Главная » Обработка грибов » Главная мысль рассказа душечка. Презентация на тему "А.П.Чехов «Душечка»"

Главная мысль рассказа душечка. Презентация на тему "А.П.Чехов «Душечка»"

Слайд 2

Слайд 3

  • Задание – 1. Две точки зрения на образ Душечки.
  • Повторение. Жанр рассказа, композиция, сильные позиции.
  • Проверка домашнего задания. План рассказа, композиционные приёмы.
  • Задание – 2. Лингвистический анализ.
  • Задание – 3. Смысл названия рассказа.
  • Домашнее задание. Сочинение – рассуждение.
  • Слайд 4

    Задание - 1

    Сопоставьте две точки зрения на образ Душечки.

    • Л.Н.Толстой
    • М.Горький

    Чьё мнение вам ближе? Почему?

    Слайд 5

    Л.Н.Толстой

    “Несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез читать некоторые места этого удивительного рассказа… Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению, существом… но не смешна, а свята удивительная душа Душечки".

    Слайд 6

    М.Горький

    “Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает Душечка, - милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба".

    Слайд 7

    Повторение

    • Дайте определение жанра рассказа.
    • В чём особенности рассказов Чехова?
    • Дайте определение композиции текста.
    • Назовите композиционные приёмы текста.
    • Дайте определение языковой композиции.
    • Перечислите сильные позиции текста.
  • Слайд 8

    Жанр рассказа

    Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии. С.Бройтман

    Слайд 9

    Рассказы Чехова

    Чеховский рассказ уходит своими корнями в традиции анекдота и притчи. Рассказы Чехова – сплав анекдота и притчи.В.Тюпа

    Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение.

    Слайд 10

    Композиция

    Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский

    Слайд 11

    Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин

    Слайд 12

    Композиционные приёмы

    1. Повтор
    2. Усиление
    3. Противопоставление
    4. Монтаж
  • Слайд 13

    Языковая композиция

    Сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В.Виноградов

    Слайд 14

    Сильные позиции текста

    1. Название
    2. Эпиграф
    3. Начало и конец текста, главы, части (первое и последнее предложения)
    4. Слова в рифме стихотворения
  • Слайд 15

    Проверка домашнего задания

    • 2 группа. Чтение письменных работ “Мое отношение к Душечке".
    • 1 группа.План рассказа, композиционные приемы.
    • 3 группа.Анализ сильных позиций: названия, начала и конца каждой главы.
    • Индивидуальное задание: Сравнить образы Душечки и А.М. Пшеницыной.
  • Слайд 16

    План рассказа

    1. Душечка замужем за антрепренером Кукиным.
    2. Смерть мужа.
    3. Душечка замужем за управляющим Пустоваловым.
    4. Смерть мужа.
    5. Роман Душечки с ветеринаром Смирниным.
    6. Отъезд ветеринара.
    7. Одиночество.
    8. Любовь к Сашеньке.
  • Слайд 17

    Композиционные приёмы

    Композиция строится на тематических повторах. “Душечка всякий раз становится “дублером" своего мужа. При Кукине она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы, выдавала жалованье… При Пустовалове “она сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар". Но при этом Ольга Семеновна не оставалась только помощницей – она присваивала себе чужой личный опыт, чужое “направление жизни", как бы удваивая объект своей привязанности. Самоотверженность Душечки, как это постепенно проясняется к концу рассказа, есть форма духовного иждивенчества."

    В.Тюпа

    Слайд 18

    Задание - 2

    • Лингвистический анализ фрагмента от слов “В великом посту он уехал в Москву…"
    • Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини.
    • Определите авторское отношение к Оленьке.
    • Сделайте вывод.
  • Слайд 19

    Ключевые слова

    Без него не могла спать, сидела у окна, смотрела на звезды, сравнивала себя с курами, не спят, испытывают беспокойство, в курятнике нет петуха.

    Слайд 20

    Авторское отношение

    “В поэтической традиции созерцание звездного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй мыслей, мечту о крылатости. Согласно мифологическим представлениям, душа вообще крылата. Оленька тоже сравнивает себя с крылатыми существами, однако – нелетающими, а созерцание мироздания наводит ее на мысль о курятнике. Подобно тому как курица – своего рода пародия на свободную перелетную птицу..., чеховская Душечка – пародия на традиционно-аллегорическую Психею."

    В.Тюпа

    Слайд 21

    Вывод

    Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному выбору жизненной позиции, пользуется чужими самоопределениями. Ирония Чехова перерастает в сарказм.

    Слайд 22

    Задание - 3

    • Почему в финале глава о Сашеньке?
    • Почему рассказ называется “Душечка"?
    • Сделайте вывод.
  • Слайд 23

    Вывод

    “Итак, никакого перерождения “Душечки" во взрослую “душу" под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности. Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся “эмбрионом" личности.»

    В.Тюпа

  • Слайд 24

    Домашнее задание

    1. Сочинение - рассуждение
    2. Душечка – неразвившийся «эмбрион» личности (В.Тюпа). Согласны ли вы с этой мыслью литературоведа?
    3. Душечка – прекрасная жена и мать, мечта мужчины. Согласны ли вы с этим высказыванием?
  • Посмотреть все слайды

    Ольга Михайловна СКИБИНА (1956) - доктор филологических наук, профессор Оренбургского государственного педагогического университета.

    Время и пространство чеховской «Душечки»

    Рассказ «Душечка» - один из самых известных и при этом самых трудных для интерпретации (а значит, и изучения) рассказов Чехова. Готовясь к уроку, учителю предстоит прежде всего ответить для себя на простые “детские” вопросы, которые затем будут поставлены в классе. О чём этот рассказ? Состоялась или не состоялась жизнь Душечки? Как относится автор к своей героине? Почему так по-разному оценивали этот рассказ критики (от “монографии любви” до рассказа о “куриной любви”)? Может быть, характер героини многогранен - или тут дело в чём-то другом? Ответы на эти вопросы можно получить лишь при очень пристальном чтении рассказа, зная некоторые важные черты поэтики Чехова. Особое внимание стоит обратить на художественное время и пространство «Душечки» - именно через них нам приоткроется смысл рассказа.

    И стория бескрылой жизни Ольги Семёновны, неспособной сориентироваться в окружающей её действительности и осознать себя как личность, приводит, на первый взгляд, к мысли о статичности образа: никаких возможностей для становления, роста, развития здесь нет. В результате изображённых в рассказе событий (встреча - смерть возлюбленного - одиночество - новая встреча) ничего в судьбе героини не изменено, не создано вновь. Конец возвращается к началу. Жизнь Ольги Семёновны, казалось бы, заполнена множеством событий, в рассказе присутствуют практически все атрибуты остросюжетной беллетристики: любовь, измены, смерть, резкие сдвиги в отношениях. И, однако же, эта жизнь воспринимается как существование поистине бессобытийное, так как всё это множество событий напоминает бег на месте. Они не изменяют ни натуры Ольги Семёновны, ни окружающей действительности. Но если результат события в рассказе “равен нулю”, почему тогда Чехов обо всех прежних привязанностях героини (антрепренёр Кукин, лесоторговец Пустовалов, ветеринар Смирнин) пишет предельно сжато и лаконично в форме прошедшего времени, а последнюю её привязанность к чужому ребёнку даёт на двух страницах и повествование ведёт в настоящем времени?

    Время для Оленьки движется только тогда, когда у неё есть глубокая привязанность, ради которой она и живёт, - жизнь её останавливается, когда такой привязанности нет. Вот как описывает Чехов жизнь Душечки с её мужьями - с Кукиным: “После свадьбы жили хорошо...”, “и зимой жили хорошо...”; с Пустоваловым: “И опять они жили хорошо, опять Оленька расцвела...”. Кстати, повторение одних и тех же слов на небольшом повествовательном пространстве свидетельствует об иронии автора - это один из чеховских художественных приёмов оценки личности. Несмотря на то, что время действия в рассказе продолжается не часы и дни, а месяцы и даже годы, он как бы состоит из отдельных эпизодов, создающих впечатление о всей судьбе Ольги Семёновны. Чехов мастерски “сгущает” время, отмечая в жизненном пути героини лишь те его отрезки, которые ознаменовались для неё важными переменами: “Три месяца спустя”, “И так прожили Пустоваловы тихо и мирно, в любви
    и согласии шесть лет”, “Когда прошло шесть месяцев”, “И так день за днём, год за годом - и ни одной радости”.

    Когда “душечка” Ольга Семёновна не заполнена, подобно сосуду, до краёв привязанностью к кому-нибудь, не поглощена всецело любовью, “которая захватила бы всё её существо”, тогда её жизнь оказывается лишь ожиданием новой встречи и новой привязанности. Фактически это ожидание возможности приобщиться к чужим интересам и ими заполнить своё существование, то есть - ожидание полноценного бытия. Время это, бессобытийное для героини, кажется почти остановившимся: “Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда <...> и Оленька осталась одна <...> По вечерам Оленька сидела на крылечке <...> глядела безучастно на свой пустой двор, ни о чём не думала, ничего не хотела, а потом, когда наступала ночь, шла спать и видела во сне свой пустой двор <...> а главное, что хуже всего, у неё уже не было никаких мнений...” Это медленно тянущееся время - время субъективное, время героини, для которой “распалась связь времён”.

    Сам же повествователь ни на минуту не забывает о том, что “всё течёт, всё изменяется”: “Город мало-помалу расширялся во все стороны; Цыганскую слободку уже называли улицей, и там, где был сад «Тиволи» и лесные склады, выросли уже дома и образовался ряд переулков. Как быстро бежит время! Дом у Оленьки потемнел, крыша поржавела, сарай покосился, и весь двор порос бурьяном и колючей крапивой”. Оленька же не видит происходящих перемен, время для неё лишено поступательного исторического хода, оно движется по узким кругам, причём круг недели, месяца ничем не отличается от круга года, всей жизни.

    Ограничен и пространственный мир Ольги Семёновны: его контуры чётко обозначены флигельком, очередной могилой очередного мужа, церковью, назойливыми мухами. Неслучайно бессонными ночами во время отъезда мужа Оленька “сидела у окна и смотрела на звёзды. И в это время она сравнивала себя с курами, которые тоже всю ночь не спят и испытывают беспокойство, когда в курятнике нет петуха”. Пространства вне героини как бы не существует. Она не может самостоятельно ориентироваться в сложном и запутанном для неё мире - обретение этой ориентации равносильно для неё обретению смысла жизни, счастья.

    Душечка, сойдясь со своим возлюбленным, начинает жить его жизнью, думать его мыслями, смотреть на происходящее его глазами. Происходит своеобразное наложение точек зрения: повествователь самоустраняется, его роль “берёт” на себя Оленька, которая, в свою очередь, “наблюдательным пунктом” избирает позицию своего очередного мужа. Получается, что всё описываемое мы видим то глазами антрепренёра Кукина, то глазами ветеринара Смирнина. Однако изображение окружающего мира с позиций этих героев даётся не в чистом виде, а преломляется в ограниченном сознании Оленьки. Внутренний духовный мир этих героев, таким образом, предстаёт перед нами не в оценке повествователя, а в высказываниях Душечки, а поскольку она почти дословно воспроизводит стиль речи своих возлюбленных, то представление о них складывается полное - и вместе с тем это представление характеризует саму Оленьку.

    После свадьбы с Кукиным “она уже говорила своим знакомым, что самое замечательное, самое важное и нужное на свете - это театр, и что получить истинное наслаждение можно только в театре”. Но вот её театрального супруга сменил лесоторговец, и пространственная сфера для Оленьки стала ограничиваться предметами “лесного происхождения”: “...Что-то родное и трогательное слышалось ей в словах: балка, кругляк, тёс, шелёвка, безымянка <...> По ночам, когда она спала, ей снились целые горы досок и тёса, бесконечные вереницы подвод”. И если раньше Душечка говорила: “Завтра мы с Ванечкой ставим «Орфея в аду», то теперь, на предложение знакомых сходить в театр, отвечала: «Нам с Васечкой некогда по театрам ходить. Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего?»”

    Увядающая без любви Душечка вдруг оживает, когда перед ней открывается возможность отдаться воспитанию чужого ребёнка. Не годами и месяцами, даже не неделями и днями, а минутами, мгновениями измеряется теперь жизнь её. “На другой день уже красили на доме крышу и белили стену, и Оленька, подбоченясь, ходила по двору и распоряжалась. На её лице светилась прежняя улыбка, и вся она ожила, посветлела, точно очнулась от долгого сна”. Как долго продолжался этот “сон”, мы можем судить по тому, что возвратившийся ветеринар был “уже седой”, а его сыну “шёл уже десятый год”. Ритм повествования меняется, теперь каждая минута Душечки наполнена смыслом, содержанием; время не просто обозначается, а отсчитывается : “на другой день”, “вечером”, “каждое утро”, “в третьем часу”, “проходит минута” и т.п.

    Казалось бы, происходит полное повторение одной и той же сюжетной ситуации (об этом свидетельствуют почти дословно воспроизводящиеся выражения). Однако после встречи с Сашенькой состояние самой героини изменилось. Прежние увлечения Чехов описывал явно иронически: “В конце концов несчастья Кукина тронули её, она его полюбила”; Пустовалов “сидел недолго, минут пять, и говорил мало, но Оленька его полюбила”; “Прошло шесть месяцев <...> и Оленька нашла своё новое счастье у себя во флигеле” (о Смирнине). Но всё это как бы предыстория, экскурс в прошлое героини (обратим внимание на время глаголов), своеобразное исследование внешних обстоятельств её жизни, приведших к тому, от чего начинается отсчёт времени и истинная жизнь: “Ах, как она его любит! За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления... Её лицо, помолодевшее за полгода, улыбается, сияет”. И хотя всё повторилось: “И она начинает говорить об учителях, об уроках, об учебниках, - то же самое, что говорит о них Саша”, - тем не менее бывшая Душечка раскрылась отнюдь не в ироническом свете. Она почувствовала себя матерью, взяв на себя духовную ответственность за ребёнка. Отношение автора к героине меняется, появляются ноты сочувствия, трогательного внимания. Лев Толстой, восхитившийся рассказом, сказал об этом так: “Хотел проклясть, но благословил”.

    Ф инал рассказа создаёт определённую перспективу, но перспективу двойственную: с одной стороны, это возможность полного счастья (мысли о Саше, его будущем, о своей тихой старости возле него), с другой - ежедневно повторяющийся стук в калитку, который для Душечки означает приближение конца (“это телеграмма из Харькова, - думает она, начиная дрожать всем телом. - Мать требует Сашу к себе...”). И мы понимаем, что в этом случае всё может возвратиться к своей начальной точке, и жизнь опять пойдёт по замкнутому кругу, а истинная потребность любить и быть любимой может получить ложный исход. Таким образом, тему рассказа вполне можно обозначить как драму несостоявшегося материнства - и тогда нам становится понятным изменение его пафоса в финале.

    Главная черта натуры Чехова – острое чутьё к чужой боли, прирождённая мудрость высокой и доброй души. Чтобы понять его взгляды, мысли, нужно всматриваться в глубины произведений, вслушиваться в звучащие голоса героев его творчества. Писателя интересуют обыкновенные люди, в которых он старается найти то, что делает их исполненными высокой духовности.

    В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.

    Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.

    С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.

    Жанр, направление

    Чехов продолжает лучшие традиции классического реализма, который переплетается с приёмами высокого натурализма.

    Писатель соприкасается и с символизмом, ища в нём современные формы изображения действительности.

    «Душечка» — небольшой по объёму рассказ, музыкальность звучания которого позволяет говорить о его камерности. Повествование сопровождается лёгкой иронией, скрывающей насмешливую улыбку.

    Суть

    В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.

    В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.

    Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.

    Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.

    Главные герои и их характеристика

    Характеры и души чеховских героев открываются не сразу. Автор учит не спешить с вынесением однозначных оценок его персонажам.

    1. Ольга Семёновна Племянникова – «тихая, добродушная, жалостливая барышня». Всё в облике её было «мягким»: и взгляд, и белая шея. Но визитной карточкой являлась «добрая, наивная улыбка». Особа любвеобильная, в судьбе которой одна за другой появляются три сердечные привязанности: антрепренер Иван Кукин, управляющий лесным складом Василий Андреич Пустовалов, ветеринар Владимир Платоныч Смирнин. Оленька становится их «тенью», «женщиной-эхом». Лишённая своего мнения, она повторяет всегда то, что говорят её мужья. Любящая без оглядки, Душечка не представляет свою жизнь в одиночестве. Ванечка, Васечка, затем Володечка. Всех она называла «голубчик». Оставшись совсем одна, она теряется, ни одна мысль не рождается в уме. Пустота и неизвестность будущего становятся постоянными спутниками жизни. И только появление в её судьбе десятилетнего мальчика Саши, сына Смирнина, «дарит» Ольге Семёновне любовь, которая захватывает всю душу. Общее свойство характера можно определить общим словом «женственность», оно и выражает весь образ Душечки.
    2. Иван Кукин. В основе характеристики героя лежит антитеза: содержит увеселительный сад «Тиволи», но постоянно жалуется на жизнь. Внешность невзрачная: тощий, говорит, кривя рот. Жёлтый цвет лица – признак физического нездоровья и сварливого характера. Несчастный человек. Постоянно идущий дождь – символ отчаявшегося в своей судьбе заложника ситуации.
    3. Василий Андреич Пустовалов – сосед Племянниковой. «Степенный голос», «тёмная борода». Совершенно незапоминающаяся личность. Он не любит никаких развлечений. Совместная жизнь с Оленькой проглядывает через детали: «от обоих хорошо пахло», «возвращались рядышком».
    4. Владимир Платоныч Смирнин – молодой человек, ветеринар. С женой разошёлся, так как её ненавидел, но исправно высылал деньги на содержание сына.
    5. Темы и проблемы

      1. Судьба женщины в обществе всегда волновала Антона Павловича. Незабываемые страницы своего творчества он посвятил ей, создав образ «чеховской женщины»,
      2. Основная тема рассказа – любовь. Любовь к родственникам, любовь к мужчине и материнская любовь. Тема любви – главная в жизни Душечки. Её чувства тихие, грустные. Речь в рассказе идёт о способности русской женщины к самоотверженности ради продолжения и сохранения жизни.
      3. Но вполне ли свободны в своём поведении и суждениях персонажи рассказа? Труднейшим является вопрос о действительной человеческой свободе , о преодолении в себе зависимости от любящих людей.
      4. Проблема счастья. Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради блага и счастья родных и близких? Так ли необходимо обеспечивать их «счастьем» по какой-то своей норме? Автор пытается ответить на эти вопросы с присущей ему деликатностью.
      5. Философская проблема ценности жизни. У человека есть обязательства перед нею и перед её сохранением. Не нужно её разрушать.
      6. Конфликт обыденной бессмысленной жизни и личности , которая должна «убить в себе раба» и начать жить осознанно. Героине предстоит сбросить с себя сонное оцепенение пассивности и взять на себя ответственность за чью-то судьбу.
      7. Смысл

        Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.

        Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.

        Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.

        Чему учит?

        Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.

        Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.

        Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Написанный в 1898 году, напечатанный в журнале «Семья» рассказ А. П. Чехова «Душечка» вошел в 9 том собрания сочинений писателя. Главная героиня Ольга Семеновна Племянникова проживает в родительском доме неподалеку от сада «Тиволи» в Цыганской слободке. Эта милейшая, приветливая девушка. За ее кроткий нрав и покладистый характер соседи прозвали «душечкой». Чехов раскрывает образ девушки, рассказывает о ее судьбе то с иронией, то с трагическими нотками.

    Оленька Племянникова предстает перед нами как человек, для которого смысл жизни заключен в любви к другим людям. Она живет проблемами, заботами родных. Ее любовь искренна, без притворства. Будучи еще юной девушкой, она любит папеньку, тетушку, которая живет в Брянске, своего преподавателя французского. Затем влюбляется в театрального импресарио Кукина, живущего по соседству во флигеле. Человека малопривлекательного: ростом невысоким, худощавого телосложения, с зачесанными висками и желтоватым лицом. Этого вечно недовольного, ворчащего человека. Он постоянно жалуется то на дождливую погоду, на то, что люди не идут в его театр.

    Сама не замечая, Оленька буквально растворяется в его проблемах. Она заражается презрительным отношением мужа к посетителям театра, постоянно повторяет дословно его слова. Посещает репетиции и делает замечания, если сцены слишком фривольны. Актеры пользуются ее добротой, берут деньги в долг, но отдавать не спешат. Между собой они называют ее «мы с Ванечкой». Эта фраза постоянно звучит и в разговорах самой девушки. Узнав о смерти мужа, Душечка теряет смысл жизни, ее внутреннее содержание.

    Пустоту, образовавшуюся в душе необходимо заполнить, и Оленька находит утешение в новой безрассудной любви к лесоторговцу Пустовалову. Ее буквально поглощают его проблемы. Теперь ее заботами стали продажа леса, цены на него. Но и жизнь с Пустоваловым продолжается не долго, он умирает. И Душечка вновь теряет смысл жизни.

    На смену этой любви приходит любовь к ветеринарному врачу Смирнину, который поссорился с женой. Теперь ее проблема – плохой ветеринарный надзор в городе. Но и эта связь длится не долго, врача переводят в другой город. Жизнь Ольги Семеновны вновь теряет смысл, она чахнет и стариться. Однако Смирнин вновь приезжает в город вместе с сыном Сашей. Они поселяются во флигели рядом с домом Оленьки. Мальчик поступает в гимназию. Душечка с головой уходит в гимназические проблемы Саши, живет его радостями и печалями, сетует соседям на сложности обучения. В ее речи звучат слова «мы с Сашенькой», она постоянно цитирует выдержки из учебников. Ее мечты направлены на будущее Саши. Ольга видит его инженером или доктором, в большом доме, женатым, имеющим детей. Одно лишь тревожит женщину, она очень боится, что мальчика могут забрать родители.

    «Душечка» - рассказ о человеке, который способен полюбить страстно, всем сердцем. Оленька трогательна в проявлении своих забот, но одновременно и смешна. Для нее любить – не получать, а отдавать себя всецело, жить интересами и проблемами других.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение Домашние обязанности

      В любой семье есть свои порядки, правила и традиции. И хотя все семьи отличаются друг от друга, одно остается неизменным – у каждого члена семьи должны быть свои обязанности

    • Сочинение Константин Треплев в пьесе Чайка Чехова (характеристика и образ героя)

      Чехов написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе, как например «Чайка». Здесь главным героем стал молодой человек по имени Треплев Константин Гаврилович. Его отец был актером, которого знал весь мир.

    • Образ и характеристика Сони Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение

      Соня Ростова кажется одной из самых несчастных героинь романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Что же представляет из себя эта девушка на самом деле?

    • Анализ рассказа Живая шляпа Носова

      Творчество советского детского писателя Н. Н. Носова проникнуто искренней любовью к детям. Рассказ “Живая шляпа” написан в 1938 году, когда только начиналась карьера писателя.

    • Сочинение Тема Родины в лирике Есенина (в творчестве, стихах, произведениях)

      Тема любви к Родине проходит через всё творчество Есенина. Он родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. В молодости, когда мир воспринимается сквозь розовые очки, поэт пишет, что ему не надо никакого рая

    Антон Павлович Чехов написал рассказ «Душечка» в 1899 году. Он относится к позднему творчеству писателя. Примечательно, что Чехова «Душечка» сразу же вызвала неоднозначную оценку в литературных кругах.

    Основная тема произведения - любовь. Только у главной героини она становится не просто потребностью, а смыслом жизни. Причем гораздо важнее для нее не получать любовь, а дарить ее. Комичность ситуации в том, что каждый раз история самоотверженных глубоких чувств героини повторяется. Композиция рассказа состоит из четырех частей: по числу сердечных привязанностей в жизни Оленьки. Приведем ниже краткое изложение данного литературного творения.

    Несколько слов о главной героине

    Оленька Племянникова, дочь коллежского асессора в отставке, живет в своем доме вместе с отцом. Это розовощекая барышня с белой нежной шейкой, пухлыми ручками, кротким взглядом и умильной улыбкой.

    Окружающие любят симпатичную девушку. Она нравится всем без исключения. При разговоре с ней так и хочется тронуть ее за руку и сказать ей: «Душечка!» В душе Оленьки постоянно присутствует какая-нибудь привязанность: сначала она была влюблена в учителя французского, затем стала обожать своего папеньку, а после тетушку, навещавшую ее два раза в год. Проблема в том, что эти симпатии часто сменяют одну другую. Но Оленьку это не беспокоит, как и окружающих ее людей. Им импонирует наивность девушки, ее доверчивость и тихая доброта. Так описывает свою героиню в рассказе «Душечка» Чехов. Краткое содержание поможет составить представление о личных качествах героини. Образ ее противоречив: с одной стороны, она наделена даром самоотверженной любви. Так раствориться в своей второй половинке дано далеко не каждому. И это, безусловно, вызывает у читателя уважение к героине. Однако, с другой стороны, она предстает перед нами легковерной и ветреной особой. Полное отсутствие духовных интересов, неимение собственных взглядов и представлений об окружающем мире - все это вызывает насмешку читателя.

    Кукин - первая привязанность Оленьки

    В большом доме Племянниковых квартирует некто Иван Петрович Кукин, содержатель и антрепренер развлекательного сада «Тиволи». Оленька часто видит его во дворе. Кукин постоянно жалуется на жизнь. От него только и слышно: «Публика нынче дика и невежественна. Что ей оперетта, феерия? Ей балаган подавай! Никто не ходит. Да и эти дожди каждый вечер! А мне аренду, зарплату артистам платить надо. Сплошные убытки. Я разорен!» Оленьке очень жаль его. С другой стороны, в ее сердце просыпается любовь к этому человеку. Ну и что, что он тощ, мал ростом и говорит визгливым голоском. В ее представлении Кукин - герой, ежедневно сражающийся со своим главным врагом - невежественной публикой. Симпатия героини оказывается взаимной, и вскоре молодые женятся. Теперь Оленька вовсю работает в театре мужа. Она, так же как и он, ругает публику, рассуждает о важности в жизни человека искусства и дает взаймы актерам. Зимой дела супругов идут лучше. Вечерами Оленька поит Ивана Петровича чаем с малиной и кутает в теплые пледы, желая поправить пошатнувшееся здоровье мужа.

    К сожалению, счастье молодых было недолгим: в Великий пост уехал Кукин в Москву набирать новую труппу и там скоропостижно скончался. Похоронив мужа, барышня погрузилась в глубокий траур. Правда, длился он недолго. О том, что было дальше, нам поведает рассказ Чехова «Душечка». А пока мы видим, что героиня, проникнувшись мыслями своего супруга, становится его тенью и эхом. Ее индивидуальных качеств как будто и не было. Со смертью супруга женщина теряет и смысл жизни.

    Оленька вновь выходит замуж

    Когда Оленька, как обычно, возвращалась с обедни домой, с ней рядом оказался Василий Андреич Пустовалов - управляющий лесными угодьями у купца Бабакаева. Он проводил женщину до калитки и ушел. Только с тех пор наша героиня себе места не находила. Вскоре в ее доме появилась сватья от Пустовалова. Молодые сыграли свадьбу и стали жить-поживать в мире и согласии. Теперь Оленька говорила только о лесных угодьях, о ценах на древесину, о трудностях ее транспортировки. Ей казалось, что она всегда этим занималась. В доме Пустоваловых было тепло и уютно, вкусно пахло домашней едой. Супруги никуда не выходили, проводя выходные лишь в обществе друг друга.

    Когда окружающие советовали «душечке» сходить и развеяться в театр, она отвечала, что это пустое занятие не для трудящихся людей. В отсутствие супруга, когда он уезжал за лесом, женщина скучала. Ее досуг иногда скрашивал военный ветеринар Смирнин. Этот господин в другом городе оставил жену с ребенком, что не мешало ему проводить время в обществе других женщин. Оленька стыдила его и настоятельно советовала одуматься и помириться с супругой. Так бы и длилось тихое семейное счастье «душечки» еще долгие годы, если бы не трагическая смерть ее мужа. Василий Андреич однажды простудился и скоропостижно скончался. Оленька вновь погрузилась в глубокий траур. На что хочет обратить внимание автор при описании второй привязанности героини, что здесь забавляет Чехова? Душечка - женщина самоотверженная, способная на большое и глубокое чувство. Комичность ситуации в том, что история великой любви до гробовой доски в жизни героини повторяется. И здесь то же самое: полное растворение в любимом, повторение эхом его слов, тихое семейное счастье и трагический финал.

    Новая симпатия героини

    Теперь окружающие почти не видели Оленьку. Лишь иногда ее можно было встретить в церкви или на овощном рынке с кухаркой. Но вскоре соседи уже лицезрели картину во дворе дома: «душечка» сидит за столиком в саду, а рядом с нею пьет чай Смирнин. Все стало понятным с того момента, как одной знакомой на почте Оленька вдруг поведала о проблеме заражения молока от больных коров и лошадей. С тех пор барышня только и говорила о чуме рогатого скота, о жемчужной болезни и многом другом. Оленька и Смирнин пытались держать отношения в тайне. Однако окружающим стало понятно: в сердце женщины появилась новая привязанность. О чем еще нам поведает в своем рассказе «Душечка» Чехов? Краткое содержание произведения позволяет проследить цепочку симпатий Оленьки. Автор дает читателю возможность проникнуться глубокими чувствами героини. И в то же время на примере повторения ситуации он показывает, как они ограничены и относительны. Нам становится понятным, как зарождалось новое чувство в сердце героини. Это третья ее привязанность. Комичным кажется то, что с ее приходом глубокий траур женщины моментально исчезает.

    Оленька остается одна

    Но не долго Оленька была счастлива и на этот раз. Смирнина вскоре распредели в дальний полк, и он уехал, не позвав с собой свою возлюбленную. Женщина осталась одна. Отец ее давно умер. Близких людей рядом не было. Начались для Оленьки черные деньки. Она похудела, подурнела и постарела. Знакомые, когда ее видели, старались перейти на другой конец улицы, чтобы с нею не встречаться. Летними вечерами Оленька сидела на крылечке, перебирая в памяти все свои привязанности. Но там как будто было пусто. Ей казалось, что смысла в жизни нет. Раньше она все могла объяснить, обо всем поговорить. Теперь же в сердце и мыслях ее была такая пустота, так было жутко и горько, как будто она «полыни объелась». Таким описал одиночество героини в своем Душечка живет лишь тогда, когда может дарить любовь близкому человеку рядом с нею. Казалось бы, здесь нужно пожалеть героиню, ведь она страдает. Но автор намеренно и сейчас принижает чувства Оленьки, иронизируя над ними в словах: «как будто полыни объелась…». И это справедливо. Далее мы увидим, как быстро меняются картины в жизни женщины от полного уныния и скорби до абсолютного счастья.

    Новый смысл жизни героини

    Все изменилось в один момент. Вернулся в город Смирнин со своей женой и десятилетним сыном. Оленька с радостью предложила ему с семьей пожить в ее доме. Сама же она перебралась во флигель. В ее жизни появился новый смысл. Она ходила счастливая, распоряжаясь во дворе. Эта перемена не скрылась от глаз окружающих. Знакомые заметили, что женщина помолодела, похорошела, поправилась. Всем стало понятно: вернулась прежняя «душечка». А это значит, что в ее сердце вновь новая привязанность. Далее мы увидим, чем же все-таки захватила Чехова душечка Оленька. Последняя ее симпатия являет собой пример самозабвенной нежности, готовности умереть за свое чадо. Наверное, каждая женщина в своей жизни должна реализовать эту природную потребность - дарить нежность и теплоту детям. Радует то, что и наша героиня состоялась как женщина и мать.

    Материнские чувства в душе Оленьки

    Оленька всем сердцем полюбила Сашеньку - сына Смирнина. Супруга бывшего ветеринара уехала в Харьков по делам, сам он целыми днями пропадал где-то, появляясь только поздно вечером. Ребенок целыми днями находился в доме один. Оленьке казалось, что он вечно голодный, позаброшенный своими родителями. Она забрала мальчика к себе во флигель. С какой нежностью женщина смотрела на него, провожая в гимназию.

    Как она баловала дитя, потчуя его беспрестанно сладостями. С каким удовольствием делала с Сашенькой домашнее задание. Теперь от «душечки» можно было слышать только об учебе в гимназии, учебниках, учителях и тому подобное. Оленька расцвела, пополнела. Одного боялась женщина - что у нее вдруг отберут ее любимого Сашеньку. С каким страхом она прислушивалась к стуку в калитку: а вдруг от матери мальчика, которая требует его к себе? На этом незавершенном моменте заканчивает свое произведение Чехов. «Душечка», анализ и краткое содержание которой здесь приведено, это рассказ о самоотверженной любви, которая так нечасто встречается в нашей жизни, о ее таких порой нелепых и смешных проявлениях. Главное в героине - неисчерпаемый запас нежности и тепла, заботы и ласки. Смешны и ничтожны по сравнению с нею ее избранники. Она же смешна лишь в той части, когда полностью принимает их образ жизни и их взгляды на действительность. Лишь в последней своей материнской привязанности она становится поистине прекрасна. В этом ее образе многие женщины наверняка узнают себя.

    Мы пересказали и проанализировали рассказ Чехова «Душечка», проследили, как женщина из недалекой мещанки превращается в настоящую чеховскую героиню.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта