Главная » Обработка грибов » Демонстрация и освоение техник гештальт терапии. Гештальт-терапия, основные принципы и методы

Демонстрация и освоение техник гештальт терапии. Гештальт-терапия, основные принципы и методы

Гештальт терапия Перлза

Гештальт-терапия – определенное направление в психологии, которое основывается на психоанализе, экзистенциализме, телесно-ориентированной терапии, а также восточных методах правильного развития сознания.

Основные понятия гештальт терапии

В основу этого направления психотерапии легли определенные принципы и понятия:

Целостность . Человек является целостным существом, поэтому всяческое его расчленение на составляющие, например, психику и тело, душу и тело – это определенно искусственные приемы, которые не могут помочь понять внутренний мир. Личность и окружающая ее среда объединены в один гештальт – некое единое поле.

Возникновение и разрушение гештальт-структур . Человек живет исходя из различных потребностей, которые занимают важное место в сфере его приоритетов – фигура резко выделяется из общего фона.

Незавершенный гештальт. Это источник особого напряжения, которые отбирает всю жизненную энергию человека. Каждый довольно часто формирует разные незавершенные ситуации, которые негативно влияют на постоянное психологическое состояние.

Контакт и его граница . Люди постоянно контактируют с чем-то: окружающей средой, животными, растениями и другими людьми, еще разными полями – информационным, биоэнергетическим, психологическим. Место встречи каждого человека с его окружением называется основной границей контакта.

Осознанность . Она не имеет ничего общего с интеллектуальными знаниями о себе и внешнем мире. Осознавание человека тесно связано с пребыванием людей в настоящем моменте, когда он живет не своей механической жизнью, а действует из своего непосредственного сознания, находясь в состоянии полной бдительности, осознанности.

Здесь-и-сейчас . Этот принцип означает, что все поистине важное для человека происходит именно в настоящем времени. Как правило, разум уводит всех в прошлое или же будущее, но именно такое мышление забирает лучшие моменты жизни.

Ответственность . Это качество человека рождается из его осознанности. Чем яснее вы осознаете окружающую действительность, тем более ответственно он относится к своей жизни.

Основные техники гештальт терапии

Психодрама – специальная групповая терапия, которая используется для правильного завершения неоконченных действий и решения ситуаций с помощью определенных ролевых игр, представлений театрального характера и драматического самовыражения. Во время использования такой техники чаще всего разыгрывают определенные сценки, которые дают возможность прожить драматические события из прошлого пациента, внутренний конфликт или сновидение. Игры отражают ситуацию из жизни или выводят на поверхность все внутренние боли, зажимы и травмы.

Пустой или горячий стул – техника, которая часто используется на тренингах. Во время нее один из участников должен представить на пустом стуле человека, с которым надо проработать отношения, героя своих снов или же какую-то часть свой индивидуальности. Затем надо обратиться к представленному образу. Во время такой специфической беседы проявляются стереотипы и штампы в поведении, возникают довольно сильные эмоции, которые трудно увидеть в простых диалогах.

Арт-терапия – техника психологической помощи, которая основывается на искусстве и творчестве. Основная цель способа – содействие гармоническому развитию человек посредством роста его способностей к интересному самовыражению. Основная ценность такой терапии заключается именно в том, что она позволяет символически выразить и полностью оценить самые разные чувства: страх, любовь, тревогу, гнев, счастье и ненависть.

Основные методы гештальт терапии

Психологическое консультирование – метод направлен на разрешение самых разных трудностей: индивидуальных, межличностных и семейных. Терапевт помогает правильно преодолевать стрессовые ситуации или жизненные кризисы, найти выход из трудных ситуаций. Внимание каждого клиента фокусируется на личных переживаниях в настоящем времени. Так происходит осознание и полное понимание сложившейся негативной ситуации, что ведет к ее непременному разрешению.

Телесно-ориентированный метод дает возможность достичь полного исцеления психики человека через правильную работу с его телом. В человеческом теле постоянно хранится множество интересных воспоминаний: ключевые события, чувства и переживания. Если взаимодействовать с телом, получается доступ к глубокому уровню подсознания, которое есть в теле. Так вы сможете выявить все причины возникающих с вами проблем.

Гештальт-терапия призывает людей узнавать себя и принимать такими, какими они являются в действительности. Этот подход позволяет идти вперед, придерживаясь индивидуального потока, а не растрачивать энергию и силы, стараясь его перебороть «на свою переделку».

Принципы и техники гештальт терапии от гештальт терапевта. Возможно Вас удивит, что автор этого блога на протяжении 10 лет изучал техники и подходы гештальт терапии, поскольку гештальт прекрасно справляется с изменением сценария жизни., который формировался в опыты и может быть изменен только в опыте.

Гештальт терапия: основополагающие принципы

Фридрих Пёрлз, основатель психотерапии в стиле гештальт, в основу своего подхода положил групповые формы работы, основанные на принципах Дзен-буддизма.

В своей биографической книге «Внутри и вне помойного ведра» он описывает свой опыт посещения Японии и прохождения там трудовой терапии с целью излечения депрессии, впоследствии принципы психотерапии, которую он проходил сам в стране восходящего солнца были положены в основания гештальт терапии.

Гештальт терапию лучше всего проходить в формате групповой психотерапии

Гештальт терапия принципиально отличалась от господствовавшего тогда психоанализа и быстро завоевала сердца и умы психотерапевтов своими методами, практичностью и целостностью.

Основные принципы гештальт терапевтического подхода

Теория и практика гештальт подхода основана на феноменологии, экзистенциализме и буддизме:

  • Принцип «здесь-и-сейчас». Важно то, что происходит здесь, теперь, в сейчас-моменте. В отличие от психоанализа и коучинга, которые сконцентрированы на прошлом и будущем человека.

  • Центрация на чувствах и ощущениях. Вопросы: Что ты чувствуешь? Какие ощущения в теле ты осознаешь? и Как ты дышишь? очень важные вопросы по мнению гештальт терапевтов в обретении целостности «Я».

  • Фокус на процессе. Гораздо важнее узнать «КАК ты это делаешь и КАК ты живешь?», чем узнать ответы на вопрос: «ПОЧЕМУ это происходит?».

  • Эксперимент. В гештальт терапии очень много техник, основанных на чувственном опыте. Таким образом утверждается основополагающий принцип гештальт подхода: «Гештальт терапии не существует без эксперимента».

  • Сновидение. Техники работы со сновидениями в гештальт-терапии основаны на . Каждый элемент и феномен сновидения человека — это не осознаваемая часть его личности, которую нужно присвоить, интегрировать и ввести в действие в реальной, дневной жизни человека.

  • Осознавание. вкупе с принятием своих восприятий, чувств, ощущений, фантазий и желаний, признание факта, что усиление осознания себя усиливает Эго.

  • Групповая психотерапия. Гештальт терапия лучше всего происходит в группе, групповые процессы изучил и внедрил в практику психологов впервые именно основатель гештальт подхода Фридрих Пёрлз.

  • Незавершенный гештальт. Каждый гештальт стремится к завершению. Совокупность незавершенных гештальтов человека — это основа для невроза. Этапы гештальт терапии представляют собой последовательное , открытых иной раз в раннем детстве Клиента.

  • Ответственность. Изменения невозможны без осознания и принятия ответственности. Взять ответственность за свои чувства, поступки и выборы одновременно больно и полезно.

  • Концентрация и усиление. Завершению гештальта и интеграции личности часто способствуют концентрация на происходящем и и феноменов жизни клиента в гештальтпсихологии.

Таким образом в гештальт терапии в здесь-и сейчас в поле клиента вводятся различные феномены происходящего с ним, усиливаются, что приводят к завершению гештальта и взятию большей ответственности человеком за свою жизнь.

КАК гештальт терапия приводит к просветлению

Энрайт, ученик Пёрлза написал книгу «Гештальт ведущий к просветлению» в котором описал принципы работы с противоположностями и нахождения позитивных коннотаций негативных качеств человека.

Например «скупость» он предлагал трансформировать в «экономичность», а «трусость» в «осторожность и предусмотрительность».

Сколько животных видите на картинке?

В дальнейшем принципы просветляющего гештальта были положены в основу работы бархатной терапии.

Предлагаю просветлить сознание и перейти от чтения о гештальте к эксперименту. Прямо сейчас сконцентрируйте сознание на последней незначительной конфликтной ситуации с кем-нибудь из Вашего окружения.

Необходимо завершить гештальт , для этого вспомните пиковый момент конфликта, как будто он происходит прямо сейчас. Сконцентрируйте внимание на том как Вы дышите, и что испытываете прямо сейчас по отношению к своему собеседнику-оппоненту.

Как только осознаете свои чувства, выберите любой предмет на Вашем рабочем столе, ассоциирующийся с собеседником и «глядя ему прямо в глаза» и выпрямив спину расскажите ему о своих чувствах от имени «Я». Например, «Я прихожу в бешенство, когда со мной разговаривают в таком тоне. Я болею душой. я начинаю поверхностно и прерывисто дышать». Почувствуйте как меняется дыхание и как течет энергия (тепло, мурашки, расслабление) в теле по мере высказывания.

Завершите технику принятием решения, чувствовать себя по другому в схожей ситуации. Например, «Теперь я спокойнее реагирую на агрессивное поведение собеседника. Я это я, а ты — это ты».

Напишите в комментариях, какого рода просветления Вам удалось достичь в процессе этого короткого гештальт эксперимента , и сразу переходим к другим техникам гештальт терапии.

Техники от гештальт терапевта для самотерапии

Приведу пару , к которым Вы сможете возвращаться опять и опять, когда чувствуете, что опять сознание зашло в тупик.

Строго говоря это не техники, а гештальт эксперименты, которые можно гибко применять к разным ситуациям и задачам.

Фоновое состояние сделайте фигурой: техника осознания в гештальт терапии

Предупреждаю, что эти очень мощные при их кажущейся простоте, как в принципе почти все методики гештальт терапии.

Гештальт техника работы с проекцией «Внимание младенца»

Поскольку работать в гештальт технике Вы будете самостоятельно, приготовьте бумагу и карандаш, чтобы записывать результаты всех важных этапов этой методы.

Возьмите набор фигурок Лего, игрушечек и всяческих «милых вещичек»: пуговиц, заколок, букетиков, куколок, зубных щеток, канцелярских принадлежностей и геометрических фигурок и разложите их в центре комнате на ковре или на полу.

Лягте в удобном для себя месте комнаты в позу эмбриона, поджав колени к подбородку и обхватив ноги руками. Примите максимально удобную позу и сосредоточьтесь на своем дыхании сделав его плавным и глубоким.

Затем переведите взгляд изнутри кнаружи и посмотрите на разбросанные на полу фигурки, поглазейте несколько секунд свободно отпуская взгляд и глаза, как это делают младенцы.

Обратите внимание, какая из вещичек «заигрывает» с Вашим вниманием и к которой Вы постоянно возвращаете взгляд. Подползите к этой фигурке и возьмите ее в руки.

Осознайте качества этой фигурки всеми доступными Вам инструментами восприятия: какая она на вид, какого цвета, какая на ощупь, как звучит, чем пахнет и каков а на вкус. Кого или что она напоминает — запишите ответы на эти в вопросы.

Как она живет в своем вещественном мире, где ее дом, кто ее друзья, какие у нее мечты и желания, с каким чувством она входит в контакт с миром — запишите историю жизни этой фигурки-вещички.

Теперь глядя на записи расскажите историю фигурки от имени «Я», опишите ее характеристики и свойства «от себя». В идеальном варианте записать свой рассказ на диктофон, чтобы была возможность прослушать несколько раз.

Какие чувства вызывает рассказ? Какое впечатление? Что с Вами происходит, когда Вы примеряете образ фигурки на себе?

Присвойте не осознаваемые до эксперимента свои «новые» свойства, качества и особенности личности и жизни, полученные в дар от данной вещички.

Что нового Вы узнали о себе и своей жизни, проделав этот эксперимент. Каково было быть в теле младенца? Какое решение или вывод Вы делаете после проживания техники гештальт терапии?

Гештальт техника и методика работы со сновидениями от Стенли Криппнера: видео

Я не буду приводить здесь гештальт технику работы по анализу сновидений, а предлагаю обратиться к видео записям семинара гештальт терапевта Стенли Криппнера во время его приезда в Москву в 1998 году.

Видео семинар Стенли Криппнер 1 часть

Видео семинар Стенли Криппнер 2 часть

Уверен, что Вы выберите время и посмотрите семинар, набравшись мудрости и опыта в анализе и работе со сновидениями от мастера гештальт терапии.

Эйнштейн и Ньютон как гештальтисты прошлого в книге Почему Е=mc 2 ?

Недавно ко мне на рецензию поступила книга от издательства МИФ, которая называется «Почему Е=mc 2 ? И почему это нас должно волновать?».

Эта книга как и гештальт терапия основана на экспериментах и задействует воображение, расширяет сознание и осознавание человека во Вселенной.

Экспериментальное освоение Вселенной

Приобрести бумажную версию книги в издательстве МИФ >>>

Это книга поможет понять теорию относительности Эйнштейна и проникнуть в смысл самого известного в мире уравнения. И в конце концов увидеть: наука не такая уж сложная штука.

Наука - это возможность устранить все наши предрассудки, чтобы мы могли видеть Вселенную такой, какая она есть.

Так же и гештальт подход в терапии — это возможность устранить наши предрассудки, чтобы мы могли осознать себя такими, кем мы на самом деле являемся.

Поделитесь техниками гештальт терапии в социальных сетях!

Черкните в комментариях несколько слов об осознаниях в результате экспериментальной техники гештальт терапии, приведенной в данной статье? Какое открытие себя и о себе самое ценное на сейчас?

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Чувства при депрессии обычно спрятаны глубоко внутри. Внешне это ощущается как отсутствие всяких чувств. Однако чувства при депрессии просто […]
  • Гештальт-терапия – это один из методов психотерапевтического консультирования, возникший в середине 20-го столетия. Его основополагающие принципы, идеи и приемы разработали Пол Гудман, Фредерик и Лаура Перлз. Центральные принципы гештальт-терапии заключаются в стремлении к формированию и расширению осознания, актуальности, принятии ответственности за все происходящее с собой. Основной целью и средством гештальт-терапии является «сознательное осознание». Данное определение подразумевает под собой проживание конкретной ситуации «здесь и теперь», а также осознанное присутствие в таком проживании. Работа в гештальте всегда ведется только лишь с теми проблемами, переживаниями, которые являются актуальными для пациентов именно «здесь и теперь».

    Гештальт-терапия в современной психотерапии выстраивается, базируясь на основе опыта постигающего сознания и выделения сущностных черт в нём (философская феноменология) и гештальт психологии.

    Теория гештальт-терапии

    Основатели гештальт-терапии видели данный метод психотерапии глубоко практическим, не подлежащим теоретическому исследованию. Однако со временем объём информации и постижение опыта гештальт-терапии потребовали систематизации теории и анализа. Теоретическим систематизированием и анализом впервые занялся П. Гудмен. Именно он первый построил кривую цикла-контакта. Именно Гудмену современная психотерапия обязана за введение большинства терминов гештальт-терапии.

    Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на способности психики к в процессе единства всех функций организма и психики, на умении организма творчески адаптироваться к среде.

    Теория гештальт-терапии также базируется на ответственности личности за собственные поступки, цели и ожидания. Главная роль психотерапевта заключается в фокусировании внимания пациента на осознании свершающегося «здесь и сейчас».

    С. Гингер утверждал, что все происходящее с субъектом – это события, которые проистекают на границе-контакт. Другими словами, граница-контакт одновременно задействует обособление личности от среды и потенциальную возможность взаимодействия с такой средой. В гештальт-терапии подход к сопротивлению радикально отличается от подхода исследовательских направлений.

    Гештальт-терапия представляет сопротивления в качестве приемов взаимодействия организма индивида со средой, ранее обладающие высокой эффективностью с целью взаимодействия, однако в актуальном настоящем или неуместные совсем, или единственно доступные пациенту способы взаимодействия. Так, например, для наркозависимого клиента характерным приемом взаимодействия будет слияние организма со средой, которое считается вполне органичным при взаимодействии малыша и матери. Отсюда следует, что сопротивления пациента, естественно показываемые им в процессе взаимодействия с психотерапевтом, употребляются в качестве основы результативного поиска потребностей, неосознаваемых пациентом.

    Гештальт-терапия практика сфокусирована также на выведении клиента на осознание собственных подлинных потребностей. Гештальт теория, прежде всего, рассматривает рубежи контакта организма индивида и его окружения. Важнейшим значением в этой теории обладает практический опыт. По сути, любые ситуации гештальт видит через призму опыта при этом, стремясь к абстрагированию от каких-либо мнений, предшествующих переживаемому опыту.

    В гештальт-терапии в отличие от психиатрической практики главное место принадлежит экспериментальному анализу и действию, которое должно привести к творческой адаптации, восприятию нового, пробуждению и росту.

    С точки зрения антропологии гештальт-терапия рассматривает организм в целом, индивид для нее является целостностью. А разные методы взаимодействия со средой, такие как эмоции, мышление, являются функциями от целого. Данная теория исходит из концепции животной природы индивида, в соответствии с которой, он не может отделиться от среды и принужден постоянно адаптироваться к ней ради собственного выживания.

    С позиции гештальт-терапии личность на каждом этапе своего развития живет в неком поле, которое объединяет в себе ее прошлый опыт, представления о себе, убеждения, ценности, установки, надежды, перед будущим, значимые отношения, карьеру, окружение, материальную собственность и культуру.

    Гештальт-терапию считают концепцией поля, так как она утверждает, что с целью понимания поведения личности следует рассматривать полностью конфигурацию взаимоотношений в ее жизни. Такая конфигурация охватывает прошлый опыт личности, ее воззрения и ценности, желания и ожидания, актуальные потребности, современное устройство жизни, определяемое ее местом жительства, работой, родственными связями, те непосредственные обстоятельства, в которых она сейчас пребывает. Термин гештальт обозначает конфигурацию связанных воедино частей.

    Состояние каждой части поля в некоторой степени обусловлено его взаимно направленным действием с другой частью. Поле включает в себя также биологическое состояние индивида в данный момент, его актуальные «на сейчас» желания и потребности, непосредственные обстоятельства. Поступки и переживания будут определяться в каждый конкретный момент взаимодействием всех этих частей. Так как в какой-то части этого поля всегда будут проистекать определенные трансформации, т.е. индивид никогда не сможет оставаться таким же, каким он был прежде.

    Гештальт-терапия выдвигает на передний план осознание происходящего в настоящий момент на различных уровнях, неразрывно объединенных между собой – телесном уровне, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Все происходящее «здесь и сейчас» является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм в единстве, а также состоит из воспоминаний, предшествующих опыту, фантазий, незавершенных ситуаций, предвосхищений и намерений.

    Цель гештальт-терапии не заключается в оказании помощи пациенту в разрешении конкретной проблемы, которая его тревожит и с которой он пришел к психотерапевту. В соответствии с гештальтом, имеющаяся жалоба служит определенным сигналом или является симптомом привычного стиля жизни, представляющего собой истинную проблему. Гештальт-терапия сфокусирована на повышении способности индивида поддерживать полноценный контакт и увеличении осознания того, что происходит, вследствие чего свершается обретение индивидом способности делать эффективный выбор. Однако следует понимать, что гештальт не подразумевает под «увеличением осознания» достижение инсайта. Суть гештальт-терапии заключается в повышении умения клиента оставаться центрированным на актуальном настоящем моменте и в обучении осознавать его.

    Гештальт-терапия Перлза

    Гештальт дословно в переводе с немецкого языка обозначает образ, форму. Теория гештальта утверждает, что индивид функционирует, базируясь на принципе саморегуляции. Личность поддерживает свой гомеостазис (динамический баланс) с помощью постоянного постижения таких потребностей, которые формируются в нем и порождаются средой, и удовлетворения этих потребностей постепенно по мере их появления, наряду с этим, все оставшиеся объекты или события, не имеющие связь с этим процессом, отходят на задний план.

    Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на пяти стержневых теоретических определениях: отношение фона и фигуры, осознание и концентрация на актуальном настоящем, противоположности, ответственность и зрелость, функции защиты.

    Одним из центральных определений в теории гештальт-терапии является отношение между фоном и фигурой. Саморегуляционные процессы организма приводят к образованию фигуры – гештальта. Понятия «гештальт» следует понимать как паттерн или форму – особую организацию деталей, составляющих определенное единое целое, которую невозможно трансформировать без того, чтобы не разрушить ее. Гештальт образования зарождаются только с конкретным задним планом или на определенном фоне. Для фона индивид выбирает то, что для него важно или имеет значимость, и это важное для него или интересное становится гештальтом.

    После удовлетворения потребности, гештальт завершается. Другими словами, гештальт теряет свою актуальность и важность. Он отходит на задний план при этом, освобождая место для образования нового гештальта. Такой ритм вырабатывания и окончания гештальтов является нормальным ритмом жизнедеятельности человеческого организма.

    В случае если потребность невозможно удовлетворить, то гештальт остается незавершенным.

    С целью иметь возможность и способность вырабатывать и завершать гештальты, индивид должен всецело осознавать себя в данный момент времени. Осознание и концентрация на актуальном настоящем являются центральными понятиями гештальт-терапии. Для удовлетворения собственных потребностей людям необходимо быть постоянно в контакте с областями своего внутреннего «Я» и внешнего окружения. Внутренняя область осознания охватывает процессы и явления, происходящие в теле человека. Люди отвечают собственным внутренним потребностям в случаях, когда, например, надевают свитер при ощущении холода. Внешняя область объединяет в себе совокупность внешних явлений, поступающих человеческое сознание в качестве воспринимающих сигналов. Данные, поступающие от внутренних и внешних областей, практически не подвергаются оценке и не трактуются.

    Помимо внутренних и внешних областей, имеется еще и средняя область. Данную область Перлз называл зоной фантазии, в которой содержатся мысли, фантазии, убеждения, связи и прочие интеллектуальные, мыслительные процессы. Он считал, что неврозы появляются вследствие склонности к концентрации на средней области по причине исключения из сознания явлений внутренних и внешних областей. Такая склонность конфликтует с природным ритмом процессов организма. В основном, значительная часть частного и культурного опыта людей возникает в ходе совершенствования процессов средней области. Люди учатся аргументировать собственные мысли, обосновывать убеждения, защищать отношения и совершать оценку других.

    Перлз утверждал, что причины аномальных состояний заключаются в людских стремлениях фантазировать и осмысливать при трактовке того, что они осознают. Когда индивид находится в средней области, то он главным образом работает со своим прошлым или будущим: вспоминает, планирует, отчаивается и надеется. Люди не живут в актуальном настоящем и неизменно не уделяют внимания надобности осознания процессов, проистекающих во внешних и внутренних областях. Саморегуляция организма имеет зависимость от осознания актуального и от умения жить по принципу «здесь и сейчас» в полной мере.

    Противоположностью Перлз называл единичное оценивание или же совокупность таких оценок. Так, например, оценки «плохо» или «хорошо» являют собой два противоположности такой совокупности. Согласно с гештальт-терапией люди формируют собственное восприятие мира посредством подобных противоположностей. Перлз полагал, что личность формируется по таким же принципам. В течение всей жизни субъекты ощущают противоположные эмоции. Каждый день в человеке господствуют попеременно, то ненависть, то любовь, то счастье, то расстройство. Так, например, на протяжении жизни индивид любит и ненавидит собственных родителей, жен или мужей, детей. Важным считается понимание того, что такие противоположности не представляют собой непримиримые противоречия, а являют собой различия, способные сформировывать и завершать гештальт.

    К функционированию личности можно также применить понятие противоположностей. Личность трактуется в качестве некоего целостного образования, объединяющего в себе две составляющих: «Я» и «Оно». В случаях, когда индивид действует согласно побуждениям из сферы своего «Я», он способен отграничивать себя от других. Такая граница «Я», появляется с целью ощущения собственной неповторимости, несхожести с остальным миром. В случаях, когда индивиды действуют согласно побуждениям из сферы «Оно», тогда они оказываются тесно взаимосвязанными с собственным окружением, барьер «Я» трансформируется в расплывчатую и гибкую грань. Иногда даже появляется чувство тождества (идентичности) с внешним миром. Данные аспекты функционирования личности, взаимодополняющие друг друга, отвечают за выработку и завершение гештальтов. Устремления из сферы «Я» помогают выделить четкий образ из фона. Другими словами они образуют образ, а стремления из сферы «Оно» завершают гештальт с последующим возвращением образа в фоновое окружение.

    Психика индивида на угрозу или стрессовые факторы отвечает уходом от проблем, вырабатыванием невосприимчивости к болевым ощущениям, а иногда галлюцинациями или бредом. Такие реакции называются функциями защиты. Они способны исказить или прерывать контакт индивида с угрожающей ситуацией. Однако когда опасность воздействует на субъекта в течение длительного промежутка времени или индивид подвергается одновременно множеству опасностей, вследствие чего мозг его будет ограждать даже от обычного чиханья без использования защиты. Результатом этого будет усвоение индивидом того, что контакт со средой небезопасен, вследствие чего он будет прибегать к предохраняющим реакциям в любых ситуациях даже, когда опасность не угрожает.

    В гештальт теории оптимальное здоровье считается зрелостью. Для достижения зрелости субъект должен справиться со своим стремлением получать помощь извне. Вместо этого ему необходимо научиться находить новые источники помощи в себе. Если индивид не является зрелым, то он скорее будет склонен к манипулированию окружением с целью удовлетворения желаний, потребностей, чем брать ответственность на себя за собственные разочарования, неуспехи. Зрелость приходит только тогда, когда индивид мобилизует собственные ресурсы с целью преодоления состояния и страха, которые появляются вследствие отсутствия помощи извне и неадекватности самопомощи. Обстоятельства, при которых индивид не может воспользоваться помощью извне и опереться на себя являются тупиком. Зрелость представляет собой умение рисковать для того, чтобы выкарабкаться из тупика. В случаях, когда индивид не рискует, у него обновляются поведенческие ролевые стереотипы, которые позволяют ему манипулировать другими людьми.

    Перлз полагал, что взрослая личность должна старательно, шаг за шагом, проработать все собственные невротические уровни с целью принятия ответственности за себя и достижения зрелости. Первый уровень носит название уровень «клише». На данном уровне люди действуют стереотипно. Следующий уровень – это «искусственный» уровень, в котором господствуют роли и игры различной направленности. Здесь они манипулируют другими при этом, пытаясь получить помощь, в которой нуждаются по их мнению. За «искусственным» уровнем идет уровень «тупика», характеризующийся отсутствием помощи извне и неадекватностью самопомощи. Индивиды сторонятся данного уровня точно так же, как сторонятся любой боли, так как в ситуациях «тупика» чувствуют себя фрустрированными, потерянными и обманутыми. Затем наступает уровень «внутреннего взрыва». Достигнув этого уровня, люди затрагивают свое настоящее «Я», собственную личность, которая ранее была как бы «похоронена» под защитами различного характера.

    Чаще всего гештальт-терапия практика сфокусирована на переживаниях «тупикового» уровня. Терапевтическое воздействие создает неопасную критическую ситуацию, а группа обеспечивает безопасную атмосферу, которая способствует принятию рискованных решений.

    Техники гештальт-терапии

    Для адекватного взаимодействия личности с окружающей средой, остальными индивидами и собой должна всегда соблюдаться так называемая «контактная граница». Ее размытие, нарушение ведет к неврозам и другим проблемам психологического, личного и эмоционального характера. Это может проявляться после прекращения контакта без правильного его завершения. Не завершение контактов в последствие может закрепляться в поступках индивида и приводить к невротизации.

    При помощи техник гештальт-терапии, индивид может реставрировать контактную границу, сплотить собственные чувства, мысли и реакции, тем самым освободив себя от психологических проблем.

    Техники, применяемые в гештальт практиках, объединены вокруг двух ключевых направлений работы: принципов и игр. Принципы используются на начальном этапе терапии. Основными принципами в гештальт-терапии являются принципы: «здесь и сейчас», «я — ты», субъективизации высказываний и континуум сознания.

    Принцип «здесь и сейчас» является функциональной концепцией происходящего в данный момент. Так, например, сиюминутные воспоминания из детства будут относиться к принципу «здесь и сейчас», а происходящее пару минут назад, не будет.

    Принцип «я — ты» демонстрирует устремленность к открытому и естественному контакту между человеческими индивидуумами.

    Принцип субъективизации высказываний заключается в трансформации субъективных утверждений в объективные. Например, фразу «что-то давит в грудной области» следует заменить на «я подавляю себя».

    Неотъемлемой составляющей всех техник гештальт практик и одним из центральных понятий является континуум сознания. Он также может применять и в качестве отдельной методики. Континуум сознания – это фокусирование на самопроизвольном потоке сути переживаний, способ подведения индивидуума к естественному волнению и отречению от вербализаций и трактовок.

    Технические приемы носят название гештальт игры, заключающиеся в разнообразных действиях, выполняемых клиентами по заданию психотерапевта. Они способствуют более естественной конфронтации с существенным содержанием и переживаниями. Игры дают возможность проведения экспериментов с самим собой или другими участниками группы.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Введение

    В соответствии с гуманистической концепцией, истиной сущностью человека является свобода формировать и переформировывать свою жизнь и идентичность. Личность находится в непрерывном процессе изменения и развития. Люди - это «открытые системы», непрерывно взаимодействующие с окружающей средой, воспринимающие факты, развивающиеся и меняющиеся по мере творческой переработки бесконечного потока информации.

    Наиболее подходящей метафорой для определения личности в гуманистических подходах является образ реки. На ее сущность в каждый данный момент влияет то, где она была, куда направляется, где находится и что с ней происходило или произойдет в любой период прошлого или будущего.

    Гуманисты считают, что если события раннего детства продолжают оказывать влияние на уже взрослого человека, то это происходит потому, что сам человек как автор своей судьбы все еще (зачастую бессознательно) позволяет им воздействовать на себя. Личность - это главным образом то, что создается внутри нас благодаря опыту, а также то, что человек активно поддерживает путем выбора. Главный упор на развитие, изменение и выбор означает, что гуманистические подходы уделяют основное внимание креативности и достижению человеком своего полного потенциала. С гуманистическим терапевтическим подходом тесно связаны: экзистенциальный подход, клиент-центрированный и гештальт-терапия. Несмотря на общие подходы, каждый из них имеет свои цели и механизмы терапии.

    1. Гештальт-терапия

    Гештальт-терапия - это экзистенциальный, экспериентальный (основанный на опыте) и экспериментальный подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

    В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определенное целое. Эксперименты гештальтпсихологов (гештальтпсихология - направление психологической мысли, которое возникло в начале XX в. и исходило из того, что анализ частей не может обеспечить понимание целого) показали, что человеческое восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает своей собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно. Гештальпсихолог Курт Левин разрабатывал теорию психологического поля. Ее суть в том, что поведение определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды.

    Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил Фритц (Фредерик Соломон) Перлз (1893-1970). В 40е годы XX в. психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента, ориентация на прошлое, пассивная позиция пациента в процессе психоаналитического лечения. Результатом его совместных с коллегами размышлений, в число которых входили его жена Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудман, стала книга «Гештальт-терапия». Для объяснения человеческого поведения Перлз и его коллеги использовали идеи гештальтпсихологии, такие как концепцию динамики фигуры и фона, представления о целостности человеческого организма и о том, что организм и его окружающая среда представляют собой единое поле. Перлз использовал также некоторые философские идеи - идеи феноменологии, философского направления, возникшего в начале XX в. и настаивающего на необходимости исследовать вещи такими, какими они представлены в сознании, и идеи экзистенциализма о свободе и ответственности человека, экзистенциальной встрече Я - Ты.

    В целом, теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях: Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться. Человеческое поведение согласно теории гештальт-терапии подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма - фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность Сближение и адекватное взаимодействие с объектом приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается. Контакт - базовое понятие гештальт - терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным. Осознавание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних организмических процессов - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде. Основная цель практики гештальт-терапии - это расширение осознания. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания. Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия. Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется через то, что терапевт с уважением относится как к субъективному опыту клиента, так и к своему личному субъективному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо определенного значения в переживания и поведение клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение.

    Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осознавания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых. В результате гештальт-терапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.

    С самого начала своего развития гештальт-терапия ассимилировала техники, почерпнутые из разных терапевтических систем. Так Перлз активно использовал техники психодрамы, приспособив их для своих целей. В дальнейшем гештальт-терапевты заимствовали техники телесной терапии, танцевальной терапии, различных видов арт-терапии (рисунок, музыкотерапия). В гештальт-сеансе терапевт может использовать любые технические приемы, но использование техник подчиняется стратегическим целям гештальт-терапии. Гештальт-сеансы способны вызывать бурные эмоциональные переживания, давать опыт нового чувствования, в целом, терапевтический процесс - это длительная, кропотливая работа, которая может продолжаться от месяцев до лет. Это связано с тем, что осознавание не всегда приятно, а зачастую болезненно и мы стремимся прерывать его. Требуется время, чтобы проработать все необходимые избегания сознавания. Однако определенные положительные результаты можно получить и при участии в краткосрочных терапевтических курсах или интенсивных групповых тренингах.

    Гештальт-терапия является универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем. Области применения современной гештальт-терапии: клиническая психотерапия; семейная терапия; тренинги для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации; тренинги для представителей различных профессиональных групп (например, педагогов, менеджеров); гештальт-педагогика; консультирование организаций.

    Нормальная саморегуляция предполагает полное осознание. Перлз выделяет три зоны осознавания: внешний мир, внутренний мир тела, мир мыслей и фантазий. Последний должен быть посредником между внешним и телесным миром, однако при неврозе он искажен травматическим опытом и скорее мешает саморегуляции. Перлз различает 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции.

    1) Конфлуэнция - полное слияние, выражающееся в стирании границ между «Я» и окружением, конформности и симбиозе.

    2) Интроекция - пассивное усвоение чужого. Наиболее ранние интроекты - родительские поучения, некритически усвоенные и неотличимые от собственных убеждений.

    3) Проекция - приписывание своего другому. При этом человек отчуждает присущие ему качества, не соответствующие его Я-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются проектами.

    4) Ретрофлексия - «поворот на себя». Происходит при блокаде потребности, с превращением межличностного конфликта во внутриличностный, что сопровождается мышечными зажимами.

    5) Дефлексия - хаотичные связи с окружающими с уклонением от реальных контактов, заменой их ритуальными формами общения, болтливостью, сглаживанием конфликтов.

    Указанные механизмы в процессе психотерапии выступают как сопротивление. Современными авторами описаны дополнительно такие виды сопротивлений, как профлексия, эготизм и обесценивание. Профлексия является комбинацией проекции и ретрофлексией, при этом человек делает другому то, что хотел бы получить от него для себя, т.е. просьба ретрофлексируется, а потребность проецируется в адрес другого. Эготизм ограждает человека от интимных контактов с другими людьми, а обесценивание помогает снять с себя ответственность за результаты своей деятельности, в том числе и положительные.

    В результате действия описанных механизмов личность фрагментируется, дробится на упрощенные дихотомии: мужское - женское, активное - пассивное. Зависимость - отчужденность, рациональность - эмоциональность, эгоизм - бескорыстие и т.п. В ряду подобных дихотомий Перлз придает особое значение такой игре, как «Собака сверху - Собака снизу», т.е. нападающее и сдающееся начало. Фрагментированная личность диагностируется, в частности, по рассогласованию между вербальными и невербальными проявлениями. Методы гештальт-терапии (последние годы - в сочетании с трансактным анализом), широко применяются в групповой терапии неврозов и психосоматических расстройств, в семейной терапии, а также для личностного развития. Цель гештальт-группы - научить членов группы уделять внимание текущим переживаниям, чтобы они могли осознать и интегрировать отчужденные аспекты своей личности. Задачи гештальт-группы состоят в ассимиляции интроектов, замене проекций прямым самовыражением, ослаблении ретрофлексивного напряжения, установления целенаправленных равноправных связей с окружающими.

    Выделяют пять основных функций гештальт-группы:

    1) средство психологической поддержки участников;

    2) основа для получения участниками опыта «здесь и теперь»;

    3) условия для осознания участниками переживаемого ими «здесь и теперь» опыта;

    4) группа как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы;

    5) группа как динамичный и актуальный процесс межличностных отношений.

    Терапевтический процесс движется с поверхности вглубь, проходя четыре уровня:

    1) Клише, где действия заменены ритуалами.

    2) Игра роли с поиском подходящего по сценарию партнера.

    3) Тупик, когда человек оказывается без роли и переживает чувство пустоты и страха смерти (антиэкзистенциальный уровень или уровень фобического избегания).

    4) Внутренний взрыв (подавленных чувств: горя, гнева, радости, оргазма).

    гештальт психологический целостный

    2. Основные понятия гештальт-терапии

    К основным понятиям гештальт-терапии относят: фигуру, фон, осознание, сосредоточение на настоящем, полярность, защитные функции, зрелость и ряд других.

    Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции из всей информации человек выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Собственно это и составляет фигуру. Остальная информация временно отодвигается на задний план и выступает в качестве фона. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. Нередко фигура и фон меняются местами, что является основой саморегуляции психики.

    В качестве фигуры могут выступать потребность, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными. Как только потребность удовлетворяется, то теряется ее значимость и она отодвигается на задний план.

    Иногда потребность по каким-то причинам удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, неотреагированным и соответственно не может уступить место другому. Неудовлетворенная потребность может стать причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать негативное воздействие на текущие психические процессы и даже привести к невротическим проявлениям. Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сформировав гештальт более четким, и в конечном итоге его нейтрализовать.

    Осознание и сосредоточение на настоящем. Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом, получившим название «здесь и теперь». Перлз учил: «Нет ничего кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее… Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило».

    Чтобы распознавать состояние равновесия или его нарушение, а также находить то, что необходимо для восстановления этого равновесия, человек, прежде всего, должен осознавать себя. Здесь понятие «осознание» используется в широком значении, охватывающем такие смысловые категории, как «знать», «различать», «отдавать отчет». Интегрирующий поток информации, составляющий основу саморегуляции, начинается на уровне, когда мысль еще не облечена вербально. Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз, вместе с тем, подчеркивал, что существует граница контакта между индивидуумом, его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна, что дает ему возможность как контакта со средой, так и отход от нее.

    Контакт сопровождается формированием гештальта, отход, соответственно, его завершением. Движущей силой ритма «контакт-отход» считается доминирующая потребность, на ограничение, завершение или нейтрализацию которой направляются все усилия организма.

    Следует заметить, что для удовлетворения своих потребностей человек постоянно должен быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. У невротической личности эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, поскольку она сталкивается с не до конца сформированными и незавершенными гештальтами.

    Неврозы возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне, зоне фантазий, когда исключаются события, происходящие во внутренней и внешней зонах. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструктивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику в нем достаточно трудно жить. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллектуализировать там, где нужно просто осознать настоящее. Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего и от способности жить здесь и теперь. Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных, вытесненных сознанием травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознавании настоящего и жить настоящим.

    Осознавать, означает фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и миром (третья зона). Перлз ввел понятие «ответственность», за которой стоит способность человека отвечать за происходящее и выбирать стратегию поведения. По мнению автора, чем четче человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь, за свои желания, действия, другими словами опираться на себя.

    Полярности или противоположности. Противоположности, по мнению Перлза, не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития человека и регулирования его поведения.

    Каждый из нас может одновременно, и любить, и ненавидеть, испытывать чувство радости и огорчения, то есть испытывать амбивалентность своих чувств. Важно понять, что эти противоположности не являются неприемлемыми, а наоборот, помогают сформировать и в конечном итоге завершить гештальт. Только когда мы полностью осознаем противоположные полюсы своего «Я», своих стремлений и желаний, тогда мы более глубоко начинаем осознавать самих себя.

    Противопоставление полярных сторон нашего «Я», «нападающего» и «защищающегося», которые должны сосуществовать вместе, наиболее распространено в гештальт-терапии. «Нападающий» аналогично фрейдовскому «сверх-Я», или сознанию, характеризуется авторитарностью, самодовольством и требовательностью. «Защищающийся» принимает оборонительную позицию, оправдывается, чувствует свое бессилие.

    В процессе терапии часто обсуждается борьба между двумя подобными противоположностями, сосуществующими у пациента. Этот вид групповой работы получил название «игра в самобичевание». Когда «нападающий» и «защищающийся» ведут внутри нас свою борьбу, мы испытываем чувство вины, становимся пассивными, подавленными, неспособными к принятию решений.

    Понятие противоположностей можно применить и к функционированию личности. Личность рассматривается как некое целостное образование, состоящее из двух компонентов - «Я» и «Оно». Когда индивидуум действует по побуждениям из области «Я», он способен дифференцировать себя и других. Подобный жесткий барьер в нашем опыте, граница «Я», возникает для того, чтобы мы могли ощутить свою неповторимость, нетождественность с остальным миром. Когда же индивидуум действует по побуждениям из области «Оно», он оказывается тесно связанным со своим окружением, граница «Я» становится расплывчатой и гибкой, может даже появиться чувство идентичности с внешним миром. Эти взаимодополняющие друг друга аспекты функционирования личности как раз и отвечают за формирование и завершение гештальтов. Стремления из области «Я» позволяют более четко выделить фигуру из фона, сформировать ее; в свою очередь, стремления из области «Оно» завершают гештальт и возвращают фигуру в фоновое окружение.

    Зрелость. Перлз определяет зрелость как психическое здоровье, как способность перейти с опоры на внешнюю среду к опоре на себя. Для того чтобы достичь здоровья, индивидуум должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием для опоры на себя является состояние равновесия. Условием достижения равновесия является осознавание иерархии потребностей. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным, протеканием и отчетливым формированием гештальтов. Таков, по мнению Перлза, путь к зрелости и здоровью. Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того, чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.

    Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои внутренние ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой человек не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из жизненного или ситуативного тупика. Некоторые люди, не способные, а зачастую не желающие, идти на риск, взяв на себя тем самым ответственность за конечный результат, на долгое время берут на себя защитную роль «беспомощного».

    3. Основные принципы гештальт-терапии

    Для понимания сущности гештальт-терапии рассмотрим основные принципы, которые, в отличие от других принципов такого рода, не представляют собой собрания жестких, директивных указаний. Они всего лишь дают предварительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют или нет расширению осознания ситуации и наиболее полному контакту с окружением и самим собой.

    Принцип «сейчас» или «здесь и теперь». Принцип «сейчас», или концентрация на настоящем моменте, является, пожалуй, самым важным принципом гештальт-терапии. Он берет свое начало в традициях дзен-буддизма и ряде других восточных практик, которые с присущей Перлзу тщательностью и основательностью, были им изучены. Суть данного принципа состоит в том, что в процессе сеанса терапевт часто обращается с просьбой определить, что пациент в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту. В случае появления в процессе работы материала, связанного с какими-либо важными аспектами личности, терапевтом предпринимаются усилия перенести этот материал в настоящее время.

    Принцип «я и ты» отражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Пациенты свои высказывания, касающиеся других, очень часто направляют не по адресу, выявляя тем самым свои опасения и нежелание говорить прямо и недвусмысленно.

    Боязнь контакта, его избегание, поверхностная или искаженная коммуникация с окружающими поддерживают чувство изоляции и одиночества пациента. Поэтому в процессе сеанса терапевт побуждает участников предпринимать попытки к непосредственному контакту и общению, настаивая адресовать конкретные высказывания к конкретным лицам, которых они касаются уже в первой фазе работы. При этом организуются непосредственные ситуации, направленные на установление контакта между отдельными лицами посредством серии коротких вербальных и невербальных упражнений в парах и тройках.

    Принцип субъективизации высказываний. Этот принцип связан с ответственностью и причастностью пациента к происходящему. Достаточно часто люди говорят о собственном теле, чувствах, мыслях и поведении с определенной дистанции, находясь как бы в стороне. То есть, искусственно создается конфликт пациента с существенными для него проблемами избегания ответственности за собственное решение, а в конечном итоге за себя. Обращение внимания на форму высказывания может помочь пациенту рассматривать себя как субъекта, а не отчужденного от себя объекта, с которым «делаются» или «происходят» разные, не относящиеся к нему вещи.

    Непрерывность осознания. Осознание как основа терапевтической работы означает намеренную концентрацию на спонтанном потоке содержания переживаний, полный контроль происходящим в данную минуту. Этот метод подводит индивида к собственному опыту и отказу от нескончаемых вербализаций, выяснений и интерпретаций ситуации. Осознанность чувств, телесных ощущений и наблюдений представляют собой наиболее определенную часть нашего познания, что создает основу для ориентации человека в своем внутреннем мире и в связях «Я» с окружением. Использование осознания помогает перенести акцент с вопроса «почему» на вопрос «что» и «как» происходит. Поскольку каждое действие может иметь множество причин, то и выяснение всех этих причин уводит все дальше от понимания сущности самого действия.

    4. Методы гештальт-терапии

    В гештальт-терапии существуют общие принципы построения психотерапевтического процесса. Они касаются, прежде всего, определенных речевых конструкций.

    1. Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они».

    2. Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «предпочитаю».

    3. Выяснение того, что стоит за словом «это».

    4. Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.

    5. Замена вопроса «почему» на вопрос «как», что не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.

    6. Замена вопроса на утверждение.

    Такие конструкции основаны на базовой идее гешталь-терапии, что язык создает разрыв между мыслями и чувствами, человеком и средой. В языке фиксируется человеческий опыт, но, в то же время он дает возможность передавать интроекты. В процессе взаимодействия с социумом, человек все более отдаляется от своих чувств. Особый интерес для работы представляет вербальная конструкция «должен». Причем то, что «должен» человек, оценивается как хорошее, а то чего он хочет, соответственно, как плохое. Таким образом, люди учатся действовать в соответствии с нормами, оценивать свои переживания на основе стандартов, неких табу, устоявшихся в обществе. Одна из таких техник работы с речью называется «Сила речи». Выражения типа «Я обязан…», «Я не могу…», «Мне не нужно…» и «Я боюсь…» лишают вас сил, способности действовать и ответственности. Есть много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить, как вам хочется. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства, действия.

    Другая языковая конструкция, используемая в гештальт-терапии - это нахождение причинно-следственных связей для оправдания самого себя. «Я в детстве жил в глуши, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт и знакомиться с людьми», - говорит клиент. Он создал для себя некий закон и в каждой ситуации бессознательно стремится ему следовать. Все остальные аспекты ситуации, прежде всего чувства, желания, ощущения, им просто игнорируются.

    В гештальт-терапии весьма популярна так называемая челночная техника. В ответ на рассказ клиента психотерапевт произносит: «Вы осознаете это предложение?». Таким образом, клиент переходит от говорения к слушанию, от описания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему, от неопределенных чувств к реальной, присущей в настоящем эмоции. Обеспечивая поочередные переводы, психотерапевт направляет внимание на текущие ощущения, создает условия для улучшения контакта с реальностью. Техника «Хождение по кругу» «рондо» создает условие для выражения определенного отношения или чувства непосредственно каждому участнику процесса, что зачастую позволяет более дифференцированно определять собственные переживания и связи с окружающими. Многократное повторение фразы, выражающей глубоко укоренившееся убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для пациента. Совершение таких «раундов» в группе может включать также и невербальные действия (мимика, жесты, локомоции).

    «Незаконченное дело» как правило, применяется в самом начале работы с клиентом. Оно предназначено для завершения разного рода ситуаций и действий, начатых в прошлом. У большинства людей есть немало таких незаконченных вопросов, связанных с интерперсональными отношениями с родителями, родственниками, друзьями, коллегами и т. д. По мнению Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из области отношений - это невысказанные когда-либо жалобы и претензии. Такие незаконченные дела требуют концентрации внимания и непродуктивно поглощают энергию пациента, поскольку он к ним постоянно возвращается. В этой игре пациенту предлагается завершить какое-либо дело, которое до этого было незавершенным.

    «У меня есть тайна». В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Терапевт просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе». Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то значимому для них.

    «Репетиция». Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к встрече с этими ситуациями. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства и даже деструктивного поведения. Репетиция поведения вслух в психотерапевтической группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и пути их эффективного решения.

    «Проверка готового мнения». Иногда, в словах улавливается какое-то туманное неопределенное сообщение, некая недоговоренность. Тогда можно воспользоваться следующей формулой: «Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить его вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если ты согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы». В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения пациента, но терапевт не старается сообщить свою интерпретацию пациенту, он только предоставляет ему возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, пациент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

    «Направление поведения». В ряде ситуаций через инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент, пациенту предлагается выполнить определенные действия. Такие инструкции, конечно же, не определяют того, как пациенту следует поступать в жизни, они лишь указывают направление конкретного поведения во время терапевтической работы. Такой эксперимент вызывает определенные переживания, способные изменить точку зрения пациента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.

    «Домашняя работа». Действия пациента и терапевта во время очередных занятий не создают полных условий, необходимых для глубоких терапевтических перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения. Однако они требуют продолжения и развития в условиях повседневной жизни. Поэтому гештальт-терапевт продолжает сотрудничество с пациентом за пределами терапевтического кабинета. Домашняя работа пациента должна быть направлена на решение его проблемы.

    Технические процедуры терапии называются играми и представляют собой эксперименты с различными ролями, отождествления со значимыми чувствами, отчужденными субличностями и интроектами. Цель игр - закрытие гештальтов; критерием достижения цели является «ага-переживание» (ср. с инсайтом). Некоторые упражнения выполняются в парах, подгруппах или всей группой.

    Для расширения границ контактов применяются специальные упражнения: длительное жевание, многократное открывание и закрывание глаз, фокусирование взгляда, оглядывание по сторонам, прислушивание к звучанию речи, повторение сказанного, прочувствование собственных движений (например, вращение глазами, головой, тазом). Одновременно повышается доверие к другому человеку совместными физическими упражнениями: прикосновениями, взаимными толчками и т.п. Применяют также релаксацию, дыхательные упражнения, приемы телесной терапии, психогимнастики, танцевальной терапии.

    Широко применяются в гештальт-терапии метафоры. Примером может служить метафора интеграции. Челночным методом выявляются конфликтующие субличности участника. При этом участник попеременно садится то на «горячий» стул, воспроизводя свою доминирующую часть, то на «пустой стул», где говорит от лица подавленной части. После этого на одинаковом расстоянии от «горячего» и «пустого» стула ставится третий стул, на который усаживается участник. Он берет все хорошее (качества, умения) с первого стула левой рукой, затем все хорошее со второго правой рукой. После этого руки соединяются, наступает интеграция субличностей. Эта же метафора может быть визуальной: представить сумку, куда складывается все нужное для сотрудничества обеих частей.

    Наиболее часто в гештальт-группах пользуются следующие метафоры: - Группа как здание, в котором каждый участник выступает его частью. - Группа в кругосветном путешествии меняет средства передвижения. - Группа как детский сад, школа, фирма, тюрьма. - Группа как коммунальная квартира. - Группа разыгрывает ритуал похорон участника, обеспокоенного своей смертностью. - Группа как зоопарк и бездомные животные. - Группа участвует в карнавале. - Группа как организм человека или животного. - Группа разыгрывает процесс зачатия ребенка, развития эмбриона и рождения. - Группа изображает развитие человека в различных возрастах.

    Большое внимание уделяется фантазиям и сновидениям, которые переносятся на реальную почву, в настоящее время, с возвращением личности тех их фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы. Основные цели фантазирования - контакт с неприемлемыми событиями, чувствами или личными качествами, контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией, исследование неизвестного, исследование новых или неизвестных аспектов личности. Сновидения рассматривают как проекцию, как возможность осознания актуальных взаимоотношений с другими и терапевтом для понимания экзистенциальной позиции индивида. Анализ переноса заменяется фокусированием на контакте: с собственными функциями, с терапевтом, с членами группы. Работа с контактом проходит через ряд этапов: выявление потребности; попытка удовлетворить потребность; мобилизация внутренней борьбы; утверждение темы (объединяющей потребность и сопротивление); тупик (кризис); катарсис; озарение; признание (удовольствие от нового восприятия себя и окружающего).

    Список литературы

    1. Ахмедов Т. Введение в общую психотерапию: Учебное пособие. - М.: АСТ, 2005. - 414с.

    2. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М.: Либрис, 1996. - 240с.

    3. Психологический словарь / Под ред. В. Давыдова и др. - М..: Педагогика, 1983. - 448с.

    4. Тодд Дж, Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии.- М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 761с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      История создания гештальт-терапии. Изучение процессов восприятия и ощущения, основные принципы и законы, методологический подход. Гештальт-группы в современной групповой психотерапии. Суть положений теории Ф. Перлза, понятие ретрофлексии и интроекции.

      контрольная работа , добавлен 18.01.2010

      История возникновения гештальт-психологии. Гештальт-терапия как развитие идей гештальт-психологии. Цель применения ее методик, а также практические примеры применения в терапии. Критическое осмысление отдельных моментов гештальт-подхода в психологии.

      курсовая работа , добавлен 19.03.2013

      Теоретические истоки и понятия гештальт-терапии. Рассмотрение концепции здоровой личности. Модель терапевтического процесса и отношений. Сфера применения и эффективность гештальт-терапии, ее сравнение с психоанализом и гуманистической психологией.

      реферат , добавлен 07.09.2012

      Цель гештальт-терапии: помочь человеку обрести самого себя, стать аутентичным. Понятие аутентичности. Теоретические истоки гештальт-терапевтического направления. Генезис невроза. Слияние (конфлюэнция). Интроекция. Проекция. Ретрофлексия. Дефлексия.

      конспект произведения , добавлен 05.01.2008

      Истоки создания и предпосылки возникновения гештальт-терапии. Основные концепции гештальт-психологии и их влияние на идеи гештальт-терапии. Фредерик и Лаура Перлз - основатели гештальт-терапии. Влияние П. Гудмена и И. Фрома на теорию гештальт-терапии.

      курсовая работа , добавлен 29.12.2014

      Характеристика гештальт-психотерапии, ее основных задач, механизмов терапевтического процесса и основных, применяемых техник. Основные понятия теории гештальт-психологии и ее основные цели. Механизмы терапевтического процесса в гештальт-терапии.

      реферат , добавлен 22.03.2009

      Практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям. Объективное наличие психологических проблем. Психологическое консультирование в рамках гештальтпсихологии. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии.

      реферат , добавлен 20.02.2012

      Основные понятие и общие положения гештальт-психологии, ее главная цель и формы проведения. Способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность является основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт.

      реферат , добавлен 28.05.2009

      Пассивная адаптация и творческое приспособление как виды контакта со средой. Потенциал отношений между терапевтом и клиентом, осознание пациентом своей личности. Понятие сопротивления в гештальт-терапии и описание механизмов прерывания контакта.

      контрольная работа , добавлен 13.12.2012

      Исследование проблем современного человекознания. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. Классификация психологических методов по Б.Г. Ананьеву. Гештальт-терапия как создание и укрепление человеком целостного образа своей личности.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта