Главная » Обработка грибов » Французская система. Особенности французской образовательной системы

Французская система. Особенности французской образовательной системы

Этот серия постов посвящается нашим соотечественникам, для которых слово Сорбонна является чем то сакральным, наряду с Оксфордом, Кэмбриджем и Стенфордом.Для тех же кто уже разобрался во французской системе образования некоторые детали могут быть очень полезны.

Итак. Что такое высшее образование во Франции? Как и во многих других странах - это ключ к первой или нескольким первым работам, которыe выпускник мечтает получить сразу после окончания ВУЗа. Tак и во Франции. Но, как известно, Франция страна нестандартная, такая вся уникальная, то и в образовании есть специфика, которую стоит учитывать будущему абитуриенту.

Так что ж такого интересного можно сказать про выпускников того или иного ВУЗа? А то, что диплом, полученный в 22 года будет нужен на каждом этаже каръерного роста, если человек собирается оставаться работать всю жизнь во Франции. Да да, именно так, с нужным дипломом можно дойти до начальника транспортного цеха (точнее директора крупной компании, например Тоталь, Каррефур и.т.д), а с другим нет. Почему? Да всё потому, что дипломы во Франции имеют определённую иерархию, которая начала формироваться ещё при Людовике 14 и в нашии дни приняла до обидного банальные формы. Что это значит? Это значит, что если человек имеет определённый диплом во Франции, он может не напрягаться: проблем с работой у него не будет. Самым ярким примером является димплом Эколь Политекник - выпускник этого заведения имеет зарплату минимум 4000 евро при выходе из школы и каръерный рост по сравнению с другими школами просто несопоставим.

Школы, имеющие статус кастовых можно найти на вот этом сайте:

Первые 10 школ, помеченные значком А+ дают 100% гарантию не иметь проблем с работой во Франции. Как же туда попасть, спросите Вы? После школы сдавать вступительный экзамен? Платить много денег ректору? Нет, нет и нет. Туда можно попасть несколькими способами, но только один способ является основным (аутентичным) - через препа (prépa).

Блин, опять какая то фигня. И что такое препа? А препа, точнее подготовительные классы http://fr.wikipedia.org/wiki/Classe_pr%C3%A9paratoire_aux_grandes_%C3%A9coles - это такое заведение, которое готовит ко вступительным экзаменам в эти самые школы. В течении 2 лет, выпускники лицеев (после 17-18 лет) готовят вступительный экзамен, материал которого соответствует примерно 1,2 и 3 курсу нашего российского технического вуза, например Бауманки. Поступив в одну из школ, дальше идёт специализация в секторе, которому принадлежит школа. Кроме Еколь Политекник, которая является военной школой и там проходят кучу предметов, связанных с армией.

Как же попасть в препа? И какие препа хорошие, а какие нет?

В препа можно попасть только по досье, экзамена туда нет. Досье заключает в себя все оценки за последние 3 или 2 года обучения в школе, реккомендации учителей по математике, физике и биологии (к которым учащийся не имеет доступа, это доступно только экзаменационной комисии). Ну и лицей, в котором учится желающий попасть в препа, тоже имеет колоссальное значение. 10 из 20 по математике в известном парижском лицее имеют больший вес чем 18/20 в маленьком лицее где нибудь в Сан Мало.

В инженерные препа есть 4 входa и 5 выходов. Вот выходы:
- математика - физика
- физика - химия
- физика - инженерия
- физика - технология
- биология

Начав первый год препа, второй нужно учиться в том же типе, в котором начал первый, но некоторые можно менять
http://fr.wikipedia.org/wiki/Fichier:Classes_%281%29.png

Для каждого выхода свой отдельный экзамен в инженерные школы, сдаваемые предметы имеют разный коэффициент. Большинство школ дают возможность поступить для каждого выхода из препа, с различным количеством предлагаемых мест.

Во второй год обучения, ещё не закончив препа (в препа можно учится 2 или 3 года, бывает и 4, но редко), абитуриенты записываются на экзамены вот на этом сайте.

тут, кстати масса полезной информации, например статистика по лицеям поступления в Еколь Политекник выпускников препа первого типа:

(нужно смотреть предпоследную колонку - Intégrés).

Нетрудно заметить, что основные поставщики французской элиты выходят из нижеследующих лицеев:

Lyon Lycée du Parc
Paris Lycée Stanislas
Paris 5e Lycée Henri IV
Paris 5e Lycée Louis Le Grand
Paris 6e Lycée Saint-Louis
Versailles Lycée Hoche
Versailles Lycée Sainte Geneviève

Около 50-70% учеников попавших в эти препа, учились в этих лицеях (кроме Lycée Sainte Geneviève) до аттестата зрелости, остальные попадают из подобных лицеев, не имеющих препа.

Попав в один из этих препа, студент имеет большой шанс стать французской элитой. Интересный момент, выпускники Политекник выходят со званием лейтенанта, то есть могут командовать солдатами, если чо.

Первый год препа дублировать нельзя, можно только второй, очень многие это делают, не поступив в школы А+, пытаются попасть в них на следующий год. Один экзамен в гранд эколь может объединять несколько школ, не поступив в самую престижую, студент может пойти в школу пониже и.т.д. Поэтому учащиеся препа записываются обычно на все конкурсы, а там уж будут посмотреть какая возьмёт.

Все эти школы прекатически бесплатны (600 евро в год), некоторые известные препа нет (Lycée Sainte Geneviève).

Параллельно с техническими препа, существуют препа коммерческие и литературные, но здесь есть своя специфика, особенно у литературных. У коммерческих препа нету особо выбора специализаций, самое главное - это попасть в одну из 3 школ, например НЕС.

Продолжение следует.

Составные формы и двадцатиричная система счисления

Многих удивляет, что во французском языке для счета употребляют «неудобные» и «странные» формы числительных. Например, при существующих слитных формах с указанием десятка после единиц для обозначения 11, 12 … 16 (onze, douze … seize), для дальнейшего счета говорящие на французском языке будут называть числительные «десять — семь», «десять — восемь», «десять — девять» (17 — dix-sept, 18 — dix-huit, 19 — dix-neuf).

Но еще непривычнее кажутся формы числительных начиная с 70. Вместо слитных форм аналогично предыдущим десяткам (30-trente, 40‑quarante, 50-cinquante, 60-soixante) в большинстве франкоговорящих регионов употребляются формы на основе двадцатиричной системы счисления: 80 — quatre-vingts (4*20), 90 — quatre-vingt-dix (4*20+10) и смешанные формы: 70 — soixante-dix (60+10). Рассмотрим обе названные особенности французских числительных более подробно – выявим корни их появления и особенности современного употребления.

1. Переход от простых форм к составным

Почему числа от 11 до 16 являются простыми, но становятся составными начиная с 17? Корни этого перехода необходимо искать в латинском языке.

Единицы в латинском должны были ставиться до десятки: по‑французски это было бы un-dix, deux-dix и т.д. А в классическом латинском языке имело место «сжимание»: quinque и decem = quindecim, sex и decem = sedecim. Отсюда во французском onze, douze … seize. Необходимо отметить, что в латыни были также вычитаемые формы для 18 и 19, эквивалентные deux de vingt (20-2) и un de vingt (20-1).

Затем указание десятка больше не ставилось в постпозицию, а выносилось вперед. То есть в поздней латыни использовался перифраз с десяткой во главе: dece et septe. Эти формы стали обязательными для последних чисел десятка, потому что вычитаемые формы 18 и 19 перестали употребляться, также как и другие вычитаемые формы 28, 29, 38, 39 и т.д.

Латинские корни данной особенности подтверждает факт, что еще для некоторых других неолатинских (современных европейских) языков характерен подобный переход. Примеры наименований числительных от 10 до 20 в латинском и некоторых современных европейских языках представлены в таблице:

Латинский Испанский Каталанский Французский Португаль-
10 dĕcem diez deu dix dez
11 undĕcim once onze onze onze
12 duodecim doce dotze douze doze
13 tredecim trece tretze treize treze
14 quattuordecim catorce catorze quatorze catorze
15 quindecim quince quinze quinze quinze
16 sedecim diez y seis setze seize dezesseis
17 septemdecim diez y siete disset dix-sept dezessete
18 duodēvīgintī diez y ocho divuit dix-huit dezoito
19 undeviginti diez y nueve dinou dix-neuf dezenove
20 vigintī veinte vint vingt vinte

На основании этих примеров можно выделить 2 группы современных европейских языков, у которых переход от простых к составным формам проявляется от 15 к 16 (испанский, португальский и др.) и от 16 к 17 (французский, каталанский и др.).

2. Двадцатиричная система счисления

Особый интерес вызывает двадцатиричная система счисления – ее происхождение и след в современном французском языке. Двадцатиричная система счисления (счет по двадцаткам) – система нумерации, использующая в качестве базы счисления число 20. Происхождение двадцатиричной системы во французском языке продолжает оставаться дискуссионным вопросом. Выдвинуты три гипотезы. Они не являются взаимоисключающими, их необходимо рассматривать как дополнение друг к другу.

Первая гипотеза – прединдоевропейское происхождение

Основывается на том факте, что население, в прошлом проживавшее с кельтами, затем с романскими народами, оказало влияние на их манеру счета. Данная теория позволяет объяснить некоторые особенности распространения счета по двадцаткам среди европейских языков. Например, кельтское население и, следовательно, индоевропейское могло испытать влияние в области континентальной Галлии, это выразилось в использовании двадцатиричной системы счета в бретонском и гаэльском языках . Однако данная гипотеза опровергается тем, что места, прежде занятые лигурами – представителями неиндоевропейских народов – есть как раз те места, где латинская форма «десяти» оставалась дольше всего. Также существуют свидетельства, что прединдоевропейское население этруски считало десятками, как в латыни.

Вторая гипотеза – кельтское происхождение

Согласно данной теории галльские племена считали двадцатками (галлы – одна из ветвей кельтских племен). Кельты проживали на территориях Прованса, Германии, Великобритании и даже заставили почувствовать свое влияние на латинское произношение и лексику. Однако гипотеза галльского происхождения счета по двадцаткам не очень распространена и имеет ограниченное число свидетельств. Если бы галлы на протяжении долгого времени использовали двадцатиричную систему счисления, про это было бы написано больше и подробнее. Кроме того, существовало множество различных галльских племен и поэтому более вероятно, что различные галлы считали по-разному: одни по двадцаткам, другие по десяткам. И кельтские племена также не все считали двадцатками, а те, кто это делал, относились к меньшинству в уже населенных другими народностями регионах.

Третья гипотеза – нормандское происхождение

Представляется наиболее вероятной. С Нормандией существовали торговые связи и, следовательно, викинги датского происхождения могли перенести во Францию этот языковой обычай. Особенно интересным в данной теории является то, что нормандские диалекты, которые проникли вместе с завоевателями в Великобританию, были уже абсолютно «офранцужены» и, следовательно, употребляли уже принятый счет десятью вопреки традициям их предков, которые считали двадцатью. Менее чем за век нормандцы потеряли свой датский язык, хотя их переход во Францию оставил в нем следы, а вот в Англии они оказывали уже другое влияние вследствие их офранцуживания.

В целом можно предположить, что нормандские диалекты оказали главное влияние на счет, но с использованием предшествующего субстрата. То есть галлы не все считали двадцатками, но некоторые из них использовали две системы одновременно, переняв двадцатиричную систему от предыдущего населения. В отсутствие латыни прединдоевропейская практика счета начала вновь использоваться в Гаскони и в Бретани. Внедрение нормандских диалектов в X-ом веке позволило распространить двадцатиричный счет в бассейне реки Сены.

Итак, счет по двадцаткам находят в некоторых источниках XI века. Наибольшее же распространение он получил в Средние века. В XVII веке в языке можно наблюдать конкуренцию обеих систем счета. Например, Мольер и другие авторы употребляют в своих произведениях различные формы числительных . У Мольера, Фрозин в пьесе «Скупой» льстит Гарпагону, говоря по поводу его долголетия: «Par ma foi, je disais cent ans, mais vous passerez les six-vingts (6*20) » (акт II, сцена 5). Но тот же Мольер пишет в произведении «Мещанин во дворянстве»: «Quatre mille trois cent septante neuf (79) livres douze sous huit deniers à votre marchand» (акт III, сцена 4). Six vingts (шесть двадцаток) используют Буало, Расин, Ля Брюйер, Фенелон. Однако употребление счета по двадцаткам все же представляется устаревшим в ту эпоху.

В конце средних веков двадцатиричная система была вытеснена десятиричной системой счисления (trente, quarante, cinquante, soixante) за исключением двадцати предшествующих сотне чисел (quatre-vingts, quatre-vingt-dix), а также десятка чисел, имеющих смешанную форму (soixante-dix). Полный счет по двадцаткам живет во французском языке как память в названии госпиталя Quinze-Vingts (15×20). Этот госпиталь основан Святым Людовиком в 1260 году для слепых и был рассчитан на прием трехсот человек – отсюда и название «пятнадцать двадцаток».

В XVII-ом веке Французская Академия и авторы словарей приняли формы soixante-dix, quatre-vingts, quatre-vingt-dix вместо septante, octante, nonante . Однако наименования 70, 80 и 90 на десятичной основе остаются в употреблении в некоторых франкоговорящих регионах.

Примеры употребления различных форм для чисел 70, 80, 90 в современном французском языке представлены в таблице:

Huitante употребляется во французской Швейцарии в кантонах de Vaud и Fribourg, octante – почти не используется больше во франкоговорящем мире, за исключением нескольких деревень кантона Fribourg. В швейцарских кантонах de Genève, du Jura используется форма quatre-vingts .

В заключение можно выделить общие причины особенностей употребления числительных – исторически сложившиеся традиции, особенности предшествующего языка и влияние других языков. А также на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что особенности числительных тесно связаны с общей историей развития французского языка. Можно видеть следы вымершего латинского языка, а также наблюдать влияние других народов на языковые обычаи (в частности, систему счета) франкоговорящих регионов, трансформацию и развитие языка, синтез различных языковых обычаев в современном языке.

Андросова А.В.

Директор французского лицея Lycée Comte de Foix в Андорре Даниэль Рейналь (Daniel Raynal) рассказал сайт о новых тенденциях развития французской системы среднего образования, в том числе за пределами Франции:

Каковы последние тенденции развития французской системы среднего образования в целом?

Французская система среднего образования подвержена большим изменениям. Новый министр национального образования Франции Жан-Мишель Бланке (Jean-Michel Blanquer) выступил с инициативой реформировать систему среднего образования, которая во Франции называется бакалавриат (baccalauréat). Совсем скоро реформа вступит в силу. Основная идея состоит в том, чтобы разгрузить июнь, который сегодня практически весь состоит из письменных и устных экзаменов. Ученикам будет гораздо проще, если они будут сдавать экзамены в течение года. В июне будет проводится самый главный устный экзамен, и у учеников будет достаточно времени, чтобы достойно к нему подготовиться.

Реформа бакалавриата автоматически подразумевает реформу программы средней школы (до поступления учеников в лицей). Сегодня в образовательной системе средней школы есть три направления – литературное (L), научное (S) и экономическое и социальное (ES). В следствие реформы обучение станет модульным. Ученик сможет выбрать направление, на котором он хочет сосредоточиться, чтобы более детально изучать профильные предметы.

Реформа системы среднего образования во Франции очень важна. Ведь она не менялась уже 200 лет.

Если говорить о системе среднего образования в Европе в целом, какая система, на Ваш взгляд, является более сильной?

Я работаю за пределами Франции последние десять лет – я был в Италии, в Польше, теперь в Андорре… И я достаточно знаком с другими европейскими образовательными системами. Очевидно, что все образовательные системы преследуют одну и ту же цель – дать образование. В Европе существует множество систем образования, и у каждой есть свои сильные и слабые стороны, а также свои характерные особенности, которые соответствуют истории той или иной страны. Во Франции предметам, связанным с изучением науки, уделяется больше внимания, чем, например, в Великобритании или Германии. В Польше система образования далека от демократичной – она более элитарна: для поступления в лицей необходимо сдать экзамен, и в зависимости от результатов ученики распределяются в сильные или слабые группы.

Каковы основные преимущества и недостатки французской системы образования по сравнению с другими образовательными системами?

Французская система образования побуждает учеников размышлять. Это действительно очень важно, я бы назвал это основной силой французской системы. Наши ученики мотивированы размышлять, прогнозировать, излагать. Мы много работаем над развитием презентационных навыков учеников, развиваем их речь, уделяем устной речи больше внимания, чем письменной.

Раньше французская система образования строилась на развитии письменной речи с её тезами, антитезами. Ученики обучались организации изложения мыслей в письменном виде, основной упор уделялся сочинениям, изложениям.

Сегодня мы задаём ученикам устные вопросы и просим давать быстрые и аргументированные решения. В современном мире очень важно быстро думать и быстро находить решения.

Могу также добавить, что раньше французская система образования была более элитарна. Существовало ранжирование студентов в зависимости от их успеваемости. Сегодня наша система более открыта и доступна. Максимум студентов даёт больший процент успеваемости.

У французской системы образования есть особенность: каждую среду ученики заканчивают занятия в 12 часов. Почему?

Это связано с тем, чтобы ученики могли больше заниматься спортом. Каждую среду студенты лицея Lycée Comte de Foix имеют возможность ездить во Францию, чтобы кататься на лыжах, заниматться регби, волейболом, триатлоном, плаванием и т.д. Мы работаем с высшими учебными заведениями Тулузы и Арьежа.

Так что послеполуденное время по средам – это время спорта. Мы действительно очень большое значение уделяем физической культуре и спорту наших учеников, это отличительная особенность французской системы образования.

Такое правило действует уже много лет. Правда, когда я был учеником, это был четверг.

К студентам университетов это не относится. У них другой, не такой напряжённый график. Они старше, организованнее и автономнее. Студенты высших учебных заведений, как правило, занимаются спортом по вечерам.

Сколько предметов у учеников средней школы? Появились ли новые обязательные предметы?

Мы придерживаемся одной и той же системы вот уже много лет. Разница лишь в том, что, как я упомянул раньше, ученики теперь смогут сконцентрироваться на том или ином направлении. Если ученик выбрал науку – он будет более углублённо изучать науку, если экономику – предметы, связанные с экономикой; если литературу – ему предстоит прочитать много книг по философии, и у него почти не будет математики.

По статистике, сколько выпускников французского лицея в Андорре поступают в университеты Франции?

75% или трое из четырех учеников.

Какие это, в основном, университеты? Какие факультеты?

В основном, это университеты Тулузы. Факультеты науки, экономики, права. Медицинский факультет. Университет спорта STAPS в Фон-Рому (Font-Romeu) также очень популярен среди наших студентов.

Совсем немногие студенты уезжают учиться в Перпеньян или другие города Франции.

Сколько учеников сейчас в лицее? Их количество стабильно или растёт?

В этом году у нас около 1500 учеников. В последнее время их количество стремительно растёт, и эта тенденция продолжится. По нашим прогнозам, через 4-5 лет у нас будет учиться 1700-1800 учеников.

А сколько учителей?

У нас работают 165 учителей.

Какова их квалификация? Дипломы каких университетов позволяют работать в образовательных учреждениях Франции?

Во Франции чтобы стать учителем необходимо окончить магистратуру и быть интегрированным в образовательную систему путём сдачи специальных экзаменов. Наши преподаватели имеют научную степень BAC плюс 5. Раз в год проводится тестирование.

Что Вы можете сказать об уровне знаний учеников, которые приходят учиться в лицей после французских школ Андорры?

Общий уровень знаний довольно высокий – это подтверждено результатами тестов и экзаменов. Мне нравится, что французская система образования имеет отношение ко всем поколениям учеников – как в рамках общего, так и в рамках профессионального образования.

Каков бюджет лицея?

Нас полностью субсидирует министерство национального образования Франции, бюджет стабилен. Проблем с финансированием французских учебных заведений за пределами Франции, насколько мне известно, нет.

И много таких заведений?

Всего около 160, включая Россию.

Мой следующий вопрос касается бесплатных вечерних курсов французского языка для взрослых. Два года назад количество часов занятий сократилось: теперь вместо двух часов занятия длятся полтора часа. Есть ли планы вернуть количество часов?

Курсы для взрослых не имеют никакого отношения к лицею. Лицей даёт площадку для проведения бесплатных занятий для взрослых по вечерам. Курсы сейчас полностью финансируется правительством Андорры. Раньше часть финансирования брала на себя администрация региона Лангедок-Руссильон. После того, как Лангедок-Руссильон объединился с регионом Миди-Пиренеи, финансирование прекратилось.

Могу сказать, что на курсы французского языка в Андорре большой спрос. Я знаю, что многие не могут попасть в списки из-за перегруженности – в классах более 30 человек. Бесплатные курсы французского языка – некий трамплин для людей, которым нужно изучать французский язык для учебы или работы.

Сегодня финансирование курса поддерживается только правительством Андорры. Поэтому и сократилось количество часов. Правительство Андорры заинтересовано в продолжении существования бесплатных курсов. Есть планы по сокращению количества человек в группах, например, путём привлечения новых преподавателей. Правительство Андорры ведёт переговоры о возобновлении финансирования с администрацией образовавшегося региона Окситания. Но это вопрос политический.

Можете ли Вы назвать имена выпускников лицея, которые стали известными людьми?

Я не так давно в лицее и не слишком хорошо знаю бывших выпускников. Однако мне известно, что среди андоррцев есть много бывших учеников лицея. В их числе – министр образования Андорры, мэр Ордино, мэр Канильо…

Вы – новый директор лицея. Намерены ли Вы проводить какие-либо изменения?

Я не в праве проводить радикальные изменения – мои инициативы ограничены общими правилами. То, что я пытаюсь и буду пытаться сделать, – это привлечь новых учеников, создать комфортные условия для обучения и, конечно же, приводить в действие реформу средней школы.

Наряду с американской и британской системами образования принято выделять так называемую европейскую систему образования, которая в каждой стране (Франция, Испания, Германия, Италия) имеет свои особенности.

Французская система образования

В основе французской системы образования, признанной одной из лучших в Европе, лежат принципы, имеющие столетнюю историю, которые были заложены в 1880—90-х годах. Образование бесплатное, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей 6— 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучаются около 20 % всех учащихся страны. Все школьные программы для частных и государственных школ, конкурсы и экзамены утверждаются государством. Именно только государство вправе выдавать дипломы до уровня бакалавра (baccalaureat).


Образовательная система во Франции имеет следующую структуру:

Дошкольное образование (до 6 лет);

Начальное образование (6— 11 лет);

Среднее образование (11—18 лет);

Заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра;

Высшее образование.

Дошкольное образование

Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет. Дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети в возрасте от 3 до 6 лет посещают детский сад.

Упрочена точка зрения о том, что детские сады — самая большая удача французской образовательной системы. Кроме того, что интерьер классов оформлен в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, которым в них нравится пребывать, дети здесь получают основы общения между собой и со старшими, приобретают массу полезных навыков, хорошие манеры поведения в обществе и т. д. В детском саду имеются три возрастные группы:

Первая младшая (2— 4 года), где дети учатся играть;

Вторая средняя (4—5 лет), в которой дети приобретают навыки лепки, постигают основы рисования, участся общаться между собой;

Третья старшая (5— 6 лет) является подготовительной к школе группой, где дети познают азы чтения, письма, счёта.

Сады, как правило, работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах — с раннего утра до 18— 19 часов, в том числе и в период каникул, потому как большинство родителей в этот период работают, и дети нуждаются в присмотре.

Начальное образование

Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом обязательного образования. По окончании цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании (certificat d"etudes primaire, CEP).

Начальное образование охватывает пять лет, (6—11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой) и включает:

Обучение длится 27 часов в неделю (9—12 час., и с 14 час.до 17): четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают.

Следует отметить, что формально в начальной школе запрещены задания на дом, однако практически это повсеместно осуществляется.

В школах дети фактически обучаются в так называемых смешанных классах (вместе и девочки, и мальчики), но на старых школьных зданиях все еще можно увидеть надписи «Школа для мальчиков» или «Школа для девочек».

Как правило, все предметы в одном классе проводятся одним преподавателем.

Среднее образование

Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения.

Первый цикл обучения

6, 5 классы — цикл наблюдения.

Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из живых языков.

В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения.

4, 3 классы — цикл ориентации.

Дети начинают изучение второго живого иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки.

В конце 3 класса ученики сдают экзамены на получение свидетельства об окончании коллежа (ранее — BEPC).

После 3 класса ориентация дальнейшего обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, так как дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по так называемому короткому циклу обучения, либо по длинному .

Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит совет класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно покажется им необоснованным.

В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. С ними работают преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку.

Обычно эти секции называются SEGPA.

Второй короткий цикл профессионального образования.

Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение двух лет к профессиональному диплому.

CAP (сертификат профессиональной подготовки) выдается учащимся, овладевшим определенной профессией.

BEP (сертификат общего профессионального образования) готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т. п.

В системе французского образования профессиональное и общее образование имеют большее разделение, чем в других странах, и в силу этого обстоятельства профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.

LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на данный цикл обучения отправлялись плохо успевающие ученики.

Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра («бак»), благодаря наличию так называемых переходных классов.

Второй длинный цикл обучения (лицей).

Лицей осуществляет подготовку в течение трех лет к экзамену на степень бакалавра:

Второй класс является так называемым неопределенным классом, т. е. пока не имеющим определенной специализации.

Первый класс имеет много направлений — филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

«Терминаль», или последний класс лицея, заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра.

«Бак», как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию.

Высшее образование

Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра. Французская система образования имеет различные формы: короткий и длинный циклы, обучение в высших школах (Grandes ecoles), университетах .

Высшее образование(короткий цикл).

Начнем с образования, охватывающего обычно два года и поэтому называемого коротким циклом высшего образования. Оно пользуется спросом в обществе, так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства.

Существуют следующие виды образовательных учреждений короткого цикла:

1. Отделения высшего технического образования в лицеях. Они готовят к получению BTS (brevet de technicien superieur) — диплома о высшем техническом образовании.

2. Университетские технологические институты (institut universitaire de technologie) работают при университетах и ведут к получению DUT (diplome universitaire de technologie) — университетского технологического диплома.

3. Специализированные школы готовят в течение 2—3 лет по специальностям здравоохранения и для социальных служб (акушерки, медсестры, массажисты-кинезиотерапевты и т. п.).

Высшее образование (длинный цикл).

Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра), и поэтому в университетах часто оказываются студенты, не поступившие в другие школы.

Более половины бакалавров поступают в университет, но около 40 % из них бросают учебу в течение первого года обучения.

Возможно поступление в университет без наличия степени бакалавра, путем сдачи специального экзамена в университет (ESEU), но это допустимо только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов, имеющих большой стаж практической работы.

За исключением нескольких конфессиональных все университеты являются государственными,.

Университетское образование имеет три цикла:

Первый цикл в течение двух лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании), но который не имеет практической ценности на рынке труда.

Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence).

Недавно была также создана возможность получения профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres),где обучение длится три года.

Третий цикл делится на два филиала:

1. DESS (диплом высшего специализированного образования), который является профессиональным дипломом, подготовка к которому длится один год после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику.

2. DEA (диплом углубленного изучения) — это обучение исследовательской работе.

По получении DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these) минимально в течение двух лет.

Изучение медицины и фармацевтики является особым разделом образования, которое проходит в CEU (госпитальных университетских центрах), и при этом университет обеспечивает теоретическое обучение, а больница — практические навыки.

Изучение медицины продолжается 2—10 лет. В конце первого года студенты сдают очень сложный экзамен, и только успешно сдавшие его могут продолжать обучение.

После шести лет обучения студенты проходят конкурс в специализированную интернатуру, которая позволяет стать врачом-специалистом после четырех или пяти лет обучения, либо получить диплом по Общей медицине на основании конкурса после двух лет обучения.

Французский аналог MBA — DESS.


Обучение на диплом DESS приравнивается к третьему, последнему циклу высшего образования (идентично нашей аспирантуре и кандидатской степени).

DESS получают не только студенты, но и сотрудники компаний, заключившие со своим предприятием соглашение о повышении квалификации.

При поступлении проводится отборочный тест — собеседование (concours d"entre). Конкурс порядка 4—5 человек на место. Обязательное условие для поступления — высшее образование (диплом Maitrise) по любой специальности. Не менее (а иногда и более) важен опыт управленческой работы. В отдельных случаях он может быть засчитан как первые четыре университетских курса. Подобные вопросы решает комиссия по эквивалентности. Она же занимается признанием полученных вами в российском вузе квалификаций. Для всех иностранцев есть еще одно общее требование — хорошее владение французским языком. В качестве подтверждения этому принимается документ об успешной сдаче экзамена DELF.

Допустим, вы благополучно прошли отбор и вас зачислили. Далее предстоит выбрать подходящую специализацию. Наиболее известны и популярны следующие специализации: управление предприятием, международный маркетинг, дизайн и качество, управление персоналом, стратегия и руководство малыми и средними предприятиями.

Обучение по программе DESS любой специализации ориентировано на практику. Кроме безусловной полезности для студента, это еще и своеобразный ответ взаимностью предприятиям, направляющим сотрудников на программы formation continue (так называется постуниверситетское образование) и оплачивающим 20 тыс. франков за каждый год одного обучающегося студента. В любую программу DESS включена 3—4-месячная стажировка.

Цель послеуниверситетского обучения одна: подготовить выскоклассного специалиста в области экономики и управления, а поэтому нет ничего удивительного в том, что в университетах наравне с прочими есть департаменты с так называемой говорящей аббревиатурой AIDE (aide - помощь). Здесь студент университета может пройти стажировку по собственному проекту и даже открыть собственное дело (в этом ему посодействует региональный совет предпринимателей).

Кроме того, сами школы регулярно публикуют предложения стажировок, календари ярмарок вакансий, рекомендации по составлению CV и т. д. в специализированных изданиях Figaro GEU (Grands Ecoles et Universites), Les Echos. Как показывает опыт, для многих студентов чтение таких изданий оказывается куда полезней скучных учебников по маркетингу.

Предупреждаем сразу: для получения диплома DESS придется много и напряженно учиться. Французы считают, что любой управленец должен знать основы стратегического планирования, аудита и контроля, логистики, управления производством, анализа рынков и политики сбыта, управления персоналом и социопсихологии менеджмента, финансов и коммерческого права.

На диплом DESS обычно готовят институты управления предприятиями (Institut d"Administration des Entreprises, IAE — французский аналог бизнес-школ), которые создаются при крупных учебных заведениях. В настоящее время во Франции 27 таких институтов, которые удивительно равномерно расположились по всей территории страны. Это государственные учреждения, и обучение здесь полностью регламентировано Министерством национального образования. В силу того, что бизнес-специализаций DESS в государственном реестре более 10, то каждый институт, заботясь прежде всего об уровне обучения, предлагает не все сразу, а в среднем 4—5 специализаций. Государство в свою очередь осуществляет контроль за тем, чтобы в среднем по стране не возникало профицита или дефицита какой-либо из специализаций.

Помимо IAE, получить французскую MBA можно еще и в бизнес-школах. Следует отметить, что не так давно пять наиболее престижных французских школ менеджмента, в их числе Высшая коммерческая школа (НЕС), Высшая школа экономических и коммерческих наук (ESSEC) и Высшая коммерческая школа Парижа, образовали консорциум, в рамках которого в течение двух лет можно получить диплом MBA на английском языке. При всем этом самой известной французской бизнес-школой по праву остается легендарная INSEAD.

Конечно, кто имеет возможность дать своим детям европейское образование, должны иметь представление - КАК это сделать. Образование за границей возможно при условии знания этих общих принципов. При необходимости в таких случаях, надо просто набрать в интернете "Образование за границей " - и Вы сразу становитесь обладателем всех необходимых знаний.

Франция - динамично развивающаяся европейская страна, входящая в ЕС и Шенгенскую зону. С каждым годом нарастает популярность и престиж местного образования среди иностранных студентов, в том числе из СНГ. Причиной тому служат превосходные условия обучения и перспективы трудоустройства в государствах Евросоюза. Какие отличительные черты имеет французское образование? Что необходимо абитуриентам-иностранцам для зачисления на учёбу в местные вузы?

Особенности системы образования во Франции

Система образования Франции является централизованной, его политика полностью контролируется Министерством нацобразования. В стране функционирует свыше 60000 учебных заведений различных уровней, до 20% которых являются частными. При этом учащиеся в совокупности составляют более 15 миллионов человек.

Основной язык преподавания - французский. Некоторые вузы разработали и внедрили курсы для студентов-иностранцев на английском.

Важно: преподавание религии запрещено в учреждениях начального и среднего образования.

Система французского образования включает несколько этапов

Когда начинается учебный год во Франции

Продолжительность учебного года стандартизована на уровне Министерства национального образования. Во всей стране дети начинают учиться в начале сентября, а заканчивают - в начале июля. В течение года предполагаются каникулы:

  1. Осенние, приуроченные ко Дню всех святых (последняя неделя октября и первая неделя ноября - 2 недели).
  2. Рождественские и новогодние (2 недели).
  3. Зимние (2 недели в середине февраля).
  4. Весенние, приуроченные к Пасхе (2 недели в середине апреля).
  5. Летние (2 месяца - с июля по сентябрь).

Структура образовательной системы состоит из 3 уровней.

Начальное образование

Учреждения начальной образовательной ступени - ДОУ (ясли, детские сады) и начальные школы.

Дошкольные учреждения

Ясли посещают дети с 2 месяцев до 2 лет, а детские сады - с 2 до 5. Они работают, как правило, в течение рабочего дня (7:30–18:30) либо несколько часов в день. Возможен и продлённый день по согласованию с руководством.

Дети 2–5 лет во Франции посещают детские сады

В яслях нет групп, все малыши находятся вместе. В детских садах идёт разделение на две подгруппы - до 4 лет и с 4 до 5 лет. В первой дети играют, общаются друг с другом, а во второй - поют, рисуют и занимаются реализацией прочих творческих навыков, гуляют на свежем воздухе и изучают окружающий мир.

Коренное население не стремится отдавать своих детей в ДОУ, поскольку в них ходит большое количество детей иммигрантов.

Посещать ДОУ ребёнок может только по желанию родителей.

Начальная школа

Учреждения начальной школы посещаются детьми 6–11 лет. Программа обучения включает в себя 5 классов.

До обучения в начальной школе дети должны посещать дополнительные курсы подготовки к школе при детских садах

Первый класс представляет собой курсы подготовки к учёбе в школе, которые преподаются в рамках детского сада. Здесь дети учатся письму, чтению, разговорной речи и самостоятельности. Учёба в последующих классах осуществляется уже в стенах начальных школ. Учебный план включает такие дисциплины, как математика, речь, письмо, этика, рисование, коммуникация.

Одарённые дети по наставлению учителей могут быть переведены в старшие классы.

Посещать начальную школу должен каждый ребёнок во Франции.

Видео: французская система начального образования

Среднее (школьное) образование

Учреждения средней образовательной ступени - коллежи и лицеи. При этом нумерация классов здесь обратная (с 6 по 1 класс + выпускной).

Коллежи

Коллежи - младшие средние школы. Здесь обучаются дети 11–15 лет (всего 4 года обучения: 6–3 классы). Учебный процесс подразделяется на циклы:

  1. Адаптационный (6 класс). Из начальных школ сюда принимаются дети без вступительных испытаний. Программа направлена на закрепление и систематизацию знаний, полученных ранее. В неё включён один иностранный язык по выбору ученика.
  2. Основной (5–4 классы). Главная цель - углубление имеющихся навыков и знаний, а также подбор наиболее подходящего направления обучения в лицее. К базовым учебным дисциплинам добавляют естественные науки и несколько иностранных языков по выбору.
  3. Профессиональный (3-й класс). Происходит специализация по одному из направлений - общему, профессиональному, техническому. По окончании цикла сдаётся национальный экзамен.

Учёба в коллежах является обязательной. По окончании этих учреждений выдаются сертификаты об окончании неполного среднего образования.

Лицеи

Лицей - старшая средняя школа, где учатся дети 15–18 лет (3 класса в общем случае) и по окончании учёбы сдают экзамены. Лицеи разделены на общие, технологические и профессиональные (аналог российских ПТУ). Профессиональные проводят вступительные испытания для абитуриентов, в то время как в учреждениях других типов необходима запись.

Выпускники лицеев получают дипломы, с которыми могут поступать в вузы

По итогам выпускных экзаменов в общих и технологических лицеях выдаются дипломы об окончании общего и технологического бакалавриата соответственно, которые необходимы для поступления в вуз. В профессиональных же цикл обучения сокращён до двух лет, а по их окончании оформляется сертификат о профпригодности, который необходим для дальнейшей работы на предприятии.

Высшее образование

Учреждениями высшего образования во Франции являются высшие школы, университеты и технологические институты. Основная масса вузов является государственными, но имеются и частные.

Абитуриенты, как правило, проходят вступительные испытания - экзамены и собеседование.

Структура образовательного процесса в вузах включает 4 этапа обучения

Все высшие учебные заведения участвуют в Болонском процессе с 2002 года. Старая система обучения была упразднена, а нынешняя включает следующие этапы:

  1. Бакалавриат. 3 года обучения. В зависимости от специализации выдаётся диплом DEUG или DEUST, подтверждающий академическое или научно-техническое образование. С DEUST выпускники могут устроиться на работу менеджерами.
  2. Магистратура. 2–3 года обучения в зависимости от специальности. После первого года обучения присваивается степень лиценциата, второго - магистра, а после третьего - инженера.
  3. Дополнительный цикл послевузовского образования. 1 год обучения. Приём осуществляется по результатам собеседования. По окончании выдаётся диплом о специальном или исследовательском образовании, который необходим для дальнейшего поступления в докторантуру.
  4. Докторантура. 3–4 года обучения. Для приёма с абитуриентом проводится собеседование. В конце обучения соискатель докторской степени должен написать и защитить диссертацию перед Национальной комиссией, после чего выдаётся диплом доктора наук.

Практически после каждого года обучения проводятся экзамены, а студентам выдаются национальные дипломы, которые соответствуют тому или иному этапу обучения в конкретном вузе. Такая особенность образовательной системы несколько затрудняет понимание образовательных документов.

Видео: краткий анализ схемы образования Франции

Сколько стоит обучение, можно ли иностранцам учиться бесплатно

Все французские ДОУ являются платными. При этом стоимость зависит от количества часов ежемесячного посещения и совокупного дохода семьи. Как правило, за одного ребёнка родители платят 200–300 € каждый месяц.

Учёба в школах и учреждениях среднего образования является бесплатной. Однако по волеизъявлению родителей ребёнок может посещать частные учреждения. Стоимость обучения в них начинается от 1000 € в месяц.

В государственных вузах учатся бесплатно, поскольку Министерство образования их субсидирует. Однако студенты должны вносить символическую плату около 185 € за год обучения в бакалавриате, 250 - в магистратуре, 400 - в докторантуре. Частные вузы взимают плату порядка 2000–10000 € в год.

Студенты из государств СНГ вправе получать образование бесплатно наравне с коренными жителями.

Таблица: самые известные французские вузы

Наименование учебного заведения Количество учащихся Особенности учебного заведения
130000 Основан в 1253. Самый знаменитый и крупный вуз Франции. В 1970 разделён на 13 независимых вузов, 5 из которых стали его преемниками, сохранили единую инфраструктуру и образовательные традиции. Среди выпускников - М. Цветаева, О. де Бальзак, О. Мандельштам. Основные направления подготовки - право, литература и театральное искусство, гуманитарные науки, медицина, иностранные языки.
46000 Основан в 2009 в результате объединения университетов Луи Пастера, Марка Блока и Роберта Шумана. Среди выпускников университета нобелевские лауреаты, выдающиеся исследователи, врачи, политики, общественные деятели. Популярные направления подготовки - медицина, менеджмент, гуманитарные, социальные и экономические науки. Занимает 87 место в Академическом рейтинге университетов мира.
44000 Основан в 1289. Шестой по величине вуз Франции. Самыми популярными направлениями обучения являются медицина, фармацевтика, стоматология, политология, экономика и право. Университет владеет обширной коллекцией картин европейских художников.
74000 Основан в 2012 году в результате слияния университетов Прованса, Поля Сезана и Средиземноморской Академии. Самые популярные направления подготовки - менеджмент, политология, экономика, наука и технологии. Входит в ТОП-10 лучших французских университетов (по мнению агентства CWUR) и в ТОП-100 вузов мира (по мнению Reuters).
130000 Основан в 1559. В 1970 был разделён на 3 независимых университета, которые находятся на территории студенческого городка «Лилль». С 2014 года запущен процесс слияния вузов. Основные направления обучения - юриспруденция, естественные науки, медицина и фармация. Преподавателями вуза были многие известные люди, такие как Луи Пастер, Рене Кассэн (лауреат Нобелевской премии), Жак Ле Гофф, Поль Паскаль.

Фотогалерея: французские высшие учебные заведения

Сорбонна - самый крупный и старый университет Франции Страсбургский университет занимает 87 место в Академическом рейтинге университетов мира Университет Монпелье - шестой по величине вуз Франции Университет Экс-Марсель входит в ТОП-100 лучших университетов мира по мнению агентства Reuters Основные направления подготовки Университета Лилля - юриспруденция, естественные науки, медицина и фармация

Как поступить во французский университет русским, украинцам, белорусам и казахстанцам

Основное требование, предъявляемое при поступлении во французские вузы - наличие аттестата бакалавра со средним баллом выше проходного. Выпускники российских школ таких аттестатов не получают, поэтому они должны отучиться в одном из вузов РФ как минимум год. А вот выпускникам вузов, окончившим бакалавриат или магистратуру, будет проще. Тем не менее руководство большинства французских вузов предлагает иностранцам перед зачислением пройти 1–2-годичные курсы подготовки к обучению, по окончании которых сдаётся языковой экзамен. Курсы можно пройти как у себя на родине, так и во Франции.

Для начала абитуриенту необходимо определиться с вузом для поступления. В вопросах получения высшего образования содействие оказывает госагентство Франции «КампюсФранс». Для прохождения обучения длительностью более 3 месяцев необходимо зарегистрироваться на сайте агентства, создать анкету и оформить долгосрочную визу студента. Вступительные испытания проводятся зимой.

Граждане РФ могут подавать документы для поступления в режиме онлайн. К своей анкете в системе нужно загрузить сканированные копии свидетельства о рождении, загранпаспорта, аттестата или диплома об образовании, выписки из зачётки. Документы должны сопровождаться переводом на французский язык. Помимо этого, абитуриент должен составить мотивационное письмо от руки. После этого представитель «КампюсФранс» назначает день прохождения собеседования.

Видео: поступление во французские вузы

Стипендии и гранты для студентов-иностранцев

Иностранным студентам не всегда предоставляется возможность учиться во французском вузе бесплатно. Нередко они обращаются за стипендиями и грантами, которые могут быть выделены на краткосрочное или долгосрочное обучение.

Стипендия - ежемесячная материальная помощь. Стипендии предоставляются правительством Франции, Еврокомиссией, местными вузами, а также президентом РФ. Информация об актуальных программах представлена на портале «CampusFrance» по ссылке .

Грант - единовременная выплата средств для покрытия полной или частичной стоимости обучения. Как правило, они выделяются для проведения определённых научных исследований. Найти подходящую программу можно на сайте агентства «CampusFrance» в разделе «Finance your programm».

Стипендии и гранты могут быть получены до либо во время прохождения обучения. При этом каждая программа имеет свою индивидуальную процедуру подачи заявки на участие.

Видео: рассказ о поступлении в Сорбонну (Париж)

Как живут студенты

Формально каждый студент вправе проживать в студенческом общежитии, где ему выделяется отдельная комната. Однако места в них достаются далеко не всем. Сначала жильём обеспечиваются малоимущие местные студенты, затем стипендиаты и участники международных обменных программ. При этом ежемесячная плата в государственном вузе будет составлять 100–350 € в месяц, а в частном - от 250. Все студенческие общежития принадлежат не вузам, а центру по вопросам размещения студентов (CROUS).

Студенты нередко арендуют квартиры по несколько человек и платят каждый за свою отдельную комнату. Стоимость аренды в этом случае начинается от 300 €.

Ещё одним доступным способом является проживание во французской семье. Этот вариант больше всего подходит студентам, планирующим краткосрочное обучение. Стоимость проживания, как правило, составляет 150–300 €.

Каждый студент может получить комнату в общежитии

Как получить визу

Франция является страной ЕС, входящей в Шенгенскую зону. Чтобы поехать туда поступать и учиться, гражданам РФ необходимо предварительно оформить визу. Учебные визы бывают двух типов - краткосрочные (для пребывания не более 90 дней подряд, к примеру, с целью прохождения вступительных испытаний) и долгосрочные (более 90 дней).

Для оформления визы необходимо обратиться в одно из консульских учреждений Франции в РФ. Они имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Заявитель должен предварительно подготовить следующие документы:

  • заполненную и подписанную анкету-заявку,
  • паспорт для заграничных поездок,
  • 2 фотографии,
  • полис медицинского страхования выезжающих за рубеж,
  • копию всех страниц внутреннего паспорта либо свидетельства о рождении,
  • подтверждение финансовой состоятельности,
  • приглашение от образовательного учреждения либо свидетельство о зачислении на курс,
  • подтверждение проживания во Франции.

Для обучения во Франции необходимо предварительно оформить визу

С заявителями, желающими оформить долгосрочную визу, консул в обязательном порядке проводит личную беседу.

Подробные условия оформления учебных французских виз изложены на официальном сайте посольства Франции в разделах, касающихся долгосрочных и краткосрочных шенгенских виз.

Дополнительные курсы и работа во время учёбы

Во время учёбы студенты по своему желанию могут посещать дополнительные курсы по предварительной договорённости с руководством факультета. Как правило, за это взимается отдельная плата.

Французское законодательство предусматривает возможность подработки для студентов. Предварительно нужно получить специальное разрешение в местной администрации. В течение года допускается не больше 844 часов работы (за неделю - максимум 19 часов, а в период каникул - 40).

Французские студенты имеют право подрабатывать во время учёбы

Дипломы местных вузов котируются во всех странах ЕС, поэтому выпускники могут получить высокооплачиваемую работу по окончании учёбы и остаться жить в Европе. Однако работодатели во Франции отдают большее предпочтение при трудоустройстве выпускникам специальных высших школ, где учёба платная. Это связано с тем, что работодатели не доверяют бесплатному образованию, несмотря на его высочайшее качество.

Итоговая таблица: преимущества и недостатки образовательной системы Франции

Преимущества Недостатки
Качество обучения признано одним из лучших в мире Практически у каждого вуза имеется своя система присвоения дипломов, что затрудняет понимание образовательных документов
Иностранцы могут получать образование бесплатно Процесс оформления визы многоэтапный и сравнительно сложный
Для иностранных студентов разработаны программы на английском Большая часть программ преподаётся на французском, поэтому абитуриентам необходимо посещать языковые курсы, а по их окончании - сдавать экзамен
Каждый студент обеспечивается общежитием Мест в общежитиях хватает далеко не всем
Стоимость обучения ниже, чем в других европейских странах Процесс поступления в значительной степени бюрократизирован
Во время учёбы есть возможность работы и посещения дополнительных курсов Существуют сложности при поиске работы во Франции по окончании вуза
Возможно получение стипендий, грантов Образование, полученное во Франции, менее престижное, нежели американское и британское


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта