Главная » Обработка грибов » Емельян ярославский биография. Публикации

Емельян ярославский биография. Публикации

настоящее имя Губельман, Миней (Мейт-Иуда) Израилевич (1878-1943) – идеолог , один из руководителей антирелигиозной политики в СССР.

Партийные клички: Емельян, Емельян Емельянович, Емельян Иванович, Емельянов, Ильян, Верин, Панин, Клавдин, Лапин, Красильников, Марианна, Сибиряк, Солдат - социал-демократ, Социалист, Читинец.

Получил низшее образование и в 9 лет поступил учеником в переплетную мастерскую, проработал в ней три года. В 1892 г. окончил в Чите городское 3-классное училище. По окончании его сдал экстерном экзамен за четыре класса гимназии, и больше нигде не учился.

В 1898 г. вступил в РСДРП, организовал социал-демократический кружок на Забайкальской железной дороге.

В 1899 г. принят на военную службу и прослужил до 1901 г.

В 1901 г. – за границей, корреспондент “Искры”. С транспортом подпольной литературы перебрался в Забайкалье. В 1902 г. – член Читинского комитета РСДРП. Во время распространения революционных листовок был арестован. Через несколько дней освобожден, отдан под надзор полиции, но ему разрешили выехать в Петербург.

В 1903 г. член Петербургского комитета РСДРП. Стал одним из руководителей «Боевого центра» партии, т.е. банд, которые совершали грабежи банков и частных лиц, средства от которых частично направлялись на партийные нужды.

Организатор стачки текстильщиков в Ярославле.

В 1903-1907 гг. сотрудничал в газетах “Искра”, “Вперед”, “Казарма”, “Пролетарий”, “Северный край”, “Рабочий” (Петербург), “Рабочий” (Севастополь).

“Работал” в Петербурге в качестве пропагандиста и организатора, главным образом за Невской заставой. Во время подготовки к первомайским демонстрациям был арестован и посажен в петербургскую тюрьму “Кресты”, где просидел с 4 апреля по 13 декабря 1904 г. Освобожден под залог в 300 рублей и тотчас же принял участие в работе по подготовке революции 1905 г. Выступал на гапоновских собраниях.

В Одессе «работал» в качестве нелегального. В феврале 1905 г. арестован и посажен в тюрьму. После голодовки освобожден под надзор полиции и тут же скрылся, продолжая работать в Одессе, в особенности в дни восстания на “Потемкине”.

Занимался подрывной деятельностью в Туле, затем отправился агитатором на Волгу. Осенью 1905 г. “работал” в Костроме, в Нижнем Новгороде и в Ярославле. В октябре помогал в организации стачки на ярославской мануфактуре братьев Корзинкиных.

В декабре 1905 г. участвовал в работе I (Таммерфорсской) Всероссийской конференции РСДРП.

После поражения декабрьского восстания в Москве, когда революция пошла на убыль, становится членом Московского комитета РСДРП. Организует пропаганду среди солдат – журнал “Жизнь Солдата”. Весной 1906 г. на первой военной конференции был арестован и посажен в Сущевский полицейский дом. Бежал вместе с группой революционеров.

В апреле-мае 1906 г. – участник IV Стокгольмского съезда РСДРП.

После IV съезда направлен был на юг России. Вел агитационную и пропагандистскую работу среди рабочих и солдат в Николаеве, Екатеринославе, Одессе. Затем вернулся в Москву и из Москвы временами уезжал в Питер. Продолжал «работать» в войсках.

Делегат V съезда РСДРП (1907 г., Лондон). При возвращении из Лондона был арестован, посажен в “Кресты”, просидел там полтора года. За это время судился по делу типографии и газеты “Рабочий” выборгского района и был оправдан. Осенью 1908 г. состоялся военный окружной суд над членами военно-боевой организации. Получил 7 лет каторжных работ, которые, после кассации приговора защитником, были заменены пятью годами.

Каторгу отбывал в петербургской пересыльной тюрьме (2 года), потом в Бутырской тюрьме в Москве еще 2 года, и один год в с. Горный Зерентуй (Нерчинская каторга), где работал в мастерской художественной мебели. В июле 1913 г., по окончании каторги, сослан на поселение в Якутск, где заведовал Якутским краеведческим музеем, где вместе с В.П. Ногиным организовал из местных политических ссыльных подпольную Якутскую организацию РСДРП, а вместе с Г.К. Орджоникидзе и Г.И. Петровским - молодежный кружок “Юный социал-демократ”. Возглавлял “паспортное бюро”, устраивавшее побеги ссыльных с поддельными документами.

После февральской революции 1917 г. стал членом Якутского комитета общественной безопасности, затем в мае возглавил Якутский совдеп. В мае 1917 г. Е.Я. вместе с Г. К. Орджоникидзе, Г. И. Петровским и другими большевиками, находившимися в якутской политической ссылке, был отозван ЦК партии в центр страны.

С июля 1917 г. «работал» по линии агитации и пропаганды в Московской военной организации МК РСДРП (б), выступая на рабочих собраниях и принимая участие в газетах “Социал-Демократ” и “Деревенская Правда”. Дважды арестовывался, но освобождался после привода Московский Совет.

В дни большевистского переворота принимал участие в восстании в Москве. Член Московского партийного центра по руководству вооруженным восстанием, член Центрального штаба Красной гвардии при Моссовете, член Военно-революционного комитета. По случайному стечению обстоятельств стал временно военным комиссаром гарнизона Кремля.

В 1917-1918 гг. – помощник комиссара Московского военного округа Н.И. Муралова. Помогал Н.И. Муралову сочинять приказы и воззвания.

12 ноября 1917 г. выбран депутатом Учредительного собрания от избирательного округа № 5 Москвы по списку РСДРП, а с 14 ноября 1917 г. стал членом исполкома Моссовета и его президиума.

Делегат VI съезда РСДРП (б). В 1918 г. принадлежал к группе левых коммунистов до V Съезда советов. Выступил против заключения “Брестского мира” с Германией.

В 1918-1919 гг. - член коллегии военного комиссариата, трудился на ниве политобработки красноармейцев, в аппарате Московского военкомата, с декабря 1918 г. Московский окружной военный комиссар.

На VIII съезде (18-23 марта 1919 г.) входит в группу “военной оппозиции” (К.Е. Ворошилов, С.К. Минин, В.Г. Сорин, И.В. Сталин) и вновь сталкивается с Лениным, который отправляет его в “партийную” ссылку: особо уполномоченным ЦК и ВЦИК по продовольственным заготовкам в Калужской, Казанской губерниях.

В начале октября 1919 г. был направлен в Пермскую губернию на подавление Чердынского крестьянского восстания, опять же по линии агитации и пропаганды. Одна из его статей привлекла внимание местных большевиков, которые ввели его в Пермский партком. Заведующий агитационно-пропагандистским отделом губкома. Участвовал в антирелигиозных диспутах, вел занятия в губернской партийно-советской школе. В ноябре вошел в редколлегию газеты “Красный Урал”. В марте-апреле 1920 г. Ярославский - делегат IX съезда партии от Пермской губернской организации РКП(б). Избран на съезде кандидатом в члены ЦК РКП(б).

С 1920 г. – в Омске. Заведующий отделами по работе среди женщин и молодежи Сибирского областного комитета РКП (б). Вошел в состав редколлегии “Советской Сибири”.

16 марта 1921 г. на Пленуме ЦК РКП (б) избран в состав Оргбюро и Секретариата ЦК. Заведует агитационно-пропагандистским отделом. Уже через четыре месяца освобожден от обязанностей секретаря ЦК и выведен из Оргбюро. В 1921-1922 гг. редактировал областную газету “Рабочий путь” (ныне областная “Омская правда”).

В сентябре 1921 г. был общественным обвинителем по делу барона Унгерна в Новониколаевске. В мае 1922 г. государственный обвинитель на процессе генерала Бакича в Новониколаевске.

В 1923-1930 гг. Е.Я. – член Центральной контрольной комиссии. Кандидат в члены Исполкома Коминтерна (1928).

В 1923-1934 гг. Е.Я – один из активных участников борьбы Сталина против оппозиции в партии. Один из идеологов партийных чисток. Выступал на XVI партконференции (23–29 апреля 1929 г.) с докладом “О чистке и проверке членов и кандидатов ВКП(б)”. В 1934-1939 гг. член Комиссии партийного контроля ЦК. Был членом ЦИК СССР, с 1937 г. – депутат Верховного Совета СССР.

С 1939 г. до смерти - член ЦК ВКП(б).

Делегат 8-18-го съездов партии.

По воспоминаниям Н.С. Хрущева, Е.Я. называли “советским попом”, т.е. человеком, который поддерживал и охранял морально-политические устои в партии.

В 1929-1935 гг. был старостой Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, сыграл основную роль в роспуске этого общества в 1935 г. С 1931 г. - председатель Всесоюзного общества старых большевиков, которое также было упразднено при его активном участии.

Руководитель антирелигиозной политики

3 декабря 1918 г. направляет письмо Ленину о необходимости определиться с политикой в отношении Церкви: У меня есть письма от коммунистов об этой борьбе и в них один мотив: есть ли смысл обострять отношение крестьянской массой по такому вопросу.

В 1920-1922 гг. активно ведет организационную и пропагандистскую атеистическую работу в Сибири. Организует кощунственное вскрытие мощей святых, в частности, в октябре 1920 г. мощей св. Симеона Верхотурского. После надругательства организованного Е.Я., мощи святого вновь обретены в 1989 г.

В 1921 г. активно участвует в разграблении церковных ценностей в рамках кампании, руководимой Л.Д. Троцким.

В 1922-1940 гг. Е.Я. являлся организатором всей антирелигиозной работы в СССР. 25 января 1923 г. постановлением Политбюро введен в состав Антирелигиозной комиссии (Комиссия по проведению отделения церкви от государства) при ЦК РКП (б).

В январе 1923 г. писал: Строго говоря, только теперь в стране начинается систематическая антирелигиозная пропаганда . Главной целью антирелигиозной работы Е.Я. считал дальнейший раскол Православной Церкви… на почве выделения более лояльных советской власти элементов и сталкивания их с более правыми группировками в целях разоблачения перед верующими контрреволюционных махинаций тихоновцев и им подобных .

Антирелигиозная комиссия ЦК руководила персональным составом руководства Церкви, репрессиями в отношении верующих и духовенства, закрытием и уничтожением тысяч церквей и монастырей, выносила решения о новых атеистических празднествах и обычаях (комсомольское “рождество” и т.п.), о мощах святых, о высылке за границу о. С. Булгакова, о деятельности обновленцев по разрушению Церкви, об автокефальном расколе на Украине и т.д.

В заседаниях Антирелигиозной комиссии, проходивших регулярно дважды в месяц, обычно принимали участие Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, В.Р. Менжинский, П.А. Красиков, С.С. Дзержинская, П.Г. Смидович, И.И. Степанов-Скворцов, Н.В. Крыленко, П.И. Лебедев-Полянский и др.

Заместителем Е.Я. по Антирелигиозной комиссии был Е.А. Тучков, по кличке Игумен, начальник 6-го секретного (Церковного) отдела ГПУ. Тучков и Е.Я., на основании справок ГПУ, составляли секретные списки церковнослужителей. Тысячи священников были арестованы по этим спискам, а затем расстреляны или погибли. Также Е.Я. и Тучков подписывали списки книг, изымаемых из библиотек СССР для передачи в спецхраны или для уничтожения.

Входил в состав специальной комиссии по оперативному руководству процессом над св. Патриархом Тихоном в 1923 г. (вместе с Рыковым, Крыленко, Калининым и Красиковым). Добивался проведения суда над св. Патриархом даже после того, как Политбюро из тактических соображений отложило его на неопределенный срок. Тогда Е.Я. предлагает следствие по делу Тихона вести без ограничения срока , но не предавать св. Патриарха суду и освободить при исполнении ряда условий. Был автором ультиматума св. Патриарху. В частности, Патриарх должен был обещать свое “лояльное отношение к Советской власти”, признать справедливость обвинения и суда над ним, отмежеваться от всех “контрреволюционных организаций”, выразить согласие с реформами в Церкви: с “новым стилем”, второбрачием духовенства и др. В записке в Политбюро Е.Я. мотивировал пользу освобождения св. Патриарха тем, что “его личное влияние будет скомпрометировано связью с ГПУ и его признаниями”.

После освобождения св. Патриарха Е.Я добивался от него введения “новой орфографии и нового стиля”, а также включения в руководство Церкви обновленца В. Красницкого. Все эти попытки Е.Я. закончились провалом.

Руководимый Е.Я. обновленческий собор 1923 г. осудил св. Патриарха и “лишил” сана и монашества. Тогда же Е.Я. организует визит обновленцев к заключенному св. Патриарху для объявления ему этого постановления лжесобора.

С 21 декабря 1922 г. по июль 1941 г. Е.Я. руководил выпуском газеты “Безбожник”, которая выходила в Москве, сначала нерегулярно, затем 3 раза в месяц, потом - еженедельно (с января 1935 по март 1938 г. не издавалась). В августе 1924 г. на основе кружков читателей в Москве возникло общество друзей газеты “Безбожник”.

В марте–июле 1925 г. Е.Я. - организатор и председатель Центрального совета Союза безбожников СССР, действовавшего в 1925-1943 гг. (с 1929 г. - Союз воинствующих безбожников СССР). Являлся главным редактором журналов “Безбожник”, “Антирелигиозник” (ныне “Наука и религия”) и в 1922-1930 гг. членом редколлегии “Атеиста” (с 1931 г. – “Воинствующий атеизм”).

В 1923 году вышла его печально известная “Библия для верующих и неверующих”.

По инициативе Е.Я. новогодняя елка до 1936 г. считалась запрещенным религиозным предрассудком. Ему принадлежит лозунг: “Борьба против религии - борьба за социализм”. Организатор Центрального антирелигиозного музея в Ленинграде.

В 1927 г. во время подготовки к XV съезду ВКП (б) Е.Я. предлагал решительно бороться с ликвидаторскими настроениями по отношению к антирелигиозной пропаганде, и в частности, систематически вводить темы антирелигиозной пропаганды во всякого рода курсы по переподготовке учителей. Тогда же в письме И.В. Сталину Е.Я. просит включить в отчет ЦК ВКП(б) съезду вопросы антирелигиозной пропаганды. Сталин, выступая с докладом, отметил ослабление антирелигиозной борьбы, относя его к недостаткам, которые необходимо ликвидировать.

Совместно с Л. Кагановичем автор указа “О мерах по усилению антирелигиозной работы” (24 января 1929 г.), где требовалось разъяснять трудящимся массам, что административная мера (против Церкви) применяется против антисоветской, а не религиозной деятельности религиозных обществ, не является “гонениями” на веру, гонениями за самое отправление религиозного культа . Этот тезис становится главным лозунгом .

30 декабря 1929 г. Антирелигиозная комиссия ликвидирована и все дела переданы секретариату ЦК.

Е.Я. вошел в качестве рядового члена в комиссию по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР (7 апреля 1935 г.).

В 1935 г. ЦК ВКП (б) подвел итоги антирелигиозной деятельности: За последний период все организации, ведущие антирелигиозную работу, резко ослабили свою деятельность. Союз воинствующих безбожников находится в состоянии почти полного развала… Центральный совет безбожников сейчас влачит жалкое существование. Его роль как руководящего центра антирелигиозной работы ничтожна. Товарищи Ярославский, Лукачевский и Олещук, стоящие во главе союза безбожников, вплотную этой работой не занимаются .

Со своей стороны Е.Я. сообщал в 1928 г.: У нас на крайне низком уровне стоит подготовка. Средства отпускаются ничтожные, или совсем не отпускаются. Отношение к антирелигиозной организации такое: как мы относимся терпимо к существованию религиозных организаций, такая же терпимость существует кое-где и по отношению к антирелигиозной организации. Содействия в работе нет. Из 120 парткомов в течение нескольких месяцев только ничтожная часть обсуждала вопросы антирелигиозной пропаганды, остальные не ставили этого вопроса ни разу .

9 мая 1938 г. в письме к председателю Совета народных комиссаров Молотову Е.Я. протестовал против того, что финансовые организации отказываются перечислять средства на содержание местных организаций Союза воинствующих безбожников. Исключительно низкие размеры вступительных (от 5 до 15 коп.) и членских взносов, взимаемых с членов СВБ (от 15 к. до 5 руб. в год) не могут покрыть и 1/10 доли расходов на организационную и агитационно-пропагандистскую антирелигиозную работу . В результате, по словам Е.Я., практически прекратилась безбожная пропаганда на местах.

Действительно, 4 мая 1938 г. Наркомфин информировал Молотова, что на антирелигиозную работу в 1938 г. в бюджетах союзных республик выделено 707 тыс. руб. Что касается Союза воинствующих безбожников… средства на содержание аппарата Союза не могут быть отпущены, так как расходы СВБ, как добровольного общества, должны покрываться за счет собственных доходов СВБ .

___________________

В 20-30-е гг. Е.Я. – один из главных фальсификаторов истории, автор около 300 “исторических” трудов. Два десятилетия высшие учебные заведения страны и сеть партийного просвещения изучали историю большевистской партии по учебникам, сочиненным Е.Я.

В 1926-1929 гг. под редакцией Е.Я. вышли в свет 4 тома “Истории ВКП(б)”. Сталин работу не одобрил, и она сразу стала объектом критики. Так, Л. Каганович назвал ее фальсифицированной историей, подкрашенной под цвет троцкизма, а рецензенты из “Правды” обозвали авторов школкой троцкистских контрабандистов.

С.А. Пионтковский отмечал в дневнике 12 ноября 1931 г., что Ярославский был доведен до такого состояния, что производил впечатление человека, получившего огромную психическую травму, почти что помешанного… Когда я был у него, он сидел в пустой комнате в кабинете ЦКК, подперши голову рукой, и с диким видом смотрел в окно. Более всего меня поразило то, что он не сумел подвести теоретическую базу под всю происходящую проработку, и все это объяснял лишь тем, что Сталин не доволен, что в четырехтомнике не отведено ему основной роли, личными мотивами, а не принципиальными. Е.Я. переработал учебник, подчеркнув особую роль Сталина в истории .

Участвовал в создании “Краткого курса истории ВКП(б)”, официальной биографии Сталина, “Истории гражданской войны в СССР”. Е.Я. – первый биограф В.И. Ленина. Очерк о Ленине относится еще к периоду пребывания Е.Я. в якутской ссылке 1917 г.

Руководил кафедрой истории ВКП (б) в ВПШ при ЦК ВКП (б) и лекторской группой ЦК. Член дирекции Института Ленина. Член редколлегии “Правды”, журналов “Большевик” и “Историк-марксист”, редактор “Исторического журнала”.

В 1939 г. Е.Я. избран действительным членом Академии наук СССР по отделению исторических наук. В 40-е годы – член Главной редакции 1-го издания Большой Советской Энциклопедии.

После смерти был кремирован, прах помещён в урне в кремлевскую стену на Красной площади в Москве, где находится до сих пор.

В честь Е.Я. были названы завод в Москве, проспекты, улицы и переулки в Ижевске, Иркутске, Краснодаре, Магнитогорске, Новосибирске, Одессе, Перми, Улан-Удэ, Ульяновске, Челябинске, Черкесске, Чите, Якутске, Ярославле и других городах.

___________________

Графоман, широко использующий в пропаганде приемы «патологической речи»:

Цитаты

Борьба против религии - борьба за социализм.

коммунист обязан “уметь защищать любое решение партии.

Работы историков должны приобрести политическую остроту, диктуемую моментом, ту силу объективности и исторической правды, которая убеждает, покоряет и вместе с тем ярко освещает примерами прошлого путь к победе”.

Рядом с Лениным, начиная с конца 90-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идет товарищ Сталин.

Сталин - это Ленин сегодня.

Фотоиллюстрации

Емельян Ярославский. Партийная анкета. 1932 г. На V Всероссийском съезде советов. 1918 г.
С Мураловым на Красной площади

Великий вождь рабочей революции Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1918)

Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1918)

Август Бебель (1918)

Отец и сын. Вильгельм и Карл Либкнехты (1918)

Н.Г. Чернышевский (1919)

Как родятся, живут и умирают боги и богини (1923)

Библия для верующих и неверующих, чч.1-5 (1923-25)

Агитационно-пропагандистская работа Р.К.П. (между XI-м и XII-м съездами) (1923)

Мысли Ленина о религии (1924)

Что такое “Рабочая Правда” (1924)

Жизнь и работа В.И. Ленина (1924)

Ленин, теоретик и практик вооруженного восстания (1924)

На антирелигиозном фронте (1924)

Коммунисты и религия (1925)

Задачи и методы антирелигиозной пропаганды (1925)

О партэтике (1925)

Мораль и быт пролетариата в переходный период (1926)

История ВКП(б), под общей ред. Ем. Ярославского (1926-1930)

Новая оппозиция и троцкизм (1926)

10 лет на антирелигиозном фронте (1927)

Партия большевиков в 1917 г. (1927)

Из стенограммы выступления Е.М. Ярославского о мерах по усилению антирелигиозной работы на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) 10.12.1928

Против оппозиции. Сборник статей (1928)

Вчерашний и завтрашний день троцкистов (1929)

Мистер Троцкий на службе буржуазии, или первые шаги Л. Троцкого за границей (1929)

Краткая история ВКП(б) (1930)

О новейшей эволюции троцкизма (1930)

За последней чертой (Троцкистская оппозиция после XV Съезда) (1930)

Единый фронт труда и науки против мракобесия (1930)

Очередные задачи антирелигиозной пропаганды (1930)

Задачи антирелигиозной пропаганды в реконструктивный период (1931)

Стачка и вооруженное восстание в революции 1905 года (1931)

Третья сила. Статьи 1917-1931 гг., направленные против эсеровской и меньшевистской партий (1932)

Против религии и церкви. Т. 5: Библия для верующих и неверующих (1933)

Против религии и церкви. В 4 т. (1935)

Биография Ленина (1934)

Коммунизм и религия (1936)

Сталинская конституция и вопрос о религии (1936)

Антирелигиозная пропаганда и профсоюзы (1937)

Очерки по истории ВКП(б) (1937)

Атеизм Пушкина (1937)

О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации (1937)

Библия для верующих и неверующих (1937)

К 35-летию II съезда РСДРП (1938)

О роли интеллигенции в СССР (1939)

О товарище Сталине (1939)

Анархизм в России (Как история разрешила спор между анархистами и коммунистами в русской революции) (1939)

Борьба славянских народов против германского фашизма (1941)

Биография В.И. Ленина (1942)

В руках Красной Армии судьба нашей Родины. Роль и задачи агитаторов в Красной Армии (1942)

Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии (1942)

За боевую, доходчивую, правдивую агитацию (1942)

Советы агитаторам (1942)

Тридцать лет большевистской “Правды” (1942)

Фашисты хотят восстановить на Советской земле крепостное право (1942)

Источники

Википедия

Большая Советская энциклопедия

Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд., Справочный том, ч. 2. С. 490

Федоров Г.Д. Якутский музей имени Ем. Ярославского. - Якутск, 1941,

Рубан В.А. Емельян Ярославский в “Правде” 1918-1919 гг. Киев: Изд-во КГУ, 1959

Григорьев Б.Г., Кутьев В.Ф. Боец и летописец революции. М., 1960

Агалаков В.Т. Ем. Ярославский в Сибири. 1964

Ем. Ярославский о Якутии. Якутск, 1968

Савельев С.Н. Емельян Ярославский - пропагандист марксистского атеизма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976

Абрамов А. У Кремлевской стены. М., 1978

Фатеев П.С. Е. М. Ярославский. (Партийные публицисты). М.: Мысль, 1980

Е.М. Ярославский // Гвардия Октября. Москва. М.: Политиздат, 1987

Иллерицкая Н.В. Историко-партийное творчество Е.М. Ярославского // Вопросы истории КПСС. 1987. № 11. С. 93–107

О Емельяне Ярославском. Воспоминания, очерки, статьи. М.: Политиздат, 1988

Минц И.И. О Емельяне Ярославском. М., 1988

Нежный А. Комиссар Дьявола // Звезда, 1993, № 4, с. 134.

о. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2. Тверь: Булат, 1996

о. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 3. Тверь: Издательский дом “Булат”, 1999

Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. В 2-х тт. Новосибирск – М.: “Сибирский хронограф”, РОССПЭН, 1998

Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

McMeekin, Sean. History’s greatest heist: the looting of Russia by the Bolsheviks. Yale University Press, 2009

Васильева, Ирина. К 20-летию второго обретения мощей святого праведного Симеона Верхотурского // Седмица.ру

ЯРОСЛА́ВСКИЙ Емельян Михайлович (Губельман Миней Израилевич; 1878, Чита, - 1943, Москва), советский партийный деятель и публицист.

Родился в семье ссыльного учителя. Работал по найму с 1887 г. Член РСДРП с 1898 г., организовал революционный кружок рабочих на Забайкальской железной дороге. В 1901 г. был за границей (Берлин, Париж), где установил контакты с газетой «Искра» и стал ее корреспондентом. В 1902 г. - член Читинского комитета РСДРП. В 1903 г. Ярославский был арестован, после недолгого тюремного заключения освобожден, но поставлен под надзор полиции. В конце 1903 г. перешел на нелегальное положение, уехал в Петербург, стал членом Петербургского комитета РСДРП(б). Ярославский был последовательным сторонником В. Ленина . Активно участвовал в революции 1905–1907 гг. в России. В 1906 г. - член Московского комитета РСДРП и военной организации большевиков. Депутат 4-го съезда РСДРП (апрель 1906 г., Стокгольм). В 1906 г. был редактором газеты «Казарма» (Петербург) - центрального органа военной организации большевиков, был делегатом 5-го съезда РСДРП (1907, Лондон). В том же году был арестован и приговорен к пяти годам каторги, которую отбывал в Зерентуйской каторжной тюрьме (центральная тюрьма Нерчинской каторги), затем содержался на поселении в Восточной Сибири.

После Февральской революции 1917 г. - член Якутского комитета общественной безопасности; в мае - председатель объединенного Якутского совета рабочих и солдатских депутатов. В июле 1917 г. Ярославский приехал в Москву и стал работать в Московской военной организации при Московском комитете РСДРП(б). Делегат 6-го съезда РСДРП (6 июля - 3 августа 1917 г.). Ярославский - один из руководителей вооруженного восстания в Москве в октябре 1917 г., член Московского Военно-революционного комитета. Первый военный комиссар Кремля, а в 1918–19 гг. - Московского военного округа.

В 1918 г. выступил против заключения Брестского мирного договора с Германией, вошел в группу левых коммунистов. В 1919–20 гг. - председатель Пермского губкома ВКП(б), член Сибирского областного бюро ЦК РКП(б). В Москве на 8-м съезде партии (1919) и на 9-м (1920) избирался кандидатом в члены ЦК. В 1921 г. был секретарем ЦК партии. В 1920–30-х гг. - известный партийный идеолог, член редколлегий газеты «Правда», журнала «Большевик», редактор «Исторического журнала», заведующий кафедрой истории ВКП(б) в Высшей партийной школе. Был старостой Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, но сыграл основную роль в роспуске этого общества в 1935 г. Ярославский был председателем «Союза воинствующих безбожников», членом редколлегии журнала «Безбожник», был одним из идеологов проведения антирелигиозной кампании в Советском Союзе. Эта кампания была направлена против всех религий, дискредитировала служителей различных культов, но Ярославский отличался особой нетерпимостью по отношению к иудаизму . Так, в 1922 г. он опубликовал в газете «Известия» статью «Что можно взять в синагоге», предлагая обложить прогрессивным налогом места в синагоге и алия ла-Тора (`восхождение к Торе`). В своих статьях подвергал злобным нападкам иудаизм и Библию . Автор книги «Библия для верующих и неверующих» (1-е изд. М., 1923–25). Книга в 1920–80-х гг. выдержала десятки изданий многомиллионными тиражами на русском и других языках народов СССР.

Ярославский был одним из близких помощников И. Сталина в проведении различных идеологических кампаний в Советском Союзе, требовал беспощадной борьбы с «врагами народа». На 18-м съезде партии (март 1939) был вновь избран членом ЦК. Умер в 1943 г. от рака желудка. В 1953 г., во время врачей дела , некоторых врачей пытались обвинить в преступной халатности, выразившейся в «запоздалом диагностировании» у Ярославского рака желудка.

Сын Ярославского - Фрунзе Ярославский (1924, Москва, - 1983, Москва), генерал-майор авиации (1966). В 1943–44 гг. на фронте, был летчиком-истребителем, в 1948 г. окончил Военно-воздушную командную академию. В 1966–82 гг. - заместитель начальника штаба Московского округа ПВО.

Брат Ярославского - Губельман Моисей Израилевич (1884, Чита, - 1968, Москва), советский партийный и государственный деятель. Член РСДРП с 1902 г. В 1906 г. - член Читинского комитета РСДРП. Его неоднократно арестовывали. Во время гражданской войны был одним из руководителей партизанского движения на Дальнем Востоке. В июне 1921 г. - январе 1922 г. - член Военного совета Народной революционной армии Дальневосточной республики. С конца 1923 г. жил в Москве, был на партийной и профсоюзной работе. В 1930–31 гг. - секретарь партколлегии Московской контрольной комиссии ВКП(б). В 1933–47 гг. - председатель ЦК профсоюза работников государственной торговли. Был членом президиума Еврейского антифашистского комитета . В 1947 г., после снятия А. Лозовского с поста начальника Совинформбюро, был уволен со своих постов как близкий к нему человек и отправлен на пенсию.

). Главный вдохновитель кампании против рождественских елок и инициатор отмены рождественского выходного и гонений на новогодние ёлки в СССР в 1929-1935 гг. в рамках антирелигиозной кампании.

Емельян Ярославский
Имя при рождении Миней Израилевич Губельман
Дата рождения 19 февраля (3 марта) (1878-03-03 )
Место рождения Чита , Забайкальская область , Российская империя
Дата смерти 4 декабря (1943-12-04 ) (65 лет)
Место смерти Москва , СССР
Гражданство Российская империя Российская империя
СССР СССР
Род деятельности антирелигиозная пропаганда
Вероисповедание отсутствует (атеист)
Партия ВКП(б)
Награды
Емельян Ярославский на Викискладе

Биография

В 1902 году - член Читинского комитета РСДРП.

В 1907 году он был арестован и отправлен на каторгу (отбывал в Горном Зерентуе , Нерчинская каторга), затем жил на поселении в Восточной Сибири .

В 1915-1917 годах заведовал Якутским краеведческим музеем.

Ярославский был одним из редакторов московских газет «Социал-демократ» и «Деревенская правда». В 1918 примыкал к группе «левых коммунистов» по вопросу о Брестском мире .

В 1918-1919 годах Ярославский - уполномоченный ЦК РКП(б) по проведению мобилизации в Красную армию , комиссар Московского военного округа .

В 1919-1921 годах - кандидат в члены ЦК ВКП(б).

В 1919-1922 годах - секретарь Пермского губкома , член Сибирского областного бюро ЦК РКП(б) . В 1921-1923 годах - член ЦК РКП(б). В 1921 году - секретарь ЦК и член Оргбюро ЦК РКП(б) . В 1921 году был государственным обвинителем на процессе Романа Унгерна . Один из инициаторов создания журнала «Сибирские огни ».

Ярославский был старостой Общества бывших политкаторжан, а с 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929-1935). Был членом редколлегии «Правды », журналов «Большевик » и «Историк-марксист», газеты «Безбожник », редактором «Исторического журнала » .

C 1939 года до смерти - член ЦК ВКП(б).

С 28 января 1939 года - академик АН СССР по специализации: история. Руководил кафедрой истории ВКП(б) в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б) и лекторской группой ЦК.

С начала 1930-х Ярославский - активный сторонник Сталина .

Безбожник

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки , в том числе Петра Чайковского , Сергея Рахманинова , Моцарта , Баха , Генделя и других композиторов. «В данный момент, - писал Ярославский, - церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение» .

В частности, Ярославский говорил: «Религия там, где нет знания, религия против науки».

Семья

Награды и премии

Именем Ярославского в 1974 году был назван теплоход Дальневосточного морского пароходства .

В массовой культуре

Ярославский (Губельман) и его работа «Как родятся, живут и умирают боги» упоминается в сериале «Агент национальной безопасности » (3-й сезон, фильм 1-й - «Заколдованный город»)

Сочинения

Список работ

  • Отчего нет товаров в деревне, хлеба в городах. - М.: Волна, 1917.
  • Н. Г. Чернышевский. - М., 1919.
  • Как родятся, живут и умирают боги и богини, - М., Красная новь, 1923
  • Библия для верующих и неверующих. Ч. 1-5. - М., 1923-1925.
  • О партэтике. Доклад на II пленуме ЦКК РКП(б) 5 октября 1924 г. - Л., 1925
  • Агитационно-пропагандистская работа Р. К. П. (между XI-м и XII-м съездами). - М.: Красная новь, 1923.
  • Что такое «Рабочая Правда». - [Харьков], «Пролетарий», 1924. - 29 с., 3 000 экз.
  • Вождь рабочих и крестьян. Л.: ГИЗ, 1924 - 92 с.
  • Жизнь и работа В. И. Ленина. М.: ГИЗ, 1924 - 296 с.
  • Жизнь и работа В. И. Ленина. Л.: ГИЗ, 1924 - 360 с.
  • Как вести антирелигиозную пропаганду. М., Безбожник, 1925
  • Новая оппозиция и троцкизм. Л., «Прибой», 1926. 160 с.
  • Вооруженное восстание в декабре 1905 г. в Москве. М., 1926.
  • Завершенный круг. Л.: Прибой, 1926
  • Партия большевиков в 1917 г. М.-Л., ГИЗ, 1927. - 108 с., 65 000 + 30 000 экз.
  • «Рабочая оппозиция». «Рабочая группа». «Рабочая Правда». М.-Л.: «Молодая гвардия », 1927. 80 с., 10 000 экз.; 2-е изд. М.-Л.: Молодая гвардия, 1927. - 80 с., 5 000 экз.
  • Против оппозиции. Сборник статей. - М.-Л.: ГИЗ, 1928.
  • Об итогах VI конгресса Коминтерна. [Харьков], «Пролетарий», 1928. - 53 с. 20 000 экз.
  • 5 лет по пути Ленина. М.: ГИЗ, 1929
  • За последней чертой. Троцкистская оппозиция после XV съезда. М.-Л.: ГИЗ, 1930 - 196 с.
  • Краткая история ВКП(б). М.-Л.: ГИЗ, 1930
  • Третья сила. Статьи 1917-1931 гг., направленные против эсеровской и меньшевистской партий. - М.: Партиздат , 1932.
  • Против религии и церкви. Т. 5: Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: ГАИЗ . - 1933. - 420 с.
  • Тридцатилетие ВКП(б) и наши задачи / Ярославский Ем. - М.: Партиздат, 1933.
  • Карл Маркс и революционное народничество. - М., 1933
  • Против религии и церкви. В 4 т. - М., 1935.
  • Биография Ленина. - М.: Партиздат , 1934. - 128 с.
  • Международное значение Октябрьской революции. - М., 1934
  • Чего требует партия от коммуниста. - М.: Партиздат, 1935
  • Сталинская конституция и вопрос о религии. - М., 1936.
  • Антирелигиозная пропаганда и профсоюзы. - М.: Профиздат , 1937.
  • Очерки по истории ВКП(б). 3-е изд. Ч. 1. - М., 1937.
  • Атеизм Пушкина. - М.: Гаиз , 1937.
  • О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации. - М.: Гаиз , 1937.
  • Библия для верующих и неверующих. - М.: Гаиз, 1933., 420 с., 25 000 экз.
  • Библия для верующих и неверующих. - М.: Гаиз, 1934., 420 с., 30 200 экз.
  • Библия для верующих и неверующих. - М.: Гаиз, 1936., 420 с., 20 200 экз.
  • Библия для верующих и неверующих. - М.: Антирелигиозное изд-во. - 1937. - 406 с., 25 200 экз.
  • Библия для верующих и неверующих. М.: Гаиз, 1938. - 388 с., 20 000 экз.
    • Госполитиздат . - 1958. - 408 с.
    • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат . - 1959. - 408 с., 150 000 экз.
    • Библия для верующих и неверующих. - М.:
Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

СССР

Вероисповедание: Партия: Род деятельности:

антирелигиозная пропаганда

Награды:

Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (настоящие имя и фамилия - Мине́й Изра́илевич Губельма́н ; (19 февраля (3 марта) , Чита - 4 декабря , Москва) - революционер, деятель Коммунистической партии , идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель «Союза воинствующих безбожников ».

Этапы жизни

Родился в семье ссыльнопоселенцев.

Ярославский Емельян Михайлович был старостой общества бывших политкаторжан, а с 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929-1935). Был членом редколлегии «Правды », журнала «Большевик», «Историк-марксист», «Безбожник», редактором «Исторического журнала» .

Ярославский Емельян Михайлович был членом ЦИК СССР, депутатом Верховного Совета СССР .

С начала 1930-х Ярославский - активный сторонник Сталина . В июле г. обратился к генеральному секретарю за разрешением написать книгу «Сталин», на что получил ответ: «Ещё не пришло время».

В 1939 году написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книжки Ярославский так и назвал - «Вождь народов». Главная её идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 90-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…» (М., 1939. С. 149). В этой книжке-панегирике Ярославский несколько раз подчеркивает «беспощадность Сталина к врагам». «Что верно, то верно, - замечает Волкогонов. - „Вождь“ был беспощаден ко всем, кого он считал врагами» .

В годы Великой Отечественной войны пламенные статьи и речи Ярославского перед фронтовиками звали бойцов Красной Армии, всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага.

После смерти в 1943 был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Награды

Именем Ярославского названы улицы в Перми и ряде других городов.

Безбожник

Литература

  • Ленин В. И. Поли. собр. соч., 5 изд., Справочный том, ч. 2. С. 490.
  • Рубан В. А. Емельян Ярославский в «Правде» 1918-1919 гг. - Киев: Изд-во КГУ, 1959.
  • Григорьев Б. Г., Кутьев В. Ф. Боец и летописец революции. - М., 1960.
  • Агалаков В. Т. Ем. Ярославский в Сибири. - [Иркутск], 1964.
  • Савельев С. Н. Емельян Ярославский - пропагандист марксистского атеизма. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
  • Абрамов А. У Кремлевской стены. - М., 1978. С. 253-255.
  • Фатеев П. С. Е. М. Ярославский. (Партийные публицисты). - М.: Мысль, 1980.
  • О Емельяне Ярославском. Воспоминания, очерки, статьи. - М.: Политиздат, 1988.
  • Минц И. И. О Емельяне Ярославском. - М., 1988.
  • Торчинов В. А., Леонтюк А. М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. - Санкт-Петербург, 2000.
  • Залесский К. А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. - М.: Вече, 2000.

Wikimedia Foundation . 2010 .

] Карьера

Миней Израилевич Губельман родился 19 февраля (3 марта) 1878 года в Чите. Его брат - революционер Моисей Израилевич Губельман.

В 1898 году вступил в РСДРП, организовал социал-демократический кружок на Забайкальской железной дороге.

В 1899-1901 годах служил в русской армии.

В 1901-1902 годах находился за границей, корреспондент «Искры».

В 1903 году на нелегальном положении, член Петербургского комитета РСДРП. Стал одним из руководителей Боевого центра РСДРП. Боевой центр создал хорошо вооружённые формирования, занимавшиеся так называемыми экспроприациями - грабежами банков и частных лиц, средства от которых направлялись, в том числе, на партийные нужды. Организатор стачки текстильщиков в Ярославле (отсюда псевдоним).

В 1903 году был арестован, но затем освобождён. В апреле 1904 года вновь был арестован, но в декабре того же года освобождён. В феврале 1905 года арестован, а 11 июня (24 июня) 1905 года был освобождён.

Участник Революции 1905-1907 годов. Невеста Ярославского, тоже революционерка Ольга Михайловна Генкина , была убита черносотенцами при попытке провоза партии оружия для революционеров. Проводил партийную работу также в Екатеринославе и Петербурге (редактор газеты «Казарма»); участвовал в 1-й конференции военных и боевых организаций РСДРП в Таммерфорсе, был членом Московского комитета РСДРП и военной организации большевиков, делегатом 4-го и 5-го съездов РСДРП.

В марте 1906 года был опять арестован, но в апреле того же 1906 года сбежал. В 1907 году опять арестован.

В 1908 году был осуждён к 7-ти годам каторжных работ, заменены 5-ю годами каторжных работ (Петербургская пересыльная тюрьма, Бутырская тюрьма (Москва), Горный Зерентуй (Нерчинск)).

С 1913 года по март 1917 года находился на поселении в Якутске. В 1915-1917 годах заведовал Якутским краеведческим музеем (хранитель Якутского музея), заведующий Якутской метеорологической станцией.

С марта 1917 года - член Якутского комитета общественной безопасности.

С мая 1917 года - председатель Якутского Совета.

В ноябре 1917 года - член Московского военно-революционного комитета.

Затем - комиссар Кремля (бежал из Кремля во время восстания юнкеров), военком Московского военного округа. Был одним из редакторов московских газет «Социал-демократ» и «Деревенская правда».

В 1918 году примыкал к группе «левых коммунистов» по вопросу о Брестском мире.

В 1918-1919 годах - уполномоченный ЦК РКП(б) по проведению мобилизации в РККА, комиссар Московского военного округа.

С 25 октября 1919 года по март 1920 года - председатель Пермского губернского комитета РКП(б).

С апреля 1920 года по 1921 год - член Сибирского бюро ЦК РКП(б).

В 1921-1923 годах - член Сибирского бюро ЦК РКП(б).

С 25 апреля 1923 года по 26 января 1934 года - член Центральной Контрольной Комиссии РКП(б) - ВКП(б).

С 25 апреля 1923 года по 26 января 1934 года - член Президиума Центральной Контрольной Комиссии РКП(б) - ВКП(б).

С 25 апреля 1923 года по 2 декабря 1927 года - член Секретариата Центральной Контрольной Комиссии РКП(б) - ВКП(б).

В 1923-1934 годах - член коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР.

С июня 1924 года по 26 января 1934 года - член Партийной коллегии Центральной Контрольной Комиссии РКП(б) - ВКП(б).

С июня 1924 года по 26 января 1934 года - член секретарь Партийной коллегии Центральной Контрольной Комиссии РКП(б) - ВКП(б).

В 1925-1943 годах - председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников.

С сентября 1928 года по июль 1935 года - кандидат в члены Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала.

С 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков, затем - редактор «Исторического журнала».

С 10 февраля 1934 года по 10 марта 1939 года - член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б).

С 10 февраля 1934 года по 10 марта 1939 года - член Бюро Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б).

С 10 февраля 1934 года по 10 марта 1939 года - секретарь Партийной коллегии Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б).

С 1937 года - председатель Совета воинствующих безбожников.

С 1939 года по 4 декабря 1943 года - заведующий кафедрой истории ВКП(б) Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б).

С 1939 года по 4 декабря 1943 года - руководитель лекторской группы Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

С 1941 года по 4 декабря 1943 года - член Совета военно-политической пропаганды при Главном политическом управления РККА.

В 1943 году - лауреат Сталинской премии.

Вёл непримиримую борьбу с мракобесием, требовал полного запрещения православной церкви, но Сталин саботировал эту деятельность. Был одним из идеологов культа личности Сталина, требовал беспощадной борьбы с «врагами народа».

Невеста - Ольга Михайловна Генкина (погибла).

Его жена - Клавдия Ивановна Кирсанова (1888-1947) - профессиональный революционер, член РСДРП с 1904 года. Была помощником Я. М. Свердлова в Перми в 1906 году.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта