Биография.


Дата рождения: 31.01.1908
Гражданство: Россия

Родился в семье рабочего. Окончил семилетку и школу фабрично-заводского ученичества в 1927 г. Работал арматурщиком на строительстве машиностроительного завода в Краматорске.

Призван в РККА в 1930 г. В 1933 г. окончил 8-ю военную школу летчиков в г. Одессе.

В 1939 г. был назначен командиром 13-го иап ВВС БФ.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром 13-го истребительного авиаполка 61-й иаб ВВС БФ. Совершил около 20 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, лично сбил 1 самолет противника.

25.12.39 г. самолёт Романенко в ходе выполнения задания был сильно поврежден зенитным огнем. Прямым попаданием снаряда два цилиндра были разбиты, в плоскостях и фюзеляже зияли 37 пробоин. Однако комполка все же дотянул на бреющем до своего аэродрома.

В наградном листе указывалось: «Командир 13-го истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота) майор И.Г. Романенко отличился в боях, лично совершил около 20 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике. В воздушных боях лично сбил 1 самолёт типа Бристоль «Бульдог», а полк к концу февраля 1940 года - 13 машин противника».

21.04.40 г. майору Романенко Ивану Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 368.

70 летчиков и техников полка были награждены орденами и медалями, а 3 летчика - удостоены звания Герой Советского Союза.

По состоянию на 9.06.41 г. 13-й иап входил в состав 10-й саб ВВС БФ и базировался на аэродроме Керстово (1, 2 и 3-я аэ) и на аэродроме военно-морской базы на полуострове Ханко (4-я аэ). Первые три эскадрильи полка имели на вооружении истребители И-16, а четвертая – И-153.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 13-м истребительным авиаполком ВВС Балтийского флота.

Взаимодействуя с кораблями Краснознаменного Балтийского флота, летчики полка Романенко показали образцы героизма и отваги в жестоких боях за остров Эзель, полуостров Ханко, Таллин и Ленинград.

В июле 1941 г. два летчика 13-го иап первыми в ВМФ были удостоены звания Герой Советского Союза.

14.07.41 г. за мужество и героизм, проявленные в боях над полуостровом Ханко был удостоен звания Герой Советского Союза заместитель командира эскадрильи капитан Антоненко. 3а 34 дня боёв он сбил 11 самолётов противника.

17.07.41 г. звание Герой Советского Союза было присвоено заместителю командира эскадрильи лейтенанту Бринько. Менее чем за два с половиной месяца боев он сбил 15 самолётов, в т.ч. 1 – таранил.

Подполковник Романенко много раз лично водил полк в бой.

Рассказывает генерал-лейтенант авиации Голубев: «7 августа враг отрезал Таллин, его войска вышли в районе мыса Кунда на побережье Финского залива, и обстановка на этом участке фронта крайне усложнилась…

Воздушные бои с превосходящими силами врага велись теперь не только на линии фронта, но и над кораблями и прямо над аэродромом…

Полевые авиаремонтные мастерские не успевали восстанавливать поврежденные самолеты...

19 августа, в день начала наступления на Таллин… к вечеру удалось подготовить всего восемь исправных самолетов, командир полка Романенко, часто летавший на боевые задания, повел группу на штурмовку самой большой колонны фашистских войск, шедшей на Таллин.

Перед вылетом Романенко сказал:

Нужно нанести удар по голове колонны, где больше техники, чтобы на всю ночь задержать движение противника. С наступлением темноты по колонне нанесут удары бомбардировщики. Реактивные снаряды применять залпом по два или по четыре с дальности не более шестисот метров по автомашинам, бронетранспортерам, артиллерии. Ведомые пулеметно-пушечным огнем атакуют зенитки. Если немецких истребителей не будет, сделаем три захода с разных направлений.

При подлете к Рапла летчики увидели, что первые машины вражеской колонны приближались к мосту через небольшую речку. Первая внезапная атака истребителей вызвала сумятицу и панику у фашистов. Более двадцати РС-82 разорвались, накрыв авангард колонны. А потом летчики из пушек и пулеметов прочесали дорогу на протяжении пяти километров. Много машин горело, что-то взрывалось. Гитлеровские зенитчики открыли огонь. Помня приказ командира полка, ведомые, увеличив скорость, бросились в атаку на зенитные точки, а затем все истребители опять ударили по голове колонны последними реактивными снарядами.

Оценивая результаты двух заходов, Романенко убедился, что дорога закупорена на много часов. Но нужно было еще отрезать противнику путь отхода обратно в Рапла.

Третий заход. Яростный зенитный огонь фашистов. Командир полка с удивлением отметил, что ни один из его самолетов не атаковал зенитки. Но Романенко тут же понял: летчики хотят во что бы то ни стало уничтожить как можно больше техники и закупорить на дороге немцев, как в бутылке. И решили эту трудную задачу. Но после третьей атаки в группе уже не хватало трех самолетов...

«Хорошо еще, что не было «мессеров», - подумал Романенко.

После посадки к нему подошел старший инженер Николаев и доложил: самолеты так изрешечены зенитным огнем, что трудно представить, как они держались в воздухе…

Романенко, помолчав, сказал Николаеву:

Летать не на чем, а летчики есть. Соберите из трех разбитых самолетов хотя бы один. Он для нас сейчас на вес золота...

Командир полка поблагодарил летчиков за точную стрельбу ракетными снарядами и сделал выговор за то, что не выполнили приказ о подавлении зенитных точек.

Романенко потребовал от ведущих групп в дальнейшем обязательно выделять часть самолетов только на борьбу с зенитными средствами противника».

В результате ожесточенных боев к 26.08.41 г. в полку осталось только три исправных истребителя И-153 и восемь И-16.

Адмирал Трибуц, вспоминает: «Когда враг подошел к черте города, пришлось основную массу самолетов перебазировать на восток, оставив для защиты таллинского неба лишь часть истребителей; с аэродромов Лагсберг и Юллемистэ их перебазировали на посадочную площадку косы полуострова Пельяссар. Это была узкая полоска земли между домами рыбацкого поселка и урезом воды.

Часть самолетов находилась в земляных укрытиях, большинство же маскировали у жилых домов и сараев сетями и другими подходящими материалами, чтобы с воздуха их трудно было заметить. Полеты с площадки - пятачка, как ее называли тогда, требовали большого мастерства. Это была поистине ювелирная работа. Боевые вылеты совершались непрерывно, днем и ночью, в любую погоду.

Летчики полка Романенко отражали налеты вражеской авиации, защищали боевые корабли, стоящие на рейде, штурмовали гитлеровскую пехоту, рвавшуюся к городу.

До 26.08.41 г. подполковник Романенко командовал 13-м иап ВВС БФ.

С 30.08.41 г. по 16.02.42 г. он был командиром 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота.

Генерал-лейтенант авиации Голубев вспоминает: «Несколько вылетов я выполнил в качестве ведомого у полковника Романенко, продолжавшего по-прежнему часто летать. 2 февраля мы были на штурмовке войск в районе Киришей. Полет оказался тяжелым, пришлось отбивать атаки «мессеров», но, несмотря на это, штурмовка прошла успешно.

После посадки и разбора боевого задания полковник Романенко попросил меня остаться на несколько минут. Посадил рядом с собой и, положив руку мне на колено, сказал:

Вот что, лейтенант, мне кажется, ты долговато ходишь в должности командира звена. Воевать умеешь, в бою видишь все, что делается кругом, имеешь большой инструкторский опыт, ну и в тактике продолжаешь традицию Антоненко и Бринько, которую подзабыли в 4-м гвардейском полку. Да, да, вчера был и вовсе позорный случай. Три летчика не взлетели, чтобы помочь паре «ишаков», заходивших на посадку, когда их атаковали «мессера». Трибунал с ними разбирался, а командование бригады решило укрепить комсостав всех трех эскадрилий. Два кандидата на должности комэсков у меня на примете есть, а вот третьим хочу послать тебя. Думаю, сможешь дать бой и «охотникам», и всем остальным... Как ты на это смотришь?

Я встал и ответил, что я солдат и буду воевать там, куда пошлют...

Новое руководство 4-го ГИАП встретило нас с радостью. Командир Михайлов, только что получивший звание подполковника, распределил по три прибывших летчика в каждую эскадрилью. Два самолета И-16 29-й серии приказал передать в 3-ю АЭ, а мне приступить к исполнению должности заместителя командира 2-й АЭ.

Я умолчал о разговоре с командиром бригады…

Долго учить летчиков 2-й эскадрильи мне не пришлось. На следующий день прилетел полковник Романенко и объявил, что командир 3-й эскадрильи гвардии майор Рождественский примет отдельную эскадрилью, а на его место назначен я.

Руководители полка молчали. Потом майор Ройтберг, вопреки рапорту оставленный в должности начальника штаба и давно работавший с Иваном Георгиевичем Романенко, вздохнув, сказал:

Может, Голубеву немного полетать в заместителях, присмотреться и тогда уж... Он и по званию лейтенант, а в 3-й эскадрилье командиры звеньев старшие лейтенанты и капитаны. Какой же у него будет авторитет?

Петр Львович, - ответил Романенко, - ты хорошо знаешь, что авторитет на войне определяют не звания, а знания. И то, как кто умеет воевать и воспитывать подчиненных. Нам нужны в первую очередь активные, владеющие новыми приемами боя командиры. Вот давайте и начнем подбирать с 3-й эскадрильи, там лучшие самолеты, и она может стать ведущей во всех отношениях».

С весны 1942 г. полковник Романенко командовал 7-й истребительной авиадивизией ВВС Тихоокеанского флота.

Участвовал в советско-японской войне.

В 1945 г. был награжден орденом Красной Звезды.

В 1950 г. окончил авиационный факультет Военной академии Генштаба.

В 1950 г. был награжден орденом Красного Знамени, а в 1955 г. – орденом Ленина.

С 1970 г. генерал-лейтенант авиации Романенко в запасе.

Жил в Ленинграде. Был председателем совета ветеранов морской авиации.

(25.05.1959).

Иван Георгиевич Романенко
Дата рождения 31 января (1908-01-31 )
Место рождения
  • Суджа , Курская губерния , Российская империя
Дата смерти 10 августа (1994-08-10 ) (86 лет)
Место смерти
  • Санкт-Петербург , Россия
Принадлежность СССР СССР
Род войск авиация
Годы службы -
Звание
Сражения/войны Советско-финская война ,
Великая Отечественная война ,
Советско-японская война
Награды и премии

Молодость, начало службы и Финская война

С июля 1934 года служил командиром звена в 4-й истребительной авиаэскадрильи ВВС Балтийского флота, с января 1936 года - командир авиаотряда в 3-й истребительной авиаэскадрилье. С января 1938 года - командир 38-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС Балтийского флота. С апреля 1938 года - помощник командира 42-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота, а уже в июле 1938 года был назначен командиром 13-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ. Член ВКП(б) с 1937 года.

Сам командир полка совершил десятки боевых вылетов, лично водил эскадрильи на наиболее опасные задания. 30 августа 1941 года полковник И. Г. Романенко назначен командиром 61-й истребительной авиационной бригады ВВС Балтийского флота, которая обороняла с воздуха Ленинград и много штурмовала позиции осаждавших город немецких войск, а также защищала с воздуха «Дорогу жизни» на Ладожском озере . Сам И. Романенко с июня 1941 по февраль 1942 года выполнил 56 боевых вылетов.

Однако Приказом Народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н. Г. Кузнецова от 14 февраля 1942 года № 0127 полковник Романенко И.Г. за «самоустранение от руководства полками бригады, в результате чего 3-й гвардейский истребительный авиационный полк понёс значительные потери в личном составе и материальной части», был снят с должности командира 61-й авиационной бригады и назначен в распоряжение начальника ВВС ВМФ.

За свои героические действия в начале войны Романенко не был даже награждён и только в мае 1945 года полковник Романенко за умелое руководство 13 иап с 22.06.1941 по 1.09.1941 и руководство 61-й истребительной авиабригадой до 1.03.1942 года был награждён орденом Красного Знамени .

24 февраля 1942 года полковник Романенко был назначен с понижением в должности командиром 17-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота . С апреля 1943 года командовал 39-м истребительным авиационным полком на том же флоте. С ноября 1944 года – временно исполняющий обязанности командующего ВВС . С января 1945 года - командир 7-й истребительной авиационной дивизии ВВС Тихоокеанского флота .

Участвовал в советско-японской войне. Под его командованием лётчики 7-й истребительной авиационной дивизии выполнили 282 боевых вылета на прикрытие главной базы флота, на прикрытие выполняющих боевые задачи кораблей флота и на прикрытие морских конвоев с десантами из Владивостока в Юки , Расин и Сейсин .

После войны

После их окончания продолжал службу в Авиации ВМФ СССР , ещё более года командуя той же дивизией. С декабре 1946 года учился на Академических курсах усовершенствования офицерского состава ВВС и ПВО при Военно-морской академии имени Ворошилова , окончил их в 1947 году. С декабре 1947 по декабрь 1948 года – командир 92-й смешанной авиационной дивизии ВВС 4-го ВМФ (Балтийское море), затем вновь направлен учиться. Генерал-майор авиации (11.05.1949). В 1950 году окончил авиационный факультет Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова .

С декабря 1950 года – начальник штаба - заместитель командующего ВВС 8-го ВМФ (Балтийское море). С марта 1953 года – командующий ВВС 7-го ВМФ на Тихом океане , с апреля 1953 – командующий ВВС Северо-Тихоокеанской военной флотилии . С ноября 1954 года – командир 10-го авиационного корпуса в ВВС этой флотилии. С декабря 1956 – начальник штаба – заместитель командующего ВВС Северного флота . С июля 1961 года – начальник филиала Центрального Научно-исследовательского института ВМФ. С августа 1969 года – начальник филиала . В ноябре 1970 года генерал-лейтенант авиации И. Г. Романенко уволен в запас.

Проживал в Санкт-Петербурге . Работал в ветеранском движении, в том числе в Совете ветеранов Авиации ВМФ. Скончался 10 августа 1994 года , похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга



31.01.1908 - 10.08.1994
Герой Советского Союза


Р оманенко Иван Георгиевич – командир 13-го истребительного авиационного полка 61-й истребительной авиационной бригады военно-воздушных сил (ВВС) Краснознамённого Балтийского флота, майор.

Родился 18 (31) января 1908 года в городе Суджа Курской губернии, ныне Курской области в семье рабочего. Русский. В 1916 – 1930 годах жил в городе Лохвица ныне Полтавской области, там окончил школу-семилетку № 8, в 1927 году - профтехшколу. Работал на торфоразработке. Принимал участие в строительстве Лохвицкого сахарного завода в посёлке Сталинка (ныне город Червонозаводское Лохвицкого района Полтавской области). В конце 1920-х годов работал в Лохвицком Рабоче-Крестьянском театре имени Тобиевича.

Призван в Красную Армию в октябре 1930 года. Два года служил на срочной службе красноармейцем отдельной стрелковой роты при военной авиационной школе в Одессе, решил сам стать лётчиком. В июле 1932 года направлен на учёбу в эту же школу ВВС. В декабре 1933 года окончил 8-ю Одесскую военную школу лётчиков, а в июле 1934 года - 1-ю военную школу лётчиков имени А. Мясникова в посёлке Кача под Севастополем. С декабря 1933 года - младший лётчик, с июля 1934 года - командир звена, с января 1936 года - командир отряда, с января 1938 года - командир отдельной 38-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Балтийского флота. Член ВКП(б) с 1937 года.

С апреля 1938 года - помощник командира 42-го истребительного авиаполка на Балтике. В августе 1938 года назначен командиром 13-го истребительного авиационного полка 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота.

Участник советско-финской войны.

25 декабря 1939 года балтийские истребители на многих участках фронта вели воздушные бои, уничтожали зенитные орудия, бомбили укрепления, обеспечивали действия лыжных краснофлотских подразделений. В тот день самолёт Ивана Романенко в бою получил 37 пробоин, некоторые сквозные, таких размеров, что в них лётчик видел землю. Мотор оказался повреждённым прямым попаданием снаряда, два цилиндра разбиты, но опытный командир всё же дотянул на бреющем полёте до аэродрома.

Его полк к концу февраля 1940 года уничтожил в воздушных боях 13 самолётов противника. Лично И.Г. Романенко совершил около 20 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт врага, уничтожил на земле 5 огневых точек.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство майоруРоманенко Ивану Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 368).

В боях Великой Отечественной войне подполковник И.Г. Романенко с июня 1941 года, в должности командира того же 13-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота. С июля 1941 года - командир 61-й истребительной авиационной бригады. Взаимодействуя с кораблями Краснознаменного Балтийского флота, лётчики этой бригады показали образцы героизма и отваги в жестоких боях за остров Эзель, полуостров Ханко, города Таллинн и Ленинград. Подполковник Романенко много раз лично водил части бригады в бой.

Однако 16 февраля 1942 года И.Г.Романенко был снят с должности командира 61-й истребительной авиабригады "за нарушение воинской дисциплины" и назначен с понижением командиром 17-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота. С апреля 1943 года - командир 39-го истребительного авиаполка там же, а с ноября 1944 года - временно исполняющий должность командующего ВВС Тихоокеанского флота. С января 1945 года полковник Романенко командовал 7-й истребительной авиадивизией ВВС Тихоокеанского флота.

В августе 1945 года Романенко принимал участие в непродолжительных боевых действиях против японцев. В те дни лётчики дивизии прикрывали свои военно-морские базы, аэродромы, десанты и конвои кораблей при переходе морем.

По некоторым источникам И.Г.Романенко за период 2-х войн одержал 29 побед (включая групповые).

После войны И.Г.Романенко продолжил службу в ВВС ВМФ, командовал той же дивизией. С декабря 1946 по декабрь 1947 года учился на Академических курсах офицерского состава ВВС и ПВО Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. С декабря 1947 по сентябрь 1948 года - командир 92-й смешанной авиационной дивизии ВВС 4-го ВМФ (Балтика), затем вновь на учёбе. Генерал-майор авиации (11.05.1949).

В 1950 году успешно окончил авиационный факультет Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С декабря 1950 года - начальник штаба - заместитель командующего ВВС 8-го ВМФ (Балтийское море). С марта по апрель 1953 года - командующий ВВС 7-го ВМФ (Тихоокеанский флот), однако уже в следующем месяце, в апреле 1953 года, назначен командиром 105-го авиационного корпуса ВВС Тихоокеанского флота. С августа 1954 года - командующий ВВС Северо-Тихоокеанской военной флотилии. С ноябоя 1954 года - командир 10-го авиационого корпуса ВВС Тихоокеанского флота.

С декабря 1956 года - начальник штаба и заместитель командующего ВВС Северного флота. С июля 1961 по август 1969 года - начальник филиала Центрального НИИ ВМФ, одновременно в 1961-1964 годах был заместителем начальника этого НИИ. С августа 1969 года - начальник филиала 30-го Центрального НИИ авиационной и космической техники Министерства обороны СССР.

С ноября 1970 года генерал-лейтенант авиации И.Г.Романенко - в запасе. Был председателем Совета ветеранов морской авиации. Жил в городе-герое Ленинграде (с 1991 года - Санкт-Петербург). Умер 10 августа 1994 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Генерал-лейтенант авиации (25.05.1959). Награждён 3 орденами Ленина (07.02.1940; 21.04.1940; 26.10.1955), 3 орденами Красного Знамени (31.05.1945; 21.09.1945; 15.11.1950), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (22.02.1938; 10.11.1945), медалью «За боевые заслуги» (03.11.1944), другими медалями, именным оружием (1958).

Почётный гражданин Ломоносовского района Ленинградской области. На здании администрации посёлка Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области установлена мемориальная доска.

Иван Романенко родился 31 Января 1908 года в городе Суджа, ныне Курской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и профтехшколу в 1927 году. Работал арматурщиком на строительстве машиностроительного завода в Краматорске. В 1930 году был призван в ряды Красной Армии. Военную службу начал красноармейцем караульной роты в 8-й школе военных пилотов в городе Одесса.

В 1932 году поступил в эту же школу и закончил её в 1933 году. После окончания курсов командир звена, служил в авиации КБФ.

В 1939 году стал командиром 13-го ИАП ВВС КБФ и руководил его действиями в период Советско - Финляндской войны зимой 1939 - 1940 годов.

К концу Февраля 1940 года лётчики полка уничтожили в воздушных боях 13 самолётов противника и 50 огневых точек. Полк обеспечивал высадку наших десантов, нанося штурмовые удары по вражеским огневым точкам, образцово выполняя задания командования.

Сам И. Г. Романенко проявил себя отличным организатором и инициативным командиром, мужественным и бесстрашным лётчиком. Как следует из наградного листа:

"Командир 13-го истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота) Майор И. Г. Романенко отличился в боях, лично совершил около 20 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике. В воздушных боях лично сбил 1 самолёт типа Бристоль "Бульдог", уничтожил 5 огневых точек".

За мужество и героизм, проявленные в боях с белофиннами, Майор И. Г. Романенко был награждён орденом Ленина, а 21 Апреля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. В Июне занимал ту же должность, полк базировался под Ленинградом. Особенно отличился во время обороны Таллина. Командующий Балтийским Флотом Адмирал В. Ф. Трибуц, в своей книге "Балтийцы сражаются", пишет:

"Когда враг подошёл к черте города, пришлось основную массу самолётов перебазировать на восток, оставив для защиты таллинского неба лишь часть истребителей; с аэродромов Лагсберг и Юллемистэ их перебазировали на посадочную площадку косы полуострова Пельяссар. Это была узкая полоска земли между домами рыбацкого посёлка и урезом воды. Часть самолётов находилась в земляных укрытиях, большинство же маскировали у жилых домов и сараев сетями и другими подходящими материалами, чтобы с воздуха их трудно было заметить.

Полёты с площадки - пятачка, как её называли тогда, требовали большого мастерства. Это была поистине ювелирная работа. Боевые вылеты совершались непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. Лётчики полка Романенко отражали налёты вражеской авиации, защищали боевые корабли, стоящие на рейде, штурмовали гитлеровскую пехоту, рвавшуюся к городу. В те дни прекрасно зарекомендовали себя истребители И-16, самолёты довольно хрупкой конструкции. Главное, выдерживали наши люди, их ничто не могло сломить..."

С 30 Августа 1941 года по 16 Февраля 1942 года Полковник И. Г. Романенко командовал 61-й истребительной авиационной бригадой ВВС Краснознамённого Балтийского Флота.

В 1942 году И. Г. Романенко был назначен командиром 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ.

В конце войны был назначен командиром 7-й истребительной авиационной дивизии ВВС Тихоокеанского флота. В Августе 1945 года принимал участие в боевых действиях против японцев. Его дивизия прикрывала главную базу ТOФ - город Владивосток от налётов вражеской авиации, обеспечивала высадку и переход конвоев, набеги торпедных катеров на вражеские порты и разведку аэродромов. Лётный состав при выполнении поставленных задач показал образец мужества, отваги и военного мастерства.

После войны Иван Георгиевич оставался на службе в ВВС. В 1950 году успешно окончил авиационный факультет Военной академии Генерального штаба и прослужил ещё 20 лет до выхода в отставку в 1970 году в звании Генерал - лейтенанта авиации. Жил в Ленинграде. Был председателем совета ветеранов морской авиации.

Активно вёл патриотическую работу среди учащихся школ. Оказывал помощь и словом и делом в организации музея 13-й КОАЭ БФ в Кингисеппской школе № 3, проводил уроки мужества.

Скончался в 1994 году. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт - Петербурге.

За период службы награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

Романенко Иван Георгиевич (1908-1994).

Родился 18 (31) января 1908 года в городе Суджа, ныне Курской области, в семье рабочего.
В 1916-1930 годах жил в городе Лохвица, ныне Полтавской области, там окончил школу-семилетку № 8.
В 1927 году окончил профтехшколу. Работал на торфоразработках. Участвовал в строительстве Лохвицкого сахарного завода в поселке Сталинка.
В конце 1920-х годов работал в Лохвицком Рабоче-Крестьянском театре им. Тобиевича.
В 1930 году был призван в ряды Красной Армии. Военную службу начал красноармейцем караульной роты в 8-й школе военных пилотов в городе Одесса.
В 1932 году поступил в эту же школу и закончил её в 1933 году.
В 1934 году окончил 1-ю военную школу летчиков им. А.Мясникова в поселке Кача. После окончания курсов командир звена, служил в авиации КБФ.
С января 1936 года — командир авиаотряда авиации КБФ.
С 1937 года в рядах ВКП (б).
С января 1938 года — командир 38-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС Балтийского флота.
С апреля 1938 года — помощник командира 42-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота.

В августе 1938 года был назначен командиром 13-го ИАП ВВС КБФ и руководил его действиями в период советско-финской войны зимой 1939-1940 годов. К концу февраля 1940 года лётчики полка уничтожили в воздушных боях 13 самолётов противника и 50 огневых точек. Полк обеспечивал высадку наших десантов, нанося штурмовые удары по вражеским огневым точкам, образцово выполняя задания командования. Сам И.Г.Романенко проявил себя отличным организатором и инициативным командиром, мужественным и бесстрашным лётчиком. Как следует из наградного листа:

«Командир 13-го истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота) майор И.Г.Романенко отличился в боях, лично совершил около 20 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, нанеся ему большой урон в живой силе и технике. В воздушных боях лично сбил 1 самолёт типа Бристоль «Бульдог», уничтожил 5 огневых точек.»

За мужество и героизм, проявленные в боях с белофиннами, в январе 1940 года, майор И.Г.Романенко был награждён ордена Ленина.

21 апреля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, майору И.Г.Романенко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир 13 ИАП ВВС Балтфлота Герой Советского Союза И.Г.Романенко.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. В июне 1941 года занимал ту же должность. 13-й ИАП ВВС КБФ базировался под Ленинградом.
С июня 1941 года — командир 61-й истребительной авиабригады.

Герой Советского Союза И.Г.Романенко у своего истребителя И-16 тип 18.

16 февраля 1941 года И.Г.Романенко был снят с должности комбрига «… за нарушение воинской дисциплины» и переведен с понижением на должность командира 17-го ИАП ВВС Тихоокеанского флота.
С апреля 1943 года — командир 39-го ИАП ВВС Тихоокеанского флота.
С января 1945 года — командир 7-й истребительной авиадивизии ВВС Тихоокеанского флота.

По некоторым источникам И.Г.Романенко одержал 29 побед (включая групповые).

После войны Иван Георгиевич оставался на службе в ВВС.
В 1950 году успешно окончил авиационный факультет Военной академии Генерального штаба и прослужил ещё 20 лет до выхода в отставку в 1970 году в звании Генерал — лейтенанта авиации. Жил в Ленинграде. Был председателем совета ветеранов морской авиации.

Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Иван Георгиевич Романенко.

Скончался в 1994 году. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

— медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 368 (21.04.1940 г.);
— три ордена Ленина (07.02.1940 г., 21.04.1940 г., 26.10.1955 г.);
— три ордена Боевого Красного Знамени (31.05.1945 г., 21.09.1945 г., 15.11.1950 г.);
— орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г.);
— два ордена Красной Звезды (22.02.1938 г., 10.11.1945 г.);
— медали;
— именное оружие (1958 г.).

Список источников:
Cайт «Герои Страны». Романенко Иван Георгиевич.
В.М.Лурье. Адмиралы и генералы ВМФ СССР. 1946-1960.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта