Главная » Обработка грибов » Что такое достоинства человека определение. Что такое характер человека

Что такое достоинства человека определение. Что такое характер человека

сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов. Представления о достоинстве основываются на убеждении в равенстве всех людей перед нравственными законами, на признании самостоятельности человека, его способности контролировать свое поведение, отвечать за свои поступки и помыслы. Чувство собственного достоинства не позволяет человеку пренебрежительно относиться к другим людям. В то же время достоинство личности требует от окружающих уважения к ней, признания не только ее обязанностей по отношению к коллективу, обществу, но и ее прав. В отличие от понятия чести, достоинство предполагает большую степень свободы личности от конкретных условий ее жизни, что может привести к противоречию с существующими моральными «кодексами чести».

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОСТОИНСТВО

личности – осознание личностью своего обществ. значения, права на обществ. уважение, основанное на признании обществом социальной ценности человека. Содержание господствующих в том или ином обществе взглядов на человеч. Д. определяется в конечном счете характером обществ. отношений, от к-рого зависит положение личности в обществе. Чувство собств. Д. зарождается у человека уже в родовом обществе, хотя здесь индивид, по словам Маркса, еще не оторвался "...от пуповины естественнородовых связей с другими людьми..." ("Капитал", т. 1, 1955, с. 85). Основой зарождающегося в родовом обществе Д. было участие в общем труде и уважение со стороны соплеменников к людям, проявившим силу и храбрость в добывании средств к жизни и в столкновениях с враждебными племенами. С возникновением частной собственности человеч. Д. рассматривается преимущественно как привилегия личности, принадлежащей к господств. классам; рабы, считавшиеся только "говорящими орудиями", не могли на него претендовать. Однако в многочисл. восстаниях (напр., восстание Спартака) рабы, борясь против угнетения рабовладельцев, добивались восстановления попранного человеч. Д. Личность человека в рабо-владельч. обществе продолжала оставаться скованной религ. предрассудками, от к-рых в известной мере смогли освободиться лишь передовые люди того времени, верившие в силы и возможности человека. "Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить", – говорил Эпикур (см. "Материалисты Древней Греции", М., 1955, с. 223). В эпоху феодализма развивается феод. понятие Д. (т.н. рыцарская честь), носившее ярко выраженный сословный характер и исключавшее право на человеч. Д. "черни", "простолюдинов". В процессе многочисл. крест, восстаний и войн нар. массы вырабатывали новые представления и понятия о человеч. Д. В борьбе против феод. идеологии с ее отрицанием человеч. Д. (человек есть "раб божий") развиваются взгляды представителей гуманизма, требующих признания высокого назначения и Д. за каждым человеком. В эпоху Возрождения проблема Д. становится одной из основных проблем философских, этических и эстетических трактатов. Джианоццо Манетти в трактате "О достоинстве и превосходстве человека", Пико делла Мирандола в соч. "О достоинстве человека" провозглашают принцип высокого призвания человека. Человек сам творец своей собственной формы. От его воли и желания зависит, будет ли он высшим существом, превосходящим все другие существа, либо же он выродится в низменное существо. Человек опирается не на бога, не на свое происхождение, а исключительно на самого себя, на свое Д. Гуманисты высмеивали феодальное понятие Д. и чести, основанное на знатности происхождения. Эразм Роттердамский в сатире "Похвала Глупости" писал о феодалах: "Как ни тороплюсь я, не могу, однако, обойти молчанием тех, которые хоть и не отличаются ничем от простого поденщика, однако кичатся благородством своего происхождения... Но еще находятся дураки, готовые приравнять этих родовитых скотов к богам!" (указ. соч., М., 1960, с. 55). Деятели эпохи Возрождения, материалисты и просветители 17 и 18 вв. стремились подойти к оценке значения человеч. личности с т. зр. разума и требований человеч. природы. Гоббс ставил Д. человека в зависимость от его личных способностей и добродетелей, образующих могущество человека. "Публичная ценность человека, т.е. та цена, которую придает ему государство, есть то, что люди обычно называют д о с т о и н с т в о м. И эта цена, положенная ему государством, выражается в пожаловании должностей военных, судейских, по государственному управлению или в пожаловании имен и титулов, введенных для выявления такой цены" ("Левиафан...", М., 1936, с. 90). Представитель демократич. крыла франц. Просвещения Руссо связывал чувство Д. с проблемой свободы: "Отказаться от своей свободы – это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от его обязанностей... Такой отказ несовместим с человеческой природой" ("Об общественном договоре", М., 1938. с. 8). Представители франц. материализма 18 в. (Гольбах, Гельвеций) видели Д. человека в свободном удовлетворении его личных интересов, к-рое возможно, однако, только при разумном удовлетворении общего интереса, общего блага всех людей. В нем. классич. философии принцип Д. личности наиболее отчетливо был провозглашен Кантом. Формулируя положения категорического императива, Кант утверждал самоценность человеч. личности. "Действуй так, – писал он, – чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели" ("Основоположения к метафизике нравов", М., 1912, с. 55). Нем. философы рассматривали понятие Д. в связи с проблемой свободы, к-рая понималась как свобода духа. Такое понимание Д. нашло выражение во взглядах Шиллера, Фихте и др. "Господство моральной силы над инстинктами, – писал Шиллер в ст. "О грации и достоинстве", – есть свобода духа, и выражение ее называется в явлении достоинством" (Собр. соч., т. 6, М., 1957, с. 156). Рассматривая проблему Д. в связи с проблемой целостности человеческой личности, Шиллер считал необходимым достижение единства моральной силы и эстетич. совершенства, Д. и грации. "...Они не исключают друг друга в одной личности и даже в одном ее состоянии, напротив, только от грации получает достоинство подтверждение, и только от достоинства получает ценность грация" (там же, с. 162). В буржуазном обществе главным мерилом Д. человека является его богатство. В условиях капиталистич. эксплуатации миллионы трудящихся утрачивают права на уважение и человеч. Д. "В буржуазном обществе капитал обладает самостоятельностью, между тем как трудящийся индивидуум лишен самостоятельности и обезличен" (Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 439). Отношения эксплуатации закономерно порождают, с одной стороны, самомнение, чванство, честолюбие и тщеславие, а с др. стороны – подхалимство, угодничество, лицемерие и продажность. В эпоху империализма, когда монополистич. буржуазия окончательно отказалась от демократич. принципов, вновь широко проповедуется культ грубой силы, теории элиты и "сильной личности", призванной осуществлять господство буржуазии, попирая человеч. Д. масс. В революц. борьбе за свое освобождение рабочий класс вырабатывает свое понятие о Д., в основе к-рого лежит борьба за освобождение трудящихся масс от эксплуатации, сознание всемирно-историч. миссии пролетариата. В условиях эксплуататорского общества порабощенный трудящийся человек поднимается до осознания своего Д., включаясь в освободит. борьбу масс. "Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам" (Ленин В. И., Соч., т. 13, с. 33). Д. пролетария связано с сознанием силы и Д. своего класса, с чувством классовой солидарности. "...Пролетарская самостоятельность, – писал Плеханов, – обусловливает собою сознание пролетарием своей зависимости от капиталиста и стремление от нее и з б а в и т ь с я... А для этого нет другого пути, кроме сплочения пролетариев... кроме их объединения, для совместной борьбы за существование... Его т я г о т е н и е к м а с с е прямо пропорционально е г о с т р е м л е н и ю к независимости, его сознанию собственного достоинства, словом – развитию его и н д и в и д у а л ь н о с т и" (Избр. филос. произв., т. 5, 1958, с. 511). С развитием обществ. жизни расширяются и обогащаются представления и понятия о Д. Высшим образцом борьбы за человеч. Д. в эксплуататорском обществе является борьба за уничтожение капиталистич. строя, за мир, нац. освобождение народов, демократию и социализм. В совр. условиях, в условиях нац.-освободит. революций и войн особенное значение получает Д. народов, сбросивших цепи колониализма. Д. человека социалистич. общества – это осознание им своего обществ. значения как творца новых, коммунистич. отношений между людьми. Основу Д. личности при социализме составляет выполнение обществ. долга, активное и сознат. участие в строительстве коммунизма, единство личных и обществ. интересов. Задача воспитания чувства собственного Д. сов. человека неразрывно связана с задачей воспитания чувства долга перед родиной и народом. "Мы желаем воспитать культурного советского рабочего... Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря, – он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом" (Макаренко А. С., Соч., т. 2, 1957, с. 397). В процессе коммунистич. строительства в сов. людях развивается чувство коллективизма, сознание ответственности за общее дело. Весь строй социализма, весь социалистич. правопорядок обеспечивают высокое Д. сов. человека. Оно неразрывно связано с непримиримой борьбой против всего того, что унижает человека труда: против несправедливости и угнетения, низкопоклонства и холопства, самодовольства и чванства. Д. сов. человека поднимается на новую, более высокую ступень в период развернутого строительства коммунизма, когда само общество охраняет личное. Д. каждого гражданина. "Личное достоинство каждого гражданина – говорится в Программе КПСС, – охраняется обществом" (1961, с. 121). Переход к коммунизму означает всемерное развитие свободы личности и прав советского гражданина. Д. сов. человека сочетает в себе преданность и любовь к своему народу, гордость его революц. традициями с уважением к трудящимся массам др. наций, к народам др. стран, гордость своим самым прогрессивным и гуманным мировоззрением – марксизмом-ленинизмом. Лит.: Ленин В. И., Памяти графа Гейдена, Соч., 4 изд., т. 13; ?леханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории, [М.], 1948; его же. Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 511, Герцен А. И., Несколько замечаний об историческом развитии чести. Собр. соч. в тридцати томах, т. 2, М.. 1954; Макаренко А. С, Из истории коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, Соч., т. 2, М., 1957; ?ихте И. Г., О достоинстве человека, Избр. филос. соч., т. 1, [М.], 1916; Пикоделла Мирандола Дж., О достоинстве человека, в кн.: Дживелегов А. К., Возрождение. Собрание текстов..., М.–Л., 1925; Гоббс Т., Левиафан..., [М.], 1936, ч. 1, гл. 10; Шиллер Ф., О грации и достоинстве, Собр. соч., т. 6, М., 1957. В. Морозов. Москва.

Известный польский пси­холог и писатель Юзеф Козелецкий много лет изу­чает мотивы пове­дения человека. Диапазон его иссле дований широк и несколько необычен для академического учено­го. Одна из его книг на­зывается « Многомерный человек». « Авантюрность жизни», « прославление неудачи», « рассуждение о ненасытности», « страсть к преодолению границ» - вот некоторые темы, обсуждаемые в ней.

Есть в ней и глава, посвя­щенная достоинству человека.

Что такое достоинство? Ответит на этот вопрос так же нелегко, как, скажем, объяснить, что такое красота или истина. Почему один человек со­храняет свою индивидуальность даже в тюрьме, где у него отняты все права, а другой легко отказывается от собствен­ных убеждений в обмен на обещанные привилегии?

Конечно, достоинство во многом зависит от прав человека - личной свободы, воз можности высказывать свои мысли, принимать решения… Но даже если отнять их (что и происходит при разных фор­мах принуждения и терро­ра), у каждого из нас оста­ется возможность сохранить личное достоинство. Одарен­ный этой чертой характера человек поступает в соответствии с собст­венной системой ценностей, он ве­рен себе и не поддается манипули­рованию.

Правда, и характер можно сло­мать, но для этого пришлось бы уничтожить личность в человеке, ли­шить его индивидуальности.

Два портрета

Юзеф Козелецкий дает обоб­щенный портрет человека, облада­ющего чувством собственного до­стоинства. Вот его основные черты:

♦ ведет себя в соответствии с собственной системой ценностей, ценит истину выше, чем немедленную пользу;

♦ умеет защищать свою индиви­дуальность, в моменты опасности проявляет самообладание и спо­койствие;

♦ мало податлив к манипуляциям извне;

♦ не променяет свою индивиду­альность на материальные ценнос­ти, на доступ к власти или к славе;

♦ не торопится принимать новые идеи и убеждения; только сущест­венные аргументы могут изменить его систему ценностей и принципы поведения.

Совсем иначе ведет себя чело­век, лишенный чувства собственно­го достоинства:

♦ его поведение зависит не столько от собственных взглядов и убеждений, сколько от сиюминутных интересов;

♦ легко поддается манипуляци­ям;

♦ принцип верности истине замещается у него принципом собст­венной пользы;

♦ под давлением обстоя­тельств может совершать поступ­ки, противоречащие собственной совести и наносящие вред другим людям.

Понятно, что оба портрета, на­бросанных Козелецким, отражают крайние проявления человеческой личности. Между этими полюсами находится множество промежуточ­ных отметок. Но установка (устойчи­вая склонность к первому или вто­рому способу поведения) тем не ме­нее просматривается всегда.

В последнее время мы все чаще слышим призывы вести себя гибко, приспосабливаться к обстоятельст­вам. Но до какой степени? На этот вопрос каждый должен ответить се­бе сам. Козелецкий, в задачу кото­рого не входит воспитание нравов, тем не менее подсказывает возмож­ный путь. Он считает, что главное - сохранить себя, не потерять инди­видуальности.

В нашей стране это понятие не считалось большой ценностью, слово « индивидуализм» не так давно произ­носилось как ругательство, причем порой в тех самых случаях, когда человек пытался отстаивать свои убеж­дения, расходящиеся с мнением большинства. Личность растворя­лась, нивелировалась в толпе. Спо­собность противостоять « обезличи­ванию», сохранить достоинство Козе­лецкий относит к моральной стороне характера. Более того, он видит в до­стоинстве эстетическую ценность: « Владение собой человека, защища­ющего свои убеждения, включает элементы прекрасного».

Жизнь по ту сторону достоинства

Каждый человек создает концеп­цию собственного « я» и по-своему строит отношения с миром. С этой точки зрения можно условно выде­лить два типа людей - прагматич­ные и принципиальные.

Крайние прагматики считают: для того чтобы сохраниться и управ­лять собою в изменчивом мире, на­до приспосабливаться к любой си­туации. Их связи с окружающими так тесны, что граница, отделяющая индивидуальное « я» от среды, часто стирается.

Желая достичь своих целей, прагматик готов отказаться от соб­ственных убеждений. То, что люди с принципами называют угодливос­тью или даже продажностью, для него представляет одну из форм приспособления к миру. Чувство собственного достоинства для него лишь дань непонятной традиции, затрудняющей рациональные дей­ствия.

Юзеф Козелецкий описывает эксперимент американского психо­лога Стэнли Милгрема, целью кото­рого было определить степень под­чинения человека требованиям, ос­корбляющим достоинство.

Из двух человек, находящихся в лаборатории, один исполнял роль « учителя», второй - « ученика». В ходе эксперимента « учитель», ко­торый и был испытуемым, должен был наказывать « ученика» за ошибки ударами электрического тока. Ему ничего не было известно ни о цели эксперимента, ни о том, что « ученик» не является испытуемым, а только помогает проводить исследование. По объявленным условиям, за каждую последую­щую ошибку учитель должен был усиливать наказание (понятно, что удары током были фиктивными). В процессе этого репрессивного обучения « учитель» слышал крики « ученика» (они были записаны на пленку перед началом исследова­ний).

Большинство испытуемых со­глашались выполнить жестокие требования экспериментатора и без колебаний применяли все бо­лее сильные удары. Так Милгрем доказал, что многие легко подда­ются манипуляциям, готовы подчи­няться сомнительным авторите­там, а обещание награды (значи­тельно меньшей, чем библейские « тридцать сребреников») вызывает у некоторых садистское поведение, противоречащее системе личных ценностей и норм. Такое поведение особенно характерно для крайних прагматиков.

Однако в исследованиях Милг­рема была выявлена и другая группа людей - тех, кто отказы­вался доставлять страдания « уче­никам». Таких оказалось значи­тельно меньше, но они были твер­ды - узнав об условиях экспери­мента, покидали лабораторию. Они руководствовались внутрен­ними убеждениями и не поддава­лись манипулированию. Основа людей этого типа - неповторимые черты личности, а не набор испол­няемых социальных ролей. Как правило, такие люди умеют анали­зировать и дают себе отчет в своих мотивах и установках.

Достоинство и биография

« Человеческая жизнь слишком длинна, чтобы всю ее прожить с до­стоинством. Тем не менее она до­статочно длинна для того, чтобы в ней нашлось место для достойных поступков», - считает Юзеф Козелецкий. У каждого человека, даже самого благородного, наряду с очень достойными поступками, бы­вают такие моменты, когда он утра­чивает достоинство, сбрасывает с себя его груз, поддается манипули­рованию. Чаще всего это связано с искушениями, перед которыми трудно устоять, или с угрозами. Козелецкий описывает три наиболее характерные ситуации.

Так происходит тогда, когда рож­даются новые возможности приоб­ретения имущества, славы, власти. В этих случаях достоинство, как расте­ние, не пустившее достаточно глубо­ких корней, может быть выкорчевано прагматическими интересами. Пер­спектива богатства подавляет вер­ность себе. Не правда ли, именно та­кие метаморфозы происходят сей­час в нашей стране, где никак не за­кончится передел собственности?

Кроме того, характер человека могут сломать устрашение и ре­прессии. Многие ученые в период « ошибок и искажений» открещива­лись от своих взглядов. Это позво­лило им удержать прежние должно­сти и избежать страданий.

Человек может утратить личное достоинство и в моменты социальных кризисов, во время переворотов или в каких-нибудь неординарных ситуа­циях. Обескураженный новыми по­рядками, он не понимает, что происходит, и начинает хаотически выпол­нять действия, которые часто оказы­ваются недостойными. Ну что ж, и в этом наблюдении Козелецкого можно узнать себя и своих сограждан, кото­рые после кризиса готовы на любую работу, лишь бы не остаться без нее.

Но бывает и наоборот. В биогра­фиях некоторых людей можно обна­ружить переломные моменты, в кото­рые они отказываются от недостой­ных поступков, защищают собствен­ные убеждения, добровольно берут на себя груз достоинства. Под влия­нием исторического события или в результате морального и социального созревания человек может « про­зреть» - осознать свою не слишком привлекательную роль пешки на шах­матной доске могучих сил истории. В этом случае он переживает кризис, из которого иногда выходит обновлен­ным, как растение после ливня.

Итак, личное достоинство - это установка, укорененная в характе­ре. Хотя кто-то считает его анахро­низмом и помехой в прагматичес­ком мышлении, оно продолжает ре­гулировать поведение людей. Во времена неуверенности его роль даже усиливается. Оно становится как бы гарантом независимости человека в окружающем его мире.

« В структуре достоинства, пони­маемого как верность себе, есть что-то неочевидное, таинственное, удивительное, вроде бы не соответ­ствующее криюриям эффективного действия… Мы живем в период, ког­да судьба человека в большей сте­пени зависит от его характера, чем от его интеллекта». Это слова муд­рого философа, а не бесстрастного исследователя.

Вера Козлова

Достоинство – нравственная, этическая категория, направленная внутрь личности. Это уважение индивида к самому себе, его высокая и субъективная оценка собственной значимости.

Впрочем, не стоит путать его с излишней самоуверенностью и самолюбием.

Самооценка персоны имеет большое значение при формировании достоинства. Его взращивание начинается в детстве, и культивируется на протяжении жизни.

Зрелое и адекватное чувство собственного достоинства позволяет личности идти задуманным путем , реализовывать себя и путешествовать по жизни с уверенно поднятой головой.

Достоинство – что это такое?

Нередки случаи, когда о человеке говорят: «Он держался достойно», «Он воспринял эту информацию с достоинством». О чем речь?

О том, что в любой неприятной ситуации – при увольнении, разводе, ссоре, – сильная личность не забывает об уважении к себе.

А значит – не унижается, не опускается до взаимных оскорблений, не позволяет вытирать о себя ноги, но и не истерит в ответ на любую критику.

Даже в самых неприглядных условиях достойный индивид остается «на высоте», действует согласно своим принципам и не идет наперекор совести.

Помимо себя, он почитает и других, однако требует взаимного уважения к собственной персоне.

Человек ощущает собственную ценность, защищает свои интересы, но вместе с тем трепетно относится к правам и свободам окружающих.

Для человека, наделенного достоинством, характерны:

1. Высокая, но адекватная оценка собственной значимости,

2. Стремление к реализации своего потенциала,

3. Независимость (действий, оценок),

4. Ответственность за свои поступки,

5. Обостренное чувство долга,

6. Внутренняя свобода,

7. Нацеленность на добрые, справедливые дела,

8. Принципиальность,

9. Работа над собой (саморазвитие, получение новых знаний, наращивание профессиональных компетенций),

10. Этичное, уважительное отношение к другим людям и их свободам.

Важная составляющая достоинства – понимание собственной значимости в рамках целого мира.

Благодаря этому ощущению человек готов легко воспринимать любую критику, так как она не вредит его самооценке. Он высоко ценит свой потенциал и верит в возможность успеха.

С чувства собственного достоинства начинается путь к саморазвитию, к полноценной жизни, к личностным достижениям и к гармонизации себя. И, как итог, – к счастью.

Достойная пара: самоуважение рождает уважение

Человеческое достоинство хоть и имеет отношение к самоуважению, однако противоположно эгоизму и эгоцентризму. Ведь, почитая себя, гармоничный индивид учится уважать всех, кто вокруг.

Понимание своей ценности заставляет личность ценить и окружающих. Именно поэтому люди, обладающие высшей степенью достоинства, участвуют в благотворительности, сражаются за слабых, ищут справедливости и становятся примерами для прочих.

С рыцарских времен достоинство, честь и благородство были тесно связаны в умах человечества.

Мотивируют поступать согласно долгу и ощущать ответственность за последствия.

Это богатство, присущее представителям любых слоев – от аристократов до бедняков. Сокровище, которое нельзя отобрать у индивида, в отличие от денег или имущества.

Одна из народных мудростей гласит: «Муж, наделенный достоинством, может носить бедную одежду, но внутри себя имеет истинно драгоценный камень».

Пожалуй, ни одна тема не вызывает столько противоречивых мнений и споров, как достоинство человека. По сути, это понятие обозначает субъективное отношение личности к самой себе. Многим для того, чтобы вырастить большое самоуважение, требуется сначала достичь в жизни необыкновенных высот. Люди, имеющие большие требования к своей личности, часто страдают от мнимых недостатков и стремятся во многом себя улучшить.

Формирование достоинства человека начинается в детском возрасте и продолжается в юношестве и зрелости. Человеческое достоинство складывается из множества факторов, которые способны оказывать мощное воздействие на самооценку личности. В ряде случаев имеет место то обстоятельство, сколько внимания уделялось ей в детском возрасте. Если родители много времени проводят с ребенком, интересуются его настроением, успехами, то постепенно в него формируется осознание своей значимости. Зрелое чувство достоинства обычно выражается в стремлении следовать заданному направлению в жизни, воплощать индивидуальные планы и мечты. Достоинство не имеет ничего общего с , вседозволенностью.

Честь и достоинство человека

Честь и достоинство – неотъемлемые ценности каждой уважающей себя личности. Несколько десятков лет назад слово «честь» ассоциировалось с понятиями честность и умение быть искренним до конца. Сегодня оно практически не изменилось и обозначает стремление человека достигать своих целей чистым путем посредством плодотворной работы над собой. Честный человек поступает по отношению к себе и другим с достоинством, он непременно извинится, если причинит другим значимые или мелкие неудобства.

Достоинство соотносится с понятиями собственной значимости и . Во многих ситуациях сама жизнь часто требует от личности большого умения сохранять внутреннюю свободу и быть независимым. Честь и достоинство являются важными составляющими адекватного восприятия действительности. Когда человек может с уверенностью смотреть в завтрашний день, принимает свои достижения, которые имеются на данный момент времени, он становится подлинно независимым и счастливым. Если бы не существовало понятий чести и достоинства, сделалось бы невозможным принятие себя как личности, самореализация. Достоинство – это путь к полноценной жизни. Без достоинства невозможно никакое развитие.

Достоинство и свобода человека

Как достоинство связано со свободой? Можно ли сохранить достоинство, будучи человеком зависимым, ведомым? Жизненная практика показывает, что нет. Если личность настолько не уверена в себе, что позволяет другим управлять собственной жизнью, вряд ли ее можно назвать полноценной и счастливой (читать про ). Но что означает свобода и почему за нее человек иногда готов бороться не на жизнь, а на смерть?

Свободу во все времена признавали главной ценностью личности. Без нее невозможно вырастить достоинство в достаточной степени. Не будь свободы, все достижения, которые имеет человек, в конечном итоге оказались бы напрасными. Все, чего мы достигаем, мы делаем ради того, чтобы развивать собственную индивидуальность, выражать себя во всей полноте. И наличие достоинства здесь очень поможет. Кем – то поначалу движет желание получить уважение окружающих, другие начинают гордиться собой (читать про ). Как бы то ни было, чувство наличия свободы помогает развить достоинство, сформировать уверенность в своих силах. На самом деле невозможно продуктивно действовать без осознания собственной индивидуальности. Нельзя стать счастливым за другого или реализовав чужие мечты, а не свои цели.

Какие ситуации требуют присутствия достоинства?

Иногда в жизни приходится действовать быстро, не задумываясь над конечным результатом. Возникновение неприятных моментов никто исключить не может. В некоторых случаях присутствие достоинства может помочь почувствовать себя лучше, справиться с серьезными трудностями.

  • Незаслуженная обида. Когда человек испытывает внутреннее чувство обиды, все его существо сжимается от ущемления собственного достоинства. Возникает чувство, что вас обидели незаслуженно, напрасно. Данное состояние сопровождается сильным негодованием и нередко желанием отомстить обидчику. Возможны состояние внутреннего опустошения, страха, апатии, появление тревожности, нарушение сна. Честь и достоинство при этом так же страдают и претерпевают значительные изменения. Достоинство личности главным образом начинает колебаться. Находясь в чувстве обиды, невозможно чувствовать себя целостным. Возникает ощущение, что душу растоптали, нередко человек замыкается в себе и какое – то время отказывается от общения.
  • Отстаивание интересов. В том случае, когда требуется постоять за себя, отстоять свои интересы, достоинство развивается в большей степени, чем в других случаях. Прохождение через трудности закаляет характер, способствует формированию внутренней силы, воли. Здесь тема чести и достоинства выходит на первый план. Много значат произнесенные слова, поэтому им уделяется особенное внимание. Во время ведения разговора с оппонентом, крайне важно не отвечать обидой на обиду и быть искренним до конца.
  • Конфликты внутри коллектива. Где, как не в коллективе большую часть времени находится личность? Нередко в данной группе людей происходит столкновение интересов, взглядов, мнений. Понадобится большая сила воли и уверенность в себе, чтобы ежедневно преодолевать значимые , искать компромиссы. Развитие достоинства обязательно произойдет тогда, когда личность научится отделять собственные интересы от общественных. Необходимо выработать собственную стратегию поведения в конфликтных ситуациях. На это может уйти немало времени. Но наличие собственного достоинства того стоит!

Как развить в себе чувство собственного достоинства?

От того, насколько мы сами себя ценим (читать про ) часто зависит и отношение к нам окружающих. Почему так происходит? Дело в том, что общаясь с разными категориями людей, мы составляем свое мнение о них на основе собственных впечатлений, а они проделывают то же самое в отношении нас. Если личность проецирует во внешнее пространство внутреннюю скованность, неуверенность, то окружающие будут подсознательно воспринимать это. Известно, что тот, кто не любит и не ценит себя, не должен ждать уважение и признания со стороны других. Достоинство необходимо сохранять в любой ситуации именно затем, что оно позволяет чувствовать себя значимым и важным. Без этого ощущения человек никогда не рискнет ставить перед собой высокие цели и стремиться к их достижению. Честь и достоинство являются главными составляющими любого продвижения вперед, личностного роста и успеха в целом. Советы, приведенные ниже, помогут укрепить чувство достоинства. Необходимо понять, что степень его развития зависит напрямую от самоощущения человека, от того, насколько он готов к значимым переменам в своей жизни. Собственное достоинство, как правило, формируется посредством систематической конструктивной работы над собой, признания своей уникальности.

Найдите собственную индивидуальность

Если человек с должным вниманием и уважением не относится к себе, возможно, он в полной мере не знает о своих достоинствах. Лишь изучив досконально собственную личность, можно начать осознавать мотивы своих поступков, бороться со страхами, предупреждать и разочарования.

Уверены ли вы в том, что занимаетесь в жизни своим делом? Соответствуют ли занимаемая должность, карьерный рост вашим амбициям, желаниям, стремлениям? Если нет, то возникает серьезная необходимость подумать над этим. Достоинство – нужная и необходимая составляющая, которая помогает справиться со многими трудностями, осознать свою уникальность и неповторимость. Ничто не способно создать такую мощную внутреннюю защиту человеку, как честь и достоинство. От того, как человек относится к самому себе, напрямую зависит отношение к нему окружающих людей. Формирование собственного индивидуального взгляда на вещи помогает почувствовать себя значительным, занять в социуме важное место.

Профессиональное самосовершенствование

В определенный момент жизни каждый из нас выбирает себе собственный профессиональный путь. Этот выбор продиктован как внутренними потребностями личности , так и социальными ожиданиями. Тема чести и достоинства связана с ним напрямую. Если человек в силу каких – то обстоятельств не сможет состояться в той или иной сфере, то всегда будет ощущать собственную никчемность и пустоту. Нельзя ничем компенсировать пробел в сфере образования. Человеку крайне важно чувствовать себя значимым, проявить свои индивидуальные способности и выразить себя в той или иной деятельности. Достоинство личности можно воспитать путем постоянной кропотливой работы над собой.

Постоянное самообразование

Даже профессионал в своем деле время от времени чувствует потребность обновить имеющиеся у него знания, получить новые. Самообразование – неотъемлемая сторона жизни любого человека, для которого карьера и рост в профессии представляет существенный интерес. Честь и достоинство личности во многом определяются благодаря тому, насколько она смогла состояться в своей деятельности. Совершенствуя свои навыки, человек продвигается вперед, стремится к улучшению своего состояния, обязательно работает над характером (читать про ).

Достоинство человека в данной сфере жизни может, как серьезно пострадать, так и вознестись до небывалых высот. Если личность не задумывается на тему своего достоинства, то, скорее всего, со временем начнутся серьезные проблемы в профессии.

Избегание неприятного общества

Давно замечено, что пребывание среди людей, которые могут оскорбить или унизить, негативно влияет на формирование личности. Если человека окружить людьми, которые словом или делом будут мешать его самореализации, то вскоре он почувствует себя ненужным, опустошенным и подавленным. Некоторые личности могут ненароком оскорбить достоинство человека, отчего у последнего возникает ощущение сильной обиды. Обычно обижают других те люди, которые сами не владеют чувством собственного достоинства. Им доставляет кратковременную радость унижать других, лишать их внутренней силы и чувства равновесия. Стоит каждому позаботиться о себе и избегать общества, которое может уязвить достоинство. Помните, к нам относятся так, как мы позволяем к себе относиться.

Таким образом, достоинство человека – это чрезвычайно важная и существенная тема, вызывающая в социуме многочисленные споры и толки. Если бы не существовало понятия достоинства, не было бы самой личности. Любой личностный рост и саморазвитие невозможны без осознания собственной ценности и значимости. Достоинство относится к той категории, которая отвечает за успех и счастье.

Досто́инство - 1) совокупность положительных качеств (пример: Божественное достоинство; достоинство человека как созданного по ); 2) положительное качество (пример: достоинство произведения); 3) звание, сан (пример: возвести в архиерейское достоинство); 4) ценность, стоимость.

Понятие «достоинство», применительно к человеку, связано с его отношением к жизни и ее смыслу, к духовно-нравственным ценностям.

В онтологическом смысле с понятием достоинства связывается, во-первых, представление об уникальности человека как , как носителя нравственного и религиозного сознания, занимающего высшую ступень в иерархии личности. Во-вторых, достоинство человека следует понимать как неисчерпаемость, богатство и благолепие внутреннего мира человеческой личности, который выявляется в его облике и в созидательной творческой деятельности.
В этическом смысле достоинство есть не что иное, как следование нравственному закону и указаниям праведной , как доблесть в исполнении долга и высокого человеческого призвания.
В религиозно-духовном смысле достоинство означает степень преображения человека сверхъестественной Божественной .

Чувство высокого личного достоинства в миру: движитель карьерного роста или греховная страсть?

В наше время нередко приходится слышать, что без чувства высокого собственного достоинства невозможно добиться успешности (выбиться в люди, стать личностью, сделать себе имя и пр.).

Так ли это? Чувство внутреннего достоинства - важная особенность человеческой . Однако значение этого понятия далеко не всегда осмысливается в правильном ключе.

Многие современные люди считают, что достоинство человека тем выше, чем выше его положение в обществе, чем выше он в отношении окружающих. При этом «высота» статуса определяется: званием, должностью, чином или саном, обладанием связями, уровнем признания, престижностью «друзей» и т.п. Нередко такого рода «достоинство» выказывается его обладателями дополнительно через подчеркнутое пренебрежение к окружающим (включая представителей власти и правопорядка), мол, кто Я, а кто ты?

Полагая, что внутреннее «достоинство» связано с успешностью как следствие с причиной, сторонники этой позиции не отрицают и обратного: вера в высокое достоинство личного «Я» может стать причиной и движителем . Ведь человек, сознающий внутреннее превосходство над другими людьми, имеет боолее ярко выраженные амбиции, а значит и более сильный мотив, более сильную потребность в карьерном или творческом росте. Стало быть, в деле достижения успешности он будет прилагать гораздо больше усилий, стараний, изобретательности, чем тот, кто согласен удовлетворяться жизнью «простачка».

Имея это в соображении, некоторые родители считают естественным формировать у своих детей высокую самооценку, что, нередко приводит к высокому самомнению, гордости, надменности, тщеславию. Ты - лучший, говорят они своему чаду, ты должен знать себе цену; ты не должен общаться с тем-то и тем-то, ведь он - тебе не ровня.

Что на это сказать? Указывать человеку на его достоинство и можно, и нужно. Другое дело, что при этом необходимо правильно объяснять, в чём, прежде всего, оно состоит (должно состоять).

В христианстве достоинство человека усматривается в том, что он создан по (). Чем в большей степени он уподоблен Создателю, чем ближе к Нему духовно, чем выше его нравственная чистота, добродетельность, праведность, тем выше достоинство.

Примером контраста мирского и духовного отношения к достоинству служит притча Христа о Лазаре и богаче ().

Первый был не просто бедняком, но презираемым нищим. Казалось бы, о каком достоинстве тут можно говорить? Второй, напротив, был богат, уважаем. Одним словом, «достойный» человек. Чего в очах Божьих стоило достоинство каждого, стало ясно после их смерти. Нищий Лазарь был удостоен лона Авраамова, тогда как богач - страшных .

Но значит ли это, что запрещает карьерный рост? Нет, не значит. История знает множество святых, реализовавших себя на поприще науки, литературы, искусства, знает святых полководцев и флотоводцев, святых правителей, князей и царей.

Стремление добиться успеха бывает греховным тогда, когда оно основывается на надменном желании превознестись над людьми, на



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта