Главная » Заготовка и хранение » Типы памяти как психологические нормы. Виды и типы памяти

Типы памяти как психологические нормы. Виды и типы памяти

ВИДЫ ПАМЯТИ (англ. kinds of memory ) - различные формы проявления мнемической деятельности . Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями.

1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними (см. Память музыкальная , Память слуховая , Память тактильная .) Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Словесно-логическая память - память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях (см. Память словесно-логическая , Память эмоциональная ).

2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную (см. Непроизвольное запоминание , Произвольное запоминание ).

3. По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (см. Память сенсорная , Сенсорный регистр , Память иконическая , Память эхоическая ), кратковременную память (см. Память буферная ) и долговременную память (см. Память процедурная ). Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти (см. Память оперативная ), обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. (См. Память первичная и вторичная .)

Т. о., в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. П. в., выделенные в соответствии с разными критериями, находятся в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае м. б. либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные П. в., выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память по существу представляют собой 2 стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти. (Т. П. Зинченко.)

Виды памяти

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти .

У человека преобладающим является зрительное восприятие . Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Память ‒ это сложнейшее свойство психики, в основе которого лежат многочисленные процессы, происходящие в мозге. Памятью называют способность накапливать, хранить и воспроизводить в сознании пережитый опыт, а также саму совокупность сохраненных в сознании впечатлений.

Память в психологии характеризуется рядом существенных характеристик. Наиболее значимыми и важными среди них являются готовность воссоздавать информацию, быстрота и качество воспроизведения, достоверность сохраненных данных, объем. Эти показатели определяют, насколько продуктивной памятью обладает конкретный человек.

Существуют различные критерии, согласно которым выделяют виды памяти в психологии. Индивидуальные особенности играют главную роль в том, какой тип восприятия будет у личности преобладающим. Несмотря на то, что феномен памяти активно изучается многими исследователями, механизмы ее работы все еще до конца не известны.

Характеристика основных видов памяти

По основному содержанию в психологии выделяют четыре вида памяти: словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная.

Словесно-логическая память определяется как мысли и умозаключения, отображающие предметы и явления в их существенных отношениях и связях. Этот вид памяти присущ исключительно людям, в то время как другие типы характерны и для животных. Также этот тип называют смысловой памятью. Это способность запоминать объекты и мысли, выраженные в словесной форме.

Основной характеристикой образной памяти является запоминание образов, представлений о конкретных предметах, явлениях, их свойствах. Образная память, в зависимости от того, какой из анализаторов является главным при восприятии объектов, бывает слуховой, зрительной, тактильной, обонятельной. Этот вид памяти играет важную роль для тех людей, которые работают в сфере творчества.

Двигательную определяет как способность запоминать движения, хранить в сознании образы движений. Такой тип памяти используется для сохранения информации о физических упражнениях и навыках.

Эмоциональная память ‒ это запоминание человеком эмоций и ощущений. Эмоционально окрашенные события воспринимаются намного глубже, потому этот тип зачастую бывает устойчивее других видов памяти.

Какие еще в психологии бывают виды памяти и в чем их различия

Продолжительность запоминания и количество воспринятой информации являются базисом для разделения памяти на сенсорную, кратковременную и долгосрочную.

Мгновенное запоминание ощущений называется сенсорной памятью. В психологии так определяют моментальную фиксацию различных раздражителей, с которыми взаимодействуют органы чувств человека.

Кратковременная память хранит небольшой объем данных. Это запоминание информации на период до 30 секунд.

Долгосрочной памятью называют сохранение в сознании значительного объема данных на протяжении большого промежутка времени.

Еще одним классификатором памяти является способ запоминания данных. Этот параметр позволяет выделять произвольную и непроизвольную память. Психология характеризует произвольную память как контролируемый сознанием процесс, который требует волевых усилий. Непроизвольная память не регулируется специально, акт запоминания не имеет определенной цели и имеет выборочный характер.

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что у одних людей лучше функционирует визуальное восприятие, у других ‒ слуховое, третьи же наиболее продуктивно запоминают вербальную информацию. Знание видов памяти играет важную роль в обучении. То, какой канал восприятия информации у человека является основным, дает возможность обеспечивать эффективный учебный процесс.

Такая психическая функция человека, как память, является особенной. Остальные функции не могут быть произведены без ее участия. Проявления очень разнообразны и многогранны. Предлагаем вашему вниманию классификацию видов памяти в психологии.

Виды памяти человека в психологии

По времени сохранения материала

  1. Кратковременная память . Материал хранится недолго, примерно около двадцати секунд, а объем элементов, который одновременно удерживается в памяти небольшой – от пяти до девяти.
  2. Сенсорная память . Информация сохраняется на уровне рецепторов, если из хранилища рецепторного она впоследствии не переводится в иную форму хранения, то теряется безвозвратно. Время сохранения очень короткое – до одной секунды. Такая память чаще всего используется у новорожденных.
  3. Долговременная память . Она обеспечивает продолжительную сохранность материала, время хранения и объем информации не ограничиваются. Долговременная память, в отличие от кратковременной, иначе обрабатывает полученную информацию. Долговременная память оптимально «раскладывает» информацию – это обеспечивает ее оптимальное сохранение. Такое явление называют «реминисценция», происходит увеличение объема нужного материала, а также повышается качество.
  4. Оперативная память . Является промежуточным хранилищем между долговременной и кратковременной памятью. Сохраняет материал на определенный необходимый срок.

По характеру психической активности

Классификация видов памяти в психологии позволяет из одного довольно объемного понятия выделить значимые частности. Ведь память человека – это сложная функция, которая имеет множество нюансов. Для понимания характерных особенностей человека просто необходимо представлять, какие бывают формы памяти в психологии.

Типы памяти в психологии

В зависимости от индивидуальных особенностей, у каждого человека развит сильнее один из нескольких основных типов памяти: зрительный, слуховой, двигательный или смешанный. Зная, какой тип памяти сильнее развит у вас, вы будете быстрее обучаться искусству и наукам, используя самый быстрый и удобный для этого канал восприятия.

Рассмотрим эти типы памяти более подробно:

  1. Зрительный тип . В данном случае человеку для того, чтобы запомнить, нужно увидеть наглядно. Вся его состоит из зрительных образов, и для запоминания ему никогда не бывает достаточно только услышать информацию.
  2. Двигательный тип памяти . Люди с этим типом памяти в своих воспоминаниях опираются именно на двигательные ощущения. Например, точно зная, как вслепую набирать текст на клавиатуре, они не смогут взять написать, в какой последовательности на нее нанесены буквы (либо это займет довольно много времени).
  3. Слуховой тип памяти . В данном случае человеку достаточно один раз услышать, и они с легкостью воспроизведут суть информации. Для того, чтобы запомнить зрительную информацию или текст, им следует проговаривать ее вслух.
  4. Смешанный тип памяти . В данном случае способности человека распределяются либо равномерно, либо, что встречается чаще, человек владеет сразу двумя типами памяти – например, двигательным и зрительным.

Занятия в школах и университетах построены таким образом, чтобы задействовать сразу все типы памяти: человек воспринимает информацию на слух, записывает ее, обращаясь к двигательной памяти, и смотрит на наглядные материалы, подключая и зрительную память.

Виды памяти в психологии

Существует много различных классификаций памяти. Мы рассмотрим, как разделяют виды памяти исходя из характерных особенностей информации.

  1. Наглядно-образная память . Этот вид памяти представляет собой события, которые зафиксированы сразу после сигнала рецепторов или органов восприятия. Этот вид памяти невероятно важен в творческих сферах деятельности. Так, например, начинающие танцоры именно этим типом памяти фиксируют необходимые движения и трюки, показанные учителем. Если бы объяснение было только на словах, обучение было бы гораздо сложнее.
  2. Словесно-логическая (смысловая) память . В данном случае в памяти фиксируются не образы предметов и действий, а слова, которыми был объяснен материал. Именно поэтому второе название данного вида – смысловая память. Прочитав что-нибудь, человек не запоминает все слово в слово, но легко может пересказать смысл прочитанного – в этом и заключается суть такой памяти.
  3. Двигательная память . Двигательная память позволяет запоминать мышечные комбинации, позволяющие в точности повторять заученные движения. Так пальцы рук запоминают переборы и аккорды гитары, все тело запоминает связку из танцев.
  4. Эмоциональная память . Этот тип памяти позволяет человеку вновь и вновь окунаться в пережитые некогда в прошлом переживания и . Вспоминая прошлое, вы можете уловить чувство успеха или неуверенности, страха или восторга. Чем ярче эмоция, тем лучше и четче она вспоминается в последствии.

Данные типы памяти просто необходимы для обучения и развития человека, без которого жизнь была бы скучна и бесцельна.

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную (рис. 3).

Рис. 3. Классификация основных видов памяти

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П.Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т.д.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость - спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев - усиливается.

Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память - специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную . Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.

Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта