадут одну дополнительную единицу товара за квартал, значит ли это, что задача выполнена? Формат постановки SMART задач предполагает использование точных цифр: Х% или Y тысяч рублей.

Достижимая цель

Цель должна находиться в пределах имеющихся ресурсов, знаний и времени. Если вы ставите какую-то личную задачу, она должна быть разумной и безопасной. К примеру, «похудеть на 10 кг за 3 дня» практически невозможно, даже используя радикальные методы.

Если вы решите «спустить» в отдел продаж цифру 100% на будущий квартал, а рост оборота в текущем периоде только 5%, то вряд ли такая цель достижима. Нереалистичная задача не только не мотивирует сотрудников, но имеет обратный эффект – «если догнать невозможно, то и нечего бежать ».

Релевантная цель

Релевантная цель – значит соответствующая, уместная, адекватная. На этом шаге необходимо убедиться, что цель имеет значение для вас и соответствует другим целям. Вопросы, которые необходимо задать:

  • Стоит ли эта задача ресурсов и усилий, которые потребуются?
  • Удачное ли время для реализации цели?
  • Вписывается в общую стратегию компании?

Вы, конечно, можете установить цель «сократить расходы» и уволить сотрудников отдела продаж, но как эти действия соотнесутся с задачей увеличения оборота?

Еще один пример из розничной торговли: в январе традиционно наблюдается спад активности покупателей, утвердить план увеличения продаж одежды на 20% относительно декабря – и нереально, и неуместно.

Ограниченная по времени

Бизнес-цель без определения границ обречена на провал с самого начала. Создание точных временных рамок мотивирует, служит напоминанием сотрудникам, и способствует сохранению заданных темпов.

Увеличить продажи на 50% можно в следующем квартале, году или пятилетке, так ведь? Конечный срок выполнения цели помогает выработать команде план действий, чтобы добиться искомого результата.

Итак, соберем наш пример постановки SMART задач:

Каскадирование SMART задач

Ежегодное выравнивание стратегических и глобальных целей SMART начинается с создания плана с использованием каскадных коммуникаций между подразделениями компании. Такой подход гарантирует, что все заинтересованные стороны (инвесторы, владельцы, сотрудники ) понимают потребности клиентов, возможности организации, и могут сделать выводы о необходимых действиях, чтобы двигаться вперед и развиваться.

Как написать каскадные цели SMART

  1. На уровне совета директоров принять решение о 4 – 6 стратегических целях на год.
  2. Сделать их SMART видимыми для уровня ниже.
  3. Подразделения компании разрабатывают свои SMART задачи в соответствии с планом развития.
  4. Сотрудникам компании ставятся индивидуальные цели.

Каскадирование SMART задач – процесс, который вовлекает всех работников организации. Его предпосылка заключается в расширении прав и возможностей сотрудников. Каждый человек в компании устанавливает собственные смарт-цели, видит, как его достижения влияют на общий успех. Тем самым кристаллизуются вертикальные и горизонтальные связи между отделами компании и сотрудниками.

Управление по SMART целям

Разработать и установить задачи – полдела, важно регулярно отслеживать показатели и, при необходимости, корректировать цели. Здесь мы немного отступаем от темы SMART задач и затрагиваем MBO систему управления по целям . Четкому вектору, обозначенному с помощью SMART целеполагания, необходимы контрольные точки.

Заключительный этап – вознаграждение . Так как цели были определены в конкретной, измеримой и временной форме, система оценки относительно проста. Когда вы поощряете персонал за выполнение задач, вы даете четкий сигнал о том, что приложенные сотрудниками усилия ценятся.

  1. Установить план мониторинга производительности – раз в месяц или в квартал.
  2. Оценить и вознаградить усилия и эффективность деятельности команды. Поощрение успеха – сильнейший мотиватор для сотрудников.

Итоговая схема SMART задач выглядит так:

SMART задачи в примерах

«Постановка целей является первым шагом к превращению невидимого в видимое», — Энтони Роббинс.

Исследование Университета Dominican штата Иллинойс обнаружило, что люди, которые только «думали» о своих целях, успешны на 43% в достижении желаемого. Другая группа испытуемых устанавливала и записывала цели, используя формулировку SMART, успех сопутствовал 78% участников.

Пример №1: решения проблемы постановкой SMART задачи

Цель : увеличение объемов продаж. Этот пример мы подробно рассматривали выше и вывели подходящую SMART установку:

«Отдел сбыта должен увеличить продажи линейки продукта Х в этом году в центральном регионе на 50%».

Детализированная задача SMART будет звучать примерно так: «Для увеличения продаж продукта Х на 50% в этом году будут дополнительно наняты два менеджера. Запланированный рост продаж: 10% в первом квартале, 15% во втором, 5% в третьем и 20% в четвертом».

Цель в формате SMART – предельно конкретная, измеримая и реалистичная. Учтены сезонные колебания спроса на продукт Х и названы меры, которые необходимо предпринять для завершения задачи.

Пример №2 решения проблемы постановкой SMART задачи

Если с финансовыми показателями все более или менее ясно, то цель «обеспечить хорошее обслуживание клиентов » ставит в тупик многих руководителей. Первое, что нужно признать: «обеспечить обслуживание» – не цель, а действие. Цель – это результат и достижение, а не процесс, который к ней ведет. Что вам действительно нужно?

Взаимоотношения с клиентами сводятся к двум ключевым моментам:

  • клиент должен быть доволен;
  • необходимо удерживать постоянных клиентов.

Можно было бы установить задачу «увеличить клиентскую базу на 10% в этом году». Это уже лучше, но не всегда компания имеет достаточно влияния на потенциальных клиентов.

В таком случае, переформулируйте в SMART: «повысить уровень удовлетворенности клиентов до 90% в текущем году».

  • Конкретная: повышение лояльности и удержание клиентов.
  • Измеримая: анкетирование людей, воспользовавшихся продуктом или услугами компании.
  • Достижимая: предыдущий период показал цифру 70%, повышение удовлетворенности на 20% – реальная задача.
  • Соответствующая: постоянная клиентура приносит очевидные выгоды бизнесу.
  • Ограниченная по времени: задан временной порог.

Формулировка SMART совмещена с первоначальной задачей обеспечения хорошего обслуживания клиентов, дает конкретный и измеримый результат, который достижим. Обозначенная целевая дата держит персонал мотивированным, и раз в определенный период можно контролировать промежуточные итоги.

Каскадирование SMART задач углубит и детализирует конкретные цели непосредственно для сотрудников. Это может быть работа отдела HR с персоналом по повышению мотивации, тестирование и обучающие программы, разработка анкеты для обратной связи с клиентами и т.д.

10 шагов к постановке задач SMART

  1. Определите цели. Чего вы хотите достичь, на чем нужно сосредоточиться, что улучшить?
  2. Запишите, используя принцип SMART. Ручкой на бумаге или в текстовом редакторе – написание слов отделяет желания от целей.
  3. Проанализируйте, что нужно сделать для достижения записанных задач.
  4. Составьте список выгод, которые несет вам успешное выполнение целей. Отдельно выпишите возможные препятствия, которые могут встретиться на пути.
  5. Если вы устанавливаете цели личностного роста, разбейте их на более мелкие задачи. В бизнесе – прибегните к методу каскадирования SMART.
  6. Разработайте план действий, как в приведенных выше примерах: наем сотрудников, повышение продаж на 10% в квартал, и так далее. Установите сроки.
  7. Периодически контролируйте этапы выполнения задач.
  8. Пересмотрите или обновите краткосрочные задачи, если возникла необходимость.
  9. Вознаградите сотрудников (и себя) за успешное продвижение.
  10. Проведите переоценку целей – это не высеченные в камне скульптуры. С течением жизни под влиянием внешних и внутренних обстоятельств они могут меняться.

Применение SMART-подхода для концентрации усилий в области развития бизнеса может стать тем катализатором, который необходим вашей команде. После того, как цели установлены, создан план действий, нужно продолжать искать точки улучшения и возможности для обратной связи. SMART-подход тесно связан с мотивационными целями сотрудников, которые привносят свой вклад в компанию, способствуя успеху и процветанию дела.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter , и мы её обязательно исправим! Огромное спасибо вам за помощь, это очень важно для нас и наших читателей!

Целеполагание является неотъемлемой частью бизнес-процессов. В любой организации не зависимо от размеров ставятся цели по достижению тех или иных показателей. Они устанавливаются как перед высшим руководством, так и перед рядовыми сотрудниками. От того, насколько правильно выбрана цель, напрямую зависит итоговый результат. Smart анализ целей позволяет сделать их максимально эффективными.

Роль смарт анализа в менеджменте

Основной задачей данного метода выступает указание направления, по которому должна двигаться компания, а значит все руководство и все сотрудники. Двигаясь в едином направлении, сотрудники формируют синергетический эффект и ускоряют процесс достижения поставленной цели.

Техника smart может быть применена в различных сферах от бытовых, например цель по перепланировке квартиры, до целей проводимой государственной политики, но на практике чаще всего реализуется в менеджменте и проектном управлении. Первое упоминание данного вида анализа встречается в 1945 г. В работах Питера Друкера – американского экономиста, основоположника теории управления. В настоящее время смарт анализ стал классикой менеджмента.

Данная технология позволяет планировать, упорядочить процессы и формулировать цели. Она позволяет точно сформулировать то, чего Вы хотите и отслеживать прогресс достижения желаемого.

Бизнес-планирование и формирование стратегии невозможно без правильно установленных целей.

Правила постановки смарт целей

Аббревиатура SMART показывает, какой должна быть правильно поставленная цель. Она образована первыми буквами английских слов, обозначающих следующее

  • S — specific — конкретная;
  • M — measurable — измеримая;
  • A – attainable – достижимая;
  • R – relevant – актуальная;
  • T — time-bounded – ограниченная во времени.

Рассмотрим каждую характеристику цели подробнее.

Цель в первую очередь должна быть конкретной и объяснять каких результатов необходимо достигнуть. Не должно существовать различных трактовок, она должна быть однозначна и восприниматься всеми одинаково. Сформулированный на выходе результат вместо общей картины. Например, «я хочу реализовать новый проект» это не конкретно, следует описать, какой именно проект Вы хотите реализовать, в какой он будет сфере, бюджет данного проекта, его характеристики. Если Вы придете к потенциальному инвестору с общей целью, она его не заинтересует, если же Вы представите свою идею со всех сторон, то точно получите желаемое финансирование.

Из конкретики возникает необходимость измеримости цели. Это означает, что она должна содержать цифровые показатели, которые планируется достигнуть. Помимо цифры не забудьте включить единицу измерения. Лучше выбирать такие показатели, чтобы их можно было без труда отследить и измерить в процессе выполнения для понимания насколько вы близки к достижению желаемого результата. Если Вы выбрали относительный показатель «увеличить прибыль на 25%», то укажите с чем Вы его соотносите «увеличить прибыль на 25% по сравнению с предыдущим кварталом». Чем более измеримым будет результат, тем лучше Вы сможете отслеживать прогресс.

Следующим критерием смарт анализа выступает необходимость достижимости. После того, как Вы зафиксировали показатели, задайте себе вопрос, возможно ли достигнуть данных показателей, если нет, то она так и останется нереализованной. Цели должны быть амбициозными, но ставить перед собой нереальную цель это значит пренебречь указанной технологией. Например, «получить чистую прибыль в размере 1 000 000 руб. по итогам квартала» это при прочих равных условиях реально, а вот «уволиться с работы и заработать завтра 1 000 000 руб.» не выглядит достижимо.

Актуальность обусловлена необходимостью удостовериться, что выполнение задачи действительно необходимо. Релевантность цели обозначает ее адекватность, уместность в текущей ситуации. Первое, что Вы должны обдумать это соотносятся ли будущие результаты с необходимыми затратами. «Уволить 100 человек», сэкономив 1000 руб. ставит под сомнение актуальность указанной цели. Второй вопрос, который необходимо себе задать – это подходящее ли сейчас время для реализации указанной цели. Открывать точку по продаже мороженного зимой не актуально. И наконец, актуальная задача должна соответствовать общей стратегии и миссии компании.

Ограничение во времени при анализе smart указывает на важность установления срока выполнения поставленной цели. Установка четких временных рамок мотивирует и напоминает о важности сохранения темпов. Вы можете установить конкретную дату достижения цели или ограничить ее в пределах дня, месяца, квартала, года, нескольких лет. Например, «войти в топ-5 компаний по объему производства комплектующих в срок до 01.01.2019 г.».

Таким образом, Ваша итоговая цель должна четко описывать желаемый результат в цифровом выражении, которые будут достижимы, соответствовать общей политики компании и иметь временные рамки.

Алгоритм смарт анализа

После изучение основ, проведение smart анализа не вызовет никаких сложностей.

  • Первое, что необходимо сделать это написать список целей, без использования указанной технологии.
  • Далее напротив каждой цели опишите желаемый результат.
  • После чего обоснуйте каждую цель, то есть сформулируйте все возможные выгоды от достижения. Проранжируйте их по важности по заранее установленным критериям, таким как «размер прибыли» или «срок исполнения».
  • Проведите анализ возможности получения желаемого итога, применяя процентную вероятность наступления.
  • Выберите для каждой задачи показатели измерения. Помните о необходимости их подбора в соответствии с возможностью измерения.
  • Установите сроки достижения и промежуточные этапы для контроля прогресса.
  • Сформулируйте каждую цель в соответствии с методикой смарт.

Данный алгоритм позволяет не только сформулировать цели, но и исключить неактуальные с низкими оценками.

Смарт анализ примеры

В качестве примеров задач, поставленных в соответствии с данным методом можно привести следующие

  • Увеличить объем производства продукта А на 30% к концу квартала по сравнению с предыдущим за счет снижения процента брака.
  • Достичь уровня узнаваемости продукции Б среди населения в возрасте от 20 до 30 лет в срок 2 года с момента запуска.
  • Сократить 3 человека в отделе маркетинга в срок до 01.11.2018 г. И передача их полномочий на аутсорсинг компании «ООО».
  • Достичь показателя 2 000 000 руб. чистой прибыли по итогам квартала в результате запуска проект В.
  • Осуществить инвестиционные вложения на сумму 1 500 000 руб. в акции компании Д в срок до 01.02.2019 г.
  • Подписать договор на оказание клининговых услуг на сумму 150 000 руб. с клининговой компанией Е до конца месяца.
  • Арендовать офис площадью 60 кв.м. в центральной части города с арендной платой не выше 10 000 руб. до конца года.
  • Увеличить степень удовлетворенности клиентов продуктом З на 10 % по итогам года по сравнению с предыдущим.
  • На ежемесчной основе перечислять 100 000 руб. из средств чистой прибыли в фонд реализации проекта К с 01.01.2019 г. С целью накопления 1 200 000 по итогам года.
  • Разместить заказ на изготовление продукции Л 100 ед. на сайте задание.рф в срок до 01.12.2019 г. и выбрать поставщика, предложившего наименьшую цену, в срок до 31.12.2018 г.

Перед постановкой целей обозначьте, для чего это необходимо, каких результатов Вы достигнете правильно их сформулировав. Кому нужно проведение данного смарт анализа ? Ответственность за результат лежит на Вас, положительным этот результат будет или отрицательным.

Представляйте перед глазами картину, что произойдет, когда поставленная цель будет достигнута, это усилит Вашу мотивацию и сформирует положительный настрой на результат.

Поддержка коллег, друзей, родственников ускорит достижение и не даст Вам свернуть с намеченного пути.

Разложите глобальную цель на несколько подцелей, затем установите задачи. Так у Вас появится иерархия целепологания и четкая картина, какие действия необходимо совершить, чтобы прийти к цели высшего уровня.

Каскадируйте подчиненным. На высшем уровне следует принять 3-4 стратегических цели. Следующий уровень руководства формулирует задачи второго уровня, которые дилегируются их сотрудникам. Сотрудники составляют индивидуальный план действий. В итоге все руководители и сотрудники компании работают на единый результат.

Не забывайте контролировать процесс. Вы не зря устанавливали показатели для измерения прогресса. Делайте контрольные замеры с определенной периодичностью, раз в квартал, если это цель на год, чаще, если на более короткий срок. Это позволит не пропустить момента, когда что-то пойдет не так и оперативно на него отреагировать, скорректировав задачи.

Обучите своих сотрудников данной технике, мотивируйте применять ее как в работе, так и в личной жизни. Обеспечьте возможность нахождения основных выдержек перед глазами. Отмечайте вклад каждого сотрудника в достижение поставленных целей. Сделайте это частью мотивации.

Выводы

Применение анализа smart в управлении может стать тем катализатором, обеспечивающим развитие бизнеса и достижения им максимальных результатов, а в случае кризисной ситуации ческой стратегией выхода из нее. После внедрения технологии не следует останавливаться на достигнутом, необходима постоянная корректировка и актуализация поставленных целей. Четко сформулированная задача способствует более эффективному ее выполнению.

Можно заказать детальный бизнес-план под ключ у нас, либо купить уже полностью готовый бизнес-план со всеми расчетами.

Концепция SMART- целей - исключительно полезный повседневный инструмент в практике управления.

Суть постановки целей по принципу SMART

Цель, определенная по SMART – принципам, означает, что цель должна быть:

  • S pecific (конкретной)
  • M easurable (измеримой)
  • A ttainable (достижимой)
  • R elevant (уместной)
  • T ime-bound (определенной во времени)

Практическое применение

Представление цели в виде SMART фактически позволяет сформулировать основы плана действий по ее достижению. Допустим, есть проблема - недостаточный уровень доходов компании. Мы можем увеличить доходы, например, за счет увеличения товарооборота.

Но формулировка «увеличить продажи», с точки зрения концепции SMART , целью не является. Для начала мы должны сделать цель конкретной и измеримой, чтобы все могли однозначно понимать ее и измерять . Если цель не будет измеримой , как мы оценим, достигли мы её или нет? В нашем примере может получиться следующая формулировка:

Увеличить втрое продажи продуктовой линии ХХХ

Теперь посмотрим, достижима ли эта цель? Обычно анализ достижимости предполагает два аспекта:

  • достижимость с учетом собственных возможностей,
  • достижимость с учетом влияния внешней среды.

Допустим, после анализа мы несколько умерили свои аппетиты:

Увеличить вдвое продажи продуктовой линии ХХХ

Проверим уместность этой цели. На самом ли деле эта цель приведет к решению проблемы (повышение доходов компании)? Не приведет ли достижение этой цели к сворачиванию деятельности других (возможно, прибыльных) направлений? Соответствует ли эта цель стратегическим целям компании?

Если цель уместна , осталось только определить ее во времени . Иначе мы продемонстрируем, что для нас процесс важнее результата, и измеримость цели теряет смысл.

Получаем следующую формулировку SMART -цели:

Таким образом, концепция SMART -целей помогает в формулировании практичных и реализуемых целей. Есть и другое ее применение. Применение этого инструмента к имеющимся целям позволяет моментально увидеть их «прорехи». Если ваш сотрудник заявляет вам «Нам нужно повысить производительность труда сотрудников отдела», применение принципа SMART немедленно генерирует вопросы:

  • S : Что такое производительность труда сотрудников в нашем случае?
  • M : Как измеряется производительность труда в нашем случае?
  • S : Какая должна быть производительность труда для решения стоящих перед отделом задач?
  • A : Имеются ли у нас ресурсы (возможности) для повышения производительности труда?
  • R : Не приведет ли повышение производительности труда к массовым увольнениям или другим нежелательным последствиям?
  • T : К какому времени мы должны добиться желаемой производительности труда?

Примеры удачных и не удачных целей

«НЕ-ЦЕЛИ» :

  • Работать лучше
  • Повысить производительность труда
  • Работать по плану
  • Продавать больше
  • Качественно обслуживать потребителей
  • Мотивировать персонал

ПОЧТИ ЦЕЛИ :

  • Довести узнаваемость бренда до 25%
  • Повысить удовлетворенность клиентов в течение ближайшего квартала
  • Обеспечить реагирование на заявки клиентов в течение 24 часов от момента поступления заявки
  • Захватить 100% рынка подгузников города к 2012 году

ЦЕЛИ:

  • Довести уровень текучести технического персонала до 10% к началу 2011 года
  • Ввести в действие программу «Тайный покупатель» к 1 мая текущего года
  • Обеспечить месячный товарооборот по мясному направлению в размере 5 млн. рублей к 1 июня.
  • К 20 декабря сформировать программу празднования Нового Года в рамках выделенного бюджета 100 тыс. руб.

Дополнительные трактовки / нотации

Впервые SMART -критерии постановки целей предложил использовать Питер Друкер (Peter Drucker) в своей работе «Практика менеджмента» («The Practice of Management») в 1954 году. С тех пор концепция SMART приобрела широкую популярность и были предприняты массовые попытки иных «прочтений» SMART . Примеры разных расшифровок приведены ниже.

Конкретные, точные, определенные

Значимые, важные

Напряженные, расширяющие

Измеримые

Значимые

Мотивирующие

Достижимые, доступные

Достижимые, досягаемые

Согласованные

Амбициозные

Приемлемые, подходящие

Ориентированные на действие

Реалистичные, практические

Ориентированные на результат

Значимые, уместные, важные, обоснованные, относящиеся к делу

Разумные, рациональные

Полезные, стоящие

Обеспеченные ресурсами

Time-bound, Time-base, Timely

Определенные во времени

Ощутимые, осязаемые

Отслеживаемые

Вы можете сами выбрать нотацию, адекватную специфике вашей деятельности.

SMART является аббревиатурой, расшифровка которой: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Рассмотрим каждый критерий smart цели более подробно.

Specific: Конкретный.

Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:

— Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?

— Кто вовлечен в выполнение цели?

— Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?

Всегда действует правило: одна цель - один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.

Measurable: Измеримый

Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

— Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?

— Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?

Achievable or Attainable: Достижимый

Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой - вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений.

Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели.

Relevant: Значимый

Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды - такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании.

Иногда Relevant заменяют на Realictic (реалистичный).

Time bound: Ограниченный во времени

Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.

Примеры SMART целей

Приведем несколько примеров постановки SMART целей в компании:

Направление задачи Пример цели по SMART Комментарии автора
Увеличение продаж Увеличить продажи бренда А на данной территории к концу года на 25% Конкретность цели определяется указанием % роста, региона продаж и названия бренда. Цель ограничена по времени годовым периодом, может быть измерена с помощью статистики продаж компании. Достижимость цели может быть определена только специалистами компании. Но предположим, что бренд получит необходимый уровень инвестиций для роста продаж. Цель значима, так напрямую связана с эффективностью бизнеса.
Продвижение товара Достичь уровня знания товара А среди молодой аудитории на уровне 51% через 3 года, после запуска товара на рынок. Цель конкретна, так как указана целевая аудитория и название бренда. Цель ограничена во времени и может быть измерена с помощью опроса. Достижимость может быть определена только специалистами компании, но предположим, что компания выделит необходимый уровень инвестиций для достижения планового показателя. Цель значима, так как знание товара имеет прямую корреляцию с продажами продукта.
Увеличение дистрибуции Завести бренд компании в количестве 3 SKU в ТОП-10 ключевых торговых сетей до июля 2014 года. Конкретность цели подтверждается указанием количества позиций и списка сетей. Цель имеет четкий срок выполнения и может быть явно измерена с помощью проверки отгрузок компании в данные сети. Достижимость цели может оценить только специалист по продажам, но предположим, что компания обеспечит отдел продаж необходимым бюджетом и рекламными материалами для листинга. Цель значима, так как дистрибуция в ключевые сети имеет прямое влияние на рост продаж.

Техника SMART

Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. В менеджменте – один из важных этапов стратегического бизнес-планирования. Термин на английском языке - targeting . Целеполагание - это основа любой системы тайм-менеджмента.

Цель - это фиксация результата, который должен быть достигнут за определённый период времени. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет. Различают краткосрочные и долгосрочные цели. Отправной точкой в постановке целей является положение компании. Положение здесь и сейчас - для краткосрочных целей. Положение в будущем - для долгосрочных целей - которое не следует путать с видением и миссией.

Необходимо планировать свою работу так, чтобы прийти к желаемому результату. Для этого нужно правильно ставить цели.

Что такое цель?:

    • Цель – это образ желаемого результата.
    • Цель – это мечта, имеющая срок исполнения.

Зачем нужны цели?:

    • Цель дает направление.
    • Цель указывает далеко ли мы продвинулись.
    • Цель помогает сделать наше видение достижимым.
    • Цель делает роль каждого человека более определенной.
    • Цель стимулирует людей добиваться лучших результатов.
    • Цель объединяет людей вокруг себя.

Когда вы ставите чѐткие цели – ваше сознание направляет вас на их реализацию!

У каждого из нас есть разные цели, Важно, чтобы они не противоречили друг другу. Выстроив иерархию собственных целей или целей компании, нужно при постановке каждой цели проверять на сколько она соответствует стратегическим целям компании и её миссии. Чётко поставленная цель наполняет смыслом деятельность человека. При отсутствии такой цели сотрудники часто попадают в "ловушку активности" - они постоянно заняты решением сиюминутных дел, но это не приводит к достижению стратегических целей компании.

Для построения целей в менеджменте используется известный принцип из общественных наук – так называемое дерево целей, схожее с пирамидой потребностей Маслоу. Вершина в данном случае – это общая цель компании. Формирование следующих уровней складывается таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня. Каждый такой уровень пирамиды-дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем. В любом случае, иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и с ее особенностями.


Достижение цели зависит от её формулировки, и первый шаг к успеху дела - правильно сформированные цели.

Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART – критерий точного определения целей в процессе целеполагания. SMART - это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

    • конкретный (specific);
    • измеримый (measurable);
    • достижимый (attainable);
    • значимый (relevant);
    • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded)


Само слово smart в переводе на русский и означает « умный ». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

SMART – это один из акронимов, то есть аббревиатура, которая имеет значение еще и как самостоятельное слово. В переводе с английского языка слово «smart» означает «ловкий, расторопный, находчивый, энергичный, проворный».

В отличие от сбалансированных систем показателей, десятков финансовых коэффициентов, технология SMART максимально приближена к реалиям жизни, не требует излишних усложняющих действий, не уводит в дебри «философии менеджмента», т.е. не относится к категории «заумь». Кроме этого, известно, что народная мудрость говорит о том, что хорошо контролировать можно то, что можно «удержать в руке», «пересчитать по пальцам». SMART включает как раз 5 основных требований к постановке целей, а именно:

Буква

Значение

Пояснение

S

Specific (Конкретный)

Цели должны быть обозначенными в виде четких результатов. Объясняется, что именно необходимо достигнуть. Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:

  • Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?
  • Кто вовлечен в выполнение цели?
  • Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?

Всегда действует правило: одна цель - один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.

M

Measurable (Измеримый)

Цели должны быть измеримыми в конкретных показателях. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения результата и процесса выполнения цели. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года». В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

  • Когда будет считаться, что цель достигнута?
  • Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?
  • Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?

A

Attainable, Achievable (Достижимый)

Цели должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой - вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений. Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели. Объясняется, за счёт чего планируется достигнуть цели. И возможно ли её достигнуть вообще? Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества». А вот совершить кругосветный круиз на резиновой лодке вряд ли удастся.

R

Relevant (Актуальный, значимый, реалистичный, приемлемый)

Цели должны быть реалистичными и значимыми, то есть достижимыми конкретными исполнителями. Определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Необходимо удостовериться, что выполнение данной задачи действительно необходимо. Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды - такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании.

Time-bound (Ограниченный во времени)

Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.

Алгоритм постановки целей с помощью системы SMART выглядит следующим образом:

    • пишется список возможных целей и проводится спецификация результата (точное его описание) (S);
    • каждая из целей обосновывается, человек оценивает значимость каждой цели для его деятельности, причем для этого могут быть разработаны отдельные критерии для оценивания важности целей (например, по 10-балльной шкале) (А);
    • человек прогнозирует и оценивает степень достижимости целей (R), вплоть до применения числовых оценок вероятности достижения целей, различных коэффициентов достижимости и т.п. (например, также по 10-балльной шкале);
    • для каждой из целей выбирается по 35 критериев измерения и контроля достижения (М). Важно, чтобы эти критерии измерения промежуточных результатов были достаточно удобными. Одним из таких распространенных критериев измеримости цели являются финансовые показатели.
    • для выбранных целей указываются точные сроки их достижения, затем пишется план, в котором выделяются промежуточные этапы достижения целей (Т).

Алгоритм оценки и постановки целей с помощью системы SMART оперирует с избыточным количеством целей, постепенно на каждом этапе целеполагания отбрасывая слабые цели, получившие наиболее низкие или негативные оценки.

I этап - отбрасываются цели, которые невозможно преобразовать в конкретный результат;

II этап - сокращаются незначимые для деятельности человека цели;

III этап сокращаются«недостижимые» цели (имеющие высокий уровень риска, требующие больших ресурсных затрат и др.);

IV этап - исключаются цели, выполнимость которых трудно или невозможно контролировать.

V этап - остается небольшое число «реальных» целей (как правило, 5-7) и происходит своего рода переход от стратегического (долгосрочного) целеполагания к оперативному (краткосрочному) планированию.

Пример постановки целей по технике SMART.

На начальном этапе рекомендуется ставить несколько целей и прорабатывать эти цели в соответствии со всеми этапами SMART (в итоге у вас останутся 1-2 цели, наиболее соответствующих вашему предприятию). Допустим, компания ставит перед собою цель стать лидирующим предприятием. Эта цель – стать лидером – должна быть обозначена в виде конкретного результата/результатов, например, таких: иметь максимальное количество Заказчиков – стать поставщиком №1 ;

Таким образом, недостаточно ставить цель «стать лучшими», необходимо обязательно указать – в чем именно лучшими?

Следующий шаг – обозначенные цели перевести в измеримые показатели.

Например, так: иметь максимальное количество Заказчиков – стать поставщиком №1 означает:

Увеличить количество постоянных клиентов с 1200 до 5000 компаний;

Обеспечить привлечение разовых клиентов - увеличить количество пробных обращений с 2000 до 7000;

Сформулировать привлекательное конкурентное предложение 6000 клиентам своих конкурентов, и в целом обеспечить охват минимум 18 000 клиентов из выявленных в процессе изучения емкости рынка 20 000 потенциальных клиентов.

Далее производится оценка достижимости поставленных целей. Хватит ли производственных мощностей? Достаточно ли прочих ресурсов? Насколько изменится компания, ее сотрудники и ее окружение в процессе достижения поставленных целей? И ряд других подобных вопросов, позволяющих смоделировать поставленные цели в различных ракурсах. Здесь же производится оценка реалистичности поставленных целей, то есть поиск ответа на вопрос: сможем ли именно мы сделать именно это? Кстати, на этом этапе не мешает провести оценку соответствия целей ключевым/стрежневым компетенциям предприятия. Стрежневые компетенции – это ответы на следующие вопросы: Что мы умеем делать лучше всего? Что отличает нас от других? Что мы любим делать больше всего? Что делает нас известными? Проще говоря, если стержневой компетенцией предприятия является производство, то цель по построению собственной логистической системы может оказаться не соответствующей реальным компетенциям компании, и в этом случае лучше задуматься о передаче на аутсорсинг логистических функций.

И, наконец, достижение цели обязательно должно превратиться в календарный план-график. Это типичная «засада» всех менеджеров, которые на даты не обращают должного внимания, держа перед глазами некое светлое будущее. Причем, без определения сроков это светлое будущее становится подобным «горизонтам развития бизнеса» – таким же не достижимым в принципе, как и сама линия горизонта.

Приведем ещё несколько примеров постановки SMART целей в компании:

Направление задачи

Пример цели по SMART



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта