Главная » Обработка грибов » Елена Дьякова: Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие

Елена Дьякова: Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие

Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Прав-диной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание.
Несмотря на то что существуют отдельные публикации, в которых описываются различные виды массажа при речевых нарушениях, до настоящего времени не было учебника, представляющего логопедический массаж в качестве целостной системы приемов, используемых при той или иной форме речевой патологии.
Цель данного учебника — описание методики и техники логопедического массажа, в учебнике также приведены показания к его применению при различных речевых нарушениях. Мы стремились наиболее полно представить и систематизировать приемы логопедического массажа, как уже известные по публикациям [И. И. Панченко, 1979; Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985; Е. Е. Шевцова, 1993; Е. П. Не-дорезова, 1995; И. В. Блыскина, В. А. Ковшиков, 1995; О.Г.Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; и др.], так и являющиеся результатом практического опыта автора данной книги, а также дать физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике.
Известно, что многие логопеды, работающие как в медицинских, так и в педагогических учреждениях, используют приемы логопедического массажа в своей работе и стремятся получить квалифицированные знания в этой области. Однако до последнего времени обучение специализированному массажу не носило целенаправленного, систематизированного характера, с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. В настоящее время курс «Логопедический массаж» включен в систему подготовки логопедов в Московском городском педагогическом университете и проводится в виде специального семинара, в соответствии с разработанной учебной программой.
Учебник адресован студентам педагогических институтов, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, дефектологам, медицинским работникам, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.

Предисловие........................................................................................................................................................3
От автора................................................................................................................................................................5
Глава 1. Метод логопедического массажа в коррекции дизартрии..............7
Глава 2.. Краткие анатомо-физиологические сведения.......................................16
2.1. Анатомия головы.................................................................................................................................17
2.2. Мышцы головы и лица...................................................................................................................18
2.3. Полость рта..............................................................................................................................................22
2.4. Мышцы шеи...........................................................................................................................................28
2.5. Кровоснабжение лица и шеи...................................................................................................30
2.6. Иннервация мышц речевого аппарата............................................................................30
Глава 3. Предварительная диагностика.............................................................................35
Глава 4. Основные принципы составления программ
логопедического массажа при дизартрии..............................................................................47
Глава 5. Методические рекомендации к проведению
логопедического массажа при дизартрии..............................................................................54
5.1. Методические указания к проведению массажа....................................................54
5.2. Основные приемы массажа........................................................................................................64
5.3. Гимнастика..............................................................................................................................................67
Глава 6. Методика проведения логопедического массажа................................70
6.1. Расслабляющий массаж...............................................................................................................70
6.2. Активизирующий массаж..........................................................................................................97
Глава 7. Специфика использования логопедического массажа
при разных клинических формах дизартрии.................................................................126
7.1. Специфика логопедического массажа
при явлениях гипертонуса..............................................................................................................126
7.2. Специфика логопедического массажа при явлениях гипотонуса.......127
7.3. Специфика логопедического массажа при дистонии.......................................128
7.4. Специфика логопедического массажа при стертой дизартрии..............129
7.5. Постановка звуков в процессе логопедического массажа..........................130
Заключение....................................................................................................................................................133
Литература.....................................................................................................................................................149

В учебном пособии подробно излагается авторская методика выполнения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Массаж представлен как самостоятельная целостная логопедическая технология формирования произносительной стороны речи при дизартрии. Особое место отводится физиологическому обоснованию целесообразности использования массажа, излагаются научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, сформулированы основные принципы составления массажных программ и специфика проведения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Подробно освещены вопросы логопедической диагностики состояния тонуса и двигательных функций мышц периферического речевого аппарата при дизартрии, указана специфика данной диагностики при назначении логопедического массажа, а также представлены четкие диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа. Систематизированы и описаны приемы дифференцированного...

Читать полностью

В учебном пособии подробно излагается авторская методика выполнения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Массаж представлен как самостоятельная целостная логопедическая технология формирования произносительной стороны речи при дизартрии. Особое место отводится физиологическому обоснованию целесообразности использования массажа, излагаются научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, сформулированы основные принципы составления массажных программ и специфика проведения логопедического массажа при разных формах дизартрии. Подробно освещены вопросы логопедической диагностики состояния тонуса и двигательных функций мышц периферического речевого аппарата при дизартрии, указана специфика данной диагностики при назначении логопедического массажа, а также представлены четкие диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа. Систематизированы и описаны приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов разных клинических форм дизартрии, описаны различные виды и комплексы логопедического массажа, даны методические рекомендации по их применению. Книга содержит более 170 иллюстраций и фотографий конкретных приемов логопедического массажа и мануальных техник воздействия. Учебное пособие составлено в соответствии с основными требованиями ФГОС и предназначено для студентов, обучающихся по специальности 050700 "Специальное (дефектологическое) образование". Может быть полезно медицинским работникам (дефектологам, невропатологам, массажистам и инструкторам ЛФК, работающим в отделениях для детей с речевой патологией), а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.
3-е издание, исправленное и дополненное.

Скрыть

Учебное пособие создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» (квалификация «бакалавр»).
В учебном пособии рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики, подробно проанализированы клиническая и психолого-педагогическая характеристики невротической и неврозоподобной форм заикания, изложены современные подходы к реабилитации заикающихся, впервые интегративно представлены логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся, даны методические разработки организации учебного процесса для студентов и практических работников, осваивающих данный раздел логопедии. В учебном пособии представлена авторская позиция по проблеме заикания.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть интересно логопедам, психологам, врачам, лицам, страдающим заиканием, и их родителям.

АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ.
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность психофизиологических, ситуационных, потребностно-мотивационных и экстралингвистических показателей. Этот комплекс в конечном счете и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом.

Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Поскольку интонация определяет иерархию элементов языка в высказывании, речевая интонация и эмоциональное состояние человека тесно связаны. Речь без интонации невнятна и непонятна. Интонация представляет собой одну из важнейших сторон устной речи. Прежде всего она отражает коммуникационные намерения говорящего, его эмоциональное состояние, отношение к предмету речи или собеседнику. С помощью интонации говорящий эмоционально воздействует на слушателя.

Оглавление
Предисловие
Глава 1. Основные механизмы устной речи
1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи
1.2. Акустические характеристики устной речи
1.3. Речевой онтогенез
1.3.1. Этапы речевого развития
1.3.2. Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
1.3.3. Развитие речевого дыхания
Глава 2. Заикание
2.1. Феноменология заикания
2.2. Этиология заикания
2.3. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
2.4. Психолингвистический анализ речи заикающихся
2.5. Некоторые патогенетические механизмы заикания
2.5.2. Патогенетическое обоснование основных направлений комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
Глава 3. Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
3.1. Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
3.2. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся
3.2.1. Охранительный речевой режим
3.2.2. Регуляция эмоционального состояния
3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений
3.2.4. Формирование речевого дыхания
3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
3.2.6. Развитие просодической стороны речи
3.2.7. Развитие внутреннеречевого планирования
3.2.8. Инструментальные методы воздействия
3.3. Воздействие на личность заикающихся
3.4. Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников
3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
3.5. Профилактика заикания
Глава 4. Организация учебного процесса по курсу «Заикание»
4.1. Организация деловых игр
4.2. Анализ логопедического занятия
4.3. Задания для самостоятельной работы
4.4. Контрольные вопросы и задания по курсу «Заикание»
Практический материал, используемый в работе с заикающимися
Приложение 1. Приемы активизации невербальных способов общения
Приложение 2. Специализированная аутогенная тренировка для взрослых заикающихся
Приложение 3. Упражнения для развития речевого дыхания у детей
Приложение 4. Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Приложение 5. Упражнения для работы над голосом
Приложение 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях
Приложение 7. Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Логопедический массаж лица – это процедура, позволяющая скорректировать произношение, улучшить тонус мышц аппарата речи, позволить пациенту расслабиться. Он необходим для детей, имеющих сложные проблемы с речевым аппаратом: дизартрия, алалия и другие.

Виды логопедического массажа

У логопедического массажа есть несколько разных видов:

  • традиционный;
  • аппаратный;
  • точечный;
  • зондовый массаж;
  • массаж Дьяковой;
  • самомассаж.

Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.

Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только).

Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабляющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имеющие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.

Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разработан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением речевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой полости, как: мягкое небо, язык и губы.

Массаж Дьяковой представляет собой одну из популярнейших методик, применяемую для исправления нарушений речи у детей.

Самомассаж . Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Он представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками и массаж языка при помощи зубов.

Необходимо принять во внимание, что при изолированном использовании какого-то одного вида массажа его курс будет дольше, чем при комплексном. Кроме того, логопедический массаж целесообразно использовать вместе с другими видами лечения: сказкотерапия, постановка звуков, ароматерапия.

Техника выполнения логопедического массажа языка

При выполнении логопедического массажа ключевое внимание уделяется щекам, губам, языку и мягкому небу. Его техника включает в себя несколько этапов.

  1. Изначально массажист делает щадящие поглаживания по лицу в разных направлениях.
  2. Продольные мышцы языка массажируют по вертикали (от корня языка к его кончику).
  3. Затем надавливание проводится на язык (его поперечные мышцы: двигаться необходимо от центра языка к его краям).
  4. По всему органу речи делаются разнообразные поглаживания (по кругу и по спирали).
  5. Производятся похлопывания по всей поверхности языка.
  6. Специалист аккуратно надавливает на продольные мышцы.
  7. Уздечку языка массажируют по вертикали.
  8. Перетирающие массажные движения (нужно использовать салфетку из марли).

Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо 2-3 раза в течение недели. Все действия полезно будет повторить спустя 4-8 недель.

Техника выполнения логопедического массажа лица

Массаж лба

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

Массаж щек

После массажа лба специалист приступает к массированию щек. Массирует аккуратными разминающими и растягивающими движениями, которые следует начинать от уголков рта и продолжать к вискам по мышцам щеки. Заканчивается массаж щек легкими поглаживаниями (от скул до нижней челюсти).

Массаж носа

Следует выполнять поглаживающие, растягивающие и вибрационные движения по крыльям носовой мышцы. После этого делают легкий поглаживающий массаж носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж подбородка

Подбородок массируют от середины рта к его углам, поглаживая его и разминая.

Массаж шеи

Его выполняют поглаживающими и разминающими движениями по грудинно-ключично-сосцевидной мышце.

Достоинства и недостатки

Логомассаж может стать настоящей находкой для тех, кто хочет справиться с недоразвитием речи. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:

  • улучшается функция сосудов;
  • повышается эластичность мышечных волокон, сократительная функция;
  • оказывается положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • простое и безболезненное устранение отклонений в образовании звуков;
  • доступность методики;
  • возможность выполнять дома;
  • маленькому пациенту не привносится извне никаких лекарственных препаратов;
  • сокращение сроков коррекционной работы.

Но есть у этого метода лечения и недостатки:

  • во время массажа происходит воздействие только на мышцы;
  • детям бывает дискомфортно и неприятно.

Во-первых , в помещении, в котором проводится сеанс, не должно быть холодно. Особые требования выдвигаются к рукам массажиста. На них не должно быть украшений, ногти необходимо остричь, исключается наличие любых воспалительных заболеваний.

Во-вторых , массаж нельзя делать менее чем через два часа после еды. Полость рта очищают от возможных остатков пищи и крошек.

В-третьих , массаж делают ежедневно, курсом до 20 сеансов. Если у ребенка ярко выражено нарушение речевой деятельности, его длительность должна быть дольше. Сроки проведения массажа определяет только врач. Длительность сеанса полностью зависит от психоэмоционального состояния ребенка: нервного напряжения, страха, настроения и не только. Первый сеанс не должен превышать не дольше 5-6 минут. Постепенно его продолжительность увеличивается.

Не стоит сразу класть ребенка в горизонтальное положение на массажный стол. Оптимальный вариант, если первый раз все действия будут проводиться сидя. Через два — три сеанса ребенок привыкнет к действиям массажиста. Если он настроен на проведение процедур резко отрицательно, следует проводить движения лишь на лице.

При тяжелых и сложных нарушениях сеансы массажа могут применяться в течение года и более.

В-четвертых , ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, не испытывая страха и боли. Лучше всего, если рядом будет мама. К каждому маленькому пациенту врач должен подбирать индивидуальный подход, все должно быть правильно. Массаж принесет пользу только тогда, когда ребенок будет испытывать к специалисту полное доверие.

Ребенок должен осознанно подходить к процедурам массажа, понимать его необходимость для нормального развития и повышения умения использования звуков. Цель логопеда – настроить ребенка на положительный результат после сеансов. Для избавления от страха перед массажем ребенку необходимо показать все действия на другом маленьком пациенте, который уже не боится процедур.

Массаж ни в коем случае не должен вызывать никакой боли. Участки, которые сильнее всего поражены, обрабатываются не сразу, а ближе к окончанию действий массажиста. С течением процедур страх уменьшится, и ребенок будет положительно и с доверием принимать все движения специалиста.

Для проведения массажа специалисты чаще всего используют следующие предметы:

  1. Медицинские перчатки (стерильные).
  2. Защитная маска.
  3. Специальное массажное масло.
  4. Нашатырный спирт (если понадобится медицинская помощь).

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен самостоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц речевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции. Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения произношения.

Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи, особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит значительного результата. Есть следующие показания для проведения такой процедуры:

  • нечеткое произношение звуков речи;
  • заикание, имеющее невротическую природу появления;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • неясное происхождение задержки речевого развития до 3 лет;
  • дисграфия (сложности к овладению письмом без задержки интеллектуального развития);
  • алалия (полное отсутствие или недостаточное развитие речи без отклонений в умственном развитии);
  • нарушение голоса;
  • ускорение результативности занятий с логопедом;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • напряжение при произношении звуков;
  • ринолалия (дефект звукопроизношения, который характеризуется излишним или недостаточным резонированием в полости носа);
  • дислалия (нарушение произношения при отсутствии нарушения слуха), возникающая вследствие короткой подъязычной уздечки.

У детей, которые посещают сеансы логопедического массажа, легко увидеть значительные улучшения:

  1. Приходит в норму мышечный тонус мускулов, принимающих участие в речи.
  2. Увеличивается амплитуда артикуляционных движений.
  3. Снижается проявление отклонений в мышцах.
  4. Образуются движения, осуществляемых органами речи для произношения звуков.
  5. Улучшение тех мышц аппарата речи, у которых наблюдалась недостаточная активность сокращения.

Противопоказания к проведению массажа

Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:

  • воспаления и высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью);
  • грибок на коже;
  • синяки на массажируемом участке;
  • тромбозы сосудов;
  • болезни капилляров и крови;
  • острая стадия крапивницы;
  • наличие онкологических заболеваний;
  • порезы или ссадины, в которых есть инфекция;
  • фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул);
  • стоматит;
  • конъюнктивит;
  • судороги;
  • чрезмерная чувствительность ребенка.

Видео-инструкция

С особенностями применения логопедического массажа и принципами его выполнения ознакомьтесь на следующем видео. Из него вы узнаете, для чего предназначен логопедический массаж. Наглядно ознакомитесь с принципами его выполнения.

Второе видео позволит ознакомиться с техникой выполнения легкого массажа для стимуляции артикуляционных мышц. Вы узнаете о приемах выполнения упражнений, благодаря которым происходит стимулирование мышц ребенка в игровой форме.

Применение логопедического массажа позволит добиться высоких результатов в избавлении ребенка от нарушений, связанных с речевым аппаратом. Важно выбирать для сеансов опытного специалиста, который не только профессионально выполнит все процедуры, а и сможет установить эмоциональный контакт с ребенком. Главное – придерживаться всех рекомендация массажиста и учитывать имеющиеся противопоказания.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта