Главная » Заготовка и хранение » Воздух нельзя увидеть но его можно почувствовать. Исследовательская работа «Правда ли, что воздух есть везде? Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода

Воздух нельзя увидеть но его можно почувствовать. Исследовательская работа «Правда ли, что воздух есть везде? Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода

Макагонова Татьяна Васильевна

Город (населенный пункт):

город Нягань

Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Макагонова Татьяна Васильевна,

воспитатель МАДОУ МО г.Нягань

«Детский сад №11 «Ёлочка»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

(Игра на общение)

Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? Дети: Дома, деревья, птицы, животные.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Воздушный человечек: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит?

(В комнату залетает Воздушный человечек - сделан из голубых шариков).

Воспитатель: Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?

Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. Воздушный человечек : О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди, Воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.

Воздушный человечек : Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!

Воздушный человечек : Хорошо, ребята! Я останусь!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории. А для большей таинственности всё приборы я спрятала в коробочки.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

Воспитатель: Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов)

Вывод: человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)

Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).

Вывод: воздух бесцветный.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух выходит).

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)

Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? (Через нос).

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?

Дети: Идёт пар.

Воспитатель: Мы с вами когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья!

Воспитатель: Но мы ведь можем воздух почувствовать.

Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух - без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)

Воспитатель: Вот и мы сейчас сделаем воздух с приятным запахом. (Распыляет дезодорант)

Вывод: Воздух переносит запахи

Воспитатель : А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.

Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь» (запись «Мыльные пузыри»)

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).

Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)

Воспитатель : А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель : А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)

Воспитатель : Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель : А имеет ли воздух вес, мы сейчас проверим.

Эксперимент «ВЕС ВОЗДУХА»

(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины). Воспитатель : Давайте положим на весы кусочек резины и резиновую игрушку. Что тяжелее? Правильно, резиновая игрушка. Воспитатель : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло? (Она не тонет).Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель : Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

Воспитатель : Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Воспитатель : Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).

Воспитатель : Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?

Воздушный человечек: Ребята, а скажите мне, я всё правильно понял или нет?

Воспитатель : Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения Воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха.

Ветер – это движение воздуха. Воздух тяжелее воды.

Воздушный человечек : Молодцы, ребята! Я в подарок хочу подарить вам предмет с воздухом. Это воздушный шарик!

Дети: Спасибо!

Приложение

Стихотворение про воздух

Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой Он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.

СООБЩЕНИЕ О ВОЗДУХЕ

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Цель: 1. Ознакомление обучающихся с богатствами природы – воздухом, его свойствами. Обучение умению наблюдать, делать выводы, обобщать.

2. Способствование развитию внимания, логического мышления, памяти, устной речи.

3. Воспитание любви, бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Про воздух…

Цель: 1. Ознакомление обучающихся с богатствами природы – воздухом, его свойствами. Обучение умению наблюдать, делать выводы, обобщать.

2. Способствование развитию внимания, логического мышления, памяти, устной речи.

3. Воспитание любви, бережного отношения к природе.

Ход урока

I Организационный момент

II. Проверка домашнею задания

1.В начале урока ученики рассказывают, какие примеры горных пород и мине раллов они нашли. Желательно, чтобы ученики не просто перечислили названия горных пород и минералов, но еще и рассказали об их особенностях и использовании человеком.

2. Фронтальный опрос.

Что такое гранит?

Где можно встретить горные породы?

Какие горные породы вы знаете?

Где человек использует горные породы?

Что такое минералы?

Из каких минералов состоит гранит?

III. Сообщение темы и целей урока

Горные породы, минералы - богатства природы, которые человек должен бережно использовать. Сегодня мы поближе познакомимся с другими очень важными природными богатствами, которые дарит нам природа.

Отгадайте загадки:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе, познакомимся с
некоторыми его свойствами.

IV. Воздух и его свойства.

  1. Демонстрация опытов
  1. Опыт 1.

Учитель показывает детям пустую пробирку .

Что в этой пробирке? (Ничего нет.)

Что ж, давайте проверим, что там действительно пусто.
Учитель берет пробирку и топит ее в стакане с водой .

Видите, из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите - пусто».

Так что за невидимка сидел в бутылочке, кого выдали пузырьки? (Наверное,
воздух?)

Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на земле.

Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с ним. Посмотрим, как воздух влияет на растительный и животный мир, человека, и что загрязняет воздух.

Воздух - это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. Соотношение этих газов в воздухе можно показагь на рисунке:

Азота в воздухе больше всего, кислорода - поменьше, а углекислого газа - совсем мало.

Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород - мы дышим кислородом.)

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нем становится намного больше углекислот газа, который для дыхания непригоден.

2)Опыт 2

Один из учеников надувает воздушный шарик.

  • Готово? Теперь вдохни воздух, вдохни - выдохни, еще можешь? (Нет.)
  • Потому и не можешь, что кислорода не хватает. Ты его весь «выловил» из
    шарика. Окажись сейчас внутри шарика мышка, она задохнулась бы.
  • А теперь ответьте, для чего мы комнату проветриваем? (Чтобы был всегда свежий воздух , а значит, и много кислорода.)

Без кислорода не может жить ни человек, ни растения, ни животные. Но кислород необходим не только для дыхания.

3)Опыт 3

  • Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит.)
  • А теперь накрываю ее стаканом. Раз, два, три... погасла. Почему?
    Бумага еще не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат

люди, звери, птицы и все выдыхают углекислый газ, горит огонь - тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады - все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

V.Физкультминутка

VI.Работа по учебнику

  1. Дети открывают учебник на с. 46 и читают текст:

«Воздух окружает на повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... »

  • Продолжите мысль, как мы можем почувствовать воздух? (Ответы детей.)
  • Поднимите руку и резко ее опустите, быстро пройдите по классу. Что вы
    почувствовал и?,
    (Появился ветер.)

Ветер - это движущийся воздух.

Почему дует ветер? (Ученики вспоминают, что они уже знают про ветер
из курса первого класса-)

А сейчас, используя рисунок, расскажите о значении воздуха для растений, животных, человека.

Выслушиваются рассказы учеников.

(Говоря об использовании воздуха человеком, можно вспомнить о парусных яхтах, мельницах, воздушных шарах, аэростатах.)

Обобщение: « Чистый, свежий воздух нужен всему живому: и растениям, и животным, и человеку».

Вспомните, отчего загрязняется воздух? (Ответы детей.)

Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 47) и объясните значение схемы.
2. Далее дети вслух читают вывод по учебнику.

3.Чтение статьи «Красота неба» (с. 48-49)

VII. Итог.

Какими способами можно обнаружить воздух вокруг нас?

Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?

Как охраняют воздух от загрязнения?

Вывод. Чистый воздух- одно из главных богатств природы, которое необходимо охранять.

Домашнее задание: с. 46 – 49, ответить на вопросы, с. 17 р.т.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Доброе утро, ребята!

Проверка домашнего задания: Что такое Гранит? - Где можно встретить горные породы? Какие горные породы вы знаете? Как ещё их называют? - Где человек использует полезные ископаемые? - Что такое минералы? Из каких минералов состоит гранит?

ВОЗДУХ Загадка: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он не видимый, и всё же Без него мы жить не можем.

Про воздух

Составьте слово по первым буквам в названиях предметов. Воздух

Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим! Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.

Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Опыт 2. Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Воздух – это смесь разных газов. углекислый газ 1% Кислород 21% Азот 78%

Какой из газов в воздухе самый важный? При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

Опыт 3. Надуем воздушный шарик. Теперь вдохнём воздух из него. Выдохнем. Ещё раз вдохнём. Становится всё труднее вдыхать. Почему? Мы «выловили» весь воздух из шарика. Если бы внутри шарика сейчас оказалась мышка, она задохнулась бы. - Для чего мы проветриваем комнату?

Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб- великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

Отчего загрязняется воздух?

Работа по учебнику. Прочитай текст на стр.47 учебника. Рассмотри схему в учебнике и объясните значение схемы. Что необходимо делать, чтобы защитить воздух от загрязнения?

Использование воздуха человеком.

ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ БОГАТСТВ ПРИРОДЫ, КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО ОХРАНЯТЬ. Вывод:

Спасибо за внимание!


Задачи: продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать схему, развивать способность к эстетическому восприятию природы; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к учебному предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы начинаем урок окружающего мира.

А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)

А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей)

Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…

Есть у нас шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что видим мы вокруг,
Все знаем мы от них.
Они по знаку нашему
Являются в нужде.
Зовут их: как и почему,
Кто, что, когда и где?

2. Проверка домашнего задания.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира?

Какие вопросы вы подготовили по этой теме?

(На доске ромашка с лепестками, на которых записаны вопросы “Как?”, “Почему?”, “Кто?”, “Что?”, “Куда?”, “Когда?” и “Где?” Дети отрывают по одному лепестку и задают свой вопрос одноклассникам, выслушивают ответ, оценивают его.)

Примерные вопросы:

  1. Как человек использует горные породы и минералы?
  2. Почему горные породы и минералы называют богатством?
  3. Где можно найти полезные ископаемые?
  4. Кто добывает и использует полезные ископаемые?
  5. Что такое полезные ископаемые?
  6. Когда люди научились использовать полезные ископаемые?

Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? (…) Хотите взглянуть? (Банка с надписью “Банка сокровищ”.)

Прочитайте.

А что за сокровища внутри? (полезные ископаемые)

А сможете ли вы узнать их? Давайте попробуем.

(Вызываю одного ученика к доске, он достает по одному образцу, показывает ученикам, а те определяют, что это за полезное ископаемое, говорят, как человек его использует.)

Остались еще сокровища в банке? (нет) Посмотрите внимательно. (нет, ничего)

А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
- Что же это? (воздух)

Конечно, ребята, это воздух.

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Воздух.)

А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?

(Что такое воздух? Кому он необходим? Зачем он нужен? Почему воздух – сокровище? Как сохранить это богатство?)

Уточнение задач урока учителем.

  1. Что такое воздух?
  2. Как доказать, что воздух существует?
  3. Каково значение воздуха?
  4. Почему загрязняется воздух?
  5. Как охранять воздух?

4. Изучение нового материала.

А теперь внимательно посмотрите на схему.

Мы живем…

  • на планете Земля
  • в квартире
  • в России
  • в городе Чехове
  • на дне океана

Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны?

Посмотрите на рисунок.

Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, “купаемся” в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили “купаются” в этом океане.

Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая “рубашка”. Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.

А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем. Обратимся за помощью к учебнику (стр. 38).

Статья в учебнике:

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль.

(ответы детей)

Сравните свои ответы с учебником. (на стр. 38) – самост. чтение

Совпали наши ответы с учебником?

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться. А как называется движущийся воздух? (ветер) А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

Наблюдая за природой, мы с вами постоянно убеждаемся, что природа разумна, в окружающем нас мире нет ничего случайного, нет ни одного лишнего элемента, все в природе взаимосвязано. Зачем же нужен воздух? Каково его значение? (ответы детей)

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Дыхательная гимнастика.

Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Воздух – это смесь газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа.

Какого газа в воздухе больше всего? (азота)

Чуть меньше? (кислорода)

И совсем мало? (углекислого газа)

А какой газ, по-вашему, самый важный? (кислород)

Почему? (он необходим для дыхания)

Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

Рассмотрим рисунок на стр. 38.

Зачем девочка протирает поверхность листьев растения?

Почему так важно проветривать помещение?

А для чего еще нужен воздух?

Опыт с горением.

На блюдце зажигается бумага. Накрывается стаканом. Бумага гаснет.

Почему погасло пламя?

Оказывается, не бывает огня без кислорода.

А это хорошо или плохо?

С одной стороны, огонь необходим для жизни человека. Когда древние люди научились добывать огонь, жизнь их стала намного легче. Огонь отпугивал хищных животных, согревал людей во время холодов, помогал готовить еду.

С другой стороны, огонь может быть опасен. Чем? (пожарами)

Скажите, почему нельзя во время пожара в помещении открывать окно? (приток воздуха усиливает огонь)

Где легче потушить огонь – в закрытом помещении или на открытом месте? (в закрытом)

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше!

А как еще человек использует воздух? Вы сами ответите на мой вопрос, выполнив задание. Работаем в группах.

(каждая группа получает конверт с рисунками:

  • одуванчик и клен,
  • парусный корабль,
  • вертолет, самолет, воздушный шар,
  • ветряная мельница.

Рассмотрите рисунки и подумайте, как они связаны с темой нашего урока. Расскажите о значении воздуха.

Посмотрите, как работает ветряная мельница. (анимация на диске)

А вот так выглядит ветровая электростанция, о которой вы только что услышали. (рисунок)

Вот видите, какое огромное значение имеет воздух, ветер.

Казалось бы, человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле?

На самом деле все чаще и чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины.

(зрительный ряд: смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)

Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа. (стр. 39) Объясните ее значение. (ответы детей)

Про воздух...

Ответы к стр. 48 - 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:
    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

Воздух окружает нас повсюду, однако мы не можем его увидеть или ощутить на вкус. Нам дано лишь почувствовать движение воздуха, когда дует ветер. Если бы воздуха не было, наша планета оказалась бы безводной пустыней без единого живого существа. Воздух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода. Мы вдыхаем воздух, чтобы получить кислород, необходимый нам для жизни. В помещении размером со школьный актовый зал содержится более тонны воздуха. Это больше, чем масса небольшого автомобиля. Неон и аргон - два инертных газа, содержащиеся в воздухе. Если через них пропустить электрический ток, возникает разноцветное свечение. Фигурные осветительные трубки в ярких рекламных вывесках заполняют именно неоном и аргоном.

В воздухе содержится небольшое количество углекислого газа. Это очень важно: углекислый газ вместе с водой необходим зеленым растениям для питания. При этом растения производят кислород, нужный людям и другим живым существам для дыхания. В воздухе содержится также много других примесей: инертные газы (например, неон и аргон), пыль, водяной пар, пыльца и семена растений, крошечные микроорганизмы, бактерии и сажа от автомобилей и заводов.

Атмосферное давление:

Ведро воздуха весит примерно столько же, сколько две страницы этой книги. Вес воздуха всегда давит на нас сверху. Эту силу, воздействующую на определенный участок поверхности, называют атмосферным давлением. На уровне моря атмосферное давление эквивалентно (равноценно) массе примерно в 1 кг, давящей на каждый квадратный сантиметр. Это давление не расплющивает наше тело, так как воздух находится не только снаружи, но и внутри нас.

Атмосферное давление измеряют барометром. Самый распространенный барометр - анероид - представляет собой плоскую металлическую коробочку, из которой выкачан почти весь воздух. Атмосферное давление старается раздавить коробочку, однако, поскольку металл упругий, она полностью не расплющивается. При изменении атмосферного давления крышка коробочки поднимается и опускается, двигая вдоль циферблата стрелку, указывающую величину давления. Показания барометра часто выражаются в миллибарах (мбар) или в гектопаскалях (гПа). Одну из разновидностей барометра - барограф - используют для прогноза погоды.

Атмосферное давление - один из примеров давления воздуха (силы, с которой воздух давит на определенный участок поверхности). Можно увеличить давление воздуха, к примеру, в шине велосипеда, закачивая в ее полое пространство все больше воздуха.

Вакуум:

Вакуум - это совершенно пустое пространство, из которого удален даже воздух. Поскольку удалить весь воздух полностью очень трудно, под словом «вакуум» обычно понимают частичный вакуум, из которого удалена большая часть воздуха. Космическое пространство - это вакуум, хотя в нем содержится некоторое количество пыли и частиц газа. Вакуум используют в термосах и внутри некоторых электрических приборов, например в телевизорах и пылесосах. В термосе вакуум находится в промежутке между внутренней и внешней стенками сосуда. Жидкости остаются горячими или холодными, так как тепло через вакуум передается плохо. Оно удерживается в горячем напитке и не допускается к холодному.

Кондиционирование воздуха:

Система кондиционирования поддерживает в помещении наиболее благоприятную (комфортную) для человека температуру и влажность воздуха (обычно температура между 20 и 25 °С, а относительная влажность 35 - 70%). Свежий воздух с улицы и воздух комнаты перемешиваются в кондиционере - устройстве размером с большую коробку. Часть воздуха подогревается, проходя через его горячие трубы, а остальная часть охлаждается над трубами с холодной водой. Смесь теплого и холодного воздуха и создает необходимую температуру.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта