АРТЕФАКТ
(лат. artefactum искусственно сделанное) явление, наблюдаемое при исследовании объекта, несвойственное этому объекту и искажающее результаты исследования.
Медицинские термины. 2012
АРТЕФАКТ (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - .. 1) предмет, изготовленный, сделанный человеком... 2) Процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования. Напр. Большой энциклопедический словарь
Что такое «артефакты» на снимках МРТ?
Артефакты (от лат. artefactum) - это погрешности, допущенные человеком, в процессе исследования. Артефакты значительно ухудшают качество изображения. Существует обширная группа физиологических (другими словами, относящихся к поведению человека) артефактов: двигательные, дыхательные, артефакты от глотания, моргания, случайных неуправляемых движений (тремор, гипертонус). Все артефакты, связанные с человеческим фактором, легко преодолеваются, если человек в процессе исследования полностью расслаблен, дышит ровно и свободно, без глубоких глотательных движений и частых морганий. Однако в медицинской практике нередки случаи использования легкого наркоза.
С какого возраста можно делать МРТ детям?
Магнитно-резонансная томография не имеет возрастных ограничений, поэтому ее можно проводить детям с самого рождения. Но ввиду того, что во время процедуры МРТ необходимо соблюдать неподвижность, обследование маленьких детей проводится в условиях анестезиологического пособия (поверхностного наркоза). В нашем центре исследование под наркозом не осуществляется, поэтому мы обследуем детей исключительно с семилетнего возраста.
Какие существуют противопоказания к МРТ?
Все противопоказания к проведению МРТ можно разделить на абсолютные и относительные.
Абсолютными противопоказаниями к проведению МРТ являются следующие особенности пациента: наличие у него кардиостимулятора (водителя ритма сердца) и других вживляемых электронных устройств, присутствие ферримагнитных (железосодержащих) и электрических протезов стремечка (после реконструктивных операций на среднем ухе), гемостатических клипс после операций на сосудах головного мозга, брюшной полости или легких, металлических осколков в области глазницы, крупных осколков, дроби или пуль вблизи сосудисто-нервных пучков и жизненно важных органов, а также беременность до трех месяцев.
К относительным противопоказаниям относятся: клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), наличие в теле пациента массивных не ферримагнитных металлических конструкций и протезов, наличие ВМС (внутриматочной спирали). Кроме того, все пациенты с магнитосовместимыми (не ферримагнитными) металлическими конструкциями могут обследоваться только по прошествии месяца после проведенного оперативного вмешательства.
Обязательно ли иметь направление от врача, чтобы пройти у вас МРТ?
Направление врача - необязательное условие посещения центра МРТ. Нам важна Ваша забота о своем здоровье, согласие на проведение обследования, а также отсутствие противопоказаний для проведения МРТ.
У меня часто болит голова. МРТ какой области нужно сделать?
Любому человеку знакома головная боль, но если она повторяется подозрительно часто, безусловно, это нельзя оставить без внимания. Мы рекомендуем пациенту с сильными головными болями пройти МРТ головного мозга и его сосудов. В отдельных случаях этого может быть недостаточно, потому как не всегда причина головных болей связана именно с патологией головного мозга. Головные боли могут быть следствием шейного остеохондроза, поэтому наши специалисты дополнительно советуют пройти МРТ шейного отдела позвоночника и сосудов шеи.
Как долго длится исследование на МРТ?
Средняя продолжительность одного исследования в нашем центре составляет от 10 до 20 минут, однако, все зависит от выявленных изменений: иногда для уточнения заболевания врач-рентгенолог может расширить протокол исследования и прибегнуть к использованию контрастного усиления. В таких случаях время исследования увеличивается.
артефакт
Артефакт (от лат. ars, artis - искусство, factum - сделанное) - 1) в гистологической технике - искусственные структуры, обнаруживаемые в гистологическом препарате при микроскопировании; 2) в рентгенодиагностике - посторонние тени на рентгенограммах, возникшие в результате технических погрешностей.
Гистологические артефакты чаще всего образуются под действием фиксирующих жидкостей, вызывающих коагуляцию и выпадение в осадок коллоидов цитоплазмы и ядра клеток, а иногда их растворение и изменение формы. Артефакты могут возникать при заливке, резке, окраске и заключении препаратов. Артефакты легко образуются при суправитальном микроскопировании тканей под влиянием измененного состава среды, температуры, механического давления и других факторов. Особенно важно выявлять артефакты в ультратонких срезах при электронной микроскопии. Сложность изготовления ультратонких срезов, исследование их в условиях вакуума и бомбардировки электронами создают предпосылки к возникновению А.
Артефакты при гистохимических исследованиях связаны с посмертной диффузией выявляемого вещества в структуры, в действительности его не содержащие. В гистоауторадиографии А. большей частью зависят от условий экспонирования и обработки фотоэмульсии, совмещенной с гистологическим срезом.
Рентгенографические артефакты могут быть систематизированы прежде всего как светлые участки на рентгенограмме и участки более интенсивного почернения по сравнению с их окружением. Морфологически они представляются очаговыми, линейными, полосчатыми, кольцевидными, диффузными тенями и тенями неопределенной формы. Некоторые артефакты, явно случайного происхождения (например, царапины), снижая качество рентгенограмм, существенно не мешают диагностическому их использованию. Гораздо большее значение имеют те А., которые по виду сходны с проявлениями ряда патологических процессов и могут поэтому оказаться источником диагностических ошибок.
Некоторые артефакты возникают уже в процессе фабричного производства пленок. Они в большинстве случаев легко распознаются даже неспециалистами. Возникновение посторонних теней возможно также из-за неправильного хранения рентгеновских пленок (например, в условиях повышенной влажности или в сфере действия проникающего излучения), небрежного обращения с ними. При этом могут появиться так называемая фрикционная вуаль, т. е. почернение пленки при ее проявлении в местах механического воздействия на светочувствительную эмульсию, или общее вуалирование пленки под действием проникающего излучения или дневного и искусственного света, что на рентгенограмме не всегда может быть легко учтено.
Наиболее важными в диагностическом отношении являются дефекты на снимках, получающиеся в процессе самой рентгенографии и при фотографической обработке пленок: посторонние тени, например от одежды, повязок, волос на голове, свернутых в пучок или сплетенных в косу, некоторых медикаментозных веществ и пр.
К артефактам следует отнести и общее или частичное засвечивание пленок, являющееся нередко следствием недостаточной неактиничности фотолабораторных фонарей и неисправности кассет, пропускающих свет. При обычной рентгеновской съемке с усиливающими экранами имеющиеся на некоторых экранах дефекты передаются на рентгенограммах тенями, сходными с металлическими осколками (что особенно важно учитывать в офтальмологической практике), с конкрементами, с различными структурными изменениями субстрата (например, при переломах костей) и т. д. Иногда посторонние тени появляются при погрешностях проявления, фиксирования и сушки пленок, создавая сходство с деструктивными очагами, очагами уплотнения в костном веществе или с линией перелома. Некоторые артефакты сходны с картинами обызвествления тканей. Приведенными примерами далеко не исчерпываются возможности образования посторонних теней на рентгенограммах. В то же время не должны быть приняты ошибочно за А. патологические тени.
Большинство современных людей понимают смысл слова «артефакт» через призму игрового мира. То есть значение воспринимается, как удивительная и мистическая находка человечества, которая имеет небывалую силу или некоторый символизм. А люди постарше и вовсе толком не могут идентифицировать его. Только и задаются вопросом: артефакт, что это?
Впервые слово произнесли на латинском языке. Установлено: это сложное слиянием двух основ «арт» и «факт», и в дословном переводе обозначает «искусственно сделанный» . Место, где впервые начали использовать термин, назвать невозможно. Из-за того, что в каждой этнической группе в древние времена было свое обозначение, которое соответствовало рассматриваемому слову. Есть небольшие предположения о том, что на Ближнем Востоке впервые произнесли термин, отдаленно напоминающее по звучанию «артефакт». Определение, к большому сожалению, вывести нереально так, чтобы угодить всем ветвям цивилизации.
Немного позже, с развитием цивилизации, слово начало обретать иные значения. Из-за простоты запоминания и легкости высказывания практически в каждой сфере деятельности человека используется это слово. Сюда входит не только компьютерная сфера:
Слово прекрасно звучит, и легко придает эпичности предложению. Стоит признать это. В современной культуре достаточно легко отыскать все значения слова артефакт. Википедия предлагает небольшие объяснения, касающиеся разных витков развития человечества.
Все культурологи твердят, что изначально это слово определяет любой материальный продукт, созданный человеком . Почему? Известно, что слово «факт» в древности обозначало точность в нематериальном мире. То есть фактами называли сказанные слова с уст человека, которые подтвердились и признались истинными. Нечто подобное произошло и с использованием выбранного нами слова. Принято считать, что в культуре присутствует разделение всего на две ветви:
Однако большинство культурологов выделяют и совершенно новую ветвь – человеческие отношения. Это все ведется к тому, что абсолютно любая информация, которая присутствует в нашем мире, не имеет конкретики, и приводит к созданию явления символизма. Подобный процесс произошел и с «артефактом». Значение вышло за рамки своей ветви, и смогло впитать некоторые иные знания в себя. Да, все это выглядит достаточно наивно. Однако никаких опровержимых доказательств таковой теории никто до сих пор не предоставил, включая и культуру.
Археологическим артефактом называют определенный материальный объект, который был найден вследствие раскопок и предоставляется, как достояние человечества, причем в единственном экземпляре.
Программирование, как наука появилась сравнительно недавно, и имеет довольно узкую специализацию, поэтому перенасыщенная терминами. И среди них отголосок смогло отыскать и слово «артефакт». Им обозначают неких созданные элемент программированного конечного продукта, которые может функционировать за счет действенности этого элемента. Так сказать, недостающий пазл для осязания целостности всей картины.
В исследованиях лабораторного типа тоже присутствует слово артефакт в общем словаре терминов. Чаще всего артефактами называют определенную реакцию, получившаяся вследствие намеренного вмешательства в естественность пролегающих процессов, или же случайная реакция, которая получилась из-за незапланированных действий. Иногда оно сопутствует синонимами «чудо» или «неужели». Чаще всего это происходит в биологических и физико-математических научных центрах.
Возвратимся немного к началу статьи и вновь окунемся в игровой и кинематографический мир. Помимо того, что уже сказано, следует додать несколько предложений.
В мире игр, слово «артефакт» всегда ассоциировалось с таинственным могущественным предметом, обладающим невероятной силой. Отличительными чертами были сложные препятствия и квесты для его получения, глубокая история и обязательное воздействие на внешний мир и на человека, завладевшего ним. Легко вспомнить известную игру начала третьего тысячелетия, WarCraft. В ней наглядно можно рассмотреть любой артефакт. Суть «геймерского» артефакта состоит в том, что он чаще всего, является материальным сосудом для нематериальной силы. Так сказать, является объединяющим звеном двух основных ветвей культуры.
Однако все это «геймерское» порождение артефактов имели начало из кинематографа. Впервые люди начали использовать слово артефакт в активной лексике благодаря кино. Именно оно дало развитие этого термина в компьютерном мире. Все особенности, озвучены выше, так или иначе, относятся и к кинематографу.
Сложно представить себе хорошую фантастическую книгу без отлично прописанного мира, сильного и запоминающегося протагониста, не менее харизматичного злодея и важного артефакта, из-за которого, в общем-то, и происходят дальнейшие действия. Кто решил впервые использовать это слово, как термин для значения некого предмета, обладающего мощью и силой , установить вряд ли получится. В наше время в мире ежедневно пишут тысячи разных книг, где непосредственно несколько раз получится встретить это слово. Странное то, что многие писатели, да и современные люди прекрасно понимают значение слова, объяснить его на должном уровне неспособные.
Достаточно просто взять одну известную кингу прошлого века «Властелин колец» Толкиена. Казалось бы, что по всем канонам в книге присутствует только один таинственный предмет – Кольцо Всевластие, однако, в повествовании нам попадаются и иные предметы – посох магов, меч короля Гондора, мифрилл и так далее. Казалось бы, что они не соответствуют некоторым критериям «акртфактности», но все равно считаются таковыми. Термин артефакт, определение которого достаточно размыто, меняется.
Для младшего контингента читателей приведем пример на книгах о Гарри Поттере. В ней нет главного артефакта. Но присутствуют много второстепенных артефактов , которые необходимы лишь для раскрытия персонажей и временного ими использования для достижения цели. Мантия невидимка, волшебная палочка, камень души и так далее. Опять же, конкретизировать этот термин, не выходя за грани литературы практически невозможно.