Главная » Заготовка и хранение » Сложение основ слов или целых слов примеры. Способы образования слов

Сложение основ слов или целых слов примеры. Способы образования слов

Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую

Примечание. В данном ответе обозначено знаком «Ο» за неимением технической возможности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.

1. Сложение — способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав , выделяются следующие разновидности сложения :

  • сложение слов: диван-кровать ← диван Ο, кровать Ο; платье-костюм ← платье, костюм Ο; школа-интернат ← школа, интернат Ο; ракета-носитель ← ракета, носитель Ο. При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис. При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно: на диване-кровати, в школе-интернате ;
  • сложение основ с помощью соединительной гласной: лесостепь — лес-о -степь Ο ← лес Ο, степь Ο; каменотёс — камен-о -тёс Ο ← камень Ο, тес-а -ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий — сер-о -син -ий ← сер -ый , син -ий ; научно-исследовательский — научн-о -исследовательск -ий ← научн -ый , исследовательск -ий ; грязеводолечебница — гряз-е -вод-о -лечебниц -а ← грязь Ο, вод -а , лечебниц -а ; тренога — тр-е -ног -а ← тр -и , ног -а ;
  • сложение основ без соединительной гласной: Ленинград — Ленинград Ο ← Ленин Ο, град Ο; царь-колокол — царь-колокол Ο ← царь Ο, колокол Ο;
  • сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть : комроты ком андир рот ы ; стенгазета стен ная газет а ; медсестра мед ицинская сестр а ; полдня пол овина дн я ; пол-огурца пол овина огурц а ;
  • сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов : облоно обл астной о тдел н ародного о бразования ; Минфин Мин истерство фин ансов ; ОНН О рганизация О бъединённых Н аций ; вуз в ысшее у чебное з аведение .

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией , а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами .В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

Примечание. Не всякое сложное слово образовано путём сложения. Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего — суффиксов) может быть образовано новое производное слово. Например:

водопровод-чик Ο ← водопровод Ο (суффиксальный способ );

2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ — это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Например:

мор-е -плава-тель Ο ← мор -е , плава -ть — сложение основ мор- , плава- и суффиксация : -тель — словообразовательный суффикс;

хлеб-о -убороч-н -ый ← хлеб Ο, уборк -а — сложение основ хлеб- , уборк- /убороч- (беглость гласных, чередование к /ч в производящей и производной основах) и суффиксация : -н- — словообразовательный суффикс;

мимоход-ом ← мимо , ход -и -ть — сложение основ мимо- , ходи- /ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация : -ом — словообразовательный суффикс.

Пример сложно-приставочного способа :

у -мир-о -твори -ть ← мир Ο, твори -ть — сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- — словообразовательная приставка.

Примечание 1. Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы,

  • необходимо выяснить, когда, на каком этапе образования в слове появился суффикс. Ср., например, слова пароходный и быстроходный :

пароходный — образовано от пароход (суффиксальный способ );

быстроходный — об-разовано от слов быстро ходить + -н- (сложение с суффиксацией );

  • необходимо использовать приём перифраза — дать определение производного слова через производящее, например:

водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду проводят к месту потребления»), вод-о -провод Ο ← вод -а , провод -и -ть — сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- );

водопроводчик («тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод »), водопровод-чик Ο ← водопровод Ο — -чик — словообразовательный суффикс, суффиксальный способ .

Примечание 2. При образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть как материально выраженным, так и нулевым:

гладкошёрстный — гладк-о -шёрст-н -ый ← гладк -ий , шерсть Ο; -н- — словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ — сложение с суффиксацией );

гладкокожий — гладк-о -кож -Ø-ий ← гладк -ий , кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация — ).

Примечание 3. При сложении с нулевой суффиксацией вторая часть слова не может употребляться как самостоятельное слово. Например,

гладкокожий — нет слова «кожий», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией ;

круглолицый — нет слова «лицый», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией .

3. Сращение (слияние) , в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают: умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»). Например:

умалишённый — слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый ум в форме родительного падежа ума : лишённый (чего?) ума человек , ума лишённый человек ;

сумасшедший сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с — с ума : сшедший (откуда?) с ума человек , с ума сшедший человек ;

д олгоиграющий — слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго : пластинка , играющая (сколько? как долго?) долго , долго играющая пластинка .

Примечание. При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. Надо помнить, что при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочета-ния из точно таких же компонентов, как и в слове: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.

4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре: учительская, учащийся, мороженое .

  • В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией — переходом прилагательных и причастий в существительные. Причиной субстантивации становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного): больной (прил.) мальчик уже выздоравливает больной (сущ.) уже выздоравливает ; зайдите в учительскую (прил.) комнату зайдите в учительскую (сущ.).
  • Субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения: мороженое (прил.) мясо вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната светлая столовая (сущ.).
  • При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие: мороженое мясо мороженое, нет мороженого мяса нет мороженого, с мороженым мясом с мороженым .
  • Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам. Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные ); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.

Примечание 1. Не следует путать переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией.

При , как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:

  • не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем — приставок, суффиксов: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь ;
  • относится к другой части речи, нежели производящее слово: рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.

Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают): рассказ Ο, рассказ-а рассказыва-ть, рассказыва-ю.

Примечание 2. Не следует путать переход из одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом.

Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость . Эти слова не составляют . Они входят в : гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.).

Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного на письме выглядит так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) — переход из одной части речи в другую (субстантивация).

Упражнения к теме «Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую»

Упражнение 1. Найдите производящие слова для следующих слов. Составьте словообразовательные пары. Назовите способ словообразования.

Быстроходный, быстроглазый, глазомер, одноглазый, одноглазка, быстрорежущий, быстроходность, канатоходец, водоканал, водокачка, Главводхоз, военврач, военкор, военно-медицинский, военкомат, глубоководный, глубоководник, глубокомысленный, глубокомысленно, мыслебоязнь, глубокоуважаемый, дикорастущий, остроумный, остроумно, остроносый, остроносик, острозаразный, вышестоящий, высотомер, высокооплачиваемый, вуз, вузовский, вышеуказанный, малозначащий, малооблачный, малооблачность, малолюдно, каменоломня, камнетёс, кареглазый, единогласный, древнерусский, русско-английский.

Упражнение 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите способы словообразования этих слов. Обоснуйте ответ.

1. Однажды слышит русский пленный : в горах раздался крик военный.

2. И русский в шумной глубине уже плывёт и пенит волны.

3. Казалось бы, розыски пропавшего брата должны были встретить самое горячее сочувствие с его стороны.

4. Вспомним с нами отступавших , воевавших год иль час, павших , без вести пропавших , с кем мы виделись хоть раз.

5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты.

6. Сумчатые — это подкласс млекопитающих , которые донашивают детей в сумке.

7. Из корня валерианы готовят снотворные средства.

8. Без снотворного я уже третий год не засыпаю.

9. По вечерам мы встречались в шашлычной или пельменной у Сенной площади.

10. Княжна Марья большую часть дня проводила в детской , заменяя, как умея, мать маленькому племяннику.

11. Танцевать она выучилась на детских балах.

12. Белая гвардия Юденича подошла вплотную к городу.

13. Красные приняли нас хорошо и помогли добраться до Семидола. Белых мы обошли.

15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и здесь дотронулся до крана, вделанного в стену, и вдруг потекла вода.

16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые .

17. Вот и знакомые , десятки раз исхоженные и изъезженные горы.

18. Женщины на голове кокошники золотые носили.

19. Ростов взял деньги и, машинально откладывая и равняя кучками старые и новые золотые , стал считать их.

20. Горничная сказала, что барыни нет дома.

Упражнение 3. Среди существительных, образованных способом перехода из одной части речи в другую (см. упражнение 2), выделите те, которые в той или иной степени утратили способность изменяться по родам и числам, как это свойственно исходным прилагательным и причастиям.

Образование новых слов - очень важный процесс. Он говорит о том, что язык не стоит на месте, он развивается, находится в движении. Процесс становления слова частицей языка весьма длительный, ведь носители должны привыкнуть к нему. Новые слова называются неологизмами. А наука, изучающая способы их появления, - словообразованием.

Словообразование как раздел языка

У любого слова есть значимые части, касается не только русского, но и всех остальных языков. Значимыми эти части называются потому, что участвуют в образовании новых слов, они не изменяются при склонении или спряжении. Такими морфемами являются приставка, суффикс и основа. Отсюда - и слов: приставочный и суффиксальный.

Также в появлении новых слов участвует и основа. Обычно она отвечает за образование сложных слов, потому что основы, взаимодействуя между собой, складываются.

Стоит отметить, что иногда сложно проследить, что было истоками того или иного слова. В таком случае поможет словообразовательный словарь. Он есть в каждом языке. Также можно заглянуть в этимологический, ведь зачастую морфемы, с помощью которых слово было когда-то образовано, срастаются с корнем.

В качестве примера можно привести слово память . В процессе исторического развития это слово потеряло приставку па- , с помощью которой произошло. В настоящее время при мы выделяем в этом слове только корень, основу и окончание.

Образование слов с помощью суффиксов

Суффиксы активно участвуют в появлении новых слов. Они могут как прибавляться к основе, от которой берут свое начало так и усекаться (бессуфиксный, безаффиксный способ). Рассмотрим примеры суффиксального словообразования.

Понаблюдаем, как было образовано существительное туманность . Для этого разберем словообразовательную цепочку: Сначала от слова туман образовалось прилагательное туманный с помощью суффикса -н - (суффиксальный способ), далее от него с помощью суффикса -ость- образовалось слово туманность также суффиксальным способом.

Разберем еще подобное словообразование. Примеры (кратко): белый - белок (основа бел - и суффикс -ок -); грузить - грузчик (основа груз - и суффикс -чик -); земля - земляной (основа земл - и суффикс -ян -).

Теперь понаблюдаем над тем, как образованы слова безаффиксным способом. Отметим сразу, что это явление в русском языке случается реже, нежели присоединение суффикса. Так образуются исключительно имена существительные. Способ этот заключается в следующем: суффикс отсекается от производящей основы.

Рассмотрим пример: от прилагательного глубокий путем отсечения суффикса появилось существительное глубь . Мы говорим именно о безаффиксном способе, потому что основа прилагательного изменилась, усеклась.

Еще примеры: тишина - тишь (от основы тишин - отсекли суффикс); переходить - переход (от основы переходи отсекли суффикс -и -); бегать - бег (от основы бега - отсекли суффикс -а -).

Словообразование с помощью приставок

Еще один весьма популярный способ - префиксация, или приставочный. Заключается он в том, что к основе исходного слова приставляется префикс. Следует помнить о том, что при использовании этого способа производное и производящее слово - одна и та же часть речи.

Рассмотрим, как происходит словообразование. Примеры такие: Словообразовательная цепочка вокзал - вокзальный - привокзальный . От слова вокзал образовалось слово вокзальный суффиксальным способом (участвовал суффикс -н-), далее с помощью приставки при- образовалось слово привокзальный приставочным способом. Обязательно обратим внимание на то, что слова вокзальный и привокзальный - имена прилагательные.

Еще одна словообразовательная цепочка: синий - синеть - посинеть . Здесь от основы слова синий суффиксальным способом образовался глагол синеть , а уже от него приставочным - глагол посинеть .

Так же образовались слова: глаголы ходить - уходить (приставка у-); глаголы писать - переписать (приставка пере-); прилагательные модный - сверхмодный (приставка сверх-); существительные бабушка - прабабушка (приставка пра-); наречия лево - налево (приставка на-); местоимения кто - кое-кто (приставка кое-)

Приставочно-суффиксальный способ

Нередки случаи, когда в образовании нового слова участвуют одновременно и суффикс, и приставка. Это приставочно-суффиксальное словообразование. Примеры покажем ниже.

Разберем словообразовательную цепочку: земля - приземлить . Производное слово образовалось с помощью приставки при - и суффикса -и -, присоединенных одновременно. Таким образом, наблюдаем приставочно-суффиксальный способ.

Часто слова, образованные подобным образом, возникают из сочетания существительного с предлогом. Например: заречье - за рекой ; настольный - на столе ; подберезовик - под березой . Таким образом, предлоги, используемые когда-то, стали приставками.

Образование сложных слов

В появлении новых слов может быть задействована основа. Таким образом, возникают либо сложносокращенные. Разберем эти способы словообразования с примерами.

Способ сложения

В нем могут участвовать как полностью слова, так и основа или какая-то ее часть. Слова диван-кровать, ракета-носитель, стол-книжка образованы именно этим способом.

Также сложение основ может проходить с помощью соединительных гласных. Их в русском языке две: о, е. Так появились такие слова как лесостепь, луноход, железобетон.

Еще одни способ сложения - присоединение полной основы к усеченной: полдыни, турпоход, стенгазета.

Новое слово может появиться из словосочетания, сочинительного или подчинительного: мясо-молочный (мясо и молоко - сочинительное), немецко-русский (немецкий и русский - сочинительное); сельскохозяйственный (сельское хозяйство - подчинительное), левобережный (левый берег - подчинительное). Если между словами сочинительная связь - они пишутся через дефис, а если подчинительная - нужно писать слитно.

Это примеры словообразования в русском языке сложных слов.

Сложносокращенные слова

Самый молодой способ русского словообразования - сложносокращенные слова. Они появляются путем сложения слогов или начальных букв слова. Разберем эти способы словообразования с примерами.

Если слово возникло при сложении начальных букв, то оно называется аббревиатурой, а прием - аббревиацией. ЭВМ (электронно-вычислительная машина), ТЮЗ (театр юного зрителя), АЭС (атомная электростанция) - это все аббревиатуры. Следует помнить, что точек между буквами ставить не нужно.

Еще один способ образования сложносокращенных слов - сложение слогов. Это такие слова, как атомоход (атом, ходить), колхоз (коллективное хозяйство), юннат (юный натуралист), универмаг (универсальный магазин).

Глаголы такими способами не образуются, только имена существительные и прилагательные.

Образование слов в английском языке

Так же, как и в русском, происходит словообразование в английском языке. Примеры разберем ниже.

Словообразование с помощью префикса: possible (возможный) - inpossible (невозможный - приставка in); war (война) - prewar (довоенный - приставка pre); to write (писать) - rewrite (переписывать - приставка re). Можно сделать однозначный вывод, что в английском языке лексическое значение производного слова регламентируется значением приставки, то есть, если нам нужно образовать новое слово, достаточно подобрать приставку, подходящую по лексическому значению.

Примеры суффиксального словообразования: to teach (учить)- teacher (учитель). Последнее слово появилось путем присоединения к основе teach - суффикса -er -; free (быть свободным) - freedom (свобода) - слово образовано с помощью суффикса -dom -; power (сила) - powerful (мощный) - образовалось с помощью суффикса -ful -.

Словообразование путем сложения: downtown (центр города) произошло от слияния основ down (низ) и town (город); underground (метро, подполье) слияние основ under (под) и ground (земля); duty-free (магазин беспошлинной торговли) - основы duty (налог) и free (бесплатно, свободно).

Есть в английском языке слова, образованные путем усечения: grandmother - granny (бабушка); subway - sub (метро); mathematics - maths (математика).

Аббревиация в английском языке также имеет место: unknown flying object (UFO) - неопознанный летающий объект (НЛО); e-mail (electronic mail) - электронная почта.

Конверсия

Как в русском, так и в английском языке есть еще один способ образования слов: конверсия. В этом случае

Рассмотрим в русском языке такое словообразование. Примеры следующие: из прилагательного учительская (комната) в существительное учительская ; мороженое - из прилагательного в существительное.

В английском языке: rain (дождь, существительное) - to rain (моросить, глагол); to use (использовать, глагол) - use (использование, существительное); blue (синий цвет, существительное) - blue (синий, прилагательное).

Словоизменение и словообразование: в чем отличие?

Следует отличать словоизменение и словообразование. Примеры разберем ниже. Словоизменение - это изменение формы слова: его падежа, числа, рода, времени (для глагола). Другими словами, эти непостоянные признаки той или иной знаменательной части речи. Реализуется изменение формы слова через его окончание.

Словообразование же - это образование принципиально нового слова, обладающего свойственными только ему морфологическими признаками. Они неизменны независимо от того, в какой форме это слово стоит. Разберем конкретный пример: окно - окну . Здесь наблюдаем изменение формы слова, потому что поменялось окончание: слово было в именительном падеже, а стало в дательном. Другое дело пара слов окно - подоконник. В данном случае у нас получилось принципиально новое слово префиксным способом: к основе окн - добавилась приставка под . Кроме того, окно - слово среднего рода, а подоконник - мужского. Поменялись постоянные морфологические признаки.

Разберем еще два варианта с глаголами. Первый: грузил - грузила . В данном случае произошло изменение слова по родам, изменилось окончание: нулевое на -а . соответственно, имеет место словоизменение. Другой вариант: грузить - погрузить . Здесь с помощью приставки по - от глагола несовершенного вида образовался новый, совершенного.

Иногда вместо длинных нескольких слов можно произнести всего лишь несколько звуков. Это можно сделать с помощью сложносокращенных слов. О том, что такое сложносокращенные слова и как их правильно использовать в речи, вы узнаете из этого урока.

Тема: Словообразование

Урок: Сложносокращенные слова

1. Понятие о сложносокращенных словах.

Сложносокращённые слова - это слова, которые одновременно являются и сложными (то есть состоят из нескольких основ), и сокращенными (так как эти основы использованы в усеченном виде).

Таким образом, сложносокращенные слова (или аббревиатуры ) - это слова, образованные путем сложения сокращенных основ.

2. История возникновения и значения сложносокращенных слов.

Такой способ словообразования заявил о себе в конце XIX столетия и не миновал ни один из европейских языков. В русском языке первые сложносокращенные слова появились в конце 90-х годов XIX века.

Это были, например, слова:

РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия

Продамет - одна из торгово-промышленных компаний, занимавшаяся продажей металла.

В годы Первой мировой войны сокращению подверглась и военная лексика:

Главкоюз - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом

Начресидун - начальник речных сил Дуная

И всё же до событий 1917 года в устной речи сложносокращенные слова почти не использовались, употреблялись, в основном, в письменной речи.

Так, повсеместно использовалось сокращение Е.И.В. - Его Императорское Величество.

В 1920-е годы появилось множество сложносокращенных слов:

местком, Моссовет, ревтрибунал, нэп и так далее.

Эта тенденция в языке проявилась так ярко, что стали появляться имена, образованные таким образом. Так, например, в 20-30-ых годах были популярны следующие имена:

Вилен и Владлен - Владимир Ильич Ленин,

Ким - Коммунистический интернационал молодежи,

Даздраперма - Да здравствует Первое мая.

После Великой Отечественной войны тяга к сокращениям проявлялась только в названиях учреждений.

В современном русском языке также достаточно активно происходит процесс образования сложносокращенных слов:

Каждый из нас слышал слово УЕФА (UEFA) - Европейский союз футбольных ассоциаций (Union des associations européennes de football)

Многим из нас знакомо название фирмы ЛУКойл - англ. oil - нефть; ЛУК - Лангепас, Урай, Когалым.

Зачастую мы уже не замечаем, что слово сложносокращенное.

Так, например, произошло со словом лавсан . Лавсан - это название искусственного волокна. Слово образовано из звуков, входящих в название учреждения, где было придумано это волокно: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук.

Также сложносокращенными являются слова прораб, мотель, универсам, вуз, лазер, радар и так далее.

3. Группы сложносокращенных слов по способу образования.

В русском языке по способу образования все сложносокращенные слова делятся на следующие группы:

1. Образованные из начальных звуков, букв или сочетаний:

вуз - высшее учебное заведение,

ВДНХ - выставка достижения народного хозяйства,

ЦСКА - центральный спортивный клуб армии.

2. Образованные из начальных частей слов:

завхоз - заведующий хозяйством.

3. Смешанный тип, сочетающий первые два способа:

ИМЛИ - институт мировой литературы.

4. Образованные из комбинации начальной части слова с целым вторым словом:

запчасти - запасные части.

5. Образованные из комбинации начала первого слова с концом второго:

мопед - мотоцикл и велосипед.

6. Образованные из комбинации начала первого слова с началом и концом второго:

эсминец - эскадренный миноносец.

В сложносокращенных словах могут быть представлены не все слова, составляющие полные наименования:

Госплан - государственный плановый комитет

Также в сложносокращенных словах порядок следования основ может быть изменен:

лизоблюд - блюдолиз . Эти слова являются синонимами.

Сложносокращенные слова получили широкое распространение в официально-деловом стиле во многих языках мира.

4. Род сложносокращенных слов.

Род буквенных аббревиатур и аббревиатур, оканчивающихся на гласную, обычно определяется по роду главного слова в полном наименовании.

ВДНХ - Выставка достижений народного хозяйства. Главное слово - выставка - женского рода. Значит, сложносокращенное слово ВДНХ тоже будет женского рода.

РИА - Российское информационное агентство. Главное слово - агентство , средний род. Значит, аббревиатура РИА тоже будет среднего рода.

Звуковые аббревиатуры, оканчивающиеся на согласную, относятся в большинстве своем к мужскому роду. Например, старейший вуз . Хотя, если мы расшифруем, получится высшее учебное заведение . Главное слово - заведение, средний род. Но вуз - слово мужского рода.

Вместе с тем,

ООН - Организация Объединенных Наций - ж.р.

АЭС - атомная электростанция - ж.р.

ГЭС - гидроэлектростанция - ж.р

Поэтому полезно обратиться к словарю.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Правописание сложносокращенных слов ().
  2. О сложносокращенных словах ().

Домашнее задание

1. Упражнение №1.

Определите род сложносокращенных слов.

Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного:

ООН НИИ МЧС

2. Упражнение №2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.

Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ , которготовит металлургов.

В ближайшее время в городе намечено построить дв… АТС по двадцать тысяч номер кажд

Иркутск… ГЭС - первенец ангарского каскада станций.

1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.

2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.

3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

5. Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Обобщение в виде таблицы (к B1)

1. Приставочный Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах

писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать.

внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ

модный → СВЕРХмодный

всегда → НАвсегда

2. Суффиксальный Этот

способ действует в образовании всех основных частей речи

желтый→ желтОК,

мечтать→ мечтаТЕЛЬ,

глаз →глазНой,

красный → краснЕТЬ,

красивый→ красивО

два → двоЕ,

белый → белИЗНа

3. Приставочно-суффиксальный Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ)

город → ПРИгородНый,

звук → ОзвучИТЬ,

пятеро → ВпятерОМ,

плотный → ВплотнУЮ,

свеча ПОД свечНИК

мечтать → РАЗмечтатьСЯ

4. Бессуффиксный Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

синий → синь

входить → вход

переходить переход

5.Сложение:

-слов или основ

- сокращением основ

- аббревиатура

Этот способ часто действует в образовании существительных.

Язык , знание – языкознание

Физ ическая культура – физкультура

М осковский Г осударственный У ниверситет – МГУ

6. Переход слов одной части речи в другую

Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.)

Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya

Сложение представляет собой такой способ словообразования, при котором новое слово возникает в результате слияния двух или более других слов или их частей. Этот способ образования слов можно разделить еще на несколько разновидностей.

Сложение основ

Основой слова принято считать все слово за исключением окончания. Сложение основ подразумевает появление нового слова из основ двух (иногда больше) других слов. Часто при этом между основами появляется соединительная гласная. Например:
теплоход = основа «тепл» (от «теплый») + соединительная гласная «о» + основа «ход» (от «ходить»);
мореплаватель = мор + е + плав;
рыжеволосый = рыж + е + волос;
самолет = сам + о + лет;
самолетостроение = сам + о + лет + о + строен;
= пеш + е + ход

Иногда сложение основ происходит без соединительной гласной. Например:
физкультура = физ (от «физическая») + культур
Ленинград= Ленин + град

В результате сложения основ образуется слово не с одним, а с двумя или более корнями. Такое слово называют сложным.

Следует помнить, что в русском языке существует только две соединительные гласные: «о» и «е». Поэтому употребление в словах, образованных сложением, между основами других гласных (обычно «а» и «и») будет являться орфографической ошибкой.

Сложение слов

При этой разновидности сложения слова складываются целиком, образуя новое. Получившееся составное слово нужно писать через дефис. Например: диван- , плащ-палатка, школа-интернат, - , красно-коричневый,

Сложение частей основ

В данном случае складываются части разных слов или же часть слова и целое слово. Например:
завуч = заедующий учебной частью;
колхоз = коллективное хозяйство;
ПГТУ = пермский государстенный технический университет;
роддом = родильный дом;
= медицинская сестра;
профпригодность = профессиональная пригодность

Слова, образованные таким образом, называют сложносокрщенными или , а сам способ - аббревиацией. Иногда аббревиацию относят к отдельному от сложения виду словообразования.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта