Главная » Заготовка и хранение » Соблюдение режима труда и отдыха презентация. Рациональный режим труда и отдыха – основа безопасного труда

Соблюдение режима труда и отдыха презентация. Рациональный режим труда и отдыха – основа безопасного труда

4 190

Сказочный восточный город, находящийся в 240 километрах от Дамаска, люди покинули и забыли на тысячу лет. Чем так провинился Пальмоград, называемый еще и «царственной Пальмирой» (в отличие от Санкт-Петербурга - «северной Пальмиры»)? За что столица обширной восточной державы в древней Сирии в 272 году была разрушена римлянами, и город был засыпан песками пустыни, подступавшей с юга? Почему про него забыли? Только устоявшие под ветром «рощи» колонн да выступавшие стены напоминали о былом величии и великолепии Пальмиры.

Честь ее «открытия» в XVII веке принадлежит итальянцу Пьетро делла Балле. За ним последовали другие любопытные. Но им не поверили. Только через сто лет английский художник Вуд привез зарисовки Пальмиры. Он сумел сделать так, что они стали модными гравюрами, а вместе с ними стала модной и тема Пальмиры. Последовали хищнические и профессиональные раскопки, в которых активное участие приняли русские. Один из них - С. Амалебек-Лаза-Рев - сделал самую интересную с исторической точки зрения находку - пятиметровую стелу с Пальмирским пошлинным декретом 137 года. Она стояла на агоре (плошадь) напротив храма бога Рабасирэ, владыки подземного царства, а теперь стоит в Эрмитаже.

Увидев впервые Пальмиру, С. Амабелек-Лазарев воскликнул:

«О, не сон ли это? Вдруг дорога круто повернула вправо, и невольно останавливаешь свою лошадь - впечатление поразительное. Вы стоите на склоне горы между высокими погребальными башнями. Ветер в них неистово ревет. Перед вами обширное поле, на нем несколько сот колонн, то тянущихся аллеями в версту длинной, то составляющих рощи; между ними здания, триумфальные арки, портики, стены посреди картины, за городом - развалины храма Солнца - колоссальное квадратное здание. Стены его до сих пор целы и поражают вас своими размерами издалека. Направо от храма Солнца - паль-мирский оазис; взор очарован яркой зеленью посевов с лежащими на них темными пятнами пальм и серебристыми грядами маслин. За городом простирается безбрежная пустыня, за оазисом - солончаки. Освещение волшебное, сочетание тонов не поддается описанию. Нежные розовые и золотистые тона развалин лежали на фиолетовом фоне гор и на синеве пустыни».

И в самом деле, красота Пальмиры - это красота города, естественно вписавшегося в окружающую природу.

Абсолютно точно известно, что уже в III тысячелетии до н. э. Пальмиру населяли семитские племена. Первый раз она упоминается в каппадокийс-ких табличках II тысячелетия до н. э. под именем Тадмор (на арамейском языке это слово означает «чудесный», «прекрасный»). В следующий раз город упоминается в надписи ассирийского царя Тиглатпаласара I в списке покоренных городов: «Тадмор, который лежит в стране Амурру». Предположительно на город нападал царь Вавилона Навуходоносор II в VI веке до н. э..

Затем о Тадморе не было упоминаний вплоть до римского времени. У Аппиана в «Гражданских войнах» рассказывается о том, как римский полководец Марк Антоний в 42–41 годы дон. э. безуспешно пытался ограбить город. Не удалась ему эта операция только потому, что жители, прихватив все самое ценное, ушли к берегам Евфрата.

Вероятно, они почувствовали, что победа в гражданской войне останется не за Антонием с Клеопатрой, а за Октавианом Августом, и не ошиблись. Ведь еще в III веке до н. э. Тадмор стал «союзником» Рима и служил буфером в борьбе Рима с парфянами. Формально он оставался самостоятельным и даже не был включен в римскую провинцию Сирия. Только при Тиберии, преемнике Августа, город начал платить налоги и получил название Пальмира - город пальм.

В 105 году до н. э. император Траян захватил соседний город Петру и уничтожил самостоятельность Южной Сирии, игравшей основную роль в транзитной торговле Восток - Запад. Вот тут и пришло время Пальмиры, избавившейся от главного конкурента. Особенно после 200 года, когда на римский трон воссели выходцы из Сирии - Северы.

Ведь Тадмор-Пальмира был прежде всего купеческим, караванным городом. Он и возник в оазисе на краю пустыни и гор, где бил подземный источник Эфка с тепловатой сернистой водой. Каждую секунду из подземной пещеры длиной 100 метров выбрасывалось 150 литров воды (там и сейчас бани). Странствующие купцы устраивались здесь на ночлег, а то и на многодневный отдых. Постепенно источник стал местом встреч и рынком перепродаж для тех, кто не желал двигаться дальше, предпочитая пожертвовать часть перекупщику, нежели потерять все в случае нападения разбойничьих бедуинских племен.

Эфка находилась на расстоянии пяти дней пути от Евфрата и вблизи того места, где из оазиса возникла Пальмира. Исключительная важность этого перекрестка состояла в том, что он объединял Рим с Южной Аравией, Ираном и Индией. В Пальмире кончались западные колесные дороги, здесь любой товар приходилось перегружать на верблюдов, и наоборот. Пальмирские купцы организовывали, снаряжали и вели караваны через пустыню к Евфрату. Дополнительную прибыль они получали в том случае, если им удавалось избежать нападений на караван вездесущих кочевников. Из-за всего этого Пальмира быстро стала городом таможен, постоялых дворов и харчевен. Здесь поселились коновалы, носильшики, воины, менялы, проститутки, жрецы даже самых мелких божков, переводчики, лекари, ветеринары, беглые рабы, зодчие, мастера любых ремесел, шпионы, люди других профессий - собственно, здесь не было только римских прокуратора и императора.

Огромные доходы юрод имел от взимания пошлин. Самый крупный памятник пальмирского законодательства, о котором уже упоминалось, как раз посвящен пошлинам и высечен на двух языках, греческом и арамейском.

«При Боннее, сыне Боннея, сыне Хайрана, и грамматевсе Александре, сыне Филопатора, в архонство Малика, сына Солата, сына Мокиму, и Зобейды, сына Несы, когда был собран Совет в соответствии с законом, он постановил то, что записано ниже.

Так как в прежние времена в законе о пошлинах многие предметы, подлежащие пошлине, не были перечислены и взимались согласно обычаю, потому что было записаны в договоре, чтобы сборщик пошлины взимал согласно закону и обычаю, и поэтому часто по этим делам происходили тяжбы между купцами и сборщиками, решено Советом, чтобы архонты эти и декапроты рассмотрели то, что не перечислено в законе, и пусть будет записано в новом договоре для каждого предмета пошлина его».

Далее следовал внушительный список облагаемого товара: рабы - 12 денариев каждый, верблюжий груз - 3 денария, ослиный - 2, пурпурная шерсть - 28 денариев за руно, благовонное миро - 25 за алебастровый сосуд, елей в козьих мехах - 7, масло - 4, рыба соленая - 10 et cetera.

Но это была пошлина, которую брал город. Во второй части декрета выясняется, что еще одну пошлину брал префект Гай Лициний Муциан, причем брал не сам, а отдал на откуп некоему Алкиму с компаньоном. Эти тянули деньги за все: за прогон скота, за торговлю в городе, за груз орехов, скрупулезно отмечая каждую мелочь (даже проституток они поделили на два разряда: на тех, кто берет за соитие денарий, и на тех, кто больше, и соответственно обложили налогом).

Ознакомившись детально с этой «поэмой справедливого вымогательства», венчающей общественно-социальную жизнь города, понимаешь, как далеки были интересы этой «вице-империи» Рима на Востоке от имперских проблем «метрополии» и в то же время как заинтересованы были пальмирцы в спокойствии. Известно ведь, воевать будут римляне, а платить за войну - купцы. И не случайно в конце II века римляне создали в Пальмире специальный полицейский магистрат - для наблюдения за настроениями горожан и проезжавших купцов. Мера вполне понятная: можно сколько угодно уповать на лояльность пальмирцев, но если чаша весов склонится к врагам, «друзья римского народа» вряд ли пожертвуют ему последнюю рубаху, да и не последнюю тоже.

По всему образу жизни патьмирцы были типичные космополиты-коммерсанты. Многие из чисто меркантильных интересов даже брали себе вторые, римские, имена, хотя все они были симбиозом арамеев, семитов и арабов. При этом, оберегая свои богатства от черни, пальмирцы использовали именно римский опыт, постоянными подачками сдерживая возмущение нищих масс и недовольных. В Пальмире не было голодных. Для этого раздавались тессеры - своеобразные жетоны в виде монет, дававшие право владельцам участвовать в раздачах продовольствия, погребальных тризнах и свадебных пиршествах, посещать театр и пользоваться прочими УДОВОЛЬСТВИЯМИ. С помощью тессера можно было отправиться в путешествие и, предъявив его в чужом городе человеку, который считался здесь «другом и гостем» Пальмиры, получить бесплатно еду и ночлег. В ряде случаев тессеры играли роль талисманов под покровительством того или иного божества, поэтому имена владельцев у них не римские, а местные. Из них же можно узнать наименования родов и наследственную профессию.

Многобожие пальмирцев объяснялось многонациональным населением и присутствием разноплеменных купцов. С последними боги прибывали из всех уголков Востока. Тут мирно «уживались» Атар-гатис, Иштар, Анахита, Таммуз, Аллат, Арду, Таратэ, Ману, Нэбо и сотни других. Но больше всего храмов было выстроено в честь бога Солнца (Бол, - Бел - Баал). Он имел десятки ипостасей, например, Малак-Бол - Солнце Ночи, или Махак-Бед - Посланец, или Баал-Шамен - Гром и Молния, он же Великий и Милосердный. Разобраться в пальмирском многобожии человеку не посвященному с ходу невозможно. Вполне вероятно, что и сами пальмирцы, как египтяне, не знали всех своих богов. Да у них не хватило бы ни времени, ни средств, ни физических сил почитать всех. Поэтому остановимся на главном. Это солнечная триада Бел-Бол, Иарих-Бол и Али-Бол, во многом сходная с аналогичной египетской триадой Ра-Гор-Ахт. Главный из них Бел-Бол, и ему за чертой города поставлен самый знаменитый храм Пальмиры - храм Солнца, ставший прообразом для храма в Баальбе-ке (Баальбек - букв. «Долина Солнца»). Одновременно это и самый большой храм Пальмиры, постт Роенный во II веке.
Храм стоит на наращенном фундаменте посреди огромного двора, окруженного колоннами. Длина его 60 метров, а ширина - 31. К храму ведут три входа, украшенные порталами, которые в свою очередь украшены барельефами. На одном из них изображена жертвенная процессия: женщины, закрытые покрывалами, шествуют за верблюдами. Этот барельеф - немое доказательство того, что чадру на Востоке ввели вовсе не исламисты.

Описать весь грандиозный комплекс храма практически невозможно, это надо видеть. Скажем лишь, что по своей грандиозности его смело можно поставить в один ряд с Колизеем и что элементы греко-римского архитектурного стиля в нем мирно уживаются с восточными традициями. Например, балки перекрытий венчали острые треугольные зубцы, как в Вавилоне, а капители были сделаны из бронзы, которые сняли и переплавили мародореры-легионеры Аврелиана. Сам Аврелиан пытался воздвигнуть аналогичный храм Солнца в Риме и даже затратил на него 3 000 фунтов золота, 1800 фунтов серебра и все драгоценности пальмирской царицы.

Позднее арабы использовали руины храма в качестве опорной крепости в борьбе против крестоносцев, здание сильно пострадало, но по сравнению с другими памятниками все-таки сохранилось до наших дней в удовлетворительном состоянии.

Впрочем, и храм Солнца не самая главная достопримечательность Пальмиры: всемирную славу ей создала главная улица, начинавшаяся от Триумфальной арки, построенной около 200 года, и проходившая через весь город с юго-востока на северо-запад. Двойная Триумфальная арка стоит не поперек улицы а углом - чтобы спрямить изгиб в этом месте. Парадоксально, но тот же архитектурный прием был повторен в Северной Пальмире - Санкт-Петербурге: это арка Главного штаба.

Протяженность главной улицы 1100 метров. Она состояла из проезжей части шириной 11 метров, обрамленной во всю длину колоннами, и двух крытых тротуаров шириной 6 метров. По обеим сторонам тротуара располагались мастерские ремесленников, которые одновременно были и лавками. Коринфские колонны (общее число их насчитывалось в древности не менее 1124) достигали 10 метров высотой. На-особых выступах колонн - консолях, иногда выше, иногда ниже, выставлялись скульптурные бюсты купцов, начальников караванов и лиц, оказавших городу услуги. Отличительной чертой пальмирцев можно считать ту, что бюсты они ставили друг другу, а не сами себе. Колонны центральной квадратной площади - агоры - несли около 200 скульптурных изображений. Причем существовало «местничество»: на севере колонны украшались бюстами чиновников, на юге - водителями караванов «синодиархами», на западе - военачальников, на востоке - архонтов и сенаторов. Вся знать олигархической республики, где правили «Совет и народ» под неусыпным оком Рима, была представлена весьма наглядно. Позднее на памятных колоннах появились бюсты членов монархически правящей династии Оденатов. Они носили пышные римские титулы: «Глава Пальмиры» («Рас Тадмор»), консуляр Рима, вице-император Рима на Востоке, вождь Римлян на Востоке. Сами бюсты до нас дошли в единичных экземплярах, но сохранились надписи, говорящие о многом:

«Статуя эта Септимия Хапрана, сына Одвната, сиятелънейшего сенатора и главы Пальмиры, которую воздвиг ему Аврелий Филин, сын Мария Филина, (который) сын Расайя, воин легиона, что стоит в Бое-ре, в его несть, в месяц Тишри, год 563».

«Статуя Септимия Одената, сиятельнейшего консуляра, господина нашего, которую воздвигло ему сообщество кузнецов, работающих по золоту и серебру, в его честь, в месяц Нисан 569».

В период своего расцвета Пальмира была застроена роскошными общественными зданиями, портиками, храмами, частными дворцами и термами. Был в городе и театр, окруженный полукольцом (опять-таки) колонн, правда, не такой большой, как в других эллинистических городах, но зато построенный в самом центре.

С первого взгляда казалось, что город, и в первую очередь «леса» колонн, - сплошь из мрамора. Мрамор и на самом деле был, привозной - из Египта. До сих пор неизвестен путь, каким он (и гранит) доставлялся в Пальмиру (возможно, везли либо полуфабрикат, либо готовое изделие). Но самым популярным строительным материалом в городе был местный известняк-ракушечник - камень мягкий и удачно имитирующий мрамор. Каменоломни его находились в двенадцати километрах от города. Способ добычи тоже был египетский: в естественную трещину или пробуравленную дыру вгоняли деревянный кол, который обильно поливали водой. Кол разбухал и отрывал глыбу от скалы. Затем глыбу распиливали и отвозили в город. Известняк этот был золотистого цвета и белого с розовыми прожилками. Он-то и создал не потускневшую в веках красоту Пальмиры.

Справедливости ради надо отметить, что и сами пальмирцы не жалели средств на украшение родного города. Три входа в храм Солнца они украсили золотыми панелями, о расходах серебра, меди и бронзы - говорить не приходится. Теперь остается только представить, какая вонища стояла от бесконечно прибывающих со всего света караванов и стад в одном из самых красивых городов древности! Как загажены были бездомными собаками базы самого красивого в мире собрания колонн! Надо думать, и эпидемии здесь были частыми и повальными.

Но кроме этой, живой Патьмиры существовала еще одна - Долина Гробниц. Ее уникальность пугала уже в средневековье и породила самые фантастические истории и легенды. Гробницы здесь строили из известняка. Они представляют собой комнату, квадратную или прямоугольную (4–5 х 5–9 метров), украшенную пилястрами и выгнутым потолком. Родовые гробницы нередко напоминали небольшие квартиры. Внутри стояли 2–3 саркофага, барельефы которых несли информацию о жизни владельца. Но самого владельца внутри не было, он был зарыт в подземелье. Бальзамированных трупов здесь не встретишь. Недавно при строительстве нефтепровода натолкнулись на гробницу, находившуюся под полом не сохранившегося наземного сооружения. Внизу находился склеп с тремя Т-образными проходами. В стенах располагалось шесть рядов могильных горизонтальных ниш. Каждая была закрыта плитой с рельефным бюстом умершего. Всего в этой гробнице насчитали триста девяносто захоронений. Большой род? - оказалось, нет. Предприимчивые пальмирцы рассчитали, что строить собственную гробницу - дело дорогостоящее, поэтому они продавали «места» другим семьям.

Однако среди пальмирцев существовали и такие, которые не желали «лезть под землю». Они строили себе и своим семьям высокие каменные башни в 3–4 этажа (одна даже в пять этажей) с балконами. Гробницы уцелели на высоте 18–20 метров и во множестве спускаются в долину по скатам гор. Ветер в них завывает круглые сутки, наводя страх даже на самых бесшабашных. Здесь когда-то покоились забальзамированные трупы, и здесь не встретишь греческих или римских надписей, все - на арамейском. Они расположены над входной дверью:

«Гробницу построил на свой счет Септимий Оденат, сиятельнейший сенатор, сын Хайрана, сын Вахабаллата, сын Нацора, для себя и сыновей своих и внуков навсегда, ради вечной славы»,

Но обычно на фронтонах гробниц не упоминаются римские имена покойных.

«Увы! Это образ Забды, сына Мокимо, его жены Балтихан, дочери Атафни».

Образы покойных - погребальные скульптуры - ваялись в полном правдоподобии и с максимальной выразительностью. Высечены были даже серьги в ушах. Встречались и картины, выполненные в стиле фаюмской портретной живописи.

Балкон строился на середине высоты башни - с пилястрами, колоннами и крышей. На нем стояло ложе, а на ложе лежала статуя покойного.

Одной из замечательнейших в архитектурном плане гробниц считается башня Ямлика: в ней потолок голубой, как небо.

Башни - самые древние здания Пальмиры, к тому же они пережили город. Их не коснулась роковая судьба государства, существовавшего на протяжении, по меньшей мере, двух тысячелетий, под конец пережившего время громкой славы, рухнувшего от переоценки своих возможностей и оставившего на память о себе пленительной образ не менее властной царицы, нежели Клеопатра. Вот как это произошло.

Римляне в III веке до н. э. застали в Пальмире олигархическую республику. Они не стали ничего менять, то ли не имея сил, то ли такое положение их устраивало. Однако ближе ко II веку н. э. в государстве возобладали монархические тенденции: выдвинулся род Оденатов.

Первый из Оденатов получил римское гражданство в правление Септимия Севера (193–211 годы). Естественно, он стал называться Септимий Оденат. Следующий Оденат уже римский консул. Его сын Септимий Хайран получил (или присвоил) титул «главы Пальмиры» («Рас Тадмор»). Сын Хайрана, муж царицы Зенобии, известный как просто Оде-нат, вынужден был стать политическим деятелем и военачальником, практически независимым от Рима, в чем виноваты, прежде всего, сами римляне. Их политика на Востоке была просто безалаберной. Воспользовавшись этим, персидский шах из династии Сасанидов Шапур I занял Армению, Северную Месопотамию, Сирию и часть Малой Азии. Против него выступил император Валериан, но в битве при Эдес-се римляне потерпели сокрушительное поражение, и 70-тысячное войско попало в плен. С ними вместе попал в плен и Валериан, где и умер некоторое время спустя: спасать или выкупать его было некому, солдаты уже выбрали себе другого императора.

Главе Пальмиры Оденату удалось не допустить персов на свою территорию, он даже разбил несколько передовых отрядов Шапура. Но ввязываться в серьезную борьбу Оденат совсем не собирался: плоть от плоти торгового народа, он больше всего хотел мира, чтобы спокойно торговать и с римлянами, и с персами. Шапур же как будто и вовсе его не замечал: он медленно отходил к Евфрату с богатой добычей. Оденат отправил Шапуру письмо с изъявлениями покорности. Тот этого не понял:

Кто этот Оденат, который осмелился писать своему владыке? Если он осмелился смягчить ожидающее его наказание, то пусть падет ниц передо мной с руками, связанными за спиной. Если он этого не сделает, пусть знает, что я погублю и его, и семейство его, и государство его!

Подарки Одената Шапур бросил в Евфрат.

Что оставалось делать Оденату! После гибели других сирийских царей он оказался единственным фактическим повелителем римского Востока и остатков римских легионов. Мечами этих войск он очистил от персов провинции Азии и Сирии, а также, перейдя Евфрат, захватил месопотамские города Нисибис и Карры. Дважды он подходил к персидской столице. Римский император Галлиен благодарил Одената и праздновал за него победные триумфы.

В 267 году Оденат пал от руки родного племянника. Вместе с ним погиб и его старший сын Герод от первого брака. Многие почувствовали, что руку племянника направляла вторая жена Одената - Зе-нобия. Позднее эта версия косвенно подтвердилась, так как путем династических манипуляций титул вице-императора и «вождя римлян на Востоке» получил малолетний сын Одената и Зенобии - Ваха-баллат. Зенобия добилась права регентства, и у Пальмиры, владевшей Сирией, частью Малой Азии, Северной Месопотамией и Северной Аравией, появилась царица.

Арабское имя Зубайдат (буквально «женщина с прекрасными, густыми и длинными волосами») переделали в греческое Зенобия, что означает «вторая гостья» и вполне соответствовало статусу второй жены. К тому же Зенобия не была уроженкой Пальмиры. Она появилась на свет в бедной бедуинской семье, которая кочевала вблизи города. Говорят, в момент рождения Зенобии все планеты находились в созвездии Рака, а в небе ярко светил Сатурн. Что это означает? - лучше справиться у астрологов. Ее также называли прекрасной финикийкой, цыганкой, еврейкой. Сама Зенобия, не сильно смущаясь, вела свой РОД от цариц Дидоны, Клеопатры и Семирамиды. Остается тайной, как Зенобия попала в круг власть имущих. Почему ее заметили правители Пальмиры?

Современники единодушно свидетельствуют, что она обладала незаурядной силой психического воздействия, проще говоря, была ведьмой. Или экстрасенсом, что одно и то же.

Сохранилось много описаний Зенобии и ее изображений, в том числе на бронзовых монетах, чеканившихся в Александрии, которая тоже подчинилась пальмирской царице. Эти монеты до сих пор находят на обочинах сирийских дорог. Римский историк Требеллий Поллион описал ее так:

«Она имела все качества, необходимые для великого полководца; осторожно, но с удивительной настойчивостью приводила в исполнение свои планы; строгая к солдатам, она не щадила себя в опасностях и лишениях войны. Часто во главе своего войска шла она пешком 3–4 мили. Никогда ее не видели в носилках, редко - в колеснице и почти всегда верхом. В ней в разной степени соединялись таланты военные и политические. Она умела приноравливаться к обстоятельствам: строгость тирана, великодушие и щедрость лучших царей. Расчетливая в походах, она окружала себя персидской роскошью. Выходила в народное собрание в пурпурной одежде, осыпанная драгоценными камнями, со шлемом на голове».

Стройная, небольшого роста, с необыкновенно блестящими глазами и ослепительными зубами, смуглая лицом и телом, Зенобия всех покоряла своей красотой, будь то на пальмирском троне, в военном походе или на неумеренных возлияниях со своими солдатами. Она была не только воином, но и философом. Знала греческий и коптский языки, составила сокращенный труд по истории Востока, создала в Пальмире философскую школу неоплатоников во главе с греческим философом Лонгином. Построив себе летнюю резиденцию в Ябруде, она прятала там в пещерах первых христиан. Там же летом кочевали ее родственники бедуины, и-там же она повстречала гадалку, предсказавшую ей грядущие успехи, предательство ею старого друга и конец жизни - в золоте, но в нищете и позоре.

Религиозно-философские увлечения Зенобии дали ей повод поссориться с Шапуром I, находившимся под влиянием Картира, главы персидских магов. Зенобия собрала огромную армию и стала с переменным успехом воевать против персов.

Рим больше не мог терпеть усиления Пальмиры на Востоке. Зенобия утратила чувство всякой меры. Она официально провозгласила независимость от Рима, наделила себя титулом «Августы», а сына нарекла Августом. - именем императора. В конце 270 года наследник Галлиена - император Аврелиан - прекратил переговоры с посланниками Пальмиры и вернул Египет, которым Пальмира владела «незаконно». Зенобия тут же помирилась с Шапуром, но изменить что-либо уже было поздно. В 271 году огромная римская армия двинулась на Восток - через Малую Азию, горы Тавра и Киликийские ворота. На берегах Оронта пальмирцы были разбиты и отступили к Антиохии. Пальмирский полководец Заб-да распустил в городе слух, что римская армия разгромлена. Нашли человека, похожего на Аврелиана, и провели по улицам на потеху черни. Выиграв таким образом время, пальмирцы беспрепятственно прошли через Антиохию. Аврелиан шел за ними и скоро подступил к стенам Пальмиры. Началась осада Укрепленного города с большими запасами продовольствия и оружия. Аврелиан сообщал в Рим: «Я не могу описать вам, отцы-сенаторы, как много у них метательных машин, стрел и камней. Нет ни одной части стены, которая не была бы укреплена двумя-тремя баллистами».

«Аврелиан - Зенобии. Твоя жизнь будет сохранена. Ты сможешь провести ее в каком-нибудь месте, куда я помещу тебя. Твои драгоценности, серебро, золото, шелк, лошадей, верблюдов я отошлю в римскую сокровищницу. Законы и постановления пальмирцев будут соблюдены».

«Зенобия - Аврелиану. Никто еще, кроме тебя, не отважился просить того, что ты требуешь. То, что может быть добыто войной, должно быть приобретено доблестью. Ты просишь меня сдаться, как будто ты совершенно не осведомлен, что царица Клеопатра предпочла умереть, чем пережить свое величие. Персидские союзники, которых ожидаем, недалеко. Сарацины (арабы) на нашей стороне, так же, как и армяне. Сирийские разбойники, о Аврелиан, побеждали твою армию. Что, если эти отряды, которых мы ожидаем со всех сторон; придут? Так что ставь свое высокомерие, с которым ты сейчас требуешь моей сдачи, как если бы ты был победителем повсюду».

Но союзники не торопились. На долгую осаду у Пальмиры не хватило бы сил. В городе замаячил призрак голода, начались болезни. Темной ночью Зенобия, взяв с собой сына Вахаоаллата и несколько приближенных, тайно бежала из города, обманув римские сторожевые посты. На верблюдах они добрались
до персидской границы и уже садились в лодку, чтобы переплыть Евфрат, как погоня настигла их. Зенобия была схвачена.

Узнав об этом, пальмирцы принесли Аврелиану ключи от города. Император милостиво обошелся с Зенобией и Вахабаллатом. Город и горожане тоже не пострадали. Над приближенными Зенобии и ее военачальниками был назначен суд. Многих казнили, в том числе и философа Лонгина. Его предала сама Зенобия: она отказалась от авторства оскорбительного письма Аврелиану, заявив, что его писал философ. Так оправдалось первое предсказание гадалки.

Аврелиан рвался в Рим, ему не терпелось отпраздновать триумф. Но через несколько месяцев после того, как Аврелиан с пленницей ушел из Азии, пальмирцы восстали и перебили римский гарнизон. На этот раз Аврелиан, вернувшись с армией, отдал приказ разрушить город. Это произошло в 272 году. Аврелиан уничтожил общинное устройство Пальмиры, дочиста ограбил храм Солнца, передав все ценные украшения в новый храм Солнца, который он строил в Риме.

Зенобия, потеряв царство, пережив его разорение и гибель, не покончила с собой, подобно своей «родственнице» Клеопатре, хотя и грозилась в письме. Но ведь письмо писал Лонгин, а он давно в аиде.

Еще раз ее красота ярко блеснула во время триумфального шествия, когда она пленницей, опутанная золотыми цепями, впереди вереницы повозок с собственными сокровищами шла босая, с распущенными волосами и бросала в толпу такие взгляды, что многие не могли их вынести и отворачивались. Остаток жизни она провела в Риме, на вилле своего нового мужа - римского сенатора.

Уничтоженная Пальмира больше не воскресла. Торговцы направили свои караваны по иным дорогам. Прошли века. Пески пустыни засыпали цветущий оазис: никто не боролся с ними. Последние жители Пальмиры - арабы - сгрудились в глинобитных хижинах на дворе храма Солнца. Но и эти дома в конце концов опустели. Мгновенно и словно ниоткуда появившаяся под сирийским небом держава так же внезапно рассыпалась. «Не сон ли это»?..

Триумфальная арка является визитной карточкой Пальмиры. Арка была построена во II веке нашей эры, когда сам город был многолюден и богат.

Главные ворота состоят из трех частей, которые служили входом на три разные улицы. Арка находилась над главной торговой улицей. Высота главного свода составляет двадцать метров.

Арка украшена резьбой, которая выполнена из разных видов камня, скульптурами, которые изображают головы львов с открытой пастью.

К сожалению, арка была сильно разрушена, и до наших дней дошли только отдельные фрагменты. Несмотря на полуразрушенное состояние арка является главной достопримечательностью не только города, но и Сирии. Это доказывает то, что ее изображение можно найти на купюре в сто сирийских лир.

Замок Крак де Шевалье

Крак де Шевалье (Сraс des Chevaliers) - "крепость рыцарей" на смеси французского и арабского языков. Замок возвышается на высоте приблизительно 500 метров над долиной Эль-Букейя и занимает стратегическую позицию вдоль единственного пути из Антиохии в Бейрут и к Средиземному морю.

Первые упоминания о замке относятся к мусульманским хроникам, в них он носит имя «Крепость Курдов». С 1031 года по приказу эмира Алеппо в нём располагался курдский гарнизон. Во время Первого Крестового похода в 1099 году крепость была захвачена Раймоном Сен-Жильским, но была оставлена, когда крестоносцы продолжили свой марш к Иерусалиму.

Немного позже граф Триполи передал замок ордену госпитальеров. С тех пор на протяжении 129 лет никому не удавалось взять осадой Крак де Шевалье.

Архитектуре замка стоит уделить особое внимание. Первоначальный план замка не дошел до наших дней. Ядро замка состояло из огромной треугольной галереи длиной 270 метров и шириной в 9 метров. В ней жили братья госпитальеры, и она являлась укрепленной казармой, своды которой были изогнуты в виде стрельчатых арок, а по бокам были расположены пять квадратных башен. В 1170-х годах в северо-восточной башне была построена часовня, напоминающая слепую аркатуру.

А какие достопримечательности Пальмиры вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Храм Бэла в Пальмире

Храм Бела - самое большое сооружение Пальмиры. Сегодня он частично реставрирован. Его здание, как свидетельствует сохранившаяся на его руинах надпись, было воздвигнуто в 32 году нашей эры. Храм Бела является своеобразным гибридом восточной и античной архи-тектур: план здания выполнен в традициях храмов Ближнего Востока, а его фасады оформлены в духе античного зодчества, по образцу греческих и римских храмов. Храм Бела расположен в центре обширного открытого двора святилища.

Руины храма возвышаются посередине почти квадратного, окруженного колоннадами двора. Наряду с элементами греко-римского архитектурного стиля в его облике ощущается влияние восточных традиций: римские архитектурные формы сочетаются с восточной пышностью и грандиозностью. качестве крепости в борьбе с крестоносцами, и здание сильно пострадало.

Святилище располагалось на высокой террасе площадью 305x210 метров и было окружено стенами из хорошо подогнанных каменных блоков. Стены украшали небольшие колонны. Двор со всех сторон окружали крытые портики, опиравшиеся на два ряда колонн. С западной стороны двора находились главные ворота, украшенные пропилеями и скульптурами Через трое дверей можно было попасть внутрь двора.

Сегодня остатки резных каменных плит и большие куски разбитых колонн в беспорядке валяются вокруг руин храма. Внутреннее пространство храма Бела представляет собой один-единственный большой зал, не разделенный никакими колоннадами или стенами.

Торговая площадь Агора – центральная площадь Пальмиры, которая служила рынком и местом городских собраний.

Площадь имеет форму прямоугольника и окружена портиками. На площади была возведена трибуна, с которой ораторы сообщали о последних событиях и зачитывали указы. Здесь же представители Сената разглашали народу свои решения.

Агору окружают различные сооружения. Например, одно здание с толстыми стенами считается караван-сараем. Рядом с площадью была найдена стела, знаменитый "Пальмирский тариф", который содержит надписи на греческом и арамейском языках о налогах и тарифах, которые принимал Сенат. Сейчас плита-стела находится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Улица "Великая колоннада"

Великая колоннада – центральная улица Пальмиры, длина которой составляет тысячу сто метров.

Главные магистрали римских городов были идеально прямыми. Однако "Великая колоннада" является исключением, так как она дважды на своем протяжении слегка изгибается. Это произошло из-за того, что колоннада повторяет направление караванной дороги.

Колонны улицы достигают десяти метров. По обеим сторонам улицы располагались крытые портики, которые выполнены из золотистого известняка и розового асуанского гранита.

Храм Бела

Храм Бела – самая крупная постройка Пальмиры. Храм посвящен местному верховному божеству – повелителю грома и молнии.

Храм считался главной городской святыней. Он был построен к 32 году нашей эры. Храмовый комплекс включал в себя двор с оградой, ритуальные бассейны, алтарь и сам храм. Вход был оформлен восьмиколонными пропилеями с башнями по обеим сторонам. Архитектурный стиль храма вобрал в себя как греко-римскую, так и восточную традицию.

Сейчас от храма остались только руины, которые возвышаются над квадратным двором, окруженным колоннами. Несмотря на это храм до сих пор потрясает посетителей своим величием и монументальностью.

Архитектурный комплекс Тетрапилон

Тетрапилон - локальная достопримечательность сирийского города Пальмира, представляющая собой монументальную архитектурную конструкцию, состоящую из колонн и каменных платформ. Вместе с прочими историческими памятниками древней Пальмиры Тетрапилон признан культурным наследием Сирии и находится под эгидой организации ЮНЕСКО.

Тетрапилон - одна из наиболее сохранившихся конструкций среди руин Пальмиры. Тетрапилон состоит из четырех монументальных оснований, над каждым из которых возвышаются четыре высокие колонны с плоской платформой наверху. Сооружение представляет собой своеобразную триумфальную арку - такие арки во времена античности устанавливали на перекрестках крупных дорог или обрамляли ими городские площади.

Тетрапилон - очень впечатляющее сооружение. Высота одних только массивных колонн составляет семнадцать метров. Одна из шестнадцати колонн изготовлена из розового мрамора, остальные вытесаны из камня. Ранее на вершине каждой из четырех платформ были установлены статуи, но до настоящего времени они не сохранились. Тем не менее древний сирийский Тетрапилон всё равно производит неизгладимое впечатление на туристов, по праву считаясь самым красивым сооружением древней Пальмиры.

Город Дара Эуропос

Город Дара Эуропос был основан в конце IV века до нашей эры Селевком I Никатором.

«Дара» или «Дура» с арамейского переводится как – «крепость», а Эуропос – родина императора Селвека. Дара Эуропос – многонациональный город. Особое внимание здесь стоит уделить цветным фрескам на темы Ветхого Завета в древней синагоге. Что примечательно, изображение ангелов и живых существ в иудаизме было запрещено, но на фресках из Дара они присутствуют.

Город находится в среднем течении Евфрата. Лучше всего в городе сохранились стены и так называемые Пальмирские ворота - за ними начиналась дорога на Пальмиру. Именно через эти ворота путешественники попадают в Дара Эуропос. Также достаточно хорошо сохранились жилые кварталы и цитадель города. «Крепость императора Селвека» имела типичную для того времени организацию: улицы кардо, идущие с севера на юг, пересекавшиеся с декуманусами, шедшими с запада на восток. Все улицы были под навесами, дабы уберечь жителей от палящего солнца. В городе имелось 4 бани, одну из которых можно осмотреть и сейчас, она находится справа от Пальмирских ворот.

Древний район Пальмиры

Пальмира – деревня в Сирии, рядом с которой находятся развалины одного из самых богатых городов античности. Считается, что город был основан в Сирийской пустыне в X до нашей эры царем Соломоном. На протяжении многих веков город переходил из рук в руки. Здесь находился главный центр остановки торговых караванов, шедших с Запада на Восток, за что город прозвали «невестой пустыни». В X веке нашей эры город был разрушен арабами и постепенно превратился в небольшое поселение.

С XVII века на месте старой Пальмиры ведутся археологические раскопки. Развалины города тянутся на 3 километра. Здесь можно увидеть обломки различных сооружений: храмов, дворцов, алтарей. На вершине одного из ближайших холмов находятся развалины замка, построенного арабами. На востоке территории расположен храм солнца Ваала-Гелиос, внутреннее убранство которого сохранилось до наших дней в виде лепнин в форме листьев и плодов. В небольшой долине виднеется некрополь с погребальными пещерами и фамильными усыпальницами, которые представляют собой башни из камней. Пальмира включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самые популярные достопримечательности в Пальмире с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Пальмиры на нашем сайте.

Древняя Пальмира, расположенная в Сирийской пустыне, за свою длительную историю страдала от войн не единожды. В 272 году её разрушил император Аврелиан, восстановивший над городом контроль Рима. В 744 году то же самое сделали арабы, утвердив собственную власть над городом. В новейшее время историческая часть Пальмиры была признана ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. Казалось, войны больше не побеспокоят величественные руины древнего города. Однако в 2015 году Пальмиру захватили боевики «Исламского государства» - и лишь на прошлой неделе сирийские войска вернули город под контроль правительства. Как изменилась историческая часть античного города менее чем за год?

Пальмира (араб. Тадмор, «город пальм») – древний город, расположенный в глубине Сирийской пустыни на пути из Дамаска к долине Евфрата. Во II–I вв. до н.э. Пальмира стала важным центром караванной торговли, прибыли от которой содействовали росту благосостояния её элиты и увеличению её политического влияния в регионе. В I в. н.э. Пальмира вошла в состав Римской империи. При этом город сохранил свою автономию, продолжал управляться собственным правительством и пользоваться своими законами.

Большая колоннада Пальмиры на гравюре Роберта Вуда из его опубликованной в 1753 г. книги «Руины Пальмиры». Вдали легко узнаётся силуэт триумфальной арки, уничтоженной боевиками 5 октября 2015 года

Время между началом II-го и серединой III века являлось Золотым веком Пальмиры, когда её богатство и политическое значение достигли апогея. В 261 году пальмирский царь Оденат нанёс поражение персам и был признан верховным военачальником римских сил на Востоке.

После смерти Одената в 267 году Пальмирское царство, которое возглавила его жена Зенобия, отсоединилось от Рима. В 272 году император Аврелиан нанёс поражение пальмирской армии, захватил сам город и взял Зенобию в плен. После попытки нового мятежа город был взят штурмом и разрушен, а его жители – проданы в рабство. В 293–305 гг. император Диоклетиан построил здесь лагерь I Иллирийского легиона. Император Юстиниан восстановил и расширил городские укрепления, сделав Пальмиру частью римской оборонительной системы на Востоке. После разрушения арабами в 744 г. Пальмира потеряла остатки своего значения. Её дома и стены с ходом времени разрушились и оказались наполовину занесены песком.

В 1678 году Пальмиру посетил английский торговец Галифакс, принёсший в Европу известие о затерянных в глубине пустыни развалинах древнего города. В 1751–1753 гг. руины были исследованы и зарисованы экспедицией Роберта Вуда и Джеймса Докинса. Систематические археологические раскопки города начались середины 1920-х годов. Значительная его часть была освобождена от песка и предстала перед изумлённым взором исследователей. Обнаруженные археологами уникальные памятники были включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В 2011 году в Сирии началась гражданская война. 20 мая 2015 года боевики террористической организации ИГИЛ взяли под контроль территорию Пальмиры. Памятники искусства, которые не были вывезены отступающими правительственными войсками, оказались разграблены, некоторые из них уничтожены.


Взрыв храма Бела 30 августа 2015 г.

27 июня боевики взорвали 3,5-метровую статую «Льва Аллат», украшавшую вход в пальмирский музей. Через месяц, 23 августа, был разрушен храм Баалшамина, ещё через неделю, 30 августа, жертвой боевиков стала главная святыня города - храм его покровителя Бела. Спутниковые фотографии, сделанные из космоса, подтвердили эти факты. 4 сентября были разрушены три наиболее сохранившиеся погребальные башни в примыкавшей к городу Долине гробниц. 5 октября вандалы взорвали триумфальную арку в начале знаменитой колоннады. Боевики также казнили хранителя Пальмиры - 82-летнего Халеда аль-Асаада, известного сирийского археолога, который отказался указать им месторасположение тайников с археологическими ценностями.


Довоенный снимок Пальмиры с обозначением важнейших объектов
1 – комплекс храма Бела
2 – триумфальная арка
3 – храм Баалшамина
4 – театр
5 – агора
6 – тетрапилон
8 – современный город Пальмира (Тадмор)

13 марта 2016 года началась операция по освобождению Пальмиры. 23 марта историческую часть города очистили от террористов. 25 марта военный корреспондент Евгений Поддубный прислал из Пальмиры уникальные кадры, снятые беспилотником с высоты птичьего полёта. На них видно, как сейчас выглядят руины города. Эти кадры снял оператор беспилотника Александр Пушин.

Центральной магистралью Пальмиры является Большая колоннада, идущая на протяжении 1100 м в направлении с юго-востока от ворот храма Бела, на северо-запад до т.н. Надгробного храма. Ширина улицы составляет 11 м, высота колонн 9 метров. Примерно на середине пути находится небольшая площадь с тетрапилоном, который в римской градостроительной архитектуре обозначает пересечение главных улиц.


В верхней части снимка виден не тронутый террористами тетрапилон. В левом нижнем углу видна часть торговой площади - агоры. Справа - театр


Начало большой колоннады было украшено триумфальной аркой, построенной в 129 г. в честь визита в Пальмиру императора Адриана. 5 октября 2015 г. арка была взорвана боевиками ИГИЛ. Её местоположение видно в правом верхнем углу снимка


3 ноября 2015 г. шведские журналисты, украдкой посетившие Пальмиру, сделали видеозапись, на которой запечатлены остатки триумфальной арки


Так триумфальная арка выглядела до войны

Важнейшим святилищем Пальмиры был храм верховного божества, покровителя города Бела. Храм относился к древнейшим сооружениям города, его неоднократно перестраивали. Тот вид, в котором он сохранился до нашего времени, храм приобрёл после 32 г. н.э. Внешне он представлял собой псевдопериптер, здание целлы храма по периметру было обнесено колоннами, с коротких торцевых сторон колонны стояли в два ряда. Стволы колонн были украшены статуями на консолях, капители покрыты позолоченной бронзой.

Вразрез с греко-римской традицией, вход в храм находился не с торцевой, а с продольной стороны, ворота были украшены массивным порталом. Святилище стояло на высоком ступенчатом подиуме, его стены были сложены из тщательно подогнанных друг к другу каменных блоков. Храмовый двор размерами 205×210 м был обнесён оградой из таких же блоков. В Средние века ограда была перестроена в крепость с воротами, башнями и бастионами.


Храм Бела, довоенный снимок


Кадр с видеосъёмок беспилотника, на котором отчётливо видны следы разрушений внутри храмового комплекса Бела


Кадр из видео, опубликованного шведскими журналистами, на котором видны руины храма Бела и сохранившийся портал


Так храм Бела выглядел до войны


Внутреннее помещение целлы храма Бела

Храм Баалшамина был построен в 131 г. Он представлял собой типичную римскую храмовую постройку. Небольшой целле предшествовал шестиколонный портик, стволы колонн имели консоли для статуй. Боковые стенки храма были украшены пилястрами. Перед храмом находился алтарь с посвятительными надписями на греческом и арамейском языке. Алтарь был древнее храма.


Храм Баалшамина, довоенный снимок


Взрыв храма Баалшамина 23 августа 2015 г.

Погребальные башни принадлежали знатным городским фамилиям, которые хоронили в них членов своей семьи на протяжении многих поколений. Башня Ямблиха, сохранившаяся лучше остальных гробниц, была построена в 83 г. н.э. Она представляла собой 6-этажное сооружение высотой около 20 м.


Погребальные башни, довоенный снимок. На переднем плане гробница Ямблиха, взорванная боевиками 4 сентября 2015 г.

Город, восставший из песка

Древний город переживет новое нашествие варваров, не раз стремившихся стереть его с лица
земли. Собственно, благодаря варварам Пальмира и сохранилась до наших дней.

В истории имеется много удивительных парадоксов: например, Помпеи сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру - человеческое забвение. Город был брошен людьми и забыт на долгие столетия.

Произошло это после того, как в VII веке город был захвачен арабскими завоевателями, которые
изгнали немногочисленное местное население, а на руинах античных храмов основали крепость,
быстро пришедшую в запустение. Оставленные во власти ветров, песков и времени, грандиозные
сооружения безжизненно замерли до ХI века, когда сокрушительное землетрясение в 1089 году
завершило уничтожение Пальмиры, оставив лишь груду руин на окраине оазиса.

Останки великолепной столицы античности были погребены под песками во время частых здесь
песчаных бурь, а те здания, что остались на поверхности, послужили строительным материалом
для хижин местных жителей. Многое из того, что представляло интерес с точки зрения искусства,
было разграблено и переправлено в крупные города, а оттуда в музеи мировых столиц.
Когда в XII веке испанский раввин Вениамин дошел до Пальмиры, он увидел лишь арабскую
деревушку, расположившуюся на огромном дворе храма бога Бела.

Второе открытие Пальмиры произошо в начале XVII века, когда на античные руины наткнулся
итальянский путешественник Пьетро делла Балле. Около 1692 года сюда приезжает английский
пастор Галифакс. Он первым скопировал три пальмирских надписи, однако прочесть пальмирское
письмо ему не удалось.

Лишь через 70 лет спустя до Пальмиры добрались английские путешественники и ученые Роберт
Вуд (Robert Wood) и Джеймс Доукинс (James Dawkins). Они и составили первое описание развалин
Пальмиры, произвели обмеры и зарисовки, которые впоследствии произвели большое впечатление
на современников.

Сравнивая эти рисунки с более поздними фотографиями мы увидим, что было утрачено и
разграблено арабами, а что восстановлено в наше время.

Благодаря Вуду и Доукинсу, Пальмира получила известность.
Русский путешественник А.А. Рафалович писал в своих
«Путевых заметках о Сирии и Палестине 1844 - 1847»:

«Они (бедуины) с гордостью и почтением рассказывают, что среди их песчаных степей стоят
остатки великого города Тадмора, воздвигнутого мудрым Соломоном, которого они признают
за своего древнего царя.»

Бедуинское почтение, однако, не препятствовало дальнейшему разграблению руин.

На фотографиях, сделанных в 1880 году, Пальмира предстаёт несколько более ощипанной,
чем на чертежах XVIII в.

После первой мировой войны Пальмира становится одной из наиболее актуальных
и привлекательных проблем для археологов.

Ее архитектура и искусство являются своего рода художественным феноменом в культуре Римской
империи, а открытые в результате археологических раскопок памятники и надписи - бесценными
историческими документами. Именно в Пальмире впервые за всю историю произошло мирное смешение
культурных ценностей Востока с идеологией Запада. В результате этого сложилась новая,
поражающая своим богатством и блеском культура, которая не будучи ни восточной, ни западной,
принадлежит в сущности к ним обеим.

Пальмирская религия, например, это конгломерат разных культов древнего Востока смешанных с
элементами западных религий, а именно греческой и римской. Бел и Баальшамин, главные божества
Пальмиры имеют много общего с Зевсом, а богиня Аллат - с Афиной. Фигуры на пальмирских
скульптурах одеты в восточные, парфянские одеяния, а их глаза очерчены по образцу ассирийских
скульптурных изображений. Зато композиция, а прежде всего декоративные элементы восходят к
традиционной орнаментике, типичной для греческого и римского искусства.

Реконструкция храма Бела

Алтарь Баальшамина из Пальмиры. Слева - бог Малакбел, справа - Аглибол.

Алтарь бога Бела (он сидит справа). Стоят: Ярибол, Аглибол и Баальшамин.

Богиня Алатат

Останки храма

Сохранились частично откопанные, частично выступающие из песков пустыни и гравия длинные
колоннады; комплекс святилища Бела, римских терм, агоры, небольшого но хорошо сохранившегося
театра; эспланада западной части города (так называемый лагерь Диоклетиана). Все это окружено
довольно хорошо сохранившимися крепостными стенами.

На арабском языке Пальмира называется Тадмор - это название по всей вероятности досемитского
происхождения. Первое сохранившееся упоминание о Тадморе, встречаемое на клинописных
ассирийских плитках найденных в Кюль-Тепе в Каппадокии относится к началу второго тысячелетия
до нашей эры. В XVIII столетии до н. э. Тадмор упоминается на двух табличках, найденных в Мари
- местности, расположенной на правом берегу Евфрата, где много лет вели свои раскопки французы
под руководством проф. А. Парро. Город Тадмор упоминается также в анналах Тиглатпаласара,
относящихся к началу XI века до н. э. В библейской "Книге царств", возникшей в VI веке до
н. э. где идет речь о строительных работах Соломона, в числе различных местностей упоминается
также Тамар в пустыне; в аналогичном отрывке в "Книге Паралипоменон", относящейся к Ш веку до
н. э., вместо Тамар употребляется уже название Тадмор.

Какого же происхождение названия "Пальмира", встречающееся уже в I веке н. э.? Это название
официально употребляющееся в греко-римский период возникло по всей вероятности на основе
фальшивой этимологии, отождествляющей досемитское слово Тадмор с семитским словом Тамар,
означающим финиковую пальму.

Поселения городского типа в этом пустынном оазисе несомненно существовали уже во втором
тысячелетии до н. э., а находимые в близлежащей пустыне кремневые орудия и изделия
свидетельствуют о наличии поселений в этом районе еще в период каменного века. Бьющий здесь
несколько засоленный ключ Эфка и сернистые воды благоприятствовали раннему заселению оазиса.
Наиболее ранние поселения на территории Пальмиры до сих пор еще не исследованы археологами,
зато начиная с 1 века нашей эры Пальмира была уже большим торговым центром.

Здесь был составлен первый в мире свод с подробным изложением таможенных правил - так
называемый «Пальмирский тариф». Надпись была сделана на пальмирском языке - смеси греческого
и арамейскую языков. Этот свод обнаружил и расшифровал наш соотечественник Профессор
Санкт-Петербургского университета С.С. Абамелек-Лазарев.

Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии, из Индии и Аравии привозили пряности
и ароматические вещества, постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь… Высоко
ценилась и крашенная пурпуром шерсть: купцы, расхваливая свой товар, дружно утверждали, что
по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали
пеплом.

Под сводами Триумфальной арки всегда стоял многоязыкий гул, но Триумфальной ее назвали
европейцы. В их представлении арки и ворота всегда ставились для прославления славных
военных побед или в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали в данном случае
другую задачу: двойные ворота Триумфальной арки были поставлены под углом и как бы
скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

Эти монументальные ворота из базальта, гранита и мрамора были возведены около 200 года.
Огромная 20-метровая арка опирается на двойные колонны, а две небольшие арки по краям ведут
в боковые улицы. Главной торговой магистралью Пальмиры была улица Больших колоннад,
пересекавшая город из конца в конец. Во всю ее длину (более 1 км) тянулись четыре ряда
17-метровых колонн, за которыми располагались жилые дома, склады и лавки.

В стороне от улицы Больших колоннад находился театр, построенный в самом оживленном квартале
Пальмиры. С правой стороны он примыкал к зданию сената: театр и сенат располагались на
квадратной площади, окруженной портиками в ионическом стиле. Портики были украшены статуями
римских и пальмирских полководцев, чиновников и других знаменитых людей города.

Пальмира, долго сохранявшая свою независимость стала вассалом Рима в первые годы Империи. На
военную службу в римских войсках стали поступать в это время пальмирские лучники, из которых
начиная со времен Траяна формировались отдельные отряды. Адриан около 129 года лично посетил
город, находящийся в это время уже на вершине своего богатства и блеска. Император Адриан
признает право Пальмиры быть вольным городом в пределах Римской Империи, право которым город
пользовался до периода правления Септимия Севера.

В 212 году, в период правления династии Северов, Пальмира официально становится римской
провинцией и остается ею до 260 года, когда персидский царь Шапур разгромил легионы императора
Валериана, а самого его захватил в плен. Персидские войска подошли к самым стенам Пальмиры,
и тогда римляне обратились к пальмирскому правителю Оденату с мольбой о помощи. И произошло
то, что потом будет вызывать недоуменное восхищение летописцев и историков: Оденат, собрав
лучших пальмирских лучников, разгромил персидскую армию.

Оденат

Оправившись от разгрома, персы вновь выступили против римлян, и опять решающая роль в разгроме
врага принадлежала пальмирцам. В благодарность римский император назначил Одената вице-
императором Востока - вторым человеком в Римской империи. Однако правитель Пальмиры понимал,
что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Однако уже независимо
от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке. И
действительно настало время, когда Рим стал бояться своего союзника. Лишить Одената титула
и армии было не за что - он оставался верен присяге, объявить его врагом Рим уже не смел.
И тогда Рим прибег, как это случается весьма часто, к проверенному и испытанному средству -
убийству. Римские власти страны Сури в 267 году пригласили Одената для обсуждения текущих
дел в Эмессу и там убили его вместе со старшим сыном Геродианом.

Власть в стране перешла к его вдове царице Зиновии (или Зенобии). Римляне были твердо убеждены,
что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались!
Пальмирские начальники присягнули на верность Зенобии, а перешедшая на ее сторону армия вскоре
овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим, и император Аврелиан решил выступить против ее армии.
После поражения при Эмессе Зенобия решила отсидеться в Пальмире, но длительную осаду выдержать
не удалось. Оставалось только вывезти из города все богатства и отступить за Евфрат, а там
спасут ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница императора
Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Осенью 272 года т. е.
спустя почти два года после вооруженного восстания Зиновии против Рима Пальмира была взята
войсками Аврелиана, который лично руководил осадой города.

"Прощальный взгляд царицы Зиновии на Пальмиру". Картина Герберта Шмальца.

Какова была судьба образованной и честолюбивой царицы, славившейся также своей красотой?
Согласно античным источникам, Зиновия в цепях была отвезена в Рим - пленная царица должна
была придать блеск триумфу Аврелиана в столице империи.

Древняя стела с надписью, посвященной Зиновии.

Осада Пальмиры, а затем вторичный захват города после восстания, поднятого жителями Пальмиры
в 273 году, привели к серьезным разрушениям города. Сама Зиновия для расширения и укрепления
фортификаций приказала разобрать некоторые гробницы и использовать их блоки для укрепления
стен города; часть гробниц, расположенных в непосредственной близости Пальмиры, была разрушена
солдатами Аврелиана, стоящими под стенами города.

В честь триумфа император Аврелиан велел построить в городе грандиозный дворец (реконструкция) .

Все, что осталось от дворца императора.

Генеральная реконструкция некоторых кварталов и отдельных зданий Пальмиры была начата на
рубеже III и IV вв. при императоре Диоклетияне. При строительстве новых зданий и частичном
восстановлении старых использовались в это время каменные блоки и надгробия из некрополей
окружающих Пальмиру. Как мы видим, потеря независимости, разгром войск королевы Зиновии и
взятие города Аврелианом отнюдь не стали окончательной катастрофой ни для жителей Пальмиры,
ни для развития городского строительства.В византийское время Пальмира, также как и вся
Восточная Империя переживает периоды расцвета и упадка. В период правления Аркадия, около
400 года, Пальмира вновь приобретает некоторые значение как место пребывания легиона, а
спустя 150 лет, при Юстиниане, производится частичная реставрация крепостных стен,
построенных при Зиновии. В это же время в городе строится одна из христианских базилик.

После римлян сюда пришли арабы, и город без сопротивления сдался войскам Халеда ибя-ал-Валида,
одного из военачальников первого халифа Абу Бекра. Жители были изгнаны. Впрочем, они и так уже
давно и не жили в городе, а сбились за стенами святилища бога Бэла, налепив там множество
темных и тесных глинобитных лачуг. Потом сюда на долгие годы пришли турки, которые и сами
ничего не хотели знать о культуре подвластных им народов, и другим не давали ее изучать.
Никому не было дела до блистательной истории умирающего города, а многочисленные землетрясения
довершили разрушения уцелевших храмов, дворцов и колоннад, и наступавшие пески Сирийской
пустыни окончательно поглотили развалины Пальмиры.

Окраина Пальмиры. Видны арабские постройки.

Арабские завоеватели, культуре которых была совершенно чужда тяготевшая к римской архитектура
Пальмиры, приспосабливают городские постройки, колоннады и храмы для оборонных и собственных
утилитарных целей. Так например, при Сельджуках, перестраивается в цитадель великолепный
комплекс святилища Бела.

Арабская Пальмира

Русский археолог Б.В. Фармаковский, принимавший участие в восстановлении Пальмиры, писал:
«Величественные памятники искусства древней Пальмиры давно уже привлекали внимание ученых
и любителей прекрасного. Отрезанные от мира громадной безводной пустыней и расположенные
среди леса пальм в далеком, роскошном оазисе развалины Пальмиры… всегда возбуждали
воображение, всегда представлялись чем-то сказочно великолепным… Древняя Пальмира была одним
из выдающихся культурных центров на Востоке. И здесь было общество, у которого искусство
было существеннейшей потребностью жизни, которое любило и преклонялось перед его создателями».

Пальмира на рассвете

После того, как члены террористической группировки "Исламское государство", известные своим
варварским отношением к предметам культуры и искусства, вошли в Пальмиру, представитель
ЮНЕСКО сообщил, что сотни ценных статуй были благополучно эвакуированы в безопасное место.
Тем не менее, у ученых вызывает большое беспокойство судьбы музеев, массивных саркофагов
и больших скульптур, которые не могут быть вывезены..



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта