Главная » Заготовка и хранение » Разница между образованностью и интеллигентностью. Что такое образованный, интеллигентный человек? Роль образования в жизни человека

Разница между образованностью и интеллигентностью. Что такое образованный, интеллигентный человек? Роль образования в жизни человека

(НА Рубакин)

Действительно, образованный человек - не тот, кто считает себя «образованным». Даже неграмотные лавочники и урядники и многие из тех, кто имеет возможность покупать себе «немецкое платье» и при его помощи причисляться к «чистой публике», даже такие считают себя образованными, хотя их душа - тьма кромешная. Действительно, образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или иными способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самое суть образование.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую дает образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную ее область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней прризводимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер. Дарвин - физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним временам, бессилен и дух. Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые обоснованные, на них опирающиеся мнения. Нужно прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мнения. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глубоко ли - это другой вопрос), не имеет особенной ценности. Особенно важно для нас, русских, для нашего родного народа, загнанного слепой и корыстной силой прошлого в мрачный тупик, понимать образование в смысле деятельной, реформирующей силы, и именно такой силы, потому что без этого грош ему цена. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только самое по себе (этого еще мало!), но именно по ее применению в общественной жизни.



Наибольшую ценность имеет для нас, для нашей родиной в данный исторический момент не тот человек, который обладает более или менее обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями; и даже не тот, кто умеет критически мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в целом и в частностях, - этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова.

Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работником и борцом за удовлетворения их.

Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни. Никакое образование, никакое самообразование не должно оставлять без внимания прежде всего этой возможности.

Не в этом его деле, т.е. не в профессии и занятии самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения и, во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Образованный человек - прежде всего слуга.жизни. Но не только у окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей семьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость - узость мысли, знаний, понимания, настроения. Узость духа за деталями, за частностями не видит; забывает целое, многое, разнообразное, великое. >

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть прежде всего как на факт, который нужно узнать и признать как таковой. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека - не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные.

Следующие признаки определяют образованного человека, но не каждый признак в отдельности, а все они в совокупности.

1. Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы.

2. Разносторонние, точные, достоверные знания, на которые должно всегда опираться, это умение вдумываться, оценивать и понимать.

3.Активность - уменье действовать, вообще жить, проявлять себя вовсе не как мертвую, пассивную силу, а как мылящую, чувствующую, сознательную личность, которая вовсе не должна представлять из себя какую-то глину, из которой обстоятельства могут лепить какого угодно зверя. Активность заключается не в том, чтобы приспосабливаться к окружающей среде..., а чтобы напротив, этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества, вообще для работы, для жизни. Активность - это наступательное отношение к жизни, способность реагировать на нее таким способом, чтобы раздвигать ее, подчас непомерно тесное, а то и бессмысленно узкие рамки, воплощая при всех возможных условиях в самой жизни то, что уже накоплено в душе. Разумеется, рамки жизни становятся шире только под напором активности, и потому активность, в конечном итоге, сводится к умению вести свою линию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя путем борьбы. Активность - это и есть жизнь. Без активности нет образованности потому, что только путем активности может она оставить след в жизни. Без этого всякая образованность, в конечном итоге, сводится не иначе как нулю.

4, Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания - будь это чужое горе или чужая радость, любовь или ненависть, апатия или гнев. Отзывчивость - это уменье "не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали". Отзывчивость - это чуткость к окружающей жизни, это своего рода "образованность чувства", как симпатии, так и антипатии, тонкость, уменье улавливать в других людях и во всем окружающем не только резко бросающиеся в глаза черты, но и едва заметные оттенки, и переливы их в пространстве и во времени. Отзывчивость, тонкость - это противоположность "дубинности", благодаря которой иной даже очень ученый человек больше похож на какое-то грубое животное, чем на человека в лучшем смысле этого слова. Отзывчивость лежит в основе любви к людям, она же мешает человеческой личности "превратиться в толстокожее". При посредстве той же отзывчивости личность, ею обладающая, как бы сливается с окружающей жизнью, с людьми, с обществом, человечеством, становится выразителем чего-то большого, стоящего за пределами отдельного человека, и что выше его...

Если в ком-либо все эти четыре качества налицо, это и значит, что человек, имеющий их, не только образованный, но и интеллигентный в лучшем смысле этого слова, независимо от того, много или мало он прочел книг, имеет или не имеет он (ого или иного диплома. Такой человек действительно сила, с которой не могут не считаться другие люди, и которая не может не оставить светлого следа в той среде, где она налицо.

Вывод из этой главы таков: действительно образованный и интеллигентный человек не может быть образованным про себя и для себя." Он - образованный для всех, он - одно из светлых явлений в том уголке, где он живет; он - источник, он -естественный распространитель света и вообще добра в своем уголке. Но ведь на таких-то людяхдержится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни.

Творческие задания

1. Напишите эссе-размышления на темы: «Может ли образование изменить менталитет нации?»;

2. Несет ли образование ответственность за возникновение глобальных проблем?

IV. Литература

Основная:

1. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. - М., 1998. –С.34-76.

2. Хуторской А.В. Современная дидактика. - Санкт-Петербург. – 2001. – С. 37-45.

Дополнительная

Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и систе­мах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование. - 1997. - №3. - С. 93-95.

Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

Вы знаете, сколько раз замечал, что есть очень большое различие между культурным, интеллигентным человеком и человеком начинатым, имеющим высшее образование, но не обладающего культурой, интеллигентностью. Между этими понятиями существует огромная разница. Человек читал Пруста и знает, кто такой Борхес, но при этом уровень внутренней культуры у него остается крайне низким. Такие люди называются "образованцы" или "образованщина".

Если это девушка, то результаты будут очень плачевые - без переданной по наследству интеллигентности, образование, начитанность, бессистемное поглощение огромного количества книг так искорежит, испортит девушку, что от нее следует просто шарахаться, как от больной проказой. В книгах, конечно же нет ничего плохого, можно быть и интеллигентным и начитаным человеком, одно другое не исключает.

Вот несколько различий (самых простых) между интеллигентной девушкой и образованкой - которые сразу видны невооруженным взглядом в первые же часы знакомства.

Интеллигентная девушка: сдержана, в разговоре никогда не пытается подавить, унизить собеседника, даже если лучше его разбирается в вопросе. Умеет уступить, тактична, никогда не будет выпячивать свои знания, кичиться своей культурой. Умеет слушать, не перебивает по пустякам. (Другими словами - комлекс неполноценности у нее отсуствует - интеллигентной может быть девушка, не имеющая формального образования).

Образованка: с пеной у рта будет доказывать свою правоту, будет пытаться унизить собеседника, последнее слово всегда должно остаться за ней. Чудовищный комлекс неполноценности заставит ее постоянно считать себя во всем правой, она считает себя выше, "круче" - доказывая это будет биться до последнего, в крайнем случае - перейдет к оскорблениям. (Показная начитанность, поглощение огромного количества книг, стремление во всем быть правой - следствие тяжелой и изнурительной борьбы с собственным комплексом неполноценности).

В чем разница: интеллигентная девушка (если такая попадется на вашем пути - держитесь за нее двумя руками - это большая редкость!) никогда не проявит снобизм, пренебрежение, не позволит себе снисходительных взглядов по отношению к кому бы то ни было. Это признак интеллигентности - уважение к другим людям, отказ от осуждения их за что бы то ни было, терпимость. Такие девушки, как правило, встречаются очень редко.

Крайняя форма образованщины: снобизм без образования. Девушка во всем права... просто потому, что она девушка (оголтелый феминизм). С таким феноменом сталкиваюсь уже достаточно давно: образования нет никакого, знаний - ноль, но во всем - свое мнение и обязательно - попытка доказать окружающим свою правоту. (Оголтелый феминизм как способ борьбы с собственным комплексом неполноценности). Очень часто встречал девушек, которые не имели вообще никакого образования, но которые прочитали 2-3 книги по эзотерике или сходили на какие-то курсы и вдруг начинали делать совершенно безапелляционные суждения, принимались учить, рассказывать о какой-то высшей истине, - выглядело это, прямо говоря, грустно.

По моим наблюдениям судьбы у таких дамочек весьма печальны - как правило в старости остаются одни, никому не нужные - их одиночество - это расплата за тот снобизм, который был рожден от начитанности (но не от интеллигентности!) - если копнуть глубже, то дальнейшая причина - это излишне амбициозная мама (реже - отец) которая девушке вбивала в голову, что она - самая лучшая (а все остальные дети - быдло), заставляла ее ходить на балет и на музыку и за каждую четверку нещадно ругала. Из такой девочки получится образованка. Мамы вообще очень часто уродуют жизни своих детей - но об этом я как-нибудь позже расскажу. Бегите от таких девушек, бегите сломя голову - жизнь свою спасете.

Образование у девушки без внутренней интеллигентности, передаваемой по наследству - это страшное проклятие, калечащее судьбы. Особенно страшно уродует девушек гуманитарное образование - техническое, как правило, уродует меньше.

То есть, если девушка вдруг начинает говорить, что она Акутагаву читала в оригинале и смотреть на всех окружающих пренебрежительным взглядом - перед вами образованка. Такая девушка, несмотря на знание японского языка, сделает из жизни любого мужчины ад, к 45 годам как неукоснительное правило останется одна, разжиреет и будет поучать всех и вся вокруг как жить. Близкие от нее будут шарахаться как от чумы, а дальние - стараться не приближаться. Это - результат образования и сотен или тысяч прочитанных книг - образование без внутренней, передаваемой по наследству культуры, интеллигентности.

Женщина исторически всегда реализовывала себя через мужчину. Мужчина всегда наполнял существование женщины смыслом - так природой задумано. Отбросив мужчину и самостоятельно наполнив себя смыслом современная женщина превратилась в совершенно неадекватную, лишенную каких-либо моральных принципов личность, иметь дело с которой не только опасно, но еще просто неприятно.

Да простят меня милые, интеллигентные и очень хорошо воспитанные дамы, уважающие своих мужчин и живущие с ними в гармонии - к вам все это, естественно, не относится.

Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот - так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

Этимология слова

«Интеллигентность» - слово, пришедшее из латыни. I ntelligentia - познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus - понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя - либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Кто же такой интеллигентный человек?

"Культурный и не ругающийся матом", - скажут многие. Некоторые добавят: "Умный". А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего - интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность - что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны - они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента - тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность - это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент - это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек - это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас - это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность - такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.

(Из кн.: Избранное: В 2 т. М., 1975. Т. 2)

Действительно, образованный человек - не тот, кто считает себя "образованным". Даже неграмотные лавочники и урядники и многие из тех, кто имеет возможность покупать себе "немецкое платье" и при его помощи причисляться к "чистой публике", даже такие считают себя образованными, хотя их душа - тьма кромешная. Действительно, образованный человек не тот, кто окон­чил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе те­ми или иными способами некоторый запас, хотя бы и очень боль­шой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую дает образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесе­нии в нее чего-то нового, своего в ту или иную ее область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним временам, бессилен и дух. Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые обоснованные, на них опирающиеся мнения. Нужно, прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мне­ния. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глубоко ли- это Другой вопрос), не имеет особенной ценности. Особенно важно для нас, русских, для нашего родного народа, загнанного слепой и корыстной силой прошлого в мрачный тупик, понимать образование в смысле деятельной, реформирующей силы, и именно такой силы, потому что без этого грош ему цена. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только самое по себе (этого еще мало!), но именно по ее применению в об­щественной жизни.

Наибольшую ценность имеет для нас, для нашей родины в данный исторический момент не тот человек, который обладает более или менее обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями; и даже не тот, кто умеет критически мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в целом и в частностях, - этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. <...>

Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работником и борцом за удовлетворение их.

Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни. Никакое образование, никакое самообразование не должно оставлять без внимания прежде всего этой возможности.

Не в этом его деле, т.е. не в профессии и занятии самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения и, во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Образованный человек - прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей семьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость - узость мысли, знаний, понимания, настроения. Узость духа за деталями, за частностями не видит, забывает целое, многое, разнообразное, великое.

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть прежде всего как на факт, который нужно узнать и признать как таковой. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека - не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные. <...>

Следующие признаки определяют образованного человека, но не каждый признак в отдельности, а все они в совокупности.

1. Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться "в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблю­дая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы.

2. Разносторонние, точные, достоверные знания, на которые должно всегда опираться, это умение вдумываться, оценивать и понимать.

3. Активность - уменье действовать, вообще жить, проявлять себя вовне не как мертвую, пассивную силу, а как мыслящую, чувствующую, сознательную личность, которая вовсе не должна представлять из себя какую-то глину, из которой обстоятельства могут лепить какого угодно зверя. Активность заключается не в том, чтобы приспосабливаться к окружающей среде..., а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества, вообще для работы, для жизни. Активность - это наступательное отношение к жизни, способность реагировать на нее таким способом, чтобы раздвигать ее, подчас непомерно тесные, а то и бессмысленно узкие рамки, воплощая при всех возможных условиях в самой жизни то, что уже накоплено в душе. Разумеется, рамки жизни становятся шире только под напором активности, и потому активность, в конечном итоге, сводится к умению вести свою линию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя путем борьбы. Активность - это и есть жизнь. Без активности нет образованности потому, что только путем активности может она оставить след в жизни. Без этого всякая образованность, в конечном итоге, сводится не иначе как к нулю.

4. Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания - будь это чужое горе или чужая радость, любовь или ненависть, апатия или гнев. Отзывчивость - это уменье "не делать другим того, чего не жела­ешь, чтобы тебе делали". Отзывчивость - это чуткость к окружающей жизни, это своего рода "образованность чувства", как симпатии, так и антипатии, тонкость, уменье улавливать в других людях и во всем окружающем не только резко бросающиеся в глаза черты, но и едва заметные оттенки, и переливы их в пространстве и во времени. Отзывчивость, тонкость - это противоположность "дубинности", благодаря которой иной даже очень ученый человек больше похож на какое-то грубое животное, чем на человека в лучшем смысле этого слова. Отзывчивость лежит в основе любви к людям, она же мешает человеческой личности "превратиться в толстокожее". При посредстве той же отзывчивости личность, ею обладающая, как бы сливается с окружающей жизнью, с людьми, с обществом, человечеством, становится выразителем чего-то большого, стоящего за пределами отдельного человека, и что выше его...

Если в ком-либо все эти четыре качества налицо, это и значит, что человек, имеющий их, не только образованный, но и интеллигентный в лучшем смысле этого слова, независимо от того, много или мало он прочел книг, имеет или не имеет он того или иного диплома. Такой человек действительно сила, с которой не могут не считаться другие люди, и которая не может не оставить светлого следа в той среде, где она налицо.

Вывод из этой главы таков: действительно образованный и интеллигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он - образованный для всех, он - одно из светлых явлений в том уголке, где он живет; он - источник, он - естественный распространитель света и вообще добра в своем уголке. Но ведь на таких-то людях и держится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни...

Интеллигентный

-ая , -ое ; -тен , -тна , -тно .

только полн. ф.

Интеллигентные профессии.

Все здешнее интеллигентное общество, и профессора, и студенты, приняли меня очень хорошо. Ковалевская, Письмо С. Юрьеву, дек. 1883.

Свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции.

Интеллигентный вид.

Тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск. Чехов, Палата № 6.

В худощавой сутулой фигуре старшего политрука, в правильной интеллигентной речи --- было нечто понятное, почти родственное Николаю. Березко, Ночь полководца.

Образованный, культурный.

Интеллигентный человек.

Знал я и интеллигентных ребят, любителей серьезных книг и хорового пения. Горбатов, Донбасс.


Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957-1984 .

Синонимы :

Смотреть что такое "интеллигентный" в других словарях:

    Разумный, образованный, просвещенный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ умственно развитой; тот, кого умственные запросы заставляют интересоваться окружающей действительностью с точки… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, интеллигентая, интеллигентое; интеллигентен, интеллигентна, интеллигентно. 1. Образованный, культурный, присущий интеллигенции. Он оказался, вполне интеллигентным человеком. Интеллигентный вид. 2. прил. к интеллигенция (книжн.).… … Толковый словарь Ушакова

    интеллигентный - ая, ое. intelligent adj. 1. Умственно развитой; образованный, культурный. БАС 1. Катя, перебил Борщов: Меня не на шутку огорчает, что ты так относишься к самым интеллигентным из наших женщин. Интеллигентный, отмечала Лиза: С est inteligent !… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. И. человек. Интеллигентное поведение. 2. Свойственный интеллигенту. И. вид. | сущ. интеллигентность, и, жен. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: интеллигентен, интеллигентна, интеллигентно, интеллигентны; интеллигентнее; нар. интеллигентно 1. Интеллигентным называют человека, который хорошо воспитан, обычно образован и обладает высокими духовными… … Толковый словарь Дмитриева

    Прил. 1. соотн. с сущ. интеллигенция, связанный с ним 2. Свойственный интеллигенции, характерный для неё. 3. Отличающийся глубокой внутренней культурой и самостоятельным мышлением. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Интеллигентный, интеллигентная, интеллигентное, интеллигентные, интеллигентного, интеллигентной, интеллигентного, интеллигентных, интеллигентному, интеллигентной, интеллигентному, интеллигентным, интеллигентный, интеллигентную, интеллигентное,… … Формы слов

    интеллигентный - интеллиг ентный; кратк. форма тен, тна … Русский орфографический словарь

    интеллигентный - кр.ф. интеллиге/нтен, интеллиге/нтна, тно, тны; интеллиге/нтнее … Орфографический словарь русского языка

    Ая, ое; тен, тна, тно. 1. только полн. к Интеллигент и Интеллигенция. И ые профессии. И ое общество. 2. Свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции. И. вид. И ая речь. 3. Обладающий большой внутренней культурой. И. человек. Он глубоко… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Ой-сказки , Вьюга Вера. Интеллигентный Кот и простоватый Дед живут на хуторе Котодедово. Кот - натура творческая: любитель музыки, живописи и поэзии Пушкина, а Дед - любитель мятных пряников и поспать. Они разные,…


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта