Главная » Заготовка и хранение » Сообщение на тему природа в лирике фета. "русская природа в лирике фета" - сочинение

Сообщение на тему природа в лирике фета. "русская природа в лирике фета" - сочинение

Одним из лучших поэтов пейзажного направления, во все времена, считался Фет. Он оставил нам огромный дар, в виде своих стихов о красоте природы. В его произведениях природа является частью человека. Одно не может существовать без другого. Ему первому удалось раскрыть истинную красоту окружающего мира, так как, он конкретно подходил ко всем вопросам.

Поэзия имеет свой стиль и отличается оригинальностью. Трудно встретить в стихах, например, описание обычных птиц. В каждом произведение он придает им определенную силу и возможности. Такие птицы, как орлы, лебеди, соловьи не встречаются, вовсе. Фет отдает предпочтение чибисам, куликам, чернышам, стрижам. Каждую деталь птицы, он описывает конкретно, дает уникальный образ.

Фет, безусловно, воспевают природу в каждой строчке. Такие краски и пейзажи до него раскрыть никому не удавалось. Это отделенный вид лирики русской литературы.

Рассмотрим конкретные особенности его стиля. Самое первое, что бросается с первых строк, это возможность поэта разглядеть во всю любую мелочь. Он, часто, отдается описанию листьев от деревьев, песку из пустынь. Несмотря на это, это не считается занудным, а наоборот, затрагивает душу читателя. Подчеркивает внимательность и наблюдательность автора. Если внимательно читать произведения, то можно сделать вывод, что сам предмет или человек автора не волнует. Он отдает большее предпочтение ощущениям, которые ему удалось получить от того или иного объекта.

Фет, неоднократно, утверждал, что самым главным является впечатление, которое побудило к написанию произведения. А вещь, вызвавшая это впечатление переходит на второй план.

Саму природу Фет, всегда описывает в спокойных тонах, на ровных эмоциях. Все перемены в ней, как будто, происходят далеко от глаз человека. Это не дает ей казаться мертвой. Звуки и краски переполняют ее внутри.

Конкретные описания чего-либо встречаются очень редко. Все расплывается в душевной лирике. Конкретику автор использует, лишь, для самовыражения. Отдельно можно заметить, что растениям и животным, он, иногда, придает человеческие образы. Например, розы способны молится, звезды улыбаются людям, пруды ждут, березы мечтают.

Видно, что стихи писались при наличии самых чистых и глубоких чувств. Можно сделать вывод, что автор не представляет свою жизнь без контакта с окружающим миром.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что подобных авторов было и будет очень мало, так как отразить чувства, в таком виде удается, далеко, не каждому.

Природа в творчестве Фета

Афанасий Афанасьевич Фет является одним из самых лучших поэтов, который мог красочно и ярко описать природу. Природа в его стихотворениях оживает и принимает участие в жизни человека. Фет описывает не привычных птиц, а выбирает оригинальных, например, вместо соловья, лебедя, жаворонка он описывает кулика, чибиса и других необычных птиц.

Фет красиво воспевает красоту природы, может описать каждый камешек и каждую песчинку русской земли. Афанасий Афанасьевич умеет восхищаться природой и каждым ее проявлением. В его стихотворениях природа спокойна и размерена, но не делает ее не живой а, наоборот, на фоне тишины Фет описывает звуки природы.

Афанасий Афанасьевич умел вдохнуть в природу человеческие качества, цветы у него улыбаются, пруд грезит о жизни. Для него природа является таким же живым, как и человек. Он один из многих кто описывает природную красоту особенно. Поэт проводит параллель между жизнью человека и природы.

Многие произведения положили на музыку и сделали целые романсы из стихотворений. Его описание красоты природы настолько мелодична и красива, что послужила не только в стихотворной форме, но и в песнях. Афанасий Фет всегда писал и любви и природе, он считал это самыми красивыми и созвучными темами.

Природа в стихотворениях Афанасия Афанасьевича живет отдельно от человека, она сама по себе. У писателя получалось, описывает красоту русской земли, и описывать любое время года, но чаще всего Фет описывал весну. Афанасий Фет умел настолько передать все детали природы, что в его стихотворениях можно было даже почувствовать аромат. К созданию своих произведений он подходил с особым настроением. Каждое стихотворение излучало радость и успокоение души. Любой листочек представлял собой живое существо и передавал весеннее настроение.

Каждое свое стихотворение о природе Афанасий Афанасьевич Фет наделяет душой, словно это человек, который чувствует и проживает каждый свой день. Писателю нравится наблюдать за природой и описывать каждое время года. Так, например весна ассоциируется с чем-то новым и молодым. Весной все оживает с новой силой, весна время рождения чего-то нового и светлого. Зимой природа выглядит совсем по-другому, даже аромат отличается, воздух становится морозным и свежим. Природа укрывается белым пушистым одеялом, деревья одеты в белые платья.

В каждом времени года Фет умел находить красоту природы и ее особенность. Ему нравилось часами наблюдать за природой и записывать все ее явления. Афанасий Фет мог оживить любое дерево, ручеек, травинку и пруд и описать чувства, которые испытывает великая русская природа. Он писал о единении человека с природой и призывал как можно чаще обращать внимания на мелочи, которые их окружают.

Вариант 3

Афанасий Афанасьевич Фет – талантливый поэт-пейзажист, один из самых утонченных лириков. Удивительно, что при этом ему удавалось быть ещё и чрезвычайно предприимчивым помещиком. На территории своего имения он выращивал зерновые культуры, держал овец, коров, птиц. Разводил рыбу и даже пчёл. Очевидно, что это отразилось в его творчестве.

В стихотворениях Фета картины природы словно оживают и предстают перед читателем в самых ярких красках. Автор описывал красоту природы в невероятно точных деталях. Иногда, кажется, что читая его произведения можно в буквальном смысле услышать нежное пение птиц, отдалённые раскаты грома или даже ощутить аромат цветов.

Особое место в лирики поэта занимает прекрасное время года – весна. В одном из своих стихотворений Фет чудесным образом смог описать пробуждение природы – самое начало весны. Тот период, когда повсюду ещё лежит снег, дороги скованы льдом, чувствуется прохладный ветерок, но солнце уже начинает немного пригревать. В этот момент душа лирического героя живёт в предвкушении любви, тепла и света. Человек в поэзии Фета сливается с природой в единое целое, становится её частью так, что его жизнь кажется бессмысленной без этой удивительной красоты. Саму природу автор всегда описывает в спокойных, тихих тонах. Все перемены в ней происходят гармонично, но при этом она предстаёт перед читателем, наполненной различными красками и звуками. Можно также заметить, что иногда животным и растениям поэт придаёт человеческие образы. Например: молятся звёзды и месяц, берёзы грустят или злится ветер.

Поэзия Фета – это уникальный вид лирики русской литературы, у него был собственный, неповторимый стиль. В его произведениях можно увидеть много необыкновенных деталей, благодаря которым автор призывал, как можно чаще обращать внимание на мелочи, которые нас окружают повсюду. Поэту нравилось часами наблюдать за природой, записывая все её явления. Любовь и природа для него всегда были самыми красивыми и созвучными темами. Стихотворения Фета очень чувственные, мелодичные, искренние и глубокие, поэтому они до сих пор находят отклик в сердце каждого человека.

Фет -- без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна -- с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанных жнивьях. И русская зима с бегом далеких саней на блестящем снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле.

Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета; тем не менее пейзаж в его поэзии появляется не сразу. В стихах 40-х годов образы природы общи, не детализированы даже в столь удачных стихотворениях, как «Чудная картина...», где образ светлой зимней ночи создается такими чертами, как «белая равнина, полная луна, свет небес высоких, и блестящий снег». Основное здесь -- эмоциональная экспрессия, возбуждаемая природой; пристального «вглядывания» еще нет.

Вот хоть теперь: посмотрю за окно на веселую зелень

Вешних деревьев, да вдруг ветер ко мне донесет

Утренний запах цветов и птичек звонкие песни --

Так бы и бросился в сад с кликом: пойдем же, пойдем!

(«Странное чувство какое-то в несколько дней овладело...»)

Явления природы у Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и т. п. И каждая птица показана в ее своеобразии. Когда Фет пишет:

(«Степь вечером»)

Здесь в поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса, и даже каково значение услышанных звуков. Ведь в другом стихотворении («Жду я, тревогой объят...») в непроглядной тьме ночи коростель «хрипло подругу позвал».

И далекий неведомый клич.

Целый день спят ночные цветы,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Автор учит нас открывать свои сердца навстречу природе, впускать ее в свою душу, обогащаться духовно, возвращая эту красоту окружающим. Умея оценить все многообразие мира, становишься богаче и чище -- не это ли главная ценность общения с поэзией большого мастера.

Слова не выразят ничьи!

На пену прядают ручьи!

В эфире песнь дрожит и тает,

«Еще весну переживешь!»

Природа в стихотворениях Афанасия Афанасьевича не пустынна, она наполнена присутствием человека, его привычным миром звуков, запахов, форм. Ее можно реально ощутить, она «откликается» на любое прикосновение: словом, рукой, мыслью... Это большая радость -- общение с творчеством А. А. Фета.

Конечно, не только конкретностью и детальностью сильны стихи Фета о природе. Их обаяние прежде всего -- в их эмоциональности. Конкретность наблюдений сочетается у Фета со свободой метафорических преобразований слова, со смелым полетом ассоциаций. Помимо фенологических примет ощущение весны, лета или осени может создаваться такими, скажем, образами «дня»:

Как чуткий сон легки,

С востока яркого всё шире дни летели...

(«Больной»)

И перед нами на песок

День золотым ложился кругом.

(«Еще акация одна...»)

Последний лучезарный день потух.

(«Тополь»)

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней...

(Осенью»)

Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму. Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет так и говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, шатается ельник.

Естественно понять эту картину так, что ели качаются от ветра. Только какая же буря нужна, чтобы в лесу деревья шатались как пьяные! Однако замыкающая стихотворение «кольцом» заключительная строфа снова связывает «шатание» ельника только со светом костра:

Но нахмурится ночь -- разгорится костер,

И, виясь, затрещит можжевельник,

И, как пьяных гигантов столпившийся хор,

Покраснев, зашатается ельник.

Значит, ельник не шатается на самом деле, а только кажется шатающимся в неверных отблесках костра. «Кажущееся» Фет описывает как реальное. Подобно живописцу-импрессионисту, он находит особые условия света и отражения, особые ракурсы, в которых картина мира предстает необычной.

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Лес описан таким, каким он представился взгляду поэта: лес и его отражение в воде даны как одно целое, как лес, изогнувшийся между двумя вершинами, потонувшими в заре двух небес. Притом сопоставлением «лебедь протянул» и «лес опрокинулся» последнему глаголу придано как бы параллельное с первым значение только что осуществившегося действия: лес словно опрокинулся под взглядом поэта. В другом стихотворении:

Солнце, с прозрачных сияя небес.

В тихих струях опрокинуло лес.

(«С гнезд замахали крикливые цапли...»)

Свод небесный, в воде опрокинут,

Испещряет румянцем залив.

(«Как хорош чуть мерцающим утром...»)

Надо сказать, что вообще мотив «отражения в воде» встречается у Фета необычайно часто. Очевидно, зыбкое отражение предоставляет больше свободы фантазии художника, чем сам отражаемый предмет:

Я в воде горю пожаром...

(«После раннего ненастья...»)

В этом зеркале под ивой

Уловил мой глаз ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Фет изображает внешний мир в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей правдивости и конкретности описания природы оно прежде всего служит средством выражения лирического чувства.

Родная природа в ее непосредственной реальной жизни выступает в поэзии Фета как главная сфера проявления прекрасного. Но и "низкий быт", скука длинных вечеров, томительная тоска житейского однообразия, мучительная дисгармония души русского Гамлета делаются в его творчестве предметом поэтического осмысления.

Одно из стихотворений Фета говорит об особенном характере эстетического восприятия природы поэтом, о том, что ему кажется прекрасной мрачная и дисгармоничная стихия северного пейзажа, что это ощущение прекрасного неотделимо от его любви к родине:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,

Под пологом снегов как смерть однообразной,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темносиним льдом.

Завеянные рвы, навеянные горы,

Былинки сонные - иль средь нагих полей,

Где холм причудливый, как некий мавзолей,

Изваян полночью, - круженье вихрей дальных

И блеск торжественный при звуках погребальных!

Духовный мир поэта, отраженный в этом стихотворении, парадоксален. Фет создает трагический, дисгармоничный образ природы севера. Пустынность, мертвенность зимнего простора и одиночество затерянного в нем человека выражены в этом стихотворении и через общий колорит картины и через каждую ее деталь. Сугроб, возникший за ночь, уподобляется мавзолею, поля, занесенные снегом, своим однообразием навевают мысль о смерти, звуки метели кажутся заупокойным пением. Вместе с тем эта природа, скудная и грустная, бесконечно дорога поэту. Мотивы радости и печали слиты в стихотворении. Лирический герой, а в конечном счете и сам поэт, любуется мрачным простором ледяной пустыни и находит в нем не только своеобразный идеал красоты, но нравственную опору. Он не брошен, не "заключен" в этот суровый мир, а порожден им и страстно к нему привязан.

В этом плане стихотворения "Я русский, я люблю молчанье ночи мразной..." может быть сопоставлено с незадолго до него написанной знаменитой "Родиной" Лермонтова.

Отличие восприятия родного простора у Фета от того, которое выразили в своих произведениях Лермонтов и (в "Мертвых душах") Гоголь, состоит в большей пространственной ограниченности его образов. Если Гоголь, в лирических отступлениях "Мертвых душ", озирает, как бы всю русскую равнину с вынесенной наверх, над нею, точки зрения, а Лермонтов видит обширную панораму родины глазами едущего по ее бесконечным дорогам и полям странника, Фет воспринимает природу, непосредственно окружающую его оседлый быт, его дом. Его зрение замкнуто горизонтом, он отмечает динамические изменения мертвой зимней природы именно потому, что они происходят на хорошо известной ему в мельчайших подробностях местности:

Как любят находить задумчивые взоры

Завеянные рвы, навеянные горы <...>

иль средь нагих полей,

Где холм причудливый <...>

Изваян полночью, -

круженье вихрей дальных..."

Пишет поэт, знающий, где были рвы, занесенные снегом, отмечающий, что ровное поле покрылось сугробами, что за ночь вырос холм, которого не было.

Поэт окружен особой сферой, "своим пространством", и это-то пространство и является для него образом родины.

Этот круг лирических мотивов отражен, например, в стихотворении Фета "Печальная береза...". Образ березы в стихотворениях многих поэтов символизирует русскую природу. "Чета белеющих берез" и в "Родине" Лермонтова предстает как воплощение России. Фет изображает одну березу, которую он ежедневно видит в окно своей комнаты, и малейшие изменения на этом обнаженном зимой, как бы омертвевшем на морозе дереве для поэта служат воплощением красоты и своеобразной жизни зимней природы родного края.

Пространству, окружающему поэта, сродному ему, соответствует определенная нравственная атмосфера. В четвертом стихотворении цикла "Снега" картине мертвенной зимней природы с проносящейся сквозь метель тройкой придан колорит балладной таинственности.

Ветер злой, ветр крутой в поле

Заливается,

А сугроб на степной воле

Завивается.

При луне на версте мороз -

Огонечками.

Про живых ветер весть пронес

С позвоночками.

Здесь, как и в стихотворении "Я русский, я люблю...", поэт создает картину русской зимы при помощи образов сугроба, навеянного метелью, снежной вьюги в поле.

Столбы, отмеряющие версты на большой дороге, Пушкин и Гоголь видели глазами путешественника, несущегося на "борзой" тройке:

И версты, теша праздный взор,

В глазах мелькают как забор.

(Пушкин. "Евгений Онегин")

Фет видит их во время ночного пешего блуждания по полю. Перед ним один столб, покрытый "огонечками" инея. Тройка проносится мимо него, и лишь ветер доносит звон бубенцов, возвещающий о том, что неведомый и мгновенный посетитель пустынного, родного поэту угла помчался далее "считать версты".

Своеобразие поэтического восприятия природы, присущее Фету, передано в его стихотворении "Деревня". По своей композиционной структуре и в значительной степени по поэтической идее оно близко к первому стихотворению цикла "Снега" (тема любви к родным местам).

Люблю я приют ваш печальный,

И вечер деревни глухой...

Поэт любит деревню как мир, окружающий милую ему девушку, являющийся ее "сферой". Взор поэта как бы кружит по этой сфере, сначала описывая внешнюю ее границу по горизонту, затем приближаясь к малому кругу внутри этого круга - дому, заглядывая в неё и находя в этом кругу еще один - "тесный круг" людей за чайным столом. Поэт любит природу и людей, окружающих девушку, звуки и игру света вокруг нее, ароматы и движение воздуха ее леса, ее луга, ее дома. Он любит кошку, которая резвится у ее ног, и работу в ее руках.

Все это - она. Перечисление предметов, заполняющих "ее пространство", деталей обстановки и пейзажа нельзя рассматривать как дробные элементы описания. Недаром стихотворение носит собирательное название "Деревня", т.е. мир, составляющий живое и органическое единство. Девушка - душа этого единства, но она неотделима от него, от своей семьи, своего дома, деревни.

Поэтому поэт говорит о деревне как о приюте всей " семьи ("Люблю я приют ваш печальный..."). Внутри этого поэтического круга для поэта нет иерархии предметов - все они равно ему милы и важны для него. Сам поэт становится его частью, и у него открывается новое отношение к самому себе. Он начинает любить себя как часть этого мира, любить свои собственные рассказы, которые отныне делаются принадлежностью нравственной атмосферы, окружающей девушку, и открывают ему доступ к центру круга - ее глазам, к ее душевному миру. Вместе с тем, хотя произведение и рисует "пространство", - а это его главный поэтический образ, - поэт воспринимает его во времени. Это не только "деревня", но и "вечер деревни глухой", и поэтическое изображение передает течение этого вечера от "благовеста" до восхода месяца, время, дающее возможность не раз долить и выпить самовар, рассказать "сказки" "собственной выдумки", исчерпать темы разговоров ("речи замедленный ход") и добиться наконец того, чтобы "милая, застенчивая внучка" подняла на гостя глаза. Здесь параллелизм "смолкающих пташек" и медленной беседы людей, а также света месяца и дрожанья в этом свете чашек имеет двойное значение. Это явления, расположенные "рядом" в пространстве и во времени. Необычайную остроту ощущения движения в природе и поразительную новизну приемов ее поэтического воссоздания продемонстрировал Фет в стихотворении "Шепот, робкое дыханье...". Первое, что бросается в глаза и что сразу было замечено читателями, - отсутствие глаголов в этом стихотворении, передающем Динамику ночной жизни природы и человеческих чувств. Поэт изобразил ночь как смену многозначительных, полных содержания мгновений, как поток событий. Стихотворение повествует о том, как ночь сменяется рассветом и в отношениях между влюбленными после объяснения наступает ясность. Действие развивается параллельно между людьми и в природе. Параллелизм в изображении человека и природы как типичная черта поэзии Фета отмечался неоднократно исследователями творчества Фета (Б. М.Эйхенбаум, Б. Я. Бухштаб, П. П. Громов). В данном случае этот параллелизм выступает как основной конструктивный принцип построения стихотворения. Создав четкую, предельно обнаженную композицию и пользуясь особым методом описания, как бы "высвечивающего" наиболее значительные, "говорящие" детали картины, поэт вкладывает в предельно сжатый, почти невероятно малый объем стихотворения весьма широкое содержание. Так как в не антологических, лирических стихотворениях Фет считает для себя кинетичность, движение объектов изображения более существенным их признаком, чем пластичность и форму, он заменяет подробное описание броской деталью и, активизируя фантазию читателя недосказанностью, некоторой загадочностью "повествования, заставляет его восполнять недостающие части картины. Да эти недостающие части картины для Фета не столь уж важны. Ведь действие развивается, как бы "пульсируя", и он отмечает те содержательные мгновения, когда в состоянии природы и человека происходят изменения. Движение теней и света "отмечает" течение времени. Месяц по-разному освещает предметы в разные периоды, моменты ночи, а появление первых лучей солнца возвещает наступление утра. Так же и выражение освещаемого изменчивым светом ночи и утра лица женщины отражает перипетии пережитых за ночь чувств. Самая сжатость поэтического рассказа в стихотворении передает краткость летней ночи, служит средством поэтической выразительности.

В последней строке стихотворения происходит окончательное слияние лаконичного повествования о событиях жизни людей и природы. "Заря" - начало (нового дня жизни природы и человеческих сердец. Эта строка, заканчивающая стихотворение на "открытом дыхании", скорее похожа на начало, чем на конец в привычном смысле слова. Такая особенность окончаний стихотворений характерна для Фета, рассматривающего любое душевное состояние или любую картину природы как фрагмент бесконечного процесса. В стихотворении "Шепот, робкое дыханье..." полная лирических событий летняя ночь рисуется как прелюдия, начало счастья и радостного дня новой жизни.

Цветение жизни, ее красота и ее движение являются содержанием искусства. Тайна искусства в том и состоит, что оно передает красоту жизни, ее динамику, но сохраняет и совершенство раз возникшей формы, придает прекрасному мгновению высшего цветения - вечность, делает его непреходящим. Ведь каждый переход от одного состояния к другому порождает новую красоту.

Фет видит безбрежность разлива одной реки, Днепра, на том месте, которое он переплывает на парусной лодке. Он видит его от берега до берега, фиксируя все разнообразие картин, сменяющихся за время преодоления им этого большого пространства, - и таким образом передавая его протяженность. Он изображает буйство сил стихии через непривычный, "парадоксальный" пейзаж.

Первая строфа разрубающая неожидано метафору и придающим ей еще более странное звучание, настраивает на острое восприятие удивительной картины и воссоздает своим несколько затрудненным синтаксисом усилие, которое требуется, чтобы преодолеть сопротивление речной быстрины и отчалить от берега.

Светало. Ветер гнул упругое стекло

Днепра, еще в волнах не пробуждая звука.

Старик отчаливал, опершись на весло,

А между тем ворчал на внука.

Дальнейшие строфы передают все перипетии борьбы с рекой, все изменяющиеся по мере передвижения по ней "взаимоотношения" парусника и водной стихии. Вместе с тем они рисуют картины, открывающиеся по мере ускорения движения лодки и изменения точки зрения:

А там затопленный навстречу лес летел...

В него зеркальные врывалися заливы;

Над сонной влагою там тополь зеленел,

Велели яблони и трепетали ивы.

В первой публикации в журнале "Современник" за мощной панорамой разлива реки следовала развернутая лирическая концовка, раскрывающая чувства поэта, который, любуясь картинами природы, отрекается от суеты городской жизни. Концовка эта в числе многих других была упразднена по совету Тургенева в издании стихотворений 1856 г., и здесь от нее осталась одна строка, комментировавшая подтекст всего поэтического описания и оказавшаяся вполне достаточной для его прояснения:

Остался б здесь дышать,

смотреть и слушать век...

Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, она как будто замерла. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью. Она наполнена зачаровывающей романтикой:

Что за звук в полумраке вечернем?

Бог весть! -- То кулик простонал или сыч.

Расставанье в нем есть,

и страданье в нем есть,

И далекий неведомый клич.

Точно грезы больные бессонных ночей

В этом плачущем звуке слиты...

Природа у Фета живет своей собственной таинственной жизнью, а человек может быть к ней причастен только на вершине своего духовного развития:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Со временем в стихах Фета находим все больше параллелей жизни природы и человека. Ощущение гармонии наполняет строки поэта:

Солнца уж нет, нет и дня неустанных стремлений,

Только закат будет долго чуть зримо гореть;

О, если бы небо сулило без тяжких томлений

Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!..

Фет не воспевает страстные чувства, в его стихах мы не находим слов глубокого отчаяния или восторга. Он пишет о самом простом -- о дожде и снеге, о море и горах, о лесе, о звездах, передавая нам свои минутные впечатления, запечатлевая мгновения красоты. Светом и покоем наполнены такие поэтические шедевры Афанасия Фета, как “Шепот, робкое дыхание...”, “Я пришел к тебе с приветом...”, “На заре ты ее не буди...”, “Заря прощается с землей...” и другие.

Природа в стихотворениях Афанасия Афанасьевича не пустынна, она наполнена присутствием человека, его привычным миром звуков, запахов, форм. Ее можно реально ощутить, она «откликается» на любое прикосновение: словом, рукой, мыслью... Это большая радость -- общение с творчеством А. А. Фета. Поэт подмечает тонкие переходы в состоянии природы, причем природа в лирике Фета существует не сама по себе, она отражает внутреннее состояние автора или его лирического героя. Порой они так близки, что трудно понять, где, чей голос. Очень часто стихи звучат диссонансом, но это окружающий мир вторгается в поэзию.

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный,--

В тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.

Кажется, что поэт всемогущ, ему доступны любые «вершины и глубины». Это возможность гения говорить на привычном русском языке. Сама природа, гармония и красота поют его душою.

Сияла ночь. Луной был полон сад.

Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Начиная от конкретной и реальной картины, поэт переходит к лирическому символу. Обращаясь к читателям -- «я» приближает свое творение миллионам любителей поэзии, заставляя их воспринимать ту красоту и прелесть естественной науки, которая так ярко открылась автору.

Стихи Фета естественны, как и вся окружающая природа.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Знать, цветы, которых нет заветней,

Распустились в неге своевольной?

Знать, и кактус побелел столетний,

И банан, и лотос богомольный?

Удаление этой сферы, подчеркивавшей объективность чуда, происходящего в природе, его реальность, не изменило общего смысла стихотворения, но усилило его фантастичность. Между тем строфа о цветении "заветных" цветов связывает это стихотворение с поздним рассказом Фета "Кактус", где поэт в прямой, декларативной форме выражает мысль об особом значении редких, исключительных моментов жизни природы, о глубоком смысле момента цветения.

Вера в беспредельность жизни природы и в возможность гармонического слияния с нею человека пронизывает многие стихотворения сборника 1850 г. и, являясь их философской основой, придает им светлое, умиротворяющее звучание.

Цветение жизни, ее красота и ее движение являются содержанием искусства. Тайна искусства в том и состоит, что оно передает красоту жизни, ее динамику, но сохраняет и совершенство раз возникшей формы, придает прекрасному мгновению высшего цветения - вечность, делает его непреходящим. Ведь каждый переход от одного состояния к другому порождает новую красоту, но и приносит потерн. Ощущением этого пронизаны антологические стихотворения Фета.

Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес -- обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, она как будто замерла. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью.

Изображение природы у Фета наполнено зачаровывающей романтикой:

Что за звук в полумраке вечернем?

Бог весть! -- То кулик простонал или сыч.

Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть,

И далекий неведомый клич.

Точно грезы больные бессонных ночей

В этом плачущем звуке слиты...

Поэт замечает малейшие перемены в ней:

Конец аллее

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает:

В ней тот же холод, что кругом.

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

А вся надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста -

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота".(1862)

Природа у Фета живет своей собственной таинственной жизнью, а человек может быть к ней причастен только на вершине своего духовного развития:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

А. Фет не воспевает страстные чувства, в его стихах мы не находим слов глубокого отчаяния или восторга. Он пишет о самом простом -- о дожде и снеге, о море и горах, о лесе, о звездах, передавая нам свои минутные впечатления, запечатлевая мгновения красоты. Поэт передает в своих стихах “благоухающую свежесть чувств”, навеянных природой. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Даже самые малейшие движения человеческой души не ускользают от внимательного взгляда поэта -- он необычайно тонко передает все оттенки переживаний человека.

Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, "душа опять помолодеет". А кроме того, искусство - это и есть тот "родной край", где нет никаких бурь, где "цветут весна и красота".

Фета-стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Стихи А. А. Фета показывают прекрасный и чистый мир природы, ее безыскусную красоту и свежесть. И не так важно, как они переданы, лишь бы это было правдой, шло из глубины души. Автор учит нас открывать свои сердца навстречу природе, впускать ее в свою душу, обогащаться духовно, возвращая эту красоту окружающим. Умея оценить все многообразие мира, становишься богаче и чище -- не это ли главная ценность общения с поэзией большого мастера.

Как дышит грудь свежо и емко --

Слова не выразят ничьи!

Как по оврагам в полдень громко

На пену прядают ручьи!

В эфире песнь дрожит и тает,

«Еще весну переживешь!»

Поэт показывает тесную взаимосвязь человека и природы - это тот родник, из которого можно черпать силы бесконечно, если относиться к нему бережно и душевно. Но природа и удивительно ранима, ее легко разрушить, нанести невосполнимый урон. Остро понимаешь это, читая прекрасные стихи Фета. Его поэтический мир удивительно многообразен и хрупок, и тонкий лирик, заставляет понять всю глубину происходящих перемен.

Рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному темно, и жутко, и грустно, и весело, --

Я ничего не пойму.

Ветер, кругом все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

И там, вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Природа у Фета- живое существо, она наполнена присутствием человека, его привычным миром звуков, запахов, форм. Ее можно реально ощутить, она «откликается» на любое прикосновение: словом, рукой, мыслью... Поэт передает природе человеческие свойства («устал и цвет небес»)

Я жду... Соловьиное эхо
Несётся с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.

Я жду... Тёмно-синее небо
И в мелких, и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.

Я жду... Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад...
Прости, золотая, прости!

1842

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени.
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу...
С каждым шагом не легче на воле.
Сердце пышет всё боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею
Здесь расстанусь. Черёмуха спит.
Ах, опять эти пчёлы над нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.

1854

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает -
О чем - неясно ей самой, -
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
1854

План сочинения
1. Вступление. Особенности пейзажа Фета.
2. Основная часть. Тема природы в творчестве поэта.
— Разнообразие картин природы у Фета.
— Конкретность и многоплановость пейзажа.
— Фет и .
— Импрессионизм Фета.
— Весенняя тема в лирике поэта.
— Зимняя тема в лирике поэта.
3. Заключение. Первый русский поэт-импрессионист.

«У г. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления…Поэзия его состоит из ряда картин природы…из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин…», – писал о поэте А.В. Дружинин . И действительно, пейзажи, созданные поэтом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека. Природа не связана у Фета с крестьянским трудом, как у Некрасова, с миром душевных переживаний – как у Лермонтова. Но вместе с тем восприятие ее поэтом живо, непосредственно и эмоционально. Пейзаж здесь – это всегда индивидуально-личностное восприятие, фиксирующее не только какое-то явление природы, но и настроение поэта. Природа у Фета – всегда объект художественного восторга и эстетического наслаждения. Причем в центре внимания поэта – самые обыденные явления, а вовсе не эффектные, колоритные картины. И каждое мимолетное впечатление имеет для Фета собственную привлекательность. Он безотчетно радуется жизни, не задумываясь над ней. Ему свойственен какой-то простодушный взгляд на явления жизни, храрктерный для незамутненного сознания.
В произведениях поэта представлены все наши времена года: нежная весна – с пушистыми вербами, с первыми ландышами, с тонкими клейкими листочками распустившихся берез; жгучее, знойное лето – со сверкающим терпким воздухом, с синим полотном неба, с золотыми колосьями раскинувшихся вдали полей; прохладная, бодрящая осень – с пестрыми косогорами лесов, с птицами, потянувшимися вдаль; ослепительная русская зима – с ее неуемной метелью, свежестью снегов, замысловатыми узорами морозов на оконном стекле. Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы праздный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».
Природные образы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных зрительных деталей, запахов, звуков. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда:

Исследователи отмечали, что в произведениях поэта явления природы описываются «детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж…» . Во многих стихотворениях поэта описано конкретное время суток, зачастую это раннее весеннее утро или теплая весенняя или летняя ночь. Природа здесь соотнесена с чувствами человека:

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

(«Еще майская ночь»)

Вообще, образ звезд часто встречается в произведениях Фета. К.Г. Паустовский считал поэта основоположником космической лирики. И здесь поэт сближается с Ф.И. Тютчевым. Вот стихотворение, которое очень любил П.И. Чайковский:

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Поэт здесь как будто остается один на один со Вселенной. Он смутно осознает свое одиночество и вместе с тем особую значительность, какую-то торжественность этой минуты:

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Он не просто ощущает свое родство с этой «бездной полуночной», – он переживает необычайное состояние погружения души в космическую глубину:

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

(«На стоге сена ночью южной…»)

Здесь ощущения человека, глядящего на небо, ассоциируются у поэта с ощущениями растворения души в космосе. Тютчевские мотивы, философские мысли звучат у Фета в таких стихотворениях, как «Осень», «Ласточки», «Есть ночи зимней блеск и сила…», «Я рад, когда с земного лона…».
Во многих пейзажах Фет предстает перед нами как поэт-импрессионист. Как замечает Б.Я. Бухштаб, «поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом» . Вот, например, стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»:

Ярким солнцем в саду пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник ;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, качается ельник.

В последней строфе его мы узнаем, что деревья лишь кажутся качающимися в неверных отблесках костра. Внешний мир как бы окрашивается душевными настроениями поэта. С этим связан антропоморфизм, одухотворение природы в лирике Фета. Так, роза у него «странно улыбнулась», «звезды молятся, пруд грезит», «тополь сонный дремлет». Мир природы у него очеловечивается, человек же, наоборот, является гармонической частью этого мира. Как отмечают исследователи, здесь сказывается явное влияние на творчество поэта лирики Гейне.
В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханью, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:

Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром прорвал.

(«Еще, еще! Ах, сердце слышит»)

Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде – все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой. Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени…
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

(«Пчелы»)

Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

(«Весенние мысли»)

Одновременно весенние стихотворения Фета – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

(«Я пришел к тебе с приветом»)

Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью. Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:

Так дева в первый раз вздыхает,
О чем не ведая еще,
И в первый раз благоухает
Ее блестящее плечо.

(«Первый ландыш»)

Весна у поэта – это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».
Если весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, то зимняя – с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи – снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.

(«Ночь светла»)

Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:

Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла…

(«Никогда»)

Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и , он умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной…
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.

(«Я русский, я люблю молчанье дали мразной»)

Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов – в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета – это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу» .

1. Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983, с. 88–89.

2. Боткин В.П. Картины природы в произведениях Фета. – Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения. Сборник ист. – лит. статей. Составил В. Покровский. М., 1911, с. 95.

3. Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990, с. 102.

4. Там же, с. 84.

5. См.: Бальмонт К. О поэзии Фета. М., 1934.

Афанасий Афанасьевич Фет - замечательный поэт 19-го века. Его мелодичные стихи давно были положены на музыку и известны нам как романсы. Он писал ради красоты и не касался своим возвышенным слогом политики. в лирике Фета стала чуть ли не главным предметом изображения. Именно этой чудесной стороне творчества великого поэта посвящена данная статья.

Творчество Фета

Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе.

Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.

Сначала поэт сотрудничал с журналом «Современник», но сильная общественная направленность издания претила ему. Поэтому Фет покидает сначала журнал, а потом и Петербург. Начинается помещичья жизнь. Писатель так и не вернулся к общественной жизни, но его стихи нисколько не изменили направленности. Любовь и русская природа в лирике Фета продолжали занимать ведущие позиции.

Чистое искусство

Искусство ради искусства, или чистое искусство, - именно этой эстетической концепции придерживался Фет. Заключалась она в том, что творчество должно быть независимым от общественной жизни. Искусство должно приносить только а не призывать к чему-либо или выступать против какого-либо политического строя. Именно этой концепции придерживался поэт, поэтому природа в творчестве А. А. Фета столь прекрасна и цельна. Она не зависит от сильных мира сего, ни на что не влияет, ее заслуга - лишь в красоте, и это самое главное.

Пейзажная лирика Фета

В лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды... Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я... Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Изображение весенней природы

Русская природа в лирике Фета может быть изображена в разные времена года, но больше всего в стихотворениях встречается Приход весны воспринимается лирическим героем как воскресение, поэтом он с нетерпение ожидает его. Волнуется, прислушивается, пытается распознать признаки ее появления: «... сердце слышит... И все, что движется и дышит, задышит новою весной».

Весна придает поэту сил, в нем просыпается жажда жить, одновременно с этим он преклоняется перед ее вечной, постоянно возрождающейся красотой. Каждое время года у поэта ассоциируется с определенными эмоциями и ритмом жизни. Например, весна вызывает некую тоску, лень, эмоциональность и негу: «Пропаду от тоски я и лени/ Одинокая жизнь не мила,/ Ноет сердце…» (из стихотворения «Пчелы»). Изнеженного, мучающегося от непонятной тоски, но при этом чувствующего приближение чего-то нового лирического героя рисует Фет.

Тема природы в лирике поэта очень распространена. Нет ни одного стихотворения, в котором так или иначе она бы не звучала.

Изображение зимней природы

Образы зимней природы в стихотворениях Фета зачастую бывают связаны с образом смерти. Так, появляются следующие детали: склеп, дубовые кресты, деревья, одеты в «траурные» наряды и т.п. Погруженная в вечный сон природа сливается с мыслями о небытие, смерти, одиночестве. Как никогда печален и грустен в этих произведениях Фет. Тема природы в лирике, связанной с изображением зимы, всегда окрашена в мрачные тона: «Земля давно остыла и вымерла». Поэт никогда не изображает веселье на снежном фоне, радость уходит вместе с теплом, остаются только смерть и одиночество.

Заключение

Итак, тема природы в лирике А. Фета всегда связана с внутренним миром поэта. При этом вся сила его стихов заключена в эмоциональном, поэтическом и невероятно детализированном изображении пейзажей.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта