Цели урока:
познакомить с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
учить правильно обозначать орфограмму;
повторить правописание о-е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня,
развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, прививать любовь к русскому слову.
Оборудование: карточки для самопроверки и проверки изученного материала, плакат с алгоритмом, таблица.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Фонетическая зарядка.
Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]
Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, а пока повторим изученное. К доске пойдет 1 ученик для работы по карточке, а мы проверим домашнее задание (упр. 165).
3. Проверка домашней работы с использованием сигнальных карточек е-о.
Объясняется правописание слов, в которых дети допустили ошибки. Обращаем внимание на произношение слова шофёр- шофёры.
Слова для проверки: решётка, щётка, шофёр, шоссе, шоколад, чёрные, жёлтые, шорох, щёки, чёлн.
4. Опрос работающего у доски по карточке.
Карточка:
Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.
С…дел на ж…рдочке, р…сток крыж…вника, ш…пот, ра…ч…тливый, (з,с)бежать, (з,с)доровье, выр…сло р…стение, в….дыхать, бе…цельный.
5. Лексическая работа: (включить элемент неожиданности: появление Незнайки).
Игра «Корректор» или «Исправь ошибку».
Незнайка дал лексическое значение словам, правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.
Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах.
Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.
Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.
6. Физминутка.
7. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
Переходим к изучению новой темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.
(Материал для наблюдений на доске пока закрыт).
Учитель читатет стихотворение:
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
(Цимбал-музыкальный инструмент ввиде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)
Открывается запись на доске:
Стан ция
огур цы
Ци рк
Сини цын
цы пленок
А посмотрите, как написано? (Цы и ци.)
- «Првописание ы-и после ц»
Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.
Учитель: По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:
1) в словах на -ция: лекция, секция, революция, документация (примеры устно);
2) в корнях слов (циркуль, цирк).
Случаи написания Ы после Ц:
в окончаниях слов (синицы, птицы, молодицы)
в суффиксах –ын-. Например: сестрицын, курицын.
А почему же цыпленок через ы?
Потому что цыпленок одно из тех слов, которые надо запомнить: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц.
Во всех этих словах пишется Ы после Ц. Запомнили?
А чтобы не забыли, я прочитаю вам небольшое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова. А вы внимательно слушайте, какого слова из четырех нет.
Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал –
Станцевал на цыпочках.
Какое слово отсутствует?
- Да, цыц. Сейчас оно будет.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвется.
Ну что, цыплята, вам все понятно?...
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ци и цы.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
8. Чтение теоретических сведений (стр.85).
9. Закрепление изученного.
1. Комментированное письмо.
Задание: спишите, обозначая условия выбора буквы Ы или И.
Ц__трусовый, ц_ганка, ц_фердлат,ц_корий, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц_, ц-нковый, акац_я, из-за дверц_, лекц_я, сверстниц_,
2. Задание: от существительных куница, львица, тигрица образовать прилагательные, обозначить в них суффикс –ын- (дети записывают только прилагательные)
- Запомните , что в фамилиях, образованных так же, как данные прилагательные, после ц пишется тоже ы: Курицын, Лисицын, Кормилицын,Турицын, Синицын.
3 . Самостоятельная работа по упр. 185 с последующей проверкой.
Учитель объясняет лексическое значение слов, непонятных ребятам.
Например:
Делегация – несколько выбранных представителей от какого-нибудь коллектива.
Конференция – собрание, совещание предстваителей какого-нибудь государства, учебной организации (научного общества).
Иллюминация – яркое освещение, устраиваемое на улицах по случаю каких-нибудь торжеств, праздников.
Циклевать – выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом.
Падчерицын – неродная дочь одному из супругов, приходящаяся родной другому.
Дикция – ясность и отчетливость в произношении слов, слогов.
4. Осложненное списывание.
Задание 1. Вставить пропущенные буквы, закончить предложения.
Сели птиц… на страницу…
Знают быль и ….. (небылицы)
Поселились мудрец…
В застекленные ….. (дворцы).
Задание 2.
Вставить пропущенные буквы, рассказать о связи предложений.
Однажды летом дедушка принес ц…плят. Живые ж….лтые комочки громко и тр…вожно попискивали.
9. Итог работы.
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Как будем узнавать новую орфограмму? Каков опознавательный признак изученной орфограммы?
- Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?
10. Задание на дом: стр.85-86, упр. 183
Тема: Буквы Ы –И после Ц
Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;
2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.
Планируемые реультаты
Познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»
Формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы
Развивать орфографическую зоркость
Формировать умение находить информацию в тексте
Учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов
Учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
3. Личностные УУД
Строить отношения с людьми
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,
Структура и ход урока
Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»
Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1)
Работа с карточками Слайд№1
Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы
Машина, учить, барабан,
Заяц, водить, палец,
снег, кот, гвоздь, дом
Самопроверка Слайд №2
Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,
водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик
Цели: учащиеся должны
Знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц;
Уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.
1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте)
Учитель читает стихотворение: слайд №4
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
Цыпленок не знал. А вы знаете?
Словарная работа Слайд №3
(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)
Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Открывается запись на доске:
Учитель произносит слова еще раз.
Какие звуки слышатся во всех словах? (цы)
А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)
Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.
Какова же тема урока? Сформулируйте ее.
- «Правописание ы-и после ц»
/Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему ./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/
2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5
В словах после Ц пишется
2.на –ция 2.□
- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.
Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.
Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника)
Что нового узнали? / Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть /
Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» / Слайд № 6 /
Ф и з м и н у т к а «Чудесное дерево»: сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль
Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7
VI. Закрепление учебного материала .
Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.
1.Объяснительное письмо. / Слайд №8 /
Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц
Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.
2. Буквенный диктант. /Слайды №9,10/
1) птиц…н, дворц…, лекц…я
2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….
3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат
4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть
3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» / Слайд №11/
1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
Б) куц…й хвост
в) черепаший панц..рь
г) акац..я
2) В каком слове на месте пропуска пишется И?
А) светлолиц..й юноша
Б) громко ц..кнуть
в) солёные огурц..
г) нефтяная ц..стерна
3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) ц..ферблат
Б) новый ц..линдр
в) ц..рковое представление
г) пушистый ц..плёнок
4) В каком слове на месте пропуска пишется И?
а) вакц..на против гриппа
Б) птиц..но перо
в) мелкие крупиц..
г) встать на ц..почки
5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы?
а) строительство гостиниц..
Б) ц..гейковая шуба
в) красавиц..
«Минута редактора»(карточки)
Письмо Незнайки профессору Спицину.
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Работа с учебником (Выполнение упражнения №355-учебник под ред. Шакровой)
V . Подведение итогов.
VI. Задание на дом.
Рефлексия.
Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками. Цилиндр-геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
В словах после Ц пишется И Ы 1.͡ 1.^ 2. на – ция 2. □
Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: « Цыц»
Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры». Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия. Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс
Объяснительное письмо. Спешите, объясняя написание в данных словах орфограммы ы-и после ц Ц..фра, ц.. ркуль, ц.. рк, ц.. ган, ц.. трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.
Буквенный диктант И или Ы 1) птиц…н, дворц …, лекц …я 2) ц…плёнок, ц… линдр, овц …. 3) ц…клон, ц…клоп, ц…. ферблат 4) секц …я, полиц …я, ц… кнуть
Ответы 1. Ы Ы И 2. Ы И Ы 3. И И И 4. И И Ы
Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. нк б) куц…й хвост в) черепаший панц.. г) акац..я 2) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) светлолиц..й юноша б) громко ц.. кнуть в) солёные огурц.. г) нефтяная ц.. стерна 3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. ферблат б) новый ц.. линдр в) ц.. рковое представление г) пушистый ц..плёнок 4) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) вакц..на против гриппа б) птиц..но перо в) мелкие крупиц.. г) встать на ц..почки 5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы? а) строительство гостиниц.. б) ц.. гейковая шуба в) красавиц.. г) щипц..
Словарно-смысловой диктант 1)Встать на кончики пальцев 2)Род перчаток с отделением для большого пальца 3)Систематизированное собрание каких-либо предметов
Спасибо за внимание!
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Когда после ц пишется и?
· Когда после ц пишется ы?
· От чего зависит написание и - ы после ц?
Мы помним, что существуют всегда твёрдые и всегда мягкие звуки. Мы уже говорили о том, что звуки [ж] и [ш] – всегда твёрдые. А [ч] и [щ] – всегда мягкие. И есть ещё всегда твёрдый звук [ц]. У этих звуков, в сущности, одна проблема: некоторые гласные звуки после них не различаются.
Так, после буквы ц любые гласные произносятся твёрдо.
Например, цена, овация, акцент .
И получается, что буквы и и ы после ц произносятся одинаково. Мы можем употребить букву и или ы. Но читается это сочетание как [цы].
Мотоц…кл. Индейц…. Ц…плёнок. Репетиц…я.
Как же нам написать эти слова? Мы слышим в них неизменное [цы].
Прежде всего, нужно выяснить, к какой морфеме относится гласная после ц.
В корне слова после ц пишется и.
Гиацинт, пациент, циркуль, цифра . Во всех этих словах и после ц стоит в корне слова.
Однако в этом правиле есть и исключения . Это слова цыц, цыпочки, цыкнуть, цыплёнок, цыган .
Во всех этих словах пишется ы в корне. Их нужно запомнить .
А для запоминания мы можем изобрести такую фразу: «Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»»
Мы можем даже нарисовать эту картину: так запоминать будет ещё легче.
Некоторые слова, которые образовались от исключений, тоже будут писаться через ы.
Например, прилагательное цыганский . Или слово цыпки , обозначающее сыпь на руках. Цыпочка . И даже название танца – цыганочка.
А если нужная нам гласная стоит не в корне?
В суффиксах после ц пишется ы.
Например: сестрицын, лисицын, куницын .
Во всех этих словах ы находится в суффиксе.
Если точнее, то речь идёт всего об одном суффиксе - -цын-. Прилагательных с таким суффиксом совсем немного.
А вот ы после ц в окончаниях встречается чаще.
Молодцы. Борцы. Ы после ц пишется в окончаниях.
Круглолицый. Куцый . Ы опять входит в состав окончания.
Как мы видим, ы после ц появляется в окончаниях существительных и прилагательных.
Буква и после ц пишется в корне.
А в суффиксах и окончаниях после ц пишется ы.
Но что это? Кажется, нас за такое правило собирается арестовать орфографическая полиция!
Прислушаемся к тому, что доносится до нас по громкоговорителю:
Но разве мы что-нибудь забыли? Посмотрите, во всех этих словах пишется и после ц. И у всех этих слов есть кое-что общее: в начальной форме они заканчиваются на -ция.
Значит, нам нужно добавить в наше правило ещё один пункт.
Буква и после ц пишется в словах на -ция.
Это такие слова, как секция, акция, дикция, пунктуация . И так далее. Мы не уточняем, в какую морфему входит и в этом случае. Проще запомнить, что слова оканчиваются именно на -ция.
А теперь вернёмся к знакомым нам словам. Как же мы их напишем теперь?
Прежде всего зададим себе вопрос: к какой морфеме относится нужная нам гласная?
Мотоцикл . Гласная входит в корень. После ц мы напишем и.
Индейцы . Гласная является окончанием. Значит, после ц пишем ы.
Цыплёнок . Гласная находится в корне. Но перед нами исключение, которое нужно запомнить. Пишем ы.
Репетиция . Слово оканчивается на –ция, поэтому мы сразу же пишем и.
Интересно, что в других языках это правило не является настолько сложным. Например, в белорусском языке после ц пишется только ы.
Но в русском языке существует правило, которое нам нужно запомнить.
Чтобы лучше запомнить все пункты этого правила, можно составить фразы для запоминания .
И, конечно, нужно помнить нашу фразу, которая содержит все исключения: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»
Тема: Буквы Ы –И после Ц
Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;
2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.
Планируемые реультаты
Познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»
Формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы
Развивать орфографическую зоркость
Формировать умение находить информацию в тексте
Учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов
Учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
3. Личностные УУД
Строить отношения с людьми
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,
Структура и ход урока
Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»
Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1 )
Работа с карточками Слайд№1
Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы
Машина, учить, барабан,
Заяц, водить, палец,
снег, кот, гвоздь, дом
Самопроверка Слайд №2
Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,
водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик
Цели: учащиеся должны
Знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц;
Уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.
1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте)
Учитель читает стихотворение: слайд №4
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
Цыпленок не знал. А вы знаете?
Словарная работа Слайд №3
(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)
Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Открывается запись на доске:
Учитель произносит слова еще раз.
Какие звуки слышатся во всех словах? (цы)
А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)
Почему?
Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.
Какова же тема урока? Сформулируйте ее.
- «Правописание ы-и после ц»
/Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему ./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/
2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5
В словах после Ц пишется
И Ы
1.͡ 1.^
2.на –ция 2.□
- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.
Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.
Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника)
Что нового узнали? / Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть /
Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» / Слайд № 6 /
Ф и з м и н у т к а «Чудесное дерево»: сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль
Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7
VI. Закрепление учебного материала .
Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.
1.Объяснительное письмо . / Слайд №8 /
Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц
Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.
2. Буквенный диктант . /Слайды №9,10/
И или Ы
1) птиц…н, дворц…, лекц…я
2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….
3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат
4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть
3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» / Слайд №11/
1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
А) ц..нк
Б) куц…й хвост
в) черепаший панц..рь
г) акац..я
2) В каком слове на месте пропуска пишется И?
А) светлолиц..й юноша
Б) громко ц..кнуть
в) солёные огурц..
г) нефтяная ц..стерна
3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) ц..ферблат
Б) новый ц..линдр
в) ц..рковое представление
г) пушистый ц..плёнок
4) В каком слове на месте пропуска пишется И?
а) вакц..на против гриппа
Б) птиц..но перо
в) мелкие крупиц..
г) встать на ц..почки
5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы?
а) строительство гостиниц..
Б) ц..гейковая шуба
в) красавиц..
г) щипц..
«Минута редактора»(карточки)
Письмо Незнайки профессору Спицину.
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Работа с учебником (Выполнение упражнения №355-учебник под ред. Шакровой)
V . Подведение итогов.
VI. Задание на дом .
Рефлексия.
Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками. Цилиндр-геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
В словах после Ц пишется И Ы 1.͡ 1.^ 2. на – ция 2. □
Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: « Цыц»
Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры». Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия. Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс
Объяснительное письмо. Спешите, объясняя написание в данных словах орфограммы ы-и после ц Ц..фра, ц.. ркуль, ц.. рк, ц.. ган, ц.. трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.
Буквенный диктант И или Ы 1) птиц…н, дворц …, лекц …я 2) ц…плёнок, ц… линдр, овц …. 3) ц…клон, ц…клоп, ц…. ферблат 4) секц …я, полиц …я, ц… кнуть
Ответы 1. Ы Ы И 2. Ы И Ы 3. И И И 4. И И Ы
Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. нк б) куц…й хвост в) черепаший панц.. г) акац..я 2) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) светлолиц..й юноша б) громко ц.. кнуть в) солёные огурц.. г) нефтяная ц.. стерна 3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. ферблат б) новый ц.. линдр в) ц.. рковое представление г) пушистый ц..плёнок 4) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) вакц..на против гриппа б) птиц..но перо в) мелкие крупиц.. г) встать на ц..почки 5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы? а) строительство гостиниц.. б) ц.. гейковая шуба в) красавиц.. г) щипц..
Словарно-смысловой диктант 1)Встать на кончики пальцев 2)Род перчаток с отделением для большого пальца 3)Систематизированное собрание каких-либо предметов
Спасибо за внимание!
Правописание Ы и И после Ц
Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.
1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.
2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).
Упражнение
1. – Прошу немножко повременить, – произнес чиновник, ставя одною рукою ц_ фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь)
2. Стыла кровь у всех, кто этот волчиц_ н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп)
3. – Где это ты, зверь, отрезал нос? – закричала она с гневом. – Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиц_ и. Разбойник какой! (Н. Гоголь)
4. Степан Трофимович нарочно глупейшим образом переводил иногда русские пословиц_ и коренные поговорки на французский язык, без сомнения, умея и понять и перевести лучше; но это он делывал из особого рода шику и находил его остроумным. (Ф. Достоевский)
5. Газета может потерять репутац_ ю. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то... И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. (Н. Гоголь)
6. Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнац_ ю предпочитал всему. «Это вещь, – обыкновенно говорил он, – уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». (Н. Гоголь)
7. В это время выглянул в дверь ц_ рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь)
8. Мотор поц_ кал и смолк. (В. Набоков)
9. …Это был молчаливый белолиц_ й человек, со стоявшими дыбом короткими жесткими волосами на кубическом черепe и рыбьим взглядом холодных глаз, – по специальности латинист, а впоследствии довольно видный советский чиновник. (В. Набоков)
10. Я всегда хотел найти верного друга, мы бы с ним музиц_ ровали, он бы в наследство мне оставил дом и цветник. (В. Набоков)
11. Помнишь, мы как-то завтракали в ему принадлежавшей гостинице, на роскошной, многоярусной границе Италии, где асфальт без конца умножается на глиц_ нии и воздух пахнет резиной и раем? (В. Набоков)
12. Все психические заболевания объяснимы подсознательной памятью о несчастьях предков пац_ ента, и если больной страдает, скажем, мегаломанией, то для полного его излечения стоит лишь установить, кто из его прадедов был властолюбивым неудачником. (В. Набоков)
13. Диссертац_ я эта ловко и больно уколола тогдашних славянофилов и разом доставила ему между ними многочисленных и разъяренных врагов. (Ф. Достоевский)
14. Осклабясь, он скинул свой куц_ й пиджак, снял через голову мохнатую темную фуфайку. (В. Набоков)
15. Но он тогда самбиц_ озничал и с особенною поспешностью распорядился уверить себя раз навсегда, что карьера его разбита на всю его жизнь «вихрем обстоятельств». (Ф. Достоевский.)
16. Мысль ц_ ническая; но ведь возвышенность организации даже иногда способствует наклонности к ц_ ническим мыслям, уже по одной только многосторонности развития. (Ф. Достоевский)
17. Это была одна галлюц_ нац_ я пред болезнью, тем более, что в ту же ночь он и вправду заболел на целых две недели. (Ф. Достоевский)
19. За границей Шатов радикально изменил некоторые из прежних соц_ алистических своих убеждений и перескочил в противоположную крайность. (Ф. Достоевский)
20. Нац_ ональность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и в добавок еще московской. (Ф. Достоевский)
21. В ожидании же устроили почтенному и обиженному Петру Павловичу целую овац_ ю: обнимали и целовали его; весь город перебывал у него с визитом. (Ф. Достоевский)
22. Ощупью направился он влево, к кухонной двери, отыскал ее, прошел сенц_ и спустился по лестнице. (Ф. Достоевский)
23. По-прежнему приятели, по-прежнему попойки, клуб и карты, и репутац_ я атеиста. Мне эта репутация не нравится, Степан Трофимович. (Ф. Достоевский)
24. Даже гулять выходил, для необходимого моц_ ону, только в полные сумерки, когда уже совершенно темнело. (Ф. Достоевский)
25. Все наши еще с самого начала были офиц_ ально предуведомлены о том, что Степан Трофимович некоторое время принимать не будет и просит оставить его в совершенном покое. (Ф. Достоевский)
26. - Алексей Нилыч сами только что из-за границ_ , после четырехлетнего отсутствия, – подхватил Липутин, – ездили для усовершенствования себя в своей спец_ альности. (Ф. Достоевский)
27. Они только наблюдения собирают, а до сущности вопроса или, так сказать, до нравственной его стороны совсем не прикасаются, и даже самую нравственность совсем отвергают, а держатся новейшего принц_ па всеобщего разрушения для добрых окончательных целей. (Ф. Достоевский)
28. Издается в России множество столичных и провинц_ альных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. (Ф. Достоевский)
29. Кстати: здесь скопц_ есть в уезде, любопытный народ... (Ф. Достоевский)
30. Дочь у ней куда-то в Турц_ ю муж завез, и двенадцать лет ни слуху ни духу. (Ф. Достоевский)
31. Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц_ почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский)
32. При входе на нашу огромную рыночную площадь находится ветхая церковь Рождества Богородиц_ , составляющая замечательную древность в нашем древнем городе. (Ф. Достоевский)
33. Проснувшись на завтра, свежий как яблоко, тотчас же отправился в ц_ ганский табор, помещавшийся за рекой в слободке, о котором услыхал вчера в клубе, и в гостиницу не являлся два дня. (Ф. Достоевский)
34. – Как так, вы разве пошли бы в пятерку, если б я вам предложил? – брякнул вдруг Верховенский и положил ножниц_ на стол. (Ф. Достоевский)
35. Он решился отнестись прямо в газетную экспедиц_ ю и заблаговременно сделать публикац_ ю с обстоятельным описанием всех качеств, дабы всякий, встретивший его, мог в ту же минуту его представить к нему или, по крайней мере, дать знать о месте пребывания. (Н. Гоголь)
36. Не стану описывать в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает? В ближайших проулках от пылавшей улиц_ суета и теснота стояли непомерные. (Ф. Достоевский)
37. Оказалось, что одна помещица, Надежда Егоровна Светлиц_ на, велела ей еще вчера поджидать себя в Хатове и обещалась довезти до Спасова, да вот и не приехала. (Ф. Достоевский)
38. Варвара Петровна схватила ее за руку, как коршун ц_ пленка, и стремительно потащила к Степану Трофимовичу. (Ф. Достоевский)
39. Главное томило всех то, что из всей представлявшейся путаниц_ ничего нельзя было извлечь общего и связующего. (Ф. Достоевский)
40. Вода лизала низкий берег, покрытый тростниками, нарц_ ссами и напряженной плотью нераспустившихся ирисов. (Дж. Апдайк)
41. Самое благородное и безупречное негодование загорелось в душе ее, когда, надевая шаль, она поймала на себе смущенный и недоверчивый взгляд своей воспитанниц_ . (Ф. Достоевский)
42. Был, например, один момент в «Раковом корпусе» у Солжениц_ на, когда русская проза, а с нею и сам писатель, подошли на расстояние двух или трех абзацев к решающему прорыву. (И. Бродский)
43. Потому что – потерпите, дети, страдать осталось всего семь минут – хотя потенц_ ально каждая клетка в отдельности бессмертна, но, добровольно приняв на себя дифференцированную функцию внутри организованного содружества клеток, она попадает в неблагоприятную среду.(Дж. Апдайк)
44. Туша бронтозавра весила тридцать тонн, а мозг – всего две унц_ и. (Дж. Апдайк)
45. Но подобно тому, как на листе бумаги, заштрихованном черным карандашом, проступают стершиеся, давным-давно закрашенные на крышке парты иниц_ алы и надписи, эта картинка снова оживила во мне тоску и страх за отца. (Дж. Апдайк)
46. Мальчик хотел стать доктором медиц_ ны, но не доучился и вот стал живодером. (Дж. Апдайк)
47. Утки и лягушки наперебой хрипло и ликующе кричали на заболоченном озере, проглядывавшем сквозь заросли вишен, лип, акац_ й и диких яблонь. (Дж. Апдайк)
48. Я всегда пил здесь лимонад, как бы прощаясь с ц_ вилизац_ ей перед тем, как нырнуть в ту темную глушь, которая по какой-то нелепой ошибке стала нашим домом. (Дж. Апдайк)
1. После ц буква ы пишется в следующих случаях:
а) в окончаниях слов (пловцы, круглолицый, птицы );
б) в суффиксе -ын - (сестрицын, Царицын );
в) в словах-исключениях: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках, цыкнуть .
2. В остальных случаях после ц пишется и :
цифра, цирк, цилиндр, кульминация .
§ 4. Правописание приставок
1. Запомнить приставки, которые всегда пишутся одинаково (независимо от того, как звучат в слове): в-, с-, до-, за-, на-, о-, об-, от-, над-, под-, пред-, пер-, по:
с делать, в писать.
Обратите внимание! В словах здесь, здание, здоровье, здравствуй, зги (не зги не видно) и производных от них буква з является частью корня.
2. Приставки, оканчивающиеся на з / с (раз-, роз-, вз-, из-, низ-, без-, чрез-, через- ) пишутся в соответствии с произношением, т. е. с буквой З перед звонкими согласными и с буквой С перед глухими: разбить, распилить, вписать, сделать, возглас, восклицание, исчезать, чересчур.
Примечание. Звонкие согласные: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р.
Глухие согласные: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
3. Чтобы не ошибиться в написании приставок пре-, при- , надо знать их значения.
Приставка пре- указывает на:
1) высшую меру действия или качества (близка по значению к слову очень ): пресытиться, преувеличить, пренеприятный;
2) изменение действия (близка к приставке пере- ): преградить, прервать, преобразовать .
Приставка при- указывает на:
1) присоединение, прибавление, приближение: приклеить, пририсовать, прибежать ;
2) неполноту действия: притормозить, присесть, прикрыть ;
3) нахождение вблизи чего-либо: приморье, пригород, прибрежный .
В некоторых словах приставки так тесно слились с корнем, что их трудно отделить и установить их значение, поэтому написание таких слов надо запомнить: преследовать, препятствие, камень преткновения, превратный, пренебрежение, приключение, присяга, прибор и др.
§ 5. Буквы ы / и после приставок,
Оканчивающихся на согласную
После приставок, оканчивающихся на согласную букву, вместо и пишется ы в соответствии с произношением. Например: и грать – разы грать, поды грать .
Обратите внимание!
1. Данное правило не распространяется на сложносокращённые слова: пединститут, спортинвентарь .
2. После иноязычных приставок (дез-, супер-, контр-, пост-, интер-, транс), а также после приставок меж- и сверх- сохраняется буква И: постиндустриальный, межинститутский, сверхизысканный, дезинформация, дезинфекция, суперигра.
Правописание ь после шипящих в разных частях речи
После шипящих ж, ш, ч, щ буква ь пишется:
1. В именах существительных женского рода ед. числа: речь, тишь, мощь.
2. В неопределённой форме глаголов: стричь, печь, течь.
3. В повелительном наклонении глаголов: назначь, назначьте, отрежь, отрежьте.
4. Во 2-м лице ед. числа глаголов настоящего и будущего времени: несёшь, поёшь, бросишь, бросишься.
5. В наречиях, кроме уж, замуж, невтерпёж: невмочь, сплошь, навзничь.
6. В частицах: вишь, бишь, лишь, ишь.
Буква ь не пишется:
1. В сочетаниях чк, чн, нч, нщ, рщ, щн (печка, нянчить, хотя нянька).
2. В кратких прилагательных (могуч, пахуч, колюч, тягуч).
Правописание букв о / ё после шипящих
1. В корне слова под ударением после шипящих произносится о , а пишется е(ё), если это о чередуется с е в родственных словах: жёны – женщина, чёрный – чернь, шёпот – шепчет.
Там, где такого чередования в родственных словах нет, в корнях под ударением пишется о : обжора, шов, шорох, шоколад, шофёр, шоссе, жокей, герцог.
Запомните : ожёг, поджёг – в глаголах; ожог, поджог – в существительных.
2. Под ударением после шипящих произносится и пишется о :
а) в окончаниях существительных, прилагательных, на конце наречий: плащом, большого, горячо. Искл.: ещё.
б) в суффиксах прилагательных -ов- и -он-: холщовый, парчовый, ежовый, смешон.
в) в суффиксах существительных -ок-, -онк-, -онок -: бачок (от бак), крючок, девчонка, бочонок (от бочка).
3. В остальных случаях под ударением после шипящих, если и произносится о , то пишется е(ё) :
а) в окончаниях глаголов (печёт, печёшь).
б) в суффиксах страдательных причастий -ен-, -енн- (вооружённый).
Правописание гласных -И (-Ы) после Ц.
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
После ц пишется буква и или ы .
Буква ы пишется в следующих случаях.
1. В корнях слов - исключений:
цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).
2. В окончаниях существительных и прилагательных ,
огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.
3. В суффиксе прилагательных -ын ,
сестрицын, Лисицын, царицын, Троицын день .
Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно ,
Царицын, Голицыно .
Примечание. В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.: Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын, но Вицин, Ельцин, Цицин.
Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:
а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен:
цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, иуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати;
б) в суффиксах иноязычного происхождения:
организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм;
в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах:
блицинтервью, специнтернат, ЦИК.
В фамилиях сохраняется традиционное написание: Птицы н , Ци ци н .
Задания:
1. Исправь ошибки:
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
2. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте.
Ц…ган, милиц…я, акац…я, нарц…сс, панц…рь, на ц…почках,
ц…нга, лисиц…н, ц…плята, с улиц…, секц…я.
3.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте
Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_,
ножниц…, ц…гейка, акац_я, ц_корий, из-за дверц_.
4.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .
Рац_я, Цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_.
5.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .
Ц…ган на лекц…и листал страниц…, а Синиц…н читал ц…таты.
6.Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму.
1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то - умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.