Главная » Заготовка и хранение » Все, что вы хотели узнать о местоимениях, но не знали, как спросить. Все слова отличные

Все, что вы хотели узнать о местоимениях, но не знали, как спросить. Все слова отличные

Конспект урока русского языка в 4 классе

Программа «Школа России»

Тема урока: Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Тип урока:

Цель:

Задачи:

Предметные УУД:

Метапредметные УУД:

Познавательные :

Регулятивные :

умение работать по образцу;

планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций;

Коммуникативные:

оказывать взаимопомощь;

осуществлять взаимоконтроль;

Личностные УУД:

Методы:

Форма урока: урокисследование. 1-й урок в теме «Местоимение».

Средства обучения:

Межпредметные связи:

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

Встали дружно.

Повернулись и друг другу улыбнулись.

Настроенье каково?

Все такого мнения?

Все, без исключения

Проверьте всё ли у вас готово к уроку и тихонечко садитесь.

2.Актуализация знаний с использованием чистописания.

Посмотрите на экран и сформулируете выполнение задания.

(К словам левого столбика нужно подобрать противоположные по смыслу слова)

сухой – мокрый

старый -молодой

гладить -мять

глубокий -мелкий

твёрдый - мягкий

большой - маленький

Что в этом задании интересного и необычного?

(все слова второго столбика на букву м)

Как вы думаете какую букву мы будем писать на чистописании?

Что бы правильно справиться с чистописанием посмотрите какая закономерность букв?

МмМммМммм ….

Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

(К каждой следующей цепочке добавляется ещё одна строчная буква м.)

Откройте тетради, запишите число и запишите буквы по образцу с правильным соединением.

Еще раз внимательно посмотрите на слова первого столбика.

На какие две группы можно разделить эти слова?

(На глаголы и имена прилагательные.)

Какие еще части речи вы знаете?

(существительные, предлоги….)

3.Определение темы

У вас на столах есть карточки розового цвета. Вычеркните повторяющиеся буквы и вы

получите слово- это и будет темой нашего урока.

ооМррЕззСааТллОууИккМяяЕччНппИввЕ (местоимение)

Да, сегодня на уроке мы познакомимся с местоимением.

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по

частоте употребления занимают 3-е почётное место после глаголов и существительных.

А вот почему? Это действительно загадка.

    Предлагаю провести исследование и найти ответ на эту загадку.

    Что такое исследование?

(Исследование- поиск нового)

А кто проводит исследование?

(исследователи)

    Кто такой исследователь?

    (Исследователь- человек, который проводит исследование)

4.Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.

(Создаю условия для выполнения исследования.)

Начнём наше исследование.

Перед каждым исследованием бывает подготовка.

Предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о местоимении.

А для этого выполните небольшую тестовую работу. Приложение 2

(Выполняют тестовое задание на оранжевых карточках.)

1. Местоимение:

а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:

а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос

3. Местоимение:

а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:

а) ель б) ем в) ты

а) ты, мы б) она, он в) в, о

Смогли ли вы ответить на все вопросы?

(Не хватает знаний)

А сейчас отталкиваясь от темы мы с вами постараемся сформулировать задачи нашего урока,

опираясь на слова.

Познакомиться с (местоимениями)

Научиться отличать (местоимения от других частей речи)

Научиться использовать (местоимения в своей речи)

5.Открытие новых знаний.

Продолжим наше исследование.

По частям речи у нас с вами составлены кластеры, а сегодня мы изготовим памятки.

На столах есть заготовки этих памяток в которых мы будем записывать наши исследования.

Приложение 3

1.Работа с предложениями.

Прочитайте.

(Читают предложения и отвечают на вопросы учителя.)

В лесу живёт лиса. Лиса кормится мышами, сусликами и другими грызунами.

О ком говорится в предложениях?

Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения?

Какой имеется недостаток?

(повтор слов)

Как его исправить, посоветуйтесь с товарищем по парте.

(необходимо его заменить другим словом).

А сейчас мы с вами побудем редакторами.

Кто такой редактор?

(Редактор- человек исправляющий ошибки)

Давайте отредактируем наши предложения и запишем в тетради.(1 ученик у доски)

(Слово лиса во втором предложении заменим словом она.)

Для чего мы это сделаем?

(Избежать повтора)

Молодцы!

А сейчас попробуйте составьте предложения из данных слов и запишите его в тетрадь.

Охотятся, майских, на, лисята, жуков. С, лакомятся, удовольствием, они.

(Лисята охотятся на майских жуков. Они с удовольствием лакомятся.)

(НА СЛАЙДЕ ПРОВЕРКА)

Что вы сейчас записали?

(предложения)

Подчеркните в них основу.

Помогите мне закончить фразу:

Предложение состоит из … (слов)

Каждое слово – это часть …. (речи.)

Назовите, какие части речи встретились в нащих предложениях?

(В предложениях встечались существительные, прилагательные, глаголы, предлоги.)

Какой можно сделать вывод?

Т.к. местоимение – слово, значит, оно является ….(Частью речи.)

(Записывают вывод в исследовательскую карточку.)

- Местоимение – это часть речи.

Итак, первое открытиемы с вами сделали. Местоимение - это часть речи.

2. Разбор слова по составу.

Давайте выясним, почему эта часть речи получила такое название?

Вместо какой части речи мы употребили в предложении местоимение?

(существительных)

Местоимение мы поставили вместо имени существительного.

В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо»

Итак, второе открытие.

- Про местоимения даже есть небольшой стишок

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

3. Выясним, какова же роль местоимения в речи?

Вернёмся к нашим предложениям, в которых мы исправили ошибки.

Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?

(повтора)

Какую часть речи мы заменили?

(существительное)

Для чего же мы используем в речи местоимения?

(заменяем существительные)

Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимений такое же

значение, как у существительного?

Как вы думаете?

Давайте выясним.

Если бы не было 1-го предложения, было бы понятно, о ком идёт речь?

В чём же тогда различие в значении местоимения и имени существительного?

(Местоимение не называет предмет, а указывает на него.)

Какой можно сделать вывод?

(Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.)

Запишите в исследовательскую карточку.

4. Знакомство с личными местоимениями.

(Учитель задает вопросы.)

В какой стране ты живёшь? Отвечаем полным ответом.

(Я живу в России.)

Запишите в тетрадь.

Какое слово употребили, назвав себя?

Подчеркните это слово.

Какие ещё страны вы знаете?

(Англия, Франция…..)

Мы знаем много стран. (запишите)

Какое слово в предложении указывает на нас?

А сейчас обратитесь к соседу по парте с вопросом, не называя его имени.

(Ты любишь рисовать?)

Запишите.

Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились?

А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то какое слово использовали?

(Вы любите слушать музыку?)

Запишите

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?

Запищите

Если это группа лиц?

Запишите

Все названные местоимения называются личными .

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ-

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения,

Все местоимения.

Запишите личные местоимения в исследовательскую карточку.

6. Работа с учебником .

Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на страницах 52.

Назовите местоимения и поставте к ним вопрос.

Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила?

Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.

7.Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте)

Раз, два, три (хлопки в ладоши)

Я пою и ты поёшь

Раз, два, три

Мы идём и мы поём

Раз, два, три

Очень дружно мы живём

Раз, два, три.

Какие местоимения вы услышали?

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде

Давайте вспомним чему мы должны научиться на уроке?

Вам помогут опрорные слова

(Познакомиться с

(местоимениями)

Научиться отличать

(местоимения от других частей речи)

Научиться использовать

(местоимения в своей речи)

А теперь внимание – начинаем соревнование!

Конкурс «Самый внимательный редактор».

Давайте еще раз вспомним кто такой редактор?

(Человек работающий с текстом, проверяющий и исправляющий ошибки)

Посмотрите на экран и прочитайте.

Что вы прочитали?

Выберите понравившийся отрывок запиши его в тетрадь исправляя ошибки.(Приложение 4)

А у людей мартышка слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

2.Ай, Моська! Знать Моська сильна,

Что лает на Слона!

3.Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай, кум милый, мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

Опираясь на исследовательскую карточку, дайте определение местоимению.

(Учитель организует подведение итогов первой части урока.)

Вывод. – Что такое местоимение?

9.Работа по учебнику.

Страница 53 упражнение 111 (устно)

Назовите местоимение в предложении и на кого или на что оно указывает.

Когда в разговорной речи вы употребляете ВЫ, а когда ТЫ?

10.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(Учитель предлагает выполнить задания разного уровня сложности. Инструктаж учителя.)

(Выбирают карточку и выполняют задания.)

(Проверяют себя по эталону.)

Приложение 5

1 уровень

Прочитайте текст, определите границы предложений. Подчеркните местоимения.

Начался листопад он покрыл землю разноцветным ковром подул лёгкий ветерок он поднял в воздух листочки они закружились в медленном танце.

- Произведите синтаксический разбор 2-го предложения.

2 уровень

Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают ?

11.Рефлексия

(Учитель предлагает, обобщить знания, ответив на вопросы)

С какой частью речи мы познакомились?

(местоимением)

Почему эта часть речи получила такое название?

(вместо имени существительного)

Для чего нужны местоимения в речи?

(чтобы не повторять слова)

Предлагаю вам вернутся к нашему тесту и выполнить задания.

Смогли ли вы сейчас ответить на все вопросы?

Подводят итог урока.

Повторно выполняют тест.

12.Домашнее задание

(Учитель предлагает выполнить задание по выбору.)

Сочинить стихотворение или сказку о местоимениях.

Записать 5 предложений с местоимениями

Стр.93 упр. 157 в учебнике.

13.Самооценка

(Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.)

Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Мне бы хотелось похвалить…»

«Самым интересным на уроке было…»

(Я прошу вас подвести анализ своих знаний и оценить свою работу на уроке)

(Помещают свои листы самооценки на доску. Выставление оценок.)

Приложение 1

Лист самооценки

Высший

Выше

среднего

Средний

Ниже

среднего

низкий

чистописание знания о местоимении редактирование самостоятельная знания о местоимении

(аккуратность в начале урока басни работа на конец урока

правильность)

Приложение 2

1. Местоимение:

а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:

а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос

3. Местоимение:

а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:

а) ель б) ем в) ты

5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:

а) ты, мы б) она, он в) в, о

Приложение 3

Приложение 4

А у людей мартышка слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

2.Ай, Моська! Знать Моська сильна,

Что лает на Слона!

3.Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай, кум милый, мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

Приложение 5

1.Прочитайте текст, определите границы предложений. Подчеркните местоимения.

Начался листопад он покрыл землю разноцветным ковром подул лёгкий ветерок он поднял в воздух листочки они закружились в медленном танце.

- Произведите синтаксический разбор 2-го предложения.

2.Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Проект урока русского языка

Учитель начальных классов: Милькова Ирина Валентиновна

Класс: 4

Тема урока : Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: освоение определения понятия «местоимение», формирование умения находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.

Задачи:

Совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи, выделять существенные признаки и свойства;

Способствовать развитию познавательного интереса, орфографической зоркости и зрительного восприятия;

Развивать умение работать в парах и коллективе;

Формировать положительную мотивацию к обучению;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД:

научатся находить местоимения в речи;

познакомятся с личными местоимениями.

Метапредметные УУД:

Познавательные :

классифицировать объекты по существенному признаку;

использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм;

строить сообщения в устной и письменной форме;

оценивать результаты выполненного задания;

Регулятивные :

умение работать по образцу;

планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата;

планировать решение учебной задачи;

выстраивать последовательность необходимых операций;

контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

участвовать в совместной деятельности;

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования;

оказывать взаимопомощь;

осуществлять взаимоконтроль;

проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.

Формы организации работы учащихся :

фронтальная, парная, дифференцированная, индивидуальная.

Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Форма урока : урок – исследование. 1-й урок в теме «Местоимение».

Средства обучения: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, тетради, карточки для исследовательской работы, карточки для работы в парах, индивидуальные, презентация, доска с необходимыми записями, учебник В. П. Канакина «Русский язык» 4класс -М.: Просвещение, 2012.

Межпредметные связи: с окружающим миром, литературным чтением.

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения
– Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён
существительных.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Словарная работа.
Упражнение «Узнай предмет». Учитель показывает жестом на
предметы. Ученики записывают слова, обозначают орфограммы:
карандаш, фломастер, девочка, телевизор.
– Укажите род имён существительных.
– Какие слова я могла бы употребить вместо имени существительного?
(Они, он, она.)
II.
Формулирование
1 3 3 4
Работа в паре по учебнику.
Упр. 289.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
© ООО «Баласс», 2013
1

материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
После чтения текста выполняют задания «по шагам».
– Какие слова называют в тексте героя?
– А какие – о чём он мечтает?
– Выпишите эти слова в две группы.
– Сформулируйте основной вопрос урока. (Как называются выписанные
слова, кого они называют, заменяют в тексте, как сделать текст
понятным?)
– Сравните с формулировкой в учебнике (с. 196).
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
2 3 4 5 2
1. Наблюдение.
Упр. 290.
Ученики читают предложения в упражнении и подставляют
необходимые местоимения.
– Почему вам легко было справиться с этим заданием?
– Как называются слова, которые были вашими помощниками? (Имена
существительные.)
– А без этих существительных­подсказок можно будет что­то понять?
(Нет.)
– Вспомните задание в предыдущем упр. 289. Проведите эксперимент:
закройте первые части предложений.
– Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек?
(Они заменяли эти существительные.)
2. Работа над понятием «местоимение».
– Прочитайте информацию в рамке после упр. 290 и скажите, как
© ООО «Баласс», 2013
2

называются такие слова.
– Почему же они получили такое название – местоимения?
– На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?)
– Попробуйте провести «обратный» эксперимент. Вставить «известные»
существительные вместо местоимений. Что получится?
– Зачем же нужны местоимения? (Чтобы избежать повторов.)
Ответ на вопрос после вывода. (Ученики перечисляют местоимения,
выделенные жирным шрифтом.)
– Почему местоимения выделены жирным шрифтом? (Их нужно
запомнить.)
3. Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте.
Упр. 291.
Сначала ученики ищут местоимения, потом существительные,
которые они заменяют.
Запись в тетрадях:
Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы.
4. Работа с определением (с. 63).
1. Чтение определения про себя.
2. Беседа на выявление понимания.
– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?
– В чём особенность этой части речи?
– Какие части речи заменяют местоимения?
– Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных,
мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о
человеке или предмете.)
– Назовите ещё раз личные местоимения.
– Сколько их? (8.)
© ООО «Баласс», 2013
3

5. Продолжение наблюдений над местоимениями.
Упр. 292. Выполняется по вопросам в задании. Ученики наблюдают,
какие местоимения указывают на участников диалога.
Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое
участвует в диалоге. На второго участника (второе лицо) диалога
указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком­то ещё, кто не
участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): Маша – она, Саша – он.
Работа со схемой (с. 64).
– Рассмотрите силуэты человечков. Что они иллюстрируют? (Кто
участники диалога.)
– Прочитайте местоимения 1­го лица, 2­го лица, 3­го лица.
– Сделайте вывод.
6. Работа с определением (с. 64).
1. Самостоятельное чтение про себя.
2. Беседа по вопросам:
– Почему местоимения я, ты, он, мы и т.д. называют личными?
(Они указывают на лицо или лица.)
– Сколько местоимений 3­го л. ед.ч.? (3.)
– Как вы думаете, с чем это связано? (С родом.)
– Назовите местоимение 3­го л. ед.ч. ж.р. Какое у него окончание? (­а.)
– А какое окончание у местоимений оно, он? (­о и нулевое.) Какая ещё
информация о местоимениях содержится в тексте в рамке?
(В предложениях местоимения изменяются.)
– Как это проверить? Вспомните, на какие вопросы отвечают
местоимения? (Задать вопросы.)
– Меня, мне – это новые местоимения или формы? (Это формы, так как
так изменяется местоимение я: задаём вопросы кто? кого? кому?)
© ООО «Баласс», 2013
4

IV. Развитие
умений.
– Попробуйте назвать формы местоимения ты. (Тебя, о тебе.)
Ответы на вопросы после вывода.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 293 – развивается умение подбирать имена существительные,
которые могут заменять личные местоимения 3­го л. ед.ч.
Методическая рекомендация
: местоимения 3­го л. ед.ч. м.р. и ж.р.

называются лично­предметными, т.е. могут заменять как лица, так и
предметы. Поэтому при подборе имён существительных важно
подбирать названия не только предметов, но и лиц: он – мальчик, друг;
она – ученица, красавица.
Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная.
2. Упр. 294 – развивается умение отличать местоимения от других
слов, а также местоимения единственного и множественного числа.
Сначала ученики называют лишнее слово и объясняют, почему оно
лишнее. Потом записывают местоимения и указывают род и число.
Запись:
1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.).
2) Мы (1 л., мн.ч.), вы (2 л., мн.ч.), они (3 л., мн.ч.).
3) Он (3 л., ед.ч.), она (3 л., ед.ч.), оно (3 л., ед.ч.).
4) Ока, окно, око.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
© ООО «Баласс», 2013
5

– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Что нового вы узнали на уроке?
– Запишите ключевые слова урока. (Местоимения, личные местоимения,
1­е, 2­е, 3­е лицо.)
V. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 1, с. 70–71. Представить информацию в рамках любыми удобными
способами (опора, рифма, рисунок, схема), выучить таблицу личных
местоимений на с. 64.
Деятельность учеников:
 Отличать местоимения от слов других частей речи.
 Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).
 Писать предлоги с местоимениями раздельно.
© ООО «Баласс», 2013
6

Оглавление § 1. Понятие о местоимении § 1. Понятие о местоимении § 1. Понятие о местоимении § 2. Местоимения и другие части речи § 2. Местоимения и другие части речи § 3. Разряды местоимений § 3. Разряды местоимений § 3. Разряды местоимений § 3. Разряды местоимений Конец


§1. Понятие о местоимении В русском языке имеются слова, которые могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом. (М. Горький) В этом отрывке слово оно заменяет существительное море, указывая на предмет. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. => ">


§1. Понятие о местоимении К местоимениям можно задать вопросы к т о? ч т о? (я, он, мы); к а к о й? ч е й? (этот, наш); к а к? г д е? к о г д а? (так, там, тогда) и др. Какой вопрос следует задать зависит от части речи, которую местоимение заменяет: Мой (ч е й?) брат ходит в школу. Там (г д е?) ему (к о м у?) нравится. Слов-местоимений в нашем языке немного, но употребляются они чаще, чем слова других частей речи, так как одно и то же местоимение может употребляться вместо разных слов. =>=> (продолжение) => (продолжение)">


§1. Понятие о местоимении Общее грамматическое значение Морфологические и синтаксические признаки Грамматическое значение местоимений - указание на предметы, признаки, количество без называния их. Эти признаки местоимений чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти не имеют особых морфологических и синтаксических признаков. В предложении местоимения бывают подлежащими, дополнениями, определениями и обстоятельствами: Люблю тебя, моя Россия За твой характер боевой, За испытанья грозовые, За величавый облик твой. х. (продолжение)


§2. Местоимения и другие части речи. Местоимения-существительныеМестоимения-прилагательные Я, ты, мы, вы, он, кто, что, никто, что-то и др. - указывают на предметы, изменяются по падежам и связываются с другими словами в предложении как имена существительные: Ему пришло письмо. – Брату пришло письмо. Что строят? – Школу строят. Её построят по новому проекту. Мой, твой, наш, ваш, какой, этот и др. – указывают на признаки предметов как имена прилагательные. Они связываются с именами существительными и, тек же, как имена прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам: Наш журнал(классный журнал), наша стенгазета (школьная стенгазета), наше расписание (учебное расписание), наши книги (библиотечные книги). Местоимение который указывает на порядок предметов при счете и изменяется, как порядковые числительные, по родам, числам и падежам: Нет которого тома? – Пятого. =>=> =>">


§2. Местоимения и другие части речи. Местоимения-числительныеМестоимения-наречия Сколько, столько, несколько – указывают на количество предметов. Они связываются с существительными, как количественные числительные, и обычно изменяются по падежам: скóлько книг, скольких книг, со сколькими книгами. Где, когда, куда, так, там, потому и др. – указывают на признаки действий, не изменяются и связываются с глаголами так же, как и наречия: Когда просыпается город? – Город просыпается рано. Куда ты пойдешь? – Я пойду домой. Где твой дом? – Далеко. х. (продолжение)


§3. Разряды местоимений. Оглавление: §3.1 Личные местоимения §3.1 Личные местоимения §3.2 Возвратное местоимение §3.2 Возвратное местоимение §3.3 Притяжательные местоимения §3.3 Притяжательные местоимения §3.4 Вопросительные местоимения §3.4 Вопросительные местоимения §3.5 Относительные местоимения §3.5 Относительные местоимения §3.6 Неопределенные местоимения §3.6 Неопределенные местоимения §3.7 Отрицательные местоимения §3.7 Отрицательные местоимения §3.8 Определенные местоимения §3.8 Определенные местоимения §3.9 Указательные местоимения §3.9 Указательные местоимения


§3.1 Личные местоимения К личным местоимениям относятся: я, мы, ты, вы, он, она, они. Это местоимения-существительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи. Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника. Он, она, оно, они - местоимения 3-го лица, указывают на того или на то, о чем или о ком разговаривают. Личные местоимения 1-го и 2-го лица отвечают на вопрос к т о?, а местоимения 3-го лица отвечают на вопрос к т о? или ч т о? в зависимости от значения, которое эти местоимения получают в предложении. У меня есть сестра. Она (кто?) учится в первом классе. - Я решил задачу. Она (что?) была нетрудной. =>=> =>">


§3.1 Личные местоимения Личные местоимения бывают ед. и мн. числа: я, ты, он, она, оно – ед. число; мы, вы, они – мн. число. Личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и все слово: я – меня, мне, меня, мной, обо мне. В косвенных падежах к местоимениям 3-го лица после предлога прибавляется н: увидел её, но надел на неё; написал им, но приехал к ним. Обратите внимание!. Для выражения вежливости вместо местоимения ты используется местоимение вы, а в официальных бумагах, письмах Вы пишется с большой буквы. (продолжение) х.


§3.2 Возвратное местоимение В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение- существительное. Местоимение себя по своему значению похоже на суффикс -ся- в возвратных глаголах. Оно тоже обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо: Девочка облила себя водой. Девочка облилась водой. Возвратное местоимение отвечает на вопросы к о г о? к о м у? и др. Возвратное местоимение не имеет рода, лица (относится к любому лицу), не имеет числа (может указывать как на одно так и на несколько лиц) местоимение себя не имеет формы им. п. В предложении является определением И. Р. Д. - Кого? себя Кому? себе В. Т. П. Кого? себя Кем? собой (-ою) О ком? (о) себе х.


§3.3 Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой) указывают на признак предмета по его принадлежности и отвечают на вопрос ч е й? (ч ь я? ч ь е? ч ь и?). Это местоимения-прилагательные Они изменяются, как прилагательные, по родам, числам, падежам: мой словарь, моя книга, мое сочинение, мои друзья, моего словаря, моей книги, моего сочинения, моих друзей и т.д. В значении притяжательных местоимений используются личные местоимения в форме род. п.: его, их, её. В предложениях притяжательные местоимения обычно бывают определениями: О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов) х.


§3.4 Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и др. употребляются в вопросительных предложениях: Дети встанут, прибегут, Сто вопросов зададут, Тысячу вопросов: - Сколько лет живут слоны? - Кто был Ломоносов? - Где течет река Нева? - А когда же спит сова? (А. Барто) Вопросительные местоимения также используются при изучении грамматики русского языка. Изучая части речи, мы запоминаем, на какой вопрос отвечают слова каждой части речи. =>=> =>">


§3.4 Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения-существительные кто? что? и местоимение-числительное сколько? изменяются по падежам. Вопросительные местоимения-прилагательные какой? чей? который? изменяются по родам, числам, падежам. Вопросительные местоимения-наречия где? куда? откуда? когда? почему? зачем? как? не изменяются. (продолжение) И. Р. Д. В. Т. П. чей? чьего? чьему? как И. или Р. чьим? (о) чьем который? которого? которому? как И. или Р. которым? (о) котором? сколько? скольких? скольким? как И. или Р. сколькими? (о) скольких? х.


§3.5 Относительные местоимения Местоимения кто, что, какой, чей, который, сколько, когда, где, куда, как и др. являются относительными в тех случаях, когда играют роль союза связи простых предложений в составе сложноподчиненного: Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье. (А. Фет). Относительное местоимение что заменяет здесь существительное листок и в придаточном предложении является подлежащим и одновременно выполняет роль союза, связывающего два предложения. В некоторых случаях относительные местоимения выполняют роль связывающего союза, но не являются подлежащим. Грамматические особенности относительных местоимений такие же как и у вопросительных. х.


- §3.6 Неопределенные местоимения Неопределенные местоимения некто, нечто, некоторый, несколько, некогда, кто-то, что-то, кто-нибудь, какой- то, когда-то, где-то, кое-кто, кое-где, кое-когда и др. указывают на неопределенные, неизвестные предметы, признаки, количества. КОЕ У КОГО КТО ТО но =>=> =>">


§3.6 Неопределенные местоимения Неопределенные местоимения образуются от вопросительных с прибавлением частицы не, которая превращается в приставку (некто, нечто, некоторый, несколько, некогда) и частиц - (то, - либо, -нибудь, кое- (кто-то, какой-нибудь, кое- что, кое-где). пишутся через дефис Обратите внимание!. Местоимения с частицами -то, -либо, - нибудь, кое- пишутся через дефис: кто-то, что-то, какой-то, кое-где, когда-нибудь, что- либо. раздельно Если же частица кое- отделена от местоимения предлогом, то она пишется раздельно со словом: кое у кого, кое о чем. л (продолжение) =>=> =>">


§3.6 Неопределенные местоимения Неопределенные местоимения, кроме некто, нечто, изменяются так же, как вопросительные местоимения. Местоимения некто и нечто по падежам не изменяются: некто имеет форму им. п., нечто – форму им. п. или вин. п. Неопределенные местоимения-существительные (кто- то, что-то и др.) в предложении играют роль подлежащего или дополнения: Кто-то постучал в дверь. Неопределенные местоимения-наречия обычно являются обстоятельствами: Где-то, когда-то, давным- давно тому назад, я прочел одно стихотворение. (И. Тургенев) (продолжение) х.


§3.7 Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нигде, никогда, никуда и др. указывают на отсутствие предметов, признаков, количеств. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений прибавлений частиц ни и не, которые превращаются в приставки. Обратите внимание!. слитно Отрицательные местоимения с приставками не и ни пишутся слитно. Не пишется под ударением, ни без ударения: нéкого – никогó. раздельно Если ни и не отделены от местоимения предлогом, то они пишутся раздельно: не у кого, не о чем. =>=> =>">


§3.7 Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения изменяются так же, как вопросительные, от которых они образованы. Местоимения некого, нечего не имеют формы им. п. Отрицательные местоимения-существительные никто, ничто и др. в предложении обычно бывают подлежащим: Никто не забыл о путешествии. Отрицательные местоимения-прилагательные никакой, ничей в предложении являются определением: Никакие работники не могли сравниться с ним. Отрицательные местоимения-наречия нигде, негде, никогда и др. в предложении играют роль обстоятельства: Нигде не мерцал огонек. х.


§ 3.8 Определительные местоимения Определительные местоимения – сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. Определительные местоимения-прилагательные сам, весь, всякий, каждый, любой и др. изменяются по родам, числам, падежам: вся ночь, все озеро, все ученики, всему классу, всего отряда. В предложении определительные местоимения бывают определениями: Каждой веточкой живой лес беседует со мной. (Л. Татьянчива.) Местоимения-наречия всюду, всегда, везде и др. не изменяются и в предложении являются обстоятельствами: Я всегда любил ее. х.


§ 3.9 Указательные местоимения Указательные местоимения – тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь и др. Местоимения-прилагательные тот, этот, такой изменяются по родам, падежам, числам: тот, та, те, тех, тем. Местоимение числительное столько изменяется только по падежам. Местоимения-наречия там, тут, здесь, так, тогда, поэтому и др. не изменяются. Указательные местоимения могут употребляться как в простом, так и в сложном предложении. В сложном предложении указательное местоимение вместе с относительным служат для связи придаточного предложения с главным. Обратите внимание! э слитно..Местоимения-наречия потому, затем, отсюда, оттуда, поэтому и подобные пишутся слитно. И. Р. Д.. столько стольких стольким И. Р. Д. как И. и Р. столькими (о) стольких х.

Сложно сказать, как бы мы обходились без местоимений. Без них невозможно построить почти ни одну фразу. Вот, например, предыдущие две. То есть, конечно, можно. Но зачем мучиться.

Если собрать вместе все местоимения в русском языке, получится внушительный по объему документ. Но просто свалить все в кучу не имеет смысла. Поэтому мы для вас подготовили специальную статью. В ней собраны все основные сведения о разрядах местоимений, их грамматических признаках и правописании, а также образец морфологического разбора. Специальные таблицы поможет вам лучше усвоить все необходимые знания о местоимениях в русском языке. А примеры из литературных произведений помогут нагляднее представить, как грамматические характеристики местоимений реализуются на практике.

Что такое местоимения

Местоимением называют самостоятельную часть речи, которая используется вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий (или их характеристик), чтобы указать на эти существительные, прилагательные, числительные и наречия (а также их признаки и количество), не называя их.

Грамматические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они имеют в виду. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Местоимения разделяются на два типа разрядов: по значению и по грамматическим признакам.

Разряды по значению:

  • личные;
  • возвратные;
  • притяжательные;
  • вопросительные;
  • относительные;
  • указательные;
  • определительные;
  • отрицательные;
  • неопределенные.

Иногда к этой классификации еще прибавляют взаимные и обобщительные местоимения.

Разряды по грамматическим признакам:

  • обобщенно-предметные;
  • обобщенно-качественные;
  • обобщенно-количественные.

В этой классификации рассматривается то, как местоимения соотносятся с различными частями речи: существительными, прилагательными, числительными. В некоторых источниках иногда сюда причисляется особая группа местоимений, соотносимых с наречиями.

Теперь все эти разряды разберем подробно.

Разряды местоимений в русском языке

По значению:

Личные местоимения. В речи указывают на ее объект – лицо, о котором идет речь. Местоимения 1 (я/мы ) и 2 (ты/вы ) лица обозначают участников речи. Местоимения 3 лица (он, она, оно / они ) указывают на лиц, которые в речи не участвуют.

Устаревшее личное местоимение оне использовалось для обозначения объектов речи женского рода (множественное число).

Изменяются личные местоимения в русском языке по лицам и числам, местоимения 3 лица единственного числа – еще и по родам, а также по падежам.

В предложении исполняют роль подлежащего либо дополнения.

  • Я не мог избавиться от ощущения, что они видят нас. (Ч.Т. Айтматов)
  • Жизнь всегда сопровождается усилиями, лишениями и тяжелым трудом, ведь она не сад с красивыми цветами. (И.А. Гончаров)
  • Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени… а потом я понял, что это и вовсе невозможно. (Ф.М. Достоевский)

Возвратные местоимения. В речи указывают направление действия на субъект. Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа, но склоняется по всем остальным падежам: себя, себе, собой/собою, (о) себе . Не изменяется по лицам, числам, родам.

В предложении исполняет роль дополнения.

  • Если тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в то же время на самого себя, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого. (Н.В. Гоголь)
  • Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому себе. (Н.В. Гоголь)
  • Жить для себя не жить, а пассивно существовать: нужно бороться. (И.А. Гончаров)
  • Часто мы позволяем себе думать, что древние люди подобны неопытным детям. (Л. Н. Толстой)

Притяжательные местоимения. В речи указывают на принадлежность некого объекта (объектов) субъекту (или субъектам).

Притяжательные местоимения:

  • 1 лица – мой, моя, мое / мои и наш, наша, наше / наши ;
  • 2 лица – твой, твоя, твое / твои и ваш, ваше, ваше / ваши ;
  • 3 лица – его, ее / их .

Изменяются притяжательные местоимения в русском языке, как вы уже поняли, по лицам, родам и числам, а также в сочетании с существительным, которое поясняют, – по падежам. Местоимения 3 лица не склоняются.

  • Наш выбор в большей мере, чем наши способности, показывает нашу истинную сущность. (Дж.К. Роулинг)
  • В нашей конторе из тридцати двух сотрудников по штату двадцать восемь называли себя: "Золотое перо республики". Мы трое в порядке оригинальности назывались – серебряными. (С.Д. Довлатов)
  • Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г. Паустовский)

Вопросительные местоимения. Местоимения кто?, что?, какой?, каков?, чей?, который?, сколько?, где?, когда?, куда?, откуда?, зачем? служат вопросительными словами (указывают на лиц, предметы, признаки, количество) при оформлении вопросительных предложений.

Изменяются по числам, родам, падежам, но не все.

  • Знаешь, что дано человеку, и только ему? Смеяться и плакать. (Э.М. Ремарк)
  • Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда ты, куда ты гонишься? (С. А. Есенин)
  • Что такое закон? / Закон - на улице натянутый канат, / Чтоб останавливать прохожих средь дороги <...> (В.А. Жуковский)

Относительные местоимения. Местоимения кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, где, куда, когда, откуда, зачем выступают в том числе в роли союзных слов в сложносочиненных предложениях и служат для связи придаточной и главной частей сложного предложения.

Как и вопросительные, относительные местоимения кто, что и сколько склоняются по падежам. Остальные – по числам, родам и падежам. Кроме местоимений где, куда, когда, откуда, зачем , которые являются неизменяемыми.

В предложении, в зависимости от заменяемой ими части речи, могут выступать в разных синтаксических ролях.

  • Встречаются такие низкие характеры, которые любят, точно ненавидят! (Ф.М. Достоевский)
  • Людям всегда будет что находить, открывать, изобретать, потому что сам источник этих знаний неисчерпаем. (И.А. Гончаров)
  • Откровенная злоба отталкивает куда меньше, чем притворство доброты. (Л.Н. Толстой)
  • Радость можно сравнить с маслом в лампе: когда масла в лампе мало, то быстро сгорает фитиль и свет от лампы сменяется черным дымом. (Л.Н. Толстой)

Указательные местоимения. Указывают на признаки или количество объектов речи. К этой категории относятся местоимения: столько, этот, тот, такой, таков, тут, здесь, сюда, туда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем , устаревшие местоимения сей, оный .

Изменяются указательные местоимения в русском языке по падежам, родам и числам.

  • Два года собираюсь купить себе замок. Счастливы те, кому запирать нечего. (Ф.М. Достоевский)
  • Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет - будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет. (Ф.М. Достоевский)
  • Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце. (М. Твен)
  • Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел. (Л.Н. Толстой)

Определительные местоимения. Служат для указания на признак объекта речи. В их число входят: .

Определительные местоимения склоняются по падежам, изменяются по родам и числам.

  • Каждый, кто перестает учиться - стареет, неважно в 20 или 80 лет, а любой другой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самое главное в жизни – это сохранить мозг молодым. (Г. Форд)
  • Один хороший друг стоит больше всех благ этого мира. (Вольтер)
  • Даже самая откровенная мысль, самая чистая и ясно переданная фантазия, будь то правда или же вымысел, не может вызвать искреннего сочувствия. (Л.Н. Толстой)
  • Мы не нуждаемся в магии, чтобы изменить этот мир - внутри нас уже есть всё, что нам нужно для этого: мы мысленно можем представлять лучшее… (Дж. К. Роулинг)

Отрицательные местоимения. В речи выступают в роли указателя на отсутствие объекта речи или его признаков. Местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, негде и им подобные, как вы сами видите, образованы от вопросительных/относительных местоимений путем присоединения приставок не- (под ударением) и ни- (без ударения).

В русском языке отрицательные местоимения изменяются по падежам, родам и числам.

  • Старую правду никогда не смутить новой - она поставит это бремя на свои плечи. Лишь болеющее, отжившее боится сделать шаг вперед. (И.А. Гончаров)
  • Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни. (А. П. Чехов)
  • Никогда не предпринимай никаких сложных ходов, если того же можно достичь гораздо более простыми способами. Это - одно из самых мудрых правил жизни. Применять его на деле очень трудно. Особенно интеллигентам и романтикам. (Э. М. Ремарк)
  • У философов и у детей есть одна благородная черта - они не придают значения никаким различиям между людьми - ни социальным, ни умственным, ни внешним. (А.Т. Аверченко)

Неопределенные местоимения. В речи выражают неопределенные признаки и количество объектов речи, а также их неопределенность.

Местоимения этого разряда тоже образованы от вопросительных/относительных путем прибавления к ним приставок: не-, кое- – нечто, некто, некий, некоторый, несколько, кое- как, кое-что и т.п. А также постфиксов: -то, -либо, - нибудь – кто-нибудь, куда-либо, сколько-то и т.п.

Изменяются неопределенные местоимения в русском языке по родам и числам, склоняются по падежам.

  • Можно наговорить много глупостей, следуя лишь желанию сказать что-либо. (Вольтер)
  • Некоторые привыкли жить на всем готовом, ходить на чьих-то помочах, есть пищу жеванную… (Ф.М. Достоевский)
  • Едва ли в чем-нибудь другом человеческое легкомыслие чаще проглядывает в такой ужасающей мере, как в устройстве супружеских союзов. (Н. С. Лесков)

Упомянутые выше взаимные местоимения служат, чтобы выражать отношение к двум и более лицам и объектам.

Их число в русском языке очень велико за счет множества предлогов, благодаря которым для каждого взаимного местоимения находится большое число вариативных форм. Например, друг другу, друг о друге, друг в друге, друг для друга, один у другого, один для другого, один из-под другого, друг за дружкой, в конце концов, от конца к началу, от первого ко второму, от случая к случаю, раз за разом, от этого к тому – и это еще далеко не полный список.

В предложении они играют роль дополнений.

  • Люди притиснуты друг к другу, как крысы в клетке, их злость друг на друга естественна для одиноких царей. (А.В. Королев)
  • В плохую погоду или просто тогда, когда нам захочется, мы развлекаемся, рассматривая содержимое жестяных коробок. Осторожно разворачиваем пакеты из вощеной бумаги и показываем друг другу то, что делает нас такими, какие мы есть. (Г.Петрович)

Обобщительные местоимения служат в речи для указания на объекты, которые объединяются по любым признакам, не выражающим качество. Например, объекты речи, объединенные в пары (оба; и тот, и другой ), или идентичные (тот же самый, такой же ), или целое множество (каждый, всякий, весь ) и т.п.

Таблица разрядов местоимений русского языка

Разряд по значению

Примеры местоимений

1. Личные 1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они (+ оне)
2. Возвратные себя
3. Притяжательные 1 лицо – мой, моя, мое, мои, наш, наша, наше, наши
2 лицо – твой, твоя, твое, твои, ваш, ваша, ваше, ваши
3 лицо – его, ее, их
4. Вопросительные кто? что? какой? каков? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем?
5. Относительные кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, где, когда, куда, зачем
6. Указательные столько, этот, тот, такой, таков, тут, здесь, сюда, туда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем (+ сей, оный)
7. Определительные весь, всякий, все, сам, самый, каждый, любой, другой, иной, всяческий, всюду, везде, всегда
8. Отрицательные никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей
9. Неопределенные некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кое-кто, кое-где, кое-что, кое-куда, какой-либо, сколько-нибудь, куда-нибудь, зачем-нибудь, чей-либо

«Неклассические» разряды в эту таблицу не включены намеренно, чтобы не создавать путаницы.

Соотнесение местоимение с другими частями речи

Другими словами, разряды по грамматическим признакам:

Местоимения-существительные указывают лицо или предмет. С именами существительными их роднят синтаксические и морфологические характеристики. Например, к ним в предложении тоже можно задать вопросы кто? и что? и они выступают в роли подлежащего либо дополнения. А также категории лица (у личных, через связанные с ними глаголы), числа, рода (выражается связанными с местоимением словами) и падежа. Кстати, у местоимения кто – мужской род, а у что – средний.

К местоимениям-существительным в русском языке относятся: все личные и возвратные местоимения, часть вопросительных/относительных, отрицательных, неопределенных. В частности: он, она, оно, они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и т.д.

Местоимения-прилагательные в речи указывают признак предмета, и это позволяет соотносить их с именами прилагательными. Кроме того, они проявляют непостоянные признаки рода, числа и могут склоняться по падежам. Хотя, например, местоимения каков и таков не склоняются и в предложении, в отличие от прочих, могут быть только сказуемыми. Все остальные местоимения-прилагательные выступают либо в роли определений, либо в качестве составной части сказуемого.

Неизменяемыми являются и притяжательные местоимения 3 лица: его, ее, их .

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные местоимения и все определительные, часть указательных и вопросительных/относительных, отрицательных и неопределенных. А именно: мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и т.п.

Местоимения-числительные , как несложно догадаться, указывают на количество предметов, не обозначая его точно. К ним относятся местоимения столько, сколько и производные от них неопределенные несколько, сколько-то, сколько-нибудь .

Местоимения этой категории способны склоняться по падежам (все одинаково). Но не изменяются по родам и числам. С существительными согласуются по тому же принципу, что и количественные числительные.

Местоимения-наречия , уже упоминалось выше, являются особой группой, которую выделяют не всегда. Часто их вообще не относят к местоимениям. Подобно местоимениям-прилагательным, указывают на признак, но являются неизменяемыми и характеризуют действие. И это позволяет соотносить их с наречиями.

Местоимения этой категории не проявляют признаков рода и числа, не склоняются по падежам. Согласуются с глаголами по тому же принципу, что и наречия. И в предложении выполняют роль обстоятельства.

К местоимениям-наречиям относятся: там, куда, где, когда, так.

Местоимения в русском языке – таблица разрядов по соотношению с частями речи

Разряд по грамматическим признакам

Примеры местоимений

1. Местоимения-существительные он, она, оно, они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие
2. Местоимения-прилагательные мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие
3. Местоимения-числительные столько, сколько, несколько, сколь-то, сколько-нибудь
4. Местоимения-наречия там, куда, где, когда, так

Падежи местоимений в русском языке

Местоимения различных разрядов имеют свои особенности изменения по падежам. Сейчас мы разберем некоторые из них подробнее.

1. Падежи личных местоимений

В косвенных падежах у этих местоимений изменяются не только окончания, но и основа:

И.п. я, ты, мы, вы, он, оно, она, они

Р.п. меня, тебя, нас, вас, его, его, ее, их

Д.п. меня, тебя, нас, вас, его, его, ее, их

В.п. меня, тебя, нас, вас, его, его, ее, их

Т.п. мной (мною), тобой (тобою), нами, вами, им, им, ей (ею), ими

П.п. (обо) мне, (о) тебе, (о) нас, (о) вас, (о) нем, (о) нем, (о) ней, (о) них.

У местоимений 1 и 2 лица единственного числа нет четко закрепленных категорий рода: употребляются и в мужском, и в женском, и в среднем.

Местоимения 3 лица, склоняясь, могут терять свой начальный согласный: она – но ее и т.п.

2. Для возвратного местоимения себя существуют только формы косвенных падежей. Склоняется оно также как личное местоимение ты :

Т.п. собой (собою)

П.п. (о) себе

  • притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш );
  • указательных (тот, этот, такой );
  • вопросительных/относительных (какой, который, чей );
  • определительных (самый, сам, весь, всякий, иной ).

И.п. наш, наша, наше, наши; такой, такая, такое, такие

Р.п. нашего, нашей, нашего, наших; такого, такой, такого, таких

Д.п. нашему, нашей, нашему, нашим; такому, такой, такому, таким

В.п. нашего, нашу, нашего, наших; такого, такую, такого, таких

Т.п. нашим, нашей, нашим, нашими; таким, такой, таким, такими

П.п. (о) нашем, (о) нашей, (о) нашем, (о) наших; (о) таком, (о) такой, (о) таком, (о) таких

Определительные местоимения сам и самый , хоть и похожи, склоняются по-разному. Различие обозначается в основном ударением:

И.п. сАмый, сАм

Р.п. сАмого, самогО

Д.п. сАмому, самомУ

В.п. сАмого, самогО

Т.п. сАмым, самИм

П.п. (о) сАмом, (о) самОм

* Прописной буквой обозначен ударный слог.

Обратите внимание и на склонение определительных местоимений весь, вся, все :

И.п. весь, вся, все

Р.п. всего, всей, всех

Д.п. всему, всей, всем

В.п. всего, всю, всех

Т.п. всем, всей (всею), всеми

П.п. (обо) всем, (обо) всей, (обо) всех

При склонении местоимения женского и среднего рода изменяются только окончания, но в мужском роде изменяется и основа.

4. У вопросительных/относительных (кто, что ) и образованных от них отрицательных (никто, ничто ) местоимений при изменении по падежам изменяются основы:

И.п. кто, что, никто, ничто

Р.п. кого, чего, никого, ничего

Д.п. кому, чему, никому, ничему

В.п. кого, чего, никого, ничего

Т.п. кем, чем, ничем, ничем

П.п. (о) ком, (о) чем, ни о ком, ни о чем.

При этом в предложном падеже предлог разбивает отрицательные местоимения на три слова.

5. Как и у возвратного местоимения, у некоторых отрицательных местоимений нет формы именительного падежа:

Р.п. некого

Д.п. некому

В.п. некого

Т.п. некем

П.п. не о ком.

6. Неопределенные местоимения склоняются также как вопросительные/относительные местоимения, от которых они образованы:

И.п. какой-либо, кое-что

Р.п. какого-либо, кое-чего

Д.п. какому-либо, кое-чему

В.п. какого-либо, кое-что

Т.п. каким-либо, кое-чем

П.п. (о) каком-либо, кое о чем

7. Существуют вариативные падежные формы для неопределенного местоимения некий :

И.п. некий

Р.п. некоего

Д.п. некоему

В.п. некому

Т.п. неким (некоим)

П.п. (о) некоем

Вариативные падежные формы существуют для этого местоимения и в других роде/числе.

8. Некоторые указательные (таков ), относительные (каков ), неопределенные (некто, нечто ) местоимения не изменяются по падежам. Не склоняются и местоимения-наречия там, куда, где, когда, так.

Морфологический разбор местоимений

Предлагаем вам схему морфологического разбора местоимений и пример такого разбора.

Схема разбора:

  1. Обозначить часть речи, грамматическое значение местоимения, написать начальную форму (поставить в именительный падеж (если есть), единственное число).
  2. Описать морфологические признаки:
    • постоянные (разряд по значению, разряд по грамматическим признакам, лицо (для личных и притяжательных), число (для личных 1 и 2 лица);
    • непостоянные (падеж, число, род).
  3. Обозначить, какую роль играет в предложении.

Образец морфологического разбора местоимений

Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей – они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился, тот и прав (Ф.М. Достоевский).

  1. Морфологические признаки: постоянные – личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные – именительный падеж, множественное число.

(у) них

  1. Местоимение; указывает на объект речи, прямо не называя его, н.ф. – они.
  2. Морфологические признаки: постоянные – личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные – родительный падеж, множественное число.
  3. Роль в предложении: дополнение.
  1. Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. – кто.
  2. Морфологические признаки: постоянные – относительное, местоимение-существительное; непостоянные – именительный падеж.
  3. В предложении играет роль подлежащего.
  1. Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. – тот.
  2. Морфологические признаки: постоянные – указательное, местоимение-прилагательное; непостоянные – именительный падеж, единственное число, мужской род.
  3. Роль в предложении: подлежащее.

Правописание местоимений

Личные местоимения

При склонении личных местоимений в русском языке в косвенных падежах в основе местоимений 3 лица появляется буква н , если перед ними стоит предлог. Например, о нем, к ним, о ней, среди них и т.п.

Н не присоединяется:

  • в дательном падеже, если перед местоимением стоит производный предлог благодаря, подобно, наперекор, согласно, навстречу, вопреки : вопреки ей , навстречу им , согласно ему ;
  • если местоимение употребляется в фразе, где ему предшествует прилагательное или наречие в сравнительной степени: взял больше его , купил дешевле их .

Неопределенные местоимения

Неопределенные местоимения всегда пишутся через дефис с приставкой кое- и постфиксами -то, - либо, -нибудь : кое-кто, как-нибудь, что-либо, где-то и т.п.

При склонении неопределенных местоимений в предложном падеже между приставкой кое- и местоимением помещается предлог. В этом случае они записываются в три слова: кое о чем, кое в каком, кое от чего и т.п.

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения образуются от вопросительных/относительных с помощью приставок не-/ни- . Не- пишется под ударением, в безударном слоге – ни- : некому доверить – никого не видеть, негде бросить – нигде не найти; некого, нечего, нисколько, никакой, ничей .

При склонении отрицательных местоимений в русском языке в формах косвенных падежей могут быть задействованы предлоги. Они разбивают слово на три, которые пишутся раздельно, а приставки становятся частицами: никакой – ни от какого, ничто – ни от чего, некого – не о ком и т.п.

Обратите внимание

1.Следует различать правописание приставок не-/ни- и омонимичных частиц не/ни :

  • Запомните правописание: как ни в чем не бывало . Путаница правописания частиц не/ни, ведет не только к орфографическим ошибкам, но и к искажению смысла высказывания. Сравните: ни в чем (частица ни имеет усилительное значение) – не в чем (частица не имеет отрицательное значение).
  • Выбор частицы может полностью изменить смысл высказывания на противоположный: ни один (= вообще никто) – не один (= многие), ни разу (= вообще никогда) – не раз (= много раз) .
  • Не путайте отрицательные местоимения с приставкой ни- (нигде, никто, никому ) и местоимения с частицей ни (ни кто, ни где, ни кому ). Сравните: Ни где не нашлось и следа человека. – Понятия не имею ни кто ты, ни где живешь, ни кому служишь .
  • Обратите внимание на разницу между словосочетаниями не кто иной, как – никто иной; не что иное, как – ничто иное . Частица не выражает отрицание, а вся фраза используется для противопоставления частей высказывания друг другу. Противопоставление выражается союзом как (= союз а ). Если предложение утвердительное и если невозможно без нарушения смысла добавить второе отрицание, используйте частицу не и пишите ее отдельно. Например: Все произошедшее было не что иное, как просто глупый розыгрыш. На пороге неуверенно топтался не кто иной, как долгожданный гость.
  • Если местоимение с частицей можно по смыслу заменить на частицы именно, как раз , то используется частица не и словосочетание пишется раздельно: не кто иной, как; не что иное, как . Пример: Пришло заказное письмо – не что иное, как приглашение конкурс, которого давно ждали. – Пришло заказное письмо – как раз то приглашение на конкурс, которого давно ждали.
  • Если предложение отрицательное, т.е. при сказуемом имеется собственная отрицательная частица не , то ни- выступает в роли приставки и пишется слито с отрицательным местоимением: Ни кто иной не сказал бы это лучше. Это ослиное упрямство ни чем иным было не победить .
  • Если предложение утвердительное, словосочетания никто иной, ничто иное служат для присоединения. Отрицание, не выраженное в предложении, существует потенциально и его можно восстановить из контекста: Я хочу только это, и ни что иное (не хочу) .
  • Если в словосочетании есть союз как , пишите все слова раздельно и с частице не : Эта посылка не что иное, как подарок . Если союза как нет, пишите приставку ни -: Ни кто иной не понимает меня так хорошо.
  • Если в предложении использован союз а , пишите частицу не (раздельно): Хочу сказать все не кому-нибудь, а только ему одному. Если использован союз и , пишите ни (раздельно, если это частица, слитно, если это приставка): Многое ушло безвозвратно, и ни что уже не будет по-прежнему .

2.Не путайте омонимы: местоимение + предлог и союзы/наречия. Обращайте внимание, как согласуются они с другими членами предложения, какую синтаксическую роль выполняют сами, какой вопрос к ним можно задать и т.п.

  • За чем мы отправляемся в магазин, что будем там искать? – Зачем ты идешь за мной и все время хнычешь?
  • За то , что ты мне помогла, я тебя отблагодарю. – Зато у меня душа широкая и сердце доброе!
  • При чем тут все эти люди? – Они много тренировались и готовились к соревнованиям, причем некоторые даже забросили учебу.
  • При том , кого нам удалось раскопать в древней гробнице, были меч и щит. – Притом , если рассуждать здраво, на его стороне сила.

3.Запомните, что нипочём – это не местоимение, а наречие.

Конечно, это очень обширный материал и сложновато усвоить его за один раз. Поэтому предлагаем вам сделать закладку на эту статью в браузере, чтобы она всегда была под рукой в нужный момент. Обращайтесь к ней, когда вам потребуется любая информация о местоимениях.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Тема урока : «Понятие о местоимении»

Цели: Ознакомление с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений;

развитие умения распознавать местоимения в тексте;

воспитание навыков самостоятельности.

Оборудование: таблицы, карточки, компьютер, снеговики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

УРОК

русского языка

в рамках проведения городского семинара учителей начальных классов

Тема: «Понятие о местоимении»

Учитель начальных классов

Семенихина М.А.

2008-2009 учебный год

Тема урока : «Понятие о местоимении»

Цели: Ознакомление с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений;

Развитие умения распознавать местоимения в тексте;

Воспитание навыков самостоятельности.

Оборудование: таблицы, карточки, компьютер, снеговики.

Ход урока

I. Подготовка и мотивация.

Какое у вас сегодня настроение?

Улыбнитесь гостям!

II. Новый материал.

  1. Прочитайте предложения . Что интересного заметили?

(на доске) . Серёжа любит зиму. Серёжа (он) лепит снеговика.

Давайте отредактируем 2-е предложение.

Место какой части речи заняло в предложении новое слово? (Место имени существительного).

МЕСТО

ИМЕНИ

СДЕЛАТЬ КАРТОЧКИ

(на магнит на левой доске)

Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи; (местоимение)

Итак, какова будет тема урока? («Понятие о местоимении)

  1. Запись в тетради : число, классная работа, тема урока.

Сегодня и мы с вами будем лепить снеговика. Нам нужен большой круг, для этого стоит потрудиться?

  1. На слайде – через компьютер.

Я и Мы, Ты и Вы,

Он, Она, Оно, Они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё – местоимения.

Назовите местоимения? Почему личные? Разбор о каждом местоимении и запись его в тетрадь.

Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я. Составить предложение)

Если вы говорите от лица группы людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы. Составить предложение)

Если необходимо обратиться к собеседнику (или собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (Ты, вы. Составить предложение)

Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? (Если взрослый, незнакомый, старший по возрасту)

Да, это форма вежливого отношения.

Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (Он, она)

Если отсутствует группа людей (или лиц)? (Они)

В тетради : я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Таблица с местоимениями

  1. Работа с учебником .

Вывод. с.49 № 372 – письменно,

№ 373 – устно.

Итак, какие личные местоимения вы запомнили?

Много трудились и сделали самый большой круг для снеговика.

  1. Физкультминутка. (можно движения под песню)

Я, ты, он, она, вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове мы сто тысяч я (София Ротару поет).

Какие местоимения услышали.

III. Для снеговика нужен второй круг, выполним следующие задания.

У вас на партах у каждого есть текст.

Вы должны вставить пропущенные орфограммы и местоимения, в тетрадь не записывать.

Зимой…(мы) отправились к знакомому л  снику. … (он) ж  л в л  сной ст  ро  ке. Д  рога шла лесом. ….(она) в  ла прямо к избу  ке л  сника.

Проверка. Разбор, предложение появляется на слайде.

Назовите местоимения.

Последние два предложения записать в тетрадь.

Дорога шла лесом. Она вела прямо к избушке лесника.

Найти и подчеркнуть главные члены предложения.

Какой частью речи является подлежащее?

На какой вопрос отвечает?

Что обозначает сущ. предмет? Называет его?

А местоимение что-нибудь называет? Оно указывает. (Составить таблицу)

IV. Закрепление

Существительное

Местоимение

Что это такое?

Часть речи

Часть речи

Какие вопросы?

одинаковые

одинаковые

Значение

называют предмет

указывают на предмет, не называя его

Вывод на стр. 50. Второй круг готов.

V. Третий круг – голова снеговика.

Работа в парах. Редактирование предложений, текст.

Заменить, где это необходимо, имена существительные личными местоимениями, подчеркнуть местоимения.

1-я группа.

Юра идет на каток. Юра хорошо катается на коньках. Нина участвует в лыжной эстафете. Нина любит лыжный спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

2-я группа.

Летом на тополях появился пух. Пух покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Лёгкие пушинки залетают в окна. Пушинки приносят много хлопот хозяйкам.

3-я группа.

Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку на дворе. Только к обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать.

Третий круг готов.

Что еще не хватает у снеговика на голове?

VI. Чтобы появилось ведро у снеговика, проведем выборочный диктант

Записать только местоимения:

Я лечу, лечу стрелой, только пыль взметаю.

Плещешь ты, куда захочешь, ты морские камни точишь.

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.

Мы сегодня в лес пойдем за зеленой ёлкой.

Весело текли вы, детские года.

Что за яблоко! оно соку спелого полно…

В небо взлетают цветные огни, весть о победе разносят они.

Прочитайте местоимения.

Что вы узнали о местоимении?

В чем сходство с существительным?

Чем отличаются?

Можно обойтись лишь местоимениями, не используя имён существительных? Почему?

А вот и ведро!

VII. Домашнее задание.

А в руках у снеговика чего не хватает.

Аналогичное задание № 375, стр.50.

VIII. Итог урока.

Какая задача стояла перед нами на уроке?

Вернуться к предложения, которые даны в начале урока.

Обобщить: - Найти главные члены предложения.

Какой частью речи они являются?

На какой вопрос отвечают?

Каково значение существительного? (называет предмет) Местоимения? (Указывает на предмет, но не называет его).

(Если время будет, можно и письменно0

Чего не хватает у снеговика? (Улыбки).

Спасибо за урок . (Вручение снеговиков).

Тест:

1. Найди местоимения

а) он в) мы

б) но г) вы

2. Какое местоимение указывает на себя?

а) он в) ты

б) я г) вы

3. Какое местоимение употребите, если необходимо обратиться к собеседнику?

а) он в) ты

б) я г) вы

4. Какое местоимение нужно использовать, если вы говорите от лица группы людей?

а) я в) вы

б) она г) мы

5. Обращаясь к одному лицу, какое местоимение употребите?

а) они в) ты

б) вы г) она




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта