Главная » Обработка грибов » Что такое аллитерация примеры. Аллитерация: примеры в литературе

Что такое аллитерация примеры. Аллитерация: примеры в литературе

Аллитерация

Аллитера́ция - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем . Слововым видом аллитерации является тавтограмма .

На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя »), а также скороговорки («Купи кипу пик »).

Примеры аллитераций в русской поэзии

Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости.

Необычным примером аллитерации служит палиндром Айдына Ханмагомедова , где всего 5 согласных букв и одна из них повторяется 14 раз:

Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в око,
в око колоколов.

В зарубежной литературе

В зарубежной литературе аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных только в начале слова, что является частным случаем литературного консонанса, где таковые согласные имеют повторение в любой части слова.

Пример аллитерации в зарубежной литературе: f ew f locked to the f ight.

Пример литературного консонанса в зарубежной литературе: m amm als nam ed Sam .

См. также

Примечания

Литература

  • А. Ханмагомедов. Уважаемые палиндромисты! «ТИТ: альманах для тех, кто любит палиндромы», вып. 21. – Пермь, 2003. – с. 14
  • Николаев А. И. Грамматические, словообразовательные и фонетические особенности художественной речи // Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – С. 147–152.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аллитерация" в других словарях:

    В узком (лингвистическом) смысле особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или фонетической организации стиха); иначе говоря один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в … Литературная энциклопедия

    - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллитерация - АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов

    Происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    аллитерация - и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия

    - (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь

    АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Аллитерация - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Аллитерация

Аллитерация

АЛЛИТЕРАЦИЯ - в узком (лингвистическом) смысле - особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или - фонетической организации стиха); иначе говоря - один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в частности от рифмы (см.),

1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные.
Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема - наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские (напр. суоми - в эпосе Калевала (см.), эстонский в эпосе Калеви - поэт) и германские (ср. древнегерманский аллитерационный стих (см.)), обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты (Бальмонт (см.) (чуждый чарам черный челн), Маяковский (см.)), и то в большинстве относимых к А. случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет».

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Аллитера́ция

(лат. alliteratio – созвучие), средство звукописи ; повтор опорного согласного, т. е. непосредственно предшествующего ударному гласному. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. Этот отдельный вид аллитерации был распространён в поэтической практике тех европейских народов, которые в период раннего Средневековья пользовались общей формой т. н. «аллитерационного стиха» (см. ст. Тоника ) и в языках которых слова имели фиксированное ударение на первом слоге. Оба указанных типа согласных звуков – и начальные, и опорные – рус. лингвист О. М. Брик отнёс к числу «нажимных», а затем определил аллитерацию как повтор «нажимных» согласных. Повтор этих согласных можно наблюдать в следующих строках «Медного всадника» А. С. Пушкина :

Нев а вздув алась и рев ела,


Котл ом кл окоча и кл убясь…


К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «М илых лад ни м ыслию см ыслити…» («Слово о полку Игореве»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Аллитерация

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества. Неблагозвучен, несмотря на наличие одних и тех же согласных стих: «Не тлит ли тля сребро и злато». Аллитерация представляется художественным приемом лишь в тех случаях, когда повторение одинаковых согласных усиливает впечатление, получаемое от известного сочетания слов, когда своим звучанием это повторение подчеркивает то или иное настроение, как, например, в стихе Лермонтова «Русалка плыла по реке голубой», где повторяющееся «л» создает впечатление текучести и плавности. Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Так, повторные «ш» в стихе Бальмонта «Шорох стеблей, еле слышно шуршащих» - буквально передают шорох. Но такое звукоподражание, достижимое, конечно, в очень редких случаях, вовсе и не должно являться пределом устремлений художника слова. Подбирая определенные звуки, художник руководится пригодностью их к воплощению определенного поэтического замысла, вследствие чего значение аллитерации лишь как сродства «музыкальности», благозвучия или звукоподражания не исчерпывается только этими моментами. Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны... Вы, чья плоть давно - обман воздушный», аллитерирующее «в», но имеет значения гармонизующего, но, не придавая музыкальности стиху, оно оправдывается замыслом стихотворения заклинания, ибо заклинание и строилось на гювториости (слов, звуков и т. п.), которая должна была повышать его действенность. Точно также в каламбурной (см. каламбур), например, игре, которая может быть использована, как поэтический прием (Гоголь), аллитерация и ассонанс (см. это слово) служат средствами обострения этой игры, давая одинаковое звучание различным по смыслу словам; здесь, таким образом, аллитерирующие звуки имеют самодовлеющее значение (безотносительно к сообщаемой ими музыкальности или усилению значимости слова), наблюдаемое, напр., и при выборе художниками имен и фамилий героев, хотя и здесь порой аллитерация эмоционально окрашивает смысловую направленность (Чичиков, Акакий Акакиевич).

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Аллитерация" в других словарях:

    - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллитерация - АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов

    Происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    аллитерация - и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия

    - (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь

    АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Аллитерация - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Подразумевается большая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на… … Википедия

Статья расскажет о том, что такое аллитерация. Сначала дадим определение понятию, а затем перейдем к примерам. Аллитерация – это повтор одинаковых согласных, что придает особую звуковую выразительность тексту.

Под аллитерацией подразумевается достаточно частое использование определенных согласных во всем тексте либо в его определённом отрезке. Об аллитерации не говорят в том случае, если звуковой повтор – это следствие повтора морфем.

Аллитерация в пословицах и поговорках

Многие пословицы и поговорки построены на аллитерации:

  • Мели, Емеля, твоя неделя;
  • От горшка два вершка;
  • Проще пареной репы;
  • Мирская молва - морская волна;
  • Зри в корень.

Прием аллитерации в скороговорках

Аллитерацией богаты также наши скороговорки:

  • Купи кипу пик;
  • Перепёлка перепеленала перепелёнка;
  • Чтец чтит чтение;
  • Три дроворуба рубят дрова;
  • К Кларе пришли две Вари;
  • Пакет под попкорн;
  • У ёлки иголки колки;
  • Хвалю халву.

Аллитерация в русской литературе

О том, что такое аллитерация в литературе, нужно говорить непосредственно на примерах.

  1. Уже в «Слове о полку Игореве» встречается этот прием:

    "Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле…".

  2. А вот Н. Некрасов описывает Волгу:

    "Волга, Волга, весной многоводной…".

  3. Часто аллитерация служит звукоподражанию. Вот, к примеру, несколько строк из стихотворения Державина:

    "Грохочет эхо по горам…".

    Здесь поэт стремится воссоздать громыхание грозной стихии.

  4. Очевидно, что стихи символистов культивируют аллитерацию. Однако здесь часто нарушается чувство меры. Аллитерации порой вычурны и назойливы. Стихотворение Бальмонта «Чёлн томленья» построено на аллитерирующих звуках:

    "Вечер. Взморье. Вздохи ветра…

    … Близко буря, в берег бьётся

    Чуждый чарам чёрный чёлн...".

  5. Существует понятие «аллитерационный стих». В нем обязательны звуковые повторы в определенных местах стихотворения, к примеру, в начальных слогах. Киргизский эпос «Манас» (перевел Л.Пеньковский) служит примером анафорической аллитерации:

    "Кучами золото мы гребли,

    Куньи шапки были на нас,

    Кушак из шёлка носили мы…"

То, что такое аллитерация, примеры, приведенные в статье, иллюстрируют очень наглядно. Поэтому вам не составит труда увидеть этот прием в тексте.

Природа любого таланта, в том числе писательского, необъяснима. Она божественна, талант дается свыше. Трудно понять, почему в каждой строчке настоящего писателя пульсирует жизнь, каждое его слово вызывает у читателя и слушателя ответное чувство. Но, оказывается, придать дополнительную выразительность тексту могут особые способы использования фонетических возможностей языка.

Один из самых общеупотребительных инструментов поэта и прозаика - аллитерация. Примеры повторяющихся звуков, придающих тексту особые фонетические эффекты, можно встретить не только в поэзии, но и в прозаических произведениях.

Определение

Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.

Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае - организованное повторение согласных звуков, во втором - ассонанс гласных. От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков. Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.

Фольклорные корни

Живые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами. Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества. В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:

Шила в мешке не утаишь.

Мели, Емеля - твоя неделя.

В скороговорках проявляется дополнительная - игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова.

Купи кипу пик.

Функции аллитерации

Высказывать свои идеи с предельной ясностью, привлечь внимание к ним с максимальной экспрессивностью, наполнить каждый звук эмоциями - главная цель настоящего писателя. Этому служит и аллитерация. Примеры её в русской поэзии и в прозе говорят о различных способах, с помощью которых решается эта задача.

В поэзии очень важно, как звучит слово, его воздействие на слушателя имеет природу, сходную с музыкальной, а звуковая суть гласных и согласных звуков многими поэтами воспринимается подобной нотам. Использование организованного упорядоченного повтора согласных различного звучания - звонких, глухих, шипящих и т.д. - имеет ритмическую функцию:

Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов).

Вот дыра у ребра - это след от ядра (В. Высоцкий).

В этом смысле поэзия тех, кого называют бардами (кто исполняет стихи, положенные на музыку, под сопровождение гитары), особенно показательна.

Воздействие песен Владимира Семеновича Высоцкого во многом основано на его характерном использовании согласных звуков, редко кто так протяжно пропевал их. Его стихи-песни полны выразительнейших аллитераций.

Иногда, особенно в стихах, аллитерация - способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности - формальной, но удивительно впечатляющей:

Леса - лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В.Хлебников).

Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).

Языковая живопись

Впечатляет изобразительная функция, которую имеет аллитерация. Примеры её такого использования часто основаны на звукоподражании. Например, стук колес железнодорожного вагона:

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).

Звук «п» и шипящие помогают услышать и увидеть, как лопаются пузырьки в шипучем вине:

Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень золотой (А. Пушкин).

В лучших образцах высокой поэзии аллитерация похожа на способ нанесения красочных мазков для создания впечатляющего живописного полотна:

Падающие туфельки и капающий воск реальны до физических ощущений:

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал (Б. Пастернак).

Тавтограмма, или инициальная аллитерация

Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы, это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:

Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).

Особенно впечатляют прозаические тавтограммы. Еще в Средние века были написаны многостраничные тексты, содержащие слова, начинающиеся с одной буквы. И всем известны детские считалки - тавтограммы:

Петр Первый пошел погулять, поймал перепёлку - понес продавать, просил полтинник - получил подзатыльник.

Вершины поэзии

Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное - смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина - признак высочайшего поэтического мастерства.

С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.

Обоюдоострый инструмент

Увлечение аллитерацией может стать самоцелью - здесь чаще всего вспоминают поэтов-футуристов начала XX века: И Северянина, К. Бальмонта и др. Иногда смысл прячется за частоколом звуковых повторов, а текст становится интересен как пример поэтической эквилибристики:

Наполнен молоком опал / Залиловел и пал бесславно (М. Кузьмин).

Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея. (К. Бальмонт)

Самые знаменитые литераторы и филологи выступали за сдержанность и умеренность в применении стилистических изысков, к которым относятся аллитерация и ассонанс. Примеры мастерского применения звуковых повторов гласных и согласных звуков говорят о высоком писательском мастерстве и вкусе. Это можно встретить у того же И. Северянина:

Элегантная коляска, в электрическом биеньи,

Эластично шелестела по шоссейному песку.

Аллитерация в прозе, примеры

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Кому не известна эта фраза из булгаковского романа? Разве можно не услышать в этих строках ритм походки - величественной и старческой одновременно, не услышать эхо от шагов прокуратора, раздающихся в зале с высокой колоннадой?

Звукопись свойственна лучшим образцам прозаических текстов, обладающих не меньшей силой воздействия, чем поэтические строки. Даже в выборе имени героя может быть использован повтор звуков. Есть подобная аллитерация у Достоевского. Пример - в «Преступлении и наказании».

Острота встающих перед главным героем проблем, его решимость идти на крайние меры обозначается выразительностью будоражащих сочетаний звука «р» - Родион Романович Раскольников, а противостоящий ему Порфирий Петрович - суть неотвратимость правосудия. Здесь Достоевский выступает как прямой последователь методов великого Гоголя. Как не вспомнить Акакия Акакиевича (Башмачкина) или Чичикова - удвоенные звуки придают именам дополнительную выразительность.

Вне времени

Использование методов звукоповторов актуально для любого вида словотворчества. Присутствуя в классических поэтических и прозаических текстах, служащих примером для сегодняшних писателей и копирайтеров, аллитерация остается актуальной.

Созданию запоминающихся объявлений, призывов и даже отдельных названий продуктов служит аллитерация в рекламе. Примеры высокоэффективной работы копирайтеров встречаются на каждом шагу. Не отдавая себе отчета, почему так происходит, мы запоминаем бренды и слоган. Мастерски использованные звуковые повторы делают названия и девизы легкопроизносимыми, оседающими в памяти, наделяют их прочными ассоциациями, что и является целью писателей от рекламы, к примеру:

- "Крошка-картошка", "Чупа-Чупс", "Наши-мамаши", "Елки-Палки".

- "Брук-Бонд" - Будь на высоте!

Пора пить пиво!

А как не вспомнить классический слоган, вышедший из-под пера великого пролетарского поэта:

Нам остались от старого мира только папиросы «Ира»!

Для прохладительного напитка грех не использовать смысловой намек на жажду:

Жаропонижающий жаждоутолитель.

Имитация звука чистки посуды логично достигается повторением особых шипящих:

Comet. Очищать и защищать!

Безграничные возможности

Звуковые повторы согласных и гласных звуков, певучих и отрывистых, звонких и глухих, в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Подсчитано, что из согласных звуков наиболее часто употребляется «с», а для аллитерации чаще применяются более звучные и ясные - «л», «м», «н», «р». Но главное, что русский - это язык, предоставляющий огромные, безграничные возможности для использования ассонанса и аллитерации, что настоящего автора, пишущего на русском, отличает отчетливая связь между значительностью мысли, доносимой им до слушателя или читателя, и языковыми средствами её выражения.

Аллитерация (от лат. аl - при, к и littera— буква). Говоря об аллитерации, мы нередко забываем, что в языке много слов и мало звуков. В Швеции прибегли даже к помощи компьютера, который при наличии двух одинаковых букв в стихотворной строке зажигает сигнал аллитерации. Произнесите любую фразу. Самую простую. И в ней обязательно встретятся одинаковые звуки, но это еще не свидетельство аллитерации. Ведь многие из повторов мы не замечаем, потому что они создают обычный для нашего слуха звуковой фон. Но аллитерация — это ощутимые на слух повторы согласных звуков речи, служащие одним из стилистических средств эстетической выразительности. Она присуща преимущественно художественной речи (и в ней зачастую и различима). Но не только. Так, ею блестяще пользовались знаменитые юристы и ораторы. Не пренебрегают ею и авторы статей, рецензий, заметок. Когда К. Ваншенкин пишет: «Есть поэты, попадающие под чужую интонацию — как под поезд», мы замечаем, что удачные созвучия придают фразе оттенок легко запоминающегося афоризма. Эта особенность аллитерации прекрасно реализуется в пословицах, поговорках, загадках. «Старость — не радость, а смерть — не корысть».

Аллитерация существует в арсенале средств художественной литературы с древнейших времён, причём она всегда осмыслялась скорее приёмом стихотворной, чем прозаической речи. Насыщение созвучиями прозы расценивается как злоупотребление и чаще всего проявляется у представителей литературных направлений, исповедовавших культ формы. При эмоциональных высказываниях аллитерация в прозе, бесспорно, уместна: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» (В. Короленко).

В поэзии аллитерация, как и любое другое средство художественной выразительности, — это скрытый, внутренний её рычаг, потайной колокольчик, который может и оглушить, если им увлечься чрезмерно. Как-то в собрании поэтов К. Бальмонт читал свои стихи:

Берег, буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн...

Как вспоминает И. Бунин, в мертвой тишине вместо восторгов прозвучал лишь вопрос: «Что это за чёлн и каким таким чарам он чужд?» Любопытно, что поэтическая фразеология того времени знала много словесных образов, символизирующих свободу от житейского, смерть. Тот же Бунин в великолепном стихотворении "Берег" для обозначения гроба употребил свой эвфемизм — «белая ладья», которая тоже, естественно, была безразлична к очарованию жизни. «Черный челн» не лучше и не хуже, но самоцельная аллитерация потопила его.

Существует мнение, что аллитерация оттеняет только наиболее важные слова. Это не всегда так. В стихотворной речи каждое слово стремится к созвучию:

Провода электрички чертили
В небесах невесомые кубы.

(Д. Самойлов)

Однако требование нормы правомерно. «Я, — делился своим опытом Маяковский, — прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
В подобных случаях поэты достигают впечатляющей выразительности:

Люблю твой бледный лик, печальная Селена,
Твой безнадёжный взор, сопутствующий мне...

Эта бунинская аллитерация на "ль" создает как бы музыкальный курсив наиболее эмоционально окрашенного слова — Селена, что сразу подчёркивает соседняя строка, в которой нет этого звука.
С помощью аллитерации невозможно выразить иные чувства и мысли, помимо тех, что выражены словесно, но благодаря ей мы более остро воспринимаем слова.

Сразу радугу вскинув,
Сбавив солнечный жар,
Дружный дождь за машиной
Три версты пробежал...

читаем у Твардовского, и нам кажется, что мы слышим шум дождя и шуршание шин.

Аллитерация сцепляет ажурной вязью слова в стихе или в смежных стихах, реже в строфе, а в отдельных случаях и в целом стихотворении, стилистически цементируя его в монолит чувства и мысли:

Всё стихотворение Н. Заболоцкого пронизано повторами "л", "р", "б" и другими причудливыми сочетаниями звуков. Подчинённые высокому мастерству поэта, они порождают у нас совершенно определённые ассоциации, оттеняющие чувство тихой, нежной любви к родному краю. В строках о милой душе поэта московской природе, которая «скромнее и проще» пышной природы Аджарии, аллитерация тоже "скромнее и проще", без буйных, бешеных звуков прибоя и медного грохота труб и литавр.

Правил аллитерирования нет, потому что это искусство. И поэтому относятся к нему очень ревностно. Наблюдения Л. И. Тимофеева (см.: Вопросы литературы. 1977. № 6) над вариантами стихов Пушкина, Блока и Маяковского показали, что в одном из пяти случаев поэты заменяли слова в поисках наиболее благозвучного варианта, но... но делалось это не в ущерб жизненной правде слова, которая была для них превыше всего и вела при необходимости к отказу от аллитерации.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта